Налоговые льготы для ип пенсионеров
Малый бизнес как неотъемлемая часть экономики
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.
Подобные документы
Роль малого бизнеса в современной Российской экономике, государственные и негосударственные методы его развития. Специальные налоговые режимы для малых предприятий. Методы анализа, пути и способы повышения конкурентоспособности малых предприятий.
курсовая работа [55,3 K], добавлен 04.03.2010
Понятие малого бизнеса и его исторические аспекты. Исторические аспекты развития малого бизнеса. Особенности малых предприятий и их виды. Значение и функции малого бизнеса в рыночной экономике. Структурные характеристики малого бизнеса и поддержка.
курсовая работа [59,2 K], добавлен 12.12.2008
Малый бизнес. Место малого бизнеса в экономике промышленого развития страны. Государственная поддержка малого бизнеса в Украине. В Украине отсутствует действующий механизм поддержки, развития и защиты бизнеса. Союз малых предприятий Украины.
контрольная работа [9,5 K], добавлен 27.01.2005
Подходы к содержанию понятия "малый бизнес", история его развития и видовая характеристика. Функции и роль малых предприятий в рыночной экономике. Особенности функционирования и проблемы малого бизнеса в Челябинской области, мероприятия по его развитию.
курсовая работа [1,2 M], добавлен 20.02.2012
Понятие малого бизнеса и его сущность. Государственная регистрация предприятия. Ликвидация и реорганизация предприятия. Хозяйственная и иная деятельность предприятия. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса. Роль малого бизнеса в экономике.
курсовая работа [57,3 K], добавлен 26.05.2007
Определение, сущность и роль в рыночной экономике малого и среднего бизнеса, опирающегося на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения. Организационно-правовые формы малого предпринимательства.
курсовая работа [184,4 K], добавлен 15.12.2011
Раскрытие сущности и определение роли малого бизнеса в экономике страны как экономического сектора, опирающегося на предпринимательскую деятельность небольших фирм.
реферат [23,7 K], добавлен 28.06.2011
Роль малого бизнеса в экономике. Этапы развития малого предпринимательства в России. Правовые основы деятельности малых предприятий. Фонды поддержки малого предпринимательства и система его налогообложения. Проблемы становления малого бизнеса в России.
курсовая работа [109,1 K], добавлен 18.12.2010
Роль малого бизнеса в экономике. Функционирование предприятий малого бизнеса за рубежом. Становление и тенденции развития малого предпринимательства в России, воздействие экономического кризиса на его состояние. Малый бизнес в Оренбургской области.
курсовая работа [141,0 K], добавлен 13.06.2011
Сущность и содержание понятия "малый бизнес", дилемма малого бизнеса и предпринимательства. Организационно-правовые формы малого предпринимательства. Характеристика проблем развития малого бизнеса в Республике Беларусь и условий его активизации.
дипломная работа [103,2 K], добавлен 15.04.2013
РЕФЕРАТ
по курсу «Основы экономики»
по теме: « Малый бизнес как неотъемлемая часть экономики »
1. Малый бизнес как составная часть рыночной экономики
Так называемая малая экономика -- важный сектор полноценного рынка. Без малого бизнеса невозможно становление цивилизованной рыночной экономики.
Целями создания малых предприятий, или предприятий малого бизнеса, являются:
активизация структурной перестройки экономики
насыщение потребительского рынка товарами
преодоление отраслевого и регионального монополизма
расширение конкуренции
создание материальной основы для трудоустройства работников, высвобождающихся с действующих предприятий
укрепление экономической базы местных органов власти
развитие сел, небольших городов
возрождение художественных промыслов.
Роль и место малого бизнеса в Российской экономике трудно переоценить. Малое предпринимательство, располагая всего 3,6 % стоимости основных средств экономики РФ, произвело в 2005 году около 12 % ВВП (внутреннего валового продукта) России. Прибыль от малого бизнеса составляет пятую часть всей прибыли, полученной экономикой страны. Каждый вложенный в малые предприятия рубль приносит 1,35 рубля прибыли, в то время как в целом по экономике -- 0,73 рубля.
