Субъекты льготного налогообложения слн

Курс, семинар, тренинг Схемы и методы оптимизации налога на прибыль и НДС. Что будет актуально в 2009 году
Программа курса
1 день
Понятие и принципы налогового планирования: платить налоги, но не переплачивать
Субъекты льготного налогообложения (СЛН)
Нюансы и цели применения. «Черные», «серые» и «белые» схемы. Принципиальная невозможность экономии НДС «белыми» схемами и случаи, когда это все же возможно.
Способы переноса налогооблагаемой базы по налогу на прибыль на СЛН
Условия применения всех схем
Займы и аналогичные им договоры как способ возвратного рефинансирования
2 день
Простое товарищество субъектов упрощенной системы налогообложения.
Оптимизация НДС и налога на прибыль в оптовой и розничной торговле и производстве с использованием ИП на ЕНВД с уплатой символического налога (маленький торговый зал, торговое место, развозная торговля)
Экономия НДС в производстве, выполнении работ, оказании услуг через разделение финансовых потоков "с НДС" и "без НДС"
Способы безналоговой и низконалоговой продажи имущества, включая недвижимость (крупные разовые сделки с большой прибылью)
Примеры «серых» схем в части НДС и налога на прибыль (как нельзя «оптимизировать»!)
Методы отсрочки уплаты НДС (в т.ч. с авансов) и налога на прибыль
Примеры оптимизации налога на прибыль и НДС в холдингах

Иностранные низконалоговые компании, цели применения
Предприятия и организации инвалидов – сохраняется ли их актуальность и в каких случаях? Рекомендации, типичные ошибки.
Индивидуальный предприниматель на общей системе налогообложения как «льготное предприятие». Нюансы и рекомендации.
Изменения в законодательстве, вступающие в силу с 2009 г.
Ответы на вопросы
По желанию – индивидуальное экспресс-моделирование схем налогового планирования для компаний-участниц семинара
Преподаватели
Кузьминых Артем Евгеньевич
Управляющий партнёр компании КУЗЬМИНЫХ, ЕВСЕЕВ & ПАРТНЕРЫ (KE&P), консультант по налоговому планированию и построению холдинговых структур, преподаватель Центра налогового администрирования и финансового управления Академии народного хозяйства при Правительстве РФ.
Опыт работы в области налогового и организационно-финансового консалтинга более 5 лет.
Обладает глубокими знаниями и большим опытом в области рационального построения интегрированных холдинговых структур, налогового планирования деятельности отдельных предприятий и групп компаний, регулярно разрабатывает и внедряет новые законные схемы и методы планирования налогообложения и финансовых потоков.
Автор более 50 статей по налоговому планированию для ведущих профессиональных журналов ("Экономика и жизнь", "Финансовый директор", "Консультант", "Расчет", "Проверка в компании", "Справочник экономиста", "Управленческий учет и финансы", "Налоговые споры", "Практическое налоговое планирование", "Логистика и управление" и др.).
Даты и места проведения
Даты начала обучения не определены.
Автор: Кузьминых Артем
2006-02-14
Статья опубликована в журнале Консультант № 7, 2005
Для некоторых организаций Налоговый кодекс РФ предусматривает существенные льготы по налогу на прибыль. Попробуем разобраться, как эти субъекты хозяйственной деятельности могут помочь при налоговом планировании в холдинге.
Большинство способов налогового планирования в рамках холдинга строится на использовании субъектов льготного налогообложения (СЛН). О некоторых из них говорилось в статье Как уберечься от налога на имущество. Определенные преимущества СЛН могут обеспечить и при уплате налога на прибыль. Скажем о тех из них, которые чаще всего применяются на практике.
Во-первых, предприятия и индивидуальные предприниматели, которые используют упрощенную систему налогообложения (УСН) и не платят налог на прибыль. Пожалуй, это самый популярный инструмент налоговой оптимизации, несмотря на существующие ограничения (см. главу 26.2 НК РФ).
Во-вторых, индивидуальные предприниматели на общем режиме налогообложения. Вместо налога на прибыль они уплачивают НДФЛ (13 процентов) и ЕСН по регрессивной шкале от 10 до 2 процентов.
В-третьих, инвалидные структуры предприятия, удовлетворяющие требованиям статьи 264 Налогового кодекса РФ (подп. 38 п. 1). Налог на прибыль у них снижается за счет перечисления средств в общественную организацию инвалидов на их социальную защиту. Затем эти средства реинвестируются в предприятие через взнос в уставный капитал или безвозмездную передачу имущества.
В-четвертых, предприятия и индивидуальные предприниматели, переведенные на единый налог на вмененный доход (ЕНВД).
