Льготы налога имущество организации
Содержание
Налог на имущество организаций: общие сведения
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам. устанавливается НК РФ и региональными законами, вводится в действие в соответствии с законами субъектов РФ и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.
Нормативная база
Налогоплательщики
Согласно пункту 1 статьи 373 НК РФ. налогоплательщиками признаются имеющие объекты налогообложения:
В законах субъектов РФ о налоге на имущество организаций могут быть установлены льготы по этому налогу для отдельных категорий налогоплательщиков.
По общему правилу налог на имущество не платят организации, работающие по специальным налоговым режимам. В главе 30 Налогового кодекса РФ эти нормы не прописаны, но о них сказано в главах 26.1. 26.2. 26.3 и 26.4 Налогового кодекса РФ. Однако если организации на УСН или ЕНВД имеют в собственности недвижимое имущество, облагаемое налогом на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости, они платят налог на имущество наравне с организациями, применяющими ОСНО.
Не признаются налогоплательщиками организаторы Олимпийских игр и Параолимпийских игр 2014 года в г. Сочи.
Объект налогообложения
При этом для целей исчисления налога на имущество иностранные организации ведут учет объектов налогообложения в соответствии с установленным в Российской Федерации порядком ведения бухгалтерского учета.
Не признаются объектами налогообложения:
1) земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы) 2) имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации 3) объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке 4) ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов 5) ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания 6) космические объекты 7) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов 8) объекты основных средств, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Правительством РФ.(пп. 8 в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 366-ФЗ).
Налоговая база
Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.
При определении налоговой базы Российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства . имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации, то есть равна разнице между первоначальной стоимостью основного средства и суммой начисленной амортизации.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
Если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, то их стоимость для целей налогообложения определяется как разница между первоначальной стоимостью и величиной износа. исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного ) периода.
Налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства . а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства, признается кадастровая стоимость указанных объектов.
Налоговая база по месту постановки на учет иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, определяется исходя из стоимости следующего имущества:
Налоговые льготы
В соответствии с положениями Налогового кодекса РФ устанавливается два вида налоговых льгот по налогу на имущество организаций:
Федеральные льготы по уплате налога на имущество организаций установлены статьей 381 Налогового кодекса РФ. Дополнительные налоговые льготы по налогу на имущество организаций могут быть предусмотрены в региональном законодательстве.
Льготы и ставки по налогу на имущество организаций
Читайте также:
От уплаты налога на имущество организаций освобождаются:
1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации — в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций
2) религиозные организации — в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности
3) общеРоссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 %, — в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общеРоссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 %, — в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общеРоссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг) учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общеРоссийские общественные организации инвалидов, в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям
4) организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями
5) организации в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке
6) организации в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов (утрачивает силу с 1 января 2006 г.)
7) организации в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения (утрачивает силу с 1 января 2006 г.)
8) организации в отношении объектов мобилизационного назначения и мобилизационных мощностей, законсервированных и (или) не используемых в производстве испытательных полигонов, снаряжательных баз, аэродромов, объектов единой системы организации воздушного движения, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к объектам особого назначения (утрачивает силу с 1 января 2005 г.)
9) организации — в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов
10) организации — в отношении ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания
11) организации — в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации
12) организации — в отношении космических объектов
13) имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий
14) имущество коллегий адвокатов адвокатских бюро и юридических консультаций
15) имущество государственных научных центров
16) научные организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств — в отношении имущества, используемого ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности (утрачивает силу с 1 января 2006 г.).
В целях правильного применения льгот организации обязаны обеспечить соответствующий учет льготируемого имущества.
Что касается предельного размера налоговой ставки на имущество банка, то она не может превышать 2,2 % от налогооблагаемой базы. Конкретные ставки налога на имущество банков устанавливаются органами законодательной (представительной) власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. При отсутствии решений органов законодательной власти соответствующих уровней об установлении конкретных ставок налога на имущество банков применяется максимальная ставка налога. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Если законодательный орган вносит изменения в размер ставки в промежуточной дате какого-либо квартала года, то, поскольку плательщик исчисляет налогооблагаемую базу — среднегодовую стоимость имущества исходя из его стоимости на начало каждого квартала, для расчета налога новая ставка принимается только со следующего квартала.
