Применение налоговых льгот предприятии
ПОЛОЖЕНИЕ о порядке применения налоговых льгот для предприятий, производящих потребительские товары и товары детского ассортимента
НАСТОЯЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ УТРАТИЛО СИЛУ с введением в действие с 1 января 2008 нового налогового кодекса РУз
УТВЕРЖДЕНО Постановлением от 08.04. 2003 г. МФ № 53, ГНК № 2003-43,
зарегистрированным МЮ 21.04.2003 г. № 1235
(Наименование в редакции Постановления МФ и ГНК, зарегистрированного МЮ 13.03.2006 г. № 1235-1)
В настоящее Положение внесены изменения в соответствии с
Постановлением МФ и ГНК, зарегистрированным МЮ 13.03.2006 г. № 1235-1
Настоящее Положение разработано в соответствии с Налоговым кодексом Республики Узбекистан, статьей 7 Закона Республики Узбекистан О государственной налоговой службе и постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 13 ноября 2002 года № 390 О мерах по стимулированию насыщения рынка потребительскими товарами и совершенствованию взаимоотношений производителей и торгующих организаций и определяет порядок начисления и уплаты налогов, с учетом предоставляемых налоговых льгот, предприятиями, производящими потребительские товары и товары детского ассортимента. (Преамбула в редакции Постановления МФ и ГНК, зарегистрированного МЮ 13.03.2006 г. № 1235-1)
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 13 ноября 2002 года № 390 О мерах по стимулированию насыщения рынка потребительскими товарами и совершенствованию взаимоотношений производителей и торгующих организаций с 1 января 2003 года по 31 декабря 2007 года для предприятий, производящих потребительские товары, указанные в приложении к вышеназванному постановлению, предусмотрены льготы по уплате налога на доходы (прибыль), единого налогового платежа, акцизного налога. (Пункт в редакции Постановления МФ и ГНК, зарегистрированного МЮ 13.03.2006 г. № 1235-1)
2. Средства, высвобождаемые в связи с предоставлением вышеназванных льгот, направляются предприятиями только на мероприятия, связанные с увеличением объемов производства, расширением ассортимента и повышением конкурентоспособности выпускаемых потребительских товаров.
Порядок оформления и отражения в бухгалтерском учете льгот, предоставленных предприятиям, регулируется Положением о порядке оформления и отражения в бухгалтерском учете льгот, предоставленных юридическим лицам по налогам, таможенным и обязательным платежам, утвержденным постановлением Министерства финансов, Государственного налогового комитета и Государственного таможенного комитета от 24 февраля 2005 года №№ 29, 2005-25, 01-02/8-3 (рег. № 1463 от 2 апреля 2005 года - Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2005 г. № 14, ст. 105). (Абзац в редакции Постановления МФ и ГНК, зарегистрированного МЮ 13.03.2006 г. № 1235-1)
В случае нецелевого использования средств, высвобожденных в результате освобождения от налогообложения, эти средства в полном объеме перечисляются в бюджет с учетом штрафных санкций, предусмотренных действующим законодательством.
К специализированным предприятиям, производящим потребительские товары, относятся предприятия у которых объем потребительских товаров в общем объеме производимых товаров составляет не менее 60 процентов.
К специализированным предприятиям, производящим товары детского ассортимента, относятся предприятия, у которых в общем объеме производимых товаров в натуральном выражении товары детского ассортимента составляют не менее 60 процентов.
Перечень товаров детского ассортимента и предметов женской гигиены утвержден распоряжением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14.07.99 г. № 327-ф.
Абзац седьмой исключен в соответствии с Постановлением МФ и ГНК, зарегистрированным МЮ 13.03.2006 г. № 1235-1
Для предприятий оптовой торговли льгота в виде снижения ставки единого налога с валовой выручки при реализации производимых в республике потребительских товаров действует с 1 января 2003 года по 31 декабря 2004 года.
