Предоставление таможенных льгот это
Ко второй категории относятся тарифные льготы (тарифные преференции).
Читайте также:
В соответствии со ст. 287 ТКУ предоставляются таможенные льготы для главы дипломатического представительства иностранного государства и членов дипломатического персонала представительства.
В соответствии со ст. 286 ТКУ предоставляются таможенные льготы для дипломатических представительств иностранных государств.
Таможенные льготы
Таможенные льготы являются важным инструментом тарифного регулирования.
Таможенные льготы – это установленное законодательством освобождение (полное или частичное) от таможенных платежей лиц, которые перемещают через таможенную границу товары или другие предметы. Таможенные льготы также определяются как установленные на условиях взаимности или в одностороннем порядке льготы относительно перемещаемых через таможенную границу товаров в виде возвращения ранее оплаченной пошлины, освобождение от уплаты пошлины, снижение ставки пошлины, установление квот на преференциальный ввоз (вывоз) товаров.
Принято различать таможенные льготы и таможенные тарифные льготы. С учетом международной практики установления льгот осуществляется Верховной Радой по представлению КМУ. Таможенные льготы не могут носить индивидуального характера, потому что предоставляются исключительно путем принятия соответствующего закона.
Основанием для предоставления таможенных льгот являются:
а) принадлежность субъекта к лицам, которые имеют на это право в соответствии со своим правовым статусом (представители иностранных государств и их сотрудники и иные иностранные лица)
б) освобождение законодательством Украины от уплаты таможенной пошлины, снижение ставок пошлины, установление тарифных квот (тарифные льготы) при перемещения через таможенную границу Украины товаров и других предметов.
К первой категории относятся таможенные льготы для представителей иностранных государств и их сотрудников, а также иных иностранных лиц. Вопрос предоставления этих льгот регулируется Главой 50 ТК Украины.
Дипломатические представительства иностранных государств на территории Украины при условии соблюдения установленного Таможенным Кодексом порядка перемещения товаров через таможенную границу Украины могут ввозить на таможенную территорию Украины и вывозить с ее таможенной территории товары, предназначенные для официального (служебного) пользования представительств с освобождением от таможенного досмотра и уплаты налогов и сборов, за исключением платы за таможенное оформление таких товаров, если оно осуществляется вне мест расположения таможенных органов или вне рабочего времени, установленного для таможенных органов.
Глава дипломатического представительства иностранного государства и члены дипломатического персонала представительства, а также члены их семей, проживающие вместе с ними, при условии, что они не являются гражданами Украины и не проживают в Украине постоянно, могут ввозить в Украину товары, предназначенные для личного пользования, включая предметы первоначального обзаведения, и вывозить из Украины товары, предназначенные для личного пользования, включая приобретенные на таможенной территории Украины, с соблюдением установленного настоящим Кодексом порядка их перемещения через таможенную границу Украины и с освобождением от уплаты налогов и сборов, за исключением платы за их таможенное оформление, если оно осуществляется вне мест расположения таможенных органов или вне рабочего времени, установленного для таможенных органов.
Личный багаж главы дипломатического представительства иностранного государства, членов дипломатического персонала представительства, членов их семей, проживающих вместе с ними, освобождается от таможенного досмотра, если нет достаточных оснований считать, что он содержит товары, не предназначенные для личного пользования, или товары, ввоз (вывоз) которых запрещен законом либо регулируется карантинными и иными специальными правилами. Такой досмотр должен производиться только в присутствии названных в настоящей статье лиц или их уполномоченных представителей и по письменному распоряжению руководителя или заместителя руководителя соответствующего таможенного органа. На таможенном посту допускается также проведение досмотра по письменному распоряжению руководителя поста или его заместителя.
Таможенные льготы также предоставляются:
- для сотрудников административно-технического и обслуживающего персонала дипломатического представительства иностранного государства (ст. 288 289 ТКУ)
- для консульских учреждений иностранных государств и членов их персонала (ст. 290 ТКУ).
- при перемещении дипломатической почты и консульской вализы иностранных государств через таможенную границу Украины (ст. 291 ТКУ)
- для иностранных дипломатических и консульских курьеров (ст. 292 ТКУ)
- для представителей и членов делегаций иностранных государств (ст. 293 ТКУ):
- для международных организаций, представительств иностранных государств при них, а также для их персонала (ст. 294 ТКУ)
- для должностных лиц представительств иностранных государств и международных организаций в Украины (ст. 295 ТКУ)
Нужно отметить, что после оставления должностными лицами представительств иностранных государств и международных организаций таможенной территории Украины предоставление им таможенных льгот, предусмотренных статьями 287-290, 292-294 Таможенного Кодекса, прекращается.
Товары, предназначенные для официального (служебного) пользования представительств иностранных государств и международных организаций, подлежат декларированию таможенным органам и пропускаются в Украину в режиме импорта.
Товары, не подлежащие отчуждению на территории Украины и предназначенные для служебного пользования представительств иностранных фирм, декларируются таможенным органам на срок до трех лет с момента аккредитации этих представительств под обязательства об обратном вывозе.
Вопрос о продлении срока временного ввоза товаров, указанных в части первой настоящей статьи, решается таможенным органом, в регионе деятельности которого расположено соответствующее представительство иностранной фирмы.
Товары, предназначенные для личного пользования лиц, имеющих таможенные льготы, декларируются таможенным органам по месту аккредитации или пребывания этих лиц ипропускаются в Украину в режиме импорта.
