Льготы по системе социального обеспечения понятие виды

Понятие и виды льгот по системе социального обеспечения.
Читайте также:
Понятие и виды льгот по Праву Социального обеспечения
Льготы – это определенные законом преимущества, дополнительные права, предоставляемые отдельным категориям граждан в связи с особенностями их правового статуса, с целью компенсации произведенных ими затрат и соц. поддержки данной категории граждан.
Основания предоставления льгот отдельным категориям граждан:
1) наличие определенных особых заслуг перед государством и обществом у данной категории граждан, при этом льготы служат средством поощрения данных лиц, признания их заслуг
2) наступление определенных жизненных обстоятельств, в связи с которыми у данных лиц появляются специфические потребности.
Классификация льгот:
1) по целевому назначению: льготы по проезду льготы по уходу и соц. обслуживанию льготы по обеспечению получателя необходимым льготы в сфере здравоохранения
2) по субъектному составу: льготы ветеранам льготы многодетным семьям льготы инвалидам льготы пострадавшим от воздействия радиации
3) по условиям предоставления: зависящие от материального положения получателя зависящие от наличия определенных законом заслуг у получателя зависящие от наступления определенных обстоятельств.
Виды социальных льгот: 1) льготы по оплате жилья, коммунальных услуг 2) бесплатная установка телефоны 3) льготы по уплате отдельных видов налогов 4) первоочередное предо ставление жилья 5) льготы по предоставлению ссуды на жилищное строительство 6) льготное обеспечение транспортными средствами 7) льготы по протезированию 8) льготы по обеспечению медико-социальной помощью и лекарственными средствами 9) льготы по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение 10) бесплатный или льготный проезд на городском, пригородном транспорте, а также на железнодорожном, воздушном водном, междугородном автомобильном транспорте 11) льготы по пенсионному обеспечению 12) льготы в сфере образования 13) льготы в сфере здравоохранения 14) льготы по предоставлению юридической помощи 15) льготы по предоставлению земельных участков.
Льготы: понятие, виды
Курсовая работа на тему:
ЛЬГОТЫ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………2
Глава I. Льгота как определенная мера социальной поддержки
В системе социального обеспечения……………………………………………. 4
1.1. Правовое регулирование льгот и мер социальной поддержки
В Российской Федерации………………………………………………………. 4
1.2. Понятие социальной льготы……………………………………………….…6
1.3. Проблема монетизации льгот………………………………………………..11
Глава II. Виды льгот……………………………………………………………. 14
2.1. Льготы многодетным семьям………………………………………………..14
2.2. Льготы инвалидам……………………………………………………………14
2.3. Льготы и меры социальной поддержки
жертвам политических репрессий……………………………………………….15
2.4. Льготы и меры социальной поддержки узникам концлагерей,
бывшим несовершеннолетним узникам фашизма и ветеранам………………..16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………20
Список использованной литературы……………………………………………..21
ВВЕДЕНИЕ
Устойчивое и успешное функционирование любого государства невозможно без создания прочной системы социального обеспечения. Базовым элементом данной системы являются льготы, в которых, прежде всего, содержится отношение, взаимодействие государства и населения. Именно через систему льгот проявляется связь государства с гражданами и роль первого в реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение и социальные льготы.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблема взаимодействия государства и населения сквозь призму проблемы социальных льгот является малоизученной. В юридической литературе данной проблематике не уделено должного внимания.
Поэтому мы постарались рассмотреть данную проблему на фоне процесса реформирования системы социального обеспечения, а именно – на фоне процесса монетизации льгот.
Процесс реформирования системы социального обеспечения внес существенные коррективы как в понятие социальных льгот, так и в их дифференциацию. Данная проблематика затрагивается в Главе I настоящей работы «Льгота как определенная мера социальной поддержки в системе социального обеспечения».
Социальные функции государства переживают в настоящее время тяжелую трансформацию, связанную как с длительностью и неочевидностью последствий процесса монетизации льгот, так и с ростом социальной напряженности по данному поводу. Тем не менее, реформирование социального обеспечения является необходимым и поступательным процессом в Российской Федерации.
Цель работы – рассмотреть понятие и виды льгот.
Для реализации поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- рассмотрение правового регулирования системы льготного обеспечения в Российской Федерации
- анализ основных видов льгот
- прослеживание основных закономерностей процесса реформирования системы социального обеспечения.
Работа состоит из двух глав. Первая глава посвящена вопросам правового регулирования льгот, вторая – непосредственно видам льгот в соответствии с законодательством Российской Федерации. В Заключении отражены выводы проведенного исследования.
В работе проанализирована современная периодика, посвященная вопросам льгот и действующее законодательство Российской Федерации в области социального обеспечения.
Глава I. Льгота как определенная мера социальной поддержки в системе социального обеспечения
1.1. Правовое регулирование льгот и мер социальной поддержки в Российской Федерации
В Конституции Российской Федерации специальная статья, посвященная льготам, отсутствует. Но в ст. 39 Конституции Российской Федерации отражен принцип гарантии государством социального обеспечения граждан по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитании детей и в иных случаях, установленных законом. Предполагается, что льгота является мерой социальной поддержки наряду с государственными пенсиями и социальными пособиями (ч. 2 ст. 39 Конституции РФ).
Основным нормативным актом, закрепляющем право отдельных категорий граждан на получение льгот и мер социальной поддержки является Федеральный Закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1 .
