Зарплата льготы на детей
В этом году налоговой льготой могут пользоваться люди, чья месячная зарплата не превышает 1 710 гривен
Благодаря налоговой реформе, которая существенно расширила обязательства народа перед госказной, введя налоги на депозиты, увеличив акцизы и сферу применения налога на недвижимость, все больше граждан начали задумываться о том, что они являются налогоплательщиками. Почетными и уважаемыми спонсорами государства, несущими тяжелое бремя финансовых обязательств.
Поэтому нам важно знать, что в нашей стране помимо налоговых обязательств существуют и налоговые льготы. Кому они положены и как предоставляются? Попробуем разобраться.
Что такое налоговая льгота
Налоговая социальная льгота - это возможность налогоплательщика уменьшить начисленный общий месячный налогооблагаемый доход в виде зарплаты. Звучит сложно, однако на самом деле льгота выступает в виде своеобразного необлагаемого минимума. Проще говоря, сумма льготы вычитается из дохода, и только после этого он облагается налогом на доходы физических лиц.
Налоговым кодексом предусмотрено, что льгота должна составлять 100 процентов прожиточного минимума для трудоспособных лиц на 1 января. И в течение года ее размер не меняется даже в том случае, если изменится прожиточный минимум.
В то же время переходными положениями кодекса было установлено, что до 2015 года льгота составляет 50 процентов размера прожиточного минимума. Увы, сложная экономическая ситуация в стране вынудила правительство продлить срок ограничения еще на год - до 1 января 2016 года. Это, в частности, предусмотрено Законом Украины О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законы Украины (относительно налоговой реформы).
Таким образом, и в 2015 году налоговая льгота будет составлять 50 процентов прожиточного минимума для трудоспособных лиц. Поскольку на 1 января 2015 года прожиточный минимум был равен 1218 гривням, сумма налоговой льготы в течение всего года - 609 гривен.
Кто может воспользоваться льготой
Претендовать на налоговую льготу может любой работающий человек, который платит подоходный налог.
Во-первых, налоговая льгота применяется только к зарплате и не может быть использована по отношению к доходам, полученным самозанятыми лицами от предпринимательской или другой независимой профессиональной деятельности (нотариусы, адвокаты и так далее).
Во-вторых, налоговая льгота применяется к начисленной месячной зарплате, если ее размер не превышает определенную кодексом сумму, которая равна месячному прожиточному минимуму (действующему для трудоспособных лиц на 1 января отчетного налогового года), умноженному на 1,4 и округленному до 10 гривен. Размер ограничения зарплаты определяется ежегодно (исходя из прожиточного минимума на 1 января) и не меняется на протяжении года. В 2015-м сумма ограничения составляет 1 тысячу 710 гривен. Таким образом, в нынешнем году налоговой льготой могут пользоваться люди, чья месячная зарплата окажется меньше 1 тысячи 710 гривен.
В-третьих, налоговая соцльгота начинает применяться со дня получения работодателем заявления плательщика и документов, подтверждающих право на нее. Этот момент не касается госслужащих, которым не надо подавать заявление. От них требуются лишь подтверждающие документы. Например, человек работает на предприятии с 6 мая 2015 года, а заявление о применении общей налоговой льготы подал 6 октября. Значит, льгота начнет применяться только с октябрьской зарплаты. При этом перерасчет налога за предыдущие периоды законодательством не предусмотрен.
В-четвертых, льгота не может применяться к зарплате, которую человек получает одновременно с выплатами из бюджета в виде стипендии, денежного или имущественного обеспечения ученика, студента, аспиранта, ординатора, адъюнкта, военнослужащего.
Кроме того, есть обязательное условие: налоговая социальная льгота может предоставляться только на одном месте работы. Таким образом, если человек трудится в нескольких местах, он сам может выбрать, где ему выгоднее воспользоваться льготой и подать заявление.
Как налоговая льгота помогает экономить деньги
Мы уже отметили, что сумма льготы ежемесячно вычитается из зарплаты, а потом начисляется налог на доходы физических лиц.
Допустим, зарплата у человека составляет 1600 гривен. Это в пределах установленных ограничений, значит, он имеет право на льготу. Налогом облагается заработок, из которого уже удержали единый социальный взнос - 3,6 процента.
Подсчитаем сумму социального взноса:
1600 гривен х 3,6 процента (единый социальный взнос) = 57 гривен 60 копеек.
Вычтем ее из зарплаты:
1600 гривен - 57 гривен 60 копеек = 1542 гривни 40 копеек.
Теперь определим сумму налога (который составляет 15 процентов) без применения льготы:
1542 гривни 40 копеек х 15% = 231 гривня 36 копеек.
Таким образом, после вычета единого социального взноса и налога человек получил бы на руки 1 тысячу 311 гривен 4 копейки. Но это без учета налоговой льготы.
А теперь посчитаем налог с учетом льготы. Сначала вычтем ее из зарплаты, из которой уже удержали социальный сбор:
1542 гривни 40 копеек - 609 гривен = 933 гривни 40 копеек.
Рассчитаем налог в размере 15 процентов:
933 гривни 40 копеек х 15% = 140 гривен 1 копейка.
Получается, с учетом налоговой льготы работник будет получать на руки 1 тысячу 402 гривни 39 копеек, что на 91 гривню больше, чем без применения льготы.
Кому полагается льгота в увеличенном размере
Некоторым категориям налоговая льгота предоставляется в большем размере, чем обычно. В первую очередь - семьям с детьми, чернобыльцам, студентам, одиноким матерям и отцам, вдовам и вдовцам, родителям, которые содержат ребенка-инвалида, а также некоторым ветеранам войны ( см. таблицу ).

При этом тому, кто имеет два и более основания для получения налоговой льготы, полагается только одна льгота - большего размера.
В свете новых положений по подоходному налогу бухгалтерия утверждает, что я не имею права на налоговую льготу.
Объясню детальнее.
Мой оклад составляет 941 грн, надбавок никаких я не получаю.
У есть меня ребенок от первого брака (биологический отец ребенка скрывается и его местонахождение неизвестно, несмотря на неоднократный розыск).
Мой второй муж ребенка не усыновлял, следовательно я имею статус одинокой матери (не путать с матерью одиночкой!). По закону мой второй супруг не обязан содержать ребенка, если не оформил усыновление.
