Система налоговых льгот по ндфл

Подробно о налоге на доходы физических лиц - НДФЛ
Содержание
НДФЛ — самый распространенный налог, уплачиваемый физическими лицами. Он взимается с доходов каждый месяц и поэтому о его существовании сложно забыть. Важен этот налог и для государства.
Для понимания его места в налоговой системе необходимо ответить на вопрос: НДФЛ — федеральный налог или региональный? Это связано с тем, кто определяет ставки НДФЛ, льготы по налогу, кому предоставляется освобождение от уплаты НДФЛ и т.д. Так вот, НДФЛ — налог федеральный. Это значит, что все основные элементы налога устанавливаются федеральным законодателем и отражаются в Налоговом кодексе РФ. Они являются едиными для всей страны. Так, если НДФЛ в Москве платится по ставке 13 % с дохода, то НДФЛ в Краснодарском крае или в любом другом регионе будет платиться по той же самой ставке.
Основная налоговая ставка — 13%. Применяются и другие ставки. Если выиграть крупный приз в розыгрыше или лотерее, то налог составит — 35%.
В большинстве своем, данный налог налогоплательщиком самостоятельно не рассчитывается и не уплачивается. Этим занимаются так называемые налоговые агенты. Ими для большинства из нас выступают работодатели. Но в случае, если нужно воспользоваться налоговыми вычетами, или если в отчетном году были доходы от продажи дорогостоящего имущества, то придется подавать налоговую декларацию
Несмотря на то, что это достаточно простой налог, у налогоплательщиков возникает много вопросов по нему, в том числе и по предоставляемым льготам по налогу. Итак, давайте разбираться.
НДФЛ: какие бывают льготы по налогу
Каждому налогоплательщику хотелось бы, чтобы его налоги были меньше. Но право на это имеют не все. Льготами по налогу признаются определенные преимущества, которыми наделены определенные граждане в зависимости от их правового статуса, источника доходов либо конкретных жизненных обстоятельств. Сами налоговые льготы фактически являются предусмотренной законом возможностью не уплачивать налог (уплачивать его не в полном размере) или при определенных обстоятельствах вернуть уже уплаченный налог.

Законодательством предусмотрено два вида льгот по НДФЛ:
Освобождение от налогообложения предусматривает, что определенные виды доходов не включаются в ваш совокупный доход. И, соответственно, не увеличивают налоговую базу по налогу. Освобождение от налогообложения не стоит путать с налоговыми вычетами. Применение налогового вычета позволяет уменьшить общую сумму дохода на сумму расходов на определенные нужды или на сумму, установленную законом.
В некоторых случаях, таких как получение имущественного вычета связанного с покупкой жилья, налогоплательщик фактически не уплачивает налог. Но связано это не с освобождением от уплаты НДФЛ, а с тем, что работодатель физического лица—налогоплательщика не высчитывает в течение определенного времени налог с заработной платы работника. Тема вычетов по НДФЛ достаточно обширна. Вернемся к ней чуть позже. А пока остановимся на вопросе освобождения от уплаты подоходного налога.
Освобождение от уплаты НДФЛ
Перечень доходов освобождаемых от налогообложения довольно обширен. Он установлен в ст. 217 Налогового кодекса РФ. Рассмотрим самые актуальные из них. Много вопросов в отношении льгот по налогу возникает у молодежи. Студентов интересует, облагается ли стипендия НДФЛ. Молодых мамочек интересует ответ на вопрос облагается ли декретный отпуск НДФЛ. Лица предпенсионного возраста могут беспокоиться тем, что их будущая пенсия будет облагаться НДФЛ. Статья 217 НК РФ поможет ответить на все эти вопросы.
Стипендии, алименты, пенсии, пособия по безработице, беременности и родам не облагаются НДФЛ (Статья 217 НК РФ).
Алименты не облагаются НДФЛ по тому, что лицо, их выплачивающее, уже заплатило налог с полученных доходов. Взимать налог дважды было бы неправильно. Кроме того, цель выплаты алиментов — содействие в воспитании ребенка. Брать с этих денег налог не правильно с точки зрения социального государства. Здесь же содержится и ответ на вопрос облагаются ли НДФЛ декретные. Средства, выделяемые на ребенка, налогом не облагаются.
Рассмотрим другие случаи. Гражданин Иванов получил подарок. Облагается ли подарок НДФЛ? Подарок по законодательству также считается доходом. Но в данном случае важно от кого Иванов его получил.
Государство делит дарителей на три типа:
С подарков, полученных от близких родственников, налог не уплачивается. Близость родства определяется в соответствии с правилами Семейного кодекса РФ. При получении подарков от других физических лиц нужно уплатить налог, если такой подарок будет дорогостоящим (недвижимость, транспорт, акции, доли, паи). А вот подарки юридических лиц и предпринимателей облагаются налогом только в случае превышения установленного размера стоимости подарка — 4000 рублей.
Другой часто задаваемый вопрос облагаются ли НДФЛ дивиденды? А в этом случае ответ будет положительным. Только на доходы, полученные в результате владения акциями или паями, начисляется налог по ставке 9 %.
Налоговые вычеты по НДФЛ
Налоговых вычетов мы уже коснулись ранее в этой статье. Рассмотрим этот вопрос подробнее. Случаи, когда можно воспользоваться налоговыми вычетами, предусмотрены Налоговым кодексом РФ. Часто люди задаются вопросом, какие налоговые льготы при покупке жилья они имеют как возместить расходы на лечение. Здесь и может помочь вычет по НДФЛ.
Налогоплательщик может воспользоваться вычетом по НДФЛ в случае если:
Законодательством предусмотрена следующая классификация вычетов:
Случаи применения налоговых вычетов разнообразны. И количество налоговых вычетов законодателем время от времени все увеличивается. Остановимся кратко на некоторых наиболее распространенных налоговых вычетах.