Основная цель 122-ФЗ – защита прав и свобод граждан РФ: «Настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оптимизации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также с учетом закрепленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами вопросов местного значения».
Исходя из Преамбулы и анализа содержания Федерального закона 122-ФЗ, можно выделить его четыре основные задачи:
«обеспечение конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина»
«повышение материального благосостояния граждан»
«обеспечение экономической безопасности государства»
«приведение системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствии с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой».
Также нормативными актами, содержащими в себе виды льготного обеспечения граждан являются: Федеральный закон о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов (от 2 августа 1995 г.) 2. Указ Президента РФ «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй Мировой войны» (181 – ФЗ от 24 ноября 1995 г.) 3 .
Право на пенсию на льготных условиях закреплено в Законе РФ от 12 февраля 1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотами наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» 4 .
Понятие социальной льготы
В современной юридической литературе большинство исследователей сходятся на следующем определении социальной льготы: Социальная льгота – способ повышения уровня жизни субъекта, позволяющий ему удовлетворять свои потребности и выражающийся как в предоставлении ему дополнительных особых преимуществ, так и в освобождении от ряда обязанностей 5.
Чаще всего такие преимущества имеют форму дополнительных выплат (повышенные пенсии, стипендии, особые возможности получения и размер пособий) или полного или частичного освобождения от уплаты обязательных или необходимых платежей (налогов, бесплатный проезд). Льготы устанавливаются для тех категорий граждан, интересы которых не могут получить должного обеспечения в рамках общих правил, поскольку эти категории имеют специфические особенности, ставящих их в категорию или социально уязвимых (возраст, состояние здоровья), или имеющих особые заслуги (ветераны войны). Льготы также устанавливаются для групп населения, находящихся в особых условиях (работа во вредных условиях, работа и жизнь на Крайнем Севере и др.) 6 .
Социальные льготы выполняют три основные функции: компенсаторную, стимулирующую и оценочную. Компенсаторная функция проявляется в возмещении с помощью льготы временного относительно большего снижения доходов, повышения расходов. Стимулирующая функция социальных льгот способствует привлечению граждан к определенным видам общественно необходимой деятельности. Оценочная функция состоит в оценке и признании уже совершенных особых заслуг той или иной группы населения.
Основными средствами предоставления населения социальных льгот могут выступать субсидия и компенсация. Субсидия представляет собой оплату предоставляемых гражданам материальных благ и услуг, имеющих целевое значение. Компенсация – это возмещение гражданам произведенных ими обязательных расходов.
Отличительная особенность льгот состоит в том, что они носят социально-групповой (профессионально-статусный) характер.
То, что у нас принято называть «льгота», в действительности есть форма натурального распределения дополнительных доходов к действующим низким основным выплатам, не обеспечивающих нормальных стандартов жизни. Если по международным нормам 7 минимальная пенсия должна составлять 40% от заработка квалифицированного работника, то у нас она на уровне 10%. При таких пенсиях натуральное распределение есть форма выживания. Исторические подобная форма натурального распределения была названа «льготой».
Льготы есть самая высокая степень адресной социальной помощи, и именно на адресности помощи настаивает Правительство в своих Основных направлениях социального и экономического развития на долгосрочную перспективу. Адресность означает прямую связь между нуждаемостью в благе (услуге) и ее получением.
Льготы в социальном обеспечении регулируют не самостоятельное общественное отношение и даже не часть его, а являются лишь возможным элементом этого отношения, связанного с видом обеспечения применительно к различным категориям субъектов, поэтому объединение этих норм не является самостоятельным институтом. Выделение таких норм проводится по иным критериям, нежели деление норм права социального обеспечения на институты. По нашему мнению, льготы являются подинститутом института социального обслуживания, ибо Институт социального обслуживания является сложным комплексным институтом, в который входит множество подинститутов, в том числе пединститут льгот по системе социального обеспечения 8 .
Закон «О социальной государственной помощи» 9 делит все льготы на ряд категорий: профессиональные льготы (например, пограничники, «силовики» бесплатно ездят на транспорте, не платят за коммунальные услуги2), льготы за особые заслуги (ветеранам войны и труда, получившим звание героя Советского Союза и Российской Федерации и пр.) и льготы нуждающимся (они даются как форма социальной поддержки).
Льготы можно разграничить по целевой направленности, условиям предоставления, субъективному составу.
Принято считать, что в форме льгот выступает компенсация повышенных затрат определенной группе лиц, имеющим в ней потребность. Мы бы сказали, что льготой можно назвать компенсацию только повышенных затрат, связанных с удовлетворением личных потребностей. Если компенсируются затраты, совершаемые, например, по долгу службы (оплата проезда социальным работникам, милиционерам и др.), такая компенсация не является льготой.
Льготой считается также преимущество одной группы лиц перед другими. Анализ законодательства показывает, что термин «преимущество» употребляется чаще тогда, когда речь идет о наделении отдельных категорий граждан правом на первоочередное удовлетворение их потребностей: внеочередное, первоочередное социальное обслуживание и др.
Основанием предоставления льгот по социальному обеспечению является наступление объективно существующих жизненных обстоятельств (инвалидность, старость, малообеспеченность и др.), которые порождают специфические потребности (в специальных средствах передвижения, в бытовом обслуживании на дому и др.). Для их обеспечения нуждающиеся наделяются дополнительными правами - льготами. Если данные льготы не предоставить, эти лица не смогут в полной мере удовлетворить свои жизненно важные потребности на общественно необходимом уровне.
