Налоговые льготы по ндс для бюджетных учреждений
НДС - порядок применения льгот бюджетными организациями
НДС - порядок применения льгот бюджетными организациями
Главой 21 "Налог на добавленную стоимость" части второй Налоговой кодекса РФ не предусмотрен особый порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость для бюджетных организаций.
Налогоплательщиками являются организации, на которые в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы (ст. 19 НК РФ). При этом под организациями понимаются юридические лица, которые образованы в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 11 НК РФ).
Плательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые плательщиками налога на добавленную стоимость, в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации (ст. 143 НК РФ).
Таким образом, все организации, вне зависимости от форм собственности, ведомственной принадлежности и видов деятельности, при осуществлении операций, подлежащих налогообложению, обязаны платить НДС.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признают операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Исключением являются операции, не подлежащие налогообложению согласно статье 149 Налогового кодекса РФ, и операции, не признаваемые объектом налогообложения согласно пункту 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ.
Операции, не подлежащие налогообложению налогом на добавленную стоимость, определены в статье 149 Налогового кодекса РФ.
Важным моментом для использования освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость, предусмотренного статьей 149 Налогового кодекса РФ, является выполнение требований пунктов 4, 5, 6 и 7 данной статьи.
В случае если организация осуществляет операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобожденные от налогообложения), она обязана вести раздельный учет таких операций.
В пункте 5 статьи 149 указан порядок, согласно которому организация, осуществляющая операции по реализации товаров (pa6oт, услуг), предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения. Для этого нужно представить соответствующее заявление в налоговый орган по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика. Срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого организация намерена отказаться от освобождения или приостановить его использование.
Такой отказ или приостановление возможны только в отношении всех осуществляемых организацией операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами пункта 3 статьи 149. Не допускается, чтобы подобные операции освобождались или не освобождались от налогообложения в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг). Также организация не может отказаться от освобождения на срок менее одного года.
Согласно пункту 6 статьи 149 перечисленные в данной статье операции не подлежат налогообложению при наличии у организации соответствующих лицензий на осуществление лицензируемой деятельности.
Норма пункта 7 статьи 149 указывает, что освобождение от налогообложения не применяется при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, комиссии либо агентских договоров.
НДС и образовательные учреждения
С учетом изложенных особенностей, предусмотренных для организаций, в том числе бюджетных, рассмотрим порядок применения налогового освобождения от НДС образовательными учреждениями.
В соответствии с подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ не подлежит налогообложению реализация на территории России услуг в сфере образования. Но при условии, что эти услуги оказывают некоммерческие образовательные учреждения учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса. При этом не стоит забывать, что консультационные услуги, а также услуги по сдаче в аренду помещений не подпадают под это освобождение.
Реализация некоммерческими образовательными организациями товаров (работ, услуг), как собственного производства (в том числе учебно-производственными мастерскими в рамках основного и дополнительного учебного процесса), так и приобретенных на стороне, подлежит налогообложению. Причем независимо от того, направляется ли доход от этой реализации в данное образовательное учреждение на развитие, совершенствование образовательного процесса или нет.
При оказании некоммерческими образовательными учреждениями услуг в сфере образования по проведению учебно-производственного или воспитательного процесса освобождение от налога предоставляют независимо от того, на какие цели направлен доход, полученный за оказание этих услуг.
Услугой для целей налогообложения на основании пункта 5 статьи 38 Налогового кодекса РФ признают деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуют и потребляют в процессе осуществления этой деятельности.
Согласно Закону от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон) под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Такой процесс должен сопровождаться констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
В соответствии со статьей 12 Закона образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс. То есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся воспитанников.
Согласно пункту 6 статьи 33 Закона право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные Российским законодательством, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).
Таким образом, указанную льготу предоставляют при наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности, выданной в соответствии с Законом от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании".
Негосударственные образовательные учреждения могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством для некоммерческих организаций (ст. 11.1 Закона от 10 июля 1992 г. N 3266-1).
Соответственно некоммерческие образовательные учреждения, под которыми понимают государственные (или муниципальные), а также негосударственные образовательные организации, созданные в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством для некоммерческих организаций, и осуществляющие образовательную деятельность при наличии лицензии вправе применить налоговое освобождение согласно подпункту 14 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ.
Приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 16 марта 1999 г. N 643 "Об утверждении типового положения о филиалах высших учебных заведений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти" установлено, что филиал проходит лицензирование образовательной деятельности самостоятельно.
Таким образом, условием для применения вышеуказанного освобождения образовательным учреждением, который имеет филиалы, является наличие лицензий на право ведения образовательной деятельности как у самого учреждения, так и у его филиалов.
Коммерческим образовательным учреждениям, в том числе созданным в виде обособленных или структурных подразделений коммерческих организаций или индивидуальными предпринимателями, освобождение от НДС не предоставляют.
