Виды налоговых льгот стимулирующих инновационную деятельность
Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности
Объект исследования - страны, входящие в технологическое ядро мирового развития (США, Япония, Германия, Англия, Франция).
Предмет исследования - органы государственного регулирования инновационной деятельности, финансирование, льготы в налоговой и кредитной системах, внеэкономической деятельности, формы поддержки в научно-методическом и информационном обеспечении инновационной деятельности, стимулирование кооперации и повышения конкурентоспособности выпускаемых товаров.
В мировой практике используются следующие виды налоговых льгот, стимулирующих инновационную деятельность:
В настоящее время можно выделить три главных типа моделей научно-инновационного развития промышленно развитых стран:
- страны, ориентированные на лидерство в науке, реализацию крупномасштабных целевых проектов, охватывающих все стадии научно-производственного цикла, как правило, со значительной долей научно-инновационного потенциала в оборонном секторе (США, Англия, Франция)
- страны, ориентированные на распространение нововведений, создание благоприятной инновационной среды, рационализацию всей структуры экономики (Германия, Швеция, Швейцария)
- страны, стимулирующие нововведения путем развития инновационной инфраструктуры, обеспечения восприимчивости к достижениям мирового научно-технического прогресса, координации действий различных секторов в области науки и технологий (Япония, Южная Корея)
Органами государственного регулирования инновационной деятельности в США являются:
Последние четыре структуры имеют смешанное финансирование, остальные - из федерального бюджета. Источники финансирования: около 50 % - частные фирмы и организации, 46 % - федеральное правительство (на основе конкурсов), остальное - университеты, колледжи, неправительственные организации.
Государство стимулирует создание венчурных фондов и исследовательских центров. По представлению Национального научного фонда США наиболее эффективные исследовательские центры и венчурные фонды могут первые 5 лет полностью или частично финансироваться из федерального бюджета. Самые эффективные и наукоемкие исследования государство финансирует полностью из-за их сложности, высоких издержек, риска, сильной международной конкуренции.
В США существует практика бесплатной выдачи лицензий на коммерческое использование изобретений, запатентованных в ходе бюджетных исследований и являющихся собственностью федерального правительства.
Существенный элемент прямой поддержки инновационных процессов - формирование государственной инновационной инфраструктуры. Государство может создавать сети центров распространения нововведений и консультационных центров, оказывающих деловые услуги инноваторам. Государство способствует формированию рынка инноваций, и само выступает его агентом.
Государственные органы призваны осуществлять мониторинг и прогнозирование инновационных процессов в стране и за рубежом, а часто и поиск наиболее эффективных передовых технологий для широкого внедрения. Особое место занимает государственная экспертиза инновационных проектов, поскольку отдельным организациям, осуществляющим нововведения, трудно оценить все их возможные эффекты в общеэкономическом масштабе.
Особенностью государственной инновационной политики США является также низкая ведомственная концентрация решений по выработке и реализации инновационных проектов.
В США большое внимание уделяется прогнозированию, стандартизации, оптимизации управленческого решения, государственной экспертизе инновационных проектов, ведению государственной статистики инноваций, отработан механизм развития внутренней и международной конкуренции, антитрестовское законодательство действует уже более 100 лет.
Ключевую роль в определении стратегии развития промышленности Японии, разработке промышленных НИОКР и их внедрении играет Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП). Контроль за выполнением конкретных направлений НТП осуществляет Управление по науке и технике. Под эгидой МВТП находится и Японская ассоциация промышленных технологий, которая занимается экспортом и импортом лицензий. Имеется долговременная программа научно-технического развития страны, осуществляется стимулирование прикладных исследований и закупок лицензий за рубежом. В реализации НТП опора делается на крупные корпорации.
На сегодняшний день в Японии, государственные расходы на НИОКР увеличились до 3,5 % ВВП, в основном на фундаментальные исследования и генерирование принципиально новых идей. Государственная политика Японии направлена на превращение страны из импортера лицензий в их экспортера.
МВТП Японии не только определяет стратегию общего и отраслевого развития промышленности и внешней торговли, но и имеет в своем распоряжении достаточно большой арсенал средств и методов, позволяющих конкретизировать эту стратегию. Помимо традиционных экономических и административных способов воздействия на развитие экспортного производства и экспорта, таких как льготное кредитование и страхование экспорта, частичное освобождение экспортеров от уплаты налогов, прямое субсидирование, государственная комплексная помощь экспортерам, содействие их сбытовой деятельности и т.п. японские государственные органы широко используют и косвенные методы:
Японская модель интеграции науки и производства, научно-технического прогресса предполагает строительство совершенно новых городов-технополисов, сосредотачивающих НИОКР и наукоемкое промышленное производство.
Стратегия технополисов - это стратегия прорыва в новые сферы деятельности на основе развития сети региональных центров высшего технологического уровня, а тем самым - это стратегия интеллектуализации всего японского хозяйства.
Государственное регулирование инновационными процессами в Японии также характеризуется индикативным планированием НИОКР, высокими импортными таможенными тарифами, предоставлением налоговых и кредитных льгот в финансировании НИОКР, протекционистской политикой в продвижении новой наукоемкой продукции.
