Социальные выплаты населению 2004 году Беларуси

Социальное страхование в системе социальной защиты населения РБ
Рефераты >> Финансы >> Социальное страхование в системе социальной защиты населения РБ
2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БеларуСЬ
Социальная защита населения Республики Беларусь на разных этапах ее развития имела свою специфику. Так, до 1921 г. в республике существовала система социального обеспечения, финансируемая из бюджета. В начале 1922 г. постановлением Совета Народных Комиссаров «О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом на кооперативных, концессионных, арендных и частных предприятиях, учреждениях и хозяйствах» в составе Наркомата соцобеспечения БССР было создано Управление социального страхования, переведенное с 7 июня 1922 г. на самоокупаемость. В 1933 г. социальное страхование было переведено в ведение профсоюзов, и тарифы страховых взносов утверждались дифференцированно по отраслевым профсоюза [12, с. 99].
В 1964 г. было введено социальное обеспечение и некоторые формы социального страхования членов колхозов, которые с 1930-х гг. были одной из самых незащищенных категорий трудящихся. В 1971 г. организуются независимые от бюджета государственного социального страхования и фонда социального обеспечения централизованные фонды социального страхования и социального обеспечения колхозников.
До 1990 г. в Беларуси социального страхования в полном его понимании не существовало. За все годы советской власти не было принято полномасштабного закона о социальном страховании, принимались лишь декреты и постановления по отдельным его видам. Средства государственного бюджета на социальные нужды выделялись по остаточному принципу. Правда, сохранялась система уплаты страховых взносов, но это лишь создавало видимость социального страхования.
В течение многих лет гражданам навязывался постулат о том, что социальное страхование осуществляется за счет государства. Намеренно создавалась иллюзия, что пенсионеров содержит государство. Такое мнение сохранилось у многих до сих пор.
Провозглашенная в конце 80-х гг. перестройка вызвала коренные изменения в организации и финансировании социального страхования. В Беларуси Советом Министров и Федерацией профсоюзов на основании соответствующих постановлений Совета Министров СССР и ВЦСПС принимаются постановления от 20 декабря 1990 г. № 327 «Об образовании Фонда социального страхования Белорусской ССР» и от 20 декабря 1991 г. № 481 «Об организации пенсионного Фонда Республики Беларусь». Этими документами фактически было положено начало внедрению страховых принципов в систему социального обеспечения страны [12, с. 99-100].
Фонд социальной защиты населения образован в соответствии с постановлением Верховного Совета Республики Беларусь № 2367-ХП от 10.06.1993 г. на базе пенсионного фонда и фонда социального страхования. ФСЗН до 2004 г. был самостоятельной финансово-кредитной организацией при Министерстве труда и социальной зашиты, а в 2004 г. в соответствии с Законом «О бюджете Республики Беларусь на 2004 г.» стал целевым бюджетным фондом. Его денежные средства не подлежат изъятию по другому назначению. В своей деятельности ФСЗН опирается на Закон Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования», введенный в действие с 1 апреля 1995 г. Главными задачами фонда являются [15]:
- финансирование расходов на пенсии, пособия и другие социальные выплаты
- сбор страховых взносов
- расширенное воспроизводство средств фонда па принципах самофинансирования
- международное сотрудничество в области социального страхования.
Функциями ФСЗН являются:
- методическая и организационная работа но установлению порядка платежей и размеров страховых взносов
- контроль за поступлением и расходованием средств и деятельностью структурных подразделений
- координация работы структурных подразделений и методическая помощь им
- обеспечение капитализации его средств и привлечение добровольных и благотворительных взносов
- совершенствование государственного социального страхования
- организация информации всей категории плательщиков
- ведение бухгалтерской и статистической отчетности и ответственность за ее достоверность
- определение совместно со всеми структурами, чья деятельность связана с социальной защитой населения, направлений расходования дополнительных средств, поступающих в фонд.
Средства ФСЗН складываются из обязательных взносов нанимателей и граждан, от коммерческой деятельности (в основном от капитализации денежных средств), добровольных пожертвований, поступлений по регрессным искам. Размер обязательных страховых взносов нанимателей и гражданам устанавливается от фонда заработной платы в соответствии с законом Республики Беларусь «О размерах обязательных страховых взносов в фонд социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь» и может уточняться Советом Министров.
Структура доходов Фонда в 2005 году показана на рис. 1. Хорошо видно, что основная часть доходов складывается из страховых взносов (более 90%). Существенная часть доходов (4,4%) получена от капитализации временно свободных остатков средств путем вложения их в депозиты банков и покупки государственных казначейских обязательств. Остальные составляющие доходной части не имеют заметного значения.
Рис. 1. Доходы фонда в 2005 году
Источник: [8].
Средства из ФСЗП расходуются на следующие цели:
- выплата пенсий по возрасту, инвалидности, за выслугу лет, по случаю потери кормильца, социальных пенсий
- выплата пособий и компенсаций в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями, по беременности, по случаю рождения ребенка и уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, по болезни и временной нетрудоспособности, на по до 16 лет, на детей в возрасте до 16 лет, инфицированных или больных СПИДом.
Помимо этого из ФСЗН выплачиваются пенсии гражданам, выезжающим за пределы республики в соответствии с ее международными договорами, финансируются расходы на оздоровление трудящихся, повышение социальных пенсий в связи с изменением индекса стоимости жизни и ростом заработной платы, оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам, обеспечение текущей деятельности фонда и возмещение расходов по оформлению регрессных исков.