В последнее десятилетие существовала тенденция к повышению размера предельных ставок: с 0,5 % в 1991 г. до 1,0 % в 1992 г. и 2 % в 1994 г. а с 1 января 2004 г. — 2,2 %. Эти ставки выше, чем те, которые действуют в промышленно развитых странах. Для сравнения приведем ставки налога на имущество в других странах (табл. 12).
Налог на имущество организаций (глава 30 НК РФ)
Н алог на имущество организаций ( глава 30 НК РФ)
Федеральный закон от 07.06.2011 N 132-ФЗ,
Федеральный закон от 07.11.2011 N 305-ФЗ,

Федеральный закон от 28.11.2011 N 336-ФЗ,
Федеральный закон от 30.11.2011 N 365-ФЗ
1. Введена новая льгота по налогу на имущество в отношении
объектов с высокой энергетической эффективностью
В целях стимулирования модернизации организаций и использования современного энергоэффективного оборудования с 1 января 2012 г. установлена льгота по налогу на имущество. Согласно п. 21 ст. 381 НК РФ этот налог не уплачивается в течение трех лет со дня постановки на учет вводимых после указанной даты объектов, имеющих:
- высокую энергоэффективность (по перечню. который установлен Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 308)
- высокий класс энергетической эффективности, если в отношении этих объектов законодательством предусмотрено определение указанных классов. Напомним, что перечень видов товаров, информация о классе энергетической эффективности которых должна содержаться в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках, установлен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1222. Требование об указании такой информации распространяется, в частности, на холодильники, кондиционеры, компьютерные мониторы, принтеры, лифты и др.
В Письме Минфина России от 21.02.2012 N 03-05-05-01/11 отмечено, что льгота, установленная п. 21 ст. 381 НК РФ, обратной силы не имеет. Поэтому она применяется только в отношении новых объектов, то есть введенных с 1 января 2012 г. и не распространяется на объекты, учтенные на балансе организации в составе основных средств до 2012 г.
2. Установлена льгота по налогу на имущество
для судостроительных организаций
В соответствии с п. 22 ст. 381 НК РФ с 1 января 2012 г. не уплачивают налог на имущество судостроительные организации - резиденты промышленно-производственной особой экономической зоны (ОЭЗ) в отношении следующего учитываемого на их балансе имущества:
- используемого для строительства и ремонта судов. Льгота применяется в течение 10 лет со дня регистрации налогоплательщика в качестве резидента ОЭЗ
- созданного или приобретенного для строительства и ремонта судов. В отношении этого имущества льгота действует в течение 10 лет со дня его постановки на учет, но не более срока существования ОЭЗ.
3. Порядок уплаты налога на имущество организаций
в рамках инвестиционного товарищества
С 1 января 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.11.2011 N 335-ФЗ "Об инвестиционном товариществе", который регулирует особенности договора простого товарищества, заключаемого несколькими лицами для осуществления совместной инвестиционной деятельности. Среди товарищей выделяются управляющие товарищи (один или несколько) - участники, которые осуществляют от имени остальных товарищей ведение общих дел товарищества (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 28.11.2011 N 335-ФЗ). Вклад в общее дело в виде любого имущества (а не только в виде денежных средств) вправе произвести исключительно управляющие товарищи (ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 28.11.2011 N 335-ФЗ). Поэтому особенности уплаты налога на имущество организаций при ведении деятельности в рамках инвестиционного товарищества распространяются лишь на управляющих товарищей (ст. 377 НК РФ).
Так, налог в отношении имущества, переданного участником для ведения деятельности товарищества, исчисляет и полностью уплачивает этот участник. Он определяет налоговую базу исходя из остаточной стоимости указанного имущества, информацию о которой обязан сообщать ему уполномоченный управляющий товарищ (п. п. 1. 2 ст. 377 НК РФ).
4. Продлен период применения льготы по налогу на имущество
для организаций - резидентов особых экономических зон
Для резидентов особых экономических зон (ОЭЗ) продлен период действия льготы по налогу в отношении имущества, если выполняются одновременно следующие условия (п. 17 ст. 381 НК РФ):
- имущество учитывается на балансе организации - резидента ОЭЗ
- имущество создано или приобретено в целях ведения деятельности на территории ОЭЗ
- имущество используется на территории ОЭЗ в рамках соглашения о создании этой зоны
- имущество расположено на территории ОЭЗ.
С 1 января 2012 г. п. 17 ст. 381 НК РФ содержит положение о том, что освобождение от налогообложения действует в течение 10 лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет названного имущества. Ранее период применения льготы был ограничен пятью годами с момента постановки имущества на учет. Таким образом, организации, у которых на 1 января 2012 г. не истек указанный десятилетний срок, смогут воспользоваться новыми правилами.
