Налоговый кодекс льготы по земельному налогу
Плата за землю в Налоговом кодексе
Елена КУШИНА, редактор
Нормативная база
– НКУ
Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI 1
– Закон о плате за землю
Закон Украины от 03.07.92 г. № 2535-XII (в редакции Закона от 19.09.96 г. № 378/96-ВР) 2
Неуклонно близится 1 февраля — дата, которая в течение многих лет была датой представления налоговой отчетности по плате за землю. Поэтому самое время выяснить, остался ли такой платеж, а если остался, то определить, что изменилось, а что не подверглось изменениям в правилах исчисления суммы этого платежа, составления по этому платежу налоговой отчетности и уплаты его в бюджет.
Сразу же скажем, что в 2011 году (как, видимо, и в последующих годах) в Украине по-прежнему будет взиматься плата за землю. Как и ранее, этот платеж будет существовать в форме земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной или коммунальной собственности . Причем, по всем признакам, земельный налог является настоящим налогом . то есть обязательным, безусловным платежом в бюджет, взимаемым с его плательщиков в соответствии с НКУ . А вот арендную плату можно назвать сбором . то есть обязательным платежом в бюджет, который взимается с его плательщиков вследствие совершения государственными органами или органами местного самоуправления в интересах таких лиц юридически значимых действий. Такой вывод можно сделать, анализируя ст.6 Кодекса.
Основные элементы платы за землю установлены разделом XIII НКУ . который так и называется «Плата за землю». В то же время определение некоторых понятий, используемых в названном разделе, нужно искать в разделе I Кодекса. В раздел XIII включены статьи 269—290, причем статьи 269—284 явно регулируют взимание земельного налога, статья 288 касается исключительно арендной платы, а статьи 285—287 и статьи 289—290 — как одного, так и другого платежа. Эти общие нормы определяют, в частности, порядок представления налоговой отчетнос¬ти и сроки перечисления платы за землю в бюджет. С анализа этих норм и начнем.
Представление налоговой отчетности и сроки уплаты
Как и прежде, юридические лица — плательщики земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной или коммунальной собственности самостоятельно исчисляют сумму этой платы ежегодно по состоянию на 1 января . До 1 февраля текущего года они представляют в соответствующий орган ГНС по местонахождению земельного участка налоговую декларацию на текущий год с разбивкой годовой суммы равными долями по месяцам 3. Так определено в п.286.2 ст.286 НКУ .
Однако оговорены случаи, когда годовую налоговую декларацию можно и не представлять! Согласно тому же пункту названной статьи Кодекса «представление такой декларации освобождает от обязанности представления ежемесячных деклараций». А в соответствии с п.286.3 ст.286 НКУ «плательщик платы за землю имеет право представлять ежемесячно новую отчетную налоговую декларацию, что освобождает его от обязанности представления налоговой декларации до 1 февраля текущего года» (ежемесячная декларация представляется в течение 20 календарных дней месяца, следующего за отчетным). Ранее, согласно ст.14 Закона о плате за землю . было по-другому. Представление ежемесячной новой отчетной декларации (в течение тех же 20 календарных дней месяца, следующего за отчетным) не освобождало налогоплательщика от обязанности представлять годовую декларацию.
Сказанное наводит на мысль о том, что теперь налогоплательщик сам для себя сможет выбирать отчетный период — годовой (с представлением налоговой декларации на год вперед) или месячный (с представлением декларации за каждый месяц ) (соответствующая отметка делается в декларации). Но в любом случае за вновь отведенные участки или по вновь заключенным договорам аренды налогоплательщик должен представить налоговую декларацию в течение тех же 20 календарных дней месяца, следующего за отчетным (п.286.4 ст.286 Кодекса).
В отношении сроков уплаты земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной или коммунальной собственности новшеств нет. Налоговое обязательство по плате за землю, определенное в налоговой декларации на текущий год, уплачивается равными долями по местонахождению земельного участка за налоговый период, равный календарному месяцу, ежемесячно в течение 30 календарных дней . следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) месяца (п.287.3 ст.287 НКУ ). Налоговое обязательство, «определенное в новой [то есть ежемесячной] отчетной налоговой декларации, уплачивается… за налоговый период, который равен календарному месяцу, ежемесячно в течение 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) месяца» (п.287.4 ст.287 НКУ ).
Ну а теперь о каждом платеже следует, пожалуй, поговорить отдельно.
Земельный налог: плательщики, объект налогообложения, размер платежа
В числе плательщиков земельного налога ст.269 НКУ называет собственников земельных участков, земельных долей (паев) и землепользователей. Причем, исходя из определения понятия «землепользователи». приведенного не в разделе XIII, а в пп.14.1.73 ст.14 НКУ . а также определения понятия «земельный налог» из пп.14.1.72 той же статьи из пользователей земельными участками плательщиками налога являются только постоянные землепользователи. Собственно, так было и ранее.
Объектами налогообложения являются земельные участки, которые находятся в собственности или в постоянном пользовании налогоплательщика. Именно такой вывод можно сделать исходя из анализа нескольких норм Кодекса: пп.270.1.1 ст.270 и уже упомянутых пп.14.1.72—14.1.73 ст.14. Объектами налогообложения являются также находящиеся в собственности налогоплательщика земельные доли (паи) (пп.270.1.2 ст.270 НКУ ).
Как и ранее, базой налогообложения служат различные показатели в зависимости от того, установлена либо нет нормативная денежная оценка по тому или иному земельному участку. Если оценка установлена, то базой налогообложения является величина такой оценки с учетом коэффициента индексации, определенного в соответствии с порядком, установленным НКУ (пп.271.1.1 ст.271 Кодекса). Если такая оценка не установлена, то базой налогообложения будет площадь земельного участка (пп.271.1.2 этой же статьи).
