Налоговые льготы по земельному налогу для физических лиц
Как рассчитать земельный налог в 2014 году?
Как это правильно сделать, чтобы налоговые проверяющие не доначислили налог и пени на него?
Что для этого нужно знать ↑
Чтобы верно рассчитать налог, необходимо знать налоговую базу и налоговую ставку, а также наличие или отсутствие льгот. Налоговая база определяется на 01 января текущего налогового периода.
Процентные ставки по налогу определены НК РФ, но местные власти могут их уменьшить. Льготы также определены НК РФ, но власти субъектов могут этот список расширить.
Налоговая база
Согласно ст. 390 НК РФ. налоговой базой для расчёта земельного налога является кадастровая стоимость участка.
При расчёте налога за год кадастровая стоимость берется на 01 января налогового периода.
Если участок образовывается в середине налогового периода, то кадастровая стоимость берётся на дату государственной регистрации вещного права на участок.
Юридические лица самостоятельно рассчитывают земельный налог. Сведения о кадастровой стоимости участка можно найти на официальном сайте Росреестра по регионам или же на официальном сайте ФНС также по каждому региону.
Кроме того, кадастровая стоимость участков должна размещаться на официальных сайтах субъектов федерации.
Для физических лиц сумму налога рассчитываю налоговые органы на основании тех сведений, которые им представляют власти субъектов после проведение государственной кадастровой оценка земель.
Какую ставку применять?
Кроме кадастровой стоимости для расчёта налога на землю необходимо знать и налоговую ставку. Она зависит от категории земель.
В НК РФ приведены всего 2 ставки земельного налога – 0,3% и 1,5% от кадастровой стоимости.
Но субъекты федерации имеют право изменять эти ставки в меньшую сторону, превышать эти значения не имеют права.
Налоговая ставка в 0,3% применяется для следующих категорий земель:
Фото: блок-схема перевода земель или земельного участка из одной категории в другую
Все остальные категории земель облагаются по ставке 1,5% от кадастровой стоимости.
Субъекты федерации могут расширить список категорий земель, которые облагаются по этой процентной ставке.
Кадастровая стоимость земли (участка)
Кадастровая стоимость участка определяется на основании государственной кадастровой оценки земель. Эту оценку проводят власти субъектов федерации на основании действующего законодательства.
Регламент определения кадастровой стоимости:
- Не реже одного раза в пятилетку исполнительные органы субъекта федерации должны принять решение о проведении государственной кадастровой оценки земель.
- Список земель, которые необходимо оценить готовит Управление Росреестра по каждому субъекту в отдельности.
- После того как будет утверждён список, проводится кадастровая оценка. Сведения, полученные в результате этого, направляются в Управление Росреестра по субъекту федерации.
- Управление Росреестра публикует кадастровую стоимость участков земли на официальном сайте для свободного доступа.
Для кого действует освобождение от земельного налога? Читайте здесь .
Как рассчитать сумму земельного налога ↑
По какой формуле
Формула для расчёта земельного налога достаточно проста:
Для физических лиц
Так как физические лица, как правило, владеют земельными участками, относящимися к категории сельскохозяйственных земель, то и ставка для расчёта налога берётся 0,3%.
Таким образом, формула для расчёта налога на землю для физических лиц выглядит следующим образом:
Сумма налога = кадастровая ст-ть * 0,3%
Кроме того, в п. 5 ст. 391 НК РФ приведён перечень лиц, которые имеют право на получение налогового вычета из кадастровой стоимости – 10 000 рублей.
То есть, налогоплательщик вычитает 10 000 рублей из общей кадастровой стоимости участка, а затем уплачивает налог. Формула можно представить в следующем виде:
Сумма налога = (Кадастр. Ст-ть – 10 000) * 0,3%
Физические лица обязаны также уплачивать налог на землю под многоквартирным домом, где они владеют жилплощадью.
Перед тем как рассчитать земельный налог в многоквартирном доме, нужно знать точное значение общей площади квартиры. Сумма налога к уплате полностью зависит от общей площади квартиры.
Расчёт земельного налога для СНТ производится аналогичным образом. Сумма налога зависит от площади земельного надела в СНТ.
И квартира в многоквартирном доме, и участок в СНТ – общая долевая собственность физических лиц. Поэтому сумма налога напрямую зависит от площади участка в общей площади СНТ.
Если участок находится в общей совместной собственности, то каждый собственник уплачивает налог в равных частях от общей суммы налога.
Для юридических лиц
Юридические лица самостоятельно рассчитывают сумму налога к уплате. Формула для расчёта идентична формуле для расчёта суммы налога для физических лиц. Нужно быть внимательным с определением категории земель.
Юридические лица, в отличие от физических, могут владеть любой категорией земли. А от этого зависит и налоговая ставка.
В ст. 395 НК РФ приведён список юридических лиц, которые полностью освобождаются от уплаты налога на землю. Налоговые вычеты для юридических лиц не предусмотрены.
Пример 1
Гражданин Р. владеет земельным участком площадью 6 соток. Кадастровая стоимость участка определена в размере 775 685 рублей на 01. 01. 2014 года.
Гражданин Р. является ветераном ВОВ, следовательно, он имеет право на налоговый вычет в размере 10 000 рублей.
Таким образом, сумма налога к уплате за 2014 года будет равна:
(775 685 – 10 000) * 0,3% = 2 297 рублей
Пример 2
Гражданин Т. владеет земельным наделом в СНТ. Площадь участка – 8 соток, площадь СНТ – 320 соток. На 01. 01. 2014 году кадастровая стоимость СНТ была равна 89 758 457 рублей.