Германия, Англия, Франция
Эти страны входят в Евросоюз и занимают соответственно 3 (2,3 % ВВП), 4 (2,4 % ВВП) и 5-е (2,2 %) места в мире по абсолютной величине затрат на НИОКР. Из федерального бюджета НИОКР финансируется на 35-45 %.
Евросоюз большое внимание уделяет активизации инновационной деятельности. К основным направлениям инновационной политики Евросоюза относятся:
Основой инновационной политики Евросоюза является План развития международной инфраструктуры инноваций и передачи технологий, принятый в 1985 году. Главная цель данного документа - ускорение и упрощение процессов воплощения результатов научных исследований в готовых продуктах на национальном и наднациональном уровнях, а также содействие распространению инноваций в Евросоюзе.
С 1988 года действует программа ВЭЛЬЮ по распространению в Евросоюзе результатов НИОКР.
В ответ на падение доли европейских компаний на рынках высоких технологий были приняты:
Стимулирование инновационной деятельности в Евросоюзе осуществляется примерно на тех же принципах, которые приняты в мировой практике.
Налоговое стимулирование инновационного предпринимательства
Важнейшим экономическим условием инновационного воспроизводства является система налогообложения, ориентированная на создание благоприятного экономического климата для предприятий, снижение налогового бремени для повышения скорости обновления их основных фондов, роста затрат на НИОКР, внедре-ния в производство инноваций. Регулирование деятельности предприятий с использованием налоговых инструментов призвано обеспечить согласование интересов и возможностей государства по использованию государственных и частных средств.
Налоговое регулирование — это система мероприятий в области налогообложения, охватывающих предприятия, отрасли и сектора национальной экономики. Налоги выполняют фискальную функцию при смене капиталом своей товарной формы на денежную. Налоговое регулирование реализуется на стадии производства и потребления. Наиболее распространенные методы налогового регулирования представлены на рис. 3.2.
Рис. 3.2. Методы налогового регулирования инновационного предпринимательства
Снижение абсолютного размера налогов стимулирует рост инвестиций. С помощью налогового механизма государство влияет на структуру общественного воспроизводства, создает благоприятные условия для ускоренного накопления капитала в перспективных отраслях и сферах, к которым относятся научно-исследовательская и инновационная деятельность.
Величина прибыли, остающейся у фирмы после выплаты налогов, в значительной степени определяет возможности инновационной деятельности. Следовательно, налоговая экономия увеличивает размер финансирования инновационной деятельности, что способствует ускорению обновления производства на новой технологической основе, разработке и внедрению на рынок новых видов продукции.
В государствах, входящих в технологическое ядро мирового сообщества, применяются следующие виды налоговых льгот для субъектов инновационного предпринимательства:
предоставление исследовательского и инвестиционного налогового кредита, который применяется при технологической модернизации производства для повышения его конкурентоспособности
целевые инвестиционные и инновационные налоговые льготы при выполнении заказов, программ или проектов по созданию, внедрению и использованию результатов НИОКР для реконструкции производства
налоговые скидки в виде освобождения от налогообложения части прибыли, реинвестируемой в технологическое перевооружение производства или в НИОКР, как дополнение к амортизационным отчислениям
целевые инвестиционные и инновационные налоговые льготы в рамках санирования технологического перевооружения производств, находящихся на грани банкротства
уменьшение налогов на прирост инновационных затрат
«налоговые каникулы» в течение нескольких лет на прибыль от реализации инновационных проектов
льготное налогообложение дивидендов, полученных по акциям инновационных организаций
«налоговые зоны («гавани») с особым, льготным, режимом обложения в пределах технопарков, технополисов, научно-промышленных зон
специальные инвестиционные, инновационные, научные фонды, формируемые за счет отчислений от фонда заработной платы и прибыли компаний, освобождаемых от налога на прибыль
индексация инвестиционных и инновационных налоговых льгот в условиях инфляции
предоставление льгот в соответствии с приоритетностью выполняемых проектов
льготное налогообложение прибыли, полученной в результате использования патентов, лицензий, ноу-хау и других нематериальных активов, входящих в состав интеллектуальной собственности
уменьшение налоговой прибыли на сумму стоимости приборов и оборудования, передаваемых вузам, НИИ и другим организациям
вычет из налогооблагаемой прибыли взносов в благотворительные фонды, деятельность которых связана с финансированием инноваций
зачисление части прибыли инновационной организации на специальные счета с последующим льготным налогообложением
освобождение (на 2-3 года) от налога на прибыль предприятий новейших отраслей промышленности
территориальные скидки к установленным налоговым льготам для регулирования региональных особенностей инновационного развития территориальных комплексов
налоговые льготы для частных предприятий, которые содействуют реализации государственных научно-технических, инновационных и инвестиционных программ.
Цель стимулирования инновационно-инвестиционных проектов состоит в уменьшении налогового обязательства налогоплательщиков посредством как прямого его сокращения, так и использования косвенного механизма, предполагающего отсрочку или рассрочку налогового платежа, что может рассматриваться как скрытая форма кредита.