Основанием, предусмотренным для получения стандартного налогового вычета, является льготный статус налогоплательщика. Такими лицами являются граждане, воспитывающие детей, члены семей погибших военнослужащих, инвалиды с детства и т.д. Размеры стандартного вычета и полный список лиц, которые могут им воспользоваться приведены в ст.218 Налогового кодекса РФ.
Применение социальных налоговых вычетов предусмотрено налоговым законодательством в пяти случаях:
Размеры социального вычета и порядок его получения указан в ст.219 Налогового кодекса РФ.
Правом на имущественные налоговые вычеты обладает налогоплательщик, который осуществлял установленные законом сделки с недвижимым имуществом, а именно:
Порядок предоставления вычетов и их размеры установлены ст.220 Налогового кодекса РФ.
Отдельные категории граждан, занимающиеся профессиональной деятельностью, вправе претендовать на профессиональные налоговые вычеты. Среди них законодательством предусмотрены:
Эти вычеты предоставляются в сумме понесенных расходов, при условии их надлежащего документального оформления. Более подробно узнать, как получить профессиональный вычет можно в ст. 221 Налогового кодекса РФ.
В заключение хотелось бы напомнить, что, согласно Конституции РФ, все граждане обязаны платить налоги. Но чтобы правильно платить тот или иной налог, нужно знать, какие предоставляются льготы по налогу. И НДФЛ не исключение.
Советуем ознакомиться:
Налог на доходы физических лиц в налоговой системе Российской Федерации
Актуальность исследования. Особое место в ряду налогов, уплачиваемых физическими лицами, занимает налог на доходы физических лиц. Это, пожалуй, единственный налог, который существовал в нашей стране в годы советской власти, когда практически отсутствовала налоговая система. Налог на доходы физических лиц является основным налогом, которым облагаются граждане Российской Федерации. Он имеет важное значение для бюджетного регулирования и казны государства. Объектом налогообложения выступает совокупный доход, полученный физическим лицом в календарном году на территории Российской Федерации, так и за её пределами. Подоходный налог является эффективным инструментом реализации задач социальной политики, обеспечения достойного уровня жизни населения, действенным способом социальной поддержки, обеспечения социальной справедливости. В большинстве развитых стран данному налогу придается особое значение в решении социальных проблем общества.
За последние годы схема подоходного налогообложения в России неоднократно менялась, но законодатели и государственные чиновники до сих пор не пришли к единому мнению о порядке взимания и размерах налога на доходы физических лиц. Именно он на сегодняшний день оказался, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики. Все это обуславливает актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы.
Цель выпускной квалификационной работы - исследовать систему налоговых вычетов по НДФЛ в части налоговой ставки 13% и предложить меры по совершенствованию применения данной льготы.
Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические и правовые основы построения налоговой системы Российской Федерации
определить элементы НДФЛ и его место в налоговой системе Российской Федерации.
рассмотреть налоговые вычеты по НДФЛ как форм налоговой льготы
Объект исследования - налоговые вычеты по НДФЛ.
Предмет исследования - система экономических и правовых отношений в обществе по поводу предоставления налоговых вычетов по НДФЛ.
В первой главе ВКР в налоговой системе РФ исследовано научное определение НДФЛ, его элементы и модернизация в современных условиях. Экономические отношения рассматриваются в своем развитии в процессе совершенствования налоговых отношений.
Вторая глава - конкретно-аналитическая. В ней изложены результаты исследования каждого вида налогового вычета, механизм реализации и социальное значение. В заключении рассмотрены ряд противоречий в понимании налоговых вычетов и конкретное предложение в части перехода от плоской шкалы (13%) к прогрессивной шкале налогообложения (возрастание налоговой ставки по мере возрастания доходов).
Результаты исследования представлены в виде квалификационной работы. Исследование выполнено на основе различных источников и многообразной статистической информации.
Глава I. НДФЛ в налоговой системе РФ
Статья: Применение налоговых льгот по налогу на доходы физических лиц (Финансы, 2007, N 1)
"Финансы", 2007, N 1
ПРИМЕНЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ ПО НАЛОГУ
НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
Важнейшим элементом системы подоходного налогообложения физических лиц являются налоговые льготы. Они служат инструментом реализации социальной функции налога, обеспечивая выполнение принципа справедливости в налогообложении. С их помощью государство может решать не только экономические задачи, но и влиять на социальные процессы, перераспределять налоговую нагрузку, решать другие проблемы, например демографическую. Первые такие попытки были сделаны еще в XVI - XVII веке в Испании и Германии. В развитых странах сегодня это достаточно широко распространенная практика.
Подоходное налогообложение физических лиц в России имеет сравнительно небольшую историю. Подоходный налог был введен Законом Российской империи от 6 апреля 1916 г. с начала 1917 г. Дальнейшее развитие этого налога в условиях советской власти привело к тому, что он во многом утратил свое фискальное и регулирующее значение.
Переход к рыночной экономике потребовал кардинального изменения всех налоговых отношений и сделал подоходный налог с физических лиц одним из важнейших бюджетообразующих федеральных налогов.
Существующая в Российской Федерации система налоговых льгот и механизм их предоставления, регламентируемый гл. 23 НК РФ, в целом учитывают опыт развитых стран и дают возможность для реализации фискальной, регулирующей и социальной функции налогов. Вместе с тем при практическом применении налога в его сегодняшнем виде возникает много проблем, противоречий и нарушений общих принципов налогообложения.
Целью данной статьи является анализ существующего в РФ механизма предоставления налоговых льгот с использованием стандартных и нестандартных вычетов (скидок) и оценка его эффективности и социальной направленности.
