Виды налоговых льгот нк рф
10.1.2. Налоговые льготы по НДС
Налоговые льготы по НДС установлены ст. 149 Налогового кодекса РФ.
Перечень достаточно обширный. Но в большинстве своем он затрагивает реализацию (а также передачу, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров, выполнение работ и услуг на территории Российской Федерации социально обусловленного характера.
Реализация лома и отходов цветных металлов

Благодаря поправкам п. 2 ст. 149 Налогового кодекса теперь дополнен пп. 25. Согласно ему с 2008 г. не будет облагаться НДС реализация на территории Российской Федерации только лома и отходов цветных металлов.
Дело в том, что одновременно утрачивает силу пп. 24 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ, который гласит, что освобождаются от налогообложения операции по реализации лома и отходов черных и цветных металлов. И еще одно важное уточнение: в отличие от ранее действовавшего порядка теперь отказаться от льготы компании не могут. Ведь сейчас она прописана в п. 2 ст. 149. Очевидно, законодатели решили, что проще льготировать реализацию цветмета, большая часть которого идет за границу на экспорт, чем возмещать НДС.
Другие виды льгот, введенные Федеральным законом N 85-ФЗ
Не облагается НДС реализация (в том числе передача, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению общеРоссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими при противотуберкулезных, психиатрических, психоневрологических учреждениях, учреждениях социальной защиты или социальной реабилитации населения.
С 2008 г. льготу смогут применять не только лечебно-производственные (трудовые) мастерские, но также государственные унитарные предприятия при указанных учреждениях.
Еще одно изменение внесено в пп. 9 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ.
Теперь согласно пп. 9 банки смогут не платить НДС с реализации слитков драгоценных металлов Центральному банку Российской Федерации и Центробанку и банкам, в том числе по договорам поручения, комиссии либо агентским договорам с Центральным банком Российской Федерации и банками. Причем независимо от помещения этих слитков в хранилище Центробанка или хранилища банков, а также иным лицам при условии, что эти слитки остаются в одном из хранилищ (Государственном хранилище ценностей, хранилище Центрального банка Российской Федерации или хранилищах банков). Обратите внимание: указанные поправки распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2007 г. Об этом сказано в п. 2 ст. 3 Федерального закона N
85-ФЗ.
В завершение скажем, что организация или предприниматель могут отказаться от льгот, если сочтут их применение для себя невыгодным. Однако, учтите - отказаться можно не от всех льгот, а только от тех, что предусмотрены п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ.
Причем если компания или коммерсант осуществляют несколько видов льготируемых операций, то они вправе отказаться от использования льгот как в отношении всех или нескольких видов операций, предусмотренных различными подпунктами п.
3 ст. 149 Налогового кодекса РФ, так и в отношении операций, предусмотренных одним подпунктом п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ. Порядок отказа от использования льготы установлен в п. 5 ст. 149 Налогового кодекса РФ.
А вот отказаться от применения остальных льгот, предусмотренных п. п. 1 и 2 указанной выше статьи, налогоплательщики не вправе.
Добавим, что отказ от льгот распространяется на все без исключения сделки, осуществляемые в рамках льготируемого вида деятельности. То есть не может действовать в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг).
Период, в течение которого льгота не будет использоваться налогоплательщиком, не может быть меньше года. Следовательно, отказаться от льготы на меньший срок, скажем, на квартал, нельзя.
Чтобы отказаться от льгот, организация или предприниматель должны подать в налоговую инспекцию по месту своего учета соответствующее заявление в срок не позднее 1-го числа
налогового периода, начиная с которого они намерены отказаться от льготы. Составляется такое заявление в произвольной форме. Однако в любом случае в этой бумаге следует указать:
- перечень операций, освобождаемых от налогообложения, в отношении которых организация отказывается от использования льготы
- налоговый период, начиная с которого фирма планирует отказаться от льготы
- срок, в течение которого вы не будете пользоваться льготой (но не менее года).
Передача некоторых исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также прав пользования этими результатами
Благодаря поправкам п. 2 ст. 149 Налогового кодекса теперь дополнен пп. 26. Согласно ему с 2008 г. не будет облагаться НДС реализация на территории Российской Федерации исключительных прав на изобретения, полезных моделей, промышленных образцов, программ для электронных вычислительных машин, баз данных, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.
Отказаться от льготы компании, занимающиеся инновационным бизнесом, не смогут. Ведь она прописана в п. 2 ст. 149.
В соответствии с п. 8 ст. 149 Налогового кодекса РФ, когда вводится новая льгота по НДС, следует применять тот порядок налогообложения, который действовал на дату реализации прав (программ и т.п.). Значит, если организация реализовала указанные инновационные продукты в 2008 г. их продажа облагается НДС. Если же аванс за такой продукт был получен в 2007 г. а право собственности на него передано покупателю в 2008 г. льготой пользоваться можно.
С аванса, который был получен за исключительные права в 2007 г. был начислен и уплачен в бюджет НДС. Этот налог можно принять к вычету в 2008 г. если заключить с покупателем дополнительное соглашение к договору, уменьшив цену, скажем, программы на сумму НДС. Тогда налог, поступивший с авансом, надо будет вернуть покупателю.
