Льготы беженцам в России
Как получить в России статус беженца? Статус беженца для Украинцев
Кто бы мог подумать, что придет время, когда самой актуальной станет информация о том, как получить в России статус беженца? Однако оказалось, что влиять на ситуацию простые люди не в состоянии. У них один путь: брать пожитки и отправляться в сторону границы единственной страны, которая согласна помочь им сохранить жизнь. Оставим в стороне моральную сторону вопроса. Рассмотрим весь официоз процесса, который создает множество трудностей тем, кому просто не остается иного выхода, как соблюдать все правила, чтобы не подвергнуться насильственному выселению на неласковую родину (слово написано с маленькой буквы ввиду происходящих событий).
Кто такой беженец
Начнем с самого важного - определения. Чтобы понять, как получить в России статус беженца, нужно для начала уразуметь, а что это, собственно, такое. Понимаете, ведь суть пребывания на территории иного государства может характеризоваться по-разному. От этого зависит срок свободного нахождения, время обязательного пересечения границы, предоставляемые льготы и так далее. То есть гостям России позволительно исследовать достопримечательности и наслаждаться обществом родственников до девяноста дней (безвизовый режим). Другое дело - беженцы. Им ехать-то некуда. Поэтому срок их пребывания не так строго ограничен. Согласно законодательству, беженец - это человек, не имеющий гражданства РФ, который находится на ее территории ввиду явной угрозы его жизни. При этом виды опасностей конкретизированы. К ним относятся: преследование по расовым, национальным, политическим, социальным признакам, вероисповеданию. Если гражданские права в стране проживания не соблюдаются, то человек имеет право обратиться за защитой к РФ. Только доказав основательность своих ходатайств, человек сможет получить статус беженца в России. Но как это сделать? Процедура предусматривает определенный алгоритм. Рассмотрим его пошаговое исполнение.
Шаг 1. Признание
Если вам нужен ответ на вопрос о том, как получить в России статус беженца, то знайте: все начинается с обращения в специальный орган.
Шаг 1-А. Если прозевали
Бывает, что люди спохватываются постфактум. То есть уже некоторое время прожили в РФ, только потом опомнились, что нужно как-то формально зафиксировать свое положение. Куда бежать, как получить в России статус беженца, не столкнувшись с проблемами? Здесь законодательство достаточно лояльно. Обратитесь в МВД или ФМС там, где находитесь в настоящий момент. Важно подать письменное заявление. Особенно для тех, кто по определенным причинам пересекал границу нелегально. Да, это запрещено законом. Но случаи бывают разные. Возможно, у вас были причины непреодолимой силы для такого поступка. Имейте в виду: их придется перечислить.
Шаг 1-Б. Кто может обращаться
В официальные органы писать заявление может только совершеннолетний человек. То есть тому, кто ходатайствует о признании его беженцем, должно быть больше восемнадцати лет. Дети вносятся в анкету родителей (иных взрослых, их сопровождающих). Каждый человек ходатайствует отдельно. Это значит, что глава семейства не может расписаться в заявлении за всех. Нет. Каждый обращается к государству лично! Только детвора может присоседиться к своим родителям. Еще к официальному ходатайству нужно приложить все имеющиеся документы, которые, по мнению заявителя, подтверждают обоснованность его подачи. Если данные бумаги изначально составлены на иностранном языке, то требуется сопроводить их официальным переводом на русский. Желательно еще на Родине собрать как можно больше таких доказательств. Это существенно влияет на ход дела. Правовой статус беженцев дает реальные преимущества иностранцам перед обыкновенными туристами. Государство берет на себя определенные обязательства по отношению к ним. Поэтому, чтобы его получить, необходимы доказательства угроз, невозможности проживания в том государстве, из которого вы сбежали.
Шаг 1-В. К чему быть готовым
Надо понимать, что государство просто так официальные статусы не раздает. У него есть о ком заботиться. Поэтому подготовьтесь к проверкам и иным процедурам. Первое, с чем сталкиваются заявители, - опрос. Работник ФМС обязан задать множество вопросов, ответы на которые записываются в форму установленного образца. Кроме того, чтобы получить статус беженца, придется подвергнуться процедуре идентификации личности. Она включает снятие отпечатков пальцев и фотографирование (прямо как при аресте). Придется потерпеть. Когда официальная часть закончена, не уходите, пока вам на руки не выдадут специальную справку. В ней будет указано, что вы получили временный статус беженца приблизительно на пять рабочих дней (говорят, лучше обращаться в пятницу, тогда срок действия справки больше). Вот теперь можно спокойно ждать.