По закону о дополнительных отпусках я, как одинокая мать, сама воспитывающая свого ребенка, имею право на доп. отпуск, который мне ежегодно предоставляется. Кроме того, я инвалид детства 3 группы. Бухгалтерия же утверждает, что официально выйдя замуж второй раз, я не имею права на налоговую льготу и высчитывают из зарплаты налог в полном объеме,т.к. твердят, что я не являюсь одинокой матерью.
Как же так? Отпуск положен, для ОК я в соответствии с законом являюсь одинокой матерью, а для бухгалтерии нет.
Помогите разобраться.
Как отстоять свои права на налоговую льготу? Как законно победить бухгалтерию и доказать им их неправоту?
Sabrina
від 29 грудня 2010 р. N 1227
Київ
Про затвердження Порядку подання документів
для застосування податкової соціальної пільги
5. Для застосування пільги з підстав, передбачених у
підпунктах 169.1.2, 169.1.3 і 169.1.4 пункту 169.1 статті 169
Кодексу ( 2755-17 ), крім заяви про застосування пільги подають:
1) одинока матір, батько, вдова, вдівець або опікун,
піклувальник, які мають дитину (дітей) віком до 18 років:
копію свідоцтва (дубліката свідоцтва) про народження дитини
(дітей) або документ із зазначенням відомостей про батька дитини в
FAQ
23.06.15  |  Налоговая льгота на детей
Хочешь налоговой льготы - имей более двух детей..1. Что такое налоговая льгота и каков ее размер?Это сумма, на которую уменьшается размер облагаемого налогом дохода физического лица. Допустим, ваш доход 1000 грн, а размер льготы - 894 грн. Значит, налог, который вам предстоит уплатить, будет начисляться только на 106 грн. Налоговый кодекс определил, что с этого года размер налоговой льготы должен быть равен размеру прожиточного минимума для трудоспособного гражданина (в расчете на месяц), у
Льготой смогут пользоваться люди, чья месячная зарплата окажется меньше 1 тысячи 610 гривен
Налоговым кодексом предусмотрено, что льгота составляет 100 процентов прожиточного минимума для трудоспособных лиц на 1 января. В то же время переходными положениями кодекса до 2015 года льгота установлена на уровне 50 процентов прожиточного минимума. Поскольку прожиточный минимум на 1 января 2013 года - 1 тысяча 147 гривен, налоговая льгота весь год будет составлять 573 гривни 50 копеек. По сравнению с прошлогодним показателем она увеличилась на 37 гривен (в 2012 году - 536 гривен 50 копеек).
2. Кому предоставляется?
Список достаточно широк, однако он практически не изменился с прошлого года. На льготу могут рассчитывать:
* родители или опекуны-одиночки, воспитывающие ребенка до 18 лет
* опекун, содержащий ребенка-инвалида
* родители, имеющие двоих и более детей
* граждане, отнесенные законом к 1-й и 2-й категории лиц, пострадавших в результате аварии на ЧАЭС
* ликвидаторы аварии, официально отмеченные государством
* инвалиды І и ІІ групп - в том числе инвалиды с детства
* правозащитники, которые получили пожизненную стипендию президента Украины как пострадавшие в результате своей деятельности, подвергавшиеся преследованиям - в том числе и журналисты
* участники боевых действий - как во время Второй мировой войны, так и тех, что имели место после войны
* Герои Украины, Герои Советского Союза, Герои Соцтруда, полные кавалеры ордена Славы или ордена Трудовой Славы, награжденные 4-мя и более медалями За отвагу
* инвалиды Второй мировой войны
* бывшие узники конц-лагерей, репрессированные, насильно увезенные на принудительные работы во время Второй мировой войны
* люди, пережившие блокаду Ленинграда.
3. Как отличаются размеры льготы для разных категорий граждан?
* Родители, воспитывающие двух или более детей до 18 лет, имеют право на 100%-ную льготу, помноженную на количество детей. Скажем, семья с двумя детьми может рассчитывать на льготу в размере 894 грн х 2 = 1788 грн.
* Одинокие родители или опекуны, воспитывающие одного и более детей до 18 лет опекуны детей-инвалидов граждане, пострадавшие в результате аварии на ЧАЭС и ликвидаторы аварии инвалиды I и II групп ученики, студенты, аспиранты, ординаторы, адъюнкты правозащитники-стипендиаты участники боевых действий (кроме Второй мировой войны) - имеют право на социальную льготу в размере 150%. Если одинокий родитель воспитывает несколько детей, размер льготы увеличивается кратно количеству детей. В качестве примера рассмотрим письмо читателя. Вдовец, воспитывающий двух детей, имеет право на 150%-ную льготу, умноженную на 2: (894 грн х 150%) х 2 = 2682 грн.
* Герои Украины и Советского Союза, Герои Соцтруда или полные кавалеры ордена Славы или ордена Трудовой Славы, лица, награжденные 4-мя и более медалями За отвагу, участ-ники боевых действий времен Второй мировой войны, узники концлагерей, репрессированные, насильно увезенные на принудительные работы, а также те, кто пережил блокаду Ленинграда - получают 200%-ную налоговую социальную льготу. То есть ее размер с начала этого года: 894 грн х 2 = 1788 грн.
4. Ограничивается ли размер дохода при расчете льготы?Есть ряд условий, ограничивающих ее предоставление.
Во-первых, она применяется только к зарплате. При получении доходов от предпринимательской или другой независимой профессиональной деятельности (нотариусы, адвокаты и другие) налоговой льготой воспользоваться нельзя.
Во-вторых, налоговая льгота применяется к начисленной месячной зарплате, если ее размер не превышает определенную кодексом сумму. Она равна размеру месячного прожиточного минимума (действующего для трудоспособного лица на 1 января отчетного налогового года), умноженного на 1,4 и округленного до ближайших 10 гривен. Предельный размер зарплаты определяется ежегодно и на протяжении года не меняется.В нынешнем году сумма ограничения составляет 1 тысячу 610 гривен. Таким образом, налоговой льготой смогут пользоваться люди, чья месячная зарплата окажется меньше 1 тысячи 610 гривен. Для сравнения: в 2012-м предельный размер зарплаты составлял 1 тысячу 500 гривен.
