Порядок применения льгот особенностей налогообложения
Особенности налогообложения
Особенности налогообложения - раздел Экономика, Особенности бух.учета в издательской деятельности Особенности Налогообложения. Федеральный Закон От 01.12.95. 191-Фз О Государс.
Особенности налогообложения. Федеральный закон от 01.12.95. 191-ФЗ О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации регулирует порядок государственной поддержки СМИ и книгоиздания, приватизации предприятий, обеспечивающих их функционирование, и направлен на получение гражданами полной и объективной информации.
Поддержка СМИ со стороны Правительства РФ заключается в представлении льгот по отдельным видам налогов. Средства массовой информации, за исключением рекламных и эротических, пользуются льготами по уплате налога на добавленную стоимость и налога на прибыль.
Кроме того, в некоторых субъектах РФ СМИ предоставляются льготы по уплате рада региональных и местных налогов. Льгота предоставляется по налогу на прибыль.
В соответствии с подпунктом 6 статьи 6 Закона о налоге на прибыль не подлежит налогообложению прибыль, полученная редакциями СМИ, издательствами, информационными агентствами, телерадиовещательными компаниями, организациями по распространению периодических печатных изданий и книжной продукции, передающими центрами от производства и распространения продукции СМИ и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, в части, зачисляемой в федеральный бюджет.
Аналогичную льготу по налогу на прибыль в части, зачисляемой в местный бюджет, могут предоставить и местные органы исполнительной власти, что нередко встречается на практике например, в Оренбургской, Тюменской, Ростовской областях и других регионах. Кроме того, не подлежит налогообложению прибыль, полученная полиграфическими организациями от оказания услуг по производству книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, продукции СМИ, в части, зачисляемой в федеральный бюджет.
Не облагается налогом прибыль, полученная редакциями СМИ, издательствами, информационными агентствами, телерадиовещательными компаниями и организациями по распространению периодических печатных изданий и книжной продукции и направленная ими на финансирование капитальных вложений по их основному профилю.
При этом порядок и сфера применения этой налоговой льготы определена нормативными письмами ГНС России от 21.05.96г. ВГ-4-0322н О порядке применения налоговых льгот по продукции СМИ и книжной продукции и от 07.06.96г. ПВ-6-03393 Разъяснения о применении налоговых льгот по продукции СМИ и книжной продукции.
Так, согласно данному Закону освобождаются от налога на добавленную стоимость НДС обороты по реализации продукции СМИ, книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой нерекламного и неэротического характера, а также редакционная, издательская и полиграфическая деятельности по производству книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, газетной и журнальной продукции.
Наряду с этим освобождаются от НДС услуги по транспортировке, погрузке, выгрузке периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой. При этом освобождаются от налога на добавленную стоимость обороты по реализации периодических печатных изданий, включая газеты и журналы, если реклама в отдельном номере периодического издания не превышает 40 объема отдельного номера. Данный порядок распространяется на книжную продукцию в которой реклама не превышает 40 единицы книжной продукции.
В соответствии с письмом ГНС России от 21.03.96г. ВГ-4-0322н, согласованным с Минфином России и зарегистрированным Минюстом России от 08.04.96 1060, от налога на добавленную стоимость освобождаются услуги предприятий, осуществляющих транспортировку, погрузку, разгрузку, перегрузку, включая экспедиционные работы, необлагаемых периодических печатных изданий, включая газеты и журналы, а также услуги по доставке раздаче печатной продукции непосредственно населению.
В связи с этим передача редакциями и издательствами необлагаемых печатных периодических изданий в виде компьютерных текстов для распространения в сети Интернет является одной из форм доставки транспортировки печатной продукции и не должна облагаться налогом на добавленную стоимость, если реклама в отдельном номере периодического издание не превышает 40 объема отдельного номера. К книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, освобождаемой от налога на добавленную стоимость относится продукция за исключением продукции рекламного и эротического характера подпадающая под следующие кодовые обозначения ОбщеРоссийского классификатора продукции ОК 005-93, том 2 953000 книги и брошюры 954010 издания репродукционные, картографические, нотные 954110 альбомы по искусству 954130 альбомы, атласы 956000 нотные издания 957310 календари отрывные ежедневные 953000 издания для слепых.