Шаг 2. Результат
Далеко не все получают желанный статус. Работники ФМС рассматривают ваши документы, определяют обоснованность ходатайства, а затем принимают решение. Если оно отрицательно, то заявитель получает письменное уведомление не только об отказе, но и о причинах такового. Кроме того, человеку должен быть разъяснен нынешний статус. Это необходимо знать и требовать от официальных лиц. Порой судьба и жизнь человека зависит от решения ФМС! Отказ должен быть доведен до заявителя в определенные сроки. На все про все три дня. Когда же ходатайство получило удовлетворительный ответ, беженец получает на руки специальный документ - свидетельство (пока временное). Так, сейчас рассматривается множество обращений людей, которые хотят получить статус беженца из Украины. В связи с событиями весны-лета нынешнего года, скорее всего, все заявления будут удовлетворены.
Шаг 3. Временное пребывание
Когда желанный документ оказался в ваших руках, следует попросить о помощи. Беженцам государство предоставляет единовременное пособие. Пусть оно не слишком велико, но для тех, кому не на кого опереться в чужой стране, это уже помощь. Кроме того, беженец может потребовать, чтобы его поселили в центре временного размещения. Это не навсегда. Ваше ходатайство еще будут рассматривать по существу. Пока будет медленно крутиться бюрократическая машина, у вас появится пристанище (не на улице же ночевать, верно?).
Шаг 4. Учет и медицина
В органах власти вас зарегистрируют (учтут) и направят в медицинское учреждение для освидетельствования. Не забудьте взять с собой детвору. Им врач также не помешает.
Шаг 5. Окончательное решение
ФМС рассматривает документы целых три месяца. Если нужно, то орган может и продлить данный срок. Поэтому торопиться не стоит. Когда решение будет принято, его доведут до вашего сведения в письменной форме. Тем, кого разочаровал отказ в признании беженцем, можно посоветовать обратиться в суд РФ. Остальные получают удостоверения в обмен на паспорт. То есть документ, удостоверяющий гражданство страны, из которой человек сбежал, на время его пребывания в РФ изымается и хранится в ФМС. Тем же, кто обращался в посольство, кроме удостоверения предоставляется еще и билет для следования в страну, которая дала убежище. То есть, беженец имеет право не просто на въезд в РФ, но и на обеспечение такого путешествия.
Отступление. Статус беженца для Украинцев
В связи с громадным потоком людей, которые не могут смириться с нынешней властью, боятся за свои жизни, обостряется вопрос о предоставлении им официального статуса. Дело в том, что приграничные территории России вскоре наполнятся людьми, не имеющими средств, жилья и элементарных продуктов. Законодатели предрекают гуманитарную катастрофу и уже стали задумываться об упрощении процедуры официальной регистрации их как беженцев. В конце мая проект документа предложил Думе депутат Е. Федоров. В прессе говорится о том, что в середине июня вопрос будет разрешен положительно. Украинцы смогут получать помощь от РФ по упрощенной процедуре.
Статус беженца: как получить и что он дает
Чем отличается «беженец» от человека, получившего временное убежище, и нужны ли вообще эти статусы, если вынужденный переселенец владеет русским языком и хочет работать в России и, вероятно, остаться жить здесь постоянно?
Чем отличается «беженец» от человека, получившего временное убежище, и нужны ли вообще эти статусы, если вынужденный переселенец владеет русским языком и хочет работать в России и, вероятно, остаться жить здесь постоянно?
Фото: www.svoboda.org
Статус «временное пребывание» дает иностранцу право только лишь на житье-бытье на территории России в течение 90 дней (разрешение на работу нужно оформлять отдельно). Статус «временное проживание» — ряд социальных льгот плюс трудоустройство. Статус «беженец» дает гражданам Украины возможность работать без дополнительного разрешения, патента и квот и получать пенсии. Что оформлять?
Статус беженца
Статус беженца обычно дается сроком на три года (хотя с 01.01.2013 года ограничение в сроке, на который лицо может быть признано беженцем, не установлено).
В это время человек имеет право находиться и работать на территории России, однако при этом у него изымается и хранится в органе миграционной службы национальный (например, Украинский) паспорт, то есть он не может выехать обратно по первому желанию. Узником России он не становится, документы на выезд в свою страну или за границу оформить все-таки можно и до истечения срока «паспорта беженца».
Чтобы получить статус беженца:
1. Обратитесь в уполномоченный орган с ходатайством о признании беженцем.
Если человек еще не покинул свою страну или сначала выехал не в Россию, а в другое государство, но хочет искать убежища именно в России, то ему нужны консульские представительства или посольство.
Если речь идет о беженцах на территории России — нужно обращаться в органы ФМС (Федеральной миграционной службы). В приграничных областях, как сообщила «Милосердию.ру» адвокат Анна Сердюкова, заявление на признание человека беженцем теперь принимают не только «территориальные» органы ФМС, т.е. центральные учреждения в областных центрах, но и многие другие.
При официальном пересечении границы беженцам приходится заполнять документ, в котором указывается цель въезда. Там есть графа для беженцев. Если человек твердо планирует просить о таком статусе, можно указать это в миграционной карте и обратиться с просьбой о получении статуса к офицеру ФСБ на пограничном пункте. Правда, как показывает сегодняшняя практика, пограничные пункты с потоком беженцев не справляются, и этот вопрос ложится на плечи Федеральной миграционной службы.
