Налогообложение налоговые льготы образовании
Проблемы льготного налогообложения образовательных учреждений
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.
Подобные работы
Основные понятие и функции налоговых льгот и льготного налогообложения в Российской Федерации. Порядок и условия предоставления льготного налогообложения. Проблема и эффективность применения специальных налоговых режимов на примере ООО "Аризон".
курсовая работа [410,5 K], добавлена 19.03.2015
Единый порядок налогообложения прибыли коммерческих и некоммерческих организаций. Правовой статус бюджетного учреждения. Предоставление платных и бесплатных образовательных услуг. Противоречие налогового и бюджетного законодательства.
реферат [19,1 K], добавлена 19.09.2006
Особенности налогообложения образовательных учреждений. Характеристика финансово-хозяйственной деятельности автономного образовательного учреждения: порядок получения и расходования бюджетных средств, порядок уплаты налогов и анализ налоговой нагрузки.
дипломная работа [146,5 K], добавлена 26.09.2010
Совершенствования механизма финансирования платного сектора образовательных услуг. Поиска бюджетных и внебюджетных источников финансирования. Оптимизация налогообложения образовательным учреждением. Финансовый потенциал ВУЗов.
реферат [12,9 K], добавлена 19.09.2006
Принципы и механизм системы финансирования дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) согласно законодательству Российской Федерации. Составление сметы и расчет расходов для открытия детского сада в арендованном помещении площадью 400-500 кв. м.
контрольная работа [20,8 K], добавлена 27.07.2010
Порядок регистрации некоммерческих учреждений. Анализ состава и структуры налоговых платежей. Особенности налогообложения некоммерческих учреждений. Проблемы налогообложения НКО. Совершенствование механизма налогообложения НКО в современных условиях.
курсовая работа [71,2 K], добавлена 09.11.2012
Экономическое содержание финансов образовательных учреждений. Оценка бюджетных и внебюджетных источников финансирования детского сада № 80 г.
дипломная работа [2,1 M], добавлена 13.11.2014
Определение перспектив финансирования учреждений образования в современных условиях. Изучение нормативно-правовой базы и проблем финансовой обеспеченности деятельности бюджетных учреждений. Механизм привлечения дополнительных источников финансирования.
курсовая работа [220,4 K], добавлена 04.02.2014
Финансирование бюджетных учреждений: источники, проблемы и пути их решения. Общая характеристика ДОУ №29 "Аленушка", особенности его финансирования и анализ сметы расходов на содержание. Организация службы охраны труда и пожарной безопасности в ДОУ.
дипломная работа [573,6 K], добавлена 12.07.2010
Порядок и особенности финансирования образовательных учреждений, изучение правил их работы на низшем (школы) и районном (отдел образования) уровнях. Анализ и пути улучшения финансирования образовательных учреждений Колпинского района С-Петербурга.
дипломная работа [155,5 K], добавлена 12.02.2010
Размещено на http://www.allbest.ru/
льготный налогообложение образовательный
Введение
§1. Льготы образовательных учреждений в неналоговом законодательстве
§2. Льготы образовательных учреждений в законодательстве о налогах и сборах
§3. Соотношение налоговых льгот образовательных учреждений в неналоговом законодательстве и в законодательстве о налогах и сборах
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Право на образование - одно из наиболее важных социально - экономических прав, реализация которого на практике во многом зависит от наличия соответствующих финансовых возможностей и гарантий.
Образование, являясь одним из приоритетных направлений государственной деятельности, требует выделения на его нужды значительных финансовых ресурсов.
Разворачиваемая в образовательной сфере финансовая деятельность государства представляет собой процесс планового собирания, распределения и использования денежных фондов с целью практической реализации образовательной функции государства. Основополагающим принципом финансовой деятельности является законность, обеспечивающая планомерное движение денежных средств в строгом соответствии с утвержденными бюджетными назначениями.
Многочисленные проблемы, возникающие при регулировании финансовых отношений в области образования, требуют своего скорейшего разрешения. Стабильное и в полном объеме финансирование образовательных учреждений есть непременное условие эффективного функционирования всей образовательной системы. Вот почему совершенствование "финансовой составляющей" образовательного законодательства предоставляет собой важную гарантию реализации конституционного права на образование.
Поддержание законности в финансовой сфере предполагает строгое соблюдение финансовой дисциплины - обязательного для всех организаций, учреждений, должностных лиц порядка осуществления финансовой деятельности.
В этой связи особое значение приобретает проблема четкого закрепления нормативно - правовой базы финансовых правоотношений в образовательной сфере. Нормы, регулирующие отношения финансового характера, содержатся в различных законодательных источниках как федерального, так и регионального уровня, как в законодательстве о налогах и сборах, так и в неналоговом законодательстве.
Я вижу целью исследования анализ законодательной базы, регулирующей льготное налогообложение государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования в сравнительно - правовом аспекте.
Задачами исследования являются: рассмотрение норм неналогового законодательства и законодательства о налогах и сборах, регламентирующих льготное налогообложение вышеуказанных образовательных учреждений, их соотношение, проблемы применения, пути решения и перспективы.
