Социальные выплаты населению калининграде

Консультация по социальной адаптации
26 июня 2015 года в целях оказания помощи в социальной адаптации лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, специалистом центра занятости населения г. Калининграда проведена консультация в исправительной колонии №9, в которой приняло участие 40 человек.
Участники проинформированы о ситуации на рынке труда, профессиях, пользующихся спросом, возможности получения услуг в службе занятости, вакансиях, востребованных на рынке труда.
Осужденным предлагались вполне конкурентоспособные и хорошо оплачиваемые профессии. В Калининграде большая потребность в рабочих строительных специальностей - штукатурах, арматурщиках, малярах, каменщиках, бетонщиках. Очень востребованы на рынке труда водители (кат. С,Д,Е), электрогазосварщики. Например, будучи сварщиком, можно заработать до 40 тысяч рублей. Приличная зарплата и у водителей. Тем же, у кого нет профессии, служба занятости может предложить вакансии, не требующие специальной подготовки, или направить на обучение.
Центр занятости населения города Калининграда - важнейшее звено в осуществлении социальной политики органами исполнительной власти города Калининграда.
В нашу компетенцию Центра занятости населения города Калининграда входит реализация государственной политики занятости населения на территории г.Калининграда и Светловского городского округа. Деятельность центра осуществляется в тесном взаимодействии с органами местного самоуправления. Центр ежегодно разрабатывает и осуществляет реализацию Программ содействия занятости населения Калининграда и Светловского городского округа, которые утверждаются соответственно городским советом депутатов г.Калининграда и Светловским окружным советом депутатов.
Мы открыты для сотрудничества. Нашими партнерами являются более 10 тысяч предприятий и организаций. Ежегодно мы оказываем услуги от 30 до 40 тысяч обращающихся к нам граждан.
Но в первую очередь, МЫ - это коллектив специалистов-профессионалов, готовых помочь тому, кто нуждается в наших услугах, осуществляя государственный подход и обеспечивая государственные гарантии в решении проблем рынка труда и наших партнеров.
На сегодняшний день Центр занятости населения города Калининграда это:
В центре занятости населения города Калининграда:
Наш адрес:
Калининград, Советский пр-т, 18, 2-й этаж
Социальные выплаты
Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2014 г. № 1382 установлены размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2015 год.
«В соответствии со статьей 33 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:
Установить на 2015 год минимальную величину пособия по безработице в размере 850 рублей и максимальную величину пособия по безработице в размере 4900 рублей .»
Пособие по безработице выплачивается не реже двух раз в месяц при соблюдении безработным гражданином условий и сроков перерегистрации.
Выплата пособия по безработице не производится в периоды:
• отпуска по беременности и родам
• выезда безработного из места постоянного проживания в связи с обучением в вечерних и заочных учреждениях профессионального образования
Социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными
Социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, осуществляются в виде:
1) пособия по безработице
2) стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости
3) материальной помощи в связи с истечением установленного периода выплаты пособия по безработице
4) материальной помощи в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости
5) пенсии, назначенной по предложению органов службы занятости на период до наступления возраста, дающего право на установление трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой трудовой пенсии по старости.
Социальные выплаты осуществляются государственными казенными учреждениями Калининградской области центрами занятости населения в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
Получатели социальных выплат
Получателями социальных выплат являются граждане, признанные в установленном порядке безработными в соответствии с законодательством о занятости населения.
Перечень документов, необходимых для получения социальных выплат
Документами, необходимыми для получения социальных выплат, являются:
• приказ о признании гражданина в установленном порядке безработным
• приказ о назначении гражданину, признанному в установленном порядке безработным, пособия по безработице
• выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица
• приказ учебного заведения о зачислении гражданина, признанного в установленном порядке безработным, на профессиональное обучение по направлению центра занятости населения
• приказ о назначении стипендии гражданину, направленному центром занятости населения на профессиональное обучение
• табель учебного заведения о посещении занятий гражданином, направленным центром занятости населения на профессиональное обучение
• справка об успеваемости гражданина, направленного центром занятости населения на профессиональное обучение
• приказ об оказании материальной помощи гражданину, признанному в установленном порядке безработным, утратившему право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, а также гражданину в период профессионального обучения по направлению государственного учреждения службы занятости (центра занятости населения)
• личное дело получателя государственной услуги.
Перечень оснований для отказа в осуществлении социальных выплат
Основаниями для отказа в осуществлении социальных выплат являются:
• непризнание гражданина безработным
• снятие гражданина, признанного в установленном порядке безработным, с учета в качестве безработного
• истечение периода выплаты гражданину, признанному в установленном порядке безработным, пособия по безработице
• самовольное прекращение обучения гражданином, признанным в установленном порядке безработным, направленным центром занятости населения на профессиональное обучение
• окончание срока профессионального обучения гражданина, признанного в установленном порядке безработным, по направлению центра занятости населения
• окончание срока оказания материальной помощи
• личное письменное заявление гражданина, признанного в установленном порядке безработным, об отказе от государственной услуги.
Прекращение, приостановка выплаты пособия по безработице, снижение его размера
Выплата пособия по безработице может быть прекращена, приостановлена или его размер может быть сокращен по основаниям, предусмотренным статьей 35 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
Размер стипендии может быть уменьшен на 25 процентов сроком на один месяц, или выплата ее может быть приостановлена на срок до одного месяца в случае неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий без уважительной причины (статья 29 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).