В-пятых, зарубежные и внутриРоссийские офшоры.
Иногда в качестве СЛН используются предприятия, имеющие в текущем или прошлых налоговых периодах убытки (в налоговом учете). Перенося прибыль оптимизируемого предприятия на баланс убыточного, мы снижаем налог на прибыль по группе компаний в целом.
Что должен делать СЛН
Для снижения или отсрочки платежей по налогу на прибыль в рамках холдинга используется ряд способов. Прежде всего, это перенос налогооблагаемой базы на СЛН через трансфертное ценообразование и формирование резерва по сомнительным долгам, сформировавшимся в рамках холдинга. Об этих двух способах будет подробно рассказано в следующей статье, посвященной также оптимизации НДС.
Трансформировать базу по налогу на прибыль можно еще одним способом. Для этого СЛН должен совершить определенное действие в отношении плательщика налога. Рассмотрим подробнее, что здесь имеется в виду.
Услуги и работы
Например, СЛН может оказать некую услугу предприятию (выполнить работы), ориентировочно на сумму его прибыли. Исходя из анализа Налогового кодекса (в первую очередь, п. 1 ст. 264 НК РФ), наиболее интересными вариантами здесь могут быть:
Как правило, предприятия стремятся отнести произведенные расходы на оплату услуг или работ СЛН к косвенным. Это наиболее целесообразно, так как эти затраты уменьшают налогооблагаемую базу текущего периода. Поэтому при планировании сделки следует учитывать положения статьи 318 Налогового кодекса (Порядок определения суммы расходов на производство и реализацию).
Арендные и лицензионные платежи
К другой группе можно отнести выплату арендных и лицензионных платежей. В первом случае предполагается установление высокой суммы платы за аренду помещений и оборудования. Она может быть дополнена и платежами за различные дополнительные услуги. Это могут быть: мойка окон, уборка помещения, вывоз мусора, обслуживание оргтехники и т. д. Сюда же можно отнести услуги по эксплуатации, ремонту и техобслуживанию основных средств (п. 1 ст. 253 НК РФ).
Лицензионные платежи производятся за использование товарных знаков, знаков обслуживания, патенты на изобретения, промышленные образцы, ноу-хау и т. п. Также сюда следует отнести расходы на создание и сопровождение объектов интеллектуальной собственности. Заметим, что организации необходимо будет обосновать экономическую необходимость использования товарного знака. Для этого следует помещать его на визитках сотрудников, в рекламе, на вывесках и т. п.
Выплата процентов по долговым обязательствам
Размер включаемых в расходы процентов не должен существенно отклоняться от среднего уровня процентов по долговым обязательствам, выданным в том же периоде на сопоставимых условиях (ст. 269 НК РФ). При этом существенным считается отклонение более чем на 20 процентов в любую сторону. Под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, Кодекс понимает обязательства, выданные в той же валюте, на те же сроки и в сопоставимых объемах и под аналогичные обеспечения.
Предприятие может воспользоваться определенной свободой в этих формулировках. Однако следует помнить, что обязательства, соответствующие признакам сопоставимости, но принятые от разных категорий кредиторов (физических или юридических лиц), налоговые органы считают несопоставимыми.
Для отнесения на расходы в целях налогообложения любых, сколь угодно больших процентов налогоплательщик может воспользоваться следующим порядком:
Более выгодно для переноса прибыли через проценты использовать не СЛН, а физическое лицо, продающее дисконтные векселя предприятия с большой прибылью. При определенных обстоятельствах (ст. 214.1 НК РФ) гражданин получает значительный имущественный налоговый вычет. Он может составлять до 125 тысяч рублей в год, а если лицо владеет векселем более трех лет то без ограничений. Таким образом, налог на доходы гражданин не уплачивает. Предприятие-векселедатель относит на расходы сумму дисконта в полном размере, поскольку она является платой за заем, полученный на сопоставимых условиях.
Штрафные санкции
В соответствии с условиями заключенных договоров предприятие может выплачивать штрафные санкции в адрес субъекта льготного налогообложения.
Рассмотрим следующую схему. Одно предприятие холдинга (например, завод) отгружает другому (например, торговому дому завода) продукцию (работы, услуги). Причем договор предусматривает значительные штрафные санкции (в том числе пени) за нарушение условий оплаты или других условий договора. Поставляемая продукция оплачивается, но не полностью так, что остается очень небольшая задолженность. Далее право требования этой задолженности (вместе со штрафными санкциями) уступается субъекту льготного налогообложения по номиналу. СЛН предъявляет претензию за неполную оплату и по договору предъявляет штрафные санкции должнику. Должник признает претензию и гасит долг. Признает он и санкции, которые относит на затраты (при методе определения выручки по начислению независимо от фактической оплаты). СЛН же уплачивает с них свои небольшие налоги, и то только после фактического их получения.
