Льготы инвалидам на железной дороге
Льготы для детей инвалидов
Дети-инвалиды имеют льготы:
· 50%-ную скидку на проезд по железной дороге, на авиалиниях, в автобусах междугородного сообщения на период с 1 октября по 15 мая
· дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники пользуются правом бесплатного проезда на всех видах городского транспорта (кроме такси) Постные обеды на заказ
· детям-инвалидам и сопровождающим их лицам предоставляется право бесплатного проезда к месту лечения (обследования) в автобусах пригородных и междугородних внутрирегиональных маршрутов
дети-инвалиды и сопровождающие их лица имеют право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно
дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или лишенные попечительства родителей, по достижении 18-ти лет обеспечиваются жильем вне очереди
семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка на квартирную плату не ниже 50% ( в общественном жилом фонде).
Есть ли льгота инвалиду 3 группы на междугородний проезд по железной дороге?
Есть только для проезда к месту лечения, если у вас есть не только медицинская справка, но и справка из пенсионного фонда, где это написано. Она даётся, если вы отказываетесь от денежной компенсации именно от этой льготы, с 2009 года, кажется, 81 руб. в месяц. В этом случае можно ещё бесплатно ездить на электричке.
Игорь. Мастер (2333) 5 лет назад
Узнайте в своём Собесе. Там вам точно скажут. Вожможно в вашем регионе льгота на электричку.
_рыжий_ Высший разум (258311) 5 лет назад
Оформлением льготного проезда инвалидов занимаются органы социальной защиты.
Причем льгота при необходимости может предоставляться инвалиду на проезд с сопровождающим. (Это означает, что сопровождающий без инвалида льготой пользоваться не может).
Летом Донецкая железная дорога перевезла более двух миллионов пассажиров
За июнь-август поездами формирования Донецкой железной дороги перевезено 2 011 915 пассажиров.
По оценке специалистов, спрос на услуги железной дороги обоснованы низкой ценой на проездные документы.
Каждый день курсировали 19 поездов, в том числе четыре дополнительных. Работали 276 билетных касс, пишет пресс-служба ДЖД.
Несмотря на большой спрос в дальнем сообщении, пассажирские перевозки по-прежнему остаются убыточными. Так, за три летних месяца убытки Донецкой железной дороги составили 42,5 млн грн, что на 1,0 млн грн больше по сравнению с прошлогодним показателем.
Источник: Mariupolnews.com.ua
Читайте также:
Размер льгот на проезд в пригородных поездах компании Российские железные дороги для граждан - получателей социальных услуг (федеральных льготников) в 2010 году
Ответ на вопрос:
Какой размер льгот на проезд в железнодорожном транспорте комании "Российские железные дороги" в 2010 году?
На нижеприведенной странице вы можете ознакомиться с размером льгот на проезд в пригородных поездах компании Российские железные дороги для граждан - получателей социальных услуг (федеральных льготников) в 2010 году
Размер льгот на проезд в пригородных поездах компании Российские железные дороги для граждан - получателей социальных услуг (федеральных льготников) в 2010 году
Граждане - получатели социальных услуг (федеральные льготники) имеют право бесплатного проезда в пригородных поездах.
Перечень граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг
1. Инвалиды Великой Отечественной войны.
2. Участники Великой Отечественной войны.
3. Ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона О ветеранах.
4. Военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22.06.41 г. по 03.09.45 г. не менее 6 месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период.
5. Лица, награжденные знаком Жителю блокадного Ленинграда.
6. Лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интегрированные в начале Великой Отечественной войны в портах других государств.
7. Члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.
8. Инвалиды.
9. Дети-инвалиды.
10. Бывшие несовершеннолетние узники фашизма.
11. Лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и приравненные к ним категории граждан.
Оформление проезда федеральных льготников
1. Оформление проезда в пригородном сообщении производится на основании устного заявления гражданина при предъявлении следующих документов .
2. Федеральным льготникам, являющимся жителями Москвы и Московской области . оформление проезда в пределах Московской железной дороги и Московского отделения Октябрьской железной дороги (участок Москва – Тверь) производится при предъявлении социальной карты Москвича и социальной карты жителя Московской области соответственно. Предъявление дополнительных документов при этом не требуется.
3. Для льготного проезда оформляется билет на разовую поездку туда или туда и обратно. Разовые билеты оформляются до выбранной станции (зоны) назначения в день осуществления поездки.
Размер льгот на проезд в пригородных поездах компании Российские железные дороги для граждан - получателей социальных услуг (федеральных льготников) в 2010 году
Особенности работы инвалидов на предприятии Аверс 2010-02-15
Особенности работы инвалидов на предприятии
Аверс-бухгалтерия № 7 (473) от 15.02.2010 г.
Вопросы социальной защищенности инвалидов являются довольно актуальными для всех работодателей как юридических, так и физических лиц.
С целью повышения социальной защищенности инвалидов на ряд государственных органов были возложены задачи по их трудоустройству. При этом предприятия были обязаны создавать рабочие места для трудоустройства инвалидов в пределах норм, определенных действующим законодательством. Однако с течением времени все меняется и обязанность по трудоустройству инвалидов в настоящее время полностью возложена на предприятия, причем не только на них, но и на физических лиц, использующих наемный труд.
Выполнение предприятием норматива по созданию рабочих мест для трудоустройства инвалидов
Обеспечение создания рабочих мест для инвалидов на предприятии
Для работодателей, использующих наемный труд, ст. 19 Закона Украины от 21.03.91 г. № 875-ХII Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине (далее - Закон № 875 ) определен норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 4 % от общей численности работающих, а если работающих от 8 до 25 человек , - в количестве одного рабочего места .
До 1 января 2006 года указанный норматив распространялся только на предприятия (объединения), учреждения и организации (то есть на юридических лиц) независимо от их формы собственности.
