Льготы имеющие материальное содержание
Науково-практичний коментар до законодавства України про працю
Статья 9-1. Дополнительные по сравнению с законодательством трудовые и социально-бытовые льготы
Предприятия, учреждения, организации в пределах своих полномочий и за счет собственных средств могут устанавливать дополнительные по сравнению с законодательством трудовые и социально-бытовые льготы для работников.
Предприятие может материально поощрять работников медицинских, детских, культурно-просветительских, учебных и спортивных учреждений, организаций общественного питания и организаций, обслуживающих трудовой коллектив и не входящих в его состав.
1. Хотя прокомментированные выше статьи Кодекса законов о труде и предусматривают регулирование этим Кодексом в первую очередь трудовых отношений, труда, содержание этого законодательного акта свидетельствует о распространении его положений и на отношения, связанные с социально-бытовым и социально-культурным обслуживанием работников за счет средств предприятия, учреждения, организации (собственника). Отношения между собственником (уполномоченным им органом) и работником, связанные с социально-бытовым и социально-культурным обслуживанием работников, следует признать частью трудовых отношений. Поэтому в ст. 91 КЗоТ говорится об установлении дополнительных по сравнению с законодательством не только трудовых, но и социально-бытовых льгот. В Кодексе законов о труде отсутствует единство терминологии в отношениях, связанных с социально-бытовым и социально-культурным обслуживанием работников. Так, ст. 200 КЗоТ устанавливает правило, касающееся культурно-массовой и спортивной работы с молодыми работниками. В ст. 248 КЗоТ говорится о жилищно-бытовом обслуживании работников. В ст. 250 КЗоТ речь идет о материальном обеспечении культурно-образовательной, оздоровитель-ной, физкультурной и спортивной работы. Статья 13 КЗоТ предусматривает включение в коллективные договоры условий о жилищно-бытовом, культурном, медицинском обслуживании работников, организации оздоровления и отдыха работников.
С учетом такого разнообразия терминологии, применяемой в Кодексе законов о труде, считаем допустимым понятие социально-бытовые льготы толковать достаточно широко, включая в него льготы бытового, жилищного, культурного, образовательного, медицинского, оздоровительного, спортивного, физкультурного и другого подобного характера.
2. Следует учитывать, что наряду с правом предприятий предоставлять работникам социальные льготы, формулируемые как положения общего характера, которые обязывают предприятие предоставлять социальные, социально-бытовые и социальнокультурные льготы работникам или их отдельным категориям, в законодательстве стали появляться и такие нормы, которые содержат формально определенные правила о предоставлении социальных услуг работникам.
В частности, п. 19 Типовой формы контракта с руководителем предприятия, находящегося в государственной собственности [348], предусматривает предоставление руководителю материальной помощи на оздоровление в размере среднемесячного заработка. Статья 13 Закона О государственной поддержке средств массовой информации и социальной защите журналистов [171] предоставляет право журналистам на санаторно-курортное лечение за счет собственников (учредителей, соучредителей) средств массовой информации.
3. Право на предоставление работникам дополнительных трудовых и социальнобытовых льгот имеют предприятия, учреждения и организации. Следует подчеркнуть, что такое право имеют и учреждения, которые финансируются из бюджета.
4. Следует обратить внимание, что статьей 91 Кодекс законов о труде дополнен согласно Закону от 20 марта 1991 года [102], который термином собственник заменил в Кодексе законов о труде слова не только администрация предприятия, учреждения, организации, но и предприятие, учреждение, организация. И все-таки статьи 91 КЗоТ новая терминология не коснулась. Законодатель предпочел в данной статье использование прежней терминологии. По нашему мнению, законодатель тем самым подчеркнул, что на стороне работодателя он различает двух субъектов - собственника предприятия, учреждения, организации и само предприятие, которое имеет статус юридического лица в соответствии с гражданским законодательством.
5. В силу ст. 91 КЗоТ дополнительные трудовые и социально-бытовые льготы работникам могут предоставляться именно предприятиями, учреждениями, организациями, а не их собственниками. При этом такие льготы не всегда могут носить исключительно материальный характер, однако материальный компонент в них должен быть всегда. Так, предоставление дополнительного отпуска на основании коллективного договора является для работника дополнительной льготой организационного характера. Однако оно влечет и предоставление льготы материального характера (оплату времени дополнительного отпуска). Следовательно, предоставление дополнительного отпуска на основании коллективного договора соответствует ст. 91 КЗоТ.
Наоборот, предоставление отпуска без сохранения заработной платы не влечет
за собой никаких материальных льгот. Это чисто организационная мера. Таким образом, она допускается только в случаях, предусмотренных ст. 25, 26 Закона Об отпусках [162]. Предоставлять отпуска без сохранения заработной платы в случаях, не предусмотренных законами, ссылаясь на ст. 91 КЗоТ, было бы незаконным, потому что контрагентом работника в отношениях, связанных с предоставлением работнику льгот организационного характера, является собственник (администрация предприятия, учреждения, организации), а предоставление собственником работнику льгот, которые не имеют материального содержания, ст. 91 КЗоТ не предусматривает.
Аналогичным образом не может быть оправдано ссылкой на ст. 91 КЗоТ предоставление работникам льгот, связанных с отказом собственника использовать права, установленные главой III Кодекса законов о труде. Установление для работников на основании ст. 91 КЗоТ льгот, связанных с материальной ответственностью работника, не соответствует содержанию этой статьи.
