Льготы работодателю за трудоустройство инвалида
Трудоустройство инвалидов - нюансы, которые надо знать
Трудоустройство инвалидов - нюансы, которые надо знать
Гуманность общества по отношению к инвалидам привела к не гуманности государства к их потенциальным работодателям. Судите сами: юридические и физические лица с численностью наемных работников 8 и более человек обязаны выполнять норматив создания рабочих мест для трудоустройства инвалидов. За отказ - весьма внушительные штрафы. Единственный способ их избежать - трудоустроить инвалида. Однако трудоустройством все не заканчивается, взяв на работу инвалида, нужно не забывать о предоставленных им льготах, чтобы ненароком не нарушить трудовое и налоговое законодательство.
Кнут
Напомним, еще в начале 2006 года всех работодателей обязали трудоустраивать инвалидов самостоятельно (см. абз. 3 ст. 19 Закона № 875[1]). Причем, как того требует ч. 5 ст. 19 Закона № 875, трудоустроить инвалида нужно только по основному месту работы. Только в этом случае норматив считается выполненным. При этом совершенно не важно, трудоустроен инвалид на полную ставку или нет, главное, чтобы в отделе кадров вашего предприятия находилась его трудовая книжка.
Норматив трудоустройства инвалидов для всех работодателей - 4 % среднеучетной численности штатных работников учетного состава на год, а если на предприятии работают от 8 до 25 лиц - для инвалида нужно предусмотреть одно рабочее место. Фактически предприятию, среднеучетная численность штата которого не превышает 37 человек, достаточно трудоустроить одного инвалида (37 х 4 % &asymp 1). Определяется среднеучетная численность штатных работников в соответствии с Инструкцией № 286[2]. Для этого вначале нужно определить среднеучетную численность за каждый месяц года (путем суммирования количества штатных работников учетного состава за каждый календарный день отчетного месяца, включая выходные, праздничные и нерабочие дни, и деления полученной суммы на число календарных дней отчетного месяца), а затем полученные результаты сложить и разделить на 12.
За невыполнение норматива трудоустройства инвалидов предприятию грозят административно-хозяйственные санкции, предусмотренные ч. 1 ст. 20 Закона № 875. В частности, если на предприятии работают от 8 до 15 лиц включительно, штраф составит половину средней годовой заработной платы если от 16 лиц и более - штраф взимается в размере средней годовой зарплаты за каждое не занятое инвалидом рабочее место. Причем на данный вид штрафа не распространяются сроки давности (ст. 20 Закона № 875). То есть общий срок давности, установленный ст. 250 Хозяйственного кодекса Украины для административно-хозяйственных санкций - 6 месяцев со дня выявления нарушения, в данном случае неприменим.
Кроме того, за отказ в трудоустройстве инвалидов, а также непредставление отчета в Фонд социальной защиты инвалидов ст. 1881 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 07.12.1984 № 8073-X (далее - КоАП) предусмотрен еще и админштраф в размере 170-340 грн. налагаемый на виновных должностных лиц предприятия.
Работник-инвалид. зарплата, условия труда, трудоустройство
Прием на работу инвалида
Согласно Закону, ни один гражданин не может быть ограничен в своих трудовых правах и свободах или иметь какие-то преимущества, вне зависимости от гендерного признака и расовой принадлежности (часть 1 и 2 статьи 3 Трудового кодекса России). В указанной статье речь идет не конкретно о людях, нуждающихся в усиленной социальной опеке, но, проанализировав ее, можно сделать вывод, что люди с ограниченными возможностями имеют равные права на ведение трудовой деятельности с остальными гражданами.
Право инвалидов на трудовую деятельность обеспечено Федеральным законом, статья № 20 от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ касательно социальной защиты инвалидов на территории Российской Федерации (по тексту - Закон № 181-ФЗ). Помимо этого, в статье 21 того же нормативного акта субъектам РФ предписывается вводить квоту на прием на работу инвалида предприятиям численностью более 100 человек (не более 4% и не менее 2% от среднесписочного числа работников). До 2004 года организации, не принимающие на работу инвалидов, обязывали выплачивать бюджету штраф за каждого неустроенного инвалида. Обязательные отчисления были отменены в том же 2004 году. (№ 122-ФЗ от 22 августа 2004 года признан утратившими силу Законом № 181-ФЗ, часть 3 и 4 статьи 21).
Действующее законодательство предусматривает взимание штрафных санкций за отказ работодателя в предоставлении рабочих мест гражданам с ограниченными возможностями, в рамках установленной квоты. Это прописано в статье 5.42 КоАП РФ. Сумма штрафа варьирует от 2000 до 3000 рублей.
Тем не менее, существует ряд ситуаций, в которых наемщик имеет право ответить отказом инвалиду в приеме на работу. Согласно ТК России (статья 3 часть 3) право на трудовую деятельность может быть ограничено, если это обуславливается заботой страны о лицах, нуждающихся в усиленной социальной защите. Иными словами, право на труд инвалида ограничивается, если работа, на которую он претендует, может нанести вред его здоровью.
Данные об инвалидности соискателя должны быть подтверждены перечнем документов. Так, о наличии особых рекомендаций или противопоказаний по организации рабочего места инвалида наемщик может узнать из следующих нормативных актов:
Обязан ли инвалид предъявлять эти документы в процессе трудоустройства? Не обязан. В перечне документации, которая должна сопровождать прием инвалида на работу, их нет (перечень утвержден ТК РФ статья 65 часть1). Следовательно, решение о том, прилагать информацию об инвалидности или нет, работник принимает самостоятельно. Исключение составляют те ситуации, когда наемщик может затребовать справку о состоянии здоровья для вакансий закрытого типа, где состояние здоровья является неотъемлемым условием, к примеру, если соискатель устраивается в органы МВД (часть 2 статья 65 ТК РФ).
