Льготы по земельному налогу в Москве
О льготах по земельному налогу
Текст документа по состоянию на июль 2011 года
Управление МНС России по г. Москве в связи с поступающими от налоговых органов вопросами, связанными с предоставлением льгот по уплате земельного налога, сообщает следующее.
1. О взимании земельного налога с организаций, полностью освобожденных от уплаты налога в соответствии с Законом Российской Федерации "О плате за землю", за земли, занятые их жилищным фондом, и представлении налоговых деклараций по земельному налогу землепользователями - юридическими лицами, имеющими льготу по земельному налогу.
Статьей 8 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" установлена пониженная ставка по земельному налогу за земельные участки, занятые жилищным фондом.
Организации, которым предоставлены льготы на основании пунктов 4, 10, 11, 12, 15, 20, 23 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю", полностью освобождаются от уплаты земельного налога, в том числе за земли, занятые жилищным фондом.
В соответствии со статьей 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
Статья 12 Закона лишь предоставляет льготы по взиманию платы за землю, но не выводит данные земли из объекта налогообложения.
Таким образом, организации, полностью освобожденные в соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" от уплаты земельного налога, должны представлять в налоговые органы декларации по земельному налогу.
Основание: письмо МНС России от 04.04.2001 N 04-3-03/58-3663.
2. Об освобождении от уплаты земельного налога учреждений искусства, кинематографии, образования, здравоохранения, государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов либо за счет средств профсоюзов (за исключением курортных учреждений), детских оздоровительных учреждений независимо от источника финансирования.
Согласно пункту 4 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" от уплаты земельного налога полностью освобождаются учреждения искусства, кинематографии, образования, здравоохранения, государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов либо за счет средств профсоюзов (за исключением курортных учреждений), детские оздоровительные учреждения независимо от источников финансирования.
При предоставлении данной льготы необходимо иметь в виду, что в соответствии со статьей 120 части I Гражданского кодекса РФ учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
Основание: инструкция МНС России от 21.02.2000 N 56 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю".
3. Об освобождении от уплаты земельного налога государственных научных центров, а также высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений министерств и ведомств Российской Федерации.
Согласно пункту 11 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" от уплаты земельного налога полностью освобождаются государственные научные центры, а также высшие учебные заведения и научно-исследовательские учреждения министерств и ведомств Российской Федерации по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанного пункта Закона Правительство Российской Федерации распоряжением от 22.12.92 N 2399-р утвердило перечень высших учебных заведений, научно-исследовательских учреждений министерств и ведомств Российской Федерации, освобождаемых от уплаты земельного налога. В дополнение к указанному распоряжению Правительства Российской Федерации распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.04.93 N 729-р утвержден Перечень научно-исследовательских учреждений Российской Федерации, освобождаемых от платы за землю с 1992 года.
4. О предоставлении льготы по земельному налогу Центральному банку Российской Федерации, его учреждениям и структурным подразделениям, действующим в составе территориальных учреждений.
Пунктом 14 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" определено, что от уплаты земельного налога полностью освобождаются земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2002 N 5697/01 (доведено до налоговых органов письмом МНС России от 09.08.2002 N ШС-6-14/1212) установлено, что Центральный банк Российской Федерации с учетом его конституционно-правового статуса, а также его территориальные управления и расчетно-кассовые центры, через которые Банк России осуществляет властные полномочия на местах, вправе воспользоваться данной льготой.
5. О предоставлении льготы по земельному налогу в 2003 году организациям, имеющим земельные участки, на которых расположены объекты мобилизационного назначения, а также мобилизационные мощности.
В соответствии с пунктом 13 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" от уплаты земельного налога полностью освобождаются предприятия, научные организации и научно-исследовательские учреждения за земельные участки, непосредственно используемые для хранения материальных ценностей, заложенных в мобилизационный резерв Российской Федерации.
Федеральным законом от 24.12.2002 N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" действие статей 7-11 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" в части взимания платы за землю, на которой расположены объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и не используемые в текущем производстве, испытательные полигоны и склады для хранения всех видов мобилизационных запасов (резервов), приостановлено с 1 января по 31 декабря 2003 года.
