Правовое регулирование льгот сфере пенсионного обеспечения
О принципах правового регулирования пенсионного обеспечения
Рейтинг пользователей: / 0
Худший Лучший
О принципах правового регулирования пенсионного обеспечения
Принципы права являются правовой категорией, имеющей важное значение и в общей теории права, и в отраслевых правовых науках. В качестве показателя самостоятельности областей права наряду с предметом и методом правового регулирования общественных отношений, выступают также специфические отраслевые принципы, объединяющие отдельные нормы области права, отражающие сущность данных норм и устанавливающие правовое положение субъектов права. Изучение же проблемы принципов права пенсионного обеспечения, в первую очередь, требует наличия общетеоретических знаний о понятии принципов права. «Принцип» (prinsipum), являясь латинским словом, употребляется в смысле основных идей, руководящих положений. Согласно теории права, под принципами права понимаются основные идеи и руководящие начала, выражающие сущность, основное содержание и общие направление развития норм права внутри всей системы права [1].
Общепринятым считается разделение принципов права по сфере деятельности на общие, межотраслевые, отраслевые и внутриотраслевые принципы.
Однако долгое время в юридической литературе вопрос дифференциации принципов институтов и подинститутов был предметом жарких споров. В. С. Шайхатдинов справедливо отмечает, что в системе принципов существуют принципы, характерные не только для одного института, а для целой их совокупности. Он особо подчеркивает наличие принципов, характерных для институтов права [2].
А в современный период разные ученые уже обоснованно доказывают необходимость наличия (существования) внутриотраслевых принципов, в том числе принципов по конкретным институтам права социального обеспечения [3]. Принципы ведущего института права социального обеспечения - права пенсионного обеспечения имеют важное значение в качестве внутриотраслевых принципов.
Следует указать на то, что еще в советской юридической литературе были разработаны принципы пенсионной системы рабочих и служащих (Е.
В то же время принципы советского пенсионного обеспечения были исследованы в работах А. Левшина и Н. Г. Александрова [4]. Вообще, принципы пенсионного права, являвшегося ведущим институтом права социального обеспечения всегда находились в центре внимания. В современный же период в связи с осуществлением реформ в пенсионном законодательстве нашей республики эта проблема приобретает особое значение.
Следует указать на то, что определение, данное профессором Э. Г. Тучковой принципам советского права пенсионного обеспечения актуально и в наше время. По ее мнению, под принципами советского пенсионного права понимаются руководящие положения, отражающие сущность норм права по этому институту, его внутренне единство и перспективы развития. Взяв за основу данное определение Э. Г. Тучковой, принципам права пенсионного обеспечения с точки зрения современного пенсионного законодательства можно дать следующее определение: «Под правовыми принципами пенсионного обеспечения. взятого в качестве важной правовой категории права пенсионного обеспечения понимаются исходные начала и руководящие положения, характеризующие сущность и содержание, внутреннее устройство и перспективы дальнейшего развития норм права пенсионного обеспечения, взятого в качестве центрального и ведущего института права социального обеспечения».
С позиций концепций современного пенсионного законодательства и пенсионной реформы можем отметить следующие принципы правового регулирования пенсионного обеспечения:
- принцип осуществления пенсионного обеспечения на основе обязательного государственного социального страхования
- принцип общности и возможности (доступности) условий осуществления пенсионного обеспечения
- принцип разнообразия видов пенсионного обеспечения
- принцип дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения
- принцип предоставления пенсионного обеспечения на уровне не ниже прожиточного минимума
- принцип создания равных условий для деятельности организаций по пенсионному обеспечению независимо от их форм собственности
- принцип защиты прав граждан на пенсионное обеспечение.
1. Принцип осуществления пенсионного обеспечения на основе обязательного государственного социального страхования.
В современный период практически уже сформировалась новая система пенсионного обеспечения. По действующему законодательству, средства, выделяемые на пенсии собираются во внебюджетных государственных фондах. В Азербайджанской Республике таким фондом является Государственный Фонд Социальной Защиты, правовой статус которого определен Положением, утвержденным распоряжением Президента Азербайджанской Республики от 31 августа 2002 года ( в большинстве же других государств аналогичные фонды называются Пенсионным Фондом). Указанный фонд является самостоятельной финансово-кредитной организацией и ее денежные средства находятся в ведении государства, однако не входят в состав какого-либо бюджета. Средства фонда формируются за счет страховых платежей работодателей, средств, выделяемых из государственного бюджета, доходов от инвестиций, добровольных платежей юридических и физических лиц, платежей работников по найму и др. поступлений. Лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, не создав при этом юридического лица, тоже переводят средства в ГФСЗ.
Однако система государственного пенсионного обеспечения наряду с принципом обязательного социального страхования, должна основываться также на принципе накопления. А пенсионная система, основывающаяся только лишь на принципе обязательного социального страхования должна быть применена не только к лицам, работающим по найму (то есть по трудовому договору), а ко всем гражданам. Этого требуют реальности, обусловленные становлением рыночной экономики в государствах, переживающих переходный период.
2. Принцип общности и доступности условий осуществления пенсионного права.
Принцип равенства, предусмотренный нормами международного права реализуется и в пенсионном законодательстве, однако по основаниям, указанным в нем не допускается установление дискриминации в пенсионном праве.
Вторая часть принципа предусматривает условия доступности приобретения пенсионного обеспечения.