Гражданин Т. льгот не имеет. Участок гражданина Т. занимает 1/40 в общей площади СНТ (8 / 320). Следовательно, и налог на землю он должен заплатить в размере 1/40 от общего налога СНТ.
Общая сумма налога для СНТ в 2014 году будет равна:
89 758 457 * 0,3% = 269 275,4 рубля
Гражданин Т. должен заплатить 269 275,4 * 1/40 = 6 732 рубля.
Пример 3
Компания ООО «Гамма» является религиозной организацией. В её собственности находится земля, на которой построены различные религиозные постройки.
На 01. 01. 2014 года кадастровая стоимость этого участка земли равна 25 589 210 рублей.
Согласно НК РФ, компания ООО «Гамма» полностью освобождена от уплаты налога на свой надел, так как является религиозной организацией. Следовательно, платить земельный налог они не должны.
Пример 4
Компания ООО «Дравт» владеет земельным участком, который используется для производства сельскохозяйственной продукции в Московской области, и квартирой в многоквартирном доме в Вологодской области.
По состоянию на 01. 01. 2014 года кадастровая стоимость земельного участка в Московской области была равна 26 587 596 рублей, а общая площадь квартиры в Вологодской области – 32,7 кв. м. (общая площадь дома – 879, 36 кв. м).
Кадастровая стоимость многоквартирного дома равна 897 256 321 рубля. Ставка налога на землю под многоквартирным домом в Вологодской области равна 0,04 %.
За землю в Московской области ООО «Дравт» должна будет заплатить:
26 587 596 * 0,003 = 79 762, 8 рублей
За квартиру в Вологодской области:
897 256 321 * (32,7 / 879,36) * 0,0004 = 13 346,2 рубля
Таким образом, общая сумма налога за 2014 год для компании ООО «Дравт» составит 79 762,8 + 13 346,2 = 93 109 рублей.
Нюансы ↑
При расчёте и уплате любого налога есть свои нюансы. Их необходимо знать, чтобы не «попасть впросак» и не иметь конфликтов с налоговиками.
Что делать при изменении кадастровой стоимости?
Кадастровая стоимость земли устанавливается на целый год. Но иногда она изменяется по суду или по суду изменяется категория земли. Как в этом случае исчислять налог?
Если изменяется кадастровая стоимость земельного участка за прошлые годы, то налогоплательщик вправе пересчитать ранее уплаченные налоги и подать уточнённые декларации.
Например, решением суда, которое вступило в силу 14 марта 2014 года, была изменена кадастровая стоимость по состоянию на 01 .01. 2012 года.
Следовательно, налогоплательщик может пересчитать суммы уплаченных налогов за 2012 и 2013 года.
Особенности расчёта стоимости земельного налога
Земельный налог уплачивают все граждане и юридические лица, которые владеют земельными участками на правах собственности, постоянного пользования и пожизненного владения.
Государство предусмотрело льготы для некоторых категорий граждан и юридических лиц. Власти субъектов федерации могут расширить этот список и предоставить льготы дополнительным категориям.
Для правильного расчёта налога необходимо выяснить, попадает ли налогоплательщик по категорию льготников. Если нет, то нужно выяснить кадастровую стоимость участка земли.
После этого, определив категорию земли и узнав налоговую ставку в соответствии с законом субъекта федерации, рассчитать стоимость земельного налога к уплате.
Если вещное право на участок возникло в середине налогового периода, то сумма налога к уплате будет рассчитываться, исходя из количества месяцев фактического владения участком.
Если вещное право возникло в середине месяца, то необходимо отталкиваться от даты. Если право возникло до 15 числа расчётного месяца, то платить нужно за полный месяц.
Если же право возникло после 15 числа, то производится расчёт за неполный месяц, и платить нужно половину месячного налога.
Если кадастровая стоимость отсутствует
Если отсутствует кадастровая стоимость земельного участка. То уплачивать налог нужно по «нормативной цене земли».
Обязанность по определению такого показателя ложится на плечи исполнительных органов власти каждого субъекта федерации.
Как можно физическому лицу узнать задолженность по земельному налогу узнайте здесь .
Какая ставка земельного налога применяется на земли населенных пунктов? Посмотрите здесь .
Такая цена зависит от различных показателей:
Нормативная цена участка земли не должна быть больше 75% от рыночной стоимости аналогичных участков.
Юридические лица должны очень внимательно относиться к расчёту и уплате налога на землю.
Кадастровую стоимость нужно отслеживать в начале каждого года, потому что она может поменяться, тогда налог будет рассчитан неверно, и не правильно оплачен. Это считается налоговым правонарушением.
О льготе по земельному налогу для физических лиц
Вопрос: Установлены ли ограничения по применению льготы по земельному налогу, установленной п. 5 ст. 391 НК РФ, в отношении количества земельных участков, принадлежащих одному физлицу? В каком порядке предоставляется указанная льгота по земельному налогу физлицу, имеющему инвалидность II группы и вторую степень ограничения трудовой деятельности
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РоссиЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 августа 2009 г. N 03-05-06-02/72
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения положения пп. 2 п. 5 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает следующее.
В соответствии с п. 5 ст. 391 Кодекса для категорий налогоплательщиков, указанных в данном пункте, налоговая база при исчислении земельного налога уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении.