Порядок обжалования действий и решений, принятых при осуществлении социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными
Получатели социальных выплат вправе обжаловать решения, принятые в ходе осуществления социальных выплат, действия или бездействие работников, должностных лиц:
- государственных казенных учреждений Калининградской области центров занятости населения - в Агентство по обеспечению занятости населения Калининградской области
- Агентства по обеспечению занятости населения Калининградской области - в Федеральную службу по труду и занятости
- Федеральной службы по труду и занятости - в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Получатели социальных выплат имеют право обратиться с жалобой лично или направить письменное обращение, жалобу (претензию).
Для рассмотрения жалоб (претензий) получателей социальных выплат создаются Комиссии по досудебному разрешению жалоб (претензий).
Получатели социальных выплат также имеют право на обжалование решений, принятых в ходе осуществления социальных выплат в судебном порядке.
Порядок рассмотрения обращений получателей социальных выплат
При обращении получателя социальных выплат в письменной форме срок рассмотрения жалобы не должен превышать 30 дней с момента получения обращения. В случае если по обращению требуется провести расследования, проверки, срок рассмотрения жалобы может быть продлен, но не более чем на один месяц. О продлении срока рассмотрения жалобы получатель социальных выплат уведомляется письменно с указанием причин продления.
Центр занятости информирует .
Граждане, состоящие на учете в ЦЗН в качестве безработных, ОБЯЗАНЫ незамедлительно сообщать о своем трудоустройстве инспектору. Не следует пытаться скрыть факт трудоустройства, так как органами внутренних дел постоянно ведется сверка списков безработных граждан с данными Отделений Пенсионного фонда РФ.
Напоминаем Вам о том, что получение пособия по безработице обманным путем является мошенничеством. Уголовным кодексом РФ (ч.1 ст.159) за совершение этого деяния предусмотрено:
- наказание штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года
- либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов
- либо исправительными работами на срок до одного года
- либо арестом на срок до четырех месяцев
- либо лишением свободы на срок до двух лет
Дополнительная информация
Управление социальной поддержки населения Калининграда информирует…
Постановлением Правительства Калининградской области от 04.04.2013 года №208 установлен порядок предоставления в 2013 году дополнительной разовой меры социальной поддержки на ремонт жилого помещения и приобретение материалов для ремонта жилого помещения одиноким участникам и инвалидам Великой Отечественной войны.
Как пояснили в управлении социальной поддержки населения администрации Калининграда, правом на получение социальной выплаты на возмещение затрат на проведение ремонтных работ и (или) приобретение материалов для ремонта жилого помещения обладают:
- участники (инвалиды) Великой Отечественной войны (супружеские пары участников (инвалидов) Великой Отечественной войны) (далее - ветераны), одиноко проживающие в принадлежащем им на праве собственности жилом помещении, при отсутствии родственников (иных членов семьи) либо иных лиц, которые обязаны в соответствии с законодательством Российской Федерации обеспечить содержание ветеранов.
Право на получение социальной выплаты за счет средств областного бюджета предоставляется только один раз.
Гражданам указанных выше категорий, получившим после 01 января 2006 года средства из федерального, областного, местных бюджетов на приобретение и ремонт жилых помещений, социальная выплата не предоставляется.
Социальная выплата предоставляется в размере стоимости ремонтных работ и (или) приобретенных материалов для ремонта жилого помещения, но не более 50 тысяч (пятидесяти тысяч) рублей на одно жилое помещение, при наличии следующих документов:
- заявление на получение социальной выплаты по установленной форме, которое подается в Министерство социальной политики Калининградской области ветераном, семьей ветерана с приложением:
- копий паспортов
- копий удостоверений о праве на льготы
- заверенной копии поквартирной карточки либо выписки из
домовой книги по месту регистрации
- копий документов о праве собственности на жилое помещение,
принадлежащее ветерану, семье ветерана
- акта обследования жилого помещения ветерана, семьи ветерана,
составленного органами местного самоуправления по установленной форме (акт составляется на основании письменного личного заявления ветерана, семьи ветерана либо представителя ветерана, семьи ветерана).
К акту обследования жилого помещения ветерана, семьи ветерана прикладывается дефектная ведомость на ремонтные работы.
Стоимость ремонтных работ, включая расходы, связанные с изготовлением и проверкой сметы, и приобретением материалов для ремонта жилого помещения, возмещаются после выполнения ремонтных работ в жилом помещении участника (инвалида) Великой Отечественной войны при представлении в Министерство социальной политики Калининградской области следующих документов:
1) договор на проведение работ по ремонту жилого помещения, смета,
согласованная в установленном порядке, акт выполненных работ, документы, подтверждающие расходы на выполненные ремонтные работы, и документы, подтверждающие расходы на приобретенные материалы для ремонта жилого помещения
2) акт обследования жилого помещения ветерана, семьи ветерана,
составленный по результатам проведенного ремонта органами местного
самоуправления, по установленной форме на основании письменного личного заявления ветерана, семьи ветерана либо представителя ветерана, семьи ветерана.
На основании перечисленных выше документов комиссия Министерства социальной политики Калининградской области принимает решение о размере социальной выплаты, назначаемой участнику (инвалиду) ВОВ.
При наличии права, за разъяснениями участники и инвалиды ВОВ могут обращаться к специалистам отдела по делам ветеранов, инвалидов управления социальной поддержки населения администрации Калининграда по адресу: проспект Победы, 42, кабинеты № 19, 36-41, или по любому из указанных телефонов: 92-37-65, 92-37-40, 92-37-41, 92-37-23, 92-37-67, 92-37-68.