Расходная часть Фонда показана на рис. 2. Наибольшая часть расходов - это расходы на выплату пенсий, доля которых в общей сумме расходов составила около 89%.
Рис. 2. Расходы фонда в 2005 году
Источник: [19].
Пенсионное обеспечение в Республике Беларусь осуществляется по солидарному принципу, когда работающие содержат неработающих. В этом случае рабочий стаж и заработок в течение трудоспособного периода слабо влияет на размер получаемой пенсии.
Постановление Правительства РФ от 11.10.2004 N 534 Об утверждении Правил выплаты в 2004 году инвалидам, получившим транспортные средства через органы социальной защиты населения, компенсаций страховых премий по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств
Архив июль 2009 года
В соответствии со статьей 17 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1720) Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила выплаты в 2004 году инвалидам, получившим транспортные средства через органы социальной защиты населения, компенсаций страховых премий по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
2. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации давать необходимые разъяснения по применению Правил, утвержденных настоящим Постановлением.
Председатель Правительства
Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 17.08.2004 №98 Об утверждении Инструкции о порядке назначения и условиях выплаты государственной адресной социальной помощи
(Документ утратил силу)
(Текст правового акта с изменениями и дополнениями на 1 января 2014 года)
Документ зарегистрирован в Национальном реестре правовых актов РБ 14 сентября 2004 г. N 8/11464
Во исполнение постановления Совета Министров Республики Беларусь от 6 августа 2004 г. N 951 "О системе государственной адресной социальной помощи" Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке назначения и условиях выплаты государственной адресной социальной помощи.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Инструкция о порядке назначения и условиях выплаты государственной адресной социальной помощи (далее - Инструкция) разработана во исполнение постановления Совета Министров Республики Беларусь от 6 августа 2004 г. N 951 "О системе государственной адресной социальной помощи" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г. N 125, 5/14649) и в целях усиления адресности предоставления государственной социальной поддержки действительно нуждающимся гражданам, семьям.
Глава 1 УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ И РАЗМЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АДРЕСНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ
1. Государственная адресная социальная помощь предоставляется:
семьям, воспитывающим несовершеннолетних детей
семьям, имеющим в своем составе инвалидов с детства, получающих социальную пенсию
семьям, в которых трудоспособный член семьи осуществляет уход за инвалидом I группы либо престарелым старше 80 лет
одиноким инвалидам I и II группы
одиноким инвалидам III группы, получающим социальную пенсию
одиноким пенсионерам и одиноким супружеским парам, достигшим возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях.
К одиноким лицам относятся граждане, не имеющие родственников, обязанных по закону их содержать.
2. Государственная адресная социальная помощь в виде ежемесячного и единовременного социальных пособий предоставляется при условии, если среднедушевой доход гражданина (семьи) по объективным причинам не превышает 60 процентов утвержденного в установленном порядке бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (далее - критерии нуждаемости).
3. Размер ежемесячного социального пособия на одного получателя составляет положительную разность между критерием нуждаемости и среднедушевым доходом гражданина (семьи), рассчитанным в соответствии с Положением о порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода гражданина и дохода семьи для оказания государственной социальной помощи, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 августа 2004 г. N 951 "О системе государственной адресной социальной помощи".
4. Ежемесячное социальное пособие назначается с месяца обращения на текущие три месяца в пределах года.
5. Основанием для принятия комиссией по оказанию адресной социальной помощи решения об отказе в ее назначении могут служить наличие и количество товаров длительного пользования, не являющиеся объективно необходимыми для обеспечения нормальной жизнедеятельности гражданина (семьи), и факт их приобретения в течение года, предшествующего году обращения за государственной адресной социальной помощью.
6. Единовременное социальное пособие назначается в зависимости от конкретных обстоятельств, объективно нарушающих нормальную жизнедеятельность гражданина (семьи), в пределах от 50 до 500 процентов бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.
7. К конкретным обстоятельствам, объективно нарушающим нормальную жизнедеятельность гражданина (семьи), относятся:
полная нетрудоспособность по причине возраста или инвалидности
неспособность к самообслуживанию, связанная с болезнью
сиротство
одиночество
стихийные бедствия
катастрофы
смерть супруга (супруги), родителей (усыновителей), детей (в том числе усыновленных)
другие обстоятельства, требующие материальной поддержки.
Наличие обстоятельств, дающих право гражданину (семье) на получение единовременного социального пособия, подтверждается актом обследования материально-бытового положения, составляемого специалистами органа по труду и социальной защите либо территориального центра социального обслуживания населения, и документами, подтверждающими обстоятельства, указанные в части первой настоящего пункта.
