Пенсионный фонд льготы многодетным матерям

Полагается ли льготная пенсия многодетным матерям
Какой установлен пенсионный возраст для многодетных матерей, Вы сможете узнать из этой статьи. Читайте, в каких случаях назначается льготная пенсия многодетным матерям.
Какая самоотверженность требуется матери, воспитывающей большое количество детей! В ней сочетаются и умение любить, и сила характера, и способность быть примером для своих детей.
Чтобы отдать им свою жизнь и посвятить себя малышам, требуется большое мужество. Можно даже назвать это своеобразной работой, не уступающей по необходимости выкладываться никакой другой, а, возможно, даже превосходящей все остальные. Так какая же пенсия ждет многодетную маму в том возрасте, когда у нее уже не получится построить карьеру?
Пенсионный возраст
Федеральным законом установлен возраст, с которого многодетная мать может уйти на заслуженный отдых, и это пятьдесят лет. Однако и здесь женщину подстерегает множество нюансов. Так, например, оформить пенсию она может только, если за ее плечами есть страховой стаж не менее пятнадцати лет. Логично спросить, что такое страховой стаж?
Страховой стаж – это все время работы или другой деятельности, когда в пенсионный фонд отчислялись страховые взносы. Сразу хочется отметить, что месяцы нахождения в декретном отпуске туда не входят!
Кроме того, пенсионный возраст для многодетных матерей устанавливается в пятьдесят лет исключительно в тех случаях, когда женщина воспитала до восьми лет пятерых или более детей. Однако женщины, имеющие двух и более детей, также могут рассчитывать на пенсию в возрасте пятидесяти лет при условии, что их страховой стаж составляет двадцать лет, из которых двенадцать лет они трудились в районах Крайнего Севера (или семнадцать лет в районах, приравненных к Крайнему Северу).
Как многодетной маме все успеть?
Кажется странным, что у многодетной мамы должен быть страховой стаж. Спрашивается, когда же ей все успеть – и поработать, и детей воспитать? Сейчас в некоторых регионах многодетным мамам предоставляется следующее право.
Если же в вашем населенном пункте нет такой возможности, то можно воспользоваться другими вариантами работы на дому. Сейчас находится немало работодателей, готовых официально трудоустроить маму в декрете.
Конечно, о пенсии стоит задумываться заранее. Но, чувствуя в себе призвание воспитывать новое поколение Россиян, не стоит бороться с ним, ведь всегда найдутся люди, которые помогут. Да и дети, останутся вам благодарны!
Продолжение на след. странице
У многодетной матери. во сколько приходит пенсия?
Остальные ответы
Наташа К. Мыслитель (7778) 4 года назад
Пенсионные льготы для многодетных матерей впервые введены Законом СССР о государственных пенсиях от 14.07.1956 года. Они были восприняты и Российским законом «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 года. Федеральный закон от 17.12.2006 года № 173 — ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». вступивший в силу с 1 января 2002 года, также сохранил право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет.
Пенсия им назначается по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет. Если многодетная мать не имеет требуемого страхового стажа, пенсия по старости может быть назначена ей на общих основаниях.
Женщины, проживающие в сельской местности, родившие 5 и более детей и воспитавшие их до восьмилетнего возраста, имеют право на пенсию по возрасту по достижении 50 лет.
Многодетная мать имеет право обратиться к работодателю с просьбой установить ей режим неполного рабочего времени как 2,5 дня в неделю, так и 2 дня в неделю. Данное право закреплено ст. 93 Трудового кодекса Российской Федерации.
Эраст Фандорин Гуру (2870) 4 года назад
Наташ, а если трое детей? Раньше вроде так было. Спасибо
Досрочная пенсия многодетным матерям в России: как получить?
Многодетной матерью называют женщину, которая родила и дала воспитание как минимум троим детям. Учитываются как родные дети, так и приемные. Положение многодетной матери действительно до достижения детьми 18-летнего возраста.
Общая информация
Давайте для начала разберем главные стороны обсуждаемого вопроса.
Закон
Право на досрочную выплату пенсионного пособия урегулировано Федеральным законом № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», вступившем в действие 17.12.2001.