Дальнейшему развитию малого бизнеса способствовало и решение Правительства о том, что в течение первых пяти лет с момента регистрации малого предприятия налоговая база не может ухудшаться. Таким образом, если после регистрации налоговая политика изменится для предприятия в худшую сторону, то оно будет платить налоги в размере, установленном на момент регистрации в течение пяти лет. Однако в связи с принятием Закона на вмененный доход этот принцип отменяется для предприятий, работающих в сферах деятельности, на которые этот Закон распространяется.
Способствует развитию предпринимательства постановление правительства о сокращении числа видов деятельности, на ведение которых требуются лицензии. В 2001-2004 гг. сокращено лицензирование 49 отдельных видов деятельности. Можно работать без лицензии в торговле (кроме торговли подакцизными товарами), в бытовом обслуживании, в полиграфическом и издательском деле, в производстве отдельных видов стройматериалов и ряде других. В новом Гражданском кодексе РФ предусмотрена возможность создания объединений малых предприятий.
И все же численность МП в нашей стране значительно меньше, чем за рубежом. Для сравнения, только в обрабатывающей и добывающей промышленности Японии функционирует свыше 6,4 млн малых предприятий, в народном хозяйстве США -- свыше 19,3 млн предприятий. В странах с развитой рыночной экономикой ежегодно возникают сотни тысяч предприятий малого бизнеса. Так, в Германии ежегодно возникало 370--450 тыс. предприятий. В это число включаются все «производственные единицы» -- от индивидуалов-надомников до предприятий с сотней рабочих и более. За это же время, то есть за год, прекращают свое существование 330--360 тыс. предприятий. В Италии такое соотношение лучше. Возникает за год 310--350 тыс. предприятий, прекращают свою деятельность 150--180 тыс.
Как видно из этих данных, конкуренция между индивидуалами и мелкими предприятиями носит достаточно жесткий характер и приводит к сокращению их «жизненного цикла». Однако в подавляющем большинстве случаев они не становятся банкротами. Предприниматели переключаются на производство новых видов товаров, на другие работы и услуги. Происходит гибкое изменение, расширение рынка, что обеспечивает динамизм всего хозяйства. Мелкие предприятия, «открывшие» новый вид товаров или услуг, начинают заполнять свой «сегмент», свою часть рынка, расширяют производство и могут стать средними, а при благоприятных условиях -- и крупными.
Таким образом, Россия только в самом начале пути массового создания и развития предприятий малого бизнеса, которые в странах с развитой рыночной экономикой занимают важное место в производстве промышленной продукции. Так, в Японии на долю мелких и средних предприятий приходится 55 % реализованной продукции промышленности, около 60 % объема оптовой торговли и более 80 % -- розничной. На них работает более 80 % от общей численности работающих.
Выделять малые предприятия из массы товаропроизводителей заставляет жесткая конкурентная борьба. Малые предприятия в условиях рыночной экономики не могут действовать наравне с крупными, особенно в годы становления, Ведь малый бизнес -- это небольшие предприятия по численности работающих, по объему производства, величине имущества, вовлеченного в процесс производства. В процессе хозяйственной деятельности они неизбежно сталкиваются с рядом организационно-технических и коммерческих трудностей. Например, с дефицитом материально-технических ресурсов, высокими процентами на кредиты, относительно большими затратами на изучение рынка, рекламу, подготовку и повышение квалификации кадров. Малые предприятия -- это повышенный риск всей хозяйственной деятельности. Если крупные предприятия могут резко увеличить свои доходы просто за счет перехода на массовый выпуск продукции, то предприятиям малого бизнеса надо рассчитывать на оптимальную хозяйственную ориентацию, на узкие группы потребителей, находить выгодные формы взаимосвязи с крупными предприятиями. В таких условиях рыночных отношений предприятия малого бизнеса нуждаются в поддержке и защите со стороны государства как особый хозяйственный субъект.
Предпринимательство и предпринимательская деятельность -- это инициативная и самостоятельная деятельность граждан или их объединений, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность в определенных пределах. Предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом, при этом государство обеспечивает ему правовые гарантии и поддержку.
Предпринимательство, которое осуществляется без применения наемного труда, раньше регистрировалось как индивидуальная трудовая деятельность. Предпринимательство с применением наемного труда регистрировалось как предприятие. Новый Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) такой организационно-правовой формы не предусматривает. Поэтому индивидуальное (семейное) частное предприятие подлежало до 1 июля 1999 года преобразованию в хозяйственное товарищество, общество или кооператив.
