Применение льготы по налогу имущество
Налог на имущество: применение льготы по налогу в отношении капвложений в арендованное здание, признаваемое объектом культурного наследия
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики <&hellip> по вопросу правомерности применения льготы по налогу на имущество организаций по пункту 5 статьи 381 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) в отношении капитальных вложений, произведенных обществом в арендованное здание, признаваемое объектом культурного наследия, и сообщает, что Положением о Министерстве финансов РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329, не предусмотрено рассмотрение обращений организаций по практике применения нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации, по проведению экспертизы договоров и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Одновременно сообщаем, что статьей 374 Кодекса установлено, что объектами налогообложения для Российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.
Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации установлены Положением по бухгалтерскому учету Учет основных средств ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н.
На основании пункта 5 ПБУ 6/01 в составе основных средств учитываются капитальные вложения в арендованные объекты основных средств.
Пунктом 47 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, определено, что законченные капитальные вложения в арендованные объекты основных средств зачисляются организацией-арендатором в собственные основные средства в сумме фактически произведенных затрат, если иное не предусмотрено договором аренды.
Согласно пункту 29 ПБУ 6/01 стоимость объекта основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета. При этом под выбытием указанных капитальных вложений, по мнению департамента, можно понимать возмещение арендодателем стоимости произведенных арендатором улучшений (за исключением случая возмещения стоимости произведенных арендатором улучшений арендованного имущества посредством установления соответствующей величины арендной платы), передачу по акту приемки-передачи капитальных вложений арендодателю, окончание договора аренды, досрочное прекращение договора аренды и иные условия.
Поэтому произведенные арендатором капитальные вложения в арендованный объект основных средств (стоимость улучшений арендованного имущества ) учитываются арендатором в составе основных средств до их выбытия в рамках договора аренды.
Пунктом 5 статьи 381 Кодекса установлено, что освобождаются от налогообложения организации - в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Поэтому, если здание признается памятником истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке , то в отношении произведенных капитальных вложений в указанное здание арендатор вправе применять льготу по налогу на имущество организаций, установленную пунктом 5 статьи 381 Кодекса, до их выбытия из состава основных средств в рамках договора аренды.
Директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ И.В. Трунин
Комментарий эксперта
Налогоплательщик осуществил капитальные вложения в арендованное задание, которое является объектом культурного наследия. В Минфин России он направил запрос: можно ли в его случае применить льготу по налогу на имущество согласно положениям пункта 5 статьи 381 Налогового кодекса РФ.
Объектом налогообложения по налогу на имущество признается движимое и недвижимое имущество, которое учитывается на балансе организации в качестве объектов основных средств (если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Налогового кодекса РФ) (ст. 374 НК РФ). В составе основных средств коммерческих организаций учитываются капвложения в арендованные основные средства (п. 5 ПБУ 6/01). Они подпадают под определение объекта налогообложения налогом на имущество.
В соответствии с положениями пункта 5 статьи 381 Налогового кодекса РФ Российские организации освобождаются от налогообложения налогом на имущество в отношении объектов, которые признаны памятником истории и культуры федерального значения в установленном законодательством порядке . Такая льгота, сообщает финансовое ведомство, применяется и в отношении капвложений в объекты культурного наследия. Поэтому налогоплательщик-арендатор вправе применить льготу в отношении капвложений в здание, которое в соответствии с нормами действующего законодательства является объектом культурного наследия.
Обратите внимание: Порядок отнесения объектов к памятникам истории и культуры установлен Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации.
Учет всех объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) ведет Минкультуры России в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Единый реестр) (ст. 18 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ, п. 3 Положения, утвержденного приказом Минкультуры России от 03.10.2011 № 954).
Объекты культурного наследия включаются в Единый реестр путем присвоения им регистрационных номеров состоящих из пятнадцати цифр (п. 7, 8 Положения, утвержденного приказом Минкультуры России от 03.10.2011 № 954). Последняя цифра регистрационного номера обозначает категорию историко-культурного значения объекта культурного наследия:
Таким образом, регистрационный номер объекта культурного наследия федерального значения может заканчиваться на одну из цифр от 6 до 9 включительно.
Капвложения в арендованное задание, которое является объектом культурного наследия, учитываются на балансе организации до момента их списания с бухгалтерского учета (п. 29 ПБУ 6/01). Специалисты финансового ведомства сообщают, что под выбытием указанных капвложений следует понимать:
Эксперт Н.Е. Фирсанова
Получайте свежие нормативные акты в удобном формате!
Загрузите бесплатное приложение Нормативные акты для бухгалтера для Windows!
