Льготы судьям в отставке по налогу недвижимость

27.04.2010 О льготах по налогу на имущество физических лиц для судей, имеющих право на пожизненное содержание
Минфин России в Письме от 29.03.2010 №03-05-04-01/17 разъяснил вопрос освобождения от уплаты налога на имущество физических лиц судей, имеющих право на получение ежемесячного пожизненного содержания, но продолжающих работать.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 4 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее – Закон №2003-1) налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается, в частности, пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством РФ.
Судьи имеют право на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пунктом 5 ст. 15 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (далее - Закон №3132-1) предусмотрена особенность государственного пенсионного обеспечения судей, пребывающих в отставке, заключающаяся в предоставленном им праве выбора получения пенсии на общих основаниях или не облагаемого налогом ежемесячного пожизненного содержания.
В соответствии с указанным пунктом и п. 1.2 Инструкции о порядке назначения и выплат ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям, утвержденной Верховным Судом Российской Федерации 29 июля 2003 года, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации 9 июля 2003 года, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации 3 июля 2003 года, пребывающему в отставке судье выплачивается пенсия на общих основаниях. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 20 лет независимо от возраста, выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере восьмидесяти процентов заработной платы работающего по соответствующей должности судьи. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи менее 20 лет и достигшему возраста 55 (для женщин – 50) лет, размер ежемесячного пожизненного содержания исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи.
Согласно заключениям Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации ежемесячное пожизненное содержание фактически относится к государственному пенсионному обеспечению судей, пребывающих в отставке. В связи с этим статус судьи, пребывающего в отставке, фактически приравнивается к статусу пенсионера, получающего пенсию, назначенную в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, от уплаты налога на имущество физических лиц в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 4 Закона №2003-1 освобождаются судьи, пребывающие в отставке и получающие ежемесячное пожизненное содержание.
В силу ст. 3 Федерального закона от 10.01.1996 №6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №6-ФЗ) судьям Российской Федерации, имеющим право на получение ежемесячного пожизненного содержания в полном размере, но продолжающим работать, выплачивается ежемесячная надбавка к заработной плате в размере 50 процентов ежемесячного пожизненного содержания, которое могло быть им начислено при выходе в отставку.
Таким образом, судья, имеющий право на получение ежемесячного пожизненного содержания в полном размере, но продолжающий работать, получает не ежемесячное пожизненное содержание, а ежемесячную надбавку к заработной плате. В связи с этим указанное лицо не приобретает статуса судьи, пребывающего в отставке, и, соответственно, не приобретает право на освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц по основанию, предусмотренному абз. 2 п. 2 ст. 4 Закона №2003-1.
Одновременно отмечается, что п. 4 ст. 3 Закона №3132-1 установлен перечень организаций, в которых вправе работать судья, пребывающий в отставке и получающий ежемесячное пожизненное содержание.
Кроме того, в соответствии со ст. 7-1 Закона № 3132-1 судьи, пребывающие в отставке, могут быть привлечены к осуществлению правосудия в качестве судьи. При этом им выплачивается в полном размере ежемесячное пожизненное содержание и заработная плата (ст. 8 Федерального закона №6-ФЗ).
Учитывая изложенное, Минфин России полагает, что судьи, пребывающие в отставке и продолжающие работать в организациях, перечень которых определен п. 4 ст. 3 Закона №3132-1, а также привлеченные к исполнению обязанностей судьи в соответствии со ст. 7-1 Закона №3132-1, имеют право на освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц по основанию, предусмотренному абз. 2 п. 2 ст. 4 Закона №2003-1.
Анонсы
Столкнулись с трудностями при покупке полиса ОСАГО? Задайте свой вопрос эксперту Российского Союза Автостраховщиков. Ждем ваши вопросы на editor@garant.ru до 1 июля.
Обзор документа
Информация Совета судей РФ от 23 августа 2012 г. "Обобщение вопросов и ответов"
4 сентября 2012
Вопрос 1: Правомерно ли требование соответствующего органа о получении ежемесячного пожизненного содержания через отделение банка?
Ответ: Согласно п. 5.3 Инструкции о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям, утверждённой ВС РФ 29.07.2003 года, ВАС РФ 09.07.2003 года, СД при ВС РФ 03.07.2003 года ежемесячное пожизненное содержание выплачивается в суде по последнему месту работы либо в суде по месту жительства или в управлении (отделе) Судебного департамента субъекта Российской Федерации.
Ежемесячное пожизненное содержание может выплачиваться по месту жительства через предприятие связи или отделение банка по письменному заявлению получателя, которое оформляется не реже одного раза в полгода.
Исходя из приведенных норм видно, что право выбора формы и способа выплаты ежемесячного пожизненного содержания принадлежит заявителю, а не начисляющему пособие органу.
Вопрос 2: Включается ли в стаж работы в качестве судьи, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот, время работы преподавателем государственного университета или юрисконсультом городского исполнительного комитета Совета народных депутатов?
