Механизм установления налоговых льгот
Правовой механизм налога и его элементы.
Читайте также:
Налоговые правоотношения содержат собственную специфику, не свойственную иным правовыминститутам, которая заключается в наличии особых оснований и особого механизма лишения прав собственности налогоплательщиков. Наличие механизмов, допускающих в ряде случаев внесудебное лишение (ограничение) права частной собственности, требует создания особых гарантий соблюдения правналогоплательщиков. Подобные гарантии осуществляются за счет наличия особого механизма определения суммы, подлежащей внесению в бюджет в качестве налога. Подобное возможно в силу наличия особой структуры налоговой обязанности, особого состава налог.
Правовое регулирование обязательных налоговых платежей определяется особенностями компетенции органов государственной власти и управления по их установлению, изменению и отмене, а также четким закреплением всех элементов, характеризующих налог как целостный совершенный механизм.Законодательные акты по отдельным налогам и сборам отличаются относительно стабильной, традиционной структурой, в качестве составных частей которой выступают элементы правового механизма налога или сбора. При этом необходимо исходить из того, что регулирование правового механизма налогаосуществляется путем закрепления императивного набора элементов, определяющих содержание и особенности реализации налоговой обязанности. Налоговый кодекс РФ закрепляет эти основания. Так, в ст. 17 определено, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определеныналогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:
• объект налогообложения
• налоговая база
• налоговый период
• налоговая ставка
• порядок исчисления налога
• порядок и сроки уплаты налога.
В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
В данном случае сформирован определенный алгоритм построения специальных законодательных актов, которыми регулируется уплата соответствующихналогов и сборов.
Юридические элементы налога имеют унифицированную структуру, особый порядок расположения статей. Вместе с тем иногда в законе о налоге присутствует какаялибо специальная норма (бюджетное возмещение особый порядок и перечень вычетов, льготы и т.д.), которую невозможно применить по другимналогам.
Система элементов правового механизма налога состоит из обязательных и факультативных элементов.
Обязательные элементы включают две группы.
1. Основные элементы определяют фундаментальные, сущностные характеристики налога, которые формируют основное представление о содержанииналогового механизма. Отсутствие какоголибо из основных элементов правового механизма налога не позволяет однозначно определить тип этого платежа и делает налоговый механизм неопределенным. К основным элементам правового механизма налога и сбора относятся:
• плательщик налога или сбора
• объект налогообложения
• ставка налога или сбора.
2. Дополнительные элементы правового механизма налога детализируют специфику конкретного платежа, создают завершенную и полную систему налогового механизма. Следует учитывать, что дополнительные элементы так же обязательны, как и основные, и не имеют факультативного характера. Цельный правовой механизм налога возможен только как совокупность основных и дополнительных элементов, и отсутствие хотя бы одного из дополнительных элементов не позволит законодательно закрепить отдельный налог или сбор. Совокупность дополнительных элементов правового механизма налога достаточно многообразна (в зависимости от степени детализации налогового механизма). Однако эта совокупность состоит из двух подгрупп:
1) дополнительные элементы, детализирующие основные или связанные с ними (предмет, база, единица налогообложения — категории, прямо зависящие от объекта налогообложения)
2) дополнительные элементы, имеющие самостоятельное значение (налоговые льготы, методы, сроки и способы уплаты налога бюджет или фонд, куда поступают налоговые платежи).
Таким образом, к дополнительным элементам правового механизма налога относятся:
• налоговые льготы
• предмет, база, единица налогообложения
• источник уплаты налога
• методы, сроки и способы уплаты налога
• особенности налогового режима
• бюджет или фонд поступления налога (сбора)
• особенности налоговой отчетности.
Как основные, так и дополнительные элементы носят обязательный характер, без которого невозможно закрепление соответствующего налогового механизма.Дополнительность элемента подчеркивает не его необязательность, а особенности регулирования (возможность делегирования компетенции и т.д.). Невозможно себе представить налог, который никуда не поступает. Поэтому еще раз хотелось бы обозначить акцент обязательности дополнительных элементов правового механизма налога.
Иначе обстоит дело с факультативными элементами. В отдельных случаях специфика налога требует выделения в его механизме особенных элементов,характерных исключительно для данного налога. Например, ведение специальных кадастров по имущественным налогам специфических реестров бандерольный способ уплаты и т.д. Подобные элементы и составляют группу факультативных, которые могут быть задействованы в налоговом механизме, а могут и не использоваться.
Одним из основных элементов правового механизма налога выступает объект налогообложения. Объектом налогообложения может выступать имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения. Однако Налоговый кодекс РФ прямо не устанавливает, что каждый объект налогообложенияможет облагаться только одним налогом.
Объект налогообложения должен присутствовать у собственника или лица, уплачивающего соответствующий налог. Налоговым кодексом РФ обязательно должны быть установлены конкретные формы юридической связи между объектом налогообложения и лицом, обязанным уплачивать причитающиеся с этого объекта налоги. Например, лицо может получать заработную плату и, следовательно, уплачивать с ее размера налог на доходы физических лиц банк может осуществлять операции с векселями или облигациями и уплачивать налог на операции с ценными бумагами.
Наличие у лица какоголибо объекта налогообложения означает возникновение налоговой обязанности.
