Льготы для крайнего севера
Льготы в области труда для работников, работающих в районах Крайнего Севера
19.10.2012 "Профессиональные привелегии " Обновлено: 06 февраля, 2015
Всем работникам предприятий, учреждений, организаций, находящихся в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, предоставляются следующие льготы в области труда:
1) выплачивается надбавка к месячному заработку, размер которой возрастает с увеличением стажа непрерывной работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
2) предоставляются дополнительные отпуска сверх установленных ежегодных отпусков:
в районах Крайнего Севера - продолжительностью 18 рабочих дней
в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - продолжительностью 12 рабочих дней
3) разрешается полное или частичное соединение отпусков не более чем за три года. При этом отпуска за каждый год работы продолжительностью не менее 6 рабочих дней должны быть использованы не позже чем в течение одного года после наступления права на отпуск. Время, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно, один раз в три года не засчитывается в срок отпуска. Стоимость проезда к месту использования отпуска и обратно один раз в три года оплачивается предприятием, учреждением, организацией
4) в случае временной утраты трудоспособности предприятие, учреждение, организация доплачивают разницу между размером пособия по социальному страхованию и фактическим заработком (включая надбавки). При этом пособие вместе с доплатой не должно превышать максимального размера пособия по социальному страхованию, установленного законодательством
5) работникам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - не менее 20 календарных лет, пенсии по старости назначаются: мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет.
Работникам, заключившим срочные трудовые договоры о работе на Крайнем Севере и в приравненных к ним местностях на срок три года, а на островах Северного Ледовитого океана - два года, предоставляются кроме того, дополнительные льготы.
Круг работников, с которыми заключаются срочные трудовые договоры с предоставлением дополнительных льгот, и виды этих льгот устанавливаются законодательством.
Крайний Север
Кра́йний Се́вер — часть территории России. расположенная главным образом к северу от Северного Полярного круга. Климат в некоторых районах чрезвычайно суровый. Территория Крайнего Севера — это арктическая зона. тундра. лесотундра. и районы северной тайги .
Районы Крайнего Севера
Районы Крайнего Севера
Местности, приравненные к районам Крайнего Севера
В соответствии с законами Российской Федерации к районам Крайнего Севера относят:
Местности, приравненные к районам Крайнего Севера
Некоторые местности в Российской Федерации в правовом отношении приравнены к районам Крайнего Севера . [2]
Льготы в районах Крайнего Севера и приравненной к ним местности
На основании Федерального закона № 122 от 24 августа 2004 года проживающим и работающим в районах Крайнего Севера и приравненной к ним местности предоставлены льготы.
Система льгот включает:
- льготы, которыми пользуются все без исключения работники, отнесённые законом к числу лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера
- льготы, которыми пользуются только некоторые категории работников.
К льготам первой группы относятся:
Льготы, которые предоставляются только некоторым категориям работников Крайнего Севера включают:
Льготы предоставляются либо с момента заключения трудового договора (например, повышенные компенсации при направлении на работу, бронирование жилплощади), либо со дня прибытия на работу (например, льготы по социальному страхованию), либо по истечении определённого срока работы на Крайнем Севере (например, надбавки к заработной плате, отпуска).
Льготы в некоторых закрытых административно-территориальных образованиях
Гражданам, проживающим и работающим на территории некоторых закрытых административно-территориальных образованияй (ЗАТО) Законами Российской Федерации установлены льготы, как и для местностей, приравненных к районам Крайнего Севера.
Население
Коренное население — народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, как малочисленные (менее 50 тыс. чел.), так и более крупные (русские. якуты. буряты. тувинцы. коми. карелы ).К коренному населению относятся потомки русских переселенцев — русскоустьинцы. якутяне. походчане и марковцы.
Самые крайние точки Крайнего Севера
Районы Крайнего Севера России ждут рабочих рук
Со школьной скамьи все мы знаем, где находится север и как там холодно. Но есть территории, которые так и называются "районы Крайнего Севера". Они расположены за Полярным кругом, где находится лесотундра, тундра и арктическая зона с очень суровым климатом, в котором не так-то легко акклиматизироваться. На обширной территории нашей страны в некоторых регионах есть местности, которые по своим природным и климатическим характеристикам приравнены к условиям, в которых находятся районы Крайнего Севера. Например, Улаганский и Кош-Агачский административные районы в Республике Алтай, расположенные в зоне высокогорья и распространения вечной грунтовой мерзлоты.
Особенности природных условий севера
Север России известен своим суровым климатом, для проживания и работы в котором нужно иметь отменное здоровье. К особенностям природных условий и климата этой территории относятся: крайне низкая зимняя температура воздуха, суровая и продолжительная зима, холодное короткое лето, дефицит ультрафиолета, нарушение фотопериодичности (продолжительности дня и ночи). Сюда можно также причислить световое голодание в полярную ночь и световое излишество в полярный день, кислородное голодание и разреженный воздух, резкие скачки значений влажности и температур, атмосферного давления. Здесь ярко выражены геомагнитные и гравитационные возмущения, отрицательно сказывается влияние космоса.