Надо сказать, что до недавнего времени вопрос о том, нужно ли платить налог на добавленную стоимость при передаче имущественных прав остается спорным. И хотя в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ передача указанных прав облагается НДС, порядок определения налоговой базы определен не для всех случаев.
Скажем, речь идет об уступке прав требования (скажем, передаче поставщиком права требовать оплаты товаров (работ, услуг) или иного денежного требования, вытекающего из договора реализации товаров (работ, услуг)). Другой пример - передача поставщиком права требовать оплаты переданных по договору прав на объекты интеллектуальной собственности. Поскольку Налоговый кодекс РФ не определяет, как считать налог в этом случае, то действовать можно двумя способами. Первый - вообще не платить налог, сославшись на ст. 17 части первой Налогового кодекса РФ. Второй способ: заплатить НДС с разницы между расходами на приобретение права (стоимостью доли) и доходами, полученными от передачи прав. С вступлением в силу поправок споров больше не будет.
НИОКР, при выполнении которых можно не платить НДС
Изменениям подвергся и п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ. Согласно новому пп. 16.1 (введен Федеральным законом N 195-ФЗ) с 1 января 2008 г. от НДС освобождается выполнение организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимых продукции и технологий, если в состав научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ включаются следующие виды деятельности:
разработка конструкции инженерного объекта или технической системы
разработка новых технологий, то есть способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми процессами в целостную систему, производящую новую продукцию (товары, работы, услуги)
создание опытных, то есть не имеющих сертификата соответствия, образцов машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для нововведений принципиальными особенностями и не предназначенных для реализации третьим лицам, их испытание в течение времени, необходимого для получения данных, накопления опыта и отражения их в технической документации.
До внесения изменений по НДС льготировались только те НИОКР, что выполнялись за счет средств бюджетов и специализированных фондов, а также учреждениями образования и

научными организациями на основе хозяйственных договоров (пп. 16 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ).
Организация или предприниматель могут отказаться от льгот, если сочтут их применение для себя невыгодным. Однако, учтите - отказаться можно не от всех льгот, а только от тех, что предусмотрены п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ.
Причем если компания или коммерсант осуществляют несколько видов льготируемых операций, то они вправе отказаться от использования льгот как в отношении всех или нескольких видов операций, предусмотренных различными подпунктами п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ, так и в отношении операций, предусмотренных одним подпунктом п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ. Порядок отказа от использования льготы установлен в п. 5 ст. 149 Налогового кодекса РФ.
А вот отказаться от применения остальных льгот, предусмотренных п. п. 1 и 2 указанной выше статьи, налогоплательщики не вправе.
Добавим, что отказ от льгот распространяется на все без исключения сделки, осуществляемые в рамках льготируемого вида деятельности. То есть не может действовать в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг).
Период, в течение которого льгота не будет использоваться налогоплательщиком, не может быть меньше года. Следовательно, отказаться от льготы на меньший срок, скажем, на квартал, нельзя.
Чтобы отказаться от льгот, организация или предприниматель должны подать в налоговую инспекцию по месту своего учета соответствующее заявление в срок не позднее 1-го числа налогового периода, начиная с которого они намерены отказаться от льготы. Составляется такое заявление в произвольной форме. Однако в любом случае в этой бумаге следует указать:
- перечень операций, освобождаемых от налогообложения, в отношении которых организация отказывается от использования льготы
- налоговый период, начиная с которого фирма планирует отказаться от льготы
- срок, в течение которого вы не будете пользоваться льготой (но не менее года).
Теперь несколько слов о переходных положениях. Тут действует такое правило: если налогооблагаемая операция была отнесена к числу не подлежащих налогообложению, применяется порядок, действующий на дату выполнения работ, вне зависимости от даты их оплаты. То есть в отношении договоров, которые были заключены до 1 января 2008 г. и не завершены до указанной даты, применяются следующие правила:
- если договор не предполагает поэтапной сдачи работ, то НИОКР будут признаваться выполненными полностью уже после 1 января 2008 г. Суммы частичной оплаты, полученные после указанной даты, не будут облагаться НДС. Это касается и сумм частичной оплаты, полученных до этой даты. Организация вправе будет зачесть излишне уплаченный НДС, подав заявление, а также уточненные декларации по НДС за предыдущие периоды. Однако для этого необходимо будет вернуть заказчику сумму налога, предъявленную ему ранее
- если договор предполагает поэтапную сдачу работ, суммы оплаты, относящиеся к этапам, завершенным до 1 января 2008 г. облагаются НДС. С сумм, относящихся к этапам, завершенным уже в 2008 г. НДС платить не надо. И если они были уплачены в 2007 г. организация также вправе будет подать уточненные декларации по НДС, вернув перед этим сумму налога заказчику.
Уступка прав требования по договорам займа и кредита
С 2008 г. НДС можно будет не платить по операциям, которые связаны с уступкой прав (требований) кредитора по обязательствам, вытекающим из договоров займа (в денежной форме) или кредитного договора или с исполнением заемщиком обязательств перед новым кредитором по первоначальному договору, лежащему в основе договора уступки. Такая норма закреплена в пп. 26 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ. Как и в предыдущем случае, от данной льготы также можно отказаться.
