Льготы военнослужащих по налогам

Льготы военнослужащих
В связи с выполнением воинских обязанностей гражданам предоставляются определенные преимущества, которые называются льготами. Так, им гарантируется предоставление жилых помещений. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, кроме матросов и старшин, находящихся на кораблях, размещаются в казармах, при этом в спальных помещениях на каждого человека должно приходиться менее 12 м3 объема воздуха. За военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, курсантами военных образовательных учреждений профессионального образования сохраняются жилые помещения, занимаемые ими до призыва на военную службу.
Охрана здоровья военнослужащих обеспечивается созданием благоприятных условий воинской службы и быта, а также системой мер по ограничению опасных факторов военной деятельности. Военнослужащие ежегодно проходят медицинское обследование, с ними проводятся лечебно-профилактические и лечебно-оздоровительные мероприятия. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, и курсанты военных учреждений профессионального образования при необходимости обеспечиваются бесплатным санаторно-курортным лечением в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии. Указанным военнослужащим при убытии в отпуск по болезни выплата дотации на лечение производится в размере четырех установленных Федеральным законом минимальных размеров уровня оплаты труда. Курсанты военных учреждений профессионального образования, воспитанники учреждений среднего (полного) общего образования с дополнительной образовательной программой, имеющей целью военную подготовку несовершеннолетних граждан (суворовских военных училищ, нахимовского военно-морского училища, военно-музыкального училища, а также кадетских корпусов и училищ, созданных Правительством РФ), при пользовании военными туристскими базами оплачивают не более 30 % стоимости путевки.
Военнослужащие имеют право на обучение в военных учреждениях профессионального образования. За гражданами, призванными на военную службу в период обучения в государственных образовательных учреждениях профессионального образования, при увольнении с военной службы сохраняется право на продолжение образования в том образовательном учреждении, в котором они обучались до призыва.
Граждане, уволенные с военной службы и поступающие в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования по рекомендации командиров, пользуются правом внеконкурсного зачисления при условии получения ими положительных оценок на вступительных экзаменах.
Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, воспитанники образовательных учреждений среднего (полного) общего образования с дополнительной образовательной программой, имеющей целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, пользуются установленными льготами при посещении платных мероприятий, организуемых учреждениями культуры и спорта. В расположении воинских частей военнослужащие бесплатно пользуются услугами библиотек и читальных залов, имуществом культурно-просветительного назначения, спортивными сооружениями и инвентарем.
Военнослужащие имеют право на бесплатный проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным транспортом (кроме такси) при следовании в служебные командировки, в связи с переводом на новое место военной службы, к местам использования основного отпуска (один раз в году), на лечение и обратно, на избранное место жительства при увольнении с военной службы.
Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, имеют право на бесплатную пересылку писем, отправляемых воинскими частями. Бесплатно также пересылаются письма, адресованные по месту их военной службы.
Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, при увольнении с военной службы выплачивается единовременное пособие, равное установленному Федеральным законом одному минимальному размеру оплаты труда.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
О налоговых льготах граждан, уволенных с военной службы
М.А. Кудинов, преподаватель кафедры военного права Военного университета, кандидат юридических наук.
В.Н. Старцун, преподаватель кафедры военного права Военного университета, кандидат юридических наук, доцент.
Платить законно установленные налоги - это одна из основных конституционных обязанностей граждан России. Статья 57 Конституции Российской Федерации гласит: Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. По известному среди специалистов выражению, мы добьемся экономического роста только тогда, когда не платить налоги будет так же неприлично, как ездить в поезде без билета. Что касается последнего - то ездить без билета уже практически невозможно. И, как известно, отнюдь не по причине роста уровня правосознания наших граждан. Сложнее с налогами. Даже сейчас по собственной инициативе их исправно платят далеко не все. А два-три года назад это делали лишь немногие, самые дисциплинированные и правовоспитанные граждане. Нетрудно догадаться, что в числе добросовестных налогоплательщиков всегда было немало граждан, уволенных с военной службы <1>. Однако не все из них, реализуя налоговые обязанности, знали о своих правах. Или, как это часто бывает, им не всегда хватало терпения, чтобы эти права реализовать. Бывало и так, что налоги взыскивались в принудительном порядке особо добросовестными сотрудниками налоговых органов, которые вместо того, чтобы разъяснять права налогоплательщиков, умышленно игнорировали их. Каково же содержание этих налоговых прав? Можно ли теперь вернуть напрасно уплаченные налоги? Попробуем разобраться.