Не подлежит лицензированию образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации. Об этом сказано в подпункте "а" пункта 2 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденном постановлением Правительства от 18 октября 2000 г. N 796. Таким образом, в случае, когда по итогам семинаров аттестацию не проводят и соответствующие документы не выдают, услуги по проведению семинаров не подпадают под лицензирование. Соответственно льгота, предусмотренная подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ, на такие услуги не распространяется. Таким образом, реализацию таких услуг облагают НДС в общеустановленном порядке.
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы
Согласно подпункту 16 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ не подлежит обложению НДС выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов. А также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с Российским законодательством внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций. Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров также не облагают НДС.
При выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования на основе хозяйственных договоров, основанием для освобождения этих работ от налога является договор на выполнение таких работ. Также нужно представить в налоговый орган подтверждение об отнесении организации, выполняющей данные работы, к учреждениям образования.
Нередко учреждение образования осуществляет операции, подлежащие налогообложению, и операции, освобождаемые от налогообложения. Если в учетной политике, принятой организацией, не отражен отказ от освобождения от НДС, право на него у учреждения возникает только при наличии раздельного учета таких операций.
НДС и учреждения культуры
Услуги в сфере культуры и искусства, которые оказывают на территории России учреждения культуры и искусства, также не облагают НДС (пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ). К таким услугам относятся:
- услуги по доставке читателям и приему у читателей печатной продукции из фондов библиотек
- реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности.
К учреждениям культуры и искусства в целях главы 21 Налогового кодекса относят:
- театры, кинотеатры
- концертные организации и коллективы
- театральные и концертные кассы, цирки
- библиотеки, музеи, выставки
- дома и дворцы культуры (в частности, дома кино, литератора, композитора), клубы
- планетарии, парки культуры и отдыха
- лектории и народные университеты
- экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро)
- заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки.
Если образовательное учреждение имеет в качестве обособленного или структурного подразделения библиотеку, клуб, оно может получить освобождение от НДС. Однако эта льгота предоставляется при наличии у данного образовательного учреждения соответствующего кода ОбщеРоссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001. Напомним, что этот классификатор введен с 1 января 2003 года на основании постановления Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. N 454-ст.
НДС и аренда
Нередко образовательные учреждения осуществляют несколько видов деятельности, одним из которых является образовательная. В этом случае освобождение от налога услуг в сфере образования осуществляется не только при наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности, но при выполнении условий, предусмотренных пунктом 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ.
Пунктом 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ определен порядок раздельного учета сумм налога, подлежащих налоговому вычету, и сумм налога, относимых на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг).
Как указано выше, услуги некоммерческих образовательных организаций по сдаче в аренду имущества, в том числе недвижимого, облагают НДС в общеустановленном порядке. Но у бухгалтеров возникает вопрос: если образовательное учреждение сдает в аренду помещение, которое является федеральной собственностью и закреплено за ним на праве оперативного управления, можно ли применять пункт 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ?
В этом пункте сказано, что при предоставлении на территории России органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговую базу определяют как сумму арендной платы с учетом налога. При этом налоговый агент определяет налоговую базу отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признают арендаторов указанного имущества. Они обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и перечислить в бюджет соответствующую сумму налога.
В ситуации, когда государственное образовательное учреждение сдает в аренду помещение, которое является федеральной собственностью и закреплено за ним на праве оперативного управления, обязанность по уплате НДС возлагается на арендодателя. В данном случае арендатор не вправе выполнять функции налогового агента (ст. 161 НК РФ).
НДС и целевое финансирование
При реализации федеральных целевых программ, исполнителями которых являются, например, государственные учреждения, выполненные ими работы или оказанные услуги облагают НДС.
При этом когда заказчиком работ (услуг) является государство и бюджетные средства являются источником их оплаты, НДС, подлежащий уплате за выполнение этих работ (услуг), исчисляют и уплачивают в общеустановленном порядке.
При определении налоговой базы выручку от реализации товаров (работ, услуг) определяют исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг). При этом не важно получена выручка в денежной, натуральной формах или в ценных бумагах (п. 2 ст. 153 НК РФ).
Если бюджетная организация получила деньги в виде целевого финансирования из бюджетов различных уровней на оплату каких-либо работ или услуг, то эти средства не учитывают при определении налоговой базы. Однако такие средства не облагают налогом только в момент их зачисления на счет организации-бюджетополучателя, которая является заказчиком указанных работ (услуг). Выполненные работы (оказанные услуги), которые были оплачены за счет вышеуказанных средств, подлежат налогообложению (освобождению от налогообложения) в соответствии с главой 21 Налогового кодекса РФ. При получении исполнителем от бюджетной организации данных денежных средств за предстоящее выполнение работ (оказание услуг) налогообложение осуществляют согласно статье 162 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ не признается объектом налогообложения передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным, муниципальным унитарным предприятиям.
Денежные средства, поступившие в виде целевых средств из бюджетов различных уровней на приобретение товаров (работ, услуг), включая основные средства и нематериальные активы, не учитывают при определении налоговой базы.
