Понятие налоговой льготы нк рф

Тема 3. Принципы построения налоговой системы, ее элементы, виды налогов
Вопросы для изучения:
1. Понятие налоговой системы
2. Принципы построения налоговой системы РФ
1. Понятие налоговой системы
Налоговая система - это совокупность всех налогов, методы и принципы их построения, способы исчисления и взимания, налоговый контроль, устанавливаемые в законодательном порядке. В этой связи необходимо подчеркнуть, что понятие «налоговая система» и «система налогообложения» не тождественны. Налоговая система - более широкое понятие, так как она характеризуется экономическими и политико-правовыми показателями.
2. Принципы построения Российской налоговой системы
Основные принципы налогообложения в России определены в НК РФ. Это следующие принципы:
•Налоги устанавливаются законами. Этот принцип означает, что, во-первых, налог должен быть поименован в Налоговом кодексе Российской Федерации (статьи 13-15). Во-вторых, в устанавливающем налог законе должен быть определен налогоплательщик и следующие элементы налога:
- налогоплательщик
- объект налогообложения налоговая база
- налоговый период
- налоговая ставка
- порядок исчисления налога
- порядок и сроки уплаты налога.
•Принцип всеобщности налогообложения. Согласно этому принципу каждая организация и физическое лицо без каких-либо исключений должны посредством уплаты налогов и сборов участвовать в финансировании общегосударственных расходов.
•Принцип равного налогообложения. Он предполагает равенство всех плательщиков перед налоговыми законами.
•Принцип справедливости. Согласно этому принципу каждый плательщик обязан принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям.
•Принцип соразмерности. Он заключается в том, что налоговое бремя должно быть экономически сбалансировано с интересами плательщика и интересы государства не должны оказывать неблагоприятные последствия для налогоплательщика.
•Равное налоговое бремя. Под налоговым бременем понимается мера экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов.
•Налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование. Поэтому, во-первых, налоги должны быть экономически эффективны, т.е. суммы платежей по каждому налогу должны многократно превышать затраты по их сбору. Во-вторых, при установлении налогов необходимо учитывать экономические последствия для: государственного бюджета развития экономики
- налогоплательщика.
•Налоги и сборы не должны препятствовать реализации гражданами своих конституционных прав. Налогообложение всегда связано с ограничением прав. Но это ограничение должно происходить с учетом статьи 55 Конституции Российской Федерации, которая определяет, что права и свободы могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
•Налоги и сборы не должны нарушать единое экономическое пространство, которое гарантировано ст. 8 Конституции Российской Федерации. Поэтому налоги не могут ограничивать свободное перемещение в пределах России товаров (работ, услуг) или денежных средств, либо по-другому ограничивать или препятствовать законной деятельности налогоплательщика. Незаконно установление дополнительных пошлин, сборов или повышение ставок налогов на товары, происходящие из других регионов страны или вывозимых в другие регионы.
•Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы, а также взносы и платежи, если они не обладают признаками налогов и сборов, установленных НК РФ, либо не предусмотрены НК РФ, либо установлены в ином порядке, чем это определено в кодексе.
Федеральные налоги и сборы, устанавливающиеся путем внесения изменений в НК РФ. На все вводимые налоги и сборы субъектов Феде-рации, и местные налоги и сборы распространяется принцип законного установления налогов и сборов. Если такие налоги и сборы не предусмотрены НК РФ или они введены с нарушением порядка, предусмотренного кодексом, то они считаются незаконными. Поэтому никто не обязан их уплачивать.
При внесении изменений в законодательные акты о налогах и сборах необходимо учитывать требования ст. 53 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ), в соответствие с которой внесение изменений и дополнений в законодательство о федеральных налогах и сборах, предполагающие их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год. Аналогичные правила установлены Бюджетным кодексом в отношении законодательства субъектов о региональных налогах и сборах (ст. 59) и в отношении нормативных актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах (ст. 64). «Принцип удобного налогообложения. Каждый точно должен знать, какие налоги и сборы, когда и в каком порядке он должен платить. Этот принцип направлен на эффективное исполнение налогоплательщиком своих обязанностей, а с другой стороны, предотвращает возможные злоупотребления со стороны должностных лиц исполнительных органов власти.
•Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах, толкуются в пользу налогоплательщика. Этим принципом установлена презумпция правоты налогоплательщика, которая направлена на обеспечение дополнительной защиты прав налогоплательщика.
•Безусловный приоритет норм, установленных в налоговом законодательстве, над положениями по налоговым вопросам в законодательных актах, не относящихся к сфере налогообложения. Так, в статье 56 Налогового кодекса записано, что налоговые льготы устанавливаются только законодательством о налогах и сборах.
•Равенство защиты прав и интересов налогоплательщиков и государства. Это значит, что каждый из участников налоговых отношений имеет право на защиту своих законных прав и интересов в установленном законом порядке.
•Определение в федеральном законодательстве перечня прав и обязанностей налогоплательщиков, налоговых органов и их должностных лиц.
Прежде чем взимать тот или иной налог, государство в лице законодательных или представительных органов власти в законодательных актах должно определить элементы налога. Элементы налога - это принципы построения и организации налогов.

К элементам налога относятся:
• налогоплательщик
• объект налогообложения
• налоговая база
• единица обложения
• налоговые льготы
• налоговая ставка
• порядок исчисления
• налоговый оклад
• источник налога
• налоговый период
• порядок уплаты
• срок уплаты налога.
Каждый налог имеет самостоятельный и прямо названный в законе объект налогообложения. В статье 38 Налогового кодекса Российской Федерации дается понятие различных видов объекта налогообложения.
Под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации: вещи, включая, деньги и ценные бумаги, а также иное имущество.
Товаром признается любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации. Материальный или нематериальный объект может быть признан или не признан товаром. Так, находящиеся в собственности физического лица и используемое им для собственных нужд имущество (автомобиль) не является товаром, пока собственник имущества не изъявит в той или иной форме желание продать это имущество.
Работой признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.
Услуга - это деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, и которые (результаты) реализуются и потребляются в процессе этой деятельности.
Таким образом, услуга в отличие от работы не имеет материального выражения и не может быть реализована для последующего удовлетворения потребностей.
Для того чтобы исчислить налог, недостаточно определить ее объект, необходимо рассчитать налоговую базу. Она служит для количественного измерения объекта налога. Таким образом, налоговая база -это количественная оценка объекта налогообложения. Для ее получения необходимо выбрать единицу обложения - единицу измерения объекта налога. На практике используются денежные (рубли, экю) и натуральные (лошадиная сила) единицы обложения.
Исчисление налоговой базы может основываться на данных бухгалтерского учета, специальных налоговых регистрах, справок о доходах и других документов. Предприниматели исчисляют налоговую базу на основе данных учета доходов и расходов.
При обнаружении ошибок в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым периодам, в отчетном налоговом периоде производится перерасчет налоговых обязательств за период совершения ошибки.
Часто бывает, что налогом облагается не весь объект, а только часть его. Кроме того, некоторые виды деятельности или категории налогоплательщиков могут быть освобождены от уплаты налогов. Все это определяется налоговыми льготами. Налоговые льготы - предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор, либо уплачивать их в меньшем размере.
К основным налоговым льготам относятся:
• необлагаемый минимум - часть объекта налога, полностью освобождаемая от обложения
• налоговые вычеты
• изъятие из под обложения определенных частей объекта налога
• освобождение от уплаты налогов отдельных категорий плательщиков
• понижение ставок налога
• отсрочка взимания налогов.
При наличии соответствующих оснований налогоплательщик может воспользоваться предусмотренными законодательством о налогах и сборах льготами или отказаться от их использования, если эта возможность оговорена в законе.
Налоговая ставка - это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Различают процентные и твердые ставки. Процентные (адвалорные) ставки установлены в процентах к налоговой базе. Твердые (специфические) ставки устанавливаются в рублях (или других стоимостных единицах измерения) на единицу обложения. Процентные ставки установлены по налогу на добавленную стоимость, по налогу на доходы с физических лиц, по налогу на имущество предприятий и др. Твердые ставки установлены по налогу с владельцев транспортных средств, по акцизам и др.