Важно, что основанием для начисления земельного налога являются только данные государственного земельного кадастра (п.286.1 ст.286 НКУ ). В НКУ уже нет правила, установленного ранее в части третьей ст.7 Закона о плате за землю . То есть Кодекс не требует, чтобы размер земельного налога по земельным участкам, приобретенным на основании гражданско-правовых соглашений, рассчитывался от большей суммы: нормативной денежной оценки того или иного земельного участка либо цены этого участка, установленной в соглашении . Так что справедливость в отношении таких земельных участков восстановлена.
Ставки земельного налога для многих земельных участков не изменились. Однако есть и новости. Расскажем о них в применении к двум группам земельных участков: участкам, по которым нормативная денежная оценка не проведена, и участкам, имеющим такую оценку.
По поводу неоцененных земельных участков можно сказать следующее.
Во-первых, для таких участков, расположенных в пределах населенных пунктов . все так же существует таблица с перечнем ставок земельного налога в гривнях за 1 кв. м. Эта таблица приведена в п.275.1 ст.271 НКУ (аналогичную таблицу содержала часть вторая ст.7 Закона о плате за землю ).
Причем указанные в таблице из НКУ ставки налога увеличены в 3,2 раза по сравнению со ставками налога, содержащимися в таблице из Закона о плате за землю . Исключение составляют лишь ставки налога за земельные участки, расположенные в населенных пунктах с численностью населения до 3 тыс. человек. Теперь это будет одна группа населенных пунктов — до 3 тыс. человек, которая объ¬единила три ранее установленные группы — с численностью до 0,2, от 0,2 до 1 и от 1 до 3 тыс. человек. Для этой новой группы за¬конодатель взял наименьшую «старую» ставку — 0,075 грн. за 1 кв. м и тоже умножил ее на 3,2.
Однако это вовсе не означает, что в 2011 году землевладельцам и землепользователям однозначно придется уплачивать больше, чем в 2010 году. В названном году в населенных пунктах, денежная оценка земель которых не проведена, согласно Закону о Госбюджете-2010 4 все равно действующую ставку налога приходилось увеличивать в 3,2 раза. Не изменились и коэффициенты, применяемые в городах Киеве, Симферополе, Севастополе и городах областного значения (они приведены в отдельной графе таблицы из п.275.1 ст.275 НКУ ). Такими же, как действовали ранее, будут и «курортные» коэффициенты (п.275.2 ст.275 данного Кодекса).
В то же время хотя конкретные ставки налога все так же будут дифференцировать и утверждать соответствующие местные советы, теперь такие ставки не должны превышать ставки, установленные Кодексом, не в два (как было ранее), а в три раза .
Во-вторых, установлена ставка налога за целый ряд категорий неоцененных земельных участков, расположенных за пределами населенных пунктов . Эта ставка равна 5% от нормативной денежной оценки единицы площади пашни по АР Крым или по области за земельные участки:
– несельскохозяйственных угодий, занятые хозяйственными зданиями (сооружениями) (п.277.1 ст.277 НКУ )
– предоставленные садоводческим товариществам (п.277.2 ст.277 НКУ )
– предоставленные предприятиям промышленности, транспорта, связи, энергетики, предприятиям и организациям, осуществляющим эксплуатацию линий электропередач (п.278.1 ст.278 НКУ )
– на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения (п.279.1 ст.279 НКУ ).
Обратим внимание читателей: для некоторых из таких земельных участков с особым статусом и для определенных налогоплательщиков установлены сниженные ставки — 0,02% и 0,03% от нормативной денежной оценки единицы площади пашни по АР Крым или по области (п.278.2—278.3 ст.278 НКУ ). И если, к примеру, ранее земли временной консервации (деградированные земли) налогом вообще не облагались, то теперь в соответствии с п.278.3 ст.278 Кодекса они подпадут под налогообложение.
Что касается земельных участков из земель водного фонда и лесохозяйственного назначения, то ставка налога в размере 5% от нормативной денежной оценки единицы площади пашни по АР Крым или по области установлена за те участки, которые заняты производственными, культурно-бытовыми, хозяйственными и другими зданиями и сооружениями (п.280.2 ст.280 НКУ ). А вот за другие земельные участки из земель водного фонда налог взимается по ставке 0,3% от той же базы (п.280.1 ст.280 НКУ ), а из земель лесохозяйственного назначения — в зависимости от того, к каким землям (лесным или нелесным) можно его отнести (п.273.1—273.2 ст.273 НКУ ).
С оцененными земельными участками . то есть участками, нормативная денежная оценка которых установлена, ситуация следующая.
Во-первых, ставки налога за один гектар земельных участков сельскохозяйственных угодий (независимо от местонахождения) не изменились. Они все так же составляют: для пашни, сенокосов и паст¬бищ — 0,1% от нормативной денежной оценки, для многолетних насаждений — 0,03% от такой оценки (п.272.1 ст.272 НКУ ). Неизменной осталась и норма, требующая использовать такие угодья по целевому назначению независимо от того, к какой категории земель они отнесены (п.272.2 ст.272 НКУ ).
Во-вторых, не изменилась ставка налога за другие земельные участки (независимо от их местонахождения). Она все так же установлена в размере 1% от нормативной денежной оценки.
Но есть и особенности установления ставок налога. Этим особенностям посвящена отдельная статья 276 в разделе XIII НКУ и установлены они по отношению к используемым особенным образом земельным участкам, нормативная денежная оценка которых как проведена, так и не проведена. Общий подход (для одних случаев — смягчающий ставки, для других — ужесточающий) остался прежним (он был установлен в ст.7 Закона о плате за землю ). Но точечные новшества все же есть. Так, в качестве льготирующей нормы следует назвать п.276.6 ст.276 НКУ . согласно которому земельный налог за земельные участки (в пределах и за пределами населенных пунктов), предоставленные для размещения объектов энергетики, которые производят элект¬роэнергию из восстанавливаемых источников энергии, взимается в размере 25% налога, исчисленного по общим правилам для конкретного земельного участка. Ранее свои особенности были установлены для земельных участков под объектами энергетики, которые производят электрическую энергию из альтернативных источников энергии, — в размере 30% ставки земельного налога для земель энергетики (ст.12 Закона о плате за землю ).