<1> Здесь и далее речь идет о гражданах, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более.
Права военнослужащих в сфере налогообложения, а точнее, льготы по налогам возникли в действующем законодательстве едва ли не вместе с возникновением самого налогового законодательства. Первоначально эта была ст. 17 Закона Российской Федерации О статусе военнослужащих и ст. 17 Федерального закона О статусе военнослужащих (в редакциях этого Закона, действовавших до 1 января 2005 г .). Названная норма закрепляла налоговые льготы как для военнослужащих, так и для граждан, уволенных с военной службы, которые освобождались от уплаты ряда налогов.
В частности, в соответствии с п. 4 ст. 17 вышеназванного Закона граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более, освобождались от уплаты земельного налога и налогов на имущество физических лиц. Кроме того, на основании п. 5 названной статьи военнослужащие - граждане Российской Федерации, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, и члены их семей могли освобождаться органами местного самоуправления полностью или частично от уплаты местных налогов и сборов.
Следует заметить, что названные выше нормы Федерального закона О статусе военнослужащих полностью согласовывались с действующим налоговым законодательством и даже дублировали его <2>. Так, согласно ст. 56 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. В полном соответствии с этим положением НК РФ, Законом Российской Федерации О налогах на имущество физических лиц от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 (п. 1 ст. 4) в качестве льготы по налогам на имущество было предусмотрено освобождение от уплаты налогов военнослужащих, а также граждан, уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более (кстати, названная норма Закона не признана утратившей силу до сих пор). Аналогичные положения содержались и в ранее действовавшей редакции Закона Российской Федерации О плате за землю от 11 октября 1991 г. N 1738-1 (п. 18 ст. 12) <3>.
<2> Статьей 1 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что к актам законодательства о налогах и сборах относятся Налоговый кодекс Российской Федерации и принятые в соответствии с ним иные федеральные законы о налогах и сборах.
<3> От уплаты земельного налога полностью освобождаются <. > военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющие общую продолжительность военной службы двадцать лет и более, члены семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, сотрудников Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, потерявшие кормильца при исполнении им служебных обязанностей.
Таким образом, в соответствии с действующей до 1 января 2005 г. нормой ст. 17 Федерального закона О статусе военнослужащих и действовавшим ранее ��алоговым законодательством у граждан, уволенных с военной службы, были все основания не платить земельный налог и налог на имущество физических лиц. Но если он все же был уплачен?
По нашему мнению, в данном случае можно применить положения ст. 78 и ст. 79 НК РФ, согласно которым граждане имеют право вернуть излишне уплаченные или излишне взысканные налоги в течение трех лет с момента их уплаты или взыскания. Но в целях применения положений ст. 78 и ст. 79 НК РФ необходимо правильно определить момент (срок) уплаты соответствующего налога.
Согласно ст. 16 Закона Российской Федерации О плате за землю и ст. 5 Закона Российской Федерации О налогах на имущество физических лиц основанием для уплаты названных налогов является направление налогоплательщику соответствующих платежных извещений, которые в соответствии со ст. 52 и ст. 54 НК РФ, предусматривающими исчисление налоговой базы по итогам налогового периода, должны быть направлены налогоплательщику не ранее чем после окончания текущего налогового периода, которым признается календарный год. С учетом того, что налоговые льготы, предусмотренные ст. 17 Федерального закона О статусе военнослужащих, действовали до 1 января 2005 г. 2004 г. является последним налоговым периодом, за который можно вернуть излишне уплаченные или взысканные суммы земельного налога и налога на имущество физических лиц. Таким образом, трехлетний срок исковой давности по названным налогам истекает в 2008 г. в дату фактической уплаты в 2005 г. соответствующего налога за 2004 г. В некоторых случаях действующее законодательство предоставляет возможность продлить срок исковой давности <4>. Следует иметь в виду, что с требованием о возврате излишне уплаченного налога придется обращаться в суд общей юрисдикции по месту нахождения территориального налогового органа, который произвел взыскание соответствующего налога.