Согласно статье 333 Гражданского кодекса РФ, суд уполномочен на пересчет суммы неустойки. Однако для этого необходима инициатива стороны, права которой были нарушены. В данной же ситуации компания добровольно исполняет свои обязанности по уплате санкций, уменьшая тем самым базу текущего налогового периода. Существует высокая доля риска, что налоговый орган попытается доначислить НДС на эти средства, однако арбитражная практика пока на стороне налогоплательщиков (постановление ФАС Московского округа от 12 ноября 2003 г. № КА-А40/8947-03, постановление ФАС Северо-Западного округа от 20 ноября 2003 г. № А56-29845/03).
Как себя обезопасить
К минусам схем с использованием СЛН можно отнести организационные трудности и затраты, связанные с созданием и поддержанием этих субъектов. Но более существенный недостаток многих методов оптимизации налоговые риски. Сделки, лежащие в основе налоговых схем, могут быть признаны судом притворными, ведь их конечная цель минимизация налога на прибыль. Поэтому ключевое значение имеет ряд обстоятельств, снижающих налоговые риски. Скажем об основных из них.
Во-первых, непритворный характер заключаемых сделок. Это означает, что каждая сделка должна иметь экономический смысл, кроме уменьшения налоговой нагрузки предприятия. Понесенные расходы также должны удовлетворять требованию экономической целесообразности. Кроме того, в штате предприятия не должно быть работников, трудовые обязанности которых дублируют обязанности СЛН по договору. В ином случае целесообразность расходов на оплату услуг (работ) СЛН может быть поставлена под сомнение налоговым органом.
Во-вторых, примерно рыночный уровень цен и неаффилированность. Важно соблюдать условия, по которым сделка между СЛН и предприятием не могла бы быть отнесена к сделкам с заинтересованностью. Это необходимо для того, чтобы налоговый орган не принял решение о пересмотре цен по сделке (ст. 40 НК РФ).
В-третьих, самостоятельность СЛН. Индивидуальный предприниматель, как правило, действует за свой счет и сам осуществляет расходы, связанные с оказанием услуг (выполнением работ). Более того, предприниматель, являющийся бухгалтером или управляющим, может нести по договору (чисто формально) полную имущественную ответственность за свои действия. Все это дополнительный аргумент в споре, если налоговый орган попытается доказать притворность сделок с СЛН или их нецелесообразность.
При соблюдении описанных и некоторых других условий добиться в судебном порядке признания сделок недействительными будет непросто. Для этого налоговому органу будет необходимо выявить и квалифицировать применяемую налоговую схему. После этого он должен будет провести встречные проверки всех задействованных лиц и подтвердить их аффилированность или некорректность применяемых цен. Но самое главное потребуется доказать умысел на совершение налогового правонарушения или преступления.
Статья основана на личном опыте автора. Если у вас возникли вопросы, вы можете связаться с ним по электронной почте:artem@taxman.ru .
В программе
20 сентября 2007 года
Понятие налогового планирования. Краткий обзор методов налогового планирования.
Планирование налогообложения доходов физических лиц (ЕСН, НДФЛ). Использование вспомогательных организаций:
Использование специальных налоговых режимов:
21 сентября 2007 года
Методы планирования налога на прибыль и НДС . краткий обзор. Субъекты льготного налогообложения (СЛН):
Нюансы и цели применения. «Недобросовестные налогоплательщики» и контактирующие с ними риск-структуры: как нельзя «оптимизировать».
Способы переноса налогооблагаемой базы по налогу на прибыль на СЛН:
Условия применения способов переноса прибыли.
Планирование НДС с использованием механизма переоценки.
«Метод холдинга» в налоговом планировании .
Предприятия и организации инвалидов .
Принципы налогового планирования использования основных средств .
Ответы на индивидуальные вопросы.
Ведущие
Кузьминых Артем Евгеньевич . Управляющий партнёр компании КУЗЬМИНЫХ, ЕВСЕЕВ & ПАРТНЕРЫ (KE&P), консультант по налоговому планированию и построению холдинговых структур, преподаватель РАНХиГС при Президенте РФ и НИУ ВШЭ.