Основанием для предоставления льгот в социальном обслуживании выступает также наличие у граждан особых заслуг перед обществом. Предоставление льгот по этому основанию является не только потребностью лица в особых формах социальной защиты ввиду инвалидности, старости и др. но и служит формой поощрения и признания заслуг перед обществом и государством (инвалиды и участники ВОВ, инвалиды боевых действий на территории других государств и др.). Эти льготы можно назвать привилегиями. Привилегии имеют смысл, когда существует дефицит услуг, большая очередь на предоставление услуг. В будущем, когда социальные услуги не будут дефицитными, подобные привилегии перестанут существовать.
В виде правовых гарантий социальной защиты выступают льготы-привилегии. Например, Федеральный закон «О ветеранах» 10 предусматривает правовые гарантии социальной защиты ветеранов ВОВ, которая осуществляется путем предоставления компенсаций и льгот. В соответствии с этим законом к мерам социальной защиты ветеранов относится предоставление им льгот по налогообложению, по получению, приобретению, строительству и содержанию жилых помещений, по оплате коммунально-бытовых услуг и торговому обслуживанию, медицинскому, протезно-ортопедическому обслуживанию, санаторно-курортному лечению, обеспечению лекарствами и изделиями медицинского назначения, по обеспечению транспортными средствами и оплате проезда, пользованию услугами учреждений связи, трудоустройству, переподготовке кадров и условиям труда и др.
По мнению законодателя льготной является освобождение от конституционной обязанности платить законно установленные налоги, сборы пошлины для определенного круга лиц. Например, такая льгота установлена Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС"» для определенного круга лиц (ст. 1).
Законодательство предусматривает замену льгот компенсация, ми. Например, согласно Федеральному закону «О ветеранах» (ст. 14) неработающие инвалиды войны при наличии медицинских показателей обеспечиваются бесплатными путевками в санаторно-курортные организации. Для тех получателей путевок, которые по какой-либо причине не воспользовались своим правом, государство предусмотрело выплату денежной компенсации в размере не менее четырехкратного минимального размера пенсии по старости.
Основные права в социальном обслуживании выступают в форме льгот и привилегий для одиноких престарелых и инвалидов. Льготы заключаются в освобождении полностью или частично от оплаты бытовых услуг, предоставляемых другим гражданам за плату. 0 некоторых случаях само предоставление той или иной услуги для одиноких престарелых трактуется как льгота (доставка на дом горячих обедов, помощь в приготовлении пищи, уход во время болезни и др.), в то же время такие льготы являются долгом общества перед пожилыми гражданами.
Социологи считают, что льготы выгодны не только личности, но и обществу в целом. Если государство не будет оказывать социальную поддержку людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, то эта обязанность ляжет на плечи семьи, которая из своей зарплаты будет вынуждена оплачивать социальные услуги. Мы согласны с мнением ученых, что «заработная плата не может и не должна нести не свойственную ей нагрузку»1. В настоящее время «семейная нагрузка» ощутима. Недооценка тех или иных потребностей личности, невозможность или неполнота их удовлетворения неизбежно ведут к замедлению темпов общественного развития.
Дифференциация льгот в законодательстве осуществляется по контингентам граждан, которым они предоставляются. Льготы в социальном обеспечении предоставляются ветеранам, инвалидам, детям, многодетным семьям, имеющим детей-инвалидов, жертвам фашистских концлагерей. Героям Советского Союза, героям Российской Федерации и др. Содержание этих льгот неоднородно по их экономической и социальной значимости.
22 августа 2004 г. принят Федеральный закон № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации ВД признании утратившими силу некоторых законодательных актов' Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с указанным законом понятие «льготы» заменяется термином «меры социальной поддержки». Многие ранее существовавшие льготы заменяются на денежные выплаты. Кроме того, закон разграничил компетенцию Российской Федерации и ее субъектов в сфере финансирования предоставляемых мер по социальной поддержке граждан.
Так, к компетенции Российской Федерации отнесены меры по социальной поддержке инвалидов и участников Великой Отечественной войны, бывших несовершеннолетних узников фашизма, ветеранов боевых действий, лиц, награжденных знаком «Житель блокадного Ленинграда», лиц, проработавших в годы Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений и других военных объектах, членов семей умерших инвалидов и участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, всех категорий инвалидов, а также граждан, подвергшиеся воздействию радиации.
К компетенции субъектов отнесено финансирование мер по социальной поддержке жертв политических репрессий, ветеранов труда, ветеранов военной службы, пенсионеров, тружеников тыла, пенсионеров, имеющих доход ниже прожиточного минимума.
Закон указывает, что для лиц, у которых до 1 января 2005 г. возникло право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отмененных нормах, положения Закона не могут рассматриваться как не допускающие реализацию, возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, указанных в Законе. Вновь установленные социальные выплаты, гарантии и компенсации в денежной форме, устанавливаемые органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, не могут быть ниже уровня социальных выплат, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 г.