Право многодетных матерей на досрочную пенсию зафиксировано в статье под номером 28 .
Документ не применяется в полной мере с 1 января 2015 года.
В порядке исключения – нормы, регулирующие вычисление величины трудовых пенсий, а также нормы, подлежащие применению в целях исчисления размера страховых пенсий.
Право многодетных матерей на получение досрочной пенсии в новом законодательстве, вступившем в действие с 2015 года . сохранено.
Насколько раньше?
Для граждан России общеустановленным пенсионным возрастом считается 55 лет и 60 лет соответственно для женщин и мужчин.
Существует понятие досрочной трудовой пенсии.
Так в законе называют форму пенсии по старости, которая полагается на 5 лет раньше, чем общеустановленный пенсионный возраст .
Информация об уходе
Соответственно нормам пенсионного законодательства многодетные матери имеют право уйти на пенсию раньше общепринятого пенсионного возраста в рамках обеспечения государственной поддержки материнства, детства и семьи.
Действующее пенсионное законодательство предоставляет право ухода на пенсию многодетным матерям, которые :
Размер
Давайте разберемся, какую пенсию могут получать матери многодетных семей. Порядок, устанавливающий размер досрочной пенсии многодетной матери, регламентируется Федеральным законом № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
На величину пенсии влияет несколько показателей .
В первую очередь, это размер заработной платы, длительность страхового стажа, возраст обращения за назначением пенсии.
В зависимости от этого многодетные матери с одинаковым количеством детей могут иметь разную пенсию.
Процедура назначения
Чтобы подтвердить право на льготную трудовую пенсию и пройти процедуру назначения пенсии, многодетным матерям нужно предъявить такие документы :
Определяя право на льготное назначение пенсионных выплат многодетной матери, не считая собственных, берут во внимание усыновленных, а также умерших детей.
В соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации женщины, которые усыновили детей и воспитали их до возраста 8 лет, имеют равные права с матерями родных детей, поскольку тайна усыновления охраняется законом, и в свидетельстве о рождении ребенка прописано материнство, а не усыновление.
Воспитание падчерицы или пасынка не дает права на льготную пенсию .
Необходимо усыновление этих детей до достижения ими 8-летнего возраста.
В случае, когда женщина по каким-то причинам не успела воспитать хотя бы одного из детей до 8 лет, она теряет право получать досрочную пенсию. Причиной может быть смерть ребенка до момента исполнения 8 лет, недостижение хотя бы одним ребенком возраста 8 лет ко дню обращения за пенсией.
Если мать лишена родительских прав, право на льготную пенсию также не возникает.
Многодетные отцы права на получение досрочной трудовой пенсии не имеют. Такие льготы могут получать исключительно многодетные матери.
Как происходит оформление?
Женщинам, у которых скоро наступит право на получение льготной пенсии согласно норм законодательства, стоит заранее обратиться в Управление Пенсионного фонда, находящегося по месту жительства, чтоб предоставить соответствующие документы.
В пенсионный фонд нужно предъявить такой пакет документов :
Далее специалисты по оценке пенсионных прав застрахованных лиц формируют макет выплатного дела будущего пенсионера. Они проверяют все сведения, которые содержат представленные документы, нормативность их оформления. При необходимости направляют вопросы работодателям, у которых велась трудовая деятельность.
Кроме того, происходит корректировка документов с неполными (неточными) сведениями.
Такая работа с документами дает возможность установить размер максимальной пенсии с учетом трудовой деятельности, количества детей.
Для досрочного назначения пенсии по старости с целью предварительного рассмотрения документов необходимо обратиться в Управление пенсионного фонда за 6 месяцев до момента наступления пенсионного возраста.
Доплата
Дополнительные выплаты к пенсии производятся в случае, когда мать работала и декретный отпуск не был включен в трудовой стаж.
Все права многодетных матерей на получение досрочной пенсии защищены законодательством Российской Федерации.
С 1 января 2015 в законодательство о трудовых пенсиях России были внесены некоторые поправки .
На правила выплаты досрочных пенсий многодетным матерям они не распространяются, все права сохранены .