Законом Украины от 06.10.2005 г. № 2960-IV в Закон № 875 были внесены изменения, согласно которым норматив рабочих мест для обеспечения трудоустройства инвалидов с 1 января 2006 года распространяется также на предприятия, организации общественных организаций инвалидов и физических лиц (как предпринимателей, так и простых граждан), использующих наемный труд .
Отметим, что если ранее на субъектов хозяйствования была возложена обязанность только по созданию определенного количества рабочих мест для трудоустройства инвалидов, то с 1 января 2006 года они должны самостоятельно осуществлять трудоустройство инвалидов исходя из требований ст. 18 Закона № 875 . Вместе с тем отдельные специалисты были не согласны с такой позицией, считая, что предприятия по-прежнему не обязаны непосредственно осуществлять трудоустройство инвалидов.
Окончательно данный вопрос был разрешен Законом Украины от 23.02.2006 г. № 3483-IV, который вступил в силу 18 марта 2006 года . Новая редакция ст. 18 Закона № 875 регламентирует обязанность трудоустройства инвалидов именно работодателями (см. также письма Минтруда от 13.04.2006 г. № 616/19/71-06 и Фонда социальной защиты инвалидов от 06.11.2008 г. № 1/6-481/06). Согласно норме этой статьи обеспечение прав инвалидов на трудоустройство и оплачиваемую работу, в том числе с условием о выполнении работы на дому, осуществляется путем их непосредственного обращения на предприятия, учреждения, организации или в государственную службу занятости.
Кроме этого, установлено, что предприятия и физические лица, использующие наемный труд, обязаны выделять специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, создавать для них условия труда с учетом индивидуальных программ реабилитации и обеспечивать иные социально-экономические гарантии. При этом такие работодатели должны предоставлять службе занятости информацию . необходимую для организации трудоустройства инвалидов, и отчитываться Фонду социальной защиты инвалидов (далее - Фонд) о занятости и трудоустройстве указанных лиц. Следует отметить, что согласно ст. 18 1 Закона № 875 Государственная служба занятости осуществляет поиск подходящей работы в соответствии с рекомендациями медико-социальной экспертной комиссии (далее - МСЭК), имеющимися у инвалида квалификацией и знаниями, с учетом его пожеланий, но не занимается вопросами трудоустройства инвалидов.
В связи с этим в целях выполнения установленных нормативов и трудоустройства инвалидов Фонд в письме от 28.02.2007 г. № 1/6-117 рекомендует работодателям своевременно информировать службу занятости о наличии вакантных мест и публиковать объявления в средствах массовой информации. На это также обращает внимание ВХСУ в п. 4 раздела 4 Справки о результатах изучения и обобщения судебной практики применения статей 19, 20 Закона Украины Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине (далее - справка ВАСУ ).
Выполнением норматива рабочих мест считается трудоустройство инвалидов, для которых это место работы является основным (ст. 19 Закона № 875 ). То есть при трудоустройстве инвалида-совместителя норматив не будет считаться выполненным.
Как обращает внимание Фонд в письме от 15.09.2006 г. № 06ю-251/1657-327/2, в выполнение норматива рабочих мест засчитываются инвалиды, для которых данное место работы является основным . то есть с ведением трудовой книжки (см. также письма от 28.02.2007 г. № 1/6-110, от 25.05.2006 г. № 06ю-111/927-305/1 и от 24.03.2006 г. № 07-122/490-180/1). При этом не имеет принципиального значения, достиг инвалид пенсионного возраста или нет, главное, чтобы он был действительно инвалидом (см. письмо от 08.08.2007 г. № 1/8-81). А в п. 3 письма от 28.07.2006 г. № 06ю-181/1349-283/2 Фонд сообщает, что не имеет значения и продолжительность рабочего времени инвалида (неполный рабочий день, неполная рабочая неделя).
Минтруда в письме от 01.06.2007 г. № 1204/19/71-07 обращает внимание, что наличие заключения МСЭК, что инвалид является нетрудоспособным (неспособен к трудовой деятельности), делает невозможным его трудоустройство . Не допускается трудоустройство инвалидов, если по заключению МСЭК состояние его здоровья препятствует выполнению профессиональных обязанностей, угрожает здоровью и безопасности труда других лиц, или продолжение трудовой деятельности или изменение ее характера и объема угрожает ухудшению здоровья инвалидов (письмо Фонда социальной защиты инвалидов от 29.02.2008 г. № 1/6-51/06).
В пределах норматива также осуществляется трудоустройство инвалидов, получивших инвалидность в результате психического расстройства . согласно Закону Украины от 22.02.2000 г. № 1489-III О психиатрической помощи.
Субъекты хозяйствования выполняют норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов, если они обеспечат работой инвалидов на предприятиях, в организациях общественных организаций инвалидов путем создания хозяйственных объединений предприятиями, учреждениями, организациями, физическими лицами, использующими наемный труд, и предприятиями, организациями общественных организаций инвалидов с целью координации производственной, научной и другой деятельности для решения общих экономических и социальных задач.
В письме от 14.08.2007 г. № 1/6-367 Фонд приходит к выводу, что головное предприятие может самостоятельно принять решение относительно выполнения 4 % норматива либо за счет головного предприятия, либо за счет только обособленных подразделений . либо за счет как головного предприятия, так и за счет его обособленных подразделений пропорционально работающим на них работникам.
Следует также обратить внимание на то, что обязанность по созданию рабочих мест для трудоустройства инвалидов, предусмотренная ст. 19 Закона № 875 . распространяется и на предприятия с вредными условиями труда . Иными словами, даже если на предприятии нет возможности обеспечить трудоустройство необходимого количества инвалидов из-за специфики производства, то такое предприятие не освобождается от ответственности за невыполнение требований законодательства, что также подтверждается письмом Госкомпредпринимательства от 16.08.2001 г. № 3-312/5101.