Таким образом, имея в оперативном управлении имущество, являющееся федеральной собственностью, его текущий ремонт следует осуществлять за счет средств целевого финансирования, выделенных по смете доходов и расходов. Суммы налога, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг) в пределах сметы, в том числе за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности, вычету не подлежат.
Л.В. Чураянц,
советник налоговой службы РФ III ранга
"Бюджетный учет", N 1, январь 2005 г.
Документ. Исчисление и учет налога на добавленную стоимость в бюджетных учреждениях
Исчисление и учет налога на добавленную стоимость в бюджетных учреждениях
Законом Украины "О налоге на добавленную стоимость" от 03.04.97 г. N 168/97- ВР (далее - Закон о НДС) возникновение обязательств по уплате налога на добавленную стоимость обусловлено двумя основными моментами:
- подпадает или не подпадает данное юридическое или физическое лицо под определение " налогоплательщик"
- являются ли хозяйственные операции, совершаемые данным лицом, объектом налогообложения.
Пунктом 2.1 статьи 2 Закона о НДС определено, что плательщиком данного налога является юридическое или физическое лицо, объем налогооблагаемых операций по продаже товаров (работ, услуг) которого на протяжении любого периода из последних двенадцати календарных месяцев превышает 600 необлагаемых минимумов доходов граждан, или 10200 грн.
Пунктом 14 Указа Президента Украины "О некоторых изменениях в налогообложении" от 07.08.98 г. N 857/98 (далее - Указ) в указанное положение внесено существенное для бюджетных учреждений изменение: с 01.10.98 г. плательщиком НДС считается юридическое или физическое лицо, объем налогооблагаемых операций которого превышает уже 1200 необлагаемых минимумов доходов граждан, или 20400 грн. На практике значительная часть бюджетных учреждений, оказывающих платные услуги (с учетом действующих льгот по НДС на ряд услуг), исключается из числа плательщиков данного налога.
В соответствии с п.9.3 Закона о НДС лица - плательщики этого налога обязаны зарегистрироваться в органе налоговой службы по месту своего нахождения. С учетом вышеизложенного учреждениям, ранее зарегистрировавшимся в качестве плательщиков НДС, целесообразно рассмотреть вопрос об аннулировании своей регистрации. Последнее, с одной стороны: а) позволит уменьшить цены на предоставляемые услуги на сумму НДС или при сохранении старой цены увеличить получаемую прибыль б) сократить объем отчетности (за счет декларации о НДС) но, с другой стороны, потребует жесткого контроля за объемом оказываемых услуг с целью фиксации момента достижения превышения необлагаемого оборота.
Объектом налогообложения, как определено п.3.1 ст.3 Закона о НДС, является, продажа (предоставление) услуг. В этой связи необходимо выделить услуги, оказание которых финансируется из бюджета и плата за которые не взимается. Соответственно, данный вид услуг не является предметом рассмотрения с точки зрения налогообложения.
Платные услуги бюджетного учреждения - это услуги, получение которых осуществляется на возмездной основе. Получателями таких услуг могут быть как физические лица, самостоятельно оплачивающие стоимость таких услуг, так и юридические лица (например, подготовка и переподготовка кадров специалистов для предприятия, лечебно-профилактическая помощь работникам предприятия, медосмотры некоторых категорий работников и т.п.).
Платные услуги бюджетного учреждения подразделяются на:
а) платные услуги, осуществляемые на хозрасчетных началах, т.е. услуги, оказываемые хозрасчетными структурными подразделениями бюджетных учреждений
б) платные услуги, источником финансирования которых являются бюджетные ассигнования на содержание данного учреждения и доход от которых направляется на финансирование этого учреждения.
Перечни услуг, за которые бюджетные учреждения имеют право взимать плату, по каждой из отраслей - здравоохранение, образование, культура и др. - были утверждены соответствующими постановлениями Кабинета Министров Украины.
В соответствии со ст.5 Закона о НДС ряд видов платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, от обложения НДС освобожден. Кроме того, подпунктом 5.1.21 статьи 5 Закона о НДС от налогообложения освобождено предоставление (получение) благотворительной помощи, а именно: бесплатная передача товаров (работ, услуг), в т.ч. при их ввозе, пересылке на таможенную территорию Украины, а также операции по бесплатной передаче таких товаров (работ, услуг) получателям (субъектам) благотворительной помощи в соответствии с законодательством Украины. Под бесплатной передачей понимается предоставление товаров (работ, услуг) получателем благотворительной помощи без какой-либо денежной, материальной или других видов компенсации. Исключением из этой нормы является передача в качестве благотворительной помощи подакцизных товаров (работ, услуг), в т.ч. легкового автотранспорта, а также ценных бумаг, нематериальных активов и товаров, предназначенных для использования в производственной деятельности (по перечню, утверждаемому Кабинетом Министров Украины). Необходимо иметь в виду, что на практике получение благотворительной помощи бюджетными учреждениями от физических и юридических лиц, которые являются покупателями товаров (получателями услуг) от данного бюджетного учреждения, рассматривается как скрытая форма оплаты таких товаров (услуг) с вытекающими из этого последствиями.
