Льготы работодателям инвалидов Украине

Кабинет министров Украины внес изменения в ряд своих постановлений и наделил Министерство социальной политики правом принимать решение о предоставлении дотаций и налоговых льгот предприятиям, трудоустраивающим инвалидов, за счет средств Фонда социальной защиты инвалидов.
Об этом говорится в постановлении Кабмина №518 от 17 июля 2013 года, опубликованном на веб-портале правительства.
Ранее таким правом наделялись региональные комиссии по вопросам деятельности предприятий и общественных организаций инвалидов в АР Крым, областях, Киеве и Севастополе.
При этом Кабмин сохранил срок подачи документов на получение дотации – в течение пяти дней с момента создания рабочего места для инвалидов. Пакет документов, как и прежде, подается в местные администрации, которые затем в течение трех дней подают свои выводы в Министерство социальной политики.
«Решение о предоставлении или отказе в дотации предприятию или организации принимает Министерство социальной политики с учетом социальной значимости и соответствию критериям. Срок принятия окончательного решения – 10 дней», - говорится в постановлении правительства.
Этим же постановлением Кабмин наделил Минсоцполитики правом принимать решение о выполнении нормативов по трудоустройству инвалидов, определенных Законом Украины «О социальной защите инвалидов».
Механизм предоставления налоговых льгот за предоставление рабочего места инвалидам определен следующим образом. Разрешение на право пользования льготами выдается при условии, что количество инвалидов составляет не менее половины от общего количества штатных сотрудников фонд оплаты труда инвалидов составляет не менее 25% общего фонда оплаты труда при условии, что предприятие занимается переработкой, затраты на обработку сырья составляют 8% от цены поставки готовой продукции, а размер среднемесячной зарплаты не должен быть меньше минимальной зарплаты.
При соблюдении этих условий предприятие, претендующее на льготы, должно подать заявление установленного Минсоцполитики образца в местные администрации, копии уставных документов, а также бизнес-план деятельности предприятия.
Разрешение на пользование льготами является срочным и выдается на квартал, полугодие, три квартала или год. В этой связи подать документы на получение такого разрешения необходимо за месяц до наступления отчетного квартала (для предприятий, подающих документы впервые) или за месяц до завершения срока действия предыдущего разрешения.
«Заявка на получение разрешения на пользование льготами рассматривается в течение 15 дней и в течение трех рабочих дней в Минсоцполитики отправляется вывод – предложение о предоставлении или отказе в льготах. Минсоцполитики принимает окончательное решение в течение 30 рабочих дней с момента получения выводов», - говорится в постановлении правительства.
Причинами отказа в предоставлении разрешения на получение льгот могут быть выявленная задолженность по заработной плате на предприятии, подача неполного перечня документов, выявление недостоверных данных, собственное заявление предприятия, неэффективность производственной деятельности или отсутствие социальной значимости заявки, ликвидация предприятия.
Как сообщал УНИАН, с 1 января в Украине вступил в силу новый закон о занятости населения, подписанный Президентом Украины в июле 2012 года.
Закон, в частности, предусматривает ряд льгот, в том числе по уплате единого взноса, работодателям, трудоустраивающим молодежь, лиц старше 50 лет или инвалидов на срок более двух лет с предоставлением должного размера заработной платы.
Вместе с тем, ряд положений закона требовал принятия дополнительных нормативных актов – в особенности в части стимулирования трудоустройства инвалидов. В частности, в июне Президент Украины Виктор Янукович отметил необходимость скорейшей имплементации Закона.
Налоговый кодекс Украины
Ст. 169 НКУ от 02.12.2010 № 2755-VI
169.1. Перечень налоговых социальных льгот.
