Экономические льготы санкции кратко
Министр экономики предлагает налоговые льготы для предприятий, страдающих от Российских санкций
Вячеслав Домбровский/LETA.
На внеочередном заседании правительства в связи с Российскими санкциями Министерство экономики предложит предоставить налоговые льготы сроком на 12 месяцев предприятиям, которые эти санкции затронут в наибольшей мере. Об этом заявил после расширенного внеочередного заседания управляющего комитета Совета по народному хозяйству министр экономики Вячеслав Домбровский.
Все должны понять, что сейчас необходима солидарность с теми предприятиями, которых коснутся санкции, и с людьми, работающими на этих предприятиях, - сказал он.
Скидки должны распространяться на налог с прибыли и налоги на рабочую силу, при условии, что предприятия не будут увольнять работников. Также банки могут потребовать у таких предприятий выплатить кредиты, и на кредиты следует дать государственные гарантии.
Как отметил Домбровский, это краткосрочные решения, а в долгосрочной перспективе нужно помочь этим предприятиям найти новые рынки сбыта, чем может заняться Латвийское агентство инвестиций и развития. На политическом уровне Латвии нужно работать вместе с Польшей, Литвой и Эстонией, чтобы убедить менее страдающие от санкций страны ЕС в необходимости поддержать те страны, которые пострадают больше других.
Также нужна информационная кампания по поддержке латвийских товаров, которые запрещено ввозить в Россию. Торговые сети могли бы ввести для них специальную маркировку и особые места на полках магазинов.
На вопрос, по каким критериям будут выбираться эти предприятия, министр ответил, что основным критерием будет доля экспорта в Россию в обороте предприятия.
Со своей стороны, руководитель Латвийского союза свободных профсоюзов Петерис Кригерс заявил, что нужно следить за тем, чтобы за счет санкций предприятия не начали решать свои производственные проблемы и увольнять работников.
Санкции могут иметь длительный эффект, поэтому важно подумать над поддержкой и таких отраслей, как автоперевозки, порты, центры логистики.
По мнению главы Латвийской торгово-промышленной палаты Яниса Эндзиньша, проблем от Российских санкций будет много. Будут неплатежеспособные предприятия, увольнения, и всем нам нужно думать над тем, как минимизировать последствия санкций.
Надо понять, что, покупая импортные продукты питания, вы увольняете в этот момент какого-нибудь жителя Латвии. Также нужно следовать примеру Польши и призывать ЕС поддержать те страны, которые тяжелее всего пострадают от санкций, - сказал Эндзиньш.
Экономические санкции ЕС и США и Форекс: нужно ли опасаться трейдерам?
Экономические санкции против России и отдельных Украинских чиновников постепенно превращаются в главную тему для обсуждения среди экономистов, политологов и рядовых граждан. По мере того, как последствия политического соперничества становятся все более осязаемыми, степень обеспокоенности растет и в кругах инвесторов.
Влияние напряженности, возникшей во взаимоотношениях РФ с мировым сообществом, на благосостояние жителей стран СНГ очевидно. Но скажется ли ситуация на секторе обслуживания спекулятивной торговли? Насколько сильно связаны Форкес и санкции? Чего ожидать в сложившихся обстоятельствах от маркетмейкеров и во что это выльется для розничных брокеров? Дабы ответить на эти вопросы, нужно детальнее разобраться в сути санкций против России.
Ключевые предпосылки
Отправной точкой в развитии глобального процесса, невольными участниками которого оказались все мы, признана смена власти и политического курса Украины в феврале 2014 года. Точнее, речь идет о том, как на эти события отреагировал официальный Кремль. Тогда как Америка и Европа, в целом, поддержали оппозицию, бывший союзник из СНГ выступил с резкой критикой, отказавшись признавать легитимность новой прозападной власти.
Уже в первой половине марта 2014 года при неофициальной военной поддержке РФ территория Крымского полуострова отрезана от материковой Украины. 16 марта проведен референдум, по итогам которого автономная республика в одностороннем порядке провозгласила независимость и вошла в состав Российской Федерации. Законность голосования, а также подлинность его результатов объявлены недействительными НАТО, Союзом Европы и «Большей семеркой», вследствие чего инициирована серия экономических санкций запада против России.
В апреле в восточных Украинских регионах (Донецкой и Луганской области) разгорелся вооруженный конфликт, в содействии которому международные блоки и действующие Украинские власти уличают РФ. Определяющим обстоятельством для наиболее недавней волны санкции ЕС против России названа авиакатастрофа, произошедшая 17 июля в Донецкой области. В результате трагедии погибли все 283 пассажира и 15 членов экипажа авиалайнера Boeing 777, принадлежащего транспортному оператору Malaysia Airlines. По версии, которая поддерживается Украинской, американской и европейской сторонами, борт предположительно сбит повстанцами при помощи Российской огневой установки ЗРК «Бук-М1».
Основные санкции Запада против России
Каждый новый виток противостояния между странами сопровождался новыми санкциями США и ЕС против России. Экономические меры, свидетельствующие об осуждении ее действий международным сообществом, приняты восемью крупными международными организациями и 23 государствами. Ограничивающие мероприятия затронули сферу промышленности, информационных технологий, культурного обмена, туризма и финансово-экономический сектор. Дабы понять, чем грозят санкции против России, потребуется ознакомиться с их кратким изложением:
Ключевые организации и политические блоки:
o приостановлены переговоры по облегчению визового режима,
o замораживание счетов и запрет на въезд для чиновников, военных и публичных лиц, а также внесение ряда политических организаций в «черный список»,
o отмена саммитов и конференций,
o призыв к отказу от строительства газопроводной системы «Южный поток»,
o остановка отношений с предприятиями Крыма, сменившими руководство и владельца после аннексии,
o приостановка инвестиционной и торговой деятельности с Севастополем и Крымом: запрет на инвестирование в ключевые секторы экономики, поставку оборудования и закупку промышленной продукции и сырья,
o эмбарго на торговлю товарами военно-промышленного комплекса с РФ,
o запрет на поставку в РФ высокотехнологического нефтедобывающего оборудования,
o разрыв сотрудничества с рядом банковских структур: «Сбербанком РФ», «Внешэкономбанком», «ВТБ», «Газпромбанком», «Россельхозбанком» и другими.