Кроме того, законодатель указывает, что при изменении после 31 декабря 2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Указанный Закон вступает в силу с 1 января 2005 г. С этой даты все указанные категории граждан в течение 2005 г. будут получать Установленный пакет мер по социальной поддержке в порядке, ус тановленном в ФЗ от 22.08.2004 г. Граждане, изъявившие свое желание заменить устанавливаемые меры по социальной поддерите старыми льготами, должны об этом письменно заявить не позднее 01.10.2005 г. В этом случае соответствующая замена будет произведена начиная с 01.01.2006 г.
Проблема монетизации льгот
Долгое время в отечественной системе социального обеспечения действовала система льготного обеспечения граждан. 22 августа 2004 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации Федеральный Закон Российской Федерации № 122-ФЗ, который вызвал достаточно широкий общественный резонанс, прежде всего - негативный 11. Главная цель принятия и реализации 122-ФЗ – ликвидация всей системы государственных льгот и замена их денежными выплатами.
Основной мотив монетизации льгот – государственный и региональные бюджеты, а также отрасли (предприятия), предоставляющие льготные блага, несут большие потери часть льгот не получают те, кому они предназначены (материальное содержание разворовывается) рыночная экономика должна строиться исключительно на отношениях купли-продажи – никаких натуральных предоставлений.
Как отмечает Российский исследователь Н. Римашевская к основным предостережениям монетизации льгот можно отнести следующие:
при монетизации льгот соответствующие расходы бюджета придется увеличивать как минимум на 1/5 часть, так как численность их получателей возрастет за счет тех, кто до этого ими не пользовался.
передача финансирования льгот ветеранам труда на региональный уровень повлечет за собой массовый переход их в категорию инвалидов 1 и 2 групп, остающихся за центральными властями, поскольку практически во всех субъектах федерации наблюдается дефицит ресурсов 12 .
Денежные компенсации, в отличие от натуральных, как отмечают ряд исследователей, не носят прямого адресного характера. Деньги – всеобщий эквивалент, тратятся как угодно и на что угодно. Если наш пенсионер нуждается буквально во всем, ибо 30-40% пенсионеров не имеют прожиточного минимума, да и он крайне высок, то он может деньги проесть, залатать дыру в крыше дома, помочь безработным детям (лучший вариант), а то и пропить (худший, но жизненный вариант). В результате деньги ушли, а потребность остается, и человек оказывается без лекарства, без протеза (в том числе зубного), что угрожает здоровью поедет бесплатно, и будет конфликт с властью (контролер на транспорте – представитель власти).
Как отмечает Российский исследователь В.Б. Савостьянова, «при денежных выплатах предлагаемый порядок ежемесячных выплат неудачен – получается временной разрыв между потребностью и потреблением. Деньги особенно не выгодны для одиноких граждан с пониженной жизнеспособностью: в селе, малом городе важно иметь дрова, стоимость которых довольно высокая, иначе придется приплатить за усилие тех, кто их купит и доставит на дом. С лекарством для больных диабетом, раком и др. – еще сложнее, они дороже предусмотренных выплат и т.д.» 13 .
Советская экономика, насквозь пронизанная дотациями и перекрестными субсидиями, в силу господствующей идеологии предоставляла населению огромные объемы «бесплатных товаров и услуг». Финансовое перераспределение, деление и частичное изъятие полученного дохода в денежной форме долгие годы подменялось ценовым перераспределением. В СССР более 30 лет розничные цены на большинство товаров оставались стабильными, хотя закупочные цены на сельскохозяйственное сырье периодически повышались. Как великое завоевание развитого социализма рассматривались низкая квартплата, бесплатные квартиры, здравоохранение и образование.
Массовая «бесплатность» льготных благ при социализме привела к растрате колоссальных средств, деградации стимула, к наращиванию эффективности производства и производительности труда, к ухудшению условий жизни большинства населения 14. Бесплатность жилья способствовала снижению объемов жилищного строительства и значительному отставанию Россиян в обеспеченности жильем от граждан других стран. Полная бесплатность медицинских услуг сопровождалась резким снижением ее качества, с одной стороны, и недоступностью получения квалифицированной медицинской помощи для большей части населения, с другой. Заниженные розничные цены стали причиной ускоренного развития теневой экономики и коррупции.
Следует четко осознавать, что неоплата населением денежными средствами льготных товаров и услуг отнюдь не означает, что они бесплатны. В конечном счете, в любой стране всегда и за все расплачиваются домашние хозяйства. Именно домохозяйства являются первичным, коренным источником всех ресурсов экономики. Безусловно, и в советской экономической системе, само население оплачивало все социальные льготы, причем именно денежными средствами, только деньги эти не проходили финансового перераспределения.
Миф о «натуральности» и «бесплатности» социальных льгот, которые в 2004 году якобы решено монетизировать, нужно признать одним из уходящих выдающихся достижений советской пропагандистской машины.
Термин «монетизация», мгновенно получивший общественный резонанс из-за злободневности и остроты самого вопроса упорядочения льгот, нужно воспринимать лишь как акцент на их строго денежное содержание. При этом главная часть проблемы – персонификация и целевой характер социальной поддержки. Также необходимо принять во внимание, что развитые западные страны, в том числе и благодаря длительному влиянию идеологии стран социалистического блока вполне активно проводят финансовое перераспределение денежных доходов и осуществляют масштабные целевые выплаты бедным слоям, но не вопроса, не самого понятия социальных льгот за рубежом нет.
