Налоговые льготы по ндс рб
Письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 9 ноября 2006 г. № 2-1-8/6435 О применении льготы по НДС
ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ РЕСПУБЛИКИ БеларуСЬ
9 ноября 2006 г. № 2-1-8/6435
О ПРИМЕНЕНИИ ЛЬГОТЫ ПО НДС
В Министерстве по налогам и сборам рассмотрено ваше письмо от 16.10.2006 № 03-3-11/3475 и с учетом мнения Министерства экономики (письмо № 12-06-10/8951 от 27.10.2006) сообщается следующее.
На основании подпункта 2.1 пункта 2 статьи 3 Закона Республики Беларусь О налоге на добавленную стоимость (далее - Закон) от налогообложения освобождаются обороты по реализации на территории Республики Беларусь лекарственных средств, медицинской техники, приборов и оборудования, изделий медицинского назначения, включенных в перечень. утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 06.03.2005 № 118 Об утверждении перечня товаров медицинского назначения, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость (далее - перечень).
Данный перечень содержит такие самостоятельные виды медицинских товаров, как линзы для очков из стекла и прочих материалов для коррекции зрения, оправы для очков для коррекции зрения, а также очки, защитные очки и аналогичные оптические приборы, корректирующие, защитные или прочие, используемые в медицине (относимые к соответствующим кодам).
Следовательно, при наличии кодов данных товаров в перечне и регистрации их в качестве изделий медицинского назначения или медицинской техники применяется освобождение от налога на добавленную стоимость как при реализации линз или оправ, так и очков.
В результате изготовления (сборки) очков для коррекции зрения по индивидуальным заказам с учетом антропометрических данных пациентов и при использовании при этом линз и оправ, включенных в перечень и зарегистрированных в установленном порядке, также имеет место оборот по реализации готового изделия медицинского назначения - очков, подлежащий освобождению от налогообложения. Соответственно формирование тарифов на изготовление (сборку) очков в таких случаях также следует производить без включения НДС.
Одновременно обращаем внимание, что, поскольку законодательством предусмотрена возможность для плательщиков отказаться от льготы по налогообложению, при отказе от льгот НДС подлежит исчислению в общеустановленном порядке.
Заместитель Министра
О порядке применения льготы по налогу на добавленную стоимость
РАЗЪЯСНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАЛОГОВОГО КОМИТЕТА

МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ БеларуСЬ
1 декабря 1997 г. N 02/145/05-23/803
О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЛЬГОТЫ ПО НАЛОГУ
НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
В соответствии с пунктом 32 статьи 5 Закона Республики Беларусь "О налоге на добавленную стоимость" реализация населению республики санаторно-курортных путевок, а также путевок в оздоровительные лагеря освобождается от налога на добавленную стоимость.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7.04.97 г. N 288 (с учетом изменений, внесенных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.08.97 г. N 1141) в целях дальнейшего совершенствования системы финансирования и организации оздоровления и санаторно-курортного лечения населения, усиления государственного контроля за правильным и эффективным использованием средств на эти цели, функции организации оздоровления и санаторно-курортного лечения с 1 октября 1997 года возложены на Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство образования, Фонд социальной защиты населения Министерства социальной защиты. Согласно пункту 8 указанного постановления предприятия, организации, учреждения осуществляют распределение путевок среди своих работников.
Предприятия объединения "Беларустурист", имеющие согласно Уставам статус туристско-оздоровительных комплексов, занимаются организацией отдыха, оздоровления, лечения и досуга детей, родителей с детьми (в том числе пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС). Отнесение предприятий объединения "Беларустурист" к субъектам хозяйствования, осуществляющим функции оздоровления, подтверждается их аттестацией Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (Протокол заседания республиканской аттестационной комиссии от 27.02.97 г. N 9).
Учитывая изложенное, Министерство финансов и Государственный налоговый комитет разъясняют, что вышеуказанная льгота по налогу на добавленную стоимость распространяется на предприятия объединения "Беларустурист" при условии реализации ими путевок непосредственно населению за наличный расчет, а также в случаях, когда распределение и приобретение путевок среди своих работников осуществляется предприятиями, организациями, учреждениями в рамках прямых договоров с Министерством по чрезвычайным ситуациям, Министерством образования, Фондом социальной защиты населения Министерства социальной защиты. Льгота предоставляется при условии ведения раздельного учета таких путевок.
Данный порядок учесть при составлении расчетов по налогу на добавленную стоимость за октябрь 1997 года.
Заместитель председателя
Государственного налогового
комитета Республики Беларусь М.К.ЕФИМОВИЧ
Налог на добавленную стоимость в Беларуси
Объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются:
обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики БеларусьОбороты по реализации отдельных товаров, работ, услуг, имущественных прав, установленных Налоговым кодексом (статья 94), освобождаются от налога на добавленную стоимость. Отдельные операции, также установленные Налоговым кодексом (ст.93), не признаются объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Плательщиками налога на добавленную стоимость признаются:
При реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет налога на добавленную стоимость возлагается на состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь организации и индивидуальных предпринимателей, приобретающих данные товары (работы, услуги), имущественные права.
Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), имущественных прав, исчисленная исходя из:
цен (тарифов) на товары (работы, услуги), имущественные права с учетом акцизов (для подакцизных товаров) без включения в них налога на добавленную стоимость регулируемых розничных цен, включающих в себя налог на добавленную стоимость.Налоговая база при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, определяется таможенными органами как сумма:
Ставки налога на добавленную стоимость устанавливаются в размерах:
Налоговым периодом по налогу на добавленную стоимость признается календарный год. Отчетным периодом по налогу на добавленную стоимость по выбору плательщика признаются календарный месяц или календарный квартал.
Плательщики представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Уплата налога на добавленную стоимость производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Метод исчисления НДС - зачетный. Сумма налога исчисляется как произведение налоговой базы и ставки налога, а сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, определяется в виде разницы между суммой налога, предъявленной покупателям, и суммой, уплаченной поставщикам товаров (работ, услуг). В случае когда сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, плательщик не уплачивает налог, в этом случае разница между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога подлежит либо вычету в следующих периодах либо возврату.
Льгота по налогу на добавленную стоимость по услугам ЖКХ
Законодательством Республики Беларусь в числе существующих льгот по налогам предусматривается освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость (далее – НДС) оказываемых физическим лицам жилищно-коммунальных и эксплуатационных услуг. Указанная льгота является одной из первых, закрепленных в налоговом законодательстве.
За прошедшее время льгота не претерпела значительных изменений по существу, но теперь виды работ (услуг), в отношении которых применяется освобождение, определены Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 2007 г. № 138 «О некоторых вопросах обложения налогом на добавленную стоимость» (далее – Указ № 138), который распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2007 г.
Указом № 138 установлено, что на территории Республики Беларусь освобождаются от обложения НДС обороты по реализации жилищно-коммунальных и эксплуатационных услуг, оказываемых физическим лицам, в том числе через организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда, и иные организации, заключившие договоры на оказание этих услуг физическим лицам, согласно приложению 2 к данному Указу (Перечень жилищно-коммунальных и эксплуатационных услуг, оказываемых физическим лицам, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость далее – Перечень).
К эксплуатационным услугам в целях применения норм Указа № 138 относятся услуги по эксплуатации жилищного фонда, инженерных систем, оборудования в жилищном фонде в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов.
При применении терминов и определений, упоминаемых в Перечне, используются нормы и положения Жилищного кодекса Республики Беларусь, Указа Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2005 г. № 565 «О некоторых мерах по регулированию жилищных отношений» (с изменениями и дополнениями далее – Указ № 565), Государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 1154-99 «Жилище. Основные положения», Положения о порядке отнесения жилых помещений государственного жилищного фонда к категории специальных жилых помещений, владения и пользования ими, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 апреля 2006 г. № 454 (далее – Положение № 454), Инструкции о порядке оплаты населением жилищно-коммунальных услуг, утвержденной постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 24 мая 2004 г. № 13 (с изменениями и дополнениями) и других нормативно-правовых актов (в том числе технических нормативно-правовых актов).
Так, в соответствии со статьей 28 Жилищного кодекса Республики Беларусь (далее – Жилищный кодекс) платой за коммунальные услуги признается плата за горячее и холодное водоснабжение, канализацию, газ, электрическую и тепловую энергию, лифты, вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов, другие услуги.
Особенности применения льготы
По ряду упомянутых в Перечне услуг для целей применения освобождения имеет значение отнесение здания, в котором проживают физические лица – потребители жилищно-коммунальных и эксплуатационных услуг, к объекту жилищного фонда в соответствии с законодательством и согласно имеющимся на такое строение документам, так как Перечнем предусматривается их оказание без обложения НДС только на объектах жилфонда. Как, например, эксплуатация, ремонт и техническое обслуживание наружных и внутридомовых инженерных систем и оборудования жилых домов, в том числе холодного и горячего водоснабжения, канализации, отопления, газо- и электроснабжения (п. 11 Перечня), установка (монтаж), наладка, ремонт и техническое обслуживание, подготовка к поверке и поверка индивидуальных и групповых приборов учета расхода воды, природного и сжиженного газа, электрической и тепловой энергии, систем регулирования тепловой энергии в жилищном фонде (п. 12 Перечня), ремонт и обслуживание кодово-домофонных систем в жилищном фонде (п. 21 Перечня) и др.
Согласно Жилищному кодексу жилищный фонд – совокупность всех жилых помещений Республики Беларусь независимо от форм собственности. Жилищный фонд состоит из государственного и частного жилищных фондов.
В соответствии с подпунктом 1.3 пункта 1 Указа № 565 жилые помещения входят в состав государственного и частного жилищных фондов после приемки их в эксплуатацию и государственной регистрации в установленном законодательством порядке.