7.6. Налоговые льготы
Статья 239 НК РФ устанавливает налоговые льготы, которые подразделяются на общие льготы для всех налогоплательщиков и установленные для определенных категорий налогоплательщиков (рис. 12).
От уплаты налога освобождаются:
1) организации любых организационно-правовых форм:
— с сумм доходов, не превышающих 100 000 руб. в течение налогового периода, начисленных работникам, являющимся инвалидами I, II и III групп
2) отдельные категории работодателей, образованные как общественные организации инвалидов или для целей оказания помощи инвалидам с сумм доходов, не превышающих 100 000 руб. в течение налогового периода на каждое физическое лицо, если:
• общественные организации инвалидов в своем численном составе имеют не менее 80% инвалидов
• организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 %. Эта льгота не распространяется на такие организации, которые занимаются предпринимательской деятельностью.
В то же время Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (с изм. и доп.) не предусматривает никаких льгот для работников-инвалидов. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование начисляются на общую сумму выплат всех работников без исключения.
В соответствии со ст. 243 НК РФ взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации вычитаются из суммы единого социального налога, подлежащей уплате в федеральный бюджет. Если предприятие не начисляет единый социальный налог на выплаты работникам-инвалидам в пределах 100 000 руб. то и сделать налоговый вычет по пенсионным взносам невозможно. Именно поэтому налоговые органы установили особый порядок расчета единого социального налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет.
Как известно, сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в два раза меньше, чем величина единого социального
Рис. 12. Налоговые льготы для работодателей
243
налога, начисленная в федеральный бюджет, поэтому предприятия, осуществляющие выплаты работникам-инвалидам, должны начислять единый социальный налог в федеральный бюджет по ставке, уменьшенной в два раза. Из указанной суммы никакого налогового вычета по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование делать не следует (так, например, вместо ставки 28% должна использоваться ставка 14%).
При расчете единого социального налога в федеральный бюджет по сумме выплат, которая находится в пределах от 100 001 до 300 000 руб. вместо фиксированной ставки 28 000 руб. используется ставка 14 000 руб. а вместо ставки 15,8% применяется процентная ставка, уменьшенная в 2 раза, т. е. 7,9%. На сумму выплат в пределах от 300 001 до 600 000 руб. единый социальный налог начисляется по фиксированной ставке 29 800 руб. вместо 59 600 руб. и по ставке 3,95% вместо 7,9%. Если налоговая база окажется больше 600 000 руб. то при расчете единого социального налога применяются одна вторая суммы фиксированного платежа (83 300 руб. 2 = 41 650 руб.) и 1% суммы, превышающей 600 000 руб. При этом суммы единого социального налога, подлежащие уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальный фонд обязательного медицинского страхования, рассчитываются в обычном порядке.
Пример.
Допустим, что в ООО «Век» работает сотрудник, который является инвалидом I группы. В 2003 г. ему было начислено 190 000 руб. Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование состави-
Сначала бухгалтер ООО «Век» должен рассчитать налоговую базу без учета льготы (190 000 руб.), затем умножить ее на налоговую ставку (максимальную или регрессивную), соответствующую данному интервалу налоговой базы:
28 000 руб.
90 000-15,8%
= 42 220 руб.
100%
Затем из данной суммы следует вычесть взносы фонд Российской Федерации:
42 220 руб. - 21 ПО руб. = 21 ПО руб.
в Пенсионный
244
В результате получится та сумма, которую организации следовало бы заплатить в бюджет, если бы не было льготы. Затем необходимо рассчитать размер льготы. Сумма выплат, которая не облагается единым социальным налогом, составляет 100 000 руб. На данную сумму приходится единый социальный налог за минусом пенсионных взносов в размере 14 000 руб. (100 000 руб. • 28% - 100 000 руб. • 14%). Следовательно, из 21 110 руб. необходимо вычесть 14 000 руб. Сумма единого социального налога, подлежащая уплате в бюджет, составит 7110 руб. (21 ПО руб. - 14 000 руб.).
Теперь рассчитаем единый социальный налог прежним способом. Сначала из суммы выплат вычтем льготируемую сумму:
190 000 руб. - 100 000 руб. = 90 000 руб.
Результат умножим на ОДНУ вторую ставки единого социального налога, причем ставку возьмем с учетом регрессии.
Иностранные граждане и лица без гражданства освобождаются от уплаты ЕСН, если по Российскому законодательству они не обладают правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение, а также медицинскую помощь за счет соответствующих социальных внебюджетных фондов.
Ставка для выплат от 100 001 до 300 000 руб. составляет 28 000 руб. + 15,8% с суммы, превышающей 100 000 руб. Поскольку 100 000 руб. льготируются, необходимо 90 000 руб. умножить на
одну вторую ставки 15,8%
Таким образом, сумма единого социального налога в федеральный бюджет по выплатам, произведенным работникам-инвалидам, рассчитывается по другому алгоритму, но результат получается таким же.
ПЕРЕСМОТР ДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРИ ОТМЕНЕ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ
Не успел «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН» сообщить об отмене налоговых льгот по НДС отдельных видов услуг и возобновления их налогообложения, как в редакцию начали поступать вопросы, связанные с этим событием. В данном материале рассмотрим переходные моменты, их налоговые последствия и особенности отражения в отчетности.