Аналогично периодической печатной продукции следует относить продукцию полиграфической промышленности, подпадающую под кодовые обозначения общеРоссийского классификатора продукции 951000 газеты 952000 периодические и продолжающиеся издания журналы, сборники, бюллетени.
При этом под указанный выше льготный налоговый режим подпадают периодические печатные издания, зарегистрированные как СМИ в соответствии со статьей 8 с учетом действия статьи 12 Закона РФ от 27.12.91г. 2124-1 О средствах массовой информации с учетом изменений и дополнений.
Указанные льготы не распространяются на СМИ рекламного и эротического характера. Критерии отнесения СМИ к рекламным и эротическим сформулированы в статье 1 Федерального закона от 01.12.95г. 191-ФЗ О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания. Средствам массовой информации предоставлены также таможенные льготы. В соответствии с Федеральным законом 191-ФЗ было принято постановление Правительства РФ от 11.04.96. 414 О порядке предоставления тарифных льгот на основании Федерального закона О внесении дополнения в Закон РФ О таможенном тарифе, согласно которому от таможенных пошлин освобождаются периодические печатные издания и книжная продукция, связанные с образованием, наукой и культурой, ввозимые редакциями издательствами на таможенную территорию РФ. Кроме того, от таможенных тарифов освобождаются бумага и полиграфические материалы.
Для подтверждения льготы организации должны представить в таможенные органы обязательства об использовании продукции в тех целях, в связи с которыми предоставлена льгота. 22 октября 1998 г. был принят Федеральный закон 159-ФЗ О внесении изменения и дополнения в статью 10 Федерального закона О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания РФ. согласно которому налоговые и таможенные льготы для СМИ сохраняются до 1 января 2002 г. Для всех редакций издательств эти льготы существенная поддержка, ведь специфика издательской деятельности такова, что сначала объявляется цена на периодическое печатное издание, затем поступают авансовые платежи от подписчиков и только после этого осуществляется его выпуск. В связи с ростом цен на материалы и тарифов на услуги фактические затраты на выпуск продукции могут значительно превысить планируемые и организация может получить убыток.
Министерство финансов Украины
Приказ
от 14.01.2013 г. № 12
Зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины
31 января 2013 года под № 199/22731
Об утверждении Порядка ведения реестра, форм регистрационного заявления, заявления об аннулировании регистрации и свидетельства о регистрации субъектов индустрии программной продукции, применяющих особенности налогообложения
В целях обеспечения реализации требований Закона Украины от 5 июля 2012 года № 5091-VI «О внесении изменений в раздел XX «Переходные положения» Налогового кодекса Украины относительно особенностей налогообложения субъектов индустрии программной продукции»
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить Порядок ведения реестра субъектов индустрии программной продукции, применяющих особенности налогообложения, который прилагается.
2. Утвердить прилагаемые:
форму регистрационного заявления субъекта индустрии программной продукции в качестве субъекта, применяющего особенности налогообложения
форму свидетельства о регистрации субъекта индустрии программной продукции в качестве субъекта, применяющего особенности налогообложения (1)
форму заявления об аннулировании регистрации субъекта индустрии программной продукции в качестве субъекта, применяющего особенности налогообложения (2) .
3. Рекомендовать субъектам индустрии программной продукции, которые подали до вступления в силу настоящего приказа регистрационные заявления для получения Свидетельства о регистрации субъекта индустрии программной продукции в качестве субъекта, применяющего особенности налогообложения, подать такие заявления по утверж¬денной настоящим приказом форме.
5. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официальной публикации (3) .
Министр Ю.КОЛОБОВ
(1) Не публикуется (прим. ред.).
(2) Не публикуется (прим. ред.).
(3) Приказ вступил в силу с 15.02.2013 г. (прим. ред.).
от 14.01.2013 г. № 12
Зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины
31 января 2013 года под № 199/22731
Порядок
ведения реестра субъектов индустрии программной продукции,
применяющих особенности налогообложения (4)
I. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с пунктом 15 подраздела 10 раздела XX «Переходные положения» Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс) (5) .