<4> См. подробнее Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 июня 2001 г. N 173-О.
После 1 января 2005 г. ситуация с налоговыми льготами военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, изменилась.
Статья 17 Федерального закона О статусе военнослужащих была признана утратившей силу.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2005 г. N 47 отмена налоговых льгот военнослужащим была компенсирована повышением ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы.
Статья 23 Федерального закона О статусе военнослужащих была дополнена п. 7, который предусмотрел возможность выплаты гражданам, уволенным с военной службы, денежной компенсации в размере фактически уплаченных ими земельного налога и налога на имущество физических лиц в порядке и размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
Такой порядок определен п. 18.1 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941. Денежная компенсация выплачивается пенсионным органом (военным комиссариатом) в размере фактически уплаченных сумм налогов не более чем за три предшествующих года на основании уведомления об уплате налога и соответствующих платежных документов. Таким образом, если речь идет о земельном налоге и/или налоге на имущество физических лиц, которые были уплачены за 2005 г. и более поздние налоговые периоды, то с заявлением о компенсации с приложением названных документов необходимо обращаться в районный комиссариат, а в случае отказа в компенсации - в суд общей юрисдикции.
На практике сегодня с выплатой упомянутой компенсации возникает немало проблем. По нашему мнению, причина возникновения этих проблем кроется в следующем.
Статьей 15 НК РФ взыскание земельного налога и налога на имущество физических лиц отнесено к исключительной компетенции органов местного самоуправления, т.е. это местные налоги, которые поступают в местные бюджеты. Между тем компенсации, которые предусмотрены п. 7 ст. 23 Федерального закона О статусе военнослужащих, выплачиваются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, т.е. за счет федерального бюджета. Однако Федеральными законами о федеральном бюджете на 2005, 2006, 2007 гг. <5> и ведомственной структурой расходов Министерства обороны Российской Федерации (код 187) в целевой статье расходов предусмотрены только расходы для мер социальной поддержки (код 505 00 00) исключительно на пенсионное обеспечение (разд. 10, подразд. 01). Какого-либо иного финансирования Федеральными законами о федеральном бюджете на 2005, 2006, 2007 гг. не предусмотрено. Таким образом, налоги, которые бывшие военнослужащие выплачивают в местный бюджет, по действующему порядку должны компенсироваться сегодня из бюджета федерального, т.е. иными словами, на налоговую компенсацию в федеральном бюджете не предусмотрено денег, а для компенсации из местных бюджетов нет правовых оснований. Не правда ли, знакомая ситуация?
<5> См. Федеральный закон О федеральном бюджете на 2005 год от 23 декабря 2004 г. N 173-ФЗ Федеральный закон О федеральном бюджете на 2006 год от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ Федеральный закон О федеральном бюджете на 2007 год от 19 декабря 2006 г. N 238-ФЗ.
А пока приходится констатировать, что в части прав граждан, уволенных с военной службы, на компенсацию фактически уплаченных налогов на имущество физических лиц и земельного налога сложилась ситуация, когда в силу несовершенства законодательства, противоречивости его отдельных норм их реализация происходит полностью по усмотрению чиновников, что недопустимо.
Социальные гарантии военнослужащих по налогам в жилищной сфере
Кудашкин А.В.
Право в Вооруженных Силах, 2009.
Конституция Российской Федерации (ст. 57) обязывает каждого гражданина платить законно установленные налоги и сборы. Совокупность налогов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном законодательством порядке, образует налоговую систему Российской Федерации. Общие принципы ее построения изложены в Налоговом кодексе Российской Федерации (далее - НК РФ).
