Льготы налогов физическим лицом Украина
Статья 6
Закон Украины О налогах с доходов физических лиц
Статья 6. Налоговые социальные льготы
6.1. Перечень налоговых социальных льгот
С учетом норм пункта 6.5 этой статьи налогоплательщик имеет право на уменьшение суммы общего месячного налогооблагаемого дохода, получаемого с Украинских источников происхождения от одного работодателя в виде заработной платы, на сумму налоговой социальной льготы в таких размерах:
6.1.1. в размере, который равняется 50 процентам одной минимальной заработной платы (в расчете за месяц), установленной законом на 1 января отчетного налогового года, - для любого налогоплательщика
(подпункт 6.1.1 пункта 6.1 статьи 6 в редакции Закона Украины от 07.07.2005 г. N 2771-iv)
6.1.2. в размере, который равняется 150 процентам суммы льготы, определенной по правилам подпункта 6.1.1 этого пункта, - для налогоплательщика, который:
а) является одинокой матерью или одиноким отцом (опекуном, попечителем) - в расчете на каждого ребенка в возрасте до 18 годов
б) содержит ребенка-инвалида - в расчете на каждого ребенка в возрасте до 18 годов
(подпункт б подпункта 6.1.2 пункта 6.1 статьи 6 в редакции Закона Украины от 15.06.2004 г. N 1781-iv)
в) имеет трое или больше детей в возрасте до 18 лет - в расчета на каждого такого ребенка
г) является вдовцом или вдовой
д) является лицом, отнесенным законом к 1 или 2 категории лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, включая лиц, награжденных грамотами Президиума Верховной Рады УССР в связи с их участием в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы
е) является учеником, студентом, аспирантом, ординатором, адъюнктом
(подпункт е подпункта 6.1.2 пункта 6.1 статьи 6 с изменениями, внесенными по закону Украины от 01.07.2004 г. N 1958-iv)
є) является инвалидом I или II группы, в том числе с детства
ж) является лицом, которому присуждена пожизненная стипендия как гражданину, который испытал преследования за правозащитную деятельность, включая журналистов
6.1.3. в размере, который равняется 200 процентам суммы льготы, определенной по правилам подпункта 6.1.1 этого пункта, - для налогоплательщика, который есть:
а) лицом, которое является Героем Украины, Героем Советского Союза, Героем Социалистического Труда или полным кавалером ордена Славы или ордена Трудовой Славы
(подпункт а подпункта 6.1.3 пункта 6.1 статьи 6 в редакции Закона Украины от 01.07.2004 г. N 1958-iv)
б) участником боевых действий во время Второй мировой войны или лицом, которое в то время работало в тылу, на которых распространяется действие Закона Украины О статусе ветеранов войны, гарантии их, социальной защиты
(подпункт б подпункта 6.1.3 пункта 6.1 статьи 6 с изменениями, внесенными согласно Законам Украины от 15.06.2004 г. N 1781-iv, от 01.07.2004 г. N 1958-iv)
в) бывшим узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного удержания во время Второй мировой войны или лицом, признанным репрессированным или реабилитированным
г) лицом, которое было насильно вывезено с территории бывшего СССР во время Второй мировой войны на территорию государств, которые находились в состоянии войны с бывшим СССР или были оккупированы фашистской Германией и его союзниками
д) лицом, которое находилось на блокадной территории бывшего Ленинграда (Санкт-Петербург, Российская Федерация) в период с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года.
6.2. Порядок выбора налоговой социальной льготы, большей по размеру
В случае, если налогоплательщик имеет право на применение налоговой социальной льготы на двух и больше основаниях, отмеченных в пункте 6.1 этой статьи, налоговая социальная льгота применяется один раз на основании, которое предусматривает ее наибольший размер, при соблюдении процедур, определенных подпунктом 6.4.1 пункта 6.4 этой статьи.
Нормы этого пункта не распространяются на случаи, предусмотренные во втором абзаце подпункту 6.5.1 пункта 6.5 этой статьи.
(пункт 6.2 статьи 6 дополнен абзацем вторым по закону Украины от 15.06.2004 г. N 1780-iv)
6.3. Выбор места получение (применение) налоговой социальной льготы
6.3.1. Налоговая социальная льгота применяется к начисленному месячному доходу налогоплательщику в виде заработной платы исключительно по одному месту начисления (выплаты).
6.3.2. Налогоплательщик подает работодателю заявление о самостоятельном избрании места применение налоговой социальной льготы (далее - заявление о применении льготы) по форме, определенной центральным налоговым органом.
Налоговая социальная льгота начинает применяться к начисленным доходам в виде заработной платы со дня получения работодателем заявления налогоплательщика о применении льготы. Льгота не применяется к доходу, начисленного к моменту получения такого заявления, кроме случаев, указанных в подпункте 6.3.3 этого пункта.
Налогоплательщик, который изменяет по самостоятельному решению место получения налоговой социальной льготы, обязан предоставить работодателю по предшествующему месту ее применения заявление об отказе от такой льготы (далее - заявление об отказе от льготы) по форме, определенной центральным налоговым органом. Такое заявление не подается, если налогоплательщик прекращает трудовые отношения с таким работодателем на любых основаниях, а также в случаях, определенных в подпункте 6.3.3 этого пункта.
Работодатель отображает в составе годовой налоговой отчетности все случаи получения заявлений налогоплательщиков о применении льготы и заявлений об отказе от такой льготы.
Налоговая социальная льгота применяется за местом получения плательщиком налога основного дохода (определенным в трудовой книжке) на дату вступления в силу этого пункта, без представления заявления о применении льготы.
Порядок предоставления таких документов и их состав определяется Кабинетом Министров Украины.
