Налоговые льготы статья 56
Статья 56. Установление и использование льгот по налогам и сборам
1. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
2. Исключен. Федеральный закон от 09.07.1999 № 154-ФЗ.
2. Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
3. Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом.
Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.
Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах).
Статья 56 Налогового кодекса РФ
Официальный текст :
Статья 56. Установление и использование льгот по налогам и сборам
1. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
2. Исключен.
2. Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
3. Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом.
Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.
Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах).
Комментарий юриста :
В соответствии со статьей 17 Налогового Кодекса РФ в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания их использования налогоплательщиком. Закрепление в данной статье права отдельных категорий налогоплательщиков на использование преимуществ по сравнению с другими налогоплательщиками означает отказ законодателя от возможности установления индивидуальных льгот. Однако на практике вопрос относительно критериев определения категорий налогоплательщиков остается весьма проблематичным. Дело в том, что под категорией налогоплательщиков могут пониматься как все налогоплательщики, действующие в какой-либо конкретной сфере, так и налогоплательщики, действующие в одной сфере наряду с другими налогоплательщиками, но отличающиеся от них специфическими признаками (например, организации, использующие труд инвалидов, и т.п.), поэтому отграничение индивидуального характера льготы от ее "всеобщности" достаточно условно.
Следует отметить, что законодатель все реже использует льготы как элемент законодательства о налогах и сборах, предпочитая идти по пути налоговых вычетов и освобождений от исполнения обязанностей налогоплательщика. Причем возможность освобождения зависит не от формальных признаков (например, организационно-правовая форма и т.п.), а от экономических условий. Так, право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика возникает у организаций и индивидуальных предпринимателей, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих субъектов без учета НДС и налога с продаж не превысила один миллион рублей. Судебная практика идет по пути признания права на использование налоговых льгот, предусмотренных в нормативных актах, не относящихся к законодательству о налогах и сборах. В этой связи необходимо учитывать позицию Пленума ВАС РФ, отраженную в постановлении от 28 февраля 2001 года № 5, согласно которой льготы по налогам и сборам устанавливаются законодательством о налогах и сборах, состоящим согласно статье 1 Налогового Кодекса РФ из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
В связи с этим впредь до момента введения в действие соответствующих глав части второй Налогового Кодекса РФ судам надлежит применять принятые в установленном порядке нормы закона, касающиеся налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения. В отношении возможности отказа от права на льготу следует иметь в виду, что в соответствии с постановлением Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 11 июня 1999 года № 41/9 при возникновении споров о том, имел ли место отказ налогоплательщика от использования налоговой льготы, следует исходить из того, что факт не учета налогоплательщиком налоговой льготы при составлении декларации за конкретный налоговый период сам по себе не означает его отказ от использования льготы в этом периоде.
Статья 56. Установление и использование льгот по налогам и сборам
1. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
2. Исключен. - Федеральный закон от 09.07.1999 N 154-ФЗ.
2. Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
[инфо] (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ) 3. Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом.
Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.
Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя о налогах).
[инфо] (в ред. Федерального закона от 29.11.2014 N 379-ФЗ)
(п. 3 введен Федеральным законом от 29.07.2004 N 95-ФЗ)
Статья 56. Установление и использование льгот по налогам и сборам. 1. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
2. Исключен. - Федеральный закон от 09.07.1999 N 154-ФЗ.
2. Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
Комментарий к статье 56
1. В п. 1 ст. 56 дается легальное определение льгот по "Н и С". Анализ этого определения позволяет указать на следующие признаки льгот:
а) они представляют собой преимущества отдельных категорий плательщиков "Н и С", в частности:
более низкую налоговую ставку
перенос сроков уплаты "Н и С"
иную периодичность исполнения обязанности по уплате "Н и С" (например, не ежедекадно или ежемесячно, а по окончании квартала)
право осуществлять различные налоговые вычеты (уменьшающие налогооблагаемую базу)
права на ускоренную амортизацию основных средств (что также приводит к уменьшению налогооблагаемой базы) либо на включение в себестоимость товаров (работ, услуг), затрат, которые обычно в нее не включаются, и т.д.
б) упомянутые выше преимущества могут выражаться и в полном освобождении от уплаты "Н и С". При этом возможны случаи, когда такая льгота предоставляется как по одному, так и по всем видам "Н и С"
в) они могут быть предоставлены лишь в случае, когда это предусмотрено в нормативных правовых актах о "Н и С". Иначе говоря, льготы по "Н и С", предоставление которых довольно часто предусмотрено в иных актах действующего законодательства, в т.ч. и в некоторых федеральных законах, могут быть использованы плательщиками лишь в той мере, в какой соответствующие изменения и дополнения внесены именно в акты законодательства о "Н и С". См. ст. 1, 3, 6, 56 НК и коммент. к ним
г) они предоставляются отдельным категориям плательщиков (например, субъектам малого предпринимательства, физическим лицам - инвалидам Великой Отечественной войны, Героям Советского Союза и т.д.). Льготы по "Н и С" не могут носить индивидуальный характер (т.е. их нельзя предоставлять конкретной организации, конкретному физическому лицу)
д) сами нормы законодательства о "Н и С" не могут носить индивидуального характера, если они определяют:
основания для применения льгот (обстоятельства, которые позволяют предоставлять данному налогоплательщику льготы по "Н и С")
порядок предоставления льгот (процедура предоставления налогоплательщику упомянутых льгот, оформление, определение круга налоговых органов и их должностных лиц, которые вправе предоставить данному налогоплательщику льготы по "Н и С", и т.п.)
условия применения льгот по "Н и С" (т.е. обязательность соблюдения налогоплательщиком, которому предоставлены льготы по "Н и С", определенных требований либо исполнения им определенных действий как необходимых предпосылок для реального использования льгот).
По существу, правила п. 1 ст. 56 ставят вне закона (наряду с правилами ст. 3, 6 НК) всякого рода распоряжения, указания, письма и т.п. индивидуальные правовые акты различных госорганов, которыми установлены индивидуальные льготы по "Н и С".
2. Пункт 2 ст. 56 содержит весьма важные правила для практической реализации льгот по "Н и С". При этом следует обратить внимание на то, что:
а) в п. 2 ст. 56 имеются в виду любые льготы по "Н и С"
б) п. 2 ст. 56 предоставляет налогоплательщику право:
либо полностью отказаться от применения льготы по "Н и С"
либо приостановить пользование льготой по "Н и С" как на один, так и на несколько налоговых периодов. В отличие от полного отказа это означает, что по окончании налогового периода (в течение которого льгота не применялась) плательщик вправе этой льготой воспользоваться (в отношении следующего периода). При этом он обязан письменно уведомлять налоговый орган об отказе (приостановлении) использовать льготу. При возникновении споров о том, имел ли место отказ налогоплательщика от использования льготы, следует исходить из того, что факт неучета налогоплательщиком налоговой льготы при составлении декларации за конкретный налоговый период сам по себе не означает его отказ от использования соответствующей налоговой льготы в этом периоде (п. 16 Постановления Пленумов N 41/9)
в) правила п. 2 ст. 56 имеют характер общих: они применяются, если в НК не установлено иное. Кроме того, в соответствии со ст. 5 Закона N 147-ФЗ впредь до введения в действие части второй НК ссылки на НК, содержащиеся в п. 2 ст. 56, приравниваются к ссылкам на Основы и отдельные законы о налогах, устанавливающие порядок уплаты конкретных налогов.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!