Система социальных льгот преимуществ

Тема № 18. ЛЬГОТЫ ПО СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.
Читайте также:
Под льготами обычно понимают преимущества, дополнительные права, предоставляемые отдельным категориям граждан. Льготы имеют место там, где нет условий для равного удовлетворения жизненно важных потребностей. В этом случае льготы могут компенсировать это, выполняя таким образом важную социальную функцию, так как создают всем гражданам равные условия для индивидуального развития, реализации ими конституционных прав.
Вопрос отнесения льгот к социальному обслуживанию не явется однозначным. При анализе данной проблемы следует учитывать, что сама система норм социального обеспечения как отрасли права еще не сформирована полностью, нет однозначного подход к определению ее структуры.
В этой связи убедительным представляется мнение Е.Г.Крылатых по вопросу правовой природы структуры права социального обеспечения как отрасли. «В теории права социального обеспечения - пишет она, - общепризнанным является, что исходным основанием для объединения норм в институты особенной части служит вид предоставляемого обеспечения. Группа норм, объединенных в институт, детально регламентирует основания, порядок и размер предоставления конкретного вида обеспечения. Внутри института в определенную общность могут быть выделены специальные нормы, устанавливающие особенности в условиях и размерах предоставления данного вида обеспечения для различных категорий субъектов. Как правило, эти нормы устанавливают более льготные условия предоставления вида обеспечения. Несмотря на свою относительную самостоятельность, нормы-льготы как часть входят в соответствующий институт».
Поскольку льготы регулируют не самостоятельное общественное отношение и даже не часть его, а являются лишь возможным элементом этого отношения, связанного с видом обеспечения применительно к различным категориям субъектов, объединение этих норм не является самостоятельным институтом права социального обеспечения. Выделение таких норм проводится по иным критериям, нежели деление норм права социального обеспечения на институты.
На сегодняшний день существует огромное количество форм поддержки социально незащищенных слоев населения. Одних льгот около 430. Этими льготами охвачено почти 2 тысячи категорий населения. Закон «О социальной государственной помощи» делит все льготы на ряд категорий: профессиональные льготы (например, пограничники, «силовики» бесплатно ездят на транспорте, не платят за коммунальные услуги), льготы за особые заслуги (ветеранам войны и труда, получившим звание Героя Советского Союза и Российской Федерации и пр.) и льготы нуждающимся (они даются как форма социальной поддержки).
Провести классификацию льгот достаточно сложно. Они предусматриваются в законах, указах и постановлениях Правительства.
Возможно разграничение льгот по целевой направленности, по условиям предоставления и субъектному составу их получателей. Думается, можно согласиться с разграничением льгот по всем трем показателям: целевой направленности, условиям предоставления, субъектному составу.
Вопрос об основаниях предоставления льгот также является не однозначным: принято считать, что в форме льгот выступает компенсация повышенных затрат определенной группе лиц, имеющим в ней потребность. Мы бы сказали, что льготой можно назвать компенсацию только повышенных затрат, связанных с удовлетворением личных потребностей. Если компенсируются затраты, совершаемые, например, по долгу службы (оплата проезда социальным работникам, милиционерам и др.), такая компенсация не является льготой.
В виде льготы выступает также преимущество одной группы перед другими. Анализ законодательства показывает, что «преимущество» употребляется чаще тогда, когда речь идет о наделении отдельных категорий граждан правом на первоочередное удовлетворение их потребностей: внеочередное, первоочередное социальное обслуживание и др.
Социально-правовыми основаниями предоставления льгот по социальному обеспечению является наступление объективно существующих жизненных обстоятельств (инвалидность, старость, малообеспеченность и др.), которые порождают специфические потребности личности (в специальных средствах передвижения, в бытовом обслуживании на дому и др.). Для их обеспечения нуждающие наделяются дополнительными правами-льготами. Если эти льготы не предоставить, эти лица не смогут в полной мере удовлетворить свои жизненно важные потребности на общественно необходимом уровне.
Другим основанием для предоставления льгот выступает наличие у граждан особых заслуг перед обществом. Предоставление льгот по этому основанию является не только потребностью лиц в особых формах социальной защиты ввиду инвалидности, старости и др. но и служит формой поощрения и признания заслуг перед обществом и государством (инвалиды и участники ВОВ, инвалидов боевых действий на территории других государств и др.). Эти льготы можно назвать привилегиями. Привилегии имеют смысл, когда существует дефицит услуг, большая очередь на предоставление услуг. В будущем, когда социальные услуги не будут дефицитны подобные привилегии перестанут существовать.
Льготы-привилегии могут выступать в виде правовых гарантий социальной защиты. Например, Федеральный закон «О ветеранах предусматривает правовые гарантии социальной защиты ветеранов РФ, которая осуществляется путем предоставления компенсаций и льгот. В соответствии с этим Законом к мерам социальной защиты ветеранов относится предоставление им льгот по налогообложению, по получению, приобретению, строительству и содержанию жилых помещений, по оплате коммунально-бытовых услуг и торговому обслуживанию, медицинскому, протезно-ортопедическому обслуживанию, санаторно-курортному лечению, обеспечению лекарствами и изделиями медицинского назначения, по обеспечению транспортными средствами и оплате проезда, пользованию услугами учреждений связи, трудоустройству, переподготовки кадров и условиям труда и др.
Льготой, по мнению законодателя, является освобождение от конституционной обязанности платить законно установленные налоги, сборы пошлины для определенного круга лиц. Например, такая льгота установлена Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС» для определенного круга лиц (ст. 1).