С учетом норм абзаца первого подпункта 169.4.1 пункта 169.4 настоящей статьи налогоплательщик имеет право на уменьшение суммы общего месячного налогооблагаемого дохода, получаемого от одного работодателя в виде заработной платы, на сумму налоговой социальной льготы:
169.1.1. в размере, равном 100 процентам размера прожиточного минимума для трудоспособного лица (в расчете на месяц), установленном законом на 1 января отчетного налогового года, - для любого плательщика налога
169.1.2. в размере, равном 100 процентам суммы льготы, определенной подпунктом 169.1.1 настоящего пункта, - для налогоплательщика, который содержит двух или более детей до 18 лет - в расчете на каждого такого ребенка
169.1.3. в размере, равном 150 процентам суммы льготы, определенной подпунктом 169.1.1 настоящего пункта, - для такого налогоплательщика, который:
а) является одинокой матерью (отцом), вдовой (вдовцом) или опекуном, попечителем - в расчете на каждого ребенка в возрасте до 18 лет
б) содержит ребенка-инвалида - в расчете на каждого ребенка в возрасте до 18 лет
в) является лицом, отнесенным законом к первой или второй категорий лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, включая лиц, награжденных грамотами Президиума Верховной Рады УССР в связи с их участием в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы
г) является учеником, студентом, аспирантом, ординатором, адъюнктом
г) является инвалидом I или II группы, в том числе с детства, кроме инвалидов, льгота которым определенная подпунктом б подпункта 169.1.4 настоящего пункта
д) является лицом, которому присуждена пожизненная стипендия как гражданину, подвергшемуся преследованиям за правозащитную деятельность, включая журналистов
е) является участником боевых действий на территории других стран в период после Второй мировой войны, на которого распространяется действие Закона Украины О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты, кроме лиц, определенных в подпункте б подпункта 169.1.4 настоящего пункта
169.1.4. в размере, равном 200 процентам суммы льготы, определенной подпунктом 169.1.1 настоящего пункта, - для такого налогоплательщика, являются:
а) Героем Украины, Героем Советского Союза, Героем Социалистического Труда или полным кавалером ордена Славы или ордена Трудовой Славы, лица, награжденные четырьмя и более медалями За отвагу
б) участником боевых действий во время Второй мировой войны или лицом, которое в то время в тылу, и инвалидом I и II группы, из числа участников боевых действий на территории других стран в период после Второй мировой войны, на которых распространяется действие Закона Украины О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты
в) бывшим узником концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания во время Второй мировой войны или лицом, признанным репрессированным или реабилитированным
г) лицом, насильно вывезенным с территории бывшего СССР во время Второй мировой войны на территорию государств, находившихся в состоянии войны с бывшим СССР или были оккупированы фашистской Германией и ее союзниками
г) лицом, которое находилось на блокадной территории бывшего Ленинграда (Санкт-Петербург, Российская Федерация) в период с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года.
169.2. Выбор места получения (применения) налоговой социальной льготы.
169.2.1. Налоговая социальная льгота применяется к начисленному налогоплательщику месячному доходу в виде заработной платы только по одному месту его начисления (выплаты).
169.2.2. Налогоплательщик подает работодателю заявление о самостоятельном избрании места применения налоговой социальной льготы (далее - заявление о применении льготы).
Налоговая социальная льгота начинает применяться к начисленным доходам в виде заработной платы со дня получения работодателем заявления налогоплательщика о применении льготы и документов, подтверждающих такое право. Работодатель отображает в налоговой отчетности все случаи применения или неприменения налоговой социальной льготы согласно полученным от налогоплательщиков заявлениям о применении льготы, а также заявлениями об отказе от такой льготы.
Перечень таких документов и порядок их представления определяет Кабинет Министров Украины.
169.2.3. Налоговая социальная льгота не может быть применена к:
доходов налогоплательщика, других чем заработная плата
заработной платы, которую налогоплательщик в течение отчетного налогового месяца получает одновременно с доходами в виде стипендии, денежного или имущественного (вещевого) обеспечения учащихся, студентов, аспирантов, ординаторов, адъюнктов, военнослужащих, выплачиваемых из бюджета
дохода самозанятого лица от осуществления предпринимательской деятельности, а также другой независимой профессиональной деятельности.