Некоторые инвалиды предпочитают не афишировать свой социальный статус до момента заключения трудового договора, а после того, как документы вступаю в силу, настаивают на обеспечении льготных условий труда. В такой ситуации работодатель должен соблюдать требования действующего трудового законодательства и изменить трудовой договор в соответствии с указанными гарантиями.
Если сотрудник стал инвалидом
Рассмотри ситуацию о том, какие важные моменты следует учесть, если работающему сотруднику дали инвалидность. В первую очередь, следует выяснить, намерен ли он продолжать трудовую деятельность в принципе. После этого рекомендуется изучить предоставленные им документы об инвалидности. Исходов события может быть несколько:
1. Если работник был признан инвалидом I группы (способность к ведению трудовой деятельности III степени), то больше работать он не сможет.
В данном случае агентство по медико-социальной экспертизе (МСЭ) заключит полную утрату способности гражданина к труду и не включит в его ИПР трудовые рекомендации и особенности приема инвалидов на работу. По этой причине, предприятие имеет право расторгнуть договор с инвалидом на основании признания работника нетрудоспособным в соответствии с заключением медэкспертов (ТК РФ статья 83 часть 1 пункт 5 пункт 8, подп. ж пункт 6 Классификаций и критериев, применяемых в процессе осуществления медико-социальной экспертизы, получивших утверждение приказом Минздравсоцразвития РФ от 23 декабря 2009 года № 1013н (по тексту – Классификация) постановление Конституционного Суда России № 1004-О-О от 15 июля 2010 года).
При увольнении сотруднику необходимо выплатить выходное пособие, которое приравнивается к стоимости двухнедельного среднего заработка (статья 178 ТК РФ).
Если имел место прием на работу инвалида, признанного нетрудоспособным, то по прошествии времени, он уже не имеет права уволить его по статье 83 ТК РФ пункт 5 часть 1. Это обусловлено тем, что работодатель изначально был осведомлен о состоянии здоровья своего работника, и его это устраивало, т.е. полная нетрудоспособность была признана не в период трудовых отношений, а ранее.
2. Работник признан инвалидом II или III групп, и он не имеет желания продолжать трудовую деятельность.
Сотрудник должен подать заявление об увольнении по личному желанию (статья 80 ТК РФ), поскольку он относится к, так называемой, рабочей группе инвалидности (подп. «ж» пункт 6, пункт 9, 10 Классификации). В данной ситуации, имеет место оформление увольнения по согласию сторон (статья 78 ТК РФ).
3. Работник, имеющий инвалидность, намерен продолжать работу, однако только при условии предоставления тех условий труда, которые прописаны в его индивидуальной программе реабилитации.
В данном случае, действия работодателя напрямую определяет текст ИПР. Возможно три варианта исхода событий.
Вариант № 1 . Текущие условия трудовой деятельности работника в полной мере соответствуют рекомендациям экспертов, указанным в ИПР. К примеру, в ИПР указано, что человеку с ограниченными возможностями рекомендована работа в свободной позе, сидя. А его трудовой процесс заключается в работе за компьютером (программист), соответственно, сидя. Наемщику не придется ничего менять, а сотрудник сможет продолжать выполнять работу.
Вариант № 2 . Согласно ИПР работнику необходимо изменить условия труда без смены положений трудового договора. К примеру, показано снижение физической, динамической или статической нагрузки. В таком случае, необходимо пересмотреть условия, в которых он выполняет трудовую деятельность, способ выполнения работы или уменьшить нормативы выработки и т.д. (статья 160 ТК РФ), если они имеют место.
Вариант № 3 . Для сотрудника необходимо произвести корректировку условий трудового договора, возможно, потребуется направить его на другую работу (статья 72 ТК РФ). Если работодатель имеет возможность создать должные условия труда или предложить работнику другую (подходящую), необходимо выполнить это, зафиксировав проведенные изменения в трудовом договоре.
Обратите внимание. что в соответствии со статьей 182 ТК РФ,прием инвалида на работу с более низким окладом того же работодателя, в соответствии с заключением медэкспертов, за работником должен быть сохранен средний заработок по прежнему рабочему месту в течение месяца с даты перевода. Если перевод связан с трудовым увечьем, профессиональными заболеваниями или повреждениями здоровья иного рода, имеющими связь с работой, – до установления официальной утраты профессиональной трудоспособности либо до момента выздоровления работника.
Возможны ситуации, когда работодатель не имеет возможности создать условия, прописанные в индивидуальной программе реабилитации, или работник отказывается переводиться на другую работу. В таком случае трудовой договор следует расторгнуть (статья 77 ТК РФ часть 1 пункт 8). В случае увольнения, сотруднику положено выплатить выходное пособие равного по стоимости двухнедельному среднему заработку.
«Совместительство» для инвалидов
Бухгалтеры часто задают вопросы о том, в чем состоят особенности приема на работу инвалидов «по совместительству» иными словами, на неполную занятость.
Условия труда
В процессе приема на работу следует учитывать, что согласно закону, инвалид нуждается в обеспечении льготных условий трудовой деятельности и дополнительные гарантии. Ссылка на основные нормативные документы представлена в статье 224 ТК РФ. Обычно, ответственность за эти вопросы лежит на отделе кадров или инженере по охране труда. Остановим внимание лишь на ряде рекомендаций и показаний относительно положенных условий труда, которые прописаны в программе реабилитации. К примеру, на рекомендации по допустимому уровню вибрации, шума, инфразвука, пыли, электромагнитного излучения и т.д.
