Льготы в таможенном законодательстве
Институт льгот в таможенном праве (финансовый аспект)
кандидат юридических наук, доцент, докторант кафедры финансового, банковского и таможенного права ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права»
В процессе осуществления финансовой деятельности субъектам внешней торговли и физическим лицам, перемещающим товары через таможенную границу Российской Федерации, могут быть предоставлены определенные таможенные льготы. Такие преимущества являются разновидностью правовых льгот, а последние представляют собой юридические средства, с помощью которых создается режим благоприятствования для удовлетворения интересов и потребностей субъектов[1].
Причина введения льгот — заинтересованность государства в активизации внешнеэкономических связей, эффективное осуществление торговой политики, выполнение международных обязательств. В целом институт льгот есть «одна из составляющих финансовой политики государства, серьезный фактор, влияющий на экономическое состояние налогоплательщиков и формирование бюджета»[2]. Льготы при обложении товара в таможенной и налоговой сферах широко используются «для воздействия на развитие экономики, ее структурную перестройку, для создания экономической и социальной инфраструктуры, оборонного строительства, смягчения социальной напряженности и борьбы с инфляцией»[3].
Не следует путать таможенные льготы с тарифными льготами. Первые могут быть связаны с различными институтами отрасли таможенного законодательства. Так, в соответствии со ст. 386 Таможенного кодекса РФ таможенному досмотру не подлежит личный багаж Президента РФ, в том числе прекратившего свои полномочия, и следующих вместе с ним членов его семьи. Такая льгота применяется в отношении личного багажа членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы, судей, неприкосновенных в соответствии с Российским законодательством, если все они пересекают границу в связи с исполнением служебных или депутатских обязанностей. В свою очередь тарифные льготы касаются только таможенного обложения и связаны с уплатой таможенных платежей.
В соответствии со ст. 34 Закона РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» (в ред. от 22.08.2004 далее — Закон о тарифе) эти льготы именуются тарифными льготами (тарифными преференциями). Они предоставляются на условиях взаимности или в одностороннем порядке в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу страны, исключительно по решению Правительства РФ. Такие льготы являются особыми (предпочтительными) и не распространяются на третьи страны. А.Д. Ершов отмечает, что финансовый смысл таможенных преференций состоит «в расширении внутреннего рынка метрополии за счет более слабого в экономическом отношении торгового партнера и усилении протекционизма по отношению к другим участникам международной торговли»[4]. Таким образом, преференция означает привилегию для отдельно взятого государства — участника внешней торговли, имеющего низкий уровень развития экономики.
В литературе встречаются различные понятия тарифных преференций. Так, С.В. Халипов понимает под ними «определенные преимущества, предусмотренные в области уплаты таможенной пошлины в зависимости от страны происхождения товаров»[5] и при этом ставит предоставление льготы в зависимость от «гражданства» товара. А.Н. Козырин подразумевает под преференцией «льготное налогообложение в связи со взиманием таможенной пошлины, ставка которой содержится в таможенном тарифе»[6]. При этом оба автора отмечают предоставление преимущества исключительно в области уплаты таможенной пошлины, а не других таможенных платежей. Однако льготы могут касаться и уплаты участниками экспортно-импортных операций косвенных налогов (НДС и акцизов). Учитывая, что такие освобождения также являются специальными преимуществами для субъектов внешней торговли, они носят название налоговых льгот, тогда как льготы по обложению таможенной пошлиной именуются тарифными преференциями.
Институт таможенных льгот имеет очевидное практическое значение и вызывает интерес прежде всего у граждан и организаций — субъектов таможенных правоотношений. На наш взгляд, нецелесообразно акцентировать внимание только на таможенных пошлинах — нужно учесть и льготы по другим видам платежей. Такую совокупность льгот предлагается назвать таможенными тарифно-налоговыми преференциями и понимать под ними преимущества в области уплаты таможенных платежей, предоставляемые субъектам внешнеэкономической деятельности при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации. Полагаем, что такие привилегии могут касаться не только размера таможенных платежей, но и способа их уплаты (например, предоставления отсрочки или рассрочки).
Согласно ст. 34 Закона о тарифе тарифные преференции могут предоставляться следующими способами:
· возврат ранее уплаченной пошлины
· освобождение от оплаты пошлиной
· снижение ставки пошлины
· установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.
Тарифные преференции не могут носить индивидуальный характер и должны предоставляться во всех случаях, кроме совершения деяний, носящих противоправный характер. На данное обстоятельство уже обращал внимание Высший арбитражный суд РФ, подчеркнувший невозможность лишения тарифных льгот при отсутствии доказательств нелегитимного поведения[7].
