Налоговые льготы инновационным предприятиям
Инновационным предприятиям вернут налоговые льготы
Внимание к терминологии может быть вызвано подготовкой Кабмина к возвращению налоговых льгот для инновационных предприятий Правительство намерено расширить перечень предприятий, входящих в категорию инновационного производства.
В текст изменений в закон Об инновационной деятельности, разработанным Минобразования и науки предлагается уточнить понятие инновационное производство, детализировав его составляющие, передает "Коммерсантъ-Украина".
В частности, в ст. 1 закона вводятся определения предприятий, претендующих на статус инновационных: технополиса, центра трансферта технологий, инновационного бизнес-инкубатора. В их список добавлены и новые понятия - инновационно-технологический кластер, инновационный центр. Соответствующие изменения предполагается внести и в ст. 16 закона. В министерстве пояснили, что предлагаемые изменения приведут нормативную базу в соответствие с требованиями современной промышленности. Источник газеты в Минобразования сообщил, что по требованию представителей профильных министерств сейчас ведомство занимается уточнением количества предприятий, которые согласно новым определениям получат статус инновационных. В то же время, независимый эксперт Евгения Ахтырко считает, что возникшее сейчас внимание к терминологии вызвано подготовкой Кабмина к возвращению налоговых льгот для инновационных предприятий.
"Поддержка инновационных предприятий необходима, однако правительству нужны их четкие определения, чтобы не допустить злоупотреблений", - поясняет она. Глава комитета парламента по вопросам налоговой и таможенной политики Сергей Терехин отмечает, что в 2005 году были упразднены не все налоговые льготы - осталась плохо прописанная норма о предоставлении инновационного налогового кредита.
"После уточнения терминов, касающихся инновационной деятельности, возникнет вопрос о применении этой нормы", - говорит он. Источник: openbiz.com.ua
Налоговые льготы для инновационных стартапов
Автор: Владимир Мисюрак
Специальные требования, которые предъявляются к предприятию в соответствии с Законом Украины Об инновационной деятельности, усложняют финансовую поддержку IT-стартапов и других перспективных проектов.
Часто лица, которые реализуют прогрессивную бизнес-идею в сфере информационных технологий, не имеют специальных знаний и времени для регистрации инновационного проекта. Поэтому важное регулирующее значение приобретают налоговые льготы для субъектов предпринимательства, которые занимаются инновационной деятельностью.
Основным нормативно-правовым актом, который определяет порядок предоставления и применения льгот по налогам, является Налоговый кодекс Украины.
При этом, в Налоговом кодексе нет понятия инновационное предприятие и налоговые льготы определяются конкретным видом деятельности субъекта хозяйствования. В настоящее время, предприятия инновационной сферы, в зависимости от вида осуществляемой хозяйственной деятельности, могут получить льготы по НДС и налогу на прибыль, а в некоторых случаях и плате за землю.
В настоящее время Налоговый кодекс Украины предусматривает временную (до 01.01.2023 г.) льготу по НДС для операций по поставке программной продукции. К данной продукции относятся результаты компьютерного программирования, в т.ч. интернет-сайты и он-лайн сервисы. Следовательно, IT-стартап в данной инновационной сфере освобождается от уплаты НДС. Льгота по налогу на прибыль для субъектов индустрии программной продукции заключается в применении пониженной (5%) ставки. Следует отметить, что согласно Налоговому кодексу данный субъект должен быть зарегистрирован контролирующими органами в качестве плательщика, который использует особый порядок налогообложения. Для этого, СПД должен соответствовать определенным критериям на протяжении четырех последних отчетных периодов (кварталов), а именно:
- удельный вес доходов от осуществления хозяйственной деятельности по реализации товаров (работ, услуг) в индустрии программной продукции составляет не менее 70% всех полученных доходов
- первоначальная стоимость основных средств или нематериальных активов превышает 50 размеров минимальной заработной платы, установленной на 1 января отчетного (налогового) периода
- у субъекта хозяйствования отсутствует налоговая задолженность
- в отношении СПД не принято постановления о признании должника банкротом согласно Закону О восстановлении платежеспособности должника или признания его банкротом.
Для новых субъектов индустрии программной продукции, осуществляющих деятельность не менее двух полных отчетных кварталов до дня подачи заявления о регистрации в качестве плательщика, который использует особый порядок налогообложения, разрешается применять показатели хозяйственной деятельности за время фактического функционирования.
Особое внимание Налоговый кодекс уделяет видам деятельности, которые относятся к индустрии программной продукции и соответственно дают право на налоговые льготы. К таким видам относятся издание программного обеспечения компьютерное программирование, в том числе разработка баз данных и веб-сайтов консультирование по вопросам информатизации деятельность по управлению компьютерным оборудованием создание и внедрение информационно-технических комплексов, сетей и систем, созданных на основе информационных технологий обработка данных и размещение их на веб-узлах и связанная деятельность с базами данных. Соответственно, основные формы IT-стартапов, использующих современные информационные технологии, будут иметь льготы по налогу на прибыль.
Вместе с тем, некоторые нормы Налогового кодекса, определяют применение льгот в конкретных сферах деятельности, в которых могут работать стартапы. Например, от налогообложения НДС освобождены операции по импорту оборудования, которое действует за счет возобновляемых источников энергии и технических средств, которые используются для производства альтернативных видов топлива. Соответственно, если планируемый стартап будет действовать в данных сферах энергетики, то он, при осуществлении перечисленных выше операций, будет освобожден от начисления и уплаты НДС. От уплаты налога на прибыль освобождены СПД, которые осуществляют деятельность по производству биотоплива, электрической и тепловой энергии с использованием биотоплива.
Кроме того, для предприятий, которые производят электроэнергию из возобновляемых источников энергии, используется пониженная ставка платы за землю. Она составляет 25% стандартной ставки при условии, что на земельном участке расположены необходимые для выработки электроэнергии техника и оборудование.