Условия трудовой деятельности инвалидов (оплата, режим труда и отдыха, длительность ежегодного оплачиваемого и дополнительного отпусков и т.д.) не должны ухудшать их положение в сравнении с другими работниками (Закон № 181-ФЗ статья 23).
Помните, что в плане организации режима труда и отдыха инвалидам положен ряд льгот, предусмотренных действующим законодательством:
Особенности расчета зарплаты инвалиду
Расчет НДФЛ для инвалида предусматривает следующие вычеты:
- В размере пятиста рублей в месяц. Согласно подпункта 2 пункта 1 статьи 218 НК России право на такой вычет имеют:
Представленные выше вычеты предоставляется ежемесячно, вне зависимости от величины годового дохода сотрудника.
Для инвалидов установлены пониженные ставки страховых взносов в соответствии с Федеральным законом № 212-ФЗ статья 58 часть 1 пункт 3 от 24 июля 2009 года, действие данного закона распространяется на:
Взносы на травматизм
Предприятиям разрешается применять льготу по выплатам, рассчитанным в пользу работников-инвалидов представленных групп. Страховые взносы из заработной платы инвалидов следует уплачивать в размере 60% от действующего страхового тарифа.
Актуальные принципы и формы трудоустройства инвалидов
Содержание статьи
На данном этапе социального развития государства важнейшим приоритетом политики является комплекс мер по интеграции инвалидов в социум. За последние годы количество социально незащищенных слоев населения неуклонно возрастает, и во всем мире насчитывает около 10% от всего населения земного шара. Но это только верх айсберга, а сколько человек из-за сложности процедуры отказываются от получения этого статуса. Сегодня только 15% всех инвалидов трудоустроены, а среди 1 и 2-й групп инвалидности и того меньше – 8%. Каковы же принципы и формы трудоустройства инвалидов имеются в современном обществе.
Закон о трудоустройстве инвалидов
Каждый десятый человек на земле – инвалид. Статистика неутешительная и тем более государству следует задуматься о том, как помочь таким людям преодолеть последствия, восстановить свои утраченные функции и стать полноправным членом социума. В процессе интеграции огромную роль играет трудоустройство инвалидов. Труд оказывает благотворное влияние, дает чувство необходимости его для общества, а также позволяет не быть обузой для семьи.
Вместе с тем сегодня в экономике наблюдается спад производства, безработица поглотила даже здоровое население, что уж говорить о больных людях. В таких условиях государство побеспокоилось, чтобы все гарантии трудоустройства инвалидов достигли нуждающихся в помощи.
Государственная политика занятости инвалидов внедряет социальные мероприятия, которые бы содействовали трудоустройству ограниченных лиц, а для работодателей предусмотрены поощрения в связи с созданием новых или сохранением имеющихся рабочих мест для данной категории населения (ст. 5 Закона РФ № 1032-1 о занятости населения). Льготы для предприятия при трудоустройстве инвалидов включают в себя освобождение от единого социального налога для сумм выплат, которые не превышают 100 000 руб. в год на каждого инвалида.
Кроме того, в России 24 ноября 1995 года принят закон о трудоустройстве инвалидов, где в статье 9 говорится, что реабилитация инвалидов должна включать трудовую адаптацию, профессиональное образование.
Каким же образом государство конкретно помогает таким гражданам. Самая основная форма трудоустройства – это квотирование рабочих мест. Квота – это минимальное число вакансий для трудоустройства людей, которые нуждаются в соцзащите.
Рассмотрим, кому положена квота по трудоустройству инвалидов в соответствии с законодательством. Специальные места вводятся на всех предприятиях, независимо от формы собственности, где количество работающих более 30 человек. Квота, обычно, составляет 2-4% от общей численности трудящихся на данном предприятии.
Мероприятия по трудоустройству данной категории граждан осуществляются посредством деятельности территориальных центров занятости. Что делают центры занятости в отношении трудоустройства:
- создают базу данных по вакансиям в счет квотирования
- выдают направления на трудоустройство лицам, которые особенно нуждаются в социальной защите и поиске работы
- осуществляют контроль за выполнение квот
- контролируют своевременное поступление платы в счет исполнения установленных квот
- помогают в профессиональной подготовке или переквалификации
- субсидируют инвалидов на общих основаниях, если это не воспрещается ИПР.
Какие же мероприятия проводятся на уровне государства для решения данной проблемы:
Этот список полностью соответствует стандартным правилам предоставления равных возможностей инвалидам, которые приняты в ООН 20.12.1993 года. В данном документе предусматривается, что инвалиды вправе получать наравне с другими людьми гарантии занятости и что они должны иметь равные конкурентно-способные условия труда, приносящие доход. И ни в коем случае не должна проявляться дискриминация по отношению к данной категории трудящихся. Государствам же надлежит всячески поддерживать стремление инвалидов к труду и внедрение их в мировой рынок труда.
Недостатки квотирования
Во многих странах существуют законы, определяющие обязанности для работодателей выделять или резервировать специальные места для инвалидов. Однако, у данной системы есть существенные недостатки. Обязывая работодателей трудоустраивать социально незащищенных граждан, государство фактически перекладывает свои обязанности на работодателей. Попытка решить такую сложную социальную проблему за счет предпринимателей без вложения собственных сил, вызывает часто негатив со стороны работодателей. В результате чего жертвами оказываются самые беззащитные слои, подвергаясь дискриминации на рабочем месте, вплоть до насмешек и упреков.
Разве можно говорить в такой ситуации о психологической реабилитации. Как мы знаем, из всех инвалидов трудоустроено только 15%, а всему причина именно боязнь дискриминации. Большое значение оказывает социальное влияние на трудоустройство инвалидов. Большинство молодых инвалидов испытывают комплексы относительно своего состояния, боятся работать среди полноценных людей или недооценивают свои знания и возможности. Кроме того, работодатели не до конца понимают, насколько значим для инвалидов труд, как для удовлетворения физических потребностей, так и для повышения собственной самооценки и реализации себя наравне с полноценными людьми, а часто им попросту это неважно.