II. ЛЬГОТЫ, ПРЕДОСТАВЛЕННЫЕ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ, ПРОИЗВОДЯЩИХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ТОВАРЫ
§ 1. По налогу на доходы (прибыль)
§ 2. По единому налоговому платежу
§ 3. По акцизному налогу
§ 4. По начислению амортизации
§ 1. По налогу на доходы (прибыль)
Льготы в виде снижения ставки налога на доходы (прибыль):
а) предприятия, производящие потребительские товары, уплачивают налог на доходы (прибыль) по доходам, полученным от производства потребительских товаров, по ставке, сниженной на 20 процентов против действующей
б) предприятия, производящие товары детского ассортимента, уплачивают налог на доходы (прибыль) по доходам, полученным от производства товаров детского ассортимента, по ставке 7 процентов.
Для применения вышеназванных льгот предприятия должны вести раздельный учет по доходам (расходам), полученным от реализации потребительских товаров (товаров детского ассортимента). При этом к расчету по налогу на доходы (прибыль) за 1 квартал, 1 полугодие, 9 месяцев, год прилагается справка по форме согласно приложению № 1 к настоящему Положению.
В случае, если предприятие является экспортером потребительских товаров собственного производства, то первоначально рассчитывается ставка в целом по предприятию исходя из доли экспорта в общем объеме реализации, после чего применяются льготы, указанные в пункте 1 настоящего Положения.
Пример расчета ставки и суммы налога на доходы (прибыль) для предприятий, производящих потребительские товары, приводится в приложении № 2 к настоящему Положению.
Льготы в виде уменьшения налогооблагаемой базы:
а) доходы (прибыль) предприятий, полученные за счет прироста физических объемов производства потребительских товаров, освобождаются от уплаты налога на доходы (прибыль), то есть сумма прибыли, полученная за счет прироста, исключается из налогооблагаемой базы при исчислении налога на доходы (прибыль).
Прирост физических объемов производства потребительских товаров определяется как разница между объемом производства продукции в натуральном выражении отчетного периода и соответствующего периода прошлого года.
Данная льгота применяется нарастающим итогом (за 1 квартал, 1 полугодие, 9 месяцев и год) при расчете налога на доходы (прибыль).
Пример расчета уменьшения налогооблагаемой базы при исчислении налога на доходы (прибыль) за счет прироста физических объемов потребительских товаров приводится в приложении № 3 к настоящему Положению
б) расходы предприятий на рекламу потребительских товаров собственного производства в полном объеме вычитаются из налогооблагаемой базы при исчислении налога на доходы (прибыль).
Расчеты налога на доходы (прибыль) представляются в установленном порядке в органы государственной налоговой службы по форме согласно приложению № 4 к настоящему Положению.
§ 2. По единому налоговому платежу
(Название в редакции Постановления МФ и ГНК, зарегистрированного МЮ 13.03.2006 г. № 1235-1)
Микрофирмы и малые предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивают единый налоговый платеж от выручки, полученной от производства потребительских товаров, по ставке, сниженной на 25 процентов против действующей (Абзац в редакции Постановления МФ и ГНК, зарегистрированного МЮ 13.03.2006 г. № 1235-1)
Для применения льготы по снижению ставки на потребительские товары предприятия должны вести раздельный учет по выручке, полученной от реализации потребительских товаров.
Пример расчета ставки и суммы единого налогового платежа для предприятий, производящих потребительские товары, приводится в приложении № 5 к настоящему Положению (Абзац в редакции Постановления МФ и ГНК, зарегистрированного МЮ 13.03.2006 г. № 1235-1)
Выручка микрофирм и малых предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения, полученная за счет прироста физических объемов производства потребительских товаров, освобождается от уплаты единого налогового платежа. (Абзац в редакции Постановления МФ и ГНК, зарегистрированного МЮ 13.03.2006 г. № 1235-1)
Прирост физических объемов производства потребительских товаров определяется как разница между объемом производства продукции в натуральном выражении отчетного периода и соответствующего периода прошлого года. Данная льгота применяется нарастающим итогом (за 1 квартал, 1 полугодие, 9 месяцев и год) при расчете единого налогового платежа. Пример расчета уменьшения валовой выручки за счет прироста физических объемов потребительских товаров приводится в приложении № 6 к настоящему Положению и прилагается к расчету единого налогового платежа субъекта малого предпринимательства. (Абзац в редакции Постановления МФ и ГНК, зарегистрированного МЮ 13.03.2006 г. № 1235-1)
Расчет единого налогового платежа субъекта малого предпринимательства представляется в установленном порядке в органы государственной налоговой службы по форме согласно приложению № 7 к настоящему Положению. (Абзац в редакции Постановления МФ и ГНК, зарегистрированного МЮ 13.03.2006 г. № 1235-1)
§ 3. По акцизному налогу
Предприятия, производящие непродовольственные потребительские товары (за исключением табачных и ювелирных изделий, мыла хозяйственного и туалетного, а также бензина), освобождаются от уплаты в бюджет акцизного налога при условии целевого направления высвобождаемых средств на увеличение производства, расширение ассортимента и повышение конкурентоспособности выпускаемых потребительских товаров.