В мировой практике одной из важнейших налоговых льгот для населения является необлагаемый минимум, суть которого состоит в том, что не должен облагаться налогом доход, необходимый для поддержания здоровья и жизнедеятельности граждан. Проанализируем, насколько современная Российская практика соответствует этому требованию.
Советское налоговое законодательство 80-х годов установило необлагаемый минимум в размере прожиточного минимума. В дальнейшем в 90-е годы в России в ходе налоговой реформы произошел отход от этого важнейшего принципа. В 2005 г. отношение необлагаемого минимума к прожиточному составляет менее 15%, а отношение необлагаемого минимума к среднемесячной зарплате равно примерно 5%. В ходе налоговой реформы наблюдается устойчивая тенденция к снижению относительной величины необлагаемого минимума (со 100% в 1990 г. до 14,7% в 2005 г.). Кроме того, необходимо отметить, что сама методика определения прожиточного минимума существенным образом отличается от общепризнанных методик, применяемых в развитых странах. Принятый в 90-х годах Закон о прожиточном минимуме определяет прожиточный минимум на уровне минимального биологического выживания. В 2005 г. Государственная Дума установила новый прожиточный минимум, он увеличился всего на 84 руб. при этом сама методика осталась прежней. А ведь в стране развиваются инфляционные процессы.
В развитых странах для оценки величины прожиточного минимума используется понятие бюджетов минимального прожиточного минимума (БМПМ), при расчете которых учитывается широкий спектр жизненно важных и социально значимых расходов, в том числе на содержание семьи и детей, образование, отдых и т.п.
Так, например, в ФРГ прожиточный минимум на одного человека установлен в 2004 г. в размере 7664 евро. С 1993 г. необлагаемый минимум был законодательно определен в размере прожиточного минимума, определяемого на основе бюджета минимального прожиточного минимума.
Существующий в РФ механизм предоставления стандартного вычета не предполагает даже учета инфляции. С 2001 г. стандартный вычет в результате инфляции (по официальным данным) обесценился почти в 2 раза и составляет в ценах 2001 г. всего около 210 руб.
Аналогичная ситуация с другими стандартными вычетами (в размере 3000 и 500 руб.). Эти стандартные вычеты также не индексируются, и в сравнении с 2001 г. они фактически составляют около 50% от первоначально установленного значения.
Кроме того, новый механизм предоставления этих льгот привел к серьезным потерям в сравнении с уровнем 2000 г. Так, например, физические лица, пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС, ПО "Маяк", испытатели ядерного оружия в соответствии с п. 3 Закона N 1998-1 в 2000 г. имели льготу в размере 50 тыс. руб. в год. В 2005 г. они имеют льготу 36 000 руб. в год. С учетом инфляции эта сумма составляет менее 20 тыс. руб. в год в ценах 2001 г. т.е. материальное положение этой категории граждан серьезно ухудшилось. Проиграли от реформы Герои СССР и РФ, участники Великой Отечественной войны, инвалиды с детства, инвалиды I и II групп, поскольку их вычет составляет только 500 руб. в мес. (вместо пятикратного размера ММОТ, в 2005 г. по старому законодательству он составил бы 3600 руб.).
Необходимо отметить, что при введении гл. 23 отменены ряд льгот социально незащищенным группам населения, например инвалидам III группы, имеющим на своем иждивении детей и престарелых родителей, родителям и опекунам, имеющим на своем иждивении инвалидов с детства и инвалидов I группы, и др.
Таким образом, применение данного механизма ухудшило материальное положение низкооплачиваемых слоев населения, привело к дальнейшему расслоению общества по уровню доходов и снизило уровень социальной справедливости при налогообложении.
Важнейшим видом налоговых льгот, применяемых во всех развитых странах, являются скидки на детей и льготы, учитывающие семейный статус. В Российском законодательстве также присутствует такая льгота. В настоящее время она составляет 600 руб. в месяц на одного ребенка и предоставляется до уровня дохода, не превышающего с начала года 40 тыс. руб. (до 01.01.2005 - 300 руб. до уровня доходов в 20 тыс. руб.).
В России механизм такой льготы практически не решает проблемы социальной защиты семей с детьми, а мер по стимулированию рождаемости и развития семьи он вообще не предполагает. Вместе с тем с начала рыночных реформ в 1992 г. демографические проблемы в России обострились чрезвычайно. С 1992 г. наблюдается устойчивое превышение роста смертности над рождаемостью. В последние годы она составляет почти один миллион человек в год, ежедневная убыль населения составляет почти 3000 человек в день.
В связи с этим различные виды поддержки семьи и стимулирования рождения детей являются для современной России важнейшей социальной задачей. Налоговые рычаги здесь, конечно, не являются решающими, но и они могли бы принести определенную пользу наряду с другими.
Представляется, что использование налоговых стимулов может быть одним из способов реализации задач, сформулированных Президентом РФ В.В. Путиным в Послании 2006 г. Федеральному Собранию по решению демографической проблемы.
Сегодняшний уровень налоговых льгот в размере менее 300 руб. в месяц (с учетом инфляции 2001 - 2005 гг.) таким целям не отвечает.
Для решения указанных проблем было бы целесообразно использовать опыт развитых стран, например Германии или Франции. Федеральным законодательством Германии предусмотрено предоставление вычетов на содержание ребенка и уход за ним в размере почти 6000 евро в год (в 2004 г.) Помимо этой льготы предусмотрено большое число пособий разного вида на детей. При этом налоговым законодательством предусмотрен даже возврат налога в рамках пособий для многодетных семей.
Проанализируем практику предоставления нестандартных налоговых вычетов (скидок). Анализ объема предоставляемых льгот, социальных слоев, которым они предоставляются, уровня материального обеспечения воспользовавшихся своим правом налогоплательщиков проводился на основании данных по одной из налоговых инспекций г. Москвы (ИФНС N 23) и данным ФНС России по России в целом за 2001 и 2004 гг.