Таким образом, льготное налогообложение зависит от конкретного вида инновационной деятельности.
Поскольку инновационные стартапы часто связаны с разработкой программного обеспечения, Вас также может заинтересовать наш материал о налоговых льготах в деятельности программистов .
Какие льготы получат инновационные предприятия?
В настоящее время Правительством РФ в дополнение к уже существующим механизмам стимулирования инновационных предприятий разрабатываются дополнительные меры, касающиеся применения пониженных тарифов на социальные страховые взносы на период 2011-2014 годов. Об этом сообщил вчера на форуме Русские инновации статс-секретарь - заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Станислав Наумов.
Он отметил, что, по мнению основного разработчика данного механизма - Минзравсоцразвития России, - под действие понижающих тарифов попадают:
организации, основным видом экономической деятельности которых является деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий (72 - код по классификатору видов экономической деятельности)
предприятия, расположенные в технико-внедренческих зонах
хозяйственные общества, созданные бюджетными научными учреждениями и высшими учебными заведениями, в соответствии с Федеральным законом от 24 августа 2009 года № 217-ФЗ.
В указанный список в части отраслевого перечня предприятий должны попасть предприятия, осуществляющие дизайн и проектирование микросхем.
Считаем, что указный перечень должен быть дополнен рядом инновационных компаний, осуществляющих научные исследования и разработки в области естественных и технических наук (код ОКВЭДа - 73.1), - заявил министр.
Он отметил, что сейчас в обществе ведется весьма обширная дискуссия о том, что это за предприятия и каковы критерии признания их инновационности.
По мнению С.Наумова, прежде всего необходимо понять, что рассматриваемая льгота эффективна только для тех предприятий, результативность деятельности которых не зависит существенным образом от сложных научных приборов и их качественных параметров, т.е. для чистых инноваторов, (для R&D, как обозначил их замминистра по-русски обычно в данном случае употребляется термин НИОКР - научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы).
Эта льгота, по его мнению, не должна относиться ни к институтам-гигантам, ни к РАН и ФГУП (они должны иметь лишь льготы по налогу на землю и имуществу), ни к предприятиям, осуществляющим выпуск инновационной товарной продукции, поскольку для них эта льгота тоже малозначительна. Они зарабатывают на производственной деятельности, для них важны льготы по инвестициям, таможенным условиям, а также государственная поддержка по продвижению товаров на рынке, - пояснил замминистра.
Таким образом, одним из критериев может стать ограничение основных фондов где-то на уровне 100 млн рублей, - отметил С.Наумов, пояснив, что такой критерий применяется для предприятий, переходящих на упрощенную систему налогообложения.
Кроме того, считает он, целесообразно ограничить общую численность работников такой компании до уровня 100 человек при условии, что соответствующий персонал занят исследованиями и разработками.
Высокодоходные исследовательские компании в данной льготе не нуждаются, поэтому можно было бы ограничить получателей такой льготы, если доходы компании за 9 месяцев не превышают 45 млн руб., - добавил замминистра.
Продолжая тему поддержки R&D, С.Наумов коснулся вопроса развития инфраструктуры данной деятельности. Отметив, что дискуссия по вопросу судьбы существующих технопарков и иннограда Сколково также вызывает массу вопросов, С.Наумов высказал мнение, что программа развития технопарков должна быть продолжена и поддержана, в том числе в целях формирования нормального конкурентного рынка в данной области.
Он обратил внимание на то, что существующие промышленные и технологические парки создавались и развиваются с учетом особенностей региональных экономик и в плотной привязке к их проблемам. В этой связи они пользуются значительными мерами поддержки региональных и местных властей, как по налоговым льготам, так и по формированию спроса на создаваемые инновации.
В этой же логике при поддержке Минпромторга осуществляется создание ИТ-парка Жигулевская долина в городе Тольятти Самарской области, - отметил замминистра. По его словам, в основе создания IT-парка лежит идея предоставления инфраструктуры, услуг и сервисов для организаций, а также развития высокотехнологичных продуктов и услуг, ускорения научных исследований, способствующих повышению конкурентоспособности и социально-экономическому развитию региона. Руководство Самарской области уже подписало предварительные соглашения о сотрудничестве с 11 потенциальными инвесторами, еще с шестью компаниями ведутся переговоры.
С.Наумов отметил, что специально в целях решения проблемы моногородов в конце прошлого года были внесены поправки в закон, которые позволяют создавать ОЭЗ без конкурса, по решению правительства.
IT-парк создается в Самарской области как мозг проектов развития новых производств, развитие которых предусматривается в особой экономической зоне. Таким образом, Тольяттинская особая экономическая зона станет способной превзойти идею Сколково, так как не имеет ограничений по развертыванию производств, - полагает С.Наумов.
Он высказал мнение, что в ближайшие 10-15 лет именно региональные технопарки будут востребованы и конкурентоспособны.
Что касается позиции Минпромторга РФ по иннограду в Сколково, то я прекрасно понимаю, что крупные корпорации не торопятся включаться в процесс, в том числе из-за отсутствия прозрачных условий получения доступа к инновациям, создаваемым в Сколково, - заявил С.Наумов. По его словам, это прежде всего связано с непониманием структуры предоставления льгот.
Как я уже говорил, льготы для R&D существенным образом отличаются от льгот для производственников, - отметил замминистра. - Мы это прекрасно поняли, создавая тандем Жигулевская долина - Тольятинская ОЭЗ.
В Сколково же, по его словам, этой логики нет. До сих пор не понятно, чем будет регулироваться спрос на инновации в Сколково, в том числе в разных экономических условиях.