Федеральная программа господдержки малых предприятий на 2006-2008 годы предусматривает дальнейшее развитие малого предпринимательства и ставит следующие задачи: наполнение рынка товарами и услугами малых предприятий, повышение уровня зарплаты работников в малом секторе экономики, увеличение субъектов малого предпринимательства, увеличение количества рабочих мест, увеличение налоговых поступлений от малого бизнеса в бюджеты всех уровней, рост объема инвестиций в сфере малого бизнеса.
Основные разделы программы:
финансово-кредитная поддержка, развитие микрофинансирования и кредитной кооперации
имущественная поддержка
развитие объектов инфраструктуры
образовательно-информационная поддержка
устранение административных барьеров
поддержка экспортно-ориентированного бизнеса.
На меры по поддержке малого бизнеса в 2005 году было выделено 1,5 млрд рублей. В 2006 г. выделено уже 3 млрд рублей. Регионы тоже должны увеличить выделение средств из региональных бюджетов на поддержку маломасштабного сектора экономики.
К концу 2006 г. количество малых предприятий должно превысить 1 млн, а число занятых в них работников -- 11,4 млн человек или 17,5 % экономически активного населения.
В настоящее время в России действуют два критерия предприятий малого бизнеса: отраслевая принадлежность и максимально допустимая численность работающих на предприятии. В соответствии с первым критерием, согласно вступившему в силу в 1995 г. закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» в редакции от 21.03.2002 г. № 31-ФЗ, от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, от 02.02.2006 г. № 19-ФЗ выделяется пять отраслевых групп малых предприятий:
промышленность, строительство и транспорт
сельское хозяйство и научно-техническая сфера
оптовая торговля
розничная торговля и бытовое обслуживание
остальные отрасли и другие виды деятельности.
С учетом принадлежности к определенной сфере деятельности малому предприятию устанавливается предельно допустимое среднесписочное количество работающих: в промышленности, строительстве и транспорте -- 100 человек, в сельском хозяйстве и научно-технической сфере -- 60 человек, в оптовой торговле -- 50 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании -- 30 человек, в остальных отраслях и других видах деятельности -- 50 человек.
Таким образом, термин «малое предприятие» означает размер предприятия по двум установленным критериям. Соответственно, малым может быть предприятие (коммерческая организация) любой организационно-правовой формы, в том числе и кооператив. Причем в уставном капитале малого предприятия доля участия государства, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не должна превышать 25 %. Также не должна превышать 25 % и доля одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства. К субъектам малого предпринимательства закон относит и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
2 . Льготы предприятий малого бизнеса
Создание и развитие малых предприятий является важной задачей государства. Оказывая помощь предприятиям малого бизнеса, государство тем самым формирует республиканский и местный товарный рынки, поддерживает предпринимательскую деятельность. Вопрос о помощи малым предприятиям со стороны государства включает в себя два основных направления -- организационное и экономическое.
Именно в таких формах существует государственная поддержка малого бизнеса в странах с развитой рыночной экономикой.
С 1 января 2002 г. изменился порядок исчисления и уменьшился размер некоторых налогов, установленных малому предпринимательству, в соответствии с Федеральным законом «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс РФ и в некоторые законодательные акты о налогах и сборах». Налоговый кодекс устанавливает два объекта для плательщиков -- на выбор (это преимущество предоставляется до 1 января 2005 г.): «доходы» или «доходы, уменьшенные на величину расходов».
Кодекс в статьях 346.15-346.18 детально расписывает порядок определения доходов и расходов, порядок их признания (установлен кассовый метод), состав расходов, порядок определения налоговой базы. Рассчитываются доходы и расходы нарастающим итогом с начала года.
Малые предприятия, выбравшие себе объектом доходы, будут платить налог по ставке 6 % (ранее платили 8 %). Если же объект -- доходы уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка составит 15 % (ранее платили 20 %).
Глава 26.2. Налогового кодекса РФ (НК РФ) «Упрощенная система налогообложения», установившая этот специальный режим налогообложения, применяется с 1 января 2003 года. Переход на упрощенную систему будет по-прежнему добровольным. Теперь она может применяться не только малым предприятием, но и другими предприятиями, которые имеют численность работников до 100 человек (ранее устанавливалась численность работников до 15 чел.), а стоимость амортизируемого имущества, находящегося в их собственности не превышает 100 млн рублей (ранее устанавливалась выручка не более 100.000 МРОТ). И еще вводится одно общее ограничение: доход от реализации по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подала заявление о переходе на упрощенную систему, не будет превышать 15 млн рублей. Этот доход определяется в соответствии со статьей 249 НК РФ. Причем есть организации, которые в принципе не могут перейти на упрощенную систему (ст. 246.12 НК РФ).