Дипломатические представительства Украины, находящиеся за границей, при условии соблюдения ими установленного порядка перемещения товаров через таможенную границу Украины могут вывозить из Украины товары, предназначенные для официального (служебного) пользования представительства, с освобождением от уплаты налогов и сборов, за исключением платы за их таможенное оформление, если оно осуществляется вне мест расположения таможенных органов или вне рабочего времени, установленного для таможенных органов.
Товары, предназначенные для официального (служебного) пользования дипломатических представительств Украины, находящихся за границей, подлежат декларированию таможенным органам и пропускаются за пределы Украины на весь срок аккредитации представительства за границей.
Стоит также отметить, что таможенные льготы для международных, межправительственных организаций и представительств иностранных государств при них, а также для персонала этих организаций и представительств и членов семей персонала определяются соответствующими международными соглашениями Украины.
Таможенные льготы для международных неправительственных организаций и их персонала и совместных предприятий при участии Украинских и иностранных юридических лиц и граждан, иностранных предприятий, организаций и их представительств, а также иностранных сотрудников этих предприятий, организаций и представительств и членов их семей могут быть предоставлены законами Украины.
Законом Украины «О Едином таможенном тарифе» установлен порядок предоставления тарифных льгот. В частности, при осуществлении внешнеэкономической политики Украины в пределах ее таможенной территории допускается предоставление тарифных льгот в виде возвращения пошлины, снижения уровня таможенного обложения и освобождения от уплаты пошлины.
В соответствии со ст. 286 ТКУ тарифные льготы (тарифные преференции) — это льготы, предоставляемые Украиной в процессе реализации ее внешнеэкономической политики на условиях взаимности или в одностороннем порядке по товарам, перемещаемым через таможенную границу Украины, в виде освобождения от взимания пошлины, снижения ставок пошлины или установления тарифных квот на ввоз товаров.
Тарифные льготы (тарифные преференции) применяются исключительно на основе налогового законодательства Украины, Таможенного Кодекса, законов Украины, а также международных договоров Украины, заключенных в установленном законом порядке.
Тарифные льготы устанавливаются относительно товаров и не могут применяться в индивидуальном порядке к отдельным личностям. Непосредственно порядок предоставления тарифных льгот, предусмотренных законами Украины, определяется КМУ.
В осуществлении внешнеэкономической деятельности применяются преференциальные ставки Таможенного тарифа Украины в виде освобождения от уплаты пошлины, снижения ставок пошлины или установления тарифных квот на ввоз товаров:
1) которые происходят из государств, образующих вместе с Украиной таможенный союз или зону свободной торговли
2) которые происходят из развивающихся стран, и на которые распространяется национальная система преференций Украины.
Установление преференций в рамках таможенного союза или зоны свободной торговли имеет свои основания, порядок и правила. Освобождение от взимания пошлины, снижение ставок пошлины или применение тарифных квот на преференциальный ввоз товаров, которые происходят из государств, образующих вместе с Украиной таможенный союз или зону свободной торговли, устанавливается на основании соответствующих международных договоров Украины.
Освобождение от уплаты пошлины во время перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Украины допускается исключительно на основании ТК и других законов Украины о налогообложении.
От уплаты пошлины освобождаются:
1) транспортные средства - во время осуществления международных перевозок товаров и пассажиров, а также средства материально-технический снабжения
2) средства материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другие товары, которые вывозятся за пределы таможенной территории Украины для обеспечения деятельности суден, зарегистрированных в Государственном судовом реестре Украины или Судовой книге Украины, которые ведут морской промысел, а также продукция промысла этих судов, ввозимая на таможенную территорию Украины
3) товары, которые ввозятся или вывозятся за пределы таможенной границы Украины для официального и личного пользования дипломатическими, консульскими представительствами иностранных стран, их персоналом и членами их семей, а также международными организациями, представительствами иностранных стран при них, персоналом этих организаций и представительств, другими иностранными должностными лицами, которые пользуются правом беспошлинного ввоза таких товаров на основании законов Украины или международных договоров Украины и др.
Тарифные преференции осуществляются в трех формах:
1) освобождение от уплаты пошлины
2) снижение ставок пошлины
3) установление квот на преференциальный ввоз.
Возвращение пошлины также является важным средством таможенно-тарифного регулирования ВЭД. За товары, которые были ввезены на таможенную территорию Украины, а затем вывезены на протяжении одного года, оплаченная пошлина может быть полностью или частично возвращена владельцу товаров при их вывозе за пределы таможенной территории Украины, но при условии предъявления свидетельств об использовании этих товаров с целью сборки, монтажа, переработки или обработки.