Налоговая база — это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Налоговая база исчисляется налогоплательщикамисамостоятельно на основе данных бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащихналогообложению или связанных с налогообложением.
Налоговый период — календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Относительно некоторых налогов налоговый период может состоять из нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. Продолжительность (момент начала и момент окончания) каждого налогового периода устанавливается законодательством о налогах и сборах применительно к каждому отдельному налогу.
Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. При ее установлении законодатель обязан соблюдать принципы экономической обоснованности налога и фактической способности субъектов к уплате этого налога (ст. 3 НК РФ).
Выделяются ставки твердые и процентные (квоты). Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения.
Порядок исчисления налога представляет собой процессуальное действие, согласно которому налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога,подлежащую уплате за отчетный период. Сумма налога исчисляется на основе налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В некоторых случаях, прямо предусмотренных налоговым законодательством, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
Порядок и сроки уплаты налога устанавливаются в соответствии с нормами НК РФ применительно к каждому налогу. По общему правилу уплата налогапроизводится разовой уплатой всей суммы налога в наличной или безналичной денежной форме. Относительно федеральных налогов и сборов порядок уплаты определяется НК РФ. Применительно к порядку уплаты налогов субъектов РФ и местных налогов приоритет имеют соответствующие региональные законы или решения органов местного самоуправления.
В практике налоговой деятельности применяются три способа уплаты налогов: кадастровый, у источника, по декларации.
Кадастровый способ носит исторический характер и применяется при слабом развитии правового механизма налогового регулирования. При этом способе устанавливается средняя доходность объекта обложения по внешним признакам. Существуют поземельный, подомовой, промысловый и другие кадастры. Для уплаты таких налогов устанавливаются фиксированные сроки взносов.
Второй способ — у источника — означает уплату налога до получения налогоплательщиком дохода. Таким способом уплачивается налог на доходы физических лиц, исчисляемый и удерживаемый бухгалтерией того юридического лица, которое выплачивает доход налогоплательщику. Это обычное автоматическое удержание, осуществляемое безналичным способом.
Способ уплаты налога по декларации предполагает перечисление налога после получения дохода владельцем. Данный способ возник с развитием личных доходов. Он предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации, т.е. официального заявления о получаемых им доходах. Налоговые органы на этой основе рассчитывают налог и присылают (вручают) налогоплательщику извещение о его уплате.
Дополнительным элементом правового механизма налога являются налоговые льготы. Льготами по налогам и сборам признаются определенные преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков. Налоговым кодексом РФ установлен правовой режим предоставленияналоговых льгот, согласно которому льготы по налогам могут предоставляться в виде возможности:
• не уплачивать налог или сбор
• уплачивать налог или сбор в размере меньшем, чем установленный общими нормами соответствующей главы части второй НК РФ.
Налоговые льготы могут устанавливаться только законодательством о налогах и сборах, поэтому нормы иных «неналоговых» законов, предоставляющие какиелибо налоговые преимущества отдельным субъектам, не имеют юридической силы и, следовательно, применению не подлежат.
Одним из критериев установления налоговых льгот выступает исключение индивидуального характера, т.е. отсутствие отдельного порядка или отдельных условий налогообложения конкретноопределенных одного лица или организации.
В практике налогообложения возможно применение следующих налоговых льгот:
• изъятия — это выведение изпод налогообложения отдельных объектов
• скидки — это льготы, направленные на сокращение налоговой базы
• налоговые кредиты, под которыми понимают льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки.
Налоговый кредит можно подразделить на следующие виды: снижение ставки налога, отсрочка или рассрочка уплаты налога, возврат ранее уплаченного налога,зачет ранее уплаченного налога, замена уплаты налога натуральным исполнением.
Пункт 2 ст. 56 НК РФ закрепляет, что налоговые льготы являются правом, а не обязанностью налогоплательщика. Это означает, что в ряде случаевналогоплательщик вправе отказаться от использования налоговых льгот на законном основании, равно как и приостановить их использование на один или несколько налоговых периодов. Однако слабо проработанный законодательством механизм переноса льгот на будущие налоговые периоды не позволяет в полной мере использовать налоговые льготы в качестве действенного правового регулятора общественных отношений.
Таким образом, правовой механизм налога и его элементы, зафиксированные в ст. 17 НК РФ, отражают конституционный принцип уплаты законно установленных налогов (ст. 57 Конституции РФ).