§1. Льготы образовательных учреждений в неналоговом законодательстве
В соответствии с п.3 ст.40 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в ред. от 13.01.1996 N 12-ФЗ с изменениями на 05.03.2004) образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за землю. При этом согласно ст.46 Закона "Об образовании" к непредпринимательской деятельности относятся: оказание населению, предприятиям, учреждениям и организациям платных дополнительных образовательных услуг, не предусмотренных соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами, и вся платная образовательная деятельность негосударственных образовательных учреждений (включая обучение в пределах государственных образовательных стандартов), если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении. В Законе "Об образовании" дается определение предпринимательской деятельности: это деятельность образовательных учреждений по реализации предусмотренных их уставами производимой продукции, работ и услуг, получаемый доход от которой не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении.
Статья 40 Закона "Об образовании" предусматривает наличие и иных налоговых льгот. В п.п.4 - 6 данной статьи говорится о том, что в целях привлечения инвестиций в систему образования государство предусматривает специальную систему налоговых льгот предприятиям, учреждениям и организациям независимо от их организационно-правовых форм, а также физическим лицам, в том числе иностранным гражданам, вкладывающим свои средства, в том числе в натуральной форме, в развитие системы образования Российской Федерации.
Характер, размеры и порядок предоставления таких льгот определяются законодательством Российской Федерации. Государство предусматривает льготы по налогообложению недвижимости собственникам, сдающим имущество в аренду образовательным учреждениям. Продукция организаций, реализуемая образовательным учреждениям, при исчислении налогов приравнивается к товарам народного потребления. Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются дополнительные денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении, определяемых государственными (в том числе ведомственными) и местными нормативами финансирования. Однако многие образовательные учреждения фактически применять налоговые льготы, установленные Законом "Об образовании", не могут. Дело в том, что большинство этих льгот не установлены законодательством о налогах и сборах, в частности НК РФ. Соответственно не определены размеры льгот и порядок их применения. Единственной реальной льготой, закрепленной в Законе "Об образовании", является льгота, освобождающая все образовательные учреждения от уплаты любых налогов в отношении непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений. Однако право на применение и этой льготы не раз оспаривалось налоговыми органами (Письмо МНС России от 31.07.2001 N ВГ-6-03/592@ "По вопросу предоставления льгот по налогам образовательным учреждениям" (с изм. и доп. от 21.10.2002).
По мнению налоговых органов, в Законе "Об образовании" речь идет о предоставлении образовательным учреждения налоговых льгот. В то же время согласно ст.56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. В соответствии с п.1 ст.1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. При этом ст.2 НК РФ установлено, что законодательство о налогах и сборах, в том числе федеральные законы о налогах и сборах, регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Предоставление образовательным учреждениям льгот по налогам и сборам, указанных в Законе "Об образовании", законодательством о налогах и сборах не предусмотрено.
Таким образом, предоставление образовательным учреждениям льгот по налогам возможно только после внесения соответствующих изменений в законы и иные нормативные акты, регулирующие порядок взимания конкретных налогов.
Однако арбитражные суды при рассмотрении споров, связанных с применением налоговой льготы, содержащейся в Законе "Об образовании", исходят из того, что налоговые льготы применяются независимо от того, в какой закон включена такая норма, а решение вопроса о том месте, куда включена та или иная правовая норма, находится в компетенции законодателя, а не суда. Например, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 06.02.2004 N А19-13814/03-5-Ф02-161/04-С3 указал, что правовая норма Закона "Об образовании", освобождающая образовательные учреждения от налогообложения, устанавливает налоговые льготы, регулирует налоговые правоотношения, следовательно, входит в систему налогового законодательства и подлежит применению в отношении конкретных налогов до введения в действие соответствующих глав части второй НК РФ.
Налоговые органы пришли тогда к решению впредь до введения в действие соответствующих глав части второй НК РФ руководствоваться правовой нормой, закрепленной в п.3 ст.40 Закона "Об образовании", предусматривающей освобождение образовательных учреждений от уплаты всех видов налогов, за исключением налогов, введенных частью второй НК РФ, в части осуществляемой непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений.
Согласно п.15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" впредь до введения в действие соответствующих глав части второй НК РФ судам рекомендовано применять принятые в установленном порядке нормы закона, касающиеся налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения.
Таким образом, если налоговая льгота по конкретному налогу не предусмотрена соответствующей главой НК РФ, которая уже вступила в силу, образовательное учреждение должно уплачивать этот налог на общих основаниях. Проблема заключается в том, что по своей сути Закон "Об образовании" освобождает образовательные учреждения от уплаты налогов в части их основной (некоммерческой) деятельности. А сейчас все федеральные и некоторые региональные налоги взимаются в соответствии с уже действующими главами части второй НК РФ. В этих главах льготное налогообложение образовательных учреждений если и предусмотрено, то в крайне незначительной степени. Я рассмотрю вопрос о том, какие налоговые льготы для образовательных учреждений предусмотрены главами части второй НК РФ.
§2. Льготы образовательных учреждений в законодательстве о налогах и сборах
На основании пп."г" п.1 ст.6 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", пп.4.1.6 Инструкции Госналогслужбы РФ от 10.08.95 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций", при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы, направленные государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, получившими лицензии в установленном порядке, непосредственно на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (включая оплату труда) в данном образовательном учреждении.