В-третьих, льгота не может применяться к зарплате, которую человек получает одновременно с выплачиваемыми из бюджета стипендией, денежным или имущественным обеспечением ученика, студента, аспиранта, ординатора, адъюнкта, военнослужащего.
В-четвертых, налоговую социальную льготу можно получить только на одном месте работы.Чтобы воспользоваться основной или повышенной льготой, необходимо подать письменное заявление и документы, подтверждающие такое право.
Еще следует запомнить, что налоговая льгота начинает применяться только со дня получения работодателем заявления и подтверждающих документов. Этот момент не касается госслужащих, которым не нужно подавать заявление, требуются только подтверждающие документы. Например, человек работает на предприятии с 3 июня 2012 года, а заявление о применении общей налоговой льготы подал 12 января 2013 года. Значит, льгота будет применяться только к январской зарплате: перерасчета налога за предыдущие периоды закон не предусматривает.
Как и в прошлом году, зарплата (а также иные вы-платы, компенсации и награды, приравненные к зарплате) не должна превышать суммы, равной размеру прожиточного минимума для трудоспособных граждан, умноженного на коэффициент 1,4 и округленного до ближайших 10 гривен. В прошлом году максимальный размер зарплаты, при которой может быть насчитана налоговая льгота, равнялся 1220 грн, в этом - 1252,6 грн. Если льгота предоставляется семье с несколькими детьми и - соответственно - увеличивается кратно количеству детей, предельный размер дохода родителя или опекуна также увеличивается кратно количеству детей. Скажем, предельный размер заработной платы, при котором наш читатель может рассчитывать на налоговую льготу, - 1252,6 грн х 2 = 2505,2 грн. Интересно, что в этом случае общий размер налоговой льготы выше предельно допустимого размера ежемесячной зарплаты родителя, констатирует Елена Жовтях.
5. На какие доходы можно оформить налоговую социальную льготу?
Только на заработную плату или выплаты, к ней приравненные. Если же вы получаете зарплату одновременно со стипендией, денежным или имущественным бюджетным обеспечением учеников, студентов, аспирантов, военнослужащих, вы не можете претендовать на льготу. Не полагается она и тем, кто относит себя к категории самозанятого населения.
6. Какие документы следует предоставлять?
Перечень документов, которые требуются в этом году для оформления налоговой социальной льготы, утверждается Кабмином, постановил Налоговый кодекс. В этом году перечень заметно расширился.
Одинокие родители или опекуны, имеющие ребенка (детей) до 18 лет, готовят:
* копию свидетельства (дубликат) о рождении детей или документ с данными о родителе ребенка или иные документы, подтверждающие возраст ребенка
* копию решения органов опеки об установлении опеки (если с заявлением о предоставлении льготы обращается опекун)
* копию свидетельства о рождении и свидетельства о смерти супруга (если обращается вдовец (вдова)
* копию паспорта.
Кстати: одинокими считаются такие мать или отец, кто, имея детей до 18 лет, не находится в браке.
Налогоплательщик, имеющий на иждивении ребенкаивалида, предоставляет:
* копию свидетельства (дубликат) о рождении ребенка или документ, подтверж-дающий установление отцовства, или документы, подтверждающие возраст ребенка
* копию решения органа опеки про установление опекунства (если обращается опекун)
* пенсионное удостоверение ребенка или справку медико-социальной экспертизы для заявителя, который содержит ребенка в возрасте от 16 до 18 лет
* медицинское заключение (если ребенку меньше 16 лет).
Налогоплательщик, который имеет двух и более детей, должен принести такие документы:
* копии свидетельств о рождении детей или их дубликаты, или документы, подтверждающие отцовство, или бумаги, подтверждающие возраст детей
* копии решения органов опеки про установление опеки (если обращается опекун).
Граждане, пострадавшие от аварии на ЧАЭС, переселенцы и ликвидаторы аварии должны предоставить копию соответствующего свидетельства (дубликат) установленного образца.
Инвалиды 1 и 2-й групп предоставляют копию пенсионного удостоверения или справку медико-социальной экспертизы.
Правозащитники-стипендиаты готовят копию акта президента Украины о назначении стипендии.
Участники боевых действий предоставляют копию соответствующего свидетельства.
Герои Украины, Советского Союза, Соцтруда, кавалеры орденов Славы или Трудовой Славы, солдаты, имеющие 4 и более медалей За отвагу, снимают копию с орденских книжек или иных документов, подтверждающих награду.
От репрессированных, угнанных на принудительные работы в годы Второй мировой войны, бывших жителей блокадного Ленинграда потребуются документы, которые подтверждали бы эти факты биографии.
Как платить меньше налогов с зарплаты
Благодаря налоговой льготе можно повысить заработок на 10% и больше.
Ежемесячно мы оставляем государству 15% от своей зарплаты. Еще 3,6% отстегиваем на единый социальный взнос. Но возможность уплатить меньше налогов государству, причем легально, есть. Граждане с низкой официальной зарплатой могут повысить фактический уровень ежемесячного заработка на 10% и больше благодаря налоговой социальной льготе. Рассчитывать на компенсацию можно, получая от 1320 до 3960 грн. в месяц.
Что такое налоговая социальная льгота
Согласно Налоговому кодексу, это сумма, на которую налогоплательщик имеет право уменьшить сумму общего ежемесячного налогооблагаемого дохода, получаемого от одного работодателя в виде заработной платы. Другими словами, это сумма, на которую уменьшается налогооблагаемая часть вашей зарплаты, в результате чего ваш фактический заработок увеличивается. Налоговая социальная льгота - это не сумма денег, которую можно потрогать и получить. Но это сумма, которая вычитается из вашей зарплаты при расчете налога и уменьшает размер налогового бремени, - объясняет Катерина Муравьева, старший юрист юридической компании Jurimex.
Кто может претендовать на налоговую социальную льготу
Если ваша официальная зарплата в 2011 г. не превышает 1320 грн. вы можете смело писать заявление на льготу. По Налоговому кодексу, на компенсацию могут претендовать Украинцы, заработная плата которых не превышает размер месячного прожиточного минимума, умноженного на 1,4 и округленного до ближайших 10 грн. В 2011 году сумма такой зарплаты составляет 1320 грн. Если же человек содержит двоих детей до 18 лет, предельная зарплата, при которой можно получать льготу, удваивается, до 2640 грн. Если в семье трое детей, льгота может применяться к зарплате до 3960 грн. в месяц.