Ответ: В соответствии со ст. 7 Федерального закона О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации в стаж работы в качестве судьи Российской Федерации при исчислении стажа, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот, включается время работы в судах и органах юстиции, как на должности судьи, так и на требующих высшего юридического образования должностях, указанных в п. 5 ст. 4 Закона РФ О статусе судей в Российской Федерации.
Исходя из буквального толкования вышеназванной нормы, время работы на должностях, указанных в п. 5 ст. 4 Закона РФ О статусе судей в Российской Федерации, включается в стаж работы в качестве судьи Российской Федерации, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот, только в том случае, если указанные должности содержались в штатных расписаниях судов и органов юстиции.
Вопрос 3: Правомерно ли требование об уплате налога на имущество физических лиц, работающими судьями, являющимися получателями ежемесячной надбавки к заработной плате в размере 50% ежемесячного пожизненного содержания, которое могло быть им начислено при выходе в отставку?
Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона РФ О налогах на имущество физических лиц налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации.
Судье, имеющему право на получение ежемесячного пожизненного содержания в полном размере, но не пребывающему в отставке, в соответствии с ст. 3 Федерального закона О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации выплачивается надбавка к заработной плате, а не необлагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание, которое, по существу, относится к государственному пенсионному обеспечению судей.
Учитывая, что такой судья, продолжает работать, то он не приобретает статуса судьи, пребывающего в отставке, и соответственно, не приобретает права на получение установленных для него соответствующих льгот, в частности, на освобождение от уплаты налога на строения.
Вопрос 4: Включается ли в стаж работы в качестве судьи, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот, время работы адвокатом?
Ответ: Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона О противодействии коррупции, вступившим в силу 10 января 2009 года, изменен порядок исчисления ежемесячного пожизненного содержания, установленного Федеральным законом О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации и Законом Российской Федерации О статусе судей в Российской Федерации.
В ч. 1 ст. 7 Федерального закона О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации определено, что в стаж работы в качестве судьи Российской Федерации при исчислении стажа, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот, с 10 января 2009 года включается только время работы в судах и органах юстиции, как на должности судьи, так и на должностях, указанных в п. 5 ст. 4 Закона РФ О статусе судей в Российской Федерации.
Таким образом, действующая редакция ст. 7 Федерального закона О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации не предусматривает включение в стаж работы в качестве судьи Российской Федерации работу на должностях прокурора, следователя, адвоката.
Однако, Постановлением Конституционного Суда РФ № 9-П от 20 апреля 2010 года ч. 1 ст. 7 Федерального закона О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации в редакции Федерального закона О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона О противодействии коррупции признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, в той мере, в какой она распространялась на судей, назначенных (избранных) на должность до 10 января 2009 года и обратившихся за назначением предусмотренных законом выплат после этой даты, не позволяя тем самым засчитывать таким судьям периоды их работы прокурором, следователем и адвокатом до назначения на должность судьи в стаж работы в качестве судьи, дающий право на получение ежемесячной надбавки к заработной плате (при наличии права на ежемесячное пожизненное содержание в полном размере), а при выходе в отставку - определяющий размер ежемесячного пожизненного содержания и всех других видов выплат и льгот.
Следовательно, время работы в качестве адвоката, с учётом мнения высказанного в Постановлении Конституционного Суда РФ, может быть включено в 20-летний стаж работы в должности судьи для назначения ежемесячного пожизненного содержания, предусмотренный п. 5 ст. 15 Закона РФ О статусе судей в Российской Федерации.
Вопрос 5: Включается ли в юридический стаж, дающий право на участие в конкурсе для замещения должности судьи, время работы кандидата в судьи - помощником судьи, являвшегося студентом последнего курса юридического факультета госуниверситета дневного отделения?
Ответ: Ст. 4 Закона РФ О статусе судей в Российской Федерации установлены требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи.
Согласно п. 3 ст. 5 Закона РФ О статусе судей в Российской Федерации любой гражданин, достигший установленного настоящим Законом возраста, имеющий высшее юридическое образование, требуемый стаж работы по юридической профессии и не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи.
Порядок определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должности судей федеральных судов определен Инструкцией о порядке определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должности судей федеральных судов, утвержденной Минюстом РФ № 10 (35)-5, ВС РФ, ВАС РФ от 27.12.1996 года.
Таким образом, наличие стажа работы по юридической профессии определяется с момента получения претендентом на должность судьи высшего юридического образования и начала работы на должностях, указанных в п. 5 ст. 4 Закона РФ О статусе судей в Российской Федерации.
Вопрос 6: Вправе ли судья, пребывающий в отставке, осуществлять деятельность медиатора?
Ответ: В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 года № 193-ФЗ Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе и не является предпринимательской деятельностью.
Закон не содержит прямого запрета на осуществление деятельности медиатора судьями, пребывающими в отставке. Общее ограничение для осуществления деятельности медиатора установлено п. 5 ст. 15 Закона, которая гласит, что медиаторами не могут быть лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы, должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральными законами.
В тоже время Закон РФ О статусе судей в Российской Федерации определяющий виды деятельности, которую могут осуществлять судьи, устанавливает, что судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 (для женщин-50) лет, вправе работать в только в конкретных органах и должностях, указанных в Законе, которые сформулированы исчерпывающим образом.