Возврат уплаченной таможенной пошлины, освобождение от обложения ею, а также снижение ставки допускаются при временном ввозе или временном вывозе товаров вывозе в составе комплектных поставок для сооружения объектов инвестиционного сотрудничества за рубежом в рамках межправительственных соглашений вывозе в пределах объемов поставок на экспорт для федеральных государственных нужд ввозе в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий. Постановлением Правительства РФ от 14.10.2003 № 626 (в ред. от 07.08.2004) регламентирован перечень товаров и оборудования, освобождаемых от обложения таможенной пошлиной. Таким образом, нормами таможенного законодательства устанавливаются льготы по обложению таможенной пошлиной в отношении иностранных инвесторов. Мы разделяем позицию В.Е. Кузнеченковой о целесообразности предоставления налоговых льгот такой категории субъектов, причем не только иностранных, но и Российских, — с тем чтобы «реально защитить инвесторов от неблагоприятных изменений в законодательстве»[8]. Для оперативного привлечения капиталовложений из-за рубежа в реальный сектор экономики необходимо ускорить принятие законодательных актов, определяющих порядок установления и применения так называемых поощрительных пошлин, которые будут использоваться в отношении товаров инвестиционного назначения, ввозимых на таможенную территорию России в рамках соответствующих инвестиционных соглашений. Создание благоприятного инвестиционного климата — одна из важных задач государства в сфере реализации направлений налоговой и таможенной политики.
Законодателем в ст. 319 Таможенного кодекса РФ установлены случаи, когда таможенные пошлины и налоги не взимаются. Это относится к товарам:
· которые не подлежат обложению таможенными пошлинами и налогами (так, на территорию России беспошлинно ввозятся некоторые лекарственные средства, печатные издания, хлопковое волокно)
· по которым предоставлены льготы в виде условного полного освобождения от их уплаты (оно может быть предусмотрено либо избранным таможенным режимом, либо предназначением товара)
· стоимость которых не превышает минимальной облагаемой пошлинами и налогами (данное правило введено с учетом требования Киотской конвенции). На территории России такая льгота возможна, если в течение одной недели от одного отправителя одному получателю поступает товар, общая таможенная стоимость которого не превышает 5000 руб.
· обращенным в федеральную собственность. Данное обстоятельство возможно при применении субъектами таможенного режима отказа в пользу государства, а также в случае конфискации товара или обращения взыскания на товар, представляемый в качестве залога
· которые до выпуска в свободное обращение и при отсутствии каких-либо нарушений со стороны субъекта оказались уничтоженными или безвозвратно утерянными в силу действия обстоятельств непреодолимой силы либо в силу естественного износа или убыли.
Снижение ставки таможенной пошлины тесно связано с определением страны происхождения товаров. Согласно п. 2 ст. 29 Таможенного кодекса РФ страна происхождения товаров определяется в целях применения тарифных преференций. Льготные условия выражаются в создании режима наибольшего благоприятствования, значение которого в области международной торговли «настолько велико, что без его установления и соблюдения практически невозможны нормальные торговые отношения между соответствующими странами»[9]. Многие десятилетия такой режим выступает важнейшим юридическим инструментом эффективного взаимодействия государств. Применение данного режима в международных экономических отношениях стало практически универсальным. Благодаря ему устанавливается равенство самых широких прав и возможностей партнеров по сотрудничеству и создаются наиболее справедливые условия для международной торговли.
Режим наибольшего благоприятствования подразумевает выполнение развитыми странами обязательств по предоставлению развивающимся странам невзаимных таможенных преференций в виде отмены таможенных пошлин на все виды экспортной продукции. Совокупность таких обязательств получила название Общей системы преференций, которая была принята в 1968 году на второй сессии ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию). Ее фундаментом выступают принципы односторонности уступок и недопущения внутренней дискриминации.
Основным фактором концепции Общей системы преференций являются правила определения страны происхождения товаров, благодаря которым ввоз товаров на льготных условиях гарантируется только странам, пользующимся льготным режимом. Причем распространяется он только на товары, определяемые национальным законодательством страны. Получателями (бенефициарами) преференций является большинство развивающихся стран, в том числе и Россия.
Снижение уровня ставок таможенных пошлин применяется в отношении товаров из развивающихся стран (пользователей преференцией) и выражается в установлении ставок в размере 75% от базовой таможенной пошлины. К таким государствам, в частности, относятся Болгария, Индия, Китай, Монголия, Турция (всего более 100 стран мира). Если же товар происходит из наименее развитых стран (48 государств), ставки ввозных таможенных пошлин не применяются вообще.
Установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара является одной из форм таможенных тарифно-налоговых льгот. Это количественное или стоимостное ограничение на перемещение отдельного вида товара. Все, что перемещается в пределах квоты, разрешается и даже поощряется. Ввоз или вывоз сверх установленного ограничения либо запрещается, либо облагается повышенной таможенной пошлиной. В отличие от обычного квотирования, содержанием тарифных квот является введение ставки таможенной пошлины на перемещение товара в пределах установленного лимита. Например, в 2000 году Правительством РФ была введена льгота в виде беспошлинного ввоза на территорию России сахара, произведенного в Белоруссии. Стоимостная квота при этом составила 175 тыс. т[10].
Следует отметить, что условием действия отдельных таможенных режимов выступает и предоставление определенных преференций. Для наглядного их выражения мы составили таблицу с перечнем льгот, применяемых в тех или иных режимах.
Таможенные тарифно-налоговые льготы распространяются и на физических лиц: сумма беспошлинного ввоза товаров не должна превышать 65 тыс. руб. а вес — 50 кг (ст. 282 ТК РФ). Если ввозимый товар имеет большую стоимость (но не превышающую 650 тыс. руб.) и вес более 50 кг (но менее 200 кг), превышение норматива будет облагаться платежом в размере 30% таможенной стоимости, но не менее 4 евро за 1 кг[11]. Полное освобождение от уплаты таможенных платежей применяется и в отношении ввозимых физическими лицами культурных ценностей при условии их письменного декларирования и специальной регистрации. Следует отметить, что такие льготы в международной практике традиционно предоставляются туристам.