Льготы по системе социального обеспечения
Информация - Юриспруденция, право, государство
Другие материалы по предмету Юриспруденция, право, государство
Льготы по системе социального обеспечения
План
- Понятие и виды льгот по системе социального обеспечения, круг лиц, пользующихся ими
- Предоставление инвалидам средств передвижения
- Виды льгот, предоставляемых ветеранам
1. Понятие и виды льгот по системе социального обеспечения, круг лиц, пользующихся ими
Льгота (анг. Privilege) предоставление каких-либо преимуществ, частичное освобождение от выполнения установленных общих правил, обязанностей и т.п.
По системе социального обеспечения в Республике Беларусь льготы и преимущества предоставляются ветеранам, пенсионерам, инвалидам и другим категориям граждан в социально-бытовом, транспортном обслуживании, оказании медицинской помощи, в санаторно-курортном лечении, по проезду, по жилью, торговому обслуживанию, протезированию, по предоставлению средств передвижения, по уплате налогов и т.д. в соответствии с действующим законодательством.
Так, инвалидам Отечественной войны и приравненным к ним инвалидам предоставляются следующие льготы:
- бесплатный отпуск лекарств по рецепту врача
- бесплатное обеспечение всеми видами протезно-ортопедической помощи
- бесплатное ежегодное санаторно-курортное лечение
- бесплатный проезд на всех видах городского транспорта
- 50% скидка со стоимости проезда с 1 октября по 15 мая
- бесплатный проезд один раз в год по железной дороге и 50% скидка на других видах транспорта
- предоставление в первую очередь жилья и льгот по нему
- первоочередной ремонт транспорта
- по подоходному налогу (не облагаются доходы в размере 10 минимальных заработных плат за каждый месяц года, в течение которого либо за который получен доход)
- льготное торговое обслуживание
- обеспечение транспортными средствами и колясками и другие льготы, предусмотренные Законом Республики Беларусь О ветеранах от 12.07.2001 № 44-З и Законом Республики Беларусь О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь от 11.11.1991 с изменениями и дополнениями.
Участникам Великой Отечественной войны предоставляются следующие льготы:
- повышение размеров пенсий и льготное налогообложение
- получение льготных кредитов, субсидий
- первоочередное санаторное лечение
- бесплатный проезд на городском общественном транспорте
- бесплатное получение лекарств
- 50% скидка на жилье
- внеочередное пользование телефонной связью, установка телефона за 20% стоимости и др. льготы предусмотренные законодательством.
Имеются дополнительные льготы ветеранам войны, достигших 70-летнего возраста. Им предоставляются права и льготы, предусмотренные статьей 12 Закона Республики Беларусь О ветеранах как для инвалидов Великой Отечественной войны, за исключением льгот, предусмотренных только для инвалидов I и II групп.
Имеют также льготы:
- Участники Великой Отечественной войны из числа лиц вольнонаемного состава, занимавшие штатные должности в частях действующей армии
- Граждане, работавшие в период блокады (с 8.09.41 г. по 27.01.44 г.) г. Ленинграда на предприятиях города и награжденные медалью За оборону Ленинграда, а также граждане, награжденные знаком Ленгорсовета Жителю блокадного Ленинграда.
- Военнослужащие, принимавшие участие в локальных войнах и военных конфликтах на территории других стран в составе формирований и в качестве специалистов и советников Вооруженных Сил, КГБ и МВД.
- Семьи погибших военнослужащих
- Семьи умерших инвалидов и участников Отечественной войны.
- Бывшие узники фашистских концлагерей, тюрем, гетто и бывшие несовершеннолетние узники иных мест принудительного содержания, созданных фашистской Германией и ее союзниками в период 2 мировой войны.
- Инвалиды с детства вследствие ранения, контузии и увечья, связанных с боевыми действиями в период войны, либо их последствиями.
- Инвалиды с детства, дети-инвалиды до 18 лет, инвалиды вследствие общего заболевания, трудового увечья.
- Ветераны труда.
- Лица, сопровождающие инвалидов I группы.
Льготы и преимущества по социальному обеспечению предоставляются также в соответствии с Законом Республики Беларусь О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС от 22 февраля 1991г. с изменениями и дополнениями.
Гражданам, заболевшим и перенесшим лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также инвалидам, в отношении которых установлена причинная связь наступившей инвалидности с Чернобыльской катастрофой. Они имеют право на:
- бесплатное получение лекарств по рецептам врачей ежегодное бесплатное обеспечение санаторно-курортным лечением или получение денежной компенсации в размере средней стоимости путевки бесплатный проезд на транспорте (кроме такси) от места жительства до места лечения, диспансерного, амбулаторного или клинического обследования и обратно.
- возмещение органами социальной защиты расходов, связанных с обслуживанием на дому больного, нуждающегося по медицинскому заключению в постороннем уходе.
- выплату пособия по временной нетрудоспособности в размере 100% заработной платы.
- выплату работающим инвалидам пособия по временной нетрудоспособности до 4 месяцев подряд или 5 месяцев в календарном году.
§ 1. понятие источников права социального обеспечения и их классификация
В правовой науке укоренились в основном два понятия источника права. Первое понятие источника права в материальном смысле, как реальной силы, создающей правовые предписания и обеспечивающей их исполнение, в том числе, естественно, принудительное. Второе понятие источника права в формальном смысле, как внешней формы выражения правовых предписаний, как «резервуара, в котором пребывают правовые нормы», как «оболочки бытия правовой нормы». В этом смысле источники права можно определить как принятые в обществе способы выражения воли соответствующих властных структур, направленной на правовое регулирование общественных отношений независимо от их содержания.