Из системного толкования пп. 3 и 4 ст. 3 Закона РФ О статусе судей в Российской Федерации следует, что судья, пребывающий в отставке, не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности и деятельности, прямо названной в п. 4 ст. 3 Закона РФ О статусе судей в Российской Федерации.
В связи с принятием Федерального закона Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) какие-либо изменения в Закон РФ О статусе судей в Российской Федерации, регулирующие право судей, в том числе, пребывающих в отставке, осуществлять процедуру медиации, не вносились.
Таким образом, в силу действующего правового регулирования судья, пребывающий в отставке, не вправе осуществлять деятельность медиатора.
Вопрос 7: Распространяются ли положения о полуторном исчислении время работы в должности судьи в районах Крайнего Севера на пятилетний стаж, указанный в статье 7 Федерального закона от 10.01.1996 года № 6-ФЗ О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации?
Ответ: Абз. 2 п. 2 ст. 15 Закона РФ О статусе судей в Российской Федерации предусматривает, что время работы в должности судьи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях засчитывается в стаж работы судьи в полуторном размере.
Данной правовой нормой, которая является специальной и устанавливающей определенную гарантию судьям, не предусмотрены особые условия для отдельного исчисления времени работы судьёй и времени работы в судах и органах юстиции.
Согласно ст. 7 Федерального закона О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации в стаж работы в качестве судьи Российской Федерации при исчислении стажа, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот, включается время работы в судах и органах юстиции, как на должности судьи, так и на должностях, указанных в п. 5 ст. 4 Закона РФ О статусе судей в Российской Федерации, если стаж работы в должности судьи составляет не менее пяти лет, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий судьи по основаниям, предусмотренным подп. 2, 9 п. 1 ст. 14 Закона РФ О статусе судей в Российской Федерации.
В приведенных нормах указаны однородные понятия о стаже и времени работы в должности судьи. Физиологическая сущность работы судьёй в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в случаях предусмотренных абз. 2 п. 2 ст. 15 Закона РФ О статусе судей в Российской Федерации и ст. 7 О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации также одинакова.
Таким образом, исходя из взаимосвязанных положений приведённых норм Законов, а также буквального толкования абз. 2 п. 2 ст. 15 Закона РФ О статусе судей в Российской Федерации, исчисление пятилетнего стажа (времени) работы в должности судьи, упомянутого в ст. 7 Федерального закона О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации возможно производить в полуторном размере.
Вопрос 8: Подлежит ли назначению и выплате надбавка за ученую степень, предусмотренную абз. 4 п. 1 ст. 19 Закона РФ О статусе судей в Российской Федерации работнику аппарата суда, имеющему классный чин и звание кандидата технических наук?
Ответ: Согласно пп. 2, 10 ст. 50 Федерального закона О государственной гражданской службе Российской Федерации денежное содержание гражданского служащего состоит, в том числе, из иных дополнительных выплат. Также установлено, что ему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации, который являются специальным законом по отношению к работникам аппаратов судов, в состав заработной платы работников аппаратов судов Российской Федерации, которым присвоены классные чины, включены надбавки за ученую степень или ученое звание. При этом, надбавка за ученую степень или ученое звание включается в состав заработной платы только в случае, если ему присвоен классный чин. При этом условие о выплате такой надбавки в зависимость от специальности работника аппарата суда законодателем не ставится.
Положение абз. 4 п. 1 ст. 19 Закона РФ О статусе судей в Российской Федерации не следует принимать во внимание, поскольку Федеральным законом О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации, имеющим равную юридическую силу и принятым позднее, вопрос о включении надбавок за ученую степень или ученое звание в заработную плату работников аппаратов судов Российской Федерации урегулирован иным образом.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена возможность назначения и выплаты надбавки за ученую степень кандидата технических наук работнику аппарата суда, имеющего классный чин и ученое звание по специальности, соответствующей его должностным обязанностям (занимаемой должности).
Какие льготы по уплате налога на имущество физических лиц распространяются на пребывающих в отставке судей, получающих пожизненное содержание и являющихся собственниками строений, помещений и сооружений?
Пребывающим в отставке судьям - собственникам строений, помещений и сооружений, которым по их выбору выплачивается пенсия на общих основаниях, предоставляется льгота по уплате налога на имущество в соответствии с п.2 ст.4 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (в ред. Федерального закона от 17.07.1999 N 168-ФЗ) как пенсионерам, получающим пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации.
Если же пребывающим в отставке судьям по их выбору выплачивается не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание, то в данном случае за ними согласно п.4 ст.15 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 20.06.2000 N 89-ФЗ) сохраняются права, предусмотренные для этой категории судей действующим законодательством Российской Федерации.