Выйти на льготную пенсию имеют право две категории многодетных матерей.
Заключение
Размер пенсии рассчитывается индивидуально в зависимости от размера заработной платы, срока страхового стажа, количества детей .
Льготную пенсию не получают матери, которых лишили родительских прав, а также те, которые не воспитали хотя бы одного ребенка до 8-летнего возраста.
Для оформления льготной пенсии нужно обращаться в Управление Пенсионного фонда по месту жительства с соответствующим пакетом документов за 6 месяцев до момента наступления пенсионного возраста. В отдельных случаях возможны дополнительные выплаты к пенсии.
Подписывайтесь на обновления по E-Mail:
Расскажите друзьям! Расскажите об этой статье свои друзьям в любимой социальной сети с помощью кнопок в панели слева. Спасибо!
Многодетным матерям положена досрочная пенсия
Для этого надо родить и воспитать пятерых детей
Досрочная пенсия положена многодетным матерям, родившим пятерых и более детей, сообщает Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Еврейской автономной области.
Но родить - недостаточно. Досрочная трудовая пенсия по старости положена тем многодетным матерям, которые родили и воспитали пятерых и более детей до 8-летнего возраста.
Причина, по которой многодетная мать не смогла воспитать детей до указанного возраста, значения не имеет. Однако такой причиной может быть:
Если в семье живут дети от разных родителей, за воспитание пасынков или падчериц назначается трудовая пенсия только в случае их официального усыновления. Раздельное проживание детей с матерью не является препятствием для назначения досрочной трудовой (льготной) пенсии по старости.
Исключением является только лишение родительских прав. Дело в том, что родители, лишенные родительных прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на льготы, установленные для граждан, имеющих детей.
Вследствие этого женщины, родившие пятерых и более детей, но лишенные родительских прав, теряют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Однако если многодетная женщина успела выйти на досрочную пенсию до лишения родительских прав, прекратить ей выплату назначенной пенсии закон не позволяет.
Татьяна Хорева, начальник отдела организации назначения и перерасчета пенсий Отделения Пенсионного фонда по ЕАО, подчеркивает, что право на досрочную пенсию имеют только многодетные матери - на многодетных отцов эта льгота не распространяется.
Условия для досрочной пенсии многодетной матери:
Необходимые документы:
Куда обращаться:
ДЕПАРТАМЕНТ ИНФОРМАЦИИ И КОММУНИКАЦИЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ СЕКРЕТАРИАТА КМУ
2 марта текущего года Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно пенсионного обеспечения». Эти изменения регулируют вопросы пенсионного обеспечения и условно их можно разделить на три основных блока. На особенностях внесенных изменений в пенсионное законодательство остановился Председатель правления Пенсионного фонда Украины Алексей Зарудный на брифинге перед прямой телефонной линией Кабинета Министров Украины 13 марта.
Так, первый блок касается выплаты пенсий пенсионерам, которые работают на «специальных» должностях. В частности, это касается государственных служащих, прокуроров, судей, народных депутатов, некоторых других категорий работников.
«Внесенные до 14 «пенсионных» законов изменения предусматривают, что в период работы на указанных должностях назначенные пенсии не выплачиваются до увольнения с работы. При этом не имеет значения вид пенсии и закон, в соответствии с которым она назначена», - подчеркнул Алексей Зарудный. При этом пенсионер имеет право выбора: продолжать работать на «спецдолжности» и получать заработную плату, или уволиться с должности и получать пенсию.
Указанная норма не распространяется на инвалидов I и II групп, инвалидов войны III группы, участников боевых действий, членов семей военнослужащих, участников АТО. Все они на любой работе будут получать назначенную пенсию в полном объеме.
Пенсионеры-ученые, которые работают на спецдолжностях, смогут получать 85% от положенной им пенсии, исчисленной по общим правилам.
«Указанные нововведения будут касаться почти 11 тыс. лиц, которые работают на спецдолжностях, - отметил Председатель правления Пенсионного фонда. - Эти изменения вступают в силу с 1 апреля. Они являются очередным шагом унификации пенсионного законодательства и введения единых принципов пенсионного обеспечения для всех категорий граждан».