Но как бы там ни было, квотирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов предусмотрено законодательством, и отказ в трудоустройстве инвалида влечет за собой административную ответственность в виде штрафа от 2 до 3 тыс. руб. (статья 5.42 пункт 1 КоАП РФ). Эта мера наказания предусмотрена во многих странах. Штрафы нельзя расценивать как карательную меру за невыполнение правовых норм. В сущности, это взносы, которые направляются на развитие для работодателей равных условий и способствуют созданию новых мест для работы инвалидов.
Кроме того, работодателю может быть выставлено взыскание не только за отказ в трудоустройстве инвалида, но и за невыполнение законодательства в отношении создания специальных рабочих мест и за отказ в трудоустройстве инвалидов в пределах квот. Однако, если условия труда на данном предприятии тяжелые и опасные для здоровья и жизни и противоречат индивидуальной программе реабилитации, тогда отказ в трудоустройстве вполне правомерный.
В случае отказа в трудоустройстве, инвалид имеет право подать иск в суд о признании отказа незаконным. По результатам судовых разбирательств, работодателя могут вынудить трудоустроить гражданина на работу с того дня, когда подано заявление о приеме на работу и оплатить ему время вынужденного прогула. В том случае, если работодатель не выполнил квоту или было невозможно это сделать, он обязан будет вносить обязательные платежи за каждого нетрудоустроенного в пределах квотирования. Эти средства идут на создание мест сверх квоты, а также направляются в общественные объединения инвалидов для создания специальных цехов и предприятий, использующих их труд. Таким образом, эти взносы это альтернатива квотированию. Этот принцип предоставляет предприятиям и компаниям выбор при выполнении квотирования – или брать на работу инвалидов в пределах квоты или платить взносы за нетрудоустроенных граждан.
На сегодняшний день именно квотирование является основной формой трудоустройства граждан особо требующих социальной защиты, хотя у данной формы есть и недостатки, о которых мы говорили выше, не позволяющие в полном объеме решить проблемы, связанные с социальной интеграцией инвалидов. Следовательно, несмотря на некоторые успехи данной формы, еще остается много нерешенных проблем, и обеспечение занятости данной категории остается наиболее острой и болезненной темой нашей действительности.
Вместе с этим материалом часто читают:
Работодатели развенчали мифы о трудоустройстве инвалидов
on 01.06.2013 at 02:56
Почему организации боятся брать на работу инвалидов, разбиралась «Трибуна Общественной палаты».
30 мая в Общественной палате прошел круглый стол на тему «Создание специальных рабочих мест для инвалидов: взгляд работодателя».
В ходе мероприятия еще раз были представлены данные, полученные от общественных организаций из разных регионов страны в рамках общественного мониторинга исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Как уже писала «Трибуна Общественной Палаты» по поводу мониторинга этого социального указа, основными проблемами при реализации мер по трудоустройству инвалидов является слабая информированность как работодателей, так и самих лиц с ограниченными возможностями, а также – нежелание властей регионов привлекать к работе местные и некрупные общественные организации.
Тогда председатель Комиссии палаты по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Елена Тополева-Солдунова отметила большую активность НКО: « Что касается НКО, то по вопросу создания условий занятости для инвалидов, то общественные организации, отмечу, очень активны. Занимаются этим не только общеРоссийские организации (Общество слепых), но и масса других организаций, оказывающих нам поддержку. Органы власти на местах, надо отметить, мало привлекают региональные и некрупные общественные организации. Они взаимодействуют в основном с крупными общеРоссийскими организациями ».
Сегодня слово взяли работодатели, специалисты из разных регионов, представляющие разные сферы бизнеса объяснили, что мешает трудоустройству, какие существуют мифы у работодателей, как мотивировать работодателей принимать инвалидов и как более эффективно претворять Указ в жизнь.
Несмотря на то, что есть определенные положительные моменты, участники слушаний посчитали, что ситуация с трудоустройством инвалидов на открытом рынке труда меняется медленно.
Эксперты определили перечень проблем, ограничивающих эффективность мер по трудоустройству людей с инвалидностью, в том числе на специально создаваемые рабочие места, в их числе:
Работодатели, представители общества инвалидов и НКО, работники госорганов обсудили основные мифы при трудоустройстве людей с инвалидностью, в числе самых распространенных мифов ожидаемо оказались такие:
- людей с инвалидностью трудно или невозможно уволить. (Согласно Трудовому Кодексу в т.ч. статьи 81 «Расторжение трудового договора по инициативе работодателя» нет никаких преференций для людей с инвалидностью).
- Люди с инвалидностью менее квалифицированы и трудоспособны, чем сотрудники без инвалидности. (Люди с инвалидностью различны, так же как и все люди. Кто-то проходил обучение в специализированных интернатах и действительно обладает меньшей квалификацией, кто-то учился в престижных университетах. Часто инвалиды сильнее мотивированы к труду и более лояльны к работодателю, чем их коллеги без инвалидности. В любом случае, они проходят те же этапы собеседований, что и обычные соискатели).
- Люди с инвалидностью очень ранимы и требуют особого обращения. (Работодатели рассказали, что большой опыт общения людьми с инвалидами показывает, что это люди с оптимизмом смотрящие на жизнь. И не стоит как-то по-особому обращаться с людьми с инвалидностью, на основной план должны выйти профессиональные и человеческие качества).