Поэтому, по его словам, Минпромторг в целях обеспечения спроса Российских компаний на инновации, создаваемые в Сколково, предложил расширить практику предоставления инвестиционного налогового кредита на затраты, понесенные инвестором в целях освоения передовых технологий, создаваемых в иннограде.
Это полностью соответствует сложившейся мировой практике и нормам Российского законодательства, - заявил замминистра. Тем не менее Минэкономразвития оставило данную инициативу без внимания, - отметил он.
Кроме того, добавил С.Наумов, нам кажется, что инструмент налогового инвестиционного кредита должен быть предоставлен Российским компаниям, которые захотят не просто ознакомиться с инновационными решениями, которые будут создаваться в Сколково, но и будут внедрять их. Поэтому у Минпромторга есть предложение дать право на получение ивестиционных кредитов по внедрению инноваций не только компаниям, работающим непосредственно в Сколково, но и компаниям, которые будут партнерами резидентов Сколково.
С.Наумов также сообщил, что Россия собирается представить проект иннограда в Сколково уже в более четком и развернутом виде на выставке World Expo 2010 в Шанхае, во время Дня России, который пройдет 28 сентября.
С полным текстом выступления С.Наумова можно ознакомиться на официальном сайте Минпромторга РФ .
/ 6-Налоговые льготы для инновационного бизнеса
Налоговые льготы
для инновационного бизнеса
О. Г. Дмитриева,
д. э. н. депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
Н а фоне методичного роста доли сырьевых от раслей в Российской экономике заявления
нашего правительства о необходимости раз вития инновационной составляющей пока не прино сят ожидаемого результата. Для того чтобы благие на
мерения воплотились в реальные дела, необходимо принять ряд законопроектов. По инициативе груп
пы депутатов был разработан проект «Инновацион ная Россия», в который вошли новые законопроекты
и ряд поправок в действующее законодательство, не
обходимые для реализации этого масштабного госу дарственного проекта. Своевременное принятие но вого закона и поправок в действующее законодатель
ство даст импульс к развитию экономики нового ка
чества — экономики знаний.
Рассмотренные в данной статье законопроекты разрабатывались с учетом минимальных прямых за имствований из государственного бюджета, исходя из
того, что инновационные предприятия будут полу
чать косвенную поддержку государства — через на логовые преференции и льготы.
Предлагается внести изменения в статьи 256, 265
и 270 части второй Налогового кодекса Российской
Федерации в части освобождения от налогообложе
ния налогом на прибыль организаций средств и иму щества, переданных ими на финансирование научной деятельности для организаций науки и образования.
Действующие нормы налогового законодатель
ства Российской Федерации не способствуют безвоз
мездной передаче средств на научные исследования, разработки и образовательные цели, так как влекут негативные последствия по налогу на прибыль как для получающей, так и для передающей стороны. В
частности, согласно действующей редакции статьи
270 Налогового кодекса расходы налогоплательщи
ка в виде безвозмездно переданного имущества не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.
Решением данного вопроса могло бы стать создание некого аналога тех норм, которые до 01 января 2002 г. служили стимулятором осуществления благотво
рительной деятельности в рамках действовавшего Закона Российской Федерации «О налоге на прибыль
предприятий и организаций».
Предлагается изменить статью 241 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части
изменения ставок единого социального налога для организаций науки и инновационных предприятий, производящих выплаты физическим лицам. Для это
го включить в число работодателей налогоплатель
щиков научные организации и инновационные пред приятия, признаваемые таковыми в соответствии
с Федеральным законом от 23 августа 1996 г.
И. Д. Грачев,
к. ф.$м. н. председатель Национального совета по оценочной деятельности
№ 127–ФЗ «О науке и государственной научно тех нической политике».
С 1 января 2006 г. вступило в силу положение, предусматривающее для организаций и индивиду альных предпринимателей, имеющих статус резиден
та технико внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам,
работающим на территории технико внедренческой особой экономической зоны, ставку единого социаль ного налога в размере 14%. Однако подобное стиму
лирование инновационной деятельности способно решить задачу лишь в случаях создания новых пред приятий на новом месте. Вместе с тем важнейшей
задачей для развития инновационных отраслей яв
ляется сохранение сложившегося научно техничес кого потенциала, стимулирование расширения науч ной деятельности в созданных ранее научных орга низациях (в том числе и с государственным участи
ем), трансфера (передачи) технологий инновацион
ным предприятиям, не обязательно находящихся в технико внедренческих зонах. В условиях ограничен ных средств для финансирования научных исследо ваний, инновационной деятельности как со стороны
государства, так и со стороны коммерческого секто
ра снижение ставки единого социального налога для научных организаций и инновационных предприя тий будет способствовать увеличению доли оплаты труды в расходах на инновационную деятельность.
Последнее в свою очередь будет способствовать зак
реплению и привлечению высококвалифицирован ных кадров в инновационную сферу.
Вместе с тем, снижение ставки единого социаль ного налога не должно лишать работников, занятых
в научных организациях и инновационных предпри
ятиях, социального и обязательного медицинского
страхования. Поэтому законопроект предполагает сни жение ставки единого социального налога до 15,5% для
работодателей — научных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 г. №127–ФЗ «О науке и государствен
ной научно технической политике».
Учитывая, что уплату взносов на обязательное
пенсионное страхование эти лица будут произво дить в общем порядке (включая принятие уплачен ных сумм к вычету при исчислении ЕСН), общая
сумма единого социального налога, подлежащая уплате в бюджет, для них будет равна 1,5%, из ко торых 1% подлежит зачислению в фонд социаль
ного страхования, 0,1% — в федеральный фонд обя
зательного медицинского страхования, 0,4% — в территориальные фонды обязательного медицин
Налоговые льготы инвесторам.
Читайте также:
Налоговые или фискальные льготы – основные виды льгот, которые используются в практике разных стран мира. Очевидно, что эффективность инвестиционных стимулов часто считается спорным вопросом.