Об условиях применения льгот при исчислении налога на имущество организаций
71 Тульская область
Дата публикации: 24.02.2014 13:55
В соответствии с Федеральным законом от 30.09.2013 268-ФЗ О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер налогового и таможенно-тарифного стимулирования деятельности по добыче углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации (далее - Федеральный закон 268-ФЗ) статья 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) дополнена пунктом 24, в соответствии с которым организации освобождаются от налогообложения налогом на имущество организаций в отношении имущества (включая имущество, переданное по договорам аренды), удовлетворяющего в течение налогового периода одновременно следующим условиям:
О льготе по налогу на имущество за применение энергосберегающих технологий
Каковы правила и критерии для получения льготы?Опубликовано в журнале "Бухгалтерские вести" №22 от 13 июня 2012 года
Отвечает Любовь Артюх, ведущий аудитор Аудиторско-консалтинговой группы БАНКО, www.bankoaudit.ru
Налогоплательщики, внедряющие энергетически эффективные технологии, с 1 января 2012 года могут воспользоваться льготой по налогу на имущество согласно п. 21 ст. 381 Налогового кодекса РФ:
1) в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством РФ
2) в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством РФ предусмотрено определение классов их энергетической эффективности.
В течение трех лет со дня постановки на учет такое имущество не будет включаться в налоговую базу по налогу на имущество. Льгота введена Федеральным законом от 07.06.11 №132-ФЗ.
К первой категории относятся объекты, имеющие высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации.
Перечень таких объектов утвержден Постановлением Правительства РФ от 16.04.12 №308 Об утверждении перечня объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, для которых не предусмотрено установление классов энергетической эффективности.
Ко второй категории относятся объекты, имеющие высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством РФ предусмотрено определение классов их энергетической эффективности.
Понятие классов энергетической эффективности и порядок их определения регламентированы в нормативных актах:
Федеральный закон от 23.11.09 №261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 261-ФЗ)
Постановление Правительства РФ от 31.12.09 №1222 "О видах и характеристиках товаров, информация о классе энергетической эффективности которых должна содержаться в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках, и принципах правил определения производителями, импортерами класса энергетической эффективности товара" (далее - Постановление №1222),
Приказ Минпромторга России от 29.04.10 № 357 "Об утверждении Правил определения производителями и импортерами класса энергетической эффективности товара и иной информации о его энергетической эффективности" (далее, Приказ Минпромторга №357),
Приказ Минрегиона России от 08.04.11 №161 Об утверждении Правил определения классов энергетической эффективности многоквартирных домов и Требований к указателю класса энергетической эффективности многоквартирного дома, размещаемого на фасаде многоквартирного дома (далее, Приказ №161).
Согласно ст. 2 Закона №261-ФЗ: Энергетическая эффективность - характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю.
Класс энергетической эффективности - характеристика продукции, отражающая ее энергетическую эффективность.
Согласно ст. 10 Закона №261-ФЗ обязанность производителей и импортеров по определению классов энергетической эффективности установлена в отношении товаров, перечисленных в Перечне видов товаров, на которые распространяется требование о содержании информации о классе энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках, утвержденном Постановлением №1222.
К таким товарам относятся: бытовая техника (холодильники, морозильники, стиральные и посудомоечные машины, кондиционеры, электродуховки и бытовые электрические лампы), мониторы компьютерные, принтеры, копировальные аппараты, лифты.
Постановлением №1222 утвержден Перечень принципов правил определения класса энергетической эффективности товара.
Пункт 5 данного перечня установлены следующие обозначения для классов энергетической эффективности товаров: A, B, C, D, E, F, G. Класс A для обозначения товаров с наибольшей энергетической эффективностью, класс G - для обозначения товаров с наименьшей энергетической эффективностью из числа товаров, отнесенных к одной категории (с учетом характеристик).
Установление дополнительных классов энергетической эффективности A+, A++ для обозначения товаров с наибольшей энергетической эффективностью при появлении на рынке товаров с энергетической эффективностью, значительно превышающей установленную для класса A.
Правила определения производителями и импортерами класса энергетической эффективности товара и иной информации о его энергетической эффективности утверждены Приказом Минпромторга РФ от №357.
При этом следует отметить, что какие классы энергетической эффективности в отношении вышеперечисленных товаров относятся к высоким, действующим законодательством не определено. До выхода дополнительных разъяснений высоким классом энергетической эффективности, на наш взгляд, следует считать класс A (A+, A++).
Примечание: Градация для классов энергетической эффективности в настоящее время установлена только для многоквартирных домов. Так, в Приказе №161 указано, что для новых и реконструируемых зданий класс A является наивысшим, класс B - высоким, класс C - нормальным.
Порядок документального подтверждения льготы по налогу на имущество Налоговым кодексом РФ не регламентирован.