Участники слушаний считают, что необходимо методологическое переосмысление и изменение подходов к трудоустройству людей с инвалидность. Нельзя создать условия для повышения трудовой занятости инвалидов только с помощью монетарных подходов (выделение денежных средств работодателю на создание специальных рабочих мест, увеличение штрафов за невыполнение мероприятий по квотированию рабочих мест для инвалидов). Требуется дополнение реализуемых на сегодняшний день мер по созданию специальных рабочих мест мерами, направленными на повышение конкурентоспособности человека с инвалидностью на рынке труда ( в том числе профессиональное обучение, социальная и трудовая адаптация на рабочем месте, консультационное и организационное сопровождение сотрудника с инвалидностью) с выделением на их реализацию бюджетных средств.
«Трибуна Общественной Палаты» спросила экспертов о том, как изменилась ситуация с трудоустройством инвалидов, в чем заключаются проблемы при трудоустройстве – как для работодателей, так и для самих апликантов?
Елена Арефьева, директор по персоналу транспортной компании DPD в России, председатель Совета бизнеса по вопросами инвалидности:
- Основная задача Совета бизнеса по вопросам инвалидности – это трудоустроить людей, но опять же не просто так. К сожалению, трудоустройство инвалидов невозможно никакими силовыми методами или по указке руководства, особенно в иностранных компаниях сейчас есть мода на diversity(разнообразие). Поэтому у нас есть адаптационные, ознакомительные мероприятия, которые направлены на адаптацию обеих сторон – и инвалида, и самой компании (коллектива), куда он приходит. У нас есть компании, конечно, которые говорят, что их сотрудникам не потребовалась адаптация и они сразу же приняли человека с видимой инвалидностью в коллектив. Мне кажется, что это какая-то идеальная компания, потому что наши люди, и тут я никого не обвиняю, не знают как вести себя с инвалидами. Просто если нет родственников или знакомых с инвалидностью, и детей с инвалидностью нет в школах (а у нас для них в России раздельное обучение), то понятно, что человек просто не привык, у человека есть страх перед чем-то неизвестным и нет навыка общения.
У нас есть два крупных ежегодных события – это форум «Бизнес за равные возможности», где мы стараемся привлечь новые компании в Совет бизнеса по вопросам инвалидности. И второе событие – это конкурс «Путь в карьере», для молодых выпускников ВУЗов и студентов старших курсов с инвалидностью.
Я могу сказать, как изменился наш Совет за эти годы, 3-4 года назад в Совете было немного компаний, ребята в основном трудоустраивались в компании-члены совета. Тогда основной поток конкурсантов по профессиям был – юристы, it-специалисты, сфера HR. Но понятно, что мы не можем наполнять эти отделы в своих компаниях бесконечно, текучка не очень большая, у нас в юридическом отделе уже три года работает девочка с инвалидностью. Поэтому мы поставили задачу привлечь больше компаний, сейчас компаний более 40.
Даже если ребята не трудоустраиваются непосредственно на самом Конкурсе, то потом они все равно находят работу. Во время конкурса идет очень много тренингов – по самопрезентации, по составлению резюме, по прохождению собеседований и т.д. Этих навыков нет даже у молодых студентов без инвалидности, их никто не учит устраиваться на работу! А у наших ребят этот навык уже есть и они успешно проходят собеседования. Более того, ребята очень мобильны, они имеют достаточно квалификаций и поработав, допустим в какой-то компании из совета, переходят в сторонние компании, так же как и любые другие сотрудники. У них нет страха и это хорошо.
Не могу сказать, что после указа Президента по стимулированию трудоустройства инвалидов что-то изменилось, но приятно, что все больше и больше компаний сами приходят к пониманию того, что люди с инвалидностью, несмотря на то, что квалифицированы и обучены, не используются и их нужно брать на работу. Это сказывается положительно и на других сотрудниках, уже работающих в компании, они понимают, что если с ними что-то, не дай бог, случится, то они не потеряют работу и компания их не уволит. Это очень важно, ведь статистика говорит, что только 20% людей с инвалидностью – это люди с врожденной инвалидностью, остальные с приобретенной.
Андрей Зверев, член Общественной палаты РФ, член Правления общеРоссийского отраслевого объединения работодателей «Союз машиностроителей России»:
- Я продолжаю настаивать на том, что нельзя говорить инвалиды, надо говорить люди с ограниченными возможностями. Я могу сказать, что для нашей отрасли, по большому счету, все равно какие физические возможности у человека, потому что у нас большой процент интеллектуального труда и любой человек, у которого есть интеллектуальный потенциал, в нашей области востребован – вы можете спокойно сидеть дома за компьютером и, например, участвовать в работе дизайн-центра.
Я бы не сказал, что мы проводим целенаправленную политику трудоустройства людей с ограниченными возможностями, мы выбираем наиболее талантливых ребят их технических ВУЗов, среди них есть люди с физическими недостатками, но нам это не важно – это не плюс и не минус. Мы не ведем отдельной статистики, но то, что такие люди есть 100% - я знаю по посещению наших предприятий.
Что касается ситуации в целом, то это тяжелая проблема и не только для России, но и для любой страны. И здесь основная опора здесь должна быть на государство, а не на бизнес, т.е. государство должно обеспечить максимальное количество льгот и всевозможной помощи людям, которые сами не могут зарабатывать себе на жизнь. Заставлять человека клеить конверты, я считаю, что это не очень правильно, пусть лучше он читает книжки и получает хорошую пенсию от государства. Человек должен заниматься любимым делом, потому что у него итак много негативных факторов в жизни. Если мы говорим о бизнесе, то, конечно, нужно предоставлять какие-то налоговые льготы, потому что бизнес – это такая прослойка, которая, мягко говоря, далека от морали, когда есть прибыль.