На основании пп."л" п.1 ст.5 Закона РФ от 06.12.91 N 1992-1 "О НДС", пп."л" п.12 Инструкции Госналогслужбы РФ от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты НДС", услуги в сфере образования, связанные с учебно-производственным и воспитательным процессом освобождаются от НДС. Под услугами в сфере образования следует понимать услуги, оказываемые образовательными учреждениями в части их уставной непредпринимательской деятельности независимо от их организационно-правовых форм: государственными, муниципальными, негосударственными (частными, общественными и религиозными объединениями). Указанная льгота предоставляется при наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности, выданной в соответствии с Законом РФ от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании".
При осуществлении образовательными учреждениями предпринимательской деятельности, в частности, при сдаче в аренду основных фондов и иного имущества, торговли покупными товарами, оборудованием, при посреднических услугах, долевом участии в деятельности других учреждений (в том числе образовательных), предприятий и организаций налог на добавленную стоимость уплачивается в установленном порядке.
Согласно действующему законодательству (пп.пп."а", "г" ст.4 Закона РФ от 13.12.91 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий", пп.пп."а", "г" п.5 Инструкции Госналогслужбы РФ от 08.06.95 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий") налогом на имущество не облагается имущество бюджетных учреждений и организаций (если учебное заведение является государственным), а также имущество, используемое исключительно для нужд образования.
К нуждам образования относится имущество, используемое для дошкольных и других учреждений образования, учебно-производственных комбинатов и учебных участков, учебно-опытных, опытных хозяйств, мастерских, цехов, ведущих подготовку и переподготовку рабочих и специалистов оздоровительных спортивных лагерей и лагерей труда и отдыха для детей и учащейся молодежи центров, клубов и кружков (в сфере образования) предприятий и организаций, выпускающих или реализующих учебно-техническую продукцию, наглядные пособия и оборудование для учебных заведений, осуществляющих снабжение, ремонт и хозяйственное обслуживание учреждений образования (в доле, относящейся к указанной продукции, работам и услугам) курсовой сети по профессиональной подготовке и переподготовке населения, а также других учреждений и организаций, деятельность которых отвечает целям образования.
От уплаты земельного налога полностью освобождаются учреждения образования, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов либо за счет средств профсоюзов высшие учебные заведения, а также высшие учебные заведения министерств и ведомств по перечню, утверждаемому Правительством РФ. Основанием служит пп.пп.4, 11 ст.12 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю", пп.пп.4, 10 п.5 Инструкции Госналогслужбы РФ от 17.04.95 N 29 по применению Закона РФ "О плате за землю".
Транспортный налог не уплачивается бюджетными учреждениями (к которым также относятся государственные и муниципальные учебные заведения). К бюджетным относятся те учреждения, основная деятельность которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджета на основе сметы доходов и расходов (бюджетной сметы). Обязательным условием является открытие финансирования по смете и ведение бухгалтерского учета и отчетности в порядке, предусмотренном для бюджетных организаций. Основанием служит пп."б" п.25 Указа Президента РФ от 22.12.93 N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней", Письмо Госналогслужбы РФ, Минфина РФ от 17.03.94 NN ВЗ-4-15/39н, 28 "О транспортном налоге".
Что касается местных налогов, то в этом случае необходимо обратиться к местному законодательству (в Москве, например, образовательные учреждения освобождены от уплаты сбора на нужды образовательных учреждений, взимаемого с юридических лиц).
§ 3. Соотношение налоговых льгот образовательных учреждений в неналоговом законодательстве и в законодательстве о налогах и сборах
Нормы, регулирующие отношения финансового характера, содержатся в источниках финансового права - Бюджетном кодексе РФ, Федеральном законе "О бюджетной классификации Российской Федерации", Налоговом кодексе РФ, Законе РФ "О валютном регулировании и валютном контроле", других федеральных законах, а также принятых в соответствии с ними указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, нормативных правовых актах Минфина России, МНС России и др. Кроме этого, в отдельных случаях финансово - правовые нормы могут содержаться в источниках образовательного права (например, ст. 28 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", ст. 40 - 42 Закона РФ "Об образовании" и др.).
Такая "рассредоточенность" финансово - правовых предписаний нередко приводит к возникновению ситуаций, когда норма, содержащаяся в акте законодательства об образовании, расходится с соответствующими положениями финансовых законов. В первую очередь это касается вопроса налоговых льгот. Часто налоговые льготы закрепляются в неналоговых законах и при этом в налоговое законодательство не вносятся необходимые изменения и дополнения. В результате возникающие расхождения между "общим" и "специальным" законом становятся предметом судебных разбирательств.
Так, например, как говорилось выше в соответствии с п. 3 ст. 40 Федерального закона "Об образовании" все образовательные учреждения "независимо от их организационно - правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за землю". В то же время Закон РФ "О плате за землю" предусмотрено полное освобождение от уплаты земельного налога только тех учреждений образования, которые финансируются "за счет соответствующих бюджетов" (п. 4 ст. 12), а также высших учебных заведений, в том числе вузов министерств и ведомств Российской Федерации по перечню, утвержденному Правительством РФ (п. 11 ст. 12).