Настоящим Порядком устанавливается механизм включения субъектов индустрии программной продукции (далее — субъект ИПП) в реестр субъектов индустрии программной продукции, применяющих особеннос¬ти налогообложения, порядок ведения этого реестра, исключения из него субъектов ИПП и образец формы этого реестра, а также образец форм книги учета регистрации субъектов ИПП, решения об аннулировании свидетельства о регистрации субъекта ИПП и книги учета аннулирования регистрации субъектов ИПП.
1.2. В настоящем Порядке термины употребляются в следующих значениях:
заявление об аннулировании регистрации субъекта индустрии программной продукции в качестве субъекта, применяющего особенности налогообложения (форма № 3-ІТ) (далее — Заявление об аннулировании регистрации) — документ установленной формы, которая подается субъектом ИПП согласно настоящему Порядку для аннулирования свидетельства о регистрации субъекта индустрии программной продукции в качестве субъекта, применяющего особенности налогообложения, и исключения из Реестра субъектов индустрии программной продукции, применяющих особенности налогообложения
книга учета регистрации субъектов индустрии программной продукции в качестве субъекта, применяющего особенности налогообложения (форма № 4-ІТ) (далее — Книга учета свидетельств) (приложение 1), — документ, содержащий информацию о поданных регистрационных заявлениях субъектами ИПП и результатах их рассмотрения органами государственной налоговой службы, а также о выданных субъектам ИПП свидетельствах о регистрации субъекта индустрии программной продукции в качестве субъекта, применяющего особенности налогообложения
книга учета аннулирования регистрации субъектов индустрии программной продукции в качестве субъекта, применяющего особенности налогообложения (форма № 5-ІТ) (далее — Книга учета аннулирования регистрации) (приложение 2), — документ, содержащий информацию о поданных субъектами ИПП заявлениях об аннулировании регистрации и результатах их рассмотрения, а также принятых органом государственной налоговой службы решениях об аннулировании регистрации
программная продукция — это:
1) результат компьютерного программирования в виде операционной системы, системной, прикладной, развлекательной и/или учебной компьютерной программ (их компонентов), а также интернет-сайтов и/или онлайновых сервисов
2) криптографические средства защиты информации
решение об аннулировании регистрации субъекта индустрии программной продукции как субъекта, который применяет особенности налогообложения (форма № 6-ІТ) (далее — решение об аннулировании регистрации), — документ, который принимается органом государственной налоговой службы и согласно которому аннулируется свидетельство о регистрации субъекта индустрии программной продукции в качестве субъекта, применяющего особенности налогообложения, и осуществляется его исключение из Реестра субъектов индустрии программной продукции, применяющих особеннос¬ти налогообложения, по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку
регистрационное заявление субъекта индустрии программной продукции в качестве субъекта, применяющего особенности налогообложения (форма № 1-ІТ) (далее — Регистрационное заявление), — документ установленной формы, который представляется субъектом ИПП в орган государственной налоговой службы по своему местонахождению для получения свидетельства о регистрации субъекта индустрии программной продукции в качестве субъекта, применяющего особенности налогообложения, включения в реестр субъектов индустрии программной продукции, применяющих особенности налогообложения, замены свидетельства о регистрации субъекта индустрии программной продукции в качестве субъекта, применяющего особенности налогообложения, или внесения изменений в реестр субъектов индустрии программной продукции, применяющих особенности налогообложения
реестр субъектов индустрии программной продукции, применяющих особенности налогообложения (форма № 7-ІТ) (далее — Реестр), — совокупность информации о субъектах ИПП, имеющих право на применение особенностей налогообложения, которая ведется центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную налоговую политику (далее — Государственная налоговая служба Украины), по форме согласно приложению 4 к настоящему Порядку
свидетельство о регистрации субъекта индустрии программной продукции в качестве субъекта, применяющего особенности налогообложения (форма № 2-ІТ) (далее — Свидетельство), — документ установленной формы, который выдается субъекту ИПП органом государственной налоговой службы в подтверждение факта его регистрации и включения в Реестр.