Как рассчитывается налоговая социальная льгота
Социальная льгота составляет 50% размера прожиточного минимума для трудоспособного человека, установленного на 1 января отчетного налогового года, - говорит Екатерина Гутгарц, партнер Адвокатского бюро Гутгарца. На 2011 г. прожиточный минимум составляет 941 грн. в месяц. То есть сумма льготы будет составлять 470,5 грн. для любого человека с низким уровнем дохода. Для человека, содержащего двое и более детей, льгота уже будет составлять 470,5 грн. на каждого ребенка. Одинокие родители, ученики, студенты, аспиранты, инвалиды І и ІІ группы получают льготу в размере 150%, или 705,75 грн. Герои войны, участники боевых действий ВОВ и бывшие заключенные концлагерей - 200% льготы, или 941 грн. в месяц.
Например, зарплата Андрея К. составляет 1300 грн. в месяц. С учетом социального взноса (3,6%, или 46,8 грн. для нашего героя) и подоходного налога в 15% (198 грн.), на руки ему выдают 1055 грн. Написав заявление о социальной льготе, он будет получать на 10% больше. Так, социальный взнос и налог будут применяться к: 1300 грн. зарплаты - 470,5 грн. льготы = 829,5 грн. Удержание с зарплаты составит 154,26 грн. а доход Андрея повыситься до 1166 грн. Другой пример. У Евгении С. двое детей, что позволит ей через применение льготы сэкономить на налогах 16% от заработанного. Плательщик налога, содержащий двух или более детей в возрасте до 18 лет, имеет право на уменьшение суммы общего месячного облагаемого налогом дохода, получаемого от одного работодателя в виде заработной платы, на сумму 100% налоговой социальной льготы, причем в расчете на каждого ребенка, - рассказывает Марина Гавяда, юрист Донецкой коллегии адвокатов. То есть льгота Евгении составит 470,5 грн. на каждого малыша, или 941 грн. Налоговые и социальные удержания будут применяться к сумме в 1300 грн. - 941 грн. = 359 грн. С зарплаты будет удержано 66,7 грн. а на руки Евгения С. получит 1233,3 грн. или на 16,8% больше, чем без льготы.
Если несколько причин для получения льготы
Применяется 1 льгота, которая предусматривает ее наибольший размер, - говорит Катерина Муравьева. Например, если Евгения С. - мать-одиночка, размер льготы будет не 100% на каждого не достигшего 18 лет ребенка (941 грн.), а 150% (1411,5 грн.). В случае Евгении С. сумма положенной льготы больше ее зарплаты. Но так как льгота применяется только к налогооблагаемому доходу, это будет означать, что героиня получит зарплату без удержания налогов и социального взноса, или 1300 грн.
Как оформляется налоговая социальная льгота
Нужно написать заявление в бухгалтерии по месту работы. Со дня получения работодателем заявления работник имеет право на начисление льготы. Отказ о выплате может быть обжалован в суде, - отмечает Марина Гавяда.
Какие документы нужно предоставить
Если размер льготы стандартный, только заявление. Если же вы имеете право на повышенную льготу, то нужны подтверждающие справки. Например, для одинокого родителя это будут: свидетельство о рождении и свидетельство об опекунстве.
Могут ли претендовать на льготу студенты и пенсионеры
В отношении работающих пенсионеров ограничений по налоговой льготе нет, - говорит Марина Гавяда. А вот работающие студенты, получающие стипендию, не могут рассчитывать на компенсацию. НСЛ не применяется в том случае, если плательщик налога получает и зарплату, и стипендию, - говорит Катерина Муравьева. Если же трудящийся студент не имеет стипендии, тогда он может оформить льготу по месту работы.
Какие существуют ограничения по начислению льготы
Налоговая льгота рассчитывается только для зарплаты по одному месту работы. Если вы попытаетесь написать заявление на льготу по нескольким местам работы, вам может быть не просто отказано в выплате - налоговая в таком случае применяет штраф в размере 100% от суммы, которую вам бы компенсировали. Кроме того, рассчитывать на льготу не могут частные предприниматели.
Можно ли получить льготу за прошлые периоды?
Нет. Налоговая социальная льгота применяется к зарплате, начиная с месяца написания заявления на компенсацию.
Если часть зарплаты выплачивается в конверте, но белая часть заработка дает право на льготу - стоит ли писать заявление на получение денег?
Опрошенные нами юристы считают, что заработок в конверте не является препятствием для получения компенсации. Работодатель не имеет права отказать работнику в социальной льготе, несмотря на зарплату в конверте - так как последняя фактически не подтверждается, и налог к ней не применяется, - говорит Марина Гавяда.
Тибетский молочный гриб
Налоги с минимальной зарплаты на 2015 год в Украине
14 Январь 2015, 20:00
Согласно Закона о Госбюджете-2015 минимальная зарплата на 2015 год с 1 января по ноябрь 2015 года не изменилась и составляет 1218 грн., с 1 декабря 2015 года - 1378 грн.
Почасово: с 1 января 2015г. - 7,29 грн. с 1 декабря 2015г. - 8,25 грн.
Налоговая социальная льгота 609грн. может применяться к зарплате, не превышающей 1710грн.
Размер единого налога не меняется и в течение всего 2015 года для единщиков 2 группы составляет, если процент единого налога =20%, то : 1218*0,20=243,60 грн. (или 1218 *(Ваша % ставка единого налога ) = сумма единого налога в месяц ). Сроки уплаты единого налога до 20 числа текущего месяца.
Для индексации зарплаты в январе 2015г. надо брать за базу последнее повышение зарплаты. Если брать за базовый месяц декабрь 2013г. когда было повышение зарплаты до 1218грн. то в январе 2015г. надо индексировать зарплату исходя из 21,2% или это 258,22 грн. что в итоге дает зарплату за январь 2015г. 1218+258,22=1476,22 грн. Если у Вас базовый месяц другой или зарплата другая, посчитайте индексацию с помощью любого калькулятора индексации, например этого: http://zponline.com.ua/salary/report/indexation Все налоги из проиндексированной зарплаты начисляются аналогично примеру, приведенному ниже, но исходя из размера проиндексированной зарплаты.
Налоги с минимальной зарплаты 1218грн. наемных работников:
1. Военный сбор удерживается в размере 1,5% и равен 1218*0,015=18,27 грн.