Сразу следует отметить, что принятие 19 мая 2011 года Закона № 3387 и вступление его в силу с 01.07.2011 г. нарушает один из основных принципов налогового законодательства Украины – «стабильность», определение которого приведено в НКУ.
Стабильность – изменения в любые элементы налогов и сборов не могут вноситься позднее, чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила и ставки. Налоги и сборы, их ставки, а также налоговые льготы не могут изменяться в течение бюджетного года .
Из пп. 4.1.9 раздела I НКУ
Период действия налоговой льготы: особенности отражения в отчетности
Несмотря на то, что Закон № 3387 принят Верховной Радой Украины 19.05.2011 г. опубликован 17.06.2011 г. он вступает в силу с 01.07.2011 г. т. е. с начала налогового периода.
Но не для всех плательщиков НДС отчетный (налоговый) период начинается с указанной даты. В п. 202.1 НКУ, кроме отчетных (налоговых) периодов, продолжительностью один календарный месяц и календарный квартал, для лиц, зарегистрированных плательщиками НДС с другого дня, чем первый день календарного месяца, первым отчетным (налоговым) периодом является период, который начинается со дня такой регистрации и заканчивается последним днем первого полного календарного месяца.
Если для «месячных и квартальных налогоплательщиков» порядок обложения НДС в 2011 году разделился на два интервала «до» и «после», то у вновь зарегистрированных плательщиков НДС (со 2 июня и позднее) налоговая льгота и общий порядок налогообложения применяются в одном отчетном периоде. Например, который начинается с 03.06.2011 г. и заканчивается 31.07.2011 г.
По мнению «Б&З» , вновь зарегистрированные налогоплательщики, на хозяйственную деятельность которых влияют отмененные льготы, Декларацию по НДС за первый отчетный (налоговый) период должны будут заполнять следующим образом:
в строке 1 указать объемы поставки и сумму НДС за период с 1 по 31 июля, когда предоставляемые услуги начали облагаться на общих основаниях
в строке 3 – операции, которые не являлись объектом налогообложения по пп. 196.1.14 НКУ в июне 2011 г.
в строке 5 – операции, которые в июне 2011 г. были освобождены от налогообложения на основании п. 197.9 НКУ
в строке 10.1 – объем приобретений с НДС и разрешенный налоговый кредит за период с 1 по 31 июля, когда предоставляемые услуги подлежали налогообложению по основной ставке НДС (20 %)
в строке 10.2 – объем приобретений с НДС за июнь 2011 г. когда предоставляемые услуги соответственно не являлись объектом налогообложения по пп. 196.1.14 или освобождались от налогообложения по п. 197.9 НКУ
в строке 11.1 – объем приобретений без НДС за период с 1 по 31 июля, когда предоставляемые услуги подлежали налогообложению по основной ставке НДС (20 %)
в строке 11.2 – объем приобретений без НДС за июнь 2011 г. когда предоставляемые услуги соответственно не являлись объектом налогообложения по пп. 196.1.14 или освобождались от налогообложения по п. 197.9 НКУ
в строках 15 15.1 и 15.2 – соответственно за июнь 2011 г. часть использования приобретенных товаров/услуг между налогооблагаемыми и необлагаемыми операциями на основании расчета, определенного по фактическим данным объемов поставки налогооблагаемых и необлагаемых операций первого отчетного налогового периода, в котором задекларированы такие операции.
Особенности заполнения Расчета доли использования НДС см. в одноименной статье.
Исходя из того, что июнь (или II квартал) 2011 года является последним налоговым периодом, в котором применяются налоговые льготы, отмененные Законом № 3387, «Б&З» считает, что налогоплательщикам при составлении отчетности по НДС за июнь (II квартал) 2011 года в таблицах 2 и 3 Расчета доли использования НДС следует отразить соответственно перерасчет части использования оплаченного (начисленного) НДС по приобретенным (ввезенным) товарам/услугам, а также необоротным активам между налогооблагаемыми и необлагаемыми операциями.
Для отражения результатов такого перерасчета в Декларации по НДС предназначена строка 16.4.
Хотя если следовать «букве закона», а именно п. 199.4 НКУ, такой перерасчет должен проводиться или по итогам текущего календарного года, с отражением результатов в декларации за последний налоговый период года, или в случае снятия плательщика НДС с учета – в декларации за последний налоговый период, когда состоялось снятие с учета. Однако при таком подходе результаты перерасчета будут искажены.
Налоговые последствия исключения пп. 196.1.14 НКУ
Напомним, что в соответствии с пп. 196.1.14 НКУ не являлись объектом обложения НДС услуги, указанные в п. 186.3 НКУ:
• консультационные, инжиниринговые, инженерные, юридические (в т. ч. адвокатские), бухгалтерские, аудиторские, актуарные и другие подобные услуги консультационного характера
• услуги по разработке, поставке и тестированию программного обеспечения, по обработке данных
• предоставление консультаций по вопросам информатизации, предоставления информации
• другие услуги в сфере информатизации, в т. ч. с использованием компьютерных систем.
Однако воспользоваться льготами при предоставлении вышеперечисленных услуг было не просто, за исключением, когда одобрение относительно их применения налогоплательщик заполучил со стороны органа ГНС в виде налоговой консультации по вопросам практического применения отдельных норм налогового законодательства.