Для иностранного инвестора решение о вложении капитала зависит от целого ряда факторов, среди которых предоставление налоговых льгот не являются самыми важными. Решающее значение имеет наличие природных ресурсов, политическая и экономическая стабильность, транспарентность правовой и административной систем, адекватность институтов поддержки. Если эти факторы благоприятные и налоговая система страны отвечает международным стандартам, налоговые стимулы могут сыграть самую важную роль при принятии инвестором решения о вложении капитала.
Различают такие формы наиболее часто используемых налоговых льгот:
А) – налоговые каникулы
Б) – инвестиционные скидки
В) – налоговый кредит
Г) – ускоренная амортизация
Д) – инвестиционные субсидии
Е) – льготы непрямого налогообложения, в частности пониженные ставки пошлин.
А) Самые популярные налоговые льготы – налоговые каникулы – отсрочка от оплаты налога на протяжении нескольких лет, начиная с дня получения первой объявленной прибыли.
Срок и условия предоставления налоговых каникул разные в разных странах. Как правило, они предоставляются на срок от 2 до 10 лет.
Налоговые каникулы имеют такие преимущества:
- благоприятны для тех инвесторов, которые ожидают высокую прибыль и вкладывают капитал независимо от наличия или отсутствия подобных льгот
- обеспечивают высокие льготы с целью избегания налогообложения, т.к. компании, которые подлежат налогообложению, могут вести деятельность с освобождением от налогов благодаря применению трансфертных цен
- период действия налоговых каникул (хоть и формально ограниченный) может быть использованный с целью злоупотребления. В частности, инвесторы используют расширенные налоговые каникулы для выкупа вложенного капитала и его нового инвестирования, т.е. специально закрывают инвестиционный проект и осуществляют его новый пуск под другим названием, но в границах аналогичной собственности
- если срок налоговых каникул ограниченный, это стимулирует приплыв капитала в краткосрочные проекты, не настолько прибыльные для принимающей страны в сравнении с долгосрочными инвестиционными проектами. Последние могут стать прибыльными только до окончания срока каникул. Таким образом, налоговые каникулы практически не используются, даже если дальше ожидаются потери.
- доходы, которые поступают в бюджет, редко оказываются транспарентными, пока предприятия, которые имеют льготы в форме налоговых каникул, подают документы о своих доходах, в которых нередко завуалированы административные ресурсы (не приносят доходов).
Б),В) Инвестиционные скидки и налоговый кредит в сравнении с налоговыми каникулами имеют преимущества, т.к. оказываются более действенными инструментами для привлечения капитала в той или иной желаемой форме. Доходы от их применения имеют более транспарентный характер, их легче контролировать.
Самой простой и эффективной является система налогового кредита . Если сумма налогового кредита, предоставленного квалифицированному предприятию, определена, то она начисляется на специальный налоговый счёт. Компания, которая получила такую льготу, будет считаться обычным плательщиком налогов, и, таким образом, подлежать всем действующим правилам налогообложения, включая определение налогооблагаемой прибыли и требование документировать налоговые доходы. Единственное отличие такой компании состоит в том, что ответственность за налогообложение доходов будет оплачиваться за счёт кредитов, которые возвращаются с налогового счёта, пока сальдо баланса доводится до нуля.
После этого налоговый счёт закрывается на определённый период, а неиспользованные суммы налогового кредита можно использовать. Таким образом, информация о совокупном доходе не предоставляется, т.к. льготы на сверх любой уже использованный период времени практически действуют на протяжении всего срока. Если суммы налогового кредита, предоставленные приоритетным предприятиям, известны, то они могут быть включены в баланс затрат и подлежат такой же проверке, как и любые другие виды затрат, что определяет высокую степень транспарентности. Другими словами, налоговый кредит – это отчисления с налога на прибыль части инвестиционных затрат компании, возможно, с условием использования этого кредита для следующих капиталовложений.
Система инвестиционных скидок в форме снижения налоговых ставок применяется аналогично практике налогового кредита и имеет адекватный эффект. Единственное существенное отличие состоит в следующем. Если корпоративный налог имеет несколько ставок, то предоставленную сумму инвестиционной скидки стоит определять в абсолютном выражении, а не в форме налоговой ставки, в которой предоставляется скидка. В другом случае сумма предоставленного налогового кредита не будет зависеть от ставки налога.
Инвестиционная скидка может иметь форму скидки на истощение недр, предоставление которой приводит к уменьшению налогообложения прибыли сфер добывающей индустрии.
Ещё один вид инвестиционных скидок – уменьшение корпоративного налога на половину разницы между затратами на НДДКР (научные исследования и конструкторские разработки) текущего года и средними затратами на научные исследования двух предыдущих периодов, но с учётом повышения цен.
Можно выделить два недостатка инвестиционной скидки и налогового кредита:
- обе формы налоговых стимулов направлены на выбор краткосрочных капиталов, т.к. в дальнейшем предоставление инвестиционной скидки или налогового кредита будет возможным при каждом возобновлении активов
- приоритетные предприятия могут попробовать злоупотреблять спецификой рассмотренных форм налоговых стимулов путём купли-продажи тех же активов, чтобы требовать предоставления нескольких разновидностей инвестиционных скидок или налоговых кредитов, или выступая в роли агентов по купли для предприятий, которые не имеют статуса приоритетных. Таким образом, система гарантий должна быть построена так, чтобы уменьшить возможный риск неоднократного использования данной формы стимулов. Например, на основе определения минимального периода сохранения объёма активов, на протяжении которого предоставляются налоговые льготы. Любое сокращение периода требует от предприятия передачи налоговой власти пропорциональной суммарной доли инвестиционной скидки или налогового кредита, которые уже были использованы.