Источник налога - это доход, из которого субъект уплачивает налог. По ряду налогов объект и источник налога могут совпадать.
Последние два элемента налога дают ему временную характеристику. Налоговый период - это календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база, и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговым периодом может быть квартал, месяц, год и др. Срок уплаты налога - это период времени, когда налог вносится в бюджет или внебюджетный фонд. Срок уплаты налога определяется календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.
Если налогоплательщик не уплатит налог в срок, то к нему применяются финансовые (пеня) и налоговые (штрафные) санкции.
Как правило, налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, установленных законодательными актами (НДС, акцизы, налог с продаж, налог на пользователей автомобильных дорог и т.д.).
Таким образом, в качестве основного порядка налоговое законодательство закрепило приоритет порядка «самообложения».
Обязанность по исчислению налога может быть возложена на налогового агента, который обязан исчислить сумму налога, подлежащую уплате за соответствующий налоговый период, рассчитав для этого налоговую базу и применив установленную законом налоговую ставку (налог на доходы физических лиц налог на прибыль предприятий и организаций в части доходов в виде дивидендов по ценным бумагам и доходов от долевого участия в деятельности других организаций налог на добавленную стоимость при аренде государственного или муниципального имущества и др.)
В ряде случаев законом установлено, что налоговый орган должен исчислить сумму налога (земельный налог, налог на имущество физических лиц). Тогда налоговый орган за 30 дней до наступления срока уплаты налога должен известить налогоплательщика о размере налога, налоговой базы и сроке уплаты.
• Порядок уплаты налога - это определенные приемы внесения суммы налога в соответствующий бюджет или во внебюджетный фонд.
Тема 4. Налоговая система Российской Федерации.
Классификация налогов в РФ
В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.
Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.
Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах.
При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.
Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.
Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.
Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов. Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах.
Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются НК РФ.
НК РФ устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 НК РФ, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.
Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в статьях 13 - 15 НК РФ.
К федеральным налогам и сборам относятся:
1) налог на добавленную стоимость
2) акцизы
3) налог на доходы физических лиц
4) налог на прибыль организаций
5) налог на добычу полезных ископаемых
6) водный налог
7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
8) государственная пошлина.
К региональным налогам относятся:
1) налог на имущество организаций
2) налог на игорный бизнес
3) транспортный налог.
К местным налогам относятся:
1) земельный налог
2) налог на имущество физических лиц.
К специальным налоговым режимам относятся:
1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)
3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
§ 1. Понятие налоговой льготы
РЕКЛАМА
Характеристика льгот в XIX — начале XX века
Еще в XIX веке, рассматривая закон всеобщности налогов Адама Смита, Д. ЛЬВОВ подчеркивал: так как государство существует для всех и всем оказывает покровительство своими учреждениями, то все и обязаны платить налоги. Освобождения от налога означают, что субъекты желают пользоваться государственными благами за счет других плательщиков (см. Курс финансового права. Составил Д. Львов. Казань, 1888, с. 287). Примечательно, что в древние века освобождение от налогообложегагя рассматривалось как ущемление прав. В Греции и Риме низший класс был освобожден от налогов, и поэтому его представители не были полноправными гражданами. По закону Солона теты были освобождены от налогов, и за это не имели права участвовать в отправлении государственных должностей. В Риме, по закону Сервия Туллия, шестой класс тоже не платил налогов и поэтому имел ничтожное значение в центу-ристских собраниях. В средние века обнаруживается противоположная тенденция, и основная тяжесть налогов ложится на неимущие классы, а имущие слои вообше не платили податей.
Заслуживает внимания подход ФРАНЧЕСКО НИТТИ к характеру налоговых льгот (см. Франческо Нитти. Основные начала финансовой науки. Москва, 1904, с. 300-301). Полемизируя с представителями немецкой школы, которые стояли на позиции минимального дохода, который необходим для поддержания существования и поэтому подлежит полному освобождению от налога, Ф. Нитти предлагал использовать льготы в нескольких случаях: а) по соображениям практической выгоды, когда налог все равно обойдут или он окажется не доходным б) по мотивам справедливости, когда мелкие плательщики не должны понижать свой уровень в) ради компенсации.