Отдельными преимуществами в области таможенного дела пользуются и индивидуальные субъекты, обладающие особой правосубъектностью. Так, беженцы и вынужденные переселенцы, равно как и лица, переселяющиеся в Россию на постоянное место жительства из иностранных государств, могут ввозить товары, бывшие в употреблении и приобретенные ими до въезда на территорию страны, без ограничения общей стоимости и независимо от веса товара. Иностранные физические лица полностью освобождаются от уплаты таможенных платежей в отношении товаров и транспортных средств, временно ввозимых ими на территорию России и предназначенных исключительно для личного пользования в этот период.
Проведенный анализ льгот, предоставляемых субъектам в области уплаты таможенных платежей, позволяет нам провести их классификацию по различным критериям.
По субъектам они могут предоставляться физическим и юридическим лицам.
По видам платежей они могут быть тарифными (касаться уплаты таможенной пошлины) и налоговыми (применяться в отношении НДС и акцизов).
В зависимости от объекта таможенные тарифно-налоговые преференции могут относиться к следующим категориям:
1) товар (если он не облагается таможенными платежами), а также его стоимость или состояние
2) таможенный режим (если предусматривается льготное обложение)
3) государство (если оно пользуется преференциальным режимом)
4) субъект (если он вправе пользоваться льготами).
В зависимости от формы предоставления таможенные тарифно-налоговые льготы используются в следующих обстоятельствах:
· возврат таможенных платежей, включая возмещение налогов из бюджета
· освобождение от уплаты таможенных платежей (полное или частичное)
· снижение уровня ставок таможенных платежей
· установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара
· изменение срока уплаты таможенных платежей.
По юридическим основаниям таможенные тарифно-налоговые льготы предоставляются по положениям международного договора, Налогового кодекса РФ, Таможенного кодекса РФ, Закона о тарифе, подзаконных нормативных актов. При этом правовые основы могут сочетаться между собой.
Институт тарифных преференций характерен для отрасли таможенного законодательства и других государств. Так, в Китае при установлении таможенных пошлин применяются два вида ставок: общие и льготные. Если товар ввозится из стран или районов, не имеющих с данным государством соглашений о взаимном благоприятствовании, таможенное обложение происходит в общем порядке. В противном случае применяются льготные ставки[12].
В Великобритании помимо некоторых категорий товаров не подлежит таможенному обложению и ряд услуг. В их числе — услуги, предоставляемые определенными лицами, организующими международные проекты по защите (обороне)[13]. В Европейском Сообществе требование льготной пошлины должно сопровождаться доказательством, в качестве которого выступает сертификат или другой коммерческий документ из страны-экспортера. С целью предотвращения злоупотреблений в данной сфере предпринимаются соответствующие меры контроля. В случае выявления нарушений субъектом уплачивается дополнительная пошлина, а в особо серьезных случаях может последовать более суровое наказание. Нужно отметить, что Евросоюз предоставляет льготы по таможенному обложению в отношении большого числа видов ввозимых товаров.
Обсуждаемое в последнее время предложение тотальной ликвидации льгот (она уже состоялась в отношении отдельных категорий граждан, по нашему мнению — наиболее социально незащищенных) не поддерживается нами в полной мере. Злоупотребление льготами не должно дискредитировать права субъекта воспользоваться преимуществами в тех случаях, когда это признано целесообразным. Кроме того, ликвидация льгот как института, на наш взгляд, превратит налоги и иные обязательные платежи только в фискальный инструмент, что недопустимо.
Библиография
1 См. Морозова И.С. Правовые льготы: Учеб. пособие / Под ред. А.В. Малько. — Саратов, 2004. С. 6.
2 Зарипов В.М. Правовое регулирование налоговых льгот: постановка проблемы // В кн. Российское правовое государство: итоги формирования и перспективы развития: Мат. науч.-практ. конф. В 5 ч. Ч. 4: Финансовое право / Под ред. Ю.Н. Старилова. — Воронеж, 2004. С. 41.
3 Титова М.В. Проблемы правового регулирования налоговых льгот на современном этапе // Правоведение. 2002. № 5. С. 99.
4 Ершов А.Д. Международные экономические отношения. — СПб. 2000. С. 64.
5 Халипов С.В. Таможенное право: Учеб. — М. 2004. С. 116.
6 Козырин А.Н. Комментарий к Закону Российской Федерации «О таможенном тарифе». — М. 2001. С. 196.
7 См. Извлечение из обзора арбитражной практики ВАС РФ // Вестник ВАС РФ. 2001. № 3.
8 Кузнеченкова В.Е. Налоговые льготы как элемент правового статуса иностранных юридических лиц // Финансовое право (Спец. вып. к юбилею каф. фин. права и бух. учета МГЮА). 2004. С. 49.
9 Усенко Е.Т. Принцип недискриминации и принцип наибольшего благоприятствования в международных отношени-ях // Внешняя торговля. 1960. № 7. С. 20.
10 См. Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 № 1057.
11 См. п. 5 Постановления Правительства РФ от 29.11.2003 № 718.
12 См. Шепенко Р.А. Правовое регулирование налогообложения в Китайской Народной Республике. — М. 2001. С. 162—163.