СЛН
См. также в других словарях:
Лесопосадочная машина — навесная машина для посадки одно. двулетних сеянцев древесных и кустарниковых пород. В СССР выпускают однорядные (СЛН 1, ЛМД 1) и двухрядные (СЛН 2) Л. м. Посадочный аппарат этих Л. м. подающий сеянцы в борозду, приводится в действие от … Большая советская энциклопедия
Дажьбог — Одно из изображений Даждьбога Даждьбог[1] (Дажьбог, Дабог, Дабъ, Радегаст, Радигош, Сварожич[2]) один из главных богов в славянской мифологии, бог плодородия и солнечного света, лета и счастья, живительной силы, предок князей и вообще русских … Википедия
Дажбог — Одно из изображений Даждьбога Даждьбог[1] (Дажьбог, Дабог, Дабъ, Радегаст, Радигош, Сварожич[2]) один из главных богов в славянской мифологии, бог плодородия и солнечного света, лета и счастья, живительной силы, предок князей и вообще русских … Википедия
Даждьбог — Даждьбог, Дажьбог (др. рус. Дажьбогъ[1]) один из главных богов в восточнославянской мифологии, бог плодородия и солнечного света. Содержание … Википедия
незаходимыи — (6*) пр. 1. Немеркнущий, постоянный: и с праведными вѣнчанъ быти с н(и)ми ликоствоват(и). в свѣтѣ незаходимѣмь. в радости вѣчнѣи в бескон(е)чны˫а вѣки ЗЦ к. XIV, 11в || незаходящий. Образн. Дажь ми [как пример для подражания]. саву звѣзду … Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)
цай шэнь — Цай Чжунмо, прозв. Цзюфэн сяньшэн ( учитель из Цзю фэна ) 1167, Цзяньян (совр. пров. Фуц зянь), 1230 Философ неоконфуцианец, представитель нумерологич. (слн шу чжи сюэ) направления учения о принципе (ли сюэ). Учился у Чжу Си. Осн. соч. Хун фань … Китайская философия. Энциклопедический словарь.
яруга — овраг (3): А мои ти Куряни свѣдоми къмети: подъ трубами повити, подъ шеломы възлелѣяны, конець копія въскръмлени, пути имь вѣдоми, яругы имъ знаеми. 8. Уже бо бѣды его пасетъ птиць по дубію влъци грозу въсрожатъ по яругамъ. 9. Наступи … Словарь-справочник "Слово о полку Игореве"
боголюбьзно — (1*) нар. Богоугодно, благочестиво: ˫ако же бо и гнѣва не освѣщати. но преже расыпати слн҃цю захоже(н)˫а. добро и б҃олюбьзно (τῷ Θεῷ φίλον) ГБ XIV, 65в … Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)
высокоглагольникъ — ВЫСОКОГЛАГОЛЬНИК|Ъ (1*), А с. Тот, кто разглагольствует о высоких материях: суть же ѹбо ѹ ни(х) весьма дѣ˫аниѥ небрегъше ѹмьную же философию, мнѩть, изгл҃ще высокогл҃гльници нѣции суще и несказаньныхъ исповѣдници, величьства нб(с)наго и … Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)
дивии — (56) пр. 1. Дикий, находящийся в естественном, природном состоянии. || Не прирученный, живущий на воле (о животных, птицах): звериѥ же дивіи скрьжтахѹ на нь зѹбы своими. ПрЛ XIII, 64а и дивьихъ ѡселъ и вельблѹдъ ˫ади ѿвергошасѩ. (ἀγρίων) ГА … Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)
09. Дифференциация условий социального обеспечения.
Деталі Категорія: Право социального обеспечения (Мачульская Е). Опубліковано: Середа, 18 липня 2007, 00:00
Система общественных отношений, регулируемых правом социального обеспечения, является сложной и многообразной. Социальное обеспечение не может игнорировать такие факторы, как пол, возраст, условия прошлого труда, состояние здоровья и прочие обстоятельства, влияющие на трудоспособность и во многих случаях приводящие к утрате источника средств существования. Они непосредственно отражаются в содержании конкретных институтов и норм, обусловливают их дифференциацию. Критерии дифференциации могут не иметь никакой связи с субъектом отношений, т.е. носить объективный характер: природно-климатические условия, вредные, тяжелые и особо вредные условия прошлого труда, либо зависеть от субъективных свойств участников правоотношений, например, физиологических особенностей и состояния здоровья (женщины, несовершеннолетние, инвалиды).