Одним из вариантов выхода из сложившейся ситуации с многовариантностью законодательных положений мог бы стать перенос центра тяжести правового регулирования финансовой деятельности из сферы образовательного права в область финансового законодательства. Это не означает, что акты образовательного права не могут или не должны содержать нормы, регулирующие финансовые отношения. Комплексный характер правового регулирования, присущий образовательному праву, неизбежно затрагивает и финансово - экономический блок вопросов, связанных с деятельностью образовательных учреждений. Однако в тех случаях, когда законодатель идет на включение новой финансово - правовой нормы в текст нормативного правового акта об образовании, соответствующие изменения и дополнения должны быть внесены и в финансовое законодательство. В противном случае неизбежно появление коллизий норм "общего" и "специального" законов, что в конечном счете снижает эффективность правового регулирования данного спектра общественных отношений.
Знакомство с механизмом правового регулирования финансовых отношений, возникающих в образовательной сфере, позволяет сразу же заметить такой его существенный недостаток, как отсутствие каких-либо закономерностей в выборе конкретной формы нормативного правового акта. Вопросы финансовой деятельности, урегулированные на территории одного субъекта Российской Федерации на уровне регионального закона, на территории другого субъекта Российской Федерации будут регламентированы актом органа исполнительной власти (например, Закон Республики Алтай от 27 мая 1998 г. N 4-21 "О предоставлении льгот учреждениям образования Республики Алтай" и Постановление Главы администрации Воронежской области от 25 августа 1995 г. N 912 "О введении льготного тарифа на оплату электроэнергии для профессиональных училищ и лицеев"). Иногда сходные финансовые проблемы в сфере образования на территории одного субъекта Российской Федерации решаются различными ветвями власти (распоряжение администрации Новгородской области от 27 мая 1997 г. N 423-р "Об освобождении от уплаты лицензионного сбора образовательных учреждений, финансируемых из областного бюджета" и Постановление Новгородской областной думы от 29 апреля 1999 г. N 278-ОД "О налоговых льготах физическим лицам, получившим именную стипендию "Господин Великий Новгород"). Причину сложившейся ситуации следует искать в ст. 30 (п. 4) Закона РФ "Об образовании", в соответствии с которой разграничение компетенции в области образования между органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации регулируется законодательством субъекта Российской Федерации. Это положение федерального законодательства и заложило основу раздробления единства правового регулирования образовательной деятельности на региональном уровне.
Действующее в настоящий момент законодательство о системе налогов имеет переходный характер. С момента вступления в силу ст. 13 - 15 Налогового кодекса РФ прекратится действие норм Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", в том числе и норм, устанавливающих региональные и местные целевые сборы на нужды образования. Что же касается Налогового кодекса РФ, то он не предусматривает взимание таких целевых сборов в дальнейшем. Они не значатся ни в статье 14 "Региональные налоги и сборы", ни в статье 15 "Местные налоги и сборы", а статья 12 (п. 5) содержит прямой запрет на установление региональных или местных налогов и сборов, не предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
В подобной ситуации следует ожидать, что акцент в налоговом регулировании будет перенесен на налоговые льготы. Они станут основным и, пожалуй, единственным эффективным инструментом налоговой политики в сфере образования.
Эта законодательная норма ( п.3 ст. 40 Закона "Об образовании") стала предметом многочисленных судебных разбирательств. Налоговые органы в ряде случаев применяют к образовательным учреждениям финансовые санкции в связи с неуплатой налогов. Они считают, что ст. 40 Закона РФ "Об образовании" не является нормой прямого действия в вопросах налогового регулирования, что она противоречит действующему налоговому законодательству. В своих решениях арбитражные суды занимают, как правило, прямо противоположную позицию, подтверждая правомерность применения налоговых льгот, закрепленных в ст. 40 Закона "Об образовании". Так, например, в Постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 6 марта 2000 г. N КА-А40/737-00 по делу об использовании налоговых льгот автономной некоммерческой организацией "Заочная школа МИФИ" значится следующее: "На основании ст. 1 Налогового кодекса РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Закон об образовании не противоречит части 1 Налогового кодекса, действует на территории Российской Федерации, относится к нормативным актам прямого действия и применяется независимо от других норм Налогового кодекса". Аналогичный подход встречается и в целом ряде других решений арбитражных судов. Образовательное учреждение, осуществляя платную образовательную деятельность, сохраняет за собой право на налоговые льготы при соблюдении следующих условий:
- доходы от указанной деятельности государственного или муниципального образовательного учреждения за вычетом доли учредителя (собственника) реинвестируются в данное учреждение, в том числе на увеличение расходов на заработную плату (п. 2 ст. 45 Закона РФ "Об образовании")
- доход от указанной деятельности негосударственного образовательного учреждения полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении (п. 2 ст. 46).
