Система налоговых льгот освобождений России
Прямые потери бюджетной системы РФ в результате предоставления налоговых льгот и освобождений. Налоговые расходы
Authors: С. Пономаренко
Journal: Доклад на семинаре по проекту БЭА, 17 ноября 2004
Publication date: 17.11.2004
Abstract: В этом докладе я хотел бы осветить часть работы, которая была сделана в рамках проекта."Сравнительного анализа результатов налоговых реформ в странах с переходной экономикой и разработка предложений по некоторым вопросам налоговой политики в Российской Федерации". Задача работы заключалась в консолидации всех существующих данных и оценки налоговых льгот и налоговых расходов в РФ.
В России статистика налоговых льгот специально нигде не ведется, а имеющиеся данные носят нерегулярный характер, часто переоцениваются и представлены в достаточно узком объеме. Одним из основных источников информации по налоговым льготам являются проекты федерального бюджета и материалы, прилагающие к нему, где оценки недопоступлений налогов в связи с предоставлением налоговых льгот или размер налоговых освобождений являются прогнозом, учитываемым при составлении бюджета. Другим источником данных является статистика Министерства по Налогам и Сборам Российской Федерации (отчеты по форме 5-нбн), где отражены фактические о данные по налоговым льготам, однако статистика представлена только с 1997 г. и охватывает не весь перечень льгот и налогов.
Оценка объемов налоговых льгот и налоговых расходов осуществлялась на периоде максимально возможной длины. Нами рассматривались основные налоги: прибыль, НДС, подоходный, налог на имущество, налог на землю, платежи за пользование недрами. В силу указанных особенностей имеющейся статистики в некоторых случаях данные на отдельных периодах отсутствуют.
Следует отметить, что не все виды налоговых преференций можно считать налоговыми льготами и налоговыми расходами. Согласно общему определению налоговой льготой считается отступление от базовой структуры налога. В свою очередь налоговым расходом является всякая налоговая льгота, которая без усложнения налоговой системы и роста издержек администрирования может быть заменена прямыми субсидиями.
Как видно, понятие налоговой льготы в некоторой степени условно, поскольку полностью зависит от выбора базовой структуры налога. При оценивании налоговых льготы мы использовали понятие базовой структуры, которое близко к критериям налоговых расходов. Поэтому представленные оценки налоговых льгот отражают одновременно величину налоговых расходов.
На интервале до 2002 г. основная доля всех льгот по налогу на прибыль приходилась на вычеты из прибыли расходов предприятий на содержание жилищного фонда, объектов соц-культурной сферы, капитальных вложений и др. После 2002 г. это льготы, право применения которых было получено до 2002 г. и льготы предоставляемые на региональном уровне.
Фактический размер налоговых льгот/налоговых расходов по налогу на прибыль в 1992-2003 гг.
Структура действующей налоговой системы в России
Работа сделанна в 1999 году
Структура действующей налоговой системы в России - Курсовая Работа, раздел Юриспруденция, - 1999 год - Налоговая система: мировой и Российский опыт Структура Действующей Налоговой Системы В России. Люсов А.н. Налоговая Систем.
Структура действующей налоговой системы в России. Люсов А.Н. Налоговая система России. Налогообложение банков. М. Учебный центр Банкцентр. 1994 Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и др. платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков - юридических и физических лиц в государстве, а также принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля.
Объект налога - это доходы, стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование ценными ресурсами, имущество юридических и физических лиц и другие объекты, установленные законодательными актами.
Субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо. Источник налога - доход из которого выплачивается налог. Ставка налога - величина налога с единицы объекта налога. Налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога. Действующая налоговая система России нуждается в серьезном реформировании. Построение справедливой и эффективной налоговой системы, обеспечение ее ясности, предсказуемости и стабильности является важным условием повышения предпринимательской и инвестиционной активности. В настоящее время налоговая система России уже содержит ряд методов и средств, являющихся приемлемой формой перераспределения средств в условиях рыночных отношений.
Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которыми устанавливаются конкретные методы построения взимания налогов, т.е. определяются элементы налога. Вообще характерной чертой новой налоговой системы России становится появление большой группы местных налогов и сборов.
Местные органы согласно законодательству могут вводить 21 вид налогов, из которых 3 являются общеобязательными. Это земельный налог, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и налог на имущество граждан. Остальные 18 устанавливаются или не устанавливаются по решению местных органов управления. По большинству местных налогов предельная ставка ограничена законодательством РФ. Налоговая система России стала формироваться в ее современном виде с 1991 года в результате принятия Закона Об основах налоговой системы РФ. Принятием этого закона хотели положить в основу построения Российской налоговой системы два основных принципа 1. охват налогами всех хозяйствующих субъектов. 2. однократность обложения одного вида дохода одним и тем же налогом за один и тот же период времени Первый принцип реализуется посредством обязательной регистрации юридических лиц в налоговой инспекции. А второй принцип осуществляется таким построением системы налогов, которая позволяет избежать двойного налогообложения.
Но, к сожалению, на практике элементы двойного налогообложения наблюдаются и в скрытой и в явной форме.
Если сказать в целом о развитии системы налогообложения в России, то можно указать на следующие свойства, которые ей присущи 1 наличие минимальной суммы дохода. 2 наличие и величина предельной, самой высокой ставки налога, взимаемого с достаточно больших доходов. 3 налоговое льготы и освобождение от налога определенных категорий граждан и видов доходов. 4 изменение величины налога в зависимости от величины дохода. 5 сведение различных видов дохода одного гражданина в единый общий доход. 6 организация учета и контроля доходов, взимания налогов. 7 санкции за сокрытие доходов и неуплаты налогов. Отдельные из этих свойств в той или иной степени присущи развивающейся системе налогообложения в России.