Трудоустройство инвалидов предприятиями отдельных отраслей экономики, неприбыльными и бюджетными организациями
До 22 июня 2005 года (даты вступления в силу Закона Украины от 31.05.2005 г. № 2602-IV) для предприятий отдельных отраслей экономики (почтовой связи, автомобильного и железнодорожного транспорта, электроэнергетики) был предусмотрен особый порядок определения численности рабочих мест для трудоустройства инвалидов, установленный отдельными законами. Такие требования в этих законах по-прежнему присутствуют, но согласно изменениям, внесенным указанным законом в ст. 19 Закона № 875 . норматив рабочих мест для обеспечения трудоустройства инвалидов определяется исключительно Законом № 875 . Если другими законами устанавливаются иные, нежели в указанной статье, нормативы рабочих мест для обеспечения трудоустройства инвалидов, то применяются положения Закона № 875 . На это также обращает внимание Фонд в письме от 26.04.2007 г. № 1/6-209.
Таким образом, с 22 июня 2005 года предприятия почтовой связи, автомобильного и железнодорожного транспорта, а также электроэнергетики должны соблюдать требования именно Закона № 875 в части определения норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов. За нетрудоустройство инвалидов указанные предприятия уплачивают штраф на общих основаниях. В связи с внесением изменений в данный закон Законом Украины от 06.10.2005 г. № 2960-IV это положение не изменилось (см. также письмо от 28.04.2006 г. № 06ю-82/756-236/1). Как отмечается в указанном письме, это не означает, что на предприятиях, где есть рабочие места с особыми или вредными условиями труда, инвалидов нужно трудоустраивать именно на эти участки. Их труд можно использовать на подсобно-вспомогательных работах или организовывать надомную форму труда.
Ситуация с бюджетными учреждениями несколько иная. Законом о государственном бюджете на очередной год, начиная с 2004 года, бюджетные учреждения были освобождены от уплаты санкций, определенных ст. 20 Закона № 875 . А после внесения Законом Украины от 23.02.2006 г. № 3483-IV изменений в эту статью такое положение теперь закреплено и в нем. То есть ст. 20 Закона № 875 предусмотрено, что положение ч. 1 этой статьи не распространяется на предприятия, учреждения и организации, которые полностью содержатся за счет средств государственного или местных бюджетов.
Таким образом, бюджетные учреждения должны создавать рабочие места для инвалидов и трудоустраивать их. Однако за нетрудоустройство инвалидов санкции к ним не применяются . На это указывает и Фонд в своих письмах от 27.03.2006 г. № 06ю-48/503-140/1, от 10.05.2006 г. № 06ю-87/815-268/1, от 28.02.2007 г. № 1/6-110, от 05.03.2007 г. № 1/5-208, от 12.03.2007 г. № 804/0/10-07/19, от 26.04.2007 г. № 1/6-209, от 06.07.2007 г. № 1/6-313 и от 16.05.2008 г. № 1/6-155/06.
При этом в письмах от 20.03.2006 г. № 06ю-45/454-103/1 и от 26.04.2007 г. № 1/5-375 Фонд указывает, что законодательство Украины создает равные условия хозяйственной деятельности для всех предприятий, в том числе и для организаций профсоюзов, а также неприбыльных организаций . в аспекте соблюдения норматива рабочих мест для обеспечения трудоустройства инвалидов. То есть неприбыльные организации должны соблюдать установленный норматив трудоустройства инвалидов (см. также письмо Фонда от 06.07.2007 г. № 1/6-313).
Вместе с тем следует отметить, что должностные лица указанных предприятий, учреждений и организаций могут быть привлечены к административной ответственности согласно ст. 188 1 КУоАП за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов и непредставление в Фонд отчета о занятости и трудоустройстве инвалидов (см. также письмо Фонда от 06.07.2007 г. № 1/6-313).
Трудоустройство инвалидов физическими лицами, использующими наемный труд
Согласно ст. 19 Закона № 875 обязанность по трудоустройству инвалидов возложена как на юридических, так и физических лиц, использующих наемный труд. Как было указано выше, такой норматив должны выполнять те физические лица, у которых работает 8 и более работников . Как следует из письма Минтруда от 09.10.2006 г. № 2649/0/10-06/19-2, несмотря на неоднократные попытки исключения слов физических лиц, использующих наемный труд из Закона № 875 . Верховной Радой Украины принято решение, в соответствии с которым не рекомендуется поддерживать законопроекты, противоречащие Конституции Украины, а также какие-либо попытки субъектов права законодательной инициативы сузить объем или содержание существующих законодательных норм, которые касаются инвалидов, в частности, относительно их трудоустройства.
Таким образом, на всех физических лиц, использующих наемный труд, как предпринимателей, так и просто граждан, требования вышеуказанного закона распространяются в полной мере (см. также письмо Минтруда от 12.03.2007 г. № 804/0/10-07/19).
Субъекты хозяйствования, на которых не распространяется требование о выполнении норматива рабочих мест по обеспечению трудоустройства инвалидов
На основании положений ст. 19 Закона № 875 с 1 января 2006 года не обязаны создавать рабочие места для трудоустройства инвалидов только субъекты хозяйствования и физические лица, использующие наемный труд, где работает менее 8 человек .
Порядок создания рабочего места для инвалида
Ранее согласно п. 3 Положения о рабочем месте инвалида и о порядке трудоустройства инвалидов, утвержденного постановлением КМУ от 03.05.95 г. № 314, рабочее место инвалида считалось созданным, если оно соответствовало установленным требованиям рабочего места для инвалидов соответствующей нозологии, аттестовано специальной комиссией предприятия с участием представителей МСЭК, органов Госнадзорохрантруда, общественных организаций инвалидов и введено в действие путем трудоустройства на нем инвалида . Таким образом, если рабочее место было создано по установленным правилам и аттестовано, но на это рабочее место не трудоустроен инвалид, то в соответствии с требованиями Закона № 875 и указанного постановления КМУ оно созданным не считалось .