Как видно из таблицы 1, в сравнении с 2001 г. наблюдается увеличение числа лиц, обращающихся за нестандартными налоговыми вычетами (более чем в 1,5 раза). При этом быстрее всего растет число лиц, обратившихся за имущественными вычетами (почти в 2,5 раза). В то же время наблюдается значительное снижение обращений за предоставлением профессиональных вычетов (снижение почти в 3 раза).
Таблица 1
Данные о числе налогоплательщиков, представивших
в налоговые органы декларации с целью получения
нестандартных вычетов в РФ
Как видно из таблицы 2, общий объем предоставленных вычетов за этот период увеличился почти в 2,7 раза и составил в 2004 г. более одного млрд руб. Сумма социальных вычетов увеличилась в 5,5 раза, а имущественных вычетов - более чем в 3 раза.
Таблица 2
Суммы нестандартных вычетов, предоставленных
налогоплательщикам РФ
В таблице 3 приведена структура заявлений на предоставление различных видов вычетов. Из приведенных данных видно, что в 2004 г. в сравнении с 2001 г. более чем в 4,5 раза уменьшилось число заявлений на профессиональные вычеты, при этом наблюдается рост заявлений на социальные вычеты (в первую очередь на образование) и имущественные вычеты (главным образом за счет вычета при покупке жилья).
Таблица 3
Структура заявлений на предоставление нестандартных вычетов
в РФ в 2001 - 2004 гг. (в % от общего числа заявлений)
В 2004 г. за имущественным вычетом при покупке жилья обратилось около 35% от общего числа заявителей, за социальным вычетом на образование - около 40%, за профессиональным вычетом - около 6%. При этом численность заявивших право на имущественный вычет при продаже имущества почти в 3,5 раза меньше числа заявивших имущественный вычет при покупке жилья. В то же время общая сумма вычета при продаже в 2004 г. составила почти 208 млрд руб. в то время как при покупке жилья сумма вычета составляет около 125 млрд руб. (т.е. почти в 1,7 раза больше).
В таблице 4 приведены средние величины заявленных вычетов в 2001 и 2003 гг. в г. Москве и РФ. Статистические данные по предоставляемым вычетам в масштабах всей России и в г. Москве подтверждают выявленные тенденции. Вместе с тем наблюдаются и существенные различия.
Таблица 4
Средние величины заявленных налогоплательщиками
нестандартных вычетов
Наблюдается в целом увеличение средних размеров предоставляемых вычетов в 2003 г. в сравнении с 2001 г. Вместе с тем величины социальных и имущественных вычетов по г. Москве больше, чем в среднем по России. Так среднее значение социальных вычетов на образование в г. Москве составляет 22,8 тыс. руб. а по России - 13,7 тыс. руб. на лечение: в г. Москве - 24,3 тыс. руб. в России - 12,5 тыс. руб. Еще сильнее различаются имущественные вычеты: при продаже имущества: в г. Москве - 7,2 млн руб. по России - 534 тыс. руб. при покупке: в г. Москве - 208,3 тыс. руб. по России - 99,4 тыс. руб. Такое положение объясняется более низким уровнем доходов в целом по России. По данным представленных деклараций средний задекларированный доход в г. Москве составил около 1,1 млн руб. а по России - 781 тыс. руб. По официальным данным средний размер доходов Москвичей почти в 2 раза превышает этот показатель по России. Кроме того, причиной высокого уровня имущественных вычетов при продаже имущества является высокий уровень цен на недвижимость в г. Москве. Основными заявителями по социальным и имущественным вычетам являются наемные работники. Так, по имущественным вычетам от продажи они составляют около 80%, на приобретение жилья - 96,4% (в г. Москве - 98,9% и 99,1% соответственно). По социальным вычетам на образование декларации этой категории плательщиков составляют 96,4% (в г. Москве - 98%), на лечение - 93,5% (в г. Москве - 95,5%). В связи с тем что основными заявителями по социальным и имущественным вычетам являются лица наемного труда, взимание налога с которых возложено на налоговых агентов, представляется целесообразным предоставить право налоговым агентам осуществлять налоговые вычеты, используя механизм, введенный с 2005 г. по имущественным вычетам на приобретение жилья. Проанализируем, насколько существующая система нестандартных налоговых скидок выполняет социальную и регулирующую функции. Введение социальных вычетов по расходам на образование и лечение является отражением политики государства по уменьшению государственных гарантий гражданам на получение бесплатного образования и медицинской помощи. С учетом этого введение таких вычетов является несомненным положительным шагом. Наибольшим интересом у налогоплательщиков пользуется социальный вычет по расходам на образование. Почти 23% физических лиц из общего числа заявивших право на нестандартные вычеты по г. Москве и свыше 43% по России использовали право на социальный вычет на образовательные нужды. Этот вычет направлен в первую очередь на лиц с низким и средним уровнем доходов. В первую очередь это определяется самим размером вычета (не более 38 000 руб. в год). В связи с этим, учитывая достаточную трудоемкость получения этого вычета и относительно небольшую сумму возвращаемого налога (не более 4940 руб.), для состоятельных граждан нет достаточных стимулов к получению этого вычета. Практика применения этого вычета подтверждает этот вывод. Средний размер данного вычета, предоставляемый физическим лицам, составляет по г. Москве около 23 тыс. руб. (примерно 60% от максимально возможного), по России - 16,4 тыс. руб. (43% от максимального). Это свидетельствует о том, что даже в г. Москве, где уровень доходов физических лиц превышает общеРоссийский более чем в два раза, этой льготой пользуются главным образом лица с низким и средним уровнем дохода. Относительные затраты на обучение у этих категорий граждан достаточно велики, и у них есть стимул для получения налогового вычета. Статистика свидетельствует, что этот вычет используется чаще всего при оплате обучения детей, а не самих работников. В целом можно констатировать, что вычет на образовательные нужды выполняет возложенные на него социальные функции. Вместе с тем, учитывая достаточно высокую стоимость обучения, представляется целесообразным рассмотреть возможность увеличения размера такой льготы, введя при этом ограничение по верхнему пределу дохода лиц, которым этот вычет может предоставляться. Из приведенных выше данных видно, что льгота на оплату медицинских услуг менее востребована населением. Только около 3% лиц, обратившихся за нестандартными вычетами в г. Москве, и 4,0% в России воспользовались этой льготой. При этом сумма льготы использована в Москве в среднем на 65%, а в России на 44%. Это свидетельствует о том, что такой льготой пользуются, скорее всего, лица с низкими и средними доходами. Учитывая достаточно низкий уровень бесплатного здравоохранения, столь малый интерес налогоплательщиков к вычету на медицинские нужды можно объяснить просто отсутствием у населения средств на платные медицинские услуги. Как результат: появление болезней, которые давно были побеждены (тиф, холера и т.