Законодательство предусматривает замену льгот компенсациями. Например, согласно Федеральному закону «О ветеранах» (ст. 14) неработающие инвалиды войны при наличии медицинских показателей обеспечиваются бесплатными путевками в санаторно-курортные организации. Для тех получателей путевок, которые по какой-либо причине не воспользовались своим правом, государство предусмотрело выплату денежной компенсации в размере не менее четырехкратного минимального размера пенсии по старости.
В социальном обслуживании система льгот должна быть более сориентирована на специфику потребностей, регион проживания, материального и семейного положения субъектов права социального обеспечения. Льготы предоставляются отдельным категориям граждан за счет фонда, держателем которого выступает общество в целом, поэтому вопрос об определенных предпочтениях, которые общество отдает тем или иным лицам, вызывает подчас острые эмоциональные реакции в массовом сознании.
Следует полагать, что льготы в социальном обеспечении - это льготы для соответствующих категорий граждан, выделенных по определенным признакам, которые дают основания для их дополнительной социальной защиты».
Большинство прав в социальном обслуживании выступает в форме льгот и привилегий для одиноких престарелых и инвалидов. Льготы заключаются в освобождении полностью или частично от оплаты бытовых услуг, предоставляемых другим гражданам за плату. В некоторых случаях само предоставление той или иной услуги для одиноких престарелых трактуется как льгота (доставка на дом горячих обедов, помощь в приготовлении пищи, уход во время болезни и др.), в то же время такие льготы являются долгом общества перед пожилыми гражданами. «Возложение на общество обязанности содержать и поддерживать нетрудоспособных - это не акт доброй воли законодателя, а объективная необходимость современного общества». Но если речь идет об обязанности общества, уместно ли говорить о льготах?
Льготы выгодны не только личности, но и обществу в целом, если государство не будут оказывать социальную поддержку людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, то эта обязанность ляжет на плечи семьи, которая из своей зарплаты будет вынуждена оплачивать социальные услуги. В настоящее время «семейная нагрузка» ощутима. Недооценка тех или иных потребностей личности, невозможность или неполнота их удовлетворения неизбежно ведут к замедлению темпов общественного развития.
В законодательстве дифференциация льгот осуществляется по контингентам граждан, которым они предоставляются. Льготы в социальном обеспечении предоставляются ветеранам, инвалидам, детям, многодетным семьям, семьям, имеющим детей-инвалидов, жертвам политических репрессий, бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др. Содержание этих льгот неоднородно по их экономической и социальной значимости.
Существенные изменения в систему льгот внес Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с указанным Законом понятие «льготы» заменяется термином «меры социальной поддержки». Многие ранее существовавшие льготы заменяются на денежные выплаты. Кроме того, закон разграничил компетенцию Российской Федерации и ее субъектов в сфере финансирования предоставляемых мер по социальной поддержке граждан.
Так, к компетенции Российской Федерации отнесены меры посоциальной поддержке инвалидов и участников Великой Отечественной войны, бывших несовершеннолетних узников фашизма, участников Великой Отечественной воины на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений и других военных объектах, членов семей умерших инвалидов и участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, всех категорий инвалидов, а также граждан, подвергшихся воздействию радиации.
Для указанных категорий граждан (по их выбору) предусматривается возможность получения ежемесячного «социального пакета», (заменяющего бесплатный проезд, бесплатное обеспечение лекарственными средствами, а также санаторно-курортное лечение) в размере 450 руб. Сохранены льготы по оплате коммунальных услуг, протезно-ортопедической помощи, а также по предоставлению технических средств по реабилитации.
К компетенции субъектов отнесено финансирование мер по социальной поддержке жертв политических репрессий, ветеранов труда, ветеранов военной службы, пенсионеров, тружеников тыла, пенсионеров, имеющих доход ниже прожиточного минимума.