Законом Об основах налоговой системы РФ введена трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц. Первый уровень - это федеральные налоги России.
Второй уровень - налоги республик в составе РФ и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов. Третий уровень - местные налоги. Нужно отметить, что правительственные органы городов Москвы и Санкт-Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так и местных налогов. Трехуровневая система налогообложения дает возможность каждому органу управления самостоятельно формировать доходную часть бюджета, исходя из собственных налогов, займов и др. Налоговая система России практически создается заново, потому что еще несовершенна, нуждается в улучшении и в ближайшее время не может быть стабильной.
Налоги меняются и будут меняться даже в условиях стабилизации налоговой системы, так как налоги -это гибкий инструмент воздействия на находящуюся в постоянном движении экономику. Сегодня требуется не простое изменение налоговых ставок, а кардинальная налоговая реформа, стимулирующая деятельность производителя.
Главным событием уходящего и нынешнего года в контексте изменений национального налогового законодательства стало введение в действие в основном с 1 января 1999 года части первой Налогового кодекса РФ. Несмотря на то что часть первая рассматривает в основном общие процедурные вопросы налогообложения, с ее принятием налогоплательщики получили целый ряд серьезных льгот и послаблений, включая надежные гарантии стабильности неизменности налогового законодательства и значительно большую степень защищенности своих прав во взаимоотношениях с законодательными и исполнительными, органами РФ. С 1 января 1999 года начали применяться 4 новых соглашения об избежании двойного налогообложения, заключенных РФ с др. государствами.
Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая М. Изд. ЭКМОС 1999 год Критическая ситуация, сложившаяся в России в 1998 году, привела к практической остановке налоговых платежей. Курс экономики учебник Под ред. Б.А. Разберга ИНФРА - М, 1997 год 720 с. В результате перед Российским правительством стоит триединая задача по восстановлению работоспособности налоговой системы, выявившихся в функционировании налоговой системы за последние годы, и построению достаточно стабильной налоговой системы на среднесрочную перспективу.
Решать все названные задачи нужно одновременно. При выборе конкретных мер по решению этих задач критически важно ответить на вопросы о причинах, вызвавших крах налоговой системы, готовности экономической системы позитивно реагировать на налоговые нововведения, о степени сопряженности налоговой политики с другими составляющими экономической политики.
Аннотация
В статье приведены результаты рас-чета налоговых потерь бюджета от предоставле-ния налоговых льгот . Оценена степень влияния бюджетных потерь в зависимости от вида налогов: налог на прибыль организации, налог на добавленную стоимость, налог на имущество организации, налог на землю, подоходный налог, налог на пользование недрами. Представленная оценка дана в % к уровню ВВП. Также в статье с учетом мирового опыта даны оп-ределения налоговой льготы и налоговые расходы бюджета . Отдельно описана проблема сбора ста-тистических данных для проведения расчетов по потере бюджета в результате предоставления на-логовых льгот .
Abstract 2010 year, VAK speciality - 08.00.00, author - TARAN IRINA VIKTOROVNA
Группа исследователей из Университета Саутгемптона завершила полное описание крабов вида Kiwa tyleri. Эти крабы были открыты еще в 2010 году вблизи гидротермальных источников в Антарктиде, однако только сейчас ученым удалось с помощью генетического анализа подтвердить – Kiwa tyleri действительно совершенно новый и исключительно интересный вид крабов.
Американские астрономы во главе с Сыи Сюем (Siyi Xu) из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе обнаружили необычное инфракрасное свечение из окрестностей белых карликов. По их мнению, оно показывает, что у таких звезд могут сохраняться собственные планеты. Соответствующая работа <a href=http://iopscience.iop.org/2041-8205/806/1/L5/>опубликована</a> в <i><span></span>Astrophysical Journal Letters<span></span></i>, с ее препринтом можно <a href=http://arxiv.org/abs/1505.02614>ознакомиться</a> на arXiv.org, кратко о ней <a href=http://www.jpl.nasa.gov/news/news.php?release=2015-218&amprn=news.xml&amprst=4639>пишет</a> NASA.<p>
Читать полностью
Налоги на доходы
а) Налоги на доходы физических лиц
Существование налогов с физических лиц наряду с другими налогами объясняется, прежде всего, необходимостью создания дополнительного, доходного источника для государственной казны, поэтому выполнение ими фискальной функции было очевидным с момента существования.
Сегодня же факт существования налогов с населения, кроме потребностей фиска, объясняется еще и необходимостью регулирования уровня доходов граждан. В общем смысле налоги с населения представляют собой обязательные безвозмездные платежи, производимые в пользу государства из личных доходов граждан, получаемых ими из любых источников. То есть, сколько бы ни было налогов, они будут уплачиваться из одного источника - дохода граждан.
Подоходный налог является результатом постепенного развития других видов прямого обложения, естественным дополнением податной системы в странах с развивающимся капиталистическим хозяйством. Подоходный налог имеет целью переложение на более крепкие плечи возрастающего бремени косвенных налогов, особенно тяжелых для менее состоятельных плательщиков. Характерной особенностью подоходного налога является то, что он часто вводится в минуты тяжелых финансовых кризисов и неизменно оправдывает возлагаемые на него надежды.
История развития подоходного налогообложения берет начало от налогообложения имущества, поскольку оно стало объектом обложения раньше других источников дохода. Однако прямое обложение дохода от имущества и использование его в качестве базы для исчисления налога тоже возникло не сразу. Вначале применялись косвенные критерии (количество окон, дверей у объектов недвижимости, наличие прислуги мужского пола), свидетельствующие о высоком достатке их владельцев, а значит, и о доходе.