Введена льгота для организаций, признаваемых управляющими компаниями ОЭЗ (п. 23 ст. 381 НК РФ). Они освобождаются от уплаты налога на имущество, если у них на балансе в качестве основных средств учтено недвижимое имущество, созданное в целях реализации соглашений о создании ОЭЗ. Льгота действует в течение 10 лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет такого недвижимого имущества.
В ыводы:
1. Налог на имущество не уплачивается в отношении вводимых после 1 января 2012 г. объектов, имеющих высокую энергоэффективность или высокий класс энергетической эффективности, в течение трех лет со дня постановки на учет таких объектов (п. 21 ст. 381 НК РФ).
2. Судостроительные организации - резиденты промышленно-производственной особой экономической зоны не уплачивают налог на имущество в отношении имущества, используемого для строительства и ремонта судов (п. 22 ст. 381 НК РФ).
3. Организация - управляющий товарищ исчисляет и полностью уплачивает налог в отношении имущества, переданного им для ведения деятельности инвестиционного товарищества. Налоговая база определяется исходя из остаточной стоимости этого имущества, информацию о которой сообщает ему уполномоченный управляющий товарищ (п. п. 1. 2 ст. 377 НК РФ).
4. Резиденты ОЭЗ могут применять льготу по налогу на имущество в течение 10 лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет данного имущества (п. 17 ст. 381 НК РФ).
5. Организации, признаваемые управляющими компаниями ОЭЗ, освобождаются от уплаты налога на имущество, если у них на балансе в качестве основных средств учтено недвижимое имущество, созданное в целях реализации соглашений о создании ОЭЗ. Льгота действует в течение 10 лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет данного недвижимого имущества (п. 23 ст. 381 НК РФ).
Льготы по налогу на имущество организаций в 2007 году
Опубликовано ср, 10/04/2006 - 06:00 пользователем Татьяна Вакалюк
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБ УСТАНОВЛЕНИИ НА ТЕРРИТОРИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ""
Закон Свердловской области от 21 июля 2006 года N 61-ОЗ
С 1 января 2007 года от уплаты налога на имущество организаций освобождаются религиозные организации в отношении имущества, используемого ими для осуществления уставной деятельности. Эта льгота будет предоставляться на основании:
1) письменного заявления о предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество организаций
2) копий учредительных документов.
Также данная льгота в 2007 году предоставляется государственным учреждениям Свердловской области и муниципальным учреждениям . Ранее такая льгота предоставлялась бюджетным учреждениям, финансируемым за счет средств областного бюджета или бюджетов муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области. Таким образом, в 2007 году для получения данной льготы важен не источник финансирования деятельности, а организационно-правовая форма . Эта льгота будет предоставлена налоговым органом на основании:
1) письменного заявления о предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество организаций
2) копий учредительных документов.
Справка о финансировании из бюджета с 1 января 2007 года не предоставляется.
Это очень важно . В 2007 - 2009 годах в Свердловской области предусмотрена особая льгота по налогу на имущество для организаций, стоимость имущества которых в налоговом периоде увеличилась. Процитируем закон (новая статья 3-1):
"1. Право уплачивать налог на имущество организаций в меньшем размере предоставляется организациям, не относящимся к числу организаций, которым предоставлено право не уплачивать этот налог, среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения налогом на имущество организаций, которых увеличилась в налоговом периоде, за который представляется налоговая декларация по этому налогу, по сравнению с предыдущим налоговым периодом, за исключением случаев, когда такое увеличение произошло в результате реорганизации в форме присоединения.
Организации, указанные в части первой настоящего пункта, вправе уменьшить сумму налога на имущество организаций, исчисленную в налоговом периоде, за который представляется налоговая декларация по этому налогу, на величину, составляющую 50 процентов разности между суммой налога на имущество организаций, исчисленной в налоговом периоде, за который представляется налоговая декларация по этому налогу, и суммой налога на имущество организаций, исчисленной за предыдущий налоговый период.
2. Налоговая льгота по налогу на имущество организаций, предусмотренная в пункте 1 настоящей статьи, предоставляется организации, среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения налогом на имущество организаций, которой увеличилась в налоговом периоде, за который представляется налоговая декларация по этому налогу, по сравнению с предыдущим налоговым периодом, на основании:
1) письменного заявления о предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество организаций
2) расчета величины, на которую организация уменьшила сумму налога на имущество организаций, исчисленную за налоговый период, за который представляется налоговая декларация по этому налогу
3) копии налоговой декларации по налогу на имущество организаций за предыдущий налоговый период.".