item-page><!--StartFragment--><P style=text-align: center class=Style39><STRONG> 27.1. Понятие социальных льгот и их классификация</STRONG></P><P> </P><P style=text-align: justify class=Style71>Под льготами понимают преимущества, дополнительные права, предоставляемые отдельным категориям граждан. Льготы имеют место там, где нет условий для равного удовлетворения жизненно важных потребностей. В этом случае льготы могут компенсировать это, выполняя, таким образом, важную социальную функцию, так как создают всем гражданам равные условия для индивидуального развития, реализации ими конституционных прав. Льготы регулируют не самостоятельное общественное отношение и даже не часть его, а являются лишь возможным элементом этого отношения, связанного с видом обеспечения применительно к различным категориям субъектов<A href=#L339><SUP>339</SUP></A>.</P><P style=text-align: justify class=Style71>Государственные социальные льготы, права и гарантии в Республике Беларусь — это предусмотренные законодательством преимущества, полное или частичное освобождение от исполнения установленных обязанностей либо облегчение условий их исполнения в связи с особым социально-правовым статусом гражданина или особенностями его профессиональной деятельности<A href=#L340><SUP>340</SUP></A>.</P><P style=text-align: justify class=Style71>Следовательно, социально-правовыми основаниями выступают особый социально-правовой статус гражданина или особенности его профессиональной деятельности. Основная цель государственной политики в сфере предоставления социальных льгот направлена на совершенствование государственной социальной поддержки населения, обеспечение экономической эффективности и социальной справедливости и основывается на принципах гуманизма, доступности, адресности, гарантированности.</P><P style=text-align: justify class=Style71>Провести классификацию льгот достаточно сложно. Они предусматриваются в законах, указах и постановлениях Правительства. Но возможно разграничение льгот по целевой направленности, по условиям предоставления и субъектному составу их получателей. Думается, что можно согласиться с мнением большинства ученых по разграничению льгот по всем трём показателям: целевой направленности, условиям предоставления и субъектному составу. Вопрос об основаниях предоставления льгот также является неоднозначным: принято считать, что в форме льгот выступает компенсация повышенных затрат определенной группе лиц, имеющим в ней потребность, а также затрат, связанных с удовлетворением личных потребностей. Если компенсируются затраты, совершаемые, например, по долгу службы (оплата проезда социальным работникам и др.), такая компенсация не является льготной. Поскольку в виде льготы выступает также преимущество одной группы лиц перед другими. Анализ законодательства показывает, что термин «преимущество» употребляется чаще тогда, когда речь идёт о наделении отдельных категорий граждан правом на первоочередное удовлетворение их потребностей: внеочередное, первоочередное социальное обслуживание и др.</P><P style=text-align: justify class=Style71>Социально-правовыми основаниями предоставления льгот по социальному обеспечению является наступление объективно существующих жизненных обстоятельств (инвалидность, старость, ма-лообеспеченность и др.), которые порождают специфические потребности личности (в специальных средствах передвижения, в бытовом обслуживании на дому и др.). Для их обеспечения нуждающиеся наделяются дополнительными правами — льготами, если эти льготы не предоставить, то эти лица не смогут в полной мере удовлетворить свои жизненно важные потребности на общественно необходимом уровне.</P><P style=text-align: justify class=Style71>Другим основанием для предоставления льгот выступает наличие у граждан особых заслуг перед обществом. Предоставление льгот по этому основанию является не только потребностью лица в особых формах социальной защиты ввиду инвалидности, старости и др. но и служит формой поощрения и признания заслуг перед обществом и государством (инвалиды и участники ВОВ, инвалиды боевых действий на территории других государств и др.). Эти льготы можно назвать привилегиями. Они имеют смысл, когда существует дефицит услуг, большая очередь на предоставление услуг. Льготы-привилегии могут выступать в виде правовых гарантий социальной защиты, которые осуществляются путем предоставления компенсаций и льгот: льгот по налогообложению, по получению, приобретению, строительству и содержанию жилых помещений, по оплате коммунально-бытовых услуг, торговому обслуживанию, медицинскому, протезно-ортопедическому обслуживанию, санаторно-курортному лечению, обеспечению лекарствами, по обеспечению транспортными средствами и оплате проезда и др.</P><P style=text-align: justify class=Style71>Льготой, по мнению законодателя, является освобождение от конституционной обязанности платить законно установленные налоги, сборы, пошлины для определенного круга лиц. Льготы предоставляются отдельным категориям граждан за счет фонда, держателем которого выступает общество в целом. Льготы выгодны не только личности, но и обществу в целом. Если государство не будет оказывать социальную поддержку людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, то эта обязанность ляжет на плечи семьи, которая из своей зарплаты вынуждена оплачивать социальные услуги. Недооценка тех или иных потребностей личности, невозможность или неполнота их удовлетворения неизбежно ведут к замедлению темпов общественного развития. Следует полагать, что льготы в социальном обеспечении — это льготы «для соответствующих категорий граждан, выделенных по определенным признакам, которые дают основания для их дополнительной социальной защиты».</P><P style=text-align: justify class=Style71>В действующем законодательстве дифференциация льгот осуществляется по целям направления и условиям их предоставления, в частности:</P><P style=text-align: justify class=Style71>1. Льготы по лекарственному обеспечению, то есть право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами, выдаваемыми по рецептам врачей в пределах перечня основных лекарственных средств в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь.</P><P style=text-align: justify class=Style71>2. Льготы по обеспечению техническими средствами социальной реабилитации, то есть право на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов, металлоакрилатов (металлокомпозитов), металлокерамики и фарфора, а также нанесения защитно-декоративного покрытия из нитрид-титана) в государственных организациях здравоохранения по месту жительства и право на бесплатное обеспечение иными техническими средствами социальной реабилитации в соответствии с Государственным реестром (перечнем) технических средств социальной реабилитации в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь.</P><P style=text-align: justify class=Style71>3. Льготы по санаторно-курортному лечению и оздоровлению, то есть право на получение денежной помощи на оздоровление в размере и на условиях, установленных Президентом Республики Беларусь. Либо гражданам по их желанию вместо денежной помощи на оздоровление предоставляется право на внеочередное бесплатное санаторно-курортное лечение (при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний) или оздоровление (при отсутствии медицинских противопоказаний). Лица, сопровождающие инвалидов I группы, детей-инвалидов в возрасте до 18 лет в санаторно-курортные или оздоровительные организации, обеспечиваются путевками на санаторно-курортное лечение или оздоровление бесплатно (без лечения) при условии, что необходимость в таком сопровождении подтверждается заключением вра-чебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения. Право на бесплатное санаторно-курортное лечение (при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний) или оздоровление (при отсутствии медицинских противопоказаний).</P><P style=text-align: justify class=Style71>4. Льготы по проезду на городском пассажирском транспорте и автомобильном транспорте общего пользования регулярного междугородного сообщения в сельской местности, то есть право на бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) независимо от места жительства, а проживающие в сельской местности — также на автомобильном транспорте общего пользования регулярного междугородного сообщения в пределах административного района по месту жительства.</P><P style=text-align: justify class=Style71>5. Льготы по проезду на пассажирском транспорте общего пользования регулярного пригородного сообщения, то есть право на бесплатный проезд на железнодорожном, водном и автомобильном пассажирском транспорте общего пользования регулярного пригородного сообщения (кроме такси).</P><P style=text-align: justify class=Style71>6. Льготы по проезду на пассажирском транспорте общего пользования регулярного междугородного сообщения, то есть право на бесплатный проезд (по талонам, выдаваемым соответствующими органами) один раз в год (туда и обратно) на внутренних линиях водного, воздушного, автомобильного пассажирского транспорта общего пользования регулярного междугородного сообщения либо в пассажирских поездах или вагонах формирования Белорусской железной дороги во внутриреспубликанском сообщении, право на бесплатный проезд (по талонам, выдаваемым соответствующими органами) один раз в год (туда и обратно) в пассажирских поездах или вагонах формирования Белорусской железной дороги во внутриреспубликанском сообщении либо на 50-процентную скидку со стоимости проезда один раз в год (туда и обратно) на внутренних линиях водного, воздушного или автомобильного пассажирского транспорта общего пользования регулярного междугородного сообщения.</P><P style=text-align: justify class=Style71>7. Льготы по оплате за техническое обслуживание, пользование жилыми помещениями и коммунальные услуги, то есть освобождение от платы за техническое обслуживание и (или) пользование жилым помещением в пределах 20 квадратных метров общей площади занимаемого жилого помещения, право на 50-процентную скидку с платы за техническое обслуживание и (или) пользование жилым помещением в пределах 20 квадратных метров общей площади занимаемого жилого помещения и право на 50-процентную скидку с платы за коммунальные услуги (горячее и холодное водоснабжение, канализация, газ, электрическая и тепловая энергия, вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов, пользование лифтами) по установленным законодательством тарифам (ставкам) в пределах утвержденных норм потребления, а проживающие в домах без центрального отопления — за топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных законодательством для продажи населению.</P><P style=text-align: justify class=Style71>8. Льготы по плате за установку квартирных телефонов то есть право на первоочередную однократную бесплатную установку квартирного телефона при протяженности абонентской линии не более 500 метров (при протяженности абонентской линии сверх установленной нормы плата взимается в полном размере).</P><P style=text-align: justify class=Style71>9. Льготы по плате за пользование квартирным телефоном и за почтовые отправления, то есть право на бесплатное пользование квартирным телефоном (кроме междугородных и международных разговоров), право на 50-процентную скидку с платы за пользование квартирным телефоном (кроме междугородных и международных телефонных разговоров).
Льготы по системе социального обеспечения
План
1. Понятие и виды льгот по системе социального обеспечения, круг лиц, пользующихся ими
2. Предоставление инвалидам средств передвижения
3. Виды льгот, предоставляемых ветеранам
1. Понятие и виды льгот по системе социального обеспечения, круг лиц, пользующихся ими
Льгота – (анг. Privilege) – предоставление каких-либо преимуществ, частичное освобождение от выполнения установленных общих правил,обязанностей и т.п.
По системе социального обеспечения в Республике Беларусь льготы и преимущества предоставляются ветеранам, пенсионерам, инвалидам и другим категориям граждан в социально-бытовом, транспортном обслуживании, оказании медицинской помощи, в санаторно-курортном лечении, по проезду, по жилью, торговому обслуживанию,протезированию, по предоставлению средств передвижения, по уплате налогов и т.д. в соответствии с действующим законодательством.
Так, инвалидам Отечественной войны и приравненным к ним инвалидам предоставляются следующие льготы:
- бесплатный отпуск лекарств по рецепту врача
- бесплатное обеспечение всеми видами протезно-ортопедической помощи
- бесплатное ежегодное санаторно-курортное лечение
- бесплатный проезд на всех видах городского транспорта
- 50% скидка со стоимости проезда с 1 октября по 15 мая
- бесплатный проезд один раз в год по железной дороге и 50% скидка на других видах транспорта
- предоставление в первую очередь жилья и льгот по нему
- первоочередной ремонт транспорта
- по подоходному налогу (не облагаются доходы в размере 10 минимальных заработных плат за каждый месяц года, в течение которого либо за который получен доход)
- льготное торговое обслуживание
- обеспечение транспортными средствами и колясками и другие льготы, предусмотренные Законом Республики Беларусь «О ветеранах» от 12.07.2001 № 44-З и Законом Республики Беларусь «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» от 11.11.1991 с изменениями и дополнениями.
Участникам Великой Отечественной войны предоставляются следующие льготы:
- повышение размеров пенсий и льготное налогообложение
- получение льготных кредитов, субсидий
- первоочередное санаторное лечение
- бесплатный проезд на городском общественном транспорте
- бесплатное получение лекарств
- 50% скидка на жилье
- внеочередное пользование телефонной связью, установка телефона за 20% стоимости и др. льготы предусмотренные законодательством.
Имеются дополнительные льготы ветеранам войны, достигших 70-летнего возраста. Им предоставляются права и льготы, предусмотренные статьей 12 Закона Республики Беларусь «О ветеранах»как для инвалидов Великой Отечественной войны, за исключением льгот,предусмотренных только для инвалидов I и II групп.