Г) Ускоренная амортизация – операция, в результате которой часть прибыли попадает в расходы производства и освобождается от налогообложения. Например, в Германии ежегодные нормы амортизации производственных сооружений составляет 10 % на протяжении четырёх лет службы, 5 % - на протяжении следующих 3 лет и по 2,5 % - на протяжении следующих восемнадцати лет. Наиболее льготные нормы амортизации действуют для основных активов отдельных секторов экономики: судов, самолётов, жилого фонда, основных фондов малого и среднего предприятия, госпиталей.
Если сравнивать с другими формами налоговых стимулов для привлечения иностранных инвестиций, ускоренная амортизация имеет два преимущества:
- обходится дешевле, чем доходы, от которых отказывались раньше, что частично покрывалось стоимостью последних лет действия активов.
- если ускоренная амортизация предоставляется на временной основе, то она может стимулировать на краткосрочный период роста капиталовложений, т.к. инвесторы, вероятно, вложат капитал, чтобы получить эффект в будущем.
Д) Инвестиционные субсидии – это разновидность инвестиционных скидок или налоговых кредитов, но предоставление их оказывается проблематичным, т.к. составляет риск для бюджета в плане доходных поступлений. Инвестиционные субсидии включают государственные расходы, главным образом в форме снижения налоговых ставок. Например, в Сингапуре субсидирование применяется относительно покрытия 30-50 % прямых расходов на развитие инноваций, на установленное количество работников, которые обучаются, в границах системы подготовки/переподготовки кадров за каждый день обучения.
Е) Стимулирование непрямых налогов – осуществляется в форме исключения из налогообложения НДС сырья и капиталоёмких товаров, а также введения системы условно беспошлинного ввоза. Льготы относительно непрямых налогов применяются для стимулирования экспорта и считаются наиболее приемлемой с правовой точки зрения практикой.
Другая форма – ликвидация или уменьшение ставок пошлины. Например, в Австралии для инвесторов действует беспошлинный импорт товаров, которые не производятся в стране, а также возврат пошлины, акцизов и налогов с продаж с импортных товаров, которые реэкспортируются после доработки.
По мнению многих экономистов, эффективность предоставления налоговых стимулов для привлечения иностранных инвестиций являются спорным вопросом. Наибольшее значение имеют разные меры: стабильность, транспарентность правовых и административных институтов поддержки, а также мер приведения национальной налоговой системы в соответствие с международными нормами. Не все формы налоговых льгот адекватны с тоски зрения эффективности и приемлемости на практике. Наибольшие сравнительные преимущества имеет ускоренная амортизация, немного уступает ей по своим конечным эффектам инвестиционные скидки и налоговый кредит. Наоборот, налоговые каникулы и инвестиционные субсидии наименее интересны. Стоит избегать применения стимулирования непрямого налогообложения.
Рис. 6.5. Типы свободных экономических зон
Рис. 6.6. Источники финансирования инновационной деятельности
Рис. 6.7. Изменение уставного фонда совместного предприятия, созданного как ООО или ОАО (ПАО, ЗАО)
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
СУДЬБУ ЛЬГОТ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ РЕШАЕТ КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД
Читайте также
Конституционный суд Украины приступил к рассмотрению обращений ряда совместных предприятий об официальном толковании положений статьи 58 Конституции Украины и отдельных статей законов «О налогообложении прибыли предприятий», «О режиме иностранного инвестирования», «Об иностранных инвестициях» и «О режиме иностранного инвестирования». Конституционные обращения подписаны целым рядом субъектов - в том числе предприятием «Мазда Моторс Украина», АО «Совместное предприятие «Правэкс-Брок», СП «Студія Лева». Краеугольным камнем является вопрос о льготах предприятий с иностранными инвестициями, созданных до 1 января 1995 года, то есть до вступления в законную силу закона «О налогообложении прибыли предприятий». Инвестиции, вложенные иностранными инвесторами из группы заявителей, составляют более полмиллиарда американских долларов.
Авторы обращений просят, в частности, дать разъяснения относительно государственных гарантий применения к предприятиям с иностранными инвестициями специального законодательства по вопросам уплаты налогов, действующего на момент внесения иностранной инвестиции. А также обратного действия во времени закона «О налогообложении прибыли предприятий» в части отмены льгот при налогообложении прибыли предприятий с иностранными инвестициями.
Насколько актуальным является решение данного вопроса, свидетельствует хотя бы тот факт, что всего на протяжении последних полутора лет в Конституционный суд поступило, кроме представлений от Кабинета министров и группы народных депутатов, около 50 обращений от предприятий с иностранными инвестициями, иностранных инвесторов о толковании законодательных актов, регулирующих режим иностранного инвестирования. Правда, 43 из них не соответствовали требованиям закона, поэтому не были приняты к рассмотрению.
Вопросы субъектов конституционного представления таковы. Действуют ли льготы относительно налогообложения прибыли предприятий с иностранными инвестициями, предусмотренные законом «О налогообложении прибыли предприятий» от 28 декабря 1994 года, после введения в действие его новой редакции (1 июля 1997 года)? Должны ли применяться сегодня налоговые, таможенные и другие льготы, установленные законом «Об иностранных инвестициях» (от 13 марта 1992 года), к предприятиям с иностранными инвестициями, созданным до вступления в силу декрета КМ от 20 мая 1993 года «О режиме иностранного инвестирования»? Должны ли применяться налоговые и другие льготы, предусмотренные этим декретом и другим специальным законодательством, к предприятиям, созданным до 1 января 1995 года (до вступления в законную силу закона «О налогообложении прибыли предприятий»)?