Однако этот документ был отменен постановлением КМУ от 31.01.2007 г. № 70 О реализации статей 19 и 20 Закона Украины Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине (далее - Постановление № 70 ) и в настоящее время вопросы организации рабочих мест для инвалидов регулируются Законом Украины от 06.10.2005 г. № 2961-IV О реабилитации инвалидов в Украине (см. также п. 6 письма Фонда от 28.02.2007 г. № 1/6-110), которым предусмотрено, что:
- рабочее место инвалида - это место или производственный участок постоянного или временного нахождения лица в процессе трудовой деятельности на предприятиях, в учреждениях и организациях
- специализированное рабочее место инвалида - отдельное рабочее место или участок производственной площади, требующее дополнительных мер по организации труда лица с учетом его индивидуальных функциональных возможностей, обусловленных инвалидностью, путем приспособления основного и дополнительного оборудования и др.
При этом согласно постановлению КМУ от 27.12.2006 г. № 1836 О реализации статьи 18 1 Закона Украины Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине необходимость создания инвалиду . зарегистрированному в государственной службе занятости как безработному, специального рабочего места или участка производственной площади и требования к ним устанавливаются индивидуальной программой реабилитации . Положение об индивидуальной программе реабилитации инвалида утверждено постановлением КМУ от 23.05.2007 г. № 757.
Таким образом, если индивидуальной программой реабилитации создание специализированного рабочего места не предусмотрено, то работодатель может предоставить инвалиду обычное рабочее место (см. также письмо Фонда социальной защиты инвалидов от 06.11.2008 г. № 1/6-481/06).
Регистрация и представление отчетности о занятости инвалидов
Согласно ст. 19 Закона № 875 порядок регистрации в Фонде, его отделениях, сроки представления отчетов о занятости и трудоустройстве инвалидов, а также процедура представления ежегодного отчета и уплаты административно-хозяйственных санкций определяются КМУ.
Порядок регистрации
Порядок регистрации предприятий, учреждений, организаций и физических лиц, использующих наемный труд, утвержден постановлением КМУ от 31.01.2007 г. № 70 (далее - Порядок регистрации ). Его действие распространяется на предприятия, учреждения, организации и физических лиц, использующих наемный труд, у которых по основному месту работы работает 8 и более лиц . Такие работодатели регистрируются в отделениях Фонда по месту своей государственной регистрации.
Для регистрации работодатели должны представить (отправить заказной почтой) отделению Фонда соответствующее заявление по форме, утвержденной Минтруда, а также копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица или физического лица-предпринимателя. Форма такого заявления утверждена приказом Минтруда от 14.03.2007 г. № 98.
Следует обратить внимание, что для физических лиц - работодателей, не являющихся субъектами предпринимательства, кроме заявления ничего представлять не нужно. Работодателям, которые полностью содержатся за счет средств государственного или местных бюджетов . необходимо также представить копию справки о включении их в реестр неприбыльных учреждений, выданной органом налоговой службы. Работодатели, имеющие обособленные подразделения (филиалы, отделения, представительства) вместе с вышеуказанными документами должны также представить сведения о таких подразделениях по форме, утвержденной Минтруда. Причем сами обособленные структурные подразделения не должны регистрироваться по месту своего нахождения в отделениях Фонда (см. письмо от 03.05.2007 г. № 1/5-393).
Для хозяйственных объединений, в состав которых входят предприятия общественных организаций инвалидов, перечень документов, которые необходимо представить для регистрации гораздо шире. Кроме вышеуказанных документов, им также следует представить копию учредительного договора и/или устава перечень предприятий, входящих в такое объединение, по форме, утвержденной Минтруда копии свидетельств о государственной регистрации предприятий, вошедших в объединение.
При этом следует обратить внимание, что если копии вышеуказанных документов представляются непосредственно в отделение Фонда, то они могут быть заверены печатью работодателя, но при подаче документов необходимо предъявить их оригиналы . Если же документы отправляются заказной почтой, то копии вышеуказанных документов должны быть удостоверены нотариально .
Вновь созданные предприятия (частные предприниматели) . у которых количество работающих, для которых это место работы является основным, увеличились до восьми и более лиц, регистрируются в отделении Фонда до 1 февраля года . наступающего за годом создания или увеличения количества работающих.
Работодатель, у которого изменилось наименование или местонахождение юридического лица или фамилия, имя, отчество или место регистрации проживания физического лица - предпринимателя, представляет заявление, копии свидетельства и справки в течение 10 рабочих дней после государственной регистрации изменений к учредительным документам юридического лица или изменению фамилии, имени, отчество физического лица - предпринимателя.
Датой регистрации работодателя в отделении Фонда считается дата представления им документов, предусмотренных Порядком регистрации . а в случае отправления их по почте - дата, указанная на почтовом штемпеле.
В течение 10 дней после регистрации отделение Фонда должно направить работодателю заказной почтой справку о его регистрации .
Порядок представления отчетности
Согласно ст. 19 Закона № 875 сроки представления отчетов о занятости и трудоустройстве инвалидов, а также процедура представления ежегодного отчета и информации, необходимой для организации трудоустройства инвалидов, определяются КМУ. Такой порядок представления отчетов и информации был утвержден постановлением КМУ от 31.01.2007 г. № 70 (далее - Порядок представления отчетов и информации ). В соответствии с этим документом отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов представляется до 1 марта .
Форма отчета № 10-ПІ (годовая) Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов утверждена приказом Минтруда от 10.02.2007 г. № 42.