Также предусмотрено, что Правительство до 1 мая текущего года подаст на рассмотрение Верховной Рады Украины законопроект, который должен окончательно устранить различные подходы в пенсионном обеспечении.
Второй блок изменений касается порядка выплаты пенсий другим категориям работающих пенсионеров. Для них предусмотрено, что в период работы выплачивается 85% назначенного размера пенсии. «Но эта норма касается только тех пенсионеров, у которых размер пенсии превышает 1,5 размера прожиточного минимума установленного для лиц, утративших трудоспособность, - 1423,5 грн. Пенсии, назначенные в размере менее 1423,5 грн. работающим пенсионерам выплачиваются в полном объеме», - подчеркнул Алексей Зарудный. Он добавил, что у работающих пенсионеров, у которых размер пенсии больше 1423,50 грн. и которым пенсия будет выплачиваться на уровне 85%, в любом случае размер пенсии к выплате составит не менее 1423,5 грн.
Указанная норма будет действовать до 1 января 2016 года и будет касаться 659 тыс. пенсионеров, или 5,45% их общей численности.
Сейчас на учете находится всего 2 666 242 работающих пенсионера, или 21,9% от общей численности пенсионеров. Средний размер пенсии работающих пенсионеров - 1759,26 грн.
Председатель правления Пенсионного фонда обратил внимание, что работающим пенсионерам из числа инвалидов I и II групп, инвалидов войны III группы, участникам боевых действий, членов семей военнослужащих и пенсионеров, пенсии которым назначены в соответствии с Законом Украины «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц», пенсия выплачивается в полном объеме независимо от размера.
Во всех случаях после увольнения с работы, в том числе со спецдолжностей, выплата пенсии возобновляется в полном объеме.
Статус пенсионера - работающий или неработающий и, соответственно, размер пенсии для выплаты органы Пенсионного фонда Украины определят по материалам пенсионных дел и данным системы персонифицированного учета. Предоставлять органам Пенсионного фонда отдельно документы необходимо только тем пенсионерам, кто своевременно не выполнил предусмотренное законом обязательство в течение десяти дней проинформировать органы Фонда о трудоустройстве/увольнении с работы.
Если документы об увольнении с работы будет предоставлено после 1 апреля, то выплата пенсии будет произведена в полном объеме за весь период, когда пенсионер уже не работал.
Если документов о трудоустройстве, в том числе на спецдолжность, пенсионер не предоставит, факт работы все равно обязательно будет установлено позже по данным системы персонифицированного учета. В этом случае пенсионер должен вернуть излишне выплаченную сумму пенсии.
Третий блок касается изменения условий назначения пенсий на льготных условиях и за выслугу лет.
По словам Алексея Зарудного, с 1 апреля 2015 года поэтапно меняется возраст женщин, необходимый для назначения пенсий на льготных условиях.
Пенсионная реформа нужна молодым
Пенсионная реформа нужна молодым

Пенсионная реформа — самая долгоиграющая реформа. Она реализуется не годы, а десятилетия. Реформа, которую сейчас начинает Украинское правительство, закончится только через тридцать-сорок лет, когда на пенсию выйдет последний выпускник вуза, который начал работать при действующей пенсионной системе. Целевая аудитория реформы — это двадцати-тридцатилетние люди, которые только-только начали работать.
При этом реформа ни в коей мере не касается действующих пенсионеров, и она только чуть-чуть затрагивает людей предпенсионного возраста. Поэтому глупо и некомпетентно звучат прогнозы оппозиционных политиков о том, что в результате реформы на улицу с протестами выйдут пенсионеры. Не выйдут. Пенсионеры могут быть недовольны уровнем цен на хлеб или услуги ЖКХ, но никак не пенсионной реформой, которая их доходы не затрагивает.