В экономически развитых странах практически вся сфера НИОКР и инновационной деятельности подпадает под на-логовый иммунитет на государственном или местном уровне. Согласно общепринятой в этих странах концепции, деятельность по развитию науки и национального богатства не является хозяйственной, т. е. предпринимательской деятельностью, осуществляемой с целью извлечения прибыли. Поэтому научная и связанная с ней инновационная деятельность по закону исключены из общего режима налогообложения, а вузы, НИИ, лаборатории, научные отделы частных предприятий и государственные подрядчики программ НИОКР автоматически оказываются в зоне «налогового иммунитета», т. е. освобождаются от уплаты налогов на всех уровнях налоговой системы.
В России необходима разработка регламентирующего законодательства в инновационной сфере, в том числе отечественного контрактного права. В нем необходимо предусмотреть:
освобождение от НДС всех операций по приобретению оборудования и материалов научных и научно-образовательных учреждений, исследовательских отделов предприятий независимо от их организационно-правовых форм, предприятий, специализирующихся на инновационной деятельности
освобождение от налогов всех видов образовательной деятельности (обучение, повышение уровня квалификации своих или чужих сотрудников и т. д.)
льготы по подоходному налогу и пенсионным сборам применительно к выплатам сотрудникам научных учреждений академической, вузовской и заводской науки в связи с проводимой ими научно-исследовательской, инновационной и образовательной деятельностью
освобождение от любых видов налогообложения целевых безвозмездных поступлений (грантов), получаемых научными и научно-образовательными учреждениями
налоговые льготы для негосударственных организаций и физических лиц за безвозмездное предоставление средств научным учреждениям для ведения уставной деятельности (спонсорская поддержка)
освобождение научных и научно-исследовательских образовательных учреждений от уплаты налогов при безвозмездном получении основных средств.
Эти меры могут привести к сокращению государственных доходов. Однако они не могут серьезно подорвать федеральный бюджет, так как его основу сегодня составляют налоговые платежи крупнейших Российских производителей, и изменений в среднесрочный период здесь не предвидится.
В настоящее время в стране сформировался механизм жесткого государственного контроля над деятельностью научно-исследовательских и образовательных учреждений, обеспечиваемый Бюджетным кодексом РФ и органами Федерального казначейства. Это позволяет предотвратить зло-употребления при предоставлении льгот или освобождении от налогов научно-исследовательской и инновационной дея-тельности.
Необходимо обеспечить точное, юридически обоснованное и закрепленное в законодательном порядке определение научно-исследовательской деятельности, опытно-конструкторских разработок, инновационной деятельности. Отсутствие четких формулировок приводит к неверной интерпретации налоговыми ведомствами определенных видов деятельности, взиманию неправомерных штрафов и пеней за «нарушение» налогового законодательства.
Необходим гибкий подход к предоставлению налоговых льгот для Российских предприятий, занимающихся инновационной деятельностью. Низкие налоговые ставки окажут стимулирующее воздействие на инновационную активность. Необходимо дифференцировать налоговые ставки и льготы по степени эластичности кривой А. Лаффера для предприятий различных организационно-правовых форм.
Государственные и крупные предприятия характеризу-ются невысокой склонностью к накоплению, поэтому к ним следует применять нормативы длительного действия, побуждающие к реальным вложениям в техническое перевооружение и реконструкцию.
Для субъектов хозяйствования с высокой склонностью к накоплению следует применять более низкие налоговые ставки или вводить дополнительные налоговые льготы.
Преобладающей формой налоговых льгот в инновационной сфере должен быть налоговый кредит. Его применение позволит увеличить налоговые платежи в бюджет в результате расширения деловой активности в инновационной дея-тельности. Предоставление налогового кредита может гибко увязываться с разнообразными формами налоговых льгот (сни-жение ставки налога, сочетание налогового кредита с «налоговыми каникулами», возврат ранее уплаченного налога, различные формы налоговых амнистий, зачет ранее уплаченного налога, замена уплаты налога натуральным исполнением в рамках целевого налогового кредита и др.). Вместе с этим набором льгот целесообразно применять специальные льготные налоговые правила по обложению операций с рисковым (венчурным) капиталом, обслуживающим новаторские предприятия, что послужит основой для составления договора о предоставлении налогового кредита под инвестиционно-инновационный проект.
Для контроля целевого характера и эффективности ис-пользования финансовых средств следует применять финансовый аудит. В рамках договора о налоговом кредите нужно применять поручительство банка и страхование погашения налоговой задолженности.
Проценты по налоговому кредиту должны быть меньше ставки рефинансирования Центрального банка РФ, если кредит предоставлен по основаниям инвестиционного или инно-вационного характера, либо вообще не начисляться, если средства использованы налогоплательщиком для инновационного развития стратегических производств и технологий. Сам инновационно-инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен не только по одному, но и по нескольким налогам (сборам).
Финансовый аудит должен подтверждать эффективность использования налогового кредита. Это может служить основой для решения уполномоченного органа власти о предоставлении предприятию нового налогового кредита.
Предприятия, участвующие в различных сферах бизнеса, могут пользоваться несколькими налоговыми кредитами. Следует ограничить срок принятия уполномоченным органом решения о предоставлении такого кредита одним месяцем со дня получения заявки предприятия, включающей заявление о предоставлении налогового кредита с приложением аудиторских справок, бизнес-плана, инвестиционного проекта, баланса и др.
Желательно, чтобы размер налоговых скидок в форме ин-вестиционного налогового кредита вычитался из суммы начис-ленного налога на прибыль предприятия, а не из суммы доходов, а сам размер зависел бы от вида оборудования и срока его службы по укрупненным группам.