o урезание сотрудничества в сфере обороны,
o отмена виз для высшего руководства и военных РФ,
o отмена «года культуры России».
o закрытие военных контрактов,
o ограничение межправительственного диалога.
o сворачивание военного сотрудничества,
o остановка совместной работы по аэрокосмическому проекту M3MSat,
o экономические мероприятия против 190 Российских компаний,
o ограничение сотрудничества по вопросам энергетики,
o поддержка санкций США против России.
o отказ от участия в переговорах о зоне свободной торговли между ЕАСТ и Таможенным союзом ЕврАзЭС
o приостановка военного сотрудничества,
o поддержка сдерживающих мероприятий ЕС,
o заморозка дипломатического, инвестиционного и военного сотрудничества, экспорта товаров и технологий в РФ,
o отмена привилегий на импорт товаров,
o ограничительные меры в отношении ключевых секторов экономики и компаний.
Известные компании, поддержавшие экономические санкции против России:
Форекс и санкции
Суть санкций против России — в создании препятствий для развития ключевых секторов экономики. При этом аналитики «по обе стороны баррикад» прогнозируют негативные последствия для большинства участников процесса. Очевидно, что они ощутимо повлияют на уровень жизни и темпы развития в главных сферах государственного хозяйства. Что же касается финансовых рынков, то не существует однозначного заключения о том, как именно уживаются розничный Форекс и санкции. Ясно одно: спекулянты столкнуться с новыми масштабными фундаментальными факторами, которые нельзя не учитывать при средне- и дальнесрочной торговле. А это значит, что как трейдерами, так и инвесторам потребуется пристальнее следить за международными событиями.
Следует упомянуть и такой весомый аргумент в пользу торговли и инвестирования в Форекс в России, как устойчивость данного сегмента к нестабильности. Тогда как местному банковскому сектору, на который направлены сдерживающие меры ЕС и США, предстоит немало испытаний, крупные брокерские компании сравнительно безболезненно переживут этот период. Об эффективности вложений в валютный рынок, кроме прочего, не раз отзывался ведущий аналитик и управляющий трейдер проекта FOREX MMCIS group Index TOP 20 К. Кондаков. В целом, пассивный заработок в данной сфере дает неплохую фору банковским структурам — причем как в плане стабильности, так и в контексте потенциальных доходов.
Выбор брокера в условиях кризиса
Учитывая специфику инвестирования в Форекс в России нельзя забывать о правильном выборе дилингового центра. Мелкие фирмы рискуют пострадать от общей экономической рецессии — не исключено, что это выльется в проблемы с выплатой профитов. Именно по этой причине целесообразно остановить выбор на более крупном игроке — таком как MMCIS Index Top 20.
Эта программа удостоилась престижных наград (в частности, от РБК и ShowFxWorld), а эксперты отмечают ее преимущества, обусловленные эффективным механизмом внутренней диверсификации активов. За счет распределения капитала инвесторов по разным счетам общая сумма надежно защищена от непредвиденных рыночных факторов. В целом, с помощью Index Top 20 MMCIS удавалось обеспечивать регулярные ежемесячные выплаты в течение всего срока существования этого инвестиционного пакета. Выбрав FOREX MMCIS group и Index TOP 20, вкладчики получают надежный источник дохода, который сохранит работоспособность даже в кризисное время.
Санкции экономические
САНКЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ — меры материального воздействия на нарушителей плановой, договорной, финансовой дисциплины, предусмотренные законом, постановлениями правительства, нормативными актами министерств и ведомств, заключенными договорами и т.д.
Санкции экономические применяются по отношению к предприятиям и объединениям, их подразделениям, органам хозяйственного руководства, отдельным работникам.
Санкции экономические имеют целью предотвращение действий, наносящих ущерб другим предприятиям и организациям, окружающей среде, населению, обществу в целом.
Санкции экономические — один из элементов хозяйственного расчета. Формы санкций экономических разнообразны: изъятие незаконно полученных доходов, возмещение убытков, причиненного ущерба, штрафы, неустойки, пени, снижение отчислений в фонды экономического стимулирования, уменьшение или лишение премий и т. д.
В условиях полного хозрасчета и самофинансирования, ориентации предприятий на строгое соблюдение дисциплины договорной, повышение ответственности за качество продукции роль санкций экономических существенно возрастает (см. также Ответственность экономическая).
Источник: Краткий экономический словарь, М. 1987
Экономические санкции против России: вызовы и угрозы
Эксперт Центра Людмила Кравченко
Ситуация на Украине, приведшая к угрозам Запада о введении санкций против России, затронула важный вопрос: а насколько чувствительна Россия к экономическим санкциям, какой урон они могут нанести Российской экономике и какова степень ее суверенизации?
Конечно сейчас применение экономических санкций против России – это скорее демонстративная угроза, которая в текущей ситуации не приведет к реальному применению. Но если спрогнозировать в будущее и представить себе ситуацию непосредственного противостояния Западным странам в целях обеспечения национальных интересов, защиты братских народов или иных ситуаций, то вопрос по-прежнему останется открытым: чем придется пожертвовать за это стране и будет ли эта жертва соразмерна цели.