Система налогов и сборов, взимаемых с физических лиц на территории Российской Федерации, включает в себя налоги, установленные ст. ст. 13 - 15 НК РФ.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ ст. 17 "Право собственности. Льготы по налогам" Федерального закона "О статусе военнослужащих" признана утратившей силу с 1 января 2005 г. Следовательно, военнослужащие с указанной даты лишились льгот по уплате налогов. В то же время льготы сохранились для определенных категорий граждан.
Налог на имущество физических лиц и земельный налог (плата за землю). Налог на имущество физических лиц взимается в соответствии с Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц". Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.
1. От уплаты налогов на имущество физических лиц освобождаются следующие категории граждан:
- Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней
- инвалиды I и II группы, инвалиды с детства
- участники Гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан
- лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии
- лица, получающие льготы в соответствии с Законом РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также лица, указанные в ст. ст. 2, 3, 5, 6 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча"
- военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более
- лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах
- члены семей военнослужащих, потерявших кормильца. Льгота членам семей военнослужащих, потерявших кормильца, предоставляется на основании пенсионного удостоверения, в котором проставлен штамп "вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина" или имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя учреждения, выдавшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреждения. В случае если указанные члены семей не являются пенсионерами, льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего.
Налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается:
- пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации
- гражданами, уволенными с военной службы или призывавшимися на военные сборы, выполнявшими интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия. Льгота предоставляется на основании свидетельства о праве на льготы и справки, выданной районным военным комиссариатом, воинской частью, военным учебным заведением, предприятием, учреждением или организацией Министерства внутренних дел СССР или соответствующими органами Российской Федерации
- родителями и супругами военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей. Льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего либо государственного служащего, выданной соответствующими государственными органами. Супругам государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, льгота предоставляется только в том случае, если они не вступили в повторный брак
- со специально оборудованных сооружений, строений, помещений (включая жилье), принадлежащих деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, на период такого их использования
- с расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилого строения жилой площадью до 50 квадратных метров и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 квадратных метров.
Земельный налог взимается в соответствии с НК РФ (ч. 2) - гл. 31 "Земельный налог", который относится к местным налогам.
Земельный налог вводится в действие НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге налог устанавливается НК РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях указанных субъектов Российской Федерации.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в установленных пределах, порядок и сроки уплаты налога.
При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Налогоплательщиками налога (далее - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков:
1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы
2) инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 г. без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности

3) инвалидов с детства
4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий
5) физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 г. N 3061-1), в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"
6) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах
7) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.
Уменьшение налоговой базы на указанную не облагаемую налогом сумму производится на основании документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.
Порядок и сроки представления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
Если размер не облагаемой налогом суммы превышает размер налоговой базы, определенной в отношении земельного участка, налоговая база принимается равной нулю.
Федеральный закон "О статусе военнослужащих" предусматривает следующие льготы по уплате данного налога:
- гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющим общую продолжительность военной службы 20 лет и более, выплачивается денежная компенсация в размере фактически уплаченных ими земельного налога и налога на имущество физических лиц в порядке и размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации (п. 7 ст. 23)
- за членами семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членами семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, в течение одного года со дня гибели (смерти) кормильца сохраняются социальные гарантии и компенсации, которыми они пользовались при жизни указанных военнослужащих (граждан), если иное не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 5 ст. 24). Следовательно, если при жизни военнослужащие пользовались льготами по освобождению от уплаты налогов или имели право на компенсационные выплаты, указанный порядок сохраняется для членов их семей на один год.
Однако имущество, являющееся объектом данного налога, находящееся в общей собственности нескольких лиц (например, супругов), подлежит налогообложению, и налог уплачивается каждым собственником в зависимости от причитающейся доли (при нахождении имущества в общей долевой собственности) или в равных долях, если иное не установлено законом или соглашением собственников (при нахождении имущества в общей совместной собственности). При этом учитывается право на льготу по налогу.