То есть имеет ли право иностранный инвестор требовать применения по отношению к иностранной инвестиции и формам ее осуществления специального законодательства, в том числе налогового и таможенного, действовавшего на момент регистрации иностранной инвестиции? По мнению заявителей, такие льготы должны действовать. В обосновании выделено три главных аргумента. Во-первых, государство дает гарантии стабильности условий осуществления инвестиционной деятельности (закон «Об инвестиционной деятельности» и ряд последующих законов предоставляют 10-летнюю гарантию применения специального законодательства относительно защиты иностранных инвестиций, действовавшего на момент их регистрации). По мнению заявителей, термин «специальное законодательство» включает в себя в полном объеме названые законы и декрет, а также другие нормы законодательства, регламентировавшие режим иностранного инвестирования. Поэтому, несмотря на то, что закон 1992 года, декрет КМ 1993 года и закон «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции 1994 года утратили силу, возможность их применения подтверждается статьей 5 постановления Верховной Рады от 19 марта 1996 года «О порядке введения в действие закона «О режиме иностранного инвестирования». Установленный порядок вступления в законную силу закона Украины от 22 мая «О внесении изменений в закон «О налогообложении прибыли предприятий» с 1 июля 1997 года не может применяться в отношении предприятий, которые ранее имели льготы относительно налога на прибыль. Поскольку это противоречит соответствующим нормам закона «О системе налогообложения», в соответствии с которым изменения и дополнения к законам по вопросам налогообложения, касающиеся льгот, должны вноситься не позднее чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного года, и они вступают в действие с начала нового бюджетного года.
Во-вторых, в соответствии со статьей 58 Конституции Украины, закон не имеет обратной силы во времени. То есть не распространяет своего действия на правоотношения, возникшие до его вступления в силу. Правда, эта норма находится в разделе «Права, свободы и обязанности гражданина». Но, по мнению заявителей, она распространяется и на юридических лиц.
В-третьих, защита инвестиций - это одно из обязательств, взятых Украиной, подписавшей и ратифицировавшей ряд международных договоров, в том числе соглашение «О содействии и взаимной защите инвестиций». В соответствии с положениями соглашений, Украина обязана придерживаться всех обязательств, взятых на себя относительно иностранных инвестиций.
Практика решения вопросов такого рода весьма противоречива, разнообразна и. показательна. Особенно как иллюстрация к поговорке о законе, который «что дышло». Иногда областные арбитражные суды удовлетворяли иски СП и иностранных инвесторов относительно применения к ним законодательства, действующего на момент внесения инвестиции. Причем в некоторых случаях коллегия Высшего арбитражного суда отменяла такие решения. С конца прошлого года практика Высшего арбитражного суда оставляет за предприятиями с иностранными инвестициями, в крайнем случае, налоговые льготы, предусмотренные законодательством, действующим на момент внесения инвестиций. Пример тому - решение арбитражного суда города Киева от 11 февраля нынешнего года по иску компании UMC («Украинская мобильная связь») к Государственной налоговой администрации в Московском районе столицы. В решении суда говорится: «Признать право СП «Украинская мобильная связь» как предприятия с иностранными инвестициями на льготу в уплате налога на прибыль в соответствии со статьей 32 закона «Об иностранных инвестициях» от 13.03.92 г. сроком на пять лет, то есть с 01.01.1995 года до 01.01.2000 года». Коллегия Высшего арбитражного суда оставила это решение в силе.
По просьбе КС, своими соображениями по поводу обсуждаемой проблемы поделились «заинтересованные» стороны. По мнению Президента Украины, отмена указанных льгот приводит к нарушению одной из основных государственных гарантий, определенных законом «О режиме иностранного инвестирования», национального режима инвестиционной и другой хозяйственной деятельности. В письме премьера отмечено, что изменения и дополнения, вносимые в законодательство, регулирующее вопросы иностранного инвестирования и налогообложения, были осуществлены с целью упорядочения предоставления льгот и увеличения доходной части бюджета.
Государственная налоговая администрация отметила в письме Конституционному суду, что она является одним из последовательных сторонников сохранения льгот, предусмотренных ранее действующим законодательством. Позиция ГНА такова. Должны действовать льготы, предусмотренные законом в редакции 1994 года, что не может иметь решающего значения для доходной части бюджета. А создание новых рабочих мест вследствие поступления инвестиций, как свидетельствуют расчеты аналитического отдела ГНА, обеспечивает поступления в государственный и местный бюджеты сумм, значительно превышающих поступления от других видов налогов. Правда, в более ранних ответах субъектам права на конституционное обращение ГНА и местные государственные налоговые администрации, по словам судьи-докладчика, придерживались диаметрально противоположной точки зрения. А именно: после введения в действие новой редакции закона «О налогообложении прибыли предприятий», предприятия с иностранными инвестициями являются налогоплательщиками на общих основаниях.
Как оказалось, ни Верховный суд Украины, ни Высший арбитражный суд не располагают обобщениями судебной практики по данному вопросу. Посему они предоставили отдельные судебные решения. В частности, решение Киевского районного суда города Харькова о широком толковании специального законодательства, поддержанное Верховным судом. По мнению ВС, под специальным законодательством следует понимать систему правовых норм из разных областей, определяющих правовой режим создания производственно-финансовой, внешнеэкономической и других видов деятельности. К таким нормам относятся и налоговое, и таможенное законодательство. Поскольку инвестиция - это не просто ценности, а ценности, вносимые с целью получения прибыли, то в понимании закона «Об иностранных инвестициях» государство гарантирует не только сохранение ценностей, внесенных в качестве инвестиций, но и создание определенного правового режима их функционирования.
Национальное агентство реконструкции и развития Украины, являющееся специализированным органом исполнительной власти именно по вопросам такого рода, призванное, в частности, вносить предложения относительно усовершенствования законодательства, «умыло руки», вообще отказавшись выразить свою позицию по данному вопросу. Мол, ввиду существования правовой коллизии, требующей толкования, считаем решение данного вопроса исключительно прерогативой Конституционного суда.