Корреспондент: Польша зовет. Польша становится ключевым работодателем Украинцев
Поток соотечественников, которые едут работать в Польшу, стремительно растет. Соседняя страна широко распахивает двери перед рабочими кадрами из Украины, для них переписывает законы, упрощает визовый режим, гарантирует соцзащиту, - пишет Максим Бутченко в № 32 журнала Корреспондент от 17 августа 2012 года
Предприятия Польши испытывают голод - остро не хватает трудовых ресурсов. Во-первых, растущая экономика требует все больше рабочих рук, во-вторых, миллионы поляков покинули свою страну, чтобы строить карьеру в Западной Европе. Таким образом, на рынке труда появились вакансии. Кроме того, иностранные сотрудники обходятся работодателю значительно дешевле, и это третья причина, по которой польская экономика голосует за наем Украинцев.
Под потребности рынка в мозолистых руках и смекалистых головах уже переписаны законы, упрощены процедуры трудоустройства и облегчен визовый режим. Чтобы заполнить пробелы на рынке труда, в 2011 году поляки направили в Украину рекордные 240 тыс. рабочих приглашений. Всего пять лет назад таких приглашений было лишь 20 тыс.
Наиболее востребованные профессии традиционны - строители всех специальностей, сезонные рабочие в аграрный сектор на сбор урожая ягод, овощей и фруктов, водители, работники мясокомбинатов
“Эта страна [Польша] самая благоприятная для легального трудоустройства Украинцев”, - говорит Виталий Гулец, глава международного рекрутингового агентства ViZA Staff International.
Наиболее востребованные профессии традиционны - строители всех специальностей, сезонные рабочие в аграрный сектор на сбор урожая ягод, овощей и фруктов, водители, работники мясокомбинатов. Встречаются заказы на работников умственного труда, например фармацевтов, биотехнологов, но это большая редкость.
Чтобы уехать за длинным злотым, Украинцы готовы платить за посреднические услуги агентств до 4 тыс. грн. Агентства выступают в роли посредников, которые связывают мигранта с польскими фирмами по найму, хотя услуги по трудоустройству в Польше бесплатные.
Круговорот труда
Массовый призыв Украинцев на работу в Польшу начался в 2006 году, когда Варшава стала упрощать процедуру трудоустройства для иностранцев пяти государств - Украины, Беларуси, Молдовы, России и Грузии. На работу до полугода оформление бесплатное, до трех лет - всего $ 30. До 2006-го это стоило $ 250.
Специально для Украинцев в Польше с 2007 года упрощена процедура оформления трудовой визы. После заполнения работодателем приглашения и регистрации этого документа кандидат на вакансию заполняет анкету на визу, получает ее и едет в Польшу. Граждане других стран, в отличие от Украинцев, обязаны получить в польских ведомствах разрешение на работу.
С&nbspначала 2012 года правительство обязало польского работодателя оформлять на каждого наемного сотрудника трудовой договор, подтверждение визы и медицинскую страховку.
Такие меры принесли щедрые плоды. В прошлом году польскими консульствами в Украине выдано свыше 90 тыс. трудовых виз на краткосрочный период - до шести месяцев.
Для сравнения: Россиянам в этот же период выдали 500 трудовых виз. Теперь девять из десяти легально трудоустроенных иностранцев в Польше - Украинцы.
Еще один “бонус” для привлечения Украинцев к труду: с начала 2012 года правительство обязало польского работодателя оформлять на каждого наемного сотрудника трудовой договор, подтверждение визы и медицинскую страховку.
“Раньше было выгодно нелегально нанимать работников, - объясняет Анжей Коркус, польский владелец EWL Украина. - Теперь государство предоставляет льготы для работодателя, легально нанимающего рабочего. При найме человека, к примеру, на работу по дому налог на социальное страхование уменьшается на 20 %”.
Также, чтобы помочь устроиться жителям бывшего СССР, которые волей обстоятельств оказались в Польше, в центре Варшавы вывешены русскоязычные билборды с предложением трудоустройства.
Правительство Польши старается вывести трудовых нелегалов из тени. Каждый местный работодатель с июля этого года обязан, прежде чем нанять иностранца, проверить легальность его пребывания в стране. В случае проблем с законом нанимателям грозит штраф до $ 3 тыс. а то и лишение свободы до трех лет.
Теперь государство предоставляет льготы для работодателя, легально нанимающего рабочего.
Польская панщина не мармелад. Украинским заробитчанам приходится здесь трудиться за $ 30-45 в день с раннего утра до позднего вечера.
“Солнце взошло - мы уже на работе. Солнце зашло - мы еще на работе”, - рассказывает Владимир
Скворцов из закарпатского города Перечина о своем трудовом дне в Польше на строительстве итальянского завода. Скворцов подчеркивает, что так же нелегко достаются минимальные блага его землякам, которые по соседству с ним трудятся на мясокомбинате.
“Они жаловались, что приходится вставать в три часа ночи и до трех дня работать. И так практически без выходных, - говорит Скворцов. - На их лицах постоянно было написано: я хочу спать”.
В то же время генеральный консул Рафал Вольский, заведующий консульским отделом Посольства Республики Польша в Украине, убежден, что в Польше сформировался положительный образ современных Украинцев как симпатичных и открытых людей. “Мы два разных народа, но мы не ощущаем, что Украинцы чужие для нас”, - говорит дипломат.
Ему вторит Скворцов: польские работники, с которыми он трудился вместе на стройке, поначалу относились к нему и его сыну Валерию настороженно. “Но после того как я сварил им наваристый Украинский красный борщ, взаимоотношения между нами заметно потеплели”, - улыбается Украинец.