Определенная систематизация налоговых льгот предпринимается П. ТАРАСОВЫМ (см. П. Тарасов. Очерк науки финансового права. Ярославль, 1883, с. 555-556). Так, он делит исключения на постоянные и временные. Временные допускаются для несовершеннолетних, переселенцев, иностранцев, не проживающих постоянно в данном государстве и ограничивающихся только кратковременным пребыванием. Постоянные исключения допускаются:
171
для некоторых классов, которые вместо налогов отоывают
другие повинности
лица, освобожденные потомственно в награду за услуги, ока
занные государству:
глава государства, так как и он. и вся его деятельность при
надлежат государству
неимущие или малоимущие, так как при уплате налогов им
пришлось бы лишить себя всего необходимого:
все посланники (в силу экстерриториальности).
Понятие льготы
Несмотря на то что налоговые льготы относятся к факультативным признакам налога, эта проблема — одна из наиболее дискуссионных и наиболее часто затрагиваемых на практике. Основным значением льгот является уменьшение налогового давления на плательщика, характеризующегося определенными особенностями, по сравнению с общим налоговым обязательством. Реалнзо-вываться это может в уменьшении объекта, базы, суммы налога, отсрочки исполнения налогового обязательства. Через механизм льгот налоги реализуют регулирующую и стимулирующую функции, создавая заинтересованность плательщиков в определенных направлениях.
В проекте Налогового кодекса Российской Федерации «натоговой льготой признается предоставляемая налогоплательщику при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом налогового законодательства, возможность уменьшить подлежащую уплате сумму налога или сбора» (Налоговый кодекс Российской Федерации. Проект. М. 1996. с. 89). Такая формулировка представляется не совсем точной. Действительно, даже полное освобождение от конкретного натога только уменьшит общую сумму налоговых отчислений плательщика, но, во-первых, в данной норме речь идет о «налоге или сборе» (т.е. в единичном числе), а здесь возможно не уменьшение, а полное освобождение. И, во-вторых, можно представить плательщика, обязанного уплачивать один налог или сбор, от которого его освобождают полностью. Таким образом, нам представляется более точным использование термина «освобождение», а не «уменьшение». (См. Фшансове право. К. 995, с. 117). Льгота — освобождение (полное или частичное) плательщика налога, учитывающее его особенности, от уплаты налога. Здесь нам хотелось бы подчеркнуть три момента. Первое — льгота — это освобождение именно от уплаты, а не от обязательства уплаты. Ведь при отсрочке (рассрочке) обязательство уплаты налога остается, а освобождение (на определенное время) затрагивает лишь уплату
172
-налога, и по истечении определенного срока ооязательство подлежит реализации (налоговый кредит). Второе — освобождение возможно в двух объемах: полном — когда плательщик полностью освобождается от уплаты налога, и частичном — когда сокращается налоговое бремя за счет уменьшения объекта (предмета и т.д.) или рассрочки уплаты налога. И третье — когда речь идет об особенностях плательщика, они могут касаться как непосредственно черт, характеризующих его (инвалид 1 и II группы: ветеран Великой Отечественной войны предприятие с иностранной инвестицией), так и конкретный вид деятельности, которым он занимается (предприятие, производящее сельскохозяйственную продукцию предприятия, осуществляющие фрахт судов и т.д.).
Несколько схематичным представляется определение налоговой льготы В.И. Гуреевым: «Налоговая льгота — это установленная законом составная часть системы налогообложения, обеспечивающая финансово — экономическое стимулирование предпринимательской деятельности налогоплательщиков путем облегчения бремени налоговых обязанностей» (В.И. Гуреев. Налоговое право. М. 1995, с. 16). Во-первых, вряд ли речь может идти о льготе как составной части системы налогообложения, т.к. законодательствами под системой налогообложения понимаются несколько более широкие совокупности (налоги, сборы платежи принципы системы налогообложения: компетенция органов, устанавливающих и изменяющих налоговые платежи), льгота является элементом налогового механизма, налога, но вряд ли имеет смысл поднимать ее значение на такую высоту.