Время работы: с 9-00 до 18-00, перерыв с 13-00 до 14-00, выходные дни: суббота и воскресенье.
Социально-классовый состав населения Китая, подскажите
Социально-классовый состав населения Китая, подскажите
Почему в разных районах Земли плотность населения&hellip Почему в разных районах Земли плотность населения неодинакова? Люди неодинаково распределены по полушариям планеты.в основном они проживают в Северном(90%) и Восточном(85%) полушариях планеты.Также плотность населения зависит от материков и их&hellip
Сколько горадов в России и какие сколько горадов в России и какие Чтобы ответить на вопрос "сколько в России городов", нужно определиться с самим понятием "город". Город - это населённый пункт, являющийся административным, культурным, центром прилегающей территории, жители которого не занимаются&hellip
Установите сколько лет потребовалось людям чтобы их&hellip Установите сколько лет потребовалось людям чтобы их численность достигла 1 млрд 0-й год – 106 млн 500-й - 140 1000-й – 209 1500 - 407 1800 – 947 млн 1900 - 1 млрд 692 млн 1950&hellip
Какова численность населения Китая сегодня
Наверняка каждый согласится с тем, что на настоящий момент именно Китай является самой заселенной страной в мире. Сегодня в Китае проживает приблизительно 1,3 миллиарда человек, что составляет примерно 22% от общей численности населения нашей планеты.
Как утверждают специалисты в данной сфере, численность населения Китая была не всегда такой высокой. К примеру, первоначально население этой страны составляло лишь 60 миллионов человек, эта цифра сохранялась вплоть до 17 века. Стремительный рост населения был замечен в 18 столетии. В 1868 году в Китае было зарегистрировано 300 миллионов человек, но уже к 1949 году эти показатели увеличились практически вдвое. Важно отметить, что плотность населения Китая могла и дальше увеличиваться в геометрической прогрессии, но, к сожалению, каждый пятый ребенок, не дожив и до года, умирал, а продолжительность жизни населения не превышала и 35 лет.
Характеристика населения Китая
Что касается половой структуры населения, то в ней преобладают на настоящий момент молодые люди. Данная тенденция связана с относительно большим по высоте социальным статусом именно молодых людей, частым деторождением и тяжелыми условиями. На настоящий момент в стране проводится особая демографическая политика. Семья с одним ребенком имеет право на льготы и различные социальные выплаты. Если в семье рождается второй ребенок, она автоматически лишается всех дотаций и возвращает всю выплаченную ранее сумму.
Численность населения Китая, безусловно, с каждым годом растет. Важно отметить, что население распределено по стране достаточно неравномерно. Согласно статистическим данным, около 80% граждан страны проживает на площади в 0,1% от всей территории государства. Самыми густонаселенными территориями принято считать область среднего течения рек Янцзы и Хуанхэ. В западной части страны (Тибет) плотность составляет лишь 2 особи/км².
Доля городского населения относительно незначительна - порядка 33%. На территории Китая имеется 34 города, население которых превышает уже сегодня один миллион человек, где сосредоточено около 40% городских жителей. Самыми крупными городами являются следующие: Шанхай, Сянган, Харбин, Ухань, Тяньцзинь и многие другие.
Принимая во внимание вышеописанную информацию (численность населения Китая достаточно высока), эта страна может похвастаться и самыми многочисленными трудовыми ресурсами. К примеру, в хозяйственной отрасли задействовано сегодня около ½ населения страны. Более того, к началу 21 века в этой стране, как утверждают специалисты, уровень безработицы составлял не более трех процентов. Средняя, согласно статистическим подсчетам, продолжительность жизни по сравнению с 18 веком резко увеличилась и теперь составляет 70 лет.
Китай считается многонациональной страной, на территории данного государства проживает около 56 народностей. Более 93% - китайцы.
По словам исследователей, к 2033 году численность населения Китая увеличится по подсчетам до 1,5 миллиарда человек. Благоприятные условия для жизни, отсутствие безработицы, высокая продолжительность жизни, увеличение рождаемости - все это, как ничто иное, и влияет сегодня на численность населения каждого государства.
Китайская система социальной защиты
Традиционный характер социальной помощи характерен для большинства восточных обществ, включая Китай. Более того, в этой стране он превалирует. Реалии жизни, активное развитие рыночной экономики меняют прежние представления и отношения в обществе. Другими становятся и возможности членов семей по оказанию помощи своим родным. Социальное страхование, свойственное современным экономически развитым государствам, постепенно начинает приобретать значимость и в китайской системе социального обеспечения. Однако спользовать в полной мере
страховые механизмы здесь еще предстоит. Пока же семейное обеспечение сохраняет доминирующее положение, являясь, кроме прочего, и культурным наследием китайской нации.
Наряду с семейным фактором в социальной сфере Китая продолжает играть важную роль принцип коллективной помощи, широко применяемый на местном уровне (в селах, в рамках городских улиц, кварталов и пр.). Поэтому правомерно утверждать, что местную систему социальной защиты отличает не просто традиционный, а семейно-коллективный характер социальной помощи и поддержки.