Датой поступления отчета считается дата его представления работодателем в отделение Фонда. В случае направления отчета по почте датой его представления считается дата на почтовом штемпеле, но, к сожалению, в Порядке представления отчетов и информации не указано на каком штемпеле: об отправлении или о получении. На наш взгляд, датой представления отчета в этом случае должна считаться дата его отправления, а не получения отделением Фонда. Однако, в целях избежания недоразумений с органами Фонда отчет предпочтительнее направить заранее.
Субъекты хозяйствования, имеющие обособленные подразделения . представляют обобщенный отчет с учетом данных этих обособленных подразделений (п. 2 Порядка представления отчетов и информации и п. 1.2 Инструкции по заполнению отчета о занятости и трудоустройстве инвалидов). Только в случае изменения их количества работодатель вместе с отчетом о занятости и трудоустройстве инвалидов представляет сведения о таких подразделениях по форме, утвержденной Минтруда. При этом аналогичный вывод следует и из письма Фонда от 03.05.2007 г. № 1/5-393. Отметим, что на сегодняшний день такая форма не утверждена.
Организации, полностью содержащиеся за счет средств государственного или местных бюджетов, которые имеют обособленные подразделения, вместе с отчетом представляют документы, определенные Порядком представления отчетов и информации . а также перечень предприятий, входящих в их состав .
В отношении неприбыльных организаций Фонд в письме от 06.07.2007 г. № 1/6-313 сообщает, что они должны представлять копию Решения о внесении, исключении, отказе во включении организации (учреждения) в Реестр неприбыльных организаций (учреждений) в соответствии с приказом ГНАУ от 11.07.97 г. № 232, что является подтверждением неприбыльности организации. Оригинал решения (справки) предъявляется при представлении отчета о занятости и трудоустройства инвалидов. В случае направления отчета по почте копия решения (справки) удостоверяется нотариально .
Особенности заполнения отчета о занятости и трудоустройстве инвалидов частными предпринимателями изложены в письме Фонда от 28.02.2007 г. № 1/6-110.
Следует также обратить внимание, что Порядком представления отчетов и информации предусмотрено представление еще одной формы, в которую бы вносились сведения о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) для трудоустройства инвалидов . Эта форма должна быть утверждена Минтруда по согласованию с Госкомстатом. Представляться она будет работодателями в центр занятости по месту их регистрации в качестве плательщиков взносов на общеобязательное государственное страхование на случай безработицы.
Ответственность за нерегистрацию и непредставление отчетности
В соответствии со ст. 19 Закона № 875 руководители предприятий, учреждений, организаций, в том числе предприятий, организаций общественных организаций инвалидов, физические лица, использующие наемный труд, в случае непредставления Фонду отчета о занятости и трудоустройстве инвалидов несут ответственность в установленном законом порядке.
Отметим, что ни Законом № 875 . ни ранее действовавшим Порядком уплаты предприятиями (объединениями), учреждениями и организациями штрафных санкций в отделения Фонда социальной защиты инвалидов, аккумуляции, учета и использования этих средств, утвержденным постановлением КМУ от 28.12.2001 г. № 1767, не была предусмотрена ответственность за нерегистрацию юридических лиц в отделениях Фонда. Также не была предусмотрена ответственность и за непредставление (несвоевременное представление) отчета (см. письма Госкомпредпринимательства от 18.06.2003 г. № 3590 и от 04.02.2005 г. № 605).
Однако после внесения изменений Законом Украины от 06.10.2005 г. № 2960-IV в ст. 188 1 КУоАП ситуация изменилась. Теперь указанной статьей предусмотрена административная ответственность за непредставление в Фонд отчета о занятости и трудоустройстве инвалидов . За это нарушение на виновного налагается штраф в размере от 10 до 20 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 170 до 340 грн.). Протокол об этом правонарушении согласно ст. 255 КУоАП уполномочены составлять органы Минтруда, к которым относится и Фонд.
На применение административной ответственности за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов и непредставление в Фонд отчета о занятости и трудоустройстве инвалидов обратили внимание Госкомпредпринимательства в письме от 09.03.2006 г. № 1780 и Фонд в письмах от 21.02.2006 г. № 06ю-21/242-43/2 и от 14.07.2006 г. № 06ю-162/1274-3427/3.
При этом в письме от 28.12.2006 г. № 06ю-389/2588 Фонд сообщает, что административная ответственность за непредставление отчета налагается только на должностное лицо предприятия, хотя из норм КУоАП такой однозначный вывод не следует.
Отметим, что административная ответственность может применяться наряду со взысканием административно-хозяйственных санкций и пени, предусмотренных ст. 20 Закона № 875 .
Необходимо также отметить, что в рассматриваемом случае к субъектам хозяйствования не может быть применена ответственность, предусмотренная Законом № 2181 . Это связано с тем, что Фонд не отнесен к контролирующим органам (ст. 2), а сам отчет в соответствии с п. 1.11 ст. 1 указанного закона не является налоговой декларацией. Такой же позиции придерживался и Фонд, что следует из его писем от 08.01.2002 г. № 06ю-6/20-550/2 и от 14.10.2004 г. № 06ю-432/1746-556/2.
Порядок расчета норматива рабочих мест для обеспечения трудоустройства инвалидов
Согласно ст. 19 Закона № 875 предприятия, учреждения, организации, в том числе предприятия, организации общественных организаций инвалидов, физические лица, использующие наемный труд, самостоятельно рассчитывают количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с указанным нормативом.
Норматив рабочих мест для обеспечения трудоустройства инвалидов рассчитывается исходя из среднеучетной численности штатных работников учетного состава за год . которая определяется в соответствии с п. 3.2 Инструкции по статистике количества работников, утвержденной приказом Госкомстата от 28.09.2005 г. № 286.