Пенсионное право возникает при соблюдении определенных условий. Эти условия должны быть доступными, позволяющими выполнить их без какого-либо труда и не должны предусматривать каких-либо ограничивающих оговорок. Под доступностью же условий понимается относительная легкость их приобретения. Еще в середине прошлого века Е. И. Астрахан, критикуя понятие «доступности условий осуществления пенсионного права», указывал на то, что данное понятие выбрано недостаточно удачно.
Однако он отмечал, что данное понятие можно считать более приемлемым, нежели понятие «доступности пенсионного обеспечения» [5]. В то же время Н. Г.Александров предлагал понятие «доступности общих условий приобретения пенсионного права» [6].
По мнению же И. М. Сироты, доступность нужно понимать в двух следующих смыслах:
- действительной доступности условий (например, трудового стажа) для предоставления пенсионного обеспечения
- в обоснованности и реальности самих этих условий.
В связи с первым смыслом следует указать на то, что для получения полной трудовой пенсии по возрасту женщины должны иметь 20 лет трудового стажа, а мужчины 25 лет. Период же трудоспособности в человеческой жизни весьма длителен: соответственно 39 и 44 года (начиная с 15 лет до достижения пенсионного возраста, то есть соответственно 57 и 62 лет). В течении указанного времени любой трудоспособный гражданин может иметь возможность приобрести трудовой стаж. Это можно отнести также и к стажу, который берется за основу при установлении пенсии по инвалидности вследствие общего заболевания и потери семьей кормильца.
Для установления же социальных пенсий вообще не предусмотрены требования к стажу.
Вообще, в пенсионном праве, как правило, отсутствуют ограничительные нормы, предусматривающие какие-либо неблагоприятные последствия. Например, пенсионным законодательством не предусмотрены какие-либо сроки в связи с обращением для получения пенсии. Эти сроки не ограничены, то есть гражданин, достигший пенсионного возраста, ставший инвалидом, или же потерявший кормильца в любое время может обратиться для получения пенсии.
3. Принцип разнообразия видов пенсионного обеспечения.
Этот принцип, практически, является более конкретным проявлением принципа разнообразия видов социального обеспечения.
В период возникновения государственной системы пенсионного обеспечения количество случаев страхования, предоставляющих людям право на пенсионное обеспечение было очень ограниченным. С изменением социально-экономических условий и развитием цивилизации данная перечень расширяется (например, по возрасту, по инвалидности, в связи с потерей кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии и др. ).
И. М. Сирота правильно подчеркивает, что существование такого перечня видов пенсий подтверждает ограниченность понятия о разнообразии пенсионного обеспечения.
По его мнению, это связано с тем, что законодательством установлена исчерпывающая перечень случаев потери трудоспособности [7].
4. Принцип дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения.
Этот принцип выражен во многих нормах пенсионного права. В широком смысле дифференциация «понимается как любая дискриминация (здесь дискриминация проводится в позитивном смысле), зависящая от тех или иных условий и закрепленная в нормах». Дифференциация всегда имеет определенные цели, и это представляет собой установление законодателем различий при помощи прогнозируемых правовых средств.
Дифференциация в пенсионном праве имеет различные цели и задачи. Нормы пенсионного права, являющиеся по своей сути едиными, регулируют общественные отношения с участием разных категорий граждан: работников, военнослужащих, обучающихся, писателей, мужчин и женщин, лиц, полностью или частично являющихся инвалидами, пожилых граждан, детей и других членов (например, жены(мужа), родителей) семей, потерявших кормильца, работающих на подземных и других тяжелых работах, работающих в обычных условиях труда, ставших инвалидами вследствие общей болезни, трудовой травмы, профессиональной болезни и других.
Дифференциация необходима для выравнивания материального положения различных групп граждан, не имеющих достаточной социальной защищенности и восстановления их статуса полноценного члена общества. Однако дифференциация не должна быть чрезмерной и не должна стать препятствием на пути развития системы пенсионного обеспечения в целом. Э. Г. Тучкова провела анализ современного состояния государственной системы пенсионного обеспечения и указала на то, что предусмотренные льготы слишком многочисленны [8]. А Е. Е. Мачульская показывает, что наибольшее количество льгот предусмотрено именно в пенсионных институтах [9]. А это привело к тому, что число вышедших на пенсию до достижения общего пенсионного возраста составляет 28 процентов пенсионеров по возрасту. Расходы на оплату этих пенсий составляют примерно 35 процентов расходов на оплату пенсий по возрасту (по старости) в целом. В 1994 году каждому седьмому пенсионеру пенсия назначалась со снижением возраста на 5-10 лет по сравнению с общим пенсионным возрастом. Вместе с тем, по данным специалистов, 30 процентов работников, пользующихся преимуществами при получении пенсий работают в нормальных условиях [10].
По нашему мнению, следует установить мораторий над принятием пенсионных законов, предусматривающих предоставление определенной категории граждан пенсионных льгот за счет других. В то же время, следует предусмотреть в рамках законодательства о труде определенные меры по усовершенствованию пенсионного обеспечения лиц, работающих во вредных и тяжелых условиях труда.
Нельзя считать правильной также дифференциацию пенсионного возраста по половому признаку. Так, женщины живут дольше мужчин и поэтому между реальными объемами пенсионных платежей существует разница. Для устранения этой разницы и ослабления финансовой нагрузки пенсионных фондов необходимо рассмотреть вопрос о выравнивании пенсионного возраста мужчин и женщин. Интеграция в международное сообщество в последнее время еще более усилило эту тенденцию.