Китайские экономические реформы последней четверти XX в. способствовали ускоренному социальному развитию страны, создав условия для роста доходов населения и эффективного функционирования системы социальной помощи нуждающимся. За 80—90-е гг. экономический потенциал Китая вырос в 5 раз, доходы городского населения в 3,1 раза, сельского — в 4,4 раза. Повышение доходов населения, изменения в мировосприятии и экономическом мышлении народа актуализировали проблему формирования системы социального страхования рыночного типа. Все это нашло отражение в ныне действующей китайской модели социальной защиты. К числу важнейших ее компонентов можно отнести:
—приоритетную роль традиционно-семейного фактора
в оказании социальной поддержки
—особое значение государственных и коллективных форм
помощи нуждающимся
—усиление влияния страховых механизмов социальной
защиты
— вспомогательную роль благотворительной помощи и

платных услуг в социальной работе.
В традиционном Китае семья всегда являлась основным и действенным средством взаимопомощи, заботы о детях, калеках и стариках. Родители в полной мере могли рассчитывать на спокойную старость, внимание и уход со стороны детей и внуков. Почитание старших было не простодаутрисемейной поведенческой традицией, но и важной социальной нормой, оформленной идеологически и контролируемой государством на законодательном уровне. В современном Китае по-
жилые люди продолжают пользоваться уважением, но оно не является абсолютным требованием, связанным с государственной идеологией, оставаясь прежде всего моральной и этической нормой.
Основную ответственность за обеспечение престарелых китайцев и сегодня несет семья. Как и в Японии, главную роль здесь играет женщина (дочь или невестка). Причем в условиях все большего числа однодетных семей нагрузка по уходу за стариками на нее возрастает. Если раньше тяжесть ухода за престарелыми лежала на жене старшего сына, которая жила вместе с родителями мужа, то теперь женщинам из однодетных семей приходится одновременно ухаживать за несколькими пожилыми людьми (своими родителями и родителями мужа).
Как уже отмечалось, общегосударственная система социального страхования и, в частности, пенсионного страхования сегодня в Китае только складывается. Реалии таковы, что большая часть престарелых китайцев не охвачена пенсионным обеспечением. В начале 2000-х гг. не более 1/4 лиц старше 60 лет получали пенсии. Более 2/3 лиц пенсионного возраста, особенно в сельской местности, не имели пенсионного обеспечения, завися от финансовой поддержки своих взрослых детей. В связи с недостаточной развитостью социальных служб престарелые китайцы, нуждающиеся в уходе, реально могут рассчитывать на помощь детей, а также родственников и соседей. Это еще раз подтверждает первостепенную роль традиционно-семейного фактора в оказании социальной помощи нуждающимся категориям населения современного китайского общества.
Кроме поддержки со стороны семьи престарелые, тяжело больные, бедные люди получают определенную помощь со стороны китайского государства, коллективных органов местного управления —деревенских, районных, уличных, квартальных комитетов. Что касается государственной помощи, то ее предоставление предусмотрено новой структурой социального обеспечения, разработанной в 90-е гг. Она состоит из четырех основных уровней: 1-й уровень — социальная помощь бедным слоям населения и их семьям, доход которых ниже официального прожиточного минимума 2-й уро-
вень —социальное страхование, включающее пенсионное страхование, страхование по безработице, страхование риска, при рождении ребенка, болезни, инвалидности, потере трудоспособности, смерти 3-й уровень — социальное благосостояние, направленное на частичное или полное покрытие расходов китайских граждан на образование, улучшение жилищных условий 4-й уровень — социальная забота которая предоставляется исключительно военнослужащим и их иждивенцам, особой группе граждан, пользующихся уважением общества. Такая забота предполагает систему определенных скидок, выдачу пайков и надлежащее устройство военнослужащих после их демобилизации. Названные уровни соцобеспечения, за исключением второго, напрямую связаны с государственным участием в сфере социальной помощи и поддержки.
Государственная помощь оказывается в Китае беднякам * и их семьям для обеспечения минимальных жизненных потребностей. Точкой отсчета для ее получения является прожиточный минимум. Он устанавливается дифференцированно, по отдельным городам и корректируется во времени. Например, в Пекине в конце 90-х гг. XX в. прожиточный минимум был равен 250 юаней 1 (1 американский доллар примерно равен 8 юаней). А это значило, что семьи, у которых среднемесячный доход на одного члена не достигал данной величины, считались бедными и могли рассчитывать на получение социальной помощи.
Китайское государство проявляет заботу о гражданах пожилого возраста и инвалидах. В стране разработана система льготных мер в области налогообложения, предоставления кредитов для развития хозяйственной деятельности с участием пожилых и престарелых людей. Проводя такую политику, здесь учитывают стремление пожилых людей в обязательном порядке заниматься трудом в меру своих сил и возможностей. Давно подмечено, что китаец, способный двигаться, хотя бы немного заработает. Одна из древнекитайских заповедей гласит: если ничего не делать, то зачем жить. И пожилые люди не забывают это.
' Хоу Вэньжо. Реформа системы социального обеспечения в Китае // Проблемы Дальнего Востока. 2001. № 1. С. 120.
Много делают государственные органы в Китае по трудоустройству инвалидов, которых насчитывается более 60 млн человек. Благодаря широкомасштабной государственной поддержке здесь работают восемь инвалидов из десяти. Для сравнения — в России в начале 2000-х гг. был трудоустроен лишь один из десяти инвалидов, в США — каждый третий, в Великобритании — каждый четвертый инвалид. Следовательно, Китаю в решении данной проблемы удалось обойти даже ведущие индустриально развитые страны Запада/Заняты китайские инвалиды в тех же сферах, где и трудоспособные инвалиды других стран мира. Прежде всего они работают в торговле, бытовом обслуживании, в специализированных производственных комбинатах, артелях и в других местах. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что трудоустройство инвалидов — это не только способ улучшения их материального положения, но и важнейший фактор самоутверждения, социальной реабилитации.