§ 4. По начислению амортизации
Предприятиям, производящим потребительские товары, предоставляется право самостоятельно определять размеры ежегодного списания амортизационных отчислений исходя из полезного срока службы основных средств. При этом годовой размер амортизационных отчислений в целях налогообложения не должен превышать норм, установленных Налоговым кодексом Республики Узбекистан.
Раздел III утратил силу в соответствии с Постановлением МФ и ГНК, зарегистрированным МЮ 13.03.2006 г. № 1235-1
III. ЛЬГОТЫ, ПРЕДОСТАВЛЕННЫЕ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ, СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ НА ПРОИЗВОДСТВЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ
§ 1. По земельному налогу
§ 2. По налогу на имущество
§ 3. По обязательной продаже валютной выручки
§ 4. По таможенным платежам
§ 1. По земельному налогу
Специализированные предприятия, производящие потребительские товары, уплачивают земельный налог в установленном порядке по действующим ставкам, но не более установленных для средней зоны соответствующих городов и поселков.
В городах, где установлены 4 зоны, за среднюю зону принимается 2 зона в поселках, где существует 3 зоны, за среднюю зону принимается 2 зона в городе Ташкенте за среднюю зону принимается 7 зона.
Пример расчета ставки и суммы земельного налога для специализированных предприятий, производящих потребительские товары, приводится в приложении № 8 к настоящему Положению.
Расчет земельного налога представляется в установленном порядке в органы государственной налоговой службы по форме согласно приложению № 9 к настоящему Положению.
§ 2. По налогу на имущество
Для специализированных предприятий, производящих потребительские товары, при исчислении налога на имущество налогооблагаемая база уменьшается на стоимость оборудования для производства потребительских товаров, приобретенного за счет кредитов, на срок погашения этих кредитов, но не более 7 лет.
§ 3. По обязательной продаже валютной выручки
Специализированные предприятия, производящие потребительские товары, производят обязательную продажу валютной выручки от экспорта потребительских товаров, уменьшенной на стоимость импортированных сырья, материалов и комплектующих изделий для собственных производственных нужд.
§ 4. По таможенным платежам
Предприятия, специализирующиеся на производстве потребительских товаров, уплачивают таможенные платежи (кроме сборов за таможенное оформление) по импорту сырья, материалов и комплектующих изделий, используемых в собственном производстве для выпуска потребительских товаров, не позднее 60 дней после таможенного оформления, а микрофирмы и малые предприятия не позднее 90 дней. При этом, сырье, завозимое для производства потребительских товаров на давальческой основе (по толлингу), освобождается от уплаты таможенных платежей, за исключением сборов за таможенное оформление.
Для предоставления названной льготы предприятия при таможенном оформлении представляют в органы государственной таможенной службы только справку от органов статистики, с подтверждением, что данное предприятие относится к специализированным на производстве потребительских товаров.
При этом органам государственной таможенной службы запрещается запрашивать дополнительные документы при предоставлении данной льготы (предусмотренные статьями 110 и 111 Таможенного кодекса Республики Узбекистан).
После истечения срока предоставленной льготы уплата таможенных платежей осуществляется по курсу Центрального банка Республики Узбекистан на дату оформления таможенной декларации.