Использование пенсионных льгот в качестве стимула при решении демографических проблем должно снять проблему трудовых ресурсов. В современный же период поставлена цель их замены мерами, соответствующими производственным, региональным и другим условиям.
Вместе с тем, государство должно гарантировать льготное пенсионное обеспечение для работников тех государственных предприятий и областей экономики, в которых в силу объективных причин нет возможности улучшить условия труда.
5. Принцип предоставления пенсионного обеспечения на уровне не ниже прожиточного минимума.
В современный период данный принцип, практически, не реализуется. Так, большинство видов предоставляемых пенсий не находится на уровне прожиточного минимума. Но это вовсе не означает, что государство освобождается от своих обязательств, вытекающих из Конституции и ратифицированных им Всеобщей Декларации «О правах человека» и Международного пакта «Об экономических, социальных и культурных правах».
Следует указать на то, что в большинстве государств бедность стала повседневной реальностью. Показатели уровня жизни населения, и первую очередь разница между оплатой труда и минимальным размером пенсий и прожиточным минимумом являются неудовлетворительными в социальном отношении.
6. Принцип создания равных условий для деятельности организаций по пенсионному обеспечению независимо от формы собственности.
Утверждение новых политических и экономических отношений в жизни общества обусловило возникновение в законодательстве изменений, соответствующих требованиям дня. Одним из этих изменений является принцип создания равных условий для функционирования различных видов собственности.
В праве пенсионного обеспечения эти принципы нашли свое отражение в проведении государственной политики, направленной на поддержку частной и общественной инициативы в сфере пенсионного обеспечения.
Мы считаем, что создание пенсионных фондов на основе частной собственности и соответствующих видов деятельности должны осуществляться на основании специального лицензирования.
А государство, в свою очередь, должно создать нормальные условия для их функционирования посредством материально-правовых, организационно-правовых и процессуально-правовых гарантий и обеспечить их деятельность. Существование же данной системы является дополнительным и действенным средством обеспечения достойных условий жизни пенсионеров и снижения «демографической нагрузки».
В любом случае негосударственная пенсионная система должна функционировать в качестве дополнительной системы по отношению к государственной пенсионной системе. Эта система будет функционировать либо в качестве дополнительной пенсионной системы отдельных организаций, отраслей экономики, либо в форме личного пенсионного страхования граждан. В свою очередь, второй случай будет стимулировать деятельность страховых организаций в сфере пенсионного страхования или же приведет к созданию пенсионных фондов на частной собственности. Е.М. Четыркин пишет, что во многих странах основными институтами, обеспечивающими значительную часть населения пенсиями являются пенсионные фонды работников предприятий, учреждений, профессиональных объединений и международных организаций. Такие фонды обычно называют частными или же производственными. Подобные фонды больше всего распространились в США, а меньше всего в странах с хорошим развитием государственных систем (например, страны Скандинавии и Австрия) [11].
7. Принцип защиты прав граждан на пенсионное обеспечение.
Цельность, неприкосновенность и реальная гарантированность субъективных прав граждан является одной из основных целей правовой системы нашей страны. Право на пенсионное обеспечение является одним из основных субъективных прав граждан и поэтому оно защищается и общими гарантиями, предусмотренными в конституции, и специфическими гарантиями, предусмотренными в пенсионном законодательстве. В систему специфических гарантий, существующих в пенсионном праве входят:
- Установление демократической и гибкой процедуры назначения пенсий. Это означает, что процедуры доказывания и оформления прав граждан на пенсию должны быть достаточно простыми и легкими. Перечень документов, необходимых для назначения пенсий должна быть сформирована таким образом, чтоб требовалось как можно меньше документов.
- Выбор наиболее эффективного способа доставки назначенных пенсий.
- Учет интересов пенсионеров при установлении сроков осуществления права на пенсионное обеспечение.
Значение установления принципов правового регулирования пенсионного обеспечения заключается в следующем:
Во-первых, эти принципы отражают в целом сущность норм пенсионного права и эти нормы способствуют созданию связей с экономическими основами общества.
Во-вторых, эти принципы выступают одной из основ объединения отдельных норм пенсионного законодательства в единую систему.
В-третьих, эти принципы направляют дальнейшее развитие пенсионного законодательства и в дальнейшем окажут действенную помощь применению норм пенсионного права.
В-четвертых, эти принципы будут определять положение субъектов права пенсионного обеспечения, их права и обязанности.
В-пятых, система внутриотраслевых принципов в целом позволит определить сферу деятельности института пенсионного права, а также отражать реальные социально-экономические и политические процессы в обществе в меняющемся правовом пространстве и создать динамичную систему взаимодействия принципов.
Ученые, указывая на значение принципов права, отмечают, что принципы, обеспечивая правотворчество, реализацию права и идеологическое единство правопорядка в целом, также «позволяют глубже выяснить» смысл конкретных норм законодательства, «играют направляющую роль в их толковании» [12]. Принципы также выступая критериями легитимности действующего законодательства, могут быть использованы для оценки его содержания [13].
Алиев Маис Наби оглы, к. ю. н. доцент юридического факультета Бакинского государственного университета (БГУ), г. Баку, Республика Азербайджан
Список литературы
[1] См. Теория государства и права. Учебник. Под ред. М. Н. Марченко. М. Изд-во «Зеркало». 2000, с. 432.
[2] См. Шайхатдинов В. Ш. Теория социального обеспечения. Юридический анализ, Саратов. Изд-во Саратовского Университета.
[3] См. Захаров М. Л. Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения в России: Учебник. М. Издательство –БЭК, 2001, с. 100 Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения. Учебное пособие. Вып. I, Екатеринбург. 1996. с. 47.