Таким образом, в целях отнесения объектов к объектам жилищного фонда следует руководствоваться документами, выданными в отношении данного объекта территориальными организациями по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. В отношении специальных жилых домов (домов-интернатов для ветеранов, инвалидов и престарелых и т.д.) также следует руководствоваться решениями районных, городских, районных в городе, поселковых, сельских исполнительных и распорядительных органов об отнесении жилого помещения к определенному виду специальных жилых помещений.
Вместе с тем первоочередное значение для обоснования правомерности применения льготы согласно Перечню имеет факт потребления оказываемых услуг физическими лицами. При этом не имеет значения, зарегистрировано ли здание, помещение, в котором проживает гражданин, в качестве жилого либо нет. В этом – отличительная особенность от практики применения рассматриваемого освобождения до 2007 г. В силу определенных жизненных обстоятельств гражданин может не проживать в доме либо квартире, относящихся к государственному либо частному жилищному фонду. Так, он, помимо общежития, может проживать в доме-интернате, детском доме, интернате-гимназии, доме ребенка, специальном лечебно-воспитательным учреждении, обеспечивающем содержание и воспитание детей и т.п. но при этом не перестает быть потребителем жилищно-коммунальных услуг. Кроме того, многие граждане имеют в собственности садовые и дачные домики, являются членами гаражных кооперативов, где также потребляют соответствующие виды услуг на собственные потребности.
К таким услугам в соответствии с Перечнем относятся услуги водоснабжения, услуги канализации, услуги теплоснабжения на отопление и подогрев воды. услуги по электроснабжению, услуги по снабжению природным и сжиженным газом, услуги по сбору, вывозу и обезвреживанию твердых и жидких бытовых отходов.
Ситуация 1 .
Садоводческие товарищества обязали оборудовать площадки для установки контейнеров по сбору твердых бытовых отходов (ТБО). Основную списочную численность членов садоводческих товариществ составляют пенсионеры, которым уплата взносов на указанные цели обошлась в сумму, составляющую 15–20 % размера пенсии. С января 2007 г. стоимость вывоза отходов составляет 265 тыс. руб. в том числе 18 % НДС.
Возможно ли применение освобождения по НДС при реализации садоводческим товариществам услуг по вывозу и обезвреживанию ТБО, как при реализации аналогичных услуг товариществам собственников жилых домов, учитывая, что садовые и дачные домики не признаются объектами жилищного фонда?
Пункт 10 Перечня включает услуги по сбору, вывозу и обезвреживанию твердых и жидких бытовых отходов.
Вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов являются жилищно-коммунальными услугами.
Следовательно, применение освобождения от обложения НДС услуг по вывозу и обезвреживанию твердых бытовых отходов, оказываемых физическим лицам через организации (в том числе садоводческие товарищества), заключившие договоры на оказание этих услуг физическим лицам, является правомерным.
Кроме того, в целях упрощения порядка применения рассматриваемой льготы и во избежание усложнения расчета сумм налога организациям-поставщикам предоставлено право не разделять объем реализуемых услуг, приходящихся на здания учреждений, в которых располагаются одновременно жилые комнаты (спальные места), а также различного рода подсобные, вспомогательные и т.п. помещения, используемые для обеспечения жизнедеятельности граждан, деятельности данного учреждения, эксплуатации здания, на облагаемую и не облагаемую НДС части, что не противоречит нормам Указа № 138. Исключение составляют случаи, если часть помещений учреждения используется не по их прямому назначению, то есть не для обеспечения деятельности данного учреждения, а используется для предпринимательской деятельности, либо сдается внаем другому субъекту хозяйствования. В таких случаях в стоимость услуг, приходящихся на такие помещения, в обязательном порядке включается НДС.
Ситуация 2 .
Предметом деятельности дома-интерната является создание благоприятных условий для проживания граждан, организация медико-социального и культурно-бытового обслуживания граждан, проживающих в данном доме.
Необходимо ли в целях освобождения от НДС оборотов по реализации услуг водоснабжения, канализации, теплоснабжения на подогрев воды и др. для специальных жилых домов наличие решения местных исполнительных и распорядительных органов о включении жилых помещений стационарных учреждений социального обслуживания в категорию специальных жилых помещений?
Освобождаются ли от НДС обороты по реализации указанных услуг, приходящиеся на кабинеты директора, бухгалтерии, помещение кассы, гаражей, где паркуются специальные автомобили?
Поименованные в Перечне жилищно-коммунальные и эксплуатационные услуги при их реализации стационарным учреждениям социального обслуживания (в том числе дома-интернаты) фактически потребляются проживающими в них физическими лицами, а также используются на их нужды в целях выполнения данными учреждениями возложенных на них задач. Следовательно, применение льготы при реализации указанных в данной ситуации и поименованных в Перечне услуг учреждениям социального обслуживания с обеспечением проживания физических лиц не противоречит действующему законодательству. Необходимость в наличии решений местных исполнительных и распорядительных органов о включении жилых помещений данных стационарных учреждений в категорию специальных жилых помещений в целях применения указанного освобождения отсутствует.
