Правовое регулирование налоговых льгот
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УСТАНОВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ
А.В. Михайлина
магистрант 2 курса Института Права Самарского
государственного экономического университета, г. Самара
В условиях формирования рыночных механизмов господствующими в государственном управлении становятся не административные, а экономические методы регулирования, основанные преимущественно на системе налогов. Роль налогов резко возрастает. Ведь установление основной части льгот связано именно с налогами в различных сферах жизнедеятельности. Льготы есть, прежде всего, социальная мера, в этом проявляется их общественная ценность.
«Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере». [1]
Налоговые льготы одновременно выступают в двух основных ипостасях: как элемент налогообложения (структуры налога) и как важнейший инструмент политики налогового регулирования рыночной экономики. [2] Налоговые льготы являются формой практической реализации регулирующей функции налогов, в связи с чем налоговое льготирование является одним из основных практических инструментов проведения государственной регулирующей налоговой политики. [3]
Установление налоговых льгот является одним из основных инструментов выравнивания положения различных участников экономических отношений либо служит своего рода стимулом для развития приоритетных отраслей. [4]
Налоговый Кодекс Российской Федерации (далее – НК РФ) закрепляет налоговые льготы. Так согласно статье 381 о
свобождаются от налогообложения:
организации и учреждения уголовно-исполнительной системы - в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций
(см. текст в предыдущей редакции)
религиозные организации - в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности
общеРоссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, - в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности
организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общеРоссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, - в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общеРоссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг)
учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общеРоссийские общественные организации инвалидов, - в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям
организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, - в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями
(см. текст в предыдущей редакции)
организации - в отношении федеральных автомобильных дорог общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий
имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций
имущество государственных научных центров
(см. текст в предыдущей редакции)
организации, за исключением организаций, указанных в пункте 22 настоящей статьи, - в отношении имущества, учитываемого на балансе организации - резидента особой экономической зоны, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории особой экономической зоны, используемого на территории особой экономической зоны в рамках соглашения о создании особой экономической зоны и расположенного на территории данной особой экономической зоны, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом Об инновационном центре Сколково
организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом Об инновационном центре Сколково. Указанные организации утрачивают право на освобождение от налогообложения в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 145.1 НК РФ. Для подтверждения права на освобождение от налогообложения указанные организации обязаны представить в налоговый орган по месту учета документы, подтверждающие наличие у них статуса участников проекта и предусмотренные Федеральным законом Об инновационном центре Сколково, а также данные учета доходов (расходов)
организации - в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации, или в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, - в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества
судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, - в отношении имущества, учитываемого на их балансе и используемого в целях строительства и ремонта судов, в течение десяти лет с даты регистрации таких организаций в качестве резидента особой экономической зоны, а также в отношении имущества, созданного или приобретенного в целях строительства и ремонта судов, в течение десяти лет с даты постановки на учет указанного имущества, но не более чем в течение срока существования промышленно-производственной особой экономической зоны
организации, признаваемые управляющими компаниями особых экономических зон и учитывающие на балансе в качестве объектов основных средств недвижимое имущество, созданное в целях реализации соглашений о создании особых экономических зон, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества
организации - в отношении имущества (включая имущество, переданное по договорам аренды), удовлетворяющего в течение налогового периода одновременно следующим условиям:
имущество расположено во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации либо в Российской части (Российском секторе) дна Каспийского моря
имущество используется при осуществлении деятельности по разработке морских месторождений углеводородного сырья, включая геологическое изучение, разведку, проведение подготовительных работ. [5]
Если имущество в течение налогового периода расположено как в границах территорий (акваторий), указанных в абзаце втором настоящего пункта, так и на иных территориях, освобождение от налогообложения действует при условии, что указанное имущество удовлетворяет требованиям абзацев первого - третьего настоящего пункта в течение не менее 90 календарных дней в течение одного календарного года.
Наиболее важным является вопрос эффективности предоставления налоговых льгот. В настоящее время Министерством экономического развития РФ (далее – Минэкономразвития) при участии Министерства финансов РФ (далее – Минфин) разработана методика, позволяющая определить эффективность налоговых льгот для бизнеса и их пользу для бюджета. Эта методика поделит все существующие на сегодняшний день льготы по налогам на две крупные категории. В одну из них попадут элементы базовой структуры налогов, по которым предоставляются льготы, а во вторую преференции для отдельных категорий налогоплательщиков.
В подготовленном ранее мониторинге Минфин делил преференции на три типа: структурные элементы налоговой системы, прямые льготы и смешанные. В первую группу попали только два механизма: перенос убытка на налогооблагаемую прибыль и налоговое стимулирование НИОКР. Смешанными назвали четыре инструмента: два по амортизации (премия в 30% и льгота для оборудования с повышенным износом) и две нулевые ставки (на дивиденды от дочерних компаний и НДС от продажи недвижимости). Наибольшие же потери бюджет несет от прямых налоговых льгот: в 2012 г. они составили 2,08% ВВП, или 1,3 трлн. руб. При этом их отмена может повредить не только бизнесу, но и бюджету: некоторые проекты в нефтяной отрасли без них не были бы запущены, а производство не получило бы средств, сэкономленных акционерами.