В целях правомерности предоставления льготы по земельному налогу следует руководствоваться Положением о порядке экономического стимулирования мобилизационной подготовки экономики, утвержденным Минэкономики России, Минфином России и МНС России от 02.12.2002 N ГГ-181, N 13-6-5/9564, N БГ-18-01/3, которым определен порядок оформления документов, необходимых для предоставления вышеуказанной льготы (доведено письмом Управления МНС России по г. Москве от 08.04.2003 N 23-01/2/19083), а также письмом Минэкономразвития России от 12.03.2003 N 39-102 (доведено письмом Управления МНС России по г. Москве от 20.05.2003 N 23-01/2/26937 "О порядке экономического стимулирования мобилизационной подготовки экономики").
6. Об уплате земельного налога организациями водопроводно-канализационного хозяйства.
В соответствии с пунктом 9 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" (с изменениями и дополнениями) земли общего пользования населенных пунктов полностью освобождаются от уплаты земельного налога. Норма по полному освобождению от уплаты земельного налога земель общего пользования населенных пунктов отражена и в подпункте 21 пункта 5 инструкции МНС России от 21.02.2000 N 56 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю".
К земельным участкам общего пользования населенных пунктов согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации относятся не подлежащие приватизации земельные участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами.
При этом понятие "земли общего пользования населенных пунктов" не равнозначно понятию "земли, предоставленные для размещения объектов конкретной организации".
Законом Российской Федерации "О плате за землю" не предусмотрено освобождение от уплаты земельного налога организаций водопроводно-канализационного хозяйства, а также земель, предоставленных для размещения объектов организаций водопроводно-канализационного хозяйства.
Поэтому организации по эксплуатации водопроводных сетей и распределению воды на коммунально-бытовые нужды и населению, организации по эксплуатации канализационных сетей и организации других подотраслей коммунального хозяйства являются налогоплательщиками земельного налога как за земли, предоставленные для осуществления их деятельности, так и за земли, занятые их строениями и сооружениями (водозаборными сооружениями систем питьевого водоснабжения и объектами водоснабжения, водозаборными узлами, станциями перекачки, очистными сооружениями и другими, кроме подземных и внутренних водопроводных, канализационных, тепловых и газовых трубопроводов).
Основание: письмо МНС России от 04.11.2003 N 21-3-05/163а-АО345.
7. О нераспространении льготы по земельному налогу на физических лиц - членов автостоянок.
В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Согласно статьям 1 и 15 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" использование земли в Российской Федерации является платным. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи облагаются ежегодным земельным налогом. Основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком.
Статьей 12 указанного Закона установлена норма по полному освобождению отдельных категорий граждан от уплаты земельного налога. При этом льготой могут воспользоваться только налогоплательщики, то есть граждане, являющиеся собственниками земли, землевладельцами и землепользователями. На указанных лиц должны быть оформлены правоустанавливающие документы на земельные участки. Поэтому льготой по уплате земельного налога пользуются только физические лица, которые имеют в собственности, владении или пользовании земельные участки, т.е. непосредственно объекты налогообложения.
В случае когда правоустанавливающие документы на землю выданы юридическому лицу - автостоянке, налогоплательщиком (землепользователем) является указанное юридическое лицо, которое и уплачивает ежегодно земельный налог за всю площадь земельного участка, занимаемого автостоянкой, вне зависимости от последующего фактического размещения на ней автомобилей членов автостоянки, отнесенных к льготной категории граждан.
Закон Российской Федерации "О плате за землю" не предусматривает льгот юридическим лицам в отношении земельных участков, фактически используемых льготной категорией граждан.
Основание: письмо МНС России от 30.06.2003 N 21-3-07/35-11449.
8. О неприменении установленных льгот по земельному налогу в случае, когда плательщик, имеющий право на льготы, передает здания, сооружения и помещения в аренду другому лицу.
Статьей 12 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" определено, что с юридических лиц и граждан, освобожденных от уплаты земельного налога, при передаче ими земельных участков в аренду (пользование) взимается земельный налог с площади, переданной в аренду (пользование).
При передаче в аренду отдельно стоящих зданий и сооружений согласно статье 652 Гражданского кодекса Российской Федерации одновременно передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
Поэтому арендодатель, имеющий право на льготу, будет являться налогоплательщиком земельного налога только при передаче в аренду здания, сооружения в целом как единого объекта.