6.3.3. Налоговая социальная льгота не может быть применена к другим доходам налогоплательщика, если он получает на протяжении отчетного налогового месяца одновременно такие доходы, как:
а) плата за выполнение общественных работ, которая полностью или частично финансируется за счет бюджета или соответствующего фонда общеобязательного государственного социального страхования
б) стипендия, денежное или имущественное (вещевое) обеспечение, получаемые учениками, студентами, аспирантами, ординаторами, адъюнктами, военнослужащими срочной службы, которые выплачиваются из бюджета
в) заработная плата во время отбывания наказания в виде лишения свободы
г) заработная плата, начисленная (выплаченная) за осуществление работы по найму в составе экипажа (команды) транспортного средства, которое находится за пределами территории Украины, ее территориальных вод (исключительной экономической зоны), в том числе на якорных стоянках, и принадлежит резиденту на правах собственности или находится в его временном (срочном) пользовании и/или является зарегистрированным в Государственном судовом реестре Украины или Судовой книге Украины
д) заработная плата лиц, которые в соответствии с законом являются государственными служащими
е) доходы частного предпринимателя от предпринимательской деятельности, а также другой независимой профессиональной деятельности.
Налоговая социальная льгота начинает применяться к доходам, определенных в подпунктах а - д этого подпункта при их начислении (выплате), и заканчивает применяться при завершении начисления таких доходов, без представления соответствующих заявлений, определенных подпунктом 6.3.2 этого пункта.
Налоговая социальная льгота не применяется к доходам, определенных подпунктом е этого подпункта.
6.3.4. Если в нарушение норм этого пункта плательщик налога подает заявление о применении льготы более чем одному работодателю или если плательщик налога при получении доходов, определенных в подпункте 6.3.3 этого пункта, подает такое заявление другому работодателю, в результате чего налоговая социальная льгота фактически применяется также при получении других доходов в течение любого отчетного налогового месяца, то такой налогоплательщик теряет право на получение налоговой социальной льготы по всеми местами получение дохода начиная из месяца, в котором имело место такое нарушение, и заканчивая месяцем, в котором право на применение налоговой социальной льготы восстанавливается.
Налогоплательщик может возобновить право на применение налоговой социальной льготы, если он подает заявление об отказе от такой льготы всем работодателям с указанием месяца, в котором имело место такое нарушение, на основании чего отдельный работодатель рассчитывает и удерживает соответствующую сумму недоимки налога и штраф в размере 100 процентов суммы такой недоимки за счет ближайшей выплаты доходу такому плательщику налога, а при недостаточности суммы такой выплаты - за счет следующих выплат. Если по каким либо причине сумма недоимки и штрафа не была удержана за счет дохода плательщика налога по истечению определенного срока, установленного законом для представления годовой декларации этого налога, то сумма такой недоимки и штрафа взимается налоговым органом в порядке, определенном законом. При этом право на применение налоговой социальной льготы к доходу плательщика налога возобновляется с налогового месяца, следующего за месяцем, в котором сумма такой недоимки и штраф полностью погашаются.
Центральный налоговый орган устанавливает порядок периодического информирования налогоплательщиков о наличии нарушений ими норм подпункта 6.3.1 этого пункта, выявленных на основании данных налоговой отчетности или документальных проверок.
6.3.5. Работодатель, который на основании должным образом полученного заявления налогоплательщика о применении льготы применяет такую льготу, не несет никакой ответственности за нарушение таким налогоплательщиком требований подпункта 6.3.1 этого пункта, за исключением, когда такой работодатель и такой налогоплательщик является связанными лицами или когда суд устанавливает факт заговора между таким работодателем и таким налогоплательщиком, направленного на уклонение от налогообложения этим налогом.
6.4. Выбор налоговой социальной льготы по ее размеру и срок ее действия
6.4.1. Налогоплательщик, который имеет право на применение налоговой социальной льготы большей, чем предусмотрена подпунктом 6.1.1 пункта 6.1 этой статьи, отмечает о таком праве в заявлении о применении льготы и добавляет соответствующие подтверждающие документы по форме, определенной центральным налоговым органом.
6.4.2. Налоговая социальная льгота, предусмотренная подпунктами а, - в подпункта 6.1.2 пункта 6.1 этой статьи, предоставляется до конца года, в котором ребенок достигает восемнадцати лет, а в случае его смерти по достижению такого возраста, - до конца года, на который приходится такая смерть. Право на получение такой налоговой социальной льготы теряется в случае лишения налогоплательщика родительских прав или если он отказывается от ребенка или передает ребенка на государственное содержание, в том числе в дома малютки, ребенка, интерната, детского дома семейного типа, независимо от того, берется ли плата за такое содержание, или нет, а также если ребенок становится курсантом на условиях его полного содержания, начиная с налогового месяца, на который приходится соответствующее событие.
Налоговая социальная льгота, предусмотренная подпунктом г подпункта 6.1.2 пункта 6.1 этой статьи, останавливается с налогового месяца, в котором такой вдовец или вдова вступает в следующий брак или подпадает под опеку других лиц.
Налоговая социальная льгота, предусмотренная подпунктами д - ж подпункта 6.1.2 пункта 6.1 этой статьи, останавливается с налогового месяца, следующего за месяцем, в котором налогоплательщик теряет статус, определенный в подпунктах д - ж.
6.4.3. Расчет размера налоговой социальной льготы осуществляется с учетом последнего месячного налогового периода, в котором налогоплательщик умирает ли признается судом умершим, безвестно отсутствующим или теряет статус резидента.