6. Предприятия, учреждения, организации имеют право предоставлять работникам льготы в рамках своих полномочий. Конечно, больше всего ограничены на этот счет учреждения, финансируемые из бюджетов. Однако и предприятия, и организации, которые состоят на хозрасчете, должны иметь нормативно установленное полномочие предоставлять работникам дополнительные по сравнению с законодательством трудовые и социальные льготы. Было бы неправильным считать, что их право предоставлять льготы вытекает непосредственно из ст. 91 КЗоТ. Наоборот, в этой статье прямо указывается на то, что льготы предоставляются в рамках определенных полномочий. Так, полномочия предприятий и организаций, на которые распространяется действие Хозяйственного кодекса Украины [90], - предоставлять льготы работникам - основывается на правилах ст. 69, а также ст. 44 этого Кодекса [90], что дает право собственнику или предпринимателям свободно распоряжаться прибылью в соответствии с уставом предприятия и действующим законодательством.
В других случаях полномочия устанавливать дополнительные льготы для работников предусмотрены отдельными положениями Кодекса законов о труде, специальными законами и подзаконными актами. Во всех случаях, когда законодательством устанавливается только право (но не обязанность) устанавливать для работников льготы, они подпадают под ст. 91 КЗоТ, хотя бы в тексте нормативного акта и не содержалось прямого указания на то, что соответствующие льготы предоставляются за счет собственных средств предприятия, учреждения, организации.
7. Полномочия предприятия, учреждения, организации на предоставление работникам дополнительных по сравнению с законодательством трудовых и социально-бытовых льгот должны быть закреплены в уставе, принятом в соответствии с требованиями законодательства, и, как правило, реализуются его руководителем. Однако уставами могут и ограничиваться полномочия руководителя на предоставление льгот, с указанием другого порядка их предоставления (например, по решению собрания хозяйственного общества, по решению собственника имущества частного предприятия).
8. Дополнительные трудовые и социально-бытовые льготы для работников в соответствии со ст. 91 КЗоТ могут устанавливаться за счет собственных средств предприятий, учреждений, организаций. Собственные средства предприятий, учреждений, организаций, которые находятся на самофинансировании, в контексте комментируемой статьи следует понимать не только как чистую прибыль, которая остается после уплаты всех предусмотренных налогов и сборов (обязательных платежей) в распоряжении предприятия. У таких предприятий все средства - собственные, кроме средств так называемого бюджетного фонда (ч. 3 ст. 3 Закона О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами [214]).
Собственными средствами учреждений, финансируемых из бюджетов, являются такие средства, которые они могут направлять на предоставление льгот работникам. Это могут быть и средства, полученные за счет предоставления такими учреждениями платных услуг физическим и юридическим лицам, и бюджетные средства при наличии указанных полномочий, и другие внебюджетные средства. Порядок рассмотрения и утверждения и основные требования к выполнению смет бюджетных учреждений и организаций предусматривает постатейное распределение расходов, которые осуществляют учреждения и организации не только за счет бюджетных средств, но и за счет собственных поступлений. Расходовать денежные средства на цели, не предусмотренные сметой, бюджетным учреждениям запрещено (ст. 6 Указа Президента Украины О мерах по обеспечению наполнения государственного бюджета и усилению финансово-бюджетной дисциплины [303]).
9. Следует также учитывать, что более широкие возможности для улучшения положения работников по сравнению с законодательством и соглашениями предоставляет часть третья ст. 7 Закона О коллективных договорах и соглашениях [128], предусматривающая установление в коллективных договорах дополнительных не только социально-бытовых льгот, но и гарантий. В соответствии с этим правилом возможно предоставление работникам не только материальных льгот и гарантий, но и других гарантий. Например, возможно включение в коллективный договор условий об отказе собственника от права осуществлять реорганизацию или перепрофилирование предприятия, другие изменения в организации производства и труда, которые влекут увольнение работников.
10. Право материального поощрения работников медицинских, детских, культурнообразовательных, учебных и спортивных заведений, организаций общественного питания и организаций, обслуживающих трудовой коллектив и не входящих в его состав, предоставлено только предприятиям. Это основывается на положении ст. 44 ХК [90], которая дает право предпринимателям, собственнику предприятия или уполномоченному им органу свободно распоряжаться прибылью предприятия.
Дополнительные по сравнению с законодательством трудовые и социально-бытовые льготы. Комменттарий Статьи 9 (1) КЗоТ
Предприятия, учреждения, организации в пределах своих полномочий и за счет собственных средств могут устанавливать дополнительные по сравнению с законодательством трудовые и социально-бытовые льготы для работников.
Предприятие может материально поощрять работников медицинских, детских, культурно-образовательных, учебных и спортивных учреждений, организаций общественного питания и организаций, обслуживающих трудовой коллектив и не входящих в его состав.
