Инвестиционные налоговые льготы России
Инвестиций. Налогообложение иностранных инвесторов в России
Читайте также:
З.2. Налоговый климат как фактор привлечения иностранных
Рационально организованная структура налогообложения должна благоприятствовать инвестиционной деятельности. Важное значение имеет также создание благоприятных условий для иностранных инвесторов в России. Законодательство об иностранных инвестициях должно дополнять, а не заменять или повторять действующее в стране законодательство по отношению к отечественным инвесторам.
Состояние инвестиционной сферы экономики страны свидетельствует о том, что инвестиционная деятельность сегодня является недостаточно привлекательной для потенциальных инвесторов. В основе этого лежит ряд причин, ухудшающих инвестиционный климат в России. Наиболее важных из них – это неотработанные, противоречивые и постоянно меняющиеся законодательная база и налоговая система.
В сложившихся условиях привлечения иностранных инвестиций в реальный сектор Российской экономики предполагает разработку комплекса мер, направленных на улучшение инвестиционного климата, например налоговых льгот.
Налоговые льготы могут осуществляться в виде: освобождение от налогообложения части прибыли, направленной на финансирование
капитальных вложений с целью развития собственной производственной базы и на финансирование жилищного строительства скидок, действие которых связано с расходами, влияющими на результаты налогообложения налоговых кредитов налоговых каникул.
Более эффективным видом налоговых льгот, получившим распространение в западной практике, является инвестиционный налоговый кредит. Он предусматривает уменьшение в течение определенного срока и в допустимых пределах платежей по налогу на прибыль (доход), а также по региональным и местным налогам с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. В отличие от других видов льгот налоговый инвестиционный кредит выступает как прямое снижение налогового обязательства и в большей степени учитывает имущественное положение налогоплательщика.
В России порядок применения инвестиционного налогового кредита был определен Федеральным Законом «Об инвестиционном налоговом кредите», однако вследствие сложности оформления кредита и несовершенства правовой базы данный вид налоговых льгот не получил распространения.
Иностранные инвестиции имеют преимущества перед другими видами внешнего экономического влияния. Они являются важным источником капиталовложений, но при этом не ложатся бременем на внешний долг страны и обеспечивают определённую интеграцию национальной экономики в мировую.
Налоговая система, построенная с учётом налоговых льгот и рациональных налоговых ставок, обеспечивает действие стимулирующей функции развития производства и увеличения налоговой базы. При повышении налогов стимулы к труду и предпринимательству падают, а при 100 % налогообложении доход государства равен нулю, так как никто не хочет работать, не получая дохода. Повышение или понижение налоговых ставок оказывает тормозящее или стимулирующее воздействие на динамику инвестиций.
В различных странах мира в отношении регулирования и налогообложения иностранных компаний может быть установлен:
• режим наибольшего благоприятствования, при котором ко всем иностранным инвесторам применяется одинаковый налоговый режим
• национальный режим, при котором в области налогообложения иностранному инвестору предоставляются те же права и предъявляются те же требования, что и местным инвесторам.
В последнее время в большинстве экономически развитых стран в отношении иностранных инвесторов применяется национальный режим налогообложения. Хотя налоговые законодательства разных стран различаются между собой по соотношению (удельному весу) различных налогов и сборов, по величине налоговых ставок, по способам исчисления налоговой базы (т. е. налогооблагаемых сумм), набор налогов в целом почти одинаков. Во всех странах налоги делятся по способу взимания на две большие группы: прямые и косвенные. К прямым налогам, которые взимаются непосредственно с доходов или стоимости имущества налогоплательщика, относятся налог на прибыль предприятий (корпорационный налог), подоходный налог с физических лиц, земельные, имущественные и др. налоги. К косвенным налогам, которые рассчитываются как доля от цены продукции и включаются в цену или тариф оплачиваемого потребителем товара или услуги, относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, регистрации
К настоящему времени мировая практика выработала универсальный набор мер, используемых для привлечения иностранного капитала. Среди них наибольшее значение имеют следующие:
1) Налоговые стимулы: налоговые льготы, «налоговые каникулы», освобождение от таможенных пошлин и сборов и др.
«Налоговые каникулы» – полное или частичное освобождение коммерческой организации от уплаты налога на прибыль в течение определенного периода времени после размещения инвестиций.
Смысл такого освобождения состоит в повышении привлекательности размещения инвестиций и тем самым увеличения в будущем налогооблагаемой базы. При этом временное снижение поступлений от налога на прибыль в бюджет компенсируется за счет дополнительных неналоговых выгод, связанных с привлечением иностранного капитала, таких, как создание новых рабочих мест, развитие производства и инфраструктуры, приток финансовых ресурсов, передовыхтехнологий и т. д. Практика применения «налоговых каникул» характерна для многих стран Восточной Европы, Юго-Восточной Азии и др.
В России налоговые каникулы применяются в Новгородской и Тверской областях, Чувашии, Татарстане, Самаре, Санкт-Петербург, Екатеринбурге и др. Благоприятный налоговый режим для притока иностранных инвестиций создала Новгородская область. В ней четыре района объявлены безналоговыми зонами. Зарубежные капитальные вложения освобождены от местных налогов до полной их окупаемости. По такому пути идут Татарстан, Самарская, Калининградская, Новосибирская, Свердловская области.
2. Финансовые стимулы – различного рода субсидии, предоставление кредитов и займов по льготным условиям, гарантии их получения.

З.Нефинансовые стимулы – создание благоприятного климата для эффективного функционирования иностранного капитала, развитие законодательной базы и необходимой инфраструктуры (транспорта, связи и др.), создание свободных экономических зон и т. д.