Базой налогообложения операций по предоставлению услуг в соответствии со ст.4 Закона о НДС является договорная стоимость, определяемая по свободным или регулируемым ценам на эти услуги, за исключением НДС, включенного в цену услуг.
Налоговый кредит формируется лишь у учреждений, являющихся плательщиками НДС. Общий порядок его образования определяется п.п.7.4.1. ст.7 Закона о НДС: "Налоговый кредит отчетного периода состоит из сумм налогов, уплаченных (начисленных) налогоплательщиком в отчетном периоде в связи с приобретением товаров (работ, услуг), стоимость которых относится в состав валовых расходов производства (обращения), и основных фондов или нематериальных активов, подлежащих амортизации".
Возникает вопрос о том, как определить сумму налогового кредита в условиях сочетания двух источников финансирования - из бюджета и за счет дохода от оказания платных услуг. В разъяснении Государственной налоговой администрации в Харьковской области от 13.07.98 г. N 8704/31-0013/80 в ответ на обращение автора этой статьи данная проблема истолкована следующим образом: ":Налоговые обязательства и налоговый кредит бюджетного учреждения, как и любого другого плательщика НДС, учитываются на основе налоговых накладных в книгах учета продаж (приобретения) товаров (работ, услуг) на общих основаниях.
Порядок ведения книг утвержден Приказом ГНА Украины от 30.05.97 N 165.
Распределение сумм НДС по обязательствам и кредиту разных видов хозяйствования, которые осуществляются за счет бюджетного финансирования и хозрасчетной деятельности, производится внутри учреждения по удельному весу каждого из видов за отчетный период". Из приведенного текста следует:
- во-первых, покупка всех товаров, а также выполнение работ и услуг бюджетному учреждению вне зависимости от источника их оплаты - бюджетных или хозрасчетных средств должны отражаться в книге учета приобретения, так как Порядком ведения книги учета приобретения товаров (работ, услуг) какие-либо исключения в учете приобретения для плательщиков НДС не предусмотрены
- во-вторых, распределение сумм НДС по обязательствам и кредиту разных видов хозяйственной деятельности, осуществляемых за счет бюджетного финансирования и хозрасчетного дохода, проводится в учреждении по удельному весу каждого из упомянутых видов за отчетный период.
В соответствии с пунктом 14 Указа сумма налогового кредита у плательщиков налога с налогооблагаемым оборотом менее 1200 необлагаемых минимумов доходов граждан (в т.ч. зарегистрировавшихся добровольно) относится на уменьшение налоговых обязательств. В случае превышения суммы налогового кредита над налоговыми обязательствами разница к возмещению из бюджета не предъявляется, а учитывается при определении налоговых обязательств в следующем налоговом периоде.
Остановимся на особенностях налогообложения отдельных видов хозяйственной деятельности.
Как показывает практика, у бюджетных учреждений больше всего вопросов вызывает налогообложение при сдаче в аренду площадей, находящихся у них в оперативном управлении и, в частности, с расчетами с арендаторами по коммунальным услугам. Для учреждений, не являющихся плательщиками НДС, все достаточно просто: как правило, сумма, возмещающая расходы учреждения на оплату коммунальных услуг, зачисляется на сч.100 "Текущий счет на расходы учреждения", арендатору выдается "Акт выполненных работ", а налоговая накладная не выдается. В этом случае арендатор всю проплаченную им сумму относит у себя на валовые расходы. Правда, возможен и другой вариант: учреждение отсылает в эксплуатирующую организацию (например, поставщику горячей воды) письмо, в котором информирует о том, что потребителем какой-то части данной услуги является такое-то предприятие, оплатившее ее стоимость. Это может быть основанием для выдачи эксплуатирующей организацией арендатору налоговой накладной.
Сложнее ситуация, когда учреждение является плательщиком НДС. В этом случае на основании полученной от эксплуатирующей организации налоговой накладной учреждение:
- во-первых, выделяет из всей стоимости полученной услуги (включая сумму уплаченного им НДС) сумму, пропорциональную площадям, используемым для осуществления деятельности, которая финансируется из бюджета, и относит ее в Дт сч.200 "Расходы на содержание учреждения"
- во-вторых, из оставшейся суммы платежа эксплуатирующей организации выделяется сумма уплаченного НДС и в части стоимости услуги, пропорциональной площадям, используемым для оказания платных услуг, относится в Дт сч.173 "Расчеты по платежам в бюджет" субсчет "НДС"
- в-третьих, оставшаяся от предыдущих двух операций сумма НДС предъявляется к возмещению арендатором. В выдаваемой при этом налоговой накладной учреждение указывает: "Возмещение стоимости коммунальных услуг". Такая же запись делается и в книге учета продаж. Рассмотрим на условных примерах, какими записями отразится указанная операция в регистрах бухгалтерского учета (см. таблицы 1, 2, 3).
Таблица 1
Пример 1. Расчеты по арендной плате
Бюджетным учреждениям нужны налоговые льготы
Чемерицкий Л.К.