В этом случае платная образовательная деятельность не рассматривается как предпринимательская, а, следовательно, может быть применена норма ст. 40 о предоставлении налоговых льгот.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" индивидуальные налоговые льготы, предоставленные представительными органами власти субъектов Российской Федерации и представительными органами местного самоуправления в период с 1 января 1999 года до дня вступления в силу Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ, действуют в течение того срока, на который эти льготы были предоставлены. Если при установлении индивидуальных налоговых льгот не был определен период времени, в течение которого эти льготы могут использоваться, то указанные индивидуальные льготы прекращают свое действие с 1 января 2000 года.
Что же касается неиндивидуальных налоговых льгот, то их действие сохраняется. Они могут применяться как в отношении самих образовательных учреждений, так и организаций, учреждений, оказывающих содействие и поддержку сфере образования.
В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело предложения о включении в проект Налогового кодекса Российской Федерации положений, предусматривающих освобождение образовательных учреждений от всех видов налогов. Проектом Налогового кодекса Российской Федерации, принятым в первом чтении Государственной Думой Российской Федерации 19 июня 1997 г. сохранена на период до 31 декабря 2000 г. действующая в настоящее время льгота для государственных и муниципальных образовательных учреждений, а также Российских негосударственных образовательных учреждений, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности, в соответствии с которой эти учреждения вправе уменьшать налоговую базу на сумму прибыли, направленной ими непосредственно на нужды обеспечения, развития и (или) совершенствования образовательного процесса. Также до 31 декабря 2000 г. сохранены в проекте Кодекса действующие в настоящее время льготы по налогу на добавленную стоимость. Что касается налога на имущество и налога на землю, то проектом Кодекса предусмотрено предоставить право налогоплательщикам уменьшать налоговую базу на стоимость имущества, используемого исключительно для нужд образования или культуры, а порядок и условия налогообложения по налогу на землю будут определять соответствующие представительные органы местного самоуправления.
Заключение
Принятие Концепции реформирования образования повлечет за собой принятие федеральной программы развития образования, а затем разработку региональных программ реализации концепции и федеральной программы.
Для проведения реформы необходимо осуществить первоочередные меры по стабилизации социально - экономического положения в системе образования. Необходимо передать образовательным учреждениям занимаемые ими земельные участки с оформлением необходимых свидетельств расширить права образовательных учреждений по распоряжению этими земельными участками (в том числе осуществление на них приносящей доходы деятельности совместно с иными юридическими и физическими лицами) отменить уплату образовательными учреждениями налога на землю в полном объеме ввести налоговые льготы для юридических и физических лиц, осуществляющих совместно с образовательными учреждениями предпринимательскую деятельность на этих земельных участках заявить о намерении Правительства РФ внести в проект Налогового кодекса систему налоговых льгот, предусмотренную п. 3 - 5 ст. 40 Закона РФ "Об образовании" и неоднократно подтвержденную в последние годы постановлениями Правительства РФ внести в Налоговый кодекс раздел о налоговой политике в сфере образования.
Многочисленные проблемы, возникающие при регулировании финансовых отношений в области образования, требуют своего скорейшего разрешения. Стабильное и в полном объеме финансирование образовательных учреждений есть непременное условие эффективного функционирования всей образовательной системы. Вот почему совершенствование "финансовой составляющей" образовательного законодательства предоставляет собой важную гарантию реализации конституционного права на образование.
Список использован ной литературы
1. Ермошин Г.Т. как формируется законодательство субъектов РФ в сфере образования // Журнал Российского права. 2000г, №8, С. 53
2. Методическая разработка по вопросам организации и проведения анализа и проверок выполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год" в части расходов на социальную сферу и науку // Государственная поддержка социальной сферы и науки. Государственный финансовый контроль. М. Экономика, 2000. С. 31.
3. Налоговый кодекс РФ от 31 июля 1998г № 146-ФЗ //СЗ РФ №31 от 03.08.1998г, С.3824
4. Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в часть первую налогового кодекса РФ" от 9 июля 1999г № 154_ФЗ //СЗ РФ 1999г. №28, С.3487
5. Закон " О плате за землю" от 11.10.1991г №1738-1 ( с изменениями и дополнениями от 01.01.2006г) //Ведомости СНД ВС РФ от 31.10.1991г. №44. С.1424
6. Закон " Об образовании" ( в ред. от 13 января 1996г №12-ФЗ с изменениями на 5 марта 2004г) //СЗ РФ от 15 января 1996г. №3. С. 1150
7. Постановление Пленума высшего арбитражного суда РФ от 28 февраля 2001г №5 " О некоторых вопросах применения части первой налогового кодекса РФ //Специальное приложение к Вестнику ВАС №12 2005г.
8. Письмо Министерства Финансов РФ от 31 июля 1997г №04-03-01 //Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. №9. 1997г.
Налогообложение образовательных учреждений
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Правовое регулирование налогообложения образовательных учреждений
1.1 Налоговая система России и характеристика основных налогов
1.2 Особенности налогообложения образовательных учреждений
1.3 Международный опыт налогообложения образовательных учреждений
2 Характеристика финансово-хозяйственной деятельности автономного образовательного учреждения
3 Проблемы и направления совершенствования налогообложения образовательных учреждений
3.1 Предложения по изменению налогового законодательства
3.2 Совершенствование учетной политики образовательных учреждений
3.3 Механизм использования налоговых льгот образовательными учреждениями
Заключение
Список использованной литературы
Введение
На современном этапе развития мирового сообщества образование становится одним из важнейших факторов, обеспечивающих устойчивый экономический рост, социальную стабильность, развитие институтов гражданского общества, а также национальную безопасность государства. Уровень образовательной подготовки населения, и особенно подрастающего поколения является одним из показателей, характеризующих конкурентоспособность страны.