Отметим, что согласно п. 52.2 НКУ налоговая консультация имеет индивидуальный характер и может использоваться исключительно налогоплательщиком, которому она предоставлена. По выбору налогоплательщика консультация предоставляется в устной или письменной форме.
С одной стороны, Госкомстат еще в письме от 16.09.2008 г. № 14/3-51/533 разъяснил, что с учетом преимущественно статистического предназначения КВЭД классификационный код вида экономической деятельности, предоставленный субъекту хозяйствования, не может создавать прав или обязанностей для него, являясь предположением, а не доказательством, не влекущим никаких правовых последствий.
С другой стороны, ГНАУ в своих разъяснениях для определения (конкретизации) того или иного вида услуг как раньше, так и теперь часто исходит из кодов классификации КВЭД и ГК 016-97.
Госкомпредпринимательства в письме от 08.04.2011 г. № 3309 относительно определения консультационных услуг сообщил, что в целом для этого следует руководствоваться главой 63 ГКУ, хотя этот Кодекс не содержит определения «консультационных услуг». При этом Госкомпредпринимательства в качестве альтернативы назвал ГК 016-97, который является составляющей Государственной системы классификации и кодировки технико-экономической и социальной информации.
Что относится к консультационным услугам «Б&З» разбирал в ответе на вопрос «Являются ли объектом обложения НДС услуги по исследованию рынка и поиску товара?», к услугам инжиниринга – в статье «НДС-льготы: оформление документов по переходящим инжиниринговым услугам», к услугам по разработке, поставке и тестированию программного обеспечения, по обработке данных – в статье «НДС в операциях с нерезидентами: как определить место поставки услуг».
Несмотря на то, что в последней статье ГНАУ разъясняет применение норм пп. «д» п. 6.5 Закона о НДС, но все выводы строятся исходя из содержания названия кода 72.30.2 ГК 016-97, в котором приведено определение услуг по обработке данных вычислительными средствами.
Относительно предоставления консультаций по вопросам информатизации, предоставления информации начнем с того, информатизация в ст. 1 Закона № 74/98 определена как совокупность взаимосвязанных организационных, правовых, политических, социально-экономических, научно-технических, производственных процессов. Эти процессы направлены на создание условий для удовлетворения информационных потребностей граждан и общества на основе создания, развития и использования информационных систем, сетей, ресурсов и информационных технологий, построенных на основе применения современной вычислительной и коммуникационной техники. Чуть больше конкретики содержат другие термины.
информационная услуга – действия субъектов относительно обеспечения потребителей информационными продуктами
информационный продукт (продукция) – документируемая информация, подготовленная и предназначенная для удовлетворения потребностей пользователей
информационный ресурс – совокупность документов в информационных системах (библиотеках, архивах, банках данных и тому подобное)
база данных – именуемая совокупность данных, которая отражает состояние объектов и их отношений в определенной предметной области
база знаний – массив информации в форме, пригодной к логической и смысловой обработке соответствующими программными средствами.
Из статьи 1 Закона № 74/98
В разделе 72 «Услуги в сфере информатизации» ГК 016-97 классифицированы только услуги, связанные исключительно с обработкой информации, которые выполняются по поручению третьего лица (поскольку компьютерные технические средства используются для предоставления многих видов услуг):
72.1 – консультационные услуги по конфигурации компьютерных технических средств
72.2 – услуги по созданию программного обеспечения
72.3 – услуги по обработке данных
72.5 – услуги по техническому обслуживанию и ремонту конторских, счетных машин и компьютерной техники
72.6 – услуги в сфере информатизации прочие.
Более детальную информацию по отдельным категориям см. в следующей таблице.
9.2.4. Льготы по НДС
Налоговые льготы по НДС установлены статьей 149 Налогового кодекса РФ.
Перечень достаточно обширный. Но в большинстве своем затрагивает реализацию (а также передачу, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров, выполнение работ и услуг на территории Российской Федерации социального обусловленного характера.
Среди них: -
медицинские товары и услуги -
услуги в сфере образования по проведению некоммерческими организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования) или воспитательного процесса -
услуги по перевозке пассажиров общественным транспортом -
ритуальные услуги -
реализация почтовых марок и лотерейных билетов, проводимых по решению уполномоченного органа -
услуги по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности -
услуги, оказываемые учреждениями культуры и искусства в сфере культуры и искусства -
реализация предметов религиозного назначения и религиозной литературы -
осуществление ряда банковских операций -
оказание услуг адвокатами -
совершение нотариусами нотариальных действий -
услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха и другие.
Некоторые виды деятельности, которые льготируются по НДС, подлежат также лицензированию. В этом случае, чтобы применять льготу, нужно иметь специальное разрешение - лицензию. В противном случае нужно будет платить НДС в общем порядке (п. 6 ст. 149 Налогового кодекса РФ). Перечень видов деятельности, которые подлежат лицензированию, приведены в статье 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - федеральный закон № 128-ФЗ). Скажем, лицензируются услуги по обязательному медицинскому страхованию, которые оказывают медицинские организации или учреждения, а также частной практики.