Адаптационный стресс организма
Все перечисленные факторы, а также вынужденное сокращение двигательной активности, частые и продолжительные перелеты (при вахтовом методе работы), периодическая смена климата снижают работоспособность, иммунитет и здоровье людей, приезжающих в районы Крайнего Севера. Наиболее часто это выражается в приобретении человеком сердечнососудистых заболеваний, гормональных и обменных нарушений. По утверждению медиков для адаптации приезжего человека к северному климату необходимо несколько лет.
Работа в районах Крайнего Севера
В советский период на Крайний Север можно было попасть по комсомольской путевке, завербоваться добровольно на объекты строительства, в геологические экспедиции, на нефте-газо-золотодобывающие предприятия. Среди приезжих были и такие, кого принудительно поселяли для перевоспитания трудом и суровыми условиями проживания. Работы на Крайнем Севере и в настоящее время, как говорится, непочатый край. В основном работа связана с добычей нефти и газа, с прокладкой нефтегазопроводов, строительством дорог, жилых и производственных помещений. Фирмы-работодатели для вахтовой работы вербуют людей молодых, обследованных в медицинском учреждении и имеющих медицинское заключение о состоянии здоровья. Медицинское освидетельствование работающих проводится периодически. На севере востребованы, главным образом, рабочие специальности: водители грузовиков и спецмашин, бурильщики, сварщики. К работе в северных условиях вахтовым методом не допускают беременных женщин и матерей, имеющих детей до трех лет, опекунов несовершеннолетних детей, мужчин-отцов, занятых воспитанием детей без матери, а также лиц, не соответствующих возрастному цензу.
Льготы и привилегии вахты на Крайнем Севере РФ
Среда, 2 октября, 2013
Каждый сотрудник, что трудится на Крайнем Севере и районах, что приравнены к нему, может воспользоваться государственными льготами. В основном это надбавка за стаж работы на Севере и районный коэффициент.
Эти льготные начисления рассчитываются, исходя из размера должностного оклада. Районный коэффициент должен хоть в какой-то мере компенсировать особые условия труда и повышенную стоимость потребительской корзины в северном регионе. Величина районного коэффициента колеблется в пределах 1,15-2,0. Размер выплаты устанавливается правительством России, а выплачивается из местного бюджета.
Процентная надбавка, выплачиваемая за северный трудовой стаж, должна стимулировать специалистов к проживанию на Крайнем Севере и трудовой деятельности в этих краях. Величина доплаты зависит от органов местного самоуправления, где находится предприятие.
В случае реорганизации предприятия или же его ликвидации, уволенные сотрудники вправе рассчитывать на выходное пособие, которое не может превышать заработок работника за 6 месяцев.
Это – норма Трудового Кодекса Российской Федерации. Сотрудникам, имеющим детей, не достигших 16-ти летия, предоставляется, по их желанию, дополнительный выходной за свой счет раз в месяц. А у женщин желающих работать вахтой тоже есть выбор, либо работать няней в Москве, либо поваром в Питере, либо инженером на Крайнем Севере.
Все, кто работают на вахте в северных краях, имеют право на дополнительный отпуск, длительность которого составляет 24 дня. К сожалению, так как проезд дорогой, а многие компании отказываются оплачивать сотрудникам проезд к месту жительства и обратно, отказываются не только от дополнительного отпуска, но иногда и от основного.
А ведь совсем недавно дела обстояли иначе. Сотрудник, заключивший официальный договор о вахтовой работе с предприятием, расположенным на Крайнем Севере, получал компенсацию, равную стоимости проезда к месту работы, более того, оплачивался и багаж весом до пяти тонн. Также предоставлялся дополнительный отпуск для того, чтобы привыкнуть к новым условиям и климату, его длительность равнялась 7 календарным дням.
Очень жаль, но день ото дня все меняется только к худшему. С каждым днем прав у рабочих становится все меньше, а обязанностей – все больше. Найти вахтовую работу тоже становится сложнее. И что-то поделать с этим трудно, так как конкуренция на рынке труда велика, найти подходящую работу бывает иногда очень сложно, ведь на каждую вакансию имеется несколько соискателей. А на пожелания сотрудников об улучшении условий труда ответ всегда один и тот же: «Не нравится – увольняйтесь!».
Экономические науки/ Государственное регулирование экономики
Кэ.н. профессор, зав. кафедрой «Налоговое консультирование» Малис Н.И.,
к.э.н. доцент кафедры «Налоговое консультирование», зам. зав. кафедрой Горохова Н.А.
Финансовый Университет при Правительстве РФ
Совершенствование элементов налогового механизма –
реальный путь повышения доходов бюджета
В течение последних лет основной задачей налоговой политики РФ является сокращение бюджетного дефицита при одновременном сохранении налогового бремени. Указанная задача может быть решена при помощи совершенствования различных элементов налогообложения, в той или иной степени влияющих на размеры собираемых налогов, а также и путем повышения результативности налогового администрирования. Такими элементами являются как объект налогообложения, так и способы расчета налоговой базы, определение длины налогового периода, налоговая ставка и налоговые льготы, в той или иной степени подлежащие реформированию.
Представляется, что наиболее простой способ решения проблемы – пересмотр механизма установления налоговых ставок. В то же время очевидно, что простое увеличение налоговых ставок не может не сказаться на увеличении налогового бремени, что не укладывается в поставленную задачу.