Таким образом, Минфин рассматривает льготы как налоговые расходы бюджета. А для Минэкономразвития главное — коэффициент эффективности. [6]
Оценка льгот и освобождений станет составной частью бюджетного процесса, говорится в проекте Основных направлений налоговой политики, а от инвентаризации действующих льгот будет зависеть и принятие новых: их введение должно сопровождаться отменой «одной или нескольких неэффективных льгот». При использовании методики может получиться, что по-настоящему эффективные льготы станут неэффективными из-за общего ухудшения макроэкономической ситуации. [7]
[1] Словарь финансовых и юридических терминов КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/
[2] Барулин С.В. Макрушин А.В. Налоговые льготы как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики // Саратовский государственный социально-экономический университет, 2012.
[3] Черкашина О.А. Налоговые льготы как правовой институт: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – М. 2007. -18 с.
[4] Бескоровайная Н.С. Стимулирование экономического роста региона методами налогового регулирования // Вестник СевКавГТУ. Серия «Экономика». – 2013. № 1(12)
6 Правовой регулирование налога с населения
61 Налог с доходов физических лиц
Основным налогом, который платит большинство населения Украины, является налог с доходов физических лиц Механизм взимания этого налога регулируется разделом IV Налогового кодекса Украины
Плательщиками этого налога являются:
а) физическое лицо - резидент, который получает доходы как из источника их происхождения в Украине, так и иностранные доходы
б) физическое лицо - нерезидент, который получает доходы из источника их происхождения в Украине
в) налоговый агент - налоговым агентом признается лицо, на которое возлагается обязанность исчисления, удержания из доходов, которые начисляются (выплачиваются, предоставляются) плательщику, и перечисления налогов в в соответствующий бюджет от имени и за счет средств налогоплательщика Налоговые агенты приравниваются к налогоплательщикам и имеют право и выполняют обязанности, установленные для налогоплательщиковв.
Не является налогоплательщиком нерезидент, который получает доходы из источника их происхождения в Украине и имеет дипломатические привилегии и иммунитет, установленные действующим международным договором Украины, относительно доходов, е др. получает непосредственно от осуществления дипломатической или приравненной к ней таким международным договором деятельности.
Об объектом налогообложения резидента является:
- общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход
- доходы из источника их происхождения в Украине, которые окончательно облагаются налогами во время их начисления (выплаты, предоставление)
- иностранные доходы - доходы (прибыль), полученные из источников за пределами Украины
Объектом налогообложения нерезидента является:
- общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход из источника его происхождения в Украине
- доходы из источника их происхождения в Украине, которые окончательно облагаются налогами во время их начисления (выплаты, доплаты)
Базой налогообложения является чистый годовой налогооблагаемый доход, который определяется путем уменьшения общего налогооблагаемого дохода на суммы налоговой скидки отчетного года
Общий налогооблагаемый доход - любой доход, подлежащий налогообложению, начисленный (выплаченный, предоставленный) в пользу плательщика налога в течение отчетного налогового периода
Общий налогооблагаемый доход состоит из доходов, которые окончательно облагаются налогами во время их начисления (выплаты, предоставление), доходов, которые облагаются налогом в составе общего годового оподатковуваног го дохода, и доходов, облагаемых по другим правилам Общий месячный налогооблагаемый доход состоит из суммы налогооблагаемых доходов, начисленных (выплаченных, предоставленных) в течение такого с Уитни налогового месяця.
К общего месячного (годового) налогооблагаемого дохода налогоплательщика включаются следующие основные выплаты:
- доходы в виде заработной платы, начисленные (выплаченные) налогоплательщику в соответствии с условиями трудового договора (контракта)
- суммы вознаграждений и других выплат, начисленных (выплаченных) плательщику налога согласно условиям гражданско-правового договора
- доходы от продажи объектов имущественных и неимущественных прав, в частности интеллектуальной (промышленной) собственности, и приравненные к ним прав, доходы в виде сумм авторского вознаграждения, другой платы за предоставление я права на пользование или распоряжение другим лицам нематериальным активом
- доходы от предоставления имущества в лизинг, аренду или субаренду
- доход в виде дивидендов, выигрышей, призов, процентов
- налогооблагаемый доход (прибыль), не включенный в расчет общих налогооблагаемых доходов прошлых налоговых периодов и самостоятельно выявленный в отчетном периоде налогоплательщиком или начисленный й органом государственной налоговой службы
- инвестиционная прибыль от проведения налогоплательщиком операций с ценными бумагами, деривативами и корпоративными правами, выпущенными в других, чем ценные бумаги, формах
- доход в виде стоимости унаследованного или полученного в дар имущества:
- сумма излишне израсходованных средств, полученных налогоплательщиком на командировку или под отчет и не возвращенных в установленные законодательством сроки
- средства или имущество (нематериальные активы), полученные налогоплательщиком как взятка, похищенные или найденные как клад, не сданный государству согласно закону, в суммах, определенных обвинительным приговором суда не езалежно от назначенной им меры наказания
- доход в виде неустойки (штрафов, пени), возмещение материального или морального вреда
- другие доходы
При начислении доходов в форме заработной платы база налогообложения определяется как начисленная заработная плата, уменьшенная на сумму единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование ния, страховых взносов в Накопительный фонд, а в случаях, предусмотренных законом, - обязательных страховых взносов в негосударственный пенсионный фонд, которые в соответствии с законом за счет заработной платы работника, а также на сумму налоговой социальной льготы при ее наличии.
В общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога не включаются следующие доходы:
- сумма государственной и социальной материальной помощи, государственной помощи в виде адресных выплат и предоставления социальных и реабилитационных услуг согласно закону, жилищных и других субсидий или д дотаций, компенсаций
- сумма доходов, полученных налогоплательщиком в виде процентов, начисленных на ценные бумаги, эмитированные Министерством финансов Украины
- сумма возмещения налогоплательщику размера вреда, причиненного ему вследствие Чернобыльской катастрофы
- средства, полученные плательщиком на командировку или под отчет
- сумма взносов на обязательное страхование налогоплательщика согласно закону, отличных единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование
- сумма единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование налогоплательщика, вносимой за счет его работодателя в размерах, определенных законом
- сумма страховых взносов в Накопительный фонд, а в случаях, предусмотренных законом, - обязательные страховые взносы в негосударственный пенсионный фонд и фонд банковского управления
- сумма средств, принадлежащих налогоплательщику, которые согласно закону перечисляются из Накопительного фонда в негосударственный пенсионный фонд, фонд банковского управления или страховой организации
- алименты, выплачиваемые налогоплательщику согласно решению суда или по добровольному решению сторон, в суммах, определенных Семейным кодексом Украины
- стоимость бесплатного лечебно-профилактического питания, молока или равноценных ему пищевых продуктов, газированной соленой воды, моющих и обезвреживающих средств, а также специальной одежды, сп пециально обуви и других средств индивидуальной защиты, которыми работодатель обеспечивает налогоплательщика в соответствии с Законом Украины \"Об охране труда\", специального (форменной) одежды и обуви предоставляемого работодателем во временное пользование налогоплательщику, который находится с ним в трудовых отношенияхідносинах
- средства, полученные налогоплательщиком в счет компенсации (возмещения) стоимости имущества (нематериальных активов), принудительно отчужденного государством в случаях, предусмотренных законом, или стоимость такой к компенсации, полученной в неденежной форме
- стоимость угля и угольщик брикетов, безвозмездно предоставленных в объемах и по перечню профессий, которые устанавливаются Кабинетом Министров Украины
- сумма, уплаченная работодателем в пользу отечественных высших и профессионально-технических учебных заведений за физическое лицо
- средства или стоимость имущества (услуг), предоставляемых на погребение
- сумма, полученная налогоплательщиком за сданное (проданное) им вторичное сырье и бытовые отходы, за исключением лома черных и драгоценных металлов При выплате доходов за сданный налогоплательщиком бы лом черных и драгоценных металлов лицо, которое его закупает, считается налоговым агентом и обязано удержать налог из суммы такой выплаты
- сумма стипендии, которая выплачивается из бюджета ученику, студенту, курсанту военных учебных заведений, ординатору, аспиранту или адъюнкту
- сумма, полученная налогоплательщиком за сдачу им крови, грудного женского молока, других видов донорства, которая выплачивается из бюджета или бюджетным учреждением
- доход физического лица - предпринимателя, с которого уплачиваются единый налог по упрощенной системе налогообложения согласно Налоговому кодексу Украины
- сумма расходов работодателя в связи с повышением квалификации налогоплательщика
- сумма страховой выплаты по договорам страхования жизни в случае смерти застрахованного лица, если такая выплата получаемой членами семьи застрахованного лица первой степени родства, или лицом, а является инвалидом
- доходы в виде процентов на текущие банковские счета, по которым в пользу физических лиц осуществляются исключительно выплаты заработной платы, стипендий, пенсий, социальной помощи и других предусмотрен них законом социальных выплат Признаки таких счетов определяются Национальным банком Украины
- другие доходы, которые в соответствии с Налоговым кодексом Украины в состав месячного (годового) налогооблагаемого дохода не включаются
Налогоплательщики на доходы физических лиц по результатам отчетного налогового года имеют право на налоговую
скидку Основания для начисления налоговой скидки с указанием конкретных сумм отражаются налогоплательщиком в годовой налоговой декларации
К налоговой скидки включаются фактически произведенные в течение отчетного налогового года налогоплательщиком расходы, подтвержденные соответствующими платежными и расчетными документами, в частности квитанциям мы, фискальными или товарными чеками, приходным кассовым ордерам, копиями договоров, которые идентифицируют продавца товаров (работ, услуг) и их покупателя (получателя) В указанных документах обязательно должно быть отражено стоимость товаров (работ, услуг) и срок их продажи (выполнения, оказания) Оригиналы этих документов не направляются органу, но подлежат хранению налогоплательщикомку.