Имущественные налоговые вычеты. В соответствии со ст. 220 НК РФ налогоплательщик (физическое лицо) имеет право на получение следующих имущественных налоговых вычетов:
1) в суммах, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих в целом 1000000 руб. а также в суммах, полученных в налоговом периоде от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих 125000 руб. При продаже жилых домов, квартир, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков и земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика три года и более, а также при продаже иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более, имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме, полученной налогоплательщиком при продаже указанного имущества.
Вместо использования права на получение имущественного налогового вычета налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов, за исключением реализации налогоплательщиком принадлежащих ему ценных бумаг. При продаже доли (ее части) в уставном капитале организации, при уступке прав требования по договору участия в долевом строительстве (договору инвестирования долевого строительства или по другому договору, связанному с долевым строительством) налогоплательщик также вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов.
При реализации имущества, находящегося в общей долевой либо общей совместной собственности, соответствующий размер имущественного налогового вычета распределяется между совладельцами этого имущества пропорционально их доле либо по договоренности между ними (в случае реализации имущества, находящегося в общей совместной собственности)
2) в сумме, израсходованной налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, в размере фактически произведенных расходов, а также в сумме, направленной на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованным им на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них (далее - второй имущественный налоговый вычет).
В фактические расходы на новое строительство либо приобретение жилого дома или доли (долей) в нем могут включаться:
- расходы на разработку проектно-сметной документации
- расходы на приобретение строительных и отделочных материалов
- расходы на приобретение жилого дома, в том числе не оконченного строительством
- расходы, связанные с работами или услугами по строительству (достройке дома, не оконченного строительством) и отделке
- расходы на подключение к сетям электро-, водо-, газоснабжения и канализации или создание автономных источников электро-, водо-, газоснабжения и канализации.
В фактические расходы на приобретение квартиры, комнаты или доли (долей) в них могут включаться:
- расходы на приобретение квартиры, комнаты, доли (долей) в них или прав на квартиру, комнату в строящемся доме
- расходы на приобретение отделочных материалов
- расходы на работы, связанные с отделкой квартиры, комнаты.
Принятие к вычету расходов на достройку и отделку приобретенного дома или отделку приобретенной квартиры, комнаты возможно в том случае, если в договоре, на основании которого осуществлено такое приобретение, указано приобретение незавершенных строительством жилого дома, квартиры, комнаты (прав на квартиру, комнату) без отделки или доли (долей) в них.
Общий размер имущественного налогового вычета не может превышать 2000000 руб. без учета сумм, направленных на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованным налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них.
Для подтверждения права на имущественный налоговый вычет налогоплательщик представляет:
- при строительстве или приобретении жилого дома (в том числе не оконченного строительством) или доли (долей) в нем - документы, подтверждающие право собственности на жилой дом или долю (доли) в нем
- при приобретении квартиры, комнаты, доли (долей) в них или прав на квартиру, комнату в строящемся доме - договор о приобретении квартиры, комнаты, доли (долей) в них или прав на квартиру, комнату в строящемся доме, акт о передаче квартиры, комнаты, доли (долей) в них налогоплательщику или документы, подтверждающие право собственности на квартиру, комнату или долю (доли) в них.
Указанный имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику на основании письменного заявления налогоплательщика, а также платежных документов, оформленных в установленном порядке и подтверждающих факт уплаты денежных средств налогоплательщиком по произведенным расходам (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца и другие документы).
При приобретении имущества в общую долевую либо общую совместную собственность размер имущественного налогового вычета распределяется между совладельцами в соответствии с их долей (долями) собственности либо с их письменным заявлением (в случае приобретения жилого дома, квартиры, комнаты в общую совместную собственность).