И, во-вторых, льгота не всегда направлена на «обеспечение финансово-экономического стимулирования предпринимательской деятельности плательщика». Через механизм льготирования возможно не только стимулирование предпринимательской деятельности, но и осуществление функций социальной защиты (освобождения для пенсионеров, инвалидов, ветеранов войны и т.д.).
Важно учитывать, что льготы являются альтернативой субсидиям, персональным дотациям и отдельным рычагам льготного кредитования. Именно поэтому здесь необходим системный подход, увязывающий эти рычаги в один комплекс. Анализ и регулирование их необходимо проводить в тесной взаимосвязи друг с другом, как дополняющих друг друга.
Практика законотворчества исходит из закрепления перечня льгот в соответствующем законодательном нормативном акте. Это обеспечивает гарантии для плательщика от ликвидации полученного преимущества на относительно длительный период времени. Однако необходимо также урегулировать и стоимостный объем
173
льгот, т.к. при утверждении оюджета законодательно устанавлнва-. • ются предельные размеры дотаций, субсидий, субвенций и величи-i на бюджетного дефицита, и при этом представляется вероятным, определить примерную сумму, которую можно отнести на льготы.
Уровни льготирования
Правовое регулирование налоговых льгот осуществляется на двух уровнях. Первый — налоговые законы, закрепляющие принципи-, альные исключения для определенных категорий плательщиков или-отраслей. Второй — подзаконные акты, осуществляющие тактические цели в отношении конкретных субъектов и решающие более узкие цели.
Весьма спорным является вопрос об отраслевом льготировании. Нередко в данном случае накладывается целая цепь льгот: в области бюджетного регулирования (через дотационные выплаты и т.д.) предоставление налоговых освобождений выделение льготных кредитов. В современных условиях это можно отнести к предприятиям агропромышленной сферы. Неоднозначность данного положения в том, что в этой ситуации нарушается принцип равенства налогообложения и происходит теневое перераспределение средств в интересах отдельных отраслей за счет других.
Очень важно закрепление категорического запрета по предоставлению индивидуальных налоговых льгот, т.к. в этом случае возможно законодательное закрепление дискриминации плательщиков. «Нормы налогового законодательства, определяющие основания, порядок и условия применения налоговых льгот, не могут носить индивидуального характера.
Не допускается устанавливать правовое основание для применения начоговой льготы таким образом, чтобы этой налоговой льготой мог воспользоваться только один налогоплательщик» (Налоговый кодекс Российской Федерации. Проект, М. 1996, с. 89).
Понятие и элемент налога
Понятие и элемент налога - раздел Юриспруденция, Введение В Настоящее Время Налоговый Кодекс Рф (Ранее Закон Рф "об Основах На.
Введение В настоящее время Налоговый кодекс РФ (ранее Закон РФ "Об основах налоговой системы в РФ"), предусматривает достаточно широкий комплекс обязанностей налогоплательщиков, главной из которых была и остается обязанность по полной и своевременной уплате налогов, которая закреплена на самом "высшем уровне" - в главном нормативном документе страны, в Конституции РФ. Так, в ст.57 Конституции РФ указано, что "каждый обязан платить законно установленные налоги". Из данной нормы следует, что налогоплательщик обязан платить лишь ЗАКОННО УСТАНОВЛЕННЫЕ налоги.
Анализ действующего законодательства, судебно-арбитражной практики, а также определений и постановлений Конституционного суда РФ позволяет говорить о том, что законность установления налога предполагает как минимум два основных условия, которым должен отвечать законно установленный налог, а именно: налог как конкретно-определенный обязательный взнос в бюджет и возможность его взимания должны быть предусмотрены законодательным актом, принятом и опубликованном в установленном порядке.