6.5. Перерасчет и ограничение
6.5.1. Налоговая социальная льгота применяется к доходу, начисленному в интересах налогоплательщика в течение отчетного налогового месяца как заработная плата (другие приравнены к ней в соответствии с законодательством выплаты, компенсации и возмещения), если его размер не превышает сумму, которая равняется сумме месячного прожиточного минимума, действующего для работоспособного лица на 1 января отчетного налогового года, умноженного на 1,4 и округленного к ближайшим 10 гривнам.
При этом предельный размер дохода, который дает право на получение налоговой социальной льготы одному из родителей в случаях и размерах, предусмотренных подпунктами а, - в подпункту 6.1.2 пункта 6.1 этой статьи, определяется как произведение суммы, определенной в абзаце первом этого подпункта, и соответствующего количества детей.
Если налогоплательщик получает доходы в виде заработной платы за время отпуска, то с целью определения предельной суммы дохода, которая дает право на получение налоговой социальной льготы, такие доходы (их часть) относятся к соответствующим налоговым периодам их начисления.
(подпункт 6.5.1 пункта 6.5 статьи 6 в редакции Законов Украины от 15.06.2004 г. N 1780-iv, от 01.07.2004 г. N 1958-iv)
6.5.2. Работодатель налогоплательщика по месту применения налоговой социальной льготы осуществляет перерасчет сумм доходов, начисленных такому налогоплательщику в виде заработной платы, а также сумм предоставленных налоговых социальных льгот:
а) по результатам каждого отчетного налогового года
б) во время проведения расчета за последний месяц применения налоговой социальной льготы при изменении места его применение по самостоятельному решению налогоплательщика или в случаях, определенных в подпункте 6.3.3 пункта 6.3 этой статьи
в) во время проведения окончательного расчета с налогоплательщиком, который прекращает трудовые отношения с таким работодателем.
6.5.3. Если вследствие осуществленного перерасчета возникает недоимка этого налога, то такая сумма взимается работодателем за счет суммы любого налогооблагаемого дохода (после его налогообложения) за соответствующий месяц, а при недостаточности суммы такого дохода - за счет налогообложения доходов следующих месяцев, к полному погашению суммы такой недоимки
Если вследствие проведения окончательного расчета с налогоплательщиком, который прекращает трудовые отношения с работодателем, возникает сумма недоимки, которая превышает сумму налогооблагаемого дохода налогоплательщика за последний отчетный период, то непогашенная часть такой недоимки включается в состав налогового обязательства налогоплательщика по результатам отчетного налогового года.
6.5.4. Если работодатель по любой причин не осуществляет пересчет, отмеченный в подпункте 6.5.2 пункта 6.5 этой статьи, и/или не удерживает сумму недоимки или ее часть (кроме случая, отмеченного в абзаце второму подпункта 6.5.3 этого пункта) в установленные этим пунктом сроки, то такая сумма взимается налоговым органом за счет такого работодателя и не включается в состав его валовых расходов.
6.5.5. Если в результате осуществленного пересчета возникает переплата этого налога, то на ее сумму уменьшается сумма начисленного налогового обязательства плательщика налога за соответствующий месяц, а при недостаточности такой суммы - сумма налоговых обязательств следующих налоговых периодов, к полному возвращению суммы такой переплаты.
Если вследствие проведения окончательного расчета с налогоплательщиком, который прекращает трудовые отношения с работодателем, возникает сумма переплаты, которая превышает сумму налогового обязательства, начисленного за последний отчетный период, то такая сумма подлежит возмещению из бюджета в установленном порядке.
Налоговый кодекс Украины
Ст. 281 НКУ от 02.12.2010 № 2755-VI
281.1. От уплаты налога освобождаются:
281.1.1. инвалиды первой и второй группы
281.1.2. физические лица, которые воспитывают трех и более детей до 18 лет
281.1.3. пенсионеры (по возрасту)
281.1.4. ветераны войны и лица, на которых распространяется действие Закона Украины "О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты"
281.1.5. физические лица, признанные законом лицами, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы.
281.2. Освобождение от уплаты налога за земельные участки, предусмотренное для соответствующей категории физических лиц пунктом 281.1 настоящей статьи, распространяется на один земельный участок по каждому виду использования в пределах норм:
281.2.1. для ведения личного крестьянского хозяйства - в размере не более 2 га
281.2.2. для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок): в селах - не более 0,25 гектара, в поселках - не более 0,15 гектара, в городах - не более 0,10 гектара
281.2.3. для индивидуального дачного строительства - не более 0,10 гектара
281.2.4. для строительства индивидуальных гаражей - не более 0,01 гектара
281.2.5. для ведения садоводства - не более 0,12 гектара.
281.3. От уплаты налога освобождаются на период действия фиксированного сельскохозяйственного налога собственники земельных участков, земельных долей (паев) и землепользователи при условии передачи земельных участков и земельных долей (паев) в аренду плательщику фиксированного сельскохозяйственного налога.
по дисциплине «Финансовое право»
Глава 1.Место НДФЛ в системе налогов и сборов Украины
Глава 2. Объект налогообложения
Глава 3. Ставка налога
Литература
Глава 1. Место НДФЛ в системе налогов и сборов Украины
Одним из эффективных фискальных рычагов для разных налоговых систем является налогообложение физических лиц. Основной целью введения налога с доходов физических лиц является обеспечение бюджетних поступлений и создания ровно напряженного налогового давления на основе прямого определения доходов налогоплательщика.
Законодательная регуляция налогообложения физических лиц в Украине на протяжении 90-х годов XX века и доныне было достаточно стабильным, если сравнивать его с другими налогами и сборами. 5 июля 1991 года был принят Закон Украинской ССР «О подоходном налоге с граждан Украинской ССР, иностранных граждан и лиц без гражданства» №1306-XIІ. Действие этого Закона было остановлено Декретом Кабинета Министров Украини «О подоходном налоге с граждан» от 26 декабря 1992 года №13-92.