8. Ежемесячное социальное пособие не назначается:
8.1. неработающим трудоспособным гражданам (членам семьи) в трудоспособном возрасте, незарегистрированным в государственной службе занятости в качестве безработных, за исключением:
граждан, осуществляющих уход за ребенком до достижения им возраста трех лет
граждан, осуществляющих уход за инвалидом I группы либо престарелым старше 80 лет
8.2. неработающим трудоспособным гражданам (членам семьи) в трудоспособном возрасте, зарегистрированным в государственной службе занятости в качестве безработных и не выполняющим обязанности безработных, предусмотренные законодательством о занятости
8.3. неработающим трудоспособным гражданам (членам семьи) в трудоспособном возрасте, зарегистрированным в государственной службе занятости в качестве безработных менее трех месяцев на дату обращения за ежемесячным социальным пособием, за исключением граждан (членов семьи), зарегистрированных в государственной службе занятости не позднее одного месяца после:
увольнения в случае ликвидации организации, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, сокращения численности или штата работников
достижения ребенком возраста трех лет
увольнения с воинской службы
окончания работы по программе временной занятости или сезонной работы
окончания учреждения образования
освобождения из мест лишения свободы
получения статуса беженца или предоставления убежища
перемены места жительства
8.4. гражданам (семьям), если гражданин (член семьи) осуществлял за счет собственных средств выездной туризм в течение последних 12 месяцев перед датой обращения за назначением ежемесячного социального пособия.
Глава 2 ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЯ ЗА ГОСУДАРСТВЕННОЙ АДРЕСНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩЬЮ
9. Обращаться с заявлением о предоставлении государственной адресной социальной помощи и получать ее на всех членов семьи имеет право любой совершеннолетний член семьи, несовершеннолетний, вступивший в брак до 18 лет, а также несовершеннолетние родители (далее - заявитель).
10. Заявление о назначении государственной адресной социальной помощи по форме согласно приложению 1 подается заявителем в орган по труду и социальной защите по месту жительства. Указанные заявления могут подаваться в территориальные центры социального обслуживания населения (далее - центры), если эти центры наделены правами рассмотрения таких заявлений соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами.
11. К заявлению прилагаются следующие документы:
11.1. справки о фактически полученных доходах каждого члена семьи за последние три месяца, предшествующие месяцу подачи заявления:
работающего - с места работы
учащегося - с места учебы
безработного - из государственной службы занятости
пенсионера - из органов, выплачивающих пенсию
11.2. справка жилищно-коммунальной службы либо копия лицевого счета о занимаемом гражданином (семьей) жилом помещении и составе семьи
11.3. справка о размерах крестьянских (фермерских) хозяйств, приусадебного (дачного) участка и участков, представленных под огороды.
12. Члены семьи, не прописанные по адресу заявителя, представляют справку из жилищно-коммунальной службы по месту прописки.
13. В случае, если по одному адресу проживают несколько граждан (семей), которые не имеют раздельных лицевых счетов, но ведут отдельное хозяйство, доходы учитываются отдельно для каждого гражданина (семьи).
Факт раздельного ведения хозяйства устанавливается комиссией по оказанию адресной социальной помощи на основании акта материально-бытового положения, составленного специалистами органа по труду и социальной защите либо центра.
14. Заявитель лично заполняет декларацию о материальном положении гражданина (семьи) по форме согласно приложению 2.
Бланки заявления и декларации о материальном положении гражданина (семьи) выдаются заявителю, который может заполнить их дома или непосредственно в органе по труду и социальной защите (центре).
15. При подаче заявления предъявляются:
паспорт, а при его отсутствии - другой документ, удостоверяющий личность
свидетельства о рождении детей в возрасте до 16 лет (при наличии детей)
свидетельство о браке (для заявителя (членов его семьи), вступившего в брак)

решение суда или свидетельство о расторжении брака (для заявителя (членов его семьи), расторгнувшего брак)
справка о рождении по форме 2 (при наличии детей, отцовство которых не установлено)
трудовая книжка для неработающих пенсионеров и неработающих членов семьи в трудоспособном возрасте. Трудоспособные граждане, не имеющие трудового стажа, указывают это в заявлении
пенсионное удостоверение (при наличии)
удостоверение инвалида (при наличии).
При необходимости копии предъявленных документов приобщаются к делу о назначении государственной адресной социальной помощи.
16. Подготовка документов для назначения государственной адресной социальной помощи одиноким престарелым гражданам и инвалидам, которые по состоянию здоровья нуждаются в постоянной посторонней помощи, может осуществляться соответствующими работниками органов по труду и социальной защите (центров).
17. Специалисты органов по труду и социальной защите (центров) обязаны давать разъяснения заявителю о порядке представления и заполнения документов, необходимых для назначения государственной адресной социальной помощи.
При приеме документов специалист органа по труду и социальной защите (центра):
17.1. проверяет правильность оформления заявления, декларации о материальном положении гражданина (семьи) и соответствие отраженных в них данных представленным документам, а также наличие всех необходимых для назначения государственной адресной социальной помощи документов
17.2. при необходимости сверяет копии документов с подлинниками
17.3. предупреждает заявителя об ответственности за преднамеренное искажение сведений, являющихся основанием для назначения государственной адресной социальной помощи
17.4. регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений о назначении государственной адресной социальной помощи по форме согласно приложению 4
17.5. производит предварительный расчет среднедушевого дохода гражданина (семьи).
18. В 5-дневный срок с даты принятия заявления специалисты органа по труду и социальной защите (центра) производят расчет размера ежемесячного социального пособия и (или) готовят предложение о размере единовременного социального пособия по форме согласно приложению 3 и передают заявление и все необходимые документы в комиссию по оказанию адресной социальной помощи.
19. Заявление не принимается к рассмотрению в случае непредставления всех требуемых документов.