Комментарий:
1. Хотя прокомментированы выше статьи Кодекса законов о труде и предусматривают регулирование настоящим Кодексом прежде трудовых отношений, труда, содержание этого законодательного акта свидетельствует о распространении его положений и на отношения, связанные с социально-бытовым и социально-культурным обслуживанием работников за счет средств предприятия, учреждения, организации (владельца). Отношения между собственником (уполномоченным им органом) и работником, связанные с социально-бытовым и социально-культурным обслуживанием работников, следует признать частью трудовых отношений. Поэтому в ст. 91 КЗоТ говорится об установлении дополнительных по сравнению с законодательством не только трудовых, но и социально-бытовых льгот. В Кодексе законов о труде отсутствует единство терминологии относительно отношений, связанных с социально-бытовым и социально-культурным обслуживанием работников. Так, ст. 200 КЗоТ устанавливает правило, что касается культурно-массовой и спортивной работы с молодыми работниками. В ст. 248 КЗоТ говорится о жилищно-бытовое обслуживание работников. В ст. 250 КЗоТ говорится о материальном обеспечении культурно-образовательной, оздоровительной, физкультурной и спортивной работы. Ст. 13 КЗоТ предусматривает включение в коллективные договоры условий о жилищно-бытовое, культурное, медицинское обслуживание работников, организацию оздоровления и отдыха работников.
С учетом такого разнообразия терминологии, применяемой в Кодексе законов о труде, считаем допустимым понятие "социально-бытовые льготы" толковать достаточно широко, включая в него льготы бытового, жилищного, культурного, образовательного, медицинского, оздоровительного, спортивного, физкультурного и иного подобного характера.
2. Следует учитывать, что наряду с правом предприятий предоставлять работникам социальные льготы, которые формулируются как положения общего характера, обязывающие предприятие предоставлять социальные, социально-бытовые и социально-культурные льготы работникам или их отдельным категориям, в законодательстве стали появляться и такие нормы, содержащие формально определенные правила о предоставлении социальных услуг работникам.
В частности, п. 19 Типовой формы контракта с руководителем предприятия, находящегося в государственной собственности, предусматривает предоставление руководителю материальной помощи на оздоровление в размере среднемесячного заработка. Ст. 13 Закона "О государственной поддержке средств массовой информации и социальной защите журналистов" дает право журналистам на санаторно-курортное лечение за счет владельцев (учредителей, соучредителей) средств массовой информации.
3. Право на предоставление работникам дополнительных трудовых и социально-бытовых льгот имеют предприятия, учреждения и организации. Следует подчеркнуть, что такое право имеют и учреждения, финансируемые из бюджета.
4. Следует обратить внимание, что ст. 91 Кодекса законов о труде дополнен в соответствии с Законом от 20 марта 1991 года, термином "владелец" заменил в Кодексе законов о труде слова не только "администрация предприятия, учреждения, организации", а "предприятие, учреждение, организация». И все же статьи 91 КЗоТ новая терминология не коснулась. Законодатель предпочел в данной статье использованию прежней терминологии. По нашему мнению, законодатель тем самым подчеркнул, что на стороне работодателя он различает двух субъектов - владельца предприятия, учреждения, организации и само предприятие, имеющее статус юридического лица в соответствии с гражданским законодательством.
5. В силу ст. 91 КЗоТ дополнительные трудовые и социально-бытовые льготы работникам могут предоставляться именно предприятиями, учреждениями, организациями, а не их владельцами. При этом такие льготы не всегда могут носить исключительно материальный характер, однако материальный компонент в них должен быть всегда. Так, предоставление дополнительного отпуска на основании коллективного договора для работника дополнительной льготой организационного характера. Однако оно влечет и предоставление льготы материального характера (оплату времени дополнительного отпуска). Следовательно, предоставление дополнительного отпуска на основании коллективного договора соответствует ст. 91 КЗоТ.
Напротив, предоставление отпуска без сохранения заработной платы не влечет за собой никаких материальных льгот. Это - чисто организационная мера. Таким образом, она допускается только в случаях, предусмотренных ст. 25, 26 Закона "Об отпусках". Предоставлять отпуска без сохранения заработной платы в случаях, не предусмотренных законами, ссылаясь на ст. 91 КЗоТ, было бы незаконным, так как контрагентом работника в отношениях, связанных с предоставлением работнику льгот организационного характера является собственник (администрация предприятия, учреждения, организации), а предоставление собственником работнику льгот, не имеющие материального содержания, ст. 91 КЗоТ не предусматривает.
Аналогичным образом не может быть оправдано ссылкой на ст. 91 КЗоТ предоставление работникам льгот, связанных с отказом собственника использовать права, установленные главой III Кодекса законов о труде. Установка для работников на основании ст. 91 КЗоТ льгот, связанных с материальной ответственностью работника, не соответствует содержанию этой статьи.
6. Предприятия, учреждения, организации имеют право предоставлять работникам льготы в пределах своих полномочий. Конечно, наиболее ограничены в этом учреждения, финансируемые из бюджетов. Однако и предприятия и организации, находящиеся на хозрасчете, должны иметь нормативно установлено полномочия предоставлять работникам дополнительные по сравнению с законодательством трудовые и социальные льготы. Было бы неправильным считать, что их право предоставлять льготы вытекает непосредственно из ст. 91 КЗоТ. Наоборот, в этой статье прямо указывается на то, что льготы предоставляются в пределах определенных полномочий. Так, полномочия предприятий и организаций, на которые распространяется действие Хозяйственного кодекса Украины, - предоставлять льготы работникам основывается на правилах ст. 69, а также ст. 44 этого Кодекса, который дает право владельцу или предпринимателям свободно распоряжаться прибылью в соответствии с уставом предприятия и действующим законодательством.
В других случаях полномочия устанавливать дополнительные льготы для работников предусмотрено отдельными положениями Кодекса законов о труде, специальными законами и подзаконными актами. Во всех случаях, когда законодательством устанавливается только право (но не обязанность) устанавливать для работников льготы, они подпадают под ст. 91 КЗоТ, хотя бы в тексте нормативного акта и не содержалось прямого указания на то, что соответствующие льготы предоставляются за счет собственных средств предприятия, учреждения, организации.