Единственный налог, где можно достаточно просто решить проблему увеличения налоговых поступлений за счет роста налоговой ставки, укладывающийся в концепцию налогового реформирования – акциз. Однако, увеличение налоговой ставки по акцизам, какую бы ни устанавливали при этом идеологию, чревато возможным получением обратного эффекта, – при излишне высокой ставке налога и соответственно высоким ценам на подакцизную продукцию, налоговая база может снизиться и даже резко снизиться за счет снижения контингента потребителей подакцизной продукции. Кроме того, опасность видится еще и в том, что нелегальный оборот подакцизной продукции и потребление соответствующих суррогатов может резко возрасти, что уже имело место при увеличении ставки акцизов на алкоголь в 2002 г.
Пока можно сказать, что резкое повышение акцизов на алкоголь, сигареты и нефтепродукты дает положительный эффект- за 9 месяцев 2013 года поступления акцизов выросли почти в полтора раза, но результат дальнейшего резкого повышения ставок акцизов выглядит неоднозначно.
Сложная, но актуальная задача реформирования налоговой ставки, на наш взгляд, связана с подоходным налогообложением. В условиях отсутствия необлагаемого минимума доходов налогоплательщика, пропорциональная ставка НДФЛ выглядит достаточно логично, тем более, что это подтверждается полученным фискальным эффектом. Однако с позиций справедливости, а также и хорошо зарекомендовавшей себя в других странах прогрессивной системы подоходного налогообложения, исключающей налогообложение бедных слоев населения, она явно несовременна, поскольку сложившаяся к настоящему времени неравномерность распределения доходов между разными категориями налогоплательщиков, позволяет отметить, что принцип справедливости налогообложения при действующем варианте построения налогового механизма явно не соблюдается, а актуальная проблема налогообложения «роскоши» не решается.
Существенное влияние на величину налоговых поступлений НДФЛ в региональные бюджеты имеет величина налоговых вычетов. Если реформирование размера профессиональных налоговых вычетов во многом связано с механизмом налогообложения прибыли, то про стандартные, социальные и имущественные вычеты можно сказать, что они зависят от той социальной политики, которую проводит государство. Демографическую политику увязывают со стандартными налоговыми вычетами на детей, но при этом представляется, что указанное мероприятие должно быть побудительным мотивом к деторождению. На сегодняшний день налоговая выгода родителей, имеющих одного или двух детей, равняется 182 руб. а родителей, имеющих больше детей – 390 руб. при величине прожиточного минимума на ребенка более 6000 руб. Выпадающие доходы бюджета от применения указанных вычетов превышают 300 млрд. рублей при очевидном отсутствии их эффективности в смысле решения поставленных демографических задач.
Что касается социальных налоговых вычетов ( выпадающие доходы бюджета - 3,6 млрд. руб.), то при средней стоимости обучения и лечения, которая постоянно растет, и в условиях отсутствия индексации вычетов, их величина явно недостаточна, поскольку весьма незначительно покрывает соответствующие затраты, поэтому и этот вычет признать эффективным невозможно.
Представляется, что пересмотр подхода к установлению налоговых вычетов по НДФЛ в смысле отмены неэффективных вычетов и выбора контингента налогоплательщиков, для которых указанные вычеты были бы действительно важны, является актуальной задачей налогового реформирования НДФЛ, при этом указанная проблема должна решаться в увязке с комплексом задач по установлению прогрессивной ставки налога (возможно с небольшой прогрессией) для высокообеспеченных налогоплательщиков, а также и с возможным переходом на принцип налогообложения доходов семьи, учитывающим наличие иждивенцев.
Практика снижения ставки налога на добавленную стоимость, уже использующаяся в Российском налоговом реформировании и имеющая подоплеку снижения потребительских цен, себя явно не оправдала, повлияв только на величину выпадающих доходов бюджета, поэтому говорить о снижении этой ставки в ближайшей перспективе нецелесообразно. В то же время остро стоит проблема администрирования налоговых вычетов по НДС, особенно для тех налогоплательщиков, для которых предусмотрена 0-я ставка налога, - указанные вычеты в прошлом году достигли почти триллиона рублей при постоянно облегчающемся механизме доказательства правомерности их применения.
Определенные перспективы имеет повышение ставки налогообложения некоторых полезных ископаемых, а также и постепенный переход к использованию вместо адвалорной специфической ставки налога, но при этом участившаяся практика введения нулевой ставки налога сделает скорее всего фискальный эффект не слишком значительным. В любом случае повышение ставки этого налога требует разработки справедливого механизма расчета рентабельности соответствующих месторождений, для того, чтобы повышенная ставка изымала часть дохода только у высокорентабельных организаций, не затрагивая тех налогоплательщиков, которые разрабатывают средне и низко - рентабельные месторождения.
Снижение ставки налога на прибыль в период экономического кризиса повлияло только на состояние доходов бюджетов субъектов федерации, да и то, в большей степени поступления налога упали не из-за снижения ставки, а из-за падения налоговых баз, тесно связанных с объемами реализации и конечными результатами работы налогоплательщиков. Признать это мероприятие стимулирующим рост инвестиций и расширение объемов производства нельзя, так как нет подтверждения соответствующими статистическими показателями, - роста инвестиций не произошло, а рост объемов реализации в большей степени связан с ростом цен, чем с какими-то существенными усилиями налогоплательщиков.