Глава 1 РОЛЬ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1 ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.2 ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ 11
1.3 ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 14
Таможенный тариф во внешнеторговом регулирование18
Ставки таможенных пошлин и порядок их установления (законодательная база определения ставок)24
Правовые основы взимания таможенных пошлин27
Страна происхождения29
Режим наиболее благоприятствуемой нации34
Таможенная стоимость товара36
Глава 2 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ТАРИФНЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ В РоссиЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 38
2.1 ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРЕФЕРЕНЦИЙ 38
2.2 ОБЩАЯ СИСТЕМА ПРЕФЕРЕНЦИЙ 41
2.3 НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПРЕФЕРЕНЦИЙ РоссиЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 43
2.4 ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ТАРИФНЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ В ОТНОШЕНИИ ТОВАРОВ ВВОЗМЫХ ИЗ ЧИСЛА НАИМЕНЕЕ РАЗВИТЫХ СТРАН В РАМКАХ РНБ 46
2.5 ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ТАРИФНЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ В ОТНОШЕНИЕ ТОВАРОВ ВВОЗИМЫХ ИЗ ЧИСЛА РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН В РАМКАХ НСП 51
2.6 ОСОБЕННОСТИ ЗАПОЛНЕНИЯ ГРУЗОВОЙ ТАМОЖЕННОЙ ДЕКЛАРАЦИИ ПРИ УСЛОВИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ТАРИФНЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ 57
ГЛАВА 3 ОПЫТ ВЕЛИКОЛУКСКОЙ ТАМОЖНИ В ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ТАРИФНЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ 60
3.1 АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ТАРИФНЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ 60
ПРИМЕР 160
ПРИМЕР 262
ПРИМЕР 364
3.2 ДИНАМИКА И АНАЛИЗ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ТАРИФНЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ В ВЕЛИКОЛУКСКОЙ ТАМОЖНЕ 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76
ВВЕДЕНИЕ
Характер и задачи внешнеэкономического, в том числе тарифного регулирования тесно связано с общей экономической обстановкой в стране, с внутренними и внешними условиями ее развития.
Проводимые в России реформы не имеют аналогов в мировой практике по своим масштабам и срокам проведения. Все эти изменения глобальным образом затронули и сферу внешнеэкономической деятельности. Рыночные реформы, начавшиеся во второй половине 1980-годов, в качестве одного из важнейших своих направлений предполагали либерализацию внешнеторговой деятельности. Последовавший демонтаж системы государственной монополии внешней торговли привел к возобновлению нормальной практики таможенно-тарифного регулирования, как основного направления таможенной политики.
Среди направлений, значение которых за последние годы постоянно возрастает, является таможенное дело и таможенная политика, которые являются составной частью внутренней и внешней политики государства. Таможенная политика становиться важными активными факторами формирования экономических отношений, как внутри страны, так и формирование ее внешнеэкономической деятельности.
Таможенно —тарифное регулирование внешней торговли России является одним из важнейших экономических методов управления. Принятие в мае 1993 г. и вступления в силу с 1 июля 1993 г. Закона РФ “О Таможенном тарифе” усилило роль и значимость таможенно - тарифного регулирования, его составных элементов. Принятием данного закона была установлена главная цель, это установление порядка формирования и применения таможенного тарифа, а также определение таможенной стоимости, страны происхождения товаров, вопросы тарифных льгот и др.
Вопросы таможенно - тарифной политики регулируется рядом международных договоров, соглашений, конвенций, в которых определены на многосторонней основе многие принципы, правила, условия, организационная база Таможенно – тарифной системы.
Одним из направлений, получившего широкое распространение в мировой практике является система предоставления разного рода преференций, в том числе связанных со страной происхождения.
Согласно Закону РФ «О таможенном тарифе» при осуществлении торгово—политических отношений РФ с иностранными государствами допускается установление преференций по таможенному тарифу РФ в виде освобождения от оплаты пошлиной, снижение ставок пошлин либо установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) в отношение товаров:
·происходящих из государств, образующих вместе с РФ зону свободной торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны или такого союза
·происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций РФ, пересматриваемой периодически, но не реже чем один раз в пять лет, Правительством РФ.
Если подвести итог, то можно дать краткое определение преференциям. Под преференциями понимаются особые льготы, предоставляемые одним государством другому на началах взаимности либо в одностороннем порядке без распространения на третьи страны. Такие льготы устанавливаются в отношении всех товаров или их отдельных видов.
Актуальность проблемы предоставления тарифных преференций на сегодняшний момент не вызывает сомнения: это отражается в увеличение объемов ввозимых товаров претендующих на предоставление преференций, расширение географии ввоза.
Но при этом предоставление тарифных преференций должно сопровождаться строгим контролем, а также оговорками о защитных мерах, чтобы избежать возможности нанесения слишком значительного ущерба стране, со стороны конкурирующих стран третьего мира, поставляющих дешевые товары, из-за крайне низкого в этих странах уровня заработной платы.
Развитие тарифных преференций, как части таможенно-тарифного регулирования на современном этапе необходимо, что подтверждено Законом РФ « О Таможенном тарифе» и следовательно данный механизм должен работать в Российской Федерации, в частности для насыщения рынка, с одной стороны и с другой оказание экономической помощи странам, которым предоставляются тарифные преференции.
Одно из направлений данной области – это предоставление тарифных преференций на товары первой необходимости, которые не производятся в нашей стране или производятся в явно недостаточном количестве.
Таким образом, активная политика в области тарифных преференций является неотъемлемой частью таможенно-тарифного регулирования на современном этапе.
Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли России является одним из важнейших методов регулирования экономической политики государства. Эффективно действующий механизм таможенно-тарифного регулирования является неотъемлемым условием для проведения Россией активной и целостной таможенной политики, а также решения таможенными органами задач по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации, защите ее экономических интересов.
Пройденный исторический путь Российской таможни свидетельствует о том, что в России таможенное дело, таможенная политика сложились как важнейшая сфера политики государства, инструмент защиты национальных интересов.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава 1 РОЛЬ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Прежде чем перейти к классификации методов регулирования внешнеэкономической деятельности остановимся на основных понятиях и определениях.