В тех или иных комбинациях эти меры привлечения иностранных инвестиций используются во всех странах. Однако опыт последних десятилетий позволяет выделить следующие особенности методов их привлечения, характерные для различных групп стран.
Во-первых, промышленно развитые страны отдают предпочтение финансовым стимулам перед налоговыми. Это объясняется тем, что финансовое стимулирование позволяет правительству сконцентрировать усилия на достижении конкретных целей, например, на привлечении иностранных инвесторов в отдельные отрасли или переживающие экономические трудности «депрессивные» регионы. Развивающиеся страны, напротив, предпочитают налоговые меры, что обусловлено недостатком у них необходимых финансовых ресурсов.
Во-вторых, наметилась устойчивая тенденция к более широкому использованию нефинансовых мер, таких, как упрощение административных процедур, создание свободных экономических зон и др.

Особое внимание уделяется привлечению иностранных инвестиций в так называемые зоны развития – территории, нуждающиеся в дополнительном привлечении финансовых ресурсов с целью развития в них наукоемких отраслей или снижения уровня безработицы.
Одним из наиболее распространенных за рубежом способов обеспечения условий стабильности деятельности иностранных инвесторов является включение в законы, регулирующие их деятельность, или в соглашения о совместном предпринимательстве и инвестиционном сотрудничестве так называемой «стабилизационной оговорки».
Стабилизационная оговорка – положение договора, позволяющее сохранить для инвестора неизменными условия, существовавшие до принятия государством нового законодательства, ухудшающего условия деятельности инвестора.
Самая распространенная разновидность стабилизационной оговорки – так называемая «дедушкина оговорка» – положение, согласно которому в течение времени, предусмотренного оговоркой, на инвестора не распространяется действие законодательных и нормативных актов, принятых после того, как инвестор приступил к капиталовложениям, и изменивших условия его деятельности в худшую сторону.
«Дедушкина оговорка» создает временный иммунитет от действия новых законов в иных нормативно-правовых актов, обеспечивает инвестору переходный период, в течение которого он может подготовиться к менее благоприятным условиям деятельности либо даже успеть возместить свои затраты и получить прибыль на вложенный капитал. «Дедушкина оговорка» проста и удобна в применении, и если срок ее действия достаточно продолжителен, то она способна служить эффективным инструментом привлечения иностранных инвестиций.
По Российскому законодательству стабильность условий для иностранного инвестора гарантируется в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования указанного проекта за счет иностранных инвестиций. Это положение распространяется на КОИИ, у которых доля иностранных инвесторов в уставном капитале составляет более 25%, а также на КОИИ, участвующих в реализации приоритетных инвестиционных проектов. В исключительных случаях для инвестиционного проекта с суммарным объемом иностранных инвестиций не менее 1 млрд. руб. срок окупаемости которого превышает семь лет, Правительство РФ может принять решение о продлении срока действия прежних условий и режима.
По действующему в России налоговому законодательству («Налоговому кодексу РФ») налоговая система страны включает налоги трех уровней:
1) федеральные налоги и сборы
2) региональные налоги и сборы, взимаемые на территории субъектов РФ
3) местные налоги и сборы, устанавливаемые органами местного самоуправления.
Иностранное юридическое лицо, решившее начать свою деятельность в РФ, обязано встать на учет в государственной налоговой инспекции. Если оно осуществляет эту деятельность в нескольких местах на территории РФ, то в каждом из них оно обязано встать на учет в соответствующей налоговой инспекции, независимо оттого, будет ли в дальнейшем его деятельность признана подлежащей налогообложению или нет.
Иностранное юридическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность на территории РФ через постоянное представительство, является плательщиком налога на прибыль. Понятие постоянного представительства используется для того, чтобы определить налоговый статус иностранного юридического лица в РФ, и не имеет организационно-правового значения.
Постоянное представительство – любое место регулярного осуществления деятельности иностранного юридического лица (филиала, отделения, бюро, конторы, агентства, организации и т. д.), которая позволяет извлекать доход на территории РФ.
Иностранные юридические лица обязаны встать на налоговый учет в России, независимо от того, будет ли их дальнейшая деятельность признана налоговым органом подлежащей налогообложению или нет. Иными словами, основанием для постановки на учет в налоговом органе служит сам факт начала деятельности иностранной фирмы в РФ, а не наличие или отсутствие у нее налоговых обязательств. Установлена ответственность за уклонение от постановки на учет в налоговом органе в виде штрафа. Для целей налогообложения не имеет значения, есть ли у иностранной фирмы разрешение на открытие представительства (аккредитация).
При постановке на учет отделению иностранного юридического лица присваивается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), который указывается во всех документах, представляемых в налоговые органы.
Коммерческие банки и иные кредитно-финансовые учреждения открывают рублевые, валютные, депозитные и иные счета налогоплательщикам – иностранным фирмам только при представлении ими подлинника справки о постановке на учет в налоговом органе РФ.
В области налогообложения для коммерческих организации с иностранными инвестициями (КОИИ) и других форм прямых инвестиций в РФ установлен национальный режим, означающий, что они уплачивают налоги, установленные действующим на территории РФ законодательством для национальных предприятий. Кроме того, на совместные предприятия с иностранным капиталом распространяется общий правовой режим льготного налогообложения, как и для Российских предприятий.
Основополагающими понятиями налогообложения являются налоговая база и налоговая ставка. Как известно, налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения, а налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налогоплательщики – коммерческие организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистра бухгалтерского учета и (или) на основе других документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению.