По мнению Минфина РФ (Письмо от 26.12.11 №03-05-05-01/98), основанием для предоставления льготы по налогу на имущество организаций в отношении вновь вводимых с 1 января 2012 г. указанных в п. 21 ст. 381 НК РФ объектов являются следующие условия:
принятие на основании первичных документов на баланс объектов основных средств, включенных в перечень утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.04.12 №308, либо имеющих высокий класс энергетической эффективности,
техническая документация и другие документы (паспорт, маркировка, акт и т. п.), предусмотренные Законом№261-ФЗ.
Таким образом, документальным обоснованием применения льготы по налогу на имущество являются:
акт приема-передачи основных средств ОС-1
техническая документация на основное средство, в которой указан класс его энергетической эффективности, либо соответствие объекта основных средств переченюобъектов, имеющих высокую энергетическую эффективность.
О применении льготы по налогу на имущество предприятий
Опубликован:
N 3, 2001 год
Московский налоговый курьер. Приложение к ведомственному журналу МНС России "Российский налоговый курьер"
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО г.МосквЕ
ПИСЬМО
от 27 ноября 2000 года N 02-08/58324
[О применении льготы по налогу на имущество предприятий]
Согласно п.3 ст.2 Закона г.Москвы от 02.03.94 N 2-17 О ставках и льготах по налогу на имущество предприятий от уплаты налога освобождаются предприятия, оказывающие ритуальные услуги населению, если в общем объеме реализованных услуг они составляют не менее 70%.
9. Изготовление и установка надмогильных сооружений.
10. Производство иных предметов ритуала.
11. Надписи на памятниках.
12. Изготовление фотокерамических изделий.
13. Уход за местами погребения и отдельными захоронениями.
Услуги по изготовлению и установке надмогильных сооружений, надписей на памятниках и изготовлению фотокерамических изделий, входящие в вышеуказанный перечень ритуальных услуг, не подлежат лицензированию, так как эта деятельность осуществляется без наличия лицензии Московской лицензионной палаты.
Учитывая изложенное, организация имеет право на применение льгот по указанному налогу, если у организации выручка от реализации ритуальных услуг в общем объеме выполненных работ и услуг составляет более 70%, а в случаях, установленных законодательством г.Москвы, - наличием лицензии на право осуществления деятельности по оказанию ритуальных услуг.
Заместитель руководителя Управления
государственный советник налоговой
НДС: применение в 2010 году льготы для организаций ЖКХ
Опубликовано вс, 02/07/2010 - 05:00 пользователем Татьяна Вакалюк
«О НАПРАВЛЕНИИ ПИСЬМА МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РоссиЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 23.12.2009 N 03-07-15/169 О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 28 НОЯБРЯ 2009 Г. N 287-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 149 И 162 ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РоссиЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"»
Письмо Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 2 февраля 2010 г. N ШС-17-3/20@
Федеральная налоговая служба направляет для сведения и использования в работе разъяснение Министерства финансов Российской Федерации от 23.12.2009 N 03-07-15/169 о порядке применения норм Федерального закона от 28 ноября 2009 г. N 287-ФЗ "О внесении изменений в статьи 149 и 162 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
Данным письмоv Минфин России сообщает о следующем.
С 1 января 2010 года в соответствии с подпунктом 29 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.
При этом в соответствии с вышеуказанной нормой освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость коммунальных услуг, реализуемых управляющим компаниям, товариществам собственников жилья и другим вышеназванным налогоплательщикам, организациями коммунального комплекса, а также поставщиками электрической энергии и газоснабжающими организациями, Кодексом не предусмотрено.
При применении указанной нормы следует руководствоваться пунктом 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) и пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Пунктом 4 статьи 154 Жилищного кодекса установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" организацией коммунального комплекса является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Учитывая изложенное, коммунальные услуги, указанные в пункте 4 статьи 154 Жилищного кодекса, предоставляемые управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги (далее - управляющие организации и ТСЖ), освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость при условии, если данные коммунальные услуги приобретаются ими у юридических лиц, указанных в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ, а также поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.
На основании подпункта 1 пункта 2 статьи 170 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость по коммунальным услугам, предъявленные управляющим организациям и ТСЖ организациями коммунального комплекса, поставщиками электрической энергии и газоснабжающими организациями, включаются управляющими организациями и ТСЖ в стоимость коммунальных услуг и вычету не подлежат.
Таким образом, от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается предоставление коммунальных услуг управляющими организациями и ТСЖ по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих коммунальных услуг, в том числе с учетом налога на добавленную стоимость, у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.
Аналогичный порядок применения освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость установлен подпунктом 30 пункта 3 статьи 149 Кодекса по работам (услугам) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Так, с 1 января 2010 года от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями и ТСЖ, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме управляющими организациями и ТСЖ у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).