Образование является важнейшим элементом социальной сферы государства, обеспечивающим процесс получения конкретным человеком систематизированных знаний, умений и навыков с целью их эффективного использования в профессиональной деятельности. Весьма актуальной для Российской Федерации является глубокая и всесторонняя модернизация сферы образования на федеральном, региональном и местном уровнях, с выделением требуемых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования. При этом особенно значимым является переход на инновационный путь развития отечественного образования.
Значительную роль в инновационном развитии сферы образования играют регионы, поскольку реальная реформа не может осуществляться в рамках одинаковой для всех субъектов Российской Федерации программы действий. Диспропорции, сложившиеся в экономическом положении регионов, существенно влияют на неравенство предоставления образовательных услуг на конкретной территории. Соответственно успешное проведение реформы в области образования возможно при сочетании единых принципов реформы и разнообразии подходов, средств и методов модернизации в отдельных регионах.
Важнейшей проблемой, которая возникает в деятельности учреждений образования, является проблема налогообложения доходов, полученных от коммерческой деятельности. Во многих регионах Российской Федерации в настоящее время используются механизмы льготного налогообложения образовательных учреждений, однако, в Ростовской области пока соответствующие законы не приняты. Этим обусловлена актуальность темы дипломной работы.
Вопросы социальной политики, экономического развития социальной сферы, в том числе и системы образования, занимают заметное место в отечественной экономической науке. Методам и способам осуществления реформ в отраслях социальной сферы в условиях социально-ориентированной рыночной экономики посвящены научные работы целого ряда исследователей: А.М.Бабича, В.Н.Бобкова, Е.В.Егорова, Н.А.Волгина, Г.А. Комиссаровой. С.В. Шишкина.
Исследование разных аспектов образования нашло отражение в трудах И.В. Абанкиной, Г.А. Балыхина, С.А.Белякова, М.И Вильчека, А.Б. Вифлеемского, Г.А. Галимовой, Э.Д. Днепрова, И.В. Ишиной, Т.Л. Клячко, А.Н. Козырина, Я.И. Кузьминова, Е.В. Маркиной, Н.М. Мухетдиновой, А.А. Пинского, В.А. Садовничего, Ю.Б. Сазоновой, О.Н. Смолина, В.И. Шкатулла.
Целью настоящей дипломной работы является исследование особенностей налогообложения образовательных учреждений. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
охарактеризованы основные черты и особенности современной Российской налоговой системы
проанализированы особенности и льготы в налогообложении образовательных учреждений
проведен анализ деятельности и особенностей налогообложения МСОШ №7 г. Ростов-на-Дону
разработаны предложения по повышению эффективности системы налогообложения образовательных учреждений, а также по совершенствованию учетной политики в целях налогообложения, формируемой образовательным учреждением.
Поставленные цель и задачи обусловили структуру и логику дипломной работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
1 Правовое регулирование налогообложения образовательных учреждений
1.1 Налоговая система России и характеристика основных налогов
Налоговая система Российской Федерации представляет собой совокупность предусмотренных Налоговым Кодексом1 налогов и сборов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства.
Задачи налоговой системы – обеспечение государства финансовыми ресурсами с помощью перераспределения национального дохода противодействие спаду производства (в качестве &ldquoвстроенных амортизаторов&rdquo) создание благоприятных условий для развития предпринимательства реализация социальных программ.
Главная функция налоговой системы – фискальная (формирование доходной части государственного бюджета). Прочие функции – ослабление дифференциации общества по доходам воздействие на структуру и объем производства через механизм спроса и предложения стимулирование научно-технического прогресса регулирование внешнеэкономической деятельности.
Основное место в Российской налоговой системе занимают косвенные налоги, к которым относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, также большое значение стал иметь налог на добычу полезных ископаемых. В составе доходов бюджета они занимают определяющее место.
Налог на добавленную стоимость (НДС) – косвенный налог на потребление, который взимается практически со всей видов товаров и таким образом ложится на плечи конечного потребителя.
Налоговым периодом по НДС в течение ранее являлся календарный месяц. Для налогоплательщиков с ежемесячными (в течение квартала) суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, не превышающими 2 млн. руб. налоговый период составлял один квартал. С 1 января 2008 г. налоговый период для всех налогоплательщиков составляет один квартал.
Судя по всему, фискальное значение НДС будет постепенно снижаться, а издержки связанные с ним, неуклонно расти. В итоге нам придется всерьез задуматься о существенном уточнении налоговой базы, объекта налогообложения и ставок этого эффективного, но проблемного налога.
Не исключено, что Россия будет вынуждена пойти по пути ряда европейских стран, вводя значительное количество пониженных ставок, что представляется мерой не налоговой политики, а социальной политики2.
Акцизы, как и НДС – федеральный косвенный налог, выступающий в виде надбавки к цене товара.