Налоговый механизм
Информация, релевантная "Налоговый механизм"
Финансовая политика является важнейшим рычагом, с помощью которого осуществляется государственное регулирование экономики. Ее важнейшими инструментами выступают: • государственные расходы • налоги • сбалансированный бюджет. Их динамика в конкретных условиях определяет особенности бюджетно-налоговой или фискальной политики, как правило, представляемой следующим образом: Бюджетно-налоговая,
Налоговый период – срок, в течение которого завершается формирование налоговой базы, окончательно определяется размер налоговых
совокупность юридических, правовых норм, устанавливающих виды налогов, действующих в стране, налоговые ставки, порядок взимания налогов, налоговые льготы. Налоговое законодательство регулирует отношения, связанные с возникновением, изменением, прекращением налоговых обязательств, устанавливает налоговые санкции. Обычно налоговое законодательство входит в компетенцию высших законодательных органов
Рассматриваются возникновение налогов и их теоретические основы, сущность и функциональный потенциал налогов, формирование системы налогообложения и системы налогового администрирования в РФ. Приводится полная характеристика действующих налогов и сборов (по состоянию на 1 июня 2007 г.), а также специальных налоговых режимов. Излагаются основы налогового администрирования: организация и методы
Налоговая политика – система мер, проводимых государством в области налогов и налогообложения. Налоговая политика выражается в видах применяемых налогов, величинах налоговых ставок, установлении круга налогоплательщиков и объектов налогообложения, в налоговых
Инвестиционный налоговый кредит — отсрочка налогового платежа, предоставляемая в целях стимулирования инвестиционной активности и обновлений основных средств предприятиям на основании кредитного соглашения с налоговыми
Кривая Лаффера – колоколообразная кривая, отражающая соотношение между налоговыми ставками и объемом налоговых поступлений. При этом существует такая налоговая ставка, при которой налоговые поступления достигают максимума. В экономике предложения считается, что снижение очень высоких ставок налогообложения приводит к увеличению налоговых поступлений. Более низкие налоговые ставки стимулируют
Налоговое регулирование – меры косвенного воздействия на экономику, экономические и социальные процессы путем изменения вида налогов, налоговых ставок, установления налоговых ставок и льгот, повышения или понижения общего уровня налогообложения и отчислений в
Налоговое право – совокупность юридических норм, определяющих виды налогов в данном государстве, порядок их взимания, связанный с возникновением, функционированием, изменением и прекращением налоговых отношений. В налоговом праве предусматриваются специальные нормы, устанавливающие по каждому налогу элементы, регулирующие порядок исчисления, взимания, отмены налога сроки уплаты льготы
Налогоплательщики-организации по истечении налогового (отчетного) периода представляют налоговые декларации в налоговые органы по месту своего нахождения. Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками-организациями не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговые декларации по итогам отчетного периода представляются не
1. При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. 2. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. 3. Для доходов, в отношении которых
Закон о налоговой реформе 1986 г. последовал закрупными изменениями в налоговом законодатель-стве, предпринятыми в 1978 г. 1981 г. и 1982 г. атакже напряженной дискуссией и анализом налого-вой системы профессиональными экономистами1.Совершенно очевидно, что в будущем нас ждут но-вые налоговые реформы, поскольку Закон о налого-вой реформе 1986 г. не урегулировал ряд крупныхпроблем. В этом
• Налогово-бюджетная (фискальная) экспансия • Кредитно-денежная экспансия • Механизм восстановления равновесия Вопросы для закрепления материала В чем отличие механизма достижения равновесия экономики при фиксированном и при плавающем курсах? Каковы последствия фискальной политики при различной мобильности капитала при плавающем курсе? Каков механизм влияния кредитно-денежной политики
Сумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового периода, уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговая декларация 1. Обязанность представления налоговой декларации у налогоплательщиков возникает начиная с того налогового периода, в котором начата фактическая добыча полезных ископаемых. Налоговая декларация представляется налогоплательщиком
Налоговый кредит — одна из налоговых льгот, состоящая в отсрочке взимания
Налоговый орган в срок не позднее 1 марта года, следующего за налоговым периодом, обязан вручить налогоплательщикам - физическим лицам - налоговое уведомление. Уплата налога на основании уведомления осуществляется не позднее 1 мая года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики-организации представляют налоговые декларации не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим
Как отмечает Е. Покачалова, порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам Великой Отечественной войны, Героям Советского Союза, Героям России и др.)10. Однако данная функция представляет собой простое приспособление налоговых механизмов для реализации социальной политики
1. Что представляет собой налоговая система государства? 2. Охарактеризуйте особенности этапа становления системы налогообложения в РФ. 3. Охарактеризуйте особенности Российской системы налогообложения в условиях ее реформирования. 4. Перечислите состав налогов и сборов по статусному критерию. 5. Перечислите основные элементы налога. 6. Что такое налоговый потенциал экономики и в чем
государственный орган, контролирующий соблюдение законодательства о налогах, правильность исчисления, полноту и своевременность внесения в бюджет налогов и платежей в налоговую инспекцию в установленные сроки сдается налоговая декларация физическими лицами, а также квартальные (ежемесячные) отчеты юридическими лицами. При затруднениях во взыскании платежей налоговые инспектора обращаются за
Механизм налогообложения и уплаты налогов и сборов
Налоговый механизм - совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением, включая широкий арсенал различного рода надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и др.). Государство придает своему налоговому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства и регулирует его. Механизм налогообложения подразумевает принципы, формы и методы установления, изменения и отмены налогов и сборов, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты.
Можно выделить некоторые общие принципы механизма налогообложения .
1. Налоги, имеющие первостепенную важность для стабилизации экономической ситуации, осуществления антиинфляционной политики и эффективного перераспределения доходов (подоходный налог с населения, налог на доходы корпораций), устанавливаются, как правило, центральным правительством, взимаются им и направляются в его распоряжение.
2. Акцизы на некоторые массовые виды продукции обычно устанавливаются в интересах центрального правительства. Местные органы при этом могут устанавливать так называемые локальные надбавки к учреждаемым в централизованном порядке акцизам.