Если кто и будет недоволен, то это судьи, прокуроры, депутаты и другие категории спецпенсионеров. Каждый из них теряет в результате реформы десятки, а то и сотни гривен гипотетической пенсии. Кстати, в соседних Румынии и Венгрии, где также проводятся аналогичные реформы, с протестами на улицу вышли именно эти категории бюджетников, а Чехия парализована забастовкой врачей. Однако в Украине фрондерство прокуроров и судей не пойдет дальше кухонных разговоров, поскольку они понимают, что спецпенсионеры получают много по сравнению со всеми остальными и их жалобы не найдут отклика в обществе.
Льготных пенсий не бывает
Пенсионную систему в стране готовы реформировать только 57 депутатов. Именно столько голосов набрал в прошлый вторник законопроект об отмене привилегий в пенсионном обеспечении. Законопроект этот — не более чем полумера, привилегии он не отменяет, а только упорядочивает. В частности, устанавливает норму о том, что льготные пенсии выплачиваются не за счет средств Пенсионного фонда, а за счет государственного бюджета, а сами льготные пенсии насчитываются только с заработка, с которого уплачиваются взносы в социальные фонды — всяческие доплаты, премии и материальная помощь не учитывается при определении размера пенсии.
Однако даже такая полумера вызвала ярость среди депутатов. И это неудивительно, ведь принятие такого закона привело бы к снижению депутатской пенсии где-то на треть, а депутаты-пенсионеры — таких у нас около трети от всего состава Верховной Рады — могли вообще потерять право на получение пенсии во время работы народными избранниками.
Аргументация у депутатов железобетонная. Существует целых пять решений Конституционного суда, которые говорят о том, что ветерану труда можно выплачивать пенсии в размере ниже прожиточного минимума, а пенсию депутатам ограничивать нельзя. Самое важное решение конституционные судьи приняли по итогам рассмотрения дела об уровне пенсии и ежемесячного пожизненного денежного содержания от 11 октября 2005 г. (№1-21/2005). Тогда правительство хотело ограничить максимальный уровень пенсий, однако Конституционный суд по представлению Коммунистической партии запретил это делать, определив, что «Конституция и законы Украины могут выделять определенные категории граждан Украины, которые требуют дополнительных гарантий социальной защиты со стороны государства. К ним, в частности, относятся граждане, которым пенсия назначается по специальным законам (то есть народные депутаты)».
Логика принятая такого решения ясна — судьи Конституционного суда, как и всех остальных судов в Украине, имеют право на специальную пенсию. Более того, размер пенсии судей КСУ даже больше, чем у народных депутатов. Вполне естественно, что все категории льготных пенсионеров отстаивают свои льготы всеми доступными способами. За истекшее пятилетие взгляды у коммунистов не изменились — они уже открыто заявили, что не собираются поддерживать правительственный вариант пенсионной реформы, который ограничивает максимальный размер льготных пенсий.
Более того, после вступления в действие закона о пенсионной реформе, коммунисты обжалуют его в Конституционном суде. Сейчас в стране проживает несколько сотен депутатов-коммунистов разных созывов парламента. Все они получают специальные пенсии, отдыхают в ведомственных санаториях и лечатся в Феофании, и в борьбе за их права Петр Симоненко не пожалеет ни бюджет Пенсионного фонда, ни правительство, ни парламентское большинство.
Работающих пенсионеров не бывает
В Украине пенсии получают три категории людей — дети, потерявшие родителей получают пенсию по утрате кормильца, инвалиды трудоспособного возраста получают пенсию по инвалидности и люди пожилого возраста получают пенсию по возрасту или по выслуге лет. Эти три категории людей получают содержание от государства по одной простой причине — они по тем или иным причинам не могут работать. Пенсионер, это человек, который не может работать в силу своего возраста или физического состояния. Если человек работает, то он не пенсионер.
Однако в Украине более четырех миллионов пенсионеров — почти каждый четвертый — работают. Действительно, пенсионный возраст в 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин был установлен еще во времена индустриализации. За это время люди не только стали жить дольше, но и их качество жизни улучшилось. Женщина в 55 лет может и хочет работать и статистика показывает, что именно этим она и занимается — подавляющее большинство пенсионеров обоих полов в возрасте до 60 лет работают. При этом параллельно они получают еще и пенсии.