Под внешнеэкономической политикой обычно понимают деятельность государства, направленная на развитие и регулирование торговых отношений с другими государствами. Осуществление внешнеторгововой политики предполагает определение стратегических целей государства во внешнеторговых отношениях в целом и с отдельными странами и группами стран, а также выработку методов и средств, обеспечивающих достижение поставленных целей и сохранение впоследствии достигнутых результатов.
Существующий ныне у большинства государств обширный арсенал инструментов внешнеэкономической политики позволяет им оказывать активное влияние на формирование структуры и направлений развития собственных внешнеэкономических связей, так и на внешнеторговую политику других государств. Главная задача внешнеэкономической политики является создание благоприятных внешнеторговых условий для развития промышленного производства внутри страны. Предлагаю рассмотреть следующую классификацию методов регулирования внешнеэкономической деятельности. Схема 1.
Код товара Лицензирование
Ставка таможенной Квотирование
пошлины
Сертификация
Таможенная стоимость Маркировка
Страна происхождения Упаковка
Ветеринарный,
гигиенический контроль
Дополнительная пошлина Валютный контроль
Специальная пошлина НДС
Обеспечение уплаты
там. платежей
Меры контроля за ценами
Остановимся поподробнее на некоторых мерах регулирования:
1. Тарифные методы. Импортные тариф регулирует экономический климат в стране ( цены, прибыль, рентабельность предприятий, состояние национальной валюты). Импортный тариф базируется на Законе «О таможенном тарифе».
2. Нетарифные (паратарифные методы). К их числу относятся прочие, помимо таможенных пошлин, платежи, взимаемые при ввозе иностранных товаров различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные целевые сборы. Эти меры официально не ставят целью регулирование внешней торговли, но порой оказывают на нее существенное влияние.
3. Финансовые меры. Для регулирования внешней торговли могут вводиться правила совершения валютных операций.
4. Меры контроля за ценами. Данные меры имеют целью защиту национальных интересов производителей. Для защиты некоторых уязвимых секторов экономики могут применяться антидемпинговые меры. компенсационные меры и др.
5. Количественный контроль. На ввоз и вывоз товаров устанавливаются количественные ограничения (квоты).
6. Лицензирование. Для ввоза определенных товаров требуется получить установленный документ. Таким образом осуществляется наблюдение за торговлей этими товарами.
7. Монополизация Государство устанавливает свою монополию на торговлю определенными товарами вообще или на внешнюю торговлю ими.
8. Технические барьеры. Включают контроль импорта на предмет его соответствия национальным стандартам безопасности.
Оценивая таможенные политику и методы регулирования внешнеэкономической деятельности, можно утверждать, что государство всегда ищет компромисс между двумя крайними их проявлениями.
Тарифные и нетарифные методы регулирования ВЭД должны применяться в комплексе. При этом следует помнить, что основным орудием регулирования, в том числе структурного, является все же таможенный тариф.
Интенсивное развитие международных связей в последнее десятилетие стало возможным благодаря применению и развитию общих правовых, административных и организационно-технических принципов, норм и правил применяемых в международной торговле.
Но и до вступления в рыночную экономику наша страна накопила определенных опыт в использование методов государственного регулирования внешней торговли.
1.2 ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
Если остановиться вкратце на истории возникновения таможенных методов регулирования, то можно обозначить несколько этапов.
В ХVI были введены «таможенные грамоты», издававшиеся великими московскими князьями и царями. По общему правилу они представляли собой контракты, регламентирующие права и обязанности откупщиков. В них перечислялись таможенные платежи, подлежащие взысканию, определялись их размеры, способы взимания, штрафные санкции за уклонения от уплаты.
В ХVII в. заметно усилилось государственное вмешательство в сферу внешнеэкономических отношений. Многие товары были запрещены к ввозу. Немало их находилось в монопольном распоряжении государства. Помимо таможенных сборов и поступлений от заповедных статей у государственной казны был еще один источник доходов от внешней торговли. Дело в том, что Россия в это время стабильно имела активный внешнеторговый баланс. Это вело к накоплению в стране золотой и серебряной монеты, которая затем отбиралась в казну.
Поворотным моментом в истории таможенного дела стал Новоторговый устав 1667 года, в который вошли статьи относительно видов и размеров как внешних, так и внутренних таможенных сборов, устройства таможен.
Перейдя в эпоху Петровских преобразований можно отметить основные тенденции. Это односторонняя фискальная направленность Российской таможенной политики.
Для Петра I экономические цели служили только фундаментом, на котором ему не терпелось воздвигнуть храм собственного политического могущества. Вероятно поэтому до конца первой четверти ХVIII века протекционистские меры применялись довольно редко и лишь в отношении тех иностранных товаров, которых в самой России производилось достаточно.
После смерти Петра I таможенная политика, проводившаяся в период его царствования, была подвергнута острой критике.
Отличительной особенностью таможенного дела в период царствования Екатерины II было то, что оно развивалось, опираясь на общественное мнение, и как следствие проникновение в страну из-за рубежа идей меркантилизма, фритредерства. В новом тарифе предусматривалось что:
во-первых, все импортные товары, которые в России не производились, были разрешены к беспошлинному ввозу или обложены незначительной пошлиной
во-вторых, весьма умеренному обложению подлежали товары, производство которых находились в зачаточном состоянии
в-третьих, ввозные пошлины на сырье, служившей основой для отечественного производства также отличались умеренностью
в-четвертых, готовые импортные изделия облагались более высокой пошлиной по сравнению с полуфабрикатами
в-пятых высокой 30% пошлиной облагались товары, производство которых в стране уже было освоено.