Налоговая социальная льгота к заработной плате государственных служащих применяется при ее начислении до завершения начисления таких доходов без подачи соответствующих заявлений, указанных в подпункте 169.2.2 настоящего пункта, но с представлением подтверждающих документов для установления размера льготы.
169.2.4. Если налогоплательщик нарушает нормы этого пункта, в результате чего, в частности, налоговая социальная льгота применяется также при получении других доходов на протяжении любого отчетного налогового месяца или несколькими местами получения доходов, такой налогоплательщик теряет право на получение налоговой социальной льготы по всем местам получения дохода начиная с месяца, в котором имело место такое нарушение, и заканчивая месяцем, в котором право на применение налоговой социальной льготы восстанавливается.
Налогоплательщик может восстановить право на применение налоговой социальной льготы, если он подаст заявление об отказе от такой льготы всем работодателям с указанием месяца, когда произошло такое нарушение, на основании чего каждый работодатель начисляет и удерживает соответствующую сумму недоплаты налога и штраф в размере 100 процентов суммы этой недоплаты за счет ближайшей выплаты дохода такому налогоплательщику, а в случае, когда сумма выплаты недостаточна, - за счет последующих выплат. Если сумма недоимки и / или штрафа не были удержаны налоговым агентом за счет дохода налогоплательщика, то такие суммы включаются в годовой налоговой декларации такого плательщика налога. При этом право на применение налоговой социальной льготы восстанавливается с налогового месяца, следующего за месяцем, в котором сумма такой недоплаты и штраф полностью погашаются.
Центральный орган государственной налоговой службы устанавливает также порядок информирования работодателей налогоплательщика о наличии нарушений им норм подпункта 169.2.1 настоящего пункта, выявленных на основании данных налоговой отчетности или документальных проверок, а также порядок информирования работодателя о лишении налогоплательщика или о восстановлении его права на налоговую социальную льготу.
169.3. Выбор размера налоговой социальной льготы и срок ее действия.
169.3.1. В случае если налогоплательщик имеет право на применение налоговой социальной льготы по двум и более основаниям, указанным в пункте 169.1 настоящей статьи, применяется одна налоговая социальная льгота из основания, которое предусматривает ее наибольший размер, при условии соблюдения процедур, определенных подпунктом 169.4.1 пункта 169.4 настоящей статьи, кроме случая, предусмотренного подпунктом б подпункта 169.1.3 пункта 169.1 настоящей статьи, налоговая социальная льгота по которому прилагается к льготы, определенной подпунктом 169.1.2 настоящего пункта в случае, если лицо содержит двух и более детей, в том числе ребенка-инвалида (детей-инвалидов).
169.3.2. Налогоплательщик, имеющий право на применение налоговой социальной льготы большей, чем предусмотренная подпунктом 169.1.1 пункта 169.1 настоящей статьи, указывает о таком праве в заявлении о применении льготы, к которой прилагает соответствующие подтверждающие документы.
169.3.3. Налоговая социальная льгота, предусмотренная подпунктом 169.1.2 и подпунктами а, б подпункта 169.1.3 пункта 169.1 настоящей статьи, предоставляется до конца года, в котором ребенок достигает 18 лет, а в случае его смерти до достижения указанного возраста - до конца года, на который приходится смерть. Право на получение такой налоговой социальной льготы теряется в случае лишения налогоплательщика родительских прав или если он отказывается от ребенка или передает ребенка на государственное содержание, в том числе в учреждениях для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, независимо от того, берется плата за такое содержание, или нет, а также если ребенок становится курсантом на условиях его полного содержания, начиная с налогового месяца, в котором произошло такое событие.
Предоставление налоговой социальной льготы, предусмотренной подпунктами в - е подпункта 169.1.3 пункта 169.1 настоящей статьи, приостанавливается с налогового месяца, следующего за месяцем, в котором налогоплательщик теряет статус, определенный в этих подпунктах.