Это не дает Пенсионному фонду возможности увеличить пенсии тем, кому они действительно нужны — пожилым людям, которые уже не могут работать в силу своего возраста. Увеличение пенсионного возраста, запрет на получение спецпенсий работающим пенсионерам и увеличение сроков пенсионного стажа направлены на восстановление истинного понятия пенсии — как государственной помощи нетрудоспособным людям.
Мужчины, которые доживают до 60 лет, живут впоследствии в среднем еще пятнадцать лет. Женщины еще дольше — больше двадцати. С течением времени количество пожилых людей в Украине только вырастет. Соотношение работающего и неработающего населения в стране приближается к единице. В стране около 14 млн. пенсионеров и столько же человек платит взносы в Пенсионный фонд. Простым языком это означает, что каждый работающий должен вычесть из своей зарплаты деньги на выплату пенсии одному пенсионеру.
По прогнозу Госкомстата, с 2014 по 2018 гг. пенсионного возраста достигнут на 700 тыс. человек больше, чем людей, которые достигнут трудоспособного возраста, а в период с 2019 по 2023 гг. — на 1,5 млн. человек больше. Пенсионеров в Украине станет больше, чем людей, уплачивающих пенсионный взносы. Это означает, что доходы людей, которые выйдут на пенсию через десять лет, могут быть даже меньше, чем мизерные пенсии нынешних пенсионеров. Пенсионный фонд, а вместе с ним и госбюджет, ждет крах — государство окажется просто не в состоянии содержать такое большое количество нетрудоспособных граждан. Эту реальность фактически уже невозможно изменить, если не учитывать вариант массового привлечения в страну мигрантов.
Именно поэтому в Украине возникла необходимость проведения пенсионной реформы. Пенсионная реформа нужна не для того, чтобы увеличить пенсии действующим пенсионерам, и даже не для того, чтобы ликвидировать текущий дефицит Пенсионного фонда. Пенсионная реформа нужная для того, чтобы минимизировать риск краха системы социального обеспечения в Украине через десятилетие.
Тунеядцы пенсии не получат
Среднестатистический гражданин уверен в том, что государство даст ему пенсию. Вне зависимости от того, где и как этот человек работал, и работал ли он вообще. Действующее законодательство целиком и полностью подтверждает этот тезис. Пенсионер с минимальным стажем и мизерными отчислениями в Пенсионный фонд может претендовать на 600-700 грн. пенсии, а ветеран труда с достойной зарплатой получает 1200-1400 грн. пенсии, максимум две тысячи гривен. Как видим, ради пенсии не стоит напрягаться всю жизнь.
Пенсионная реформа разрушит эти иллюзию. Без минимального трудового стажа в пятнадцать лет (сейчас хватает и пяти), без уплаты в Пенсионный фонд минимальных платежей пенсионер не будет иметь права на получение даже минимальной пенсии. Он будет вынужден либо работать, либо обязанность по содержанию этого тунеядца ляжет на плечи детей и родственников.
Не зависеть от государства
По мнению президента Конфедерации работодателей Украины Алексея Мирошниченко, треть трудоспособного населения страны — а это около шести миллионов человек — работает без трудовой книжки, без уплаты налогов и пенсионных взносов. Это и гастарбайтеры в странах Европы и России, и рыночные торговцы, и сезонные сельскохозяйственные рабочие. Еще столько же работников получают фиктивную зарплату — на бумаге, через бухгалтерию, они получают минимальную заработную плату, а все остальное в конверте.
Таким образом, более половины работающих в стране так или иначе уклоняются от уплаты взносов в Пенсионный фонд. Полностью все налоги и взносы платят только работники бюджетной сферы и сотрудники крупных промышленных корпораций и предприятий с иностранными инвестициями, которым корпоративная этика не позволяет уклоняться от уплаты взносов.
Причина повсеместного уклонения от уплаты пенсионных взносов и получения зарплат в конвертах — действующая солидарная пенсионная система. Работающее население не откладывает себе деньги на пенсию. Принцип работы Пенсионного фонда состоит в том, чтобы собрать деньги на выплату пенсий из соответствующих взносов, аккумулировать их и сразу же, без инвестирования, выплатить сегодняшним пенсионерам. То есть те, кто работает сегодня, содержат тех, кто сегодня находится на пенсии.