Налоговый период для налогоплательщиков акцизов – календарный месяц. Исчисленная сумма налога уменьшается на установленные НК РФ налоговые вычеты. Сумма акциза, подлежащего вычету, должна быть выделена в расчетных документах и счетах-фактурах, предъявленных поставщиком покупателю товара.
Необходимо отметить, что с введением в действие гл.22 НК РФ «Акцизы» вопросы правового регулирования практики применения акцизов в РФ поднялись на качественно новый уровень, что имеет большое значение для более полного использования государством фискальных возможностей этого налога3.
С 2002 г. введен единый налог на добычу полезных ископаемых взамен действовавших до этого трех налогов: на право пользования недрами, акциз на сырье и налога на воспроизводство материально-сырьевой базы (гл.26 НК РФ). Сейчас этот налог играет очень важную роль.
Налог на прибыль организаций относится к прямым налогам и является важнейшим элементом налоговой системы РФ. Это один из наиболее сложных налогов с часто меняющейся законодательной базой. Современный характер налогообложения прибыли организаций РФ, в целом, соответствует мировому уровню.
Объектом налогообложения является прибыль, полученная налогоплательщиком.
Кардинальные изменения произошли в налоге на прибыль с 1 января 2002 г. что определено в гл. 25 НК РФ. Совокупная ставка налога снижена с 35 до 24% с одновременной отменой всех льгот, а с 1 января 2009 г. – до 20%. Реформирование налогообложения прибыли предусматривает снятие ограничений на возможность отнесения налогоплательщиками на затраты таких расходов, связанных с извлечением прибыли, как расходы на рекламу, медицинское и имущественное страхование, принятие к вычету всех необходимых документально подтвержденных производственных расходов, установление единой ставки налога для всех сфер деятельности либерализации амортизационной политики. Отметим некоторые спорные моменты в новом порядке налогообложения прибыли, касающиеся большинства организаций – плательщиков. В настоящее время просматривается общеевропейская тенденция снижения ставки корпоративного налога на прибыль, таким образом, формально Россия «идет в ногу» с современной налоговой практикой развитых стран. Вместе с тем есть и явное «забегание вперед», что касается в первую очередь полномасштабной отмены льгот по налогу на прибыль. Кроме того, это дестимулирует бюджетные учреждения к привлечению не бюджетных источников и, следовательно, не способствует развитию их деятельности. Некоторые авторы полагают, что необходимо освободить от налога на прибыль данные доходы бюджетных учреждений4.
Единый социальный налог был введен с 1 января 2001 г. он носит целевой характер, поскольку предназначен для мобилизации средств на реализацию права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.
На данный момент он обеспечивает около 6% поступлений в федеральный бюджет.
В целях дальнейшей стабилизации налогового бремени с 1 января 2005г. снижены ставки единого социального налога (далее ЕСН) и страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Такой подход обеспечит реальное снижение ЕСН для работодателей в тех отраслях, где оплата труда невысока и которые не могли воспользоваться регрессивной шкалой налогообложения.
Не секрет, что непомерная нагрузка на фонд заработной платы вынуждает многих работодателей выплачивать «черную» зарплату.
До 2005 года многие предприятия не пользовались регрессивными ставками ЕСН, поскольку размеры оплаты труда в этих организациях не соответствуют условиям применения регрессии. Накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одно физическое лицо, поделенная на количество месяцев в текущем налоговом периоде, составляла менее 2,5 тыс. руб.
После трех лет тяжелых дискуссий и обсуждений принята и с 1 января 2005 года введена в действие гл. 25.3 «Государственная пошлина». Это показательный и очень важный факт, даже с общеправовой точки зрения, потому что с помощью этой главы удалось решить задачу разграничения платежей налогового и неналогового характера. Теперь наряду с конституционной нормой о том, что каждый должен уплачивать законно установленные налоги, появляется возможность реализовать зеркальный по отношению к ней принцип, согласно которому ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать какие-либо платежи, обладающее всеми признаками налога и сбора, если они прямо не поименованы в НК РФ. Обращаясь в те или иные уполномоченные государственные органы за совершением юридически значимых действий, налогоплательщик должен платить в размере, предусмотренных НК РФ. При этом размеры государственной пошлины во многих случаях снижены, а по большинству позиций установлены ее предельные размеры.
С введением в действие главы о государственной пошлине отменен налог на рекламу.
Совершенно очевидно, что это был не рыночный налог. В то же время представительным органом местного самоуправления предоставлено право введения единого налога на вмененный доход от деятельности по размещению наружной рекламы.
1.2 Особенности налогообложения образовательных учреждений
Учебные заведения можно отнести к специфическим плательщикам налогов. Специфика заключается в том, что уплата отдельных видов налогов в основном связана с налоговыми льготами, установленными для учебных учреждений.
Для услуг по образованию установлены льготы по НДС. Так, освобождаются от НДС операции по оказанию услуг по высшему, среднему, профессионально-техническому и начальному образованию заведениями образования, имеющими специальное разрешение (лицензию) на оказание таких услуг, и услуг по воспитанию и образованию детей домами культуры в сельской местности, детскими музыкальными и художественными школами, школами искусств.