13 См. Tiley & Collison's. UK Tax Guide. 1999—2000. P. 2527.
Поделитесь статьей с друзьями:
Таможенные льготы по действующему законодательству
В Таможенном кодексе Российской Федерации (далее - ТК РФ), равно как и в других документах, содержащих нормы таможенного права. общего определения таможенным льготам не дано.
Отдельные упоминания о таможенных льготах встречаются в связи с уплатой таможенных пошлин, налогов вообще (пункт 3 ст. 131 ТК РФ ) и освобождениями от уплаты таможенной пошлины, в частности (ст. 37 Закона РФ О таможенном тарифе).
Вместе с тем содержание таможенных льгот не ограничивается только преимуществами по освобождению от уплаты таможенных пошлин, налогов или применением сниженных ставок таможенных пошлин.
Таможенное законодательство предусматривает также предоставление преимуществ, обусловленных:
Таким образом, таможенные платежи, таможенное оформление и таможенный контроль товаров и транспортных средств это исчерпывающий перечень таможенно-правовых институтов, в которых встречаются конкретные виды таможенных льгот.
Иные упоминания о существующих преимуществах в области таможенного регулирования внешнеторгового товарооборота являются лишь частностями или отдельными критериями предоставляемых законодательством таможенных льгот.
Такими критериями могут выступать, например, страна происхождения товаров, таможенный режим или специальная таможенная процедура.
На практике таможенные льготы могут проявлять себя не только по отдельности (в конкретных таможенно-правовых институтах), но и одновременно, например, при освобождении от таможенного досмотра международных почтовых отправлений, стоимость которых не предполагает уплату ввозных таможенных платежей.
Однако более ясное понимание сущности таможенных льгот можно получить, обратившись к каждой относительно самостоятельной группе предоставляемых преимуществ, а также основаниям их предоставления и некоторым процедурным требованиям, позволяющим реализовать соответствующие правовые возможности.
Льготы в области таможенного оформления товаров
Таможенное оформление содержит ряд преимуществ, отличных от общих требований выполнения таможенных операций и процедур. Так, например, статьей 67 ТК РФ Первоочередной порядок таможенного оформления предусматриваются упрощения, которые предоставляются в зависимости от:
Поскольку перечень товаров, подпадающих под льготный порядок таможенного оформления, остается открытым, сюда же можно отнести, например, грузы гуманитарной помощи (Постановление Правительства РФ от 4 декабря 1999 г. № 1335 Об утверждении порядка оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации.) и ряд других товаров.
Как правило, результатом предоставляемых таможенных льгот при таможенном оформлении товаров является уменьшение количества требуемых таможенными органами документов и сведений, и, как следствие, сокращение времени прохождения всех таможенных формальностей.
В статье 68 ТК РФ Специальные упрощенные процедуры таможенного оформления для отдельных лиц речь идет также о льготах в области таможенного оформления, но предоставляемых уже в отношении отдельных лиц. То есть имеет место субъектный критерий предоставления таможенных льгот.
Лица, претендующие на получение определенных преимуществ по таможенному оформлению товаров должны одновременно отвечать следующим требованиям:
- Не иметь на день обращения в таможенный орган о применении в отношении их специальных упрощенных процедур вступивших в силу и неисполненных постановлений по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела и не считающихся подвергнутыми административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями
Таким образом, исполнение постановления по делу об административном правонарушении в области таможенного дела (нарушении таможенных правил) снимает (для целей предоставления льгот) факт привлечения к ответственности.
Исключение составляют случаи привлечения к ответственности по статьям
16.2, 16.7, частью 1 статьи 16.9, частью 3 статьи 16.12, статьей 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, когда учитывается годовая давность привлечения к административной ответственности (см. ст. 4.6 КоАП РФ).
- Вести систему учета своей коммерческой документации способом, позволяющим таможенным органам сопоставлять сведения, содержащиеся в ней, и сведения, представленные таможенным органам при производстве таможенного оформления товаров.
Заявитель должен вести систему учета коммерческой документации не позднее дня начала применения специальных упрощенных процедур.
Система учета коммерческой документации должна содержать полученные из коммерческих, таможенных или иных документов сведения о внешнеэкономической сделке, включая сведения о товарах, являющихся предметами указанной сделки и содержащихся в каждой товарной партии, а также сведения о последующих операциях с указанными товарами, независимо от наличия или отсутствия у заявителя права собственности на эти товары.
В системе учета коммерческой документации отдельно должны содержаться сведения о товарах. которые декларируются:
- Осуществлять внешнеэкономическую деятельность не менее трех лет.
Трехлетний срок объясняется попыткой исключения из числа претендентов на получение прав по применению упрощенных процедур таможенного оформления товаров лиц, созданных для осуществления одной - двух внешнеторговых сделок, то есть так называемых фирм однодневок.
Для подтверждения факта осуществления внешнеэкономической деятельности не менее трех лет может быть представлен любой документ (документы), например, таможенная декларация, платежные и расчетные документы по исполнению внешнеторгового договора, документы из досье по паспорту сделки и другие документы.
Выполнение перечисленных требований позволит Федеральной таможенной службе отнести участников внешнеэкономической деятельности к числу добросовестных участников ВЭД и установить для них конкретные специальные упрощенные процедуры таможенного оформления.