п.), повышенная смертность, общее снижение продолжительности жизни. Тем не менее введение указанной льготы можно считать вполне обоснованным. Представляется необходимым рассмотреть целесообразность увеличения суммы льготы при одновременном ограничении верхнего предела дохода лиц, которым вычет может предоставляться. Как видно из выше приведенных данных, имущественный вычет по доходам, полученным от продажи собственного имущества, заявлен почти 9% декларантов в г. Москве и около 10% в России. По средней величине предоставляемого вычета он в г. Москве в 35 раз превышает средний вычет на покупку жилья (в России почти в 6 раз). Основным объектом продажи, учитывая размер среднего вычета (7,2 млн руб. в г. Москве и 533 тыс. в среднем по России), скорее всего, являются квартиры. Полученный таким образом доход чаще всего направляется на приобретение другого жилья, а также, учитывая достаточно низкий уровень доходов многих Российских граждан, на решение жизненных проблем населения (лечение, образование, приобретение товаров длительного пользования). Имущественный вычет на приобретение и строительство квартиры или жилого дома имеет социальную и одновременно регулирующую направленность. Регулирующая направленность проявляется в том, что стимулируется развитие жилищного строительства, создается дополнительный спрос на строительные материалы и услуги, создаются новые рабочие места, а затем стимулируется и потребительский спрос на мебель, бытовую технику. Вместе с тем необходимо признать, что данная льгота ориентирована на категорию лиц с высоким уровнем доходов, поскольку уровень цен на жилье не только в г. Москве, но и в других городах очень высокий. Учитывая реальный уровень цен на квартиры не только в г. Москве, но и в России в целом, возникает вопрос об источниках доходов, на которые приобретены квартиры. Анализ сумм заявленных доходов, имущественных вычетов на приобретение жилья и продекларированных доходов свидетельствует о несоответствии заявленных расходов и декларируемых доходов. Так средний доход налогоплательщиков, подавших заявление о предоставлении налоговых вычетов в 2004 г. составил в Москве 1,3 млн руб. в год, а в России - около 800 тыс. руб. Все это ставит вопрос об обоснованности отмены контроля за соответствием уровня расходов получаемым (декларируемым) доходам. Представляется необходимым дополнить Налоговый кодекс РФ соответствующими статьями, дающими налоговым органам право осуществлять реальный контроль за соответствием расходов уровню декларируемых доходов. Как показывает проведенный анализ, действующий механизм предоставления льгот по налогу на доходы физических лиц имеет возможности для реализации регулирующей и социальной функции. Вместе с тем в сегодняшнем виде система налоговых льгот не обеспечивает в полной мере социальное регулирование и поддержку населения с низкими и средними доходами. Она ведет к еще большему социальному расслоению и увеличению социальной напряженности в обществе. Для повышения эффективности и социальной направленности льгот по налогу на доходы физических лиц представляется целесообразным: 1. Довести в течение 3 - 4 лет величину стандартного вычета на каждого налогоплательщика и иждивенца до величины не менее реального прожиточного минимума, рассчитываемого по международно признанным нормам. 2. Перейти от индивидуального обложения к налогообложению доходов семьи, предоставив налогоплательщику право самостоятельно выбирать индивидуальный или семейный режим обложения. 3. Ввести механизм автоматической индексации всех стандартных и нестандартных вычетов с учетом инфляции. 4. Необходимо повысить социальную направленность предоставляемых социальных вычетов на слои с низкими и средними доходами: - с этой целью целесообразно увеличить размер социальных вычетов, введя ограничение на уровень доходов, свыше которого вычеты не предоставляются - предоставлять социальные вычеты семье в целом - вычет на обучение предоставлять только для обучения в Российских образовательных учреждениях - предоставлять вычет на обучение семье при обучении детей на очно-заочной и заочной формах обучения (за счет доходов работающих членов семьи, в том числе и ребенка в возрасте до 24 лет). 5. Имущественный вычет на приобретение жилья предоставлять только при уровне доходов семьи, не превышающем определенной величины, например кратном 8 - 10 бюджетам минимального прожиточного минимума. 6. Восстановить имущественный вычет на приобретение или строительство садового домика, дачи, дома в деревне с ограничением суммы вычета и размера дохода и списанием расходов по мере строительства. 7. Реализация принципа справедливости в налогообложении доходов физических лиц невозможна без проведения следующих мероприятий: - организации действенного контроля за расходами физических лиц - введения прогрессивной шкалы налогообложения, которая учитывала бы мировой опыт и национальные особенности экономики и менталитета Российского налогоплательщика. Д.Г.Черник Д. э. н. профессор, академик РАЕН, директор Института налогов и налогового менеджмента Государственного университета управления Ю.Д.Шмелев К. т. н. доцент, заместитель директора Института налогов и налогового менеджмента Государственного университета управления Подписано в печать 19.01.2007 ————
История развития любого государства представляет собой процесс последовательного поиска оптимальных способов и форм стимулирующего воздействия на экономику. Вместе с развитием общества, государства происходит изменение законодательства о налогах и сборах. При этом в ходе таких преобразований должны обеспечиваться гарантии участников налоговых правоотношений и определенная стабильность этих отношений.