Документ. Налоговые льготы в связи с иностранными инвестициями: реанимация или компенсация?
Налоговые льготы в связи
с иностранными инвестициями: реанимация или компенсация?
Сейчас, когда развернулись дебаты вокруг вопроса о сохранении льготы по налогу на прибыль для предприятий с иностранными инвестициями, зарегистрированных до 01.01.95 г. и на прибыль, полученную при осуществлении иностранной инвестиции на основе договоров, заключенных до 01.01.95 г. перед иностранными инвесторами возникла проблема перспектив инвестирования в Украину. Эта проблема особенно актуальна для тех инвесторов, которые еще не внесли заявленные инвестиции в полном объеме. Инвесторы в настоящее время решают (или уже решили) для себя вопрос об отказе от дальнейшего инвестирования с тем, чтобы ограничиться уже внесенными вкладами. Такой отказ не дает оснований для применения санкций со стороны Украины как принимающего государства или для взыскания каких-либо обязательных платежей. Равным образом, не повлечет таких последствий репатриация инвестором части или всей внесенной инвестиции. Поскольку вывезти основные средства в натуре практически трудно, в случаях внесения инвестиций в такой форме иностранному инвестору проще реализовать их покупателям в Украине и репатриировать денежные средства либо закупленную на них экспортную продукцию. Это также не повлечет никаких санкций со стороны государства или взыскания каких-либо обязательных платежей, поскольку новый Закон "О режиме иностранного инвестирования" уже не содержит требования о возврате предприятием налогов, от которых оно было освобождено под условием неотчуждения "квалификационной" инвестиции. Исключением является случай, когда такая реализация осуществляется предприятием с иностранными инвестициями (а не инвестором), а предмет реализации составляет имущество, внесенное иностранным инвестором в качестве взноса в уставный фонд этого предприятия и зачисленное на баланс предприятия не ранее^ 3 лет с момента отчуждения. В данной ситуации предприятие должно будет уплатить таможенную пошлину, от которой оно было освобождено при ввозе имущества в Украину (ст. 18 Закона "О режиме иностранного инвестирования" от 19.03.96 г.). Инвесторы, по-видимому, попытаются воспользоваться вышеуказанными возможностями, и потому, что категория "квалификационной" иностранной инвестиции в уставный фонд предприятия в Законе от 19.03.96 г. уже не фигурирует, абсолютная сумма инвестиции значения не имеет, а достаточно лишь ее определенного удельного веса в уставном фонде предприятия - не менее 10% (ст.1 Закона от 19.03.96 г.). Что касается договоров о совместной деятельности, то здесь теперь вообще отсутствуют критерии объема.
Вместе с тем пока существует теоретическая вероятность официальной реанимации или нового признания налоговых льгот для предприятий и договоров о совместной деятельности с иностранными инвестициями, целесообразность отчуждения инвестиции или ее части остается под вопросом, поскольку льготы были "завязаны" на объеме инвестиции. Таким образом, о+ положительного или отрицательного решения вопроса о льготах зависит дальнейшее поведение иностранных инвесторов, т.е. будет ли вывезена из Украины значительная инвестиционная масса или она, по меньшей мере, останется, если не увеличится хотя бы до уровня уже заявленного (зарегистрированного) объема. Такая неопределенность не может продолжаться долго, поэтому необходимо искать выход из сложившейся ситуации, чтобы попытаться предотвратить откат инвестиций из Украины или хотя бы смягчить его последствия, когда инвесторы перестанут опасаться ответного коварного удара со стороны государства.
Суть вопроса, как известно, в следующем. Согласно ст.7.1 Закона "О налогообложении прибыли предприятий" в первоначальной редакции от 28.12.94 г. прибыль предприятий с иностранными инвестициями, зарегистрированных до вступления в силу Закона (т.е. до 01.01.95 г.), не облагалась налогом в течение 5 лет с момента внесения "квалификационной" инвестиции. "Квалификационная" иностранная инвестиция определялась ст.1 Декрета Кабинета Министров Украины от 20.05.93 г. "О режиме иностранного инвестирования" (не менее 20% уставного фонда и не менее 50 тыс. долларов США, а также другие варианты). Согласно ст. 7.2 Закона от 28.12.94 г. прибыль от хозяйственной деятельности, получаемая при осуществлении иностранной инвестиции на основе договоров о производственной кооперации, совместном производстве и других видах совместной инвестиционной деятельности без создания юридического лица, заключенных до вступления в силу Закона (т.е. до 01.01.95 г.), если такие договоры предусматривают осуществление иностранных инвестиций на территории Украины в объеме не менее 100 тыс. долларов США и в видах, определенных действующим законодательством, облагалась налогом в порядке, предусмотренном для налогообложения предприятий с иностранными инвестициями (т.е. не облагалась). Прибыль предприятий с иностранными инвестициями, зарегистрированных после вступления в силу Закона, или прибыль, полученная от осуществления иностранной инвестиции на основе договоров, заключенных после вступления в силу Закона, облагалась на общих основаниях. Новая редакция Закона "О налогообложении прибыли предприятий" (от 22.05.97 г. введена в действие с 01.07.97 г.) вышеуказанных льгот не предусматривает. В связи с этим вырисовываются два направления: попытаться реанимировать льготы либо компенсировать их отмену. Однако здесь можно определить несколько вариантов.
1. Ожидать результатов инициирования законопроекта, предусматривающего сохранение "старых" льгот. В частности, такая инициатива исходит от Кабинета Министров Украины, но она уже отклонялась Верховной Радой и не имеет гарантий положительного решения. К тому же, даже если решение по этой инициативе и будет принято, оно может оказаться половинчатым, так в процессе обсуждения инициативных законопроектов выдвигалось предложение не сохранять льготы тем предприятиям, в уставный фонд которых до 01.01.95 г. не была полностью внесена "квалификационная" инвестиция.