3. Налоги на продажу (налог с оборота и налог на добавленную стоимость) могут устанавливаться как центральным правительством, так и региональной администрацией. Поступления от этих налогов направляются либо полностью в центральный бюджет, либо частично идут в доход региональных и местных органов.
4. Землепользование и землевладение, имущество, наследство облагаются налогом местными органами, однако размеры налоговых ставок регулируются центральным правительством.
5. Местные налоги и сборы, как правило, устанавливаются местными властями и поступают в их распоряжение.
6. Основным принципом, определяющим временные рамки действия налогового закона, является запрещение его обратной силы .
При установлении того или иного налога сначала выявляется круг плательщиков данного налога и источник обложения (себестоимость или прибыль). Потом определяются конкретный объект обложения (доход, имущество, реализация товаров и пр. причем один и тот же объект не может быть объектом налогообложения для нескольких налогов или сборов, если иное не установлено налоговым законодательством) и база расчета налога. В зависимости от той суммы, которая должна быть собрана по данному налогу, и количества плательщиков, рассчитывается налоговая ставка. Далее устанавливается порядок сбора налога (или способ налогообложения).
Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки и сроки уплаты устанавливаются к каждому налогу и сбору: для федеральных налогов - законом о соответствующим федеральном налоге, а для региональных и местных - уполномоченными региональными и местными органами на основе принципов, указанных федеральным законом о соответствующем региональном или местном налоге (сборе). Разрабатываются и налоговые льготы, особые для каждого налога.
Способы, или методы, налогообложения - кадастровый . декларационный и безналичный .
Кадастровый способ применяется при взимании прямых реальных налогов (например, земельного, подомового, промыслового) основывается на оценке имущества специальными налоговыми оценщиками. В этом случае уплата производится после получения соответствующего извещения.
Декларационный способ обложения предполагает подачу налогоплательщиком в налоговые органы официального заявления о полученных доходах за истекший период (как правило, год). Налоговые органы в соответствии с указанным в декларации размером объекта обложения, действующей ставкой налога, распространяемыми на плательщика льготами устанавливают налоговый оклад. Этот способ используется при взимании личных налогов с доходов от торгово-производственной деятельности, а также с доходов лиц свободных профессий. При нем большая роль отводится осуществлению эффективного налогового контроля с целью воспрепятствовать занижению размера фактически полученного дохода.
При этом способе возможны варианты: 1) предварительная оплата налогоплательщиком в течение налогового периода, когда государству переводится приблизительная сумма налога, оцененная на основе дохода за предыдущий период, или налога, уплаченного за предыдущий период 2) уплата плательщиком налога в надлежащий день на основании самообложения налогом одновременно или после представления декларации о доходах. Плательщик самостоятельно вычисляет величину налога и переводит налог государству 3) дополнительные платежи на основании решения налогового органа, принятого после изучения или контроля поданной декларации.
При безналичном способе (автоматическое удержание) налог исчисляется и удерживается бухгалтерией того юридического лица, которое выплачивает доход. Такие налоги называют авансовыми, поскольку они взимаются методом удержания у источника . т.е. непосредственно из суммы выплачиваемых доходов в каждом случае их выплаты, и вносятся в казну плательщиком дохода, но от имени получателя этого дохода (налогоплательщика). У источника удерживаются налоги с таких доходов, как заработная плата, проценты, дивиденды, прирост капитала (доход от перепродажи ценных бумаг, земельных участков и другого имущества), арендные поступления, выплаты по авторским правам, лицензиям, гонорары артистов и т.д. Здесь предполагается участие в налоговых отношениях, кроме казны и налогоплательщика, специального посредника - сборщика (налогового агента) . Такими агентами могут быть предприятия, удерживающие налоги с заработной платы, банки - при уплате налогов с процентов, дивидендов, рентных платежей, инвестиционные компании - с выплачиваемых вознаграждений и дивидендов, различные государственные ведомства.
В качестве примера рассмотрим механизм налогообложения для дорожного налога, средства от которого направляются в территориальные (местные) дорожные фонды, т.е. он является целевым налогом, средства от которого компенсируют расходы государства на содержание дорог.
Это - косвенный налог, взимаемый по принципу налогообложения пользователей благ, т.е. тех, кто пользуется автомобильными дорогами. Значит плательщиками его должны выступать владельцы личных автомобилей и предприятия, имеющие транспортные средства. Владелец личного автомобиля будет уплачивать свой налог из доходов, а предприятие отнесет уплаченные суммы к расходам, т.е. на себестоимость производимой продукции. Дорожный налог должен быть определен исходя их двух принципов: справедливости налогообложения и простоты сбора налога. В этих рамках объект обложения дорожным налогом может характеризоваться количеством тонно-километров, или километров, пройденных по дороге (пробегом), или числом автомобилей. Первые два - наиболее справедливы, но сложны в учете, третий - менее справедлив, но самый простой. Этот налог - невелик по объему, поэтому приоритетным для него является принцип простоты сбора, чтобы издержки учета и расчетов не перекрыли суммы взимаемого налога. Для сглаживания несправедливости можно ввести группы: неиспользуемые автомобили, легковые автомобили, грузовые автомобили.