Объем услуг, приходящийся при этом на площади, на которых располагаются кабинеты директора, бухгалтерии, помещение кассы, гаражи, где паркуются специальные автомобили, также освобождается от обложения НДС, если указанные помещения входят в состав учреждения социального обслуживания и по своему назначению не используются иначе как для обеспечения деятельности данного учреждения.
Ситуация 3 .
Применяется ли освобождение от НДС в отношении оборотов по реализации электро- и теплоэнергии, отпускаемой детским домам, школам-интернатам, интернатам-гимназиям, относящимся к системе образования и не указанным в Положении № 454?
На территории Республики Беларусь освобождаются от обложения НДС обороты по реализации жилищно-коммунальных и эксплуатационных услуг, оказываемых физическим лицам, в том числе через организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда, и иные организации, заключившие договоры на оказание этих услуг физическим лицам.
Услуги по электро- и теплоснабжению, при их реализации учреждениям образования с обеспечением проживания физических лиц (детские дома, школы-интернаты, интернаты-гимназии) фактически потребляются проживающими в них физическими лицами, а также используются на их нужды в целях выполнения данными учреждениями образования возложенных на них задач.
Учитывая изложенное, применение льготы при реализации электро- и теплоэнергии учреждениям образования с обеспечением проживания физических лиц не противоречит действующему законодательству.
Ситуация 4.
Организация оказывает услугу по теплоснабжению на отопление и подогрев воды учреждению образования – училищу олимпийского резерва.
Имеет ли право организация применить льготу по НДС полностью по услугам теплоснабжения для всего здания училища (объект состоит из учебного корпуса, спальных мест, спортзала, столовой, актового зала, подсобных помещений и т.п.)?
Поскольку учащиеся проживают в здании училища олимпийского резерва на постоянной основе на время учебы, то, следовательно, в рассматриваемом случае имеет место предоставление коммунальных услуг физическим лицам. Помимо спальных мест, в здании располагаются также различные подсобные и вспомогательные помещения для обеспечения жизнедеятельности проживающих и эксплуатации здания, а также учебные классы, спортзал.
Учитывая особенность расположения помещений для учебной деятельности и помещений, предназначенных для обеспечения жизнедеятельности проживающих (в рассматриваемом конкретном случае в одном здании), а также поскольку процесс обучения является неотъемлемой частью проживания физических лиц, организация-поставщик коммунальных услуг имеет право на применение освобождения от обложения НДС оборотов по реализации таких услуг, приходящихся на все расположенные в указанном здании помещения. Вместе с тем при расположении учебных классов, спортзала в отдельно стоящем здании, льгота в отношении оборотов по реализации услуг по теплоснабжению, отпускаемых на это здание, не применяется.
Если услуги ЖКХ реализуются учреждениям, предназначенным для сезонного (кратковременного) пребывания граждан (например, гостиница, лагерь отдыха, детский сад, больница), льгота по НДС в таких случаях не применяется.
Если квартира в многоквартирном жилом доме выведена из состава жилого фонда, поскольку собственником принято решение, допустим, расположить на данной площади компьютерный салон, либо квартира сдается в аренду под офис организации и т.п. услуги ЖКХ отпускаются в таком случае с включением в их стоимость НДС.
Применение освобождения от НДС в отношении конкретных видов услуг
При наличии выполняемых организациями работ, поименованных в Перечне, применение освобождения от НДС в отношении оборотов по их реализации правомерно.
Ситуация 5 .
Организация выполняет платные услуги по техническому обслуживанию теплоприборов (содержание приборов учета тепловой энергии в технически исправном состоянии, снятие приборов на поверку и установка после поверки, пусконаладка) организациям, на балансе у которых находятся жилые дома, общежития.
Применяется ли в отношении данных работ освобождение от НДС?
Пункт 12 Перечня включает установку (монтаж), наладку, ремонт и техническое обслуживание, подготовку к поверке и поверку индивидуальных и групповых приборов учета расхода воды, природного и сжиженного газа, электрической и тепловой энергии, систем регулирования тепловой энергии в жилищном фонде.
Таким образом, применение освобождения от обложения НДС услуг по техническому обслуживанию приборов учета расхода тепловой энергии, оказываемых физическим лицам через соответствующие организации (в том числе имеющие на балансе жилые дома, общежития), является правомерным.
При возникновении затруднений по отнесению выполняемых работ к поименованным в Перечне за разъяснениями надлежит обращаться в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь.
Ситуация 6 .
Организация оказывает услуги по транспортировке воды и транспортировке стоков жилищного фонда жилищно-коммунальным, эксплуатационным и иным организациям, осуществляющим эксплуатацию жилищного фонда и заключившим договоры на оказание этих услуг физическим лицам.
Освобождаются ли работы по реализации вышеуказанных услуг от обложения НДС?