Однако, пока понятия «владение имуществом» и «доход от имущества» были едины в силу сложившихся общественных отношений, возникло немало проблем с расчетом реальной суммы дохода.
Изменение общественных отношений, развитие промышленности и городов привело к появлению у граждан новых источников дохода (найм, промысел, ценные бумаги, аренда и т.п.) помимо доходов от недвижимого имущества. Это положило начало выделению подоходного налогообложения из имущественного с постепенным контролем за всеми видами доходов, в том числе и от имущества, и превращению его в самостоятельную составную часть подсистемы налогов с населения.
Подоходное налогообложение не только выросло из поимущественного, но и стало заменой прямого личного налогообложения: подушного налога – в России, классного – в Европе. Причем некоторое время подоходный налог существовал вместе с поимущественным, перенимая исторический опыт взимания платежей. Переход же от пропорционального к прогрессивному обложению доходов, учитывающему частично платежеспособность гражданина, выдвинул подоходный налог на первое место среди налогов с населения.
Первый опыт подоходного налогообложения был предпринят в Великобритании в 1798 г. а решающий поворот к подоходному налогообложению физических лиц в развитых странах произошел в середине XIX в. При этом в большинстве случаев окончательному введению подоходного налогообложения предшествовали длительные периоды колебаний и половинчатых мер (таблица 6).
В США введению налога предшествовал почти полувековой период его обсуждения с 1868 по 1913 г. на протяжении 1848 - 1914 гг. во Франции было около 50 проектов подоходного налогообложения в Пруссии подоходное налогообложение развивалось в течение 1806 - 1891 гг. из личного налога (фактически — подушной подати) в результате его эволюции путем последовательной дифференциации и усложнения ставок.
Таблица 6 – Хронология утверждения подоходного налогообложения
в Великобритании
1798 г. - Введение подоходного налогообложения в виде утроенного налога на роскошь. 1802 г. – Отмена налога. 1803 г. - повторное введение налога в новой форме (доходы разделены на пять категорий, в каждой из которых налог взимается преимущественно у источника дохода). 1816 г.- Отмена налога. 1842 г. - Окончательное утверждение подоходного налогообложения (пропорционального). 1909 г. - Введение прогрессивного подоходного налогообложения.
Все это объясняется как постепенным созреванием необходимых экономических и социальных условий, так и упорным сопротивлением обеспеченных слоев населения, интересы которых подоходный налог, особенно прогрессивный, затрагивал в наибольшей степени. Введение прогрессивного подоходного налогообложения было требованием трудящихся классов, в первую очередь пролетариата. В «Манифесте Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса «высокий прогрессивный налог» рассматривался наряду с конфискациями и экспроприациями в качестве одного из инструментов «для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т.е. пролетариата, организованного как господствующий класс». Сложившуюся в результате острой политической и социальной борьбы современную систему подоходного налогообложения физических лиц можно рассматривать как форму примирения интересов имущих и неимущих классов.
В России, если не считать достаточно кратковременного (с 1810 по 1820 г.) периода налогообложения доходов помещиков, связанного с финансовыми потребностями государства в военное и послевоенное время и опиравшегося на общий подъем патриотических настроений, подоходный налог впервые был установлен законом от 6 апреля 1916 г. Данный закон вступил в силу с 1917 г. но практически так и не был реализован ввиду революционного развития событий. Система подоходного налогообложения физических лиц начала формироваться только с 1922 г. уже в Советской России.
Для широкого внедрения подоходного налога с физических лиц в практику налогообложения необходимы соответствующие экономические и социальные условия:
а) достаточно высокий уровень экономического развития, продуцирующий доходы, налоги с которых могли бы обеспечить фискальные потребности государства
б) широкое развитие в обществе морального чувства относительно необходимости уплаты налогов в пользу государства
в) наличие разветвленной системы органов, осуществляющих налоговый контроль, и достаточно высокий уровень развития техники налогового контроля.
Необходимость достаточно высокого уровня экономического развития страны для того, чтобы подоходный налог смог играть заметную роль в формировании ее бюджета, вполне очевидна. В свое время (1917 г.) П. Гензель и А. Соколов, анализируя финансовую реформу 1916 г. и оценивая перспективы подоходного налогообложения в России, отмечали, что даже почти полная конфискация всех доходов граждан, зарабатывающих в год более одной тысячи рублей, не обеспечит более одной четверти налоговых потребностей бюджета. Предпосылки для резкого увеличения доли подоходного налога в налоговых поступлениях и доведения ее до уровня, характерного для развитых стран, отсутствуют в России и в начале XXI в.