Налогоплательщик имеет право включить в налоговую скидку в уменьшение налогооблагаемого дохода такие фактически осуществленные им в течение отчетного налогового года расходы:
- часть суммы процентов, уплаченных таким налогоплательщиком за пользование ипотечным жилищным кредитом
- сумму средств или стоимость имущества, переданных налогоплательщиком в виде пожертвований или благотворительных взносов неприбыльным организациям, зарегистрированным в Украине и внесенным в Реестр неприбыльных о организаций и учреждений на дату передачи таких средств и имущества, в размере, не превышающем 4 процента суммы его общего налогооблагаемого дохода такого отчетного года
- сумму средств, уплаченных налогоплательщиком в пользу учебных заведений для компенсации стоимости получения среднего профессионального или высшего образования такого налогоплательщика и / или члена его семьи первой с степени родства, который не получает заработной платы
- сумму средств, уплаченных в пользу учреждений здравоохранения для компенсации стоимости платных услуг по лечению, в том числе для приобретения лекарств
- сумму расходов плательщика на сумму уплаченных страховых платежей (страховых взносов, страховых премий), уплаченных страховщику-резиденту, негосударственному пенсионному фонду, банковскому учреждению по договорам дов вгострокового страхования жизни, негосударственного пенсионного обеспечения, по пенсионному контракту с негосударственным пенсионным фондом
- сумму на оплату стоимости государственных услуг, связанных с усыновлением ребенка, включая уплату государственной пошлины
- сумму средств, уплаченных налогоплательщиком в связи с переоборудованием транспортного средства, принадлежащего налогоплательщику, с использованием в виде топлива моторного смесевого, биоэтанола, биодизе эля, сжатого или сжиженного газа, других видов биотоплива
- суммы расходов налогоплательщика на уплату расходов на строительство (приобретение) доступного жилья, в том числе на погашение льготного ипотечного жилищного кредита, предоставленного на такие цели, и процентов по а ни.
Налоговая скидка может быть предоставлена. исключительно резиденту который имеет регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика, а также резиденту - физическому лицу, из-за своих религиозных убеждений отказались от принятия регистрационного номера учетной ка Артком налогоплательщика и официально уведомило об этом соответствующий орган государственной налоговой службы и имеет об этом отметку в паспорт.
Общая сумма налоговой скидки, начисленная налогоплательщику в отчетном налоговом году, не может превышать суммы годового общего налогооблагаемого дохода налогоплательщика, начисленного как заробит тная плат.
Если налогоплательщик не воспользовался правом на начисление налоговой скидки по результатам отчетного налогового года, такое право на следующие налоговые годы не переносится
Также налогоплательщик имеет право на уменьшение суммы общего месячного налогооблагаемого дохода, получаемого от одного работодателя в виде заработной платы на сумму налоговой социальной льготы Такая социальная льгота применяется к доходу, начисленному в пользу налогоплательщика в течение отчетного налогового месяца как заработная плата (другие приравненные к ней в соответствии с действ вств выплаты), если его размер не превышает суммы, равной размеру месячного прожиточного минимума, действующего для трудоспособного лица на 1 января налогового года, умноженного на 1,4 и округленного д в ближайших 10 гривен.
Размер такой льготы для любого плательщика налога равна 100 процентам размера прожиточного минимума для трудоспособного лица (в расчете на месяц), установленного законом на 1 января отчетного подается аткового года Такой же размер социальной льготы предусмотрены и для налогоплательщиков, которые содержат двух или более детей в возрасте до 18 лет, в расчете на каждого младенцеву.
Право на увеличенный размер социальной льготы имеют Герои Украины, Герои Советского Союза и Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Славы или ордена Трудовой Славы, участники боевых действий бывшие в узники концлагерей, а также налогоплательщики, которые являются матерью (отцом), вдовой (вдовцом), опекуном, попечителем, содержащие ребенка-инвалида - в расчете каждого ребенка в возрасте до 18 лет, есть инвалидами I или II группы отнесенные законом к первой или второй категории лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы являются учениками, студентами, аспирантами, ординаторов, адъюнктов.
Налоговая социальная льгота применяется к начисленному налогоплательщику месячному доходу в виде заработной платы только по одному месту его начисления (выплаты) по личному заявлению такого плат тник.
Налоговая социальная льгота не может быть применена к:
- доходов налогоплательщика, других чем заработная плата:
- заработной платы, которую налогоплательщик в течение отчетного налогового месяца получает одновременно с доходами в виде стипендии, денежного или имущественного (вещевого) обеспечения учеников, студентов, аспирант тов, ординаторов, адъюнктов, военнослужащих, которые выплачиваются из бюджета
- дохода самой занятой лица от осуществления предпринимательской деятельности, а также другой независимой профессиональной деятельности
Налоговая социальная льгота к заработной плате государственных служащих применяется при ее начислении до завершения начисления таких доходов без подачи соответствующих заявлений
Работодатель налогоплательщика обязан осуществить, в том числе по месту применения налоговой социальной льготы, перерасчет суммы доходов, начисленных такому плательщику в виде заработной платы и, а также суммы предоставленной налоговой социальной льготы
а) по результатам каждого отчетного налогового года при начислении заработной платы за последний месяц отчетного года
б) при проведении расчета за последний месяц применения налоговой социальной льготы при изменении места ее применения по самостоятельному решению налогоплательщика
в) при проведении окончательного расчета с плательщиком налога, который прекращает трудовые отношения с таким работодателем
Работодатель и / или налоговый агент имеет право осуществлять перерасчет сумм начисленных доходов, удержанного налога за любой период и в любых случаях для определения правильности налогообложения я, независимо от того, имеет ли налогоплательщик право на применение налоговой социальной льготы.
Основная ставка налога на доходы физических лиц составляет 15 процентов базы налогообложения относительно доходов, полученных в том числе, но не выплат и вознаграждений, которые выплачиваются (предоставляются) плательщику в связи с трудовыми отношениями и по гражданско-правов ными договорами выигрыша в государственную и негосударственную денежную лотерею выигрыша игрока (участника), полученного от организатора азартной декабря.