Законом Российской Федерации "О плате за землю" не предусмотрено взимание земельного налога за земли, приходящиеся на долю сдаваемых в аренду помещений в общих площадях зданий и сооружений.
Статьей 13 Закона города Москвы от 16.07.97 N 34 "Об основах платного землепользования в г. Москве" определено, что установленные льготы не применяются в случае, когда плательщик, имеющий право на льготы, передает земельный участок или расположенные на нем здания, сооружения и помещения в аренду или субаренду другому лицу или в качестве компенсации за работы, товары, услуги, в том числе по договорам о совместной деятельности. При передаче части указанной недвижимости эти льготы не применяются в части, пропорциональной доле недвижимости, переданной в аренду, субаренду или под совместную деятельность.
Поскольку земельный налог в соответствии со статьей 20 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" отнесен к местным налогам, то норма Закона города Москвы не противоречит Закону Российской Федерации "О плате за землю", а лишь уточняет порядок применения льготы по земельному налогу при передаче лицами, освобожденными от уплаты земельного налога, земельных участков и расположенных на низ зданий, сооружений и помещений в аренду (пользование) - льгота не применяется в части, пропорциональной доле недвижимости, переданной в аренду (пользование).
Таким образом, плательщик, освобожденный от уплаты земельного налога, уплачивает земельный налог в случае передачи в аренду другому лицу на территории города Москвы зданий, сооружений и помещений.
Основание: письма МНС России от 17.07.2003 N 21-3-05/143-ЮЗ03 и от 12.09.2003 N 21-3-05/42а-АЖ322.
9. О порядке определения налогооблагаемой площади земельного участка (до межевания территории) при передаче в аренду зданий, сооружений и помещений плательщиками, освобожденными от уплаты земельного налога.
Статьей 13 Закона города Москвы от 16.07.97 N 34 "Об основах платного землепользования в г. Москве" определено, что установленные льготы не применяются в случае, когда плательщик, имеющий право на льготы, передает земельный участок или расположенные на нем здания, сооружения и помещения в аренду или субаренду другому лицу или в качестве компенсации за работы, товары, услуги, в том числе по договорам о совместной деятельности. При передаче части указанной недвижимости эти льготы не применяются в части, пропорциональной доле недвижимости, переданной в аренду, субаренду или под совместную деятельность.
Согласно статье 652 Гражданского кодекса Российской Федерации при передаче в аренду отдельно стоящих зданий и сооружений одновременно передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
Статьей 8 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" определено, что в облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями, сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другим юридическим лицам и гражданам.
В соответствии со ст. 1 Закона города Москвы от 16.07.97 N 34 до межевания территории площадь земельного участка определяется суммированием площади застройки и расчетной дополнительной площади (для использования соответствующего здания или сооружения), принимаемой равной наименьшему из трех показателей:
а) площади застройки
б) площади незастроенной части имеющегося при здании обособленного земельного массива
в) площади, приходящейся на долю в жилом квартале или ином земельном массиве, соответствующую зданию или сооружению, уменьшенной на непосредственно занимаемую зданием или сооружением площадь. Доля, соответствующая зданию или сооружению, рассчитывается в порядке, установленном в части 2 статьи 6 данного Закона.
Таким образом, установленные льготы не применяются в части площади земельного налога (до межевания территории площадь рассчитывается вышеуказанным образом), пропорциональной доле недвижимости, переданной в аренду.
10. О лишении права организации на льготу по арендной плате за землю при передаче в аренду зданий, сооружений, помещений.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" использование земли в Российской Федерации является платным.
За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Согласно статье 15 названного Закона основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком.
В соответствии со статьей 4 Закона города Москвы от 16.07.97 N 34 "Об основах платного землепользования в г. Москве" объектом для исчисления земельного налога и арендной платы за землю являются земельные участки, права на которые учтены или зарегистрированы в установленном порядке, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6 данного Закона.
Согласно статье 16 Закона Российской Федерации "О плате за землю" за земельные участки, предназначенные для обслуживания строений, находящихся в раздельном пользовании нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог исчисляется отдельно каждому пропорционально площади строения, находящегося в их раздельном пользовании.