Экономическая блокада
В условиях глобальной экономики представить себе государство, не встроенное в систему мировых хозяйственных связей, невозможно. Однако степень взаимосвязи может быть разной. Для России подобная зависимость от мира может отразиться на ряде сфер. Во-первых, это обеспеченность страны стратегически важными товарами (продовольствие, лекарства, технологии, комплектующие для машин).
В торговом балансе страны главными партнерами остаются страны ЕС (42,2% импорта и 53,8% всего экспорта), АТЭС (34,3% импорта и 18,9 % экспорта) и СНГ(13% импорта и 14% экспорта), крупнейшими из них - Китай и Германия.
Рис.1. Крупнейшие торговые партнеры России, в % к общему импорту и экспорту (по данным ФТС, 2013 г.)
В случае гипотетически возможной экономической блокады, при которой в страну перестанут ввозиться стратегически важные ресурсы, Россия может столкнуться с серьезными проблемами нехватки ряда продовольственных товаров, лекарств, комплектующих для производств. Так, к примеру, во время войны 2008 г. Российские НПЗ простояли без работы, так как не получили специальных присадок для производства бензина. Если представить себе ситуацию военного конфликта, в котором будет замешена Россия, а Запад попытается точечно воздействовать, Российский фармарынок останется практически без импортной продукции, так как основной поставщик - это страны Европы (на крупнейших европейских поставщиков приходится 71,8%. на США – 4,7% и на Индию – 6,1%). Доля импортной продукции превышает 70% лекарственного Российского рынка. Согласитесь, цифры внушительные, чтобы задуматься о безопасности и суверенности государства. А лекарственные средства – это стратегически важная продукция и обойтись без нее в течение длительного времени страна не сможет. Другой вопрос состоит в том, почему мы сами не способны обеспечить собственные потребности в лекарственных средствах?
Рис.2. Крупнейшие поставщики фармацевтической продукции в Россию, в % к общему объему импорта лекарственных средств (по данным ФТС, 2013 г.)
Другой пример, демонстрирующий чрезмерную зависимость России от импорта – это приобретение котлов, ядерных реакторов, механического оборудования и запчастей. Обеспечить собственные потребности в данном сегменте страна не может, но в то же самое время более 30% импорта – это Европа и США.
Во-вторых, это стабильность экспортных поставок энергоресурсов. В частности именно на применении ограничительных механизмов поставок настаивают США, которые в четверг внесли в Конгресс законопроект о введении возможных санкций против России. Европа при этом не готова к введению экономических мер против России. С точки зрения установления эмбарго на поставки Российской нефти можно быть уверенным, что на данном этапе система выстроена так, что России опасаться нечего. Больше всего нефти страна продает Европе – 67,5%, второй партнер – это Китай, на долю которого приходится 16,85% Российской нефти и третье место занимает США – 6%. Так как в европейской структуре потребления нефти на долю Российской приходится 46,38% всей нефти, Европе будет просто невыгодно объявлять эмбарго и лишать себя энергоресурсов. В быстрый срок восстановить снабжение не удастся, поэтому с этой точки зрения Европа является надежным партнером. Напротив США, выступающие главными инициаторами санкций, способны объявить эмбарго и прекратить покупку Российской нефти, так как она составляет всего 5% от их общего потребления нефти, то есть найти замену в краткие сроки Америка сможет, а значит возможны и санкции США против России. Россия же в свою очередь для компенсации потери партнера могла бы переориентировать свои энергоресурсы на рынки Индии и Японии, которые сейчас потребляют менее 1% Российской нефти, или как это заложено в проекте новой энергетической стратегии переориентировать на рынки АТР (сейчас это 4%, основа его потребления – это нефть с Ближнего Востока). Таким образом, ожидать эмбарго на поставки нефти из России не стоит, выйдет себе дороже.
Газовая отрасль России практически полностью ориентирована на страны Европы и СНГ: так в Европу через трубопроводы поступает 64,70% Российского газа, в страны постсоветского пространства – 27,85%, оставшаяся доля - в Азию в виде сжиженного природного газа. Отечественные сырьевые компании полностью зависимы от европейского газового рынка, в то время как Европа более диверсифицировала свои торговые отношения, доля Российского газа в структуре импорта составляет 34,46%, вторым поставщиком выступает Норвегия, третьим – Нидерланды. США удовлетворяют свои потребности в газе за счет Канады, и, по оценкам экономистов с учетом сланцевой революции заинтересованы в том, чтобы Европа постепенно стала переходить на американский сланцевый газ. Но для большинства стран Европы Российский газ – важнейшая статья импорта.
Рис.3. Зависимость стран Европы от Российского газа: доля Российского газа в импорте газа по странам, доля поставок в страну в общем объеме экспорта Российского газа в Европу. Приведены также данные о других крупнейших поставщиках газа в Европу (по данным BP Statistical Review of World Energy, 2013)
В-третьих, падение курса рубля. В понедельник рубль снова ослаб, однако в меньшей степени, чем от него это ожидали. Причинами падения стали двусмысленные заявления о вводе войск на территорию Украины. Эффект возымел воздействие и если бы Центральный Банк не провел активную политику, падение рубля стало бы более существенным. Однако, несмотря на урок понедельника, ЦБ не отказался от полной либерализации валютного курса и перехода к плавающему рублю. 4 марта после проведенной Путиным пресс-конференции, на которой от развернуто высказался по поводу конфликта России и Украины, рубль стал отыгрывать потерянные позиции. Заявления об обсуждении вопроса о присоединении Крыма к России снова оказало негативное влияние на национальную валюту. Очевидно, что зависимость Российской валюты от внешнеполитического курса страны сильная и с переходом к плавающему валютному курсу будет только расти.