Раздел IV утратил силу в соответствии с Постановлением МФ и ГНК, зарегистрированным МЮ 13.03.2006 г. № 1235-1
IV. ЛЬГОТЫ, ПРЕДОСТАВЛЕННЫЕ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ТОВАРЫ
Для предприятий оптовой торговли выручка, полученная от реализации производимых в республике потребительских товаров, облагается единым налогом с валовой выручки по ставке 2 процента, а по предприятиям, расположенным в отдаленных и горных районах по ставке в размере 1 процента.
Для применения льготы по снижению ставки налога на потребительские товары, производимые в республике, предприятия должны вести раздельный учет по выручке, полученной от реализации потребительских товаров, производимых в республике.
Пример расчета суммы единого налога с валовой выручки для предприятий, реализующих потребительские товары, производимые в республике, приводится в приложении № 10 к настоящему Положению.
Расчет единого налога с валовой выручки для предприятий оптовой торговли, реализующих потребительские товары, производимые в республике, представляется в установленном порядке в органы государственной налоговой службы по форме согласно приложению № 11 к настоящему Положению.
V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ И КОНТРОЛЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ
Предприятия несут ответственность за правильность исчисления налогов, с учетом предоставленных налоговых льгот, и своевременность их уплаты в соответствии с действующим законодательством.
Контроль за правильностью применения законодательства о налогах осуществляется органами государственной налоговой службы в соответствии с Налоговым кодексом Республики Узбекистан, Законом Республики Узбекистан О государственной налоговой службе и другими нормативно-правовыми актами Республики Узбекистан.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 к Положению
ПРИМЕР расчета ставки и суммы налога на доходы (прибыль) для предприятий, производящих потребительские товары (условный)
НАЛОГОВАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ЛЬГОТА ПРИ УВОЛЬНЕНИИ
Работник состоит в трудовых отношениях с предприятием с января 2011 года и имеет право на налоговую социальную льготу. В мае 2012 года работник решил уволиться. За этот месяц ему начислены заработная плата (за 5 отработанных рабочих дней) и компенсация за неиспользованный ежегодный отпуск. Можно ли в данном случае применить налоговую социальную льготу за май?
В соответствии с пп.169.3.4 ст.169 НКУ льгота предоставляется с учетом последнего месячного налогового периода . в котором «плательщик налога умер или объявляется судом умершим либо признается судом безвестно отсутствующим, или утрачивает статус резидента, или был уволен с места работы ». То есть право на НСЛ работник имеет также и в том месяце, в котором он увольняется с работы, даже если он отработал только один день в таком месяце, ведь никаких условий по поводу того, какое минимальное количество дней должно быть отработано таким работником в месяце увольнения, НКУ не содержит.
Разумеется, при этом следует также учитывать предельный размер дохода, который дает право на применение НСЛ. В соответствии с пп.169.4.1 ст.169 НКУ НСЛ «применяется к доходу, начисленному в пользу плательщика налога в течение отчетного налогового месяца как заработная плата (другие приравненные к ней в соответствии с законодательством выплаты, компенсации и вознаграждения), если его размер не превышает сумму, равную размеру месячного прожиточного минимума, действующего для трудоспособного лица на 1 января отчетного налогового года, умноженного на 1,4 и округленного до ближайших 10 гривен ». Исходя из размера прожиточного минимума, действующего для трудоспособного лица на 1 января 2012 года (1073,00 грн.), предельный размер дохода для применения НСЛ в 2012 году составляет 1500,00 грн.
Сумма компенсации за неиспользованный отпуск 1 включается в заработную плату того месяца, в котором она начислена. В данном случае такая компенсация включается в заработную плату за май и учитывается при установлении предельного размера дохода, который дает право этому работнику на НСЛ в мае.
Также следует учитывать, что при увольнении работника необходимо осуществить перерасчет суммы доходов, начисленных такому плательщику налога в виде заработной платы, а также суммы предоставленной налоговой социальной льготы (пп.169.4.2 ст.169 НКУ ). В данном случае перерасчет заключается в уточнении (проверке) доходов, начисленных в виде заработной платы, отдельно за каждый месяц в течение периода с начала календарного года (включая месяц увольнения работника), предоставленных налоговых социальных льгот в каждом месяце и удержанных сумм НДФЛ 2.