2. Ожидать решения Конституционного Суда Украины по направленным ему обращениям относительно продолжения действия льгот. Поданные к настоящему времени обращения содержат два подхода:
а) первый подход: признать неконституционным исключение из новой редакции Закона "О налогообложении прибыли предприятий" нормы, предусматривающей сохранение льгот для предприятий, зарегистрированных до 01.01.95 г. и договоров, заключенных до этой даты. Такой подход вряд ли перспективен, поскольку Верховная Рада не может быть ограничена в возможности исключить из закона любую норму
б) второй подход: признать, что эта норма, несмотря на ее отсутствие в новой редакции Закона, продолжает действовать. Однако в данном случае существуют разные точки зрения. Например, полагают, что эта норма продолжает действовать, поскольку Закон от 28.12.94 г. не отменен, а лишь изменена его редакция. Такая позиция малоубедительна, поскольку издание нормативного акта в новой редакции означает также утрату силы нормами, отсутствующими в тексте новой редакции. Другая позиция заключается в том, что как нормы формально отмененного акта, так и нормы, отсутствующие в новой редакции акта, продолжают действовать, поскольку эти нормы установили правоотношения длящегося характера. Эта позиция также имеет слабое место: может быть порожден прецедент, когда более поздним по дате издания законом нельзя прекратить правоотношения, порожденные ранее изданным законом. Поскольку законы равны по юридической силе (не учитывая Конституцию и международные договоры), нельзя одним законом ограничивать возможность принятия другого закона, в том числе отменяющего прежний. Ведь в таком случае появятся законы по юридической силе "более равные", чем другие.
Кстати, такой софистический подход к законотворчеству уже реализован в налоговых законах, например, ст. 11.4 Закона "О налоге на добавленную стоимость" от 03.04.97 г. установлено, что изменения в порядок обложения НДС могут вноситься только путем внесения изменений в этот Закон, т.е. Верховная Рада сама себе запретила на будущие времена принимать какие-либо другие законы по вопросам НДС. Действительно, у Верховной Рады неограниченный законотворческий суверенитет по ограничению того же суверенитета. Этой же ст. 11.4 она сама себе запретила принимать законы о ратификации международных договоров по вопросам НДС и, кроме того, поставила закон о ратификации международного договора на ступеньку ниже по юридической силе, чем Закон об НДС. Между тем п.2 ст. 17 Закона "О международных договорах Украины" от 22.12.93 г. предусмотрено, что если международным договором Украины, заключение которого осуществлено в форме закона, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Украины, применяются правила международного договора Украины. В данном случае приоритет одних законов над другими вытекает из Конституции Украины, которая устанавливает, что действующие международные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства Украины, а заключение международных договоров, противоречащих Конституции Украины, возможно только после внесения соответствующих изменений в Конституцию Украины (ст.9). Таким образом, закон о ратификации международного договора Украины может противоречить другим законам Украины независимо от того, приводятся ли они в соответствие с ним
в) третий подход: льготы продолжают действовать потому, что не могли быть отменены с 01.07.97 г. без отмены части пятой ст. 1 Закона "О системе налогообложения" (в редакции от 18.02.97 г.), которой установлено, что изменения в законы о налогообложении относительно льгот вносятся не позднее, чем за 6 месяцев до начала нового бюджетного года и вступают в силу с начала нового бюджетного года (в данном случае - с 01.01.98 г.), а Конституционному Суду остается только подтвердить это обстоятельство. Обращение такого рода в Конституционный Суд имеет, по-видимому, наилучшие шансы, хотя и не сулит радикального положительного решения вопроса.
3. Обратиться в Палату независимых экспертов при Президенте Украины как орган по внесудебному рассмотрению спорных инвестиционных вопросов (Указ Президента от 14.05.97 г. N 432). Решения жюри независимых экспертов, создаваемого Палатой для рассмотрения конкретного спора, ограничены рамками споров между иностранными инвесторами, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. В таком порядке может быть рассмотрен спор между инвестором и органами государственной налоговой администрации в случае применения принудительных мер, связанных с уплатой налогов. Решения Палаты экспертов носят рекомендательный характер, в частности, она вправе представить Президенту Украины или по его поручению органам исполнительной власти рекомендации по внесению изменений и дополнений в нормативные акты.
4. Обратиться в Специальную группу быстрого реагирования для содействия решению спорных вопросов, возникающих в процессе реализации инвестиционных проектов с участием американских компаний, действующих в рамках Украинско-американской межгосударственной комиссии, решения которой также имеют рекомендательный характер.
5. Обратиться за разрешением спора в порядке, установленном Конвенцией о защите прав и основных свобод человека 1950 года, ратифицированной Законом Украины от 17.07.97 г. Согласно Первому протоколу Конвенции: ". Каждое физическое или юридическое лицо имеет право владеть своим имуществом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в общественных интересах и на условиях, предусмотренных законом или общими принципами международного права". Это положение, согласно Протоколу, ". никоим образом не ограничивает право государства вводить такие законы, которые, по его мнению, необходимы для осуществления контроля за использованием имущества в соответствии с общими интересами или для обеспечения уплаты налогов или иных сборов и штрафов" (статья 1).
Вопрос о защите на основании статьи 1 Протокола может возбудить любое лицо путем подачи заявления на имя Генерального Секретаря Совета Европы о нарушении государством - участником Конвенции прав, изложенных в Конвенции, если это государство заявило о признании компетенции Европейской комиссии по правам человека (такое признание отражено в ст. 1 Закона Украины о ратификации Конвенции).
Источники:
www.bankman.com.ua, www.allventure.ru, www.studfiles.ru, studopedia.net, gazeta.zn.ua, consultant.parus.ua
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!