Нормы, устанавливающие дополнительные права для отдельных категорий граждан, не имеющих возможности реализовать общую для всех правовую норму по независящим от них причинам, либо для лиц, имеющих особые заслуги перед государством, являются специальными нормами (льготами). Льготы можно классифицировать по: - субъектам (пенсионеры, инвалиды 1-й и 2-й групп, бывшие узники фашизма, Герои СССР и РФ, ликвидаторы аварии на ЧАЭС и пр.) - содержанию (бесплатный проезд на транспорте, бесплатное получение лекарств, освобождение от оплаты жилья и коммунальных услуг, бесплатная установка телефона и др.) - источникам финансирования (государственные внебюджетные фонды социального страхования, федеральный и территориальные фонды социальной поддержки населения, бюджеты различных уровней) и другим признакам.
Дифференциация объективно необходима в целях выравнивания материального положения различных групп социально незащищенных граждан и восстановления их статуса как полноценных членов общества. Однако дифференциация не должна быть чрезмерной, превращаться в тормоз для развития системы социального обеспечения в целом. Анализ современного состояния государственной системы социального обеспечения показывает, что число предоставляемых льгот слишком велико. Далеко не все из них целесообразно сохранять в новых экономических условиях, поскольку они значительно усиливают финансовую нагрузку государственной системы социального обеспечения на бюджеты различных уровней и уже не соответствуют своему целевому назначению. Однако при этом следует воздержаться от упрощенного подхода, направленного на максимальное сокращение количества льгот, способного привести лишь к временной экономии средств. Необходим комплексный анализ каждой
-конкретной нормы, закрепляющей дополнительные преимущества, для отдельных категорий населения, с учетом таких факторов как причины введения, круг субъектов, стоимость и экономическая эффективность в сочетании с другими видами социального обеспечения.
Наибольшее число норм-льгот содержится в пенсионных институтах. Это привело к тому, что численность лиц, выходящих на пенсию до достижения пенсионного возраста (60 лет - мужчины, 55 лет - женщины), достигла 28 % численности пенсионеров по старости, а расходы на выплату им пенсий составляют почти 35 % общих затрат на выплату пенсий по старости. Каждому седьмому пенсионеру пенсия назначается при снижении возраста на 5-10 лет (без учета льготных пенсий, назначаемых лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях). Вместе с тем по оценкам специалистов, до 30 % работников, имеющих право на пенсионные льготы, трудились в нормальных условиях.
Поставленные при введении этих льгот цели практически не решаются. Заинтересованности в улучшении условий труда, дающих право на получение льготных пенсий, нет ни у работодателей, ни у наемных работников. Поэтому концепция пенсионной реформы предусматривает постепенный перевод льготных пенсий в профессиональные системы, чтобы каждая отрасль несла ответственность за условия производства и принимала меры по их улучшению. При переходе на профессиональные пенсионные системы приобретенные работниками пенсионные права должны быть сохранены.
В целях стабилизации пенсионного обеспечения ведется работа по совершенствованию пенсионного обеспечения лиц, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда. Завершена Разработка методических основ и критериев для упорядочения льготных пенсий по условиям труда, проводится нормирование вредных факторов производственной среды и трудового процесса и сертификация рабочих мест с учетом вредности, тяжести и опасности условий труда. Постановлением Правительства РФ от 31.08.99 утверждены Правила отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска для расчета тарифов страховых взносов.
Дифференциация пенсионного возраста по признаку пола также вряд ли оправдана, так как продолжительность жизни у женщин дольше, чем у мужчин, а соотношение между реальными пенсионными взносами и суммой полученных женщиной пенсий меньше. В процессе подготовки пенсионной реформы изучались возможности как повышения пенсионного возраста, так и уравнивания пенсионного возраста мужчин и женщин. Однако от прямого решения этого вопроса авторы концепции отказались. Повышение пенсионного возраста женщин будет стимулироваться косвенно путем установления зависимости размера пенсии от ожидаемой продолжительности жизни.
Использование пенсионных льгот в качестве средства для решения демографических проблем, проблем трудовых ресурсов и других общегосударственных и локальных задач должно быть прекращено. В частности, нет достоверных данных о том, что снижение пенсионного возраста для многодетных женщин оказало какое-либо благоприятное воздействие на уровень рождаемости в стране. Добиваться необходимых для государства результатов следует другими мерами, например, повышенной оплатой труда, налоговыми льготами, повышением размеров пособий на детей и пр.
Вместе с тем, льготное пенсионное обеспечение должно быть сохранено для работников государственных предприятий и для базовых отраслей экономики, в которых улучшение условий труда невозможно по объективным причинам.
Одной из главных целей пенсионной реформы является дифференциация условий пенсионного обеспечения в зависимости от участия в социальном страховании каждого конкретного лица, т.е. от продолжительности страхования, величины взносов, размера заработка, с которого вносились страховые взносы и др.