В-четвертых, снижение котировок на фондовом рынке. Такое стало возможным из-за сложившейся критической ситуации, когда 70% Российского фондового рынка принадлежит иностранному инвестору. За подобную десуверенизацию пришлось расплачиваться: в первые часы торгов акции "Газпрома" рухнули до 123,16 рубля (-11,5%) – минимума с середины лета 2013 года. Подешевели также акции ВТБ (-11,5%), "Газпром нефти" (-8,9%), "ЛУКойла" (-5,8%), НОВАТЭКа (-7,1%), "Норникеля" (-5%), "Полюс Золота" (-5,5%), "Роснефти" (-7%), "Ростелекома" (-9,5%), Сбербанка России (-9%), "Сургутнефтегаза" (-4,7%), "Татнефти" (-3,8%). Обрушение фондового рынка не было преднамеренной реакцией или санкцией, но стало прямым следствием ожиданий инвесторов, которые в первую очередь заинтересованы в извлечении прибыли.
В-пятых, приток иностранных инвестиций находится в прямой связи с внешнеполитическим курсом. В понедельник управление торгового представителя США объявило, что прерывает переговоры с Россией по вопросам торговли и инвестиций до разрешения конфликта вокруг Украины. В свою очередь сомнительно, что Европа способна на аналогичные меры, так как через европейские офшоры проходит значительный поток инвестиций как из России в Европу, так и наоборот. Если посмотреть на структуру иностранных инвестиций в Россию, то можно увидеть, что США выступают далеко не главным инвестором, на их долю приходится 2,7% всех иностранных инвестиций. Однако при сокращении инвестиций от Вашингтона могут пострадать такие отрасли, как производство кокса и нефтепродуктов (12 % идут от США) и производство машин и оборудования (28,1%).
Рис.4. Распределение иностранных инвестиций по странам: накопленные в России и накопленные за рубежом из России, в млн.дол.США (по данным Росстата, 2013 г.)
В-шестых, санкции на банковскую систему и иностранные счета. Именно здесь США имеют наибольшие рычаги давления на Россию. Вашингтон уже пригрозил введением санкций против Российских банков, замораживанием счетов Российских частных инвесторов и государственных компаний. Европарламент обсуждал аналогичные ограничительные меры в отношении активов Российских чиновников. Но тут нужно вспомнить тот факт, что после дела Магнитского, когда США заморозили счета чиновников из списка фигурантов этого дела, в России вступил запрет для чиновников на владение счетов в иностранных банках (май 2013 года). Но на имущество данный закон не распространяется, поэтому рычаги давления у Европы и США сохраняются. Сложнее с частными активами, общий объем которых неизвестен. Тут остается посоветовать только одно – хранить средства в отечественных банках, не выводить их из Российской экономики, заодно и стране помогут, и себя обезопасят от внешнеполитических рисков.
Применять экономические санкции не выгодно и Америке. По некоторым оценкам объём Российских госсредств, находящихся на счетах в США, составляет около 400 миллиардов долларов. Россия – это крупнейший держатель долларов США, а, следовательно, замораживать Российские активы – это опасное решение для американской валютной системы, которое могло бы вызвать цепную реакцию и существенно ослабить доверие рынка к американской валюте. Поэтому самым вероятным решением может стать заморозка счетов частных инвесторов, а здесь уже будет включен механизм лоббирования частных интересов как в США, так и в России.
Экономические санкции – это явление обоюдное, поэтому и Россия также в ответ на угрозы со стороны Запада способна ввести ограничительные меры. Традиционно Российские санкции проходили через ведомство Роспотрбнадзора, которое оказывало давление на неугодные страны посредством запрета поставок отдельных товаров. В условиях Украинского кризиса Россия уже предприняла первые превентивные меры, когда Росссельхознадзор заявил о приостановлении с 10 марта решения о снятии запрета на ввоз свинины из США сразу после того, как Пентагон объявил о прекращении военного сотрудничества с Россией.
Президент России был наделен полномочиями о применении экономических санкций еще в 2006 г. когда был принят закон «О специальных экономических мерах», согласно которому они «применяются в случаях возникновения совокупности обстоятельств, требующих безотлагательной реакции на международно-противоправное деяние либо недружественное действие иностранного государства или его органов и должностных лиц, представляющие угрозу интересам и безопасности Российской Федерации». Но в этом законе прописаны далеко не все возможные меры, поэтому новые инициативы со стороны Российских законодателей призваны расширить исходный список. Так, член Совета Федерации, руководитель комитета по конституционному законодательству Андрей Клишас разрабатывает законопроект, предусматривающий конфискацию имущества, активов и счетов европейских и американских компаний, включая частные, в случае применения санкций к России. Российская сторона готовится к симметричному ответу, но не стоит недооценивать лоббизм бизнес-структур, крайне незаинтересованных в ухудшении отношений.
Экономические санкции против России. Вывод.
Вводить экономические санкции против России невыгодно, так как здесь переплетаются интересы и частного бизнеса, и власти. Точечно воздействовать на Россию возможно, но в таком случае последует ответная реакция со стороны России через Президента или Роспотребнадзор, который традиционно еще в бытность Онищенко выполнял карающую функцию. Однако в то же самое время не стоит забывать, что, несмотря на подобную невозможность и невыгодность санкций, Россия остается к ним уязвима, и в эту зависимость мы вогнали себя сами, когда перестали поддерживать обрабатывающую промышленность, перешли на потребление импортной продукции вместо того, чтобы развивать свое собственное производство.