В девятнадцатом веке вновь приобрели популярность фритредерские идеи и настроения. В 1817 году в Одессе была введена зона порто франко. Затем был принят умеренный тариф, фактически снявший все запреты на импорт иностранных товаров. Эта тенденция преобладала на протяжение всего века.
Если проанализировать изменения таможенной политики за несколько столетий, то можно сделать следующие выводы о ее связи с другими политиками. В различные периоды истории нашего государства различными государственными деятелями перед таможней ставились различные, часто противоположные задачи: фискальные, протекционистские и др. При этом значимость таможенной политики для внешней торговли также изменялась. В некоторые периоды военные, внешнеполитические и другие интересы государства отодвигали таможенные методы на второй план, и таможня становилась подспорьем в решении внешнеполитических и военных проблем. В другие периоды, наоборот, внешнеэкономические задачи становились главными, таможня превращалась в основной инструмент их решения и таможенные методы либо стимулировали развитие общественного производства, либо способствовали увеличению доходов государства. Факторами и условиями, определяющими различные цели таможенной политики, были внешние и внутренние политические, военные, экономические, социальные и другие условия жизни государства. До сих пор не выявлены такие законы, закономерности и тенденции изменения таможенной политики, которые позволяли бы надежно прогнозировать ее роль и значение в будущем.
Возвращаясь назад в краткий исторический экскурс, можно придти к выводу, что основным регулятором внешнеэкономической деятельности предшествующих эпох был таможенный тариф.
1.3 ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Объективная потребность в международном регулирование торговли с помощью единых норм и правил начала осуществляться уже в 30-х годах.
На сегодняшний момент сложилась система регулирования международных экономических отношений, закрепленная в договоре 1994 г. о создании Всемирной торговой организации. Официально провозглашенной целью ВТО является обеспечение мирового экономического развития путем создания условий для свободной торговли товарами и услугами.
После второй мировой войны были предприняты попытки создания международной торговой организации, призванной обеспечить глобальную координацию внешнеторговой политики. По поводу одного из разделов соглашения об образовании международной организации, посвященного вопросам тарифов, были проведены специальные переговоры в Женеве. Результатом их стало подписание временного соглашения по вопросам тарифов и торговли, получившего название Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Вступив в силу с 1 января 1948 года, это соглашение как бы дополняло в таможенно-тарифной сфере работу Международного валютного фонда (МВФ).
Многочисленные договоренности, созданные в развитие ГАТТ, такие как, Кодекс о таможенной стоимости ГАТТ, Кодекс об импортном лицензировании, Кодекс по техническим барьерам в торговле, Конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (конвенция Киото), Гармонизированная система описания и кодирования товаров являются основой мировой торговли 90-х годов.
Всемирная торговая организация была образована по итогам так называемого Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров /1986-1993 гг.), проходивших в рамках ГАТТ, которое после начала функционирования ВТО (с 1 января 1995 г.) стало ее составной частью.
Условиями полноценного включения России в общую систему является вступление России в ВТО. Присоединение к ВТО – перспективная задача, но не самоцель, а необходимое условие создания в России эффективной конкурентоспособной экономики. По мере приближения к этой цели должно возрастать и сходство Российского внешнеторгового режима с требованиями ВТО. Однако, полное внедрение этих требований в Российскую практику следует рассматривать как перспективу, а не как исходный пункт включения Российской экономики в мирохозяйственную систему.
Россия на протяжение последних лет провела большую работу по приспособлению своего механизма внешнеторгового регулирования к требованиям ГАТТ/ВТО. К настоящему времени осуществлены следующие основные меры в этом направлении:
1. Признание принципа свободы торговли, права каждого юридического и физического лица заключать экспортно-импортные сделки
2. Признание основным регулятором внешней торговли таможенного тарифа, сведение к минимуму других средств регулирования
3. Признание принципа наибольшего благоприятствования во внешней торговле (в настоящее время соответствующий режим предоставлен более чем 120 государствам, включая всех важнейших участников международной торговли)
4. Признание принципа национального режима в отношении импортных товаров (сертификация этих товаров осуществляется на основе Российских стандартов, а также применение равного подхода к товарам импортного и отечественного производства в отношении внутренних налогов и сборов)
5. Признание принципа национального режима в отношении прав интеллектуальной собственности (Российское законодательство на равных основаниях охраняет права резидентов и нерезидентов)
6. Отказ от субсидирования экспорта
7. Утверждение общепринятой номенклатуры таможенного тарифа, основанной на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров
8. Утверждение системы таможенного контроля, базирующийся в основном на принципах ГАТТ, включая порядок декларирования, проверки, таможенного оформления товаров, определения их таможенной стоимости на основе реальной стоимости контракта.
9. Разрешение торговых споров путем проведения консультаций и переговоров.
Возможность повышения импортных пошлин с началом переговоров о вступлении в ВТО сузились.Средний уровень ставок пошлин Российского таможенного тарифа различен в зависимости от методологии подсчета, но в любом случае он значительно превышает 10%. Между тем в развитых странах этот уровень составляет порядка 4 - 5%, а на готовые изделия - 6,2% (что, впрочем, не мешает, используя дифференцированные ставки, осуществлять эффективную защиту узких, но важных секторов экономики). Согласно требованиям ВТО средний уровень ставок национальных таможенных пошлин не должен повышаться, а может только понижаться. Повышение пошлин на импорт одного товара, следовательно, должно будет сопровождаться понижением тарифов на другой товар.