Определенный уровень развития общественного сознания необходим ввиду того, что взимание действительно подоходного налога, а не налогов на какие-либо определенные отдельные виды доходов (например, на заработную плату) основано на декларациях налогоплательщиков, которые получили всеобщее распространение в странах Европы и в США после проведения налоговых реформ в 20-е г. XX в. Декларирование личных доходов в целях налогообложения предполагает выработанное отношение к уплате налогов как к исполнению общественного долга и соответствующее понимание социальной справедливости. Уклонение от уплаты налогов должно не только восприниматься как антиобщественное явление с точки зрения закона, но и вызывать осуждение общества. Усиление влияния данного фактора на систему налогообложения по мере развития общества еще в начале XIX в. отмечал Н. И. Тургенев: «Успехи образованности, по мере их благодетельного влияния на нравы и обычаи народов, действовали и на усовершенствование системы налогов. Граждане вследствие сих успехов начали освобождаться от угнетавшего их рабства, пользоваться, в смысле более пространном, правом собственности налоги начали быть распределяемы и собираемы с большею справедливостью и платимы с большей готовностью». Однако применительно к России оптимизм Н. И. Тургенева в отношении влияния просвещения на систему налогообложения был явно преждевременным. Спустя почти столетие уже в начале XX в. И. X. Озеров констатировал: «У нас нет существенного условия для правильного осуществления подоходного налогообложения, это именно — сознание у плательщиков чувства долга выполнить свою податную обязанность». К сожалению, то же самое можно повторить и в начале XXI в. На формирование общественного сознания в сфере налогообложения в развитых странах в XX в. решающее влияние оказали два фактора: увеличение социальных расходов государства, делающее более осязаемой его деятельность для рядового налогоплательщика, и повышение прозрачности в расходовании бюджетных средств, воспитывающее у налогоплательщиков чувство причастности к деятельности государства. В России они, по сути, отсутствуют.
Вместе с тем даже высокий уровень общественного сознания в отношении уплаты налогов не избавляет полностью от необходимости применения принуждения при их взимании, и проверка полноты и достоверности сведений, содержащихся в представленных налогоплательщиками декларациях о доходах, требует организации налогового контроля с разветвленной системой налоговых органов. В современных условиях обработка миллионов налоговых деклараций немыслима без создания компьютеризированных информационных систем и технологий, четкого и оперативного взаимодействия отдельных налоговых органов и их структурных подразделений.
В экономически развитых странах перечисленные условия в общих чертах сформировались в первой четверти XX в. Этим объясняется тот факт, что уже к концу 1920-х гг. подоходный налог во многих из них приобрел то значение, которое является характерным и для начала XXI в. Во второй половине 1920-х гг. доля подоходного налога в общей сумме налоговых поступлений составляла 62,6 % - во Франции, 56,4 % - в США, 45,3 % - в Великобритании, 39,0 % - в Германии. Значительное воздействие на отношение к подоходному налогу обеспеченных слоев населения оказала мощная волна революционных выступлений трудящихся масс, прокатившаяся вслед за Россией по всей Европе и продемонстрировавшая угрозу самому их существованию в случае, если государство не обратится к непосредственному решению насущных социальных проблем.
Подоходный налог в каждой стране имеет свои особенности, обусловленные историческими, экономическими, политическими и иными факторами. Однако можно выделить некоторые общие черты, характерные для большинства развитых стран.
Налогоплательщиками выступают физические лица, достигшие совершеннолетия, а также несовершеннолетние по отдельным видам доходов. Тем не менее, возможны три подхода к определению субъектов налогообложения, которыми могут являться:
- каждое имеющее доход физическое лицо независимо от его семейного положения
- супружеская пара, доходы которой рассматриваются как общий
совместный доход
- семья, рассматриваемая в общем случае как группа лиц, проживающих совместно и ведущих общее домашнее хозяйство.
Каждое из указанных определений субъекта налогообложения имеет свои преимущества и свои недостатки. Основная проблема заключается в обеспечении реализации принципа справедливости по горизонтали при прогрессивном налоговом тарифе.
Индивидуальное налогообложение нейтрально относительно семейного положения, но при этом существует возможность уклонения от уплаты налога путем перераспределения дохода между членами семьи. Налогообложение совместного дохода на тех же условиях, что и налогообложение индивидуальных доходов, устраняет указанную возможность, но отрицательно влияет на привлекательность брака.
Распределение совместного дохода между супругами (супружеский сплитинг) исключает негативное воздействие на отношение к браку. Супружеская пара рассматривается как экономическая единица. При этом либо налог начисляется на половину совместного дохода, а затем полученная сумма налога удваивается, либо удваиваются границы диапазонов действия налоговых ставок (включая не облагаемый налогом минимум) для совместного дохода. Возможен и учет экономии от совместного ведения домашнего хозяйства путем введения коэффициента, меньшего, чем два. Однако в этом случае супруги, получающие равный доход, оказываются в худшем положении, чем супруги с неравномерным распределением дохода. При прогрессивных налоговых ставках сумма налога для них может оказаться выше, чем при индивидуальном налогообложении.
При налогообложении совместного дохода всей семьи с учетом детей (полный сплитинг) различие в платежеспособности при разном составе домашнего хозяйства учитываются в наибольшей степени. Дети могут учитываться с пониженными коэффициентами, дифференцированными по возрасту в соответствии с необходимыми расходами на их содержание. Оборотной стороной медали является то, что в случае прогрессивного налогового тарифа наибольшую выгоду при этом получают семьи с наибольшими доходами. Альтернативой является предоставление трансфертов на содержание детей с учетом совокупного дохода семьи.
Налогоплательщики, как правило, подразделяются на нерезидентов и нерезидентов. Главный критерий для определения резидентства - пребывание физического лица в стране на протяжении определенного периода в течение финансового года. В большинстве стран этот период составляет шесть или более месяцев (свыше 183 календарных дней). Если этот критерий для конкретного случая недостаточен, то используются следующие дополнительные критерии:
а) тест места расположения привычного жилища
б) тест центра жизненных интересов
в) тест обычного места проживания
г) тест гражданства
д) по договоренности компетентных органов (рисунок 7).
Смысл разделения налогоплательщиков на резидентов и нерезидентов состоит в том, что резиденты несут полную налоговую ответственность с мирового (глобального) дохода, т.е. подлежат подоходному налогообложению по всем источникам - как внутренним, так и внешним, а нерезиденты несут ограниченную налоговую ответственность, т.е. налогообложению подлежат только доходы из источников, расположенных в данной стране. Отдельные страны устанавливают другие правила. В США, к примеру, система разделения физических лиц на резидентов и нерезидентов применяется только в отношении неграждан США (граждан других государств и лиц без гражданства), а все граждане США несут полную налоговую ответственность.