Предоставляемые преимущества используются при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и заключаются, например, в возможности:
В соответствии с Приложением 1 к Порядку установления специальных упрощенных процедур таможенного оформления для отдельных лиц могут устанавливаться следующие специальные упрощенные процедуры:
Заинтересованное лицо (Заявитель) вправе выбрать для таможенного оформления своих товаров одну или несколько специальных упрощенных процедур.
Заявление на установление специальных упрощенных процедур может быть подано Заявителем:
К сожалению, на практике воспользоваться льготами по таможенному оформлению товаров либо иными особенностями совершения таможенных операций, не отнесенных законом к упрощенным процедурам таможенного оформления, не всегда представляется возможным.
Причин тому несколько:
- Несовершенство отдельных положений Таможенного кодекса РФ . Например, осуществление внешнеэкономической деятельность не менее трех лет для лиц, претендующих на применение упрощенного порядка таможенного оформления товаров не учитывает:
- количества совершенных внешнеторговых операций (поставок товаров)
- сумм своевременно уплаченных таможенных платежей, в том числе наличие авансовых денежных средств, внесенных предварительно с целью своевременного поступления таможенных платежей на счет таможенного органа
- случаев реорганизации участника ВЭД, осуществляющего внешнеэкономическую деятельность более трех лет.
- Отсутствие в таможенных органах надлежащей материальной базы . Например, для принятия электронных таможенных деклараций (декларирование товаров в электронной форме).
- Недостаточное знание таможенного законодательства и как следствие, нежелание воспользоваться новыми способами таможенного оформления товаров.
Льготы в таможенном законодательстве
13.10.2008 6412
ЛЬГОТЫ В ТАМОЖЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
О.Ю. БАКАЕВА, И.С. КОЧУБЕЙ
Бакаева Ольга Юрьевна, заведующая кафедрой публичного права Саратовского государственного социально-экономического университета. Доктор юридических наук, профессор. Специалист по таможенному праву.
Кочубей Иван Сергеевич, аспирант Саратовского государственного социально-экономического университета.
Правовое регулирование тех или иных отношений, возникающих и функционирующих в обществе, осуществляется в рамках политических приоритетов, вырабатываемых публичной властью. В области таможенного дела первостепенной задачей государства выступает развитие внешнеторговых отношений, активизация международного товарообмена, расширение возможностей для сбыта отечественной продукции. Продуманные, обоснованные политические установки в большинстве случаев приводят к развитию экономически выгодного производства, процветанию государства, повышению благосостояния его граждан.
Наряду с таможенно-тарифным и нетарифным регулированием внешнеторговой деятельности, а также широким спектром таможенных процедур действенным инструментом государственного воздействия на отношения, складывающиеся в процессе перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, являются льготы. При этом данный институт, как никакой другой в таможенном праве, учитывает в большей степени частные интересы и востребован хозяйствующими субъектами в целях минимизации потерь при взаимоотношениях с таможенными органами.
В Таможенном кодексе РФ (далее - ТК РФ) понятие таможенных льгот не содержится, однако в некоторых его нормах присутствуют упоминания о возможности применения льготного порядка либо об условиях предоставления льгот. Данный нормативный акт оперирует исключительно термином льготы , не употребляя смежных с данной категорией понятий преимуществ, иммунитетов, стимулов, поощрений и пр. Полагаем, что не будет ошибкой объединить их общим определением льготы и понимать под ними преимущества, установленные законодательством и применяемые в процессе функционирования отношений по перемещению через таможенную границу товаров и транспортных средств.
В соответствии со ст. 34 Закона РФ О таможенном тарифе эти льготы именуются тарифными либо тарифными преференциями. Однако они являются разновидностью широкого спектра преимуществ в области таможенного дела, которые, помимо льгот по уплате таможенных платежей, могут касаться осуществления таможенного оформления и производства таможенного контроля.
При классификации таможенных льгот следует учесть, что они могут предоставляться различным субъектам: физическим лицам (при перемещении ими товаров не для коммерческой деятельности) беженцам или вынужденным переселенцам дипломатическим, консульским и иным представительствам, а также их сотрудникам юридическим лицам (при наличии оснований, установленных законом) государствам (в соответствии с международными соглашениями).
Кроме того, по времени действия льготы могут быть постоянными (бессрочными ) и временными (устанавливаемыми на определенный срок). В отношении физических лиц, перемещающих товары для личного пользования в пределах установленных количественных и стоимостных ограничений, льготы применяются на постоянной основе. Установление льгот на определенный период времени характерно, например, для некоторых таможенных режимов. Например, товар может храниться на таможенном складе без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, как правило, не более трех лет (ст. ст. 216, 218 ТК РФ). Это значит, что льготы в данном случае будут действовать лишь в течение этого срока.
Введение льгот временного характера может быть продиктовано мероприятиями по реализации каких-либо государственных программ, которые, как правило, рассчитаны на определенный период. Так, Постановлением Правительства РФ были установлены льготы, действующие с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2008 г. в виде освобождения от обложения налогом на добавленную стоимость при ввозе некоторых категорий товаров сельскохозяйственными товаропроизводителями.
При выборе таможенного режима субъект нередко получает возможность получения льгот, касающихся уплаты (возврата ) таможенных пошлин, налогов, а также применения запретов и ограничений, установленных законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Таковы режимы переработки, таможенного склада, временного ввоза, реимпорта, реэкспорта, перемещения припасов, беспошлинной торговли и др.