Таким образом, если налогоплательщику, указанному в п. 5 ст. 391 Кодекса, принадлежат два земельных участка, расположенных на территории одного муниципального образования, то льгота, установленная п. 5 ст. 391 Кодекса, может быть применена только в отношении одного земельного участка.
В том случае, если налогоплательщику принадлежат два земельных участка, которые находятся на территории разных муниципальных образований, то льгота, установленная в п. 5 ст. 391 Кодекса, должна применяться в отношении двух земельных участков.
В отношении применения положения пп. 2 п. 5 ст. 391 Кодекса, согласно которому право на уменьшение налоговой базы по земельному налогу на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. имеют инвалиды, имеющие третью степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лица, которые имеют I и II группы инвалидности, установленные до 1 января 2004 г. без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности, отмечаем.
В соответствии с Правилами признания лица инвалидом (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 95 О порядке и условиях признания лица инвалидом, гражданину, признанному инвалидом, выдается справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности либо с указанием группы инвалидности без ограничения способности к трудовой деятельности.
Инвалидность II группы устанавливается на 1 год. Степень ограничения способности к трудовой деятельности (отсутствие ограничения способности к трудовой деятельности) устанавливается на такой же срок, что и группа инвалидности (п. 9 Правил).
Согласно п. 1 Рекомендаций по порядку заполнения формы справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных Постановлением Минтруда России от 30.03.2004 N 41, в строку справки Степень ограничения способности к трудовой деятельности запись вносится в точном соответствии с записью экспертного решения федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы о степени ограничения способности к трудовой деятельности. При отсутствии ограничения способности к трудовой деятельности в указанной строке делается запись: Не имеется.
В строке справки Инвалидность установлена на срок до указывается срок, до которого установлена инвалидность: первое число месяца, следующего за тем месяцем, на который назначено очередное освидетельствование, и год, до которого установлена инвалидность (п. 4 Рекомендаций).
При установлении инвалидности без указания срока переосвидетельствования в строку Дата очередного освидетельствования вносится запись бессрочно (п. 5 Рекомендаций).
Учитывая изложенное, полагаем, что если инвалидность II группы со второй степенью ограничения способности к трудовой деятельности установлена до 1 января 2004 г. без указания срока переосвидетельствования, то в силу положения пп. 2 п. 5 ст. 391 Кодекса правомерно использовать льготу, установленную п. 5 ст. 391 Кодекса. Если справка об установлении II группы инвалидности со второй степенью ограничения способности к трудовой деятельности получена при очередном освидетельствовании после 1 января 2004 г. то на этот случай не распространяется положение п. 5 ст. 391 Кодекса.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Земельный налог с физических лиц
Прочие налоги с населения
Декларирование доходов физических лиц
Налоговая декларация (расчет) представляется плательщиками, получившими в налоговом периоде следующие доходы:
1. не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в пределах размеров, установленных НК, - в случае превышения этих размеров
2. удержание налога с которых не возложено на налоговых агентов
3. от источников за пределами Республики Беларусь (при условии, что такие доходы получены физическими лицами – налоговыми резидентами Республики Беларусь).
Фактически уплаченные плательщиком (налоговым резидентом Республики Беларусь) за пределами Беларуси суммы налога с доходов, полученных от зарубежных источников, подлежат зачету при уплате налога в Республике Беларусь.
Налоговая декларация (расчет) представляется плательщиками не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Форма налоговой декларации (расчета) и порядок ее заполнения устанавливаются Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь.
Суммы налога, подлежащие уплате (доплате) в бюджет плательщиками, представляющими налоговую декларацию (расчет), уплачиваются в бюджет не позднее 15 мая года, следующего за отчетным налоговым периодом. Уклонение от подачи декларации влечёт наложение административного взыскания.
Плательщиками земельного налога признаются физические лица, которым земельные участки на территории Республики Беларусь предоставлены на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного или временного пользования либо предоставлены в частную собственность.
Объектами налогообложения земельным налогом признаются расположенные на территории Республики Беларусь земельные участки, находящиеся в собственности, пожизненном наследуемом владении или временном пользовании (в том числе предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению) физических лиц.
Исчисление земельного налога плательщикам - физическим лицам производится налоговыми органами на 1 января каждого налогового периода. Извещение с указанием подлежащего уплате земельного налога ежегодно вручается налоговыми органами плательщикам - физическим лицам до 1 августа текущего налогового периода. Земельный налог исчисляется, начиная с месяца, следующего за месяцем принятия уполномоченным государственным органом решения, являющегося основанием для возникновения или перехода права на земельный участок.
При прекращении права пожизненного наследуемого владения, постоянного, временного пользования или права частной собственности земельный налог уплачивается за период пользования земельным участком, включая месяц, в котором будет прекращено право.
Уплата физическими лицами земельного налога за земельные участки, предоставленные для ведения коллективного садоводства, производится путем внесения сумм земельного налога садоводческим товариществам, которые осуществляют прием земельного налога и его перечисление в бюджет.
Земельный налог уплачивается физическими лицами не позднее 15 ноября. В случае получения налогового извещения после установленного срока налог уплачивается не позднее 30 дней со дня вручения им налогового извещения. Земельный налог уплачивается по месту нахождения земельного участка и полностью поступает в бюджеты областей и г. Минска.
От уплаты земельного налогаосвобождаются:
1) участники Великой Отечественной войны и иные лица, имеющие право на льготное налогообложение согласно Закону РБ «О ветеранах» от 17.04.1992г.