Пунктом 2 статьи 654 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что установленная в договоре аренды здания или сооружения плата за пользование зданием или сооружением включает плату за пользование земельным участком, на котором оно расположено, или передаваемой вместе с ним соответствующей частью участка, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 13 Закона города Москвы от 16.07.97 N 34 "Об основах платного землепользования в г. Москве" установленные льготы не применяются в случае, когда плательщик, имеющий право на льготы, передает земельный участок или расположенные на нем здания, сооружения и помещения в аренду или субаренду другому лицу или в качестве компенсации за работы, товары, услуги, в том числе по договорам о совместной деятельности. При передаче части указанной недвижимости эти льготы не применяются в части, пропорциональной доле недвижимости, переданной в аренду, субаренду или под совместную деятельность.
Таким образом, организация лишается права на льготу по арендной плате за землю в части доли земельного участка, перешедшей на праве аренды к организации, не имеющей права на льготу.
При этом статьей 14 Закона города Москвы от 16.07.97 N 34 "Об основах платного землепользования в г. Москве" установлено, что контроль за правильностью и своевременностью внесения арендных платежей осуществляет Московский земельный комитет.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы
Российской Федерации I ранга
Льгота по земельному налогу
Вопрос
Может ли федеральное бюджетное учреждение культуры (музей), находящееся в Москве, воспользоваться льготой по земельному налогу и быть освобожденным от его уплаты?
Ответ
Нет, не может.
В Законе Москвы от 24.11.2004 № 74 О земельном налоге указано, что только бюджетные учреждения города Москвы освобождаются от налогообложения земельным налогом в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на них функций. Ваше учреждение является федеральным, и не может быть отнесено к данной категории.
Кроме того, законодательством (Налоговый кодекс РФ, Земельный кодекс РФ) не предусмотрено освобождения по земельному налогу для учреждений культуры, в частности, для музеев. Подробная информация, какие учреждения не должны уплачивать земельный налог представлена ниже.
1. Рекомендация: Кто должен платить земельный налог
Налогоплательщики
Земельный налог платят организации и граждане, обладающие земельным участком, признаваемым объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. По земельным участкам, находящимся на праве безвозмездного срочного пользования или аренды, платить налог не нужно. Такие правила установлены статьей 388 Налогового кодекса РФ.
Участки, не облагаемые земельным налогом
Не признаются объектами налогообложения земельные участки, указанные в пункте 2 статьи 389 Налогового кодекса РФ.*
Во-первых . это земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством. Полный перечень таких земель указан в пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса РФ.
В целях исключения таких земель из объектов налогообложения достаточно подтвердить наличие на земельном участке объектов, указанных в пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса РФ, и их принадлежность России на праве собственности.
Во-вторых . это земельные участки, ограниченные в обороте, а именно:
Это следует из положений пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса РФ и пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ.
В отношении земель, ограниченных в обороте, их исключение из объектов налогообложения связано с категорией земель и имеющимися на них объектами.
Так, в отношении земель лесного фонда достаточно подтвердить их отнесение к категории таких земель. Например, информацией из Государственного лесного реестра.
В отношении земель, которые заняты объектами культурного наследия, достаточно подтвердить нахождение на участке таких объектов. Например, информацией из регистрационного реестра Государственного свода особо ценных объектов культурного наследия народов России.
В отношении земель, в пределах которых расположены водные объекты, нужно подтвердить категорию земель и форму собственности на такой объект (его нахождение в государственной собственности). Например, информацией из Государственного водного реестра.
Льготы по земельному налогу
Некоторые организации освобождаются от уплаты земельного налога. К ним, в частности, относятся:*
Полный перечень плательщиков, пользующихся льготами по земельному налогу, указан в статье 395 Налогового кодекса РФ.
От уплаты земельного налога могут освобождаться и другие категории плательщиков, если это предусмотрено местным законодательством. Также местные власти могут предоставлять льготы в виде:*
Об этом сказано в пункте 2 статьи 387 Налогового кодекса РФ. Правила отражения льгот в декларации по земельному налогу установлены в разделе V Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 28 октября 2011 г. № ММВ-7-11/696 .
