Замена льгот денежной компенсацией
Льготы заменят деньгами
05.05.2011 - 14:04:59 Экономика Комментариев: 0
С середины апреля в Киеве, Черновицкой и Харьковской областях, а также в Крыму начался эксперимент по замене льгот, которые имеют некоторые категории граждан, денежной компенсацией. Деньги будут переводить на электронные социальные карточки, которые вводят вместо привычных бумажных удостоверений пенсионера, инвалида, ветерана или чернобыльца.
Новая старая идея
Сначала эксперимент коснется лишь проезда в транспорте. Льготникам, вовлеченным в эксперимент, придется покупать билеты. Но взамен они ежемесячно будут получать на карточки по 120 грн. По словам вице-премьера по социальным вопросам Сергея Тигипко, если эксперимент окажется успешным, то к 2014-2015 гг. монетизация будет распространена на другие льготные сферы, причем, по всей стране.
Заметим, что история с заменой льгот деньгами на Украине началась еще в 2002 г. во время премьерства Анатолия Кинаха. Тогда Кабмин утвердил четырёхлетнюю «Стратегию замены системы льгот адресной денежной помощью населению». Однако деньги на программу не были предусмотрены ни в бюджете на 2003 г. ни на 2004-й.
В 2004 г. правительство Виктора Януковича признало постановление правительства Кинаха утратившим силу, и монетизацию свернуло. По официальной версии – из-за нехватки средств на создание реестра льготников.
Но в 2008 г. правительство Юлии Тимошенко вновь вспомнило об идее замены льгот деньгами – для начала только в общественном транспорте.
Предлагалось людям, имеющим право бесплатного проезда, выдавать проездные билеты. Однако против такой идеи выступили Партия регионов и Компартия Украины. Депутаты от ПР настаивали на том, что в мире нет еще ни одной страны с успешным опытом перехода от льгот к монетизации.
«Свыше 12 млн. граждан Украины, имеющие право на льготы по социальному или профессиональному признаку, останутся без них», - предупреждали «регионалы».
На самом деле, проблема чуть шире. По официальным данным, сегодня на Украине на два человека без льгот приходится один льготник.
«Украина занимает первое место в Европе по количеству льгот - такого нет нигде. И одно из последних по производительности труда и по ВВП на душу населения», - заявил в 2010 г. вице-премьер-министр Борис Колесников. Он напомнил, что эта ситуация постепенно усугублялась и сегодня достигла критического уровня. «Это создано разными командами на протяжении 13-14 лет под выборы, под каждые выборы. Это накопилось, государство уже не в состоянии. Те, кто работает, не в состоянии заработать столько, чтобы заплатить эти льготы», - предупреждал Колесников.
Кужель: Льготы - это профанация
Кроме того, нынешние вдохновители монетизации настаивают на том, что в действительности имеющиеся льготы для граждан являются профанацией. Как утверждает Александры Кужель, замглавы партии «Сильная Украина», возглавляемой вице-премьером Сергеем Тигипко, бесплатность медицинского обслуживания обеспечивается лишь на бумаге. Бесплатный проезд не позволяет улучшать техническое состояние транспорта.
Преференции в оплате коммунальных услуг тормозят реформы в ЖКХ.
Благодаря же монетизации пенсионеры-участники эксперимента смогут без проблем ездить в маршрутках, говорит Александра Кужель: «Частники не хотят перевозить льготников, так как местные бюджеты не компенсируют им тех затрат. Надо конкретно по каждому направлению говорить с конкретными нашими участниками того или иного процесса: то лекарства, то переезд, то протезы. И если это будет поддержано людьми, и им так будет лучше, то я думаю, что это нормально». Эксперимент может принести также пользу инвалидам, отмечает Кужель. В частности, они будут иметь больше выбора при покупке колясок.
Замглавы Киевской горгосадминистрации по вопросам экономики и инвестиций Руслан Крамаренко считает, что монетизация льгот выгодна и государству, и населению. «Замена льгот денежной компенсацией — это поддержка тех, кто имеет право на льготы, но ими не пользуется. К сожалению, те, кто использует их по максимуму (например, совершают в день до 10 поездок в общественном транспорте), действительно, пострадают. Но таких людей немного. А для большинства, наверное, будет удобнее получить 200-300 грн дополнительно и потратить их на свое усмотрение. Хочешь — ездишь в транспорте, хочешь — тратишь на продукты или лекарства», - сказал Крамаренко.
По словам чиновника, дороже всего обойдутся компенсации транспортникам. Так, отсутствие данных о реально оказанных услугах позволяет, например, транспортным предприятиям и аптекам завышать требуемые суммы компенсации. «В Киеве эти цифры рассчитываются, исходя из того, что в столице 800 тыс. льготников (хотя мы точно знаем, что реально их около 500 тыс.), еще 300 тыс. — это люди, чьи фамилии повторяются в разных списках. Я уже не говорю о липовых льготниках, которых посчитать просто нереально», - сообщил Крамаренко. Однако, несмотря на все эти проблемы, заверил чиновник, столичные льготники будут вовремя получать компенсацию.
Как избежать опыта России?
Глава Комитета Верховной Рады по делам пенсионеров, ветеранов и инвалидов (фракция «БЮТ-Батькивщина») Валерий Сушкевич выступает против идеи монетизации льгот – хотя на ней еще пару лет назад настаивала сама Тимошенко. Аргументы – почти та же, что в свое время выдвигали «регионалы».
«В итоге, самые чувствительные категории населения потеряют в социальной защите. Монетизация льгот будет сопровождаться разными бюрократическими проволочками, и не все люди смогут их осилить. Кроме того, монетизация не учитывает инфляцию. Например, цены на проезд часто меняются, а пересмотреть их можно будет только в следующем бюджетном году. Если, конечно, денег хватит. Так, где здесь социальная справедливость?» - возмущен бютовец Сушкевич.