[4] См. Левшин А. Основные принципы пенсионного обеспечения в СССР («Социальное обеспечение « 1956 г. № 5-6, с. 2-26 Н. Г. Александров. Советское трудовое право, изд. 2-е, Госюриздат, 1959, с. 370-373.
[5] См. Астрахан Е. И. Принципы пенсионного обеспечения рабочих и служащих. М. Госюриздат.
1961. с. 33.
[6] См. Н. Г. Александров. Советское трудовое право. Издание 2-е, Госюриздат, 1959, с. 370.
[7] См. I. M. Сирота. Право пенсiйного забезпечения в Украiнi, Киiв, Юрiком Iнтер, 1998, с. 49
[8] Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения. Учебно-методическое пособие. Нормативные акты о пособиях и компенсационных выплатах. М. 1995, с. 45.
[9] Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения. Учебно-справочное пособие. М. 1997, с. 33.
[10] Явич Л. С. Право развитого социалистического общества. Сущность и принципы. М. Юрид. лит.
1978. с. 36-37.
[11] См. Четыркин Е. М. Пенсионные фонды. М. 1993, с. 3.
[13] См.6 Теория права и государства. Учебник для вузов/под ред. Г. Н. Манова. М. 2БЕК», 1996, с. 172, 174.
Льготы для многодетных семей в Новосибирской области
Здравструйте!
У меня почти аналогичный вопрос. Мы многодетная семья:
Сын 1.03.2003год
Двойня 22.12.2008 год
Проживаем в Новосибирской обл. р.п. Коченёво. Получила декретные (На больничном листе с 23 ноября 2008 г. по 4 мая 2009 г.), послеродовые на каждого сына, депутатские:за 2 ребёнка и за 3 ребёнка и детские (Соц.защита).Вменили льготу 30% на газ и свет. Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет сказали будут платить только после окончания больничного листа, то есть после 4 мая. То есть 4 месяца ни каких пособий нет. Положено ли мне ещё какие нибудь выплаты? Как то сложновато стало с кризисом жить, а у нас о выплатах ни чего в соц.защите не говорят, о чём узнали, то и получите. А недавно знакомые сказали, что с 1 марта 2009 года Президент РФ ввёл дополнительную помощь многодетным семьям, а какую - не знаю. Подскажите какую и куда мне обратится.
Откуда: Омская область,г.Омск
Возраст: 35
Ну да ,так и сделали-добавили денежные выплаты за коммуналку в размере 310 р. в мес. на всю семью + сократили бесплатный проезд до 30 поездок в мес.
Региональная поддержка многодетных семей, Новосибирская область, 2012-2013 год
| География: Новосибирская область | Тема: Льготы | Тип: Документ
«О СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ»
Закон Новосибирской области от 6 октября 2010 года N 533-ОЗ (в ред. Законов Новосибирской области от 07.11.2011 N 136-ОЗ, от 04.07.2012 N 246-ОЗ)
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона
Настоящий Закон в целях обеспечения защиты семьи, материнства, отцовства и детства на территории Новосибирской области устанавливает меры социальной поддержки многодетных семей, основания их предоставления, приостановления и прекращения, порядок учета многодетных семей, полномочия органов государственной власти Новосибирской области в сфере социальной поддержки многодетных семей.
Статья 2. Законодательство Новосибирской области в сфере социальной поддержки многодетных семей
Законодательство Новосибирской области в сфере социальной поддержки многодетных семей основывается на Конституции Российской Федерации, федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации и состоит из Устава Новосибирской области, настоящего Закона, иных законов и нормативных правовых актов Новосибирской области.
Статья 3. Сфера действия настоящего Закона
1. Действие настоящего Закона распространяется на многодетные семьи - семьи, проживающие на территории Новосибирской области, в том числе приемные семьи, родители в которых имеют трех и более детей (родных, усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), пасынков и падчериц) в возрасте до восемнадцати лет или старше восемнадцати лет - учащихся очной формы обучения образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста двадцати трех лет (далее - многодетная семья).
2. Действие настоящего Закона не распространяется на многодетные семьи, если в семье остается на содержании и воспитании менее трех детей, в случае:
1) объявления ребенка в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации полностью дееспособным (эмансипированным), за исключением случая, когда ребенок является учащимся очной формы обучения образовательного учреждения независимо от его организационно-правовой формы
2) вступления в законную силу решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим
3) приобретения ребенком дееспособности в полном объеме в случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет (со времени вступления в брак), за исключением случая, когда ребенок является учащимся очной формы обучения образовательного учреждения независимо от его организационно-правовой формы
4) нахождения ребенка на полном государственном обеспечении в государственном или муниципальном образовательном учреждении
5) призыва на военную службу
6) отбывания ребенком наказания в местах лишения свободы по приговору суда, вступившему в законную силу
7) ограничения родителей в правах, лишения родительских прав в отношении одного или нескольких детей.
3. Ограничение или лишение родительских прав одного из родителей в многодетной семье не ограничивает право другого родителя на получение мер социальной поддержки, предусмотренных настоящим Законом.
Статья 4. Полномочия Законодательного Собрания Новосибирской области в сфере социальной поддержки многодетных семей
К полномочиям Законодательного Собрания Новосибирской области в сфере социальной поддержки многодетных семей относятся:
1) принятие законов Новосибирской области в сфере социальной поддержки многодетных семей, а также осуществление контроля за их соблюдением и исполнением
2) утверждение объема финансирования расходов областного бюджета Новосибирской области на предоставление мер социальной поддержки многодетных семей.