Право на получение скидки по новому оборудованию должно предоставляться лишь в год его ввода в эксплуатацию, а не при запуске. Рекомендации об исключении налоговых скидок на оборудование со сроком службы менее трех или пяти лет не будут способствовать техническому оснащению малых новаторских предприятий, осуществляющих разовые или нерегулярные инновационные проекты для конкретных про-изводств.
Целесообразно ввести скидки с налога на прибыль для предприятий, самостоятельно осуществляющих НИОКР или заключивших контракты на их проведение с внешними парт-нерами. Для стимулирования кооперации частных предприятий с учреждениями академической и вузовской науки следует выделить освобождаемые от налогообложения дотации предприятиям на оплату НИОКР по договорам с партнерами.
Уполномоченные органы не должны иметь права на изменение срока налогового обязательства, если налогоплательщик не нарушает возложенные на него условия договора о налоговом кредите. При досрочном прекращении действия инвестиционного налогового кредита налогоплательщик должен иметь возможность в течение определенного срока выплатить оставшуюся неуплаченной сумму задолженности, а также пени и проценты на неуплаченные суммы налога (сбора), исчисленные исходя из ставки рефинансирования, действующей в период договора о налоговом кредите.
Для преодоления финансового напряжения в бюджете применяются различные формы налоговых льгот, в том числе сравнительно дорогостоящих для бюджета, чистые вычеты из налоговых поступлений. При этом может быть расширен срок предоставления налогового кредита до трех лет, а не до одного года, что позволит увязать срок действия налогового кредита со сроком реализации действия инновационного проекта.
Практика взимания налога на добавленную стоимость не стимулирует инициативную деятельность, поскольку инновационная продукция изготавливается в течение длительного времени, что требует ее авансирования со стороны потребителей. В то же время суммы, полученные в порядке авансовых платежей и поступающие на расчетный счет, подлежат обложению НДС еще до поставки товаров или выполнения работ. В условиях ограниченных возможностей заказчиков по авансированию инновационной деятельности и недостатка собственных оборотных средств у инновационных предприятий такой порядок не заинтересовывает их в минимизации издержек.
Из-за нехватки средств для технического перевооружения и диверсификации производства у хозяйствующих субъектов следует исключать из объемов налогообложения НДС средства, получаемые в порядке авансирования инновационной деятельности. Этот налог не должен взиматься с предприятий и организаций, действующих в научно-технической и инновационной сферах с предприятий и организаций инновационной инфраструктуры с предприятий, у которых новая продукция (работы, услуги) составляет не менее 80% общего объема производства.
Требует изменения порядок уплаты инновационными предприятиями налога на имущество. Убытком для инновационного предприятия оказываются и расходы по поддержанию в работоспособном состоянии оборудования, не использующегося для изготовления инновационной продукции.
Для сохранения технического и кадрового потенциала инновационных предприятий целесообразно распространять на них безналоговый режим в период спада экономики страны. К предприятиям, выпускающим новую конкурентоспособную технику и использующим прогрессивные технологии, следует применить льготное налогообложение имущества.
Для инновационной сферы представляет практическую значимость механизм консолидации налогоплательщиков, т. е. формирование групп предприятий в качестве единого налогоплательщика. Данная группа может состоять из материнской компании (крупное предприятие) и одного или нескольких инновационных предприятий, имеющих договорные партнерские связи с материнской компанией.
Мощным финансовым потенциалом обладают финансовопромышленные группы, банковские структуры с развитой сетью филиалов и иные «профессиональные корпорации», обеспечивающие эффект от солидарной ответственности и заин-тересованности субъектов производства и управления за принятие и реализацию скоординированных планов деятельности. ФПГ создают дополнительные возможности для привлечения капитала к реализации инновационных проектов. Объединение финансовых ресурсов участников ФПГ расширяет внутренние возможности и позволяет мобилизовать их на важные инновационные проекты.
Предприятия этой группы при налогообложении прибыли могут подавать консолидированный баланс и консолидированно уплачивать налог на прибыль. Все операции внутри группы следует рассматривать как внутрифирменный оборот и выводить из-под налогообложения. Благодаря такому по-рядку появится возможность погашать убытки одного предприятия за счет прибыли другого, а не переносить на будущее, как это практикуется в настоящее время. В рамках группы стала бы возможной покупка оборудования и иных средств производства без налогового сопровождения, что должно быть распространено на финансовые и иные ресурсы.
Одновременно для этих предприятий следует отменить применение льготы, выводящей из-под налогообложения до 50% прибыли, направляемой на капитальные вложения производственного и непроизводственного назначения, поскольку такой льготой могут воспользоваться только стабильно работающие предприятия с большим объемом прибыли.
Научно-исследовательской и инновационной сфере необходимо предоставить достаточные налоговые льготы для фи-зических лиц, в них занятых. К числу таких льгот могут относиться установление минимальной ставки по подоходным налогам независимо от размера доходов, отказ от налогообложения доходов, образуемых из вознаграждений за разработку и реализацию изобретений, открытий, полезных моделей, рационализаторских предложений.