Россия пока не является членом ВТО, однако она имеет с подавляющим большинством стран мира соглашения о взаимном предоставлении РНБ в торговле. С января наша страна является членом Всемирной таможенной организации (Совет по таможенному сотрудничеству). Представитель Росс Л.А. Лобзенко является заместителем Генерального секретаря Всемирной таможенной организации.
Таможенный тариф во внешнеторговом регулирование
Классическим инструментом регулирования внешней торговли является таможенные тарифы, которые по характеру своего действия относятся к экономическим регуляторам.
Таможенный тариф – это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях при экспорте из данной страны. Таможенные тарифы остаются одним из важнейших инструментов государственного регулирования внешней торговли, который позволяет осуществлять с его помощью защиту национальных интересов производителей от иностранной конкуренции. Таможенный тариф относится к экономическим регуляторам.
Таможенный тариф Российской Федерации – это свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
Таможенный тариф содержит конкретные ставки пошлин, которые прямо воздействуют на цены импортируемых товаров, влияют на уровень внутренних цен в стране, непосредственно сказываются на результатах хозяйственной деятельности предприятий. В силу этого таможенные тарифы остаются одним из важнейших инструментов государственного регулирования внешней торговли, который позволяет с ее помощью защиту национальных производителей от иностранной конкуренции.
Если первоначально таможенные пошлины использовались в фискальных целях, в частности, во многих, прежде всего развивающихся странах и странах с переходной экономикой, сбор таможенных пошлин представляет собой важный источник поступлений средств в государственный бюджет.
Чем выше уровень экономического развития страны, чем богаче и разнообразнее система ее внешнеэкономических связей, тем меньшую роль играют в ее таможенной политике чисто фискальные мотивы, тем больше эта политика определяется комплексной стратегией создания для национальной экономики благоприятных условий развития в настоящем и в будущем. И как следствие усиление роли таможенного тарифа и применение его в качестве регулятора развития национальной экономики, позволяющего, облегчая или затрудняя ввоз в страну или вывоз из нее определенных товаров, воздействовать на торговые потоки, обеспечить сбалансированность внешнеторгового обмена, сознательно формировать хозяйственную структуру, постепенно менять место страны в международном разделении труда.
Импортный таможенный тариф заслуженно считается основным инструментом регулирования внешней торговли. При этом в процессе развития международной торговой системы таможенный тариф рассматривается как наиболее эффективный внешнеторговый регулятор.
Российский тариф необходимо совершенствовать таким образом, чтобы он максимально соответствовал задаче защиты экономических интересов страны пространства.
В последние десятилетия значение тарифов падало по мере того, как нарастали различные косвенные барьеры регулирования внешней торговли - такие, как разнообразные технические стандарты или добровольные экспортные ограничения на основе неформального соглашения. Решительные действия по устранению подобных ограничений проводит ВТО. Рекомендации данной организации направлены на существенное повышение роли таможенных тарифов во внешнеторговом регулировании. Средние ставки тарифов экономически развитых стран в современных условиях невысоки, но влияние их на внешнюю торговлю остается весьма значительным. Ведь и с помощью сравнительно небольших пошлин можно делать ввоз определенных товаров невыгодным и стимулировать их производство внутри страны, облагая их более высокими пошлинами по сравнению с сырьем для их производства. К тому же высокая степень дифференциации тарифов позволяет, сохраняя сравнительно малый общий уровень обложения, обеспечивать защиту от импорта отдельных разновидностей товаров. При современном уровне научно-технического развития, крайне высокой степени специализации такая защита оказывается весьма эффективной.
Таможенные льготы
Таможенный кодекс Украины - Раздел 13
Раздел 13 - Таможенные льготы
Глава 50. Таможенные льготы, которые предоставляются представительствам иностранных государств, международных организаций, представительствам иностранных фирм и официальным лицам на территории Украины, а также дипломатическим представительствам Украины, которые находятся за границей
Статья 286. Таможенные льготы для дипломатических представительств иностранных государств
Дипломатические представительства иностранных государств на территории Украины при условии соблюдения установленного настоящим Кодексом порядка перемещения товаров через таможенную границу Украины могут ввозить на таможенную территорию Украины и вывозить с ее таможенной территории товары, предназначенные для официального (служебного) пользования представительств с освобождением от таможенного осмотра и уплаты налогов и сборов, за исключением платы за таможенное оформление таких товаров, если оно осуществляется вне мест расположения таможенных органов или вне рабочего времени, установленного для таможенных органов
Статья 287. Таможенные льготы для главы дипломатического представительства иностранного государства и членов дипломатического персонала представительства
Глава дипломатического представительства иностранного государства и члены дипломатического персонала представительства, а также члены их семей, которые проживают вместе с ними, при условии, что они не являются гражданами Украины и не проживают в Украине постоянно, могут ввозить в Украину товары, предназначенные для личного пользования, включая предметы начального обустройства, и вывозить из Украины товары, предназначенные для личного пользования, включая приобретенные на таможенной территории Украины, с соблюдением установленного настоящим Кодексом порядка их перемещения через таможенную границу Украины и с освобождением от уплаты налогов и сборов, за исключением платы за их таможенное оформление, если оно осуществляется вне мест расположения таможенных органов или вне рабочего времени, установленного для таможенных органов.