Статья опубликована в Собеседнике
Многие страны (Бельгия, Нидерланды, Дания и др.) настолько восприняли эту концепцию, что включили понятие постоянного делового учреждения в свое внутреннее законодательство. В Дании, например, установлено, что иностранные компании подлежат обложению налогом, если они осуществляют деловую деятельность из постоянного делового учреждения, находящегося в Дании, или участвуют в другом коммерческом предприятии через такое постоянное деловое учреждение или иным образом участвуют в прибылях Голландия включает в облагаемый доход компаний - нерезидентов прибыли от деловой деятельности, осуществляемой в Голландии с помощью постоянного делового учреждения и т.д. На практике применение внутреннего права в США и Великобритании также близко к установленному их налоговыми соглашениями принципу постоянного учреждения, однако независимо от сходных практических последствий между этими подходами остается важное принципиальное различие: внутренние нормы в основном базируются на характере деятельности или ее части, осуществляемой в пределах страны а понятие постоянного делового учреждения имеет преимущественно материальную привязку к какой-либо фиксированной базе, помещению и т.д.
Помимо рассмотренного выше зарубежного опыта на примере налогообложения и инновационной деятельности, нелишним будет обратить внимание и на лизинговую деятельность.
По данным ассоциации европейских лизинговых компаний Leaseurope общий объем лизинговых операций в 25 странах - членах ассоциации в 1998 году составил 135,3 млрд. ЭКЮ (эти цифры пока еще не подтверждены официальной статистикой).
В США лизинг появился еще в 50-х годах. На долю США приходится половина мирового оборота товаров, поставляемых по лизингу. В 1986 году в США было поставлено в лизинг оборудования на 85 млрд. долл. (28 % всех инвестиций в оборудование в стране).
Одной их причин быстрого развития лизинга в США являлись налоговые льготы: ускоренная амортизация и инвестиционная налоговая льгота (до 10 % стоимости новых инвестиций вычиталось из суммы налога). Например, расходы по покупке оборудования - 100 000 долл. инвестиционная льгота - 10 %, 10 000 долл. вычтут из суммы налога
До 1977 года фирмы могли брать оборудование в аренду, не отражая его стоимость в своих балансах, то есть имел место забалансовый учет. Поэтому, фирмы, уже имеющие солидный долг, могли дополнительно брать оборудование, не показывая возросшую сумму задолженности. Таким образом, подлинный долг был скрыт от инвесторов и экспертов.
С 1986 года климат для лизинга на налоговой основе изменился, так как правительство увидело в нем “субсидию на благо другого государства” (“Экспорт налоговых льгот”). Налоговые льготы, введенные в 60-х и 70-х годах в период высокой инфляции, больше не рассматривались как эффективный инструмент стимулирования капиталовложений в более стабильной экономической обстановке 80-х годов. Реформа налоговой системы в США сократила доступность налоговых льгот через отмену налоговой инвестиционной льготы и изменение профиля амортизации. Налоговая реформа значительно снизила экономическую выгоду лизинга, но тем не менее его развитие не остановилось.
В Великобритании лизинг получил значительное развитие только после 1970 года, то есть после введения налоговых льгот для малых предприятий. Они могли вычитать 100 % инвестиций из налогооблагаемой прибыли в году, в котором они производились. Эти льготы были существенны только для предприятий с большой доходностью, но косвенно они были доступны и арендаторам. Компания могла воспользоваться налоговыми льготами только в конце отчетного года. Поэтому, если она производила инвестиции в начале года, то ей приходилось ждать некоторое время до получения выгод от этих льгот. Но если она продавала оборудование лизинговой компании и затем брала его в аренду (при условии, что у лизинговой компании конец финансового года наступал раньше), то косвенные выгоды были получены быстрее. Поэтому лизинговые компании открывают филиалы с разными концами финансового года. Налоговая инвестиционная льгота безвозмездна, она возвращается обратно через налоги на арендные платежи, но тем не менее она предоставляет беспроцентную ссуду, равную 52 % стоимости имущества, что отражалось и на стоимости лизинга для арендатора.
В ФРГ в настоящий момент существует множество лизинговых компаний, 57 из них входят в немецкую лизинговую ассоциацию. Две компании, которые можно отнести к разряду ведущих в области лизинга - это “Митфинанц Гмбх” и “Гефа - лизинг Гмбх”. “Митфинанц Гмбх” была основана в 1962 году. Уставной капитал этой первой в ФРГ лизинговой компании составлял 1 млн. марок ФРГ. В настоящее время она имеет 6 дочерних компаний.
В Австрии средний срок аренды составляет от 2 до 15 лет в соответствии с экономически целесообразным сроком службы предмета лизинга. Опцион на покупку или продление не допускается, по истечении срока действия контракта арендатор может заключить новый контракт на аренду предмета лизинга в течение оставшегося периода эксплуатации или вступить в переговоры о покупке. В лизинг сдаются даже детские сады и школы.
В Швеции лизинг начал развиваться в начале 60-х годов. Обычно им пользовались маленькие и средние компании. Дело в том, что каждый банк требовал обеспечение по многим своим ссудам. Лизинг облегчил положение, так как кредитор является владельцем оборудования. Поначалу заключались соглашения о повторной покупке, согласно которым поставщик брал на себя обязательство купить обратно оборудование, если клиент не выполнит свои обязательства по лизингу. По мере роста конкуренции между лизинговыми компаниями эти обязательства (по обратной покупке) стали встречаться все реже и реже. Основной срок аренды составляет обычно 3-5 лет, в исключительных случаях до 9 лет.