1. Налог на прибыль (корпоративный налог) относится к числу прямых налогов, т. е. налогов, взимаемых непосредственно с прибыли, получаемой в процессе деятельности налогоплательщика. Субъекты РФ вправе сами устанавливать ставку налога на прибыль.
Иностранные юридические лица, не имеющие постоянных представительств в РФ, также выплачивают налог на дивиденды и проценты, полученные на территории РФ, на доходы от фрахта, морских, воздушных, автомобильных и железнодорожных перевозок, от аренды, использования лицензий и авторских прав и др.
Справку об авансовых взносах налогов в бюджет, рассчитанных на основе предполагаемой суммы прибыли, коммерческие организации должны сдавать в органы Министерства по налогам и сборам не позднее установленных сроков. По окончании квартала следует представить в налоговую инспекцию квартальный отчет и расчет возврата из бюджета переплаченных сумм (если таковые будут иметь место).
2. Налог на добавленную стоимость (НДС) является косвенным налогом, сумма которого относится на себестоимость продукции, т. е. включается в ее цену и оплачивается потребителем. НДС облагаются:
а) обороты по реализации на территории РФ товаров, выполненных работ и услуг
б) стоимость товаров, ввозимых на территорию РФ
в) любые денежные средства, поступающие от контрагентов, кроме взносов в уставный фонд, средств на целевое финансирование и на осуществление совместной деятельности.
По некоторым оценкам, оптимальная ставка НДС должна составлять не более 10-15 %. Суммы собранного НДС поступают в федеральный бюджет и в бюджеты субъектов Федерации.
Иностранные юридические лица, осуществляющие коммерческую деятельность на территории РФ, делятся на две категории:
1) иностранные юридические лица, состоящие на учете в налоговом органе РФ, исчисляют и уплачивают НДС самостоятельно в порядке, установленном для Российских предприятий
2) иностранные юридические лица, не состоящие на учете в налоговых органах РФ, уплачивают НДС через Российского партнера.
3. Налог на имущество – прямой налог, зачисляемый в бюджеты субъектов Федерации. Плательщиками налога на имущество являются постоянные представительства и другие обособленные подразделения иностранных компаний, банков и организаций. Этим налогом облагаются:
• основные средства (включая взятые в аренду с правом последующего выкупа), т. е. здания (в том числе жилые), сооружения, передаточные и транспортные средства, устройства, машины, оборудование и другие виды основных средств
• нематериальные активы – права пользования земельным участком и природными ресурсами, патенты, лицензии, ноу-хау, программные продукты, монопольные права и привилегии, включая лицензии на определенный вид деятельности, организационные расходы, торговые марки, товарные знаки
• запасы и затраты, включающие производственные запасы, малоценные и быстро изнашивающиеся предметы, незавершенное производство, готовую продукцию и товары.
Основой для определения стоимости имущества является остаточная стоимость, которая определяется как разница между первоначальной стоимостью (стоимостью приобретения) и износом, начисленным по законам страны постоянного местопребывания иностранного юридического лица. Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества за отчетный период – квартал, полугодие, 9 месяцев, год. КОИИ представляют в налоговые органы только квартальные расчеты среднегодовой стоимости и налога на имущество.
От налога на имущество освобождаются дипломатические представительства и приравненные к ним организации, а также имущество, полученное в аренду по заключенному договору без права последующего выкупа.
4. Другие налоги и сборы, к которым относятся налоги, включаемые в затраты производства или уменьшающие налогооблагаемую базу, отчисления в Пенсионный фонд, в Государственный фонд занятости, на медицинское страхование, федеральный транспортный налог, подоходный налог с физических лиц, различные местные налоги и т. д.
Налоговый кодекс РФ предусматривает возможность введения специального налогового режима, который представляет собой особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в соответствии с федеральными законами. К специальным налоговым режимам относятся:
• упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства
• система налогообложения в свободных экономических зонах
• система налогообложения в закрытых административно – территориальных образованиях
• система налогообложения при выполнении договоров концессии
•система налогообложения при заключении соглашений о разделе продукции.
Действующие в России налоговые льготы для предприятий, в том числе для КОИИ, принимают в основном следующие формы:
1) двухлетние налоговые каникулы для отдельных типов капиталовложений
2) льготный режим налогообложения, сходный по структуре с режимом для малого Российского бизнеса
3) инвестиционный налоговый кредит, который представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором КОИИ может в определенных пределах уменьшить свои платежи по налогу с последующей по этапной уплатой суммы кредита и начисленных на эту сумму процентов. Такойкредит может быть предоставлен по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам. Его срок – от одного до пяти лет.
Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен КОИИ при наличии хотя бы одного из следующих условий:
• проведение организацией НИОКР либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание новых рабочих мест или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами
• осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов
• выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.
Определенные налоговые льготы иностранным инвесторам могут предоставлять региональные и местные власти.
По признанию специалистов, действующая в России налоговая система пока слабо способствует стимулированию инвестиционной активности как Российских, так и иностранных инвесторов, поскольку носит преимущественно репрессивный характер. Сдерживают инвестиционную активность и такие факторы, как конфискационный налоговый режим, в том числе высокие налоговые ставки, множественность налогов, авансовый характер платежей, частые избиения в налоговом законодательстве, нередко противоречащие друг другу. Сложная и противоречивая налоговая система фактически стимулирует стремление предпринимателей к уклонению от уплаты налогов. Иностранные компании, которые в целом пытаются не нарушать налоговое законодательство, часто становятся объектом пристального внимания со стороны налоговых ведомств, поскольку представляют для них легкую цель.