Венчурный капитал нужно законодательно вывести из общей массы капитала, а деятельность инновационных рисковых компаний (фондов), ориентированных на венчурный бизнес, освободить от НДС, равно как и установить ставку налога на прибыль не более 20% на доход венчурной компании, дивиденды банковского и инвестиционного капитала, вложенного в акции венчурных компаний. В законодательстве должны быть определены понятия рискового предпринимательства, рискового предприятия.
В условиях, когда государство не имеет возможности оказать инновационным предприятиям действенную помощь, предусматривающую крупномасштабные прямые капиталовложения без гарантированной отдачи, создание безналоговых зон на заранее оговоренный срок и на конкретных условиях будет способствовать формированию научных технопар-ков, технополисов и региональных агломераций, включающих предприятия и организации, охватывающие полный иннова-ционный цикл.
Образование безналоговых зон на территории с низкоэффективной промышленной деятельностью приведет к загрузке неиспользуемых помещений, корпусов, технологических комплексов и отдельных видов оборудования инновационными фирмами, а также создаст условия для формирования венчурных фирм. Это не потребует от государства прямых затрат на реанимацию инновационной и производственной сфер, поскольку перераспределение финансовых потоков менее обременительно для бюджета, чем прямые финансовые вливания.
налогового стимулирования инновационной деятельности в России
Т.М.Ефремова, к.с.н. доцент кафедры
учета и налогообложения,
А.Г.Гутник, студент ЭФ,
А.В.Кучай,студент ЭФ,
ГАОУ ВПО ТО «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права»
В настоящее время все большую актуальность приобретают вопросы ориентации экономики на инновационный путь развития. Роль государства в области поддержки инноваций включает: формирование и реализация программ стимулирования инновационной активности применение фискальных и прочих элементов государственного регулирования, которые обусловливают эффективность и необходимость инновационных решений отдельных фирм государственные заказы на проведение НИОКР организация эффективного взаимодействия академической, прикладной науки и промышленных корпораций и др.
В 2010 году была опубликована стратегия инновационного развития России до 2020, разработанная Минэкономразвития. Данная стратегия – продолжение проводившейся на протяжении последнего десятилетия политики стимулирования инновационной активности. В 2005 году приняты Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года, в 2006 году – Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 года [1]. По мнению независимых экспертов лишь треть важнейших показателей, запланированных в Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 г. была достигнута на первом этапе ее реализации (2006—2007 гг.). Большинство параметров оказалось ниже уровня, предусмотренного инерционным сценарием (не учитывающим мероприятий, проводимых в рамках Стратегии). Более того, некоторые параметры продемонстрировали негативную динамику [2].
На втором этапе (2008—2010 гг.) выполнения Стратегии развития науки и инноваций до 2015 г. средний уровень достижения запланированных показателей составил около 40%. Но большинство параметров по-прежнему не достигает даже уровня, предусмотренного инерционным сценарием, а отдельные ключевые индикаторы сохраняют негативную динамику. Самые мощные стимулы для инновационного развития предприятий заложены для Инновационного центра «Сколково». Среди мер налогового стимулирования предусмотрено установление льготного налогового режима (налог на прибыль — 0% в течение десяти лет, освобождение от НДС в течение десяти лет, налога на имущество организаций, обязательные страховые взносы на уровне 14% нагрузки на ФОТ и проч.).
В перспективе предполагается существенное снижение налоговой нагрузки на новые частные высокотехнологичные компании, созданные в чистом поле, на определенный период (пять — семь лет) после их учреждения и с учетом объема осуществленных частных инвестиций [2].
На заседании в Совете Федерации, темой которого была «Технопарки и особые экономические зоны как эффективная форма развития малого и среднего предпринимательства», участники обсудили проблемы и перспективы развития малых и средних предприятий в особых экономических зонах и технопарках.
По итогам обсуждения были приняты рекомендации. По общему мнению участников заседания, следует ускорить принятие Федерального закона «О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации», доработать и утвердить «Стратегию инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», определяющую направления развития инновационной инфраструктуры - технопарков, бизнес-инкубаторов, центров трансфера технологий.
Необходимо также разработать систему правовых и экономических инструментов, стимулирующих субъекты малого и среднего предпринимательства к вовлечению результатов интеллектуальной деятельности в хозяйственный оборот [3].
Так же было выдвинуто предложение относительно налогового стимулирования деятельности субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства - скорректировать законодательство и упростить процедуру администрирования и уплаты налогов и сборов для данных субъектов. Есть необходимость продумать механизмы благоприятного таможенного регулирования в отношении Российских инновационных предприятий.
В числе рекомендаций поступило предложение ввести дифференцированную шкалу тарифов страховых взносов для облегчения нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства, применяющие специальные налоговые режимы. При этом размер тарифов страховых взносов целесообразно устанавливать в зависимости от профиля основной деятельности налогоплательщика и используемого им налогового режима. Например, по мнению специалистов, может быть снижен размер совокупного тарифа для субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внедрение и вовлечение в гражданский оборот результатов научно-технической деятельности [3].
Для оказания финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих производственную и инновационную деятельность, предлагается решить вопрос об увеличении объема средств федерального бюджета, направляемых на субсидирования процентной ставки по кредитам субъектам малого и среднего предпринимательства [4].