При наличии выполняемых организацией работ в Перечне применение освобождения от НДС в отношении оборотов по их реализации правомерно. Следовательно, обороты по реализации услуг по транспортировке воды и транспортировке стоков жилищного фонда освобождаются от обложения НДС, если они признаются услугами водоснабжения, услугами канализации.
Ситуация 7 .
Пункт 19 Перечня предусматривает применение освобождения от НДС в отношении ремонта и обслуживания лифтов в многоквартирных жилых домах.
Освобождается ли от НДС ремонт лифтов в общежитиях?
Согласно Положению, утвержденному Указом № 565, общежитие – это жилой дом (его часть), специально построенный или переоборудованный для проживания граждан на период их работы (службы), учебы.
Следовательно, работы по ремонту лифтов в общежитиях, которые согласно вышеназванному Положению относятся к жилым домам, освобождаются от НДС.
Другие вопросы, связанные с применением рассматриваемой льготы
Все чаще функция оплаты поставщикам приобретенных жилищно-коммунальных услуг возлагается на товарищества собственников, жилищно-строительные кооперативы. Периодически у того или иного товарищества, кооператива по ряду различных причин возникает вопрос о налогообложении вознаграждения, получаемого ими за сбор платежей за коммунальные услуги с населения.
В связи с этим следует отметить, что согласно нормам Закона Республики Беларусь от 19 декабря 1991 г. № 1319-ХII «О налоге на добавленную стоимость» (с изменениями и дополнениями далее – Закон о НДС) вознаграждение, получаемое кооперативом, товариществом за сбор платежей за коммунальные услуги с населения по поручению поставщика коммунальных услуг (в соответствии с заключенными договорами), является объектом обложения НДС по ставке 18 %. Освобождения от НДС сумм полученного комиссионного вознаграждения законодательством не предусмотрено. Кроме того, полученные суммы вознаграждения являются объектом для исчисления и уплаты сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки.
Для правильного определения сумм налога, подлежащих уплате в бюджет, имеет значение определение объектов, подлежащих отражению в составе освобождаемых, облагаемых НДС, в налоговой декларации (расчете) по НДС.
Ситуация 8 .
Заводом заключен договор с энергоснабжающей организацией на снабжение электроэнергией. Договором предусматривается, что поставка энергии будет осуществляться поименованным в договоре субабонентам (гаражные кооперативы, садоводческие товарищества, организации, имеющие на балансе общежития), заключившим договоры на оказание этих услуг физическим лицам.
Облагается ли НДС в 2007–2008 гг. передача электроэнергии субабонентам, если оплата от них сначала приходит на счет завода, а затем от завода на счет энергоснабжающей организации?
Применение освобождения от обложения НДС отражаемых на счетах реализации услуг по электроснабжению (подаче электрической энергии и мощности, оплачиваемых согласно действующим тарифам), оказываемых физическим лицам через организации (в том числе гаражные кооперативы, садоводческие товарищества, организации, имеющие на балансе общежития), заключившие договоры на оказание этих услуг физическим лицам, является правомерным. Суммы, полученные заводом от субабонентов в оплату потребленной электроэнергии, не отражаемые на счетах реализации, не являются объектом обложения НДС у завода и, следовательно, не отражаются в налоговой декларации (расчете) по НДС.
Ситуация 9 .
На балансе организации находятся неблагоустроенные одноэтажные жилые дома, отапливаемые котельной организации. Затраты по содержанию домов частично покрываются квартплатой, вносимой жильцами. Плата за предъявленные организации снабжающими организациями коммунальные услуги (холодное водоснабжение, электроэнергия, вывоз и обезвреживание ТБО) организации возмещают жильцы жильцы оплачивают организации расходы за тепловую энергию, осуществляют отчисления на капремонт и техобслуживание.
Какую часть квартплаты следует отражать организации по строке 8 налоговой декларации (расчета) по НДС?
Суммы, полученные организацией от жильцов в оплату потребленных жилищно-коммунальных услуг, не отражаемые на счетах реализации данной организации, не являются объектом обложения НДС у данной организации и, следовательно, не указываются в налоговой декларации (расчете) по НДС. Поступившая оплата от жильцов за жилищно-коммунальные услуги, отражаемая через счета реализации (услуги теплоснабжения мощностями котельной организации, отчисления на капремонт и техобслуживание), включается в объект обложения НДС и, следовательно, отражается организацией по строке 8 налоговой декларации (расчета) по НДС в составе освобождаемых оборотов.
Особенностью 2007 г. и предыдущих лет, определенной статьей 8 «Увеличение налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав» Закона о НДС, являлось то, что суммы, получаемые по освобождаемым оборотам, не увеличивали налоговую базу по ним и соответственно не отражались в строке 8 налоговой декларации (расчета) по НДС.
Согласно новой редакции норм статьи 8 Закона о НДС в 2008 г. такая особенность исключена, что означает изменение порядка отражения полученных сумм в налоговой декларации (расчете) по НДС.