Нестабильная налоговая система и политика затрудняют планирование бизнеса для иностранных компаний. К тому же бремя налогов оказывается для многих западных компаний невыносимым, заставляя их сворачивать свои дела в России.
Существенный налоговый риск связан с тем, что структура налоговой
Хотя в России предпринимаются меры по предоставлению налоговых льгот иностранным инвесторам, их эффект пока в целом незначителен, что, очевидно, требует системного подхода к созданию благоприятного инвестиционного климата в стране на основе координации законодательной, налоговой, таможенной и др. направлений политики.
В Законе об иностранных инвестициях 1999 г. впервые введено понятие «совокупной налоговой нагрузки», которая представляет собой расчетный суммарный объем денежных средств, подлежащих уплате иностранным инвестором. Совокупная налоговая нагрузка включает:
• ввозные таможенные пошлины (за исключением таможенных пошлин, вызванных применением мер по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами в соответствии с законодательством РФ)
• федеральные налоги (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории РФ)
• взносы в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд РФ).
Введение совокупной налоговой нагрузки позволит иностранному инвестору:
• во-первых, оценить экономическую эффективность инвестиционного проекта
• во-вторых, юридически зафиксировать эту денежную сумму в качестве определенного базового ориентира, чтобы в дальнейшем при реализации инвестиционного проекта можно было бы оценить, на сколько изменилась налоговая нагрузка и в какую сторону – увеличения или уменьшения.
В случае неблагоприятного изменения налоговой нагрузки иностранный инвестор вправе апеллировать к гарантиям, доказывая, что совокупная налоговая нагрузка превысила расчетную норму, что, в свою очередь, препятствует нормальной реализации инвестиционного проекта.
В настоящее время в стране принят новый Налоговый кодекс, который призван решить ряд существенных проблем, в том числе обеспечить стабильность, ясность и предсказуемость налогового законодательства сократить число налогов снизить налоговое бремя и добиться более справедливого и равномерного его распределения.
Что касается многочисленных налоговых льгот, то в новом Налоговом кодексе предусматривается их постепенное, но существенное сокращение или отмена, что будет компенсироваться снижением общего налогового бремени.
Рекомендации международных экспертов странам с переходной экономикой в целях привлечения иностранных инвестиций осуществлять в области налоговой политики следующие меры:
• разработать общие основы налогового законодательства с учетом стандартов, принятых в странах с развитой рыночной экономикой
• добиться того, чтобы в отношении иностранных инвесторов налоговая система характеризовалась стабильностью, непротиворечивостью, предсказуемостью и отсутствием частых изменений
• упростить практику амортизационных отчислений, устранить чрезмерную детализацию различных категорий активов, повысить нормы амортизационных отчислений в соответствии с практикой западных стран
• не ограничивать право предприятий исключать из налогооблагаемых доходов свои законные производственные расходы
• дать предприятиям право учитывать потери, типичные в начале эксплуатации новых производственных мощностей, и перенести налоговые платежи с новых или смешанных компаний не с начала их функционирования, а с момента достижения ими устойчивого прибыльного положения (практически это означает освобождение их от налогов в первые годы функционирования)
• создание благоприятного климата в отношении взимания таких налогов, как таможенные пошлины, акцизы и различные социальные взносы.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Государственное стимулирование инвестиций в России
г. Днепропетровск
1999 г.
План:
Вступление
1. Г осударственный кредит и контроль цен
а) Роль государственных кредитно-финансовых институтов.
б) Регулирование процентных ставок.
2. Налоговая система как стимул инвестиционного процесса
а) Скидки с налогов на прибыль.
б) Другие налоговые льготы
в) Инвестиционный налоговый кредит все реже применяется в развитых странах.
Заключение
Список литературы
Вступление
Основная задача макроэкономической политики в сфере модернизации промышленной структуры страны — создание условий для динамичного инвестиционного процесса. Страны, которые за сравнительно короткий срок после второй мировой войны модернизировали свою промышленную структуру (Япония, Южная Корея, Тайвань, некоторые западноевропейские государства), отличались очень высоким удельным весом инвестиций в валовом национальном продукте. Стимулирование инвестиций в целях модернизации промышленной структуры проводилось и в США как в начале 60-х годов, так и в 80-е годы.
Страны Юго-Восточной Азии активно использовали следующие инструменты воздействия государства на динамику инвестиционного процесса: государственные инвестиции, причем не только в инфраструктуру налоговые стимуляторы инвестиций сдерживание цен на оборудование посредством льготных таможенных пошлин на его импорт воздействие на процентные ставки и поддержание их на уровне ниже рыночного.
1. Г осударственный кредит и контроль цен
а) Роль государственных кредитно-финансовых институтов.
б) Регулирование процентных ставок.
Важную роль в финансировании инвестиционных программ фирм играл банковский кредит, причем государство активно воздействовало и на стоимость кредита, и на направление его потоков.
Интересен опыт США, поскольку сочетание инфляции с падением уровня производства, с которыми они столкнулись в начале 80-х годов, в какой-то мере сродни ситуации в России в первой половине 90-х годов при всем различии в масштабах проблем.
Как видно из таблицы, роль банковских кредитов в финансировании компаний существенно превосходила роль рынков капитала.