169.3.4. Налоговая социальная льгота предоставляется с учетом последнего месячного налогового периода, в котором налогоплательщик умер или объявляется судом умершим или признается судом безвестно отсутствующим или теряет статус резидента, или был уволен с места работы.
169.4. Перерасчет налога, перерасчет и ограничения налоговой социальной льготы.
169.4.1. Налоговая социальная льгота применяется к доходу, начисленному в пользу налогоплательщика на протяжении отчетного налогового месяца как заработная плата (другие приравненные к ней согласно законодательству выплаты, компенсации и вознаграждения), если его размер не превышает суммы, равной размеру месячного прожиточного минимума, действующего для трудоспособного лица на 1 января отчетного налогового года, умноженного на 1,4 и округленного до ближайших 10 гривен.
При этом предельный размер дохода, дающего право на получение налоговой социальной льготы одному из родителей в случае и в размере, предусмотренных подпунктом 169.1.2 и подпунктами а и б подпункта 169.1.3 пункта 169.1 настоящей статьи, определяется как произведение суммы. определенной в абзаце первом настоящего подпункта, и соответствующего количества детей. <Абзац второй подпункта 169.4.1 пункта 169.4 статьи 169 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3609-VI от 07.07.2011>
Если налогоплательщик получает доходы в виде заработной платы за период хранения в соответствии с законодательством, в том числе за время отпуска или пребывания налогоплательщика на больничном, то с целью определения предельной суммы дохода, дающего право на получение налоговой социальной льготы, и в других случаях их налогообложения, такие доходы (их часть) относятся к соответствующим налоговым периодам их начисления.
169.4.2. Работодатель налогоплательщика обязан осуществить в том числе по месту применения налоговой социальной льготы, с учетом положений абзаца третьего пункта 167.1 статьи 167 настоящего Кодекса. перерасчет суммы доходов, начисленных такому налогоплательщику в виде заработной платы, а также суммы предоставленной налоговой социальной льготы. <Абзац первый подпункта 169.4.2 пункта 169.4 статьи 169 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3609-VI от 07.07.2011>
а) по результатам каждого отчетного налогового года при начислении заработной платы за последний месяц отчетного года
б) во время проведения расчета за последний месяц применения налоговой социальной льготы при изменении места ее применения по самостоятельному решению плательщика налога или в случаях, определенных подпунктом 169.2.3 пункта 169.2 настоящей статьи
в) при проведении окончательного расчета с плательщиком налога, который прекращает трудовые отношения с таким работодателем.
169.4.3. Работодатель и / или налоговый агент имеет право осуществлять перерасчет сумм начисленных доходов, удержанного налога за любой период и в любых случаях для определения правильности налогообложения, независимо от того, имеет налогоплательщик право на применение налоговой социальной льготы.
169.4.4. Если вследствие осуществленного перерасчета возникает недоплата удержанного налога, то сумма такой недоплаты взимается работодателем за счет суммы любого налогооблагаемого дохода (после его налогообложения) за соответствующий месяц, а в случае недостаточности суммы такого дохода - за счет налогооблагаемых доходов следующих месяцев до полного погашения суммы такой недоплаты.
Если в результате проведения окончательного расчета с плательщиком налога, который прекращает трудовые отношения с работодателем, возникает сумма недоплаты, превышающая сумму налогооблагаемого дохода плательщика налога за последний отчетный период, то непогашенная часть такой недоплаты включается в состав налогового обязательства плательщика налога по результатам отчетного налогового года и оплачивается самим плательщиком.
Одним из основных нормативных актов, направленных на социальную защиту инвалидов в Украине, является Закон Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» от 21 марта 1991 года № 875-XII (далее - Закон № 875).
В соответствии со статьей 1 Закона № 875 инвалиды в Украине обладают всей полнотой социально-экономических, политических, личных прав и свобод, закрепленных Конституцией Украины, законами Украины и международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.