2. С зарплаты наемного работника в Пенсионный фонд удерживается 3,6 % (или Ваш процент) 1218*0,036 = 43,85 грн.
3. Подоходный налог :
- если применяете налоговую социальную льготу (609,00 грн.), то подоходный налог будет равняться (1218-609,00-43,85)*0,15 = 84,77 грн.
- если не применяете льготу . то подоходный налог с минималки будет: (1218-43,85)*0,15 = 176,12 грн.
Таким образом, к выдаче работнику остается сумма: 1218-18,27-43,85-84,77= 1071,11грн. (при применении налоговой льготы) или 1218-18,27-43,85-176,12= 979,76грн . (если льготу не применяете).
4. с 01 января 2015 года “Єдиний соціальний внесок “ даже, если работник работает по основному месту работы неполный рабочий день (например на 0,5 или 0,7 ставки, или даже 2 часа в день), должен быть уплачен в размере не менее, чем с минимальной зарплаты 1218 грн.
“Єдиний соціальний внесок “, который платит работодатель за наемных работников зависит от класса и категории профессионального риска. У меня, например, по 5 категории (класс 201 ) проф.риска он составляет 36,8% . то есть с минималки в месяц это будет 1218*0,368 = 4 48 , 22 грн. за каждого наемного работника.
Размер “ Єдиного соціального внеску “, который предприниматель на едином налоге платит в Пенсионный фонд за себя рассчитывается так же из минималки 1218 грн. размер отчислений зависит от того, в каких Фондах зарегистрирован сам предприниматель. Например, минимальный единый соц. взнос будет по 204 классу 34,7%, то есть 1218*0,347 = 422,65 грн. в месяц.
Если ФЛП зарегистрирован в Фонде по временной утрате трудоспособности (класс 205 ), то для него единый соц. внесок будет равен 1218*0,366 = 445,79 грн.
Если кроме Пенсионного Фонда, зарегистрирован в Фонде соц. страхования от несчастных случаев (класс 206 ), то сумма единого соц. взноса составит 1218*0,3621 = 441,04 грн.
Если же предприниматель зарегистрирован во всех вышеперечисленных фондах (класс 207 ), то единий соц. взнос, который ФЛП должен платить за себя будет 1218*0,3811 = 464,18 грн.
Оплата единого соц. внеску в Пенсионный Фонд, который предприниматель платит за себя, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным .
Система льгот по подоходному налогу.
Законом предусмотрена система льгот, которая уменьшает налогооблагаемый доход граждан. При этом, если льготы превышают годовой доход гражданина, то государство обязано вернуть ему из бюджета уплаченный им в течение года налог (для этого необходимо подать заявление в бухгалтерию предприятияили декларацию о доходах в налоговую инспекцию с приложением всех документов по льотам).
Система льгот весьма разнообразна, поэтому здесь мы приводим только основные.
Совокупный годовой доход уменьшается на суммы:
1. Взносов в Пенсионный фонд
2. Суммы, перечисляемые на благотворительные цели организациям, частично или полностью финансируемым из бюджета
Кроме того, существуют льготы на иждевенцев – если ваш совокупный годовой доход составляет менее 20 тысяч рублей, то по месту работы вы можете получать льготы в размере 1 минимальная зарплата*(1+количество иждевенцев) каждый месяц. Для сведения: иждевенцами считаются дети в возрасте до 18 лет, студенты и учащиеся дневной формы обучения в возрасте до 24 лет.
Также вы можете получить льготу на затраты по строительству жилого дома или покупке недвижимости. Если сумма, аз которую вы покупаете квартару (или на которую вы строите дом) не превышает 5000-кратного размере минимальной оплаты труда (417 тыся рублей), то именно на эту сумму уменьшается ваш совокупный доход, причем эти суммы можно разбить на 3 части и получать льготу в течение трех лет. Понятно, что если сумма покупки превышает ваш годовой доход примерно в три раза, то вы получите максимальную выгоду – вы не будете платить подоходный налог в течение трех лет!
При этом имейте в виду, что льгота не предоставляется, если
- квартира или дом оплачены за счет средств предприятия или получены по договору мены.
- Если вы квартара приобретена за счет кредита, полученного от предприятия или банка, который не имеет права кредитовать население
- Если у вас нет соответствующих документов (заявления, договора куплми-продажи и т.д.)
Кроме того, если у вас несколько квартаир, то льгготу вы сможете получить только по одной.
Для ясности рассмотрим пример.
15 декабря 1998 года вы подали заявление в бухгалтерию своего предприятия с просьбой о предоставлении льготы в связи с приобретением квартиры. Льготами на содержание детей вы (предположим) не пользуетесь. К заявлению приложена копия заверенного нотариально и прошедшего государственную регистрацию договора купли – продажи квартиры на сумму 500 тысяч рублей. Сделка совершена в сентябре 1998 г. размер минимальной месячной оплаты труда составляет 83,49 руб. Начисленный совокупный доход за январь-декабрь у вас составляет 70 тысяч рублей. Удержан подоходный налог за 11 месяцев в размере 16 тысяч 69 руб. Размер льготы по закону составляет за год 417 тысяч 450 руб.
Дохода, подлежащего налогообложению, за первый год у вас нет. Сумма подоходного налога, удержанная в течение года, возвращается вам по заявлению или (как хотите) засчитывается вам в уплату предстоящих платежей в следующем году. При этом «почувствуйте разницу» - на самом деле не государство возвращает вам уплаченный вами налог (если бы это было так, то с нашим бюджетом, который не может не то чтобы вернуть что-либо, а даже заплатить пенсии, вы бы очень долго ждали возврата уплаченного налога), а предприятие, на котором вы работаете, недоперечисляет текущие налоги на сумму вашей льготы. То есть фактически ваше предприятие вместо того, чтобы платить государству, платит вам.
Разница между понесенными расходами и фактически полученным совокупным налогооблагаемым доходом в размере (500 тысяч – (70 тысяч – (83 тысячи 49 руб*12)) = 431 тысяча 2 рубля переходит на следующий календарный год.