Следовательно, при увеличении стоимости налогооблагаемого имущества сумма уплачиваемого налога при наличии у организации желания воспользоваться данной льготой составит 50% от возможной суммы налога.
Например, среднегодовая стоимость налогооблагаемого имущества организации в 2006 году составила 200 млн рублей. Сумма налога, исчисленная за 2006 год по ставке 2,2% - 4400000 рублей. В 1 квартале 2007 года организация ввела в эксплуатацию новые основные средства на сумму 40 млн рублей. Допустим, среднегодовая стоимость налогооблагаемого имущества с учетом амортизации и выбытия составила 238 млн рублей. По итогам 2007 года расчетная сумма налога составила 5236000 рублей.
Разница между налогом, исчисленным за 2007 год, и налогом, исчисленным за 2006 год, составила: 5236000 - 4400000 = 836 000 рублей. Уменьшая данную сумму на 50%, получим сумму в 418 000 рублей. Следовательно, воспользовавшись данной льготой, организация уплатит за 2007 год не 5236000 рублей в виде налога на имущество, а 5236000 - 418000 = 4818000 рублей.
Обратите внимание, что данная льгота предоставляется на основании соответствующего заявления налогоплательщика. Очевидно, что такое заявление написать можно будет только по итогам налогового периода (календарного года), так как до завершения налогового периода динамика стоимости имущества организации будет неясна. То есть о желании использовать такую льготу в 2007 году можно будет сделать заявление только после 1 января 2008 года.
Льготы по уплате налога на прибыль предприятий
Читайте также:
Освобождается от налогообложения прибыль предприятий и организаций :
- основанных общественными организациями инвалидов и являются их полной собственностью, полученной от продажи (поставки) товаров, выполнение работ и оказание услуг, кроме подакцизных товаров, услуг по поставке подакцизных товаров, полученных в рамках договоров комиссии (консигнации ), поруки, поручения, доверительного управления, других гражданско-правовых договоров, которые уполномочивают такого плательщика налога осуществлять поставку товаров от имени и по поручению другого лица без передачи права собственности на такие товары, где в течение предыдущего отчетного (налогового) периода количество инвалидов, имеют там основное место работы, составляет не менее 50 процентов среднесписочной численности штатных работников учетного состава при условии, что фонд оплаты труда таких инвалидов составляет в течение отчетного периода не менее 25 процентов суммы общих расходов на оплату труда.
- полученная от продажи на таможенной территории Украины продуктов детского питания собственного производства. направленный на увеличение объемов производства и уменьшение розничных цен таких продуктов. Перечень продуктов детского питания устанавливается Кабинетом Министров Украины.
- на период подготовки к снятию с эксплуатации энергоблоков Чернобыльской АЭС и преобразования объекта «Укрытие» в экологически безопасную систему освобождается от налогообложения прибыль Чернобыльской АЭС, если такие средства используются на финансирование работ по подготовке к снятию и снятия Чернобыльской АЭС с эксплуатации и преобразования объекта «Укрытие» в экологически безопасную систему.
- полученную за счет международной технической помощи или за счет средств, предусматриваемых в государственном бюджете как взнос Украины в Чернобыльский фонд «Укрытие» для реализации международной программы – Плана осуществления мероприятий на объекте «Укрытие» в соответствии с положениями Рамочной соглашения между Украиной и Европейским банком реконструкции и развития, для дальнейшей эксплуатации, подготовки к снятию и снятию энергоблоков Чернобыльской АЭС с эксплуатации, преобразования объекта «Укрытие» в экологически безопасную систему и обеспечения социальной защиты персонала Чернобыльской АЭС.
- государственных предприятий «Международный детский центр» Артек «и» Украинский детский центр «Молодая гвардия» от осуществления деятельности по оздоровлению и отдыху детей .
- дошкольных и общеобразовательных учебных заведений негосударственной формы собственности, полученный от предоставления образовательных услуг .
- энергетической отрасли в пределах расходов, предусмотренных инвестиционными программами. одобренными Национальной комиссией регулирования электроэнергетики Украины, на капитальные вложения по строительству (реконструкции, модернизации) межгосударственных, магистральных и распределительных (локальных) электрических сетей и / или сумм, направленных на возвращение кредитов, которые использованы для финансирования вышеуказанных целей.