Согласно пункту 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, содержание общего имущества включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 данных Правил ответственными лицами освещение помещений общего пользования обеспечение температуры и влажности в помещениях общего пользования уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов меры пожарной безопасности содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Таким образом, от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются операции по реализации вышеуказанных работ (услуг) по содержанию, а также ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляемые управляющими организациями и ТСЖ по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих работ (услуг) у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги). При этом работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, реализуемые управляющим организациям и ТСЖ, организациями и индивидуальными предпринимателями, непосредственно выполняющими (оказывающими) данные работы (услуги), от налогообложения налогом на добавленную стоимость не освобождены.
Кроме того, Кодексом не предусмотрено освобождение от налогообложения коммунальных услуг, работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, работ (услуг) по управлению многоквартирными домами и других работ (услуг), выполняемых (оказываемых) собственными силами управляющих организаций и ТСЖ.
Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 5 статьи 149 Кодекса налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные пунктом 3 статьи 149 Кодекса, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.
В случае отказа в соответствии с пунктом 5 статьи 149 Кодекса от освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость вышеназванных операций налогообложение и налоговые вычеты по товарам (работам услугам), приобретаемым для осуществления этих операций, следует производить в общеустановленном порядке.
С 1 января 2010 года согласно пункту 3 статьи 162 Кодекса в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включаются денежные средства, полученные управляющими организациями и ТСЖ, на формирование резерва на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. При этом освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость ремонтных работ, оплачиваемых за счет средств данного резерва, Кодексом не предусмотрено.
О применении и исчислении налога на добавленную стоимость предприятиями жилищно-коммунального хозяйства. Порядок составления счетов-фактур
О применении и исчислении налога на добавленную стоимость предприятиями жилищно-коммунального хозяйства.
Порядок составления счетов-фактур
В.И. Тихонова
Предприятия(организации) - плательщики налога на добавленную стоимость должны учитывать в своей работе особенности, свойственные различным отраслям экономики.
Так, предприятиям жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) приходится решать целый комплекс сложных вопросов, касающихся самой системы исчисления НДС, в частности вопросы исчисления НДС, если имеются льготы по этому налогу при оказании населению услуг, по которым применяются регулируемые цены и тарифы и, соответственно, дотируются государством, а также вопросы применения НДС при осуществлении хозрасчетной деятельности.
Вопросы применения и исчисления НДС для всех налогоплательщиков, в том числе предприятий (организаций) ЖКХ, а также организаций, оказывающих им услуги (выполняющих работы), регулируются Законом РФ “О налоге на добавленную стоимость”, с учетом последующих изменений и дополнений, и инструкцией Госналогслужбы России от 11.10.95 № 39 “О порядке исчисления и уплаты НДС”, с учетом последующих изменений и дополнений.
Кроме вышеназванных документов, предприятия (организации) ЖКХ должны руководствоваться при применении НДС письмом Госналогслужбы России, согласованным с Минфином России и Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России от 15.08.96. № ВЗ-4-03/55н “О порядке исчисления НДС организациями ЖКХ” (зарегистрированным в Минюсте России 29.08.96 № 1156).
Действующее законодательство предоставляет большое количество льгот по НДС для отдельных категорий налогоплательщиков, в том числе для предприятий ЖКХ.
Согласно подпункту “г” п. 1 ст. 5 Закона РФ “О налоге на добавленную стоимость”, с учетом последующих изменений и дополнений (подпункт “г” п. 12 раздела 5 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 № 39 “О порядке исчисления и уплаты НДС”), от этого налога освобождена квартирная плата (включая плату за проживание в общежитиях).
Сложность применения льготы по квартирной плате для предприятий ЖКХ обусловлена тем, что начиная с апреля 1996 года изменен порядок исчисления НДС при возмещении сумм налога, уплаченных по расходам, производимым в счет квартирной платы.
В соответствии с Федеральным законом от 01.04.96 № 25-ФЗ О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “О налоге на добавленную стоимость”, опубликованным в “Российской газете” 9 апреля 1996 года, налог на добавленную стоимость, уплаченный организациями жилищно-коммунального хозяйства поставщикам товаров [производителям работ (услуг)] по расходам, осуществляемым в счет квартирной платы (оплаты за жилое помещение), начиная с 1 апреля 1996 года возмещению (зачету) из бюджета не подлежит, а суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам товаров [производителям работ (услуг)], относятся на издержки производства организации, эксплуатирующей жилой фонд. Компенсация этих сумм налога на добавленную стоимость учитывается в объеме дотации, поступающей из соответствующего источника.