А вот взбудоражившая многих налогоплательщиков норма, исходя из которой налог за площади при предоставлении в аренду как самих земельных участ¬ков . так и отдельных зданий или их частей, исчисляется как 1% от нормативной денежной оценки, определенной с учетом применения соответствующего коэффициента функционального использования этих площадей в зависимости от вида экономической деятельности арендатора . в 2011 году действовать не будет . В соответствии с абзацем десятым раздела XIX «Заключительные положения» НКУ п.276.5 ст.276 вступит в силу лишь 1 января 2015 года.
Земельный налог: льготы
Льготы по уплате земельного налога для юридических лиц установлены в ст.282 НКУ . Однако для полноты картины изучения этой статьи недостаточно. Некоторые льготы определены подразделом 6 раздела XX «Переходные положения» названного Кодекса. Они задекларированы как временные (установлен конкретный срок действия таких льгот).
Так вот, список льготников изменился. В частности, в пп.282.1.4 ст.282 НКУ уточнено, что от уплаты налога освобождаются «детские санаторно-курортные и оздоровительные учреждения Украины независимо от их подчиненности, в том числе детские санаторно-курортные и оздоровительные учреждения Украины, находящиеся на балансе предприятий, учреждений и организаций».
Также теперь определено, что религиозные организации Украины освобождены от уплаты земельного налога только за земельные участки, предоставленные для строительства и обслуживания культовых и других зданий, необходимых для обеспечения их деятельности (пп.282.1.5 ст.282 НКУ ).
А вот за счет дошкольных и общеобразовательных учебных заведений независимо от форм собственности и источников финансирования полку льготников, наоборот, прибыло. Согласно пп.282.1.8 ст.282 НКУ они освобождены от уплаты налога.
Ну, а неожиданным кажется освобождение от необходимости уплаты налога собственников земельных участков, земельных долей (паев) и землепользователей при условии передачи ими своих земельных участков и земельных долей (паев) в аренду плательщику фиксированного сельскохозяйственного налога (пп.282.1.10 ст.282 НКУ ). Согласно Кодексу это освобождение установлено исключительно для юридических лиц (ранее согласно п.20 ст.12 Закона о плате за землю субъектный состав льготников не уточнялся). Вот и получается, что физические лица — арендодатели, являющиеся собственниками земельных участков и земельных долей (паев) (а последними, кстати, в настоящее время являются именно физические лица), не освобождаются от уплаты земельного налога в указанном случае чисто по формальным соображениям.
В качестве еще одного новшества следует указать на то, что в отдельную статью выделены непосредственно земельные участки, не подлежащие налогообложению (в том числе земельные участки, находящиеся в собственности или в пользовании юридических лиц). В этой части многое осталось по-прежнему. Однако рекомендуем налогоплательщикам уточнить детали в отношении своих земельных участков. Так, если ранее было определено, что не взимается плата за «земли дорожного хозяйства автомобильных дорог общего пользования» (ст.12 Закона о плате за землю ), то теперь конкретизировано, за какие земельные участки дорожного хозяйства общего назначения не уплачивается налог. Это земли под проезжей частью, обочиной, земляным полотном, декоративным озеленением, резервами, кюветами и прочие (пп.283.1.4 ст.283 НКУ ).
Верховный Совет АР Крым, областные, городские, поселковые и сельские советы могут устанавливать льготы по земельному налогу, который уплачивается на соответствующей территории, в виде:
– частичного освобождения на определенный срок
– уменьшения суммы земельного налога, но только за счет средств, зачисляемых в соответствующие бюджеты.
Получая право на льготу в течение года, налогоплательщик этим правом может воспользоваться начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором оно возникло. При утрате права на льготу в течение года налог уплачивается начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором утрачено это право. Данное правило установлено п.284.2 ст.284 НКУ и оно не отличается от установленного ранее в ст.12 Закона о плате за землю .
Обратим также внимание, что законодатель «перетащил» в Кодекс ранее действовавшую норму, согласно которой лица, пользующиеся льготами по земельному налогу, утрачивают эту льготу в случае сдачи земельных участков или отдельных зданий (их частей) в аренду (ст.12 Закона о плате за землю ). Однако эта норма подверглась корректировкам. Установлено, что налог за такие участки уплачивается на общих основаниях с учетом придомовой территории . кроме случаев сдачи в аренду одним бюджетным учреждением другому бюджетному учреждению (п.284.3 ст.284 НКУ ). При этом следует иметь в виду, что налог за площади, предоставленные в аренду, исчисляется с даты заключения (не регистрации!) договора аренды земельного участка или с даты заключения договора аренды зданий (их частей) (п.287.7 ст.287 НКУ ).
Земельный налог: моменты
Многим налогоплательщикам нужно обратить внимание на нормы НКУ . попытавшиеся установить момент . с которого субъекты становятся плательщиками земельного налога . а также отрегулировать некоторые спорные ситуации. Скажем прямо — сделано это не всегда корректно. И при фискальном прочтении этих норм может оказаться, что некоторые лица станут плательщиками земельного налога уже с января этого года.