В случае, если общая сумма полученных налогоплательщиком в отчетном налоговом месяце доходов превышает десятикратный размер минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного нало тков года, ставка налога составляет 17 процентов суммы превышения с учетом налога, уплаченного по ставке 15 процентов.
Ставка налога составляет 5 процентов базы налогообложения относительно дохода, начисленного как:
- процент на текущий или депозитный (вкладной) банковский счет
- процентный или депозитный доход по именным сберегательным (депозитным) сертификатом
- процент на вклад (депозит) члена кредитного союза в кредитном союзе
- доход, который выплачивается компанией, управляющей активами института совместного инвестирования, на размещенные активы в соответствии с законом
- доход по ипотечным ценным бумагам (ипотечными облигациями и сертификатами) соответственно закону
- доход в виде процентов (дисконта), полученный владельцем облигации от их эмитента в соответствии с законом
- доход по сертификату фонда операций с недвижимостью и доход, полученный налогоплательщиком в результате выкупа (погашения) управляющим сертификатов фонда операций с недвижимостью в порядке, определенном в п проспекте эмиссии сертификатов
- доходы в виде дивидендов
- доходы в других случаях, прямо определенных соответствующими нормами этого раздела
Ставка налога составляет 30 процентов базы налогообложения по доходам, начисленным как выигрыш или приз (кроме государственной и негосударственной денежной лотерее и выигрыша игрока (участника), полученного от орга анизатора азартной игры) в пользу резидентов или кредиторе.
Ставка налога составляет 10 процентов базы налогообложения относительно дохода в форме заработной платы шахтеров - работников, добывающих уголь, железную руду, руды цветных и редких металлов, марган нцеви и урановые руды, работников шахтостроительных предприятий, занятых на подземных работах полный рабочий день и 50 процентов больше рабочего времени на ре.
Налоговый агент, который начисляет (выплачивает, предоставляет) налогооблагаемый доход в пользу налогоплательщика, обязан удерживать налоги с суммы такого дохода за его счет, используя указанные вы ище ставке.
Налог уплачивается (перечисляется) в бюджет при выплате налогооблагаемого дохода единым платежным документом Банки принимают платежные документы на выплату дохода только при условии одновременного представления ния расчетного документа на перечисление этого налога в бюджет Если налогооблагаемый доход предоставляется в неденежной форме или выплачивается наличными из кассы налогового агента, налог уплачивается (пер ераховуеться) в бюджет в течение банковского дня, следующего за днем. такого начисления (выплаты, предоставлениея).
Налогоплательщик, получающий доходы от лица, не являющегося налоговым агентом, и иностранные доходы, обязан включить сумму таких доходов в-общего годового налогооблагаемого дохода и подать налоговую декларацию по результатам отчетного налогового года, а также уплатить налог с таких доходов лица, не являющегося налоговым агентом.
Расчет налоговых обязательств из налогооблагаемого дохода налогоплательщика, начисленного у источника его выплаты, производится налоговым агентом (в том числе работодателем)
Лицом, ответственным за начисление, удержание и уплату (перечисление) в бюджет налога с доходов в виде заработной платы является работодатель, выплачивающий такие доходы в пользу налогоплательщика
Лицом, ответственным за начисление, удержание и уплату (перечисление) в бюджет налога с других доходов, являются:
а) налоговый агент - для налогооблагаемых доходов из источника их происхождения в Украине
б) налогоплательщик - для иностранных доходов и доходов, источник выплаты которых принадлежит лицам, освобожденным от обязанностей начисления, удержания или уплаты (перечисления) налога в бюджет
Доходы, выплачиваемые физическим лицам - нерезидентам в безналичной форме, должны зачисляться на текущий счет в банке-резиденте Такой банк считается налоговым агентом и обязан начислять, удерживать и уплачивать в соответствующий бюдж жету от имени физического лица-нерезидента и за ее счет налог на доходы при осуществлении любых расходных операций по его счету, в частности выдачи наличных или перечисления доходов на другой текущий счек.
При выплате физическому лицу-нерезиденту доходов наличными или в неденежной форме налогоплательщик самостоятельно начисляет и уплачивает налог на доходы в соответствующий бюджет, открытые в территориальных о органах Государственной казначейской службы по месту его пребывания в Украине в течение 20 дней после получения доходов, но не позднее окончания срока его пребывания в Украин.
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter
§ 4. Правовое регулирование территориальных налоговых льгот
РЕКЛАМА
Налоговые убежища
В основе территориальных налоговых льгот лежит принцип налогового суверенитета государства, на основе которого формируется национальная налоговая система, отличающаяся от иных своими специфическими подходами. Наряду с массой других особенностей (условия регистрации, регулирование валютных отношений) основную роль играют механизмы налогообложения.
Выделяют две группы стран, рассматриваемых как налоговые убежища:
Развивающиеся страны, проводящие политику привлечения
иностранных капиталов и устанавливающие для иностранных субъ
ектов низкие ставки (Антильские острова, Гонконг) или вообще
ские, Бермудские острова). Эта группа стран не имеет налоговых
соглашений с другими странами, что обеспечивает конфиденци
альность финансовой информации, отсутствие юридических обяза
тельств по уплате налога в стране их резидентства.