Адвокат Анна Сердюкова сообщила «Милосердию.ру», что на словах в ФМС в городе Шахты ей обещали, что людям, которые проведут три месяца в России просто по праву пребывания на ее территории в течение 90 дней, а только потом обратятся за статусом беженца, не будет отказано только на том основании, что они надеялись на скорое урегулирование конфликта у себя на родине и не обратились в ФМС сразу. Однако устное обещание конкретного специалиста ФМС, как бы ни хотелось на него положиться, ничего не гарантирует. Так что если на границе беженцы написали в миграционной карте «туризм», гарантий, что через три месяца у них не будет проблем с легализацией продолжения пребывания в России, нет.
Ходатайство о признании беженцем оформляется со слов заявителя уполномоченным сотрудником территориального органа ФМС России от руки или на компьютере на русском языке. Каждый совершеннолетний человек подает такое ходатайство отдельно, дети вписываются в документы к родителям или опекунам.
При подаче ходатайства проводится опрос заявителя с заполнением анкеты и опросного листа. То есть специалист ФМС задаст очень много вопросов. Чем больше документов у беженца будет с собой, тем лучше, однако все они должны иметь перевод на русский язык. Проблема может заключаться в том, что беженцы с Юга-Востока Украины чаще всего прибывают в Россию без трудовых книжек и некоторых других документов, которые рекомендуется иметь с собой. Также беженцы не имеют денег на нотариальные переводы их на русский язык. Сейчас, впрочем, достаточно минимума документов, а Украинские паспорта до сих пор имеют страницы на русском языке и поэтому не требуют перевода.
Кроме того, желающему обрести статус беженца придется сдать отпечатки пальцев и сфотографироваться.
Затем заявителю выдают справку о приеме ходатайства о признании беженцем на территории РФ. Справка действует пять рабочих дней.
2. Получите свидетельство о рассмотрении ходатайства (действует три месяца)
Ходатайство о признании беженцем подлежит предварительному рассмотрению территориальным органом ФМС. Это еще не решение о признании человека беженцем, а только о том, начинать ли вообще эту процедуру.
Если решение положительное, то беженцу выдают свидетельство о рассмотрении его заявления по существу, которое действует три месяца.
Если решение отрицательное — его можно обжаловать в суде.
В обычное время рассмотрение ходатайства о присвоении статуса беженца занимает три месяца. Иногда этот срок еще и продлевают вдвое. В период кризиса на Украине неоднократно заявлялось, что срок рассмотрения таких заявлений будет сокращен.
3. Подайте заявления в орган ФМС на выплату единовременного денежного пособия и на выдачу направления в центр временного размещения.
На те три месяца, что рассматривается заявление, беженцу (пока еще беженцу по существу, а не беженцу по бумаге) предоставляется жилье. Это может быть не самое комфортное жилье, оно не будет отдельным, но это должна быть крыша над головой.
Также в центрах временного размещения предоставляется питание, лекарственная и медицинская помощь.
Единовременное денежное пособие составляет 100 (сто) рублей на человека (150 рублей для малоимущих и инвалидов).
4. Встаньте на учет и пройдите медицинское освидетельствование.
Человек, получивший свидетельство, что его ходатайство о признании беженцем будет рассматриваться, и прибывшие с ним члены его семьи, должны быть поставлены на учет по месту пребывания (в местном УФМС) и должны пройти обязательное медицинское освидетельствование.
Это медицинское освидетельствование должно проводиться бесплатно, в том числе лабораторные исследования, в том числе на ВИЧ. Медицинские учреждения получают финансирование этих обследований от ФМС — в отличие от освидетельствования за собственный счет, которое необходимо пройти при оформлении разрешения на временное проживание или на получение гражданства по обычной процедуре.

Когда у человека появляется сертификат о прохождении такого обследования, он имеет право на дальнейшую первичную медицинскую помощь, как и на неотложную медицинскую помощь.
5. Получите решение о признании или об отказе в признании беженцем на территории РФ.
Фото: news.mail.ru
6. Получите удостоверение беженца (в случае, если решение принято о человеке, находящемся не в России, ему также выдается билет в Россию).
При получении удостоверения беженца национальный (гражданский) паспорт и (или) другие документы, удостоверяющие личность заявителя, признанного беженцем, остаются на хранении в органе ФМС по месту учета на срок признания этого заявителя беженцем.
Для выезда за пределы РФ и въезда в РФ беженцам оформляется проездной документ.
Для работы беженцам нет необходимости оформлять разрешение или патент, а также учитывать квоты (в соответствии с законом, вступившим в силу 15 мая этого года).
Дети беженцев имеют право ходить в детский сад и школу наравне с детьми граждан России.
Никаких постоянных пособий из бюджета, в том числе на детей, статус беженца не предусматривает. Однако беженцы имеют право на выплату пенсий. Для этого нужно обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда РФ с удостоверением беженца. Другие документы беженца в это время уже хранятся в ФМС, их предоставлять не нужно.