В свою очередь, эксперты-скептики напоминают неудачный опыт России. С 1 января 2005 г. многие социальные льготы в РФ (например, бесплатные лекарства, проезд в общественном транспорте, скидки на оплату услуг ЖКХ) были заменены денежными выплатами. Тогда более чем 20 млн. Российских льготников – инвалидам и ветеранам войны, чернобыльцам, а также имеющим звание Героя, – был гарантирован минимальный соцпакет: 450 руб. в месяц. За эти деньги можно было купить один месячный проездной на проезд во всех видах транспорта.
Однако затем льготников перевели на попечение региональных бюджетов. Власти же на местном уровне пересчитали размер компенсаций, и сумма выплат снизилась до 200–300 руб. в месяц, что вызвало массовые протесты со стороны льготников. В итоге, правительство РФ вынуждено было отказаться от идеи монетизации.
В связи с этим, известный экономист Александр Пасхавер, поддерживая идею монетизации льгот на Украине, предостерегает правительство Николая Азарова от повторения печального опыта России. «Надо делать реформы так, чтобы человек их воспринимал», - напоминает Пасхавер.
Однако бывший вице-премьер-министр Украины Владимир Лановой не исключает компромиссного варианта монетизации на Украине. На его взгляд, некоторые льготы можно заменить деньгами, а некоторые - оставить. «Например, в Америке дают необеспеченным людям помощь картами, которыми можно оплатить лишь простые продукты - например, молоко, хлеб. Такая система действует много лет и еще не скомпрометировала себя. Потому что люди, которые должны покупать именно такие социальные продукты за деньги, очень часто покупают не продукты питания», - говорит Лановой.
Прислушается ли власть к предупреждениям политиков и экспертов или же решит пойти в вопросе монетизации льгот своим особым путем - заодно показав рвение в выполнении рекомендаций МВФ - станет ясно уже в ближайшее время.
Подготовил Олег Лобанов,
Замена льгот денежными выплатами
Двух мнений быть не может: это прямой удар по пенсионерам и инвалидам.
Нововведение должно пониматься так: прибавка призвана компенсировать нам отобранную льготу, т.е. за эти деньги мы, якобы, сможем купить то, что у нас отняло государство. Тогда эта прибавка должна изменяться одновременно со стоимостью компенсированных услуг.
Но сможет ли государство быть настолько оперативным, дабы поспевать за ростом цен? Сиильно сомневаюсь.
Сегодня объем льгот растет пропорционально с ценами. И льготник, обладающий, скажем, правом на бесплатный проезд, может не беспокоиться о росте цен на проезд в автобусе. В случае замены льготы на надбавку к пенсии данный эффект сводится к нулю.
Если принять во внимание прогнозы роста энерготарифов на ближайшие два года, то для полноценной компенсации отмены пенсионных льгот в этой части понадобиться почти двукратное увеличение пенсий. Не стоит и говорить о том, что пенсионерам два года не видать такого удвоения. Вряд ли государство поспеет за повышением цен, т.е. все расходы по почившим в бозе льготам лягут на крепкие плечи Российских пенсионера и инвалида.
Государственные мужи точно подметили, что в существующих сегодня льготах нет социальной справедливости. А будет ли она, когда льготы по лекарствам инвалидам будут заменены определенной денежной суммой, одинаковой для всех, притом что каждому требуется свой набор лекарств? В этом и есть социальная справедливость?
Нас в который раз никто не спросил, хотим ли мы
попасть в уготованный рай.
Замена льгот денежными компенсациями
Горячая линия министра социальной защиты населения Тверской области Елены Хохловой
Редакция Тверских ведомостей открыла свой прессцентр. Первым его гостем стала министр Правительства Тверской области, руководитель министерства социальной защиты населения Тверской области Елена Хохлова. По телефону горячей линии она ответила на многочисленные вопросы наших читателей, касающиеся замены натуральных льгот для инвалидов денежными компенсациями.
О том, что с 1 января 2012 года льготы для инвалидов по оплате жилищнокоммунальных услуг заменены денежными выплатами, сказано и написано немало. Однако количество обращений в отделы соцзащиты на эту животрепещущую тему не иссякает. Только за январь сотрудники районных отделов соцзащиты ответили более чем на 9000 звонков, касающихся замены льгот денежными компенсациями.
12 марта в редакции газеты Тверские ведомости по горячей линии Елена Хохлова детально разъяснила необходимость перевода натуральных льгот в денежный эквивалент:
- Тверская область, в отличие от других регионов РФ, перешла на систему денежной компенсации льгот на услуги ЖКХ одной из последних. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации процесс изменения механизмов финансирования льготных обязательств государства начался еще в 2007 году. В нашей же области прежний порядок начисления льгот в размере 50 процентов от общей суммы коммунальных платежей сохранялся вплоть до конца 2011 года. С начала же нынешнего года вся сумма, указанная в платежке, делится на число зарегистрированных членов семьи, и только доля инвалида оплачивается вполовину.
Вопреки расхожему мнению, данное нововведение - отнюдь не прихоть областных чиновников, а требование федерального законодательства, причем довольно давнее. В статье 17 Федерального закона О социальной защите инвалидов в Российской Федерации четко обозначено: Инвалидам и семьям, имеющим детейинвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению. Иными словами, 50процентная скидка на оплату услуг ЖКХ распространяется на всех проживающих только в семьях, воспитывающих детейинвалидов, в остальных случаях льгота остается лишь за самими инвалидами, а к их родственникам не имеет отношения.
Перевод 160 тысяч проживающих в Тверской области федеральных льготников на новую систему расчета коммунальных компенсаций проходил поэтапно: начиная с отдаленных районов области и заканчивая Тверью. Перейти на положенный стандарт сразу не представлялось возможным: это привело бы к путанице во взаиморасчетах управляющих компаний, товариществ собственников жилья и ресурсоснабжающих организаций. Однако откладывать дальше не представлялось возможным, ведь выплата денежных компенсаций льготным категориям граждан вместо натуральных льгот является требованием Федерального закона 185 О Фонде содействия реформированию ЖКХ . И так искусственное сдерживание темпов перехода к системе ежемесячных денежных компенсаций привело к приостановке финансирования федеральных программ по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, а также по капитальному ремонту жилищного фонда. Сейчас эта заминка устранена, и, по прогнозам, транш на нужды переселенцев в этом году будет получен в полном объеме.