Согласно телеграмме Минфина России и Госналогслужбы России от 18.04.96 № 04-03-02, ВЗ-6-03/260 по объектам налогообложения (товарам, работам, услугам), по которым согласно вышеназванному Федеральному закону изменен порядок применения налога на добавленную стоимость, перерасчеты с бюджетом за истекший до его официального опубликования период (9 апреля 1996 года) не производились и штрафные санкции не применялись.
До введения в действие вышеназванного Федерального закона действовал иной порядок возмещения (зачета) сумм налога на добавленную стоимость по расходам, производимым в счет квартирной платы (оплаты за жилое помещение).
Так, согласно п. 3 ст. 7 Закона РФ “О налоге на добавленную стоимость” (без учета изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 01.04.96 № 25-ФЗ) суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам товарно-материальных ценностей (работ, услуг) по расходам, производимым в счет квартирной платы, подлежали до 1996 года зачету в счет предстоящих платежей или возмещению за счет общих платежей налогов в 10-дневный срок со дня получения расчета за соответствующий отчетный период. При этом в налоговом расчете (декларации) по соответствующим строкам и графам суммы налога на добавленную стоимость выделялись отдельно. Одновременно следует отметить, что в проекте Налогового кодекса льготу по НДС по квартирной плате (оплате за жилое помещение), имеющую социальное значение, предполагается сохранить в том варианте, в каком она действует в настоящее время.
В связи с объективными сложностями, возникающими при применении НДС предприятиями и организациями ЖКХ, в письме Госналогслужбы России от 15.08.96 № ВЗ-4-03/55н в целях налогообложения (применения НДС) подробно отражены отраслевые особенности формирования доходов предприятий ЖКХ.
Так, в соответствии с вышеназванным письмом Госналогслужбы России квартирная плата является одним из источником формирования доходов предприятий ЖКХ.
В настоящее время понятия “квартирная плата” и “оплата жилья” равнозначны в целях налогообложения, так как в соответствии с Законом РФ от 24.12.92 № 4219-1 “Об основах федеральной жилищной политики” и постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.93 № 935 “О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг” осуществлен переход на оплату за пользование жилыми помещениями, исходя из общей площади квартир (жилья). Принимая во внимание изменения, внесенные данными документами, от налога на добавленную стоимость освобождена в настоящее время оплата жилья, взимаемая с населения по договору найма жилого помещения в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищных фондов в виде платы за наем и оплаты жилья по договору найма, а также по договору о передаче жилья в собственность граждан (приватизация) в виде оплаты услуг по техническому обслуживанию дома.
Данная льгота не применяется в отношении оплаты услуг по техническому обслуживанию домов в жилищных и жилищно-строительных кооперативах. Это обусловлено тем, что население, проживающее в жилищных и жилищно-строительных кооперативах, оплатило стоимость своего жилья при его строительстве (единовременно или в течение определенного периода времени), и, соответственно, жильцы этих домов не оплачивают жилье по договору найма.
В целях налогообложения при применении указанной льготы по налогу на добавленную стоимость в оплату жилья включаются только те расходы, которые ранее входили в квартирную плату, а именно: расходы на содержание и ремонт жилья, а также расходы по эксплуатации домового хозяйства, в том числе уборка и освещение лестниц, мест общего пользования и придомовой территории, обслуживание и ремонт лифтового хозяйства, вывоз мусора, содержание аппарата управления жилищно-эксплуатационной организации, плата за капитальный ремонт мест общего пользования, а также другие работы, предусмотренные Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда.
Перечень расходов, включаемых в состав квартирной платы, определен Методикой расчета экономически обоснованных ставок и тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства, утвержденной приказом Комитета Российской Федерации по муниципальному хозяйству от 09.11.93 № 56, и Методическими рекомендациями по формированию цен на жилищно-коммунальные услуги в службе “Заказчик”, утвержденными приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России от 07.10.94 № 7 (с учетом изменений и дополнений, внесенных пунктом 1 постановления Правительства РФ от 18.06.96 № 707 “Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг в части оплаты жилья”).
Согласно п. 6 вышеназванного постановления уровень платежей граждан за содержание и ремонт жилья определяется органами исполнительной власти Российской Федерации.
Организации, эксплуатирующие жилой фонд, производят за счет квартирной платы (платы за жилое помещение) платежи соответствующим поставщикам (производителям работ и услуг) в общеустановленном порядке с учетом налога на добавленную стоимость.
Так, например, если услуги по вывозу мусора оказываются спецавтохозяйством предприятиям жилищно-коммунального хозяйства, они должны оплачиваться предприятиями ЖКХ с налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
В соответствии с письмом Госналогслужбы России от 15.08.96 № ВЗ-4-03/55н одним из источников формирования доходов для предприятий ЖКХ являются средства, получаемые от осуществления какой-либо хозрасчетной деятельности.