Малые предприятия при переходе на «упрощенку» не будут платить налог на прибыль, НДС, налог с продаж, налог на имущество. Однако должны платить страховые взносы в ПФР. Все остальные налоги малые предприятия, перешедшие на «упрощенку», платят в общем порядке. Установлен налоговый период для «упрощенки» -- не менее календарного года.
Глава 26.3 НК РФ «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности применяется с 1 января 2003 г. Этот налог вводится в действие законом субъектов РФ. Малые предприятия, перешедшие на уплату единого налога, освобождаются от уплаты налога на прибыль, НДС, налога продаж, налога на имущество и единого социального налога (ЕСН). Однако будут платить страховые взносы в ПРФ.
Полномочия субъектов РФ по сравнению с нынешними сужены, регионы не могут увеличить сумму вмененного налога. В распоряжении местных властей остаются коэффициенты, но они -- только «понижающие», учитывающие совокупность «прочих особенностей ведения предпринимательской деятельности, в т.ч. ассортимент товаров (работ), сезонность, время работы величину доходов и иные особенности» (ст. 346.26, 346.27 НК РФ).
Объект налогообложения -- вмененный доход. Налоговая база -- величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой деятельности и величины физического показателя, характеризующего этот вид деятельности. Налоговый период -- квартал, ставка-15%.
К важным нововведениям относится порядок списания стоимости приобретенных основных средств (амортизации) и возможность учета в составе расходов убытков, понесенных малым предприятием.
Ускоренная амортизация может применяться к основным средствам независимо от того, приобретены они до или после периода на упрощенную систему. Стоимость основных средств, приобретенных в период действия «упрощенки» включается в полном объеме в состав расходов в момент их ввода в эксплуатацию (подп. 1 п. 2 ст. 346-16 НК РФ). Порядок включения стоимости основных средств, приобретенных до перехода на «упрощенку» зависит от срока полезного использования (подп. 2 п. 3 ст. 346-16 НК РФ).
В ряде случаев НК РФ ограничил право малого предприятия применять льготный порядок амортизации (гл. 25 НК РФ).
Государство не только гарантирует малым предприятиям льготные стартовые условия в их конкурентной борьбе с крупными и средними предприятиями-монополистами, но и поощряет малое предпринимательство на дальнейшее развитие предприятий малого бизнеса, укрепление их материально-технической базы, предоставляя на определенное время целый ряд дополнительных льгот, помимо снижения налоговых ставок.
Все предприятия малого бизнеса, независимо от сферы деятельности, организационно-правовой формы, формы собственности, в течение всего времени их работы имеют право на освобождение от налогов той части прибыли, которая направляется на следующие цели:
на финансирование, в том числе в порядке долевого участия, капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения
на погашение кредитов банка, использованных как капитальные вложения производственного и непроизводственного назначения
на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также в Российский фонд технологического развития. Российский фонд фундаментальных исследований, но не более 10 % налогооблагаемой прибыли
на благотворительные цели по перечню, утвержденному правительством, но не более 3 %
в качестве добровольных взносов в Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции. Все эти налоговые льготы не должны уменьшить фактическую сумму налога, исчисленную без учета льгот, более чем на 50 %. Указанные виды льгот предоставляются также всем другим, не малым предприятиям.
Малым предприятиям предоставляется ряд специальных льгот:
освобождаются от уплаты авансовых взносов на прибыль
суммы налогов на добавочную стоимость, уплаченные при приобретении основных средств и нематериальных активов, вычитаются в полном объеме при вводе в эксплуатацию основных средств и принятии на учет нематериальных активов
освобождаются от уплаты налогов на добавленную стоимость физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица
с июня 1995 г. не менее 15 % государственных заказов должно в обязательном порядке размещаться на малых предприятиях, то есть генеральный заказчик, выигравший тендер на получение госзаказа, финансируемого из федерального бюджета, должен не менее 15 % от объема заказа разместить на малом предприятии в соответствии с договором
Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, созданный на базе Фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции при ГАК России, может выдавать гарантии банку на возврат кредита, при этом Фонд может и сам выдавать кредиты
малые предприятия представляют статистическую и бухгалтерскую отчетность в упрощенном порядке и не чаще одного раза в квартал.