Таким судьям предоставляется льгота по уплате налога на имущество физических лиц в соответствии со ст.6 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.1996 N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" и с пп."е" п.7 Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 02.11.1999 N 54 "По применению Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц". Согласно упомянутым Федеральному закону и нормативно - правовому акту налог на имущество физических лиц не уплачивается судьями, работниками аппаратов судов Российской Федерации, которым присвоены классные чины, и проживающими с ними членами их семей в размере 50 процентов только за квартиры и жилые дома, находящиеся в их собственности.
С.В.Жукова
Советник налоговой службы

Как выполнить решение суда
08.07.14 | Как меньше платить налогов | Теперь физические лица-предприниматели будут платить налог на недвижимость
С 2014 года физические лица-предприниматели (далее - ФЛП) будут платить налог на недвижимость, если- в документах ФЛП (в том числе в свидетельстве плательщика единого налога) указан его домашний адрес
это жилье (оно же офис) является частной собственностью предпринимателя и вступила в силу статья Налогового кодекса, которая ввела налог на недвижимость для физических лиц.1 января 2014 года в жизнь предпринимателей вошел налог на недвижимость. Вернее, сам-то налог был введен в 2013-м, но для обычных людей его применение отсрочили на год для того, чтобы успеть провести предварительную сверку объектов налогообложения.
Впрочем, с учетом существенно расширенных льгот платить этот налог придется только владельцам элитной недвижимости и тем, кто использует жилые объекты для получения доходов, сдает их в аренду, лизинг или использует как офис в предпринимательской деятельности.
В его изначальной редакции (статья 265 Налогового кодекса Украины (НКУ) объектом налогообложения должна была служить площадь жилой недвижимости.
Кроме того, гарантировались существенные льготы для физических лиц. А именно, согласно ст. 265.4.1. НКУ не нужно уплачивать налог собственникам недвижимости, если они сумарно владеют до 120 м2 квартирного имущества и до 250 м2 - в случае домовладения.
Однако, в тексте этой же статьи предусматривается оговорка, согласно которой: вышеуказанные льготы отменяются, если владельцы недвижимости используют ее для осуществления предпринимательской деятельности.
Это означает, что в случае если частный предприниматель при регистрации указал в графе Место осуществления хозяйственной деятельности свой домашний адрес - квартиру или дом, которые полностью или частично пребывают в его собственности, - то он теряет льготу и должен уплачивать налог на недвижимость.
К тому же с недавних пор (с 01.04.2014 года ) налогооблагается не только жилая, но и вся остальная (общая) площадь недвижимости. Эти изменения были внесены согласно Закона Украины Об избежании финансовой катастрофы и создание условий для экономического роста в Украине от 27.03.2014 года.Вместе с тем, в соответствии с требованиями Налогового кодекса Украины, в 2013 году органы Миндоходов разослали владельцам жилой недвижимости по месту их регистрации приглашения для сверки количества объектов, находящихся в их собственности, и размеров жилой площади таких объектов. Это нужно было сделать для того, чтобы сформировать реестр плательщиков налога и взять их на учет. Сверку прошли уже 1,4 миллиона человек, и все необходимые поправки внесены в базу данных.Льготы не предоставляются на объекты налогообложения, используемые владельцами для получения доходов. Что касается ответственности за неуплату налогов, то, конечно, специально отслеживать деятельность человека (если он не является субъектом предпринимательской деятельности) никто не будет. Это, так сказать, дело совести. Но все же законодатель устанавливает некоторые пути получения информации. К примеру, нотариус в случае заключения договора аренды недвижимости обязан прислать в налоговую по месту жительства арендодателя информацию о таком документе. Также субъекты хозяйствования, которые являются посредниками при заключении подобных договоров или предоставляют услуги по аренде недвижимости (риелторы), обязаны направить сведения о заключении договора в налоговую службу по месту своей регистрации. Если эти субъекты нарушат порядок или сроки подачи указанной информации, они несут ответственность, предусмотренную законом за нарушение порядка и сроков подачи налоговой отчетности.
Размер
Согласно 265.5.2 НКУ ставка налога составляет 1 % от минимальной заработной платы в случае квартир до 240 м2 и домов до 500 м2. Учитывая, что минимальная зароботная плата сейчас - 1218 грн. то речь идет о порядка 12 грн. за 1 м2.
Уплачивается 1 раз в гoд по месту нахождения недвижимости на протяжении 60-ти дней с момента получения налогового уведомления-решения. В свою очередь такие уведомления налоговая обещает разослать до 1 июля 2014 год - по уплате налога за весь 2013 год. При этом, за 2013 год налог будет начисляться только на жилую площадь недвижимости, а за 2014 - частично на жилую (за период с 1.01.2014 по 31.03.2014 (включительно) и частично за общую (за период с 1.04.2014 по 31.12.2014 включительно).
В случае неуплаты - согласно 126.1 НКУ - 10% от погашенной суммы налогового долга - пpи задержке по уплате до 30 дней и 20 % - при более чем 30 дней. Также при несвоевременной уплате нлога будет насчитываться пеня за каждый день просрочки из расчета 120 % годовой ставки НБУ.
Все-таки, должен ли частный предприниматель платить налог на недвижимость в 2014 году?