Личный багаж главы дипломатического представительства иностранного государства, членов дипломатического персонала представительства, членов их семей, которые проживают вместе с ними, освобождается от таможенного осмотра, если нет достаточных оснований считать, что он содержит товары, не предназначенные для личного пользования, или товары, ввоз (вывоз) которых запрещен законом или регулируется карантинными и другими специальными правилами. Такой осмотр должен осуществляться только в присутствии названных в этой статье лиц или их уполномоченных представителей и по письменному распоряжению руководителя или заместителя руководителя соответствующего таможенного органа. На таможенном посту допускается также проведение осмотра по письменному распоряжению руководителя поста или его заместителя
Статья 288. Таможенные льготы для сотрудников административно - технического персонала дипломатического представительства иностранного государства
Сотрудники административно-технического персонала дипломатического представительства иностранного государства и члены их семей, которые проживают вместе с ними, если эти сотрудники и члены их семей не являются гражданами Украины и не проживают в Украине постоянно, могут ввозить в Украину товары, предназначенные для начального обустройства, с освобождением от уплаты налогов и сборов, за исключением платы за их таможенное оформление, если оно осуществляется вне мест расположений таможенных органов или вне рабочего времени, установленного для таможенных органов.
Лица, указанные в части первой этой статьи, ввозят в Украину и вывозят из Украины товары в порядке, установленном статьей 287 настоящего Кодекса
Статья 289. Распространение таможенных льгот, которые предоставляются членам дипломатического персонала представительства иностранного государства, на сотрудников административно-технического и обслуживающего персонала
На основании специального соглашения с иностранным государством таможенные льготы, которые предоставляются согласно настоящего Кодекса членам дипломатического персонала представительства иностранного государства, могут распространяться на сотрудников административно-технического и обслуживающего персонала этого представительства, а также на членов их семей, которые не являются гражданами Украины и не проживают в Украине постоянно, исходя из принципа взаимности относительно каждого отдельного государства
Статья 290. Предоставление таможенных льгот консульским учреждениям иностранных государств и членам их персонала
Консульским учреждениям иностранных государств, консульским должностным лицам, включая главу консульского учреждения и консульских служащих, а также членов их семей, предоставляются таможенные льготы, предусмотренные настоящим Кодексом для дипломатических представительств иностранных государств или соответствующего персонала дипломатического представительства.
На основании специального соглашения с иностранным государством на работников обслуживающего персонала консульского учреждения, а также на членов их семей, которые не являются гражданами Украины и не проживают в Украине постоянно, исходя из принципа взаимности относительно каждого отдельного государства, могут распространяться таможенные льготы, которые предоставляются согласно настоящему Кодексу соответствующему персоналу дипломатического представительства иностранного государства
Статья 291. Перемещение дипломатической почты и консульской вализы иностранных государств через таможенную границу Украины
Дипломатическая почта и консульская вализа иностранных государств, которые перемещаются через таможенную границу Украины, не подлежат ни распечатыванию, ни задержанию. При наличии достаточных оснований считать, что консульская вализа содержит товары, не указанные в части третьей этой статьи, таможенный орган может затребовать распечатывание вализы уполномоченными лицами этого иностранного государства в присутствии должностных лиц таможенного органа. В случае отказа от распечатывания такая вализа возвращается к месту отправления.
Все места, составляющие дипломатическую почту и консульскую вализу, должны иметь видимые наружные признаки, которые свидетельствуют об их характере.
Дипломатическая почта может содержать исключительно дипломатические документы и товары, предназначенные для официального пользования, а консульская вализа - только официальную корреспонденцию и документы или товары, предназначенные исключительно для официального пользования.
Статья 292. Таможенные льготы для иностранных дипломатических и консульских курьеров
Иностранные дипломатические и консульские курьеры могут ввозить в Украину и вывозить из Украины товары, предназначенные для их личного пользования, с освобождением на основе взаимности от таможенного осмотра и уплаты налогов и сборов, за исключением платы за их таможенное оформление, если оно осуществляется вне мест расположения таможенных органов или вне рабочего времени, установленного для таможенных органов
Статья 293. Таможенные льготы для представителей и членов делегаций иностранных государств
Представителям иностранных государств, членам парламентских и правительственных делегаций, а также на основе взаимности членам делегаций иностранных государств, которые приезжают в Украину для участия в международных переговорах, международных конференциях и совещаниях или с другими официальными поручениями, предоставляются таможенные льготы, предусмотренные настоящим Кодексом для дипломатического персонала представительств иностранных государств. Такие льготы предоставляются также членам семей этих лиц, которые их сопровождают.
Дипломатическому персоналу, консульским должностным лицам представительств иностранных государств, членам их семей, а также лицам, указанным в части первой этой статьи, которые направляются с той же целью транзитом через территорию Украины, предоставляются таможенные льготы, предусмотренные настоящим Кодексом для дипломатического персонала иностранных представительств
Статья 294. Таможенные льготы для международных организаций, представительств иностранных государств при них, а также для их персонала
Таможенные льготы для международных организаций и представительств иностранных государств при них, а также для персонала этих организаций и представительств и членов семей персонала определяются соответствующими международными договорами Украины, заключенными в установленном законом порядке
Статья 295. Предоставление таможенных льгот должностным лицам представительств иностранных государств и международных организаций в Украине
Каждое должностное лицо, которое имеет льготы в соответствии со статьями 287-290, 292-294 настоящего Кодекса, пользуется ими в случае направления в Украину для занятия соответствующей должности с момента пересечения таможенной границы Украины, а в случае нахождения на территории Украины - с того времени, когда это должностное лицо официально приступило к выполнению своих обязанностей.