Возможны два подхода в налогообложении доходов физических лиц - либо налогообложение совокупного годового дохода налогоплательщика или использование шедулярного подхода. Первый подход применяется преимущественно в развитых странах. Он проще в отношении исчисления, но требует определенной честности от налогоплательщика и отлаженного механизма работы налоговых органов. Шедулярный подход эффективен в переходный период, так как более гибок в плане регулирования поступлений от разных видов доходов и возможности удержания налога у источника выплаты. Преимущественно используется развивающимися странами. Опыт показывает, что при шедулярной системе собираемость налога, взимаемого у каждого источника выплаты в отдельности, более эффективна, в частности, по причине того, что сокращается число лиц, обязанных декларировать свои доходы, и снижаются административные издержки на удержание налога.
Чаще исходной базой для расчета налоговых обязательств выступает совокупный годовой доход налогоплательщика, в который включаются все доходы, полученные данным физическим лицом в течение налогового (финансового) года от источников, указанных в налоговом законодательстве. В состав облагаемого дохода обычно входят:
- основная заработная плата рабочих и служащих
- дополнительные выплаты, доплаты, премиальные и другие вознаграждения сверх основной заработной платы (учитываются льготы - Ирландия, Австралия)
- доходы от предпринимательской деятельности
- дивиденды, проценты по счетам в банках (Финляндия и Греция), проценты по государственным ценным бумагам (Турция, Финляндия)
- взносы по страхованию жизни (Дания, Испания)
- условные доходы от владения домом (Греция, Италия, Швейцария)
- алименты, выплачиваемые на содержание детей
- пенсии
- выплаты по безработице. Однако наблюдается тенденция ко все более широкому распространению практики их включения в облагаемый доход
- выплаты по болезни (с 1982 года - Великобритания, Швеция с 1983 года - США).
Ни в одной стране мира совокупный годовой доход налогоплательщика не совпадает с налогооблагаемым доходом, к которому применяется действующая шкала ставок подоходного налога. Налогооблагаемый доход по сравнению с совокупным годовым доходом всегда меньше на сумму разрешенных в соответствии с законодательством налоговых льгот.
Наиболее распространенный вид налоговых льгот составляют
налоговые скидки, которые подразделяются на стандартные и нестандартные.
Стандартные налоговые скидки — это налоговые льготы (скидки), величина которых не обусловлена фактическими расходами налогоплательщика). К стандартным скидкам относятся: необлагаемый минимум, «семейные скидки», «скидки на иждивенцев», обложение по нулевой ставке и налоговый кредит. При этом следует иметь в виду, что в одних и тех же государствах могут применяться одновременно различные формы налоговых льгот, например необлагаемый минимум, означающий освобождение от налогообложения минимальных доходов в размере, определяемом законом, предоставляется всем налогоплательщикам, независимо от их семейного положения или наличия иждивенцев. Этот вид налоговых льгот предусматривается законодательством большинства государств.
В то время как «семейные скидки» предоставляются налогоплательщикам в зависимости от их семейного статуса. При этом используются различные схемы налогообложения. Например, в Португалии и Норвегии доходы членов семьи облагаются налогом по разным шкалам, а в Германии и Ирландии используется система разделения доходов, при которой доход супругов делится поровну и в отношении него предусмотрена
соответствующая налоговая ставка, позволяющая снизить налоговое бремя.
«Скидки на иждивенцев» представляют собой льготы налогоплательщикам, имеющим детей, находящихся на иждивении,
и других иждивенцев — членов семьи. «Обложение по нулевой ставке» устанавливается в отношении определенной группы доходов
и фактически означает освобождение от налога. Такая льгота предусматривается законодательством Австрии, ФРГ, Бельгии, Люксембурга. Франции, Финляндии и Греции.
«Налоговый кредит» . представляющий собой сумму, на которую уменьшается величина налога, а не величина облагаемого налогом дохода, также имеет особенности своею применения в разных государствах. Например, в Дании, Швеции и Австрии налоговые кредиты предоставляются супругам, а в Бельгии, Греции, Испании и Италии они предоставляются не только супругам, но и семьям, имеющим на иждивении детей. Существуют и иные основания предоставления налоговых кредитов, определяемые законодательством государств.
Особое внимание следует уделить необлагаемому минимуму доходов . Развитие идеи справедливости в налогообложении выразилось в том, что финансовая наука обосновала необходимость минимума дохода, свободного от обложения. Первоначально под минимумом существования понимали физиологический минимум, абсолютно необходимый для поддержания жизни работника и его семьи. В защиту минимума, свободного от обложения, выступали еще классики, в учениях которых о железном законе заработной платы это требование получило теоретическое обоснование. К началу XX в. понятие минимума существования расширяется, под ним стали понимать совокупность средств, необходимых для достойного существования человека. Австрийский юрист Л. Менгер (1841-1906) сформулировал требование такого минимума в следующих выражениях: «Каждый член общества имеет право на вещи и услуги, необходимые для его существования, прежде чем удовлетворены менее важные потребности других. Для осуществления этого требования нет необходимости коренной реформы социального строя. 3ачатки осуществления его уже имеются: призрение, бесплатная школа, страхование рабочих, пенсии старикам, фабричное законодательство, которые уже теперь требуют усиленного обложения больших доходов. Принцип: достойное человека существование, если он станет руководящим правилом политики, потребует еще большего вторжения в сферу не заработанных доходов, наряду с отменой налогов на предметы первой необходимости и других несправедливых налогов».