Средства, полученные предприятиями ЖКХ от населения (жильцов) сверх установленной квартирной платы (оплаты за жилое помещение), и средства, поступающие от какой-либо иной хозрасчетной деятельности, также являются источником формирования доходов этой группы налогоплательщиков.
К ним относятся средства, которые предприятия жилищно-коммунального хозяйства получают от населения (жильцов) за выполнение работ (оказание услуг), связанных с эксплуатацией жилого фонда. Как правило, эти работы и услуги носят непостоянный характер и оказываются жильцам по дополнительным заявкам. К ним относятся такие работы (услуги), как дополнительный косметический ремонт квартир, замена санитарно-технического оборудования по желанию жильцов или в случаях, если это оборудование пришло в негодность по вине самих жильцов, и др.
В соответствии с правами, предоставленными местным органам власти, к дополнительным платным услугам, оказываемым населению, помимо вышеперечисленных, могут быть отнесены по их решению услуги по эксплуатации домохозяйства при условии, что они выведены из состава оплаты жилья (квартирной платы) и, соответственно, будут оплачиваться населением отдельно сверх установленного размера оплаты за жилое помещение (квартирной платы).
Согласно действующему законодательству по налогу на добавленную стоимость организации (предприятия), реализующие товары (работы, услуги), как облагаемые, так и не облагаемые налогом на добавленную стоимость, имеют право на получение льготы по этому налогу только при условии, если они ведут раздельный учет затрат по производству и реализации таких товаров (работ, услуг).
Соответственно, в целях налогообложения согласно установленному порядку на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства должен вестись раздельный учет доходов, поступающих от этих видов деятельности, и соответствующих им расходов.
Законом РФ “О налоге на добавленную стоимость” (с учетом изменений и дополнений) предусмотрено, что у организаций (предприятий), в том числе жилищно-коммунального хозяйства, занимающихся продажей и перепродажей товаров, облагаемый оборот определяется на основе стоимости реализуемых покупателям товаров исходя из применяемых цен без включения в них сумм налога на добавленную стоимость.
В связи с этим обороты по реализации населению каких-либо оплачиваемых дополнительно работ и услуг, а также реализация товаров (выполнение работ, оказание услуг), связанных с прочей хозрасчетной деятельностью, облагаются налогом на добавленную стоимость в вышеизложенном порядке.
Эти обороты по реализации товаров (работ, услуг) и суммы налога на добавленную стоимость, подлежащие уплате в бюджет, отражаются в общеустановленном порядке в налоговом расчете (декларации).
Практически все предприятия (организации), реализующие товары (работы, услуги), как облагаемые, так и не облагаемые НДС, испытывают трудности при решении вопроса о порядке ведения раздельного учета затрат по этим товарам (работам, услугам).
В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона РФ “О налоге на добавленную стоимость” (с учетом изменений и дополнений) предприятия, реализующие товары (работы, услуги), как облагаемые, так и не облагаемые налогом на добавленную стоимость, имеют право на получение льгот только при ведении раздельного учета затрат по производству и реализации таких товаров (работ, услуг). При этом вышеуказанный Закон РФ не установил порядок ведения раздельного учета. В связи с этим налогоплательщикам следует руководствоваться другими документами. В частности, порядок ведения раздельного учета затрат в целях налогообложения следует определять на основании приказа Минфина России от 28.07.94 № 100 Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету “Учетная политика предприятия” и оформлять такой порядок организационно-распорядительным документом руководителя предприятия (организации).
В свою очередь, при ведении раздельного учета следует руководствоваться следующим. Суммы НДС, уплаченные поставщикам при приобретении товаров (работ, услуг), использованных при производстве товаров (работ, услуг), относятся у покупателя на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) или подлежат возмещению (зачету) из бюджета в той пропорции, в которой приобретенные товары (работы, услуги) используются для производства товаров (работ, услуг), реализация которых освобождена от налогообложения или подлежит налогообложению. Такая пропорция может определяться исходя из стоимости приобретенных и списанных на производство материальных ресурсов по каждому виду производимых товаров (работ, услуг) за отчетный налоговый период.
В случае если материальные ресурсы, по которым суммы НДС, уплаченные поставщикам, отнесены на расчеты с бюджетом, списываются на производство товаров (работ, услуг), освобожденных от налогообложения (за исключением льготы по экспорту), сумма налога, приходящаяся на стоимость материалов, переданных на производство таких товаров (работ, услуг), должна быть восстановлена на расчеты с бюджетом.
По роду своей деятельности предприятия ЖКХ должны оказывать коммунальные услуги (производить работы) населению. В первую очередь это касается таких коммунальных услуг, как обеспечение электроэнергией, теплоэнергией, канализацией, газом, водой и т.п.