Если среднедушевой доход гражданина (семьи), рассчитанный при подаче заявления, превышает или равен критерию нуждаемости, заявление не принимается к рассмотрению комиссией по оказанию адресной социальной помощи, заявителю дается разъяснение об отсутствии права на получение государственной адресной социальной помощи, и возвращаются приложенные к заявлению документы.
Глава 3 РАСЧЕТ СРЕДНЕДУШЕВОГО ДОХОДА ГРАЖДАНИНА (СЕМЬИ)
20. Среднедушевой доход гражданина (семьи) исчисляется за три месяца, предшествующие месяцу обращения за государственной адресной социальной помощью.
21. Расчет среднедушевого дохода гражданина и дохода семьи производится специалистом органа по труду и социальной защите (центра) в разделах II и III декларации о материальном положении гражданина (семьи) в соответствии с Положением о порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода гражданина и дохода семьи для оказания государственной социальной помощи, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 августа 2004 г. N 951 "О системе государственной адресной социальной помощи".
22. Наличие имущества на правах собственности, в том числе способного приносить доход, учитывается комиссией по оказанию адресной социальной помощи по данным раздела IV декларации о материальном положении гражданина (семьи).
Глава 4 ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АДРЕСНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ
23. Государственная адресная социальная помощь назначается комиссией по оказанию адресной социальной помощи (далее - комиссия).
Решение о назначении и размере государственной адресной социальной помощи, ее формах и видах либо об отказе в ее назначении принимается комиссией в 10-дневный срок со дня принятия заявления специалистами органа по труду и социальной защите (центра) и оформляется по форме согласно приложению 3.
24. Решение комиссии об отказе в назначении государственной адресной социальной помощи или прекращении выплаты ежемесячного социального пособия может быть обжаловано в установленном законодательством порядке.
25. Государственная адресная социальная помощь предоставляется в денежной и (или) натуральной форме. По решению комиссии формы ее предоставления могут быть совмещены, также может применяться безналичная форма предоставления государственной адресной социальной помощи.
26. Государственная адресная социальная помощь может также предоставляться в натуральной форме в случаях, когда:
родители не обеспечивают должный уход за детьми
государственная адресная социальная помощь используется не по назначению.
В этих случаях работники органов по труду и социальной защите (центров) могут приобретать за счет средств, выделенных семье на государственную адресную социальную помощь, одежду, обувь, продукты питания, лекарства и другие товары первой необходимости.
27. Орган по труду и социальной защите (центр) не позднее 5 рабочих дней после вынесения соответствующего решения комиссии сообщает заявителю о назначении или отказе в назначении государственной адресной социальной помощи с указанием причин отказа и порядка обжалования.
28. Органы по труду и социальной защите (центры) вправе проверить сведения, указанные заявителем в документах об оказании ему государственной адресной социальной помощи.
29. При необходимости проведения дополнительной проверки представленных заявителем сведений орган по труду и социальной защите (центр) в 5-дневный срок должен дать заявителю предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В этом случае окончательный ответ направляется заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления.
30. Заявитель обязан известить орган по труду и социальной защите (центр) об изменениях сведений, являющихся основанием для назначения ему (членам семьи) ежемесячного социального пособия, в течение двух недель со дня наступления изменений с предоставлением соответствующих документов.
При определении заявителя (члена семьи) на полное государственное содержание заявитель обязан известить об этом орган по труду и социальной защите (центр) в течение 5 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения.
31. При изменении сведений о составе семьи размер ежемесячного социального пособия пересчитывается с месяца, следующего за тем месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства.
32. В случае установления органом по труду и социальной защите (центром) факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (членам семьи) имуществе на праве собственности, в том числе способного приносить доход, или несвоевременного извещения об изменении ранее указанных сведений излишне выплаченные суммы ежемесячного социального пособия подлежат возврату.
В случае отказа от возврата в добровольном порядке излишне выплаченных сумм ежемесячного социального пособия они взыскиваются в судебном порядке.
33. Государственная адресная социальная помощь в денежной форме выплачивается ежемесячно. Натуральные виды помощи (одежда, обувь, продукты питания) выдаются семьям по карточкам учета, спискам и ведомостям.
Глава 5 ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ И ВЕДЕНИЯ ДЕЛ ПО НАЗНАЧЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АДРЕСНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ
34. Учет принятых заявлений о назначении государственной адресной социальной помощи ведется специалистами органа по труду и социальной защите (центра) в журнале регистрации заявлений о назначении государственной адресной социальной помощи (далее - журнал) по форме согласно приложению 4.
Журнал должен быть пронумерован, прошнурован, заверен подписью руководителя органа по труду и социальной защите (центра) и скреплен печатью. Срок ведения журнала 1 год.
35. В графе 1 журнала указывается порядковый номер регистрации заявления об оказании государственной адресной социальной помощи. Нумерация заявлений ежегодно начинается с первого номера и ведется последовательно до конца текущего года.
В графе 2 указывается дата приема заявления.
В графе 3 указываются фамилия, имя, отчество заявителя.
В графе 4 указывается адрес, по которому проживает заявитель.
В графе 5 указывается код категории получателя государственной адресной социальной помощи, который соответствует номеру строки формы государственной статистической отчетности 1-АСП "Отчет об оказании государственной адресной социальной помощи".