Немалый ажиотаж в рядах ИТ профессионалов вызвали сообщения об обязательстве в 2014 году частным предпринимателям уплатить налог на недвижимость в случае регистрации по домашнему адресу. Давайте детально разберем этот вопрос.
Для начала отметим, что многие владельцы жилой недвижимости вздохнули с облегчением, когда в июле прошлого года были внесены изменения в Налоговый кодекс Украины (НКУ), установившие адекватные льготы по данному налогу для физических лиц и которые освободили от уплаты этого налога среднестатистических владельцев.
А именно, согласно ст. 265.4.1 НКУ не нужно уплачивать налог собственникам недвижимости, если они суммарно владеют до 120 м2 квартирного имущества и до 250 м2 - в случае домовладения.
Но дьявол, как известно, кроется в деталях. Так, согласно последнего абзаца этой же статьи предусмотрена отмена вышеуказанных льгот в случае использования владельцами недвижимости для получения доходов - и далее расшифровка - в случае сдачи в аренду, лизинг или использования в предпринимательской деятельности.
Это означает, что в случае если частный предприниматель при получении, к примеру, свидетельства о едином налоге, указал в графе Место осуществления хозяйственной деятельности свой домашний адрес - квартиру или дом, которые полностью или частично пребывают в его собственности, - то он теряет льготу и должен уплачивать налог на недвижимость в размере релевантном доли владения (если 1 м2 - значит за 1, если 10 м2 - соответственно).
Поэтому да - в текущей редакции ответ только один - налог на недвижимость платить придется. И это уже подтверждается некоторыми региональными налоговыми, которые живо заинтересовались квадратными метрами, которые находящимися в собственности частных предпринимателей.
Размер бедствия - согласно 265.5.2 НКУ ставка налога составляет 1 % от минимальной заработной платы в случае квартир до 240 м2 и домов до 500 м2. То есть, учитывая, что мин ЗП сейчас - 1218 грн. то речь идет о порядка 12 грн. за 1 м2.
Порядок уплаты - уплачивается 1 раз в гoд по месту нахождения недвижимости на протяжении 60-ти дней с момента получения налогового уведомления-решения. В свою очередь такие уведомления налоговая обещает разослать до 1 июля 2014 год - по уплате налога за весь 2013 год.
Ну и также предусмотрены штрафы в случае неуплаты - согласно 126.1 НКУ - 10% от погашенной суммы налогового долга - пpи задержке по уплате до 30 дней и 20 % - при более чем 30 дней. Также при несвоевременной уплате налога будет насчитываться пеня за каждый день просрочки из расчета 120 % годовой ставки НБУ.
Учитывая, что ситуации с правом собственности могут различаться - предлагаем рассмотреть несколько практических примеров.
Ситуация № 1.
СПД является единственным собственником квартиры в 70 м2, которая указана, как место осуществления хозяйственной деятельности. В этом случае, если частный предприниматель реально получал доход в 2013 году во всех отчетных периодах, - то у него появляется обязательство уплатить налог за все метры своей квартиры.
Важный момент. Тут следует отметить, что ставка налога уплачивается не от общей площади квартиры, а от жилой (!).Таким образом, если в нашей 70-ти метровой квартире жилая площадь составляет, к примеру, 50 метров, то налог составит порядка 609 грн. за 2013 год.
Ситуация № 2.
Если СПД является собственником только части квартиры/дома (к примеру, ¼ в указанной 70-ти метровой квартире), то льгота не применяется только к соответствующей части. То есть человеку по факту принадлежат только 17, 5 м2 (жилая порядка 12,4 м2)- то он должен уплатить только порядка 151 грн. за 2013 год.
Интересный момент. Ударит ли это бумерангом по другим собственникам? То есть должны будут также другие собственники (-к) этой квартиры уплатить налог за оставшиеся 52, 5 метра (жилой 37,5)? Нет, не должны. В статье четко указано, что обязательство возникает только в случае получения собственником дохода. Поэтому если нет каких-то задокументированных отношений между указанным частным предпринимателем и другими собственниками, к примеру, договора аренды, согласно которого черным по белому другие собственники также получают доход, - то и налог платить не нужно.
Ситуация № 3.
Если СПД является собственником данной квартиры, которая указана при регистрации, но по факту не осуществляет там свою хозяйственную деятельность, - к примеру, арендует специальный офис. Зная нашу налоговую - они априори начислят Вам этот налог к уплате. Но согласно анализируемого законодательства - это будет неправомерным действием. Тем не менее, точно придется приходить в налоговую, показать договор аренды и доказать, что по домашнему адресу хозяйственная деятельность не ведется. Также придется внести изменение в свидетельство единого налога, если там, как мы упоминали, в графе Место осуществления хозяйственной деятельности указан тем не менее домашний адрес.
Ситуация № 4.
Если СПД вообще не является собственником данной квартиры/дома (просто прописан или арендует). В данном варианте не имеет значения, осуществляет ли предприниматель свою деятельность по указанному адресу или нет, поскольку он не владелец. Что касается обязательства по уплате налога фактическими владельцами - то он решается по аналогии с ситуацией № 2.
Какие же рекомендации хочется дать нашим частным предпринимателям?