Правда, названный закон регулирует лицензирование не всех видов предпринимательства. В статье 2 Федерального закона № 128-ФЗ приведен перечень видов деятельности, которые регулируются отдельными законодательными актами. В частности, речь идет об образовательной деятельности. Например, указанная деятельность подлежит лицензированию на основании пункта 6 статьи 33 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (далее - Закон РФ № 3266-1). Порядок и условия лицензирования образовательной деятельности установлены Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 г. № 796. № п/п Операции, которые не облагаются НДС Норма законодательства Норма Налогового кодекса - услуги, оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным 2. Услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях.
Добавим, что образовательная деятельность в виде разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающейся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации, и индивидуальная педагогическая деятельность не лицензируются Пункт 11 статьи 28, статья 33 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» Подпункт 4 пункта 2 статьи 149 3. 4. Услуги по перевозке пассажиров: городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного)
морским, речным, железнодорожным или автомобильным транспортом (за исключением такси, в том числе маршрутного) в пригородном сообщении при условии осуществления перевозок пассажиров по единым тарифам с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке Подпункт 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона № 128-ФЗ
Подпункты 56, 58, 62, 63 пункта 1 статьи 17 Федерального закона № 128-ФЗ Подпункт 7 пункта 2 статьи 149 5. Услуги в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений Пункт 11 статьи 28, статьи 26, 33 Закона РФ № 3266-1 Подпункт 14 пункта 2 статьи 149 Ремонтно-реставрационные, консервационные и восстановительные работы, выполняемые при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций (за исключением археологических и земляных работ в зоне расположения памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений строительных работ по воссозданию полностью утраченных памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений работ по производству реставрационных, консервационных конструкций и материалов деятельность по контролю за качеством проводимых работ Подпункт 41 пункта 1 статьи 17 Федерального закона № 128-ФЗ Подпункт 15 пункта 2 статьи 149 № п/п Операции, которые не облагаются НДС Норма законодательства Норма Налогового кодекса 6. Услуги аптечных организаций по изготовлению лекарственных средств, а также по изготовлению или ремонту очковой оптики (за исключением солнцезащитной), по ремонту слуховых аппаратов и протезно-ортопедических изделий, перечисленных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса, услуги по оказанию протезно-ортопедической помощи Подпункты 47, 48, 50, 51 пункта 1 статьи 17 Федерального закона № 128-ФЗ Подпункт 24 пункта 2 статьи 149 7. Осуществление банками банковских операций (за исключением инкассации), в том числе:
- привлечение денежных средств организаций и физических лиц во вклады
- размещение привлеченных денежных средств организаций и физических лиц от имени банков и за их счет
- открытие и ведение банковских счетов организаций и физических лиц, в том числе банковских счетов, служащих для расчетов по банковским картам, а также операции, связанные собслуживанием банковских карт
- осуществление расчетов по поручению организаций и физических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам
- кассовое обслуживание организаций и физических лиц
- купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах (в том числе оказание посреднических услуг по операциям купли-продажи иностранной валюты)
- осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством РФ
- по исполнению банковских гарантий (выдача и аннулирование банковской гарантии, подтверждение и изменение условий указанной гарантии, платеж по такой гарантии, оформление и проверка документов по этой гарантии), а также осуществление банками следующих операций:
- выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме
- оказание услуг, связанных с установкой и эксплуатацией системы «клиент-банк», включая предоставление программного обеспечения и обучение обслуживающего указанную систему персонала
- получение от заемщиков сумм в счет компенсации страховых премий (страховых взносов), уплаченных банком по договорам страхования на случай смерти или наступления инвалидности указанных заемщиков, в которых банк является страхователем и выгодоприобретателем Статья 13 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее - Федеральный закон № 395-1) Подпункт 3 пункта 3 статьи 149 № п/п Операции, которые не облагаются НДС Норма законодательства Норма Налогового кодекса 8.