Имеют также льготы:
- Участники Великой Отечественной войны из числа лиц вольнонаемного состава, занимавшие штатные должности в частях действующей армии
- Граждане,работавшие в период блокады (с 8.09.41 г. по 27.01.44 г.) г. Ленинграда на предприятиях города и награжденные медалью «За оборону Ленинграда», а также граждане, награжденные знаком Ленгорсовета «Жителю блокадного Ленинграда».
- Военнослужащие,принимавшие участие в локальных войнах и военных конфликтах на территории других стран в составе формирований и в качестве специалистов и советников Вооруженных Сил, КГБ и МВД.
- Семьи погибших военнослужащих
- Семьи умерших инвалидов и участников Отечественной войны.
- Бывшие узники фашистских концлагерей, тюрем, гетто и бывшие несовершеннолетние узники иных мест принудительного содержания, созданных фашистской Германией и ее союзниками в период 2 мировой войны.
- Инвалиды с детства вследствие ранения, контузии и увечья, связанных с боевыми действиями в период войны, либо их последствиями.
- Инвалиды с детства, дети-инвалиды до 18 лет, инвалиды вследствие общего заболевания,трудового увечья.
- Ветераны труда.
- Лица,сопровождающие инвалидов Iгруппы.
Льготы и преимущества по социальному обеспечению предоставляются также в соответствии с Законом Республики Беларусь«О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС»от 22 февраля 1991г. с изменениями и дополнениями.
Гражданам, заболевшим и перенесшим лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также инвалидам, в отношении которых установлена причинная связь наступившей инвалидности с Чернобыльской катастрофой. Они имеют право на:
- бесплатное получение лекарств по рецептам врачей ежегодное бесплатное обеспечение санаторно-курортным лечением или получение денежной компенсации в размере средней стоимости путевки бесплатный проезд на транспорте (кроме такси) от места жительства до места лечения, диспансерного, амбулаторного или клинического обследования и обратно.
- возмещение органами социальной защиты расходов, связанных с обслуживанием на дому больного, нуждающегося по медицинскому заключению в постороннем уходе.
- выплату пособия по временной нетрудоспособности в размере 100% заработной платы.
- выплату работающим инвалидам пособия по временной нетрудоспособности до 4 месяцев подряд или 5 месяцев в календарном году.
- использование ежегодного отпуска в удобное для них время, а также получение ежегодного дополнительного отпуска продолжительностью 14 календарных дней с сохранением заработной платы.
- внеочередное обеспечение жилой площадью нуждающихся в улучшении жилищных условий в течение года, а также на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнатыпередачу безвозмездно в частную собственность занимаемых ими квартир в домах государственного жилищного фонда.
- преимущественное оставление на работе при сокращении штата или численности работников.
- первоочередное бесплатное выделение автомобиля.
- бесплатный проезд на городском общественном транспорте (кроме такси), железнодорожном,автомобильном и водном транспорте пригородного сообщения.
- внеочередную установку телефона.
- освобождение от уплаты подоходного налога и др.
В случае смерти лица, пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам его семьи или лицам, взявшим на себя расходы по проведению похорон, выплачиваются пособия на погребение в размере семикратной минимальной заработной платы.
Лица, получающие пенсию за особые заслуги перед Республикой Беларусь, и проживающим совместно с ними членам их семьи предоставляется скидка в размере 50% с установленной платы за коммунальные услуги, имеют преимущественное право на медицинскую помощь и бесплатное протезирование всех видов (за исключением протезов из драгоценных металлов), предоставляется право на бесплатное пользование по месту жительства городским транспортом, имеют право на ежегодное бесплатное санаторно-курортное лечение. Путевки в санаторий и дом отдыха выдаются этим лицам отделами социальной защиты облисполкомов и военного горисполкома, а не реализовавшему право на санаторно-курортное лечение, выдается денежная компенсация, равная пятикратному минимальному размеру пенсии по возрасту.
Право бесплатного проезда на городском транспорте имеют:
- Инвалиды и участники Великой Отечественной войны, приравненные к ним, семьи погибших и умерших военнослужащих
- Инвалиды с детства с причиной боевых действий в годы Великой Отечественной войны
- Узники фашистских концлагерей, афганцы
- Герои СССР и социального труда Республики Беларусь
- Полные кавалеры орденом славы и трудовой славы
- Инвалиды 1 и 2групп
- Инвалиды 3 группы(по причине войны, инвалиды с детства по причине боевых действий в годы войны и инвалиды по причине аварии ЧАЭС
- Дети до 7 лет
- Дети-сироты
- Сопровождающие инвалидов 1 группы
- Граждане,перенесшие лучевую болезнь
- Работники правоохранительных органов и военнослужащие, которые осуществляют оперативно-розыскную и следственную деятельность, обеспечивают охрану общественного порядка, работники госконтроля, пенсионеры, получающие пенсии за особые заслуги
- 50% стоимости проезда оплачивают учащиеся, студенты, пенсионеры при достижении возраста(мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет).
2. Предоставление инвалидам средств передвижения
Обеспечение инвалидов транспортными средствами осуществляется на основании «Положения о порядке обеспечения инвалидов транспортными средствами и компенсации расходов на их транспортное обслуживание» в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22 июня 1998 г. № 988. Обеспечение инвалидов автомобилем с ручным управлением осуществляется по месту жительства областными и Минским городским комитетами по труду и социальной защите в пределах выделенных фондов.Основанием для выдачи инвалиду автомобиля с ручным управлением служит заключение МРЭК о наличии у него показаний на их получение и отсутствии противопоказаний к вождению автотранспорта. Имеется перечень медицинских показаний и противопоказаний. Проживающим в домах-интернатах автомобили не выдаются.