В Российском праве, как и ранее в советском, единственным способом внешнего выражения правовых предписаний, придания им общеобязательного характера являются нормативные правовые акты соответствующих властных органов, что в полной мере относится и к источникам права социального обеспечения. Эти акты в совокупности образуют законодательство о социальном обеспечении (в широком понимании данного термина), которое регулирует весь комплекс общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли Российского права.
Особое место среди источников права социального обеспечения занимают акты, в которых содержатся общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Российской Федерации (они рассматриваются отдельно в гл. 30). Такие источники права входят в общий массив законодательства России и имеют приоритет над всеми Российскими нормативными правовыми актами.
Классификация отраслевых нормативных правовых актов осуществляется по различным критериям. Ее объективную основу составляют государственное устройство России и организация государственной власти в стране.
1. Классификация источников права социального обеспечения обусловлена разграничением компетенции между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования общественных отношений по социальному обеспечению.
Россия — федеративное государство, в состав которого входят субъекты Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа). Защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находится, согласно ст. 72 Конституции РФ, в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В связи с этим законодательство о социальном обеспечении состоит из правовых актов разного уровня — федерального и регионального. При этом надо учитывать, что основы федеральной политики и федеральных программ в области социального развития, как и в иных важнейших сферах общественной жизни, находятся в ведении Российской Федерации (см. ст. 71 Конституции РФ). Последнее предопределяет то, что важнейшие нормативные правовые акты по вопросам регулирования отношений по социальному обеспечению издаются Российской Федерацией.
К числу нормативных правовых актов, выделяемых по такому критерию, как разграничение компетенции, относятся также акты органов местного самоуправления. Федеральным законом от 25 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к предметам ведения местного самоуправления среди прочих вопросов отнесены вопросы обеспечения социальной поддержки населения и содействия его занятости. По этим вопросам органы местного самоуправления принимают правовые акты, виды которых и порядок принятия определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ.
Итак, наибольшее значение в системе источников права социального обеспечения имеют федеральные нормативные правовые акты. Они определяют социальную политику, и их реализация требует громадных финансовых ресурсов. В то же время разграничение предметов ведения, и, главное, собственности (на федеральную, субъектов федерации и муниципальную) приводит к тому, что все больше возрастает значение актов регионального и местного самоуправления, в соответствии с которыми устанавливаются различные доплаты к федеральным пенсиям и социальным пособиям. Это позволяет повышать уровень социального обеспечения, закрепленный федеральными нормативными актами, однако экономические возможности для такого повышения пока еще невелики.
2. В зависимости от органов, принимающих нормативные правовые акты, источники права социального обеспечения можно классифицировать на акты, принимаемые органами государственной власти либо органами местного самоуправления, и акты, принимаемые субъектами социально-партнерских соглашений. Социально-партнерские соглашения заключаются на различных уровнях (федеральном, региональном, территориальном) и в каждом из них (генеральном, отраслевом (межотраслевом), территориальном, профессиональном соглашении), могут содержаться положения нормативного характера по вопросам социального обеспечения.
Особый вид таких актов — коллективные договоры. Это локальные акты, принимаемые на уровне организаций и содержащие нормативные условия по вопросам социальной защиты их работников.
3. Традиционной является классификация источников права по их юридической силе, которая определяется, в свою очередь, положением соответствующего органа, издающего акт, в общей иерархической структуре органов власти.
По данному критерию выделяются следующие нормативные правовые акты федерального уровня.
а) Международные договоры, ратифицированные либо заключенные Российской Федерацией (либо СССР). В силу ст. 15 Конституции
РФ они входят в правовую систему России и имеют приоритет перед
законами: если международным договором установлены иные правила, то применяются правила международного договора.
б) Конституция РФ. Она имеет высшую юридическую силу, и все
иные акты, издаваемые соответствующими органами, не должны
противоречить основному закону страны. Конституция РФ определяет основные долгосрочные направления политики государства, закрепляет право граждан на социальное обеспечение. Конституция возвышается над всеми иными законами и является юридическим фундаментом, определяющим содержание других законов России. За ее
соблюдением надзирает особый орган — Конституционный Суд РФ.
Постановлениями Конституционного Суда РФ признаны не соответствующими Конституции России положения Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», ограничивающие право граждан, отбывающих уголовные наказания, на получение государственной пенсии закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», ограничивающие право безработных граждан на получение пособия по временной нетрудоспособности в случае болезни, продолжающейся свыше одного месяца.
в) Законы Российской Федерации. Согласно п. 2 ст. 55 Конституции
РФ, в стране не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Эта конституционная
норма призвана обеспечить реализацию основного направления социальной политики, закрепленного в ст. 7 Конституции РФ: такая политика должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а не на отмену или ущемление уже имеющихся, установленных ранее принятыми законами прав граждан. С этих позиций законотворческая деятельность Федерального собрания России в сфере социального обеспечения еще не подвергалась объективной правовой оценке специалистов-правоведов. Следует иметь в виду, что содержание социальной политики (как и политики в любой иной сфере) в правовом государстве закрепляется именно в законах, а не в подзаконных актах, принимаемых органами исполнительной власти (даже высшим), первоочередной задачей которых является обеспечение исполнения принимаемых законов.