Льготная политика в области таможенного дела не может быть реализована без участия таможенных органов в процессе льготирования.
Такое участие может выражаться в следующих действиях:
устное согласие таможенного органа с получением льгот лицами (например. при перемещении физическими лицами товаров для личного пользования)
предоставление льгот по заявлению лица или иному документу, им представляемому (например. в рамках тарифных преференций)
издание таможенным органом индивидуального акта управления, предоставляющего право воспользоваться льготами (например. при применении специальных упрощенных процедур таможенного оформления).
Эти действия совершаются в рамках правоприменения, которое представляет собой деятельность таможенных органов и их должностных лиц, осуществляемую в установленной законодательством форме и направленную на образование благоприятных условий по перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу, обеспечение режима законности такого перемещения и оказание воздействия на таможенные правоотношения&hellip.
В первом случае таможенный орган не предпринимает особых действий, направленных на разрешение участнику таможенных правоотношений воспользоваться льготой. Так, при соблюдении физическим лицом установленных ограничений на ввоз товаров, предназначенных для личного пользования, субъект освобождается от уплаты таможенных платежей автоматически. Для этого не требуется ни заявления лица, ни письменного разрешения таможенного органа.
Во втором случае субъект может подать в таможенный орган заявление, в котором указываются имеющиеся у него основания получения той или иной таможенно-правовой льготы. Так, если физическое лицо при ввозе на территорию России транспортных средств претендует на получение таможенных льгот, то одновременно с таможенной декларацией необходимо представить в таможенный орган заявление с указанием фактов и обстоятельств, наличие которых является основанием для получения таможенных льгот. Такое заявление составляется в произвольной форме. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие сведения, указанные в заявлении.
Вместо заявления лицом для вступления в льготный режим могут быть представлены и иные документы. При этом в них должны быть отражены сведения, свидетельствующие о возможности предоставления тех или иных преимуществ. Так, для получения участником внешнеэкономической деятельности льгот по уплате таможенных платежей при ввозе на территорию России товаров в качестве вклада в уставный капитал обществ с ограниченной ответственностью в таможню на дату таможенного оформления должны быть представлены зарегистрированные учредительные документы общества с ограниченной ответственностью о предстоящем (будущем ) наполнении уставного капитала общества за счет внесения неденежных вкладов в течение установленного учредительными документами срока.
Особого внимания заслуживает последний вариант получения субъектами соответствующих льгот. В ряде случаев льготы предоставляются по специальному акту таможенных органов, представляющему собой основную правовую форму управленческой деятельности. Такие акты не должны противоречить положениям закона, в соответствии с которым они принимаются должны быть приняты в рамках компетенции того или иного органа исполнительной власти должны соответствовать необходимым требованиям и форме быть юридически обоснованными.
Примером принятия акта такого рода выступает распоряжение Федеральной таможенной службы Российской Федерации (далее - ФТС России), позволяющее субъекту пользоваться специальными упрощенными процедурами таможенного оформления.
В распоряжении указываются:
сведения о заявителе, для которого установлены специальные упрощенные процедуры
специальные упрощенные процедуры, установленные для субъекта, и срок их применения
места совершения таможенных операций при применении специальных упрощенных процедур
таможенные органы, в которых может производиться таможенное оформление товаров с использованием специальных упрощенных процедур
документы (транспортные (перевозочные ), коммерческие и другие документы), которые должны представляться заявителем в таможенный орган для выпуска товаров
порядок действий должностных лиц таможенных органов при применении специальных упрощенных процедур таможенного оформления, связанных с хранением товаров, находящихся под таможенным контролем (при необходимости).
Отмена данной льготы также происходит по распоряжению ФТС России.
Итак, участие таможенных органов в процессе льготирования вариативно, однако во всех случаях оно предполагает производство ими контрольных мер, направленных на подтверждение оснований и условий предоставления субъектам конкретных видов льгот.
Рассмотрим различные виды льгот в таможенном законодательстве и условия их предоставления.
Льготы по таможенному оформлению, как правило, предполагают прохождение субъектами данной процедуры в упрощенном порядке, что отражается на объеме требуемых таможенными органами документов и сведений.
Они могут выражаться в следующих аспектах:
упрощенный вид и первоочередной порядок таможенного оформления
специальные упрощенные процедуры таможенного оформления
освобождение от таможенного оформления.
Упрощенный вид и первоочередной порядок таможенного оформления предусмотрен ст. 67 ТК РФ и распространяется на товары, необходимые для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также товары, подвергающиеся быстрой порче, живых животных, радиоактивные материалы, международные почтовые отправления и экспресс-грузы, сообщения и иные материалы для средств массовой информации и другие подобные товары. Упрощенный порядок декларирования упоминается и в ст. 137 ТК РФ. Особенностями его применения выступают: вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации использование по желанию декларанта непрепятствование осуществлению таможенного контроля обязательность соблюдения декларантом установленных законодательством требований и условий в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, соблюдения запретов и ограничений, а также соблюдения таможенных режимов.
Первоочередной порядок таможенного оформления имеет место быть в зависимости:
от видов товаров (скоропортящиеся товары, живые животные, радиоактивные материалы и другие товары)
от особенностей перемещения товаров (экспресс -грузы, международные почтовые отправления)
от целей перемещения товаров (ликвидация последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, ввоз товаров для средств массовой информации).