На период с 1 апреля 2011 до 1 января 2016 применяется ставка 0% для плательщиков налога на прибыль, в которых размер доходов каждого отчетного налогового периода нарастающим итогом с начала года не превышает трех миллионов гривен и начисленной за каждый месяц отчетного периода заработной платы ( дохода) работников, состоящих с налогоплательщиком в трудовых отношениях, является не меньшим, чем две минимальные заработные платы, размер которой установлен законом, и которые отвечают одному из следующих критериев:
а) образованные в установленном законом порядке после 1 апреля 2011
б) действующие, в которых в течение трех последовательных предыдущих лет (или в течение всех предыдущих периодов, если с момента их образования прошло менее трех лет), ежегодный объем доходов задекларировано в сумме, не превышающей трех миллионов гривен, и в которых среднесписочная численность работников в течение этого периода не превышала 20 человек
в) которые были зарегистрированы плательщиками единого налога в установленном законодательством порядке в период до вступления в силу этим Кодексом и в которых за последний календарный год объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) составил в одного миллиона гривен и среднесписочная численность работников составляла до 50 человек.

От налогообложения освобождаются доходы неприбыльных организаций:
полученные в виде:
- средств или имущества, поступающих безвозмездно или в виде безвозвратной финансовой помощи или добровольных пожертвований
- пассивных доходов
- средств или имущества, поступающих в такие неприбыльные организации как компенсация стоимости полученных государственных услуг, в том числе доходов государственных учебных заведений, полученных от изготовления и реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг, в том числе от предоставления платных услуг, связанных с их основной уставной деятельностью
- дотаций или субсидий, полученных из государственного или местного бюджетов, государственных целевых фондов или в пределах технической или благотворительной, в том числе гуманитарной помощи, кроме дотаций на регулирование цен на платные услуги, которые предоставляются таким неприбыльным организациям или через них их получателям согласно законодательству. с целью снижения уровня таких цен.
- средств, поступающих в кредитные союзы или пенсионных фондов в виде взносов на негосударственное пенсионное обеспечение или взносов на другие нужды, предусмотренные законом
- средств или имущества, поступающих таким неприбыльным организациям от проведения их основной деятельности и в виде пассивных доходов
- любых других доходов от предоставления культовых услуг, а также пассивных доходов.
- доходы полученные в виде взносов, средств или имущества, поступающих таким неприбыльным организациям для обеспечения потребностей их основной деятельности и в виде пассивных доходов.
Неприбыльные организации:
а) органы государственной власти Украины, органы местного самоуправления и созданными ими учреждениями или организациями, содержащимися за счет средств соответствующих бюджетов
б) благотворительные фонды и благотворительные организации, созданные в порядке, определенном законом для проведения благотворительной деятельности общественными организациями, созданными в целях оказания реабилитационных, физкультурно-спортивных для инвалидов (детей-инвалидов) и социальных услуг, правовой помощи, осуществления экологической, оздоровительной, любительской спортивной, культурной, просветительской, образовательной и научной деятельности, а также творческими союзами и политическими партиями, общественными организациями инвалидов, союзами общественных организаций инвалидов и их местными ячейками, созданными в соответствии с соответствующим законом, научно-исследовательскими учреждениями и высшими учебными заведениями III-IV уровней аккредитации, внесенными в Государственный реестр научных учреждений, которым предоставляется поддержка государства заповедниками, музеями и музеями-заповедниками
в) кредитные союзы, пенсионные фонды, созданными в порядке, определенном соответствующими законами
г) другие юридические лица, деятельность которых не предусматривает получение прибыли согласно нормам соответствующих законов
г) союзами, ассоциациями и другими объединениями юридических лиц, созданными для представления интересов учредителей (членов, участников), которые содержатся только за счет взносов таких учредителей (членов, участников) и не ведут хозяйственную деятельность, за исключением получения пассивных доходов
д) религиозные организации, зарегистрированными в порядке, предусмотренном законом
е) жилищно-строительные кооперативы и объединения совладельцев многоквартирного дома
е) профессиональные союзы, их объединения и организациями профсоюзов, а также организациями работодателей и их объединениями, образованными в порядке, определенном законом.