Другие термины употребляются в настоящем Порядке в значении, приведенном в Кодексе.
1.3. Субъектом ИПП считается юридическое лицо — субъект хозяйствования, который в течение предыдущих четырех последовательных отчетных (налоговых) кварталов совокупно одновременно соответствует следующим критериям:
удельный вес доходов субъекта от осуществления видов экономической деятельности, определенных в подпункте 1.5 пункта 15 подраздела 10 раздела XX «Переходные положения» Кодекса, составляет не менее 70 процентов доходов от всех видов экономической деятельности по реализации товаров, выполнению работ, предоставлению услуг
первоначальная стоимость основных средств и/или нематериальных активов субъекта превышает 50 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года
у субъекта отсутствует налоговый долг
в отношении субъекта судом не приняты постановления о признании должника банкротом в соответствии с Законом Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом».
1.4. Субъект ИПП имеет право применять особенности налогообложения с первого числа месяца календарного квартала, следующего за месяцем, в котором такой субъект был включен в Реестр.
Орган государственной налоговой службы включает субъекта ИПП в Реестр, вносит изменения в Реестр, выдает Свидетельства, проводит замену Свидетельств на основании соответствующего заявления и документов, которые представляются заявителями согласно требованиям настоящего Порядка.
1.5. Государственная налоговая служба Украины создает, ведет и обновляет Реестр в электронной форме и ежемесячно до 10 числа обнародует его на официальном веб-сайте ГНС Украины (www.sts.gov.ua).
II. Порядок включения в Реестр субъектов индустрии программной продукции,
применяющих особенности налогообложения
2.1. Для получения Свидетельства субъект ИПП подает в орган государственной налоговой службы по своему местонахождению Регистрационное заявление с отметкой «Регистрация».
Регистрационное заявление подается руководителем или представителем субъекта ИПП (с документальным подтверждением лица и полномочий) в соответствующий орган государственной налоговой службы не позднее чем за 30 календарных дней до начала отчетного (налогового) квартала, с которого указанный субъект предполагает получить право на использование особенностей налогообложения.
В регистрационном заявлении указываются основания для регистрации субъекта в качестве субъекта ИПП.
В целях определения наличия права субъекта ИПП на применение особенностей налогообложения в Регистрационном заявлении указываются виды экономической деятельности по реализации товаров, выполнению работ и предоставлению услуг в индустрии программной продукции согласно подпункту 1.6 пункта 15 подраздела 10 раздела XX «Переходные положения» Кодекса с указанием соответствующих кодов видов экономической деятельности на основе Национального классификатора Украины ДК 009:2010 «Классификация видов экономической деятельности», утвержденного приказом Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 11 октября 2010 года № 457 (с изменениями) (далее — КВЭД-2010).
Данные Регистрационного заявления должны быть достоверными и соответствовать данным Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей (далее — Единый государственный реестр).
2.2. Субъект ИПП вместе с Регистрационным заявлением представляет финансовую отчетность, копии первичных документов (удостоверенные подписью плательщика налога или его должностным лицом и скрепленные печатью (при ее наличии) или в электронной форме с соблюдением условия о регистрации электронной подписи подотчетных лиц, если такие документы создаются им в электронной форме), подтверждающих право на использование особенностей налогообложения.
2.3. Для вновь созданных субъектов ИПП, осуществляющих деятельность в течение не менее двух полных отчетных (налоговых) кварталов до дня подачи Регистрационного заявления, разрешается при определении соответствия такого субъекта критериям, установленным в пункте 1.3 раздела I настоящего Порядка, применять показатели хозяйственной деятельности за период фактической деятельности субъекта и при условии соблюдения всех указанных критериев в фактическом количестве отчетных (налоговых) кварталов.
После окончания двух полных отчетных (налоговых) кварталов со дня регистрации вновь созданного субъекта ИПП орган государственной налоговой службы проводит документальную внеплановую невыездную проверку плательщика относительно соответствия его деятельности критериям, установленным пунктом 1.3 раздела I настоящего Порядка.