Обобщая страны Западной Европы, США и Японию можно сделать следующие выводы:
- в основном лизинговыми операциями занимаются не коммерческие банки, а специализированные компании, и их деятельность направлена на предприятия малого и среднего бизнеса, семейные предприятия
- развитой рынок лизинговых услуг укрепляет производственный сектор экономики, создавая условия для ускоренного развития стратегически важных отраслей, стимулирует приток капиталов в производственную сферу
- наличие определенных налоговых льгот, направленных на развитие лизинговых отношений помогает развиваться за счет постепенной выплаты стоимости товара без особого ущерба малым предприятиям
- налоговые выплаты предприятий, относящихся к малым. мельчайшим и средним носят щадящий характер, что способствует их развитию, напротив - крупные корпорации покрывают возникающий из-за этого дефицит в бюджете за счет своих сверхприбылей
- инновационная деятельность поощряется, поскольку создает широкое поле деятельности как для экономических монстров, так и для малых предприятий.
Глава 2
Развитие государственной и региональной политики поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации
Переход России к рыночной экономике происходит в условиях трех «шоков», с которыми западные экономики столкнулись в 70-х и 80-х годах, и четвертого шока, уникального для России.
Первый из них называется «ценовым шоком», когда цены сырья… растут быстро и неожиданно…Вторым является «шок конкуренции», когда с отечественными предпринимателями начинают серьезно и успешно конкурировать иностранные производители так называемых «новоразвитых стран»… Третьим шоком является «институциональный», когда проявляются новые правила и возможности для движения капитала или управления собственностью…Названные три «шока» в России происходят одновременно и сильнее, чем на Западе, то есть Российские фирмы имеют гораздо меньше времени, чтобы адекватно отреагировать на эти «шоки». Кроме того, в России есть еще и четвертый «шок» - «шок знания», или, если так можно сказать, шок обыденного предсознания.*
Говоря о поддержке малого и среднего предпринимательства, следует четко определить смысл понятия “поддержка” и в своих действиях исходить из его реального содержания.
Представляется, что под государственной поддержкой следует понимать с одной стороны, сознательное создание государственными структурами экономических и правовых условий, стимулов для развития и конкурентной стойкости малого предпринимательства, а с другой стороны - вложение в него материальных и финансовых ресурсов. При этом в качестве поддержки могут выступать только ресурсы, привлекаемые в сферу мелкого и среднего предпринимательства на началах безвозмездных, либо льготных по сравнению с обычным рыночным приобретением или авансированием в денежной или товарной форме ( банковский или коммерческий кредит).
Существует большой соблазн скопировать формы регулирования малого бизнеса, применяемые в развитых зарубежных странах. Однако переносимый механически на Российскую почву зарубежный опыт нередко не только не способствует оживлению этого сектора экономики, но и приводит к деформации его подлинной природы. Между тем, государственное регулирование и поддержка Российского предпринимательства на этапе становления рынка и одновременного преодоления кризиса и инфляции характеризуется применением нетрадиционных решений, не имеющих аналогов в мировой практике.
Специфика сложившихся в России условий состоит в том, что:
* структура производства остается крайне утяжеленной, ее преобразование требует огромных затрат
* высока степень монополизации производства, а соответственно, низка конкурентоспособность производства, вызванная отсталостью
* технологической базы большинства отраслей, высокой энергоемкостью и ресурсоемкостью, низким качеством продукции и высокими издержками
* в экономике продолжается спад производства
* не закончено формирование правовой базы для новых экономических отношений
* для нормального формирования рынка не хватает системы контроля за ходом реформирования экономики.
В этих условиях малый бизнес без соответствующей государственной поддержки не в состоянии превратиться в мощный стимул производства, занять то место в Российской экономике, которое он занимает в экономике развитых стран.
СТАТИСТИКА
В России насчитывается 900 тыс. малых предприятий, на которых занято 15 млн. человек. До 30 млн. человек занимаются индивидуальным предпринимательством. Однако по сравнению с развитыми странами доля малого предпринимательства в валовом внутреннем продукте остается крайне незначительной. В США она составляет более 50% ВВП, в России - только 10%. Доля налоговых поступлений от малых предприятий - 10-12%.
Табл.2.1 «Доля предприятий отдельных отраслей в их общем числе»
1.1 Субъекты малого бизнеса. Характеристика экономической деятельности малого предприятия
Субъектом малого бизнеса является малое предприятие.
Рассматривая законодательные документы, регламентирующие деятельность малых предприятий в России в хронологической последовательности, можно выделить следующие основные этапы развития малого бизнеса (табл. 1).