Доходы неприбыльных организаций, в том числе доходы заведений и учреждений образования, науки, культуры, здравоохранения, а также архивных учреждений и реабилитационных учреждений для инвалидов и детей-инвалидов, имеющих соответствующую лицензию, которые содержатся за счет бюджета, зачисляются в состав смет (на специальный счет) для содержания таких неприбыльных организаций и используются исключительно на финансирование расходов такой сметы (включая финансирование хозяйственной деятельности согласно их уставам), рассчитанной и утвержденной в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
В случае если по результатам отчетного (налогового) года доходы, зачисленные в смету для содержания указанных организаций, превышают сумму определенных сметой расходов, сумма превышения учитывается в составе сметы следующего года.
Освобождается от налогообложения 80 процентов прибыли предприятий . полученной от продажи на таможенной территории Украины товаров собственного производства по перечню, установленным Кабинетом Министров Украины:
- оборудования, работающего на возобновляемых источниках энергии
- материалы, сырье, оборудование и комплектующие, которые будут использоваться в производстве энергии из возобновляемых источников энергии
- энергоэффективное оборудование и материалы, изделия, эксплуатация которых обеспечивает экономию и рациональное использование топливно-энергетических ресурсов
- средства измерения, контроля и управления расходами топливно-энергетических ресурсов
- оборудование для производства альтернативных видов топлива.
В случае невозможности определить путем прямого подсчета прибыль, полученную нерезидентами с источником его происхождения из Украины, налогооблагаемая прибыль определяется органом государственной налоговой службы как разница между доходом и расходами, определенными путем применения к сумме полученного дохода коэффициента 0,7.
Временно, сроком на 10 лет, начиная с 1 января 2011 года освобождаются от налогообложения:
а) прибыль субъекта хозяйственной деятельности, полученная от предоставления гостиничных услуг (группа 55 КВЭД ДК 009:2005) в гостиницах категорий «пять звезд», «четыре звезды» и «три звезды», в том числе нововыстроенных или реконструированных либо в которых проведены капитальный ремонт или реставрация существующих зданий и сооружений
б) прибыль, полученная от основной деятельности предприятий легкой промышленности (группа 17 — группа 19 КВЭД ДК 009:2005), кроме предприятий, производящих продукцию на давальческом сырье.
При этом на переходный период до 1 января 2012 года для предприятий легкой промышленности, у которых на время вступления в силу положений настоящего Кодекса есть заключенные договоры на производство продукции на давальческом сырье, срок выполнения которых заканчивается в течение установленного периода, разрешается применять положение указанного пункта
в) прибыль предприятий отрасли электроэнергетики (класс 40.11 группа 40 КВЭД ДК 009:2005) от продажи электрической энергии, произведенной из восстанавливаемых источников энергии
г) прибыль, полученная от основной деятельности предприятий судостроительной (класс 35.11 группа 35 КВЭД ДК 009:2005) промышленности
ґ) прибыль предприятий самолетостроительной промышленности, полученная от основной деятельности (подкласс 35.30.0 класс 35.30 группа 35.3 раздел 35 КВЭД ДК 009:2005), а также от проведения такими предприятиями научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (подкласс 73.10.2 класс 73.10 группа 73.1 раздел 73 КВЭД ДК 009:2005), которые выполняются для нужд самолетостроительной промышленности
д) прибыль предприятий машиностроения для агропромышленного комплекса (класс 29.31 и 29.32 группы 29.3 раздела 29 КВЭД ДК 009:2005).
Временно, до 1 января 2015 года, освобождается от налогообложения прибыль издательств, издательских организаций, предприятий полиграфии, полученная ими от деятельности по изготовлению на территории Украины книжной продукции, кроме продукции эротического характера.
Временно, до 1 января 2016 года, не включаются в доходы суммы средств или стоимость имущества, полученные субъектами кинематографии (производителями фильмов) и/или субъектами мультипликации (производителами мультипликационных фильмов) и направленные на производство национальных фильмов.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Сущность и виды прибыли
Страница
¾ Прибыль от реализации работ, услуг, продукции, определяемая как разница между выручкой от реализации без НДС и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).
¾ Прибыль от реализации основных фондов и иного имущества. При ее определении учитывается разница между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов и имущества, увеличенной на индекс инфляции.
¾ Доходы от внереализационных операций, в состав которых включаются доходы:
получаемые от долевого участия в деятельности других предприятий
от сдачи имущества в аренду
дивиденды (проценты) по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятиям
(расходы) от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией, включая суммы, полученные и уплаченные в виде санкций и возмещения убытков
суммы, полученные безвозмездно от других предприятий при отсутствии совместной деятельности.
¾ Налогооблагаемая прибыль.
¾ Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, или чистая
прибыль.