Статья 5. Полномочия Правительства Новосибирской области в сфере социальной поддержки многодетных семей
К полномочиям Правительства Новосибирской области в сфере социальной поддержки многодетных семей относятся:
1) определение основных направлений государственной политики Новосибирской области в сфере социальной поддержки многодетных семей
2) утверждение долгосрочных целевых программ в сфере социальной поддержки многодетных семей
3) установление порядка предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям
4) установление порядка выдачи и формы удостоверения многодетной семьи
5) установление размера ежегодной денежной выплаты на приобретение одежды для посещения школьных занятий для детей - учащихся общеобразовательных учреждений.
Статья 6. Полномочия областного исполнительного органа государственной власти Новосибирской области, уполномоченного в сфере социальной поддержки многодетных семей
К полномочиям областного исполнительного органа государственной власти Новосибирской области, уполномоченного в сфере социальной поддержки многодетных семей (далее - областной уполномоченный орган), относятся:
1) разработка и реализация долгосрочных целевых программ в сфере социальной поддержки многодетных семей в порядке, установленном Правительством Новосибирской области
2) разработка, утверждение и реализация ведомственных целевых программ в сфере социальной поддержки многодетных семей в порядке, установленном Правительством Новосибирской области
3) участие в формировании и реализация государственной политики Новосибирской области в сфере социальной поддержки многодетных семей
4) организация предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям
5) осуществление учета многодетных семей, которым предоставляются меры социальной поддержки
6) консультирование по вопросам предоставления документов, подтверждающих право на получение социальной поддержки.
Статья 7. Порядок учета многодетных семей
1. В целях реализации прав многодетных семей на социальную поддержку в Новосибирской области территориальные органы областного уполномоченного органа по месту жительства или месту пребывания многодетной семьи осуществляют учет многодетных семей.
2. Основанием для постановки на учет многодетной семьи, имеющей право на меры социальной поддержки, является удостоверение многодетной семьи, выданное родителям (опекунам, попечителям) либо на имя одного из родителей (опекуна, попечителя) территориальным органом областного уполномоченного органа по месту жительства или месту пребывания многодетной семьи. Форма удостоверения многодетной семьи, а также срок его действия, порядок выдачи, продления действия, замены, признания недействительным устанавливаются Правительством Новосибирской области.
В случае, когда брак родителей (опекунов, попечителей) расторгнут, удостоверение выдается тому из родителей (опекунов, попечителей), по месту жительства или месту пребывания которого проживает не менее трех детей.
3. Для получения удостоверения родители (опекуны, попечители) либо один из родителей (опекунов, попечителей) представляют в территориальный орган областного уполномоченного органа по месту жительства или месту пребывания заявление. Для выдачи удостоверения необходимы следующие документы:
1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина (подлинный экземпляр и копию)
2) свидетельства о рождении детей (подлинные экземпляры и копии)
3) выписка из решения органов опеки и попечительства об установлении над ребенком (детьми) опеки (попечительства)
4) утратил силу
5) свидетельство о регистрации брака (подлинный экземпляр и копию)
6) фотографии заявителя размером 3 см x 4 см (две штуки)
7) справка территориального органа областного уполномоченного органа по месту жительства или месту пребывания другого супруга об отсутствии учета в качестве многодетной семьи (в случае, когда один из супругов зарегистрирован по месту жительства по другому адресу относительного другого супруга), которую территориальный орган областного уполномоченного органа запрашивает самостоятельно, если заявитель не представил ее по собственной инициативе
8) справка, выданная учебным заведением, об обучении ребенка, достигшего возраста 18 лет.
4. При выдаче удостоверения многодетной семьи в составе многодетной семьи при совместном проживании с родителями (или с одним из родителей) не менее трех детей учитываются дети, проживающие отдельно от родителей в связи с обучением в общеобразовательном учреждении, на очной форме обучения учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
5. Удостоверение многодетной семьи выдается на срок наличия у семьи статуса многодетной.
6. Родители (опекуны, попечители) в многодетной семье, имеющие удостоверение многодетной семьи, обязаны сообщать в территориальный орган областного уполномоченного органа по месту жительства или месту пребывания обо всех изменениях, влияющих на статус многодетной семьи, в течение десяти календарных дней со дня возникновения этих изменений.