Страны, обеспечивающие относительные льготы в налогооб
ложении в отношении некоторых видов доходов, обусловленных
спецификой внутреннего налогового законодательства, спепнфи-
182
кой налоговых соглашений (Люксембург, Швейцария и др.) (см. А.Н. Козырни. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. М. 1993, с. 69-71).
Льготный режим налогообложения в отдельных регионах страны призван стимулировать предпринимательскую деятельность, привлечение инвестиций в национальную экономику. В рамках отдельного государства вследствие этого возникают «начоговые убежища», «налоговые оазисы» (см. там же, с. 70-71), офшорные зоны, фри-зоны, специальные (свободные) экономические зоны.
Выбор подобных территорий не имеет однозначного подхода и стандартного ответа, так как определяется многими ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ:
а) налоговый режим в стране
б) политическая и экономическая стабильность:
в) уровень развития средств коммуникации
г) законодательство
д) гарантированный уровень конфиденциальности деловых от
ношений
е) контроль государства за валютными операциями:
ж) уровень развития банковской системы
з) ограничения, налагаемые на определенные виды деятель
ности
и) минимальная плата за регистрацию компании в данной офшорной зоне:
к) особенности законодательства собственной страны.
Офшорные компании выгодно отличаются упрощенной процедурой регистрации низкой ставкой корпоративного налога или вообще его отсутствием минимальным объемом и упрощенной процедурой ежегодной отчетности. При выполнении определенных условий налог на прибыль либо не уплачивается вовсе, либо в чисто символическом размере. Главными же условиями являются управление компанией за границей и отсутствие доходов из источников в стране регистрации (кроме банковского процента).
Понятие офшорного подразделения
Своеобразной льготой можно рассматривать и нормы, регулируемые статьей 16 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятия» «Офшорное предупреждение». В соответствии с этой статьей под данную льготу попадают субъекты в качестве нерезидентов, получающие прибыль из источников, не расположенных в Украине, и осуществляющие расчеты исключительно через уполномоченные банки Украины. В этом случае исполню ел.ьные органы субъекта предпринимательской деятельности должны состоять
183
исключительно из граждан Украины. Прибыль данных субьектоь предпринимательской деятельности, при условии, что они не выполняют на территории Украины представительских функций относительно своих учредителей, не подлежит налогообложению.
Четкого и однозначного понятия «офшорного подразделении». закрепленного в каком-либо нормативном акте, не существует. Для его определения необходимо учитывать ряд моментов. Прежде всего, это учреждение представляет собой организацию, являющуюся юридическим лицом, действующим с целью получения прибыли. При определении понятия «офшорное подразделение» необходимо подчеркнуть, что все положения касаются подразделений, имеющих статус юридического лица (организация, объединение, филиал, представительство), а не внутреннего его подразделения, не имеющего расчетного счета и баланса. Офшорное подразделение предполагает деятельность на специфической территории, которой в Украине нет. Данный термин означает учреждения (иностранные и национальные), осуществляющие операции с нерезидентами в иностранной для данной страны валюте. В данной ситуации внутренний рынок ссудного капитала изолируется от внешнего путем отделения счетов резидентов от счетов нерезидентов, предоставления последним налоговых льгот, освобождением от валютного контроля. Учреждения, действующие в офшорных зонах, пользуются только территорией своей страны пребывания для операций за ее пределами.
С помощью офшорных компаний обычно достигаются две взаимосвязанные цели: во-первых, зашита от избыточного налогообложения во-вторых, получение статуса наибольшего благоприятствования для инвестирования. Практика создания офшорных компаний предполагает ситуацию, когда проживающий в стране с высоким уровнем налогообложения владелец может зарегистрировать свое предприятие в другой стране, где уровень налогов значительно ниже.
Например, в соответствии с кипрскими законами владельцем компании может выступать только нерезидент, который не ведет на территории острова коммерческую деятельность. При этом подобные компании получают ряд льгот, среди которых и символический налог на прибыль — 4.25 % (Коммерсант, 1992, № 37).
Офшорные компании, зарегистрированные на Кипре, пользуются льготным налогообложением, беспошлинным приобретением товаров, для них не требуется необходимости в получении разрешения Центрального банка Кипра на осуществление банковских операций с переводом валюты за рубеж. Если контроль за деятельностью данных компаний осуществляется из-за рубежа, то их отделения и филиалы
184
полностью освооождаются от уплаты налогов па присыль. Иностранные служащие компаний, проживающие и расотаю-шие на Кипре, уплачивают подоходный налог в размере 50 процентов от налога, установленного для киприотов. Таким образом, одной из главных причин и особенностей су-шествования офшорных компаний является разница в уровне налогообложения. Для физических лил с высоким уровнем доходов одним из путей понижения налогообложения является изменение статуса на юридическое лицо и законное уменьшение налога. Для юридических лиц — снижение налогового пресса за пределами территории собственного государства.
Нарабатывается практика работы офшорных компаний в государствах СНГ. В Калмыкии как иностранные компании, так и компании ближнего зарубежья, зарегистрированные, но не работающие в Калмыкии, освобождаются от уплаты налога на содержание жилищного фонда и соцкультбыта 0,5 % от объема реализации) до 1 января 1999 года. До этого же времени распространяются и льготы по налогу на прибыль. Совместные предприятия с долей иностранного капитала свыше 50 процентов станут освобождаться от уплаты налогов с выручки в твердой валюте и обязательной ее продаже банку сроком на пять лет с момента регистрации.