Льгота предоставляется им независимо от наличия трудоспособных лиц, совместно проживающих (или числящихся)
2)пенсионеры по возрасту, инвалиды I и II гр. и дети до 18 лет, мужчины и женщины, которым в текущем году исполнится 60 и 55 лет соответственно, др. нетрудоспособные лица при отсутствии совместно проживающих (или числящихся) трудоспособных лиц (кроме трудоспособных лиц, постоянно проживающих в сельской местности и работающих в сельскохозяйственных организациях, учреждениях здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты)
3) многодетные семьи, имеющие троих и более несовершеннолетних детей
4) военнослужащие срочной службы
5) лица, переселившиеся в сельские населенные пункты трудонедостающих территорий (в первые 3 года после принятия решения о предоставления им участка)
6) лица, переселившиеся в сельские населенные пункты из зон отселения территории радиоактивного загрязнения (в первые 3 года)
7) лица, пострадавшие от катастрофы на ЧАЭС и проживающие (работающие) в зоне последующего отселения и с правом на отселение.
Льготы предоставляются с месяца возникновения права на льготу.
3.2 Налог на недвижимость физических лиц
Плательщиками налога на недвижимость являются физические лица, имеющие в собственности жилые дома, садовые домики, дачи, жилые помещения (квартиры, комнаты), надворные постройки, гаражи, иные здания и строения, в том числе не завершенные строительством (далее – здания и строения). Объектом налогообложения является стоимость принадлежащих физическим лицам зданий и строений, в т.ч. не завершенных строительством, готовность которых составляет 80% и более. Налоговая база определяется как действительная стоимость зданий и строений с учетом коэффициентов качества среды и типа населенного пункта. При отсутствии оценки зданий и строений по действительной стоимости налоговая база определяется либо методом индексации стоимости зданий и строений, примененной в предыдущем году с использованием коэффициентов переоценки (устанавливаются Министерством архитектуры и строительства), либо, исходя из стоимости 1 кв. метра типового здания и строения на начало года (определяется местными органами) и общей площади оцениваемых объектов с учетом коэффициентов качества среды и типа населенного пункта. Ставка налога – 0,1 %. Местные Советы депутатов могут увеличивать (уменьшать) ставку, но не более чем в два раза.
Порядок исчисления и уплаты налога
Учет плательщиков и исчисление налога на недвижимость производятся инспекциями МНС РБ по месту нахождения зданий и строений по состоянию на 1 января каждого года в период до 1 июня. Налог на недвижимость исчисляется как произведение налоговой базы и ставки (с учетом коэффициентов, устанавливаемых решением местных Советов депутатов), начиная с месяца, следующего за месяцем приобретения здания (строения). Освобождаются от обложения налогом:
1) жилые помещения (квартиры, комнаты), принадлежащие физическим лицам на праве собственности, в многоквартирных домах. При наличии у плательщика двух и более квартир (комнат) освобождается от налога только одно жилое помещение по заявлению плательщика
2) здания и строения, принадлежащие пенсионерам по возрасту, инвалидам I и II групп и др. нетрудоспособным лицам при отсутствии совместно проживающих (числящихся) трудоспособных лиц
3) здания и строения, принадлежащие многодетным семьям
4) здания и строения, принадлежащие участникам Великой Отечественной войны и лицам, имеющим право на льготное налогообложение по закону «О ветеранах»
5) здания и строения, принадлежащие военнослужащим срочной службы
6) здания и строения, расположенные в сельской местности и принадлежащие на праве собственности физическим лицам, постоянно проживающим в сельской местности и работающим в организациях здравоохранения, культуры, системы образования и социальной защиты, расположенных в сельской местности.
Льготы по налогу не предоставляются указанным категориям плательщиков по зданиям и строениям, используемым в предпринимательской деятельности. Налоговое извещение с указанием подлежащего уплате размера налога на недвижимость ежегодно вручается инспекцией МНС физическим лицам до 1 августа. Уплачивается налог не позднее 15 ноября по месту нахождения здания (строения) и полностью поступает в бюджеты областей и г. Минска.
КБК 2014: земельный налог
1 июля 2013 года, Министерство Финансов выпустило указ Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации . В этом указе, было прописано, что в 2014 году, коды бюджетной классификации, по отношению к земельному налогу, меняться не будут.
182 1 06 06011 03 1000 110
Земельный налог, взимаемый по ставкам, установленным в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации и применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга
182 1 06 06021 03 1000 110
Земельный налог, взимаемый по ставкам, установленным в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации и применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга
Изменения в земельном налоге на 2014 год
Обычно, величина земельного налога, меняется в соответствии с ростом или падением кадастровой стоимости земли. На стоимость кадастра, в свою очередь, могут оказать влияние несколько факторов. Все они прописаны в законопроекте «О государственном кадастре недвижимости», который был принят 24 июля 2007 года. А именно, во второй части 7 статьи, пункты 11 и 14.
К этим факторам относят
• Изменение предназначения земельного участка
• Увеличение или уменьшение его размеров
• Появление другого владельца земли, который имеет более высокий статус

• Любые другие факторы, изменяющие характеристики участка.
По прогнозам аналитиков, в этом году, стоимость кадастра, будет намного выше, его рыночной цены. А значит, и налог на землю, тоже возрастет.
Налог на землю для пенсионеров
В 90-х годах, категория граждан, вышедших на пенсию, считалась льготной, и поэтому, освобождалась от уплаты земельного налога. Однако, позднее, эти льготы были отменены.