7. Полномочия предприятия, учреждения, организации на предоставление работникам дополнительных по сравнению с законодательством трудовых и социально-бытовых льгот должны быть закреплены в уставе, принятом в соответствии с требованиями законодательства, и как правило, реализуются его руководителем. Однако уставами могут и ограничиваться полномочия руководителя о предоставлении льгот, с указанием другого порядка их предоставления (например, по решению собрания хозяйственного общества, по решению собственника имущества частного предприятия).
8. Дополнительные трудовые и социально-бытовые льготы для работников согласно ст. 91 КЗоТ могут устанавливаться за счет собственных средств предприятий, учреждений, организаций. Собственные средства предприятий, учреждений, организаций, находящихся на самофинансировании, в контексте комментируемой статьи, следует понимать не только как чистая прибыль, остающаяся после уплаты всех предусмотренных налогов и сборов (обязательных платежей) в распоряжении предприятия. У таких предприятий все средства - собственные, кроме средств так называемого бюджетного фонда (ч. 3 ст. 3 Закона "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами").
Собственными средствами учреждений, финансируемых из бюджетов, есть такие средства, которые они могут направлять на предоставление льгот работникам. Это могут быть и средства, полученные за счет предоставления такими учреждениями платных услуг физическим и юридическим лицам, и бюджетные средства при наличии указанного полномочия, и другие внебюджетные средства. Порядок рассмотрения и утверждения и основные требования к выполнению смет бюджетных учреждений и организаций предусматривает постатейное распределение расходов, которые осуществляют учреждения и организации не только за счет бюджетных средств, но и за счет собственных поступлений. Тратить денежные средства на цели, не предусмотренные сметой, бюджетным учреждениям запрещено (ст. 6 Указа Президента Украины "О мерах по обеспечению наполнения государственного бюджета и усиления финансово-бюджетной дисциплины").
9. Следует также учитывать, что более широкие возможности для улучшения положения работников по сравнению с законодательством и соглашениями дает часть третья ст. 7 Закона "О коллективных договорах и соглашениях", предусматривающий установление в коллективных договорах дополнительных не только социально-бытовых льгот, но и гарантий. Согласно этому правилу возможно предоставление работникам не только материальных льгот и гарантий, но и других гарантий. Например, возможно включение в коллективный договор условий об отказе собственника от права осуществлять реорганизацию или перепрофилирование предприятия, другие изменения в организации производства и труда, влекущие увольнение работников.
10. Право материального поощрения работников медицинских, детских, культурно-образовательных, учебных и спортивных учреждений, организаций общественного питания и организаций, обслуживающих трудовой коллектив и не входящих в его состав, дано только предприятиям. Это основывается на положении ст. 44 ГК, что дает право предпринимателям, собственнику предприятия или уполномоченному им органу свободно распоряжаться прибылью предприятия.
Налоги: социально-экономическое содержание
Налоги: социально-экономическое содержание
Сущность налогов как социально-экономической категории
В современном цивилизованном обществе налоги является основной формой доходов государства. Кроме этой сугубо фискальной функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.
В условиях рыночной экономики у государства остается меньше возможности влиять на развитие тех или иных процессов в обществе путем прямых предписаний, запретов и т.п. Такое влияние все больше приобретает косвенный характер и осуществляется посредством налогообложения. Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц в государственный и местный бюджеты. При этом преследуются экономические и социальные цели.
По своей экономической природе установление налогов носит односторонний характер. Поскольку налог взимается в целях покрытия общественно полезных потребностей, которые в большой мере обособлены от индивидуальных потребностей конкретного налогоплательщика, налог является индивидуально безвозмездным. Уплата налогоплательщиком налога не порождает встречной обязанности государства совершить что-либо в пользу конкретного налогоплательщика.
Налог взыскивается на условиях безвозвратности. Возврат налога возможен в случае его переплаты или в качестве льготы, что не противоречит принципу безвозвратности, поскольку все эти случаи определяются государством в одностороннем порядке и не влияют на характер платежа в целом.
Налог выступает средством упорядочения финансовых отношений налогоплательщика и государства. С одной из стороны, налог указывает меру обязанностей налогоплательщику, а с другой - меру дозволенного поведения для государственного налогового органа. Принудительный характер налога не мешает рассматривать налог как способ защиты частной собственности от незаконных притязаний государства, как средство поддержания баланса прав и законных интересов граждан и их объединений, с одной стороны, общества и государства как выразителя интересов общества, - с другой.
Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня, в бюджетный или внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.
Без налогов не обходится ни одно государство. Они нужны государству для того, чтобы формировать государственный бюджет, из которого затем финансируются расходы на развитие народного хозяйства, содержание органов управления, оборону страны и другие затраты. Таким образом, в налогах воплощено экономически выраженное существование государства.
Налоги поступают в пользу органов государственной власти или местного самоуправления. Этим они отличаются от платежей, взимаемых на тех же условиях, но установленных в экономических или социальных интересах в пользу юридических лиц, не являющихся центральными или местными органами государственной власти, административными учреждениями.
Целью взимания налогов является обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода. Правило, в соответствии с которым налоговые доходы не предназначены для определенных расходов, приобрело характер одного из основополагающих принципов налогообложения. Однако это правило допускает исключения в виде установления целевых налогов.