Обучение инвалидов войны вождению автомобилем с ручным управлением организуется органами социальной защиты,учеба, проезд, питание, жилье им предоставляется бесплатно.
Инвалиды, приобретшие автомобиль с ручным управлением за наличный расчет, все расходы по обучению несут за свой счет. Инвалидам от трудового увечья или профзаболевания расходы возмещаются предприятием, виновным в причинении вреда. Автомобили выдаются и продаются инвалидам только при наличии водительского удостоверения. При лишении водительского удостоверения продляется срок эксплуатации автомобиля на время лишения права, если не оформлена доверенность другому родственнику, имеющему водительское удостоверение.
Автомобили, полученные инвалидами бесплатно или на льготных условиях снимаются с учета органами ГАИ с разрешения органов социальной защиты областных и Минского городского отдела труда и социальной защиты.
Автомобиль «ОКА» с ручным управлением выдается бесплатно при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний к вождению:
- Инвалидам Отечественной войны, рабочим и служащим, ставшим инвалидами в связи с ранением,контузией, увечьем в период войны
- Инвалидам из числа военнослужащих, ставших инвалидами при исполнении обязанностей военной службы
- Инвалидам из числа участников гражданской войны
- Инвалидам из числа лиц, начальствующего и рядового состава органов МВД и КГБ, ставшими инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей
- Инвалидам из числа бойцов и лиц командного состава истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, действовавших с 1.01.44 по 31.12.51 г. в УССР, БССР,Лит.ССР, ЛАТВ.ССР, ЭСТ.ССР
- Инвалидам Великой Отечественной войны из числа вольнонаемных в составе действующей армии
- Инвалидам военнослужащим, инвалидность которых связана с прохождением военной службы
- Инвалидам из числа ветеранов Великой Отечественной войны, достигшим 70-летнего возраста
- Инвалидам от трудового увечья или профессионального заболевания.
На льготных условиях (20% стоимости)автомобилем «Окой» с ручным управлением обеспечиваются:
- инвалиды по общему заболеванию
- инвалиды с детства при наличии медицинских показаний на получение мотоколяски и отсутствии противопоказаний к вождению автотранспорта
- инвалиды из числа военнослужащих, у которых нет медицинских показаний на получение автомобиля с ручным управлением, но имеются заболевания, которые препятствуют вождению с обычным управлением
- инвалиды из числа военнослужащих, инвалидность которых связана с прохождением военной службы, при наличии медицинских показаний на право получения мотоколяски.
Автомобиль «Ока» с обычным управлением выдается на льготных условиях (20% стоимости) родственникам,совместно проживающим и осуществляющим постоянный уход за инвалидом с детства или ребенком-инвалидом до 18 лет, страдающим тяжелой формой детского церебрального паралича.
Выдача бесплатно или продажа автомобиля «Ока» производится сроком на 10 лет, без права продажи и передачи другим лицам.
Инвалид может с зачетом стоимости автомобиля «Ока» приобрести другой автомобиль, если автомобиль ему выдан бесплатно.
При замене автомобиля комиссия органов социальной защиты выносит решение о списании или о его пригодности.
В случае смерти инвалида,полученный им бесплатно автомобиль ЗАЗ или мотоколяска остается в собственности членов его семьи, а автомобиль «Ока» передается инвалидам, стоящим на очереди на замену автомобиля.
Инвалидам войны выплачивается ежегодная денежная компенсация расходов на бензин, ремонт,техобслуживание автомобилей и мотоколясок и запасных частей к ним, а также на транспортное обслуживание до получения нового автомобиля.
Инвалидам Отечественной войны 1-3 групп, инвалидам военнослужащим 1-3 групп, участникам отечественной войны, которым исполнилось 70 лет, Героям СССР и социалистического труда,кавалерам 3-ех орденов Славы, пенсионерам за особые заслуги выплачивается компенсация за неиспользованную путевку в календарном году в сумме декабрьской пенсии, а участникам ЧАЭС – по средней стоимости путевки.
3. Виды льгот, предоставляемых ветеранам
Правовой статус ветеранов войны, труда, вооруженных сил, круг лиц, пользующихся льготами, гарантии деятельности ветеранских организаций определяет Закон Республики Беларусь «О ветеранах», принятый 17 апреля 1992 г. № 15, ст.249 (в редакции Закона Республики Беларусь от 12.07.2001 г. № 44-З).
В соответствии с указанным законом ветеранами войны признаются граждане, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества в составе действующей армии (флота),партизанских отрядов и подполья, а также принимавшие участие в локальных войнах и военных конфликтах на территории других стран в составе формирований и в качестве специалистов и советников Вооруженных сил, КГБ, МВД.
Ветеранами труда признаются граждане, имеющие в соответствии с действующим законодательством право на пенсию по возрасту на общих основаниях и имеющие трудовой стаж(мужчины – 30 лет, женщины – 25 лет).
Ветеранами вооруженных сил являются военнослужащие, уволенные в запас или отставку по возрасту и выслуге лет в соответствии с действующим законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих, прослуживших 25 и более календарных лет.
Ветеранами признаются также:
- граждане,принимавшие участие в вооруженной борьбе с бандформированиями в составе истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, действовавших с1.01.44 г. по 31.12.51 г. на территории УССР, БССР и Прибалтийских республик
- граждане,принимавшие участие в годы Великой Отечественной войны в вооруженной борьбе против фашистских захватчиков в составе истребительных отрядов и народного ополчения
- граждане,принимавшие участие в составе специальных формирований в разминировании территории после освобождения ее от немецкой оккупации в 1943-1945 гг.