При всех страновых различиях в финансировании деятельности корпораций доминирующую роль играли внутренние источники (нераспределенная прибыль и амортизационные отчисления) и банковские кредиты. В то же время роль акционерного капитала была довольно слабой (за исключением, пожалуй, Тайваня). Как отмечают специалисты Всемирного банка, «лишь по мере созревания экономики предпринимались усилия по созданию и повышению эффективности рынков акций и облигаций. Хотя значение этих рынков возрастало, они не были ключевым фактором в мобилизации инвестиционных ресурсов в этих странах в период их наиболее динамичного развития».
Важную роль в финансировании инвестиционых программ во многих динамично развивавшихся странах играли государственные финансовые институты. Например, в кредитно-финансовой сфере Южной Кореи пре
обладали государственные институты, тогда как частные банковско-кредитные институты появились лишь в первой половине 80-х годов и к началу 90-х годов находились в рудиментарном состоянии.
Государственные кредитно-финансовые институты сыграли значительную роль в модернизации промышленной структуры в Японии, особенно на начальной стадии. За счет займов государственных финансовых институтов в 1955 г. финансировалось 32% закупок нового промышленного оборудования в японских фирмах, в 1965 г. - 16%, в 1980 г. - 17,6% и в 1990 г. - 8,1%.
Наиболее сильное влияние на развитие японской промышленности оказывали три государственных финансовых института - Банк развития, Экспортно-импортный банк и Корпорация по финансированию малого бизнеса. В начале 80-х годов доля предоставленных ими займов японским фирмам составляла: в производстве металлоизделий - 15,7%, черной металлургии - 12,4, производстве строительных материалов - 12,9, общем машиностроении - 8,4, цветной металлургии - 7,7, химической промышленности - 6,3, электротехническом машиностроении - 5,7%.
Важные функции выполняли займы, предоставляемые государственным Банком развития. В значительной степени за счет этих займов финансировались электроэнергетика, газо- и водоснабжение (более половины займов, полученных компаниями указанных отраслей хозяйства). К тому же они выполняли роль катализатора займов частных финансовых учреждений в отрасли и сферы деятельности, носящие приоритетный, с точки зрения государства, характер.
Займы Банка развития покрывали обычно 30-50% стоимости инвестиционного проекта и предоставлялись насрокот5до 15 лет, причем под меньший процент, чем кредиты частных банков. Фирмам, получающим такие займы, не нужно было открывать в банке депозит в размере 10% от их суммы, как требовали частные банки.
Важное направление стимулирования государством инвестиционного процесса в странах Юго-Восточной Азии - регулирование уровня процентных ставок.
Как утверждает американский экономист А. Амсден, «на протяжении большей части 25-летнего периода южнокорейского экономического развития долгосрочный кредит распределялся правительством избранным фирмам по негативным реальным процентным ставкам в целях стимулирования развития определенных отраслей».
Специалисты Всемирного банка отмечают, что в указанных странах налоговая, тарифная и валютная политика не только снимала часть инвестиционного риска с фирм-инвесторов и в умеренных масштабах подавляла процентные ставки, но и контролировала импорт капитала 2. а также поддерживала относительно низкие цены на инвестиционные товары.
Как считает А. Амсден, «опыт Южной Кореи показывает, что экономическое развитие зависит от способности государства создавать ценовые диспропорции, стимулирующие экономическую активность в направлении инвестирования». В 1986 г. в Южной Корее государство контролировало цены на 110 товаров, включая газ,сталь, лекарства, автомобили, бумагу, телевизоры. «В связи с этим, — отмечает А. Амсден, - только фирмы, производящие дифференцированную продукцию, имели возможность прибегать к ценовой конкуренции».
На Тайване государство регулировало цены на импортозамещающую продукцию, стимулируя производящие ее местные фирмы понижать издержки. Так, если в 1960 г. местную импортозамещающую продукцию разрешалось продавать по ценам на 25% выше среднемиро-вых, то в 1964 г. - только на 15%, в 1968 г. - на 10% и в 1973 г. - на 5%.
Представление о масштабах воздействия государства на ценовые пропорции дает пример Малайзии, в которой в 1987 г. стоимость условно чистой продукции, рассчи-
таннои по внутренним ценам, превышала ее стоимость по мировым ценам: в черной металлургии - на 289%, производстве пластмасс - на 163, деревообрабатывающей промышленности - на 82, транспортном машиностроении - на 65, целлюлозно-бумажной промышленности — на 29, общем машиностроении — на 19, электротехническом машиностроении - на 12%.
Прибегали к различным формам государственного контроля над ценами и США. В 60-е годы администрация Дж. Кеннеди оказывала давление на металлургические фирмы в целях сдерживания роста цен на их продукцию. В первой половине 70-х годов к широкому по охвату (хотя и кратковременному) контролю над ценами прибегала администрация Р. Никсона. Длительное время существовал государственный контроль над ценами на добываемый в стране природный газ, а в течение нескольких лет - и иа нефть.
Во второй половине 70-х годов в течение трех лет осуществляло контроль над ценами (а заодно и заработной платой) правительство Канады.
Вместе с тем создаваемые государственным регулированием возможности использования ценовых диспропорций в целях стимулирования инвестиционного процесса и экономического роста страны значительно сужаются по мере ее вовлечения в мирохозяйственные связи.
2. Налоговая система как стимул инвестиционного процесса
а) Скидки с налогов на прибыль.
б) Другие налоговые льготы
в) Инвестиционный налоговый кредит все реже применяется в развитых странах.
Можно выделить два важнейших направления налоговой политики государства, влияющих на развитие промышленности.
Во-первых, воздействуя посредством налогов на уровень сбережений населения, амортизационных фондов фирм и их нераспределенной прибыли, т е. на величину потенциальных источников финансирования инвестиционных программ фирм, государство влияет на важнейшие макроэкономические пропорции, в частности, нараспределение национального дохода между накоплением и потреблением.