На современном этапе развития налоговой системы Украины возникла необходимость оптимизировать механизм налогообложения доходов физических лиц. С этой целью 22 мая 2003 года Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц» № 889-IV, вступает в силу с 1 января 2004 года.
Плательщики налога
Законом «О налоге с доходов физических лиц» в основу разграничения всей совокупности плательщиков этого налога положен критерий резидентства. При этом не имеет пепервооочередного значения, есть ли физическое лицо гражданином Украины, гражданином иностранного государства или лицом без гражданства.
Законом «О налоге с доходов физических лиц» предусмотрено несколько оснований определения резидентства плательщика налога:
- во-первых, физическим лицом-резидентом является физическое лицо, которое имеет место проживания в Украине
- во-вторых, в случае, если физическое лицо имеет место проживания также в иностранном государстве, она считается резидентом, если такое лицо имеет место постоянного проживания в Украине
- в-третьих, если лицо имеет место постоянного проживания и в иностранном государстве, она считается резидентом, если имеет более тесные личные или экономические связи в Украине
- в-четвертых, в случае, если государство, в котором физическое лицо имеет центр жизненных интересов, нельзя определить, или если физическое лицо не имеет места постоянного проживания в ни одном из государств, оно считается резидентом, если находится в Украине не меньше 183 дней (включая день приезда и отъезда) на протяжении периода или периодов налогового года
- в-пятых, если невозможно определить резидентский статус физического лица по предыдущим основаниям, физическое лицо является резидентом, если оно является гражданином Украины.
Если вопреки закону физическое лицо-гражданин Украины имеет также гражданство другой страны, то с целью налогообложения этим налогом такое лицо считается гражданином Украины, которое не имеет права на зачет налогов, оплаченных за границей, предусмотренного Законом «О налоге с доходов физических лиц» или нормами международных соглашений Украины.
Достаточным основанием для определения лица резидентом является самостоятельное определение им основного места проживания на территории Украины в порядке, установленном Законом «О налоге с доходов физических лиц», или регистрация ее как занятого лица.
В соответствии с п. 2.1 ст. 2 Закона «О налоге с доходов физических лиц» плательщиками налога являются:
- резиденти, которые получают как доходы с источником их поступления с территории Украины, так и иностранные доходы
- нерезиденты, которые получают доходы с источником их источником их поступления с территории Украины.
Исключением являются нерезиденты, которые получают доходы с источником их происхождения на территории Украины и имеют дипломатические привелегии и иммунитет, установленные на условиях взаимности м/н договором, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины, относительно доходов, получаемых ими непосредственно от такой дипломатической или приравненной к ней таким международным договором другой деятельности.
Глава 2. Объект налогообложения
Закон «О налоге с доходов физических лиц» предусматривает разграничение объектов налогообложения в зависимости от резидентского статуса плательщика налога.
Объектом налогообложения резидента является:
— общий месячный облагаемый налогом доход
— чистый годовой облагаемый налогом доход, который определяется путем уменьшения общего годового облагаемого налогом дохода на сумму налогового кредита такого отчетного года
— доходи с источником их происхождения из Украины, которые подлежат конечному налогообложению при их выплате
— иностранные доходы.
Объектом налогообложения нерезидента является:
— общий месячный облагаемый налогом доход с источником его происхождения из Украины
— общий годовой облагаемый налогом доход с источником его происхождения из Украины
—доходы с источником их происхождения из Украины, которые подлежат конечному налогообложению при их выплате.
Общий годовой облагаемый налогом доход состоит из суммы общих месячных облагаемых налогом доходов отчетного года, а также иностранных доходов, полученных на протяжении такого отчетного года.
Перечень отдельных видов доходов, которые включаются и не включаются в состав общего месячного дохода, установленные соответственно пунктами 4.2 и 4.3 ст. 4 Закона «О налоге с доходов физических лиц».
Новацией Закона «О налоге из доходов физических лиц» относительно определения объекта налогообложения резидентов есть понятие налогового кредита. В соответствии с п. 1.16 ст. 1 Закона «О налоге с доходов физических лиц» налоговым кредитом является сумма (стоимость) расходов, понесенных плательщиком налога-резидентом в связи с приобретением товаров (работ, услуг) у резидентов — физических или юридических лиц на протяжении отчетного года (кроме затрат в уплату налога на добавленную стоимость и акцизного сбора), на сумму которых позволяется уменьшение суммы его общего годового облагаемого налогом дохода, полученного по результатам такого отчетного года, в случаях, определенных этим Законом. Таким образом, право на налоговый кредит имеет исключительно плательщик налога-резидент, который имеет индивидуальный идентификационный номер.
Порядок применения плательщиком налога налогового кредита по результатам отчетного налогового года определен в ст. 5 Закона.
Основания для начисления налогового кредита с определением конкретных сумм отображаются плательщиком налога в годовой налоговой декларации. В состав налогового кредита включаются фактически понесенные расходы, подтвержденные плательщиком налога документально, а именно: фискальным или товарным чеком, кассовым ордером, товарной накладной, другими рассчетными документами или договором, которые идентифицируют продавца товаров (работ, услуг) и определяют сумму таких расходов. Указанные документы не посылаются налоговому органу, но подлежат хранению плательщиком налога на протяжении года, достаточного для проведения налоговым органом налоговой проверки относительно начисления такого налогового кредита.
Перечень расходов, разрешенных к включению в состав налогового кредита, определенно в п. 5.3 ст. 5 Закона «О налоге с доходов физических лиц».
Общая сумма начисленного налогового кредита не может превышать суммы общего облагаемого налогом дохода плательщика налога, полученного на протяжении отчетного года как зароботанная плата.