Сейчас, статья 338 Налогового кодекса РФ, гласит, что все собственники, имеющие землю, обязаны платить за нее налог. В том числе, и пенсионеры. В некоторых регионах, существуют свои льготы. Если вы хотите узнать подробнее, входят ли пенсионеры в категорию льготников в вашей области, то обратитесь за получением информации, в органы местной власти.
Кто платит земельный налог
- Все, у кого земля находится в бессрочном пользовании
- У кого она в частной собственности (за исключением категории льготников).
Кто не платит:
- Если, человек пользуется землей по договору аренды
- Или по договору срочного пользования.
Однако, стоит помнить, что, если вы, например, приобретаете дом на территории какого-либо поселения или деревни, то ваша земля, подвергаться обложению налогами не будет.
Ставки земельного налога в 2014 году
Налоговые ставки, органы местного самоуправления каждого региона, устанавливают самостоятельно. Но, они не должны превышать максимального значения, который указан в Налоговом кодексе РФ.
Ставка в 0,3% от кадастровой стоимости, налагается на участки:
1. Отданные под сельское хозяйство
2. Земля, где находится личное хозяйство
3. Площадки под строительство.
1,5%, от все той же стоимости кадастра, насчитываются:
На землю, отданную под любые другие цели.
Порядок расчета и уплаты налога на землю
Сумма налога, полностью зависит от кадастровой цены по участку земли.

Сумма налога, для каждого индивидуального участка, рассчитывается на основании статьи 396 Налогового кодекса РФ, по одной и той же формуле. Для этого, площадь земельного участка в квадратных метрах, умножается на стоимость одного метра, и помножается на ставку по налогу, в зависимости от принадлежности участка.
Актуальную стоимость одного метра кадастра, можно найти на сайте Налоговой службы РФ. Чтобы узнать размер вашей ставки, вы можете обратиться в органы местного представительства, где вам обязаны предоставить данную информацию. После того, как вы выясните все нужные показатели, останется только подставить их в формулу, и вы узнаете сумму земельного налога.
Если же у участка, существует несколько владельцев, то для каждого из них, рассчитывается свой размер налога, в зависимости от того, какой долей он владеет.
Сроки уплаты земельного налога
Сотрудники налоговой службы, обязаны за месяц до даты наступления платежа, уведомить владельца участка, о необходимости уплаты налога. Делается это в письменном виде, причем, уведомление должно содержать всю необходимую информацию и реквизиты для налогоплательщика.
Запомните, что дата платежа, должна назначаться не раньше, чем 1 ноября предстоящего года. Пункт 2 статьи 297 НК РФ гласит, что налогоплательщики обязаны вносить авансовые платежи. В каждом регионе, это делается один раз за определенный период. Например, раз в 9 месяцев, раз в полгода, или раз в квартал.
Льготы по земельному налогу
На налоговые сборы за землю, распространяются льготы, для некоторых категорий граждан, которые указаны статье 395 Налогового кодекса. Сюда относятся:
• Ветераны, и герои РФ и Советского союза
• Члены семей, имеющих 3 и более детей
• Инвалиды 1 и 2 группы, а также инвалиды с детства
• Семьи военных, которые остались без кормильца
• Сироты
• Дети, не достигшие 18-летнего возраста.
В любом случае, чтобы узнать точно, принадлежите ли вы к какой-либо категории граждан, которым полагаются льготы, обратитесь в органы местного самоуправления.
Попадает под льготы и та земля, которая находится в собственности некоторых организаций:
3. Земля религиозных учреждений
4. Участки, находящиеся в собственности, организаций инвалидов.
Вопросы и ответы по земельному налогу для физических лиц в России
1. Нужно ли платить авансовые платежи по земельному налогу, или можно оплатить его сразу?
- Земельный налог оплачивается авансовыми платежами каждый квартал.
2. Не приходит квитанция на уплату земельного налога. Что делать?
- Ждите. Налоговая обязана прислать вам уведомление.
3. Продолжают приходить квитанции об уплате налога на землю, на старого хозяина, которого уже нет в живых. Что делать?
- Ехать в налоговую службу, и переоформлять документы на нового владельца.
4. Я, являюсь гражданином другой страны. Недавно, получил в наследство, земельный участок в России. Нужно ли мне платить за нее налог.
- Нужно. Для этого обратитесь в налоговую службу, где вам помогут решить данный вопрос.
5. Земельный налог платился всегда вовремя. Но, в этом году, налоговая служба произвела перерасчет за предыдущие годы, ссылаясь на то, что стоимость кадастра увеличилась. Имеют ли они право на перерасчет?
Плата за землю с юридических лиц
Во исполнение Постановления КМУ от 27.01.2010 г. №86 «О предоставлении налоговых и других разъяснений» ГНАУ подготовила обобщающее налоговое разъяснение о плате за землю с юридических лиц 1. Проанализируем его основные положения.
Начисление НО по плате за землю
Размеры и порядок платы за использование земельных ресурсов, ответственность плательщиков и контроль за правильностью исчисления и взимания земельного налога, а также арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности установлены Законом №2535 2. Субъекты земельных отношений 3 до 1 февраля текущего года должны самостоятельно исчислять сумму земельного налога и арендной платы по состоянию на 1 января. Кроме того, они должны подавать соответствующему органу ГНС по местонахождению земельного участка налоговую декларацию на текущий год с разбивкой годовой суммы равными частями по месяцам. То есть до 1 февраля 2010 года субъекты земельных отношений должны были бы подать годовой отчет на 2010 год. Представление такой декларации освобождает от обязанности представления ежемесячных деклараций.