Условия предоставления социальной помощи дифференцируются в зависимости от среднедушевого дохода, состояния здоровья и других факторов.
82 Пенсионная система Украины и направления ее перестройки
Организация финансирования пенсионных расходов для разных слоев населения имеет важное значение в структуре государственных финансов Система пенсионного обслуживания является сложной и имеет различные формы финансирования Кр рим государственных учреждений в предоставлении услуг по мобилизации финансовых ресурсов и организации выплаты пенсий участвуют и негосударственные юридические лица Практика развития пенсионного обеспечения обнаружила также целесообразность использования обязательного и добровольного формирования пенсионных фондов В условиях недостаточности финансовых ресурсов государство должно обеспечить выплату гражданам минимальных доходов с выходом на пенсиинсію.
В Украине система пенсионного обслуживания находится на стадии трансформации Переход к рыночной экономике выявил неспособность обеспечить достаточные и надежные выплаты пенсионерам, используя од норивневу модель государственного пенсионного страхования Ведь сейчас средний размер пенсии составляет 30-35% от средней заработной платы Реформирование пенсионной системы имеет целью увеличить величину пенсии до 65% Организация пенсионного обеспечения, которое отвечает требованиям рыночной экономики - наверное, одна из важнейших задач, которую необходимо решить в социальной сфере В промышленно развитых странахранах используется многоуровневое пенсионное обслуживание, которое охватывает солидарную систему, обязательное накопление и добровольное формирование пенсионных средств Такая структура должна способствовать обеспечению обов ' обязательного прожиточного минимума всем пенсионерам, а также внедрению гарантированных механизмов, с помощью которых граждане могут экономить средства на старостьарість.
Система пенсионного обеспечения в Украине состоит из таких уровней (рис 84):
1) солидарная система общеобязательного государственного пенсионного страхования
2) накопительная система общеобязательного государственного пенсионного страхования
3) система негосударственного пенсионного обеспечения
Рис 84 Система пенсионного обеспечения Украины
Первые два уровня относятся к общеобязательного государственного пенсионного страхования Второй и третий уровни составляют систему накопительного пенсионного обеспечения Граждане Украины могут быть уча Асника одновременно разных уровней пенсионной системми.
Солидарная пенсионная система предусматривает обеспечение минимальной и гарантированной пенсии, предоставляемой государством Ее целью является обеспечение каждому гражданину получать минимальный доход после выхода на п пенсию Такая система относится к социальной защиты Средства для финансирования пенсионных выплат мобилизуются в Пенсионный фонд Украины путем обязательных отчислений от заработной платы граждан Пенс ия начисляется только за те годы, когда работник фактически уплачивал пенсионные взносы Расчет размера пенсии производится не по трудовому, а по страховым стажем, т.е. за период, когда гражданин вып лачував обязательные платежи в Пенсионный фонд В случаях, когда по тем или иным причинам пенсионные выплаты гражданину не достигают прожиточного минимума, предусматривается осуществление адресных выплат малоза обеспечена гражданам за счет средств Государственного бюджетюджету.
Однако солидарная система обеспечивает только минимальные выплаты пенсионерам Как правило, они достигают не более 30-35% от среднего дохода работника, он получал до выхода на пенсию
В солидарной системе за счет средств ПФУ назначают такие пенсии:
1) пенсия по возрасту
2) пенсия по инвалидности вследствие общего заболевания
3) пенсия в связи с потерей кормильца
Пенсия - это ежемесячная пенсионная выплата, осуществляемая из солидарной системы в случае достижения застрахованным лицом пенсионного возраста или признания его инвалидом и при потере кормильца
Лица имеют право на назначение пенсии по возрасту с достижением установленного возраста и при наличии страхового стажа Страховой стаж - это период, в течение которого ежемесячно уплачивались страховые платежи в в сумме не меньшей, чем минимальный страховой взнос Страховой взнос - это средства, охватывающих отчисления на социальное страхование и сборы на обязательное государственное пенсионное страхование Минимальный раз мер пенсии по возрасту (при наличии у мужчин 25, а у женщин - 20 лет страхового стажа) установлена. в размере 20% от средней заработной платы работников, занятых в отраслях экономики Украины, за предыдущий рерік.
По страхового стажа меньшей продолжительности, пенсия по возрасту устанавливается в размере, пропорциональном имеющемуся страховому стажу, исходя из минимального размера пенсии по возрасту Гражданам хотят Работал ваты и получать пенсию с более позднего срока, пенсия устанавливается в повышенном объеме Такое увеличение производится в соответствии с принятыми коэффициентеів.