Однако поскольку при расчете норматива, как правило, возникают вопросы, Фонд в своих письмах разъясняет, что:
- при расчете учитываются все работники, принятые на постоянную, сезонную, а также временную работу сроком на один и более дней, со дня зачисления их на работу, в том числе собственники предприятия, если, кроме дохода, они получали заработную плату на этом предприятии (см. письма от 26.02.2008 г. № 1/6-43/06 и от 26.04.2007 г. № 1/6-209)
- инвалид не обязательно должен быть трудоустроен именно с начала года (письмо от 26.03.2007 г. № 1/6-172)
- норматив будет считаться выполненным, если инвалид проработал на предприятии 6 месяцев отчетного года . что должно быть подтверждено данными табельного учета и др. (письмо от 26.03.2007 г. № 1/6-172)
- при расчете норматива 4 % берутся от среднеучетной численности работающих, в которую входят и инвалиды (см. письма от 27.01.2009 г. № 1/6-30/06, от 17.10.2008 г. № 767/0/15-08/19, от 21.04.2008 г. № 1/6-126/03-01 и от 04.07.2006 г. № 0610-156/1180). Например, численность работающих на предприятии - 675 человек, а инвалидов среди них нет. Расчет норматива рабочих мест будет определен неправильно, если предприятие принимает на работу 27 инвалидов (675 х 4 %), поскольку после приема на работу еще 27 человек общая численность работающих составит 702 человека, а это значит, что именно эта величина принимается в расчет норматива. То есть норматив составит уже не 27, а 28 рабочих мест (702 х 4 %).
В письме от 01.10.2008 г. № 1/5-1003/06 Фонд социальной защиты инвалидов приводит расчет норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов для хозяйственного объединения .
Если норматив при расчете оказывается не целым числом, то согласно ст. 19 Закона № 875 количество рабочих мест округляется до целого значения . В п. 3.4 Инструкции по заполнению отчета о занятости и трудоустройстве инвалидов уточнено, что если после запятой стоит число 5 и больше, то указанное число округляется в сторону увеличения (см. также письмо Фонда от 27.01.2009 г. № 1/6-30/06).
Отметим, что приказом Минтруда от 12.11.2008 г. № 527 были внесены изменения в Инструкцию по заполнению формы отчетности № 10-ПІ, согласно которым частный предприниматель, являющийся инвалидом, учитывает себя при определении норматива трудоустройства инвалидов .
Порядок зачета количества рабочих мест
Порядок зачета количества рабочих мест . утвержденный постановлением КМУ от 31.01.2007 г. № 70, предназначен только для хозяйственных объединений, в состав которых входят предприятия общественных организаций инвалидов .
Таким предприятиям количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов включается в норматив в случае . если:
- количество работающих инвалидов на предприятии общественной организации инвалидов по основному месту работы, превышающее 50 % среднеучетной численности штатных работников учетного состава, больше чем количество несозданных рабочих мест для трудоустройства инвалидов на других предприятиях, входящих в состав хозяйственного объединения, согласно установленному нормативу таких рабочих мест
- предприятия, входящие в состав хозяйственного объединения, разместили на предприятии общественной организации инвалидов, которое входит в состав объединения, заказы на приобретение товаров (работ, услуг), непосредственно изготавливаемых этим предприятием
- сумма годовой заработной платы инвалидов не меньше чем сумма административно-хозяйственных санкций, которая должна быть уплачена предприятием за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов, входит в стоимость заказа, размещенного на предприятии общественной организации инвалидов.
Если предприятие выполняет вышеуказанные условия, то в течение 30 календарных дней после представления хозяйственным объединением отчетов о занятости и трудоустройстве инвалидов отделение Фонда принимает решение о включении количества рабочих мест для трудоустройства инвалидов в норматив таких рабочих мест за отчетный период.
Особенности применения вышеуказанного порядка изложены в письме Фонда от 03.05.2007 г. № 1/6-221.
Ответственность за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов, за неуплату (несвоевременную уплату) штрафных санкций
При невыполнении норматива для трудоустройства инвалидов предприятия, учреждения, организации (за исключением полностью содержащихся за счет средств государственного или местных бюджетов), в том числе предприятия, организации общественных организаций инвалидов, физические лица, использующие наемный труд, согласно ст. 20 Закона № 875 ежегодно уплачивают административно-хозяйственные санкции за каждое рабочее место, не занятое инвалидом, в размере:

- половины среднегодовой заработной платы для предприятий, на которых работает от 8 до 15 человек (см. письмо от 05.02.2007 г. № 1/5-54 и от 27.04.2007 г. № 1/5-384)
- среднегодовой заработной платы для предприятий, на которых работает 15 человек и более .
При этом весьма интересный вывод сделан Минтруда в письме от 11.03.2006 г. № 07-86/370-144/1, а именно, этот орган указал на то, что все предприятия должны либо выполнять установленный норматив трудоустройства инвалидов (иное действующим законодательством не предусмотрено), либо перечислять в Госбюджет соответствующую сумму административно-хозяйственных санкций . То есть в случае невозможности по каким-либо причинам трудоустроить инвалида на одном предприятии ему будут созданы необходимые условия для работы на другом предприятии за счет этих средств. Однако в свете последних изменений для предприятий такая альтернатива остается неприглядной.
Отметим, что прежней редакцией ст. 20 Закона № 875 за нарушение норматива трудоустройства рабочих мест для инвалидов уплачивался штраф. После внесения изменений в эту статью термин штраф был изменен на административно-хозяйственные санкции. Виды таких санкций определены ст. 239 ХКУ . которых там насчитывается 12. Одним из видов административно-хозяйственных санкций является административно-хозяйственный штраф. Поскольку в Законе № 875 такие административно-хозяйственные санкции определяются в размере среднегодовой заработной платы за каждое несозданное рабочее место для трудоустройства инвалида, то можно говорить о том, что в нем под административно-хозяйственными санкциями подразумевается именно административно-хозяйственный штраф, определение которого приведено в ст. 241 ХКУ (см. также письмо Фонда от 26.03.2007 г. № 1/6-172).