Установив объект обложения - автомобиль, следует определить и базу для расчета налога (единицу обложения). При выборе базы обложения обычно опираются на приципы простоты системы сбора налога, справедливости налогообложения и распределения налогового бремени (кто получает больше от потребления того или иного блага -в частности, автомобильных дорог, тот и платит больше). Самое простое - с автомобилей (но они сильно различаются по своей потребительной стоимости). Более справедливым представляется - по величине израсходованного бензина (ведь если машина не ездит, то и дороги она не использует) - тогда налог надо взимать с каждой покупки бензина, но бензоколонок - огромное количество, и организация взимания налога будет очень дорогостоящей. Можно также - по доходу автомобилевладельца - но как его учесть? Можно - по мощности мотора - от этого также зависит степень получаемого удовольствия от потребления машины. Сравнивая число платежей и расходы на одну финансовую операцию, можно выбрать предпочтительную базу.
Сумма необходимых налоговых сборов определяется планом дорожных работ, включающих контроль и осмотр, профилактические работы, ремонт (малый и средний), строительство.
Значение ставки налога устанавливается делением требуемых дорожных расходов на суммарное значение базы налогообложения.
Далее - организация системы сбора налога. Для обеспечения минимума затрат на сбор и контроль можно использовать специальные пункты сбора платежей, принадлежащие строительным дорожным фирмам систему государственной почты, систему госавтоинспекции систему бензоколонок.
Уплата налогов - это обязанность каждого налогоплательщика. Финансовые взаимоотношения государства и плательщика налога находят отражение в налоговом обязательстве. Налоговым обязательством признается такое, в силу которого налогоплательщик обязан уплатить определенный налог или сбор, а налоговые или иные уполномоченные органы вправе требовать от налогоплательщика исполнения этой обязанности.
Исполнением налогового обязательства признается уплата в установленный срок причитающихся сумм налога или сбора. Исполнение налогового обязательства является обязанностью налогоплательщика и осуществляется независимо от других имеющихся у налогоплательщика обязательств. Он отвечает за исполнение обязательства всем своим имуществом. Неисполнение или ненадлежащее исполнение налогового обязательства является основанием для выставления налоговым органом требования об уплате налога или сбора, а в случае наличия при этом состава налогового нарушения или преступления - основанием для привлечения к ответственности (обычно в виде наложения штрафа).
Большая роль в осуществлении регулирующего воздействия государства на экономику принадлежит практике применения разнообразных налоговых льгот.
Налоговой льготой признается предоставляемая налогоплательщику при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом или иным актом налогового законодательства, возможность уменьшить подлежащую уплате сумму налога или сбора.
Формы налоговых льгот . применяемых в развитых странах, разнообразны: снижение ставок налога на прибыль, вычитание из облагаемой прибыли расходов, непосредственно не относящихся к производству (представительские расходы, безнадежные долги и др.), установление скидок при образовании разнообразных фондов, возврат ранее уплаченных налогов, отсрочка платежей налога, налоговый кредит, инвестиционные премии, которые засчитываются как налог на прибыль фирм.
В России сегодня действуют следующие льготы: установление необлагаемого минимума объекта, изъятие из обложения определенных элементов объекта, освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков, понижение налоговых ставок, целевые и прочие налоговые льготы, включая налоговые кредиты. Налоговый кредит - это льгота в виде зачета или уменьшения причитающегося налога, обычно - твердая сумма. В отличие от целевых стандартные налоговые вычеты не связаны с фактическими расходами налогоплательщика, но предоставляются в зависимости от его личных обстоятельств (семейный статус, иждивенцы, возраст, здоровье, источник дохода). Стандартная налоговая льгота имеет вид вычета или налогового кредита. Налоговые вычеты производятся из налогооблагаемого дохода и уменьшают налоговую базу, а налоговые скидки (кредиты) - сумму налога.
Действующие льготы по налогообложению прибыли предприятий стимулируют финансирование затрат на развитие производства и жилищное строительство, малые формы предпринимательства, занятость инвалидов и пенсионеров, благотворительную деятельность в социально-культурной и природоохранной сферах. Налоговые льготы разрабатываются таким образом, чтобы ими мог воспользоваться не один плательщик, а целая группа, причем каждый должен сам подтверждать документально свое право на ту или иную налоговую льготу.
В соответствии с Налоговым кодексом в России к налоговым льготам отнесены пониженные налоговые ставки и освобождение от уплаты налога.
Налоги и сборы уплачиваются авансовыми платежами в установленные сроки в течение налогового периода с окончательным расчетом суммы налога (сбора) и ее уплатой по окончании налогового периода, разовой уплатой всей суммы сбора или в ином порядке. Налоговый период представляет собой отрезок времени, по которому определяются обязанности налогоплательщика в отношении того или иного налога и сбора (ведение учета доходов и расходов, представление отчетов и деклараций, необходимых для осуществления налогового контроля, уплата причитающихся сумм по тому или иному налогу и сбору и др.). Налоговый период может быть разделен на несколько отчетных периодов, по каждому из них на налогоплательщиков возлагается обязанность по уплате авансовых платежей по налогу. Налоговым периодом признается календарный период, а для разового сбора - промежуток времени, в течение которого налогоплательщик обязан уплатить этот сбор.