В графу 6 заносится информация о решении, принятом комиссией, с указанием вида назначенной государственной адресной социальной помощи, периода, на который назначено ежемесячное социальное пособие, либо причины отказа в назначении государственной адресной социальной помощи.
В графе 7 указывается дата заседания комиссии и через наклонную черту - код решения комиссии. Код решения комиссии соответствует:
0 - при отказе в назначении государственной адресной социальной помощи
1 - при назначении ежемесячного социального пособия
2 - при назначении единовременного социального пособия
3 - при назначении одновременно ежемесячного и единовременного социальных пособий.
В графах 8, 9 указывается информация о размере ежемесячного социального пособия: в графе 8 - полный размер ежемесячного социального пособия в графе 9 - размер ежемесячного социального пособия с разбивкой по месяцам.
В графах 10, 11 указывается информация о выплате ежемесячного социального пособия: в графе 10 - дата выплаты в графе 11 - выплаченные суммы.
Информация о размере назначенного единовременного социального пособия указывается в графе 12, а дата его выплаты - в графе 13.
36. При регистрации заявления в журнале гражданину (семье) присваивается регистрационный номер, который проставляется в заявлении о назначении государственной адресной социальной помощи.
Регистрационный номер гражданина (семьи) (10 цифровых знаков) имеет следующую структуру: НННН - ГГ/ПП - К - М,
где НННН - порядковый номер записи в журнале - 4 цифровых знака (графа 1 журнала)
ГГ - две последние цифры года
ПП - код категории получателя государственной адресной социальной помощи (графа 5 журнала)
К - код решения комиссии по назначению государственной адресной социальной помощи (графа 7 журнала)
М - количество месяцев, на которые назначено ежемесячное социальное пособие (графа 6 журнала). При назначении единовременного социального пособия либо отказе в назначении государственной адресной социальной помощи не заполняется.
37. На каждого получателя государственной адресной социальной помощи после вынесения комиссией соответствующего решения формируется дело по назначению государственной адресной социальной помощи. При повторном обращении гражданина (семьи) в течение текущего года решение комиссии с соответствующими документами подшивается в то же дело. Все листы дела нумеруются. Дело формируется ежегодно и хранится в течение пяти лет.
На заявлениях о предоставлении гражданину (семье) государственной адресной социальной помощи, не принятых к рассмотрению комиссией в соответствии с частью второй пункта 19 настоящей Инструкции, делается отметка о превышении среднедушевого дохода над критерием нуждаемости. Указанные заявления хранятся в течение пяти лет.
38. Правильность ведения журнала и формирования дела ежеквартально проверяется руководителем структурного подразделения органа по труду и социальной защите (центра), ответственного за организацию назначения государственной адресной социальной помощи.
39. Наряду с журналом в органах по труду и социальной защите (центрах) в произвольной форме ведется алфавитный указатель, в который заносятся фамилия получателя государственной адресной социальной помощи, соответствующий регистрационный номер гражданина (семьи), при необходимости - иные сведения.
Приложение 1
к Инструкции
о порядке назначения
и условиях выплаты
государственной адресной
Социальные пенсии в Республике Беларусь
08.08.2013 13:12
Социальные пенсии призваны обеспечить материальные условия жизни граждан независимо от их участия в трудовой или иной деятельности, уплаты обязательных взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Вопросы назначения, исчисления социальных пенсий регулируются в основном Законом Республики Беларусь О пенсионном обеспечении от 17.04.1992г. №1596-ХII (далее – Закон).
Выплата пенсий, предусмотренных Законом, осуществляется за счет средств республиканского бюджета. Социальные пенсии перерассчитываются в связи с изменением минимального размера пенсии по возрасту.
Согласно ст. 72 Закона социальные пенсии назначаются гражданам, не получающим трудовую пенсию:
С 1 февраля 2015 года произведены перерасчеты социальных пенсий в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в ценах декабря 2014 г. – 1 428 100 руб. (рост 102,3 процента).
Изменяются также условия для назначения социальной пенсии гражданам, не выработавшим минимальный (15-летний, а для отдельных категорий — 5-летний) страховой стаж и не получающим пенсии из других государств в соответствии с международными договорами в области социального (пенсионного) обеспечения.
Эта пенсия будет назначаться мужчинам по достижении возраста 65 лет, женщинам — 60 лет. При этом для детей-инвалидов, инвалидов, в том числе инвалидов с детства, и детей в случае потери кормильца сохраняются прежние условия назначения социальной пенсии.
Социальные пенсии, надбавки и повышения соответственно увеличились на 2,3 процента.
Перечень медицинских показаний, дающих право на получение социальной пенсии на детей-инвалидов в возрасте до 18 лет и степень утраты их здоровья, определяется в порядке, устанавливаемом постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.10.2007г. №97 Об утверждении Инструкции о порядке и критериях определения группы и причины инвалидности, перечне медицинских показаний, дающих право на получение социальной пенсии на детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, и степени утраты их здоровья (далее – постановление).
В гл. 1 постановления указано, что медицинские показания, дающие право на получение социальной пенсии на детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, – это степень выраженности ограничений жизнедеятельности ребенка, приводящих к социальной недостаточности вследствие нарушения его способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности (ведущей возрастной деятельности), являющихся основанием для установления у него категории ребенок-инвалид.
