Льготы на уплату налога имущество
Налоговая проверка: контроль уплаты налога на имущество организаций
Налог на имущество организаций нередко является объектом налоговой проверки. Значение данного налога достаточно велико, так как этот налог зачисляется в региональные бюджеты и в значительной степени обеспечивает формирование доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации.
При проведении выездной налоговой проверки по налогу на имущество организаций объектами контроля являются:
1) учредительные документы (договор, устав)
2) свидетельство о постановке на налоговый учет
3) бухгалтерская отчетность: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу и т.д.
4) данные по счетам 01, 02, 03, 58, 79 бухгалтерского учета
5) налоговые декларации (расчеты) по налогу на имущество организаций
6) договоры: купли-продажи, о сдаче имущества в аренду, в том числе финансовой аренды (лизинга)
7) платежные банковские поручения, приходные и расходные кассовые ордера
8) унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств (в соответствии с Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7):
9) счета-фактуры
10) учетные регистры, например главная книга, оборотные ведомости, журналы-ордера.
Налоговая проверка может осуществляться либо сплошным, либо выборочным методом.
В ходе проверки учетной документации:
Проверка документов, подтверждающих осуществление хозяйственной операции, включает формальную (наличие реквизитов), арифметическую и правовую проверки.
При контроле уплаты налога на имущество организаций проверяется имущество, учитываемое на счете 01 Основные средства, а также факт того, что на счете 08 Вложения во внеоборотные активы не числится имущество, которое введено в эксплуатацию. По мнению Минфина России (Письмо от 06.09.2006 N 03-06-01-02/35 и др.) и арбитражных судов (Постановления ФАС Центрального округа от 11.04.2012 N А08-5611/2010-16, от 26.08.2011 N А64-3070/2010 и др.), если объект капитального строительства, первоначальная стоимость которого сформирована на дату представления документов на государственную регистрацию прав собственности, передан по акту приема-передачи в эксплуатацию, и организацией на объекте фактически ведется хозяйственная деятельность, данный объект недвижимого имущества обладает всеми признаками основного средства, установленными п. 4 ПБУ 6/01.
Отсутствие регистрации в связи с несвоевременным оформлением права собственности на недвижимость не освобождает организацию от обязанности уплачивать налог на имущество (Решение ВАС РФ от 17.10.2007 N 8464/07).
На счете 01 также может быть учтено имущество, которое не относится к объектам налогообложения.
Земельные участки и иные объекты природопользования не облагаются налогом на имущество. Понятие природных ресурсов содержится в ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ Об охране окружающей среды, согласно которой к природным ресурсам отнесены не только естественные природные образования, но и так называемые природно-антропогенные объекты, которые созданы человеком, но обладают свойствами природных объектов и имеют рекреационное и защитное значение. Примерами могут служить дамбы, причальные набережные, намытые земельные участки, ливневые канализации.
Водные объекты для организаций не являются объектами налогообложения. Согласно п. 4 ст. 1 Водного кодекса РФ (ВК РФ) под водным объектом понимаются природный или искусственный водоем, водоток и иной объект, сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. Виды водных объектов указаны в ст. 5 ВК РФ: к ним относятся реки, ручьи, каналы, озера и т.д.
Имущество федеральных органов исполнительной власти не признается объектом налогообложения, если одновременно соблюдаются следующие условия (пп. 2 п. 4 ст. 374 НК РФ):
а) имущество принадлежит указанным органам на праве оперативного управления
б) в федеральном органе исполнительной власти законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба
в) имущество используется для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ.
В частности, всем условиям соответствует (и потому освобождено от налогообложения) имущество, которое принадлежит на праве оперативного управления:
Правомерность непризнания объектом налогообложения подтверждается наличием статуса федерального органа исполнительной власти (например, частная охранная организация).
Если имущество не предназначено для использования каким-либо образом в предпринимательской деятельности (например, приобретенное здание под снос), то к объектам основных средств оно не относится и, соответственно, налогом не облагается (Письмо Минфина России от 22.04.2008 N 03-05-05-01/24, Постановления ФАС Московского округа от 31.01.2011 N КА-А40/17003-10, от 17.02.2010 N КА-А40/687-10).