Во-вторых, используя целенаправленные налоговые льготы, а также законодательство, государство воздействует на соотношение между инвестициями фирм в активную и пассивную часть основных фондов, на скорость воспроизводства основного капитала в промышленности страны, стимулирует инвестиции промышленных фирм в приоритетные, с точки зрения государства, направления, влияет'на региональное размещение промышленных инвестиций.
В период структурной перестройки промышленности, последовавшей за энергетическим кризисом 70-х годов, во многих странах значительно усилилось внимание к проблемам налоговой политики. По утверждению М. Фелдстайна, председателя совета экономических консультантов Р. Рейгана, «выживание нашей экономики зависит от характера налоговой системы, которую мы будем иметь».
Экономическая программа администрации Р. Рейгана была ориентирована на борьбу с резко усилившейся во второй половине 70-х - начале 80-х годов инфляцией как бы с двух сторон: с одной стороны, через сдерживание совокупного спроса (посредством замедления роста бюджетных расходов и ужесточения монетарной политики) и, с другой - через стимулирование предложения основных факторов производства - рабочей силы (посредством усиления мотивации к труду с помощью значительного, рассчитанного на 3 года снижения подоходного налога) и капитала (посредством стимулирования сбережений, понижения налога на прибыль, ускорения амортизации стоимости основных фондов). «При определении стратегии сокращения налогов, - отмечал М. Фелдстайн, - следует особо учитывать, что все важные экономические решения базируются на ожиданиях. Значение имеют не налоговые ставки в момент принятия решений, а ожидаемые в будущем ставки».
Важную роль в формировании дополнительных источников финансирования инвестиционных программ сыграли изменения в амортизационном законодательстве и значительное понижение налога на прибыль компаний. В ходе налоговой реформы 80-х годов в США были значительно сокращены сроки службы основных фондов, применяемые при расчете подлежащей налогообложению прибыли, и уменьшено количество классов основных фондов с неодинаковыми сроками службы, что существенно упрощало процедуру расчета амортизации их стоимости.
Так, закон о налоговой реформе 1986 г. устанавливал следующие классы основных фондов по срокам амортизации их стоимости: 3 года, 5 лет (этот класс включает основную часть видов оборудования, а также автомобили), 7, 10, 15. 20, 27,5 и 31,5 лет.
Более быстрое списание стоимости основного капитала привело к значительному росту амортизационных фондов американских фирм (они возросли в ценах 1982 г. с 341,3 млрд дол. в 1979 г. до 426,7 млрд дол. в 1985 г.) и их инвестиции в машины и оборудование (с 259 млрд до 304 млрд. дол. соответственно) в первой половине 80-х годов.
На протяжении многих лет одним из наиболее широко распространенных налоговых стимуляторов инвестиционного процесса служила скидка с налога на прибыль в размере определенного процента капиталовложений фирм в оборудование и производственное строительство.
Так, в США с 1962 г. по 1986 г. фирмы имели право вычитать из налога на прибыль до 10% затрат на новое оборудование. При этом размер скидки увязывался со сроками амортизации оборудования. В 1981-1986 гг. фирмы имели право вычитать из налога на прибыль 6% расходов на оборудование со сроком амортизации до 4 лет и 10% расходов на оборудование со сроком амортизации более 4 лет.
Величина указанной скидки ограничивалась определенной частью налога на прибыль (в разные годы –
от 50 до 90% налога на прибыль). Если размеры скидки превышали установленный предел, фирма могла переносить соответствующую часть скидки или на 3 года назад (в этом случае она получала право на возвращение части выплаченного налога на прибыль), или на 15 лет вперед, с правом на вычет соответствующей суммы из налога на будущую прибыль.
В увеличенных размерах инвестиционная налоговая скидка применялась в США и в других развитых рыночных экономиках в период энергетического кризиса -для поощрения капиталовложений фирм в энергетическое оборудование, использующее альтернативные нефти и природному газу энергоносители, энергосберегающее оборудование, а также оборудование, снижающее загрязнение окружающей среды. Фирмам, инвестирующим в указанное оборудование, разрешалось вычитать из налога на прибыль до 20% таких капиталовложений.
Инвестиционная налоговая скидка применялась и в качестве инструмента региональной политики. Например, в Канаде фирмам разрешалось вычитать из налога на прибыль 7% их затрат на новое оборудование и производственное строительство. Дли фирм, инвестировавших в районы со сложными природно-климатическими условиями, размер повышался соответственно до 20-50%, а в районы с низкими темпами экономического развития - до 10%.
Правомерно рассматривать как стимул к инвестиционной деятельности и налоговые льготы, направленные на активизацию деятельности фирм в области НИОКР.
В некоторых странах предоставляется скидка с налога на прибыль в размере части прироста соответствующих расходов фирмы. Например, в США и Японии из налога на прибыль вычитается 20% прироста таких расходов (в США - по сравнению с их среднегодовым уровнем за предыдущие три года, а в Японии - с максимальным годовым уровнем в предыдущий период).
В США применяются специальные налоговые стимулы, чтобы усилить сотрудничество фирм с университетами. Американские фирмы имеют право вычитать hj налога на прибыль 20% их расходов на финансирование фундаментальных научных исследований в университетах. Кроме того, фирмам разрешается вычитать из валового дохода при расчете облагаемой налогом прибыли стоимость научной аппаратуры и оборудования, безвозмездно передаваемых ими университетам, а также некоммерческим научно-исследовательским организациям. Эти льготы способствовали развитию на базе университетов крупных научно-исследовательских центров, в рамках которых налаживаются тесные связи между университетской наукой и промышленными фирмами.