Валентина Степановна:
- Почему компенсация приходит с запозданием?
- Замена коммунальных вычетов денежными выплатами имеет такой минус: компенсации предоставляются по факту платежа за предыдущий месяц. Вызывает вопросы также факт отсутствия льготной строки в счетахквитанциях. Коммунальные и ресурсоснабжающие организации не горят желанием вводить такую строку, поскольку вообще не сильно довольны заменой льгот денежными компенсациями. Ведь благодаря этому они лишились стабильных и крупных денежных потоков за льготы для инвалидов: эти федеральные средства теперь выделяются лично плательщикам.
Вкратце же схему трехстороннего (соцзащита, инвалиды и организации коммунального сектора) информационноденежного взаимообмена можно приобщить к классике жанра: утром деньги - вечером стулья. Так, до 20-25 числа текущего месяца организации ЖКХ обязаны передать информацию по каждому льготнику в территориальные отделы соцзащиты, которые, в свою очередь, перечислят сумму начисленной льготы плательщику. Несомненным плюсом адресной компенсации является то, что льготные начисления поступают к конкретному человеку за уже предоставленные коммунальные блага, а не организациям в надежде на то, что услуги они окажут, причем качественно и в надлежащем объеме.
Гудкова Валентина Николаевна, инвалид 2й группы:
- Мне почемуто не носят компенсацию вместе с пенсией. Сама я ходить не могу, звонила и в почтовое отделение, и в управляющую компанию, но там говорят, что это не их вопрос. Как быть?
- Способ получения компенсаций можно выбрать: либо через отделения почтовой связи, либо через счет в Сбербанке, либо вместе с пенсией на дом. Для этого необходимо заполнить заявление в органах социальной защиты по месту жительства с указанием предпочтительного варианта. В случае, если заявление не будет представлено, средства будут выплачиваться по месту получения пенсии.
Надежда Александровна, ветеран труда, инвалид 3й группы:
- Почему на тех льготников, которые проживают в приватизированном жилье, не распространяются льготы на содержание дома? Ведь когда нас призывали приватизировать жилье, обещали, что это никоим образом не скажется на субсидиях и льготах, а теперь что?
- Действительно, согласно федеральному законодательству данная льгота предоставляется только инвалидам и семьям, имеющим детейинвалидов, проживающим в домах государственного или муниципального жилого фонда. Но в настоящее время Государственная Дума рассматривает проект поправок в закон О социальной защите инвалидов в Российской Федерации. Этот законопроект поддержан Губернатором Тверской области Андреем Владимировичем Шевелёвым, который уже направил личное обращение к депутатам Государственной Думы, баллотировавшимся от нашего региона, с просьбой ускорить принятие социально значимых поправок.
Перевозчикова Александра Константиновна:
- У нас в квартире прописана льготница, но реально она проживает по другому адресу. Куда обратиться, чтобы деньги перечислялись ей по месту жительства?
- Для этого необходимо написать заявление в соответствующем территориальном отделе социальной защиты. Правда, если пенсию приносят по месту прописки, то и денежную компенсацию должны приносить туда же.
Лукьянова Антонина Ивановна (деревня Пасынково Калининского района), инвалид 3й группы:
- Мне непонятно, почему до нового года за отопление мы оплачивали только 50 процентов, а сейчас гораздо больше?
- По закону льготы на оплату коммунальных услуг распространяются исключительно на инвалидов, а не на членов их семей. К примеру, с инвалидом может совместно проживать еще четыре человека, значит, сумма коммунальных начислений делится на пятерых, и только от доли инвалида оплачиваются льготные 50 процентов.
Малыгина Людмила Владимировна:
- Если у меня есть сразу несколько оснований для получения льгот, я все равно должна выбрать только одно?
- Да, льготы не суммируются. Допустим, человек является одновременно и инвалидом по общим заболеваниям, и участником Великой Отечественной войны. Льготнику необходимо выбрать то основание для получения компенсаций, которое для него выгоднее и по которому ежемесячная денежная выплата и прочие установленные законом льготы больше.
Елена Хохлова дала подробные разъяснения и многим другим позвонившим по всем тонкостям замены натуральных льгот для инвалидов денежными компенсациями.
Ксения БАДАКОВА
По всем возникающим вопросам тверитяне могут обращаться в территориальные отделы социальной защиты населения: по Заволжскому району - 562184 по Центральному району - 357223 по Московскому району - 346557 по Пролетарскому району - 429000 и по телефону горячей линии - 320659.
Видеоверсию можно посмотреть в разделе Видео : http://www.vedtver.ru/video/68/
О натуральных льготах и денежных выплатах
По состоянию на: 23.12.2004
Журнал: Справочник кадровика
Год: 2005
Автор: Тарасова С. В.
Рубрика: Пенсии и пособия
Закон о замене социальных льгот денежными выплатами, закладывающий новые принципы социальной поддержки населения, принят и с 1 января 2005 г. начал работать. Результаты социологического опроса, проведенного Пенсионным фондом РФ в августе 2004 г. среди 3,5 тыс. пенсионеров, показали:
– средний размер пенсии опрошенных составил 2548 руб. максимальный – 6600 руб.
– льготы имеют 27% пенсионеров
– 45% опрошенных вынуждены рассчитывать только на себя и свою пенсию, 20% получают помощь от родственников, 13% пенсионеров сами оказывают материальную помощь родным и близким
– более 500 руб. в месяц тратят на лечение и лекарства 37% респондентов, от 200 до 500 руб. тратят 34%, менее 50 pyб. – 5%.
К нам в редакцию поступает много вопросов на эту актуальную, в т. ч. и для кадровиков, тему. На наиболее часто встречающиеся вопросы мы попросили ответить начальника Государственного учреждения – Главного управления ПФР № 5 по г. Москве и Московской области Людмилу Степановну Тарасову.