С 2013 г. не облагаются налогом объекты основных средств, которые относятся к движимому имуществу и введены в эксплуатацию с 2013 г. В силу ст. 130 ГК РФ можно не учитывать мебель (даже встроенную), компьютерные и телефонные сети, производственные линии, оборудование, транспортные средства, банкоматы и платежные терминалы, внешние кондиционеры.
Расчет налоговой базы должен быть произведен налоговым органом с учетом нормы амортизации, начисленной со стоимости объекта незавершенного строительства, который фактически используется в хозяйственной деятельности (Постановление ФАС Московского округа от 29.02.2012 N А41-37380/10).
Проверяя правильность определения налоговой базы, налоговые органы принимают во внимание основные положения учетной политики, которые влияют на расчет налога на имущество.

Прежде всего речь идет о способе начисления амортизации, закрепленном в учетной политике для целей бухгалтерского учета, который влияет на расчет остаточной стоимости имущества. Положение по бухгалтерскому учету Учет основных средств ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, устанавливает четыре способа расчета бухгалтерской амортизации:
Далее рассматривается определенный налогоплательщиком срок полезного использования основных средств, оценивается правильность применения специальных коэффициентов амортизации, которые могут изменять сумму начисленной амортизации (например, повышающие коэффициенты увеличивают эту сумму). Если по некоторым основным средствам не предусмотрено начисление амортизации (например, для некоммерческих организаций), при определении стоимости учитывается износ, который начисляется, как правило, ежемесячно.
При проверке правильности применения налоговых льгот по налогу на имущество организаций в соответствии со ст. 381 НК РФ следует учитывать особенности их применения.
Организации и учреждения уголовно-исполнительной системы вправе применять налоговую льготу согласно п. 1 ст. 381 НК РФ в отношении всего имущества, которое находится у них на балансе на праве оперативного управления.
Налоговая льгота для религиозных организаций (Письма Минфина России от 07.06.2011 N 03-05-05-01/37, ФНС России от 11.10.2011 N ЗН-4-11/16789@) не распространяется на:
Правом на льготу по налогу на имущество, предусмотренным для общеРоссийских общественных организаций инвалидов, пользуются также их региональные отделения. Более того, данную льготу вправе применять не только организации инвалидов общеРоссийского уровня, но и иные общественные организации инвалидов независимо от территории их деятельности - межрегиональные, региональные, местные (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.11.2011 N 148 (п. 4). Льгота применяется только в случае, если указанные организации на 80% состоят из инвалидов и их законных представителей (п. 3 ст. 381 НК РФ).
Перечень организаций, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, и в отношении которых предусмотрена налоговая льгота по ст. 381 НК РФ, утвержден Постановлением Правительства РФ от 13.10.1995 N 1012.
Относительно налоговой льготы, указанной в п. 5 ст. 381 НК РФ, следует уточнить, что памятниками истории и культуры признаются не только объекты недвижимого имущества, но и связанные с ними произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, науки и техники, а также иные предметы материальной культуры (ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации). Льгота по налогу на имущество распространяется на все объекты, включенные в состав памятника (Письмо Минфина России от 08.12.2009 N 03-05-04-01/99).
Однако согласно п. 5 ст. 381 НК РФ освобождаются от налога на имущество только федеральные памятники истории и культуры. Льготы в отношении объектов культурного наследия регионального и местного (муниципального) уровня могут устанавливать субъекты РФ (абз. 2 п. 2 ст. 372 НК РФ).
В настоящее время налоговая льгота распространяется на вновь вводимые объекты, имеющие высокую энергетическую эффективность, в соответствии с Перечнем таких объектов, установленным в Постановлении Правительства РФ от 16.04.2012 N 308, или на вновь вводимые объекты, имеющие высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством РФ (Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ) предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества.