Пенсию по инвалидности назначают при наступлении инвалидности, повлекшей полную или частичную утрату трудоспособности вследствие общего заболевания (увечья, связанного с работой, инвалидности с детства) зависимости от группы инвалидности пенсия устанавливается в размерах от 50 до 100% пенсии за веком.
Пенсия в связи с потерей кормильца назначается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, которые были на его иждивении Она достигает 50% пенсии по возрасту умершего кормильца на одного нетрудоспособного члена и 100% - на нескольких Такая пенсия назначается на весь период, в течение которого член семьи умершего кормильца считается нетрудоспособнымм .
С целью увеличения выплат лицам, находящимся на пенсии, используется система обязательного накопления пенсионных средств Система обязательного накопления предусматривает перечисление части заработаешь битной платы граждан в обязательном порядке в пенсионный фонд для получения пенсии, объем которой превышает минимальный При этом такие взносы осуществляются на индивидуальные сберегательные счета плательщиков в Накопительном фонде Средства, аккумулированные фондом таким образом, используются для проведения инвестиционной деятельности После достижения пенсионного возраста вкладчики имеют право на получение суммы взносов, а также доходов от инвестиций, осуществляемых за счет работника Начисленные средства являются собственностью гражданина и могут передаваться по наследству Второй уровень пенсионной системы в Украине предусматривает ться ввести после формирования необходимых экономических условий и создания эффективной системы государственного регулирования развития пенсионного обеспеченияечення.
Для формирования обязательной накопительной системы пенсионного обеспечения создается Накопительный пенсионный фонд Это - целевой внебюджетный фонд, аккумулирующий страховые взносы застрахованных лиц, учитываемых на накопительных пенсионных счетах, с целью инвестирования и получения доходов в пользу застрахованных лиц Административное управление накопительными пенсионными фондами осуществляет исполнительная дирекция ПФУ, управления активами этого фонда проводят компании по управлению активами Такая компания определяется Советом Накопительного фонда по результатам тендереру.
Источниками формирования средств Накопительного фонда являются:
- страховые взносы застрахованных лиц
- инвестиционные доходы
- суммы от финансовых санкций
Совокупный инвестиционный доход Накопительного фонда образуется в результате использования таких источников:
- прибыли от инвестирования пенсионных активов в ценные бумаги
- процентов на пенсионные активы, размещенные на банковских депозитах
- доходов от других видов инвестирования
Инвестиционный доход, учитываемый на накопительных пенсионных счетах застрахованных лиц, определяется как разница между суммой совокупного инвестиционного дохода и суммой инвестиционных расходов, связанного связанных с управлением пенсионными активами Накопительного фонд.
К пенсионных активов Накопительного фонда относятся:
- активы в денежных средствах
- активы в ценных бумагах
- другие активы
Пенсионные активы в ценных бумагах состоят из ценных бумаг, погашение и получение дохода по которым гарантируется КМУ, Советом Министров АР Крым и местными советами акций и облигаций Украинских Эмити энтов, находящихся в обращении на организационно оформленных рынках ценных бумаг в Украине ценных бумаг, гарантированных правительствами иностранных государств облигаций иностранных эмитентов с рейтингом класса А или выше акций иностранных эмитентов, находящихся в обращении на организованных фондовых рынках Законодательством Украины установлено также ограничения инвестиционной деятельности с пенсионными фондами.
За счет средств Накопительного фонда обеспечиваются следующие выплаты:
- пожизненная пенсия с установленным периодом, подлежит выплате в течение жизни пенсионера, но не менее 10 лет со дня ее назначения
- пожизненная обусловленная пенсия, выплачиваемая в течение жизни пенсионера
- пожизненная пенсия супругов, выплачиваемая в течение жизни пенсионера, а после его смерти - жене
- единовременная выплата, предоставляемая в случае выезда застрахованного лица за границу, смерти до достижения пенсионного возраста и др.
Третий уровень пенсионной системы, формируется в Украине, - это добровольное накопление пенсионных средств, которая будет осуществляться негосударственными юридическими лицами Они могут образовываться работодателями, п профсоюзами, объединениями граждан и другими субъектами распространенными в зарубежных странах являются пенсионные фонды, созданные работодателями Мировой опыт свидетельствует, что частные пенсионные компании нередко вы кону функции пенсионных фондов лучше, чем государственные учреждения А конкуренция между фондами, как правило, приводит к обеспечению эффективной пенсионной системы С целью стимулирования развития негосударственных п енсийних фондов предполагается принять льготный налоговый режим для проведения инвестирования и размещения пенсионных накоплений граждан Льготы внедряются как для работников, так и работодателидавців.