Временное убежище
Временное убежище дается сроком на год. У получившего его гражданина изымается его национальный паспорт, он может работать без специальных разрешений и патентов, получать медицинскую помощь.
Временное убежище можно получить вместо статуса беженца. В случае, если ситуация в стране постоянного жительства человека, получившего убежище, не нормализуется, срок предоставления убежища каждый год могут продлевать еще на год по решению ФМС.
1. Подайте заявление в ФМС о предоставлении временного убежища.
2. После подачи заявления нужно пройти дактилоскопическую регистрацию (сдать отпечатки пальцев). Всем членам семьи нужно пройти обязательное медицинское освидетельствование и получить медицинское заключение (направляют в ФМС).
3. На время рассмотрения заявления лица о предоставлении ему и прибывшим с ним членам его семьи временного убежища ФМС выдает справку о рассмотрении заявления о предоставлении временного убежища или делает отметку в свидетельстве о рассмотрении ходатайства о признании беженцем (справка подтверждает законное пребывание территории Российской Федерации на период рассмотрения заявления о предоставлении временного убежища).
4. После подачи заявления и получения справки нужно встать на регистрационный учет по месту пребывания (также в ФМС).
5. Решение о предоставлении временного убежища принимается ФМС в срок, не превышающий трех месяцев со дня подачи заявления.
6. В случае положительного решения о предоставлении временного убежища ФМС выдает свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации. Свидетельство является документом, удостоверяющим личность его владельца на территории Российской Федерации, а паспорт и другие документы иностранного государства сдаются на хранение в ФМС.
Права детей тех, кто получил временное убежище, на посещение школы и детского сада, не расписаны так же подробно, как права детей беженцев, однако они есть — так же, например, как у детей трудовых или даже нелегальных мигрантов.
Гражданство для носителей русского языка
С 23 июня 2014 года люди, признанные носителями русского языка, могут получить гражданство по упрощенной процедуре. Среди беженцев с Юго-Востока Украины большинство — именно носители языка. Тем из них, кто не планирует возвращаться на Украину, можно не подавать документы на статус беженца или на предоставление временного убежища, а сразу приступить к оформлению гражданства.
Кроме результата экзамена, потребуется отказ от гражданства других стран (если он невозможен по объективным причинам, это учитывается). Также нужны документы о том, что сам заявитель или его прямые родственники по восходящей линии жили в России или в СССР (документ сформулирован неясно: то ли в СССР в пределах современной границы России, то ли в СССР вообще). Документами, подтверждающими это, могут быть вид на жительство, выписка из домовой книги, копия поквартирной карточки, сведения о постановке на воинский учет, архивные справки, выписки.
Комиссии, призванные проводить экзамен по русскому языку, должны собираться под председательством замруководителя отделения ФМС, отвечающий за вопросы гражданства.
После заявление в ФМС о том, что иностранный гражданин хочет пройти экзамен, комиссия должна собраться не позднее чем через пять дней. Еще пять дней отводится на принятие решения.
Далее в приказе написано: в ходе собеседования определяется способность иностранного гражданина понимать и уметь интерпретировать неадаптированные тексты на любую тематику, включая абстрактно-философские, профессиональной ориентации, публицистические и художественные, а также тексты, обладающие подтекстовыми и концептуальными смыслами. Кроме того, максимально полно понимать содержание в том числе записей публичных выступлений, свободно воспринимая социально-культурные и эмоциональные особенности речи говорящих, интерпретируя фразеологизмы, известные высказывания и скрытые смыслы. Уметь достигать поставленных целей коммуникации, продемонстрировать полное знание языковой системы и свободное владение средствами выразительности языка во всем многообразии лексико-грамматических, стилистических, синонимических и структурных отношений.
Фото: www.interfax.ru
Какие именно «абстрактно-философские» или «публицистические» тексты с какими именно «подтекстами» та или иная комиссия сочтет показательными — пока неизвестно. Вся надежда на то, что в комиссию должны входить и филологи, а не только чиновники. Кроме того, установлено, что знания грамматики и орфографии проверяться не будут.
Упрощенная процедура получения гражданства предполагает, что за ним можно обращаться, не получив предварительно разрешения на временное проживания и вида на жительство, а также не прожив в России пяти лет, установленных по стандартной процедуре. Кроме того, гражданство будет присвоено носителю языка в течение трех месяцев (а не полугода, как ранее).
Прием на работу беженцев из Украины
Организация планирует принять на работу беженцев из Украины, которые были вынуждены уехать из этой страны из-за военных действий. Какие документы они должны предъявить для подтверждения своего статуса беженца? Есть ли какие-либо особенности трудоустройства этой категории иностранных граждан? Нужно ли уведомлять ФМС России и службу занятости населения о приеме таких работников?