К наиболее характерным нарушениям порядка формирования налоговой базы, выявляемым при проведении выездной налоговой проверки, относится занижение среднегодовой стоимости имущества из-за снятия с учета основных средств до момента их фактической реализации. Так, например, в ходе изучения договоров на продажу имущества может быть установлено, что при расчете среднегодовой стоимости имущества организация не учла стоимость основных средств, которые были сняты с учета ввиду предполагаемой реализации, но фактически не были реализованы. Согласно договорам неотъемлемым условием перехода права владения имуществом является наличие акта приема-передачи имущества, который на момент проверки может отсутствовать у обеих сторон.
Если организация докажет, что имущество предназначалось для продажи и в собственной деятельности не использовалось, то суд, скорее всего, поддержит налогоплательщика и признает, что такое имущество объектом налогообложения не является.
Правомерность невключения имущества в состав основных средств могут подтверждать, например:
В ходе проверки возможно обнаружение занижения случаев среднегодовой стоимости имущества на сумму несписанного износа по выбывшему имуществу, например по имуществу, переданному в уставный фонд дочернего предприятия.
При инвентаризации может быть выявлено имущество, которое непригодно для использования, не подлежит включению в состав основных средств и налогом не облагается. Доказательствами непригодности имущества к эксплуатации могут служить:
При проверке расчета налога на имущество организаций также проверяется счет 03 Доходные вложения в материальные ценности, на котором учитывается имущество, приобретенное организацией изначально для сдачи в лизинг, в аренду или в прокат.
По мнению Минфина России (Письмо от 22.03.2011 N 07-02-10/20), если момент списания с бухгалтерского учета объекта недвижимости, права собственности на который подлежат государственной регистрации, не совпадает с моментом признания доходов и расходов от выбытия объекта основных средств (если указанные доходы и расходы подлежат признанию в момент государственной регистрации перехода права собственности), то для отражения выбывшего объекта основных средств до момента признания доходов и расходов от его выбытия может использоваться счет 45 Товары отгруженные (отдельный субсчет Переданные объекты недвижимости).
Следует обратить внимание при проверке на то, ведется ли раздельный учет основных средств, если налогоплательщики перешли на уплату единого налога на вмененный доход по отдельным видам деятельности (ЕНВД). Именно при раздельном учете видно, какое имущество используется в деятельности, переведенной на уплату ЕНВД, а какое - нет. Для раздельного учета НДС обычно используется пропорция, утвержденная в учетной политике: исходя из доли выручки, полученной при уплате ЕНВД, в общей сумме выручки (за квартал, в котором перешло право собственности на здание, - выручка, рассчитанная нарастающим итогом с начала года или за предыдущий квартал).
Соответственно, налог на имущество организаций начисляется на стоимость имущества, используемого в деятельности, не подпадающей под обложение ЕНВД, с учетом входного НДС.
В ходе выездной налоговой проверки может осуществляться выемка документов, если налогоплательщик отказывается представить запрашиваемые документы или не представляет их в установленный срок, а также в случаях, когда у проверяющих имеются достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены. Выемка документов проводится в присутствии понятых и оформляется протоколом (при необходимости могут привлекаться сотрудники органов внутренних дел).
При проведении выездной налоговой проверки возможны также осмотр территорий и помещений, которые используются для осуществления предпринимательской деятельности и получения дохода, и инвентаризация имущества налогоплательщика с целью проверки достоверности данных, содержащихся в документах налогоплательщика, выяснения иных обстоятельств, имеющих значение для проверки.
Решено, кто получит льготы по уплате налога на недвижимость
Правовые известия
Верховная Рада приняла Закон о внесении изменений в ст. 265 Налогового кодекса Украины относительно объектов жилой недвижимости (проект № 2405 ).
Согласно Закону не облагается налогом на недвижимое имущество . отличное от земельного участка, объекты жилой недвижимости, принадлежащие приемным семьям, семьям опекунов детей, в которых воспитывается трое и более детей, а также объекты жилой недвижимости. принадлежащих детям-сиротам и детям, лишенным родительской опеки, и лицам из их числа, но не более одного такого объекта на ребенка.