Налог, как экономический механизм, не имеет непосредственной цели собрать конкретную сумму, необходимую для покрытия расходов. Эти расходы могут заранее планироваться, но предполагаемая сумма расходов не оказывает императивного воздействия на налогообложение. Размер собираемых налогов зависит от правил, установленных в законе о налоге, а не в законе о бюджете и, в принципе, не ограничен.
Пошлины и сборы не имеют того финансового значения, которое присуще налогам. Как уже отмечалось, при уплате пошлины или сбора всегда присутствует специальная цель и специальные интересы. В этом смысле сборы и пошлины являются индивидуальными платежами. Но поскольку государство обязано предоставлять основной объем своих услуг независимо от способности получателя платить их, покрытие государственных расходов не может осуществляться за счет индивидуальных платежей, дающих какие-либо права.
Целью взыскания пошлины или сбора является покрытие издержек учреждения, в связи с деятельностью которого взимается пошлина. Как правило, пошлины или сбор выплачиваются не за услугу, а в связи с услугой, причем той, которую оказывает государственный орган, действуя в общих интересах, реализуя свои государственно-властные функции. Так, уплата пошлины при подаче искового заявления в суд сопряжена с правом конкретного лица на судебную защиту, однако, связана с общественно полезной функцией суда - поддержания режима законности.
Пошлина не обусловливает существование государственного органа, так как он может финансироваться и из других источников. Наоборот, взимание пошлины обусловлено реализацией каким-либо государственным органом своих функций. Характер пошлин и сборов предполагает использование иных принципов при определении размера платежа, нежели те, которые применяются при налогообложении.
Исторические аспекты развития науки о налогах
На всем протяжении развития государственного устройства общества происходило преобразование и совершенствование системы налогообложения. В этой связи налоги являются категорией исторической.
В экономической литературе выделяют три основных этапа в развитии системы налогообложения:
· 1 этап (начальный) - от древних времен Римской империи до начала средних веков
· 2 этап - XVI-XIX вв.
· 3 этап (современный) - XX-XXI вв.
Начальный этап характеризуется отсутствием теории о налогах и финансового механизма для установления и сбора налогов. На этом этапе не существовало постоянных налогов, поэтому периодически вводились чрезвычайные налоги, носящие субъективный характер. Так, например, существовали такие виды налогов: налог с оборота при торговле рабами, налог с наследства, поземельный налог, налоги на доходы, акцизы в виде сборов у ворот городов, налоги на оснащение армии, покупку лошадей, набор рекрутов и др.
Основными направлениями расходования налоговых поступлений в государстве являлись содержание наемных армий, возведение укреплений вокруг городов, строительство храмов, дорог, водопроводов и другие общественные цели.
Второй этап характеризуется появлением современного государства в Европе, возникновением финансовых учреждений, устанавливающих налоги и обеспечивающих их сбор. Вместе с тем теории о налогах не существовало до конца XVIII века. В качестве основных налогов выступали поземельные налоги, налог со строений, подушные налоги, акцизы, таможенные пошлины, местные налоги.
В конце XVIII века шотландским экономистом Адамом Смитом была создана научная теория налогообложения. В ее основу легли четыре основных принципа, которые действуют и в настоящее время:
· принцип справедливости . в соответствии с которым налогообложению подлежат все граждане соразмерно их доходам
· принцип определенности . согласно которому плательщику заранее доводятся сведения о сумме, способе и времени уплаты налога
· принцип удобства . требующий, чтобы налог взимался в то время и таким способом, которые удобны плательщику
· принцип экономии . состоящий в необходимости рационализации системы налогообложения.
Третий этап развития налогового механизма (с начала ХХ в.) характеризуется совершенствованием налогообложения по трем направлениям: прямые налоги, косвенные налоги и пошлины. На этом этапе государство в полной мере осуществляет свои функции по установлению и взиманию налогов и создает специальные органы управления, выполняющие эти функции. Дальнейшее совершенствование системы налогообложения на современном этапе идет по пути изменения порядка и методологии взимания отдельных видов налогов и сборов, количества налогов, сборов и отчислений, уточнения субъектов налогоплательщиков.
Налоги являются одним из важнейших инструментов рыночной экономики, а поэтому опыт их использования в управлении хозяйством промышленно развитых стран Запада представляет значительный интерес для молодых государств СНГ, в том числе для Беларуси. Вводя новые или отменяя какие-то прежние налоги и сборы, повышая или понижая ставки, используя другие рычаги, государство не просто формирует свой национальный бюджет, но и создает в обществе соответствующую экономическую, социальную и политическую атмосферу, стимулы для трудовой активности граждан, и, в этом смысле, налоги могут быть либо предпосылкой, либо преградой на пути к благополучию страны.
Общая характеристика налогов и их функции
Налоги являются обязательными платежами в бюджет, осуществляемыми юридическими и физическими лицами в соответствии с законодательными актами . Они отражают экономические отношения между государством (в лице уполномоченных государственных органов управления) и юридическими и физическими лицами по поводу изъяснения части совокупного общественного продукта и национального дохода в денежной форме с целью ее перераспределения для удовлетворения общегосударственных потребностей.
Налоги имеют ряд отличительных особенностей :
· являются обязательными к уплате и принудительными в изъятии
· являются основным источником формирования государственных доходов
· возникают и функционируют в фазе распределения (перераспределения) совокупного общественного продукта и национального дохода
· налоговые отношения носят односторонний характер от налогоплательщика к государству.