Члены семей должностных лиц, указанных в части первой этой статьи, если они не являются гражданами Украины и не проживают в Украине постоянно, имеют те же льготы, что и эти должностные лица
Статья 296. Прекращение предоставления таможенных льгот должностным лицам представительств иностранных государств и международных организаций в Украине
После оставления должностными лицами представительств иностранных государств и международных организаций таможенной территории Украины предоставление им таможенных льгот, предусмотренных статьями 287-290, 292-294 настоящего Кодекса, прекращается
Статья 297. Декларирование товаров представительств иностранных государств и международных организаций в Украине
Товары, которые не подлежат отчуждению на территории Украины и предназначены для официального (служебного) пользования представительств иностранных государств и международных организаций, подлежат декларированию таможенным органам и пропускаются в Украину на весь срок аккредитации представительства.
Статья 298. Декларирование товаров представительств иностранных фирм в Украине
Товары, которые не подлежат отчуждению на территории Украины и предназначены для служебного пользования представительств иностранных фирм, декларируются таможенным органам на срок до трех лет с момента аккредитации этих представительств под обязательства об обратном вывозе.
Вопрос относительно продления срока временного ввоза товаров, указанных в части первой этой статьи, решается таможенным органом, в регионе деятельности которого расположено соответствующее представительство иностранной фирмы
Статья 299. Декларирование товаров, принадлежащих должностным лицам представительств иностранных государств и представительств иностранных фирм в Украине
Товары, не подлежащие отчуждению на территории Украины и предназначенные для личного пользования лиц, которые имеют таможенные льготы, декларируются таможенным органам по месту аккредитации или временного пребывания этих лиц и пропускаются под обязательства об обратном вывозе за границу по окончании всего периода пребывания указанных лиц на территории Украины.
Статья 300. Порядок перемещения через таможенную границу Украины товаров дипломатических представительств Украины, которые находятся за границей
Дипломатические представительства Украины, которые находятся за границей, при условии соблюдения ими установленного порядка перемещения товаров через таможенную границу Украины могут вывозить из Украины товары, предназначенные для официального (служебного) пользования представительства, с освобождением от уплаты налогов и сборов, за исключением платы за их таможенное оформление, если оно осуществляется вне мест расположений таможенных органов или вне рабочего времени, установленного для таможенных органов
Статья 301. Декларирование товаров дипломатических представительств Украины, которые находятся за границей
Товары, предназначенные для официального (служебного) пользования дипломатических представительств Украины, которые находятся за границей, подлежат декларированию таможенным органам и пропускаются за границы Украины на весь срок аккредитации представительства за границей.
ПРЕФЕРЕНЦИЯ
См. также в других словарях:
Преференция — (Preference, от лат. Praeferentia предпочтение) преимущество, льгота, предоставляемая отдельным государствам, предприятиям, организациям для поддержки определенных видов деятельности. Преференции осуществляются в форме снижения налогов, скидок с … Википедия
преференция — преференции, ж. [от лат. praefero – предпочитаю] (спец.). Предпочтение, предоставляемые кому н. особые условия пользования чем н. Большой словарь иностранных слов. Издательство «ИДДК», 2007. преференция и, ж. (фр. préférence, нем. Präferenz … Словарь иностранных слов русского языка
преференция — предпочтение, пошлина, предпочтительность Словарь русских синонимов. преференция сущ. кол во синонимов: 4 • льгота (13) • … Словарь синонимов
Преференция — (preference) В толковом словаре значение этого слова определяется как предпочтение или более высокая оценка одной вещи в сравнении с другой. Понятие преференции имеет важное значение в позитивистской социальной науке (positivism). Экономисты … Политология. Словарь.
ПРЕФЕРЕНЦИЯ — ПРЕФЕРЕНЦИЯ, преференции, жен. (от лат. praefero предпочитаю) (спец.). Предпочтение, предоставляемые кому нибудь особые условия пользования чем нибудь. Экономические преференции. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
преференция — и, ж. préférences pl. нем. Präferenz <лат. praeferre предпочитать. един. Предпочтение. Императорский титул во употребляемом между обоими величествами и их Государствах церемониале (ceremoniel <так>) и установленном равенстве ни какими … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Преференция — (preference) предпочтение, преимущество, льгота, предоставляемая тем или иным хозяйственным контрагентам. Таковы, например, предпочтительные налоговые или таможенные льготы, предоставляемые одним государством другому на началах взаимности (или в … Экономико-математический словарь
преференция — Предпочтение, преимущество, льгота, предоставляемая тем или иным хозяйственным контрагентам. Таковы, например, предпочтительные налоговые или таможенные льготы, предоставляемые одним государством другому на началах взаимности (или в одностороннем … Справочник технического переводчика
Преференция — ж. 1. Предпочтение, льгота, предоставляемая кому либо, особые условия пользования чем либо. 2. Таможенные пошлины со скидками и льготами. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
преференция — преференция, преференции, преференции, преференций, преференции, преференциям, преференцию, преференции, преференцией, преференциею, преференциями, преференции, преференциях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А.
Предоставление тарифных льгот
Читайте также:
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!