Так, согласно п.287.6 ст.287 НКУ при переходе права собственности на здание, сооружение (их часть) налог за земельный участок, на котором расположено такое здание, сооружение (их часть), да еще и с учетом придомовой территории уплачивается с даты государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество . Во-первых, непонятно, почему эта норма попала в ст.287 «Срок уплаты платы за землю». ведь данной нормой законодатель пытался установить не срок уплаты налогового обязательства, а именно порядок его исчисления. Во-вторых, неясно, о каком недвижимом имуществе идет речь, ведь земельный участок — тоже недвижимое имущество. Хотя автор отдает себе отчет в том, что многие налогоплательщики будут понимать эту норму так, как уже давно хотелось представителям ГНС, — как необходимость уплачивать земельный налог со дня государственной регистрации права собственности на здание, сооружение (их часть), то есть недвижимость, отличную от земельного участка. В-третьих, в данном пункте не определено, кто и каким образом должен рассчитывать площади принадлежащей каждому из собственников такой недвижимости части земельного участка с учетом придомовой территории. Опасаемся, что делать это придется самим налогоплательщикам. В земельном законодательстве такие площади принято рассчитывать пропорционально доле каждого лица, когда отношение площади того или иного помещения (части помещений) к площади всего здания (сооружения) умножается на площадь земельного участка с учетом придомовой территории.
Кстати, в п.286.6 ст.286 НКУ дан ориентир для проведения расчетов земельного налога за земельный участок, на котором расположено здание, находящееся в общей собственности юридических или физических лиц (ст.14 Закона о плате за землю охватывала лишь случаи совместной собственности). Определено, что налог начисляется пропорционально площадям, находящимся в собственности, с учетом придомовой территории каждому из таких лиц, но в зависимости от того, в какой собственности находится здание и разделено ли оно в натуре. Если здание находится в общей совместной собственности нескольких лиц и не разделено в натуре, то налог исчисляется в равных долях либо одному из таких лиц-собственников, определенному по согласию всех, а если разделено в натуре — пропорционально принадлежащей доле каждого лица. Если здание находится в общей долевой собственности — налог уплачивается пропорционально доле каждого лица.
С проанализированным выше п.287.6 ст.287 НКУ перекликается п.287.8 той же статьи. В этом пункте сформулировано давно лелеемое налоговиками требование о необходимости уплаты земельного налога собственниками нежилых помещений в многоквартирных жилых домах . Установлено, что такие собственники должны уплачивать в бюджет налог за «площади под такими помещениями (их частями) с учетом пропорциональной доли придомовой территории с даты государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество». Видимо, и в этом случае докапываться до того, о каком недвижимом имуществе идет речь, осторожные налогоплательщики не станут. Все равно право собственности на земельные участки под такими домами у собственников нежилых помещений не возникает и, тем более, не регистрируется. Так что им останется ориентироваться на дату регистрации права собственности на нежилое помещение.
С небольшим изменением «перекочевала» также в Кодекс норма из ст.14 Закона о плате за землю следующего плана: за земельный участок, на котором расположено здание, находящееся в пользовании нескольких юридических или физических лиц, налог исчисляется каждому из них пропорционально той части площади здания, которая находится в их пользовании. Эта норма сформулирована в п.286.6 ст.286 НКУ с уточнением, что налог исчисляется «с учетом придомовой территории» .
Арендная плата: плательщики, объект налогообложения, размер платежа
Плательщиком арендной платы за земельные участ¬ки государственной или коммунальной собственности является арендатор земельного участка (п.288.2 ст.288 НКУ ), а объектом налогообложения — земельный участок, полученный в аренду. Это прямо установлено специальной нормой — п.288.3 ст.288, которая подтверждается также нормой, имеющей более общий характер, — пп.270.1.1 ст.270 указанного Кодекса. Что касается других элементов обязательного платежа, то говорить о базе налогообложения, ставке, а также льготах возможно только в отношении земельного налога. Что касается арендной платы, то для нее сразу известна сумма, подлежащая уплате в бюджет. В соответствии с п.288.4 ст.288 НКУ размер арендной платы устанавливается в договоре аренды между арендодателем (собственником земельного участка, каковым в нашем случае является государство или территориальная община) и арендатором.
Единственное, на что следует обратить внимание, это на ограничения «снизу» и ограничения «сверху» для арендной платы, установленные п.288.5 ст.288 НКУ . Такая плата, в большинстве случаев, как и ранее, не может быть ниже трехкратного размера земельного налога и выше 12% нормативной денежной оценки земельного участка (правда, в том же пункте перечислены конкретные исключения). Важен и пункт 289.1 ст.289 НКУ . согласно которому для определения размера арендной платы используется нормативная денежная оценка земельных участков. Поэтому арендаторам, которые не «впишутся» в требования Кодекса, следует ожидать предложений от арендодателей по перезаключению договоров.
Плата за землю и индексация
Нормативная денежная оценка земельных участ¬ков, как и раньше, будет индексироваться . Это положение нужно учитывать как плательщикам земельного налога, так и арендаторам.
В соответствии с п.289.2 ст.289 НКУ Госкомзем по приведенной там же формуле должен ежегодно рассчитывать величину коэффициента, на который индексируется такая оценка по состоянию на 1 января текущего года. В расчете коэффициента учитывается индекс потребительских цен за предыдущий год (а не среднегодовой индекс потребительских цен, как это было ранее). В случае если индекс потребительских цен не превышает 110%, такой индекс все равно применяется со значением 110%. А значит, нормативная денежная оценка таких участ¬ков будет обязательно индексироваться (правда, на коэффициент индексации, равный 1). О ежегодной индексации все налогоплательщики должны быть проинформированы не позднее 15 января текущего года 5.
Важное указание: в Кодексе прямо установлено, что индексация нормативной денежной оценки земельных участков применяется кумулятивно в зависимости от даты проведения такой оценки . Это означает, что нормативная денежная оценка земельных участков, проведенная в 2009 году, индексируется на индекс потребительских цен за 2009 и 2010 год, а не на индекс таких цен, рассчитанный, к примеру, с 1996 года.
Что касается ставок земельного налога за земельные участки, нормативная денежная оценка которых не проведена, то они тоже ежегодно могут меняться. Но теперь не законом о госбюджете на очередной год (как это было ранее), а после внесения изменений в сам Кодекс (п.4 раздела XIX НКУ ).