2. Налоговый кодекс РФ
Часть вторая
РАЗДЕЛ X. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ
Глава 31. Земельный налог
Статья 395. Налоговые льготы
Освобождаются от налогообложения:*
1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации - в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций
2) организации - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования
4) религиозные организации - в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения
5) общеРоссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, - в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности
организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общеРоссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, - в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общеРоссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг)
учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общеРоссийские общественные организации инвалидов, - в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям
6) организации народных художественных промыслов - в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов
7) физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов - в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов
9) организации - резиденты особой экономической зоны, за исключением организаций, указанных в пункте 11 настоящей статьи, - в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок
10) организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом Об инновационном центре Сколково. - в отношении земельных участков, входящих в состав территории инновационного центра Сколково и предоставленных (приобретенных) для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций в соответствии с указанным Федеральным законом
11) судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, - в отношении земельных участков, занятых принадлежащими им на праве собственности и используемыми в целях строительства и ремонта судов зданиями, строениями, сооружениями производственного назначения, с даты регистрации таких организаций в качестве резидента особой экономической зоны сроком на десять лет.
3. Земельный кодекс РФ
Глава V. Возникновение прав на землю
Статья 27. Ограничения оборотоспособности земельных участков
1. Оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
2. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
3. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.
4. Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:*
1) государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса)
2) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы
3) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды
4) объектами организаций федеральной службы безопасности
5) объектами организаций органов государственной охраны
6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ
7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования
8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний
9) воинскими и гражданскими захоронениями
10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.
5. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:*
1) в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи
2) из состава земель лесного фонда
3) в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности
4) занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия
5) предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи
6) не указанные в пункте 4 настоящей статьи в границах закрытых административно-территориальных образований
7) предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров
8) предоставленные для нужд связи
9) занятые объектами космической инфраструктуры
10) расположенные под объектами гидротехнических сооружений
11) предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств
12) загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли
4. ЗАКОН МосквЫ ОТ 24.11.2004 № 74
О земельном налоге
Статья 3.1. Налоговые льготы

1. Освобождаются от налогообложения:
1) органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве - в отношении земельных участков, используемых ими для непосредственного выполнения возложенных на них функций
2) автономные, бюджетные и казенные учреждения города Москвы и внутригородских муниципальных образований в городе Москве, а также учреждения, финансируемые за счет средств профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, - в отношении земельных участков, предоставленных для оказания услуг в области образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта
3) автономные, бюджетные и казенные учреждения города Москвы и внутригородских муниципальных образований в городе Москве - в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на них функций*
В Новой Москве введены льготы по земельному налогу
03.06.2014 Льготное налогообложение применяется для оздоровительных и промышленных организаций на присоединенных к столице территориях.
Как сообщил во вторник на заседании столичного правительства глава департамента городского имущества Владимир Ефимов, при присоединении новых территорий в городе Москве был введен переходный период части действующих на территории ставок земельного налога. Этот период завершился 1 января 2014 года и для ряда налогоплательщиков произошло резкое увеличение налоговых выплат.
По словам чиновника, учитывая рост налоговой нагрузки и более плавный переходный период, необходимо внести изменения в закон города Москвы о земельном налоге.
Таким образом, с 1 января 2014 года устанавливается пониженная ставка земельного налога - 0,25% от кадастровой стоимости с постепенным увеличением размера ставки к 2018 году до 0,45% в отношении земельных участков, занятых санаторно-курортными организациями, а также федеральными учреждениями здравоохранения и федеральными учреждениями оздоровительного профиля.
Для земельных участков, предназначенных для размещения производственных зданий, строений, сооружений промышленности вводится ставка в 0,3% с последующим повышением до 1%.
Земельный налог: льготы по земельному налогу
Опубликовано в 09.09.2010
Авдеев В.В.
По состоянию на 22 января 2010 года
Льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.
Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются Налоговым кодексом Российской
Федерации (далее - НК РФ) и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах).
В данной статье рассмотрим льготы по земельному налогу, установленные положениями НК РФ. Также рассмотрим льготы, предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах), на примере города Москвы.
Земельный налог, согласно пункту 1 статьи 15 НК РФ, является местным налогом.
В силу статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге земельный налог устанавливается НК РФ и законами городов Москвы и Санкт-Петербурга, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с этими же нормативными документами и обязателен к уплате на территориях названных субъектов Российской Федерации.