Во-первых, спокойно ожидать уведомления-решения налоговой о начислении этого налога.
Во-вторых, если у Вас будут возражения по размеру налога в соотношении с Вашими метрами - обратится в налоговую с подтверждающими документами и подкорректировать сумму к уплате.
В-третьих, если Вы не получили до 01 июля налоговое уведомление-решение, но по факту указали принадлежащую Вам недвижимость в качестве места осуществления хозяйственной деятельности, мы рекомендуем на протяжении 2-ух месяцев после 1 июля самостоятельно обратится в налоговую с уточнением была ли применена льгота и на каких основаниях. Иначе, исходя из реалий Украинской налоговой, Вам могут начислить штраф со словами, что у них есть отметка об отправке Вам уведомления-решения.
Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БеларуСЬ
13 декабря 2001 г. N Р-134/2001
О ПРАВЕ ИНВАЛИДОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ НА ЛЬГОТУ
ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ СТРОЕНИЙ
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего - Председателя Конституционного Суда Василевича Г.А. заместителя Председателя Марыскина А.В. судей Бойко Т.С. Кеник К.И. Подгруши В.В. Саркисовой Э.А. Тиковенко А.Г. Шишко Г.Б. Шуклина В.З. рассмотрев на основании статьи 40 и части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь обращение Любанского районного совета Белорусского общественного объединения ветеранов, а также отдельных граждан по вопросу предоставления инвалидам Великой Отечественной войны льготы по обязательному страхованию принадлежащих им строений, установил следующее.
Согласно пункту 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 8 октября 1997 г. N 18 "Об обязательном страховании строений, принадлежащих гражданам" объектом обязательного страхования являются строения (жилые дома и хозяйственные (подсобные) постройки, в том числе гаражи, расположенные в границах определенного земельного участка), принадлежащие на праве собственности гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам и лицам без гражданства (далее - страхователи) и постоянно используемые для проживания и хозяйственных нужд страхователями, членами их семей или иными лицами с согласия собственника. В пункте 4 названного Декрета предусмотрено освобождение от уплаты страховых взносов инвалидов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц.
В соответствии с Порядком освобождения от уплаты страховых взносов и предоставления льгот по обязательному страхованию строений, принадлежащих гражданам, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 января 1998 г. N 16, освобождение от уплаты страховых взносов производится на основании заявления и предъявляемых документов: для инвалидов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц - паспорта, удостоверения инвалида Великой Отечественной войны, удостоверения инвалида о праве на льготы, удостоверения участника войны с соответствующим вкладышем. Решение о результатах рассмотрения заявлений принимает руководитель представительства Белорусского республиканского унитарного страхового предприятия "Белгосстрах".
Инструкция об учете строений, о начислении и уплате страховых взносов, определении и выплате страхового возмещения по обязательному страхованию строений, принадлежащих гражданам, утвержденная Министерством финансов Республики Беларусь 16 апреля 1998 г. с последующими изменениями, дополнительных норм в сравнении с вышеприведенными, регулирующими данный вопрос, не содержит.
Из анализа правоприменительной практики следует, что Белгосстрахом в качестве страхователей рассматриваются только граждане - собственники строений, на имя которых строения зарегистрированы: если строение зарегистрировано на инвалида Великой Отечественной войны, льгота предоставляется независимо от наличия других участников совместной собственности и состава семьи если строение зарегистрировано, например, на жену инвалида Великой Отечественной войны, льгота не предоставляется. Такой порядок предоставления льгот Белгосстрах обусловливает тем, что поскольку страхователями по данному виду страхования строений являются собственники строений, а право собственности на недвижимое имущество в соответствии со статьей 220 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) подлежит регистрации, то льготы по уплате предоставляются только тем лицам, которые свое право собственности зарегистрировали в установленном порядке. При рассмотрении исков Белгосстраха о взыскании задолженности по обязательному страхованию строений со страхователей - супругов инвалидов Великой Отечественной войны, как правило, не принимаются во внимание доводы ответчиков о том, что данное недвижимое имущество находится в общей совместной собственности, одним из участников которой является инвалид Великой Отечественной войны, имеющий установленное законодательством право на освобождение от уплаты страховых взносов.
Государственная регистрация жилищного фонда в Республике Беларусь производится в соответствии с постановлением Совета Министров от 3 сентября 1999 г. N 1372 "О порядке государственного учета жилищного фонда" и Инструкцией о порядке государственной регистрации жилищного фонда в Республике Беларусь, утвержденной приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь N 176, Министерства экономики Республики Беларусь N 119, Министерства финансов Республики Беларусь N 379, Министерства статистики и анализа Республики Беларусь N 262 от 3 декабря 1999 г. Данные нормативные правовые акты не предусматривают отражение, в отличие от общей долевой собственности, юридически значимого факта общей совместной собственности на регистрируемое недвижимое имущество.
Конституционный Суд обращает внимание, что определяющими признаками строений как объектов обязательного страхования являются, во-первых, их принадлежность гражданам на праве собственности, во-вторых, постоянное использование указанных строений для нужд страхователей, членов их семей или иных лиц с согласия собственников.