Среди элементов налогового механизма, без которого невозможно установление практически ни одного налога, особое место занимает налоговая льгота, способная одновременно влиять как на положение налогоплательщика, так и на величину налоговых доходов бюджетов всех уровней. В сущности налоговой льготы всегда заложен определенный антагонизм между государством и налогоплательщиком, поэтому и ее установление должно носить крайне взвешенный характер, тем более, что в любой льготе более, чем в другом элементе налогового механизма, заложена потенциальная возможность получения налогоплательщиком неоправданной налоговой выгоды.
Определений налоговой льготы в экономической литературе дано множество, но если разобраться в сущности всех этих определений, то общим является то, что налоговая льгота – это преимущество, данное налогоплательщику по одному или нескольким налогам, в то же время любое данное налогоплательщику преимущество льготой не является.
Если подойти к налоговой льготе с позиций соблюдения принципа справедливости налогообложения, то можно отметить тот факт, что ее установление должно учитывать фактическую способность налогоплательщика уплатить налог, но при этом участвуя в формировании доходов государства по мере возможностей. В современном налоговом механизме это участие может реализоваться как в уплате налога в заниженных размерах, так и в форме отложенных на определенное целесообразное будущее налоговых платежей.
Главное, что не должно произойти в результате введения в налоговый механизм налоговой льготы – это реализации ее разлагающего влияния на сознание налогоплательщика.
Поскольку налоговое законодательство РФ формировалось в 1991 году в условиях отсутствия опыта и преемственности предыдущих периодов, естественно, что оно было в значительной степени несовершенным. Льготы по налоговым платежам предоставлялись такому большому контингенту налогоплательщиков, что возможность их использования была практически не ограничена, в результате чего почти все значительные налогоплательщики становились либо инвалидами, либо спортсменами, либо афганцами, либо чернобыльцами, - достаточно было в составе организаций иметь определенное количество лиц данных категорий и налоговые обязательства по бюджетообразующим налогам, в частности НДС и налогу на прибыль, прекращались, что привело к огромному ущербу доходной части бюджетов и к абсолютному отсутствию конкурентной способности остальных налогоплательщиков.
Концепцией налоговой реформы 1996 -98 гг. и принятия налогового Кодекса была если не полная, то максимальная отмена налоговых льгот, которая в большей степени материализовалась в механизме построения налога на прибыль, в котором практически осталась только одна льгота – право региональных органов власти ограниченно снизить ставку налога, и в налоге на добавленную стоимость. Существенному реформированию подверглись также льготы по подоходному налогообложению, кроме того, были резко ограничены права региональных и местных органов власти в части установления налоговых льгот по соответствующих их компетенции налогам.
Постепенно количество налоговых льгот в налоговом законодательстве восстановилось и в настоящее время по оценкам Министерства Финансов РФ их насчитывается более 200, что несомненно затрудняет механизм их администрирования и снижает эффективность применения.
Налоговая политика РФ на ближайшую перспективу, как важнейшую составляющую совершенствования налогового механизма, декларирует необходимость проведения анализа применения, эффективности и оптимизации налоговых льгот, как на уровне федеральных, так и на уровне региональных и местных налогов. В настоящее время ни Минфин РФ, ни федеральная налоговая служба РФ, ни органы статистики ни располагают полными сведениями о результативности налоговых льгот, поскольку отсутствует система их мониторинга, оценки эффективности, что не дает возможности принятия объективного решения о продлении или отмене тех или иных льгот. Отсутствует также механизм оценки выпадающих доходов бюджетов в результате применения налоговых льгот и освобождений, необходимый для подготовки законов о бюджете и отчета по исполнению бюджета.
Сведения о количестве налоговых льгот, контингенте налогоплательщиков, их применяющих, и о выпадающих доходах бюджета по ряду налогов можно получить в результате анализа отчетности ФНС РФ, формируемой по налоговым декларациям по каждому из этих налогов (отчетов о налоговой базе), но при этом на сегодняшний день полной информации по всем налогам в декларациях нет, поэтому представляется целесообразным определенное реформирование налоговых деклараций по тем налогам, где не отражены налоговые льготы, с целью введения новых строк для получения необходимых данных.
Анализ структуры налоговых льгот показывает, что из общего количества льгот большинство предоставляется по налогу на прибыль организаций и по налогу на добавленную стоимость, - более половины применяемых в налоговом законодательстве льгот, меньше льгот связано с имущественными налогами и с налогом на добычу полезных ископаемых, механизм построения которых значительно более простой.
С позиций возможностей анализа эффективности налоговых льгот наиболее показательным является их механизм по налогу на прибыль. Все льготы по налогу на прибыль носят экономический характер, то есть призваны к тому, чтобы стимулировать налогоплательщика к тому, чтобы при их помощи расширить масштабы производительной или иной (например, внешнеторговой) деятельности, что в дальнейшем должно отразиться на росте налоговых поступлений, причем не только по налогу на прибыль, но и по НДС и другим налогам, то есть их сущность и концепция введения вполне вписывается в механизм реализации фискальной функции налогов.
Надо отметить, что в том или ином виде, налоговые льготы по налогу на прибыль прибавляются как минимум раз в год в результате выхода очередного Закона о внесении поправок в налоговое законодательство.