И еще замечание для всех. Плата за землю теперь будет рассчитываться по календарным дням каждого месяца. То есть вполне возможен вариант, когда сумма платежа за январь будет равна сумме платежа только за один день — 31 января.
1 Опубликован: Бухгалтерия. — 2010. — № 50. — С.10—321 (прим. ред.).
2 Утратил силу с 1 января 2011 года (прим. ред.).
3 Форму налоговой декларации ГНАУ утвердила приказом от 24.12.2010 г. № 1015. Она общая и для земельного налога, и для арендной платы. Приказ опубликован на с.57 (прим. ред.).
4 Закон Украины от 27.04.2010 г. № 2154-VI «О государственном бюджете Украины на 2010 год» (прим. ред.).
5 Информацию о коэффициенте индексации в 2011 году Госкомзем изложил в письме от 11.01.2011 г. № 344/22/6-11. Письмо опубликовано на с.62 (прим. ред.).
Бланки по налогу на землю
Реклама
Недвижимость Украины Независимый Украинский портал "НЕДВИЖИМОСТЬ" - лидирующий Интернет-ресурс по недвижимости в Украине.
Основная цель его создания - оказание информационной помощи всем, кто хочет продать, купить, сдать, снять недвижимость в Донецке . Украине и за рубежом.
Портал охватывает всех участников рынка недвижимости: частных лиц, строительные фирмы, профессиональных риелторов, консалтинговые, юридические и страховые компании, банки и пр.
НЕДВИЖИМОСТЬ: квартиры, коттеджи, дома, дачи, коммерческая недвижимость, паркинги, гаражи, земля
ОПЕРАЦИИ: продажа недвижимости, аренда недвижимости, покупка недвижимости, обмен недвижимости
Раздел XII. Земельный налог
Глава 49. Земельный налог с юридических лиц
Статья 278. Общие положения
За использование земельных участков платежи в бюджет производятся в виде земельного налога или арендной платы за землю.
Арендная плата, уплачиваемая за земельные участки, предоставленные в аренду Кабинетом Министров Республики Узбекистан, Советом Министров Республики Каракалпакстан, органами государственной власти на местах, приравнивается к земельному налогу. На юридических лиц, получивших земельные участки в аренду, распространяются ставки земельного налога с юридических лиц, льготы, порядок исчисления, представления расчетов и уплаты, установленные для плательщиков земельного налога с юридических лиц.
Юридические лица уплачивают земельный налог за земельные участки, используемые на правах собственности, владения, пользования или аренды.
Статья 279. Налогоплательщики
Плательщиками земельного налога являются юридические лица, включая нерезидентов Республики Узбекистан, имеющие земельные участки на правах собственности, владения, пользования или аренды.
При сдаче недвижимого имущества в аренду плательщиком земельного налога является арендодатель.
При совместном использовании земельного участка несколькими юридическими лицами каждое юридическое лицо является плательщиком земельного налога за свою долю используемой площади земельного участка.
Не являются плательщиками земельного налога:
некоммерческие организации. При осуществлении предпринимательской деятельности некоммерческие организации являются плательщиками земельного налога по земельным участкам, используемым в предпринимательской деятельности, в порядке, предусмотренном настоящим разделом
юридические лица, для которых в соответствии с настоящим Кодексом предусмотрен упрощенный порядок налогообложения, если иное не предусмотрено разделом XX настоящего Кодекса.
Статья 280. Объект налогообложения
Объектом налогообложения являются земельные участки, находящиеся у юридических лиц на правах собственности, владения, пользования или аренды.
Не рассматриваются в качестве объекта налогообложения:
земли общего пользования населенных пунктов. К землям общего пользования населенных пунктов относятся:
площади, улицы, проезды, дороги, оросительная сеть, набережные и т.п
земли, используемые для удовлетворения культурно-бытовых потребностей и отдыха населения (лесопарки, парки, бульвары, скверы, а также земли арычной сети)
земли коммунально-бытового назначения (места погребения, места сбора, перегрузки и сортировки бытовых отходов, а также места обезвреживания и утилизации отходов и т. п.) (Абзац в редакции Закона РУз от 25.12.2012 г. № ЗРУ-343)
земли запаса.
Статья 281. Налогооблагаемая база
Налогооблагаемой базой является общая площадь земельного участка за вычетом площадей земельных участков, не подлежащих налогообложению в соответствии с частью второй статьи 282 настоящего Кодекса.
За земельные участки, на которые право собственности, владения, пользования или аренды перешло налогоплательщику в течение года, налогооблагаемая база исчисляется начиная со следующего месяца после возникновения соответствующего права на земельные участки. В случае уменьшения площади земельного участка налогооблагаемая база уменьшается с месяца, в котором произошло уменьшение площади земельного участка.
При возникновении у юридических лиц права на льготу по земельному налогу налогооблагаемая база уменьшается с того месяца, в котором появилось это право. В случае прекращения права на льготу по земельному налогу налогооблагаемая база исчисляется (увеличивается) с месяца, следующего за тем, в котором прекращено это право.
Статья 282. Льготы
От уплаты земельного налога освобождаются:
1) организации культуры, образования, здравоохранения, социальной защиты населения - за земельные участки, используемые для осуществления возложенных на них задач
2) юридические лица, находящиеся в собственности общественных объединений инвалидов, фонда Нуроний и ассоциации Чернобыльцы Узбекистана, в общей численности которых работает не менее 50 процентов инвалидов, ветеранов войны и трудового фронта 1941-1945 годов, кроме юридических лиц, занимающихся торговой, посреднической, снабженческо-сбытовой и заготовительной деятельностью. При определении права на получение указанной льготы в общую численность работников включаются работники, состоящие в штате
Пункт 3 исключается с 1 апреля 2015 года в соответствии с Законом РУз от 04.12.2014 № ЗРУ–379
3) вновь созданные дехканские хозяйства - на два года с месяца, в котором произведена государственная регистрация (с 1 апреля 2015 года )
4) добровольно ликвидируемые субъекты предпринимательства - со дня уведомления о принятом решении о добровольной ликвидации органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц. В случае незавершения добровольной ликвидации в установленные законодательством сроки или прекращения процедуры ликвидации и возобновления деятельности настоящая льгота не применяется и сумма налога взимается в полном размере за весь период применения льготы.