Инна ЖУРАВСКАЯ, редактор
1 Более подробно о начислении и выплате компенсации за отпуск см. Шингур И. Деньги вместо отдыха (денежная компенсация за неиспользованный отпуск) // Бухгалтерия. — 2012. — № 22. — С.60–62 (прим. ред.).
2 См. письмо ГНСУ от 25.10.2011 г. № 4233/6/17-1115. Опубликовано: Бухгалтерия. — 2011. — № 48. — C.41 (прим. ред.).
Налоговое планирование на предприятии
Файлы: 1 файл
2. Учетная политика - выбранная предприятием совокупность способов ведения бухгалтерского и налогового учета документ, который утверждается налогоплательщиком, поскольку законодательство в ряде случаев предоставляет ему возможность выбрать те или иные методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, способы погашения стоимости активов, методы определения выручки и др.
3. Налоговые льготы и организация сделок. Далеко не все хозяйствующие субъекты правильно и в полном объеме применяют льготы устанавливаемые законодательством по большинству налогов. Кроме того, необходим анализ возможных форм сделок (договоров) с учетом их налоговых последствий.
4. Налоговый контроль. Составление налогового бюджета является основой для осуществления контрольных действий со стороны руководителя предприятия и финансового менеджера. Снижению ошибок способствует применение принципов и процедур технологии внутреннего контроля налоговых расчетов. Кроме того, организация контроля предусматривает в первую очередь недопущение просрочки уплаты налогов. Однако следует не упускать любые возможности отсрочить уплату, если это допускает законодательство о налогах и сборах.
5. Налоговый календарь необходим для проверки правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты всех налоговых платежей, а также представления отчетности. Всегда надо помнить о высоких рисках, связанных с несвоевременной уплатой налоговых платежей, ибо в случае нарушения налоговых обязательств перед государством наступает жесткая ответственность в соответствии с Налоговым кодексом, административным, таможенным и уголовным законодательством.
6. Стратегия оптимального управления и план реализации этой стратегии. Наиболее эффективным способом увеличения прибыли является построение такой системы управления и принятия решений, чтобы оптимальной оказалась вся структура бизнеса. Именно подобный подход обеспечивает более высокое и устойчивое сокращение налоговых потерь на долгосрочную перспективу. На основе стратегии разрабатываются налоговые модули среднесрочных и текущих планов.
7. Льготные режимы налогообложения. Имеются в виду способы снижения налогов за счет создания оффшорных компаний за рубежом и низкоаналоговых компаний на территории республики. При этом соответствующие построения должны логично и естественно вписываться в общую схему бизнеса, служить обоснованием законного снижения налогового бремени. В противном случае контролирующие органы всегда найдут доводы, чтобы оспорить неубедительную схему целиком либо доставить неприятности налогоплательщику постоянными проверками.
8. Имитационные финансовые модели. Они позволяют менеджеру управлять значениями одной или нескольких переменных, рассчитывать совокупную налоговую нагрузку и прибыль. Такие модели, больше известные как модели «что если», имитируют экономический эффект от различных предположений (например действие факторов внешней среды, изменение организационной структуры бизнеса, проведение альтернативной налоговой политики).
9. Отчетно-аналитическая деятельность налогового менеджмента. Любая компания должна располагать информацией за несколько лет о том, какие приемы и способы налоговой оптимизации дали положительные результаты, по каким причинам они не достигнуты, какие факторы повлияли на конечный финансовый результат и т. п. Тем самым создается основа для факторного анализа деятельности компании, успешной разработке бизнес-плана и налогового бюджета.
1.3 Этапы и пределы налогового планирования
Процесс налогового планирования состоит из нескольких взаимосвязанных между собой этапов, которые не следует рассматривать как четкую и однозначную последовательность действий, обязательно гарантирующих снижение налоговых обязательств. Это связано с тем, что в налоговом планировании сочетаются элементы и науки, и искусства финансового аналитика. До регистрации и начала функционирования организации необходим ответ на общие вопросы стратегического характера.
Первый этап - появление идеи об организации бизнеса, формулирование цели и задач, а также решение вопроса о возможном использовании налоговых льгот, предоставляемых законодателем.
Второй этап - выбор наиболее выгодного с налоговой точки зрения места расположения производств и конторских помещений предприятия, а также его филиалов, дочерних компаний и руководящих органов.