Непосредственно налоговой льготой по налогу на прибыль, как было сказано выше, является предоставленное органам власти субъектов федерации право снижения налоговой ставки на четыре процента в случае осуществления важных экономических проектов, а также аналогичная льгота для организаций – резидентов особой экономической зоны. Все остальные послабления, данные налогоплательщикам, льготами в общепринятом смысле не являются. В целом для бюджета указанные льготы уменьшили налоговые поступления в региональные бюджеты почти на 100 млрд. руб. в первом и на 250 млн. руб. во втором случаях (ф.5-п налоговой отчетности ФНС РФ ).
Представляется, что органам власти субъектов федерации при предоставлении указанных льгот по налогу на прибыль необходимо учитывать то обстоятельство, как повлияет их щедрость на обеспеченность собственными средствами доходов соответствующих бюджетов, то есть не придется ли впоследствии обращаться за бюджетными субсидиями, - этот фактор представляется целесообразным законодательно учесть.
С достаточной уверенностью можно отнести к данным налогоплательщикам преимуществам и предоставленное им право снижать налоговую базу за счет не включаемых в ее расчет части доходов (ст.251 НК РФ) и за счет увеличения вычитаемых из налоговой базы части расходов.
Кроме того, к льготе по налогу на прибыль можно отнести также введение 0-й ставки налогообложения, например для налогообложения доходов в виде дивидендов для крупного бизнеса, сельскохозяйственных организаций, не перешедших на специальный налоговый режим и в ряде других случаев( выпадающее доходы бюджета почти 3 млрд. руб.).
Важным моментом построения налоговой базы по налогу на прибыль, существенно влияющим как на положение налогоплательщиков, так и на величину налоговых поступлений, является механизм списание убытка, полученного за налоговый период. Надо отметить, что таких налогоплательщиков достаточно много – почти треть. Налоговое законодательство по налогу на прибыль предполагает, что налоговая база последующих десяти налоговых периодов может быть уменьшена на сумму полученного налогоплательщиком убытка, что в определенной степени стимулирует получение этого убытка, тем более, что техника расчета финансового результата это позволяет. В рассматриваемом пункте налогового законодательства заложен потенциально разлагающий момент и налогоплательщики часто им пользуются, получая необоснованную налоговую выгоду. В 2013г. в бюджеты недопоступило около100 млрд. руб. налога на прибыль в связи с использованием предоставленной возможности списания убытка, поэтому представляется не только целесообразным, но и возможным принципиально пересмотреть подход к применению рассматриваемого преимущества, - на наш взгляд, организации, неоднократно получающие убыток по итогам налогового периода, право на его списание на последующие налоговые периоды иметь не должны.
Предусмотренный налоговым законодательством налоговый кредит в настоящее время применяется достаточно редко, хотя механизм его применения постоянно совершенствуется и несомненно может быть вполне эффективным. В настоящее время право предоставления налогового кредита делегируется органам власти субъектов федерации, но они им пока почти не пользуются из-за неразработанности самого механизма как на федеральном, так и на региональном уровне.
Отмена с 2002 г. инвестиционной льготы по налогу на прибыль в определенной мере впоследствии компенсировалась при помощи механизма начисления амортизации. Это не всегда ускоренная амортизация в чистом виде ( по определению Яндекс. Словари.- «амортизация активов в темпе более высоком, чем происходит реальная амортизация оборудования и других средств производства, составляющих эти активы»).
Метод ускоренной амортизации применяется для снижения налога на прибыль с целью стимулирования инвестиционного процесса, поскольку у налогоплательщика появляется возможность часть амортизационных отчислений вкладывать в развитие производства. Примером может служить применяемый рядом стран во время Второй мировой войны механизм ускоренной амортизации в отношении предприятий военной промышленности, что давало возможность более высоких темпов модернизации военного оборудования.
В Российском налоговом законодательстве по налогу на прибыль механизмом ускоренной амортизации имеет возможность пользоваться ограниченное количество организаций, например, организации, осуществляющие лизинговые операции. Для них налоговое законодательство предусматривает возможность увеличения коэффициента амортизации в три раза, что дает сразу несколько преимуществ:

- уменьшение суммы налоговых обязательств по налогу на прибыль в период действия лизинговой операции
- уменьшение величины налога на имущество, рассчитываемого от налоговой базы, являющейся среднегодовой остаточной стоимостью основных средств
- возможность выкупить предмет лизинга до окончания лизинговой сделки по минимальной остаточной стоимости.
Ускоренной амортизацией имеют право пользоваться также и организации, использующие оборудование, работающее в агрессивной среде, с повышенным коэффициентом сменности и в ряде других частных случаев, - плохо то, что, конкретное определение, что считать этими случаями в законодательстве не дано, что вызывает многочисленные разногласия как в налоговых органах, так и в судах.
Решение основных приоритетных задач развития экономики РФ отразилось во введении ряда специальных льгот для организаций, осуществляющих инвестиционные проекты и НИОКР.
Особенной льготой, введенной в налоговый механизм РФ, является т.н. «амортизационная премия», то есть предоставленная возможность списания на затраты сразу в момент постановки на учет 10, а в ряде случаев и 30% стоимости основных производственных фондов. Первоначально ограничений в применении указанной льготы не было, что предопределило последующую фиктивную перепродажу основных фондов одними налогоплательщиками другим, поэтому было введено условие, что указанные основные фонды могут менять собственника только через 5 лет. Удивление вызывает тот факт, что в основных направлениях налоговой политики РФ до 2015г. предполагается ограничение снять, оставив его только для организаций – взаимозависимых лиц.