Для пожилых людей в КНР создаются государственные реабилитационные службы. В них предоставляется информация о профилактике заболеваний, оказывается консультационная и медицинская помощь. Действуют в стране и до-суговые центры, где пожилые граждане могут заниматься хоровым пением, танцами, каллиграфией, фотографией, спортом и т. д. Однако таких учреждений пока еще недостаточное количество.
В одной из телепередач о жизни современного Китая, показанной в 2004 г. по Российскому телевидению, говорилось об особом культе родителей в этой стране. Подчеркивалось, что такая традиция обеспечивает им в старости получение от детей необходимой заботы. И далее сообщалось, что здесь нет домов для престарелых. Но это не соответствует действительности. В Китае их не так много, как в индустриально развитых странах, но они есть. По данным на начало 2003 г. в государственных домах для престарелых содержалось 170 тыс. человек. Это, конечно, немного для страны, где тогда насчитывалось более 10 млн граждан в возрасте 70 лет, нуждающихся в уходе. Однако следует заметить-, что кроме государственных учреждений такого типа в Китае функционируют и дома для престарелых, содержащиеся на средства коллек-
тивов. Численность престарелых, находящихся здесь, в несколько раз больше, чем в однотипных государственных учреждениях. Коллективные сообщества в лице деревенских, районных, квартальных, уличных комитетов действуют на общественных началах, привлекая иногда средства местных органов власти и благотворительные пожертвования. Они организуют службы по оказанию медицинской, психологической помощи пожилым людям.
Уже отмечалось, что за счет различных коллективов в Китае содержится большое количество домов для престарелых. В 2003 г. в них находилось более 660 тыс. человек, что почти в 4 раза больше, чем в таких же государственных социальных учреждениях.
Особенностью китайской модели социальной защиты является усиление страховых механизмов ее функционирования. Первую попытку создать свою систему социальных гарантий Китай предпринял еще в 50-х гг. XX в. когда за образец была взята советская модель централизованного соцобеспе-чения. Но все это было разрушено в годы «культурной революции». Тогда централизованную систему государственного обеспечения заменили на социальное обеспечение, действовавшее на уровне предприятий. В результате страхование не стало основным механизмом системы социальной защиты. Понимание необходимости таких изменений пришло в Китае в 90-е гг. Неудивительно, что из четырех уровней ныне формирующейся в стране модели социального обеспечения основным признается второй — социальное страхование.
В современном Китае страхование рассматривается как ядро всей системы соцобеспечения. Оно включает в себя пенсионное страхование, страхование медицинского обслуживания, от безработицы и производственных травм, материнства и детства. Социальным страхованием предусмотрены гарантии в случае основных рисков, возможных среди активного населения. Распространяется оно прежде всего на городских жителей, наиболее вовлеченных в рыночное хозяйство. По мнению специалистов, сфера действия социального страхования в достаточной мере охватит сельское население страны примерно лет через 30.
Пенсионное страхование является главным элементом страхового механизма, действующего в Китае. Созданное еще в годы «культурной революции» социальное страхование на уровне предприятий не отвечало как требованиям социальной защиты самих работников, так и принципам рыночноориен-тированной передовой экономики. Для большинства предприятий пенсионные выплаты стали тяжелым бременем, сдерживающим их развитие. Многие из них не располагали необходимыми средствами для пенсионных выплат, росла задолженность перед пенсионерами, что подрывало социальную стабильность в стране. В 1986 г. после двух лет эксперимента китайским правительством было принято решение о постепенном переходе к централизованной, многоуровневой системе пенсионного обеспечения. Предприятия в соответствии с установленными нормативами стали отчислять средства в городские и провинциальные пенсионные фонды. Начавшаяся тогда реформа пенсионного страхования продолжается сегодня.
Модель пенсионного обеспечения, формирующаяся в современном Китае, не является ни распределительной, ни накопительной в чистом их виде. Она представляет собой смешанный вариант пенсионной системы. В ней, по справедливому замечанию китайского профессора Хоу Вэньжо, первый обязательный распределительный уровень дополняется вторым, основанным на накопительном финансировании, и третьим, опять же накопительным уровнем, недействующим на добровольных началах. При этом распределительный уровень обеспечивают отчисления предприятий от фонда заработной платы, а накопительный — отчисления предприятий на личные счета работников и добровольные отчисления самих граждан.
По действующему в КНР положению (правительственное постановление «О формировании единой системы пенсионного страхования на предприятиях» 1997 г.) страхователь и его предприятие ежемесячно отчисляют страховые взносы. В первые годы формирования новой системы начиная с 1998 г. процент отчислений от фонда заработной платы предприятиями и отдельными предпринимателями не мог превышать 20% и постепенно снижался до 8%. Китайским правитель-
ством были установлены минимальный и максимальный уровни зарплаты, исходя из которых определяются размеры пенсии. Минимальная величина для расчета пенсионного пособия равна 60% среднемесячной зарплаты работника, даже если фактическая зарплата была ниже указанного уровня. При превышении зарплаты на 300% среднемесячной зарплаты в данной местности объем превышения не учитывается при начислении пенсии.