Среди способов государственного регулирования экономики выделяют:
1) установление и изменение режимов налогообложения, системы налогов и сборов, видов налогов и сборов, объема прав и обязанностей участников налоговых правоотношений
2)определение налоговых ставок
3)определение принципов и порядка предоставления налоговых льгот.
В центре многих систем налогообложения, в том числе Российской системы налогообложения, стоит обложение личных доходов. При этом, устанавливая налог на доходы физических лиц, законодатель также стремится создать оптимальную правовую модель данного налога, обеспечивающую равномерность налогообложения различных слоев населения.
Однако создание такой модели не возможно без научно-теоретического осмысления отдельных ее элементов, направленных как на установление налоговой обязанности, так и на снижение общей налоговой нагрузки на определенные категории налогоплательщиков.
Одним из основных инструментов, направленных на снижение налогового бремени и обусловливающих соблюдение принципа равенства, равномерного налогообложения, выступают налоговые вычеты. Налоговые вычеты позволяют более полно учесть имущественное положение лица при возложении на него налоговой обязанности. Посредством налоговых вычетов реализуется право налогоплательщика на оптимальное исполнение налоговой обязанности и право уменьшить размер налогового обязательства на законных основаниях.
Налоговые вычеты позволяют налогоплательщику при налогообложении доходов учесть расходы, имеющие социальную направленность.
В Налоговом кодексе Российской Федерации (далее - НК РФ) применение налоговых вычетов предусмотрено в отношении налога на добавленную стоимость, налога на доходы физических лиц и акцизов. Но общепринятого определения налогового вычета, ни в законодательстве о налогах и сборах, ни в юридической литературе нет, но имеются объективные предпосылки для появлениятразличных трактовок понятия налоговых вычетов.
Многие ученые рассматривают налоговые вычеты как разновидность налоговых льгот.
Так, например, Н.И. Химичева определяет льготы по налогам и сборам как предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность полного или частичного освобождения от данного платежа. Она указывает, что в НК РФ среди доходов физических лиц, не подлежащих налогообложению, выделяются:
а) доходы, не подлежащие налогообложению
б) доходы (расходы), уменьшающие размер налоговой базы, т.е. вычеты [8, С.438].
По мнению А.В. Брызгалина налоговая льгота - это предоставленная налоговым законодательством исключительная возможность полного или частичного освобождения от уплаты налога при наличии объекта налогообложения, а также иное смягчение налогового бремени для налогоплательщика. Ученый выделяет два вида вычетов: вычет из налогооблагаемой базы определенных сумм, как правило, расходов плательщика, и вычет из налогового оклада, который автор считает самой эффективной налоговой льготой [9].
С.Г. Пепеляев считает удачным определение налоговых льгот, содержащееся в НК РФ. По мнению ученого, существуют три большие группы налоговых льгот: изъятия, скидки и налоговые кредиты. Эти группы объединяет общая цель - сокращение размера налогового обязательства налогоплательщика [5, С.237].
С.В. Барулин полагает, что налоговые вычеты являются разновидностью налоговых льгот, поскольку общие налоговые вычеты, как и другие виды налоговых льгот, в том числе специальные или частные, имеют ту или иную регулирующую направленность (стимулирующую, инвестиционную, социальную и т.д.)[2].
Под налоговыми вычетами понимается особая разновидность налоговых льгот, предполагающих уменьшение налоговой базы в размере и по основаниям, предусмотренным законодательством в целях снижения налогового бремени для специально поименованных категорий (групп) налогоплательщиков, не связанная с установлением пониженных налоговых ставок, с освобождением отдельных видов доходов от налогообложения, с уменьшением налогооблагаемого дохода на величину расходов, с предоставлением отсрочки (рассрочки) по уплате налога, а также с преимуществами, возникающими при применении специальных налоговых режимов [6].
В результате анализа норм НК РФ можно сделать вывод, что под понятием налоговые вычеты объединены различные правовые категории налоговые льготы и порядок исчисления налога. К категории налоговой льготы могут быть отнесены все виды стандартных и социальных вычетов (кроме вычета расходов на благотворительные цели), а также имущественный налоговый вычет расходов налогоплательщика на строительство (приобретение) жилья. Указанные вычеты устанавливают определенные преимущества конкретных групп налогоплательщиков путем уменьшения (снижения) налогового бремени.
При этом остальные налоговые вычеты (социальный вычет расходов на благотворительные цели, имущественные вычеты (кроме вычета расходов налогоплательщика на строительство (приобретение) жилья, и профессиональные вычеты) не могут быть отнесены к данной категории. Эти виды вычетов не создают для налогоплательщиков льготного режима, а лишь позволяют учесть при определении налогооблагаемой базы расходы, понесенные в связи с извлечением доходов, либо в связи с приобретением определенного имущества, и доходы, не подлежащие налогообложению.
Налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц, основываясь на их соответствии признакам налоговой льготы, можно классифицировать:
а) налоговые льготы (персональные и на иждивенцев) - необлагаемый минимум, образовательный вычет, вычет на лечение, вычет расходов на пенсионное страхование (обеспечение), вычет расходов на приобретение (строительство) жилья
б) доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), в том числе доходы от продажи имущества (жилья, земельных участков, транспортных средств)
в) расходы, учитываемые при определении налоговой базы (уменьшающие налогооблагаемый доход), в том числе расходы на благотворительные цели, расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности и т.д. [8, С.435].
Необходимым условием получения налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц является наличие обязанности уплачивать налог на доходы. Отсутствие такой обязанности означает отсутствие права на получение налоговых вычетов, т.к. сущность налоговых вычетов состоит в уменьшении налогооблагаемой базы для отдельных категорий граждан. Поэтому, например, не могут воспользоваться вычетами неработающие пенсионеры, так как согласно п. 2 ст. 217 НК РФ с государственных пенсий налог на доходы физических лиц не взимается.
Для предоставления вычетов не имеет значения, по каким основаниям получен доход, если иное не установлено НК РФ. Вычет может быть предоставлен работникам по трудовым соглашениям либо лицам, выполняющим работу по гражданско-правовым договорам, авторам произведений и т.п. [7].
Таким образом, налоговые вычеты представляют собой налоговую льготу, посредством использования которой налогоплательщик вправе уменьшить свои налогооблагаемые доходы. Сущность налогового вычета заключается в том, что из налогооблагаемой базы (доходов за период) налогоплательщика вычитается некоторая сумма, размер которой зависит от налоговой ситуации.
Литература
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая [Текст]: федеральный закон Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (в ред. от 28.07.2012 № 144-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3824.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая [Текст]: федеральный закон Российской Федерации от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (в ред. от 02.10.2012 № 162-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 32. - Ст. 3340.
3.Об утверждении формы налоговой декларации 3) НДФЛ: Приказ ФНС России от 25.11.2010 г. № ММВ -7-3/654@ [Электронный ресурс]:URL:http://blanker.ru/law/1135 (Дата обращения 18.01.2013)
4.Налоги в системе формирования пропорции чистого дохода общества. [Электронный ресурс].URL:http://www.dissland.com/catalog/nalogi_v_sisteme_formirovanijya_prorortsiy_chistogo_dohoda_obshchestva.html (Дата обращения 18.01.2013)
5.Налоговое право: учебник/Под ред.С.Г. Пепеляева. - М.:Юристъ, 2004.-591 с.
6.Налоговые вычеты по НДФЛ. [Электронный ресурс].URL:http://pnalog.ru/material/nalogovye_vycgtety-po-ndfl (Дата обращения 18.01.2013)
7.Сбежнев А.А. Вычеты по НДФЛ: автореф. дис. [Электронный ресурс].URL: http://www.referun.com/n/vycgety-po-nalogu-na-dohody-fizicgeskih-lits (Дата обращения 18.01.2013)
8.Финансовое право: учебник/под ред. Н.И. Химичевой. - М.:4-е изд. перераб и доп.- М. Норма, 2009.- 768 с.
9.Практическая налоговая энциклопедия/ под ред.А.В. Брызгалина. [Электронный ресурс].
URL: http://kommentarii.org/nalog_inciklopediay/ (Дата обращения 18.01.2013)
Перейти к обсуждению работы
Система права социального обеспечения.
Читайте также:
Право социального обеспечения представляет собой самостоятельное, относительно обособленное и цельное правовое образование, регулирующее указанный круг специфических общественных отношений на основе определенных принципов и своеобразным методом правового регулирования.
Совокупность норм, институтов и пединститутов, вход в такое правовое образование, составляет систему отрасли права социального обеспечения. В структуре нормативных актов, регулирующих общественные отношения по социальному обеспечению различаются:
1) правовые нормы, определяющие содержание указанных отношений в составе всех их элементов (Общая часть)
2) регламентирующие отдельные виды (элементы) этих отношений (Особенная часть).
Внутренней структурной дифференциацией каждой правовой отрасли Российского права является деление этой отрасли на ряд новых институтов.
В науке «правовой институт» определяется как законодательно обособленный комплекс юридических норм, обеспечивающий цельное регулирование данной разновидности общественных отношений или ее сторон. И если отрасль права регулирует при помощи особого метода всю совокупность качественно однородных общественных отношений путём специфических приёмов и способов их юридического опосредования, то правовой институт призван детально урегулировать при помощи тех же приемов и способов лишь конкретной общественное отношение. входящее во всю совокупность указанных качественно однородных общественных отношений права социального обеспечения. Именно потому правовой институт однороден своему фактическому содержанию. Для него характерно, что нормы права, образующие его, выступают как единый комплекс, цельная система, точнее - относительно обособленный «блок», в совокупности с другими институтами, составляющими нормативный механизм отрасли.
В соответствии с положениями теории права Общая часть охватывает положения и нормы, относящиеся ко всем отношениям по социальному обеспечению, и состоит из общих правовых институтов, нормы которых в концентрированном виде отражают специфику данной отрасли и являются основополагающими для всех общественных отношений, входящих в предмет отрасли.
Общая часть права социального обеспечения находится сегодня в стадии формирования. В современной литературе нет однозначного подхода к определению её структуры и содержания.
Происходящие изменения в законодательстве о социальном обеспечении отражаются на методе регулирования общественных отношений, входящих в предмет права социального обеспечения. Меняются и руководящие начала, определяющие основные черты права социального обеспечения (принципы правового регулирования), расширяется круг субъектов социального обеспечения и т. д. Указанные факторы замедляют темпы формирования Общей части этой отрасли права.