За второй год (то есть 1999) трехлетнего периода предоставления льготы ваш доход составил 120 тысяч рублей. 12 минимальных месячных оплат труда за год составили 1140 руб. Размер 5000-кратной минимальной месячной оплаты труда сложился за год в сумме 570000 руб. за два года – 493725 руб. (570000+417450)/2. Удержание подоходного налога не производится. На третий год трехлетнего периода переходит 312141,88 руб. (413001,88-(120000-1140))
За третий год предоставления льготы вы получаете доход в размере 150 тысяч рублейц. Двенадцать минимальных оплат труда составят 1440 руб. Размер 5000-кратной минимальной месячной оплаты труда сложится за год в сумме 525000 руб, за три года – 529150 руб. ((417450 +570000 + 600000)/3). Удержание подоходного налога не производится. Всего за три года у вас будет освобождено от налогообложения как у приобретателя жилья 336418,12 руб. ((70000 + 120000 + 150000) – (1001,88 + 1140 + 1440)). Разница между фактически произведенными затратами на приобретение квартиры в размере 500000 руб. и размером вашего совокупного дохода за трехлетний период, составившим 340000 руб. к зачету в следующем году не принимается.
Благотворительная помощь
Возможность применения первой из приведенных в таблице льгот (п/п. "і" п. 1 ст. 5 Декрета) связана с соблюдением двух условий. Во-первых, круг получателей нецелевой благотворительной помощи ограничен:
"безработными
пенсионерами
лицами из многодетных семей
инвалидами
лицами, признанными недееспособными
детьми-сиротами
лицами, получающими жилищные субсидии
лицами, имеющими статус беженцев или являющимися лицами из числа депортированных народов".
Во-вторых, доходы получателя не должны превышать официально установленный месячный уровень прожиточного минимума в расчете на каждого получателя. Напомним, что размер прожиточного минимума зависит от принадлежности гражданина к определенной социальной или демографической группе (Закон от 22.03.2001г. N2330-III**), Поэтому неодинаковы и пределы для применения этой льготы: для детей в возрасте до 6 лет - 276,48 грн. для детей в возрасте от 6 до 18 лет - 345,66 грн. для трудоспособных лиц - 331, 05 грн. для лиц, утративших трудоспособность,- 248,77 грн.
Размер этой льготы зависит от фактических доходов гражданина, полученных из всех источников: чем больше их размер (в пределах соответствующего прожиточного минимума) - тем меньшая сумма нецелевой помощи может быть получена в льготном режиме.
Естественно, что в случае получения доходов из разных источников орган налоговой службы по итогам года должен произвести перерасчет на основании представленной декларации о доходах. При этом сумма, превышающая 12 прожиточных минимумов соответствующего года, включается в состав совокупного налогооблагаемого дохода.
Принципиальным отличием этой льготы от других представленных в таблице является то, что и размер, и возможность применения ее зависят от общего дохода граждан, а не от их совокупного налогооблагаемого дохода. Иными словами, значение в этом случае имеет только размер получаемых.доходов. Применение же других льгот на данную льготу не влияет.
Добровольные пожертвования
Льгота по добровольным пожертвованиям (п/п. "к" п. 1 ст. 5 Декрета) имеет иной характер, поскольку здесь при льготировании полученного совокупного дохода (путем его уменьшения) принимаются во внимание расходы, понесенные на такие пожертвования. Право на реализацию этой льготы появляется у плателыцика только по итогам года, причем обязательным условием для такой реализации в соответствии с ч. 2 п. 5.14 Инструкции является документальное подтверждение благотворительного характера таких взносов (платежные поручения. квитанции или справка с места работы).
Предельный размер льготируемой суммы добровольных пожертвований составляет 4% от суммы задекларированного годового совокупного налогооблагаемого дохода. Поскольку в качестве базы взят не общий доход плательщика ( как в предыдущем случае), а именно совокупный налогооблагаемый доход, размер льготы будет зависеть одновременно и от суммы дохода, и от размера других льгот.
Увеличение общего размера льгот, предоставляемых плательщику в соответствии со ст. 5 Декрета, при прочих равных приведет к уменьшению той части добровольных пожертвований, которая подлежит исключению из его совокупного налогооблагаемого дохода. Поэтому любая ошибка, допущенная при применении других льгот, может привести к искажению суммы льготы по добровольным пожертвованиям.
Отметим один нюанс. Если гражданин имеет в течение года доходы исключительно по месту основной работы, то декларация по итогам года в ГНИ не представляется. И хотя он имеет право уменьшить совокупный налогооблагаемый доход на сумму благотворительных пожертвований, механизм реализации этого права в данном случае отсутствует. Конечно, такой подход не соответствует здравому смыслу, однако ни Декрет, ни Инструкция не предусматривают возможности применения данной льготы при проведении годового перерасчета по месту основной работы.
Льгота на детей
С размером совокупного налогооблагаемого дохода связана еще одна льгота - в виде уменьшения его величины (п. 2 ст. 6 Декрета). Размер этой льготы фиксирован: 1 необлагаемый минимум на каждого ребенка в возрасте до 16 лет. Ее применение возможно только в том случае, если месячный совокупный налогооблагаемый доход плательщика не превышает 10 минимальных зарплат (что сейчас составляет 1180 грн.).
Льгота предоставляется ежемесячно по месту основной работы. Если же место основной работы у гражданина отсутствует, то применяют льготу налоговые органы при начислении авансовых и окончательных сумм налога в соответствии с числом месяцев, за которые получен доход.
Ни Декрет, ни Инструкция прямо не предусматривают проверки правильности применения этой льготы по итогам года. Если доходы получены работником только по месту основной работы, то такая проверка производится в бухгалтерии непосредственно при расчете удерживаемого налога.
Однако в том случае, когда работник получает доходы из других источников, бухгалтерия предприятия, где находится место его основной работы, не имеет информации о других его доходах (действующее законодательство не требует предоставлять предприятию соответствующие справки). Поэтому проверка обоснованности применения льготы все-таки должна осуществляться по данным годовой декларации.
По мнению ГНАУ (см. письмо от 13.01.2001г. N349/7/17-0217), необходимо по итогам года определять среднемесячный доход (как частное от деления годового совокупного налогооблагаемого дохода на 12) и сравнивать его с 10-кратным размером минимальной зарплаты за соответствующий месяц. В случае превышения этого уровня льгота в таком периоде считается предоставленной необоснованно и при перерасчете не применяется.