Льготы по налогу на прибыль
Льготы, предоставляемые по налогу на прибыль, можно разделить на пять групп, предусматривающих:
¾ полное освобождение от уплаты налога на прибыль специализированных предприятий и организаций в части, полученной от осуществления их уставной деятельности
¾ понижение ставки налога на прибыль на 50% для предприятий, если инвалиды составляют не менее 50% общего числа их работников
¾ освобождение от налогообложения только той части прибыли, которая направляется на осуществление определенных, установленных законом целей
¾ наряду с общими льготами для всех предприятий ¾ предоставление специальных льгот предприятиям малого бизнеса
¾ разрешение для предприятий использовать так называемый «перенос убытков», что довольно широко применяется в мировой практике. Относительно к Российскому законодательству это означает, что для предприятий, получивших в предыдущем году убыток, освобождается от уплаты налога часть прибыли, направленная на его покрытие, в течение последующих пяти лет.
Проблемы совершенствования законодательной базы по налогообложению прибыли предприятий и пути их решения
Главная проблема, возникающая при налогообложении прибыли, это не размер ставки, а порядок определения налогооблагаемой базы.
В сложившихся экономических условиях предприятия часто вынуждены реализовывать свою продукцию по цене не выше фактической себестоимости. Действующее налоговое законодательство не запрещает проводить эту операцию. Но если в бухгалтерском учете выручка для определения финансового результата отражается в фактически полученных суммах, то для целей налогообложения выручка может отражаться по-разному. Таким образом, особую важность приобретает определение рыночной цены.
Тема рыночных цен на продукцию (работы, услуги) ¾ одна из наименее методически проработанных тем в нормативных актах по налогообложению. Слабым местом порядка определения рыночной цены для целей налогообложения реализации продукции по ценам не выше себестоимости является отсутствие нормативно-правового акта, в котором был бы конкретно изложен приемлемый, универсальный метод определения рыночной цены продукции, одинаково обязательный как для предприятий, так и для налоговых органов. Разработать такой универсальный метод не только чрезвычайно трудно, но и вряд ли возможно, если от метода требуется, чтобы он мог быть одновременно пригоден для разных видов производств. Но если не всегда можно определить для целей налогообложения рыночную цену продукции в строгом соответствии с нормативно-правовыми актами, то еще труднее определить таким образом рыночную цену для целей налогообложения применительно к работе или услуге. Практически возможно определение рыночных цен только на элементарные работы и услуги, состоящие из минимального количества операций, и на широко распространенные, состоящие из однотипных, повторяющихся операций. Определить же рыночную цену работы или услуги, носящей индивидуальный характер, практически невозможно. Именно этими трудностями объясняется то, что в нормативных актах только формулируется понятие рыночной цены и указываются основные принципы ее определения, но не дается конкретный метод ее определения.
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что простота и доступность восприятия налога на прибыль в данном случае не соблюдается. Налогоплательщик вынужден прилагать время и средства на определение рыночных цен и аналогичной продукции (привлечение оценщиков для этих целей).
Основное направление эволюции Российского законодательства по налогу на прибыль в целом совпадало с аналогичными реформами в других странах. Однако, принципиальное отличие реформирования Российской системы налогообложения прибыли от западной модели состоит в расширении налогооблагаемой базы за счет включения в нее новых объектов обложения и ограничения льгот и скидок. Ограничение размера совокупности применяемых льгот ¾ не более 50% налогооблагаемой прибыли, не говоря уже о частных ограничениях (по вычету убытков, на капитальные вложения).
Особенностью льготного налогообложения в России является то, что выступая федеральным налогом, по части, зачисляемой в бюджеты субъектов Российской Федерации, органы законодательной власти этих субъектов могут устанавливать свои льготы, перечень которых достаточно широк. Однако, экономическая целесообразность некоторых льгот, вводимых субъектами Федерации, весьма сомнительна.
Льготы можно рассматривать как самый нестабильный элемент налоговой системы, они постоянно изменяются, пересматриваются, отменяются, сокращаются и т.д.
Во многих странах западной Европы налоговые льготы считаются более эффективным средством поддержки предприятий, чем бюджетные субсидии. Существует мнение, что налоговые стимулы не способны оказать решающего воздействия на развитие инвестиций, но, несмотря на это они оказывают определяющее воздействие на макроэкономический климат в стране. Экономическую значимость льгот можно подтвердить размерами той доли прибыли, которая посредством льготного налогообложения остается у предприятий ¾ 18,6% налогооблагаемой прибыли. При этом большую долю в этой сумме составляют средства, использованные на долгосрочные инвестиции ¾ 11,1%.