В экономической литературе выделяются различные фун к ции налогов . в том числе характерные для рыночной системы:
· фискальная («фиск» - государственная казна), в ходе которой формируются ресурсы государства для финансирования соответствующих расходов
· контрольно-учетная , с помощью которой определяется эффективность использования экономических ресурсов, доходов предприятий и домашних хозяйств, а также источники и направления использования финансовых ресурсов
· распределительная , в соответствии с которой, с одной стороны, происходит распределение и перераспределение доходов между различными уровнями государственного бюджета, с другой - распределяется налоговое бремя между различными категориями плательщиков
· регулирующая , посредством которой государство целенаправленно воздействует на экономический рост, структурную перестройку общественного производства, привлечение инвестиций и увеличение занятости, рост платежеспособности населения
· стимулирующая , реализуемая через систему льгот, преференций с целью создания предпосылок для деловой активности субъектов хозяйствования, развития определенных отраслей и видов деятельности, привлечения инвестиций.
Налоги подразделяются на прямые и косвенные (в зависимости от формы изъятия). К числу прямых налогов относятся: подоходный налог налог на прибыль ресурсные платежи налог на имущество, владение и пользование которым служат основанием для обложения. Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций (НДС, таможенная пошлина, налог на операции с ценными бумагами и другие налоги). В промышленно развитых странах налоговая структура такова: 37 процентов составляют прямые налоги, 31 процентов - косвенные и 22 процентов - взносы на социальное страхование.
По значимости различают общегосударственные и местные налоги. Общегосударственные (республиканские) налоги поступают в бюджет центральных органов власти (республиканский), а местные зачисляются полностью в местный бюджет. Если общегосударственные налоги используются для сбалансирования местных бюджетов в виде отчислений, то в этом случае они относятся к категории регулирующих доходов.
В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические . Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение (например, отчисление за социальное страхование или отчисления в дорожные фонды).
По принципам построения выделяют следующие налоги:
· прогрессивный налог возрастает быстрее, чем прирастает доход
· регрессивный налог характеризуется взиманием более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких доходов, т.е. такой налог возрастает медленнее, чем доход
· пропорциональный налог забирает одинаковую часть от любого дохода (единая ставка для доходов любой величины).
Основные элементы налоговой системы
В практике налогообложения используются следующие об язательные элементы налогов:
· субъект налога (плательщик) - юридическое или физическое лицо, которое в соответствии с законодательством обязано платить налог
· объект налога - то, что подлежит налогообложению: имущество, ресурсы, доходы, прибыль, выручка от реализации и т.п.
· источники уплаты налога - доход субъекта (заработная плата, прибыль, доходы, проценты), из которого уплачивается налог. Он может совпадать с объектом обложения (прибыль, заработная плата, доходы), в других случаях - нет (доходы юридических и физических лиц, но не прямо, а посредством увеличения издержек обращения или цены реализованных товаров и услуг)
· ставка налога - фиксированная величина изъятия налога, установленная законодательно в абсолютном или относительном измерении
· срок уплаты налога - срок, в который уплачивается налог, устанавливается в соответствии с законодательством
· льготы по налогу - полное или частичное освобождение от уплаты налогов через снижение ставок или исключение отдельных оборотов, объектов из налогообложения (могут быть постоянными или временными)
· денежные санкции - мера наказания плательщиков за нарушение налогового законодательства
· административные санкции применяются к ответственным лицам (руководителям, бухгалтерам, предпринимателям) в случае нарушения порядка постановки на налоговый учет в государственных налоговых инспекциях занятия запрещенной деятельностью занижения или сокрытия доходов, других объектов обложения неправильного ведения бухгалтерского учета несвоевременной сдачи балансов, отчетов, расчетов по налогам
· финансовые санкции применяются непосредственно к плательщикам (предприятиям, организациям, частным предприятиям) за сокрытие или занижение фактически полученных доходов или других объектов обложения занятие запрещенной деятельностью несвоевременное представление расчетов по авансовым платежам, деклараций по доходам и другие нарушения налогового законодательства.
Налогоплательщики и виды налогооблагаемой деятельности
Плательщик налога является основополагающим элементом, по отношению к которому строится вся налоговая система в комплексе. Все последующие функциональные элементы налога (объекты налогообложения, ставки, льготы и др.) используются уже в рамках конкретного плательщика.
В налоговых законодательствах всех государств в качестве налогоплательщиков признаны юридические и физические лица.
Юридические лица - это предприятия, организации, учреждения, имеющие обособленный баланс и отдельный расчетный счет в банке, физические лица - это граждане данного государства, иностранного государства и лица без гражданства.
Признание субъекта в качестве налогоплательщика означает возложение на него бремени обязательств перед налоговыми органами и включение его в сферу косвенного государственного регулирования. Исключение хозяйствующих субъектов из перечня налогоплательщиков, наоборот, дает им большую экономическую свободу для ускоренного развития.
Понятие субъекта налогообложения не всегда однозначно. В ряде случаев имеет место переложение налога формальным плательщиком (субъектом) но другое лицо, которое становится реальным его носителем. Речь идет о механизме прямого и косвенного налогообложения. При косвенном налогообложении оборотов по реализации продукции, работ и услуг, когда сумма налога (акциз, НДС) включается в реализационную цену, действительным плательщиком налогов выступает потребитель.