В то же время налогоплательщик имеет право подавать ежемесячно новую отчетную налоговую декларацию. Это не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации за весь год до 1 февраля текущего года.
Налоговое обязательство по земельному налогу, а также по арендной плате за земельные участки государственной и коммунальной собственности уплачивается равными частями собственниками и землепользователями по местонахождению земельного участка ежемесячно в течение 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца (ст. 17 Закона №2535). То есть плата за землю за март 2010 года, например, должна быть уплачена до 30 апреля включительно.
Аналогичные правила распространяются и на расчет арендной платы за земли государственной и коммунальной собственности.
В то же время, если плательщик земельный налог и арендную плату за землю не уплатил и органами ГНС этот факт не был выявлен, то платить он будет не более чем за 2 предыдущих года. А пересмотр неверно начисленного налога, взыскание или возврат его плательщику допускаются не более чем за 2 предыдущих года. Как видим, в данном случае налицо некоторые расхождения: срок давности по Закону №2181 и срок, установленный ст. 18 Закона №2535.
Если плательщиком выявлена ошибка в расчетах по земельной плате 4. он вправе подать в налоговую уточняющий расчет. При этом плательщик в соответствии с требованиями Закона №2181 должен уплатить сумму недоплаты и 5% штрафа от такой суммы за весь период перед представлением уточнений. Но если плательщик не подавал декларацию, начисления пени не избежать (пп. 16.1.3 Закона №2181). Однако с учетом тех же сроков исковой давности налоговики самостоятельно могут определить сумму налоговых обязательств с начислением штрафных санкций и пени.
1 См. Обобщающее налоговое разъяснение о плате за землю с юридических лиц, утвержденное приказом ГНАУ от 25.03.2010 г. №186, в «ДК» №17-18/2010.
2 Закон Украины от 03.07.92 г. №2535-XII «О плате за землю».
3 Кроме граждан.
4 С учетом сроков исковой давности в 1095 дней.
Следовательно, плательщики земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности (юрлица) имеют право предоставить уточняющий расчет для самостоятельного исправления ошибок в показателях представленных ранее налоговых деклараций в течение 1095 дней, следующих за последним днем предельного срока представления таких налоговых деклараций (а если такие налоговые декларации были поданы позже — за днем их фактической подачи).
Вновь отведенные земельные участки
Если приобретение права собственности и/или права пользования земельным участком имело место в течение года, то субъект земельных отношений должен представить отчетность в течение 1 месяца со дня возникновения такого права (п. 4 Порядка №434 1 ). Основанием для этого служат данные земельного кадастра. Например, право собственности оформлено 9 апреля 2010 года, значит, не позднее 11 мая 2010 года (9 мая — воскресенье, 10 мая — выходной) нужно подать отчетность по местонахождению земельного участка. Такой алгоритм представления отчетности касается и земель государственной и коммунальной собственности (см. Методрекомендации, изложенные письмом ГНАУ от 01.02.2006 г. №1833/7/15-0217). Уплата налоговых обязательств осуществляется ежемесячно в течение 30 к. д. следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца (в нашем примере не позднее 31 мая).
Обращаем внимание на то, что в этой части также действуют письма ГНАУ от 27.07.2009 г. №15834/7/15-0717 (см. в «ДК» №36/2009 ) и Госкомзема от 22.05.2008 г. №14-17-6/5263 (см. в «ДК» №25/2008 ): до оформления государственного акта на земельный участок или договора аренды с одновременным расторжением старого договора предыдущий собственник (арендатор) уплачивает земельный налог (арендную плату), если иное не обусловлено в договоре купли-продажи имущества или земельного участка.
Земельные участки, приобретенные на основании гражданско-правовых соглашений
В случае приобретения земельного участка на основании гражданско-правового соглашения размер налога рассчитывается от суммы, которая равна денежной оценке земли. Однако ч. 2 ст. 8 и ч. 3 ст. 7 Закона №2535 устанавливают некоторое ограничение: сумма, от которой рассчитывается размер налога, не может быть меньше цены земельного участка, указанной в соглашении. Следовательно, в случае если цена земельного участка, установленная в соглашении, превышает нормативную денежную оценку, от которой рассчитывается размер налога, то при расчете суммы земельного налога применяется цена земельного участка, указанная в соглашении.
А такая ситуация наблюдается чуть ли не во всех соглашениях на приобретение права собственности на землю. То есть в случае если в договоре указана цена приобретения земельного участка 12 млн грн, а нормативная денежная оценка составляет 3 млн грн, то новый собственник земельный налог вынужден уплачивать исходя именно из 12 млн грн. Поэтому после заключения соглашения бухгалтеру для расчета земельной платы все же следует сопоставить нормативную оценку земли с той, которая указана в соглашении.
Земля, приобретенная по договору купли-продажи
Арендатор, который в соответствии с законом может иметь в собственности арендованный земельный участок, обладает преимущественным правом на приобретение его в собственность в случае продажи этого земельного участка при условии, что он уплатит цену, по которой он продается (ст. 9 Закона №161 2 ). Если собственник земельного участка и арендатор совпадают в одном лице, договор аренды расторгается (ст. 31 Закона №161).
Процедура признания факта возникновения или прекращения права собственности и права пользования земельными участками устанавливается государственным земельным кадастром (ст. 193, 204 ЗКУ 3 ).