При этом обычный сотрудник, не имеющий права на специальную пенсию, не имеет даже теоретической возможности заработать себе на достойную пенсию. Вне зависимости от размера зарплаты и суммы пенсионных взносов, его пенсия будет ограничена суммой в 1800-2200 грн. а в подавляющем большинстве случаев человек не сможет претендовать на пенсию свыше 1400 грн. Соответственно, получать большую официальную зарплату и платить с нее налоги и взносы — бессмысленно. Вот и начисляют себе гендиректора зарплату в 1500 грн. а главные бухгалтера по бумагам получают гривень 900.
Разрушить эту часть теневой экономики можно только путем внедрения общеобязательного накопительного пенсионного страхования, когда работник часть взносов отправляет в солидарную пенсионную систему, а часть — на собственный пенсионный счет. Впоследствии эти средства инвестируются в экономику страны и, по достижению пенсионного возраста, выплачиваются в качестве добавки к солидарной пенсии. Таким образом, работник сможет самостоятельно регулировать себе размер пенсии — больше платишь взносов, больше инвестируешь, будет больше пенсия, меньше платишь взносов — меньше пенсия. После создания накопительной системы пенсионного страхования исчезнут стимулы к выплате зарплаты в конверте, а экономика страны получит многомиллиардный инвестиционный ресурс.
Чтобы получить это, необходимо пройти через сложную и непопулярную пенсионную реформу — нужно ограничить пенсии спецпенсионерам, увеличить пенсионный возраст и уменьшить количество работающих пенсионеров-льготников.
Эра государственной благотворительности подходит к концу. Весь мир понял это значительно раньше. Наконец дошло и до нас. Если мы этого сейчас не поймем, нам всем будет очень тяжело жить на пенсии. Но тогда жаловаться уже будет некому.
Кто должен платить льготные пенсии
Работодатели против того, чтобы платить пенсии людям, занятым на вредных производствах еще во времена СССР. Ведь Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» обязал предприятия выплачивать льготные пенсии.
Сегодня работодатели должны возместить 70% пенсионных выплат досрочно вышедшим на пенсию (в 2004 году это было 20%, с каждым годом сумма увеличивается на 10%).
Задолженность предприятий перед Пенсионным фондом по выплате пенсий льготникам на сегодняшний день составляет почти 2,6 миллиарда гривен.
В западных странах досрочный выход на пенсию оплачивается из негосударственных пенсионных фондов. Взносы туда выплачивают и работодатели и сами работники. Размер пенсии зависит от, того сколько работник проработал на производстве.
Для тех, кто имеет право на досрочный выход на пенсию, действует следующая система расчетов. Например, английские пожарники имеют право выйти на пенсию в 55 лет. Если его стаж 30 лет, то он будет получать пенсию в размере 2/3 последней зарплаты. Но имея 25 лет стажа, можно выйти на пенсию и в 50 лет, но в таком случае пенсия составит лишь 50% от зарплаты. Но стоит учесть, что пожарные платят большие взносы в пенсионные фонды: 11% от ежемесячной зарплаты, а для «невредных» профессий этот взнос составляет 5-6%.
В Украине досрочный выход на пенсию полностью финансирует работодатель. Фактически, выплаты пенсий происходят за счет работников. «Нынешние работники недополучают зарплаты из-за того, что работодатель из денег на оплату труда должен возмещать льготные пенсии», — считает Василий Надрага, генеральный директор Федерации работодателей Украины.
Как выход из ситуации предлагают, чтобы работодатели выплачивали пенсии не всем работникам вредного производства, а лишь тем, кто вышел на пенсию, начиная с 1992 года. Или же увеличить взносы в пенсионный фонд для «вредных» профессий. Также может послужить опыт других стран, где льготными пенсиями занимаются негосударственные пенсионные фонды.