Право на применение налогового кредита имеет ограничение. Если плательщик налога не воспользовался правом на начисление налогового кредита по результатам отчетного налогового года, то такое право на следующие налоговые годы не переносится.
Особенности начисления и уплаты отдельных видов доходов предусмотрены соответствующими пунктами статьи 9 Закона «О налоге с доходов физических лиц», в частности:
п. 9.1 — налогообложения дохода от предоставления недвижимости в аренду (субаренду), жилищный найм (поднайм)
п. 9.2 — налогообложение процентов
п. 9.3 — налогообложение дивидендов
п. 9.4 — налогообложение роялти
п. 9.5 — налогообложение выигрышей и призов
п. 9.6 — налогообложение инвестиционной прибыли
п. 9.7 — налогообложение благотворительной помощи
п. 9.8 — налогообложение доходов, полученных по договорам долгосрочного страхования жизни и негосударственного пенсионного страхования
п. 9.9 — налогообложение иностранных доходов
п. 9.10 — налогообложение сумм излишне потраченных средств, полученных плательщиком налога на командировку или под отчет и не возвращенных в установленный срок
п. 9.11 — налогообложение доходов, полученных нерезидентами
п. 9.12 — налогообложение доходов, полученных физическим лицом — субъектом предпринимательской деятельности или физическим лицом, которое платит рыночный сбор.
Закон «О налоге с доходов физических лиц» определяет особенности налогообложение отдельных видов операций или дохода:
статья 10 — операций, связанных с ипотечным жилищным кредитованием
статья 11 — операций по продаже объектов недвижимого имущества
статья 12 — операций по продаже или обмену объекта движимого имущества
статья 13 — дохода, полученного плательщиком налога в результате принятия им в наследство средств, имущества, имущественных или неимущественных прав
статья 14 — дохода, полученного плательщиком налога как подарок (или в результате заключения договора дарения)
Глава 3. Ставка налога
Закон «О налоге с доходов физических лиц» не предусматривает установления единственной ставки налога, а потому в зависимости от особенностей объекта налогообложения применяется одна из таких ставок.
Фактически базовой является ставка, установленная п. 7.1 ст. 7 Закона «О налоге из доходов физических лиц». Такая ставка налога составляет 15% от объекта налогообложения, но в период с 1 января 2004 года до 31 декабря 2006 года такая базовая ставка устанавливается на уровне 13% от объекта налогообложения.
Ставка налога составляет 5% от объекта налогообложения, начисленного налоговым агентом в случае, если таким объектом является:
- процент на депозит (вклад) в банк или небанковское финансовое учреждение в соответствии с законом (кроме страховщиков)
- процентный или дисконтный доход по сберегательным (депозитным) сертификатам
- в других случаях, прямо определенных соответствующими нормами Закона «О налоге с доходов физических лиц».
Ставка налога составляет двойной размер ставки, определенной п. 7.1 ст. 7 Закона, от объекта налогообложения, начисленного как выигрыш или приз (кроме как в государственную лотерею в денежном выражении), или любых других доходов, начисленных в интересах нерезидентов-физических лиц, за исключением доходов, определенных в подпункте 9.11.3 пункта 9.11 статьи 9 Закона «О налоге с доходов физических лиц».
Ставка налога может составлять другой размер, определенный соответствующими нормами Закона «О налоге с доходов физических лиц».
Льготы по налогу
Одним из нововведений Закона «О налоге с доходов физических лиц» сравнительно с Декретом Кабинета Министров Украины «О подоходном налоге из граждан» есть внедрение налоговых социальных льгот.
В соответствии с п. 6.1 ст. 6 Закона «О налоге с доходов физических лиц» плательщик налога имеет право на уменьшение суммы общего месячного облагаемого налогом дохода, получаемого из источников на территории Украины от одного работодателя в виде заработной платы, на сумму налоговой социальной льготы в размере, что равняется одной минимальной заработной плате (в рассчет на месяц), установленной законом на 1 января отчетного налогового года, — для любого плательщика налога. В зависимсти от особенностей отдельных категорий плательщиков, размер суммы налоговой социальной льготы может равняться 150% и 200% размера минимальной заработной платы.
Налоговая социальная льгота применяется к начисленному месячному доходу плательщика налога в виде заработной платы исключительно за одним местом его начисления (выплаты).
Налоговая социальная льгота начинает применяться к начисленым доходам в виде заработной платы со дня получения работодателем заявления плательщика налога о применении льготы.
В случае, если плательщик налога имеет право на применение налоговой социальной льготы из двух и больше оснований, налоговая социальная льгота применяется один раз из основания, которое предусматривает ее наибольший размер. При этом плательщик налога отмечает о таком праве в заявлении о применении льготы и добавляет соответствующие подтверждающие документы по форме, определенной центральным налоговым органом.
Налоговая социальная льгота применяется к доходу, полученного плательщиком налога как заработная плата на протяжении отчетного налогового месяца, если его размер не превышает суммы месячного прожиточного минимума для работоспособного лица, установленного на 1 января отчетного налогового года, умноженной на 1,4 и округленной к ближайшим 10 гривнам.
Литература
1. Конституция Украины. – К. Пресса Украины, 2007.
2. ПАНАСЮКВ. Г. Ковальчук Есть. К. Бобривець С. В. Податковий учет: Навч. посиб. — Тернополь: Карт-бланш, 2007. — 260
3. Учет в крестьянском (фермерскому) хозяйстве: Пособие / За ред. Г. Я. Демъяненко. — К. ІАЕ, 2007. — 403 с
4. Сук Л. К. Бухгалтерский учет: Навч. посиб. — К. Институт писля-дипломной образования Киевского университета им. Тараса Шевченко. — 2006. — 339 с.