В некоторых случаях выплата социальной пенсии может быть приостановлена (ст.ст. 88, 88-1 Закона):
Социальные пенсии исчисляются из наибольшей величины утвержденного Правительством Республики Беларусь бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения за два последних квартала в следующих размерах:
В соответствии со ст. 40 Закона Республики Беларусь от 06.01.2009г. №9-З О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий социальные пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий назначаются исходя из величины средней заработной платы работников в республике, применяемой при назначении и перерасчете пенсии в связи с ростом средней заработной платы работников в республике в следующих размерах:
К социальной пенсии инвалидам I группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий устанавливается надбавка на уход за ними в размере 100% минимального размера пенсии по возрасту.
Дата обновления материала: 11.03.2015 г.
Приоритеты в сфере социальной защиты населения
Читайте также:
Главной целью социальной политики в республике является предоставление каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом и предприимчивостью создать свое и семейное благосостояние, а для нетрудоспособных и нуждающихся граждан – обеспечить надежную социальную защиту. При этом социальная защита должна быть исключительно адресной и направлена на конкретные, самые незащищенные группы и слои населения. Фактически же материальную помощь в республике получают свыше 40% семей с детьми, причем независимо от доходов родителей. В результате до действительно нуждающихся доходит не более 20% выделенных государством средств. Между тем международный опыт стран с переходной экономикой показывает, что эффективные системы адресной социальной помощи в состоянии обеспечить поддержку лишь 10–15% населения.
Смысл эффективной адресной социальной защиты и состоит именно в том, чтобы сконцентрировать ограниченные ресурсы на удовлетворении потребностей социально незащищенных слоев населения. Характерным явлением в эволюции социальной политики должна стать ее дальнейшая муниципализация, т.е. перенос центра тяжести адресной социальной защиты на местный уровень – помощь должна быть приближена к потребителю. Важно полностью перейти от общих социальных программ к программам адресным, учитывающим потребности конкретных слоев и групп населения, а также определенных регионов. При этом нужны строго дифференцированные программы, в частности:
· инвалидам, одиноким пенсионерам – различные социальные услуги, обслуживание на дому
· многодетным, неполным семьям – приоритет во всех видах адресной материальной помощи семьям с низкими доходами.
Право на адресную персонифицированную социальную помощь граждане Республики Беларусь уже получили с января 2001 года, однако, пока ею воспользовалась лишь незначительная часть населения (менее 3% граждан республики). К сожалению, система адресной социальной помощи оказалась недостаточно эффективной: слишком запутанная и сложная процедура сбора документов, жесткая привязанность к определенным категориям нуждающихся, слабая информированность населения. Ныне разработана стратегия «пилотного» проекта по реализации Концепции формирования единой программы адресной социальной помощи в Республике Беларусь. Она должна быть грамотной, четкой, хорошо продуманной, персонифицированной и эффективной – такова задача. И основная ее цель состоит в защите наиболее уязвимых граждан общества от неблагоприятных последствий рыночных преобразований.
Для этого в стране создается четкая система государственных социальных стандартов. «Люди должны почувствовать, что власть не просто «урывками» старается помочь, а системно защищает таких граждан», – такое требование выдвинул Президент Республики Беларусь.
Единые нормативы социальных стандартов по обслуживанию населения призваны определить социальные гарантии, которые государство в состоянии обеспечить бесплатно в жизненно важных сферах, исходя из экономических возможностей. Эти стандарты касаются уровня медицинских, бытовых, жилищно-коммунальных услуг
(например, минимальная температура в жилых помещениях), обеспеченности общественным транспортом, социально-бытовой инфраструктурой в населенных пунктах (наличие торговых точек), организационно-технических условий образовательного процесса (в частности, обеспеченность местами в дошкольных и школьных учреждениях, нормативы денежных средств на содержание в них детей) и другое.
Следует отметить, что работа в этом направлении началась еще в 1999 году, когда был принят Закон «О государственных минимальных стандартах». Этим законом определено, что в систему государственных минимальных стандартов включаются стандарты в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального и социального обслуживания. Условия и порядок установления государственных минимальных стандартов определены: Трудовым и Жилищным Кодексами Республики Беларусь, законами «О прожиточном минимуме», «О пенсионном обеспечении», «Об образовании в Республике Беларусь» и другими нормативно-правовыми документами.
Правительство в соответствии с поручением Президента Республики Беларусь приняло распоряжение «О выработке и внедрении в республике социального стандарта по улучшению качества и доступности услуг населению».
Исключительное внимание следует уделить жителям сельской местности, которые острее других ощущают жизненные трудности: неразвитость социальной инфраструктуры, транспортных услуг, бытового обслуживания. Президент поставил задачу осуществлять работу по введению государственных социальных стандартов повсеместно по всей стране, с обязательным учетом региональных особенностей. Введение социальных стандартов направлено на то, чтобы уровень социальной защиты гарантированно улучшался. Стандарты должны выполняться беспрекословно.
При разработке новых стандартов необходимо взять все лучшее от системы обслуживания населения, которая действовала в доперестроечные времена и доказала свою результативность, усовершенствовать ее отдельные элементы в соответствии с современными требованиями. Сегодня социальное обслуживание населения должно отражать не минимальный, а средний уровень и осуществляться бесплатно. С другой стороны, необходимо определить и конкретный перечень платных услуг, но при невысоких и жестко контролируемых ценах и тарифах.