Напомним, граждане начали получать квитанции об уплате налога на недвижимость.
Согласно документу, льготы по уплате налога не предоставляются на объекты налогообложения, используемые их владельцами с целью получения доходов (сдаются в аренду, лизинг, используемых в предпринимательской деятельности). Городские, поселковые и сельские советы могут устанавливать дополнительные льготы по налогу, который уплачивается на соответствующей территории с объектов жилой недвижимости, находящихся в собственности религиозных организаций Украины, уставы (положения) которых зарегистрированы в установленном законом порядке, и используются для обеспечения деятельности, предусмотренной такими уставами (положениями).
Законом пересмотрен размер жилой площади, на который будут предоставляться льготы, а именно, ставки налога для физлиц устанавливаются в следующих размерах:
- не больше 1 % - для квартиры / квартир, жилая площадь которых не превышает 240 кв. метров, или жилого дома / домов, жилая площадь которых не превышает 500 кв. метров
- 2,7 % - для квартиры / квартир, жилая площадь которых превышает 240 кв. метров, или жилого дома / домов, жилая площадь которых превышает 500 кв. метров
- 1 % - для различных видов объектов жилой недвижимости, находящихся в собственности одного налогоплательщика, суммарная площадь которых не превышает 740 кв. метров
- 2.7 % - для различных видов объектов жилой недвижимости, находящихся в собственности одного налогоплательщика, суммарная площадь которых превышает 740 кв. метров.
То есть, льгота на уплату налога будет применяться к совокупной жилой площади объектов жилой недвижимости, принадлежащей налогоплательщикам независимо от количества таких объектов.
Предусмотрено также, что для всех физлиц в 2013 г. налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, начисляться и уплачиваться не будет.
Специалисты считают принятие Закона прогрессивным шагом со стороны законодателя . И не только потому, что данный Закон предусматривает освобождение от уплаты налога на недвижимость в 2013 году для физических лиц. «Основные изменения, предусмотренные в нём, направлены на урегулирование вопросов, связанных с налогообложением данным налогом, к введению которого на сегодняшний день налоговые органы оказались не готовы. До принятия данного Закона не было четкой ясности, как этот налог будет рассчитываться, и что делать тем плательщикам, которым этот налог начислили неправильно» - поделилась с ЮРЛИГОЙ Алиса Дуброва . управляющий партнер ЮК «БДО Лигал Украина» .
Льготы на уплату налога на имущество
Живу в частном доме, являюсь его собственником, имею 1-ю группу инвалидности, освобождена от уплаты налогов. Если я выпишусь оттуда, льготы на уплату налога потеряю или нет? У меня там живет дочь. Она будет платить? ВОРОБЬЕВА О. С.
Отвечают специалисты УФНС России по Курской области: Согласно положениям статьи 1 Закона РФ от 9 декабря 1991 года №2003-1 О налогах на имущество физических лиц плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения (жилой дом, квартира, комната, дача, гараж, иное строение, помещение, сооружение, доля в праве общей собственности на вышеуказанное имущество).
Признание лица налогоплательщиком налога на имущество физических лиц осуществляется налоговым органом на основании информации, полученной от органов, осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 4 статьи 5 Закона №2003-1), исчисление налога на имущество производится налоговым органом в отношении лица, указанного в правоустанавливающих документах на недвижимое имущество.
Освобождение от уплаты налога на имущество при наличии оснований, установленных законодательством РФ о налогах и сборах, предоставляется физическому лицу, на которое зарегистрировано право собственности на объект недвижимости, независимо от прописки.
Если право на объект недвижимости зарегистрировано на обеих (мать и дочь) и вид права общая совместная собственность, то налог на имущество физических лиц согласно пункту 3 статьи 1 Закона №2003-1 уплачивается каждым в равных долях.
При наличии оснований и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, каждый вправе использовать соответствующие налоговые льготы.