2.4. Не считаются вновь созданными субъекты хозяйствования, которые созданы после вступления в силу Закона Украины от 5 июля 2012 года № 5091-VI
«О внесении изменений в раздел XX «Переходные положения» Налогового кодекса Украины относительно особенностей налогообложения субъектов индустрии программной продукции» путем реорганизации (слияния, присоединения, деления, выделения, преобразования), приватизации и корпоратизации.
2.5. Субъект ИПП, созданный путем реорганизации, приватизации и корпоратизации, регистрируется и включается в Реестр как новый субъект в общем порядке, определенном Кодексом и настоящим Порядком, в том числе в случае, если к такому лицу перешли обязанности по уплате налогов в связи с распределением налоговых обязательств или налогового долга, а также если предшественники такого лица были включены в Реестр.
2.6. Для подтверждения права субъекта ИПП на применение особенностей налогообложения орган государственной налоговой службы имеет право провести документальную внеплановую невыездную проверку плательщика для установления достоверности представленных плательщиком документов. Такая проверка может быть проведена в течение десяти рабочих дней, следующих за днем получения Регистрационного заявления.
2.7. Орган государственной налоговой службы мотивированно отказывает субъекту ИПП в регистрации его в качестве субъекта, применяющего особенности налогообложения, если:
по результатам рассмотрения Регистрационного заявления, представленных документов или проведенной документальной внеплановой невыездной проверки установлено, что указанный субъект не соответствует критериям, установленным пунктом 1.3 раздела I настоящего Порядка
субъект ИПП был исключен из Реестра в связи с несоответствием критериям, установленным пунктом 1.3 раздела I настоящего Порядка, и прошло менее четырех последовательных отчетных (налоговых) кварталов, следующих за отчетным (налоговым) кварталом, в котором было допущено такое несоответствие
данные о видах экономической деятельности по реа¬лизации товаров, выполнению работ и предоставлению услуг в индустрии программной продукции, указанные в Регистрационном заявлении, не соответствуют подпункту 1.5 пункта 15 подраздела 10 раздела XX «Переходные положения» Кодекса или соответствующие коды видов экономической деятельности по КВЭД-2010 не внесены в Единый государственный реестр
Регистрационное заявление не подписано или не скреплено печатью субъекта ИПП (при ее наличии), подано с нарушением требований (кроме срока), установленных пунктом 2.1 этого раздела, данные Регистрационного заявления не соответствуют данным Единого государственного реестра, к Регист¬рационному заявлению не приложены или приложены не в полном объеме копии документов согласно пункту 2.2 этого раздела
Регистрационное заявление подано с нарушением сроков, установленных пунктом 2.1 этого раздела
субъектом ИПП не представлены документы или отказано в представлении документов органу государственной налоговой службы для проведения документальной внеплановой невыездной проверки плательщика (в случае ее проведения).
Решение об отказе субъекту ИПП в регистрации его в качестве субъекта, применяющего особенности налогообложения, должно быть направлено налогоплательщику в порядке, определенном статьей 42 раздела II Кодекса, в течение пятнадцати рабочих дней, следующих за днем получения Регистрационного заявления.
Решение об отказе в регистрации не ограничивает возможности повторного обращения субъекта ИПП в орган государственной налоговой службы с целью регистрации в качестве субъекта, применяю¬щего особенности налогообложения.
2.8. При отсутствии оснований для отказа субъекту ИПП в регистрации в качестве субъекта, применяющего особенности налогообложения, орган государственной налоговой службы обязан в течение пятнадцати рабочих дней со дня получения Регистрационного заявления включить такого плательщика в Реестр и выдать ему или направить по почте с уведомлением о вручении Свидетельство.
Датой включения субъекта ИПП в Реестр является дата внесения соответствующей записи в Реестр, датой регистрации и датой начала действия Свидетельства является первое число календарного квартала, следующего за датой включения в Реестр.
III. Порядок внесения изменений в Реестр субъектов индустрии программной продукции, применяющих особенности налогообложения, и замены Свидетельства о регистрации субъекта индустрии программной продукции в качестве субъекта, применяющего особенности налогообложения
3.1. При возникновении изменений в данных, указываемых в Свидетельстве, субъект ИПП, применяеющий особенности налогообложения, обязан в течение тридцати календарных дней после возникновения изменений подать в орган государственной налоговой службы по своему местонахождению Регистрационное заявление с отметкой «Изменения» в таком же порядке, как и при регистрации, и возвратить Свидетельство.