В настоящее время действуют косвенные льготы для малого бизнеса, то есть льготы по налогообложению предоставляются не малым предприятиям непосредственно, а учреждениям, организациям, которые в своей работе взаимодействуют, «работают» с малыми предприятиями. Известно, что малый бизнес -- это бизнес повышенного риска. Банки, страховые компании неохотно идут на сотрудничество с малыми предприятиями, поэтому, чтобы заинтересовать эти учреждения в сотрудничестве с малым бизнесом, правительство установило, что налог на прибыль, уменьшенный в 1,5 раза, уплачивают:
банки, предоставляющие не менее 50 % общей суммы кредитов крестьянским хозяйствам, колхозам, совхозам и другим сельскохозяйственным предприятиям, перерабатывающим сельскохозяйственную продукцию, а также малым предприятиям (за исключением осуществляющих снабженческо-сбытовую, торговую или закупочную деятельность)
страховщики, которыми не менее 50 % страховых взносов за отчетный период получено от страхования имущественных интересов крестьянских хозяйств, колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий и всех малых предприятий.
Индивидуальной предпринимательской деятельности без образования юридического лица предоставляется ряд весомых льгот. Гражданин-предприниматель уплачивает только подоходный налог 13 %, страховые взносы в Пенсионный фонд составляют 5 % и в Фонд медицинского страхования -- 3,6 % с дохода. Предприниматель не является плательщиком всех остальных налогов, возлагаемых на предприятия. Любое взыскание имущества (в том числе денежных средств) предпринимателя производится только в судебном порядке, что является надежным гарантом от незаконных действий налоговых органов.
Список литературы
1) Альбеков А.У. Согомонян С.А. Экономика коммерческого предприятия. Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов н/Д: Феникс, 2008.
2) Белоусова Е.А. Валевич Р.П. Давыдова Г.А. и др. Экономика предприятий торговли -Мн. БГЭУ, 2006.
3) Байнев В.Ф. Экономика предприятия и организация производства: Учеб. пособие. -Мн. БГУ, 2006.
4) Гиляровская Л.Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. Изд. «Проспект», 2006.
5) Горфинкель В.Я. Швандар В.А.Экономика предприятия, ред. - ЮНИТИ, 2007.
6) Карлик А.Е. Добрин Г.Н. Белов А.М. Экономика организации (предприятия). Практикум. - Инфра-М, 2003.
Налоговые льготы
Какие налоговые льготы предоставляются малому бизнесу во время его открытия?
Ответ
Государственная поддержка малого бизнеса в сфере налогообложения осуществляется по двум направлениям: предоставление налоговых льгот в рамках традиционной действующей налоговой системы упрощение системы учета, отчетности и налогообложения субъектов малого предпринимательства.
Первое направление государственной поддержки малого бизнеса в области налогообложения заключается в предоставлении общих и специальных льгот. В настоящее время действуют следующие налоговые льготы для малых предприятий: субъекты малого предпринимательства вправе применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов малые предприятия, занятые в сфере производства товаров народного потребления, строительстве и некоторых других, не уплачивают налог на прибыль в первые два года работы субъекты малого предпринимательства уплачивают налоги по итогам работы за квартал, без уплаты авансовых платежей.
Еще одна льгота состоит в предоставлении малым предприятиям налогового кредита в размере 10 годовой выручки путем отсрочки налогового платежа в бюджет субъекта РФ, но не более чем на 50 . Налоговый кредит предоставляется для: приобретения и введения в эксплуатацию отечественного оборудования, заменяющего импортное проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ защиты окружающей среды замены оборудования в рамках амортизационной политики при сроке службы закупленного оборудования свыше 8 лет приобретения и ввода в эксплуатацию автоматических линий и автоматических участков, управляемых ЭВМ оборудования, предназначенного для создания рабочих мест инвалидов. Налоговый кредит предоставляется на основании кредитного соглашения, заключаемого между налоговым органом и малым предприятием.