Кто и зачем придумал заменять льготы денежными выплатами?
Федеральный закон РФ от 22.08.04 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации ” в связи с принятием Федеральных законов “О вснесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”» (далее – Закон от 22.08.04 № 122-ФЗ) был принят Государственной Думой 5 августа 2004 г. и вступил в силу с 1 января 2005 г.
Впервые же предложение о “монетизации” льгот, или о замене их денежными выплатами прозвучало на совместной коллегии Минфина России и Минэкономразвития России в марте 2004 г. Была предложена формула замены льгот: льготы отменяются, а вместо них устанавливаются компенсации.
Однако с самого начала было очевидно, что быстрое решение такой острой проблемы может вызвать серьезный рост напряженности в обществе. По этой причине разработка механизма “монетизации” льгот была передана Министерству здравоохранения и социального развития РФ, которое изменило саму идеологию “монетизации”. Вместо первоначально заявленной отмены льгот было предложено изменение порядка их предоставления и финансирования.
В связи с чем на первых порах были названы мизерные, вызвавшие общее возмущение, суммы компенсации?
Дело в том, что под существующую систему льгот в Минфине России имелись финансовые нормативы, сохранявшиеся без существенных изменений на протяжении десятилетий. Так, 100 литров бензина, полагавшиеся в качестве льготы Героям Советского Союза, России, Социалистического Труда и приравненным к ним, оценивались по этим нормативам в 20 pyб. По 20 копеек за литр бензин стоил только в Советском Союзе, да и то где-то в конце 70 – начале 80-х годов! Понятно, что при нормативах такой давности все льготы Героев тянули всего на 795 руб.
Поэтому Минздравсоцразвития России пришлось провести серьезную переоценку финансового эквивалента льгот. В итоге размеры денежных компенсаций для всех категорий решительно возросли (см. табл.).
Размеры денежных компенсаций натуральных льгот
Значительную прибавку – по 1 тыс. руб. – получат и дети - инвалиды и инвалиды детства. Это составляет 98% от размера их пенсий.
При этом соответствующие льготы будут выплачиваться вместе с пенсией и индексироваться по тем же нормам, что и она сама, т. е. будут защищены от инфляции. Предлагаемый ныне размер компенсации в целом более справедлив и выгоден для пенсионеров, чем первоначально предлагавшийся.
Кто будет получать ежемесячную денежную выплату?
Закон от 22.08.04 № 122-ФЗ распространяется на граждан, чьи льготы финансируются за счет средств федерального бюджета. Это следующие категории граждан:
– инвалиды ВОВ
– участники ВОВ
– ветераны боевых действий
– жители блокадного Ленинграда

– лица, работавшие на оборонительных сооружениях
– члены семей погибших участников ВОВ
– Герои СССР, Герои РФ, кавалеры орденов славы
– инвалиды I, II, III группы (степени утраты трудоспособности)
– граждане, пострадавшие в результате катастрофы на ЧАЭС
– граждане, награжденные знаком “Почетный донор России”.
Будет ли предоставлено льготникам обещанное ранее право выбирать себе или льготы, или денежную компенсацию?
Право выбора предоставлено будет. Однако в 2005 г. например, всем федеральным получателям ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) ее размер будет уменьшен на величину стоимости социального пакета – набора из трех социальных услуг (проезд на пригородном железнодорожном транспорте, лекарственное обеспечение и санаторно-курортное обслуживание) в сумме 450 руб. Это делается прежде всего по соображениям организации бюджетного процесса. Ведь деньги надо предварительно заложить в бюджет, чтобы потом предоставить гражданам право выбирать – деньги или социальные услуги. Иначе, если гражданин выбирает деньги, которых нет в бюджете, то по причине отсутствия средств государство не сможет выполнить обязательства перед ним. В ряде случаев будет невозможно профинансировать и натуральные льготы, если он их выберет, ведь оплачиваться они будут из того же источника, из тех же статей бюджета, что и денежные компенсации.
Как и в каких размерах будет осуществляться финансирование социальных услуг?
Социальные услуги будут оплачиваться не по рыночной стоимости. В связи с этим продумана и отстраивается система льготного финансирования льготных услуг. В частности, между Минздравсоцразвития России и Российскими железными дорогами уже достигнуты договоренности о централизованных закупках годовых проездных билетов для пенсионеров по льготным ценам. С производителями лекарственных препаратов есть договоренность об установлении фиксированных, неизменных в течение года, отпускных цен на медикаменты, входящие в список жизненно важных препаратов. Предполагается использовать и систему скидок, а также медицинских полисов. Все это позволит держать под контролем и вторую из важнейших льгот – лекарственное обеспечение. Просматриваются решения, способные навести порядок в санаторно-курортном обеспечении пенсионеров. Словом, все это потребует дополнительной работы, но основные решения уже найдены.
Кто будет осуществлять ежемесячную денежную выплату, и будет ли при этом иметь значение, работает человек или только получает пенсию?
С 1 января 2005 г. территориальные органы ПФР начинают осуществлять выплату ЕДВ вышеперечисленным категориям лиц, независимо от факта работы или получения пенсии.
Кто будет выплачивать ЕДВ участнику войны, получающему пенсию по линии МВД, ФСБ и т. д.?
Независимо от ведомственного подчинения, ЕДВ будут выплачивать территориальные органы ПФР. Комитетом социальной защиты населения составлен Регистр лиц, имеющих право на государственную социальную поддержку за счет средств федерального бюджета. Органы прокуратуры, судебные органы, силовые ведомства – МО РФ, МВД РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная таможенная служба РФ представили необходимые сведения для формирования базы данных по вышеуказанной категории лиц. Данный Регистр должен быть тщательно выверен и передан в территориальные органы ПФР.
Какова сумма социального пакета федеральных льготников?