Устанавливая земельный налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 "Земельный налог" НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.
Также при установлении указанного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Таким образом, льготы по земельному налогу могут предоставляться налогоплательщикам как на основании положений НК РФ, так и на основании нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований (законов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
Перечень льгот по земельному налогу, установленных НК РФ, приведен в статье 395 НК РФ. Так, согласно указанной статье освобождаются от налогообложения:
- организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации - в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций (пункт 1 статьи 395 НК РФ).
Напомним, что уголовно-исполнительная система в соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее - Закон РФ N5473-1) включает в себя:
Кроме того, в уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения.
Перечень видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2000 г. N 89 "Об утверждении перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему".
Таким образом, если организация (учреждение) входит в указанный выше Перечень или если данная организация (учреждение) включена в уголовно-исполнительную систему Министерства юстиции Российской Федерации, то она в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эту организацию (учреждение) функций, имеет право на льготу по земельному налогу. Подтверждением сказанному являются, в частности, Постановления ФАС Центрального округа от 13 августа 2008 г. по делу N А14-2375/2008/68/24, от 18 февраля 2008 г. по делу N А14-7273-2007/332/25.
- Организации - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования (пункт 2 статьи 395 НК РФ).
Понятие "организации" дано в пункте 2 статьи 11 НК РФ, согласно которому организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.
27.02.2013 г. Льготы по земельному налогу
В соответствии с Налоговым Кодексом РФ ст. 391 п. 5 для налогоплательщиков - физических лиц предусмотрено уменьшение налоговой базы на необлагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков:
1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы
2) инвалидов, имеющих I группу инвалидности, а также лиц, имеющих II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года
(пп. 2 в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 395-ФЗ)
3) инвалидов с детства
4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий
5) физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1), в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"
6) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах
7) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.
6. Уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, установленную пунктом 5 настоящей статьи, производится на основании документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.
В соответствии со ст. 387 НК РФ при установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
В связи с выше изложенным, органами муниципальных образований установлены льготы в размере 100% освобождения от уплаты земельного налога, для следующих категорий граждан:
Хотынецкий район
· пгт. Хотынец Хотынецкого муниципального района Орловской области:
o Дополнительных льгот не установлено.
· Аболмасовское сельское поселение Хотынецкого муниципального района Орловской области:
o Дополнительных льгот не установлено.
· Алехинское сельское поселение Хотынецкого муниципального района Орловской области:
o Дополнительных льгот не установлено.

· Богородицкое сельское поселение Хотынецкого муниципального района Орловской области:
o Дополнительных льгот не установлено.
· Ильинское сельское поселение Хотынецкого муниципального района Орловской области:
o Дополнительных льгот не установлено.
· Краснорябинское сельское поселение Хотынецкого муниципального района Орловской области:
o Дополнительных льгот не установлено.
· Меловское сельское поселение Хотынецкого муниципального района Орловской области:
o Дополнительных льгот не установлено.
Информация об установленных дополнительных льготах по земельному налогу отдельным категориям граждан подготовлена на основании постановлений сельских поселений предоставленных в налоговую инспекцию по состоянию на 25.02.2013 года. В случаи поступления изменений или дополнений в отношении предоставления дополнительных льгот на 2013 год будет сделана повторная публикация.
Новые авторы
Льготы по земельному налогу
В соответствии с Налоговым Кодексом РФ ст. 391 п. 5 для налогоплательщиков - физических лиц предусмотрено уменьшение налоговой базы на необлагаемую налогом сумму в размерерублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков:
1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы
2) инвалидов, имеющих I группу инвалидности, а также лиц, имеющих II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года
(пп. 2 в ред. Федерального закона от 01.01.2001 N 395-ФЗ)
3) инвалидов с детства
4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий
5) физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (в редакции Закона Российской Федерации от 01.01.01 года N 3061-1), в соответствии с Федеральным законом от 01.01.01 года N 175-ФЗ О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении Маяк и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча и в соответствии с Федеральным законом от 01.01.01 года N 2-ФЗ О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне
6) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах
7) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.
6. Уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, установленную пунктом 5 настоящей статьи, производится на основании документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.