Существуют сторонники и противники налоговых льгот. Процесс сокращения налоговых льгот, в особенности носящих индивидуальный характер, в целом ¾ позитивное явление. Но он не должен свестись к полной ликвидации льгот как элемента налога. Отмена всех налоговых льгот в принципе возможна, в условиях стабильной экономики, и существуют страны, где при таком подходе минимален уровень налогообложения. Недостатки заключены не в самих льготах, а в их неоправданном применении.
Основное направление действия налоговых льгот ¾ это сокращение налогового обязательства налогоплательщика, прямо или косвенно. По механизму действия налоговые льготы имеют существенные различия и группируются в зависимости от того, на изменение какого из элементов структуры налога направлено в их действие. Их можно разделить на такие, как освобождение части прибыли от налогообложения (например, от производства сельскохозяйственной продукции), скидки, действие которых направлено не на исключение из налогооблагаемой базы доходов, а связано с расходами, в зависимости от их влияния на результаты налогообложения отсрочки (налоговые кредиты) и рассрочки уменьшение ставки налогообложения налоговые каникулы.
Перейти на страницу номер:
Украина на пороге налоговой революции Яценюка
На прошлой неделе глава государственной фискальной службы Игорь Билоус презентовал окончательную редакцию концепции налоговой реформы. Вместо 22 налогов будет 9, отменится множество льгот, налоговый и бухгалтерский учет объединится.
На прошлой неделе глава государственной фискальной службы Игорь Билоус презентовал окончательную редакцию концепции налоговой реформы. Именно эта редакция, как надеется главный налоговик, будет принята на ближайшем заседании Кабмина и внесена на рассмотрение в Верховную Раду.
ЛІГАБізнесІнформ обнародует наиболее важные новации документа.
Сокращение количества налогов и сборов
Из 22 действующих налогов и сборов предлагается оставить девять.
Останутся:
- налог на прибыль предприятий
- налог на доходы физических лиц
- налог на добавленную стоимость
- акцизный налог (объединит в себе: сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на электрическую и тепловую энергию, кроме электроэнергии, произведенной когенерационными установками, и экологический налог (с топлива))
- экологический налог (объединит в себе: сбор за первую регистрацию транспортного средства, экологический налог (кроме топлива) и сбор за специальное использование лесных ресурсов)
- рентная плата (объединит в себе: плату за пользование недрами, сбор за пользование радиочастотным ресурсом и сбор за специальное использование воды)
- пошлина
- налог на недвижимое имущество (объединит в себе: налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, и плату за землю)
- единый налог (включая фиксированный сельскохозяйственный налог).
Новации, направленные на увеличение ресурсной базы местных бюджетов
Концепция предусматривает внедрение акцизного налога от реализации через розничную торговую сеть пива, алкогольных напитков, табачных изделий и топлива, ставка которого устанавливается местными органами власти в размере не более 5% от стоимости реализованной продукции. Предполагается, что новшество позволит в 2015 году дополнительно собрать в местные бюджеты около 8 млрд. грн.
Предлагается также расширить базу налогообложения недвижимости за счет коммерческой недвижимости, а право устанавливать ставку налога предоставить местным органам власти (не более 2% размера минимальной зарплаты (24,36 грн.) за 1 кв. м в год. По подсчетам ГФС, это даст местным бюджетам в следующем году около 2,7 млрд. грн.
Реформа налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка
Предлагается отказаться от применения необлагаемого налогом минимума общей площади жилой недвижимости. Вместо этого, в случае принятия концепции, придется платить за всю площадь начиная с первого метра.
Среди новшеств документа - отказ от дифференцированной ставки налога (1% и 2,7%) и установка на уровне до 2% минимальной зарплаты за 1 кв. м.
Реформа налога на прибыль предприятий
Плательщики налога на прибыль
По действующим нормам:
Предлагается:
Льготы по налогу на прибыль
Предлагается отменить следующие льготы
Освобождение от налогообложения:
Предлагается внедрить льготы для приоритетных отраслей экономики
Освобождение от налогообложения *:
* - Указанные льготы предоставляются при условии направления освобожденной от налогообложения прибыли в развитие собственного производства
Упрощение ведения малого и среднего бизнеса
Действующая упрощенная система налогообложения распространяется на шесть групп плательщиков:
1 группа (физлица с годовым доходом до 150 тыс. грн.) облагается по ставке 1%-10% минимальной зарплаты (МЗП)(12 -122 грн.)
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!