19 июня 1994 года Правительство Российской Федерации приняло постановление № 740 <<О зоне экономического благоприятствования на территории Ингушской Республики» в соответствии с которым установило, что зона экономического благоприятствования «Ингушетия» функционирует в течение года до 1 мюля 1995 года, и утвердило Положение об этой зоне.
В соответствии с Положением о системе налогообложения предприятий, зарегистрированных на правах вхождения в «Зону экономического благоприятствования «Ингушетия» предприятия в установленном порядке становятся на учет в Налоговую Инспекцию и уплачивают регистрационный сбор в рублях по эквиваленту 3953 и 4953 доллара США. При этом предприятия уплачивают налоги в федеральный бюджет по следующим ставкам: НДС — 10 % и 5 % (для продовольственных товаров) налог на прибыль — 13 %. При этом налог на прибыль снижается в зависимости от величины выручки на 10-20 %. Предприятия освобождаются на все время своего существования от налогов, подлежащих перечислению в бюджет республики, страховых платежей в Фонды социального назначения.
Подобная зона формируется и на территории Украины. 23 февраля 1996 года был принят Закон Украины № 75-96/ВР
I.S5
«О некоторых вопросах валютного регулирования и налогообложения субъектов экспериментальной экономлческой зоны «Сиваш». Эта зона создается для привлечения иностранных и национальных инвестиций на основе Указа Президента Украины «О мерах по проведению эксперимента в Северо-крымском экспериментатьной экономической зоне «Сиваш»» от 17 ноября 1995 г.
Эта территория не является в полном смысле слова свободной экономической зоной. Она не имеет специальной таможенной границы, льготы не распространяются на всех субъектов хозяйствования. Вместе с тем зарегистрированные субъекты зоны будут платить 50 % налога на прибыль и НДС, использовать особый таможенный режим (упрощенная процедура въезда-выезда освобождение от уплаты пошлины, НДС, акцизного сбора импорта для нужд собственного производства и т.д.). На 50 % уменьшается сумма налога на прибыль при использован.™ ее на реализацию инвестиционных проектов в рамках зоны.
Наряду с традиционными формами офшорных компаний относительно устойчива и схема снижения налогов. Фирма продает товар с минимальной наценкой своей зарубежной компании, уплачивая налоги только с этой минимальной наценки, а зарубежная компания перепродает товар конечному покупателю, уплачивая минимальный налог на прибыль в стране регистрации.
Одной из разновидностей сфер существования офшорных компаний являются Британские островные территории.
АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ
на правах рукописи
Костапян Рафаэль Карленович
003446222
Правовое регулирование налоговых льгот в Российской Федерации
12 00 14 — административное право, финансовое право, информационное право
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук
Москва — 2008
003446222
Работа выполнена на кафедре финансового права и бухгалтерского учета Московской государственной юридической академии
Научпый руководитель: доктор юридических наук, профессор
Ашмарина Елена Михайловна
Официальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор
Ручкина ГУльнара Флюровна
кандидат юридических наук, доцент Кудряшова Екатерина Валерьевна
Ведущая организация: Российский университет дружбы народов
Защита состоится у Л 2008 года в /4- Д^на заседании
диссертационного совета Д 212 123 02 при Московской государственной юридической академии, г Москва, 123995, ул Садовая Кудринская, д 9, зал заседаний Ученого совета
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московской государственной юридической академии
Автореферат разослан
/3 ъ^л^еЩ 2008 года
Ученый секретарь диссертационного совета, заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор
НА Михалева
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность научного исследования В условиях становления рыночной экономики в России происходят преобразования в экономической, политической, правовой и иных сферах В связи с изменением характера общественных отношений, изменяются и юридические нормы, регламентирующие данные отношения Соответственно трансформируются цели, способы, социальная направленность правового опосредования запросов отдельных групп населения В этой связи в законодательстве находит новое отражение учет особых интересов субъектов, средством которого выступают лыоты, установленные нормами права
В таких условиях господствующими в государственном управлении становятся не административные, а экономические методы, основанные преимущественно на системе налогов Соответственно возрастает и роль льгот, поскольку их установление связано именно с налогами в различных сферах жизнедеятельности хозяйственной, предпринимательской, финансовой и социальной, научно-технической и тд. так как налогообложение является одной из главных функций любого государства с рыночной экономикой
Налоговые льготы широко используются для воздействия на определенные процессы развития экономики, ее структурную перестройку, смягчения социальной напряженности и борьбы с инфляцией
Принятие части первой Налогового кодекса Российской Федерации о г 16 июля 1998 г № 146-ФЗ (далее — НК РФ) ознаменовало собой важный этап развития Российской налоговой системы, привело к ее унификации, так как позволило объединить разрозненные нормы законодательства о налогах и сборах в рамках единого кодифицированного акта, а также сформировать единый подход к регулированию налоговых правоотношений, основываясь на принципах, закрепленных в НК РФ