Уплата производится в наличном или безналичном порядке через банк, кредитное учреждение или учреждение связи в национальной валюте (если иное не установлено налоговым или таможенным законодательством). Излишне уплаченные или взысканные суммы могут быть направлены в счет оплаты предстоящих платежей. Допускается взаимозачет налогов и обязательств государства перед конкретным налогоплательщиком. При уплате налога после установленного срока начисляется пеня.
Методы оплаты налога - наличный, безналичный (перечислением средств со счета в банке), гербовыми марками (с помощью покупки плательщиком специальных марок и наклейки их на официальный документ, после чего документ имеет законную силу).
Срок исполнения налогового обязательства может быть изменен путем предоставления следующих налоговых льгот: отсрочки . рассрочки . налогового кредита на срок от трех месяцев до одного года, инвестиционного налогового кредита на срок от одного года до пяти лет. Эти изменения срока исполнения налогового обязательства входят в компетенцию Министерства РФ по налогам и сборам и региональных и местных финансовых органов - по соответствующим налогам и сборам.
Налоговый кредит (а также рассрочка или отсрочка уплаты налога) предоставляется по одному или нескольким налогам (сборам) в случае нанесения плательщику материального ущерба, задержек финансирования из бюджета, угрозы банкротства в результате единовременной выплаты всех налогов. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется только по федеральному или региональному налогу на прибыль предприятиям малого бизнеса, если они осуществляют собственные НИОКР, создают рабочие места для инвалидов, ведут природоохранную или инновационную деятельность, выполняют особо важные заказы по государственным и региональным программам. Последнее условие является основанием предоставления инвестиционного налогового кредита и всем остальным предприятиям (не малого бизнеса).
Исполнение налогового обязательства обеспечивается мерами, направленными на создание гарантий по исполнению обязанным лицом возложенного на него налогового обязательства: на компенсацию потерь бюджета от несвоевременной уплаты налогов и на принудительное исполнение налогового обязательства обязанного лица. Исполнение налогового обязательства обеспечивается залогом имущества, поручительством банка или кредитного учреждения, законной неустойкой, а также взиманием налога или сбора. Неустойкой признается денежная сумма, которую обязанное лицо должно уплатить в виде пени при уплате этим лицом причитающихся сумм налога или сбора в более поздние по сравнению с установленными налоговым законодательством сроками.
Если налогоплательщик не исполнил требование налогового органа по уплате налога или сбора, то последний может приостановить операции обязанного лица по счетам в банке или кредитном учреждении или наложить арест на его имущество и осуществить взимание налога в безусловном порядке из денежных средств, имеющихся на счете, или полученных от реализации арестованного имущества.
Влияние налогового администрирования на налоговый механизм
Налоговое администрирование, основывающееся на положениях налогового права и дополняющее их, с теоретико-практической точки зрения можно назвать своего рода стержнем всей структуры элементов налогового механизма. Все его слагаемые: планирование, регулирование и контроль – суть управленческих действий профессионалов в органах власти, управления, в научно-исследовательских структурах и т.д.
Налоговое право - подотрасль финансового права совокупность правовых норм, устанавливающих виды налогов, действующих в стране, налоговые ставки, порядок взимания налогов, налоговые льготы. Налоговое право регулирует отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением налоговых обязательств, устанавливает налоговые санкции.
Нормы налогового права позволяют организовать рациональную систему налогового администрирования, распространить его на весь налоговый механизм. Налоговый механизм выступает объектом налогового администрирования. Прежде всего, налоговый механизм – понятие методологического и лишь затем – методического порядка. Следовательно, налоговому механизму свойственно двойственное содержание. Рассматривать это содержание необходимо с широких (общетеоретических) и узких (практических) позиций.
Во-первых, налоговый механизм – это область налоговой теории, трактующей это понятие как организационно-экономическую категорию, а, следовательно, как объективно необходимый процесс управления перераспределительными отношениями, складывающимися при обобщест-влении части созданного в производстве национального дохода. Национальный доход - обобщающий показатель экономического развития страны вновь созданная в материальном производстве стоимость.
Всю сферу отношений, образовывающихся в этом процессе, можно разграничить на три подсистемы: налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль. Теоретическое определение специфики этих подсистем подчиняется фундаментальным положениям экономической теории, ибо все они являются слагаемыми воспроизводственных отношений, развивающихся на фундаменте реального экономического базиса.
Однако, во-вторых, практика привносит свои коррективы в концептуально определяемые сферы налогового планирования, регулирования и контроля. Поэтому налоговый механизм должен рассматриваться и в качестве свода конкретных налоговых действий, т.е. в узком смысле этого слова. Это реальное налоговое производство. С таких позиций налоговый механизм выступает как экономический рычаг субъективного (императивного) регламентирования системы налоговых отношений. Подчиненность таких действий закону исключает субъективизм в регулировании налоговых отношений.
Налоговый механизм позволяет упорядочить налоговые отношения, опираясь на налоговое право, основы управления налогообложением. Конкретный налоговый режим, применяемый при формировании того или иного налога, зависит не только от положений налоговых законов, но и от издаваемых инструктивных указаний к ним. Этот механизм различается в зависимости от организационно-правовой формы деятельности, статуса плательщика: юридическое или физическое лицо. Налоговому производству присущи особенности, которые обусловлены полнотой прав и обязанностей сторон, участвующих в налоговых процессах. Эти особенности складываются под влиянием норм и правил, предписываемых Гражданским кодексом.