к.э.н. доцент
Российское законодательство предоставляет право бюджетным учреждениям наряду с основной уставной работой заниматься предпринимательской деятельностью с целью получения доходов при условии, что эта деятельность не должна наносить ущерб основной работе, а полученная прибыль, за вычетом уплаченных в бюджет налогов должна направляться на нужды учреждения.
За последние годы предпринимательская деятельность бюджетных учреждений получила довольно широкое развитие. Это приносит дополнительные налоговые поступления в бюджет и внебюджетные фонды, позволяет этим учреждениям закупать самое современное оборудование, медикаменты и необходимые пособия для целей образования, решать многие социальные вопросы, улучшить качество работы и обслуживания населения.
Во многом расширению предпринимательской деятельности бюджетных организаций . увеличению поступлений доходов от нее способствовало налоговое законодательство.
Уже первыми законодательными актами Российской Федерации по налогам и сборам былпредусмотрен широкий перечень льгот по налогообложению доходов от предпринимательской деятельности бюджетных учреждений, а также коммерческих учреждений образования, здравоохранения и культуры.
В частности не облагается налогом на добавленную стоимость реализация большого перечня медицинских товаров отечественного и зарубежного производства в том числе:
Освобождены от налога на добавленную стоимость медицинские услуги, оказываемые медицинскими организациями, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг. Это ограничение не распространяется на ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги, финансируемые из бюджета.
Не облагаются налогом на добавленную стоимость:
Этот далеко не полный перечень льгот по услугам медицинского и социального характера следует дополнить услугами в сфере образования.
Освобождается от налога на добавленную стоимость выручка от реализации работ по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (понаправлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также сдачи в аренду помещений.
Не облагается налогом на добавленную стоимость значительный перечень услуг, оказываемых в сфере культуры и искусства.
С принятием 21 главы Налогового кодекса Российской Федерации перечень льгот по платежам налога на добавленную стоимость для учреждений социальной сферы был несколькосокращен. Отменено освобождение от уплаты этого налога на товары (работы, услуги), производимые и реализуемые учебными предприятиями образовательных учреждений, если доход, полученный от этой деятельности, направлен в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса в этом образовательном учреждении.
Отменено освобождение от налога на добавленную стоимость услуг вневедомственной охраны МВД России по охране объектов, в том числе для населения, что привело к заметному удорожанию этих социально значимых услуг.
Стали более дорогими в связи с отменой льгот по этому налогу услуги аварийно-спасательных служб, пожарно-техническая продукция и др.
Отмену указанныхльгот по налогу на добавленную стоимость вряд ли можно считать правомерной, вто же время сохранившиеся льготы имеют очень большое значение, как длянаселения, так и для предпринимательской деятельности бюджетных учреждений.Указанные льготы удешевляют стоимость товаров, работ и услуг, делают их болеедоступными для широких слоев населения и позволяют учреждениям, занимающимсяпредпринимательской деятельностью, реализовать больший объем товаров, работ иуслуг и получить более значительную прибыль.
Прибыль, остающаяся после уплаты налога на прибыль организаций - это главная цельпредпринимательской деятельности, так как чем больше сумма этой прибыли, темшире возможности бюджетного учреждения приобретать необходимое оборудование,медикаменты, расширять и совершенствовать свою работу, решать многие социальныезадачи.
Поэтому Российское законодательство о налогах и сборах, которое регламентировалоналогообложение прибыли с 1992 по 2000 годы, предоставило довольно значительныйперечень льгот по налогу на прибыль от предпринимательской деятельностибюджетных учреждений.
Особенно важно,что не облагалась налогом прибыль от предпринимательской деятельности,реинвестированная в основную деятельность образовательных учреждений культуры.С 1 января 2002 года облагается вся прибыль от предпринимательскойдеятельности, в том числе суммы прибыли, перечисленные за услуги, выполненные врамках основной уставной деятельности, например, прибыль, полученная пообязательному медицинскому страхованию.
Не облагалась также прибыль:
Особенно вызываетнедоумение обложение налогом прибыли психиатрических, психоневрологических ипротивотуберкулезных учреждений, полученной их лечебно-производственными(трудовыми) мастерскими, направляемой на улучшение труда и быта больных, ихдополнительное питание, приобретение оборудования и медикаментов.
Такую меру нельзя назвать гуманной, но она подтверждает необходимость дифференцированного подхода при установлении размеров налога, установлении или отмене налоговых льгот.
Одна из задач налоговой системы - способствовать выравниванию социальных условий жизни для отдельных слоев населения. Тем не менее, с принятием 25 главы НК РФ на общихоснованиях облагается прибыль, направляемая на благотворительную помощь, которая в ряде случаев замещает государственные расходы на социальные нужды. С помощью налогов размеры прибыли, поступающие на благотворительные нужды, сокращаются.
Итак, никаких льгот по налогу на прибыль организаций действующим законодательством по налогам и сборам не установлено. Прибыль от предпринимательской деятельности бюджетных учреждений облагается на общих основаниях, и это вызывает серьезные сомнения в правомерности такого положении я.