От ускоренной амортизации основных фондов и различных налоговых льгот американские фирмы имеют значительную выгоду. Так, в середине 80-х годов годовые потери бюджета от предоставления скидки с налога на прибыль в зависимости от затрат корпораций на новое оборудование составили 29,4 млрд дол. от ускоренной амортизации оборудования - 18,9 млрд. дол. от льготной налоговой ставки на первые 100 тыс. дол. прибыли - 7,6 млрд. дол. от отнесения расходов на НИОКР на текущие издержки и, соответственно, уменьшения подлежащего обложению налогом дохода - 3,1 млрд. дол. от скидки с налога на прибыль определенной величины прироста расходов на НИОКР - 1,7 млрд. дол. от отнесения к текущим расходам (издержкам) расходов на поисково-разведочные работы компаний добывающей промышленности - 1,2 млрд. дол. от скидки на истощение недр (из дохода компаний добывающей промышленности вычитался определенный процент стоимости добытого сырья, в результате чего уменьшался размер облагаемой налогом прибыли) - 1 млрд. дол.
Вместе с тем за 80-е годы во многих странах с рыночным хозяйством усилились сомнения в эффективности инвестиционных налоговых льгот. В опубликованном в 1987 г. исследовании, посвященном сопоставлению налоговых систем США, Японии и стран Западной Европы, констатируется не только повсеместное применение налоговых инвестиционных льгот, но и растущее разочарование их результатами. «Широко распространено мнение, - отмечается в исследовании, -что эти льготы вносят дисбаланс в распределение инвестиционных ресурсов, ставят в неравные условия отрасли и фирмы» 3. Этот вывод базировался на результатах исследовании, в которых было показано, что использование инвестиционных налоговых льгот приводит к резким различиям в фактической прибыльности (т. е. после вычета налогов с учетом инвестиционных льгот) инвестиций в различные виды капитальных активов (включая оборудование). Кроме того, фактическая прибыльность инвестиций зависит и от особенностей амортизации стоимости различных видов оборудования и сооружении.
В результате фирмы при принятии инвестиционных решений вынуждены ориентироваться не столько на оценки возможной прибыли до вычета налогов и соотношения между этой прибылью и величиной инвестиций (а именно эти показатели, скорее всего, наиболее четко отражают уровень рыночной эффективности инвестиций), сколько на оценки прибыльности инвестиций с учетом особенностей налоговой системы страны.
По данным, приводимым бюджетным бюро Конгресса США, в начале 80-х годов фактические налоговые ставки на прибыль от инвестиций в различные виды оборудования колебались от 6,4 до 34,5%. Поскольку основные фонды каждой отрасли промышленности представляют собой специфический набор различных видов оборудования, зданий и сооружений, фактическая налоговая ставка на прибыль от инвестиций в различные отрасли промышленности также очень сильно колебалась (при том, что номинальная, предусмотренная законом ставка налогообложения прибыли была одинакова для компаний всех отраслей). Например, в 1985 г. в США фактическая налоговая ставка на прибыль от инвестиций колебалась от 13,8% в целлюлозно-бумажной до 31,9% в нефтеперерабатывающей промышленности.
В научных кругах США широко распространено мнение, что это снижает эффективность инвестиций. В частности, существовавшие значительные инвестиционные налоговые льготы стимулировали приток инвестиций в наиболее капиталоемкие и ресурсоемкие отрасли американской промышленности.
Заключение
Указанные соображения, а также стремление расширить налоговую базу в целях сокращения дефицита госбюджета объясняют значительное сужение в США и в ряде других развитых стран сферы применения инвестиционного налогового кредита, который, сыграв на определенном этапе развития свою позитивную роль, в настоящее время применяется чаще всего лишь для стимулирования инвестиции в энергосберегающее и экологически ориентированное оборудование.
Вместе с тем возможное негативное воздействие отмены инвестиционного налогового кредита на общие размеры внутренних источников финансирования капиталовложений американских фирм, скорее всего, было нейтрализовано одновременным понижением налоговой ставки на прибыль с 46 до 34%. Эти ставки во второй половине 80-х годов значительно снизились и в других ведущих западных странах.
Как показывает опыт развитых рыночных экономик, практически в каждой стране существует определенное, только ей свойственное соотношение между теми функциями государства по отношению к экономике, которые определяются рыночным характером последней, и функциями государства, определяемыми спецификой страны, своеобразием ее исторического опыта, государственности, национальной культуры.
Список литературы
// Мировая экономика и МО, 97г. №11, с 118-126
Бередова В. &ldquoЭкономика стран Восточной Азии и Европы в 1996 г.&rdquo
Экономика зарубежных стран, 99г. с. 163-177
// Проблемы теории и практического управления, 97г. №2, с. 40-45, Глинкина С. &ldquoПроблема экономического роста в странах Центральной и восточной Азии&rdquo
// ЭКО 1997 г. №11, с. 18-23 А. С. Зелетынь, М. &ldquoГосударственное стимулирование инвестиционного процесса&rdquo
// Вопросы экономики, 98г. №3, с. 81-89 Пороховский А. &ldquoЭкономически эффективное государство: американский опыт.&rdquo
// Экономика и организация промышленного производства, М. 98г. №2, с. 127-135, Коржубаев А. Г. &ldquoГосударственное регулирование по американски&rdquo
// США. Экономика, политика, идеология, 98г. &ldquo12, с.26-31
Клучи Д. &ldquoГосударство, бизнес и экономика.&rdquo
// ЭКО, М. 97г. №5, с. 186-197 Зелтынь А. С. &ldquoГосударственное стимулирование инвестиционного процесса: опыт США.&rdquo
4.3. Налоговые льготы
Льготы воспринимаются многими экономистами неоднозначно. Мировая практика подтвердила их необходимость, а также взвешенный подход к их установлению.