Порядок, условия и критерии установления инвалидности определены Положением, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 3 декабря 2009 № 1317 ( далее - Постановление № 1317, Положение № 1317). Согласно Положению № 1317 инвалидность устанавливают проведением медико-социальной экспертизы, которую проводят медико-социальные экспертные комиссии (далее - МСЭК), находящиеся в ведении Министерства здравоохранения Украины. Положение о МСЭК утверждено Постановлением № 1317.
Инвалидом является лицо со стойким расстройством функций организма, которое при взаимодействии с внешней средой может приводить к ограничению его жизнедеятельности, в результате чего государство обязано создать условия для реализации им прав наравне с другими гражданами и обеспечить его социальную защиту (в. 2 Закона № 875).
В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности различают I, II и III группы инвалидности. Объемы и виды реабилитационных мероприятий с конкретизацией трудовых рекомендаций, методы и сроки их выполнения, средства реабилитации определены индивидуальной программой медицинской, социально-трудовой реабилитации и адаптации инвалида.
Законодательство не запрещает использовать труд инвалидов всех трех групп. Главное при принятии на работу инвалида не группа инвалидности, а отсутствие медицинских противопоказаний.
Для реализации творческих и производственных способностей инвалидов и с учетом индивидуальных программ реабилитации им обеспечивается согласно статье 17 Закона № 875 право работать на предприятиях, в учреждениях, организациях, а также заниматься предпринимательской и другой трудовой деятельностью, не запрещенной законом.
По результатам осмотра МСЭК выдает лицу, которое признано инвалидом:
- Справку к акту осмотра МСЭК с указанием группы инвалидности по форме № 157-1/о, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Украины от 30 июля 2012 № 577 (приложение 1)
- Индивидуальную программу реабилитации по форме, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Украины от 8 октября 2007 года № 623 (приложение 2).
Положение об индивидуальной программе реабилитации инвалида утверждено постановлением Кабинета Министров Украины от 23 мая 2007 года № 757.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для выполнения органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, реабилитационными учреждениями, предприятиями, в которых работает или находится инвалид, ребенок-инвалид, независимо от их ведомственной подчиненности, типа и формы собственности (в. 23 Закона Украины «О реабилитации инвалидов в Украине» от 6 октября 2005 года № 2961-IV).
Эти документы (кроме стандартного пакета документов) инвалид должен предоставить при трудоустройстве, поскольку они не только подтверждают инвалидность, но и на их основании предоставляются работнику-инвалиду и его работодателю определенные льготы, права и возлагаются определенные обязанности, предусмотренные действующим законодательством.
Дискриминация по признаку инвалидности запрещается законом, то есть работодатель не вправе отказать инвалиду в заключении трудового договора по мотивам инвалидности, кроме случаев, когда эта работа противопоказана ему по состоянию здоровья.
Льготы
В любой цивилизованной стране, в том числе и в Украине, существуют льготы - специальные привилегии или компенсации. Их в последние годы оформляет очень большое количество граждан. В Украине к концу 2011 года различными привилегиями пользовались 26,5 млн. человек. 2,3 млн. из них - это ветераны войны. Рассмотрим вкратце, какие бывают льготы в Украине: далеко не каждый знает, какие у него права, и на что он может претендовать по закону.
Льготы инвалидам
В Украине повелось так: если ты инвалид, то имеешь право на льготы. Действительно, в Украине предоставляется 50%-ая скидка на оплату коммунальных услуг, телефона, лекарств по рецепту врача. Кроме того, льготы инвалидам в Украине предусматривают сокращенный рабочий день или неполную рабочую неделю, в зависимости от договоренностей с работодателем.
Налоговые льготы
По Закону Украины, предоставляется несколько налоговых льгот для нескольких отраслей, таких как сельское хозяйство, национальное кинопроизводство, авиастроение, гостиничный бизнес, отрасль альтернативного топлива.
Льготы чернобыльцам
Их достаточно много. Одна из них следующая: если человек стал инвалидом в результате Чернобыльской аварии, то он может получать пенсию, зависящую от своей группы инвалидности и статуса, а также ежегодные оздоровительные выплаты в размере четырех минимальных заработных плат.