Второй имущественный налоговый вычет не применяется в случаях, если оплата расходов на строительство или приобретение жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них для налогоплательщика производится за счет средств работодателей или иных лиц, средств материнского (семейного) капитала, направляемых на обеспечение реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, за счет выплат, предоставленных из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также в случаях, если сделка купли-продажи жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них совершается между физическими лицами, являющимися взаимозависимыми в соответствии со ст. 20 НК РФ.
Повторное предоставление налогоплательщику второго имущественного налогового вычета не допускается. Если в налоговом периоде имущественный налоговый вычет не может быть использован полностью, его остаток может быть перенесен на последующие налоговые периоды до полного его использования.
Общие правила предоставления имущественных налоговых вычетов. Они предоставляются на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче им налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода, если иное не предусмотрено вышеназванной статьей.
Второй имущественный налоговый вычет может быть предоставлен налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении к работодателю (далее - налоговый агент) при условии подтверждения права налогоплательщика на имущественный налоговый вычет налоговым органом по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета у одного налогового агента по своему выбору. Налоговый агент обязан предоставить имущественный налоговый вычет при получении от налогоплательщика подтверждения права на имущественный налоговый вычет, выданного налоговым органом.
Право на получение налогоплательщиком имущественного налогового вычета у налогового агента должно быть подтверждено налоговым органом в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня подачи письменного заявления налогоплательщика, документов, подтверждающих право на получение второго имущественного налогового вычета.
О льготах для военнослужащих по налогу на имущество физических лиц.
Вопрос-ответ
24.09.2010
Вопрос: Льгота предоставляется военнослужащим, а также гражданам, уволенным с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более. Все ли военнослужащие имеют льготу по налогу или те, которые уволены по достижении 20 лет службы, а также освобождаются ли от уплаты налога на имущество граждане, призванные для прохождения срочной службы (по призыву, на период прохождения военной службы)?
Ответ:
Статьей 2 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" определено понятие военной службы:
Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны (далее - другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях.
Прохождение военной службы осуществляется:
- гражданами - по призыву и в добровольном порядке (по контракту)
- иностранными гражданами - по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях.
Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
К военнослужащим относятся:
- офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту
- сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.
Военнослужащим обязательно выдаются документы, удостоверяющие их личность и гражданство, а также документы, удостоверяющие личность и их правовое положение. К документам, удостоверяющим личность военнослужащих, относятся:
- удостоверение личности - для генералов, адмиралов, офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы
- военный билет - для солдат, матросов, сержантов и старшин срочной службы, военных строителей и курсантов военно-учебных заведений.
Удостоверение личности и военный билет должны быть составлены на бланках установленного образца, изготовленных в типографиях, в которые обязательно вклеивается фотография, и должны содержать необходимые реквизиты: воинское звание и воинскую должность.
В соответствии с подпунктом "з" пункта 5 Инструкции МНС России от 2 ноября 1999 года N 54 "О применении Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" льгота предоставляется на основании удостоверения воинской части или справки, выданной районным военным комиссариатом, воинской частью, военным образовательным учреждением профессионального образования, предприятием, учреждением или организацией бывших Министерства обороны СССР и Комитета государственной безопасности СССР, Министерства внутренних дел СССР и соответствующими федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации.
Граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.
Таким образом, в соответствии со ст.4 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" льготы предоставляются военнослужащим, а также гражданам, уволенным с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющим общую продолжительность военной службы 20 лет и более.
Отдел налогообложения физических лиц УФНС по РС(Я)
Права военнослужащих
Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными законами .
Военнослужащие находятся под защитой государства. Никто не вправе вмешиваться в служебную деятельность военнослужащих, за исключением лиц, уполномоченных на то законами и иными нормативными правовыми актами.
Оскорбление военнослужащих, насилие и угроза применения насилия, посягательство на их жизнь, здоровье, честь, достоинство, жилище, имущество, а равно другие действия (бездействие), нарушающие и ущемляющие их права в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, влекут ответственность в соответствии с федеральными законами.