Некоторые авторы полагают, что Общая часть правовой отрасли не может иметь самостоятельных институтов, так как представляет собой лишь совокупность соответствующих норм без их организации внутри этой части. Другие считают, что Общая часть права социального обеспечения состоит из самостоятельных правовых институтов: главный правосубъектности социальных рисков. При этом главный (основной) институт понимается как комплекс нормативных предписаний, посвященных определению предмета отрасли, ее задачам, отраслевым принципам.
В структуре Особенной части права социального обеспечения сформировался сегодня достаточно устойчивый комплекс самостоятельных институтов. трудового стажа пенсионного обеспечения пособий и компенсационных выплат обеспечения по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний социального обслуживания медицинской помощи и лечения по установлению юридических фактов по разрешению жалоб и споров институт юридической ответственности.
При этом институты пенсионного обеспечения, пособий и компенсационных выплат, социального обслуживания, а также медицинской помощи и лечения считаются комплексными, состоящими из нескольких пединститутов.
Следует подчеркнуть, что каждый из указанных институтов имеет свой обособленный комплекс юридических норм, обеспечивающий цельное регулирование данной разновидности общественных отношений.
Разделение каждого из институтов права социального обеспечения на его внутренние составляющие (т. е. приведение их в систему) должно происходить на основе соответствующей системы классификатора нормативных актов, утверждённого Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. № 511.
Классификатор закрепляет законодательство о социальном страховании и социальном обеспечении в качестве самостоятельной правовой системы (070.000.000).
Отдельным блоком в ней (в подразделе 070.080.000) выделено законодательство о социальном обслуживании, состоящее из следующих групп норм:
- общие положения
- социальное обслуживание в государственных учреждениях
- социальное обслуживание на дому
- реабилитация (социальная, медицинская и др.)
- ритуальные услуги
- иные виды и формы социального обслуживания
- негосударственное социальное обслуживание, льготы.
Раздел «Социальное обеспечение и социальное страхование» классификатора закрепляет такую систему законодательства о социальном обеспечении, которая не в полной мере соответствует системе права этой отрасли.
Так, в систему законодательства о социальном обеспечении включены подсистемы, которые не относятся к предмету права социального обеспечения (финансирование социального обеспечения, негосударственное пенсионное обслуживание, управление социальным обеспечением и социальным страхованием и др.), а входят в предмет других отраслей права (финансового, гражданского, административного). Система норм о социальном обслуживании также не соответствует системе этого института в праве социального обеспечения. Так, она содержит раздел «Негосударственное социальное обслуживание».
Следует заметить, что в правовой литературе до сих пор продолжается полемика по поводу соотношения системы права и системы законодательства.
Часть представителей правовой науки считает систему права «объективным» явлением, существующим и развивающимся независимо от воли людей, в том числе от воли законодателя (О.С. Иоффе, М.Д. Шаргородский).
Другая часть, напротив, полагает, что «объективно обусловленной» является система права (в отличие от системы законодательства, создаваемой только логическим путем при систематизации законодательства).
Такое несоответствие объясняется тем, что система законодательства формируется из соображений политической или иного рода целесообразности и выражает особенности национальной правовой системы.
Законодательство - это всего лишь одна из форм установления и выражения норм позитивного права. Поэтому вряд ли можно настолько оторвать форму права как явления от его содержания - правовых норм. Объективность присуща развитию как права, так и законодательства. Но состоит она не в том, что природа норм определяет, какова должна быть структура законов.
Представляется, что общие черты системы отрасли права и системы соответствующего законодательства должны находиться в единстве и соответствии как форма (система законодательства) и содержание (система права). С другой стороны, система права социального обеспечения и система его институтов должны служить исходной базой для системы законодательства о социальном обеспечении.
Контрольные вопросы:
1. Раскройте понятие «социальное обеспечение».
2. В каких функциях проявляется назначение системы социального обеспечения?
3. В каком соотношении находятся понятия «социальное обеспечение» и «социальная защита»?
4. Какие группы общественных отношений входят в предмет права социального обеспечения?
5. Назовите и раскройте основные приемы и способы, с помощью которых государство регулирует общественные отношения, входящие в предмет права социального обеспечения.
6. Раскройте основные критерии отграничения права социального обеспечения от других отраслей права, регулирующих сходные отношения.
7. Из каких институтов и подинститутов состоит система права социального обеспечения и система науки этой отрасли? В каком соотношении находятся системы отрасли и науки?
1. Захаров М. Л. Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России: учеб. М. 2005.
2. Забелин Л. В. Теория социального обеспечения. М. 1924.
3. Иванова Р. И. Тарасова В. А. Предмет и метод советского права социального обеспечения. М. 1983.
4. Мачульская Е. Е. Горбачева Ж. А. Право социального обеспечения: учеб, пособие. М. 2000.
5. Право социального обеспечения: учеб. // под ред. М. В. Филипповой. М. Юристъ, 2006.
6. Рогачев Д. И. Метод права социального обеспечения. М. 2002.
7. Федорова М. Ю. Социальное страхование как организационно-правовая форма социальной защиты населения: Проблемы правового регулирования. Омск, 2000.
6.5.1. Система социального страхования
Современная система социальной защиты населения включает следующие основные элементы: традиционную форму государственного вспомоществования (социальной помощи) совокупность государственных социальных гарантий, включая социальные льготы отдельным категориям населения (категориальные социальные услуги), социальное страхование (добровольное корпоративное и обязательное госу-дарственное).
Под системой социальных гарантий понимается предоставление социально значимых благ и услуг всем гражданам без учета их трудового вклада и проверки нуждаемости. Минимальный набор и уровень этих гарантий является подвижным в зависимости от конкретно-исторических условий, ресурсных возможностей общества. Эта форма социальной защиты граждан базируется на принципах общего налогообложения и бюджетного финансирования социальных расходов.
К системе социальных гарантий примыкают социальные льготы, представляющие собой социальные гарантии отдельным категориям населения.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!