Приоритетной задачей государства в области социальной защиты является забота о семье, детях, в частности, обеспечение необходимых условий для реализации семьей ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурно-психологической функций обеспечение прав детей на их полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие.
Решение этих задач осуществляется, прежде всего, посредством действия ряда законодательных и нормативных документов. В сфере социальной защиты это: Основные направления государственной семейной политики Кодекс Республики Беларусь о браке и семье Законы Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» «О социальном обслуживании» Президентская программа «Дети Беларуси» и др. Законодательство Республики Беларусь определяет, что период, в течение которого семья нуждается в государственной поддержке при воспитании и содержании детей, продолжается до 18 лет.
Реализуя Закон Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», государство проводит целенаправленную политику по материальной поддержке семей. Системой пособий, выплачиваемых в соответствии с данным законом, охвачены свыше 700 тысяч детей, что составляет почти 40% от их общего количества. При этом пособия на детей в возрасте до 3 лет выплачиваются всем семьям безотносительно их материального положения, а на детей старше этого возраста пособия выплачиваются адресно, с учетом совокупного дохода.
В системе материальной помощи семьям с детьми государство также использует льготы по налогообложению, оплате за питание детей в детских дошкольных учреждениях, оплате за учебники и учебные пособия. Малообеспеченным семьям предоставляются безналичные жилищные субсидии, если оплата за жилье и коммунальные услуги превышает 25% среднемесячного совокупного дохода семьи.
Значительную помощь многодетным и неполным семьям оказывают местные исполнительные и распорядительные органы за счет средств местных бюджетов.
Актуальная социально значимая проблема – реформирование системы льгот. Наша республика ежегодно расходует на социальные выплаты примерно 14% валового внутреннего продукта, значительная часть которого тратится на выплату пособий малообеспеченным гражданам, а также на покрытие льгот, привилегий.
Одной из самых сложных задач является упорядочение системы льгот и привилегий. Сейчас их насчитывается свыше 200 видов, а получателей льгот и привилегий в республике – свыше 6 млн. человек.
Хорошо известно, что действующая система социальных гарантий, льгот и привилегий досталась нам в наследство от прошлого, и они не отражают реалий сегодняшнего дня.
Различные виды пособий, компенсаций, выплат (включая льготные услуги) имеет более половины населения республики, в результате реальные средние размеры социальных выплат оказываются очень невысокими, и получают их как нуждающиеся, так и вполне обеспеченные граждане. Для последних выплаты практически не играют никакой роли в семейных бюджетах, а для действительно нуждающихся они малы и не гарантируют необходимой социальной защиты.
Отсюда проистекает важнейшая проблема в системе социальной защиты – безадресность социальных пособий и льгот. Другая же сторона проблемы состоит в том, что в обществе все шире проявляются тенденции социального иждивенчества.
Вот почему в этом вопросе необходимы серьезные, радикальные изменения. Льготы и привилегии должны быть только прозрачными, хорошо аргументированными и всем понятными – лишь тогда общество будет считать их справедливыми. Недопустимо, чтобы каждый второй в республике был льготником – такого нет ни в одной стране мира. Только персонифицированный подход и гласность в распределении льгот и привилегий будут понятны и приняты обществом.
Упорядочение льгот нужно перевести в систему социального страхования: речь идет о льготах на лекарства, оздоровлении, страховании от несчастных случаев. Вторую часть льгот следует заменить адресной социальной помощью, которая должна предоставляться нуждающимся гражданам на основании фактических, а не мнимых среднедушевых доходов. Возможна отмена целого ряда льгот и замена их денежными компенсациями.
В то же время в Беларуси в рамках Соглашения Государств–участников СНГ продолжает действовать система льгот и гарантий инвалидам и участникам войны, семьям погибших военнослужащих. Эти льготы, безусловно, будут сохранены. В то же время важно подчеркнуть, что реформирование системы льгот должно осуществляться поэтапно, с учетом социальных последствий принимаемых решений.
В нынешнем столетии система пенсионного обеспечения в республике должна претерпеть серьезные изменения. Реформирование пенсионной системы вызвано необходимостью адаптации к новым экономическим, социальным и демографическим реалиям нашей жизни. Большинство наших граждан высказывается за реформирование пенсионной системы, которая является важнейшей составной частью всей системы социальной защиты.
В Беларуси усиливается процесс старения населения, в результате чего складывается неблагоприятное соотношение экономически активного населения и пенсионеров. К сожалению, и в будущем эта тенденция сохранится. Известно, что финансирование пенсионных систем любой страны, независимо от уровня экономического развития, осуществляется за счет трудоспособных граждан. Между тем нынешнее законодательство закрепило более 20 оснований для назначения досрочных пенсий, на пять–десять лет раньше достижения пенсионного возраста. Хотя он у нас и без того значительно ниже – в среднем на 5–7 лет – подавляющего большинства стран.
Проблема реформирования пенсионной системы исключительно актуальна, ибо касается она каждого гражданина республики, независимо от его социального статуса и возраста. От того, как будет реформироваться пенсионная система, по каким основополагающим принципам – таков будет уровень социальных гарантий и материальной обеспеченности каждого человека в нетрудоспособном возрасте.
Новая модель пенсионной системы будет многоуровневой, включающей три составляющих: всеобщую, трудовую и добровольную пенсии.