1 Порядок представления налогового расчета земельного налога, утвержденный приказом ГНАУ от 26.10.2001 г. №434.
2 Закон Украины от 06.10.98 г. №161-XIV «Об аренде земли».
3 Земельный кодекс Украины от 25.10.2001 г. №2768-III.
Если арендатор выкупает арендованный им земельный участок государственной или коммунальной собственности на основании договора купли-продажи, а договор аренды земли в установленном законодательством порядке не расторгнут, то он в общем порядке будет уплачивать земельный налог с момента государственной регистрации права собственности на землю. Здесь также можно воспользоваться разъяснениями, предоставленными в письмах ГНАУ от 27.07.2009 г. №15834/7/15-0717 и Госкомзема от 22.05.2008 г. №14-17-6/5263.
Земли, предназначенные для садоводства
Отнесение земель к той или иной категории производится на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями (ст. 20 ЗКУ). Изменение целевого назначения земель осуществляется органами исполнительной власти или органами местного самоуправления (в порядке, определенном постановлением КМУ от 11.04.2002 г. №502). Именно они принимают решение о передаче этих земель в собственность или предоставлении в пользование, изъятии (выкупе) земель и утверждают проекты по землеустройству или принимают решения о создании объектов природоохранного и историко-культурного назначения. Изменение целевого назначения земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, осуществляется по инициативе собственников земельных участков.
Как определяет ст. 35 ЗКУ, физлица, но исключительно граждане Украины, из земель государственной и коммунальной собственности имеют право приобретать безвозмездно в собственность или на условиях аренды земельные участки для ведения индивидуального или коллективного садоводства. Иностранные граждане и лица без гражданства, а также юрлица могут иметь земельные участки для ведения индивидуального или коллективного садоводства исключительно на условиях аренды.
По общему правилу право собственности на земельный участок, а также право постоянного пользования и право аренды земельного участка возникают с момента государственной регистрации этих прав (ст. 125 и 126 ЗКУ). Статья 22 ЗКУ предоставляет землям садоводческих товариществ статус земель сельхозназначения. Земельный налог с такой категории земель определяется в процентах от их денежной оценки (ст. 6 Закона №2535):
1) для пашни, сенокосных угодий и пастбищ — 0,1%
2) для многолетних насаждений — 0,03%.
Здесь стоит напомнить и об индексации денежной оценки земель, что также повлияет на размер земельного налога. Независимо от наличия льгот у членов такого садоводческого товарищества земельный налог им уплачивается на общих основаниях.
А между тем физлица могут бесплатно приобрести право собственности на землю из земель государственной или коммунальной собственности и на основании ст. 121 ЗКУ. Этой статьей определены нормы безвозмездной передачи земельных участков гражданам, в том числе и для ведения садоводства — не более 0,12 гектара на 1 члена товарищества. При этом право собственности на земельный участок и право постоянного пользования земельным участком удостоверяется государственными актами. Такое физлицо уплачивает земельный налог равными частями: до 15 августа и 15 ноября. В данном случае действуют льготы для конкретных физлиц. Обращаем внимание, что в случае когда право на льготу у плательщика возникает в течение года, то он освобождается от уплаты налога начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло это право. А в случае утраты права на льготу в течение года налог уплачивается начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором утрачено это право.
Льготы по уплате земельного налога
В случае безвозмездного приобретения права собственности на землю из земель государственной или коммунальной собственности на основании ст. 121 ЗКУ льготы по уплате земельного налога могут получить следующие физические лица:
Плата за землю под переданными в аренду зданиями
Пункт 3 ч. 1 ст. 12 Закона №2535 освобождает от уплаты земельного налога заведения, учреждения и организации, которые полностью содержатся за счет бюджета. В случае когда предприятия, учреждения и организации, пользующиеся льготами по земельному налогу, имеют в подчинении хозрасчетные предприятия или сдают во временное пользование (аренду) земельные участки, отдельные здания или их части, налог за земельные участки, занятые этими хозрасчетными предприятиями или зданиями (их частями), переданными во временное пользование, уплачивается в установленных размерах на общих основаниях (ч. 5 ст. 12 Закона №2535). Действующим законодательством не предусмотрены исключения по освобождению от уплаты земельного налога бюджетных учреждений, сдающих во временное пользование (аренду) земельные участки, отдельные здания или их части другим СХД, в том числе бюджетным учреждениям. Вместе с тем законодательством предусмотрено возмещение арендодателю зданий, сооружений (их частей) платы за пользование земельным участком. Например, предприятие сдает в аренду капитальное сооружение, стоимость арендной платы должна быть такой, чтобы включать плату за пользование самого сооружения и плату за пользование земельным участком. Например, плата за землю составляет 5 тыс. грн, следовательно, плата по договору аренды здания, находящегося на этой земле, должна составлять 5 тыс. грн и больше.
От себя отметим, что на практике дополнительно договор аренды земельного участка не заключается, а следовательно, расчет по арендной плате сдавать не нужно.
Земли частной собственности
Право собственности на земельный участок, а также право постоянного пользования и право аренды земельного участка возникают с момента госрегистрации этих прав. Право собственности на землю, приобретенную в собственность из земель частной собственности без изменения ее границ и целевого назначения, удостоверяется гражданско-правовым соглашением об отчуждении земельного участка или свидетельством о праве на наследство. Статья 132 ЗКУ обязывает, чтобы в соглашении о переходе права собственности был конкретно указан момент перехода. Приложением к соглашению, по которому осуществляется отчуждение земельного участка частной собственности, является государственный акт. Обращаем внимание, что такие соглашения подлежат нотариальному удостоверению и госрегистрации. Таким образом, новый землевладелец должен уплачивать земельный налог со дня получения права собственности на землю — со дня подписания нотариального удостоверенного договора отчуждения земельного участка.