В отличие от процедур, составляющих содержание упрощенного вида таможенного оформления, названный порядок предусматривает как уменьшение количества требуемых таможенными органами документов, так и сокращение времени прохождения всех таможенных формальностей. Например, ФТС России установлен срок принятия решения о помещении плодоовощной продукции, перевозимой автомобильным транспортом, под процедуру внутреннего таможенного транзита. Он составляет 25 минут.
Ярким примером предоставления льгот в процессе таможенного оформления являются специальные упрощенные процедуры таможенного оформления, предусмотренные ст. 68 ТК РФ. Они выражаются в возможности лиц, зарекомендовавших себя как законопослушные участники внешнеэкономической деятельности, производить подачу периодической таможенной декларации, выпуск товаров при представлении сведений, необходимых для идентификации товаров, проведение таможенного оформления на объектах таких лиц, хранение товаров на своих складах и другие упрощенные процедуры, предусмотренные ТК РФ.
К таким лицам следует отнести субъектов:
не имеющих на день обращения в таможенный орган вступивших в силу и неисполненных постановлений по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела и не считающихся подвергнутыми административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. ст. 16.2, 16.7, ч. 1 ст. 16.9, ч. 3 ст. 16.12, ст. 16.15 КоАП РФ
ведущих систему учета в порядке, определяемом федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, своей коммерческой документации способом, позволяющим таможенным органам сопоставлять сведения, содержащиеся в ней, и сведения, представленные таможенным органам при производстве таможенного оформления товаров
осуществляющих внешнеэкономическую деятельность не менее трех лет.
Если первые два фактора вполне объяснимы, то последний критерий является весьма спорным. Представляется, что трехлетний срок ведения внешнеэкономической деятельности велик, поскольку существенно ограничивает круг претендентов. Устанавливая такую норму, законодатель, видимо, хотел ограничить круг кандидатов, исключив фирмы-однодневки. Сами таможенники считают, что именно трехлетний срок добросовестной работы на Российском рынке - достаточная гарантия для того, чтобы рассмотреть вопрос об установлении упрощенных процедур. При этом ФТС России проверяет заявленные данные, исходя из информации, содержащейся в базе грузовых таможенных деклараций, смотрит, когда и какие объемы товаров лицо ввозило в период трехлетней деятельности.
Не умаляя такой перспективы, представляется достаточным установление годичного срока для возможности применения к лицу специальных упрощенных процедур таможенного оформления. Кроме того, законодательным пробелом можно считать отсутствие указания при решении вопроса предоставления льготы на факт возможной реорганизации юридического лица. Пользуется ли правопреемник правом на применение специальных упрощенных процедур таможенного оформления - не ясно. Думается, что данный вопрос может быть разрешен в методических рекомендациях по поводу применения данной нормы.
Лицо, претендующее на применение специальных упрощенных процедур таможенного оформления, обращается в таможенный орган с заявлением в письменной форме об их применении. В этом заявлении указываются сведения о заявителе и его внешнеэкономической деятельности. Кроме того, представляется обязательство в письменной форме о согласии вести систему учета своей коммерческой документации указанным способом, а также о согласии обеспечивать доступ должностных лиц таможенных органов к такой системе учета. Срок рассмотрения заявления не может превышать 30 календарных дней со дня его регистрации. Правом установления специальных упрощенных процедур обладает Федеральная таможенная служба РФ, а в случае планирования их применения в отдельно взятом регионе - региональное таможенное управление.
Освобождение от таможенного оформления производится в исключительных случаях. Во-первых, согласно ст. 297 ТК РФ, таможенное оформление международных почтовых отправлений, перемещаемых транзитом по территории Российской Федерации, не производится. Во-вторых, не подлежит таможенному оформлению продукция морского рыбного промысла, выловленная и (или ) произведенная судами за пределами территориального моря и поставляемая за пределы таможенной территории Российской Федерации без захода перевозящего ее судна в Российские порты (на рейды).
Льготный таможенный контроль чаще всего выражается в освобождении от различных его форм (как правило, таможенного досмотра). В соответствии со ст. 386 ТК РФ таможенному досмотру не подлежит личный багаж Президента РФ, в том числе прекратившего свои полномочия, и следующих вместе с ним членов его семьи. Такая льгота применяется в отношении личного багажа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, судей, неприкосновенных в соответствии с законодательством РФ, если все они пересекают границу в связи с исполнением служебных или депутатских обязанностей.
Не подлежат таможенному досмотру иностранные военные корабли, боевые воздушные суда и военная техника, следующая своим ходом. В случае освобождения от каких-либо форм таможенного контроля условиями международных договоров Российской Федерации, такая льгота применяется после их ратификации.
Интересна законодательная формулировка: руководитель ФТС России или лицо, его замещающее, вправе освобождать отдельных лиц, отдельные товары и транспортные средства от определенных форм таможенного контроля в случаях, когда это связано с обеспечением безопасности России.
Указанное положение противоречит ряду основополагающих начал института льгот:
льготы не должны быть индивидуализированными. Они предоставляются не отдельным лицам, а определенным категориям лиц. Анализируемая законодательная норма казуальна, поскольку может распространить свое действие на конкретных субъектов
льготы, как правило, вводятся законодательными актами, а не ведомственными нормативными приказами. Из смысла же названного положения вытекает, что руководитель ФТС России может издать правовой акт управления, позволяющий тому или иному лицу воспользоваться льготами при прохождении таможенного контроля
в законодательстве должны быть сформулированы четкие условия (основания ) предоставления льгот. В данной же норме содержится весьма абстрактная, расплывчатая формулировка: случаи. когда это связано с обеспечением безопасности России.