К земельным участкам, не подлежащим налогообложению, относятся земли:
1) общего пользования садоводческих, виноградарских или огороднических товариществ (подъездные пути, оросители, коллекторы и другие земли общего пользования), коллективных гаражей
2) охраняемых природных территорий, за исключением земель, на которых ведется хозяйственная деятельность. К землям охраняемых природных территорий относятся земельные участки государственных заповедников, комплексных (ландшафтных) заказников, природных парков, государственных памятников природы, заказников (за исключением заказников, образованных в охотничьих хозяйствах), природных питомников государственных заповедников, комплексных (ландшафтных) заказников, природных парков, государственных памятников природы, заказников (за исключением заказников, образованных в охотничьих хозяйствах), природных питомников, государственных биосферных резерватов, национальных парков, кроме земель указанных охраняемых природных территорий, на которых ведется хозяйственная деятельность
3) оздоровительного назначения (за исключением земель, на которых ведется хозяйственная деятельность) - земельные участки, обладающие природными лечебными факторами, благоприятными для организации профилактики и лечения, предоставленные в установленном порядке соответствующим учреждениям и организациям в постоянное пользование
4) рекреационного назначения (за исключением земель, на которых ведется хозяйственная деятельность) - земли, предоставленные соответствующим учреждениям и организациям для организации массового отдыха и туризма населения
5) историко-культурного назначения (за исключением земель, на которых ведется хозяйственная деятельность) - земли историко-культурных заповедников, мемориальных парков, погребений, археологических памятников, памятников истории и культуры, предоставленные соответствующим учреждениям и организациям в постоянное пользование
6) водного фонда. К землям водного фонда относятся земли, занятые водоемами (реками, озерами, водохранилищами и т.п.), гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также полосы отвода по берегам водоемов и других водных объектов, предоставленных в установленном порядке юридическим лицам для нужд водного хозяйства
7) занятые линиями электропередачи, подстанциями и сооружениями на них
8) занятые общегосударственными линиями связи (воздушные и кабельные линии связи, стоечные линии и радиофикации, подземные кабельные линии, обозначающие их сигнальные и замерные знаки, линии радиорелейной связи, кабельные телефонные канализации, наземные и подземные необслуживаемые усилительные пункты, распределительные шкафы, коробки контура заземления и другие сооружения связи)
9) занятые объектами культуры, образования и здравоохранения (Пункт в редакции Закона РУз от 30.12.2009 г. № ЗРУ-241)
10) занятые автомобильными дорогами общего пользования
11) занятые железнодорожными путями общего пользования, включая станционные и сортировочные железнодорожные пути, состоящие из земляного полотна, искусственных сооружений, линейно-путевыми зданиями, устройствами железнодорожной связи и электроснабжения, сооружениями и путевыми устройствами, а также защитными лесонасаждениями, предоставленными в установленном порядке в постоянное или временное пользование предприятиям, учреждениям и организациям железнодорожного транспорта
12) занятые путями городского электрического транспорта и линиями метрополитена, включая земли, занятые остановками общественного транспорта и станциями метрополитена и сооружениями на них
13) занятые спортивными и физкультурно-оздоровительными комплексами, местами отдыха и оздоровления матерей и детей, домами отдыха и учебно-тренировочными базами
14) занятые сооружениями водоснабжения и канализации населенных пунктов: магистральными водоводами, водопроводной сетью, канализационными коллекторами и сооружениями на них, насосными станциями, водозаборными и очистными сооружениями, смотровыми колодцами и дюкерами на водопроводной и канализационной сети, водонапорными башнями и иными аналогичными сооружениями
15) занятые магистральными нефте- и газопроводами, включая компрессорные, насосные, противопожарные и противоаварийные станции, станции катодной защиты трубопроводов с узлами их подключения, устройства очистки трубопроводов и иные аналогичные сооружения
16) занятые магистральными тепловыми трассами, включая насосные станции (повысительные, понизительные, смешения, дренажные), приборы учета и контроля тепла, подогреватели, циркуляционные насосы горячего водоснабжения и иные аналогичные сооружения
17) занятые взлетно-посадочными полосами, рулежными дорожками и стоянками самолетов, радионавигационным и электроосветительным оборудованием аэропортов гражданской авиации
18) отведенные под строительство объектов, включенных в Инвестиционную программу Республики Узбекистан, - на период нормативного срока строительства
19) занятые объектами, по которым приняты решения Кабинета Министров Республики Узбекистан об их консервации, - на период их консервации
20) занятые гидрометеорологическими и гидрогеологическими станциями и постами
21) занятые отдельно расположенными объектами гражданской защиты и мобилизационного назначения, находящимися на балансе юридического лица и не используемыми в хозяйственной деятельности
22) занятые защитными лесными насаждениями. К защитным лесным насаждениям относятся: запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб противоэрозионные леса защитные полосы лесов вдоль железных и автомобильных дорог леса пустынных и полупустынных зон городские леса и лесопарки леса вокруг зеленых зон городов, других населенных пунктов и промышленных центров леса зон санитарной охраны источников водоснабжения леса округов санитарной охраны курортных природных территорий особо ценные леса леса, имеющие научное или историческое значение (Пункт в редакции Закона РУз от 04.01.2011 г. № ЗРУ-278)
23) вновь осваиваемые для сельскохозяйственных целей - на период выполнения работ по их освоению и в течение пяти лет со времени их освоения
24) существующего орошения, на которых производятся мелиоративные работы, - сроком на пять лет с начала работ
25) на которых произведены новые посадки садов, виноградников и тутовников сроком на три года, независимо от использования междурядий для посева сельскохозяйственных культур. Исчисление срока, на который предоставляется льгота на новые посадки, произведенные осенью, начинается с 1 января следующего года, а на посадки, произведенные весной, начинается с 1 января текущего налогового периода
26) сельскохозяйственного назначения и лесного фонда научных организаций, опытных, экспериментальных и учебно-опытных хозяйств научно-исследовательских организаций и учебных заведений сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля, используемые непосредственно для научных и учебных целей. В соответствии с настоящим пунктом от уплаты налога освобождаются земельные участки, занятые под посевами и насаждениями, используемыми для проведения научных опытов, экспериментальных работ, селекции новых сортов и других научных и учебных целей, тематика которых утверждена.