Третий этап - выбор организационно-правовой формы юридического лица и определение ее соотношения с возникающим при этом налоговым режимом.
Следующие этапы относятся к текущему налоговому планированию, которое должно органически входить во всю систему управления хозяйствующего субъекта.
Четвертый этап предусматривает формирование так называемого налогового поля предприятия с целью анализа налоговых льгот. На основе проведенного анализа формируется план их использования по выбранным налогам.
Пятый этап - разработка (с учетом уже сформированного налогового поля) системы договорных отношений предприятия. Для этого с учетом налоговых последствий осуществляется планирование возможных форм сделок: аренда, подряд, купля-продажа, возмездное оказание услуг и т. п. В итоге образуется договорное поле хозяйствующего субъекта.
Шестой этап начинается с составления журнала типовых хозяйственных операций, который служит основой ведения финансового и налогового учета. Затем выполняется анализ различных налоговых ситуаций, сопоставление полученных финансовых показателей с возможными потерями, обусловленными штрафными и иными санкциями.
Седьмой этап непосредственно связан с организацией надежного учета и контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов. Основным способом уменьшения риска ошибок может быть использование технологии внутреннего контроля налоговых расчетов.
К пределам налогового планирования принято относить следующие:
Законодательные ограничения - это обязанность экономического субъекта зарегистрироваться в налоговом органе, предоставлять документы, необходимые для исчисления и уплаты налога, и др. К ним также можно отнести установленные меры ответственности за нарушения налогового законодательства.
Меры административного воздействия выражаются в том, что налоговые органы вправе требовать своевременной и правильной уплаты налогов, предоставления необходимых документов и объяснений, обследовать помещения. Они могут проводить проверки и принимать решения о применении соответствующих санкций, в частности приостанавливать операции по счетам плательщика, обращать взыскание по недоимке на имущество налогоплательщика.
Специальные судебные доктрины применяются судами для признания сделок не соответствующими требованиям законодательства по мотивам их заключения с целью уклонения от уплаты или незаконного обхода налогов. Можно выделить другие способы, при помощи которых государственные органы ограничивают сферу применения налогового планирования. В частности, это заполнение пробелов в налоговом законодательстве, презумпция облагаемости, право на обжалование сделок налоговыми и иными органами.
Основное же ограничение налогового планирования заключается в том, что налогоплательщик имеет право лишь на законные методы уменьшения налоговых обязательств. В противном случае вместо налоговой экономии возможны огромные финансовые потери, банкротство и лишение свободы. С другой стороны, в случае слишком жесткого государственного воздействия на налогоплательщиков следует вспомнить высказывание Джеймса Ньюмена: «От налогов за границу убегает никак не меньше людей, чем от диктаторов».
Рис. 1. Этапы налогового планирования
Знание налогов — точное знание текущего налогового законодательства, его дальнейшего развития понимание того, какие положительные или негативные стороны оно имеет для предприятия
Соблюдение налоговых законов — своевременная и четкая подготовка налоговых деклараций, отчетов, уведомлений и других документов, полная уплата всех причитающихся налоговых платежей
Представление в налоговых органах — отправка налоговых деклараций, отчетов, уведомлений и других документов в налоговые органы, оказание помощи налоговым органам во время налоговых проверок и на других этапах соблюдения налоговых законов, переговоры с налоговыми и другими органами по вопросам нарушения налогового законодательства, снижения налогов и списания налоговой задолженности, представление предприятия в судебных органах по делам о налоговых правонарушениях
Налоговая оптимизация — планирование и управление хозяйственными операциями для достижения наиболее выгодной налоговой позиции в стратегической перспективе.