- Написать отзыв (0) - Версия для печати
Глава 5 ЛЬГОТЫ ПО УПЛАТЕ НАЛОГА НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО
Статья 283. Освобождение от налога
(1) От налога на недвижимое имущество освобождаются:
a) органы публичной власти и учреждения, финансируемые из средств бюджетов всех уровней
b) общества слепых, общества глухих, общества инвалидов и предприятия, созданные для выполнения этими обществами своих уставных целей
c) предприятия пенитенциарных учреждений
d) Республиканский экспериментальный центр по протезированию, ортопедии и реабилитации Министерства труда, социальной защиты и семьи
e) объекты гражданской защиты
f) религиозные организации - по недвижимому имуществу, используемому для проведения религиозных обрядов
g) дипломатические и иные приравненные к ним представительства и организации в соответствии с международными договорами, одной из сторон которых является Республика Молдова
h) лица, достигшие пенсионного возраста, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, инвалиды III группы (участники боевых действий по защите территориальной целостности и независимости Республики Молдова, участники боевых действий в Афганистане, участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС), а также лица, подвергнутые репрессиям и впоследствии реабилитированные.
i) семьи погибших участников боевых действий по защите территориальной целостности и независимости Республики Молдова и лица, находившиеся на их иждивении
j) семьи военнослужащих, погибших во время боевых действий в Афганистане, и лица, находившиеся на их иждивении
k) семьи, в которых имеются дети-инвалиды в возрасте до 18 лет
l) семьи умерших вследствие заболевания, полученного в результате участия в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, и лица, находившиеся на их иждивении.
m) государственные учреждения здравоохранения, финансируемые из фондов обязательного медицинского страхования.
n) Национальная компания медицинского страхования и ее территориальные агентства
о) Национальный банк Молдовы
р) собственники или владельцы имущества, реквизированного в интересах общества, - на период реквизиции согласно законодательству
r) физические лица - обладатели жилых домов или других жилых помещений (используемых в качестве основного жилья) на основе договора имущественного найма, находящихся в публичной собственности государства или публичной собственности административно-территориальных единиц.
(2) Категории лиц, указанные в пунктах h)-l) части (1), освобождаются от уплаты налога на недвижимое имущество за земли, на которых расположен жилой фонд, приусадебные участки в пределах установленных норм, а также за расположенное на них недвижимое имущество (здания, строения, квартиры) в пределах стоимости этой недвижимости по постоянному месту жительства (при отсутствии такового - по месту нахождения) до 30 тысяч леев, за исключением недвижимого имущества, предназначенного для жилья (квартиры и индивидуальные жилые дома) в городах и муниципиях, включая населенные пункты, входящие в их состав, кроме сел (коммун), для которых освобождение от уплаты налога на недвижимое имущество предоставляется в пределах стоимости этой недвижимости - по постоянному месту жительства (при отсутствии такового - по месту нахождения) согласно приложению к настоящему разделу.
(3) В случае, если право на освобождение от налога на недвижимое имущество возникает в течение налогового года, перерасчет налога осуществляется начиная с месяца, в котором лицо приобрело право на освобождение. В муниципиях Кишинэу и Бэлць, кроме городов и сел (коммун), входящих в их состав, перерасчет налога на недвижимое имущество осуществляется территориальными государственными налоговыми инспекциями.
(4) От налога на недвижимое имущество (землю, земельные участки) освобождаются собственники и пользователи земель, земельных участков:
a) занятых заповедниками, дендрологическими и национальными парками, ботаническими садами
b) лесного и водного фондов, не вовлеченных в производственную деятельность
c) используемых научными организациями и научно-исследовательскими учреждениями сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля для научных и учебных целей
d) занятых многолетними насаждениями до начала плодоношения
e) занятых учреждениями культуры, искусства и кинематографии, образования, здравоохранения, спортивно-оздоровительными комплексами (за исключением занятых курортными учреждениями), а также памятниками природы, истории и культуры, финансируемыми из средств государственного бюджета или профессиональных союзов
f) постоянно отведенных под железнодорожные пути и автомобильные дороги общего пользования, речные порты и взлетно-посадочные полосы
g) отведенных под зоны государственной границы
h) находящихся в общем пользовании населенных пунктов
i) отведенных для сельскохозяйственных нужд, признанных при отведении нарушенными и впоследствии восстановленных, - на срок 5 лет
j) подверженных химическому, радиоактивному и другому загрязнению, если Правительство установило ограничения на осуществление сельскохозяйственных работ на этих участках.