- работники специальных формирований, переведенные в период Великой Отечественной войны на положение лиц, состоящих в рядах Красной Армии и выполнявших в интересах армии и флота в пределах тыловых границ действующих фронтов или оперативных зон действующих флотов
- граждане,постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, принимавшие участие в боевых действиях против фашистской Германии, ее союзников и империалистической Японии в годы 2 мировой войны на территории зарубежных стран в составе национальной армии
- лица вольнонаемного состава СА, ВМФ, войск и органов МВД, КГБ, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии
- граждане Республики Беларусь, принимавшие участие в движениях сопротивления против фашистской Германии, ее союзников на территории других государств, иностранные граждане и лица без гражданства, участвовавшие в военных действиях в составе советских ВС, партизанских отрядов, соединений, подпольных организаций.
Пенсионное обеспечение ветеранов производится в соответствии с действующим законодательством о пенсионном обеспечении граждан и военнослужащих.
Ветераны в Республике Беларусь обладают всей полнотой политических, социально-экономических, личных прав и свобод и несут обязанности, предусмотренные Конституцией Республики Беларусь и другими законодательными актами.
Признавая заслуги ветеранов, государство гарантирует им дополнительные права и льготы.
Предприятия ветеранов войны, труда и вооруженных сил, на которых работает не менее 70% пенсионеров от среднесписочной численности промышленно-производственного персонала,освобождаются от уплаты налога на прибыль.
Для ветеранов труда предусмотрены следующие льготы:
- Преимущественное право на вступление в ЖСК, гаражные кооперативы и садоводческие товарищества,на получение льготных ссуд для индивидуального жилищного строительства
- Ветераны (60 лет,55 лет) имеют преимущественное право на установку квартирных телефонов,обслуживание на предприятиях службы быта и общественного питания
- Достигшие70-летнего возраста обеспечиваются по рецептам врачей лекарствами и медикаментозными средствами с 50% скидкой их стоимости
- Предоставлена 50%скидка со стоимости проезда во всех видах городского и пригородного пассажирского транспорта (кроме такси) (мужчины - 60, женщины – 55 лет),проживающим в сельской местности – и на автобусах междугородных маршрутов в пределах административного района по месту жительства.
Местные Советы депутатов, трудовые коллективы за счет собственных средств вправе производить доплаты к пенсиям ветеранов, периодически изменять эти доплаты в соответствии с условиями жизни в данном регионе, могут оказывать помощь на лечение, приобретение тех средств,облегчающих жизнь и деятельность ветеранов, на ремонт жилых помещений и другие нужды, для чего создают специальные Фонды.
Трудовые коллективы, где работал ветеран, военкоматы оказывают помощь родным в организации похорон умершего ветерана. Захоронение одиноких ветеранов производится за счет местного бюджета службами жилищно-коммунального хозяйства.
Ветераны, получая пенсию,вправе продолжать трудовую деятельность. Ограничение трудовой,предпринимательской и другой общественно полезной деятельности ветеранов не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Ветерану после ухода на пенсию по решению трудового коллектива предоставляются дополнительные по сравнению с действующим законодательством льготы по улучшению жилищных условий,оказанию медицинской помощи, санитарно-курортному лечению.
В целях защиты прав и охраняемых интересов ветеранов в областях, районах, городах, на предприятиях создаются ветеранские организации.
50. Система социальных гарантий. Роль организации в их обеспечении
Система социальных гарантий . комплекс мер со стороны органов государственной власти и организаций, направленных на создание равных условий решения социальных проблем для различных групп населения.
Цель внедрения системы социальных гарантий . адекватная реакция на социальное положение населения, снижение уровня социальной напряженности в обществе, заблаговременное предупреждение конфликтных ситуаций.
Задачами системы социальных гарантий являются :
1) сокращение уровня социально-экономической бедности среди населения
2) укрепление безопасности граждан в социальном плане
3) инвестирование средств в национальные проекты здравоохранения, жилья и образования
4) доступность медицинской помощи, образования и социального обеспечения для всех категорий граждан
5) создание благоприятных экономических условий трудоспособному населению для достойного уровня жизни
6) формирование эффективной системы социальной защиты для нуждающихся в поддержке граждан.
Роль организации сводится к соблюдению действующего законодательства в области социально-экономических отношений, обеспечению прав работников на беспрепятственный доступ к системе здравоохранения, образования и другим областям социальной сферы государства, участию организаций в социальном страховании работников и иных государственных социальных программах.
Функционирование системы социальных гарантий заключается в формировании правового статуса социальной помощи и предоставлении определенных льгот и компенсаций. Под льготами подразумеваются предоставление преимуществ отдельным категориям граждан, их освобождение от выполнения некоторых обязательств. Под компенсацией понимается возмещение ущерба и убытков отдельным категориям граждан, ответственность по которым берут на себя государство или иной хозяйствующий субъект.
НЕМАТЕРИАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ: СОЦИАЛЬНЫЕ ЛЬГОТЫ И ПРЕИМУЩЕСТВА
Мастер-класс НЕМАТЕРИАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ: СОЦИАЛЬНЫЕ ЛЬГОТЫ И ПРЕИМУЩЕСТВА, предоставляет возможность каждому участнику проанализировать фонд оплаты труда своей организации, запланировать изменения и определить оптимальную программу нематериальной мотивации для работающего персонала (каждый участник выполняет практические задания по своему штатному расписанию).