Статья 8. Меры социальной поддержки многодетных семей
1. Многодетным семьям устанавливаются следующие меры социальной поддержки:
1) первоочередное предоставление мест в областных государственных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования для детей из многодетных семей, сдавших единый государственный экзамен, при прочих равных условиях
2) первоочередное предоставление мест в дошкольных образовательных учреждениях Новосибирской области
3) первоочередное обеспечение учебной литературой из библиотечного фонда областных государственных и муниципальных образовательных учреждений Новосибирской области
4) компенсация в размере 30 процентов (для многодетных семей, имеющих пять и более детей, компенсация в размере 50 процентов) платы фактических расходов на оплату коммунальных услуг по электроснабжению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, газоснабжению (в том числе поставок бытового газа в баллонах), отоплению (теплоснабжению, в том числе поставок твердого топлива при наличии печного отопления)
5) обеспечение питанием на льготных условиях обучающихся, воспитанников областных государственных, муниципальных общеобразовательных учреждений - детей из многодетных семей
6) право проезда на муниципальных маршрутах регулярного сообщения пассажирского автомобильного (кроме такси), электрического (трамвай, троллейбус, метрополитен) транспорта, а также на пригородных и межмуниципальных маршрутах регулярного сообщения пассажирского автомобильного транспорта на территории Новосибирской области без взимания платы для детей - учащихся образовательных учреждений всех типов на основании специального месячного проездного билета
7) бесплатная выдача лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет
8) ежегодная денежная выплата на приобретение одежды для посещения школьных занятий для детей - учащихся общеобразовательных учреждений
9) бесплатные образовательные услуги государственных и муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей Новосибирской области
10) посещение на льготных условиях детьми из многодетных семей учреждений и организаций культуры, находящихся в ведении Новосибирской области
11) содействие многодетным родителям, желающим организовать крестьянские (фермерские) хозяйства, в выделении земельных участков
11.1) первоочередное бесплатное предоставление земельных участков, которое осуществляется в случаях и порядке, определенных Законом Новосибирской области от 14 апреля 2003 года N 108-ОЗ "Об использовании земель на территории Новосибирской области" для предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей
12) содействие в трудоустройстве многодетных родителей
13) ежемесячная денежная выплата в размере прожиточного минимума для детей, установленного на территории Новосибирской области.
2. Многодетным семьям, имеющим пять и более детей, устанавливаются дополнительные меры социальной поддержки:
1) предоставление в первоочередном порядке детям из многодетных семей в возрасте от 7 лет и до 15 лет включительно путевок в детские учреждения отдыха и оздоровления, расположенные на территории Новосибирской области
2) право проезда на муниципальных маршрутах регулярного сообщения пассажирского автомобильного (кроме такси), электрического (трамвай, троллейбус, метрополитен) транспорта, а также на пригородных и межмуниципальных маршрутах регулярного сообщения пассажирского автомобильного транспорта на территории Новосибирской области без взимания платы на основании приобретаемого специального месячного проездного билета для одного из родителей.
Статья 9. Основание и порядок предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям
1. Основанием предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям является удостоверение многодетной семьи, выданное территориальным органом областного уполномоченного органа в соответствии со статьей 7 настоящего Закона.
2. Меры социальной поддержки, установленные статьей 8 настоящего Закона, предоставляются многодетным семьям по месту жительства или месту пребывания многодетной семьи.
Меры социальной поддержки, установленные пунктами 1 - 12 части 1, частью 2 статьи 8 настоящего Закона, предоставляются многодетным семьям независимо от величины среднедушевого дохода многодетной семьи.
Мера социальной поддержки, установленная пунктом 13 части 1 статьи 8 настоящего Закона, предоставляется многодетным семьям, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Новосибирской области, в случае рождения после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.
3. Меры социальной поддержки предоставляются по заявлению одного из родителей в многодетной семье, на имя которого выдано удостоверение многодетной семьи.
4. Порядок предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям и перечень прилагаемых к заявлению документов устанавливаются Правительством Новосибирской области.
5. Многодетным семьям, имеющим право на получение аналогичных мер социальной поддержки, установленных иными нормативными правовыми актами Новосибирской области, меры социальной поддержки предоставляются только по одному из оснований по их выбору.
Статья 10. Приостановление и прекращение предоставления мер социальной поддержки многодетной семье
1. Основаниями приостановления предоставления мер социальной поддержки многодетной семье являются:
1) истечение срока действия удостоверения многодетной семьи, установленного частью 5 статьи 7 настоящего Закона
2) заявление одного из родителей в многодетной семье о приостановлении предоставления мер социальной поддержки.
2. Приостановление предоставления мер социальной поддержки многодетной семье производится по решению территориального органа областного уполномоченного органа на срок не более 30 календарных дней со дня истечения срока действия удостоверения многодетной семьи или подачи заявления одного из родителей в многодетной семье. По заявлению одного из родителей в многодетной семье такой срок продлевается, но не более чем на 30 календарных дней со дня подачи указанного заявления.
3. В случае приостановления предоставления мер социальной поддержки многодетной семье территориальный орган областного уполномоченного органа по месту жительства или месту пребывания многодетной семьи в течение трех рабочих дней со дня принятия им решения о приостановлении предоставления мер социальной поддержки письменно уведомляет об этом многодетную семью. Указанное решение принимается в течение двух рабочих дней со дня истечения срока действия удостоверения многодетной семьи или со дня подачи заявления одного из родителей в многодетной семье.
В решении территориального органа областного уполномоченного органа по месту жительства или месту пребывания многодетной семьи указываются сроки и основания приостановления предоставления мер социальной поддержки многодетной семье.
4. Возобновление предоставления мер социальной поддержки многодетной семье осуществляется со дня принятия решения территориальным органом областного уполномоченного органа по месту жительства или месту пребывания многодетной семьи в случае устранения оснований приостановления предоставления мер социальной поддержки.
Решение о возобновлении предоставления мер социальной поддержки принимается в течение двух рабочих дней со дня устранения оснований приостановления предоставления мер социальной поддержки.
5. Предоставление мер социальной поддержки многодетной семье на территории Новосибирской области прекращается по следующим основаниям:
1) истечение срока действия удостоверения многодетной семьи, установленного частью 5 статьи 7 настоящего Закона, если такой срок не продлен в течение 30 календарных дней со дня истечения срока действия удостоверения
2) в случаях, установленных частью 2 статьи 3 настоящего Закона
3) выезд многодетной семьи на постоянное место жительства за пределы Новосибирской области.