1 Этапы развития малого бизнеса в России Нормативный акт Дата принятия Основное содержание Последствия применения в экономике 1 Закон СССР «О кооперации в СССР» 26.08.88 Созданы привилегиро-ванные условия одной форме собственности (отсутствие для коопе-ративов платежей в Отток ква- лифи- цированной рабочей силы с госу- Продолжение табл. 1
бюджет, возможность устанавливать неогра-ниченные надбавки к заработной плате ра-ботников кооперативов) дарственных предприятий в кооперативы 2 «Положение об орга-низации дея-тельности малых пред-приятий» (Протокол № 6 заседания Комиссии по совершенст-вованию хозяйствен-ного меха-низма при Совете Ми-нистров СССР) 06.06.88 Введен упрощенный порядок создания и регистрации малых предприятий. Они по-лучили статус юриди-ческого лица, большую самостоятельность в осуществлении хозяйственной дея-тельности и распреде-лении хозрасчетного дохода Началось создание в различных отраслях промышлен-ности и ре-гионах страны малых предприятий 3 Закон СССР «О предприятии в СССР» 04.06.90 Объявлено о равенстве организационно- правовых форм пред-приятий, основанных на любой форме соб-ственности Рост пред-приятий раз-личных форм собст-венности Нормативный акт Дата принятия Основное содержание Последствия применения в экономике 4 Постанов-ление Совета Министров СССР «О мерах по созданию и развитию малых пред-приятий 08.07.90 Определены основные документы для госу-дарственной регистра-ции малых предпри-ятий, утвержден двух-недельный срок госре-гистрации, определены льготы малому бизнесу по налогообложению, амортизации и др. Развитие малого предприни-мательства, основанного на различных формах собственно-сти, их соче-тании 5 Постанов-ление Совета Министров РСФСР «О мерах по 18.06.91 Определены направ-ления государственной поддержки малого бизнеса в России Развитие малого биз-неса в стране поддержанию и развитию малых предприятий» 6 Закон РСФСР «О налоге на прибыль предприятий и ор-
ганизаций»
27.12.91
Усилена государствен- ная поддержка малого бизнеса
Определены дополнительные льготы для малых предприятий Эффективность работы малых предприятий
7 Постановление Совета Министров - Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации»
11.05.93
Указано, что государственная поддержка малого предпринимательства - одно из важнейших направлений экономической реформы. Определены приоритеты развития малого предпринимательства Продолжение табл. 1 Нормативный акт Дата принятия Основное содержание Последствия применения в экономике 8 Федераль-ный закон «О государ-ственной поддержке малого предприни-мательства в РФ» 12.05.95 Определены признаки субъекта малого пред-принимательства, ин-фраструктура под-держки и развития МП Развитие и повышение эффективно-сти деятель-ности МП 9 Федераль-ный закон «Об упр- щенной системе налого-обложения, учета и от-четности для субъектов малого 08.12.95 Предусмотрена замена совокупности уста-новленных законода-тельством РФ фе-деральных, региональ-ных и местных налогов и сборов единым налогом, исчисляемым по результатам хозяй-ственной деятельности Дальнейшее развитие малого биз-неса в стране предприни- предприятий и органи мательтсва заций Законодательство о малом предпринимательстве должно регулировать общие вопросы деятельности малых предприятий независимо от их организационно-правовой формы, в которое входят критерии малых и средних предприятий, вопросы государственной поддержки малого бизнеса, налогообложения и некоторые другие.
Практические достоинства малого бизнеса
Независимость действий. Предприниматель сам себе хозяин, никому не подчиняется. В большинстве малых фирм управленческая иерархия не соблюдается, что дает свободу действий энергичному и инициативному предпринимателю.
Возможность более гибких и оперативных решений. По сравнению с крупными предприятиями в малом бизнесе упрощена структура принятия управленческих решений, что дает возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, легче адаптироваться к неожиданным обстоятельствам (при условии наличия достаточных финансовых и других возможностей). Это имеет особое значение в торговле, в первую очередь модными вещами, а также услугами.
Адаптация к особенностям местных условий. Малый предприниматель идеально организован и приспособлен для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка. В США немало случаев, когда успешно действующие на национальном уровне компании не могут конкурировать с малыми фирмами на местах, потому что местные розничные или промышленные фирмы, либо малые предприниматели лучше знают специфический спрос на местных рынках.
Сильные симпатии к малому бизнесу. Малый бизнес ассоциируется с «американской мечтой», поэтому в общественном мнении преобладают симпатии к малым фирмам и обычно к ним не относятся многие критические оценки, вызванные в адрес большого бизнеса.
В США действует традиция «защиты этого славного парня». Малый бизнес пользуется поддержкой в конгрессе, ему предоставляется много льгот, особенно в плане оплаты налогов.
Более низкие операционные расходы. По сравнению с крупными предприятиями малые фирмы несут относительно более низкие расходы на содержание и обслуживание (сравнительно низкий фонд заработной платы, небольшие инвестиции в оборудование, низкие управленческие расходы). Например, члены семьи владельцев выполняют функции многих клерков.
Шансы на быстрый материальный успех. Одновременно получение зарплаты и всех дивидендов от бизнеса.
Долгосрочные выгоды. Вкладывая средства в дела своей фирмы, предприниматель может рассчитывать, что если дела идут успешно, он всегда может легко и выгодно продать дело в случае необходимости. Этот фактор привлекает многих предпринимателей.
Совмещение нескольких профессий. Немало людей предпочитают быть в одном лице мастером на все руки (финансист, менеджер и т. д.).
Преимущества на специфическом или персональном рынке. Более крупные конкуренты, часто ограничены в своих действиях из-за процедур, разработанных головными органами. Малый бизнес в этом отношении более маневрен, особенно тогда, когда рынок имеет ярко выраженный сезонный характер или специфические условия.
Сохранение предпринимательского духа. По сравнению с крупными предприятиями в малых фирмах, особенно в перспективных современных отраслях, больше проявляется инновационный, предпринимательский дух, о чем свидетельствует доминирование малого бизнеса в современных от- раслях (электроника, генная инженерия, компьютеры). В США говорят, что именно малым предпринимателям еще присущ романтизм, когда-то типичный для американского предпринимательства.
Продолжением преимуществ малого бизнеса являются его недостатки. У малых предприятий есть несколько слабых мест, в том числе в условиях их функционирования в рыночной экономике. Эти слабые места определяются как раз тем, что этот бизнес является малым.
Первое среди них - низкая возможность накопления капитала. Как правило, в расширение производства владельцы малого бизнеса могут выделить незначительную часть капитала. Существенные сложности они испытывают, занимая капитал на стороне. Во-первых, эти сложности вызываются стремлением малого бизнеса к независимости (важнейшее его преимущество), которая существенно ограничивает возможности займа. Во-вторых, ограничения связаны и с условиями займа. У малого бизнеса не может быть достаточно средств для выплаты высокого процента, особенно, если предприниматель только начинает свою деятельность, велика и возможность риска.
Второе из слабых мест малого бизнеса, его проигрыш в управленческих возможностях по сравнению с крупными предприятиями. Неадекватные управленческие возможности означают, что владелец-управленец, как правило, проигрывает в сравнении с менеджером-профессионалом (хотя, в данном случае возможны исключения), так же как и с возможностями капитализации малого бизнеса.