В 2005 г. все категории федеральных льготников согласно Закону от 22.08.04 № 122-ФЗ получат одинаковый социальный пакет, стоимость которого будет вычитаться из положенной суммы ежемесячной денежной выплаты. Стоимость социального пакета определена в размере 450 руб.
Что будет предприниматься в тех случаях, когда потребность в лекарственной помощи не будет покрываться денежной компенсацией?
Льготополучатели будут пользоваться поддержкой по линии адресных социальных программ, через систему обязательного медицинского страхования. Это позволит выявить тех, кто действительно нуждается в адресной социальной поддержке, и начать оказывать им реальную помощь. Предполагается, что среди 32 млн пенсионеров таких будет 3-4 млн. И с ними предстоит вести адресную работу.
Как будут финансироваться льготы таких категорий, как ветераны труда, труженики тыла и другие, т. е. тех, кто не вошел в зону ответственности федеральной власти?
Понятие “социальный пакет” вводится для льготников, финансируемых из федерального бюджета. Социальный пакет будет компенсировать льготы: – на проезд в пригородном транспорте
– санаторно-курортное лечение (одна путевка в 3 года)
– страховой полис на лекарства.
В настоящее время перечень лекарств проходит согласование в Минздравсоцразвития России.
За льготы, не вошедшие в этот перечень, будут отвечать регионы. И они могут оставить своим опекаемым как натуральные льготы, так и произвести их реформирование по образцу действий федеральной власти.
Если по какой-либо причине льготник, имеющий право на ЕДВ, не попадет в данный регистр, что ему надо будет предпринять?
При такой ситуации гражданину необходимо будет обратиться в территориальное управление Пенсионного фонда РФ с заявлением и представить документы, подтверждающие льготную категорию. После оформления “выплатного” дела и права на льготы денежную выплату он получит в полном объеме с 1 января 2005 г.
Будет ли индексироваться стоимость социального пакета или она будет оставаться постоянной?
С учетом инфляции установленная сумма будет индексироваться. Кроме того, с 1 января 2006 г. федеральные льготники должны будут выбрать для себя, хотят ли они оставить льготы и уменьшение выплаты или получать компенсацию в полном объеме. Для этого необходимо будет подать заявление в территориальные органы Пенсионного фонда до 1 октября 2005 г.
В заключение хотелось бы узнать, что будет с жилищно-коммунальными льготами?
Их система принятым законодательством, в частности, в 2005 г. изменена не будет. Президент РФ Владимир Путин это подчеркнул особо, заслушивая предложения Правительства РФ. Будут ли вообще они затронуты, зависит от того, как заработает новый механизм льготирования в 2005 г.
Надо отметить, что с 2005 г. в бюджете ПФР в связи с “монетизацией” льгот должен появиться новый раздел, связанный с финансированием расходов на осуществление ЕДВ отдельным категориям граждан. Подчеркнем, что всем федеральным льготникам в 2005 г. ЕДВ будут выплачиваться за вычетом стоимости социального пакета – 450 руб. С 2006 г. получатели сами станут выбирать, какие льготы оставить, а вместо каких взять деньги.
Монетизация льгот в России
Монетизацией льгот в нашей стране называют переход от их предоставления в натуральном их к ежемесячным денежным компенсациям.
Это позволяет оценить количественно тот реальный объём помощи, который государство предоставляет тому или иному льготнику.
Суть программы монетизации
Программа монетизации льгот была проведена в России в 2005 году. Предпосылкой проведения этой программы стало то, что в период перестройки понятие «льгота» потеряло своё первичное значение. Количество льгот, предоставляемых граждан резко возросло, однако произошло это для того, чтобы экономить денежные средства в местном бюджете.
Кроме того, постсоветская система льгот была сильно коррумпирована. Например, были налажены канала сбыта льготных лекарственных средств, которые отказывались выдавать льготникам.
Когда наша страна немного оправилась от перестройки, было решено заменить некоторые льготы денежными средствами.
Монетизация касается только тех лиц, которые являются федеральными льготниками:
Было монетизировано три вида льгот:
Льготы по оплате услуг ЖКХ заменили денежными средствами несколько позже – в 2008 году.
К монетизации льгот люди отнеслись по-разному. Многие считали, что их обманывают в выплатах и суммы «замены» намного меньше самой льготы. Другие же, наоборот, защищали реформу, опираясь на то, что не каждый год получается съездить по путёвке на курорт, а денежные средства всегда не помешают.
Тем не менее, всё осталось на том же уровне. Сначала льготник всё оплачивает своими средствами, а потом через орган социальной защиты получает компенсацию на расчётный счёт.
Что касается региональных льготников, то в 2005 году субъектам было предоставлено право выбора – заменить льготы деньгами, или же оставить всё как есть.
Монетизация льгот в сфере ЖКХ услуг
Практически все региональные и федеральные льготники имеют право на скидку при оплате ЖКХ услуг в 50% - по Закону № 122-ФЗ, такие льготы подлежат монетизации, которая осуществляется за счет средств Фонда содействия реформированию.
На практике это совсем не так, а сам процесс предоставления льготы за оплату услуг ЖКХ выглядит следующим образом:
Однако, есть один момент - получить такую льготу можно только при отсутствии задолженности по квитанциям на оплату жилищно-коммунальных услуг. Как видим, при помощи системы льгот по оплате услуг ЖКХ государство также пытается решить и проблему платежной дисциплины граждан.
Именно такая монетизация вызвала больше всего возмущения среди пенсионеров. Дело в том, что при таком способе предоставления льгот достаточно сложно выяснить, за что и какая сумма компенсирована, особенно, если в квартире прописано несколько человек и некоторые из них имеют разные размеры компенсаций.
И хотя почти во всех регионах на квитанциях стали указывать, за что, кому и какая сумма компенсируется, самим пенсионерам тяжело лишний раз ходить в банк за компенсацией.
Замена льгот денежными средствами
Как уже упоминалось, вместо некоторых льгот федеральным льготникам выплачивается ежемесячная денежная выплата. Она производится в том случае, если льготник сам отказывается от предоставления ему некоторых набора социальных услуг.