5. Пудовкин Ю. И. Анализ наpушений финансово-хозяйственной деятельности: По итогам pевизий для бухгалтеpов и pуководителей учpеждений обpазования: [Учеб.-метод. матеpиал]. — К. [Фиpма ”ЭКАР”], 2007
6. Стефанюк І. Б. Пpо пpоблемні питання діяльності ДКРС: (Hеоголош. ст.). — Львів: [Піpаміда], 2008. — 25 с. табл.
7. Теоpія фінансово-господаpського контpолю: Опоp. конспект лекцій для студентів екон. спец. з базової освіти / Київ. деpж. тоpг.-екон. ун-т Уклад. О. Ю. Редько, М. О. Hиконович Ред. К. І. Тишкевич. — К. 2009. — 70, [1] с. включ. обкл. іл
8. Макконвелл К.Р. Брю С.Л. Экономикис. принципы, проблемы и политика – М. 2008г.
9. Фишер С. Дорнбуш Р. Шмалензи, Экономика учебник, 2008
10. Долан Э.Дж.Линдсей “Макроэкономика” –С.- Пб. 2004г.
Черниговская налоговая рассказала все о налоге на землю
В Государственной налоговой инспекции Чернигова прошел сеанс телефонной связи «горячая линия» с главным государственным ревизором - инспектором Евгением Карпенко на тему: «Администрирование платы за землю с физических лиц. Льготы по уплате налога для физических лиц».
Публикуем ответы на актуальные вопросы, заданные во время проведения мероприятия.
1. Каков порядок уплаты земельного налога физическим лицом в год приобретения земельного участка?
Ответ: Органы исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов по запросу соответствующего органа Миндоходов по местонахождению земельного участка предоставляют информацию. необходимую для исчисления и взимания платы за землю. в порядке. установленном Кабинетом Министров Украины.
В случае перехода права собственности на земельный участок от одного собственника к другому в течение календарного года налог уплачивается по следующей схеме. Предыдущим собственником – за период с 1 января текущего года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанный земельный участок, а новым собственником - начиная с месяца, в котором у нового владельца возникло право собственности.
Орган Миндоходов направляет налоговое уведомление - решение новому собственнику после получения информации о переходе права собственности.
Следовательно, при получении от соответствующих органов исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов информации о приобретении физическим лицом права собственности на земельный участок орган Миндоходов осуществляет начисление сумм земельного налога, начиная с месяца, в котором у нового владельца возникло право собственности, и направляет налоговое уведомление - решение такому физическому лицу. Налог подлежит уплате в течение 60 дней со дня вручения налогового уведомления-решения.
2. Кто должен платить налог на землю?
Ответ: Согласно п. 269.1 ст. 269 Налогового кодекса Украины плательщиками налога являются:
1. Владельцы земельных участков, земельных долей (паев)
2. Землепользователи.
Собственники земельных участков - юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты), которые в соответствии с законом приобрели право собственности на землю в Украине, а также территориальные общины и государство относительно земель коммунальной и государственной собственности соответственно (п.п. 14.1.34 п. 14.1 ст. 14 Кодекса).
Землепользователи - юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты), которым в соответствии с законом предоставлены в пользование земельные участки государственной и коммунальной собственности, в том числе на условиях аренды (п.п. 14.1.73 п. 14.1 ст. 14 Кодекса).
Землепользователи могут платить как арендную плату, так и земельный налог. Если у субъекта хозяйственной деятельности заключен договор аренды, то он является плательщиком арендной платы.
Если субъект хозяйственной деятельности является постоянным землепользователем земельного участка, на котором расположено какое-то его имущество, то такой субъект хозяйствования является плательщиком земельного налога как землепользователь.
3. Какие льготы по уплате земельного налога установлены для физических лиц?
Ответ: В соответствии с п. 281.1 ст. 281 Налогового кодекса Украины от уплаты земельного налога освобождаются:
• инвалиды I и II группы
• физические лица, воспитывающие трех и более детей в возрасте до 18 лет
• пенсионеры (по возрасту)
• ветераны войны и лица, на которых распространяется действие Закона Украины № 3551-ХII
• физические лица, признанные законом лицами, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы.
Согласно п. 281.2 ст. 281 Налогового кодекса освобождение от уплаты налога за земельные участки, предусмотренное для соответствующей категории физических лиц п. 281.1 этой статьи, распространяется на один земельный участок по каждому виду использования в рамках предельных норм:
• для ведения личного крестьянского хозяйства - в размере не более 2 га
• для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок): в селах - не более 0,25 га, в поселках - не более 0,15 га, в городах - не более 0,10 га
• для индивидуального дачного строительства - не более 0,10 га
• для строительства индивидуальных гаражей - не более 0,01 га
• для ведения садоводства - не более 0,12 га.
4. К какой дате предприятие должно платить арендную плату за земельные участки государственной собственности в случае прекращения (расторжения) договора аренды?
Ответ: В случае прекращения или расторжения договора аренды земельного участка государственной собственности арендатор должен уплатить арендную плату за фактический период нахождения земли в пользовании в текущем году, то есть до даты возврата земельного участка арендодателю (соответствующему органу исполнительной власти или соответствующему сельскому, поселковому, городскому совету). Подтверждается это актом приема-передачи земельного участка.
5. Какие документы должно предоставить физическое лицо для получения льгот по уплате земельного налога?
Ответ: Физическое лицо, принадлежащее к категории лиц, имеющих право на льготы по уплате земельного налога, получает такое право только после оформления права собственности на земельный участок в законодательно установленном порядке и внесения соответствующих данных в государственный земельный кадастр.
Вместе с этим, для получения льготы по уплате земельного налога физическое лицо должно подать в налоговую инспекцию по месту нахождения земельного участка заявление произвольной формы о предоставлении льготы и документы, удостоверяющие право такого лица на льготу.