Предполагается разработать и внести изменения в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», дающие коммерческим банкам право инвестировать средства в активы малых и средних инновационных компаний. А также законодательно определить порядок осуществления рискового (венчурного) финансирования перспективных инновационных проектов (с механизмом страхования и гарантирования венчурных вложений).
Особый пункт рекомендаций направлен на повышение уровня участия субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства в размещении государственных и муниципальных заказов. Рекомендуется рассмотреть возможность увеличения доли государственных и муниципальных заказов, размещаемых у субъектов малого предпринимательства, с 20 до 35%. Перспективным направлением в этой связи может стать разработка и формирование общеРоссийских и региональных рейтингов оценки деятельности заказчиков при размещении государственного и муниципального заказа у субъектов малого инновационного предпринимательства [4].
Специфика сложившейся в настоящее время ситуации заключается в том, что в России имеются значительные фундаментальные и технологические разработки, уникальная научно-производственная база. В то же время крайне слаба ориентация существующего инновационного потенциала на реализацию научных достижений в производстве и других сферах деятельности. Основной правовой базой на федеральном уровне, регулирующей инновационный процесс, в настоящее время является законодательство в области интеллектуальной собственности. Необходимо не только формирование прогрессивного технологического уклада, но и использование всего арсенала инструментов прямого и косвенного государственного регулирования для инвестирования инновационной деятельности [5].
К прямым методам экономического контроля относятся инвестирование в виде финансирования (целевого, предметно-ориентированного, проблемно-направленного), кредитования, лизинга, фондовых операций, планирование и программирование, а также государственное предпринимательство и государственные заказы. Косвенные методы являются более эффективными и значимыми. Сама суть косвенных методов заключается в формировании внешних, общественных условий формирования инновационной деятельности. Представляются три основных вида: налоговое стимулирование, стимулирование через амортизационную политику (не как части налоговой политики, а как самостоятельный механизм), прямые бюджетные дотации компаниям, осваивающим новые виды продукции. Наиболее продуктивным является налоговое стимулирование.
Основным недостатком применения налогового стимулирования, как метода, является отсутствие чётких приоритетов: система налоговых льгот в равной степени распространяется на все отрасли народного хозяйства и не ставит в преимущественное положение перспективные наукоемкие направления.
Льготное налогообложение прибыли реализуется как путем сокращения налогооблагаемой базы, так и путем уменьшения налоговых ставок, вычетами или налоговых платежей. Налоговой политикой могут быть предусмотрены налоговые субсидии на определенные виды деятельности, в частности, исключение из суммы, облагаемой налогом части дохода, связанных с созданием и внедрением новых машин и оборудования и прочего.
Существенным минусом является и тот факт, что в РФ большинство льгот предоставляется организациям, только если они являются резидентами особых экономических зон (ОЭЗ), т.е. практически эти льготы носят точечный локальный характер. Поэтому помимо налогового стимулирования инновационной деятельности большое значение имеют вопросы и проблемы административного и правового характера.
В развитых странах при создании ОЭЗ ставится целью, прежде всего, техническое переоснащение производства на базе новых технологий, а поэтому предоставляются в основном налоговые льготы. В развивающихся же странах помимо модернизации экономики приоритетными являются цели привлечения зарубежного капитала и передового управленческого опыта, а потому и льготы предоставляются не только в системе налогообложения, но и по аренде земли, использованию рабочей силы. Имея в виду, что в числе основных инструментов государственного регулирования ОЭЗ в России налоговые и таможенные преференции стоят на третьем месте (после государственной поддержки создания инфра - структуры на территориях ОЭЗ и введения упрощенного режима администрирования), можно сделать вывод о том, что мы пошли по пути развивающихся стран [6].
В мировой практике используются следующие виды налоговых льгот, стимулирующие инновационную деятельность [7]:
- предоставление исследовательского и инвестиционного налогового кредита, т. е. отсрочка налоговых платежей в части затрат из прибыли на инновационные цели
- уменьшение налога на прирост инновационных затрат
- «налоговые каникулы» в течение нескольких лет на прибыль, полученную от реализации инновационных проектов
- льготное налогообложение дивидендов юридических и физических лиц, полученных по акциям инновационных организаций
- снижение ставок налога на прибыль, направленную на заказные и совместные НИОКР
- связь предоставления льгот с учетом приоритетности выполняемых проектов
- льготное налогообложение прибыли, полученной в результате использования патентов, лицензии, ноу-хау и др. нематериальных активов, входящих в состав интеллектуальной собственности
- уменьшение налогооблагаемой прибыли па сумму стоимости приборов и оборудования, передаваемых вузам, НИИ к другим инновационным организациям
- вычет из налогооблагаемой прибыли взносов в благотворительные фонды, деятельность которых связана с финансированием
инноваций
-зачисление части прибыли инновационной организации на специальные счета с последующим льготным налогообложением в случае использования на инновационные цели.