Помощь нуждающимся
Одна из причин, по которым полякам срочно понадобились легальные рабочие руки из Восточной Европы, - экономический рост и общеевропейская трудовая миграция. Польша даже в период кризиса так и не узнала, что такое рецессия. Ее ВВП показывало рекордный рост - свыше 4%. Чего не скажешь про другие страны ЕС: рост польского промышленного производства достиг 7,7 %, тогда как во Франции этот показатель составил 3,7%, в Италии - 0,8%, а в самой крепкой экономике Европы, Германии, - 0,9%.
Основой для сравнительной стабильности экономики стало хорошее состояние банковского сектора и бурный поток прямых иностранных инвестиций в страну. За 2011 год иностранные компании влили в экономику Польши $ 9,3 млрд, что почти в два раза превышает объем прямых зарубежных инвестиций в Украину.
За 2011 год иностранные компании влили в экономику Польши $ 9,3 млрд
“Мы настроены оптимистически, хотя определенное замедление темпов роста экономики ощущаем”, - констатирует Томаш Томчыкевич, заместитель министра экономики Польши.
Существенное оживление на польском трудовом рынке началось в 2004 году, когда государство присоединилось к ЕС. За первые несколько лет “совместного проживания” в Евросоюзе более 3,5 млн поляков отправились осваивать устоявшиеся рынки Старого Света. Свобода перемещения капиталов и человеческого ресурса расширила для них горизонты профессиональной карьеры.
По подсчетам британского правительства, в 2010 году в Великобритании проживали 550 тыс. выходцев из Польши. “В западноевропейских странах поляк может заработать от $ 2 тыс. у себя на родине - $ 1.150, то есть почти в два раза меньше”, - поясняет первопричину трудовой миграции Коркус.
Так или иначе, великое переселение образовало пустоты на национальном рабочем рынке. Свято место пусто не бывает, и образовавшиеся вакансии все активнее занимают Украинцы, которые едут трудиться строителями, сборщиками урожая, работниками в домохозяйствах.
За первые несколько лет “совместного проживания” в Евросоюзе более 3,5 млн поляков отправились осваивать устоявшиеся рынки Старого Света
“Средняя зарплата в Украине - на уровне $ 375. Это почти в три раза меньше польской заработной платы, - подсчитывает Павел Розенко, эксперт Центра Разумкова. - Основная причина трудовой миграции Украинцев - это низкая оплата труда”.
У польских работодателей тоже своя выгода искать тружеников на стороне. Например, строитель из Украины получает за 27 рабочих дней 12-часовой продолжительности $ 800. За такую же работу поляку платят от $ 1,1 тыс. Иными словами, чистая экономия для работодателя на каждом сотруднике - от $ 3,6 тыс. в год.
Между тем в польской компании PPHU Bednarek, занятой выращиванием шампиньонов, Корреспонденту рассказывают, что Украинцев привлекают не только из чистой экономии, но и в силу ментальной и культурной близости. Из 60 сотрудников компании 35 - Украинцы.
Наши там
По данным переписи населения, в 2011 году в Польше на постоянное место жительства осели 48 тыс. Украинцев, из них 24 тыс. - переселенцы последних девяти лет. Главным образом диаспора растет за счет трудовых резервов, решивших остаться здесь.
Сергей Исарык, стоматолог по образованию, приехал в Польшу поработать в торговой сфере. Главные его впечатления от страны - высокий уровень жизни, легальная возможность финансового роста и свобода слова. Эти аргументы оказались настолько сильными, что возвращаться на родину Украинец уже не захотел.
“Я прошел заново интернатуру, ведь в Польше сложная процедура легализации Украинских медицинских дипломов, - рассказывает о своих достижениях Исарык. - После сдачи экзамена по польскому языку получил разрешение на работу без ограничений по времени. Открыл частную стоматологическую клинику”.
В&nbsp2011 году в Польше на постоянное место жительства осели 48 тыс. Украинцев, из них 24 тыс. - переселенцы последних девяти лет
Два года назад Исарык, проживающий в городе Быдгоще, организовал частный спортивный клуб по стендовой стрельбе и теперь проводит международные соревнования, приглашает Украинских спортсменов. “Наших становится все больше в округе, поэтому я планирую открыть местное отделение сообщества Украинцев”, - говорит стоматолог.
В Польше на выплату налогов, социальную, медицинскую страховку уходит треть зарплаты, рассказывает о жизни в условиях развитого капитализма Евгений Гордейчик, уехавший из Украины два года назад. Теперь он - биохимик в фармакологической фирме PZ Cormay S. A.
“Медицина действительно бесплатная, включая обследование и стоматологию, - повествует Гордейчик о польских буднях. - Даже если приходишь в обычную государственную поликлинику, то к тебе проявят внимание и заботу”.
Разница в уровне социальной защищенности в двух странах - одна из главных причин оттока квалифицированных кадров из Украины. Поток соотечественников, желающих найти работу в Польше, растет в среднем на 20% в год, утверждает Гулец.
Разница в уровне социальной защищенности в двух странах - одна из главных причин оттока квалифицированных кадров из Украины
Сейчас можно наблюдать увеличение спроса и на интеллектуальные профессии, например в сфере IT. “Польские фирмы активно подают объявления в Украинские СМИ с целью поиска компьютерщиков. Еще год назад такого не было”, - резюмирует эксперт.
Кроме того, с нынешнего июня польское правительство упростило трудоустройство высококлассных специалистов из стран, не входящих в ЕС. Если раньше предприятию в Польше нужно было получить в центре занятости справку, что в странах ЕС нет специалиста соответствующей квалификации, способного претендовать на вакансию, то теперь такие бюрократические излишества убираются.
“Украинцы хорошо интегрируются в польское общество, - резюмирует Вольский. - Польские работодатели стали ценить их как высококлассных специалистов”.