Становление минимума, свободного от обложения, нарушало принцип всеобщности обложения и встретило многочисленные возражения. Одни обосновывали свое отрицательное отношение к изъятию от обложения малых доходов на основе теории обмена услуг. Раз все пользуются услугами государства, то все должны и платить налоги. Другие исходили из этических соображений об обязанности каждого платить налоги, которая является другой стороной политических прав. По их мнению, опасно освобождать почти от всякого участия в несении государственного бремени многочисленный класс низкооплачиваемых рабочих, имеющих возможность оказывать сильное влияние на политику. Защитники принципа всеобщности выдвигали аргумент, что государство и его организация есть столь же важная и безусловная потребность для гражданина, как и материальная потребность в пище и одежде, что оно настолько же составляет условие его существования, как и насущный хлеб.
Финансовая наука сочла несостоятельными возражения против минимума, свободного от обложения. Немалую роль в освобождении от налога минимума средств существования сыграло то обстоятельство, что малые доходы с большим трудом поддаются определению, и обложение их обошлось бы государству очень дорого. Финансовая наука не только защитила минимум, свободный от обложения, но и обозначила его пределы. Пределы минимума, свободного от обложения, определяются потребностями государства и уровнем экономического развития страны. Если страна бедна — минимум этот не может быть высок, потому что тогда немногочисленные крупные имущества и доходы подверглись бы чрезмерному обложению, следствием чего было бы замедление накопления капиталов. Аргумент этот, выдвинутый еще классиками, современен и сегодня, применим к условиям России.
Идея о неприкосновенности той части дохода, которая идет на удовлетворение необходимых потребностей его владельца, нашла свое выражение в законодательствах всех стран, имевших в той или иной форме подоходный налог. При повсеместном введении подоходного налога в европейских странах, США и России был установлен минимум, свободный от обложения. Величина этого минимума определялась в зависимости от уровня средних потребностей населения, от уровня инфляции, от фискальных потребностей государства, В 20-е гг. в Англии прожиточный минимум установлен в 135 фунтов стерлингов, в США - в 3000 долларов, во Франции - в 5000 франков, в России 1916 г. - 850 рублей, в СССР - 900 рублей для рабочих и служащих и от 300 до 500 для доходов других категорий населения.
Нестандартные налоговые скидки — это налоговые льготы, величина которых зависит от суммы фактически произведенных налогоплательщиком расходов. Нестандартные скидки устанавливаются в отношении взносов в профсоюзы расходов, связанных с производственной деятельностью, основных медицинских расходов, процентов, выплачиваемых по займам или за кредит на покупку дома, расходов на благотворительные цели и т.д.
Например, в ФРГ, Италии, Испании. Норвегии, Финляндии и США взносы в профсоюзы полностью компенсируются путем предоставления налоговой скидки в Португалии, Швеции и Дании предусматривается частичная компенсация во Франции, Ирландии, Бельгии, Греции, Швейцарии и Японии налоговые скидки на суммы, уплаченные в качестве профсоюзных взносов, не распространяются.
Национальное законодательство по-разному определяет льготы по расходам, связанным с производственной деятельностью. Например, в ФРГ, Швейцарии, Австрии и Люксембурге они устанавливаются в форме разовой скидки в отношении части расходов в Бельгии, Великобритании, Ирландии, Италии и Дании скидки предоставляются в сумме полной величины таких расходов а в США, Австрии, Испании и Италии льгота по производственным расходам может устанавливаться в форме налогового кредита на часть валового дохода.
Основанием для получения льгот по подоходному налогу могут быть и основные медицинские расходы. Например, в ФРГ и Греция для них установлена полная налоговая скидка, в Финляндии закон определяет предел медицинских расходов, сверх которого льгота не действует, а в Великобритании и Швеции налоговые скидки вообще не распространяются на этот вид расходов налогоплательщиков.
В налогооблагаемую базу при исчислении подоходного налога могут не включаться и проценты, выплачиваемые налогоплательщиками по различным займам. В зависимости от законодательства конкретного государства эта льгота может распространяться в полном объеме или частично на один или несколько видов займов. Например, в Дании, Финляндии, Швеции, Бельгии, Голландии, Греции, ФРГ и Испании она применяется к процентам по займам, взятым для инвестиций в производство во Франции и Ирландии скидка действует в отношении процентов по займам, полученным для целей бизнеса в Великобритании, Италии и Португалии она распространяется на проценты по займам на покупку или реконструкцию дома. Эта же льгота действует наряду с прочими скидками в Дании, Финляндии, Голландии, Ирландии и Испании. Еще большим разнообразием отличается подход к благотворительным взносам. Они не включаются в льготы по подоходному налогу в Ирландии, Италии, Австрии. Финляндии и Швеции. Наоборот, в Греции расходы на благотворительные цели полностью исключаются из налогооблагаемой базы, а в Бельгии, Франции, Дании, Португалии и ФРГ они учитываются при начислении налога лишь в случае превышения предельного размера льготы.
Разумеется, приведенный выше перечень налоговых льгот не является исчерпывающим. Законодательство многих государств предусматривает и другие льготы по взносам на социальные нужды, льготы для лиц пожилого возраста, льготы по доходам от сдачи в аренду недвижимости, льготы по доходам фермеров и мелких торговцев, льготы по дивидендам от акций различных компаний и т.д. Социальное государство, даже если оно не провозглашено таковым в конституции, проводит свою социальную политику, активно используя столь важный финансовый инструмент, как налоговые льготы. При этом следует отметить, что многообразие видов льгот, составляющее сильную сторону национального законодательства, становится серьезной проблемой при международном налогообложении.