Особенности формирования доходов у предприятий ЖКХ при реализации вышеназванных коммунальных услуг обусловлены тем, что практически на все вышеперечисленные виды продукции (работы, услуги) установлены цены и тарифы, регулируемые государством. При этом согласно действующему порядку реализация вышеперечисленных коммунальных услуг населению осуществляется по льготным тарифам, то есть более низким, чем тарифы, по которым они приобретаются у поставщиков.
В связи с этим при расчетах с бюджетом по налогу на добавленную стоимость за эти коммунальные услуги у предприятий ЖКХ в силу применения регулируемых цен (тарифов) возникает отрицательное сальдо по налогу на добавленную стоимость или превышение дебетовых оборотов над кредитовыми по счету 68 “Расчеты с бюджетом”, субсчет “Расчеты по налогу на добавленную стоимость”.
Согласно инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 № 39 “О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость” (с учетом изменений и дополнений) предприятия, производящие и реализующие товары (работы, услуги), по которым предоставляются дотации из соответствующих бюджетов, должны обеспечить раздельный учет производства и реализации таких товаров (работ, услуг) с отражением в расчете по налогу на добавленную стоимость (налоговой декларации) отдельной строкой сумм налога по товарам (работам, услугам), подлежащих вычету при реализации дотируемой продукции, сумм налога, начисленных на реализуемую дотируемую продукцию, и возникшей отрицательной суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей возмещению из соответствующих бюджетов.
Согласно п. 27 вышеназванной инструкции Госналогслужбы России отрицательные суммы налога на добавленную стоимость, появившиеся у предприятий, производство и реализация товаров (работ, услуг) или убытки от деятельности которых дотируются из бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, подлежат возмещению из бюджета за счет общих платежей всех налогов (в том числе налога на добавленную стоимость) пропорционально установленным нормативам отчислений в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.
Данный порядок возмещения налога на добавленную стоимость действует с 30 ноября 1995 года - дня официального опубликования и введения в действие вышеуказанной инструкции Госналогслужбы России.
До этого срока применялся иной порядок возмещения. Так, при реализации товаров (работ, услуг), по которым предоставлялась дотация из республиканского бюджета, отрицательные суммы налога на добавленную стоимость возмещались из этого бюджета в пределах общих поступлений НДС. При реализации товаров (работ, услуг), по которым предоставлялась дотация из бюджетов субъектов Российской Федерации, отрицательные суммы налога на добавленную стоимость возмещались в полном объеме за счет общих поступлений этого налога в региональные бюджеты. Данный порядок возмещения отрицательных сумм НДС предусмотрен телеграммой Минфина России и Госналогслужбы России от 01.02.94, 02.02.94 № 12, ВЗ-4-05/18н, зарегистрированной в Минюсте России 11.02.94 № 491.
В настоящее время одной из важнейших особенностей при осуществлении предприятиями ЖКХ своей хозяйственной деятельности является применение системы “Заказчик-Подрядчик”.
Применение этой системы обусловлено, в первую очередь, разграничением функций управления, прав собственности, хозяйственного ведения и пользования, а также соответствующего разделения прав и ответственности между предприятиями ЖКХ и местными органами власти.
Согласно Положению о службе ”Заказчик” по жилищно-коммунальным услугам в системе местных Советов народных депутатов, утвержденному комитетом РФ по муниципальному хозяйству 24.09.93, в большей части муниципальных образований Российской Федерации созданы службы “Заказчика по жилищно-коммунальным услугам”.
В соответствии с Положением об особенностях учета основных производственных фондов ЖКХ в условиях разграничения прав владения, утвержденным приказом Комитета РФ по муниципальному хозяйству от 11.02.94 № 3, служба “Заказчика” может учитывать у себя на балансе объекты инженерной инфраструктуры и внешнего благоустройства (за исключением жилого фонда, уже находящегося в пользовании жильцов) и передавать их предприятиям (организациям) ЖКХ по договору на обслуживание.
Основные принципы построения договорных взаимоотношений и ведения бухгалтерского учета в службе “Заказчик” изложены в Методических рекомендациях по организации бухгалтерского учета в условиях создания службы “Заказчика”, утвержденных приказом Минстроя России 15.07.96 № 17-94, согласованным с Минфином России 20.06.96 № 16-00-16-86.
Соответственно, эти особенности нашли отражение в порядке исчисления налога на добавленную стоимость предприятиями ЖКХ, выполняющими разные функции при осуществлении своей деятельности.