Другие исследователи при описании процесса налогового планирования используют иную градацию процедур:
- На первом этапе налогового планирования, который совпадает с моментом возникновения идеи организации коммерческого предприятия, осуществляется формулирование целей и задач нового образования, сферы производства и обращения, в связи с чем сразу же решается вопрос о том, следует ли использовать те налоговые льготы, которые предоставлены законодательством для малых предприятий, осуществляющих свою деятельность в сфере материального производства. На втором этапе решается вопрос о наиболее выгодном с налоговой точки зрения месте расположения предприятия и его структурных подразделений, имея в виде не только страны и регионы с льготным режимом налогообложения, но и регионы России с особенностями местного налогообложения. На третьем этапе решается вопрос о выборе одной из существующих организационно-правовых форм предприятия. На четвертом этапе анализируются все предоставленные налоговым законодательством льготы по каждому из налогов на предмет их использования в коммерческой деятельности — по результатам анализа составляется план действий в отношении осуществления льгот по выбранным налогам, который является составной частью общего налогового планирования. На пятом этапе производится анализ всех возможных форм сделок, планируемых в коммерческой деятельности с точки зрения минимизации совокупных налоговых платежей и получения максимальной прибыли. На шестом этапе решается вопрос о рациональном размещении активов и прибыли предприятия, имея в виду не только предполагаемую доходность инвестиций, но и налоги, уплачиваемые при получении этого дохода.
Третьи полагают, что процессу налогового планирования свойственна следующая структура:
анализ хозяйственной деятельности вычленение основных налоговых проблем разработка и планирование налоговых схем подготовка и реализация налоговых схем включение результатов в отчетность и ожидание реакции контрольных органов.Приведенные выше характеристики содержания процесса налогового планирования основываются, прежде всего, на определении налогового планирования — как практической деятельности по оптимизации налогового портфеля. В то же время, как уже отмечалось, налоговое планирование — неразрывная часть общеэкономического планирования, а значит, первому в полной мере должна соответствовать процедура общехозяйственного планирования, в противном случае планирование налогов может войти в противоречие с общим планом развития предприятия, что в итоге повлечет возникновение дисбалансов в управлении предприятием, а также увеличение издержек на управление, ибо дешевле предусмотреть налоговые последствия для предприятия в общем плане развития предприятия, нежели корректировать утвержденный план в соответствии с налоговыми ожиданиями. Поэтому работа в области налогового планирования должна состоять из тех же этапов, которые находят свое отражение в процессе составления общего плана развития предприятия на перспективу, а именно: организационно- подготовительного, исследовательского, плано-разработочного и основного этапа. Первый этап определяется формированием аппарата, который должен организовать всю работу по составлению плана и подготовить условия для его реализации. Второй определяется выполнением основных исследований, в том числе действующего налогового законодательства, предшествующих составлению плана. Здесь же осуществляется сбор требуемой информации, разрабатываются аналитические таблицы, выбираются нужные технико-экономические показатели. Третий этап включает в себя составление самого плана. И четвертый этап — реализация данного плана.
Первый этап процесса налогового планирования заключается в выборе основных инструментов реализации налогового планирования, а также исполнителей. Среди основных внутренних нормативных актов, регулирующих данный этап, необходимо выделить, прежде всего, приказ об учетной политике предприятия, а также приказ о плане производства.
Учетная политика рядом авторов называется основным инструментарием налогового планирования. Не разделяя столь категоричную позицию, стоит согласиться с огромной ролью, возложенной на учетную политику в процессе налогового планирования.
Новости партнеров
Справка: Порядок применения льгот по налогу на прибыль
ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ ЛЬГОТ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ
Пунктом 6 ст.43 Общей части Налогового кодекса РБ определено, что при использовании налоговых льгот плательщик должен представлять вместе с налоговой декларацией (расчетом) по соответствующему налогу, сбору (пошлине) сведения о сумме, на которую уменьшена сумма налога, сбора (пошлины) в результате использования таких льгот, а также документы, подтверждающие право на льготы.
Налоговые льготы устанавливаются в виде: освобождения от уплаты налога, сбора (пошлины) дополнительных по отношению к учитываемым при определении (исчислении) налоговой базы для всех плательщиков налоговых вычетов и (или) скидок, уменьшающих налоговую базу либо сумму налога, сбора (пошлины) пониженных по сравнению с обычными налоговых ставок возмещения сумм уплаченного налога, сбора (пошлины) в ином виде, установленном Президентом РБ. При этом Налоговым кодексом оговорено, что основания и порядок применения налоговых льгот не могут носить индивидуальный характер.
В приведенной ниже таблице рассмотрены вопросы правильного применения льгот при исчислении налога на прибыль в 2007 г.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!