Третья слабая позиция малого бизнеса, несмотря на всю его изворотливость, близость к потребителю, поставщикам, творчество в организации производства, огромную роль в финансировании и поддержании конкурентной среды в экономике - именно в конкурентной борьбе. Относительно скромные масштабы производства и ограниченные ресурсы, ставят в невыгодное положение представителя малого бизнеса, делают его неспособным на равных конкурировать с крупным производст-вом.
Четвертая слабая позиция малого бизнеса - особенности его кредитования, ограниченность возможностей получить кредит, поскольку частные финансовые институты редко решаются кредитовать малый бизнес. Действительно, объем каждой сделки мал, экономическая нестабильность самих предприятий малого бизнеса, а также необходимость содержать специальные службы по проверке кредитоспособности предприятий малого бизнеса, отличные от обычных, поскольку такие проверки чрезвычайно сложно осуществить (требуется разработка специальных методик и т.п.), делают кредитование малого бизнеса невыгодным.
Пятая слабая позиция малого бизнеса - начало его деятельности. Дело не только в том, что нужен первоначальный капитал, а его нет, но и в том, что малый бизнес - это часто новые рабочие места, в том числе и для безработных, не всегда обладающих соответствующими навыками, у которых эффективным бизнес становится далеко не сразу, а иногда и не с первого раза.
Можно назвать еще целый ряд слабостей. Это и тот случай, когда малое предприятие - акцио-нерное общество и ему трудно пробиться на рынке ценных бумаг, это и необходимость оплаты консультаций при организации, и ведении дела. Это и частая необходимость обучения самого бизнесмена, и необходимость анализа ситуации на рынке, ведения бухгалтерского учета, трудности привлечения высококвалифицированных специалистов (у крупных компаний в этом случае шансов больше - престиж, более высокая оплата), часто сверхурочная работа персонала, трудности получения крупного заказа, недогрузка основных фондов, большие трудности с организацией национального экспорта и т. д. и т. п.
Для того чтобы малый бизнес, стал действительно жизнеспособным, смог выполнить все задачи, для решения которых он предназначен, для того, чтобы он мог в полном объеме реализовать заложенный в нем потенциал и использовать все свои преимущества, необходимы условия со стороны государства по его поддержке. Эти усилия должны быть всеохватывающими, осуществляться достаточно длительное время и быть направленными на получение эффективных результатов, прежде всего в самом малом бизнесе, а уже затем, опосредованно это отразится на всем народном хозяйстве, на всей экономике. Именно эти основополагающие принципы лежат в основе отношения государства к малому бизнесу и его регулированию в современных развитых странах. Поддержка государством
предприятий малого бизнеса во всех странах ведется комплексно по нескольким направлениям, идентичным для развития малого бизнеса в принципе. Хотя, конечно, имеются особенности в этой поддержке, связанные с социально-экономической, геополитической, национальной и т.п. спецификой той или иной страны.
В соответствии с федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», к субъектам малого предпринимательства отнесены коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25 %. Доля при-надлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 % и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней, человек:
промышленность, строительство, транспорт - 100
сельское хозяйство, научно-техническая сфера - 60
оптовая торговля - 50
розничная торговля и бытовое обслуживание населения - 30
остальные отрасли и другие виды деятельности - 50.
Под субъектом малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Содержание учредительных документов малых предприятий выявило ряд их особенностей. В 80 - 90 случаях из 100 имеет место создание малого предприятия, основанного на частной или смешанной (частной и государственной) форме собственности.
В начале 1990 г. малые предприятия образовывались чаще отделением от государственных предприятий-учредителей. В 1991 г. малые предприятия создавались, как правило, в форме товариществ с ограниченной ответственностью. За первую половину 1991 г. многие коллективы реорганизовались в малые предприятия, основанные на частной долевой собственности.
Реже встречаются малые предприятия семейного типа. Во многом это можно объяснить сложностью и дороговизной аренды нежилых помещений.
В ряде случаев местные власти выступают учредителями малых предприятий (иногда совместно с другими предприятиями). Их вклад как учредителей состоит, как правило, в предоставлении нежи-лых помещений на условиях аренды.
В настоящее время вопрос развития сети малых предприятий включен как один из важнейших в программу демонополизации народного хозяйства страны. Здесь предусмотрено как принудительное, так и инициативное разукрупнение монопольных производств:
выделение самостоятельных производственно-хозяйственных блоков
выделение малых и средних коллективов из состава крупных предприятий
создание небольших дочерних предприятий по инициативе крупных предприятий.
Таким образом, малые предприятия можно образовывать, во-первых, выделением структурных единиц из состава объединений и предприятий, цехов, производств, других подразделений во- вторых, на акционерных началах. Второй способ в современных условиях и создания рыночной инфраструктуры является оптимальным.
Малые предприятия могут учреждаться совместно с государственными, общественными, кооперативными предприятиями, частными лицами, а также организациями других форм собственности.
Развитие любой формы предпринимательства зависит в основном от двух условий: внутренней экономической обстановки в стране в целом и в ее регионах и способности конкретного предпринимателя использовать данные ему права для реализации своих хозяйственных целей. В большей степени эти факторы воздействуют на развитие малой экономики, которая наиболее чувствительна к конкретным условиям хозяйственной конъюнктуры и для которой личные черты конкретного предприятия во многом предопределяют конечный результат экономических решений.
Малое предприятие функционирует во всех сферах и отраслях народного хозяйства, выполняя
один или несколько видов деятельности. Однако следует иметь в виду, что отдельные виды деятельности разрешаются исключительно государственным предприятиям, а производство ряда товаров может быть осуществлено только на основании специального разрешения (лицензии).
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!