В Налоговом кодексе и принятых в соответствии с ним федеральных законах, законодательных актах субъектов РФ и муниципальных образований о налогах и сборах присутствуют положения, определяющие особенности налогообложения у учреждений образования.
Операции, признаваемые объектом обложения НДС, перечислены в ст. 146 НК РФ. В учреждениях образования объектом налогообложения может быть не только оказание платных дополнительных услуг, но и реализация продукции, неиспользуемого имущества, в том числе основных средств, материалов и так далее. Однако в ст. 149 НК РФ перечислены операции, не облагаемые НДС, по которым образовательные учреждения могут не платить данный налог по нескольким основаниям. Так, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ:
- услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях (пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ).
В ряде регионов налоговые органы требуют при применении данной льготы предъявить лицензию на ведение образовательной деятельности, а так как учреждения по различным причинам не всегда успевают своевременно проходить лицензирование, предъявляются, например, требования к дошкольным образовательным учреждениям об уплате НДС с взимаемой ими родительской платы.
Суды в регионах признают такие нападки налоговых органов необоснованными. Например, в Постановлении ФАС МО от 25.10.2006 N КА-А40/10437-06 указано, что деятельность по содержанию детей в дошкольных учреждениях в отличие от образовательной деятельности по программе дошкольного и общего образования, дополнительного образования детей, профессиональной подготовки, профессионального образования не отнесена законодателем к видам деятельности, подлежащим лицензированию. В ст. 149 НК РФ также разделяются услуги по содержанию детей и услуги в сфере образования, то есть образовательная деятельность (пп. 4 и 14 п. 2 ст. 149 НК РФ). При этом, как отметил Верховный Суд в Решении от 27.01.2003 N ГКПИ02-1399, с родителей взимается плата только за содержание детей в дошкольных учреждениях - дошкольное образование является бесплатным. Поскольку инспекция в нарушение требований ст. 200 АПК РФ не представила доказательства, свидетельствующие о том, что в составе платы за содержание детей налогоплательщиком взималась и плата за дошкольное образование, отсутствие у него лицензии не может являться основанием для доначисления НДС.
В Постановлениях ФАС УО от 22.10.2007 N Ф09-8560/07-С2 и ФАС ВСО от 20.12.2007 N А33-12133/06-Ф02-9174/07 сделан вывод о том, что услуги по содержанию детей в дошкольном учреждении не подлежат обложению НДС в силу пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ независимо от наличия у налогоплательщика лицензии на ведение образовательной деятельности, так как получение лицензии на право содержания детей в детских садах не предусмотрено действующим законодательством.
А в Постановлении ФАС ВСО от 20.12.2007 N А33-12133/06-Ф02-9174/07 отказ в удовлетворении требований налоговой инспекции был мотивирован следующим образом: для применения налогоплательщиком льготы, предусмотренной пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ, в отношении деятельности по содержанию детей в детских дошкольных учреждениях не требуется лицензии на право ведения образовательной деятельности, поскольку наличие лицензии является условием применения льготы только в случае, если лицензирование предусмотрено законодательством, а в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 N 796 Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности (далее - Положение о лицензировании образовательной деятельности) услуги по содержанию детей в детских учреждениях не лицензируются.
В Постановлении ФАС УО от 09.01.2008 N Ф09-10518/07-С2 арбитры также отказали в удовлетворении требований налоговой инспекции об уплате НДС с родительской платы. Суд признал правомерным использование образовательным учреждением льготы, предусмотренной пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ, несмотря на то что численность детей, посещающих дошкольное учреждение, превысила нормативы, установленные в лицензии, поскольку несоблюдение нормативов, указанных в лицензии или приложении к ней, является нарушением лицензиатом требований лицензирования, влекущим последствия относительно действия лицензии, и не влияет на порядок налогообложения.
Следует обратить внимание, что налоговая льгота, предусмотренная пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ, предоставляется только при проведении занятий с несовершеннолетними детьми, то есть с детьми в возрасте до 17 лет включительно (ст. 21 ГК РФ). Плата за занятия с лицами, достигшими 18-летнего возраста, не подлежит льготированию по НДС.
Иногда налоговые органы пытаются оспорить использование данной льготы учебным заведением, требуя подтвердить документально проведение занятий именно с несовершеннолетними детьми (например, посредством представления копий свидетельств о рождении каждого ребенка). Однако суды не поддерживают таких требований. Так, например, в Постановлении ФАС ПО от 20.10.2006 N А57-6976/06-7 суд указал, что НК РФ не содержит требования о представлении налогоплательщиком свидетельств о рождении несовершеннолетних детей. Суд пришел к выводу о правомерности применения льготы налогоплательщиком, так как он представил списки лиц, из которых видно, что в кружках занимаются дети. В Постановлении ФАС МО от 01.06.2005 N КА-А40/4585-05 судом указано, что возраст занимающихся подтверждается копиями свидетельств о рождении детей, которые принимались для обучения, а также приказами о зачислении детей на определенный курс обучения. При этом суд постановил, что отсутствие у налогоплательщика документов, подтверждающих возраст обучающихся, не является основанием для отказа в праве на льготу.
Проблемы налогообложения в системе высшего образования
Д.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!