Льготы детям войны
Дети войны имеют преимущественное право на работу из-за сокращения численности или штата сотрудников, на очередной отпуск в нужное для них время и выплату помощи по нетрудоспособности.
Льготы матерям
Матерям предоставляется право на единоразовое пособие при рождении ребенка и социальные выплаты по уходу за ним до трех лет.
Льготы многодетным семьям
Такие семьи имеют право на 50-процентную скидку при оплате жилья, на установку телефона в квартире вне очереди, на бесплатный проезд в транспорте (кроме такси) т.д.
Льгота ветеранам
Ветераны ВОВ имеют право на бесплатное получение лекарств по рецептам врача, на 100-процентную скидку платы за коммунальные услуги, квартплату, на внеочередное установление телефонов и т.д.
Налоговая социальная льгота
Она равняется 50 % от размера прожиточного минимума.
Что касается всех перечисленных социальных льгот . то в бюджете на 2012 год предусмотрено их увеличение более чем на 1000 млн. гривен.
Право разведенной женщины на дополнительный отпуск
В редакцию Вестника поступило письмо от матери-одиночки. Ее интересует, имеет ли она право на дополнительный отпуск как мать-одиночка за 2007 - 2011 гг. если она была разведена в 2007 г. но решение суда о лишении родительских прав принято только в 2012 г. Если имеет, то на основании каких документов?
В соответствии со ст. 19 Закона об отпусках право на социальный дополнительный отпуск имеет, в частности, мать-одиночка.
Определение понятия матери-одиночки приведено в п. 9 постановления № 9 и п. 5 части двенадцатой ст. 10 Закона об отпусках.
Согласно постановлению № 9 матерью-одиночкой следует считать женщину, не состоящую в браке и в свидетельстве о рождении ребенка которой отсутствует запись об отце ребенка или запись об отце сделана в установленном порядке по указанию матери вдову другую женщину, которая воспитывает и содержит ребенка сама.
Поскольку в п. 5 части двенадцатой ст. 10 Закона об отпусках мать-одиночка определена как воспитывающая ребенка без отца, факт содержания (алименты) для предоставления отпуска значения не имеет.
Следовательно, право на дополнительный отпуск имеют: женщина, не состоящая в браке и в свидетельстве о рождении ребенка которой отсутствует запись об отце ребенка или запись об отце сделана в установленном порядке по указанию матери вдова женщина, воспитывающая ребенка без отца (в том числе разведенная женщина, воспитывающая ребенка без отца, несмотря на факт получения алиментов).
Для получения дополнительного социального отпуска мать-одиночка, то есть женщина, не состоящая в браке и в свидетельстве о рождении ребенка которой отсутствует запись об отце ребенка или запись об отце сделана в установленном порядке по указанию матери, предоставляет работодателю копию свидетельства о рождении ребенка и справку органов записи актов гражданского состояния об основаниях внесения в книгу записей рождений сведений об отце ребенка женщина, являющаяся вдовой, - копию свидетельства о рождении ребенка и копию свидетельства о смерти мужа.
Следовательно, если женщина действительно является матерью-одиночкой, она подтверждает это справкой из органов регистрации актов гражданского состояния.
Проблема возникает с предоставлением такого отпуска разведенной женщине, поскольку она не всегда считается матерью-одиночкой, исходя из тех обстоятельств, что отец у ребенка есть и во многих случаях общается с ним и принимает участие в его воспитании.
Согласно ст. 157 Семейного кодекса вопрос воспитания ребенка решается родителями сообща. Тот из родителей, кто проживает отдельно от ребенка, обязан принимать участие в его воспитании и имеет право на личное общение с ним. Родители имеют право заключить договор об осуществлении родительских прав и выполнении обязанностей тем из них, кто проживает отдельно от ребенка.
Как предусмотрено ст. 158 этого Кодекса, по заявлению матери или отца ребенка орган опеки и попечительства определяет способы участия в воспитании ребенка и общения с ним того из родителей, кто проживает отдельно от него. Решение об этом орган опеки и попечительства принимает на основании изучения условий жизни родителей, их отношения к ребенку, других обстоятельств, имеющих существенное значение.