Льготы по уплате земельного налога для физических лиц определены ст.281 Налогового кодекса Украины от 2 декабря 2010 № 2755-VI с изменениями и дополнениями.
6. Какая ответственность предусмотрена за неуплату или несвоевременную уплату платы за землю физическим лицом (гражданином)?
Ответ: В соответствии с ст.126 Налогового кодекса Украины в случае, если налогоплательщик не уплачивает согласованную сумму денежного обязательства в течение сроков, определенных кодексом, такой налогоплательщик привлекается к ответственности в виде штрафа в следующих размерах:
• при задержке до 30 календарных дней включительно, следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства, - в размере 10 процентов погашенной суммы налогового долга
• при задержке более 30 календарных дней, следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства, - в размере 20 процентов погашенной суммы налогового долга.
Согласно ст.129 Налогового кодекса после окончания установленных кодексом сроков погашения согласованного денежного обязательства на сумму налогового долга начисляется пеня.
7. Должны ли члены садоводческого товарищества платить земельный налог?
Ответ: Если земельный участок приватизирован и гражданин получил документ, удостоверяющий право собственности, то он является плательщиком налога на землю. Если земельные участки не приватизированы, то плательщиком земельного налога является садоводческое общество.
Виды налоговых льгот
Опубликованный материал нарушает авторские права? сообщите нам.
Изъятия – это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных предметов (объектов) налогообложения.
Скидки – это льготы, которые направлены на сокращение налоговой базы.
Под освобождениями понимают льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы. Окладная сумма (валовой налог) – это результат умножения количества единиц налогообложения, входящих в налоговую базу, на ставку (ставки) налога. В налогах, размер которых определяется путем раскладки между налогоплательщиками общей суммы, намеченной к поступлению (раскладочные налоги), окладная сумма существует как заранее определенная величина.
Освобождения – это прямое сокращение налогового обязательства налогоплательщика. Выгода здесь предоставляется непосредственно в отличие от выгод, предоставляемых изъятиями и скидками, которые сокращают окладную сумму косвенно. Освобождения более, чем другие виды льгот, способны учитывать имущественное положение налогоплательщика.
Если от льгот первых двух видов большую выгоду получает плательщик, доходы которого облагаются по высокой ставке, то одинаковое в количественном выражении освобождение сохраняет большую долю дохода плательщику с низкими доходами.
Налоговые льготы
Льготами по налогам и сборам признаются предусмотренные законодательством преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот, не могут носить индивидуального характера (ст. 56 Кодекса).
Следовательно, налоговые льготы используют для сокращения размера налогового обязательства налогоплательщика и для отсрочки или рассрочки платежа (в этом случае кредит налогоплательщику предоставляется как бы бесплатно или на льготных условиях). При этом налогоплательщик может отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов.
В зависимости от того, на изменение какого из элементов структуры налога направлены налоговые льготы, они подразделяются на три вида (рис. 4.5).
Рис. 4.5. Виды налоговых льгот
1) изъятия — это налоговые льготы, направленные на выведение из-под налогообложения отдельных предметов (объектов) налогообложения. Изъятия могут предоставляться как на постоянной основе, так и на ограниченный срок как всем плательщикам налога, так и отдельной категории налогоплательщиков
2) скидки — это льготы, направленные на сокращение налоговой базы. Они подразделяются на лимитированные (размер скидок ограничен) и нелимитированные (налоговая база может быть уменьшена на всю сумму расходов налогоплательщика). Скидки бывают общими (ими пользуются все плательщики) и специальными (для отдельных категорий субъектов) стандартными и нестандартными. Так, в России при налогообложении граждан льготы подразделяются на четыре группы: 1) стандартные налоговые вычеты 2) социальные налоговые вычеты 3) имущественные налоговые вычеты 4) профессиональные налоговые вычеты
3) налоговые кредиты — это льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или налогового оклада. Большинство видов этого кредита являются и безвозвратными, и бесплатными. Существуют следующие формы предоставления налоговых кредитов: снижение ставки налога, вычет из налогового оклада (валового налога), отсрочка или рассрочка уплаченного налога, возврат ранее уплаченного налога (части налога), зачет ранее уплаченного налога, целевой (инвестиционный) налоговый кредит.
Сокращение налогового оклада (валового налога) может быть частичным и полным, на определенное время и бессрочно. Полное освобождение от уплаты налога на определенный период называется налоговыми каникулами.
Отсрочка уплаты налога — перенос предельного срока уплаты полной суммы налога на более поздний срок рассрочка уплаты налога — деление суммы налога на части с установлением сроков уплаты этих частей. Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора определены ст. 64 Кодекса. (Предоставление отсрочек или рассрочек имеет платный характер. За предоставляемые отсрочки (рассрочки) по уплате налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, взимается плата в виде процентов в размере 0,5 ставки рефинансирования Центрального банка РФ.)
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
НАЛОГОВЫЙ КРЕДИТ
- льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы, а также форма изменения даты исполнения обязательства по налогу (кроме сбора) на срок от трех месяцев до одного года с поэтапной уплатой налогоплательщиком или иным обязанным лицом (далее - заинтересованное лицо) суммы кредита. Окладная сумма (валовой налог) - это результат умножения количества единиц налогообложения, входящих в налоговую базу, на ставку (ставки) налога. В налогах, размер которых определяется путем развертывания (раскладки) между налогоплательщиками общей суммы, намеченной к поступлению (раскладочные налоги), окладная сумма существует как заранее определенная величина. Понятие "кредит" условно и не означает, что все виды налогового кредита являются возвратными, а пользование Н. к. - платным (уплачиваются проценты), что свойственно, например, банковскому кредиту. Все эти признаки (срочность, возвратность, платность) относятся только к одному виду налогового кредита, предусмотренному законодательством РФ - инвестиционному Н. к. Существуют условно-возвратные, но бесплатные Н. к. Так, малым предприятиям в определенных отраслях производства предоставляется право на освобождение от уплаты налога при условии сохранения ими поощряемого вида производственной деятельности в течение определенного периода. В случае нарушения поставленного условия налог исчисляется в полном размере за весь период деятельности предприятия. Большинство видов налогового кредита являются и
безвозвратными и бесплатными. Кроме как по условиям предоставления, налоговые кредиты можно разделить на виды по формам предоставления льгот.