3.2. Орган государственной налоговой службы рассматривает Регистрационное заявление в таком же порядке, как и при регистрации.
3.3. Орган государственной налоговой службы имеет право отказать субъекту ИПП, применяющему особенности налогообложения, в замене Свидетельства и внесении изменений в Реестр при наличии оснований, предусмотренных пунктом 2.7 раздела II настоящего Порядка (кроме абзаца шестого пункта 2.7 раздела II настоящего Порядка), или оснований для аннулирования регистрации субъекта ИПП в качестве субъекта, применяющего особенности налогообложения.
3.4. Решение об отказе в замене Свидетельства субъекту ИПП и внесении изменений в Реестр должно быть направлено налогоплательщику в порядке, определенном статьей 42 раздела II Кодекса, в течение пятнадцати рабочих дней, следующих за днем получения Регистрационного заявления.
3.5. Решение об отказе в замене Свидетельства субъекту ИПП, применяющему особенности налогообложения, и внесении изменений в Реестр не ограничивает возможности повторного обращения субъекта ИПП в орган государственной налоговой службы с целью замены Свидетельства, за исключением случаев, если имеются основания для аннулирования регистрации субъекта ИПП в качестве субъекта, применяющего особенности налогообложения.
3.6. При отсутствии оснований для отказа в замене Свидетельства и внесении изменений в Реестр орган государственной налоговой службы обязан в течение пятнадцати рабочих дней со дня получения Регистрационного заявления внести относительно такого плательщика запись об изменениях в Реестр, аннулировать предыдущее Свидетельство и выдать ему (или направить по почте с уведомлением о вручении) новое Свидетельство.
Датой внесения изменений в Реестр, датой начала действия нового Свидетельства и датой аннулирования предыдущего Свидетельства является дата внесения соответствующей записи в Реестр. При этом дата регистрации должна соответствовать дате регистрации, которая была указана в предыдущем Свидетельстве.
3.7. Орган государственной налоговой службы после обращения заявителя проводит замену Свидетельства в таком же порядке, как и при возникновении изменений в данных, указываемых в Свидетельстве, в случае:
1) изменения основного места учета субъекта ИПП, применяющего особенности налогообложения
2) утери или повреждения Свидетельства
3) установления расхождений между данными Свидетельства и Реестра или несоответствия внесенных в Свидетельство и/или Реестр данных сведениям Единого государственного реестра, наличия неправильных записей или ошибок в записях Свидетельства и/или Реестра.
IV. Порядок исключения из Реестра субъектов индустрии программной продукции, применяющих особенности налогообложения
4.1. Аннулирование регистрации субъекта ИПП осуществляется, если указанный субъект:
1) подает Заявление об аннулировании регистрации субъекта ИПП, применяющего особенности налогообложения
2) не соответствует критериям, установленным пунктом 1.3 раздела I настоящего Порядка
3) прекращает осуществление видов экономической деятельности, которые предоставляли ему право применять особенности налогообложения, в связи с ликвидацией или реорганизацией.
4.2. Для аннулирования регистрации по инициа¬тиве самого субъекта ИПП, применяющего особенности налогообложения, такой субъект подает в орган государственной налоговой службы по своему местонахождению Заявление об аннулировании регистрации и возвращает Свидетельство.
В таком случае орган государственной налоговой службы в течение трех рабочих дней аннулирует регистрацию субъекта ИПП путем аннулирования Свидетельства и исключения субъекта ИПП из Реестра.