г) Иные нормативные правовые акты. Это Указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, соответствующие акты федеральных органов исполнительной власти — Минтруда РФ (в прошлом) и Минсоцзащиты, Пенсионного фонда, Фонда государственного социального страхования РФ и др.
Наибольшее значение имеют такие источники права социального обеспечения, как указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, поскольку в них часто содержатся первичные правовые нормы.
В соответствии с Конституцией РФ Президент вносит в Государственную Думу законопроекты, издает указы и распоряжения. Указы и распоряжения обязательны для исполнения всеми, вместе с тем они не должны противоречить Конституции РФ и законам.
На практике первый Президент России не использовал предоставленное ему право законодательной инициативы в области социального обеспечения и издавал нормативные указы, которыми устанавливал соответствующие права граждан в этой области либо изменял права, закрепленные законами.
Правительство РФ издает постановления и распоряжения лишь во исполнение Конституции, федеральных законов и нормативных указов Президента (ст. 115 Конституции РФ). Практически компетенция Правительства по изданию соответствующих нормативных правовых актов в сфере социального обеспечения определяется отраслевыми законами. Однако в ряде случаев Правительство выходит за рамки правотворческой компетенции, которая очерчена в законах и указах.
Согласно Конституции РФ, постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению в Российской Федерации. В случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента они могут быть отменены Президентом РФ.
Министерства и другие федеральные органы исполнительной власти России издают соответствующие нормативные правовые акты (инструкции, правила, разъяснения и др.) на основании Положений о них, утвержденных Правительством РФ, либо по отдельным поручениям, содержащимся в законах, указах, постановлениях. Нередко такие акты издаются и без официальных поручений, по инициативе самих этих органов.
Классификация источников права социального обеспечения может
быть осуществлена и по видам регулируемых общественных отношений.
Право социального обеспечения регулирует однородные по своему
характеру отношения, но в то же время эти отношения существенно
различаются по их предмету, поскольку в одном случае им являются
денежные выплаты в виде пенсий, пособий, компенсаций, а в других — материальное благо в виде той или иной социальной услуги либо
льготы. В связи с этим в системе источников данной отрасли отчетливо выделяются три относительно обособленные группы нормативных
правовых актов: акты, регулирующие пенсионное обеспечение, акты
о социальных пособиях и компенсационных выплатах и акты о социальном обслуживании пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми,
безработных. Внутри этих групп возможна более детальная классификация актов, например по соответствующим правовым институтам. В
издаваемых сборниках нормативных правовых актов о социальном
обеспечении акты обычно располагаются именно в таком порядке.
Самостоятельным критерием классификации источников права социального обеспечения может быть признан круг лиц, на который распространяется действие норм соответствующих нормативных актов. По
данному критерию выделяются акты, регулирующие: социальное обеспечение пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми военнослужащих, судей, прокурорско-следственных работников граждан,
занимающих государственные должности и должности государственных служащих на федеральном и региональном уровнях депутатов
Государственной Думы и членов Совета Федерации народных депутатов РСФСР созыва 1990—1995 гг. космонавтов и др.
В зависимости от финансовых источников, за счет средств которых осуществляется социальное обеспечение, различают нормативные
правовые акты, регулирующие обеспечение за счет средств обязательного социального страхования и за счет бюджетных ассигнований. Этот
критерий на данном этапе имеет чрезвычайно актуальное значение,
поскольку потребности рынка труда как одного из основных элементов рыночной экономики объективно обусловливают необходимость
усиления страховых начал в социальном обеспечении тех, кто трудится
или трудился в прошлом. Федеральным законом от 16 июля 1999 г. «Об
основах обязательного социального страхования» предусмотрено принятие законов по каждому отдельному виду страхового обеспечения.
По содержанию нормативные правовые акты могут быть классифицированы на отраслевые и комплексные. К числу отраслевых относятся такие, нормы которых регулируют общественные отношения
исключительно в сфере социального обеспечения. Это, например,
законы о пенсионном обеспечении, о социальных пособиях, компенсационных выплатах, о социальном обслуживании. В комплексных актах
содержатся нормы, относящиеся к нескольким отраслям права. Напри
мер, нормы Законов РФ «О занятости населения в Российской Федерации», «О статусе судей в Российской Федерации», Основ законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» и некоторых
других входят в систему не только права социального обеспечения, но и
трудового, административного, финансового права.
Правомерна классификация источников на акты, относящиеся еще
к союзному законодательству и продолжающие действовать на территории России, и акты Российского законодательства. Это в основном по
становления Совета Министров СССР, в том числе совместные с
ВЦСПС (например, об обеспечении работников пособием по времен
ной нетрудоспособности). Указанные акты сохраняют свое действие
по решению Правительства РФ (например, Постановление Совета
Министров СССР об утверждении Списков, в соответствии с которыми назначаются пенсии по старости в связи с особыми условиями
труда), а иногда и без такого решения, на основании сложившейся
практики, поскольку отсутствует Российский нормативный правовой
акт, регулирующий соответствующие общественные отношения.