Уровень налоговых льгот в РФ существенно не дотягивает до уровня зарубежных стран - ни по количественным, ни по качественным показателям. Наиболее сложной проблемой налогообложения инновационных организаций является высокий уровень страховых взносов. В расходах научных и инновационных организаций наибольший удельный вес (от 50 до 80%) занимают расходы на оплату труда, следовательно, и на уплату страховых взносов, а поскольку с 2011 г. увеличена ставка страховых платежей, это является обременительно для инновационных компаний.К проблематике налогового стимулирования инновационной деятельности в России так же можно отнести следующее:
1. При совершенствовании налогового механизма следует учитывать низкую чувствительность предприятий к незначительным налоговым льготам (например, снижение на 10-15 %). Нужны сильнодействующие экономические стимулы
2. Проводимая налоговая и таможенная политика не стимулируют экспорт наукоемкой продукции отечественных товаропроизводителей, и сдерживает иностранных инвесторов, желающих вкладывать средства в технологическое обновление Российских и совместных предприятий
3. Недостаточными являются права органов государственной власти региона в проведении самостоятельной налоговой политики, направленной на стимулирование предприятий в обновлении производства, выпускаемой продукции и предоставляемых услуг
4. Для предприятий России необходим особенный подход в построении налоговых механизмов и налоговой политики. Низкие налоговые ставки оказывают большое стимулирующее воздействие на инвестиционную активность в частном секторе и значительно меньшую - в государственном. В рамках действующего механизма у предприятий ощущается недостаточная заинтересованность в использовании прибыли на цели капиталовложений. Выходом из сложившейся ситуации может послужить создание комплексного подхода к формированию налоговой политики в отношении предприятий инновационного типа, в том числе и полное освобождение от всех видов налогов и платежей на период их становления. Государство должно стимулировать научно-технический прогресс по всей цепочке, от фундаментальных исследований до внедрения разработок в производство, учитывая ограниченность ресурсов и государственные (общественные) приоритеты.
Система стимулирования должна способствовать активизации применения инноваций, обеспечению структурной перестройки и повышению конкурентоспособности реальных секторов экономики.
Высокая инновационная активность экономики обеспечивается ведущей ролью государства на научно-техническом рынке, в определении национальных приоритетов и активным воздействием государства на процесс инновационного развития через систему экономического стимулирования.
ЛИТЕРАТУРА
Иновационная Россия 2020: анализ состояния к стратегии развития [Электронный ресурс]: справочная информация подготовлена компанией «Альтаиста». Бизнес-портал ELport.ru – Режим доступа: http://elport.ru/articles/inovatsionnaya_rossiya_2020_analiz_sostoyaniya_k_strategii_razvitiya (дата обращения: 24.02.2012).
Титов Д. Инновационная стратегия новая. Грабли те же [Текст]/ Д. Титов //Экономика и жизнь. - 2011. - №02 (9368). – С. 7-11.
Развитие инноваций обсуждали в Совете Федерации [Электронный ресурс]: Особая экономическая зона «Дубна». – Режим доступа: http://www.dubna-oez.ru/news/81.htm (дата обращения 16.02.2012).
В Совете Федерации обсудили развитие малого бизнеса в особых экономических зонах и технопарках, а также другие вопросы сферы МСП [Электронный ресурс]: Федеральный портал малого и среднего предпринимательства.–Режимдоступа: http://smb.gov.ru/content/ news/federal/ general/ m,f,369687 (дата обращения 17.02.2012).
5. В России введут новые налоги [Электронный ресурс]: URL: http://www.kapital-rus.ru/articles/article/16029/
6. Гордеева О.В. Особые экономические зоны: налоговый аспект [Текст] / О.В. Гордеева // Финансы. –2009. – № 7. – С. 21-23.
7. Леонтьев Л.И. Опыт стимулирования инновационной деятельности за рубежом [Текст] / Л.И. Леонтьев // Инновации. – 2003. – №4. – С. 85-90.
Библиографическая ссылка
Ефремова Т.М. Гутник А.Г. Кучай А.В. Налоговое стимулирование инновационной деятельности в России // III ВсеРоссийская заочная электронная научная конференция "Проблемы учета, анализа, аудита и налогообложения".
КОММЕНТАРИИ К ПУБЛИКАЦИИ - 0
Добавить комментарий
Инновационный бокс как налоговый инструмент стимулирования инновационной деятельности: мировой опыт
Приоритетами индустриально-инновационной политики являются развитие и создание потенциально конкурентоспособных, в том числе экспортоориентированных производств, работающих в отраслях экономики не сырьевой направленности. В целях решения долгосрочных стратегических задач особое внимание необходимо уделять созданию условий для развития наукоемких и высокотехнологичных производств [1].

В современных условиях научно-технический прогресс является одним из главных факторов экономического роста, поэтому задача стимулирования инновационной деятельности хозяйствующих субъектов выходит на первый план. Современное технологическое состояние отечественной экономики выдвигает на первый план необходимость ее развития на основе инноваций, особенно в производственной сфере. В свою очередь, на инновационную активность экономических субъектов влияет много факторов, среди которых важное место занимают налоговые как составляющая финансового механизма государства.
Являясь неотъемлемым элементом системы государственного стимулирования НТП, налоговое стимулирование осуществляется через налоговый механизм, позволяет избежать многих административных процедур, повысить эффективность проводимых мероприятий.
Исследования сущности научно-технического прогресса и особенностей инноваций, а также роли и места налогового стимулирования в системе государственной экономической политики нашли отражение в работах таких зарубежных экономистов, как Й. Шумпетер, X. Хартманн, Т. Брайан, Б. Санто, Дж. Кейнс, В. Леонтьев, JI. Эрхард, М. Уэйденбаум и т. д.