Немаловажным для правового регулирования налоговых льгот явилось законодательное определение понятия налоговых льгот, а также запрещение установления налоговых льгот в так называемых «неналоговых законах»
В ряду основных направлений налоговой реформы Российской Федерации можно выделить, в том числе, снижение налоговой нагрузки, сокращение общего числа налогов, уменьшение количества и упорядочение налоговых льгот
Необходимость сокращения налоговых лыот вызвана обилием экономически необоснованных и неэффективных льгот, содержащихся в большом количестве в законодательных актах 90-х гг как на федеральном, так и на региональном и местном уровне
Идеология НК РФ направлена в целом на то, чтобы исправить данную ситуацию Часть вторая НК РФ от 19 июля 2000 г № 117-ФЗ демонстрирует явное желание законодателя практически полностью отказаться от использования института налоговой льготы при установлении конкретных налогов Но при этом следует отметить, текст НК РФ зачастую отражает лишь терминологическую подмену одних понятий другими, при этом суть явлений остается прежней
Таким образом, учитывая, что в современном налоговом законодательстве параллельно существуют различные основания установления преимуществ для налогоплательщиков, актуальным становится приведение в соответствие их формы и содержания, а также разграничение схожих правовых явлении и, в частности, выделение из общего массива правовых норм, содержащих налоговые льготы
В связи с этим, особое внимание в работе уделяется изучению налоговых льгот по тем налогам, в которых отсутствует терминологическое обозначение налоговых льгот, а именно, налога на добавленную стоимость (далее — НДС), налога на доходы физических лиц (далее — НДФЛ), налога на прибыль организаций (далее — налог на прибыль)
Систематизация налогового законодательства в значительной степени позволила ограничить произвольное введение налоговых льгот как на федеральном уровне (в т н «неналоговых законах»), так и на региональном и местном уровнях
В то же время, нельзя не отметить и отрицательные факторы, связанные с низкой юридической техникой принимаемых законодательных актов, что отразилось и на налоговом законодательстве Примером тому служит большое количество поправок, ежегодно вносимых в часть вторую НК РФ Ярким примером также служат изменения, внесенные в 2006 г Федеральным законом от 27 июля 2006 г № 137-ФЭ, что привело к кардинальной переработке части первой НК РФ, по сути, к повои ее редакции В этой связи нельзя не отметить, что подобные обстоятельства негативно влияют на всю налоговую систему, поскольку подрывают доверие правоприменителей, что плохо сказывается на инвестиционном климате
Низкое качество принимаемых законов является недопустимым, учитывая важность налогообложения в регулировании многообразных отношений, подтверждением чему служит установленный на конституционном уровне особый, более длительный порядок принятия и вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах Это требует проведения серьезной экспертизы качества законопроектов, а также их обоснованности
Степень научной разработанности темы исследования. Сущность, функции а роль налоговых льгот относятся к числу недостаточно изученных и дискуссионных вопросов
Поскольку налоговое законодательство для постсоветской России явилось достаточно новой отраслью, для формирования понятийного аппарата налогового права был большей частью использован зарубежный опыт При этом параллельно с развитием налогового законодательства начинает развиваться и доктринальное толкование правовых категорий и институтов, установленных налоговыми законами Немалый вклад в развитие отечественной теории правовых основ налогообложения внесли такие специалисты, как Н М Артемов, Е М Ашмарина, А В Брызгалин, Е Ю Грачева, И В Кара-сева, М В Кустова, И И Кучеров, О А Ногина, С В Овсянников, С Г Пе-пеляев, ГВ Петрова, НИ Химичева, Д Г Черник, Н А Шевелева и другие1 К исследованию общеправовои категории льготы (или правовой льготы) отечественная юридическая наука также обратилась лишь в последние десятилетия (В М Ведяхин, Д Н Бахрах, 10 А Тихомиров, А В Малько, И С Морозова и другие)2
Артемов Н Л/ Ашмарина Е М Правовые проблемы налотобложения в Российской Федерации Учебное пособие — N1. ООО «Профобразование», 2003, Кучеров И И Налоювое право России — М. 2001, БрьигалинА В. Берник В Р, ГоювкинА II, Попов О Н Функции на-лоюобложешш // Налош и налоговое право / Подред А В Брьшалина — М Аналитика-Пресс, 1997, Налоювое право Учебное пособие / Под ред С Г Пеиеляева — М Юристь, 2004, Налоговое право России Особенная часть Учебник/01В ред НА Шевелева — М Юрисгь, 2004, Петрова Г В Налоговое право Учебник для вузов — М ИНФРА-М, 2001, Финансовое право Учебник/Под ред ЕЮ Грачевой, ГП Толстошпенко — М ООО «ТК Велби» 2003, Финансовое право Учебник / Отв ред Н И Химичева — 3-е изд. перераб и дон — М Юристь, 2005, Финансовое право Учебник /Авг колл ОН Горбунова, М В Кл-расева, Ю А Кромша и др 0[в ред Н И Химичева 2-е изд. перераб и доп М Юрисгь, 1997, ЧерникД Г Налоги в рыночной экономике — М. ЮНИТИ 1997
1БахрахДН Правовые льготы // Справедливость» право Свердловск СЮИ, 19891, Ве-
дяхин В М Правовые стимулы понятие и виды //Правоведение 1992 № 1, Малько А В Стимулы и офаничения в праве — 2-е изд. перераб и доп — М Юристь, 2003, Морозова П С Льготы в Российском праве вопросы теории и практики Дисс насоиск учен степ канд юр наук 12 00 01 — Саратов, 1999, Тихомиров Ю А Закон, стимулы, экономика — М. 1989
ЭВОЛЮЦИЯ НАЛОГОВО-ПРАВОВЫХ МЕТОДОВ
РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ СУБЪЕКТА
РоссиЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!