Негосударственные пенсионные фонды появились в Украине в 2004 году. Сейчас их около 100. НПФ могут быть трех видов: открытыми (участником может стать любой Украинец), корпоративные (один или несколько работодателей основывают ПФ для выплаты пенсий своим работникам) и профессиональные НПФ (создаются профсоюзами для выплаты пенсий работникам определенной отрасли).
«В Украине негосударственные пенсионные фонды были созданы не в пользу получателя выплат, а в пользу основателей», — считает Грег МакТаггер, старший международный советник по вопросам пенсионной реформы проекта USAID «Развитие рынка капиталов». Дело в том, что негосударственные пенсионные фонды подпадают под льготное налогообложение. Инвестиционный доход от управления инвестиционными активами не облагается налогами. И подоходные налоги физических лиц с вкладов не изымаются до наступления пенсионного возраста.
Грег МакТаггер, считает, что шахтерам нужно увеличить обязательный стаж с 10 лет до 20. Это уменьшит количество льготников. Но западный коллега не учитывает, что Украинские шахты по условиям работы существенно отличаются от тех, которые есть в Европе.
Николай Шамбир, директор Департамента пенсионного обеспечения Министерства труда и социальной политики Украины, считает, что выплата льготных пенсий предприятиями тормозят их развитие: «Предприниматели не заинтересованы в улучшении условий труда. Они, ликвидируя вредные для здоровья и жизни рабочие места, при этом компенсируют убытки, и не освобождаются от зачисления компенсаций в пенсионный фонд». Его предложение, чтобы, по крайней мере, с работодателей, которые ликвидировали вредность труда, сняли обязательства платить пенсии льготникам.
Основные споры по льготным пенсиям касаются не того стоит ли их выплачивать, а того кто это должен делать. Работодатели хотят перевести эту нагрузку на государственный бюджет, хотя бы частично. Иностранные эксперты советуют ускорить темпы пенсионной реформы и развивать негосударственные пенсионные фонды.
От требований МВФ хуже всех будет пенсионерам
Специалисты проанализировали законопроекты Кабмина, которые Рада рассмотрит на внеочередном заседании, сообщает Корреспондент.
От выполнения требований МВФ для получения спасительно для страны кредита больше других пострадает одна из самых незащищенных групп населения - пенсионеры К такому выводу пришли специалисты юридической Prove Group, проанализировав шесть законопроектов (№№2209-2214), которые Кабмин внес в Раду 23 февраля, чтобы выполнить требования Фонда для поучения кредита.
В своем анализе юристы делают оговорку, что ознакомиться со всеми требованиями МВФ не представляется возможным, так как большинство документов не публикуются, но даже по упомянутым законопроектам можно определить общие тенденции, которые негативно отразятся на пенсиях Украинцев.
По словам специалистов, из документов следует, что правительство всеми способами пытается сократить расходы Пенсионного фонда Украины, в частности, предлагается поэтапное повышение на 5 лет пенсионного возраста для женщин, которые имеют право на льготную пенсию. Дополнительно планируется повысить на 5 лет страховой стаж, необходимый для выхода на пенсию по выслуге лет.
При этом для определения размера пенсии будут исходить из заработной платы за 2012-2014 годы, а не за последние 3 года перед выходом на пенсию. Долго ли будет действовать такая норма, непонятно. Также не до конца ясно, что будет с теми пенсиями, которые будут назначаться в 2016 году и в дальнейшем. Скорее всего, зарплаты в 2015 году не будут отличаться от 2014 года, но все же, если кому-то из-за девальвации гривны повышали зарплату, с нее платили налоги и взносы в тот же Пенсионный фонд, то она не повлияет на размер пенсии , - комментирует управляющий партнер ЮК Prove Group Владислав Кочкаров.
Особенно изменения затронут работающих пенсионеров, которым будут выплачивать 85% от пенсии. А тем трудоустроенным пенсионерам, которые имеют специальные выплаты (госслужащие, прокуроры и т.д.), пенсию в период работы вообще платить не будут.
Такой подход, наверняка, повлечет волну увольнений, ведь у упомянутой категории населения пенсия больше зарплаты. Получается, что правительство идет по пути одно лечим, другое калечим для краткосрочного решения экономических проблем государства», - резюмировал юрист.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!