Первая – гарантированная государственная пенсия, предоставляемая каждому нетрудоспособному, и поэтому она может рассматриваться как социальная пенсия или как базовая, которую дополняют другие виды.
Вторая – трудовая (страховая) пенсия, величина которой напрямую зависит от страхового стажа и объема уплаченных в пенсионную систему страховых взносов. Именно трудовая пенсия ориентирована на личную ответственность работающих и получение в будущем достойной пенсии.
Третья – дополнительная индивидуальная пенсия, которая будет формироваться на накопительных принципах и позволит значительно увеличить размер будущих пенсий.
Очень важно, что величина будущей пенсии ставится в зависимость от продолжительности и величины уплаты страховых, а также накопительных пенсионных взносов, тем самым стимулируется «зарабатывание» достойной трудовой пенсии в будущем.
Необходимым условием перехода республики к новой пенсионной системе является создание Национальной информационной системы социальной защиты, основой которой станет индивидуальный персонифицированный учет и единая база данных по уплаченным пенсионным взносам, а также вся информация, необходимая для назначения и начисления пенсий и пособий.
В результате реформ будет создана гибкая и эффективно работающая пенсионная система, во-первых, устойчивая в финансовом отношении, а во-вторых, более справедливая, не порождающая уравнительности и иждивенчества.
Строительство жилья является наиболее значимой отраслью народного хозяйства, т.к. обеспечивает одну из важнейших материальных потребностей каждого человека. По своей социальной роли жилье можно сравнить с продовольствием.
Разработка и принятие ряда законодательных актов и нормативно-методических документов позволили органам государственного управления республики проводить конкретную практическую работу по выполнению программ жилищного строительства и улучшению жилищных условий граждан. Важнейшими в ряду таких нормативных актов являются: «Жилищный кодекс Республики Беларусь», Указ Президента «О предоставлении гражданам льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений» с последующими изменениями и дополнениями Декрет Президента «Об образовании местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов» Положение о предоставлении гражданам Республики Беларусь одноразовых безвозмездных субсидий на строительство (реконструкцию) или покупку жилых помещений с изменениями и дополнениями постановления Совета Министров Республики Беларусь «О порядке формирования и использования средств местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов»
«О комплексной системе мер по социальной защите населения Республики Беларусь на 2000–2005 годы» и другие.
С введением в действие с июля 1999 года нового Жилищного кодекса в республике стал формироваться жилищный фонд социального пользования. Он предназначен для сдачи в найм жилья малообеспеченным и нетрудоспособным гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. К настоящему времени в стране сформирован рынок жилья.
Стратегия государственной жилищной политики направлена на обеспечение жильем всех нуждающихся, особенно молодых семей.
В республике сформирована система государственной поддержки строительства, реконструкции и приобретения жилья гражданами. На эти цели ежегодно направляются значительные финансовые ресурсы (около четверти общего объема инвестиций в основной капитал), в том числе льготные кредиты и безвозмездные субсидии, средства бюджета и внебюджетных фондов. Поддержка граждан в вопросах жилищного строительства и приобретения жилья в собственность выражается также в предоставлении налоговых льгот, льготных земельных участков и оплате стоимости инженерно-транспортной инфраструктуры.
В отличие от большинства стран СНГ в Беларуси не допущен развал строительной отрасли. Благодаря государству нам удалось усилить строительный комплекс. О том, как жилищное строительство выглядит по сравнению с другими странами СНГ, свидетельствуют показатели ввода жилья в расчете на 1000 человек населения. Так, например, в Республике Беларусь на 1000 человек населения введено 353 кв. м общей площади жилых домов, в России – 206, в Украине – 108, в Киргизии – 91, в Казахстане – 81. Примечателен и тот факт, что до 30% введенного в эксплуатацию жилья строится в сельской местности. Такие результаты возможны благодаря мерам государственной поддержки сферы жилищного строительства, кредитованию и внедрению новых строительных технологий.
Таковы основные направления реформирования системы социальной защиты населения Республики Беларусь.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Автор Тема: ВЫПЛАТА ПОСОБИЯ НА ПОГРЕБЕНИЕ В БеларуСИ (Прочитано 29753 раз)
ВЫПЛАТА ПОСОБИЯ (МАТЕРИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ) НА ПОГРЕБЕНИЕ
Выплата пособия на погребение за счет средств государственного социального страхования производится органами по труду, занятости и социальной защите в случае смерти: пенсионера, получавшего пенсию за счет средств государственного социального страхования в органах по труду, занятости и социальной защиты, получавшего досрочную профессиональную пенсию (на основании поручения на выплату пособия на погребение отдела Фонда социальной защиты населения по месту регистрации в качестве плательщика страховых взносов), лица, уплачивавшего обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь самостоятельно в порядке, установленном законодательством (на основании поручения на выплату пособия на погребение отдела Фонда социальной защиты населения по месту регистрации в качестве плательщика страховых взносов), лица, подлежавшего на день смерти обязательному государственному социальному страхованию, когда на момент обращения за пособием на погребение страхователь, у которого работал умерший, прекратил свою деятельность или ликвидирован (на основании поручения на выплату пособия на погребение отдела Фонда социальной защиты населения по месту прежней регистрации указанного страхователя в качестве плательщика обязательных страховых взносов), детей вышеуказанных лиц, не достигших 18-летнего возраста (учащихся -23-летнего возраста)*
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!