Как и у коммерческих организаций, на прибыль от предпринимательской деятельностибюджетных учреждений установлена ставка в размере 24 %. Такая ставка применяетсяодинаково для очень высокорентабельных организаций промышленности, торговли,банков, страховых и других компаний и для низкорентабельных организаций.
Предпринимательскаядеятельность бюджетных организаций, как правило, не имеет высокой рентабельности,так как непосредственно связана с социальными нуждами населения и имеетотносительно небольшие, по сравнению с коммерческими предприятиями, объемыреализации товаров, работ и услуг.
Любая коммерческая организация успешно развивается, если она основную часть своейприбыли направляет на расширение производства, внедрение новой прогрессивнойтехники и технологий, высоко эффективных научных достижений, обновлениеассортимента товаров работ и услуг в связи с требованиями рынка.
Такой возможности у предпринимательской деятельности бюджетных учреждений нет.
В соответствии состатьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации некоммерческие организациимогут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, посколькуэто служит достижению целей, ради которых они созданы и соответствующую этимцелям. Расходование прибыли, полученной от предпринимательской деятельности,бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с утвержденной распорядителембюджетных средств сметой. Как правило, - это руководитель бюджетногоучреждения, который отвечает за его работу, за его основную уставнуюдеятельность. В связи с этим основная часть указанной прибыли реинвестируется восновную уставную деятельность, замещая недостающие бюджетные средства.
Таким образом, бюджетные учреждения, как правило, имеют достаточных средств на расширение и совершенствование работы в рамках предпринимательской деятельности и находятся в менее выгодных условиях по сравнению с коммерческими организациями.
Изменить неблагоприятные для бюджетных учреждений условия можно было бы путем уменьшения ставки налогообложения прибыли или установления специальной льготы.
Другим основаниемдля установления более низкой ставки налога на прибыль организаций илипредоставления льготы по платежам этого налога для бюджетных организацийявляется законодательно установленный статус прибыли от предпринимательскойдеятельности как внебюджетного источника средств учреждениям соответствующегобюджета.
Поступающие вбюджетные учреждения бюджетные ассигнования, средства внебюджетных фондов,гранты, пожертвования, другие благотворительные источники не подлежатналогообложению. почему же должна облагаться прибыль, направляемая на нуждыбюджетного учреждения?
Налог на прибыль от предпринимательской деятельности, направляемой на нужды учреждения, сокращает размер этого источника и во многих случаях требует дополнительныхбюджетных средств.
Менее благоприятные условия для коммерческой деятельности бюджетных учреждений создаются и жесткой регламентацией расходования прибыли на основе сметы и возможностью ее изъятия вышестоящими организациями. По данным журнала Финансы за ноябрь 2003 года в силовых ведомствах осуществляется изъятие прибыли от предпринимательской деятельности вышестоящими организациями.
Все это вызывает стремление подразделений учреждений, занимающихся предпринимательской деятельностью, выходить из состава учреждений и превращаться в самостоятельные коммерческие организации. В этом случае бюджетные учреждения лишаются значительных, иногда до 70 % используемых средств, что может поставить их на грань катастрофы.
Чтобы таких явлений не было, необходимы льготы в налогообложении предпринимательской деятельности бюджетных учреждений.

Следует, по нашему мнению, освободить от налогообложения прибыль, которая используется для нужд основной деятельности, например на закупку нового высокоэффективного оборудования, медицинских препаратов, на оснащение образовательного процесса, оплату труда работников и др.
Остальная прибыль должна облагаться по специальному щадящему режиму, применительно к условиям деятельности этих учреждений. Например, по режиму аналогичному упрощенной системе налогообложения, используемого для малых предприятий.
Первоначальные потери бюджета обернутся экономией бюджетных средств, а в дальнейшем увеличением налоговых поступлений за счет расширения предпринимательской деятельности.
ОТЧЕТ О СУММАХ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ: ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ БЮДЖЕТНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ
В соответствии с действующим налоговым законодательством бюджетные организации освобождены от обязанности начисления и уплаты некоторых налогов и сборов. Вместе с тем субъекты хозяйствования, которые имеют налоговые льготы, обязаны вести учет таких сумм и составлять Отчет о суммах налоговых льгот.
Об особенностях составления этой формы отчетности бюджетными учреждениями мы и поговорим в данной статье.
ПОНЯТИЕ О НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТАХ
Под налоговой льготой в ст. 30 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ ) понимается предусмотренное налоговым и таможенным законодательством освобождение плательщика налогов от обязанности по начислению и уплате налога и сбора, уплата им налога и сбора в меньшем размере при наличии определенных оснований.
Основаниями для предоставления налоговых льгот являются особенности, характеризующие определенную группу плательщиков налогов, вид их деятельности, объект налогообложения или характер и общественное значение осуществляемых ими расходов.