Налоговая техника не только определяет функциональное содержание налогового механизма, но и оказывает прямое воздействие на весь ход общественной жизни. Принятие оптимального налогового механизма означает как выбор разумных налогов, так и обеспечение соответствующих норм и правил их исчисления и уплаты в бюджет. Важен здесь также и состав налоговых льгот и санкций.
Налоговые льготы - частичное или полное освобождение определенного круга физических и юридических лиц от уплаты налогов.
Налоговый механизм, формируемый как экономико-правовой способ реализации на практике внутреннего потенциала категории «налог», служит воспроизводственным целям, способствует достижению относительного равновесия между общегосударственными, корпоративными и личными экономическими интересами. В функциональном отношении действие элементов налогового механизма разграничено по двум подсистемам: фискальной и регулирующей. Соблюдение паритета между ними позволяет говорить о создании оптимального налогового механизма. Фискальная политика - регулирование правительством деловой активности с помощью мероприятий в области управления бюджетом, налогами и другими финансовыми возможностями. Данная задача трудновыполнима при политической и экономической нестабильности в любой стране, и, тем не менее, при формировании налоговой тактики и выборе стратегии налогообложения это главное требование к вводимому налоговому механизму должно соблюдаться в той мере, в какой позволяют объективные условия. Налоговый механизм должен быть абсолютно свободен от чисто субъективистских подходов и не зависеть от узковедомственных интересов.
Все названные подсистемы (элементы) налогового механизма разграничены условно, поскольку на практике они нередко пересекаются, а налоговое регулирование и контроль выступают вовсе органичным целым, ибо они есть проявления регулирующей налоговой функции. Налоговое регулирование - меры косвенного воздействия на экономику, экономические и социальные процессы путем изменения: вида налогов налоговых ставок установления налоговых льгот понижения или повышения общего уровня налогообложения отчислений в бюджет.
В процессе текущего налогового регулирования применяются как поощрительные методы в виде системы налоговых льгот, так и санкционные методы в виде начисления штрафов, обращения сумм недоимки на имущество налогоплательщика или его дебиторов, процедур банкротства и т.д. Все эти действия раскрывают регулирующее назначение налогообложения в целом.
Дебитор (должник) - сторона в обязательстве, обязанная совершить (или отказаться от совершения) в пользу другой стороны (кредитора) определенное действие: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и др.
Элементы налогового механизма являются в то же время относительно самостоятельными комплексами налоговых действий, и каждый из них подчиняется своим правилам организации, оценки и обобщения. В рамках каждого из элементов налогового механизма применяются только ему свойственные приемы или техника налоговых действий.

Различия методов налогового планирования, регулирования и контроля позволяют исследовать эти области как относительно самостоятельные, установить присущие им закономерности. На этой основе вырабатываются направления совершенствования налогового механизма как системы. Более того, все три элемента налогового механизма – области, суть которых предопределена не только налоговой наукой и практикой. Так, налоговое планирование осуществляется, исходя из рекомендаций общей теории и практики планирования, маркетинга и других наук. Маркетинг - система управления производственно-сбытовой деятельностью организации, направленная на получение приемлемой величины прибыли посредством учета и активного влияния на рыночные условия. Тем же правилам подчиняются налоговое регулирование и контроль. Большое значение для них имеют рекомендации, выработанные общей теорией управления и права.
Налоговое администрирование рядом ученых-экономистов и практиков оценивается в качестве наиболее социально выраженной сферы управленческих действий. Недостатки налогового администрирования могут послужить причиной резкого снижения поступлений налогов в бюджет. В причинно-следственной связи с ними находится и увеличение вероятности налоговых правонарушений, и нарушение баланса межбюджетных отношений. Межбюджетные отношения - отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. В государственно-политическом масштабе может возникнуть социально-экономическая напряженность в стране.
Обобщая научное исследование теоретических и методологических основ, предлагаются следующие качественные характеристики налогового администрирования:
- обеспечение взаимосвязи фундаментальных общественных наук и активное восприятие достижений экономической и финансовой науки
- правовая обоснованность и инициативность в совершенствовании законодательно-нормативной базы
- управление процессом налогообложения
- содействие поступлению налогов в бюджет
- контроль за своевременностью и полнотой уплаты налогов
- прогнозирование налоговых поступлений
- участие в межбюджетных отношениях и социальных процессах
- информационность
- строгая регламентация и документированность осуществления
- обобщение отечественного и зарубежного опыта налогообложения
- совершенствование налогообложения в направлении развития социально-экономической системы общества.
Таким образом, налоговое администрирование достаточно объемный процесс по внутреннему экономическому содержанию, внешним формам взаимодействия, условиям организации, субъектам и объектам самого процесса администрирования, совокупности решаемых задач, целевым параметрам и значимостью результатов функционирования.
На рис.1 представлена схема механизмов проведения процедур налогового администри-рования.
Рис. 1. Механизмы проведения процедур налогового администрирования
только для жителей Москвы и МО Пономарева И.А.
юрист на сайте Демидова В.В.
юрист на сайте Гузеватов А.В.