Добровольное накопление предусматривает исключительно добровольные взносы граждан на индивидуальные пенсионные счета, которые открываются в негосударственных пенсионных компаниях Такие вклады вкладываться в ценные бумаги и другие финансовые активы (акции, государственные облигации, сберегательные (депозитные) сертификаты коммерческих банков и др.) После выхода на пенсию гражданин сможет получить дополнительные выплаты из негосударственного пенсионного х фондов Источниками их будут вклады граждан, а также те доходы, которые фонды получают в процессе инвестиционной деятельностиості.
Введение многоуровневого пенсионного обслуживания имеет важное значение для развития финансовой системы Украины Прежде всего, это приведет заметные изменения роли государства в организации пенсионного обесп печенья Создание негосударственных пенсионных фондов обеспечит условия для формирования конкурентной среды на рынке пенсионных послеуг.
Такие изменения предоставляют более широкие возможности гражданам в выборе более рациональных способов использования пенсионных средств Развитие обязательного и добровольного накопления предусматривает проведение активной инв вестицийнои деятельности фондами А это будет способствовать активизации формирования фондового рынка, развития финансовой инфраструктуры, расширению кредитных операций, увеличению объемов сбережений и другими положительными им изменениям в организации движения денежных средств Вместе с тем, введение негосударственного пенсионного страхования предусматривает установление действенного контроля со стороны государства за операциями страховых компаний с м етою предупреждения злоупотреблений Схема многоуровневой пенсионной системы приведена на рис 8с. 8.5.
Рис 85 Составляющие многоуровневой пенсионной системы Украины
В процессе реформирования пенсионной системы в Украине предусматривается обеспечение пожизненных пенсионных выплат с немедленным или отсроченным началом платежей Будут использоваться также пенсионные программы на определенный срок с немедленным началом выплат Пенсионные платежи будут состоять из двух частей - минимальной гарантированной суммы и переменной части, размеры которой зависят от доли страхового взноса и величины инвестиционного дохода, который получает страховщик Начиная с 2018 p, предполагается, что граждане (по их желанию) могут переводить свои пенсионные сбережения из Накопительного фонда в негосударственный ого пенсионного фондонду.
Услуги по негосударственному пенсионному обеспечению могут предоставляться различными субъектами, такими как:
- негосударственные пенсионные фонды
- страховые организации, которые проводят операции страхования пожизненной пенсии, риска наступления инвалидности или смерти
- банковские учреждения, которые заключают договоры об открытии пенсионных депозитных счетов
Предоставление пенсионных услуг осуществляется на основе добровольного участия физических лиц в системе негосударственного пенсионного обеспечения и выбора вида пенсионной выплаты Привлечение средств субъектами пенсионного в обеспечение должно осуществляться с соблюдением принципов целевого и эффективного использования Важным является положение о предоставлении гарантий физическим лицам по реализации их прав в процессе выполнения пенс ийних программ Государственные органы управления осуществляют регулирование размера тарифов на услуги, оказываемые в системе негосударственного пенсионного обеспеченияння.
Негосударственные пенсионные фонды создаются на основании решений учредителей Они не должны преследовать цель получать прибыль для ее дальнейшего распределения между учредителями негосударственного пенсионного обеспечения ния является для пенсионных фондов единственным видом деятельности Активы пенсионных фондов формируются за счет взносов в пенсионный фонд и прибыли от инвестирования пенсионных взносов Различают следующие виды недержа в них пенсионных фондовдів:
- открытые пенсионные фонды
- корпоративные пенсионные фонды
- профессиональные пенсионные фонды
Открытый пенсионный фонд - это негосударственный пенсионный фонд, участниками которого могут быть любые физические лица независимо от места и характера их работы Учредителями открытого фонда могут быть любые юридические лица, окри им тех, деятельность которых финансируется за счет Государственного или местных бюджетов Такие субъекты имеют право на учреждение пенсионного фонда только при условии, если это предусмотрено законами Украины или Рише ннямы местных раад.
Корпоративный пенсионный фонд - это такой фонд, учредителем которого является юридическое лицо-работодатель или несколько юридических лиц-работодателей с привлечением работодателей-плательщиков Участниками такого фонда могу ут быть только физические лица, находящиеся (или находились) в трудовых отношениях с работодателями-учредителями и работодателями-плательщиками фонда Работодатель становится плательщиком уже созданного фонда в вы случаях, когда заключен договор об участии его в работе корпоративного фонда при условии признания устава фонда, внесения изменений в коллективный договор и сообщения в Государственную комиссию регулирования рынков ей финансовых услуг Украины о своем участии в фондді.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!