В соответствии с письмом Госналогслужбы России от 15.08.96 № ВЗ-4-03/55н “О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость организациями жилищно-коммунального хозяйства” имеются определенные особенности в действующем порядке применения НДС при оказании вышеназванных услуг. Так, если предприятия (организации) жилищно-коммунального хозяйства по оказываемым поставщиками (производителями работ, услуг) коммунальным услугам (тепло-, электроэнергия, газоснабжение, водоснабжение, канализация) ведут расчеты с ними как покупатели с отражением на своем балансе операций по приобретению и оплате коммунальных услуг, эти обороты отражаются в расчетах (декларациях по налогу на добавленную стоимость) в общеустановленном порядке. В этом случае оборотом, облагаемым налогом на добавленную стоимость, у организаций жилищно-коммунального хозяйства является стоимость коммунальных услуг, реализуемых населению, исчисленная из применяемых цен (тарифов) без включения НДС.
При этом сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет по этим оборотам, исчисляется в виде разницы между суммами налога, полученными от населения в составе оплаты коммунальных услуг, и суммами налога, уплаченными организациями ЖКХ поставщикам (производителям работ, услуг).
Превышение дебетовых оборотов над кредитовыми оборотами (отрицательное сальдо) по счету 68 “Расчеты с бюджетом”, субсчет “Расчеты по налогу на добавленную стоимость”, возмещается у предприятий жилищно-коммунального хозяйства по указанным операциям в порядке, предусмотренном пунктом 27 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 № 39.
В случае если предприятие жилищно-коммунального хозяйства (подразделение), находящееся на балансе какого-либо предприятия (организации), оказывает населению коммунальные услуги (например, котельная, находящаяся на балансе промышленного предприятия, реализует теплоэнергию жителям ближайшего населенного пункта), производимые этим предприятием, исчисление и уплата налога на добавленную стоимость осуществляются в вышеизложенном порядке. При этом согласно письму Госналогслужбы России от 15.08.96 № ВЗ-4-03/55н возмещение убытков и отрицательное сальдо по счету 68 ”Расчеты с бюджетом”, субсчет “Расчеты по налогу на добавленную стоимость”, в случае если такие результаты образуются, производится этими предприятиями (в данной конкретном примере имеющими на балансе котельную) за счет прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов, или других собственных источников, но за счет средств бюджета.
Если предприятия жилищно-коммунального хозяйства продают и перепродают коммунальные услуги, они должны соблюдать вышеизложенный порядок применения налога на добавленную стоимость.
Что касается предприятий, участвующих только в расчетах за коммунальные услуги, то в соответствии с письмом Госналогслужбы России от 15.08.96 № ВЗ-4-03/55н, если предприятие жилищно-коммунального хозяйства не осуществляет операции по купле-продаже коммунальных услуг, а участвует только в расчетах по ним, т.е. осуществляет транзитные платежи (выполняет функцию сбора и перечисления денежных средств), операции по реализации этих услуг отражаются на балансе организаций-поставщиков (производителей работ, услуг), которые осуществляют расчеты с бюджетом по налогу на добавленную стоимость.
Предприятия ЖКХ, работающие в системе ”Заказчик-Подрядчик”, имеют свои отраслевые особенности применения НДС при оказании услуг (выполнении работ) населению, особенно при оказании услуг, на которые установлены регулируемые цены или тарифы.
Конкретно речь идет об оказании таких жилищно-коммунальных услуг, как обеспечение тепло- и электроэнергией, газоснабжение, водоснабжение и канализация.
Производителями-поставщиками вышеназванных услуг являются в данном случае такие предприятия (организации), как теплосети, ТЭЦ, водоканалы, газостанции и др.
При осуществлении своей деятельности в вышеназванной системе наиболее распространенной формой для предприятий ЖКХ является функционирование в качестве “подрядчика”, когда предприятие ЖКХ приобретает у поставщиков-производителей вышеназванные услуги с их отражением на своем балансе и затем реализует конечному потребителю - населению (другим организациям).
Согласно письму Госналогслужбы России и Минфина России от 15.08.96 № ВЗ-4-03/55н, если предприятия ЖКХ приобретают вышеназванные услуги и отражают на своем балансе, обороты по приобретению и оплате этих коммунальных услуг у поставщиков в соответствии с действующим законодательством по НДС будут отражаться у предприятий ЖКХ в расчетах по НДС (декларации) в общеустановленном порядке.
Согласно постановлению Правительства РФ от 29.07.96 № 914 “Об утверждении порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по НДС” и постановлению Правительства РФ от 02.02.98 № 108 “О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства РФ от 29.07.96 № 914” утвержден порядок составления счетов-фактур, ведения журналов учета счетов-фактур, книги продаж и книги покупок.
Согласно вышеназванным документам с 1 января 1997 года каждая отгрузка товаров (выполнение работ, оказание услуг) сопровождается оформлением счета-фактуры. Счет-фактура составляется поставщиком по мере отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг). Регистрация составленных счетов-фактур в книге продаж производится в хронологическом порядке по мере реализации товаров (работ, услуг) в зависимости от установленной на предприятии учетной политики в целях налогообложения, т.е.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!