Статья 284. Освобождение от налога, предоставляемое органами
местного публичного управления
(1) Правомочные и представительные органы местного публичного управления первого и второго уровня вправе предоставлять физическим и юридическим лицам освобождение от налога на недвижимое имущество или отсрочку по его уплате в пределах отчислений от этого налога в соответствующие бюджеты согласно процентным нормам, утвержденным органами местного публичного управления второго уровня на соответствующий налоговый год в случае:
a) стихийного бедствия или пожара, вследствие которого недвижимое имущество, посевы и многолетние насаждения уничтожены или существенно повреждены
b) предоставления участков земли эвакуируемым предприятиям, оказывающим вредное воздействие на окружающую среду. В этом случае освобождение от уплаты налога может быть предоставлено на нормативный срок ведения строительных работ
c) продолжительной болезни или смерти собственника недвижимого имущества, подтвержденной соответственно медицинской справкой или справкой о смерти.
(2) Принятое представительным органом местного публичного управления решение о предоставлении освобождения от налога на недвижимое имущество или отсрочки по его уплате направляется в территориальный налоговый орган в течение 10 дней.
(3) Размер убытков, понесенных вследствие стихийного бедствия или пожара, определяется специальной комиссией. Структура и механизм деятельности таких комиссий устанавливаются Правительством.
УСН: освобождение ИП от налога на имущество
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики о порядке освобождения от уплаты налога на имущество физических лиц индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения, сообщает следующее.
Порядок налогообложения имущества физических лиц установлен Законом Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 О налогах на имущество физических лиц. В соответствии со статьей 5 данного Закона исчисление налога на имущество физических лиц производится налоговыми органами. Лица, имеющие право на льготы по уплате указанного налога, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.
Согласно пункту 3 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. 2, 4 и 5 ст. 224 Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 Кодекса.
Перечень документов, подтверждающих право индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения, на освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не определен.
В связи с этим полагаем, что основанием для освобождения от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц вышеназванного индивидуального предпринимателя могут являться документы, подтверждающие фактическое использование имущества в предпринимательской деятельности, в отношении которой применяется упрощенная система налогообложения, в течение налогового периода. При этом состав вышеназванных документов определяется в зависимости от характера использования имущества в предпринимательской деятельности (например, договор аренды помещения с арендатором, документы с указанием адреса конкретного помещения в качестве места приема-отпуска товаров или места выполнения трудовых функций работников налогоплательщика и т. п.)
Документы, подтверждающие право индивидуального предпринимателя на освобождение от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц, должны быть представлены в сроки, позволяющие налоговому органу исчислить сумму налога на имущество физических лиц и направить налогоплательщику соответствующее налоговое уведомление об уплате налога в установленные Кодексом сроки.
Заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ С.В.Разгулин
Комментарий эксперта
В соответствии с пунктом 3 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, освобождены от уплаты налога на имущество. Данная льгота применима только в отношении тех сооружений, которые:
Цели использования имущества
Обязанность уплатить налог на имущество напрямую зависит от того в каких целях используется объекты собственности: в личных или в предпринимательской деятельности.
В общем случае порядок налогообложения имущества физических лиц установлен Законом РФ от 09.12.1991 № 2003-1 О налогах на имущество физических лиц (далее - Закон № 2003-1).
Согласно пункту 1 Закона № 2003-1 плательщиками этого налога признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Объектами налогообложения являются жилые дома, квартиры, комнаты, дачи, гаражи, иные строения, помещения и сооружения, а также доли в праве общей собственности в указанном имуществе
Если предприниматель использует имущество в предпринимательской деятельности, то по общему правилу при применении упрощенной системы, он освобождается от уплаты налога на имущество физических лиц.