6. Решение о прекращении предоставления мер социальной поддержки, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, принимается территориальным органом областного уполномоченного органа в течение двух рабочих дней со дня возникновения оснований, предусмотренных в части 5 настоящей статьи, и направляется многодетной семье в письменном виде в течение трех рабочих дней со дня его принятия.
Статья 11. Финансирование расходов на предоставление мер социальной поддержки многодетных семей
Финансирование расходов на предоставление мер социальной поддержки многодетных семей, установленных настоящим Законом, в том числе дополнительное финансирование мероприятий по организации питания обучающихся, воспитанников муниципальных общеобразовательных учреждений - детей из многодетных семей, осуществляется за счет средств областного бюджета Новосибирской области в порядке, устанавливаемом Правительством Новосибирской области.
УФНС по НСО рекомендует:
Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации в срок до 1 марта органы Росреестра, ГИБДД МВД России обязаны направить сведения об объектах налогообложения (жилых объектах, земельных участках, транспорте) и их владельцах в налоговые органы. Чтобы налоговые органы смогли учесть льготы при исчислении имущественных налогов, гражданам необходимо своевременно представить в налоговую инспекцию по месту учета заявление на льготу и копии документов, подтверждающих право на льготу.
Напоминаем, что в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации использование налоговых льгот является правом, а не обязанностью налогоплательщика. То есть, налогоплательщик самостоятельно принимает решение - использовать налоговую льготу или отказаться от нее, либо приостановить ее использование.
Следовательно, в целях своевременного учета налоговых льгот и корректного исчисления налогов за 2012 год Управление Федеральной налоговой службы по Новосибирской области рекомендует налогоплательщикам заблаговременно ознакомиться с условиями налогообложения объектов имущества и предоставить все необходимые документы на льготу в налоговые органы.
Подробную информацию об установленных в Новосибирской области ставках и льготах по налогу на имущество физических лиц, земельному и транспортному налогам в конкретном муниципальном образовании можно узнать, воспользовавшись информационным Интернет-сервисом ФНС России Имущественные налоги: ставки и льготы.
Льготы по транспортному налогу для многодетных семей в Новосибирской области
В соответствии с законом Новосибирской области от 16.10.2003 № 142-ОЗ О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области многодетные семьи полностью освобождаются от уплаты транспортного налога за легковые автомобили мощностью до150 л.с. включительно, мотоциклы, другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу и уплачивают налог в размере 20% от установленных налоговых ставок за грузовые автомобили мощностью до150 л.с. включительно.
Налоговые льготы по транспортному налогу предоставляются в отношении одной единицы каждой категории объектов налогообложения по выбору налогоплательщика.
Основанием для использования налогоплательщиком - физическим лицом налоговой льготы по транспортному налогу является представление письменного заявления в налоговый орган по месту нахождения транспортного средства, признаваемого объектом налогообложения, и документов, подтверждающих в соответствии с действующим законодательством отнесение физического лица к категории налогоплательщиков, имеющей право на получение налоговой льготы по транспортному налогу.
При предоставлении льготы по транспортному налогу многодетным семьям налоговые органы Новосибирской области, согласно письмам Министерства финансов и налоговой политики Новосибирской области от 26.12.2012 № НР10.1-12/7425/10 и от 25.02.2013 № 03.1-10/533/22, руководствуются понятием многодетная семья, изложенным в пункте 1 статьи 3 Закона Новосибирской области от 06.10.2010 № 533-ОЗ О социальной поддержке многодетных семей на территории Новосибирской области.
Льгота предоставляется одному из родителей в многодетной семье, в том числе приемной семье, родители в которой имеют трех и более детей (родных, усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), пасынков и падчериц) в возрасте до восемнадцати лет или старше восемнадцати лет - учащихся очной формы обучения образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста двадцати трех лет.
Подтверждением права на льготу является удостоверение многодетной семьи, выданное родителям (опекунам, попечителям) либо на имя одного из родителей (опекуна, попечителя) территориальным органом областного уполномоченного органа по месту жительства или месту пребывания многодетной семьи.
Порядок выдачи, продления действия, замены, признания недействительным удостоверения многодетной семьи регламентирован Постановлением Правительства Новосибирской области от 27.01.2012 № 41-п. Исполнение данного Порядка возложено на территориальные органы Министерства социального развития Новосибирской области - отделы пособий и социальных выплат по месту жительства или месту пребывания многодетной семьи.
Видеоматерьял: Д.А. Медведев и В.В. Путин о многодетных семьях, общественных организациях, жилищном вопросе. а также про «Земельные участки для многодетных семей» - http://www.ja7ja.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=421&Itemid=94
Постановление Правительства Новосибирской области от 21.01.2013 N 10-п
Об установлении Порядка обеспечения питанием на льготных условиях обучающихся, воспитанников областных государственных общеобразовательных учреждений из многодетных и малоимущих семей и дополнительного финансирования мероприятий по организации питания обучающихся, воспитанников муниципальных общеобразовательных учреждений из многодетных и малоимущих семей
(Официальный сайт Правительства Новосибирской области http://www.adm.nso.ru, 22.01.2013 )
Согласно Порядку обучающиеся. воспитанники областных государственных общеобразовательных учреждений из многодетных и малоимущих семей. состоящих на учете в качестве таковых в органах социальной защиты населения. обеспечиваются питанием на льготных условиях по месту обучения. Питание предоставляется за счет средств областного бюджета Новосибирской области в заявительном порядке в дни фактического посещения учреждения.
Действие данного постановления распространяется на отношения. возникшие с 01.01.2013.