Второе направление - упрощение учета и налогообложения - включает как переход на упрошенную систему учета, отчетности и налогообложения, так и переход на систему уплаты единого налога на вмененный доход. Для юридических лиц упрощенная система учета, отчетности и налогообложения включает: замену большинства налогов единым налогом на доход, упрощение бухгалтерского учета и отчетности, уменьшение количества бухгалтерских форм и налоговых расчетов. Упрощенная система предполагает уплату одного налога по результатам деятельности вместо большого числа федеральных, региональных и местных налогов и сборов, установленных законодательством Российской Федерации.
Особенности налогообложения и льготы по налогам для малого бизнеса
Важнейшим направлением государственной политики поддержки малого и среднего бизнеса является снижение налогового бремени и упрощение процедур налогообложения.
Практика ряда стран с развитой и процветающей рыночной экономикой (Франция, Испания) неопровержимо доказывает необходимость особых щадящих налоговых режимов для малых и средних предприятий. В других странах (Великобритания, Голландия, Швеция, США) для этих предприятий действуют обычные правила налогообложения, но предусматриваются конкретные адресные льготы.
В Великобритании для малых и средних предприятий ставка налога составляет 27 % при стандартной ставке 35 %. Во Франции на 50 % снижается подоходный налог с юридических лиц для вновь создаваемых малых и средних предприятий в течение первых пяти лет. В Японии для индивидуальных производителей установлен минимум годового дохода в 100 тыс. иен, не облагаемый налогом. В США налоговые льготы малым предприятиям устанавливаются на уровне штатов с целью привлечения предпринимателей в депрессивные районы.
Началом становления в России цивилизованной унифицированной системы налогового права является принятие первой и второй частей Налогового кодекса Российской Федерации. С 2003 года для малых и средних предприятий применяется новый порядок, предусматривающий упрощенную систему налогообложения, а также возможность использования единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Упрощенные налоги для малых предприятий
В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в часть 2 Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства РФ, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства РФ о налогах и сборах» с 1 января 2003 года в полном объеме введена упрощенная система налогообложения, предназначенная для малых и средних предприятий.
По мнению правительства России, новая система для малых и средних предпринимателей является более мягкой и потому более приемлемой, чем существовавшая ранее.
Суть упрощенной системы налогообложения заключается в следующем. Эта система применяется как малыми и средними предприятиями организациями (юридическими лицами), так и индивидуальными предпринимателями (без образования юридического лица).
Применение упрощенной системы Организациями предполагает замену уплаты налога на прибыль организации, НДС, налога с продаж, налога на имущество организации и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организации за налоговый период. Применение упрощенной системы налогообложения Индивидуальными предпринимателями предполагает замену уплаты налога на доходы физических лиц (полученные от предпринимательской деятельности), НДС, налога с продаж, налога на имущество (используемого для предпринимательской деятельности) и единого социального налога, а также других выплат и вознаграждений, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период.
Упрощенная система налогообложения относится к специальным налоговым режимам и существует наряду с общим режимом налогообложения. Переход к упрощенной системе или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется налогоплательщиком добровольно по установленным законодательством правилам.
Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают об этом заявление в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) в период с 1 октября по 31 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему.
Налогоплательщиками по упрощенной системе признаются организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период не превышает 100 чел. Это дает возможность применять упрощенную систему налогообложения как в малом, так и в среднем бизнесе, то есть для всех предприятий, попадающих в указанный численный лимит, даже если они не укладываются в нормативы, установленные для малого бизнеса .
Помимо численности для применения предприятиями упрощенной системы налогообложения имеется еще ряд существенных ограничений:
• стоимость находящегося в собственности имущества не должна превышать 100 млн руб.
• доход по итогам 9 месяцев года подачи заявления о переходе на упрощенную систему не должен превышать 11 млн руб.
• предприятие не должно иметь филиалов или представительств.
На упрощенную систему налогообложения не разрешается переходить банкам, страховщикам, ломбардам, игорным предприятиям, производителям подакцизных товаров, нотариусам, некоторым другим организациям.
Объектами налогообложения по упрощенной системе признаются доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов (прибыль). Причем выбор объекта осуществляется самим налогоплательщиком и не может меняться в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения. Важно отметить, что при принятии налогоплательщиком прибыли в качестве объекта налогообложения законом устанавливается четкий перечень тех расходов, которые будут учитываться при расчете налога.
Налоговой базой признается денежное выражение дохода либо прибыли налогоплательщика при соответствующем выборе объекта налогообложения.