Право на свободу передвижения реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания ими боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия к месту военной службы. Правила передвижения военнослужащих в расположении воинской части, их выезда за пределы гарнизона, на территории которого они проходят военную службу, определяются общевоинскими уставами (Устав внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации, Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации (утверждены Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495 ), Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации (введен в действие приказом Минобороны РФ от 11 марта 2006 г. N 111 ).
Военнослужащие, реализуя право на свободу слова . выражение своих мнений и убеждений, доступ к получению и распространению информации, не вправе разглашать государственную и военную тайну . обсуждать и критиковать приказы командира.
Военнослужащие вправе в свободное от исполнения обязанностей военной службы время мирно, без оружия участвовать в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, проводимых вне территории воинской части.
Военнослужащим запрещено участие в забастовках и иное прекращение исполнения обязанностей военной службы как средство урегулирования вопросов, связанных с прохождением военной службы.
Военнослужащие не вправе отказываться от исполнения обязанностей военной службы по мотивам отношения к религии и использовать свои служебные полномочия для пропаганды того или иного отношения к религии. Участвовать в богослужениях и религиозных церемониях они могут в свободное от военной службы время как частные лица. Создание религиозных объединений в воинской части не допускается. Религиозные обряды на территории воинской части могут отправляться по просьбе военнослужащих за счет их собственных средств с разрешения командира.
Военнослужащие в соответствии с Конституцией России, федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме, а также в других формах осуществления местного самоуправления. Они могут состоять в общественных, в том числе религиозных, объединениях, не преследующих политические цели, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы.
Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, не разрешается обучение в гражданских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования.
Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, предоставляется не менее одних суток отдыха еженедельно. Дни отдыха предоставляются военнослужащим в выходные и праздничные дни, а при привлечении их в эти дни к исполнению обязанностей военной службы отдых предоставляется в другие дни недели.
Отпуска для проходящих военную службу по призыву не предусматриваются.
Отпуск по личным обстоятельствам на срок до 10 суток предоставляется военнослужащему в случаях:
Продолжительность отпуска по личным обстоятельствам увеличивается на количество суток, необходимое для проезда наземным (водным, воздушным) транспортом к месту использования отпуска и обратно.
Денежное довольствие военнослужащим, проходящим службу по призыву, устанавливается по 6 тарифным разрядам в соответствии с занимаемой должностью. Для ряда категорий военнослужащих законодательством предусмотрены денежные поощрения, а также особый порядок обеспечения денежным довольствием.
При убытии в отпуск по болезни (на основании заключения военноврачебной комиссии) производится выплата в размере не менее одного оклада денежного содержания. Возможны и другие дополнительные выплаты.
Военнослужащим, проходящим военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, или за пределами территории РФ, а также на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, устанавливаются дополнительные социальные гарантии и компенсации .
За военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, сохраняются жилые помещения, занимаемые ими до призыва на военную службу. Они не могут быть исключены из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатную медицинскую помощь . в том числе:
При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения.
Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета.
В случае гибели (смерти) военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы, наступившей при исполнении ими обязанностей военной службы (на военных сборах), либо их смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (окончания военных сборов или отчисления с них), членам их семей выплачивается единовременное пособие в размере 120 минимальных месячных окладов по воинской должности по первому тарифному разряду, предусмотренному для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, установленных на день выплаты пособия, или в ином размере, определенном федеральным законом.
Членами семьи. имеющими право на получение единовременного пособия за погибшего (умершего) военнослужащего (гражданина, призванного на военные сборы), считаются:
Обязательным условием для выплаты пособия является наличие причинной связи между полученным увечьем или заболеванием, ставшим причиной смерти, и исполнением обязанностей военной службы.
С июня 2011 г. дети погибших военнослужащих имеют право на ежемесячное пособие в размере 1597,50 руб. Этот размер подлежит ежегодной индексации. В районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, размер пособия определяется с применением этих коэффициентов.
Право на это пособие имеют:
Пособие выплачивается:
Граждане, находившиеся на иждивении погибшего военнослужащего, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!