Особую осторожность надо применять при реформировании имущественных налогов, прежде всего потому, что налоговая база этих налогов строится исходя из стоимостной оценки объектов налогообложения.
Что касается налога на имущество организаций, то очевидно, что главная проблема формирования основного элемента налогообложения – налоговой базы связана с оценкой и переоценкой имущества.
Налоговое законодательство предполагает возможность освобождения от уплаты налога на имущество организаций, в частности, в отношении мобилизационного и замороженного имущества, имущества, созданного или приобретенного резидентами для целей ведения деятельности в ОЭЗ на 5 лет с условием возможности продления этой льготы законами субъектов Федерации и в других случаях. Зачастую это же правило касается и другого имущественного налога - земельного.
Значительно сложнее с имущественными налогами, предусмотренными для физических лиц, поступления от которых являются исключительно доходами местных бюджетов. Налоговая статистика показывает, что в местных бюджетах указанные налоги играют крайне незначительную роль, причем и на расходы налогоплательщиков почти не влияют. Несмотря на то, что в механизм определения налоговой базы по земельному налогу заложена идея налогообложения кадастровой стоимости земли и она периодически индексируется, удельный вес налога в доходах местных бюджетов не увеличивается, а несправедливость налогообложения не устраняется, - кадастровая оценка земли даже с учетом индексации в большинстве случаев очень далека от ее рыночной стоимости, поэтому владельцы плодородных, удобно расположенных и элитных земельных участков земельную ренту сполна не платят. Такое же положение сложилось с налогом на имущество физических лиц. Важно, чтобы при введении налога на недвижимость, объединившего эти два налога, ситуация не повторилась, а поэтому к оценке недвижимости и к проблеме установления налоговых льгот надо подойти крайне взвешенно . На сегодняшний день, наличие огромного контингента налогоплательщиков местных налогов, имеющих налоговые льготы и освобождения, легко позволяет получить неоправданную налоговую выгоду путем перерегистрации на них объектов недвижимости, в первую очередь это касается льготы для пенсионеров по налогу на имущество физических лиц.
Нельзя отрицать тот факт, что указанная льгота безусловно имеет под собой социальную оправданность, но необходим тщательно продуманный механизм ее ограничения, например связанный с увязкой между доходами и расходами того контингента владельцев недвижимости, который претендует на получение льготы, а также со временем нахождения объекта налогообложения в собственности налогоплательщика .
Налогообложение транспортных средств в фискальном смысле является достаточно успешным, - поступления существенны и растут высокими темпами, однако еще более высокие темпы увеличения количества транспортных средств и их мощности позволяют сделать вывод о том, что непосредственно заслуг налогового регулирования здесь не много. По всей вероятности, увеличение ставки налога на элитные транспортные средства является вполне оправданным мероприятием, однако дальнейшее реформирование налогового механизма при помощи увеличения ставки в ближайшее время представляется нереальным, - надо искать другие пути, в частности связать механизм формирования налоговой базы с возрастом автомобиля и его воздействием на окружающую среду и состояние автодорог.
Важной проблемой реформирования налогового законодательства является совершенствование специальных налоговых режимов, охватывающих очень значительный контингент налогоплательщиков. Вводя специальные налоговые режимы, законодательство меняет элементы налогообложения и отменяет ряд налогов в каждом конкретном режиме исходя из определенной целесообразности.
Если говорить о несовершенстве упрощенной системы налогообложения, то прежде всего встает вопрос о том, как повлияла отмена НДС на деятельность налогоплательщиков. Очевидно, что более или менее серьезных предпринимателей такая мера не устраивает, - во-первых, им не возмещают «входной» НДС и, во-вторых, с ними невыгодно работать покупателям- контрагентам.
Кроме того, нельзя проигнорировать тот факт, что выбрав УСН в качестве системы налогообложения, ряд налогоплательщиков заранее предполагает возможность применения многообразных налоговых схем с целью незаконных манипуляций с налоговыми вычетами по НДС, нанося этим существенный урон доходам федерального бюджета, при этом малые предприятия, как правило, выездными налоговыми проверками в настоящее время не охватываются, что в определенной степени развязывает им руки.
Патентная форма налогообложения, построенная крайне примитивным образом, по замыслу должна способствовать выходу из тени тех налогоплательщиков, для которых обычное общение с налоговыми органами является дорогим и сложным. В то же время не может не настораживать тот факт, что за пять лет ее существования, она не получила практически никакого существенного распространения, - поступления налога настолько незначительны, что о них не стоит даже говорить. Одновременно можно отметить, что Единый налог на вмененный доход хорошо прижился в налоговой системе РФ и в настоящее время является существенной частью доходов местных бюджетов, поэтому спешная замена этого налога на патентную форму может привести к выпадающим доходам этих и так мало обеспеченных собственными источниками бюджетов. На наш взгляд, замену налога на несколько лет надо затормозить для того, чтобы механизм патентного налогообложения прошел серьезную апробацию, чему не в малой степени должна послужить широкая его реклама в средствах массовой информации, поскольку потенциальный контингент налогоплательщиков о своих возможностях не осведомлен.