юрист на сайте Шандула А.А.
юрист на сайте Шамолюк И.А.
юрист на сайте "Центр Юридической Поддержки Населения и Бизнеса"
юрист на сайте Коваленко А.А.
юрист на сайте Степанов А.Б.
юрист на сайте Исаков А.Е.
юрист на сайте Маракулина Н.В.
юрист на сайте Ефимов В.П.
юрист на сайте Алексеева Н.В.
юрист на сайте Стрикун Г.В.
юрист на сайте
Здравствуйте, уважаемый гость!
Сейчас на сайте 70 юристов.
Какой у Вас вопрос?
Это нужно: Какие льготы дает министерская грамота - добавлено 4 комментария(ев).
Описание:
Сколько лет действительна министерская грамота? У гражданских есть прибавка к пензии за министерскую грамоту. Министерство труда утвердило длиннющий перечень знаков, грамот, дипломов и других. Доступно описание: У нас за грамоты министерские ни каких льгот не дают. Ради потенциальных копеечных льгот? Это звание дает немалые льготы, а потому - кто больше труда. Почетная грамота Министерства спорта Российской федерации. Но наград министерских нет. Кто знает как и за что выдаются Министерские грамоты. Правда льготами начала пользоваться только когда стала получать льготную пенсию. Дает ли какие_нибудь льготы звание "почетный работник общего образования"? Зря смеётесь,у ветерана труда есть кое какие льготы. Министерская грамота является ведомственной наградой и даёт право на.
Поиск
Чепецк.RU - Форум Кирово-Чепецка
Чепецк.RU
Оффтопик (Модераторы: Admin. Sin. Urtica )
Без бумажки ты – букашка?
Каковы критерии для получения грамоты министерства образования РФ?
(Волкова Ольга Николаевна, 16.12.2007 18:13:49, )
Согласно Приказу Госкомвуза РФ от 28.06.1995 N 1235 «Об утверждении положения об отраслевой системе поощрения работников образовательных учреждений системы среднего, высшего, послевузовского профессионального и соответствующего дополнительного образования» Почетной грамотой могут награждаться работники за большую плодотворную работу по подготовке высококвалифицированных специалистов и научных кадров, внедрению в учебный процесс новых технологий и методов обучения, развитие научных исследований, повышение квалификации и переподготовку специалистов в системе среднего, высшего, послевузовского профессионального и соответствующего дополнительного образования, многолетнюю безупречную работу, успехи в учебе и научных исследованиях.
Согласно Приказу Минобрнауки РФ от 06.10.2004 N 84 «О знаках отличия в сфере образования и науки» работники негосударственных образовательных учреждений (организаций) и научных организаций могут быть награждены знаками отличия в установленном этим приказом порядке при наличии свидетельства о государственной аккредитации. Повторное награждение одним и тем же знаком отличия не допускается.
Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Почетная грамота) награждаются работники министерств и ведомств, органов управления образованием, органов по молодежной политике, образовательных учреждений (организаций) и научных организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, организаций, образующих научно-производственные комплексы наукоградов Российской Федерации, работники предприятий, организаций, министерств и ведомств за:
большую и плодотворную работу по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов и научно-педагогических кадров
внедрение в образовательный и воспитательный процессы новых технологий, форм и методов обучения, обеспечение единства обучения и воспитания, формирование интеллектуального, культурного и нравственного развития личности
развитие научных исследований по актуальным проблемам фундаментальной и прикладной науки, в том числе по проблемам образования, достижения в региональных, федеральных, международных образовательных и научно-технических программах и проектах, реализации региональных межвузовских программ по приоритетным направлениям науки, техники и культуры
успехи в практической подготовке обучающихся и воспитанников, в развитии их творческой активности и самостоятельности
значительные успехи в учебе и обучении
постоянную и активную помощь образовательным учреждениям (организациям) в практической подготовке высококвалифицированных специалистов, развитии материально-технической базы образовательных учреждений (организаций).
Почетной грамотой награждаются работники, имеющие стаж работы в соответствующей области не менее 5 лет.
Помимо Почетной грамоты Минобрнауки РФ существует награждение Почетной грамотой Рособрнадзора (см. Приказ Рособрнадзора от 24.05.2005 N 1310 «О Почетной грамоте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки»). Этой Почетной грамотой награждаются:
- работники центрального аппарата Рособрнадзора, имеющие стаж государственной службы в органах управления образованием не менее трех лет, за достижение высоких показателей в служебной деятельности, образцовое выполнение трудовых обязанностей, продолжительную и безупречную работу, успешное выполнение особо важных и сложных заданий
- работники федеральных организаций, находящихся в ведении Рособрнадзора, имеющие стаж работы в системе образования не менее пяти лет, за личный вклад и активное участие в решении возложенных на Рособрнадзор задач
- федеральные организации, находящиеся в ведении Рособрнадзора, за существенный вклад в решении возложенных на Рособрнадзор задач и в связи с праздничными и юбилейными датами.
Порядок оформления документов для награждения «Почетной грамотой Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации» изложен также в Письме Минобразования РФ от 14.04.1999 N 93ин/18-02 «Об упорядочении представления документов на награждение государственными и отраслевыми наградами работников сферы образования».
С уважением, Елена Болотова
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!