Если же объекты собственности используются в личных целях, то налог нужно уплатить до 1 ноября. Напомним, что расчет производится налоговой инспекцией самостоятельно и обязанность его уплатить возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).
Необходимые документы
Поскольку законодательством не установлен список необходимых документов, способных подтвердить льготу по налогу, то считаем, что такими документами могут выступать документы, подтверждающие фактическое использование имущества в предпринимательской деятельности в течение налогового периода . Это:
Поскольку Законом № 2003-1 не определены сроки представления документов, подтверждающих право индивидуального предпринимателя на освобождение от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц, полагаем, что они могут быть представлены в сроки, позволяющие налоговому органу исчислить сумму налога и направить налогоплательщику уведомление об уплате налога до 1 августа.
Временное неиспользование имущества в предпринимательской деятельности в течение налогового периода (в частности, отсутствие договоров аренды, ремонт помещения и т. п.), а также использование имущества (его части) для управленческих нужд индивидуального предпринимателя, не может рассматриваться как использование этого имущества в целях, отличных от предпринимательской деятельности. Данный вывод подтверждают письма Минфина России от 01.02.2010 № 03-05-04-01/06, от 18.01.2010 № 03-11-11/1.
Эту же позицию подтверждает арбитражная практика. К примеру, в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 16.12.2009 № А70-4191/2009 судьи отмечают, что налоговый орган неправомерно начислил налог на имущество, поскольку оно не использовалось в предпринимательских целях. Судьи отклонили довод инспекторов и указали, что под предпринимательской деятельностью нельзя понимать только сдачу имущества в аренду, так как данное обстоятельство не вытекает из самого понятия предпринимательской деятельности (ст. 2 ГК РФ) и положений статьи 346.11 Налогового кодекса РФ. Это могут быть действия подготовительного характера, например, проведение ремонтных и строительных работ, поиск потенциальных арендаторов. Аналогичные решения вынес суд в постановлениях от ФАС Центрального округа от 31.08.2009 № А64-6950/0, ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.09.2009 № А33-6383/09.
ФНС России в письме от 19.08.2009 № 3-5-04/1290 отмечает, что одним из документов, подтверждающих факт применения недвижимого имущества в предпринимательской деятельности, может служить выписка из ЕГРИП.
Напомним, что помимо перечисленных документов, предпринимателю необходимо подать заявление в произвольной форме об освобождении от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении указанных объектов недвижимости.
Финансовый аналитик Ж.В. Французова
Получайте свежие нормативные акты в удобном формате!
Загрузите бесплатное приложение Нормативные акты для бухгалтера для Windows!
Налог на недвижимость: экономическая сущность, ставки, льготы, порядок исчисления и уплаты
Читайте также:
Налог на недвижимость – это прямой налог. Налог на недвижимость включается в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, кроме сумм налога на недвижимость, исчисленных со стоимости зданий и сооружений сверхнормативного незавершенного строительства.
Плательщиками налога на недвижимость являются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица.
Объектами налогообложения признаются здания и сооружения,
в том числе не завершенные строительством.
Не признаются объектом налогообложения следующие объекты:
· здания и сооружения, не завершенные строительством, по объектам строительства, финансируемым из бюджета, а также не завершенные строительством здания и сооружения, относящиеся к объектам жилищного строительства
· здания и сооружения, не завершенные строительством, по объектам строительства, осуществляемого собственными силами без привлечения сторонней строительной организации.
Годовая ставка налога для организаций установлена в размере 1%.
Годовая ставка налога для организаций, имеющих объекты сверхнормативного незавершенного строительства (объекты по которым превышены нормативные сроки строительства, установленные проектной документацией) и осуществляющих новое строительство установлена в размере 2%.
Годовая ставка налога на недвижимость со стоимости жилых зданий, надворных построек, гаражей, принадлежащих физическим лицам, а также зданий и строений, используемых индивидуальными предпринимателями для осуществления своей деятельности, устанавливается в размере 0,1%.