В данном законе должны быть определены основные характеристики данного налога и порядок его взимания - элементы налога.Если с первым условием все более или менее понятно, поскольку вопросы принятия и опубликования налоговых законов уже давно решены в теории и на практике и он не требует детального рассмотрения, то второе условие является относительно новым для Российского налогового права, а поэтому, на наш взгляд, недостаточно исследованным и разработанным. 1. Понятие «налога». Понятие "налог" может рассматриваться с двух позиций.
С первой, налог представляет собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст.8 Налогового кодекса РФ). Со второй, налог - это сложная система отношений, включающее в себя ряд составляющих.
Данная система отношений с правовой точки зрения включает в себя, прежде всего, отношения по установлению, введению и взиманию (исчислению и уплате) налогов как обязательных платежей в казну государства (вопросы осуществления налогового контроля и применения ответственности за налоговые нарушения правонарушения лежат за плоскостью понятия налог, однако составляют наряду с указанными выше отношениями предмет налогового права). Кроме того, ряд авторов, рассматривают налоги не только с правовых позиций и точки зрения экономики.
Так, по мнению некоторых ученых, налог представляет собой не только правовые отношения и экономическую категорию, но и общественно-политический, социальный институт, пучок функций, некую структуру.Иначе говоря, налог является комплексным экономико-правовым и общественным явлением и включает в себя совокупность определенных взаимодействующих составляющих, которые именуются в теории права как элементы (структура) налога, элементы налогового обязательства.
Каждый элемент налога имеет самостоятельное юридическое значение, что так или иначе нашло свое отражение в законодательстве или теории налогообложения, при этом, необходимо отметить, что выделение самостоятельных элементов обусловлено особой важностью налоговых отношений, затрагивающих материальные интересы налогоплательщиков, а к законодательным актам, на основании которых взыскиваются налоги, предъявляются повышенные требования.
Так, в п.6 ст.3 Налогового кодекса РФ указано, что "при установлении налогов должны быть определены ВСЕ ЭЛЕМЕНТЫ налогообложения.Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить". Согласно п.1 ст.17 Налогового кодекса РФ: "Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, а именно: объект налогообложения налоговая база налоговый период налоговая ставка порядок исчисления налога порядок и сроки уплаты налога". 2. Элементы налога. Налоговый кодекс РФ устанавливает следующие элементы, наличие которых является обязательным для установления конкретно-определенного налога, а именно: - объект налогообложения - налоговая база - налоговый период - налоговая ставка - порядок исчисления налога - порядок уплаты налога - сроки уплаты налога.
Только при наличии данных элементов налог будет считаться законно установленным и у налогоплательщика возникнет обязанность по его уплате отсутствие какого-либо элемента из вышеперечисленных означает, что налог не установлен, а следовательно, отсутствуют правовые основания для его взимания. Таким образом, после принятия и вступления в силу первой части Налогового кодекса РФ элементы налогообложения - выступили базовой правовой предпосылкой для определения обязанностей налогоплательщика в структуре налогового правоотношения.
Именно обязательное наличие в налоговой сфере первичного звена, изначально предопределяющего структуру налогового правоотношения, т.е. отношения, урегулированного нормами налогового права, является одной из самых ярких особенностей налогового права.
Необходимо отметить, что налоговое законодательство на различных этапах своего развития предусматривало и другие элементы налога, при наличии которых последний считался законно установленным.
Так, в соответствии с п.2 ст.11 Закона об основах налоговой системы: "В целях определения обязанностей налогоплательщика законодательные акты устанавливают и определяют: налогоплательщика (субъект налога) объект и источник налога единицу налогообложения налоговую ставку (норму налогового обложения) сроки уплаты налога бюджет или внебюджетный фонд, в который зачисляется налоговый оклад". Иначе говоря, данный нормативный акт содержал такие элементы налога, не предусмотренные законодательством в настоящее время, как источник налога, единицу налогообложения, налоговый оклад и бюджет или внебюджетный фонд, в который зачисляется налоговый оклад.