Отдельные вопросы, связанные с начислением и уплатой штрафа, рассмотрены в письме Фонда от 03.08.2009 г. № 1/6-377/06.
Порядок уплаты штрафных санкций за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов
Согласно ч. 4 ст. 20 Закона № 875 и Порядка уплаты штрафов . утвержденного постановлением КМУ от 31.01.2007 г. № 70, суммы начисленных административно-хозяйственных санкций перечисляются предприятиями в доход госбюджета на счета Госказначейства не позднее 15 апреля года, следующего за годом, в котором состоялось нарушение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
Если предприятие имеет обособленные подразделения, то, как следует из писем от 09.02.2007 г. № 1/6-81 и от 03.05.2007 г. № 1/5-393, административно-хозяйственные санкции уплачиваются централизовано юридическим лицом по месту своей регистрации в отделении Фонда.
Особо следует отметить, что к правоотношениям по взысканию этих санкций не применяются сроки, определенные ст. 250 ХКУ . То есть срок применения указанного штрафа не ограничивается 6 месяцами со дня выявления нарушения и одним годом со дня совершения нарушения. На это обратил внимание и Фонд в своих письмах от 26.03.2007 г. № 1/6-172, от 27.03.2006 г. № 06ю-48/503-140/1 и от 11.03.2006 г. № 06ю-39/378-140/1, безапелляционно отметив, что взыскание административно-хозяйственных санкций не ограничено сроками давности .
Как следует из п. 3 раздела 4 Справки ВАСУ . с 1 января 2006 года к спорам о взыскании административно-хозяйственных санкций применяются сроки обращения в суд, определенные ст. 99 КАСУ . то есть 1 год . Напомним, что этот срок исчисляется со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, свобод или интересов. Таким образом, если отделение Фонда обращается в административный суд о взыскании административно-финансовых санкций с работодателя, то такое обращение возможно только в течение 1 года, следующего за предельным сроком их уплаты, то есть с 16 апреля года, следующего за годом, в котором состоялось нарушение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов, и до 16 апреля последующего года. А ст. 250 ХКУ относительно сроков применения административно-хозяйственных санкций применяется к правоотношениям, действующим в период 2003 - 2004 годов.
Как следует из разъяснения Фонда от 07.03.2007 г. № 1/5-218, по уплате административно-хозяйственных санкций нет никаких исключений для субъектов хозяйствования, применяющих упрощенную систему налогообложения . а вот бюджетными организациями такие санкции не уплачиваются (см. разъяснение Фонда от 05.03.2007 г. № 1/5-208).
Исчисление таких сумм административно-хозяйственных санкций работодатели осуществляют самостоятельно согласно п. 3.7 Инструкции по заполнению отчета о занятости и трудоустройстве инвалидов (см. также письмо Фонда от 27.01.2009 г. № 1/6-30/06).
В случае нарушения сроков уплаты административно-хозяйственных санкций согласно ч. 2 ст. 20 Закона № 875 работодателям начисляется пеня в размере 120 % годовых учетной ставки НБУ . действовавшей на момент уплаты, начисленной на полную сумму недоимки за весь ее срок.
Уплата штрафных санкций убыточными предприятиями
В соответствии с ч. 3 ст. 20 Закона № 875 административно-хозяйственные санкции уплачиваются предприятиями, учреждениями, организациями, в том числе предприятиями, организациями общественных организаций инвалидов, физическими лицами, использующими наемный труд, за счет прибыли . которая остается в их распоряжении после уплаты всех налогов и сборов. При отсутствии средств санкции могут быть применены к предприятию путем обращения взыскания на имущество предприятия.
Из указанного следует, что при отсутствии прибыли санкции могут применяться путем обращения взыскания на имущество субъекта хозяйствования в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Таким образом, убыточные предприятия не освобождаются от уплаты санкций (дополнительно см. письма Фонда от 26.04.2007 г. № 1/6-209, от 27.03.2007 г. № 1/6-175, от 22.03.2006 г. № 07-113/469-179/1, от 20.03.2006 г. № 06ю-45/454-103/1, от 28.05.2003 г. № 07-237/624-144/2, от 09.10.2002 г. № 06ю-335/1504-447/2, а также п. 9 раздела 4 Справки ВАСУ ).
Уплата штрафных санкций единоналожниками
Споры по вопросу уплаты единоналожниками санкций за нетрудоустройство инвалидов ведутся уже давно. Сначала Госкомпредпринимательства считал, что единоналожники не должны уплачивать штрафные санкции, предусмотренные ст. 20 Закона № 875 (см. письма от 18.11.2004 г. № 8112, от 04.02.2005 г. № 605 и от 06.07.2005 г. № 5432). Для подтверждения своей позиции этот орган ссылался на ст. 6 Указа Президента Украины от 03.07.98 г. № 727/98 Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства (далее - Указ № 727 ), согласно которой единоналожники освобождены от уплаты взносов в Фонд.
Фонд придерживался прямо противоположного мнения. В разъяснении от 02.07.2004 г. № 06ю-261/1095 он указал на то, что Указ № 727 освобождает единоналожников от уплаты взносов, но не освобождает их от обязанности исполнения требований, предусмотренных ст. 19 Закона № 875 . То есть единоналожники не освобождаются и от уплаты штрафов . предусмотренных ст. 20 Закона № 875 . за несоблюдение нормативов рабочих мест для инвалидов. В обоснование своего мнения Фонд указал на следующие факты:
- Указ № 727 не содержит нормы, освобождающей предприятия от обязанности выполнения норматива создания рабочих мест для инвалидов
- взносы в Фонд, указанные в ст. 6 Указа № 727 . не тождественны штрафным санкциям, предусмотренным ч. 1 ст. 20 Закона № 875
- Закон № 875 не является законом о налогообложении
- как следует из постановлений ВСУ от 15.01.2003 г. по делу № 2-6/3401-2001 и от 03.09.2002 г. по делу № 2-6/9337-2001, Указ № 727 и Закон № 875 имеют различные сферы применения, поэтому указанные законодательные акты регулируют свойственные только им правоотношения и применение норм одного акта не влияет на применение норм другого.