В связи с изложенным предлагается исключить названную норму из ст. 386 ТК РФ.
Законодательными нормами предусмотрены также основания освобождения физических лиц от такой формы таможенного контроля, как личный досмотр. В соответствии со ст. 373 ТК РФ он является исключительной формой таможенного контроля, поскольку связан с ограничением прав и свобод гражданина (посягательством на личную неприкосновенность). Личный досмотр проводится при наличии достаточных оснований полагать, что гражданин скрывает при себе и не выдает предметы, являющиеся объектами совершения правонарушения и преступления.
Личному досмотру может быть подвергнуто любое физическое лицо независимо от гражданства.
Не могут быть подвергнуты данной форме таможенного контроля:
Президент Российской Федерации (в соответствии со ст. 91 Конституции РФ), в том числе прекративший свои полномочия
депутаты Совета Федерации и Государственной Думы, а также судьи Конституционного Суда Российской Федерации, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей
прокуроры и следователи органов прокуратуры, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при совершении преступления
судьи Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей, а также присяжные заседатели
сотрудники органов федеральной службы безопасности при исполнении ими служебных обязанностей - без официального представителя данных органов или решения суда
сотрудники федеральных органов государственной охраны при исполнении ими служебных обязанностей - без представителя соответствующего федерального органа государственной охраны или без решения суда
уполномоченные по правам человека, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц
лица, обладающие иммунитетом на территории Российской Федерации в соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г.
иные лица, освобожденные от проведения личного досмотра в соответствии с актами законодательства Российской Федерации и международными договорами.
Освобождение данных лиц от личного досмотра вытекает из их правового статуса или служебного положения. К сожалению, в ТК РФ не установлен перечень лиц, пользующихся льготами в данной области. Категории таких субъектов разбросаны по отдельным, самостоятельным законам. Представляется целесообразным объединить их путем указания в положении ТК РФ.
Таможенные льготы по уплате таможенных платежей могут касаться таможенной пошлины, НДС, акцизов, таможенных сборов. Льготы, выраженные либо в возврате таможенной пошлины, либо в полном или частичном освобождении от ее уплаты, либо в установлении тарифных ограничений на перемещение товара, именуются тарифными преференциями. Они предоставляются на условиях взаимности или в одностороннем порядке в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу Российской Федерации, исключительно по решению Правительства РФ.
Одним из основных критериев предоставления тарифных преференций выступает страна происхождения товара. Влияние данного фактора на объем таможенных пошлин проиллюстрировано таблицей.
Страна происхождения товара как критерий
установления льгот по уплате таможенных пошлин
Анализ нормативно-правовой базы таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в Таможенном союзе
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.
Подобные документы
Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности как инструмент государственной экономической политики. Исследование тарифных и нетарифных мер регулирования внешнеэкономической деятельности (экспортно-импортных операций) в таможенном союзе.
курсовая работа [65,5 K], добавлен 07.12.2011
Понятие и принципы таможенно-тарифного регулирования, нормативно-правовое регулирование данного явления, особенности отражения в отечественном и зарубежных законодательствах. Оценка влияния тарифных мер на структуру и динамику внешнеторгового оборота.
курсовая работа [57,1 K], добавлен 04.12.2014
Таможенный тариф как один из главных инструментов регулирования внешнеэкономической деятельности. Нормативно-правовые основы осуществления таможенно-тарифного регулирования в Российской Федерации. Порядок уплаты таможенных пошлин и предоставление льгот.
курсовая работа [46,8 K], добавлен 23.12.2010
Государственное регулирование Внешнеэкономической деятельности. Защита отечественных товаров от иностранной конкуренции. Фискальная функция тарифов. Таможенная политика иностранных государств в условиях кризиса. Совершенствование тарифного регулирования.
дипломная работа [67,9 K], добавлен 16.05.2011
Состояние динамики экспорта и импорта товаров в международной торговле Российской Федерации. Структура и принципы построения таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Декларирование товара или взимание таможенных пошлин.
курсовая работа [46,4 K], добавлен 13.12.2014
Значение таможенного режима в таможенно-тарифном регулировании. Изменения таможенно-тарифного регулирования в связи с вступлением России в Таможенный союз (ЕврАзЭС). Проблемы и перспективы развития таможенных режимов в таможенно-тарифном регулировании.
курсовая работа [54,9 K], добавлен 29.08.2014
История возникновения таможно-тарифного регулирования. Классический инструмент регулирования внешней торговли – таможенный тариф. Таможенный тариф и товарная номенклатура. Введение таможенного тарифа в России. Установление таможенных пошлин и тарифов.
реферат [32,3 K], добавлен 23.11.2010
Цели, функции, механизмы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в России и в других странах.
Новости:
Автор Тема: Общественный транспорт (Прочитано 2133 раз)
Это связано с тем, что в бюджете Ярославской области на 2011 год не запланированы средства на компенсацию расходов транспортных предприятий по социальным проездным билетам.
Источники:

Следующие статьи:
Комментариев пока нет!