На сегодняшний день льготы в России представлены следующими видами: 1)
льготы в их классическом понимании, т.е. непосредственное снижение налоговой базы на величину, которая рассчитывается самостоятельно налогоплательщиком или налоговым органом, и вычитается из налоговой базы 2)
льготы в виде необлагаемых оборотов (операций), когда законом устанавливается перечень операций, которые не учитываются при расчете доходов, использующихся в расчете налоговой базы 3)
установление механизма ускоренной амортизации оборудования, когда для определенных секторов экономики устанавливается повышенная норма амортизации для налогообложения (такой подход существует для развития лизинга в России)
Стоит отметить, что существует практика представления индивидуальных налоговых льгот, когда льгота представляется конкретному налогоплательщику. Например это очень распространено было в начале становления налоговой системы. Например были очень известны индивидуальные льготы по ввозу ликеро-водочной продукции на территорию России для всевозможных союзов воинов- интернационалистов, но в силу большой коррупционности установления этих льгот их современное присутствие в налоговой системе практически сведено к нулю. Эти льготы сейчас нашли отражение в перечнях всевозможных правительственных, областных, районных, городских и сельских соглашениях.
Начиная с 2001 года перечень льгот в Российской экономике неуклонно сокращается. Существует точка зрения, что льготы вообще не нужны, т. к. создают неравные условия хозяйствования. Это действительно так, но экономический смысл льгот должен состоять в другом - льготы должны стимулировать инвестиции, и чем больше инвестиций, тем больше должны быть льготы для этих инвестиций. Еще одна задача, которую решают льготы - помощь нуждающимся организациям, например, обществам инвалидов и благотворительным обществам, которые в силу специфики своего создания не могут нести большое налоговое бремя. Очень тяжело таким организациям не только конкурировать на рынке, но и работать вообще. Последнее особенно важно для благотворительных организаций. Одно время существовала норма в главе 24 Налогового кодекса РФ, которая предписывала благотворительным организациям удерживать единый социальный налог по ставке 36,5% со всех выплат, даже с благотворительных. Многие благотворительные организации были вынуждены весьма существенно ограничить свою деятельность. И только спустя почти год эта норма была упразднена. Однако нельзя забывать реалии современного бизнеса, когда в некоторых случаях организации, обладающие льготами, используют свое льготное положение для ухода от налогообложения.
Речь идет о различного рода схемах, которые позволяли коммерческим организациям легально избегать налогообложения и получать наличные средства, не учтенные в бухгалтерском учете. Схема была такой. Некая благотворительная организация обращается к коммерческой организации с предложением воспользоваться льготой, предусмотренной в Законе г. Москвы № 35, согласно которой от налогообложения освобождается прибыль, направленная благотворительным организациям. В обоснованиях, которые представлялись коммерческим организациям, указывалось, что, воспользовавшись этой льготой предприятия могли сэкономить до 70% налога на прибыль. Другими словами, благотворительная организация принимала средства, а коммерческая организация их перечисляла и заявляла льготу. Дальше эти средства за вычетом 30% комиссионных средств возвращались благотворительной организацией коммерческой организации, но уже в виде наличных денег. Таким образом льгота породила теневые отношения. Так что идея отмены всех льгот возникла не на пустом месте.
Схема 1 (распределение средств по обычной схеме, когда предприятие платит налоги, бюджет перечисляет часть средств благотворительным организациям для перечисления нуждающимся или непосредственно самим нуждающимся).
Схема 2 (Ситуация по схеме заключается в перечислении сумм налога благотворительной организации вместо перечисления этих средств в бюджет, а благотворительная организация перечисляет средства нуждающимся)
Схема. 3 (См. комментарий к Схеме 2. Пунктирными стрелочками указаны средства, которые возвращаются обратно за вычетом комиссии в 30%).
Определим основные действующие налоговые льготы, которые, по мнению государства, должны стимулировать инвестиционную деятельность.
Налог на прибыль. Не учитываются при определении налоговой базы следующие доходы: 1)
В виде имущества, полученного Российской организацией безвозмездно -
от организации, если уставный капитал получающей стороны более чем на 50% состоит из вклада (доли) передающей организации -
от организации, если уставный капитал передающей стороны более чем на 50% состоит из вклада (доли) получающей организации -
от физического лица, если уставный капитал получающей стороны более чем на 50% состоит из вклада (доли) этого физического лица. 2)
В виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, в том числе -
в виде инвестиций, полученных при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации -
в виде инвестиций, полученных от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения, при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения -
в виде аккумулированных на счетах организации - застройщика средств дольщиков и (или) инвесторов. 3)
Льгота по переносу убытка на будущее. Если налогоплательщик понес убыток (убытки) за предыдущие года, то он вправе уменьшить налоговую базу текущего года на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы. Этой льготой можно воспользоваться в течение 10 лет.
Налог на добавленную стоимость вводит льготирование следующих операций по реализации: 1)
долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и инструментов срочных сделок (включая форвардные, фьючерсные контракты, опционы) 2)
осуществление банками банковских операций 3)
оказание услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию страховыми организациями, а также оказание услуг по негосударственному пенсионному обеспечению негосударственными пенсионными фондами 4)
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!