Для отказа от социальных услуг, льготнику необходимо предоставить до 31 декабря в отдел ПФР по месту жительства следующие документы:
Выплата ЕДВ происходит одновременно с выплатой пенсии, так как, согласно Закону № 122-ФЗ от 22. 08. 2004 года «О монетизации льгот», регулирует этот момент ПФР.
ЕДВ заменяет денежными средствами такие льготы, как:
Для примера, ЕДВ инвалиду I – ой группы в 2014 году равна 2 832,41 рубля.
Набор социальных услуг (НСУ), от которых льготник имеет право отказаться – это льготы, которые могут быть предоставлены бесплатно. Он включает в себя замену деньгами санаторно-курортных выплат, лекарственного обеспечения и транспорт. На 1 апреля 2014 года НСУ состоит из следующих сумм:
Итого – к получению льготник имеет суммы в 839,65 рублей. Эта сумма также выплачивается вместе с пенсией.
Кроме того, инвалиды – «чернобыльцы» имеют право на получение ЕДВ как «чернобыльцы» и как инвалиды. Таким образом, для «чернобыльцев» выплата в 2014 году равна 2022,78 рублей (за ЧАЭС) + ЕДВ в зависимости от группы инвалидности.
что такое монетизация льгот?
Остальные ответы
Choko_Angel Гуру (4025) 6 лет назад
Монетизация льгот
Монетизация льгот — замена натуральных льгот денежными компенсациями, проведенная правительством России в 2005 г.
* 1 Правительственные обоснования проведения монетизации льгот
* 2 Основные положения монетизации льгот
* 3 Протесты
* 4 Ход и результаты проведения монетизации льгот
* 5 Источники
* 6 Ссылки
Правительственные обоснования проведения монетизации льгот
Система льгот возникла в советское время, когда действовала система социальных гарантий, характерная для государственной экономики. Льготы являлись поощрением определённых (сравнительно немногочисленных) категорий граждан, имеющих особые заслуги перед страной. В 80—90-е годы количество льгот было резко расширено, а сами льготы превратилась в систему социальной поддержки населения в условиях инфляции и отсутствия денег в госбюджете. Многие льготы так и не были реально обеспечены, а количество формальных льготников превысило половину населения страны.
Система льгот способствует хищению госсредств и коррупции. Например, в сфере лекарственного снабжения были налажены каналы получения госсредств за бесплатный отпуск лекарств льготникам, при этом реальный отпуск лекарств осуществляется на гораздо меньшую сумму (в том числе за счет отказа обслуживать льготников). Высокая себестоимость транспортных услуг, причиной которой зачастую является коррупция, оправдывается заинтересованными чиновниками обслуживанием льготников. В санаторно-курортном обслуживании ветеранов имелись массовые злоупотребления рядовые ветераны не получают этой услуги или вынуждены находиться в многолетних очередях.
Льготы в сфере проезда на транспорте приводят к деградации муниципального транспорта, поскольку люди, больше всего пользующиеся транспортом, стремились получить эту льготу и в результате больше половины поездок не оплачивалось. Одновременно отсутствие данных о реально оказанных услугах льготникам позволяют в ряде случаев с помощью коррупции выбивать непропорционально высокие дотации для муниципальных и даже частных транспортных компаний. Помимо муниципального транспорта, льготы оказывают негативное влияние на железные дороги, которые теряют на этом 6 млрд руб. в год, что сказывается на состоянии железнодорожной инфраструктуры.
Система льгот несправедлива к тем, кто льготами не пользуется, например, жителям деревень. Монетизация устраняет несправедливость неравномерного доступа к льготам, а льготники получают возможность потратить деньги по своему усмотрению.
Наличие льгот сдерживает проведение реформ в сфере транспорта, ЖКХ и естественных монополий. Введение конкурентных отношений на соответствующих рынках затруднено до тех пор, пока остается неясным, кто будет оплачивать льготы. Привлечение частных инвестиций в сферу транспорта, ЖКХ и естественные монополии затруднено, так как инвесторы не уверены в полной оплате услуг всеми потребителями (а значит в окупаемости инвестиций) .
[править] Основные положения монетизации льгот
Федеральная монетизация касается только «федеральных льготников» (инвалиды, военнослужащие, участники ВОВ и некоторые другие — 14 млн чел.). Монетизированы три вида льгот — транспорт (проезд на городском транспорте и пригородных электричках). лекарства и санаторно-курортное лечение. Отмену льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг правительство отложило на период после выборов 2008 г.
На замену льгот денежными компенсациями (для «федеральных льготников» ) в бюджете 2005 года было предусмотрено 171,8 млрд рублей. Реально была потрачена существенно бо льшая сумма.
В пакете законов о монетизации было предусмотрено ежемесячно выплачивать для замены льгот инвалидам первой группы с детства — 1,4 тыс. рублей, второй группы — 1000 руб. и третьей группы — 800 рублей, «чернобыльцам» — 1700 руб. донорам — 500 руб. героям Великой Отечественной войны — 3,5 тыс. рублей, участникам войны — 1,5
Источник: Материал из Википедии — свободной энциклопедии
андрей дементьев Мастер (1679) 6 лет назад
Монетизация льгот - Федеральный закон № 122 | В 2014 году исполнилось 10 лет
22 августа 2014 года исполнилось 10 лет с того момента, как был подписан Федеральный закон № 122, касающийся монетизации натуральных льгот.
В 2004 году 22 августа президент России Владимир Владимирович Путин подписал Федеральный закон № 122, который вносил изменения в законодательные акты РФ. Он признавал утратившими силу некоторые законодательные акты по причине принятия Федеральных законов, вносящих изменения и дополнения в Федеральный закон, регулирующий общие принципы организации исполнительных и законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в закон, прописывающий общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.
122-й закон вступил в силу (с рядом исключений) 1 января 2005 года. В быту он получил название «о монетизации льгот». Монетизация льгот представляет собой замену денежными выплатами натуральных льгот.