Переложение уплаты имеет место и по прямым налогам. Например, плательщиком налога на недвижимость является владелец дома, но если он сдает свое имущество в аренду, то налог переносится на арендатора. Подобные ситуации могут возникать при подоходном налогообложении. Экспертиза распределения налогов на фактических налогоплательщиков имеет большое значение для определения совокупного налогового бремени, от уровня которого зависит экономический рост той или иной отрасли производства и развитие предпринимательской активности.
Государства в законодательном порядке регламентируют границы своих взаимоотношений с налогоплательщиками, определяют их права и обязанности. В отдельных случаях уплата налога, реализация прав и обязанностей налогоплательщика может осуществляться налоговым агентом или представителем налогоплательщика.
Налоговым агентом признается лицо, на которое налоговым законодательством возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет налогов, сборов, пошлин.
Представитель налогоплательщика - это физическое или юридическое лицо, действующее от имени и по поручению официального налогоплательщика. Представителем юридического лица является руководитель предприятия, его заместитель, главный бухгалтер и иные уполномоченные лица этого предприятия.
Уполномоченным представителем налогоплательщика признается лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в налоговых органах, хозяйственных судах, других учреждениях, на основе нотариально удостоверенных договоров или доверенности.
Виды налогооблагаемой деятельности и классификация субъектов налогообложения
Предметом налогообложения признается экономическая и неэкономическая деятельность. Под экономической деятельн о стью понимается всякая деятельность по производству и реализации продукции (работ, услуг), а также любая иная деятельность, которая влечет или может повлечь получение доходов (прибыли). Исходя из такого определения, в составе экономической деятельности можно определить основные виды:
· производственная деятельность
· коммерческая деятельность
· финансовая деятельность.
Производственная деятельность связана с производством продукции, товаров, услуг, работ, подлежащих последующей реализации потребителям (покупателям). В результате реализации продукта такой деятельности субъекты хозяйствования получают выручку и прибыль. В основе коммерческой деятельн о сти лежат товарно-денежные и торгово-обменные операции.
Финансовая деятельность связана с получением доходов от оказания всевозможных финансовых услуг. Наиболее распространенными видами финансовых услуг являются:
· предоставление кредитов (ссуд), кредитных гарантий или иных видов обеспечения кредитно-денежных операций, включая управление кредитами или кредитными гарантиями
· осуществление банковского обслуживания клиентов, в том числе операций связанных с ведением расчетных, текущих, депозитных или иных счетов, а также операций, связанных с денежными переводами, перечислениями, поручениями, долговыми обязательствами, чеками и т.п.
· осуществление операций, связанных с обращением белорусской валюты или иностранной валюты, если такие операции не имеют целей нумизматики, не связаны с реализацией валюты изготовившим ее предприятием и не являются предметом услуг по хранению или инкассации валюты
· осуществление операций, связанных с обращением акций, облигаций, сертификатов, векселей или иных ценных бумаг или их производных
· осуществление операций по страхованию и перестрахованию
· привлечение денежных средств, ценных бумаг, имущества юридических и физических лиц с целью последующего размещения для получения дохода и т.п.
Разновидностью производственной, коммерческой и финансовой деятельности является предпринимательская деятел ь ность . которая представляет собой самостоятельную, инициативную деятельность граждан, направленную на получение прибыли или личного дохода и осуществляемую от своего имени, на свой страх и риск, под свою имущественную ответственность.
Субъектами экономической деятельности и носителями налогов выступают предприятия и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица.
Неэкономическая деятельность характеризует деятельность, имеющую своей целью не получение дохода, а достижение определенных социальных или моральных эффектов. Субъектами неэкономической деятельности являются бюджетные организации, общественные фонды, ассоциации, сообщества, содружества, религиозные, благотворительные, организации и т.п. Их доходы формируются преимущественно за счет бюджетных ассигнований, добровольных взносов физических или юридических лиц и не облагаются налогами, если используются в соответствии с зарегистрированным уставом на обусловленные в нем цели. Налогоплательщиками указанные субъекты становятся в том случае, если они параллельно занимаются и экономической деятельностью.
Объекты налогообложения и источники уплаты налогов
Основанием для возникновения у юридических и физических лиц обязанностей по уплате налогов является получение определенного дохода, прибыли, владение землей, строениями и т.п. то есть наличие объекта налогообложения.
Перечень всех объектов налогообложения и полная характеристика каждого из них устанавливаются Налоговым кодексом государства, а при его отсутствии - Законом о данном налоге. Выбор объектов налогообложения является важнейшим элементом проводимой правительством налоговой политики и существенно влияет на экономическое развитие страны. Именно объекты налогообложения, наряду с налоговыми ставками и льготами, находятся в сфере прямых материальных интересов налогоплательщиков и в немалой степени определяют их деловую активность.
В решении вопроса об установлении объектов налогообложения проявляется приоритет фискальной или стимулирующей функции налогов.
Развитие налоговых систем всех государств шло по линии использования для формирования бюджетов наиболее продуктивных объектов налогообложения, которые можно классифицировать в следующие группы:
· доход
· имущество (земля, капитал, прочая недвижимость, предметы роскоши)
· передача имущества (наследство и дарение, сделки купли-продажи, займа и др.)
· потребление (акцизы, налог с продаж, налог на добавленную стоимость)
· ввоз и вывоз товаров (пошлины на экспортные и импортные товары).
Обоснованное сочетание различных объектов налогообложения позволяет максимально соблюсти принципы равенства и справедливости налогов по отношению ко всем налогоплательщикам.