В то же время ст.11 указанного выше Закона не называла в качестве элементов налога налоговую базу, налоговый период, порядок исчисления налога и порядок уплаты налога.В данный момент можно выделить четыре основные требования, предъявляемых к законодательному акту по налогообложению, касающихся определения в нем элементов налога, при соблюдении которых налог будет считаться законно установленным: - в Законе должен быть указан круг плательщиков налога (сбора) согласно определенным критериями элемент налога - налогоплательщик - указано какие налоги (сборы) должен платить налогоплательщик элемент налога - объект налога, налогооблагаемая база, налоговый период и налоговая ставка - в законодательном акте должно быть закреплено, когда должен быть уплачен налог (сбор) элемент налога - срок уплаты налога - в каком порядке осуществляется уплаты налога элементы налога - порядок исчисления и уплаты налога.
В связи с тем, что элементы налога имеют разный правовой статус (одни обязательно должны быть предусмотрены в законодательном акте по налогам и сборам, другие нет), можно попытаться их классифицировать, и выделить три основные группы элементов, которые будут подробнее рассмотрены ниже. Первую группу составляют основные (обязательные) элементы налога, которые обязательно должны быть определены в законодательном акте при установлении налогового обязательства.
К ним относятся те элементы налога, которые перечислены в ст.17 Налогового кодекса РФ, а именно: - налогоплательщик.
Это сам участник налоговых правоотношений - плательщик налогов.Согласно ст.19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы.
В соответствии с п.2 указанной статьи налогоплательщиками в установленном порядке могут являться филиалы и иные обособленные подразделения Российских организаций. - объект налогообложения.В соответствии со ст.38 Налогового кодекса РФ объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. - налоговая база. Налоговая база (налогооблагаемая база) как элемент налога ранее, как уже отмечалось выше, не рассматривался законодательством в качестве такового, однако с введением в действие Налогового кодекса РФ определение данного элемента налогового обязательства в законодательном акте стало обязательным для установления налога. - налоговый период.
Для того чтобы обеспечить временную определенность существования налога, необходимо установить налоговый период, т.е. срок, в течение которого завершается процесс формирования налогооблагаемой базы и определяется размер налогового обязательства. - налоговая ставка.
Исчисление суммы налога невозможно без применения ставки налога - размера налога, приходящегося на единицу налогообложения.Ст.53 Налогового кодекса РФ определяет данный элемент налога как величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. - порядок исчисления налога. Порядок исчисления налога - совокупность определенных действий налогоплательщика по определению суммы налога, подлежащего уплате в бюджет за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. - порядок уплаты налога.
Для упорядочения процедуры внесения налога в бюджет устанавливается порядок уплаты налога, представляющий собой нормативно установленные способы и процедуры внесения налога в бюджет. - сроки уплаты налога.
Сроки уплаты налога - это дата или период, в течение которого налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет.Согласно ст.57 Кодекса сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.
Вторую группу составляют элементы налогов, которые не обязательны, но могут быть определены законодательным актом по налогам и сборам, так называемые, факультативные элементы. Данная группа на сегодняшний день представлена всего лишь одним элементом налога - налоговой льготой.Так, в соответствии с п.2 ст.17 Налогового кодекса РФ "в необходимых случаях при установлении в законодательном акте по налогам и сборам могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком". Под налоговой льготой в соответствии со ст.56 Налогового кодекса РФ понимается предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Третью группу элементов налогов составляют те элементы, которые не предусмотрены в обязательном порядке для установления налога, но так или иначе должны или присутствуют при установлении налогового обязательства - дополнительные элементы налога.
Наличие данной группы обусловлено тем, что данные элементы, хотя могут быть и не отражены в нормативном акте, устанавливающем тот или иной налог, но они, так или иначе, участвуют при установлении налога и при определении размера налогового обязательства и его уплате.Так, например, отсутствие в данном правовом акте указания на источник налога будет говорить не об отсутствии последнего, а лишь о том, что источником налога будет являться чистая прибыль и т.д. К данной группе элементов, в частности, относятся: - предмет налога.
Предмет налога представляет собой события, вещи и явления материального мира, которые обуславливают и предопределяют объект налогообложения (квартира, земельный участок, экономический эффект (выгода), товар, деньги). Сам по себе предмет налога не порождает налоговых последствий, в тот время как определенное юридическое состояние субъекта по отношению к предмету налога, есть основание для возникновения соответствующих налоговых обязательств. - масштаб налога.