Результатами проведения мастер-класса для участников являются:
В ПРОГРАММЕ МАСТЕР-КЛАССА
НЕМАТЕРИАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ: СОЦИАЛЬНЫЕ ЛЬГОТЫ И ПРЕИМУЩЕСТВА.
- Системное определение мотивационной политики организации. Составляющие мотивационной политики: заработная плата, компенсационные выплаты, социальные льготы и преимущества, корпоративные мероприятия и др.
Процесс обучения проходит с использованием мультимедийного проектора и видеоаппаратуры, в ходе мастер-класса используются следующие методы обучения:
Принципы и содержание реформы (монетизации) социальных льгот в социальном обеспечении России
Информация о социологии » Современное правовое регулирование социальных льгот » Принципы и содержание реформы (монетизации) социальных льгот в социальном обеспечении России
4. Данный нормативно-правовой акт, по сути, устанавливает две системы преимуществ - натуральные льготы и денежные компенсации, обозначаемые как меры социальной поддержки. Вместе с тем не обозначаются специфика использования данных юридических средств, их правовые режимы, не фиксируется четкий порядок их практического применения. Например, не отлажен механизм обеспечения бесплатными лекарственными средствами. В некоторых субъектах РФ число отказов в обслуживании уполномоченными аптечными учреждениями рецептов на получение бесплатных лекарственных средств составляет от 6 до 16 процентов. Стоимость лекарственных средств, предоставляемых соответствующим категориям граждан бесплатно, превышает стоимость тех же лекарственных средств, отпускаемых в розничной сети аптечных учреждений по коммерческим ценам[45].
5. Необходимо установить временные сроки, этапы, стадии процесса льготирования, закрепить особые компенсационные механизмы (например, в денежном выражении) за неиспользованные социальные услуги. Должны быть нормативно зафиксированы меры контроля за предоставлением социальных гарантий на региональном и муниципальном уровнях в целях ликвидации возможностей ведомственного усмотрения в процессе льготирования, сокращения сферы существования дискреционных полномочий соответствующих должностных лиц. К сожалению, правовое регулирование этих вопросов отдано «на откуп» субъектам Федерации, лишь немногие из которых в достаточной мере оперативно отреагировали на изменившееся законодательство.
6. Остался не затронутым вопрос о минимальном социальном стандарте, критериях его определения, соотношения с величиной прожиточного минимума и минимальным размером оплаты труда. В дальнейшем возможно принятие отдельного рамочного нормативного акта, посвященного данной проблеме, где детально будет определен механизм установления социальных пособий, компенсаций и льгот на основе единых для всех категорий субъектов нормативов минимальных социальных стандартов. Это позволит упорядочить действующие социальные гарантии, компенсации и льготы, привести их в единую систему, создать базовую нормативную основу для льготного регулирования в Российской Федерации.
Качество 122-го закона снижают и многочисленные погрешности технико-юридического характера, о чем уже говорилось в литературе[46]. Кроме того, данный нормативно-правовой акт был принят после формирования федерального бюджета, что негативно сказалось на качестве его финансового обеспечения.
7. В анализируемом законе должен быть детально разработан механизм реализации социальных гарантий, обеспечивающий практическое воплощение подобных правовых установлений. Важно учитывать, что на механизм действия нормы права, закрепляющей те или иные меры социальной поддержки, оказывают постоянное влияние факторы внешней социальной среды, которые могут вызвать неблагоприятные последствия и нарушить его нормальное функционирование. Поэтому возникает задача создания надежных материальных и юридических гарантий, способствующих наиболее эффективному воплощению в жизнь подобных правовых установлений.
Важно учитывать, что значительная часть социальных обязательств в соответствии с законопроектом переходит под ответственность субъектов Российской Федерации и муниципалитетов. Вместе с тем источники и механизмы финансирования подобных обязательств должным образом не обозначены. Известная же ограниченность финансовых возможностей многих Российских регионов и муниципальных образований не исключает опасность невыполнения названных обязательств. Кроме того, законодатель должен четко определить размер устанавливаемых юридических благ (льгот, субсидий, мер социальной поддержки), закрепив единые условия, критерии и порядок их предоставления. Вполне логично «определить минимальные и максимальные размеры льгот, компенсаций, субсидий, пособий»[47], которые должны устанавливаться не в фиксируемой сумме, а в процентном отношении к минимальному размеру оплаты труда. Целесообразно детально разработать условия и порядок индексации социальных пособий, компенсаций и льгот.
Какая скидка предусмотрена на ж/д билеты по ученическому? (Украина)
Анюта Нагурнова Ученик (158), на голосовании 2 года назад
Голосование за лучший ответ
fan fashion Профи (576) 2 года назад
Нашла в нете "Согласно действующим правилам Укрзализницы, студентам и учащимся очной формы обучения школ, училищ и ВУЗов предоставляется скидка в размере 50% стоимости проезда в поездах в общих и плацкартных вагонах пассажирских поездов, а также во втором и третьем классе региональных.
Скидка на билеты для студентов действует круглый год. Обязательным условием для получения жд билета со скидкой является предъявление действующего студенческого или ученического билета с записью про дневную или стационарную форму обучения.
Источники:
Следующие статьи:
- Классификация льгот по налогу имущество организаций
- Льготы в праве социального обеспечения курсовая работа
Комментариев пока нет!