Имуществом признаются материальные и нематериальные объекты, которые могут быть предметами владения, пользования или распоряжения. В число материальных объектов включатся любые вещи, в том числе электрическая, тепловая и иная энергия, газ и вода. Нематериальными объектами считаются интеллектуальная собственность, имущественные, авторские и иные аналогичные права.
Под доходами (прибылью) понимается получение средств налогоплательщиками как в денежной, так и в иной форме. Они включают:
· доходы (прибыль), полученные в результате осуществления экономической деятельности
· доходы (прибыль), полученные от передачи прав на собственность
· прибыль, полученную от сокрытого участия в другом предприятии, например, выгоду от приобретения товаров по заниженной цене у акционера или зависимого от него предприятия
· средства, полученные в виде финансовой помощи
· средства, полученные в виде санкций за нарушение условий договоров.
Под реализацией товаров, работ и услуг для целей налогообложения оборотов признается передача права собственности на товары, выполнение работ одним лицом другому или оказание услуг на возмездной или безвозмездной основе. К реализации приравнивается также использование товаров, работ и услуг внутри предприятия для собственного потребления, если соответствующие затраты не относятся на издержки производства и обращения, а также обмен товарами (работами, услугами) и безвозмездная их передача другому лицу.
Ввозом (вывозом) товаров на территорию страны считаются пересечение товарами таможенной границы государства. Налогообложение данного объекта контролируется таможенными органами.
Существует два источника, за счет которых может быть уплачен налог - доход и капитал . Капитал в качестве источника уплаты используется только в исключительных случаях, например, при стихийных бедствиях или в других ситуациях, когда возникает угроза существованию предприятия. При этом должны приниматься меры к восстановлению изъятых средств за счет увеличения доходов. Следовательно, единственным реальным источником может служить чистый доход.
Налоговым законодательством определяется понятие доходов, и устанавливаются их источники. Доходом признаются средства, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления экономической деятельности. К ним относятся:
· дивиденды и приравненные к ним доходы
· прибыль, распределяемая между участниками налогового партнерства
· процентный доход от долговых обязательств любого вида премии, выплачиваемые при погашении ценных бумаг, ранее реализованных с дисконтом страховые премии штрафы и пени за нарушение договорных или долговых обязательств
· доходы от использования авторских прав, компьютерных программ, патентов, свидетельств, торговых марок и т.п.
· доходы от сдачи в аренду имущества
· доходы от прироста стоимости имущества, полученные в результате реализации недвижимого имущества, акций, облигаций, других ценных бумаг
· вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу
· пенсии, пособия, стипендии и другие доходы.
Объект налогообложения и его источник могут совпадать или не совпадать между собой. Например, выручка от реализации продукции, работ и услуг является и объектом и источником исчисления и уплаты косвенных налогов прибыль служит объектом и источником налога на прибыль, транспортного сбора и других местных налогов и сборов.
Методы построения налоговых ставок
В теории и практике налогообложения важное значение имеют методы построения налоговых ставок. Различают четыре метода начисления ставок: твердые (или равные), пропорциональные, прогрессивные и регрессивные ставки.
Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на субъект либо объект налога (например: ставка с 1 л.с. мощности двигателя транспортного средства, ставка за определенный объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении).
Пропорциональные ставки устанавливаются в процентах к облагаемому доходу либо стоимости имущества. Они одинаковы для всех плательщиков с единицы обложения. Сумма налога возрастает с ростом объекта обложения (например: ставки по налогу на прибыль, на недвижимость и т.п.).
Прогрессивные ставки - это ставки, которые увеличиваются с ростом объекта обложения по установленной шкале (например: подоходный налог с граждан взимается по прогрессивным ставкам в диапазоне от 9 до 30 процентов в зависимости от дохода плательщика).
Прогрессия бывает двух видов - простая и сложная:
· простая прогрессия означает рост ставки налога и распространение его на всю сумму облагаемого дохода
· сложная прогрессия означает, что возросшая ставка относится к определенной сумме, которая превысила границы предыдущей ставки. Таким образом, объект налога разбивается на части, для каждой из которых применяется своя ставка.
Регрессивные ставки - это ставки, которые понижаются по мере роста объекта налога.
Ставка налога должна быть оптимальной, так как существует зависимость между ставками налога и налоговыми поступлениями. Американский экономист Артур Лаффер показал, что не всегда повышение ставки налога ведет к росту налоговых доходов государства. Если налоговая ставка превысит некую объективную границу, то налоговые поступления начнут уменьшаться. Лаффер доказал, что один и тот же по величине доход в государственный бюджет может быть обеспечен и при высокой, и при низкой налоговых ставках. Дело в том, что более низкая налоговая ставка увеличивает число объектов налогообложения, привлекает к предпринимательской деятельности большее число людей, чем при высоких налоговых ставках, и, наоборот, с ростом налогов рост доходов в казну, как это ни парадоксально, уменьшается, так как часть предпринимателей разорится, часть уйдет в теневую экономику, стимулы к труду угаснут. В этой связи многие государства стараются сделать предпринимательскую деятельность привлекательной, а налоги - унифицированными, стабильными, гибкими и оптимальными.
Методы налогообложения, способы исчисления и сроки уплаты налогов
Начисление налогов может производиться двумя методами:
· некумулятивным . когда налоговая база облагается по частям без нарастающего итога (чрезвычайный чернобыльский налог)
· кумулятивным .
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!