Органы социального страхования на местах открывают и обслуживают индивидуальные пенсионные счета, являющиеся важнейшим механизмом накопительного страхования. На эти счета ежемесячно по фиксированному проценту от зарплаты работник перечисляет страховой взнос, достигший в 2000-е гг. 8%. Сюда же, на индивидуальный счет ежемесячно поступает сумма и от предприятия (с начисленной заработной платы), равная примерно 1/3 части страхового взноса, внесенного самим работником. Величина такого взноса в 2000-е гг. составила примерно 3%, что равно 1/3 от 8%. Следовательно, каждый страхователь, выйдя на пенсию, может иметь со своего личного счета ежемесячный доход в 11% (8%+3%) от его накопленной годами зарплаты. Эти денежные средства являются личной собственностью работника. В случае его смерти часть этих средств, которая представляет собой начисления самого работника без отчисления предприятия, может наследоваться.
Величина, равная разности между установленными для предприятий отчислениями в 8% и перечисленными ими на личный счет работника 3%, т. е. 5% фонда начисленной зарплаты, отчисляется на общественный пенсионный счет. Накапливаемые здесь средства предполагается использовать для поддержки работников с низкой зарплатой или имеющих частые перерывы трудовой деятельности, для пожилых людей, не способных накопить на старость достаточную сумму на своем счете.
Индивидуальные пенсионные счета и общественный пенсионный счет действуют в рамках общего пенсионного фонда. Он пополняется от банковского процента на средства, положенные на контролируемый государством специальный депозитный счет. Пенсионный фонд в Китае не авансирует-
ся правительством из госбюджета, как это, например, делается в Англии или Японии. Однако в случае возникновения существенного дефицита такая «недостача» компенсируется министерством финансов страны.
По новой системе страхования общая пенсия состоит из двух частей. Первая часть (основная пенсия) назначается местными органами страхования и не зависит от уровня зарплаты работника или страховых взносов, сделанных им до выхода на пенсию. Эта часть пенсии равна 20% от среднемесячной зарплаты в данном регионе. Вторая часть (пенсия индивидуального счета) составляет сумму накоплений на индивидуальном счете работника, включая процент по вкладу.
Третий уровень пенсионного обеспечения —дополнительное пенсионное страхование, осуществляемое добровольно. Этот уровень страховых выплат рассматривается в Китае как важное направление реформы. Однако в стране осознают, что заработать данная система сможет при стабильной хозяйственной деятельности предприятий, благоприятном инвестиционном климате в государстве и готовности страхователей брать на себя риски, связанные с коммерциализацией индивидуальных счетов.
В настоящее время границы пенсионного возраста в Китае не изменились и составляют уже многие десятилетия 60 лет для мужчин, 55 лет для женщин(на вредных и тяжелых работах — 55 лет и 45 лет). Однако объективные тенг денции роста продолжительности жизни, увеличения фактического возраста вступления в активную трудовую жизнь и другие обстоятельства ставят вопрос о целесообразности повышения пенсионного возраста и возможности его унификации для мужчин и женщин. Следует отметить, что еще в конце 90-х гг. Госсоветом КНР было принято решение, в соответствии с которым лицам, занятым в науке, образовании, финансах, литературе и искусстве, предписывалось выходить на пенсию в 65 лет. В отдельных случаях, с согласия провинциальных органов власти, пожилой человек мог занимать должность до 70 лет, а по решению Госсовета страны и до 75 лет.
Вместе с пенсионным страхованием в Китае действует и система медицинского страхования. Помимо государствен-
ной страховой медицины, гарантирующей минимум обязательных услуг, развитие получают системы трудового, кооперативного страхования в сфере здравоохранения, а также частная медицина. Усиление страхового компонента в медицинском обеспечении позволила сократить нагрузку на госбюджет, связать размеры страховых выплат с уровнем медицинского обслуживания. Однако появились и новые проблемы. После перехода от бесплатного медицинского обслуживания к системе медицинского страхования многие медицинские услуги, прежде всего сложные и дорогие, становятся недоступными для значительного числа граждан (бедных, пожилых людей и др.).
С середины 80-х гг. XX в. в КНР стала формироваться новая система поддержки безработных. И здесь тоже определяющим становится страховой компонент. Меры социальной помощи безработным распространяются в современном Китае на уволенных по сокращению штатов, в связи с банк--ротством предприятий, окончанием срока трудового контракта без возможности получения нового рабочего места и в некоторых других случаях.
По мере развития в китайской экономике рыночных механизмов хозяйствования постепенно расширяется практика платных социальных услуг, появляется все больше благотворительных организаций, оказывающих помощь нуждающимся гражданам. Местом приоритетного применения платных социальных услуг становится социальное обслуживание.
В последние годы китайское руководство проводит установку на поддержку деятельности общественных благотворительных организаций социальной направленности. В начале 2000-х гг. пресс-канцелярия Госсовета КНР распространила специальные материалы «Народонаселение и развитие Китая в XXI веке». В этом документе подчеркивалось, что основой современной системы заботы о гражданах старших возрастных групп должно стать семейное содержание и домашний уход за престарелыми, предоставление социальных услуг пожилым лицам по месту жительства, а также соответствующая работа благотворительных организаций. Волонтеры — члены таких организаций оказывают разностороннюю помощь одиноким пожилым и престарелым людям, испыты-
вающим материальную нужду, затруднения в социальном функционировании и др. На благотворительные средства открываются дома престарелых. Но их число пока крайне незначительно. В начале 2000-х гг. из 10 млн человек в возрасте старше 70 лет лишь 30 тыс. находились в таких учреждениях, созданных на благотворительные средства. Для сравнения следует напомнить, что в домах престарелых, содержащихся за счет государства и коллективов, тогда проживало более 830 тыс. человек. Следовательно, благотворительные организации в сфере социального обслуживания играют лишь вспомогательную роль и значение их в деле социальной защиты китайского населения пока невелико.