Исследуемой проблемой в разных ее аспектах достаточно глубоко занимались и Российские экономисты. Проблемами НТП и осуществления инноваций достаточно глубоко занимались А.В. Васильев, С.В. Ермасов, П.Н. Завлин, H.JI. Фролова, В.В. Черкасов и др. Вопросы совершенствования налогового стимулирования и регулирования затронуты в трудах И.В. Горско го, И.В. Караваевой, Г. А. Китовой, Е.И. Рудаковой и многих других.
Среди отечественных научных работ можно выделить Хамитова Н.Н. . который выработал рекомендации по реформированию экономического механизма инновационного процесса, его воздействия на ускорение научно-технического прогресса на предприятиях. Гриднева Е.Е. выявила финансовые инструменты стимулирования инновационной деятельности в РК, Зейнолла С.Ж. разработала рекомендации, стимулирующие повышение активности малых инновационных предприятий, также вопросы стимулирования инновационной деятельности в РК отразились в работах таких Казахстанских экономистов, как Саутпаева Ш.Е. Толыбаев А.Н. Сатбекова А.Б. Абдыгаппарова С. Б [2].
Однако в работах этих и других авторов вопросы активизации инноваций посредством налоговых методов рассматриваются в ряду других проблем. В отечественной и зарубежной литературе до сих пор не было работ, посвященных всестороннему исследованию теоретических и прикладных проблем налогового стимулирования инновационной деятельности. В связи с этим встает вопрос изучения практики стимулирования инновационной активности с помощью налоговых механизмов на зарубежном опыте.
Голландская налоговая система обладает рядом особенностей, которые могут оказаться очень выгодными для международного налогового планирования. Одной из ключевых задач, поставленной правительством Нидерландов - увеличить до 2020 года объем вложений в исследования и разработки до 2,5% ВВП и войти в первую пятёрку ведущих инновационных экономик мира. Для ее реализации нидерландское правительство проводит интегрированную промышленную политику, основанную на «встраивании» научно-технической и инновационной политики в промышленную политику страны. С ее помощью государство планирует решить ряд важных задач, в частности: повышения конкурентоспособности промышленного сектора Нидерландов на международной арене нахождения предприятиями страны новых возможностей для продвижения своих товаров на мировых рынках и т.д.
Ключевая проблема, сдерживающая инновационное развитие промышленного сектора в Нидерландах - низкий уровень инвестиций в исследования и разработки в промышленном секторе. Другой сдерживающий фактор - невысокая эффективность государственных вложений в инновационные проекты по сравнению с частными. Частные организации, финансирующие инновационные проекты, гораздо точнее, чем государственные, оценивают перспективы целевых проектов. В результате, средства частных инвесторов направляются именно на те из них, которые действительно повышают инновационную активность [3].
Как показывает мировой опыт, основным видом налоговых стимулов для развития научно-инновационной деятельности выступают косвенные методы налогового стимулирования в виде налоговых льгот. Косвенные методы налогового стимулирования инновационной деятельности являются более приоритетными, так как, в отличие от методов прямого воздействия, непосредственно влияющих на принимаемые экономическими субъектами решения, косвенные методы лишь создают предпосылки для выбора направлений развития, соответствующих экономическим целям государства, и не требуют отложенных бюджетных затрат.
Одним из эффективных методов налогового стимулирования инновационной деятельности является налоговая льгота под названием «инновационный бокс», применяемый в системе налогового регулирования инновационной деятельности в Нидерландах. Инновационный бокс разрабатывался на основе особого налогового режима, известного как «патентный бокс», направленный на стимулирование инновационной деятельности. Суть его заключалась в том, что предприниматели могли вычитать из налогооблагаемой прибыли все убытки, которые понесла организация на разработку патента. В прошлом допускалось только частичное вычитание этих убытков. Схема патентного бокса была создана в 2007 году в рамках реформирования системы налогообложения. Ее цель усовершенствование корпоративного налогообложения прибыли от использования интеллектуальной собственности.
В целях увеличения эффективности патентного бокса в 2010 году льгота была заменена инновационным боксом. Инновационный бокс — налоговая льгота, дающая право на фактическую ставку налога с дохода корпораций в размере 5%, а также применять скидку по налогу на фонд заработной платы и снижение социальных отчис лений при ведении НИОКР и воспользоваться налоговыми вычетами по расходам на НИОКР. Цель инновационного бокса: усовершенствование корпоративного налогообложения прибыли от использования интеллектуальной собственности для стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса [4].
С введением инновационного бокса в Нидерландах был отменен лимит на сумму прибыли, которая может быть отнесена на инновации бокс, однако, налогоплательщик должен обосновать, что прибыль связана с инновационным проектом. Как правило, для этого необходимо согласовать используемый метод с голландскими налоговыми органами заранее.
Компании могут применить эффективную налоговую ставку 5% в отношении доходов по запатентованным собственным разработкам, а также доходов от не запатентованных разработок по нематериальным активам, соответствующим условиям Закона о содействии исследований и развития в Нидерландах (Wet Bevordering Speur-en Ontwikkelingswerk, WBSO).
8. налоговые льготы. сущность и назначение налоговых льгот, их виды и классификация
По отдельным налогам (сборам) могут устанавливаться льготы – преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (ст. 56 НК РФ).
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!