Получение иностранным гражданином статуса беженца
Основания и порядок признания лица беженцем на территории Российской Федерации, экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев установлены Федеральным законом от 19.02.1993 № 4528-1 О беженцах (в ред. от 02.07.2013 далее - Федеральный закон № 4528-1).
Беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (ст. 1 Федерального закона № 4528-1).
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона № 4528-1 процедура признания лица беженцем предусматривает следующие этапы :
- Обращение лица с ходатайством о признании беженцем (например, в территориальный орган ФМС России по месту пребывания этого лица).
- Предварительное рассмотрение ходатайства.
- Принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу.
- Выдача свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу.
- Рассмотрение ходатайства по существу.
- Принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем.
- Выдача удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем.
Лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем и достигшее возраста 18 лет, обязано лично или через уполномоченного представителя обратиться с ходатайством о признании беженцем в письменной форме (п. 1 ст. 4 Федерального закона № 4528-1):
Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона № 4528-1 сведения о прибывших вместе с лицом членах его семьи, не достигших возраста 18 лет, заносятся в ходатайство одного из родителей.
Порядок предоставления Федеральной миграционной службой и территориальными органами ФМС России государственной услуги по рассмотрению в соответствии с Федеральным законом № 4528-1 ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации определен Административным регламентом Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденным Приказом ФМС России от 19.08.2013 № 352.
Ходатайство вместе с прилагающимися к нему документами рассматривается территориальным органом ФМС России в срок от одного до трех месяцев.
Решение о признании беженцем на территории Российской Федерации, а также уведомление об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации направляются или вручаются заявителю в течение трех рабочих дней со дня принятия решения органом ФМС России (п. 4, 10 ст. 7 Федерального закона № 4528-1).
Таким образом, после рассмотрения всех документов лица, ходатайствующего о признании его беженцем на территории Российской Федерации, территориальный орган ФМС России принимает решение о признании его беженцем либо об отказе в этом признании. По результатам рассмотрения выдается соответственно удостоверение беженца либо уведомление об отказе в признании беженцем .
Форма удостоверения беженца, а также Положение об оформлении, выдаче и обмене удостоверения беженца утверждены Постановлением Правительства РФ от 10.05.2011 № 356 Об удостоверении беженца (в ред. от 27.10.2012). Удостоверение беженца по установленной форме подтверждает полученный лицом (в том числе иностранным гражданином) статус беженца на территории Российской Федерации и является документом, удостоверяющим личность этого лица .
Необходимо учитывать, что согласно п. 8 ст. 7 Федерального закона № 4528-1 при получении удостоверения беженца национальный (гражданский) паспорт и (или) другие документы, удостоверяющие личность лица, признанного беженцем, остаются на хранении в ФМС России или в территориальном органе ФМС России по месту учета на срок признания этого заявителя беженцем .
Кроме того, для выезда за пределы территории России и въезда в Россию беженцам оформляется проездной документ (ст. 8.1 Федерального закона № 4528-1).
Лицо, признанное беженцем, имеет право на получение, в частности, содействия в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве, а также на работу по найму или предпринимательскую деятельность, на социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами России в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Отметим, что на сайте ФМС Росси 25 июня 2014 г. специально для граждан Украины размещена подготовленная этим ведомством Памятка для желающих получить статус беженца или временное убежище на территории Российской Федерации[1] .
Порядок приема на работу беженцев
По общему правилу работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников (для привлечения визовых иностранцев), а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу (п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации (в ред. от 21.17.2014) (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ). Однако указанный порядок не распространяется на отдельные категории иностранных граждан, к числу которых, например, относятся беженцы (пп. 11 п. 4 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ). При этом данная льгота действует для упомянутой категории иностранных граждан до утраты ими статуса беженца или лишения их статуса беженца .
Беженцы были включены в перечень льготных категорий иностранных граждан Федеральным законом от 05.05.2014 № 127-ФЗ О внесении изменений в статью 13 Федерального закона &ldquoО правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации&rdquo. Данный закон вступил в силу с 16 мая 2014 г.
Для граждан Украины установлен безвизовый порядок въезда в Российскую Федерацию, то есть они являются безвизовыми иностранцами. Таким образом, граждане Украины, официально получившие статус беженцев, могут не получать разрешение на работу для трудоустройства в Российскую организацию . В остальном порядок приема на работу этой категории иностранцев не отличается от общего порядка для безвизовых иностранцев.
Чтобы принять на работу беженца из Украины необходимо:
1. Потребовать у иностранного работника документы, перечисленные в ст. 65 ТК РФ, и миграционную карту по форме, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.08.2004 № 413 (в ред. от 06.05.2006).
Документы воинского учета гражданин Украины представлять не обязан, так как иностранцы не являются военнообязанными в России (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ (в ред. от 21.07.2014) О воинской обязанности и военной службе, п. 1 ст. 15 Федерального закона № 115-ФЗ).
Если у иностранного работника, подлежащего обязательному пенсионному страхованию, страховое свидетельство отсутствует, необходимо оформить его при заключении трудового договора (ч. 4 ст. 65 ТК РФ).