4.3. Аннулирование регистрации субъекта, применяющего особенности налогообложения, может быть осуществлено по инициативе органа государственной налоговой службы в следующих случаях:
4.3.1. если субъект не соответствует критериям, установленным пунктом 1.3 раздела I настоящего Порядка, по одной из следующих причин:
удельный вес доходов субъекта от осуществления видов экономической деятельности, определенных в подпункте 1.5 пункта 15 подраздела 10 раздела XX «Переходные положения» Кодекса, составляет менее 70 процентов доходов от всех видов экономической деятельности по реализации товаров, выполнению работ, предоставлению услуг
по данным налоговых деклараций в течение хотя бы одного из предыдущих четырех отчетных (налоговых) кварталов первоначальная стоимость основных средств и/или нематериальных активов субъекта не превышает 50 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года
наличие у субъекта налогового долга
судом принято постановление о признании должника банкротом в соответствии с Законом Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом»
4.3.2. если относительно субъекта ИПП в Единый государственный реестр внесена запись о принятии решения о прекращении юридического лица путем ликвидации либо реорганизации или запись о государственной регистрации прекращения юридического лица.
4.4. Аннулирование регистрации субъекта ИПП, применяющего особенности налогообложения, по инициативе органа государственной налоговой службы оформляется решением об аннулировании регистрации в двух экземплярах.
Один экземпляр решения об аннулировании регистрации в течение трех рабочих дней после его принятия направляется субъекту, регистрация которого аннулирована, в порядке, определенном статьей 42 раздела II Кодекса.
Субъект ИПП как субъект, применяющий особенности налогообложения, обязан возвратить органу государственной налоговой службы Свидетельство.
4.5. Орган государственной налоговой службы аннулирует Свидетельство и в течение трех рабочих дней после принятия решения об аннулировании регистрации исключает субъекта из Реестра.
4.6. Решение органа государственной налоговой службы может быть обжаловано плательщиком налога в порядке, предусмотренном статьей 56 главы 4 раздела II Кодекса.
4.7. Датой аннулирования регистрации субъекта ИПП, применяющего особенности налогообложения, является дата подачи заявления об аннулировании регистрации или дата принятия органом государственной налоговой службы решения об аннулировании регистрации.
4.8. После окончания четырех последовательных отчетных (налоговых) кварталов, следующих за отчетным (налоговым) кварталом, в котором было допущено несоответствие субъекта, применяющего особенности налогообложения, критериям, установленным в пункте 1.3 раздела I настоящего Порядка, субъект ИПП может получить свидетельство о регистрации в качестве субъекта, применяю¬щего особенности налогообложения, в соответствии с настоящим Порядком.
Директор Департамента налоговой, таможенной политики и методологии бухгалтерского учета М.ЧМЕРУК
(4) Порядок публикуется без приложений (прим. ред.).
(5) Опубликован: Бухгалтерия. — 2013. — № 1-2. — С.20–379 (прим. ред.).
РЕЄСТРАЦІЙНА ЗАЯВА
cуб’єкта індустрії програмної продукції як суб’єкта, який застосовує особливості оподаткування, затверджена наказом МФУ від 14.01.2013 р. № 12
КОММЕНТАРИЙ
Наконец-то, дождались! Минфин своим приказом все-таки утвердил «регалии» субъектов IT-индустрии, позволяющие таким субъектам пользоваться льготой по налогообложению (1) . Появления Порядка ведения реестра, а также утвержденной Минфином формы регистрационного заявления ждали, причем с большим нетерпением. Ведь они должны были появиться еще в начале ноября прошлого года (как сказано в Законе № 5091 (2) – в течение 3 месяцев с даты его вступления в силу, отсчет указанного срока начался 3 августа 2012 года). Для разработки соответствующих документов Минфину времени было отведено предостаточно. Что помешало компетентному ведомству исполнить свои обязанности своевременно, не понятно. Однако последствия нерасторопности Минфина могут оказаться плачевными. Для такого неутешительного предположения есть веские причины.