Налоговые льготы, порядок и основания их предоставления устанавливаются исключительно НКУ . а также решениями Верховной Рады АР Крым и органов местного самоуправления (в пределах полномочий, установленных пп. 12.2 — 12.3 НКУ ). Кроме того, определенные налоговые льготы могут вводиться и международными договорами . согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, что следует из п. 3.2 НКУ . При этом напомним, что местные советы не вправе устанавливать индивидуальные льготные ставки и/или освобождать от уплаты соответствующих налогов/сборов отдельных налогоплательщиков ( п.п. 12.3.7 НКУ ).
Формы предоставления налоговых льгот перечислены в п. 30.9 НКУ . Так, налоговая льгота предоставляется путем:
а) налогового вычета (скидки), уменьшающего базу налогообложения для начисления налога и сбора
б) уменьшения налогового обязательства после начисления налога и сбора
в) установления сниженной ставки налога и сбора
г) освобождения от уплаты налога и сбора.
Для бюджетных учреждений налоговые льготы предоставляются путем освобождения от уплаты налогов и сборов. Например, от уплаты земельного налога освобождены отдельные категории юридических лиц, перечисленные в п. 282.1 НКУ, к числу которых относятся и бюджетные учреждения.
Вместе с тем стоит обратить внимание на тот факт, что нельзя считать предоставлением налоговой льготы исключение бюджетных учреждений из числа плательщиков сбора за специальное использование воды, определенных в п. 323.1 НКУ, хотя действительно бюджетные учреждения освобождены от уплаты спецводосбора при условии, что они использует воду исключительно для собственных потребностей. Такой точки зрения придерживается ГНАУ в письме от 11.04.2011 г. № 10193/7/15-0817 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 16).
Также не считаются налоговой льготой операции по поставке товаров и/или услуг, не являющиеся объектом обложения НДС на основании ст. 196 НКУ . Эта норма прямо указана в п. 8 Порядка учета сумм налогов и сборов, не уплаченных субъектом хозяйствования в бюджет в связи с получением налоговых льгот, утвержденного постановлением КМУ от 27.12.2010 г. № 1233 (далее — Порядок № 1233 ).
Контролирующие органы осуществляют контроль за правильностью предоставления и учета налоговых льгот, а также их целевым использованием, при наличии законодательного определения направлений использования (по условным налоговым льготам) и своевременным возвратом средств, не уплаченных в бюджет вследствие предоставления льготы, в случае ее предоставления на возвратной основе.
Если налоговые льготы использованы не по назначению или несвоевременно возвращены . они должны быть возвращены в соответствующий бюджет с начислением пени в размере 120 % годовых учетной ставки НБУ ( п. 30.8 НКУ ).
В соответствии с п.п. 16.1.6 НКУ плательщики налогов обязаны предоставлять контролирующим органам информацию, сведения о суммах средств, не уплаченных в бюджет в связи с получением налоговых льгот (суммы полученных льгот) и направлениях их использования (по условным налоговым льготам — льготам, предоставляемым при условии использования средств, высвобожденных у субъекта хозяйствования вследствие предоставления льготы, в определенном государством порядке).
Информация о льготах по уплате налогов и сборов, предусмотренных действующим законодательством, содержится в Справочнике налоговых льгот (далее — Справочник льгот ), который регулярно обновляется и доводится до сведения налогоплательщиков письмами ГНСУ. В частности, перечень налоговых льгот по состоянию на 01.07.2012 г. приведен в Справочнике льгот № 62, с которым можно ознакомиться на сайте ГНСУ ( www.sts.gov.ua ) в разделе «Справочники».
И хотя Справочник льгот должен содержать исключительный перечень налоговых льгот . действующих в данный момент времени, однако бывают ситуации, когда налоговая льгота вводится после утверждения очередного Справочника льгот . Очевидно, что в таком случае льгота в Справочнике будет отсутствовать. Вместе с тем должны отметить, что факт отсутствия налоговой льготы в Справочнике льгот ни коим образом не влияет на право ее использования, поскольку данный документ выполняет лишь информативные функции.
По нашему мнению, если на момент составления Отчета о суммах налоговых льгот (далее — Отчет о льготах) соответствующая льгота будет отсутствовать в действующем Справочнике льгот . к такому Отчету нужно приложить справку в произвольной форме с указанием пунктов НКУ . которыми установлена такая льгота.
ФОРМА ОТЧЕТА О СУММАХ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ
Согласно п. 30.6 НКУ субъекты хозяйствования — плательщики налогов, не уплачивающие в бюджет суммы налогов и сборов в связи с получением налоговых льгот, обязаны вести учет этих сумм. Такой учет плательщики налогов осуществляют в соответствии с Порядком № 1233 . а также составляют Отчет о льготах по форме, приведенной в приложении к указанному Порядку .
Хотя НКУ и использует понятие «субъект хозяйствования», однако не растолковывает его. Для определения этого понятия обратимся к ст. 55, 80, 130, 131 Хозяйственного кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV (далее — ХКУ ).
Так, субъектами хозяйствования являются:
— юридические лица, созданные в соответствии с Гражданским кодексом Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV, государственные, коммунальные и другие предприятия, созданные согласно ХКУ . а также другие юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность и зарегистрированные в установленном законом порядке
— физические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность и зарегистрированные как предприниматели.