Что касается такого специфического специального режима, как налогообложение при Соглашении о разделе продукции, то можно с определенностью сказать, что заложенный в него механизм на сегодняшний день уже не актуален, прежде всего потому, что заинтересованность инвесторов в разработке низко и средне-рентабельных месторождений полезных ископаемых резко возрастает. Кроме того, тот факт, что Российская сторона соглашений до сегодняшнего дня не получает положенной ей доли прибыльной продукции, говорит о том, что техника расчета налоговой базы была абсолютно не продумана, что позволило инвесторам постоянно повышать долю компенсационной продукции.
Безусловно, сокращение задолженности по налоговым платежам, повышение эффективности налогового администрирования применения цен для определения налоговых баз тех налогов, к которым применяется адвалорная ставка, контроль за теми налогоплательщиками, которые образуют консолидированные группы и за налогоплательщиками – взаимозависимыми лицами может и должно дать высокий фискальный эффект и без реформирования элементов налогообложения, поэтому комплексный подход к поиску резервов роста налоговых поступлений необходим.
Льготы для IT-индустрии лишь уменьшат поступления в бюджет от крупных налогоплательщиков, — юристы
Принятые законы о льготах для IT-индустрии не достигнут поставленных целей и уменьшат поступления в бюджет и Пенсионный фонд от крупных налогоплательщиков. Такое мнение РБК-Украина высказали эксперты адвокатской фирмы Паритет юрист Вадим Шестаков и младший юрист Леонид Чернявский.
Принятые Верховной Радой Украины законы о введении налоговых льгот (№ 9744) и льгот по уплате единого социального взноса (№ 8267) для IT-компаний, при условии подписания Президентом, начнут действовать с 1 января 2013 года. С первого взгляда, они направлены на поддержку развития индустрии программной продукции в Украине и выведение из тени доходов сотрудников, которые работают в данной сфере. Однако при более глубоком изучении данных документов можно сделать вывод, что либо цели были не те, либо авторы приложили недостаточно усилий для разработки адекватных целям положений законов. Данные выводы основаны на том, что законы о льготах устанавливают значительное количество ограничений и оговорок, а также не принимают во внимание реалии, сложившиеся в регулируемой сфере, — отметили юристы.
Во-первых, считает Чернявский, закон устанавливает ограничение, согласно которому субъектами индустрии программной продукции могут быть исключительно юридические лица, соответствующие определенным критериям, которые также должны пройти достаточно непростую процедуру признания таковыми. В данной процедуре предусмотрены и внеплановые документальные проверки налоговыми органами, и получение заключения Государственного агентства по вопросам науки, информации и информатизации Украины, которое будет оформляться пока по неизвестной процедуре.
Во-вторых, по его словам, ставка налога на доходы физических лиц, находящихся в трудовых отношениях с IT-субъектами, устанавливается на уровне 5% только в случаях, когда уровень заработной платы указанных работников превышает определенную сумму (на сегодня — 6438 гривен). Если же уровень заработной платы меньше, то ставка налога увеличивается.
В-третьих, как отметил юрист, с одной стороны закон № 8267 ограничивает максимальный уровень единого социального взноса (ЕСВ), уплачиваемого за сотрудников, работающих по трудовому договору, на уровне 36,76% от двойного размера минимальной заработной платы на день его расчета. Но с другой стороны, размер ЕСВ, уплачиваемый физическими лицами-предпринимателями, все равно составляет сумму ниже более чем в два раза.
По мнению Чернявского и Шестакова, таким образом, малые и средние компании IT-отрасли, которые минимизируют налогообложение, используя различные схемы, продолжат работу на тех же условиях и не станут переходить на новый льготный режим. Что же касается крупных компаний, то они обязательно воспользуются данной возможностью, в результате чего значительно снизятся поступления как в государственный бюджет, так и в Пенсионный фонд.
Кроме того, необходимо учитывать, что данные законы пока не подписаны Президентом, а вероятность их ветирования нельзя исключать как минимум по двум причинам. Во-первых, из-за значительных потерь бюджета, которые по оценкам Минфина могут составить около 700 млн грн в год. А, во-вторых, уменьшение ставок налога на доходы физических лиц исключительно для работников определенной специальности имеет признаки дискриминации, — подчеркнули юристы.
1. Понятие и признаки льгот в финансовом праве
2. Правила предоставления льгот в финансовом праве
2.1 Принципы льготирования
3. Формы налоговых льгот
3.1 Налоговые режимы
Заключение
Список использованных источников
Введение
льгота налоговый вычет
Понятие льготы как общенаучной категории изменялось по мере развития общества. Первоначально в период до XVIII в. на Руси под льготой понималось некоторое облегчение жизни определенных категорий граждан.
В XVIII—XIX вв. понятие льготы расширилось: подльготой стали пониматься удобство условий осуществления экономических отношений между различными категориями населения. Посредством льгот государство стало решать крупные проблемы. В качестве примера можно привести льготы по воинскому призыву, воинские льготы казаками служилым людям.
В советский период значение льгот, с одной стороны, укрепилось. Льготы устанавливаются не только в зависимости от категорий населения, появляются, например, льготные категории товаров. С другой стороны, экономические отношения, существовавшие в то время, не способствовали нормальному механизму и функционирования льгот. В частности, предоставлявшиеся на льготных условиях товары были низкого качества или они были в дефиците.