Налог на недвижимость определяется организациями ежегодно и рассчитывается по следующей формуле:
Сумма налога на недвижимость за год
Изменения в оплате и расчете налога на имущество ИП в 2015 году
Одним из главных изменений в сфере налогообложения, которое коснулось ИП в 2015 году, стало введение нового порядка расчета налога на имущество. Более того, теперь этот платеж в казну обязаны будут осуществлять все предприниматели, вне зависимости от режима налогообложения, в рамках которого они осуществляют свою деятельность. Так, предприниматели, работающие на ЕНВД и УСН, также попадают в ряды плательщиков.
Налог на имущество: основные положения
С начала 2015 года на всей территории РФ начался постепенный переход к новой форме взимания обязательных платежей за недвижимое имущество. При этом нововведения коснулись не только граждан, но и индивидуальных предпринимателей.
Долгое время налог на имущество малые фирмы, работающие на правах ЕНВД, не платили вовсе, а остальные ИП осуществляли его расчет по инвентаризационной стоимости, отмеченной в документах из БТИ. В текущем же году в силу вступают новые правила, а именно:
Администрирование налога на имущество передано на региональный уровень, а значит, ставки, льготы и кадастровый перечень объектов будут составлять местные власти.
Предприниматель обязан будет вносить в казну налог только в том случае, если он выступает собственником имущества. Арендаторов этот обязательный платеж не затронет. Если имущество находится в долевой собственности сразу нескольких лиц, то платить они его будут совместно: пропорционально принадлежащим им долям недвижимого объекта.
Как определить налогооблагаемое имущество?
Несмотря на то, что новый налог на имущество распространяется на всех предпринимателей, прежде чем вносить свой недвижимый объект в декларацию, понадобиться совершать следующие действия:
Если в упомянутом выше списке своей недвижимости предприниматель не нашел, то он имеет полное право не вносить налог на имущество. Также следует помнить, что налоговые нововведения вступили в силу далеко не во всех регионах страны. Там, где региональные власти ещё не приняли положений о новом обязательном платеже, действует прежний порядок его уплаты.
В то же время предпринимателям стоит помнить, что существуют объекты, которые в обязательном порядке включаются в перечень налогооблагаемого имущества. К их числу согласно ст. 378.2 НК РФ относятся:
Декларация по имущественному налогу должна быть предоставлена в ИФНС по месту расположения недвижимых объектов. Уплата налога должна быть осуществлена до 30 октября года. следующего за отчетным. Иными словами, за 2015 год платить налог предпринимателям придется только в 2016 году.
Таким образом, с 2015 года под уплату имущественного налога попадают все предприниматели, в том числе и действующие на условиях УСН и ЕНВД. При этом вносить обязательный сбор по кадастровой цене объекта придется тем ИП, имущество которых входит в региональные списки и принадлежит им на праве собственности.
Новости:
Автор Тема: льготы для ИП в пф рф и в налоговую (Прочитано 9358 раз)
Существуют следующие льготы для Индивидуальных Предпринимателей:
1) Льгота на уплату налога на имущество основание:
НК РФ Глава 26.2. УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
3. Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса),НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 настоящего Кодекса.
2) Льгота на уплату транспортного налога:
НК РФ Глава 28. ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ
4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок
3) Льгота на уплату страховых взносов в ПФ РФ:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН 212
О СТРАХОВЫХ ВЗНОСАХ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД
РоссиЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
РоссиЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
6. Плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированных размерах за периоды, указанные в подпунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 - 8 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ О трудовых пенсиях в Российской Федерации, в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды.
(часть 6 введена Федеральным законом от 03.12.2012 N 243-ФЗ)
а именно:
служба по призыву в армии
период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности
период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет
период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности
период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности.
Последняя льгота немного ни верная, поскольку есть решение КС РФ - где чётко прописывается, что все периоды вносятся в стаж, и при нахождении в которых ни надо платить взносы, в том числе За время получения социальных пособий - переводя на Русский язык - выплаты по больничным листам и по Беременности и родам
Последнее редактирование: 18 Февраль 2013, 00:41:22 от iplubimov
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!