Земли государственной и коммунальной собственности, переданные в аренду
Основанием для начисления арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или коммунальной собственности, служит договор аренды такого земельного участка (ст. 13 Закона №2535). Право аренды земельного участка возникает с момента госрегистрации данного права, и такое право удостоверяется договором аренды земли (ст. 125 и 126 ЗКУ). Неотъемлемой частью договора аренды земли является акт приемки-передачи объекта аренды (ст. 15 Закона №161). Статья 7 Закона №161 определяет право аренды земельного участка за лицом, к которому перешло право собственности на жилой дом, здание или сооружение, находящиеся на арендованном земельном участке. Договором, который предусматривает приобретение права собственности на жилой дом, здание или сооружение, прекращается договор аренды земельного участка в части аренды предыдущим арендатором земельного участка, на котором расположен такой жилой дом, здание или сооружение. Кроме того, договор аренды земли прекращается и в случае приобретения права собственности на жилой дом, здание или сооружение, находящиеся на арендованном другим лицом земельном участке.
Если договор аренды земли прекращен, арендатор обязан вернуть арендодателю земельный участок на условиях, определенных договором. То есть, если арендаторы земель государственной и коммунальной собственности произвели отчуждение права собственности на жилые дома, здания или сооружения, находящиеся на арендованных земельных участках, но не вернули арендодателю землю (акт не подписан), такие арендаторы являются плательщиками арендной платы за землю в бюджет на основании заключенных договоров аренды земли. И именно они должны уплачивать арендную плату до момента утраты такими договорами силы или же до момента возврата земельного участка и расторжения договора. Однако если такие бывшие арендаторы уже вернули арендодателю участки, то новые владельцы зданий, сооружений должны уплачивать арендную плату не с этого момента, а с момента вступления в силу договоров аренды земли. То есть, по существу, с того момента, когда земля находилась еще в пользовании преды дущего арендатора.
Юлия КЛОВСКАЯ, «Дебет-Кредит»
Земельный налог
Этот налог относится к местным, т.е. устанавливается Налоговым кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами муниципальных образований, а также городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Объектами налогообложения по нему считаются земельные участки, расположенные на территориях муниципальных образований (или Москвы и Санкт-Петербурга), за исключением изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
Местные власти имеют право устанавливать для владельцев земельных участков порядок и сроки уплаты налога, размеры налоговых ставок (в пределах, заданных Налоговым кодексом), льготы по земельному налогу .
Налоговым периодом по земельному налогу является календарный год.
1. Налогоплательщики
Обязанность платить земельный налог относится, прежде всего, к собственникам земельных участков, например дачных или садоводческих, а также участков под индивидуальными строениями — жилыми домами, гаражами и др. Размер налога зависит от стоимости земельного участка. Плательщиками земельного налога являются не только собственники земли, но и те граждане, которые владеют участками на правах постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.
Не берется этот налог с тех граждан или организаций, которые используют участки на праве безвозмездного срочного пользования или по договору аренды.
Земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в доме. С момента формирования земельного участка и присвоения ему кадастрового номера плательщиками земельного налога являются собственники помещений многоквартирного дома пропорционально их долям собственности.
Если многоквартирный дом полностью принадлежит на праве собственности муниципальному образованию, соответствующий земельный участок не подлежит налогообложению земельным налогом.
Если на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, расположен многоквартирный дом, находящийся в собственности муниципального образования и в частной собственности граждан и юридических лиц, земельный налог уплачивается гражданами и юридическими лицами пропорционально их долям в общей долевой собственности.
2. Налоговая база
Налоговой базой считается кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, для которого исчисляется налог.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра.
Налогоплательщикам-гражданам (в том числе индивидуальным предпринимателям по участкам, не используемым в предпринимательской деятельности) базу рассчитывают налоговые органы. Сведения для ее определения предоставляют службы государственного земельного кадастра, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы муниципальных образований.
Территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют сведения о кадастровой стоимости земельных участков (в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения) по письменному заявлению владельца участка. Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Если определена рыночная стоимость земельного участка, то его кадастровая стоимость специально не определяется, а устанавливается в процентах от рыночной. Если же рыночная стоимость не определена, кадастровая рассчитывается и доводится до сведения налогоплательщиков не позднее 1 марта отчетного года.
По земельному участку, находящемуся в общей собственности, налоговая база рассчитывается:
— при общей долевой собственности — пропорционально долям
— при общей совместной собственности — в равных долях.
Так, если жилой дом с частью земельного участка, занятой этим домом и необходимой для его использования, находится в собственности нескольких хозяев, то налоговая база для каждого из них определяется пропорционально его доле в общей собственности.
3. Ставки земельного налога
Налоговые ставки устанавливаются представительными органами муниципальных образований (Москвы, Санкт-Петербурга) и не могут превышать:
— 0,3% от кадастровой стоимости для земельных участков:
• занятых жилищным фондом и объектами инфраструктуры ЖКХ или предоставленных для жилищного строительства
• сельскохозяйственного назначения или предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства или дачного хозяйства
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!