Услуги, связанные с обслуживанием банковских карт Статья 13 Федерального закона № 395-1 Подпункт 3.1 пункта 3 статьи 149 9. Операции, осуществляемые организациями, обеспечивающими информационное и технологическое взаимодействие между участниками расчетов, включая оказание услуг по сбору, обработке и рассылке участникам расчетов информации по операциям с банковскими картами Статья 13 Федерального закона № 395-1 Подпункт 4 пункта 3 статьи 149 10. Оказание услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию страховыми организациями, а также оказание услуг по негосударственному пенсионному обеспечению негосударственными пенсионными фондами Статья 32 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», подпункт 91 пункта 1 статьи 17 Федерального закона № 128-ФЗ Подпункт 7 пункта 3 статьи 149 11. Организация тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов) организациями или индивидуальными предпринимателями игорного бизнеса Подпункты 76, 77 пункта 1 статьи 17 Федерального закона № 128-ФЗ Подпункт 8 пункта 3 статьи 149 12. Реализация руды, концентратов и других промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы, лома и отходов драгоценных металлов для производства драгоценных металлов и аффинажа реализация драгоценных металлов и драгоценных камней налогоплательщиками (за исключением указанных в пп. 6 п. 1 ст. 164 НК РФ) Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ, Центральному банку РФ и банкам реализация драгоценных камней в сырье (за исключением необработанных алмазов) для обработки предприятиям независимо от форм собственности для последующей продажи на экспорт реализация драгоценных камней в сырье и ограненных специализированным внешнеэкономическим организациям Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ, Центральному банку РФ и банкам реализация драгоценных металлов из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, из фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ специализированным внешнеэкономическим организациям, Центральному банку РФ и банкам, а также драгоценных металлов в слитках Цен- Пункт 4 статьи 15 Федерального закона от 26 марта
1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», статья 13 Федерального закона
№ 395-1 Подпункт 9 пункта 3 статьи 149 № п/п Операции, которые не облагаются НДС Норма законодательства Норма Налогового кодекса тральным банком РФ и банками при условии, что эти слитки остаются в одном из сертифицированных хранилищ (Государственном хранилище ценностей, хранилище Центрального банка РФ или хранилищах банков). Лицензия нужна банкам, которые осуществляют операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями 13. Реализация необработанных алмазов обрабатывающим предприятиям всех форм собственности Лицензия нужна банкам, которые осуществляют операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями Пункт 4 статьи 15 Федерального закона № 41-ФЗ, ст. 13 Федерального закона № 395-1 Подпункт 10 пункта 3 статьи 149 14. Услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, организаций отдыха и оздоровления детей, в том числе детских оздоровительных лагерей, расположенных на территории Российской Федерации, оформленные путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности Подпункт 96 пункта 1 статьи 17 Федерального закона № 128-ФЗ Подпункт 18 пункта 3 статьи 149 15. Проведение работ (оказание услуг) по тушению лесных пожаров Подпункт 38 пункта 1 статьи 17 Федерального закона № 128-ФЗ Подпункт 19 пункта 3 статьи 149 16. Реализация лома и отходов черных и цветных металлов Лицензия не требуется, если организация реализует лом цветных и (или) черных металлов, образовавшийся в процессе собственного производства (см. Положение о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома черных металлов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2006 г. № 766) Подпункты 81, 82 пункта 1 статьи 17 Федерального закона № 128-ФЗ Подпункт 24 пункта 3 статьи 149 Отдельные виды льгот
Реализация металлолома не облагается НДС
Согласно подпункту 24 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса НДС не облагается реализация лома и отходов черных и цветных металлов.
Отметим, что организациям, которые торгуют металлоломом, следует руководствоваться Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». А также Правилами обращения с ломом и отходами черных металлов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 мая 2001 г. № 369, и Правилами обращения с ломом и отходами цветных металлов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 мая 2001 г. № 370.
Согласно указанным правилам организации могут принимать металлолом только у его собственников при предъявлении документов, удостоверяющих их личность. У лиц, сдающих не принадлежащий им металлолом, помимо документов, удостоверяющих личность, должна быть соответствующая доверенность от собственника металлолома.
При приеме лома цветных металлов лицо, сдающее этот лом, должно предоставить принимающей организации соответствующее письменное заявление. В этом заявлении необходимо указать, на каком основании у заявителя возникло право собственности на сдаваемый лом. Заявления должны храниться на объекте по приему металлолома в течение пяти лет.
Лом цветных металлов нельзя принимать от физических лиц, не достигших 14 лет. У лиц в возрасте от 14 до 18 лет такой лом может приниматься при наличии письменного согласия их законных представителей - родителей, усыновителей или попечителей. Однако можно принимать лом цветных металлов от физических лиц, достигших шестнадцатилетнего возраста и в установленном порядке объявленных полностью дееспособными.
Прием лома и отходов черных и цветных металлов проводиться по массе нетто, определяемой как разность между массой брутто и массой транспортного средства, тары и засоренности. Организации, принимающие металлолом, обязаны проводить радиационный контроль и осуществлять входной контроль каждой партии металлолома на взрывоопасность.
При приеме металлолома должен быть составлен приемосдаточный акт. Формы этого акта установлены в приложениях № 1 к Правилам обращения с ломом черных и цветных металлов. Приемосдаточный акт составляется в двух экземплярах: один передается лицу, сдающему лом, а второй остается у принимающей организации.
Обратите внимание, что приемосдаточные акты являются документами строгой отчетности. Поэтому их регистрируют в книге учета приемосдаточных актов. Страницы книги должны быть пронумерованы и прошнурованы.
Книга учета, а также приемосдаточные акты хранятся на объекте по приему металлолома в течение 5 лет со дня внесения последней записи о приеме лома.
В процессе переработки металлолома организации обязаны отбирать из лома черных металлов сопутствующий лом цветных металлов. Соответственно из лома цветных металлов надо отбирать сопутствующий лом черных металлов. При отборе сопутствующего лома цветных металлов должен составляться акт по форме, установленной в приложении № 2 к Правилам обращения с ломом черных металлов.
Налогообложение подарков
Согласно подпункту 25 пункт 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ дополнен. Согласно этому подпункту НДС не облагаются передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 руб.
Отметим, что данная льгота имеет скорее негативные последствия для налогоплательщиков.
Дело в том, что на том, чтобы начислять НДС при раздаче подарков в рамках рекламной компании настаивают Минфин России и ФНС России. Примером тому, письма Минфина России от 28 марта 2005 г. № 03-04-11/66 и от 25 ноября 2004 г. № 03-04-11/209. В них указано, что в соответствии со статьей 39 Налогового кодекса РФ под реализацией понимается передача права собственности, в том числе и на безвозмездной основе. В соответствии со статьей 146 Налогового кодекса РФ реализация товаров облагается НДС. Налоговая база при этом равна рыночная цена товаров.