Количество законодательно закрепленных льгот в период переходной экономики России, с одной стороны, значительно расширилось, с другой — их реализация оказалась затруднительной, так как не были обеспечены экономические условия для их предоставления.
В настоящее время льготы являются одним из инструментов реализации государственной политики в социально-экономической жизни общества, потому что они затрагивают жизнь широких слоев населения.
Это обуславливает актуальность данной темы курсовой работы, новизну и практическую значимость.
Во многом объясняется обращение ученых — правоведов, социологов, экономистов, политологов к исследованию вопросов предоставления льгот. В рассматриваемом аспекте нас прежде всего будут интересовать юридические научные работы. Большинство публикаций посвящено применению льготе различных отраслях права. В то же время общетеоретические проблемы рассмотрены недостаточно широко. Льготы как самостоятельное правовое явление рассматривают не так много ученых, можно упомянуть следующих: А.В. Малько, И.С Морозова. Д.Н Бахрах, М.Н Марченко.
Часть работы посвящена практическим аспектам, в частности проблемам монетизации льгот.
Как общенаучная категория льгота — это «предоставление каких-либо преимуществ, частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей или облегчение условий их выполнения».
При написании данной работы были поставлены следующие задачи:
- определить понятие льгот и их признаков
- рассмотреть основания для предоставления налоговых льгот
- изучить формы налоговых льгот.
1. Понятие и признаки льгот в финансовом праве
В необходимых случаях при установлении налога в акте налогового законодательства могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Налоговые льготы – это преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере. Сущность налоговой льготы состоит в снижении налогового бремени. При этом налоговые льготы не могут носить индивидуальный характер, то есть предоставляться конкретным, персонально поименованным налогоплательщикам. Налоговые льготы являются факультативным элементом налогообложения, поскольку их установление целиком и полностью зависит от усмотрения законодателя. Для отдельных налогов и сборов – например, для налога на игорный бизнес, водного налога – какие-либо льготы могут и не устанавливаться. Налоговые льготы предоставляются либо в целях социального выравнивания материального положения различных групп налогоплательщиков, материального вознаграждения за особые заслуги перед государством, для стимулирования тех или иных отраслей, производств, направлений коммерческой деятельности, поддержки отечественного товаропроизводителя, привлечения в страну иностранных инвестиций (оффшорные зоны) и т.д. Как верно замечает В.Е. Кузнеченкова, в большинстве случаев налоговые льготы призваны выполнять стимулирующую функцию и устанавливаются в целях развития производства, предпринимательства, фермерства, благотворительности, инвестиционной деятельности[1].
По мнению М. Карасева, под правовой льготой понимается правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и освобождении от обязанностей[2].
Правовым льготам присущи следующие признаки.
Во-первых, они сопровождаются более полным удовлетворением интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности, что обязательно должно осуществляться в рамках общественных интересов. При установлении льгот законодатель ставит цель социально защитить, улучшить положение отдельных лиц, перевести процесс удовлетворения своих интересов в более благоприятный режим.
Цели здесь имеют первостепенное значение, ибо не всякое расширение прав и освобождение от обязанностей выступает в качестве льготы.
Во-вторых, правовые льготы представляют собой исключения из общих правил, отклонения от единых требований нормативного характера, выступают способом юридической дифференциации.
Характеризуя правовые льготы, важно отметить, что они в теории права рассматриваются как элемент прежде всего специального правового статуса лиц, механизм дополнения основных прав и свобод субъекта специфическими возможностями юридического характера.
В-третьих, правовые льготы выступают правомерными исключениями, законными изъятиями, установленными компетентными органами в нормативных актах в соответствии с демократическими процедурами правотворчества. Льготы, как правило, фиксируются с помощью нормативных, а не правоприменительных актов.
При этом основная цель правовых льгот заключается в согласовании интересов личности, социальных групп и государства.
А.В. Малько, И.С. Морозова предлагают следующее определение правовой льготы: «Под правовой льготой понимается правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей».
Хрешкова В.В.попробовала определиться с понятием правовой льготы через ее признаки:
— льготы представляют собой исключения, отклонения от единых требований нормативного характера
—льготы закрепляются в нормативном правовом акте
—льготы являются способом юридической дифференциации, с их помощью устанавливается специальный статус субъектов права
—льготы носят стимулирующий и компенсационный характер.
Актуальна также мысль о том, что компенсационный характер правовых льгот состоит в создании хотя бы примерно равных возможностей для развития лиц, находящихся в неравных условиях в силу биологических и социальных причин.
Отсутствие классификации налоговых льгот и их основных идентифицирующих признаков в федеральном законодательстве, позволяет говорить об определенном дисбалансе в сочетании фискальной и регулирующей функций налога, необходимость которого обусловлена различиями экономических потенциалов налогоплательщиков, особенностями их социального статуса, различными индивидуальными особенностями, позволяющими, обобщая эти особенности, группировать налогоплательщиков по каким-либо качественным признакам, что позволяет отграничивать их от иных участников экономической деятельности.
Источники:
Следующие статьи:
- Ст 356 нк рф льготы по транспортному налогу в коми
- Виды налоговых льгот стимулирующих инновационную деятельность
Комментариев пока нет!