С 1 января 2006 года ситуация изменилась. Статьей 20 Закона № 875 теперь предусмотрена уплата именно административно-хозяйственных санкций . Госкомпредпринимательства в письме от 09.03.2006 г. № 1780 отмечает, что изменения, внесенные Законом Украины от 06.10.2005 г. № 2960-IV в Закон № 875 в части уплаты административно-хозяйственных санкций, распространяют его действие на всех субъектов хозяйствования . усиливают ответственность, четко определяют полномочия Фонда и укрепляют его позицию по отношению к плательщикам единого налога . Таким образом, косвенно Госкомпредпринимательства подтверждает, что единоналожники не освобождаются от уплаты административно-хозяйственных санкций за несоблюдение нормативов рабочих мест для инвалидов.
Позиция Фонда осталась неизменной и в письмах от 07.03.2007 г. № 1/5-218, от 08.08.2007 г. № 1/8-81, от 27.03.2006 г. № 06ю-48/503-140/1 и от 15.09.2006 г. № 06ю-251/1657-327/2 этот орган указал на то, что единоналожники обязаны выполнять норматив рабочих мест, предназначенных для трудоустройства инвалидов, а при его невыполнении - уплачивать административно-хозяйственные санкции.
Вышеуказанное однозначно подтверждается и выводами ВАСУ, содержащимися в п. 8 раздела 4 Справки ВАСУ .
Начисление и взыскание пени за нарушение сроков уплаты административно-хозяйственных санкций
Положение ст. 20 Закона № 875 о начислении пени за нарушение сроков уплаты штрафных санкций до 22 июня 2005 года (вступления в силу Закона Украины от 31.05.2005 г. № 2602-IV) практически не применялось, поскольку действующим законодательством не был определен ни размер такой пени, ни порядок ее применения. Это также отмечалось в письме Госкомпредпринимательства от 27.02.2002 г. № 2-222/1164, п. 3 письма ВХСУ от 07.12.2001 г. № 01-2.2/313 и письмах Фонда от 06.02.2002 г. № 06ю-45/183-58/2 и от 20.02.2002 г. № 06ю-65/279-84/2.
С указанной даты этот вопрос был урегулирован и согласно ч. 2 ст. 20 Закона № 875 нарушение сроков уплаты административно-хозяйственных санкций влечет за собой начисление пени в размере 120 % годовых учетной ставки НБУ, действовавшей на момент уплаты, за каждый календарный день ее просрочки, включая день уплаты.
Порядок начисления пени и ее уплаты утвержден приказом Минтруда от 15.05.2007 г. № 223 (далее - Порядок начисления пени ). Он устанавливает механизм начисления пени субъектами хозяйствования, в том числе физическими лицами, использующими наемный труд (далее - работодатели), за нарушение сроков уплаты административно-хозяйственных санкций . предусмотренных ст. 20 Закона № 875 .
Пеня согласно п. 2.2 Порядка начисления пени является штрафной санкцией, исчисляемой в процентах от суммы несвоевременно уплаченной административно-хозяйственной санкции. Пеня начисляется в размере 120 % годовой учетной ставки НБУ, действующей на момент уплаты, за каждый календарный день просрочки, на полную сумму недоимки за весь ее срок. При расчете пени ее однодневный размер округляется до второго знака после запятой в общем порядке арифметического округления. Причем пеня на пеню не начисляется .
Начисление пени производится со следующего дня предельного срока уплаты административно-хозяйственных санкций, то есть с 16 апреля года, следующего за годом . в котором произошло нарушение норматива. В случае если срок уплаты административно-хозяйственных санкций совпадает с выходным (праздничным) днем, то последним днем предельного срока уплаты считается первый рабочий день после выходного (праздничного) дня, а пеня начисляется, начиная со второго рабочего дня после выходного (праздничного) дня.
Начисление пени осуществляется на дату фактического погашения суммы долга (части долга) за каждый календарный день просрочки платежа. При частичном погашении долга сумма такой части определяется с учетом пени, начисленной на такую часть долга.
Пример начисления пени приведен в п. 4 Порядка начисления пени .
Пеня уплачивается работодателями за счет прибыли, остающейся после уплаты всех налогов и сборов (обязательных платежей). Причем при отсутствии средств на счетах работодателя взыскание может быть обращено на его имущество (ч. 5 ст. 20 Закона № 875 ).
Согласно п. 3.9 Порядка начисления пени момент уплаты пени работодателем определяется в зависимости от формы платежа. При уплате наличными средствами моментом уплаты пени считается день внесения денег в соответствующие кассы на балансовый счет 3510 в учреждения НБУ, открытый в органах Госказначейства, или на балансовый счет 2510 в учреждения коммерческих банков. При переводе денег почтой или через учреждение банка моментом оплаты считается день внесения денег на почту или в банк, а при перечислении пени со счета работодателя в учреждении банка - день списания банком суммы платежа со счета, независимо от даты ее зачисления в бюджет.
Если при начислении пени работодателем была допущена переплата, то согласно п. 3.12 Порядка начисления пени такие суммы переплаты зачисляются ему как авансовые платежи на следующий отчетный год по административно-хозяйственным санкциям и пене. Таким образом, переплата по пене работодателю не возвращается .
Административная ответственность
Как было указано выше, после внесения изменений Законом Украины от 06.10.2005 г. № 2960-IV в КУоАП . ст. 188 1 теперь установлена административная ответственность за невыполнение должностным лицом, использующим наемный труд, норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов, непредставления в Фонд отчета о занятости и трудоустройстве инвалидов.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!