Но далеко не все специалисты согласны с такой точкой зрения. В качестве возражения приводится довод о том, что раздача товаров является составной частью рекламных расходов организации. При этом нельзя документально подтвердить, в какой момент право собственности на подарки переходит от компании к одариваемым. Зачастую такие аргументы помогали налогоплательщикам в арбитражных судах доказать, что раздача товаров в рекламных целях не должна облагаться НДС (см. например, постановление ФАС Московского округа от 13 января 2003 г. № КА-А40/8381-02 и постановление ФАС Северо-Западного округа от 14 декабря 2004 г.
№ А05-3624/04-22).
Новелла, внесенная в статью 149 Налогового кодекса РФ, косвенно подтверждает, что подарки, себестоимость единицы которых превышает 100 руб. должны облагаться НДС. Доказать в суде иное будет непросто.
Обратите внимание: при рекламной раздаче товаров, себестоимость которых не превышает 100 руб. предприятие обязано организовать раздельный учет НДС по приобретенный товарам (работам, услугам). Это требование пункта 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ. Однако если себестоимость товаров, розданных в рамках рекламной акции, не превышает 5 процентов от величины совокупных расходов на производство, к вычету можно принять весь НДС по приобретенным товарам, работам и услугам, а также имущественным правам.
Раздельный учет
Пункт 4 статьи 149 определяет: если организация одновременно осуществляет операции, как подлежащие налогообложению, так и те, которые льготируются, она обязана вести раздельный учет. В том числе и «входного» НДС по товарам, работам, услугам, которые используются в облагаемых и не облагаемых налогом операциях (п. 4 ст. 170 Налогового кодекса РФ).
Добавим, что конкретный порядок ведения раздельного учета налоговым законодательством не установлен. Поэтому организация вправе сама разработать принципы ведения такого учета и закрепить их в своей учетной политике.
Распределять нужно «входной» НДС только в том случае, если приобретенные товары (работы, услуги), имущественные права одновременно используются в деятельности, как облагаемой, так и не облагаемой НДС. И еще: когда невозможно однозначно определить, какая часть приобретенных товаров (работ, услуг) будет использована в деятельности, облагаемой НДС, а какая - в деятельности, не облагаемой этим налогом. Следовательно, нельзя рассчитать, в каком размере «входной» НДС может быть предъявлен к вычету, а в каком - учтен в стоимости товаров (работ, услуг).
В этом случае Налоговый кодекс предписывает определять пропорцию, исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период. Исходя из этой пропорции часть «входного» налога принимается к вычету, а часть учитывается в стоимости приобретенных товаров (работ, услуг).
Обратите внимание: чиновники настаивают, что, рассчитывая пропорцию, стоимость товаров нужно брать без учета НДС. В частности, такое мнение было высказано в письме МНС России от 13 мая 2004 г. № 03-108/1191/15@. Однако, арбитражные суды с таким подходом не согласны. В качестве примера можно привести постановления ФАС Московского округа от 15 июля 2003 г. № КА-А40/4710-03, ФАС Западно-Сибирского округа от 13 января 2005 г. по делу № Ф04-9499/2004(7826-А70-18), от 2 августа 2004 г. № Ф04-5288/2004(А45-3291-25).
Заметим, что при отсутствии раздельного учета сумма НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц - если речь идет о предпринимателях), не включается. Сумма «входного» списывается за счет собственных средств (абз. 8 п. 4 ст. 170 Налогового кодекса РФ).
Впрочем, раздельный «входного» НДС можно не вести в те налоговые периоды, в которых доля совокупных производственных расходов на операции, не облагаемые НДС, меньше или равна 5 процентам от общей величины совокупных расходов на производство.
Но учтите, что, решая вопрос о необходимости ведения вами раздельного учета такие показатели, как стоимость отгруженных товаров (работ, услуг) или объемы выручки от не облагаемой НДС деятельности, не принимаются во внимание. В данном случае следует учитывать объем ваших затрат на осуществление не облагаемых НДС операций.
Следовательно, даже если доля выручки от не облагаемых НДС операций составляет меньше 3 процентов от общей выручки, но при этом расходы на осуществление этих операций превышают 5 процентов, вы не можете быть освобождены от ведения раздельного учета.
Отказ от льгот по НДС
Организация или предприниматель могут отказаться от льгот, если сочтут, что их применение для себя невыгодно. Однако учтите отказаться можно не от всех льгот, а только от тех, что предусмотрены пунктом 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ.
Причем если компания или коммерсант осуществляет несколько видов льготируемых операций, то они вправе отказаться от использования льгот как в отношении всех или нескольких видов операций, предусмотренных различными подпунктами пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ, так и в отношении операций, предусмотренных одним подпунктом пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ. Порядок отказа от использования льготы установлен в пункте 5 статьи 149 Налогового кодекса РФ.
А вот отказаться от применения остальных льгот, предусмотренных пунктами 1 и 2 указанной выше статьи, налогоплательщики не вправе.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!