История системы льгот
Эта системы была выстроена во времена Советского Союза. Примерно до 1980 годов льготами пользовалась относительно небольшая прослойка населения. А в период 1980−1990 годов с началом экономического упадка количество льгот значительно возросло.
Согласно информации Министерства финансов России только федеральных льгот до 2005 года было около 120 видов. Ими пользовались более 200 категорий получателей. Около 70 процентов граждан (103 миллиона человек) имело те или иные льготы. В частности, среди пользователей были свыше 1 миллиона ветеранов ВОВ, 20 миллионов ветеранов труда, 800 тысяч инвалидов ВОВ и приравненных к ним лиц, 880 тысяч семей погибших, 5,2 миллиона тружеников тыла и прочие категории.
Целью 122-го закона был пересмотр федерального законодательства в плане разграничения полномочий органов власти разного уровня и их финансовой базы.
Категории льготников согласно 122-му закону
В результате данной реформы категории получателей льгот были разделены на региональные и федеральные.

К федеральным категориям относятся:
Граждане, социальную поддержку которых осуществляли федеральные органы государственной власти, получили в результате принятия 122-го закона вместо основной части натуральных льгот ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ).
Региональная власть должна была создавать собственные механизмы монетизации, не допускающие при этом ухудшения положения льготников.
Основные моменты 122-го закона
Вначале разработчиками закона планировалось провести замену всех натуральных льгот деньгами, что привело к широкому резонансу в обществе. В результате самые значимые льготы были сохранены в натуральном виде и составили «социальный пакет», сумма которого в 2005 году равнялась 450 рублям.
Состав «социального пакета»:
Остальные льготы были заменены на денежные компенсации, которые гражданин должен получать ежемесячно в установленном законом размере. Их выплаты поручили Пенсионному фонду Российской Федерации вместе с пенсией. Если человек имеет право на социальную поддержку по нескольким основаниям, то компенсация выплачивается лишь по одному из них. Вместе с базовой частью пенсии, индексирующейся в соответствии с инфляцией, повышаются и выплаты льготникам с постоянным коэффициентом индексации.
С 2006 года гражданин вправе частично либо полностью отказаться от «социального пакета» и получать денежные выплаты.
Итоги реформы
Принятие 122-го закона тем или иным образом коснулось свыше 40 миллионов Россиян: около 14 миллионов, чьи льготы оплачивались из федерального бюджета (например военнослужащих, инвалидов, ветеранов ВОВ), а также до 30 миллионов, которые получали выплаты из региональных бюджетов (пенсионеров, ветеранов труда).
Федеральный бюджет 2005 года имел 171,8 миллиарда рублей на замену льгот деньгами. Для стимуляции местных властей к проведению реформы центр дал обещание выплачивать регионам компенсацию в размере 40 процентов расходов, понесённых в результате проведения монетизации.
На дату 1 января 2005 года полностью монетизированы льготы были лишь в четырёх регионах: Тверской, Пензенской, Вологодской областях и Татарстане.
Большинство регионов остановили свой выбор на смешанной форме социальной поддержки граждан. Ряд же субъектов федерации, таких как Новгородская и Калининградская области, Ханты-Мансийский автономный округ, Красноярский край, Дагестан, Хакасия и Северная Осетия не стали проводить монетизацию и оставили старую систему натуральных льгот.
/ Отеч. история ответы к тесту
14. Новый виток политических репрессий в послевоенный период проявился в инициировании…a) «Дела врачей»
15. По окончании Великой Отечественной войны в обществе проявились надежды на широкие демократические преобразования, что получило название…a) «демократический импульс войны»
16. По окончании Великой Отечественной войны в СССР началось(лась)a) ужесточение политического режима
17. Для послевоенного периода было(а) характерно(а)…a) идеологическое давление на интеллигенцию
18. Для послевоенного периода был(о) характерен(но)…a) апогей сталинского режима
19. Жертвами кампании идеологического давления на интеллигенцию в послевоенный период стали…a) А. Ахматова, С. Эйзенштейн
20. По окончании Великой Отечественной войны начался перевод экономики с военного производства на мирные рельсы, что получило название…a) конверсия
Социально-экономическое развитие Росии в 1992 г. - начале XXI в.Тип вопросов
Правильный вариант ответа во всех вопросах ─ а.
1. Начало «шоковой терапии» в России связано с именем…a) Е.Т. Гайдара
2. Либерализация цен и начало приватизации государственной собственности в России связаны с именем…a) Е.Т. Гайдара
3. Отказ от государственного контроля за ценами на основную массу товаров и услуг – это _________ цен.a) либерализация
4. Программа радикальных реформ по переходу от плановой экономики к рыночной получила название…a) «шоковая терапия»
5. Переход России к «шоковой терапии» начался в президентство…a) Б.Н. Ельцина
6. Замена льгот денежной компенсацией в 2005г. – это…a) монетизация
7. Отказ от уплаты по внешним и внутренним долгам в 1998г. – это…a) дефолт
8. Замена льгот денежной компенсацией была осуществлена в президентство…a) В.В. Путина
9. Одним из последствий перехода к «шоковой терапии» в начале 1990-х гг. стал(о). a) обесценивание вкладов населения в Сбербанке
СССР в условиях <холодной войны>Тип вопросов
Правильный вариант ответа во всех вопросах ─ а.
1. К понятию «холодная война» относится …a) выступление У. Черчилля в Фултоне 5 марта 1946 г.
2. К понятию «холодная война» относится …a) корейская война 1950-1953 гг.
3. К понятию «холодная война» относится …a) создание Североатлантического альянса (НАТО)
4. К понятию «холодная война» относится …a) гонка вооружений
5. К понятию «холодная война» относится …a) создание НАТО и ОВД
6. К понятию «холодная война» относится …a) распад антигитлеровской коалиции
7. К понятию «холодная война» относится …a) Карибский кризис 1962 г.
8. К понятию «холодная война» относится …a) бойкот Московской Олимпиады 1980 г. западными странами
9. К понятию «холодная война» относится …a) выступление У. Черчилля в Фултоне 5 марта 1946 г.