Налоговым периодом признается календарный год.
Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.
Налоговыми ставками признаются 6 %, если объектом налогообложения является доход, либо 15 %, если объектом налогообложения служит прибыль.
Налог начисляется как процентная доля налоговой базы, соответствующая налоговой ставке.
Налог выплачивается поквартально (квартальный авансовый платеж по налогу) не позднее 25 го числа первого месяца, следующего за окончанием данного квартала.
По истечении налогового периода (одного года) налогоплательщик производит окончательный расчет по налогу.
Налоговые декларации представляются налогоплательщиками (малыми и средними предприятиями организациями и индивидуальными предпринимателями) по истечении налоговых и отчетных периодов.
Организации представляют декларации по итогам налогового периода не позднее 31 марта года уплаты, а по итогам отчетного периода – не позднее 25 дней со дня окончания этого периода. Индивидуальные предприниматели по отчетному периоду – не позднее 30 апреля и по налоговому – не позднее 25 дней со дня окончания этого периода.
Налогоплательщики обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для определения налога, на основании книги учета доходов и расходов.
Для малых и средних предприятий весьма актуальной является система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, введенная с 2003 года Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в часть 2 Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства РФ, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства РФ о налогах и сборах».
О налоговых льготах для малого бизнеса
Процесс разработки, принятия и вступления в силу Налогового кодекса носил, несомненно, скандальный характер. В борьбе за свои права предприниматели добились справедливости по многим аспектам. Однако в огне сражений бизнес, в том числе малый, не заметил многих приятных вещей, которые ему дарованы Кодексом. Кроме налоговых каникул по налогу на прибыль, для ряда компаний в период до 2016 г. установлены сокращенные сроки налоговых проверок, упрощенный порядок налоговой отчетности и многое другое.
О налоговых преимуществах для малого бизнеса и пойдет речь в сегодняшней статье.
Кто подпадает под определение малого предприятия
Начнем с того, что в Налоговом кодексе нет термина малое предприятие. Согласно же п. 5.3 НКУ, термины, которые применяются, но не определяются в нем, употребляются в значении, установленном другими законами.
Согласно ч. 7 ст. 63 Хозяйственного кодекса Украины, малыми признаются предприятия, в которых среднеучетная численность работающих за отчетный (финансовый) год не превышает 50 человек, а объем валового дохода от реализации продукции (работ, услуг) за этот период не превышает 70 млн грн. Большими считаются предприятия, на которых за отчетный (финансовый) год трудилось в общей сложности более 250 человек, а годовой объем валового дохода от реализации продукции (работ, услуг) превысил сумму в 100 млн грн. Все другие предприятия являются средними.
Показатели численности сотрудников и дохода измеряются именно за отчетный финансовый год. Это означает, что если предприятие является вновь созданным или по итогам 2010 г. было определено как малое, а в отчетном периоде в 2011 г. превысило соответствующие предельные показатели численности или дохода, оно утрачивает статус малого и право на льготы, о которых далее пойдет речь. Об этом свидетельствует п. 154.6 Налогового кодекса, где сказано, что если плательщики налога, которые применяют нормы этого пункта, в любом отчетном периоде превысили показатели, дающие им право на льготы, они обязаны обложить налогом прибыль, полученную в таком отчетном периоде, по обычной ставке (с 1 апреля 2011 г. - 23%).
Кому положены налоговые каникулы
Согласно п. 154.6 НК, временно, в период с 1 апреля 2011 г. до 1 января 2016 г. право на налоговые каникулы будут иметь предприятия, у которых общий доход не превышает 3 млн грн. в год, а сотрудники получают оплату в размере не меньше двух минимальных зарплат.
Помимо указанных выше обязательных требований, предприятие должно быть создано после 1 января 2011 г. либо, если оно существовало до наступления этой даты, на протяжении трех последних периодов (либо всех предыдущих периодов, если с момента его создания прошло менее трех лет) иметь задекларированный ежегодный объем доходов не более 3 млн грн. а среднестатистическое количество наемных сотрудников - не более 12 человек.
Также на налоговые каникулы могут рассчитывать те, кто был зарегистрирован плательщиком единого налога в установленном законодательством порядке в период до вступления в силу НК, и у кого за последний календарный год объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) составлял до 1 млн грн. а среднеучетное количество работников не превышало 50 человек, в случае перехода на общую систему налогообложения.