Постановление Правительства Новосибирской области от 13.09.2010 N 127- п. ранее регулировавшее данный вопрос. признано утратившим силу.
ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 января 2013 г. N 10-п
ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ПОРЯДКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПИТАНИЕМ НА
ЛЬГОТНЫХ УСЛОВИЯХ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ ОБЛАСТНЫХ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ИЗ
МНОГОДЕТНЫХ И МАЛОИМУЩИХ СЕМЕЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ ИЗ МНОГОДЕТНЫХ И МАЛОИМУЩИХ СЕМЕЙ
В соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 Об образовании, статьей 14 Закона Новосибирской области от 16.07.2005 N 308-ОЗ О регулировании отношений в сфере образования на территории Новосибирской области, постановлением Правительства Новосибирской области от 02.08.2011 N 331-п Об утверждении долгосрочной целевой программы Совершенствование организации школьного питания в Новосибирской области на 2012 - 2016 годы и в целях социальной поддержки детей из многодетных и малоимущих семей Правительство Новосибирской области постановляет:
1. Установить Порядок обеспечения питанием на льготных условиях обучающихся, воспитанников областных государственных общеобразовательных учреждений из многодетных и малоимущих семей и дополнительного финансирования мероприятий по организации питания обучающихся, воспитанников муниципальных общеобразовательных учреждений из многодетных и малоимущих семей согласно приложению.
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Новосибирской области от 13.09.2010 N 127-п Об утверждении Порядка обеспечения питанием на льготных условиях обучающихся, воспитанников областных государственных общеобразовательных учреждений из многодетных и малоимущих семей и дополнительного финансирования мероприятий по организации питания обучающихся, воспитанников муниципальных общеобразовательных учреждений из многодетных и малоимущих семей.
3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Новосибирской области Колончина К.В.
4. Действие настоящего постановления распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2013 года.
Губернатор Новосибирской области
В.А.ЮРЧЕНКО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПИТАНИЕМ НА ЛЬГОТНЫХ УСЛОВИЯХ ОБУЧАЮЩИХСЯ,
ВОСПИТАННИКОВ ОБЛАСТНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО
ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
ИЗ МНОГОДЕТНЫХ И МАЛОИМУЩИХ СЕМЕЙ
I. Обеспечение питанием на льготных условиях обучающихся,
воспитанников областных государственных общеобразовательных
учреждений из многодетных и малоимущих семей
1. Обучающиеся, воспитанники областных государственных общеобразовательных учреждений из многодетных и малоимущих семей (далее соответственно - обучающиеся, воспитанники и учреждения) . состоящие на учете в качестве таковых в органах социальной защиты населения, обеспечиваются питанием на льготных условиях (далее - питание).
2. Питание предоставляется учреждением по месту обучения из расчета на одного обучающегося, воспитанника:
в возрасте от 7 до 10 лет - 49,00 рубля в день
в возрасте от 11 до 18 лет - 58,00 рубля в день.
3. Питание предоставляется за счет средств областного бюджета Новосибирской области . предусмотренных на реализацию мероприятий долгосрочной целевой программы Совершенствование организации школьного питания в Новосибирской области на 2012 - 2016 годы (далее - программа), утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 02.08.2011 N 331-п Об утверждении долгосрочной целевой программы Совершенствование организации школьного питания в Новосибирской области на 2012 - 2016 годы.
4. Питание предоставляется в заявительном порядке в дни фактического посещения учреждения обучающимся, воспитанником учреждения.
5. Родители (законные представители) обучающегося, воспитанника учреждения ежегодно подают руководителю учреждения заявление об обеспечении его питанием и представляют документ, подтверждающий статус многодетной и (или) малоимущей семьи .
6. Питание предоставляется с 1 числа месяца, следующего за месяцем обращения родителей (законных представителей) обучающегося, воспитанника учреждения с заявлением об обеспечении его питанием.
7. Родители (законные представители) обучающегося, воспитанника учреждения обязаны в письменной форме извещать руководителя учреждения о наступлении обстоятельств, влекущих изменение или прекращение прав обучающегося, воспитанника учреждения на обеспечение питанием, не позднее 30 дней с момента наступления таких обстоятельств.
8. При выявлении обстоятельств, влекущих прекращение права на обеспечение питанием, питание прекращается с 1 числа месяца, следующего за месяцем наступления таких обстоятельств.
9. Учреждение формирует списки обучающихся, воспитанников учреждений и представляет их в министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области (далее - министерство) до 1 июня.
10. Контроль за целевым использованием средств областного бюджета Новосибирской области осуществляется министерством.
11. Учреждение несет ответственность за нецелевое использование средств областного бюджета Новосибирской области на обеспечение питанием обучающихся, воспитанников учреждений в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
II. Дополнительное финансирование мероприятий
по организации питания обучающихся, воспитанников
муниципальных общеобразовательных учреждений
из многодетных и малоимущих семей
12. Дополнительное финансирование мероприятий по организации питания обучающихся, воспитанников общеобразовательных учреждений из многодетных и малоимущих семей осуществляется путем предоставления субсидий местным бюджетам за счет средств областного бюджета Новосибирской области, предусмотренных на реализацию мероприятий долгосрочной целевой программы Совершенствование организации школьного питания в Новосибирской области на 2012 - 2016 годы (далее - субсидии), утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 02.08.2011 N 331-п Об утверждении долгосрочной целевой программы Совершенствование организации школьного питания в Новосибирской области на 2012 - 2016 годы.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!