10. К понятию «холодная война» относится …a) образование мировой системы социализма
11. Началом «холодной войны» считается выступление У. Черчилля в Фултоне в ______ году.a) 1946
12. В 1949 году был создан военно-политический блок капиталистических стран –…a) НАТО
13. В 1955 году был создан военно-политический блок социалистических государств –…a) ОВД
14. Организация Объединенных наций была создана во имя укрепления мира и безопасности, предотвращения войн в _____ году.a) 1945
15. Ликвидация монополии США на ядерное оружие имела место в…a) 1949 году
16. Началом «холодной войны» считается выступление в Фултоне 5 марта 1946 г. a) У. Черчилля
17. К понятию «холодная война» относится…a) разделение мира на две противостоящие системы
18. Испытание первой атомной бомбы СССР имело место в _____ году.a) 1949
19. По окончании II мировой войны в ряде стран Восточной Европы и Азии начался переход к …a) социализму
20. По окончании II мировой войны СССР осуществлял в отношении социалистических стран политику …a) навязывания сталинской модели социализма
СССР во II мировой и Великой Отечественной войнах
Тип вопросов
Правильный вариант во всех вопросах – а.
Спрашивайте распечатку с фотографиями.
1. Событие Второй мировой и Великой Отечественной войн, представленное на фотографии, произошло …a) 1 мая 1945 г.b) 2 сентября 1945 г.c) 7 ноября 1945 г.d) 24 июня 1945 г.
2. Событие Второй мировой и Великой Отечественной войн, представленное на фотографии, произошло в …a) ноябре 1941 г.b) декабре 1943 г.c) феврале 1944 г.d) январе 1945 г.
3. Событие Второй мировой и Великой Отечественной войн, представленное на фотографии, произошло …a) 7 ноября 1941 г.b) 5 декабря 1941 г.c) 23 февраля 1942 г.d) 2 февраля 1943 г.
4. Событие Второй мировой и Великой Отечественной войн, представленное на фотографии, произошло в …a) феврале 1943 г.b) ноябре 1941 г.c) декабре 1945 г.d) январе 1944 г.
5. Событие Второй мировой и Великой Отечественной войн, представленное на фотографии, произошло в …a) марте 1944 г.b) январе 1945 г.c) июне 1943 г.d) ноябре 1942 г.
6. Событие Второй мировой и Великой Отечественной войн, представленное на фотографии, произошло в …a) мае 1945 г.b) феврале 1945 г.c) сентябре 1945 г.d) ноябре 1945 г.
7. Событие Второй мировой и Великой Отечественной войн, представленное на фотографии, произошло …a) 24 июня 1945 г.b) 8 мая 1945 г.c) 2 сентября 1945 г.d) 7 ноября 1941 г.
8. Событие Второй мировой и Великой Отечественной войн, представленное на фотографии, произошло в …a) мае 1945 г.b) ноябре 1941 г.c) ноябре 1943 г.d) сентябре 1945 г.
9. Событие Второй мировой и Великой Отечественной войн, представленное на фотографии, произошло …a) 2 сентября 1945 г.b) 8 мая 1945 г.c) 1 сентября 1939 г.d) 9 августа 1945 г.
10. Событие Второй мировой и Великой Отечественной войн, представленное на фотографии, произошло …a) 8 мая 1945 г.b) 2 сентября 1945 г.c) 1 сентября 1939 г.d) 1 мая 1945 г.
11. Высший чрезвычайный орган, созданный 30 июня 1941 г.и сосредоточивший всю полноту власти в стране, назывался…a) Государственный Комитет обороны
12. Насильственное переселение ряда народов в 1930-1940-е гг. называлось…a) депортацией
13. Акт о безоговорочной капитуляции Японии, означавший окончание II мировой войны, был подписан __________ 1945 года.a) 2 сентября
14. Операция по разгрому Квантунской армии Японии называлась…a) Маньчжурская
15. Последней операцией Великой Отечественной войны была…a) Пражская
16. Начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны положила __________ битва.a) Сталинградская
17. Блокада Ленинграда была снята в январе _______ года.a) 1944
18. II фронт в Европе был открыт…a) 6 июня 1944г.
19. Контрнаступление советских войск под Москвой началось…a) 5-6 декабря 1941г.
20. СССР дал обязательство вступить в войну с Японией после разгрома Германии на ______ конференции «большой тройки».a) Тегеранской
Становление советской государственности. Социально-экономическая политика большевиковТип вопросов
Правильный вариант ответа во всех вопросах ─ а.
1. В 1918 году Советское государство получило название…a) РСФСР
2. Комиссия по борьбе с контрреволюцией, саботажем и спекуляцией, созданная в декабре 1917г. под председательством Ф.Э. Дзержинского, получила название…a) ВсеРоссийская чрезвычайная (ВЧК)
3. В 1917-1918гг. большевики осуществили перевод частных предприятий и отраслей экономики в собственность государства, что получило название…a) национализация
4. Брестский мир с Германией был заключен. a) 3 марта 1918г.
5. Брестский мир был расторгнут после свершения в Германии буржуазно-демократической революции, что означало завершение I мировой войны в…a) ноябре 1918г.
6. Продовольственная диктатура в мае 1918г. была введена с целью…a) борьбы с голодом
7. Первая Конституция РСФСР была принята в _____ году.a) 1918
8. После Октябрьской революции в России произошло безвозмездное изъятие имущества частных лиц, в т.ч. помещичьего землевладения, что получило название…a) конфискация
9. Учредительное собрание было распущено большевиками…a) 6 января 1918 г.
Февральская (1917 г.) революция. Развитие событий от Февраля к ОктябрюТип вопросов
Правильная последовательность: a,b,c.
1. Укажите правильную хронологическую последовательность событий Февральской революции 1917 г. …a) забастовка на Путиловском заводе b) расстрел демонстрантов в Петроградеc) массовый переход Петроградского гарнизона на сторону восставших
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!