Так, в 2008 г. освобождаются от налога согласно подпункту 5.2 пункта 5 статьи 3 Закона о НДС, увеличивают налоговую базу по освобождаемым оборотам и соответственно отражаются в налоговой декларации (расчете) по НДС суммы:
полученные за реализованные освобождаемые объекты сверх цены их реализации
иначе связанные с оплатой реализованных освобождаемых объектов
полученные в виде санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров на реализацию освобождаемых объектов.
Новый порядок применяется в отношении сумм увеличения, полученных с 1 января 2008 г, и не зависит от того, в налоговой декларации за какой год (2007 г. или 2008 г.) отражена налоговая база по освобождаемым оборотам по реализации объектов.
Отражение сумм увеличения налоговой базы по освобождаемым оборотам в налоговой декларации (расчете) по НДС означает участие этих сумм в определении удельного веса, принимаемого для распределения налоговых вычетов. Исключение составляют суммы, полученные в виде санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров.
Ситуация 10 .
На балансе завода имеется общежитие, в котором проживают как его работники, так и работники других организаций. Со всеми гражданами заключены договоры найма жилого помещения в общежитии. Поскольку взимаемая плата за проживание и бюджетные ассигнования не компенсируют в полном объеме затраты завода, связанные с содержанием общежития, убытки, связанные с содержанием жилых помещений общежития, предоставленных работникам другой организации, возмещаются этой организацией в полном объеме.
Облагается ли указанная сумма возмещения НДС?
В соответствии с нормами статьи 8 Закона о НДС налоговая база, определенная в соответствии со статьей 7 указанного Закона, увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги), имущественные права сверх цены их реализации либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), имущественных прав (до 1 января 2008 г. – за исключением операций, освобожденных от налогообложения).
Таким образом, полученные в 2007 г. суммы денежных средств, возмещаемые организацией, чей работник проживает в общежитии завода, на покрытие убытков данного предприятия по содержанию общежития, не включаются в налоговую базу по НДС, поскольку относятся к оборотам, освобожденным от налогообложения.
Соответственно данные возмещаемые суммы в налоговой декларации (расчете) по НДС не отражаются и не участвуют при определении удельного веса, принимаемого для распределения налоговых вычетов.
Аналогичные суммы, полученные заводом в 2008 г. в соответствии с внесенными изменениями в статью 8 Закона о НДС должны отражаться по строке 8 налоговой декларации (расчета) по НДС. Соответственно данные суммы участвуют в определении удельного веса, принимаемого для распределения налоговых вычетов.
Также следует обратить внимание на применение норм статьи 8 Закона о НДС в отношении сумм субсидий, выделяемых из бюджета.
Полученные в 2008 г. субсидии на покрытие разницы в тарифах по оказанию услуг, обороты по реализации которых освобождаются от НДС, на основании статьи 8 Закона о НДС увеличивают налоговую базу по освобождаемому обороту и влияют на определение удельного веса, принимаемого для распределения налоговых вычетов. Суммы налога по объектам, приобретенным за счет таких субсидий, подлежат распределению в порядке, установленном статьей 15 Закона о НДС, без применения норм подпункта 7.3 пункта 7 статьи 16 Закона о НДС. Полученные в 2008 г. субсидии на покрытие убытков (на финансирование затрат) при оказании услуг, обороты по реализации которых освобождаются от НДС, не увеличивают налоговую базу по освобождаемому обороту, не отражаются в налоговой декларации (расчете) по НДС и, следовательно, не влияют на определение удельного веса, принимаемого для распределения налоговых вычетов. Суммы налога по объектам, приобретенным за счет таких субсидий, подлежат распределению в порядке, установленном статьей 15 Закона о НДС. Определенная по результатам распределения сумма налога, приходящаяся на освобождаемый оборот, вместе с затратами на оказание освобождаемых услуг покрывается за счет выделенной из бюджета субсидии, что означает выполнение требований нормы подпункта 7.3 пункта 7 статьи 16 Закона о НДС.

Плательщикам, получающим субсидии как на покрытие разницы в тарифах, так и на покрытие убытков (на финансирование затрат), необходимо обеспечить раздельный учет таких субсидий, поскольку порядок отражения их в налоговой декларации (расчете) по НДС различен.
И.П. ФИЛИПЧИК,
старший государственный налоговый инспектор
управления косвенного налогообложения
главного управления методологии налогообложения организаций
Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь
Налоговый учет НДС в Украине
Налоговый учет НДС (налог на добавленную стоимость) в Украине
НДС (налог на добавленную стоимость) - это косвенный налог . который начисляется на операции по поставке товаров и услуг на территории Украины, по импорту и экспорту товаров и услуг.
Внимание при составлении налогового учета помните! Налог на добавленную стоимость (НДС) состоит из двух составной частей: налогового кредита и налогового обязательства.
По итогам отчетного периода плательщик НДС перечисляет в бюджет сумму, которая составляет разницу между налоговым обязательством и налоговым кредитом.