Масштаб налога как элемент налога необходим для определения налогооблагаемой базы, и представляет собой определенную физическую характеристику или параметр измерения объекта налога, к примеру мощность автомобиля и др. - единица налога также необходима для установления налоговой базы и данный элемент тесно связан с масштабом налога. Единицей налога следует считать условную единицу принятого масштаба, используемую для количественного выражения налогооблагаемой базы. Например, при выборе в качестве масштаба для исчисления таможенной пошлины мощности автомобиля единицей налогообложения может являться лошадиная сила, при выборе для исчисления акцизов в качестве масштаба объема бензина единицей будет являться один литр (в других странах - галлон, баррель и т.д.). - источник налога.
Источник налога - это тот резерв, соответствующий экономический показатель, за счет которого производится уплата налога.
Например, прибыль, финансовый результат и т.д. - налоговый оклад. Сумма налога, причитающаяся взносу в бюджет, именуется налоговый оклад.Что касается внебюджетных фондов, то в настоящее время налоги могут зачислять только в пять государственных фондов: - Пенсионный фонд РФ - Фонд социального страхования РФ - Фонд обязательного медицинского страхования РФ - Государственный фонд занятости населения РФ - Дорожный фонд РФ. Заключение Налоговая система — один из главных элементов рыночной экономики.
Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.Можно сформулировать основные требования, предъявляемые к налоговой системе страны в настоящее время: • Равные доходы при равных условиях их получения должны облагаться одинаковым по величине налогом с разных доходов при разных условиях их получения должны взиматься разные налоги • Ставки налогообложения должны быть едиными для всех предприятий независимо от формы собственности и для всех граждан независимо от видов деятельности (при равенстве полученных доходов) • Система налогов должна быть комплексной, т.е. опираться на различные способы налогообложения (подоходное, поимущественное и т.п.) при умелом их сочетании • Стабильность и гибкость налоговой системы должны обеспечить своевременное воздействие на экономические интересы участников общественного производства • Единую налоговую ставку следует дополнить системой налоговых льгот, носящих целевой и адресный характер, действие этих льгот должно наступать автоматически при выполнении условии, установленных законом.
В новой налоговой системе, исходя из федерального устройства России в отличие от предыдущих лет, более четко разграничены права и ответственность соответствующих уровней управления (федерального и территориального) в вопросах налогообложения.
Введение местных налогов и сборов, как дополнение перечня действующих федеральных налогов, предусмотренное законодательством, позволило более полно учесть разнообразные местные потребности и виды доходов для местных бюджетов.
И все же новое налоговое законодательство не в полной мере подходит к новым условиям.Его основные недостатки следующие: излишняя уплотненность, запутанность, наличие большого количества льгот для различных категорий плательщиков, не стимулирующих рост эффективности производства, ускорение научно-технического прогресса, внедрение перспективных технологий или увеличение выпуска товаров народного потребления Действующее законодательство фактически закрыто по отношению к мировому, не стимулирует привлечение в народное хозяйство иностранных инвестиций.
Мировой опыт свидетельствует, что налоговое законодательство не застывшая схема, оно постоянно изменяется, приспосабливается к воспроизводственным процессам, рынку.
Список литературы: 1. Балабин В.И. Налоговое право: теория, практика споры. – М. Книжный мир, 2000 2. Гаврилова Т.В. О налоге не доходы физических лиц // Налоговый вестник, 2002, №12 3. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 4. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение. – М. Инфра, 2001 5. Налоги и налогообложение под ред. М.В. Романовского. – СП б: Питер, 2000 6. Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая М. Юрайт-М, 2001 7. Налоговый кодекс: правонарушение и ответственность. – М. ООО НПО Вычислительная математика и информатика, 2001 8. Черник Д.Г. Налоги и налогообложение. – М. Инфра 2001.
Развернуть
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Понятие и элемент налога
Что будем делать с полученным материалом:
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!