Интеллектуальное рейдерство — правила защиты компании

Интеллектуальное рейдерство — правила защиты компании
Первое - чудес не бывает.
Второе - исключения возможны, но только для злых чудес.
А если настало время злых чудес, то бесполезно оставаться добрым.
Сергей Лукьяненко
Рейдеры - страшный сон любого собственника бизнеса. Опытный бизнесмен должен всегда заранее готовиться к теоретически возможному рейдерскому захвату и пытаться максимально защитить свою компанию. Захват интеллектуальной собственности - один из частых и опасных видов рейдерства.
Интеллектуальная собственность – это хоть и нематериальные активы, но именно они наиболее лакомые и доступные для захвата кусочки. Если у компании все хорошо (компания нарабатывает репутацию, выводит на рынок новые продукты или услуги, внедряет новые технологии), приходит время подумать о ее защите.
Первое, что нужно сделать - проанализировать все объекты прав интеллектуальной собственности. Например, как и у каждого человека, у компании есть имя, которое нуждается в защите. Для защиты названия компании необходимо его зарегистрировать как торговую марку.
Также в защите нуждаются наименования производимой продукции или предоставляемых услуг.
Кроме воровства торговых марок, распространены также случаи присвоения других объектов, например, промышленных образцов, изобретений, полезных моделей.
Промышленным образцом, как правило, защищают внешний вид продукции — этикетки, упаковки, бутылки и другие емкости, и даже посуду, мебель, компьютеры. Изобретения и полезные модели - это техническое решение, к которому может относиться и устройство, и способ. Примеры — способ изготовления полимерной емкости, способ предоставления информационных услуг в Интернет, двигатель, и даже рецепт продукта питания.
Второе — выбрать правильный режим защиты. Неправильный выбор режима защиты может свести все усилия к нулю. Например, компания, производящая сувенирную продукцию, может ее защитить:
- авторским правом;
- патентом на промышленный образец.
Допустим, она выбирает защиту авторским правом. Авторское право возникает в силу факта создания произведения и не подлежит обязательной регистрации. Сложность такой защиты — это доказательство того, кому принадлежат авторские права.
В итоге, от неправильного выбора защиты и не приложения усилий к сбору и сохранению доказательств принадлежности авторских прав компании, очень легко потерять эксклюзивность прав на придуманную сувенирную продукцию.
И третье — всегда думайте на опережение. Когда речь заходит о сохранении своего бизнеса, владелец будет готов на все. Практика «кто не рискует — тот не пьет шампанского» в этом случае может не сработать.
Не все можно решить с помощью денег и связей — лучше подготовится заранее.
Продолжение следует …
Комментариев пока нет!