Временно (сроком на 10 лет, начиная с 1 января 2011 г.) освобождается от налогообложения прибыль, полученная от основной деятельности предприятий легкой промышленности. Льгота, конечно, не распространяется на предприятия, которые производят продукцию на давальческом сырье, независимо от объемов их дохода и численности наемных работников.
Согласно п. 49.2 Налогового кодекса, малые предприятия имеют право на добровольный выбор способа подачи налоговых деклараций средствами электронной связи в электронной форме, в то время, как для средних и больших предприятий это средство подачи деклараций является единственно возможным. То есть декларации по налогу на прибыль малых предприятий могут подаваться лично налогоплательщиком или его доверенным лицом посылаться по почте с уведомлением о вручении и описанием вложений передаваться средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением условий относительно регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством.
Финансовую отчетность эти предприятия могут подавать один раз в год, вместе с годовой налоговой декларацией, в порядке, предусмотренном для предоставления налоговой декларации. Кстати, впервые подавать финансовую отчетность малым предприятиям нужно по итогам 2011 г.
Легкие проверки
Согласно п. 82.1 НК, длительность документальных плановых проверок не должна превышать 30 рабочих дней для больших налогоплательщиков, 10 рабочих дней - для субъектов малого предпринимательства и 20 рабочих дней - для других налогоплательщиков. Продление сроков проведения проверок возможно по решению руководителя ГНИ не более, чем на 15 рабочих дней для больших предприятий, не более, чем на 5 рабочих дней - для малого бизнеса, и не более, чем на 10 рабочих дней - для иных налогоплательщиков.
Документальные внеплановые проверки субъектов малого предпринимательства должны длиться не более 5 рабочих дней. Продлить проверку можно не более, чем на 2 рабочих дня. При этом документальная выездная плановая и внеплановая проверка малого предприятия, в отличие от проверки большого, не может быть приостановлена.
Однако не стоит забывать, что эти сроки не распространяются на проверки, которые проводятся в случае, если плательщиком подана декларация, в которой заявлен к возмещению из бюджета НДС, при наличии оснований для проверки, определенных в разделе V Налогового кодекса, и/или если подана декларация с отрицательным значением по НДС, составляющим более 100 тыс. грн. Длительность таких проверок установлена ст. 200 Налогового кодекса.
Во время проведения проверки руководство малого предприятия не обязано предоставлять документы в электронном виде. Вместе с тем, п. 85.2 Налогового кодекса подобная обязанность установлена для больших налогоплательщиков.
Что касается включения в план-график проведения документальных проверок, то, согласно п. 77.2 Налогового кодекса, периодичность проведения документальных плановых проверок налогоплательщиков определяется в зависимости от степени риска в их деятельности, который может быть определен как высокий, средний или незначительный. В соответствии с пп. 14.1.221 Налогового кодекса, риск - это вероятность недекларирования (неполного декларирования) плательщиком налоговых обязательств или невыполнения других требований законодательства, контроль за соблюдением которых возложен на органы государственной налоговой службы.
Налогоплательщики с незначительной степенью риска включаются в план-график не чаще, чем раз в три календарных года, со средней - не чаще раза в два календарных года, с высокой - не чаще раза в год. Порядок формирования и утверждения плана-графика, перечень рисков и их разделение по степеням устанавливаются ГНАУ. Пока этот документ не разработан, однако практика показывает, что малые предприятия обычно относятся к категории с незначительным риском. Поэтому можно предположить, что плановые проверки большинства малых предприятий будут проводиться раз в три года. Однако, если налогоплательщик злоупотребит доверием государства и проигнорирует свои обязательства по учету, отчетности и уплате налогов, возникнет угроза попадания его в категорию с высокой или средней степенью риска.
Кроме того, к субъектам малого бизнеса, перешедшим на общую систему налогообложения, не применяются финансовые санкции за нарушение налогового законодательства по результатам деятельности во втором и третьем календарных кварталах 2011 г. Речь идет о штрафах, установленных главой 11 раздела II, а также п. 50.1 НК (случаи самостоятельного исправления ошибок), как по налогу на прибыль, так и по другим налогам, плательщиком которых предприятие является во втором и третьем календарных кварталах 2011 г.
Анна Воеводина .
Судебно-юридическая газета
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!