Кроме того, иностранный гражданин должен представить работодателю документы, подтверждающие законность его нахождения на территории Российской Федерации. Таким документом для беженца является удостоверение беженца по установленной форме. Как уже было сказано выше, такое удостоверение является документом, удостоверяющим личность беженца.
2. До подписания трудового договора нужно ознакомить иностранного работника с действующими у работодателя Правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором (при его наличии в организации) (ч. 3 ст. 68 ТК РФ).
3. Заключить с иностранным работником трудовой договор (ст. 67 ТК РФ).
С иностранным работником можно заключить как срочный трудовой договор (при наличии оснований, предусмотренных ч. 1 или ч. 2 ст. 59 ТК РФ), так и трудовой договор на неопределенный срок (ч. 5 ст. 11, ч. 1 ст. 58 ТК РФ).
Оформить трудовой договор нужно письменно, включив в него сведения и обязательные условия, предусмотренные трудовым законодательством (ч. 1-2 ст. 57 ТК РФ). В трудовой договор также могут быть включены дополнительные условия, указанные в ч. 4 ст. 57 ТК РФ (об уточнении места работы (с указанием структурного подразделения и его местонахождения) и (или) о рабочем месте, об испытании, о неразглашении коммерческой тайны и др.).
По общему правилу трудовой договор оформляется в двух экземплярах (по одному для обеих сторон), каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Работник расписывается на экземпляре работодателя за получение своего экземпляра трудового договора.
4. Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Приказ (распоряжение) о приеме на работу составляется по унифицированной форме № Т-1 (Т-1а)[2] или по форме, самостоятельно разработанной и утвержденной работодателем (ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ О бухгалтерском учете (в ред. от 28.12.2013)).
Приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежаще заверенную копию указанного приказа (распоряжения) (ч. 1-2 ст. 68 ТК РФ).
5. Оформить иностранному работнику трудовую книжку. Записи о работе у Российского работодателя нужно делать в трудовую книжку Российского образца (в том числе можно вести книжки, оформленные на территории бывшего СССР на бланках, действующих в России до настоящего времени). Если у работника трудовая книжка неустановленной формы (иностранного образца), нужно завести ему Российскую трудовую книжку как работнику, поступающему на работу впервые (ч. 4 ст. 65, ст. 66 ТК РФ, Письмо Роструда от 15.06.2005 № 908-6-1).
Запись о приеме на работу в трудовую книжку вносится в порядке, предусмотренном п. 3.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утв. Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69 (п. 4 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 (в ред. от 25.03.2013)).
6. Оформить на иностранного работника личную карточку по унифицированной форме № Т-2 или по форме, самостоятельно разработанной и утвержденной работодателем (п. 12 Правил ведения и хранения трудовых книжек).
Что касается вопроса об уведомлении миграционной службы и службы занятости населения о приеме на работу гражданина Украины, имеющего статус беженца, необходимо учитывать следующее, что обязанность по уведомлению территориального органа ФМС России и службы занятости населения возложена на работодателей, привлекающих к трудовой деятельности иностранцев, если одновременно соблюдаются следующие условия :
Граждане Украины прибывают в Россию в порядке, не требующем получения визы (на основании миграционной карты), то есть являются безвизовыми иностранцами[3]. При этом получать разрешение на работу им не нужно в силу прямого указания закона, значит, не соблюдается одно из двух указанных выше условий для возникновения у работодателя обязанности по уведомлению.
Учитывая изложенное, можно сделать вывод о том, что при заключении трудового договора с гражданином Украины работодатель не обязан уведомлять территориальный орган ФМС России и службу занятости населения о приеме такого работника на работу.
В заключение отметим, что в Государственную Думу внесен законопроект, направленный на обеспечение более эффективной защиты прав и интересов граждан Украины, прибывающих на территорию Российской Федерации[4]. В числе защитных мер планируется законодательно закрепить особенности осуществления трудовой деятельности гражданами Украины на территории Российской Федерации в 2014 г. Согласно предлагаемым изменениям в Федеральный закон № 115-ФЗ предусматривается возможность осуществления гражданами Украины трудовой деятельности на территории России без получения разрешения на работу до получения ими статуса беженца или гражданства Российской Федерации.
Разработку законопроекта его авторы обосновывают тем, что с июня текущего года из-за обострения ситуации на юго-востоке Украины возрос поток беженцев в Россию. По приведенным в пояснительной записке к документу данным, с начала политического кризиса на Украине в Россию прибыли более 400 тыс. Украинцев. По данным МЧС России, в приеме беженцев из восточных областей Украины уже задействованы более 10 Российских регионов.
[1] http://www.fms.gov.ru/foreign_national/novisas/files_ukr/4.pdf
[2] утв. Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты.
[4] Проект федерального закона № 556196-6 О внесении изменений в статьи 14 и 35 Федерального закона &ldquoО гражданстве Российской Федерации&rdquo и в Федеральный закон &ldquoО правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации&rdquo.