В случае уклонения отца от выполнения своих обязанностей по воспитанию ребенка мать имеет право обратиться в суд с иском о лишении его родительских прав.
Действующее законодательство не содержит перечня документов, которые необходимо предоставить женщине, воспитывающей ребенка без отца, для получения дополнительного социального отпуска.
Таким образом, для подтверждения права на указанный отпуск в этом случае работодателю должен предоставляться любой официально составленный, оформленный и удостоверенный в установленном порядке документ, в котором с достаточной достоверностью подтверждается отсутствие участия отца в воспитании ребенка.
Такими документами, например, могут быть:
решение суда о лишении ответчика родительских прав
решение органов опеки и попечительства или суда об участия отца в воспитании ребенка
определение суда или постановление следователя о розыске ответчика по делу по иску о взыскании алиментов
акт, составленный социально-бытовой комиссией, созданной первичной профсоюзной организацией, или какой-либо другой комиссией, созданной на предприятии, в учреждении, организации, либо акт исследования комитетом самоорганизации населения, в котором со слов соседей (при наличии их подписей в акте) подтверждается факт отсутствия участия отца в воспитании ребенка
справка из школы о том, что отец не принимает участие в воспитании ребенка (не общается с учителями, не забирает ребенка домой, не принимает участие в родительских собраниях) и т. п.
Предоставление только копии свидетельства о расторжении брака и справки из ЖЭКа о регистрации местожительства не дает достаточных оснований утверждать, что отец не принимает участия в воспитании ребенка.
Следовательно, в случае предоставления работницей какой-либо справки, в которой с достаточной достоверностью подтверждается отсутствие участия отца в воспитании ребенка в 2007 - 2011 гг. она будет иметь право за эти годы получить соответствующие отпуска. Если же такие справки не будут предоставлены, женщина имеет право на социальный дополнительный отпуск как мать-одиночка на основании решения суда о лишении отца родительских прав начиная с 2012 г.
Законодательством не предусмотрен срок давности, после которого утрачивается право на дополнительный социальный отпуск работникам, имеющим детей. Поэтому если работник по каким-то причинам не воспользовался этим правом и не использовал этот отпуск за прошедший год или же за несколько предыдущих лет, он имеет право использовать этот отпуск, а в случае увольнения независимо от оснований ему должна выплачиваться компенсация за все неиспользованные дни отпуска согласно ст. 24 Закона об отпусках.
С января 2010 г. в связи со вступлением в силу Закона № 1343 увеличена продолжительность дополнительного отпуска работникам, имеющим детей.
Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска с 2010 г. составляет 10 календарных дней без учета праздничных и нерабочих дней. Однако при наличии нескольких оснований для предоставления такого отпуска его общая продолжительность не может превышать 17 календарных дней (ст. 1821 КЗоТ, ст. 19 Закона об отпусках).
Учитывая то, что согласно ст. 58 Конституции законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, продолжительность неиспользованных социальных дополнительных отпусков работникам, имеющим детей, за прошлые годы должна определяться в соответствии с нормами законодательства, действовавшими в то время.
То есть с 2004 г. по 2009 г. включительно мать-одиночка имела право на этот отпуск продолжительностью 7 календарных дней за каждый год (перечень лиц, имеющих право на указанный дополнительный отпуск, дополнен категорией мать-одиночка на основании Закона № 2128).
Татьяна Сташкив . заместитель директора Департамента заработной платы и условий труда — начальник отдела условий, режимов труда, нормирования и профессиональной классификации Минсоцполитики Украины
Перечень использованных документов
Еще материалы на тему:
Является ли базой начисления единого взноса сумма компенсации за неиспользованный отпуск уволенным с работы лицам.
Для приобретения права на отпуск работник должен состоять в трудовых отношениях с предприятием или заключить трудовой договор с физическим лицом.