Ставки подоходного налогообложения всегда устанавливаются законом. Изменение ставок подоходного налогообложения (так же, как и ставок по другим налогам) не допускается в течение всего налогового периода. Как правило, невозможен и пересмотр других существенных условий подоходного налогообложения. Во всех странах действует категорический запрет на предоставление индивидуальных налоговых льгот, т.е. льгот, которые могут получить отдельные лица. Льготы предоставляются только категориям лиц, т.е. всем без исключения лицам, которые могут подтвердить наличие оговоренных в законе особых обстоятельств.
Во всех развитых странах ставки по подоходному налогу являются прогрессивными и, как правило, построены по системе сложной прогрессии.
В подавляющем большинстве стран супруги имеют право уплаты подоходного налога и определения обязательств по нему как по индивидуальной, так и по совместной системе налогообложения. В тех случаях, когда применяется система совместного налогообложения дохода семьи при определении налоговых обязательств к налогооблагаемому доходу применяются пониженные ставки.
Порядок уплаты подоходного налога определяется двумя основными способами: безналичным и декларационным.
Декларационный способ уплаты налога представляет собой направление в налоговые органы декларации о доходах, полученных за истекший финансовый (налоговый) год. Декларацию заполняют наемные работники, получающие сверх заработной платы дополнительные доходы, и физические липа, не занимающиеся наемным трудом, а получающие доход из иных источников.
Безналичный способ уплаты налога представляет собой удержание бухгалтерией предприятия (организации) части выплачиваемого дохода. Доход может быть в форме заработной платы, дивидендов, процентов по вкладам, выплат по авторским правам и т.д. При безналичной форме уплаты подоходного налога, иногда называемой «удержанием у источника», в налоговые правоотношения вступают три субъекта: налоговые органы, налогоплательщик и специальный посредник, функции которого может выполнять либо предприятие (организация), удерживающее налоги с заработной платы, либо банк, удерживающий налоги с процентов по вкладам, либо инвестиционная компания, удерживающая налоги с выплачиваемых дивидендов.
В большинстве государств налог с доходов наемных работников, взимается работодателями (через бухгалтерию). Исключение составляют Франция и Швеция.
Сроки уплаты налога устанавливаются в зависимости от способа его уплаты. Декларации о доходах за прошедший год подаются в финансовые органы в начале нового налогового года, а уплата налога безналичным способом осуществляется ежемесячно (при получении заработной платы) или по факту получения дивидендов и других выплат по иным источникам доходов.
Налоги на доходы физических лиц чаще всего относятся к группе общегосударственных (центральных, федеральных, конфедеральных) налогов, хотя во многих странах действуют различного рода дополнительные налоги на доходы физических лиц, надбавки к центральным налогам, поступающие в бюджеты регионов (штатов, провинций, земель) и в бюджеты органов местного самоуправления (городов, районов, округов, муниципалитетов, тауншитов и т.д.). При этом регламентация по взиманию налогов на доходы физических лиц, как правило, отнесена к исключительной компетенции центрального уровня власти (федерации, конфедерации). На общегосударственном уровне определяются объекты налогообложения, методика определения налогооблагаемого дохода, уровень общенациональных ставок, условия и размеры предоставляемых универсальных и специальных вычетов, зачетов, общие условия предоставления и получения налоговых льгот сроки и порядок уплаты налогов и предоставления отчетности. На региональном и местном уровнях обычно могут изменяться лишь размеру ставок по дополнительным налогам или надбавкам к общенациональным налогам на доходы. Кроме того, в отдельных странах разрешено применять местные льготы для определенных категорий лиц, однако правила применения таких льгот в подавляющем большинстве стран также устанавливаются на общенациональном уровне. В федеративных и конфедеративных государствах могут существовать самостоятельные налоги на доходы физических лиц либо применяться различного рода надбавки к общегосударственному подоходному налогу.
Налоговый период по подоходному налогообложению физических лиц составляет один год. В большинстве случаев этот период совпадает либо с календарным годом, либо с установленным законодательно финансовым (налоговым, фискальным) годом.
Схема определения налоговых обязательств по подоходному налогу с физического лица выглядит следующим образом. Совокупный годовой доход, состоящий из валовой выручки от реализации товаров и услуг, поступления рентных платежей, доходов от реализации движимого и недвижимого имущества и прочих доходов, уменьшается на сумму разрешенных вычетов, расходов на содержание движимого и недвижимого имущества, рентных платежей, налогов, уплаченных в бюджеты органов местного самоуправления и регионов, поимущественных налогов, процентов за привлеченный для деловых целей кредит, взносов в фонды социального страхования и социального обеспечения бесприбыльных организаций, а также на сумму других расходов и платежей, разрешенных налоговым законодательством к вычету в определенных размерах. Кроме того, совокупный годовой доход уменьшается на суммы специальных вычетов, а также убытков прошлых лет при определении налоговых обязательств текущего периода.
Вышеперечисленные вычеты могут быть разрешены лишь при документальном подтверждении и обосновании необходимости их осуществления. Максимальный размер вычетов устанавливается в законодательном порядке либо как процент от валового дохода, либо в твердой сумме. В ряде стран при исчислении налогооблагаемого дохода предусмотрена возможность вычета суммы выходного пособия при увольнении, выплат по системе социального обеспечения, выплат по болезни, выплат определенным категориям лиц (участникам военных действий, семьям погибших, инвалидам и т.д.).
В результате всех вычетов из скорректированного валового дохода образуется налогооблагаемый доход, к которому и применяется действующая шкала ставок подоходного налога.