Согласно Закону Украины «Про налог на добавленную стоимость», если годовой валовый доход юридического, или физического лица предпринимателя превышает 500 000 грн . то такое лицо в обязательном порядке должно зарегистрироваться плательщиком НДС, с обязательным ведением налогового учета.
Июль 28 - Август 03 2014
На период АТО предлагается определить плательщиками мирного налога плательщиков НДС, поскольку сбор такого налога является наиболее технологичным и не затратным.
От уплаты мирного налога будут освобождены плательщики НДС, которые находятся на территории АТО или территориях, на которых введено военное положение, поскольку они больше всего пострадали от военных действий террористов.
Плательщики НДС – импортеры на указанных территориях не освобождаются от уплаты мирного налога.
Объекты и база налогообложения, дата возникновения налоговых обязательств, налоговые периоды и сроки уплаты для мирного налога определяются по правилам, установленным для НДС.
Ставка составит 2% базы налогообложения НДС.
Сумма мирного налога не включается в налоговый кредит и не подлежит возмещению из госбюджета.
Мирный налог отражается отдельными строками в декларации, налоговой накладной и фискальном чеке.Местом поставки услуг, в частности, является место фактического предоставления услуг в сфере культуры, искусства, образования, науки, спорта, развлечений или других подобных услуг, включая услуги организаторов деятельности в указанных сферах и услуги, которые предоставляются для устройства платных выставок, конференций, учебных семинаров и других подобных мероприятий.
Операция по предоставлению нерезидентом услуг по устройству учебных семинаров не подпадает под объект налогообложения НДС при условии, что место поставки такой услуги расположено за пределами таможенной территории Украины, что подтверждено соответствующими первичными документами (соглашение, акт выполненных работ).
Письмо ГУ Миндоходов в г. Киеве от 19.06.2014 №5452/10/26-15-11-01-08 .При изменении направления использования товаров/работ, основных фондов плательщик налога проводит корректировку налогового кредита исходя из стоимости приобретения товаров/услуг, балансовой (остаточной) стоимости основных фондов, сложившейся по состоянию на начало отчетного (налогового) периода, в течение которого осуществлено изменение направления использования.
Субъект специального режима налогообложения при изменении направления использования необоротных активов, которые приобретались для иной деятельности, в случае их дальнейшего использования исключительно для изготовления сельскохозяйственных товаров/услуг, должен откорректировать налоговый кредит, который был сформирован при приобретении таких необоротных активов, исходя из их остаточной стоимости.Корректировка налогового кредита отражается в строке 16 декларации по НДС.
В действующей форме декларации по НДС не предусмотрено отдельной строки для отражения корректировки налогового кредита по полученным от нерезидента услугам (строка 12.4 раздела II налоговой декларации по НДС), до внесения соответствующих изменений в форму декларации такую корректировку необходимо отражать в строке 16.1 раздела II.
Письмо Миндоходов от 12.05.2014 №8239/6/99-99-19-03-02-15 .
Июль 21-27 2014
Постепенное погашение основной суммы долга по ОВГЗ будет осуществляться путем проведения каждые шесть месяцев в течение срока обращения облигаций (пять лет) выплат в размере 10% номинальной их стоимости. Разница между номинальной стоимостью облигации и общей суммой выплат по постепенному погашению основной суммы долга составит амортизационную стоимость облигации.
Процентный доход по облигациям будет начисляться каждые шесть месяцев в течение срока их обращения исходя из их амортизационной стоимости одновременно с проведением выплаты доходов исходя из фактического количества дней в купонном периоде.
Постепенное погашение основной суммы долга и выплата процентного дохода по облигациям будут осуществляться одновременно в безналичной форме на дату, определенную в глобальном сертификате согласно условиям размещения. К огда такая дата выпадет на выходной день, погашение и выплата будут осуществлены на следующий рабочий день.При этом если сумма штрафа меньше 50 копеек, то по общеустановленным правилам такая сумма округляется до нуля и строка 26 графы 6 уточняющего расчета не заполняется.
Если же сумма штрафа составляет 50 и более копеек, а именно начиная с 50 до 99 копеек, то такая сумма округляется до 1 гривни и подлежит отражению в строке 26 графы 6 уточняющего расчета.– свидетельство о государственной регистрации медицинского изделия или подтверждение о государственной регистрации – для зарегистрированных изделий
– декларация о соответствии – для изделий, прошедших процедуру оценки соответствия согласно соответствующим регламентам
– заявление о медицинских изделиях особого назначения – для изделий, изготовленных на заказ или предназначенных для оценки характеристик, согласно соответствующим техническим регламентам.
Учитывая добровольность применения указанных технических регламентов, до 01.07.2015 обязательным документом, подтверждающим принадлежность продукции к медизделиям, является свидетельство о госрегистрации медизделия или подтверждение о его госрегистрации. Необязательными документами являются декларация о соответствии и заявление о медизделиях особого назначения. Письмо Минздрава от 10.07.2014 №18.02-05/4040/19458 .Б ез обложения НДС и ввозной пошлиной теперь в Украину могут ввозиться каски, бронежилеты, изготовленные в соответствии с военными стандартами или техническими условиями, и материалы (нитки, ткани), необходимые для их изготовления. Также от обложения налогом и пошлиной освобождаются лекарственные и медицинские средства, предназначенные для использования заведениями здравоохранения и участниками АТО для оказания медицинской помощи физическим лицам, которые понесли ранения, контузии или иные повреждения.
Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования.Налоговая льгота предоставляется путем:
а) налогового вычета (скидки), который уменьшает базу налогообложения до начисления налога и сбора
б) уменьшения налогового обязательства после начисления налога и сбора
в) установления сниженной ставки налога и сбора
г) освобождения от уплаты налога и сбора.
Отказаться от использования налоговой льготы или приостановить ее использование на один или несколько периодов налогоплательщик вправе лишь тогда, когда освобождение предоставляется непосредственно налогоплательщику, а не отдельным операциям по поставке тех или иных товаров или предоставления тех или иных услуг. В части, касающейся НДС, это лишь одна из категорий льгот, которая предоставляется налогоплательщикам, – уменьшение налогового обязательства после начисления налога и сбора, то есть право на формирование налогового кредита.
От таких видов льгот, как установление сниженной ставки налога и сбора и освобождение от уплаты налога и сбора, плательщики НДС не вправе ни отказаться, ни приостановить их использование на один или несколько отчетных периодов.
Налоговый Кодекс: новые льготы по НДС
Согласно п.п. 196.1.14 Налогового кодекса Украины (далее. НКУ) не являются объектом налогообложения операции по поставке следующих услуг:
- консультационных инжиниринговых инженерных юридических (в том числе адвокатских)
- бухгалтерских аудиторских
- актуарных и других подобных услуг консультационного характера
- услуг по разработке, поставке и тестированию программного обеспечения, по обработке данных и предоставлению консультаций по вопросам информатизации, предоставлению информации и других услуг в сфере информатизации, в том числе с использованием компьютерных систем.
При классификации перечисленных услуг ориентироваться следует на КВЭД. Это подтверждают налоговики. Так, например, бухгалтерскими услугами, подпадающими под льготный п.п. 196.1.14 НКУ, являются услуги, указанные под кодом 74.12.0. Чтобы убедиться, подпадает ли деятельность предприятия под действие п.п. 196.1.14 НКУ, следует обратиться в орган Госстатистики с запросом по поводу классификации деятельности по КВЭД.
В соответствии с п.п. 197.1.28 НКУ освобождаются от налогообложения операции по поставке товаров/услуг в части суммы компенсации на покрытие разницы между фактическими расходами и регулируемыми ценами (тарифами) в виде производственной дотации из бюджета.
Согласно п. 197.10 НКУ освобождаются от налогообложения операции по поставке услуг по аэронавигационному обслуживанию воздушных судов, осуществляющих внутренние, международные и транзитные полеты в районах полетной информации зоны ответственности Украины. Порядок документального оформления, выписки налоговых накладных и отражения этих операций в налоговой отчетности определяется КМУ.
Новая льгота в виде освобождения от налогообложения установлена по операциям по поставке строительно-монтажных работ по строительству доступного жилья и жилья, строящегося за государственные средства (п. 197.15 НКУ).
Новая льгота также предусмотрена п. 197.17 НКУ, в соответствии с которым на период проведения военных учений на территории Украины, проводимых в рамках программы ?Партнерство ради мира. освобождаются от налогообложения операции по поставке на таможенной территории Украины горюче-смазочных материалов, которые будут приобретаться нерезидентами для передачи участникам совместных с подразделениями Вооруженных Сил Украины военных учений. Порядок, перечень предприятий и объемы поставки горюче-смазочных материалов устанавливаются КМУ.
Согласно абз. г? п.п. 195.1.2 НКУ поставка товаров для заправки (дозаправки) или обеспечения наземного военного транспорта или другого специального контингента Вооруженных Сил Украины, принимающего участие в миротворческих акциях за пределами Украины, или в других случаях, предусмотренных законодательством, подлежит налогообложению по нулевой ставке.
В соответствии с абз. в? п.п. 195.1.3 НКУ облагаются налогом по нулевой ставке операции по предоставлению услуг по обслуживанию воздушных судов, выполняющих международные рейсы. К услугам по обслуживанию воздушных судов, выполняющих международные рейсы, относятся услуги, которые комплексно необходимы и непосредственно связаны с выполнением международного рейса, а именно: обслуживание воздушных судов и пассажиров в аэропорту (посадка-взлет воздушного судна, обслуживание пассажиров в аэровокзале, обеспечение авиационной безопасности, сверхнормативная стоянка воздушного судна) услуги по наземному обслуживанию воздушных судов и пассажиров в аэропортах аренда аэропортовых помещений в части использования для обслуживания международных рейсов (офисы, стойки регистрации и другие служебные помещения, арендуемые авиаперевозчиками, выполняющими международные рейсы) услуги персонала по обслуживанию воздушных судов.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!