Если, например, в 2001 году работник получал ежемесячно зарплату в размере 950 грн. по месту основной работы, а в декабре ему выплачивается вознаграждение по договору подряда в размере 3000 грн. то совокупный годовой налогооблагаемый доход такого работника составит:
950 х 12 + 3000 = 14 400 грн.
Среднемесячный совокупный налогооблагаемый доход за год будет равен:
14 400. 12 = 1200 грн.
Поскольку доходы за январь - ноябрь были меньше 10 минимальных зарплат, льгота работнику в эти месяцы предоставлялась. А в декабре размер дохода "зашкалило" и права на льготу уже не было. Но главное - среднемесячный доход за 2001 год превысил 10 минимальных зарплат, поэтому при перерасчете работник должен быть лишен права на льготу за все месяцы 2001 года.
Так же, как и льгота по добровольным пожертвованиям, льгота на детей зависит от размера совокупного налогооблагаемого дохода, который, в свою очередь, определяется как общий размер полученных гражданином доходов за вычетом суммы доходов, не включаемых в совокупный налогооблагаемый доход (п.1 ст. 5 Декрета).
II. Натуральный доход не по основному месту работы
Как исчислить доход
Когда доходы выплачиваются деньгами, особых сложностей в исчислении совокупного налогооблагаемого дохода и применении рассмотренных выше льгот не возникает. Значительно сложнее ситуация в том случае, когда доходы выплачиваются в натуральной форме, да еще и не по месту основной работы (при этом налог не удерживается с гражданина, а вносится за него предприятием).
Для подобных случаев приказом ГНАУ от 14.02.2001г. N53 в п. 12 Инструкции введена специальная методика определения совокупного налогооблагаемого дохода граждан при выплатах не по основному месту работы** в иной, нежели денежная, форме.
В таких ситуациях общая сумма (D), которая при отсутствии льгот подлежит включению в совокупный налогооблагаемый доход (если удержание подоходного налога невозможно, то есть за гражданина платит предприятие), определяется по формуле:
D = Об + (Об х 20% / 80%),
где Об - стоимость объекта, подлежащего выплате (дарению) гражданину, в денежном выражении, грн.
20% - ставка подоходного налога для доходов, получаемых не по месту основной работы
80% - удельный вес (в начислении) суммы, подлежащей выплате (дарению) гражданину, в общем доходе, включающем - кроме этой суммы - еще и налог, в процентах к такому общему доходу.
Таким образом, D = 1,25 х Об.
Именно такой размер дохода (а не стоимость полученного "подарка и т.п.") подлежит включению в годовую декларацию о доходах гражданина, если по нему не применяются льготы. На практике вполне вероятным является применение к "неосновным" выплатам тех льгот, которые предусмотрены ст. 5 Декрета для натуроплат. Имеются в виду льготы, установленные: п/п. "ч" п. 1 ст. 5 Декрета, в соответствии с которым не включаются в совокупный налогооблагаемый доход
"суммы помощи, стоимость подарков (призов), которые предоставляются один раз в календарный год в пределах размера прожиточного минимума, установленного законом на трудоспособное лицо, за счет юридических, физических лиц и общественных организаций"
или п/п. "р" п. 1 ст. 5 Декрета, согласно которому в объект налогообложения не включаются (в размерах, не превышающих 12 необлагаемых минимумов доходов граждан за календарный год)
"доходы работников сельскохозяйственных предприятий и рыбных хозяйств независимо от форм собственности и хозяйствования и рыболовецких колхозов, полученные ими натурой".
Механизм применения этих льгот к доходам, полученным в натуральной форме не по месту основной работы, ни действующими нормативными актами, ни письмами не урегулирован (хотя сама правомерность применения к ним льготы из п/п. "ч" подтверждена письмом ГНАУ от 05.10.2001г. N 6376/6/17-0516).
В этих случаях принципиально возможны два способа расчета совокупного налогооблагаемого дохода, которые дадут разные результаты:
1) льготируемая сумма натуральной выплаты вычитается из стоимости объекта, а разница пересчитывается в соответствии с п. 12 Инструкции
2) вначале определяется расчетный совокупный налогооблагаемый доход по натуральной выплате, а затем из полученной суммы вычитается размер льготы.

Пример. Гражданин не по месту работы получил подарок стоимостью 1198,08 грн. Других подарков, призов или материальной помощи, подпадающих под действие п/п. "ч" п. 1 ст. 5 Декрета, в течение календарного года у него не было. Следовательно, он имеет право на применение к стоимости полученного подарка льготы в размере прожиточного минимума на одно трудоспособное лицо (в 2001 году - 331,05грн.).
При расчете по первому способу увеличение совокупного налогооблагаемого дохода составит:
D = 1,25 х (1198,08 - 331,05) = 1083,79 грн.
Если же расчет производить вторым способом, то та же величина будет:
D = 1,25 х 1198,08 - 331,05 = 1166,55 грн.
Как видите, разница в совокупном налогооблагаемом доходе составит 82,76 грн.
Существуют аргументы как в пользу первого, так и в пользу второго подхода. С одной стороны, материальная помощь, стоимость призов и подарков в пределах прожиточного минимума не включаются именно в совокупный налогооблагаемый доход. С другой стороны, в формуле из п. 12 Инструкции прямо говорится именно об уменьшении стоимости приза или подарка. Более правильным нам представляется использование первого варианта расчета.
III. Между подоходным и прибылью
Еще одно новшество образца 2001 года связано с уже упоминавшейся льготой по добровольным пожертвованиям. Причем сфера действия этой льготы для граждан-предпринимателей "перекрывается" соответствующей льготой по налогу на прибыль.
Согласно п. 5.14 Инструкции данная льгота по подоходному не распространяется на физических лиц предпринимателей,
"если таким лицом указанные суммы включены в валовые затраты производства (обращения) в соответствии с подпунктом 5.2.2 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий".
Правда, в Декрете данное ограничение вообще не предусмотрено. Поэтому здесь, в принципе, существуют три возможности. Во-первых, если считать п.5.14 в этой части незаконным, то можно настаивать на одновременном применении обеих льгот. Во-вторых, если считать приоритетными нормы Декрета, то руководствоваться нужно ими (хотя в том же Декрете валовые затраты упоминаются). И, наконец, в-третьих, можно руководствоваться подходом, изложенным в Инструкции, согласно которому гражданин-предприниматель, не использующий альтернативные способы налогообложения, имеет право по собственному усмотрению применять либо льготу по подоходному налогу, либо льготу по налогу на прибыль.