Содержание
Читать: Аннотация
Читать: Предисловие
Читать: Общая часть
Читать: Глава i. понятие социального обеспечения, его функции, современное состояние и формы
Читать: § 1. основные этапы становления систем социального обеспечения
Читать: § 2. понятия социального обеспечения, социального страхования и социальной защиты населения. фу§ 3. право человека на социальное обеспечение и роль государства в его реализации
Читать: § 4. формирование Российской федеральной системы социального обеспечения
Читать: § 5. формы социального обеспечения
Читать: Глава 2. понятие, предмет, метод и система права социального обеспечения
Читать: § 1. понятие права социального обеспечения как отрасли права
Читать: § 2. предмет права социального обеспечения
Читать: § 3. метод права социального обеспечения
Читать: § 4. система права социального обеспечения
Читать: § 5. право социального обеспечения как научная дисциплина
Читать: Глава 3. принципы права социального обеспечения
Читать: § 1. понятие принципов права и их классификация
Читать: § 2. содержание принципов права социального обеспечения
Читать: Глава 4. источники права социального обеспечения
Читать: § 1. понятие источников права социального обеспечения и их классификация
Читать: § 2. общая характеристика источников права социального обеспечения
Читать: Глава 5. правоотношения по социальному обеспечению
Читать: § 1. понятие и виды правоотношений по социальному обеспечению
Читать: § 2. субъекты, объект и содержание правоотношений по социальному обеспечению
Читать: § 3. пенсионные правоотношения
Читать: § 4. правоотношения по поводу пособий и компенсаций
Читать: § 5. правоотношения по обеспечению застрахованных, пострадавших на производстве, и их семей
Читать: § 7. процедурные и процессуальные правоотношения, возникающие в связи с социальным обеспечениемОсобенная часть
Читать: Раздел i. трудовой стаж
Читать: Глава 6. понятие трудового стажа, его виды
Читать: § 1. понятие трудового стажа, его значение и классификация
Читать: § 2. общий трудовой стаж
Читать: § 3. специальный трудовой стаж
Читать: § 4. страховой трудовой стаж
Читать: § 5. непрерывный трудовой стаж
Читать: Глава 7. исчисление и подтверждение трудового стажа
Читать: § 1. исчисление трудового стажа
Читать: § 2. подтверждение трудового стажа
Читать: Раздел п. пенсионное обеспечение
Читать: Глава 8. общая характеристика пенсионной системы России
Читать: § 1. пенсионная система России, ее современное состояние
Читать: § 2. понятие пенсий и их классификация. право выбора пенсии
Читать: Глава 9. пенсия по старости
Читать: § 1. понятие пенсии по старости
Читать: § 2. пенсия по старости на общих основаниях
Читать: § 3. пенсия по старости на льготных основаниях
Читать: § 4. пенсии по старости в связи с особыми условиями труда
Читать: § 5. пенсия по старости в связи с работой на крайнем севере
Читать: § 6. досрочная пенсия по старости и пенсия по старости при неполном общем трудовом стаже
Читать: § 7. размер пенсии по старости. надбавки к пенсии
Читать: Глава 10. пенсия по инвалидности
Читать: § 1. понятие пенсии по инвалидности. инвалидность, ее группы, причины, время наступления и их ю§ 2. пенсия по инвалидности на общих основаниях
Читать: § 3. пенсия но инвалидности на основаниях, предусмотренных для военнослужащих
Читать: § 4. размер пенсии по инвалидности. надбавки к пенсии
Читать: Глава 11. пенсия по случаю потери кормильца
Читать: § 1. понятие пенсии по случаю потери кормильца.
Читать: § 2. пенсия по случаю потери кормильца на общих основаниях
Читать: § 3. пенсия по случаю потери кормильца на основаниях, предусмотренных для семей военнослужащих
Читать: § 4. размер пенсии по случаю потери кормильца.
Читать: Глава 12. пенсия за выслугу лет
Читать: § 1. понятие пенсии за выслугу лет
Читать: § 2. круг граждан, имеющих право на пенсию за выслугу лет, и условия ее назначения
Читать: § 3. размер пенсии за выслугу лет. надбавки к пенсии
Читать: Глава 13. социальная пенсия
Читать: § 1. понятие социальной пенсии и основания для ее установления
Читать: § 2. размеры социальных пенсий
Читать: Глава 14. исчисление пенсий. адаптация пенсионных выплат к изменениям в уровне цен и оплате тру§ 1. механизм исчисления пенсий и заработка, из которого они исчисляются
Читать: § 2. правила исчисления надбавок к пенсии и ее повышения
Читать: § 3. два метода исчисления пенсий. компенсационные выплаты и определение общей суммы пенсий
Читать: § 4. перерасчет ранее назначенной пенсии
Читать: § 5. адаптация пенсионных выплат
Читать: Глава 15. обращение за пенсией, ее назначение и перерасчет
Читать: § 1. органы, осуществляющие пенсионное обеспечение
Читать: § 2. обращение за пенсией, документы, необходимые для ее назначения
Читать: § 3. назначение пенсии. сроки, с которых назначается и пересчитывается пенсия
Читать: Глава 16. выплата пенсии
Читать: § 1. общие правила выплаты государственной пенсии
Читать: § 2. выплата пенсий работающим пенсионерам
Читать: § 3. удержания из пенсии
Читать: Глава 17. пенсии, иные пенсионные выплаты для отдельных категорий граждан
Читать: § 1. формирование привилегированной пенсионной системы
Читать: Раздел iii. социальные пособия, компенсационные выплаты, обеспечение по страхованию пострадавшиГлава 18.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!