На земельные участки, используемые не по прямому назначению, льготы, установленные настоящей статьей, не распространяются.
Статья 283. Особенности применения ставки налога
В случае ухудшения качества сельскохозяйственных земель (снижения балла бонитета), наступившего по вине собственника земельного участка, землевладельца, землепользователя или арендатора, земельный налог уплачивается юридическими лицами по ставкам, установленным до ухудшения качества земель.
За земли сельскохозяйственного назначения, расположенные в административных границах городов и поселков, земельный налог уплачивается в двукратном размере ставок, установленных для сельскохозяйственных земель.
Статья 284. Налоговый период
Налоговым периодом является календарный год.
Статья 285. Порядок исчисления налога и представления расчетов
Земельный налог исчисляется по состоянию на 1 января каждого налогового периода, и расчет земельного налога представляется в орган государственной налоговой службы по месту нахождения земельного участка до 15 февраля текущего налогового периода.
Исчисление земельного налога осуществляется исходя из налогооблагаемой базы, исчисленной согласно статье 281 настоящего Кодекса, и установленной ставки.
При изменении налогооблагаемой базы (исчисленной суммы налога) в течение налогового периода юридические лица обязаны в месячный срок представить в орган государственной налоговой службы уточненный расчет земельного налога. (Часть в редакции Закона РУз от 30.12.2009 г. № ЗРУ-241)
Сельскохозяйственные предприятия, не перешедшие на уплату единого земельного налога, у которых в течение налогового периода произошли изменения в общей площади и составе сельскохозяйственных угодий, представляют уточненный расчет земельного налога в орган государственной налоговой службы до 1 декабря текущего года.
Статья 286. Порядок уплаты налога
Уплата земельного налога производится юридическими лицами ежеквартально равными долями до 15 числа второго месяца квартала, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
При возникновении обязательств после установленного срока уплаты земельного налога в течение налогового периода уплата этой суммы производится не позднее тридцати дней с даты возникновения обязательства. (Часть в редакции Закона РУз от 25.12.2012 г. № ЗРУ-343)
Уплата земельного налога сельскохозяйственными предприятиями, не перешедшими на уплату единого земельного налога, производится в следующем порядке:
до 1 июля отчетного года - 20 процентов от годовой суммы налога
абзацы третий и четвертый считать соответственно абзацами вторым и третьим в соответствии с Законом РУз от 04.12.2014 № ЗРУ–379
до 1 сентября отчетного года - 30 процентов от годовой суммы налога
до 1 декабря отчетного года - оставшаяся сумма налога.
ГЛАВА 50. Земельный налог с физических лиц
Статья 287. Налогоплательщики
Плательщиками земельного налога являются физические лица, а также дехканские хозяйства, созданные с образованием и без образования юридического лица, имеющие земельные участки на правах собственности, владения, пользования или аренды.
Арендная плата, уплачиваемая за земельные участки, предоставленные в аренду Кабинетом Министров Республики Узбекистан, Советом Министров Республики Каракалпакстан, органами государственной власти на местах, приравнивается к земельному налогу. На физических лиц, получивших земельные участки в аренду, распространяются льготы, порядок исчисления и уплаты, установленные для плательщиков земельного налога. (Часть в редакции Закона РУз от 29.12.2008 г. № ЗРУ-196)
За земельные участки, право собственности, владения и пользования на которые перешло вместе с переходом по наследству жилого дома, нежилых строений и сооружений, земельный налог взимается с наследников с учетом налоговых обязательств наследодателя.
Статья 288. Объект налогообложения
Объектом налогообложения для физических лиц являются земельные участки:
1) предоставленные в пожизненное наследуемое владение для ведения дехканского хозяйства
2) предоставленные в пожизненное наследуемое владение для индивидуального жилищного строительства
3) предоставленные для ведения коллективного садоводства, виноградарства и огородничества, а также земли, занятые под индивидуальными гаражами
4) предоставленные в порядке служебного земельного надела
5) право собственности, владения и пользования на которые перешло вместе с жилым домом и строениями по наследству, в результате дарения или приобретения
6) приобретенные в собственность в порядке, установленном законодательством
7) предоставленные в пользование или аренду для ведения предпринимательской деятельности.
Не являются объектом налогообложения земельные участки, занятые под многоквартирными домами, за исключением указанных в пункте 7 части первой настоящей статьи. (Часть в редакции Закона РУз от 30.12.2009 г. № ЗРУ-241)
Статья 289. Налогооблагаемая база
Налогооблагаемой базой является площадь земельных участков по данным органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимость.
По площадям земельных участков, предоставленных гражданам для ведения коллективного садоводства, виноградарства и огородничества, а также занятых под индивидуальными гаражами, налогооблагаемая база определяется по данным органов управления организаций, предоставивших эти земельные участки.