За период реформ народу этой великой страны удалось добиться зримых и общепризнанных успехов. Если до образования КНР в 1949 г. средняя продолжительность жизни составляла всего 35 лет, то сейчас она приблизилась к 70 годам для мужчин и 74 годам для женщин. В 90-е гг. китайским властям удалось снять остроту проблемы сельской бедности. Реализация в 1993—2000 гг. специальной программы позволила сократить численность крестьян, находящихся за официальной чертой бедности с 80 до 30 млн человек. Сейчас реализуется новая аналогичная программа, рассчитанная на период до 2010 г. Она нацелена на значительное увеличение помощи со стороны государства не только сельским беднякам, но и малоимущим жителям городов. Осуществляемые меры позволят сократить и разрыв в критериях оценки бедности в стране по сравнению со стандартами, принятыми на международном уровне.
Достижения Китая в социальной области, сфере социальной защиты становятся все более очевидными. Однако немало еще и нерешенных социальных проблем. Довольно высокой остается безработица среди трудоспособного населения. По данным О. Почагиной, ее уровень в начале 2000-х гг. колебался в пределах от 150 до 200 млн человек. Широкие масштабы приобрели в стране экономические правонарушения, организованная преступность. Хотя, справедливости ради, следует заметить, что государственная власть не взирает да это молча. В определенной мере удалось потеснить организованную преступность при помощи мер, предпринятых на
рубеже 1990-х — 2000-х гг. в рамках специальной компании «Суровый удар».
Таким образом, модель социальной защиты, формирующаяся сейчас в Китае, нацелена на запуск современных страховых механизмов и обеспечение необходимых стандартов социальной помощи. Важная роль отводится здесь традиционно-семейному фактору оказания социальной поддержки. Во всех этих процессах активно участвует государство, стимулируя развитие коллективных форм помощи и благотворительной деятельности. Сегодня приоритетной частью китайских реформ становится именно социальная сфера.
НАСЕЛЕНИЕ КИТАЯ
С.Н.РАКОВСКИЙ
Танец золотых драконов
Население Китая с глубокой древности — самое многочисленное в мире. В середине 2000 г. оно составляло, по статистике ООН (включая жителей Сянгана и Аомэня/Аомыня/), 1285,0 млн чел. или 21,2% мирового населения. Для социалистического Китая этот высокий показатель, хотя и весьма престижный, — отнюдь не единственный. КНР — постоянный член Совета безопасности ООН с правом вето. Она — одна из мировых ракетно-ядерных и аэрокосмических держав, третья по мощности ядерного оружия и первая по коммерческой космонавтике. За годы народной власти валовой внутренний продукт КНР увеличился более чем в 30 раз, устойчиво возрастая в последние двадцать лет примерно на 10% ежегодно, что заметно выше показателей всех других крупных государств мира. По стоимости ВВП Китай занимает ныне 3—4-е место в мире, имея перспективу стать первой страной к 2015 г. (по оценкам специалистов из ООН). По производству ряда видов важнейшей продукции промышленности и сельского хозяйства (каменный уголь, сталь, цемент, минеральные удобрения, металлорежущие станки, телевизоры, ткани, зерно, мясо) он стоит на первом месте в мире, по многим другим — среди десяти первых. Запасы иностранной валюты у Китая достигли примерно 150 млрд долл. (2-е место в мире). По обороту внешней торговли он выдвинулся (включая торговлю Сянгана) на 4—5-е место в мире. Тем не менее правительство КНР в самых высоких международных организациях, в том числе в ООН, настаивает на том, что по уровню экономического развития (особенно имея в виду показатели в расчете на душу населения) Китай принадлежит к развивающимся странам.
КНР в целом выполнила поставленную в 1978 г. задачу: увеличить к 2000 г. вчетверо сумму ВВП, а также продукцию промышленности и сельского хозяйства существенно модернизировать эти отрасли заметно повысить благосостояние народа 1. уровень науки и культуры, серьезно усилить обороноспособность страны.
Вместе с тем главной, жизненно важной задачей развития Китая неизменно остается сложная проблема его народонаселения. Более того, она обострилась, вышла на первый план в годы народной власти, привлекая к себе широкое внимание и в стране, и в мире. Каковы же ее важнейшие особенности и возможные пути решения?
1 По оценкам Всемирного банка, уже в 1978—1993 гг. экономика КНР возросла в 8 раз. Потребление свинины в расчете на душу населения увеличилось в 2,5 раза. В 1978 г. цветной телевизор имели менее 1% городских семей, в 1993 г. — около 70%.
В 70-е годы предметами вожделения граждан КНР были наручные часы, велосипед и швейная машинка, в начале 90-х годов — телевизор, холодильник, стиральная машина, в 2000 г.
по опросам, — автомобиль, видеокамера, квартира. За последние три года в КНР прекращено бесплатное распределение жилья, и все вновь построенное продается, причем семьям с малыми доходами — по низкой цене. По данным статистики ООН (ежегодных докладов Фонда народонаселения ООН), ВВП на душу населения КНР в 1992 г. составлял 380 долл. за год, в 1998 г. — 3051 долл. (без Сянгана).
2 По общей площади государства 2-е место в мире принадлежит Канаде — 9974 тыс. км2, но из-за обширных внутренних акваторий площадь суши (9199 тыс. км2) у нее меньше, чем у Китая.