Как получить помощь беженцу в России
Содержание
В Федеральный Закон, регламентирующий выдачу беженцам первоначальной помощи, планируется внести ряд поправок в части регулирования социальной поддержки и обеспечения рабочими местами трудоспособной категории людей, вынуждено приехавших в Россию.
Данная мера позволит предупредить появление в РФ граждан, которые не изъявляют желания работать и стремятся обустроить свой быт за счет государственных субсидий.

Сейчас в РФ пособие беженцам выдается на основании постановления Правительства РФ №724 от 16.06.1997 г. которое регламентирует начисление социальной помощи вынужденным переселенцам.
Согласно данному постановлению каждый человек, пересекший границу РФ, может рассчитывать на единовременные выплаты в отношении каждого члена семьи. Пособия выдаются следующим категориям людей:
Величина пособия беженцам в каждом отдельном регионе и округе может отличаться, поскольку в нее также могут входить затраты, необходимые для обустройства жилья. Например, в Наро-Фоминске вынужденным беженцам в сутки выдают по 750 руб. в других регионах величина выплаты достигает 800 руб.
Порядок выплаты денежной помощи вынужденным беженцам
Порядок выплаты денежной помощи вынужденным беженцам разработан на основе Закона РФ «О беженцах, а также вынужденных переселенцах».
Настоящий порядок регламентирует правила начисления и выдачи выплаты в виде единовременной материальной помощи людям, которые в силу обстоятельств приняли решение о переезде на территорию России.
Единовременные денежные пособия беженцам предназначаются людям, которые на момент обращения за получением особого статуса, уже зарегистрированы в соответствующем порядке и остро нуждаются в помощи.
Согласно постановлению Правительства Москвы к таким лицам относят граждан других государств, которые достигли пенсионного возраста или являются одинокими инвалидами, а также матери и семьи, в которых имеются малолетние дети в возрасте до 18 лет.
Для получения единовременного пособия переселенцам необходимо предоставить ряд документов:
В процессе рассмотрения заявления переселенцам могут понадобиться другие документы, поскольку в разных регионах, а также в зависимости от ситуации (причины переезда в РФ), перечень документов может изменяться и дополняться.
Где рассматривается вопрос о получении денежного пособия?
Вопрос выплаты денежной помощи вынужденным переселенцам, а также оформление всех требуемых документов, рассматривается и реализуется органами миграционной службы субъекта РФ (край, автономный округ, область или город) на федеральном уровне.
Решение о регистрации лица принимается этой же службой.
В Федеральной миграционной службе всем вынужденным беженцам разъясняются вопросы, касающиеся применения положений настоящего Порядка.
В исключительных случаях органам миграционной службы территориального уровня предоставляется право самостоятельно принимать решение в части выплаты денежного пособия зарегистрированным вынужденным переселенцам, нуждающимся в материальной поддержке.
Если на территории административно-территориального образования РФ отсутствуют органы миграционной службы, выполнение всех возложенных на них функций, регламентированных настоящим Порядком, возлагается на другие органы исполнительной власти.
Работа ведется только с теми органами исполнительной власти, у которых с Федеральной миграционной службой РФ был заключен договор соответствующего образца.
Величина выплаты, которая полагается вынужденным переселенцам и условия получения
Размер положенной по закону РФ выплаты регламентируется положениями постановления Правительства РФ №135 от 3.03.1992 г. «О мерах в отношении оказания материальной поддержки вынужденным переселенцам». Согласно данному постановлению данной категории лиц производятся следующие выплаты:
Лицам, вынужденным переехать на территорию РФ и поселившимся в сельской местности, единовременная материальная помощь выдается в два этапа:
Получить предусмотренную законом единовременную материальную помощь можно в бухгалтерии органа миграционной службы территориального значения, а также в отделениях Сберегательного банка РФ по поручению органа миграционной службы. Обслуживание данной категории лиц учреждениями Сберегательного банка РФ осуществляется на основе действующего соглашения, которое заключено между Сбербанком РФ и Федеральной миграционной службой.
Органы миграционной службы территориального уровня делают в удостоверениях и регистрационных карточках лиц, вынужденным покинуть свою страну, о том, какого числа и какая сумма материальной помощи были ими получена.
Нужно ли возвращать полученную от РФ материальную помощь?
Средства для оплаты единовременной материальной помощи вынужденным переселенцам из других государств перечисляются из бюджета Федеральной миграционной службы РФ ежеквартально. Денежные средства распределяются между бюджетными счетами органов миграционной службы территориального уровня. Отчет о работе в части выплаты единовременной материальной помощи ежеквартально предоставляется Федеральной миграционной службе РФ, также составляется отчет по итогам за отчетный год в утвержденной законом форме.
Если лицо, получившее свидетельство о регистрации заявления в части признания его переселенцем, в результате получило отказ в предоставлении ему соответствующего статуса – выплаченные ему органами миграционной службы РФ денежные средства не подлежат взысканию.