По площадям служебных земельных наделов налогооблагаемая база определяется по данным предприятий, учреждений и организаций, предоставивших земельные участки своим работникам.
Статья 290. Льготы
От земельного налога освобождаются:
Пункт 1 исключен с 1 апреля 2014 года в соответствии с Законом РУз от 25.12.2013 г. № ЗРУ-359
1) чабаны, табунщики, механизаторы, ветеринарные врачи и техники, другие специалисты и рабочие отгонного животноводства
2) граждане, удостоенные звания Ўзбекистон а рамони, Героя Советского Союза, Героя Труда, награжденные орденом Славы трех степеней. Данная льгота предоставляется на основании удостоверения о присвоении звания Ўзбекистон а рамони, книжки Героя Советского Союза и Героя Труда, орденской книжки или справки отдела по делам обороны
3) инвалиды и участники войны 1941-1945 годов и приравненные к ним лица, круг которых устанавливается законодательством инвалиды и участники войны, а также приравненные к ним лица, круг которых устанавливается законодательством. Данная льгота предоставляется на основании соответствующего удостоверения инвалида (участника) войны или справки отдела по делам обороны либо иного уполномоченного органа, другим инвалидам (участникам) - удостоверения инвалида (участника) о праве на льготы
4) инвалиды I и II групп. Данная льгота предоставляется на основании пенсионного удостоверения или справки врачебно-трудовой экспертной комиссии
5) одинокие пенсионеры. Под одинокими пенсионерами понимаются пенсионеры, проживающие одни или совместно с несовершеннолетними детьми либо ребенком-инвалидом в отдельном доме. Данная льгота предоставляется на основании пенсионного удостоверения или справки районного (городского) отдела внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан, а также справки органов самоуправления граждан (Пункт в редакции Закона РУз от 09.09.2010 г. № ЗРУ-254)
6) многодетные семьи, потерявшие кормильца. Многодетными семьями, потерявшими кормильца, в целях налогообложения являются семьи, в которых умерли один из родителей или оба родителя и в которых имеется пять и более детей, не достигших шестнадцатилетнего возраста. Данная льгота предоставляется на основании справки районного (городского) отдела внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан (Пункт в редакции Закона РУз от 09.09.2010 г. № ЗРУ-254)
7) граждане (в том числе временно направленные или командированные), получающие льготы за участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Данная льгота предоставляется на основании справки врачебно-трудовой экспертной комиссии, специального удостоверения инвалида, удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, а также других выданных уполномоченными органами документов, являющихся основанием для предоставления льготы (Пункт в редакции Закона РУз от 30.12.2009 г. № ЗРУ-241)
Пункт 8 исключен с 1 апреля 2014 года в соответствии с Законом РУз от 25.12.2013 г. № ЗРУ-359
8) лица, которым была назначена персональная пенсия
Пункт 9 исключается с 1 апреля 2015 года в соответствии с Законом РУз от 04.12.2014 № ЗРУ–379
9) граждане-переселенцы - по земельным участкам в местах их поселения сроком на пять лет с момента предоставления им земельного участка (с 1 апреля 2015 года )
10) лица - по земельным участкам, предоставленным им в пределах установленных законодательством норм для индивидуального жилищного строительства и ведения дехканского хозяйства. - сроком на два года с месяца, следующего за месяцем предоставления земельного участка. (с 1 апреля 2015 года )

Льготы, установленные частью первой настоящей статьи, за исключением указанной в пункте 6, предоставляются физическим лицам, зарегистрировавшим в органе, осуществляющем государственную регистрацию, права на земельные участки, предоставленные им для индивидуального жилищного строительства, ведения дехканского хозяйства. При этом данные льготы могут быть предоставлены только на один земельный участок по выбору налогоплательщика.
Льготы, предусмотренные частью второй статьи 282 настоящего Кодекса в части земельных участков, не подлежащих налогообложению, распространяются также и на физических лиц, являющихся плательщиками земельного налога.
Статья 291. Особенности применения ставки налога
За земельные участки, используемые для предпринимательской деятельности, либо при сдаче в аренду юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю жилых домов, дачных строений, индивидуальных гаражей и иных строений, сооружений, помещений земельный налог взимается с физических лиц по ставкам, установленным для уплаты земельного налога с юридических лиц, и льготы, предусмотренные статьей 290 настоящего Кодекса, на них не распространяются.
Статья 292. Налоговый период
Налоговым периодом является календарный год.
Статья 293. Порядок исчисления налога
Исчисление земельного налога производится органами государственной налоговой службы.
Органы государственной налоговой службы ведут систематический учет физических лиц, являющихся плательщиками земельного налога.
Лица, имеющие право на льготы, указанные в статье 290 настоящего Кодекса, самостоятельно представляют в органы государственной налоговой службы по месту расположения земельного участка документы, подтверждающие право на получение льготы. (Часть введена в соответствии с Законом РУз от 30.12.2009 г. № ЗРУ-241)
Платежное извещение с указанием суммы земельного налога и сроков его уплаты вручается физическим лицам органами государственной налоговой службы ежегодно не позднее 1 мая.
При изменении площади земельного участка и возникновении (прекращении) права на льготы в течение года органы государственной налоговой службы должны в течение месяца после указанных изменений произвести перерасчет земельного налога и предъявить налогоплательщику новое или дополнительное платежное извещение с указанием суммы земельного налога и сроков его уплаты.
Статья 294. Порядок уплаты налога
Земельный налог уплачивается в местный бюджет того района или города, на территории которого расположен земельный участок, независимо от места жительства его собственника, землевладельца, землепользователя или арендатора.
РАЗДЕЛ XII. НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО
(Название раздела в редакции
Закона Украины от 28.12.2014 г. N 71-VIII)
Статья 265. Состав налога на имущество
265.1. Налог на имущество состоит из:
265.1.1. налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!