В соответствии с пунктом 2 статьи 246 ГК имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность). Участники совместной собственности согласно статье 256 ГК, если иное не предусмотрено соглашением между ними, сообща владеют и пользуются общим имуществом. Распоряжение имуществом, находящимся в совместной собственности, осуществляется по согласию всех участников, которое предполагается независимо от того, кем из участников совершена сделка по распоряжению имуществом. В соответствии с пунктом 1 статьи 259 ГК имущество, нажитое супругами во время брака, находится в их совместной собственности, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества.
В пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 4 июня 1993 г. N 5 "О практике разрешения судами споров, связанных с правом частной собственности на жилой дом" (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Пленума Верховного Суда от 25 марта 1999 г. N 2 Обращено внимание, что возведенный либо приобретенный супругами во время брака дом является их общим совместным имуществом независимо от того, кому из них предоставлен в пожизненное наследуемое владение земельный участок для строительства и обслуживания жилого дома, кто из них указан в договоре о приобретении дома и на чье имя зарегистрирован дом.
Конституционный Суд отмечает, что, если подлежащее страхованию строение находится в общей совместной собственности ее участников, одним из которых является инвалид Великой Отечественной войны, и поскольку законодателем не установлено, что льгота предоставляется на часть совместного имущества, которая причиталась бы ему при разделе этого имущества, инвалиды Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица подлежат освобождению от уплаты страховых взносов на принадлежащие им строения, в том числе на праве совместной собственности с другими участниками этой собственности, независимо от того, на кого из участников общей совместной собственности строение зарегистрировано и кто из участников этой собственности выступает страхователем. Иной подход к предоставлению установленной законодательным актом льготы влечет неравенство граждан, относящихся к одной и той же категории субъектов права, имеющих право на конкретную льготу.
Согласно статье 58 Конституции никто не может быть понужден к отказу от своих прав, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и ее законами.
Конституционный Суд считает, что предусмотренное Декретом Президента Республики Беларусь от 8 октября 1997 г. N 18 для инвалидов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц право на освобождение от уплаты страховых взносов должно быть обеспечено надлежащим механизмом его реализации, не ущемляющим права данной категории граждан.
Руководствуясь статьей 40, частью первой статьи 116 Конституции, статьями 7, 36, 38, 40, 40-1 Закона "О Конституционном Суде Республики Беларусь", Конституционный Суд
решил:
1. Отметить, что действующим законодательством инвалидам Великой Отечественной войны и приравненным к ним лицам предоставлена льгота при уплате страховых взносов по обязательному страхованию принадлежащих им на праве собственности строений и в случае, когда эти строения находятся в общей совместной собственности инвалида (приравненного к нему лица) и его супруги (супруга).
2. Предложить Совету Министров Республики Беларусь обеспечить реализацию инвалидами Великой Отечественной войны и приравненными к ним лицами своего права на освобождение от уплаты страховых взносов по обязательному страхованию строений, принадлежащих им на праве общей совместной собственности с другими участниками этой собственности, в соответствии с действующим законодательством.
3. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
4. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь О ратификации Протокола о предоставлении тарифных льгот
Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 17.12.2009 N Р-387/2009
Документ обновлен в феврале 2010 года
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего - Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П. заместителя Председателя Марыскина А.В. судей Бойко Т.С. Вороновича Т.В. Данилюка С.Е. Изотко В.П. Козыревой Л.Г. Подгруши В.В. Рябцева Л.М. Сергеевой О.Г. Тиковенко А.Г. Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. N 14 "О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь"
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь "О ратификации Протокола о предоставлении тарифных льгот".
Заслушав судью-докладчика Сергееву О.Г. проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее - Конституция), Закона Республики Беларусь "О ратификации Протокола о предоставлении тарифных льгот", Закона Республики Беларусь "О международных договорах Республики Беларусь" и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь "О ратификации Протокола о предоставлении тарифных льгот" (далее - Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 4 декабря 2009 г. одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 11 декабря 2009 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.
Законом ратифицируется межправительственный Протокол о предоставлении тарифных льгот (далее - Протокол), подписанный в г. Москве 12 декабря 2008 года в целях содействия углублению экономической интеграции и формирования договорно-правовой базы таможенного союза.
Положениями Протокола предусматривается применение тарифных льгот в отношении товаров, ввозимых на таможенные территории государств Сторон или на единую таможенную территорию государств - участников таможенного союза, независимо от страны происхождения товаров в случаях, не указанных в статьях 5 и 6 Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года определяется орган, принимающий решение о применении тарифных льгот при ввозе товаров на указанные территории, - Комиссия таможенного союза, а также обязанности этого органа и Сторон при применении Сторонами тарифных льгот до даты наделения Комиссии таможенного союза полномочиями по ведению Единого таможенного тарифа.
Согласие Республики Беларусь на обязательность для нее международного договора с учетом положений части первой статьи 17 Закона "О международных договорах" может быть выражено наряду с иными способами ратификацией международного договора. В соответствии с абзацем третьим статьи 19 этого Закона ратификации подлежат межгосударственные и межправительственные договоры, устанавливающие иные правила, чем те, которые содержатся в законах Республики Беларусь, декретах и указах Президента Республики Беларусь.