Для последних десятилетий характерна тенденция расширения налоговой базы по подоходному налогообложению. Наряду с денежными выплатами в совокупный годовой доход включаются выплаты в товарно-материальной форме, а также в форме привилегий. Так, в совокупный годовой доход служащих компаний включаются расходы компании по предоставлению этим служащим автотранспорта, специальных займов по льготным ставкам, жилища на льготных условиях, на получение товаров и услуг со скидкой, бесплатное питание, расходы на образование за счет компании, на оплату медицинских услуг и ряда других. В этих случаях для определения налоговой базы плательщик обязан к сумме денежных и материальных выплат, составляющих его доход, прибавить разницу между обычной (рыночной) ценой приобретенных товаров или полученных услуг и фактически уплаченной за них суммой.
Доходы руководителей компаний, поступающие в форме косвенных выплат, компенсаций, льгот и привилегий, в последние годы практически во всех странах имели тенденцию к увеличению. Для предотвращения уклонения от уплаты налогов законодатели расширяют базу по налогообложению доходов физических лиц и значительно расширяют объем обязательной отчетности по подоходному налогу с физических лиц и корпорационному налогу. Невключение каких-либо из указанных сумм в декларацию может служить основанием, как для административных санкций, так и для уголовного преследования. Занижение размеров полученных косвенных выплат, выгод и льгот обычно квалифицируется как умышленное сокрытие доходов от налогообложения.
Во всех странах в совокупный годовой доход включаются доходы от предпринимательской деятельности. Некоторые виды предпринимательской деятельности облагаются самостоятельным промысловым (профессиональным) налогом. При этом из совокупного годового дохода предпринимателей вычитаются производственные издержки, а также ряд иных расходов, предусмотренных законодательством всех стран.
Пассивные доходы, такие как дивиденды, проценты по облигациям и по остаткам на счетах банков, проценты по государственным, муниципальным и другим ценным бумагам, могут как включаться в совокупный годовой доход налогоплательщика для целей налогообложения подоходным налогом, так и исключаться из налогооблагаемой суммы. Пассивные доходы, как правило, облагаются налогом по льготным ставкам либо на основании специальных статей законов, регламентирующих подоходное налогообложение физических лиц, либо на основании отдельных специальных законов.
Доходы, получаемые от владения недвижимостью, во всех странах включаются в базу обложения налогами на доходы физических лиц, однако доходы, получаемые от реализации недвижимого имущества, могут облагаться как в рамках подоходного налогообложения, так и на основании действующих самостоятельных налогов на прирост капитала.
Кроме того, в подавляющем большинстве стран из совокупного годового дохода налогоплательщика вычитаются суммы взносов по обязательному страхованию. В отдельных странах налогоплательщик обязан показывать сумму совокупного годового дохода без вычета взносов по обязательному страхованию, при этом он получает возможность на зачет этих сумм при окончательном расчете налоговых обязательств.
В большинстве развитых стран в совокупный годовой доход налогоплательщика включаются полученные алименты, различного рода единовременные выплаты и пособия, в том числе пенсии, а также выплаты и пособия по безработице.
Как правило, в состав совокупного дохода для целей налогообложения не включаются дарения от физических лиц, призы и награды, различного рода компенсации за ущерб, причиненный здоровью, стипендии.
Основные различия при исчислении налоговых обязательств физических лиц по подоходному налогообложению в развитых странах заключаются в следующем:
- расчет совокупного годового дохода, скорректированного валового дохода и налогооблагаемого дохода имеет свои особенности, существуют важные, а иногда и принципиальные различия в правилах по определению источников доходов
- состав дохода, включаемого в совокупный годовой доход, отличается своей спецификой часто не только в одной стране, но и на региональном (земельном, провинциальном, штатном) уровне. Последнее особенно характерно для стран с федеративным и конфедеративным устройством. Для налогоплательщика также большое значение может приобретать специфика определения момента получения дохода
- имеются различия при определении категории «объект налогообложения», т.е. объектом может выступать доход каждого члена семьи в отдельности или может применяться совокупное налогообложение дохода всей семьи как единого целого. Отдельные виды доходов могут быть самостоятельными объектами налогообложения
- наиболее многообразен состав и характер налоговых зачетов, вычетов и льгот, применяемых при расчете величины налогооблагаемого дохода, определении величины налогового оклада или окончательных обязательств налогоплательщика
- отмечаются существенные различия как в системах построения шкалы обложения подоходными налогами, так и в уровне минимальных, стандартных (средних) и максимальных ставок
- значительным разнообразием характеризуются правила, регламентирующие налогообложение иностранных граждан, осуществляющих деятельность в стране, а также системы налогообложения граждан, длительное время работающих за рубежом и получающих доходы из иностранных источников.
б) Налоги на доходы корпораций
Практика налогообложения прибыли развивается приблизительно с начала ХХ в. Современные теоретические представления сформировались в основном под влиянием теории «экономики предложения». Первые основы научной теории прибыли были заложены опубликованной в 1899 г. работой американского экономиста Дж. Б. Кларка «Распределение богатства» и получили дальнейшее развитие в трудах Й. Шумпетера, Ф. Найта и других западных экономистов.
Налог на прибыль корпораций (корпорационный налог) получил распространение в развитых странах в связи с развитием форм деятельности, основанных на принципе ограниченной ответственности. Все предприятия, действующие в странах с рыночной экономикой, можно объединить в три группы:
Источники:
Следующие статьи:
- Льготы по налогу имущество организаций их виды порядок представления
- Транспортный налог оренбург льготы
Комментариев пока нет!