Что касается обособленных подразделений юридических лиц (резидентов и нерезидентов Украины), то они хотя и включены в число плательщиков налогов ( п. 15.1 НКУ ), но субъектами хозяйствования не являются, поэтому не должны составлять и предоставлять Отчет о льготах.
Обратите внимание: если бюджетное учреждение начало пользоваться льготой по какому-то налогу в середине года . то за налоговый период, на который приходится дата начала пользования, и далее — за следующие налоговые периоды до конца года (в том числе и за весь год в целом) Отчет о льготах придется подавать . Причем Отчет о льготах придется подавать даже в случае, если бюджетное учреждение пользовалось льготой всего один квартал, а в следующих кварталах до конца года такой льготы уже не было.
И только в том случае, если бюджетное учреждение не пользовалась льготами по налогообложению в течение всего года (что является достаточно редкой ситуацией), Отчет о льготах подавать не нужно.
На основании информации о суммах налоговых льгот, указанной в Отчете о льготах, органы налоговой службы ведут учет налоговых льгот.
СРОКИ ПОДАЧИ ОТЧЕТА О ЛЬГОТАХ
В соответствии с п. 3 Порядка № 1233 Отчет о льготах подается субъектами хозяйствования за 3, 6, 9 и 12 календарных месяцев по месту их регистрации в течение 40 календарных дней ,следующих за последним календарным днем налогового периода.
Отчет о льготах составляется нарастающим итогом с начала года и сроки его предоставления совпадают со сроками подачи квартальной налоговой отчетности .
Таким образом, Отчет о льготах бюджетные учреждения должны подать:
— за 6 месяцев 2012 года — не позднее 9 августа 2012 года
— за 9 месяцев 2012 года — не позднее 9 ноября 2012 года
— за 12 месяцев 2012 года — не позднее 8 февраля 2013 года . Заметим, что последний день срока предоставления Отчета о льготах за 2012 год приходится на 9 февраля 2013 года, т. е. на субботу. Однако перенос срока подачи этой формы отчетности на следующий за выходным или праздничным днем операционный (банковский) день на нее не распространяется, поскольку эта форма не является налоговой декларацией . — на ее основании не осуществляется начисление и/или уплата налогового обязательства, дохода в пользу физических лиц ( п. 46.1 НКУ ). В связи с этим в данной ситуации бюджетным учреждениям, скорее всего, нужно будет подать Отчет о льготах до наступления такого выходного или праздничного дня, т. е. до 9 февраля 2013 года . Хотя не исключаем, что налоговые органы могут пойти навстречу налогоплательщикам и разрешат подавать Отчет о льготах в сроки, определенные для налоговой декларации.
КУДА ПОДАЮТ ОТЧЕТ О ЛЬГОТАХ
Согласно п. 3 Порядка № 1233 Отчет о льготах субъект хозяйствования предоставляет по месту своей регистрации .
Разберемся, что подразумевается под «местом регистрации» субъекта хозяйствования, поскольку такое понятие в НКУ не расшифровано.
Совершенно очевидно, что Отчет о льготах должен подаваться в налоговый орган . Ведь, во-первых, он называется «Отчет о суммах налоговых льгот», во-вторых, контролировать правильность предоставления и учета этих льгот должны налоговые органы ( п. 30.8 НКУ ), в-третьих, в самой форме Отчета (строка 5 шапки) указано, что он подается в государственную налоговую службу . и к тому же на оборотной стороне формы Отчета указано, что определенная часть расчета заполняется служебными лицами ГНСУ.
Теперь перейдем непосредственно к порядку заполнения формы Отчета о льготах.
ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТА О ЛЬГОТАХ
Основные правила заполнения Отчета о льготах определены в п. 4 Порядка № 1233 . Далее для удобства представим в таблице порядок заполнения соответствующих граф Отчета о льготах бюджетными учреждениями.
Льгота по НДС. Особенности применения
Услуги застройщика освобождены от НДС. Но от этой льготы компания вправе отказаться. Причем впоследствии она все же может воспользоваться освобождением, ведь отсрочка законодательством не запрещена…
div class="header2">Чем грозит отсрочка?
Рассмотрим следующую ситуацию.
Компания строит жилой многоквартирный дом по договорам участия в долевом строительстве, являясь одновременно заказчиком и застройщиком (функции генподрядчика она не исполняет). Льготу по налогу на добавленную стоимость по услугам застройщика не заявляли. Возник ряд вопросов.
Вправе ли организация при приобретении товаров (работ, услуг) принять к вычету суммы входного налога, предъявленные продавцом?
Если впоследствии она решит воспользоваться льготой:
а) есть ли у нее такое право
б) нужно ли будет восстановить суммы НДС, принятые ранее к вычету
в) возможны ли какие-то санкции со стороны налоговиков?
В случае когда компания производит строительство (других объектов) для собственных нужд и при этом использует продукцию собственного производства (бетон), как быть с НДС?
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!