В Протоколе устанавливается иной порядок предоставления тарифных льгот в отношении ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь товаров, чем тот, который предусмотрен в Законе Республики Беларусь "О Таможенном тарифе" и Указе Президента Республики Беларусь от 3 ноября 2005 г. N 520 "О совершенствовании правового регулирования отдельных отношений в экономической сфере".
В частности, в соответствии с нормативными предписаниями статьи 34 Закона "О Таможенном тарифе" тарифные льготы (тарифные преференции) в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь, устанавливаются Президентом Республики Беларусь и данным Законом и предоставляются на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Республики Беларусь.
Кроме того, в отличие от Протокола (статьи 1 и 2), согласно которому тарифные льготы применяются независимо от страны происхождения товара и исключительно на основании решений Комиссии таможенного союза, в Указе Президента Республики Беларусь от 3 ноября 2005 г. N 520 (подпункт 2.1 пункта 2) предусматривается, что Президентом Республики Беларусь и (или) законами, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, устанавливаются льготы по налогам, сборам (пошлинам), иным платежам в бюджет, а также обстоятельства, при наступлении которых обязанность уплаты налогов, сборов (пошлин), иных платежей не наступает, регулируются иные вопросы налоговой политики.
Согласно части первой статьи 20 Закона "О международных договорах Республики Беларусь" ратификация международных договоров осуществляется Национальным собранием Республики Беларусь в форме закона. Таким образом, согласие Республики Беларусь на обязательность для нее Протокола, выраженное ратификацией в форме закона, соответствует положениям статей 17, 19 и 20 Закона "О международных договорах Республики Беларусь".
Согласно Конституции Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь рассматривает проекты законов, в том числе о ратификации и денонсации международных договоров (пункт 2 части первой статьи 97, часть первая статьи 100), а Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов (пункт 1 части первой статьи 98, часть первая статьи 100).
Палаты Национального собрания Республики Беларусь при принятии Закона действовали в рамках предоставленной Конституцией компетенции.
Конституционный Суд считает, что по содержанию норм, форме акта, порядку его принятия Закон соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. N 14 "О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь", Конституционный Суд Республики Беларусь
решил:
1. Признать Закон Республики Беларусь "О ратификации Протокола о предоставлении тарифных льгот" соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.
Гарантии и льготы, предоставляемые иностранным инвесторам в Республике Беларусь
Благодаря выгодному географическому положению республики (между Западной Европой и Россией) Беларусь интересует инвесторов не только качеством ее внутреннего рынка, но и как плацдарм для дальнейшей экономической экспансии на огромный рынок СНГ и России. Беларусь имеет развитую транспортную инфраструктуру, включающую железно-
дорожные и автомобильные магистрали, нефте- и газопроводы. Через территорию нашего государства проходят самые короткие транспортные коммуникационные сети, связывающие страны СНГ с государствами Западной Европы.
Стоит отметить и низкие операционные затраты при организации производства. Стоимость коммунальных услуг, аренды зданий, накладные расходы в нашей стране - одни из самых низких в Центральной и Восточной Европе. После распада СССР Беларусь сохранила промышленный потенциал электроники, машиностроения, химической промышленности. Имеется мощная база для прикладных научных исследований. Республика имеет высококвалифицированную рабочую силу при относительно низком уровне заработной платы.
Создана законодательная основа, регулирующая привлечение иностранного капитала в республику. С 9 октября 2001 г. вступил в силу Инвестиционный кодекс Республики Беларусь. Законодательством утвержден принцип, что правовой режим иностранных инвестиций на территории Республики Беларусь, условия деятельности иностранных инвесторов и создаваемых с их участием предприятий не могут быть менее благоприятными, чем соответствующий режим для имущества и имущественных прав, а также условия для инвестиционной деятельности юридических и физических лиц Республики Беларусь. В случае, если акты законодательства Республики Беларусь, принятые после регистрации предприятия с иностранными инвестициями, ухудшают положение и условия деятельности иностранных инвесторов и создаваемых с их участием предприятий, то к инвесторам, предприятиям с иностранными инвестициями в течение пяти лет применяется законодательство, действовавшее на день регистрации предприятия с иностранными инвестициями. Эти требования не распространяются на изменение законодательства Республики Беларусь в области обеспечения обороноспособности, экологической безопасности и охраны здоровья населения.
Иностранные инвестиции на территории Республики Беларусь не могут быть национализированы, реквизированы, изъяты, захвачены, принудительно куплены либо взяты или подвергнуты другим действиям, эквивалентным по последствиям и ведущим к лишению иностранного инвестора его права собственности либо контроля, или существенного преимущества его инвестиций, кроме как по договору или решению суда, а также по мотивам общественной необходимости (в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, других чрезвычайных обстоятельств) при соблюдении определенных законом условий и порядка, со своевременным и полным компенсированием стоимости изъятого имущества.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!