3 По тем же оценкам, общая площадь эффективной территории у России ненамного меньше, чем у Китая, — 5510 тыс. км2 (5-е место в мире), но это лишь 32% территории страны: в целом Россия — самая холодная страна на планете.
Людей много - земли мало
Вследствие огромного прироста населения страны остро стоит вопрос обеспеченности природными ресурсами, в первую очередь земельными. Жизнь китайцев с древности во многом определяется пословицами, поговорками, своего рода постулатами, в годы народной власти — партийно-государственными лозунгами. Один из наиболее употребляемых постулатов гласит: «Жэнь до — ди шао», в переводе с китайского: «Людей много — земли мало». Это положение имеет в Китае многообразный жизненный смысл.
Территория КНР — 9562 тыс. км 2. включая площадь суши Сянгана и Аомэня (1,1 тыс. км 2 ), по величине вторая в мире после России (17 075 тыс. км 2 ) 2. На Китай приходится 6,4% площади суши земного шара, то есть в 3,3 раза меньше, чем его доля в мировом населении. Вместе с тем это достаточно эффективная для жизни людей и ведения хозяйства территория. По оценкам некоторых ученых (академик Н.Н. Моисеев, В.В. Клименко), у Китая такая эффективная территория составляет 5950 тыс. км 2. или 62% всей территории. По ее абсолютной площади КНР уступает, хотя и заметно, лишь Бразилии, США и Австралии 3 .
Средняя плотность населения КНР — 134 чел./км 2. Среди стран Азии, даже крупных, это не такой уж высокий показатель. Для Японии он составляет 341, КНДР — 195, Южной Кореи — 475, для Индии — 308, Пакистана — 195, Индонезии — 112, Филиппин — 252, Вьетнама — 242. Очень высок он в Бангладеш: там средняя плотность населения достигла 873 чел./км 2. возрастая в последнее время на 12—14 чел./км 2 ежегодно.
Однако фактическая плотность населения Китая, как и в других странах, в том числе в Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии, резко отличается от средних величин. Так, в провинции Цзянсу, где свыше 70 млн жителей, средняя плотность населения около 700 чел./км 2. в такой же рядовой провинции Шаньдун (более 90 млн жителей) — 600 чел./км 2. почти столько же — в провинции Хэнань, численность населения которой приближается к 100 млн чел. еще в 7 провинциях — от 350 до 450 чел./км 2 и т. д. Около 1 млрд чел. в Китае, а именно в восточной половине страны, таким образом, живут в условиях высокой и очень высокой плотности населения. В то же время в западной половине государства — в основном в горах и пустынях — редкая заселенность территории, плотность в десятки и сотни раз ниже.
В городах Китая, как и других стран, десятки тысяч жителей на каждый квадратный километр, в сельскохозяйственных районах, прежде всего в рисоводческих на востоке, особенно в дельтах рек — 3000, 4000, 5000 чел. и более на 1 км 2 в среднем. Это производит очень сильное впечатление на жителя средних широт России. Когда в Китае говорят об острой нехватке земли, то всегда имеют в виду именно пахотные земли. Пашня занимает чуть более 1/10 площади страны, но прежде всего она кормит гигантское население государства.
Во второй половине ХХ в. население Китая росло, как никогда прежде, высокими темпами и в огромных размерах.
* По данным статистики Фонда народонаселения ООН 2005 и 2010 гг. —
расчеты и прогнозы, средний вариант.
С учетом переписей населения КНР в 1953, 1964, 1982 и 1990 гг.
без Сянгана (Гонконга) и Аомэня (Макао).
За 1950—2000 гг. численность населения Китая в целом увеличилась на 722,8 млн чел. то есть в 2,3 раза. При этом, разумеется, число жителей росло далеко не одинаково в отдельные годы и периоды и по регионам страны. Наряду с быстрым ростом численности населения Китая — явлением мирового значения — в стране происходит другой очень серьезный процесс: неуклонное уменьшение пахотных земель и абсолютно, и в расчете на душу населения, то есть сокращение главного природного источника жизни народа. В 1953 г. когда в Китае была впервые проведена всеобщая перепись населения, на душу населения приходилось в среднем 0,18 га пашни — один из самых низких показателей в мире. С тех пор положение резко ухудшилось: в 1987 г. — 0,09 га, в 2000 г. — 0,075 га. В конце 1-й пятилетки развития народного хозяйства КНР, в 1957 г. площадь пахотных земель составляла 112 млн га, в 1987 г. — 99 млн га, ныне — лишь около 98 млн га. За тридцатилетие очень сложного, противоречивого развития КНР (1957—1987) было потеряно 34 млн га пашни, притом лучшей, давно используемой в восточной части страны освоен вновь 21 млн га (в том числе худших, целинных земель) в основном на западе Китая, в полупустынных районах.
См. прим. к диаграме 2
Сокращение пахотных земель в Китае обусловлено многими факторами: природными, экологическими, экономическими, социальными, политическими. Сказались чрезмерная порубка лесов (в конце 70—начале 80-х годов — по 2—2,5 млн га ежегодно), частые стихийные бедствия, особенно наводнения, водная и ветровая эрозия в мире ежегодно смывается 25 млрд т почвы, из них 5 млрд т в Китае, в том числе 50 млн т гумусового слоя. Значительная в целом территория, включая земли, пригодные для земледелия, была отдана под промышленное и транспортное строительство, городскую застройку, лихорадочное военное строительство (во второй половине 60-х годов), потеряна в ходе непродуманной кампании «битва за зерно»
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!