Снижение ставки налога. Например, согласно закону о налоге на прибыль предприятий и организаций ставка налога понижается на 50 % для предприятий, если от общего числа их работников инвалиды составляют не менее 50 %.
Сокращение окладной суммы (валового налога). Окладная сумма может быть сокращена как в части, так и полностью, как на определенное время, так и бессрочно. Полное освобождение от уплаты налога на определенный период получило название налоговых каникул.
Отсрочка или рассрочка уплаты налога. В соответствии с подпунктом 36.2 инструкции Госналогслужбы России от 20 марта 1992 г. № 8 "О применении закона "О подоходном налоге с физических лиц" налоговые органы могут предоставить плательщику по его письменному заявлению рассрочку или отсрочку уплаты налога, но не более чем на один год, с уплатой процентов в размере 0,5 ставки на срочные вклады, действующей в СБ РФ.
Возврат ранее уплаченного налога (части налога). Эта разновидность налогового кредита также имеет название налоговой амнистии (термин "налоговая амнистия" применяется и в связи с освобождением налогоплательщика от финансовых санкций). Примером налоговой амнистии является льгота, предусмотренная законом "О налоге на добавленную стоимость" от 06.12.91г. № 1992-1 (в ред. от 02.01.2000 г.): при вывозе с территории Российской Федерации товаров, приобретенных с уплатой налога на добавленную стоимость, сумма налога возвращается предприятиям-экспортерам экспортные товары, как собственного производства, так и приобретенные, а также услуги по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке экспортных товаров и услуги по транзиту иностранных грузов через территорию РФ освобождаются от налога.
Зачет ранее уплаченного налога. Эта разновидность налогового кредита широко используется в целях избежания двойного налогообложения (так называемый кредит для иностранных налогов). Сумма налога на прибыль, уплаченная Российским предприятием за рубежом в соответствии с законодательством других стран, засчитывается при уплате налога в Российской Федерации. При этом размер засчитываемой суммы не может превышать суммы налога на прибыль, подлежащей уплате в Российской Федерации по прибыли, полученной за границей. Иногда в счет уплаты одного налога может засчитываться другой.
В соответствии сп. 4 ст. 5 закона "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" сумма исчисленного налога на имущество, переходящее в собственность граждан в порядке наследования, в случае наличия в составе этого имущества жилых домов (квартир), дач и садовых домиков в садоводческих товариществах, уменьшается на сумму налога на имущество физических лиц, подлежащую уплате этими лицами за указанные объекты.
Замена уплаты налога (части налога) натуральным исполнением (целевой налоговый кредит). Целевой налоговый кредит - это льгота, предоставляемая местными органами власти (в пределах суммы налога, зачисляемой в местные бюджеты) налогоплательщику в случае выполнения им особо важного заказа по социально- экономическому развитию территории или предоставления особо важных услуг населению данной территории. Если плательщик желает получить такую льготу, он должен заключить налоговое соглашение с местной администрацией. Это соглашение впоследствии подлежит утверждению местным органом власти при рассмотрении соответствующего бюджета. В случае нарушения предприятием налогового соглашения вся сумма, причитавшаяся к уплате в бюджет при отсутствии такого соглашения, а также 25 % этой суммы в виде штрафа взыскивается с него в соответствующий местный бюджет. Решение об этом принимается администрацией, заключившей соглашение. Оно может быть обжаловано предприятием в судебном порядке (ст. 11 - 14 закона "Об инвестиционном налоговом кредите"). (См. О.Н.П.)
В РФ Н. к. может быть предоставлен заинтересованному лицу по одному или нескольким налогам при наличии одного из следующих оснований: причинение этому лицу
ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или других чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств задержка этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа угроза банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога и/или исполнения предъявленных ему требований об уплате налогов и соответствующих пеней. Н. к. выдается только под залог имущества налогоплательщика либо при наличии поручительства банка, при этом кредит предоставляется заинтересованному лицу по его заявлению в соответствующий уполномоченный орган и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и этим лицом. Договор о Н. к. должен содержать указание на сумму задолженности, налог, по которому заинтересованному лицу предоставляется Н. к. срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты, порядок погашения суммы задолженности и начисляемых процентов, а также документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство банка. Договор о предоставлении Н. к. вступает в силу со дня, установленного в этом договоре. Копия договора направляется уполномоченным органом в орган налоговой службы по месту его учета в течение 5 дней со дня заключения договора.
Регулирующая функция налогов
Регулирующая функция имеет особое значение в современных условиях антикризисного регулирования, активного воздействия государства на экономические и социальные процессы. Данная функция связана во временном аспекте с распределением налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями. Данная функция позволяет регулировать доходы разных групп населения. Налоговое регулирование реализуется через систему льгот и систему налоговых платежей и сборов.
Цель применения налоговых льгот — сокращение размера налоговых обязательств плательщика. В зависимости оттого, на изменение, какого элемента структуры налога направлены льготы, они могут подразделяться на изъятия, скидки, налоговый кредит.
Изъятия — это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (например, необлагаемый минимум).
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!