Если лицо намеренно предоставило в регистрационную службу фальшивые документы или сообщило о своей личности лживые сведения, на основании которых ему была предоставлена материальная помощь – все полученные денежные средства взимаются в порядке, установленном законом РФ. Возврат средств осуществляется в территориальный орган миграционной службы, в котором ему была выдана справка на получение материальной помощи.
Беженцы и вынужденные переселенцы
Читайте также:
Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ
Настоящий параграф посвящен наиболее социально защищенным категориям граждан. В средствах массовой информации в момент, когда вокруг темы принятия Закона о замене натуральных льгот денежными компенсациями велись жаркие дискуссии, неоднократно отмечалось, что вопросы регулирования социальной защиты законотворцев будут отражены в отдельном законодательном акте. Предположительно именно в этой связи отдельные правовые нормы, посвященные социальной защите членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, были затронуты в столь минимизированном виде.
В числе тех немногих изменений в социальном статусе членов Федерального Собрания отметим отмену привилегий в области бесплатного использования услуг всех видов городского и пригородного пассажирского транспорта. Провозглашенные ранее законодательные положения такого рода носили исключительно декларативный характер. Нужда в пользовании городским транспортом не была столь острой необходимостью в силу того, что депутаты Государственной Думы (члены Совета Федерации) своевременно обеспечивались служебными транспортными средствами.
Аналогичные по своему содержанию перемены коснулись и помощников членов Совета Федерации, и депутатов Государственной Думы.
Единственное, в чем сохранилось право как членов Федерального Собрания РФ, так и их помощников на бесплатный проезд, так это в части использования услуг транспорта междугороднего сообщения. Следует обратить внимание рядовых граждан на то обстоятельство, что бесплатное обслуживание обозначенных категорий лиц должно иметь место только в связи с осуществлением ими своих служебных полномочий в наделенном законом качестве, а не как превратно понимают последние – в любое время, без существенных ограничений.
На настоящее время нерешенным остался один вопрос, будут ли распространяться на депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации положения о так называемом социальном пакете, который в ближайшее время должен будет найти свое место в Российском правовом обороте, а конкретно той его части, которая специально посвящена вопросу компенсации льготникам транспортных расходов.
В целях укрепления объективных позиций членов Федерального Собрания, защиты их от внешних воздействий (как со стороны физических лиц, в зависимости от которых по тем или иным причинам они находятся, так и со стороны капитала) в момент принятия (или, наоборот, непринятия) того или иного решения законодателем были расширены ограничения статуса депутатов законодательных органов власти на всех уровнях ее вертикали. В частности, новшества, внесенные ФЗ от 12 июня 2002 г. № 67 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (с изм. и доп. от 27 сентября, 24 декабря 2002 г. 23 июня, 4 июля, 23 декабря 2003 г. 7 июня, 12, 22 августа 2004 г.), провозглашают следующее. Депутаты, работающие на постоянной основе, выборные должностные лица не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации Федерального Собрания РФ, депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ не могут замещать иные государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, а также государственные должности государственной службы и муниципальные должности муниципальной службы, быть депутатами иных представительных органов государственной власти или представительных органов местного самоуправления депутаты представительных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть депутатами Государственной Думы, членами Совета Федерации Федерального Собрания РФ, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, замещать иные государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, а также государственные должности государственной службы и муниципальные должности муниципальной службы. Иные ограничения, связанные со статусом депутата, выборного должностного лица, могут устанавливаться федеральным законом.
Российская Федерация, признав себя государством демократическим, автоматически восприняла все свойственные ему политические институты, в числе которых институт беженцев. Последним в целях создания условий наибольшего благоприятствования в стране их пребывания должна быть оказана посильная социальная поддержка, направленная на адаптацию к новым окружающим условиям. Достижению поставленных целей и выполнению сформулированных в законодательстве задач во многом способствуют те направления социальной защиты, которые, во первых, уравнивают их в правовом статусе с гражданами страны пребывания, а во вторых, имеют реальные механизмы реализации. Однако обо всем по порядку. И в первую очередь остановимся на используемой терминологии.
Беженец – это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признакам расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
В качестве беженца не может быть признано лицо:
1) в отношении которого имеются серьезные основания предполагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества в определении, данном этим деянием в международных актах, составленных в целях принятия мер в отношении подобных преступлений
2) которое совершило тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории Российской Федерации и до того, как оно было допущено на территорию Российской Федерации в качестве лица, ходатайствующего о признании беженцем
3) которое виновно в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций
4) за которым компетентные власти государства, в котором оно проживало, признают права и обязательства, связанные с гражданством этого государства
5) которое в настоящее время пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений Организации Объединенных Наций, кроме верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев.
Источники:
Следующие статьи:
- Льготы детям репрессированных родителей крымских татар
- Льготы награжденным медалью ордена за заслуги перед отечеством 2 степени
Комментариев пока нет!