Чтобы сделать обоснованный вывод о том, какой льготой более рационально пользоваться в конкретном случае, необходимо разобраться в различиях между ними.
Форма
Первое такое различие заключается в том, что Декретом предусмотрен льготный порядок налогообложения только для перечисляемых в виде добровольных пожертвований денежных средств (дословно речь идет о "направляемых суммах"). Если же добровольные пожертвования осуществляются не в денежной форме, то при буквальном понимании Декрета право на льготу у предпринимателя отсутствует.
Что касается налога на прибыль, то здесь форма осуществления добровольных пожертвований значения не имеет, поскольку п/п. 5.2.2 Закона О Прибыли прямо предусмотрено не только перечисление сумм, но и передача имущества.
Адресаты
Второе различие состоит в перечне возможных получателей добровольных пожертвований. Льгота по налогу на прибыль, в отличие от льготы по подоходному, предполагает возможность добровольных пожертвований в Госбюджет Украины или бюджеты территориальных громад. Кроме того, в затраты гражданина-предпринимателя, если применять здесь п/п.5.2.2 Закона О Прибыли, могут быть включены суммы денежных средств (или стоимость имущества), передаваемых перечисленным в п/п.7.11.1 неприбыльным организациям.
Льгота по подоходному имеет значительно более жесткие ограничения. Получателем добровольных пожертвований может быть исключительно благотворительная организация или учреждение, которое согласно п. 3 ст. 5 Декрета должно быть:
- неприбыльной организацией, созданной для осуществления благотворительной деятельности согласно Закону Украины "О благотворительности и благотворительных организациях", зарегистрированной в соответствующем налоговом органе в качестве благотворительной организации и имеющей в учредительных документах обязанность по периодическому, но не реже одного раза в год обнародованию полных отчетов об источниках привлечения средств ( имущества) для осуществления благотворительной деятельности и о направлениях их использования, а также по представлению таких отчетов любому благотворителю такой благотворительной организации по его запросу
- религиозной организацией или профессиональным союзом, созданными согласно закону и зарегистрированными в соответствующем налоговом органе.
При этом льгота по подоходному не применяется в том случае, если благотворительная организация - получатель добровольных пожертвований принимает прямое или косвенное участие в выборах или рекламировании какойлибо политической партии (партийного блока или объединения) либо отдельного физического лица на какие-либо выборные должности, а также в случае, если поступления или активы такой организации используются для получения выгод или шрстмущкям каким-либо физическим или юридическим лицом, кроме получения выгод получателями благотворительной помощи
База
Третье принципиальное различие между двумя анализируемыми льготами состоит в размере льготируемых пожертвований. Сам норматив (4%) одинаков для обеих льгот, однако базы для расчета - совершенно разные.
Если по подоходному 4% определяются от задекла-рированного годового совокупного налогооблагаемого дохода гражданина, то по налогу на прибыль от налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного периода.
Поскольку термин "налогооблагаемая прибыль" для гражданина-предпринимателя не применяется - по всей видимости, в данном случае необходимо использовать совокупный налогооблагаемый доход (хотя прямо об этом ни в одном документе не говорится). Но вот период, за который нужно исчислить эту налогооб-лагаемую прибыль, по мнению ГНАУ (см. письмо от 28.03. 2001г. N105/2/15-1111), соответствует предыдущему кварталу.
В большинстве случаев абсолютный размер льготы по налогу на прибыль, видимо, будет все-таки меньше, чем соответствующая льготируемая сумма по подоходному налогу.
4% при 10%
Еще один момент, связанный с применением льгот по добровольным пожертвованиям граждан-предпринимателей, о котором ни Декрет, ни Инструкция не упоминают.
В соответствии с п/п. 5.2.13 Закона О Прибыли в валовые затраты включаются также суммы денежных средств или стоимость имущества, добровольно перечисленных (переданных) для целевого использования с целью охраны культурного наследия учреждениям науки, заведениям образования, культуры, заповедникам, музеям-заповедникам, а также неприбыльным учреждениям и организациям в случаях, определенных в п. 7.11 Закона, но не более 10% налогообла-гаемой прибыли предыдущего отчетного периода.
Поскольку согласно ст. 13 Декрета в состав расходов, непосредственно связанных с получением доходов, относятся расходы, которые включаются в состав валовых затрат производства (обращения), гражданин-предприниматель имеет полное право при определении объекта налогообложения по подоходному налогу вычесть из валового дохода такие целевые пожертвования по повышенному 10-процентному нормативу.
______________________________________
* Сейчас в прессе развернулась дискуссия о применимости в "подоходном" налогообложении размера минимальной заработной платы или необлагаемого минимума доходов граждан. Поскольку обсуждение этого вопроса не входит в задачу настоящей статьи. мы будем использовать ту или иную величину в соответствии со сложившейся на сегодняшний день практикой, то есть в первую очередь ориентируясь на Инструкцию о подоходном налоге с граждан.
** К доходам, полученным по месту основной работы, данная методика не применяется, поскольку в п. 8 Инструкции аналогичные изменения не внесены.
"Бухгалтер" N 33 (141), ноябрь (III) 2001 г.
Как рассчитать подоходный налог с заработной платы?
Подоходный налог (НДФЛ) завоевал самый пристальный интерес всех категорий граждан, что неудивительно, ведь его размер напрямую влияет на доходы каждого человека.
Больше узнать о механизме начисления налога, размере ставок, определяющих, сколько процентов с зарплаты следует отдать в бюджет, наличии льгот и грядущих изменениях в будущем поможет детальное рассмотрение всех аспектов его применения.
Основные положения
Для граждан России НДФЛ – основной обязательный налог, удерживаемый с доходов каждого трудоустроенного человека, начиная с первой зарплаты. Обложению этим налогом подлежат, как правило, все виды доходов, за исключением небольшого перечня пособий и компенсаций.
Применяемая ставка налога варьируется от 9 до 35% в зависимости от вида дохода.
Начисляется и удерживается налог в момент начисления дохода, иными словами, начислив заработную плату, бухгалтер сразу же производит удержание налога и не вправе выдать ее на руки, не сделав перечисление суммы налога.
Налог начисляется на следующие доходы:
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!