В соответствии со ст. 387 НК РФ при установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
В связи с выше изложенным, органами муниципальных образований установлены льготы в размере 100% освобождения от уплаты земельного налога, для следующих категорий граждан:
Троснянский район
· Воронецкое сельское поселение Троснянского муниципального района Орловской области :
o Физические лица, удостоенные звания Почетный гражданин Троснянского района
o Ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны.
· Жерновецкое сельское поселение Троснянского муниципального района Орловской области:
o Физические лица, удостоенные звания Почетный гражданин Троснянского района
o Ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны.
· Ломовецкое сельское поселение Троснянского муниципального района Орловской области:
o Физические лица, удостоенные звания Почетный гражданин Троснянского района
o Ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны.
· Малахово-Слабодское сельское поселение Троснянского муниципального района Орловской области:
o Физические лица, удостоенные звания Почетный гражданин Троснянского района
o Ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны.
· Муравльское сельское поселение Троснянского муниципального района Орловской области:
o Физические лица, удостоенные звания Почетный гражданин Троснянского района
o Ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны.
· Никольское сельское поселение Троснянского муниципального района Орловской области:
o Физические лица, удостоенные звания Почетный гражданин Троснянского района
o Ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны.
· Пенновское сельское поселение Троснянского муниципального района Орловской области:
o Ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны.
Информация об установленных дополнительных льготах по земельному налогу отдельным категориям граждан подготовлена на основании постановлений сельских поселений предоставленных в налоговую инспекцию по состоянию на 25.02.2013 года. В случаи поступления изменений или дополнений в отношении предоставления дополнительных льгот на 2013 год будет сделана повторная публикация. .
Зам. начальника МРИ ФНС России №8 по Орловской области Соколов А. П.
О налогах на землю и имущество физических лиц
Плательщиками этих налогов является большинство жителей нашего города.
Налог на имущество обязаны уплачивать граждане, имеющие в собственности квартиры (в том числе приватизированные), частные домовладения, гаражи, дачи и другие нежилые помещения, независимо от того эксплуатируются ли собственником принадлежащие ему имущество и земля.
Плательщиками земельного налога являются граждане, обладающие земельными участками на правах собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненно наследуемого владения.
Если строения (помещения) и земельные участки находятся в общей долевой собственности нескольких совладельцев, то налоговые платежи предъявляются каждому из собственников в соответствии с их долей в праве собственности.
Налог на имущество начисляется от суммарной (общей) инвентаризационной стоимости всех объектов, принадлежащих гражданину на праве собственности в следующих размерах:
– до 300 000 руб. – 0,1 %.
– от 300001 до 500000 руб. – 0,3%,
– свыше 500 000 руб. – 2,0 % от всей суммарной стоимости.
Земельный налог начисляется от кадастровой стоимости земельных участков и устанавливается в следующих размерах :
– 0,3 % для земельных участков, занятых жилищным фондом, индивидуальными и кооперативными гаражами
– 0,2% для земельных участков, предоставленных для садоводства и огородничества
– 1,5 % для прочих земельных участков.
В случаях, когда граждане своевременно не были привлечены к уплате налогов, исчисление им налогов может быть произведено не более чем за три предшествующих налоговых периода. За такой же период допускается пересмотр неправильно произведенного налогообложения .
Уплата имущественного налога производится равными долями в два срока – не позднее 15 сентября и 15 ноября текущего года.
По желанию плательщика можно уплатить в полной сумме по первому сроку – 15 сентября.
За нарушение гражданами установленных сроков платежей по налогам начисляется пеня в размере 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день.
Для информирования граждан о сроках уплаты и суммах исчисленного налога, налоговые органы направляют гражданам налоговые уведомления и заполненные бланки квитанций на уплату налога по каждому сроку.
В случае возникновения в течение года у плательщика права на льготу по налогам, они освобождаются от платежей начиная с того месяца, в котором возникло право на льготу, для чего должны самостоятельно подтвердить это право необходимыми документами, предъявив их в инспекцию для корректировки начисленных сумм налогов.
Законодательством установлен следующий перечень льгот по налогам:
– по налогу на имущество – пенсионеры (по возрасту, инвалидности всех групп, по утере кормильца) участники Великой Отечественной войны
– по налогу на имущество и землю – граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС
– по налогу на землю – участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним граждане (в т.ч.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!