В редакцию Вестника поступило письмо со следующим вопросом: До 01.01.2015 г. обслуживающий персонал дошкольного учебного заведения имел право на 30 дней отпуска (24 дня - основной и 6 дней - дополнительный за работу на территории зоны усиленного радиологического контроля). Летом 2014 г. работники взяли отпуск за 2013/2014 г. летом 2015 г. - пойдут в отпуск за 2014/2015 г. Имеют ли они право на ежегодный отпуск за работу в зоне усиленного радиоэкологического контроля? Если да, то как будут рассчитываться эти дни?..
При начислении средней заработной платы за время отпусков и для выплаты компенсации за неиспользованные отпуска руководствуются Порядком № 100.
Отработан неполный календарный месяц и получена заработная плата меньше минимальной.
Предоставление предприятием бесплатных и с частичной оплатой путевок.
Оплата дополнительных отпусков чернобыльцам.
Материальная помощь на оздоровление.
Компенсация за неиспользованные дни ежегодного отпуска при переводе на другое предприятие.
Сотрудники часть месяца находились в отпуске без сохранения заработной платы.
Принцесса Катрин, привет (IMG:style_emoticons/default/present2.gif )
У меня такой вопрос. очень часто мы слышим мать одиночка или одинокая мать. есть ли какие нибудь различия между ними или это одно и тоже? Я примерно понимаю что это когда отца нет вообще (не записан в свидетельстве) или он умер (или я ошибаюсь? (IMG:style_emoticons/default/what.gif ) ). Можно поподробней если не трудно? Также понимаю что к этим категориям я не отношусь (вроде. или я что-то путаю?), тогда кто я? (IMG:style_emoticons/default/what.gif ) ( (IMG:style_emoticons/default/umora1.gif ) )
Или считается что у нас все нормально и вообще никаких привилегий перед полными семьями у нас нету? (IMG:style_emoticons/default/what.gif ) (IMG:style_emoticons/default/sad2.gif )
Дополнительный отпуск одиноким матерям
Право на отпуск
Статьей 4 Закона Украины "Об отпусках" (далее - Закон) предусмотрен такой вид социального отпуска как дополнительный отпуск работникам, имеющим детей. Категории работников, имеющих право на такой отпуск, перечислены в ст. 19 Закона. среди которых указана одинокая мать.
Право на дополнительный отпуск одинокая мать получила с 2004 года в связи с принятием Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно отпусков" .
Что касается определения "одинокая мать", то согласно письму Минтруда от 14.04.2008 N 235/0/15-08/13 к числу одиноких матерей относятся:
женщина, не состоящая в браке и в свидетельстве о рождении ребенка которой отсутствует запись об отце ребенка или запись об отце сделана в установленном порядке по указанию матери
вдова
женщина, воспитывающая ребенка без отца 1 (в т. ч. и разведенная женщина, которая сама воспитывает ребенка, если отец не проживает вместе с ребенком и отсутствуют другие доказательства его участия в воспитании ребенка, и при этих же условиях женщина, вышедшая замуж, но ее ребенок новым мужем не усыновлен).
____________
1 Речь идет о женщине, которая не состоит в браке, а отцом ее ребенка указан определенный человек, то есть отец признал ребенка, но не участвует в его воспитании (см. письмо Минтруда от 04.10.2010 N 306/13/116-10 ).
Право на дополнительный отпуск одинокая мать имеет до достижения ребенком совершеннолетия, так как согласно ст. 1 Закон Украины "Об охране детства" ребенок - это лицо возрастом до 18 лет (совершеннолетия), кроме случаев, когда такое лицо в силу закона приобретает права совершеннолетнего раньше указанного возраста (например, в случае заключения брака до 18 лет согласно ст. 34 Гражданского кодекса Украины ).
Документы пакета:
Каково налогообложение зарплаты у разведенной женщины с ребёнком?
1580 04.01.03 для печати отправить другу в избранное закладки ссылка
Вопрос
Как изменится налогообложение зарплат супругов после развода — мас бриют, некудот зикуй и т.д.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!