Золотые руки
Всего за пять лет число Украинцев, желающих работать в Польше, выросло в восемь раз
Год
Число зарегистрированных заявлений
о намерении Украинских работников трудоустроится
Азаров придумал льготу для щедрых работодателей
Премьер-министр предлагает снижать социальные взносы работодателям, стабильно выплачивающим высокие зарплаты
Как сообщает пресс-служба правительства, Николай Азаров дал соответствующее поручение во вторник, 3 апреля, во время встречи с вице-премьер-министром - министром социальной политики Сергеем Тигипко.
Азаров выразил серьезную обеспокоенность диспропорциями на рынке труда. Сейчас численность работающих граждан в Украине сравнялась с численностью пенсионеров. По его словам, такая демографическая ситуация создает чрезмерную нагрузку на государственный бюджет и ограничивает возможности Пенсионного фонда.
Однако почти 8 млн. человек трудоспособного возраста остаются экономически неактивными. "Нам необходимо разработать серьезную государственную программу по стимулированию занятости наших людей. Тем более, что средства, которые мы тратим ежегодно на это - около 6 млрд.грн. - очень значительные средства. Мы могли бы ввести системные меры по стимулированию занятости", - заявил Азаров.
По его словам, можно, например, ввести уменьшение единого социального взноса для работодателей, которые в течение предыдущего года стабильно выплачивали зарплаты, размер которых превышает 3 минимальных зарплаты. Работодателям, которые будут трудоустраивать молодежь и лиц старше 50 лет, можно компенсировать затраты на уплату единого социального взноса без ограничения в размере заработной платы.
В свою очередь, Тигипко сообщил, что Минсоцполитики уже выработало 18 направлений стимулирования занятости. "Мы разработали 18 инициатив, стимулирующих работодателей создавать новые рабочие места", - сказал вице-премьер-министр.
Кроме того, он отметил, что у Министерства есть предложения по стимулированию малого бизнеса. "Мы впервые предлагаем простимулировать малый бизнес с количеством работающих до 50 рабочих мест", - отметил Тигипко. Он также констатировал, что наибольшее количество неработающих находится в сельской местности, и поэтому стимулы будут распространены также на местную власть.
Премьер-министр подчеркнул, что перед внесением проекта госпрограммы на рассмотрение Правительству необходимо провести его широкое общественное обсуждение. "Относительно всех этих предложений: прежде, чем выносить их на рассмотрение Правительства, нужно провести широкое общественное обсуждение - с общественными организациями, работодателями, бизнесом и профсоюзами. Необходимо максимально обсудить эти вопросы", - отметил Азаров.
Как заверил Тигипко, общественное обсуждение инициатив Минсоцполитики начинается с сегодняшнего дня. После этого законопроект будет размещен на сайте министерства и в течение месяца все желающие смогут внести в программы стимулирования занятости свои предложения.
Польша зовет. Польша становится ключевым работодателем Украинцев
Из личного архива Владимира Скворцова
Поток соотечественников, которые едут работать в Польшу, стремительно растет. Соседняя страна широко распахивает двери перед рабочими кадрами из Украины, для них переписывает законы, упрощает визовый режим, гарантирует соцзащиту, - пишет Максим Бутченко в № 32 журнала Корреспондент от 17 августа 2012 года
Предприятия Польши испытывают голод - остро не хватает трудовых ресурсов. Во-первых, растущая экономика требует все больше рабочих рук, во-вторых, миллионы поляков покинули свою страну, чтобы строить карьеру в Западной Европе. Таким образом, на рынке труда появились вакансии. Кроме того, иностранные сотрудники обходятся работодателю значительно дешевле, и это третья причина, по которой польская экономика голосует за наем Украинцев.
Под потребности рынка в мозолистых руках и смекалистых головах уже переписаны законы, упрощены процедуры трудоустройства и облегчен визовый режим. Чтобы заполнить пробелы на рынке труда, в 2011 году поляки направили в Украину рекордные 240 тыс. рабочих приглашений. Всего пять лет назад таких приглашений было лишь 20 тыс.
&ldquoЭта страна [Польша] самая благоприятная для легального трудоустройства Украинцев&rdquo, - говорит Виталий Гулец, глава международного рекрутингового агентства ViZA Staff International.
Наиболее востребованные профессии традиционны - строители всех специальностей, сезонные рабочие в аграрный сектор на сбор урожая ягод, овощей и фруктов, водители, работники мясокомбинатов. Встречаются заказы на работников умственного труда, например фармацевтов, биотехнологов, но это большая редкость.
Чтобы уехать за длинным злотым, Украинцы готовы платить за посреднические услуги агентств до 4 тыс. грн. Агентства выступают в роли посредников, которые связывают мигранта с польскими фирмами по найму, хотя услуги по трудоустройству в Польше бесплатные.
Круговорот труда
Массовый призыв Украинцев на работу в Польшу начался в 2006 году, когда Варшава стала упрощать процедуру трудоустройства для иностранцев пяти государств - Украины, Беларуси, Молдовы, России и Грузии. На работу до полугода оформление бесплатное, до трех лет - всего $ 30. До 2006-го это стоило $ 250.
Специально для Украинцев в Польше с 2007 года упрощена процедура оформления трудовой визы. После заполнения работодателем приглашения и регистрации этого документа кандидат на вакансию заполняет анкету на визу, получает ее и едет в Польшу. Граждане других стран, в отличие от Украинцев, обязаны получить в польских ведомствах разрешение на работу.
Такие меры принесли щедрые плоды. В прошлом году польскими консульствами в Украине выдано свыше 90 тыс. трудовых виз на краткосрочный период - до шести месяцев.
Для сравнения: Россиянам в этот же период выдали 500 трудовых виз. Теперь девять из десяти легально трудоустроенных иностранцев в Польше - Украинцы.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!