Пунктом 15 подраздела 10 раздела XX НКУ установлена уж очень особая процедура, позволяющая применить льготы. Субъектам IT-индустрии оказана особая честь – под них создается специальный реестр субъектов, которые применяют особенности налогообложения деятельности в индустрии программной продукции (далее – реестр). Претендентам-льготникам мало соответствовать критериям льготного режима налогообложения, а именно осуществлять деятельность в IT-индустрии и получать от нее 70% и более доходов, не иметь налогового долга и владеть основными средствами, первоначальная стоимость которых более 50 минимальных зарплат (пп.1.4 п.15 подраздела 10 раздела XX НКУ ). Главное основание для получения льготы по налогу на прибыль – это включение налогоплательщика в указанный реестр. Причем регистрация должна происходить в четком соответствии порядку, описанному в пп.1.6 данного пункта Кодекса. Претенденту на льготу для регистрации в реестре необходимо подать регистрационное заявление, причем за 30 календарный дней до начала отчетного периода . с которого он предполагает получить право на льготу. То есть для того, чтобы начать применять льготы с 1 января 2013 года, налогоплательщику нужно было подать заявление не позднее 1 декабря 2012 года.
Понятно, что налогоплательщики не могли предоставить его по утвержденной форме, поскольку такой формы просто не существовало! Хотя фраза в НКУ в последнем абзаце пп.1.6 п.15 подраздела 10 раздела XX о том, что в такой ситуации налогоплательщик может подать заявление в произвольной форме, явно свидетельствует о прозорливости законодателя. Скорее всего, принимая Закон № 5091 летом, он уже догадывался, что такое может произойти.
Поскольку до 1 декабря 2012 года Минфин не успевал разработать и утвердить в Минюсте форму заявления, ГНСУ предложила компромиссный вариант. В своем письме от 21.11.2012 г. № 9429/0/71-12/15-1317 (3) она рекомендовала налогоплательщикам использовать форму заявления из проекта приказа . Однако, принимая «проектные» заявления от налогоплательщиков, работники ГНИ на местах информировали, что решение о включении их в реестр или об отказе будет приниматься только после вступления приказа в силу (примером тому является письмо ГНИ в Святошинском районе г.Киева от 14.12.2012 г. № 14234/10/15-132 (4) ).
И вот это событие произошло – приказ Минфина, которым утверждены Порядок ведения реестра, формы регистрационного заявления, заявления об аннулировании регистрации и свидетельства о регистрации субъектов индустрии программной продукции, применяющих особенности налогообложения, вступил в силу 15.02.2013 г . Однако теперь, если следовать прямой норме НКУ . и учитывая намерения налоговых служб (к слову, имеющие нормативную подоплеку в самом приказе Минфина (п.3)) получить от налогоплательщиков заявления по утвержденной форме взамен ранее поданных «проектных», оказывается, что радоваться-то особо и не чему. Дело в том, что право на льготу возникает с первого числа месяца календарного квартала, следующего за месяцем, в котором субъект включен в реестр . Причем этому предшествует процедура, тоже описанная непосредственно в НКУ . и в ней заявление играет чуть ли не важнейшую роль.
Для подтверждения права на льготу по налогу на прибыль налоговики должны провести проверку на протяжении 10 дней, следующих за днем получения указанного заявления . При этом в течение 15 дней, отсчет которых ведется со дня получения регистрационного заявления . налоговые органы либо выдают решение об отказе, либо, не имея оснований для отказа, включают субъекта IT-индустрии в реестр и выдают ему свидетельство . А значит, что вступление в силу минфиновского приказа 15 февраля формально приводит к тому, что воспользоваться льготой налогоплательщики смогут только начиная со II квартала 2013 года . То есть заложником нерадивости, нерасторопности и т.д. опять стал налогоплательщик, а с компетентных ведомств – взятки гладки. Налоговая служба несет ответственность за нарушения процедурных сроков «согласно закону» (абзац десятый пп.1.6 п.15 подраздела 10 раздела XX НКУ ), но к ней вряд ли можно предъявить претензии – основной инструмент исполнения ее обязанностей стал легитимен относительно ведения реестра только сейчас.
Да и к Минфину какие претензии? Он за «задерж¬ку» нормативных актов ответственности не несет, по крайней мере, прямо установленной. Тем более, что приказ по сути лишь повторяет нормы НКУ в отношении регистрации в реестре, выдачи свидетельства и его аннулирования.
Хотя в утвержденном Минфином Порядке есть и существенные отклонения от норм НКУ . которые обращают на себя внимание. Как известно, в пп.1.5 п.15 подраздела 10 раздела XX НКУ достаточно подро¬бно описывается деятельность, на которую распространяется льготный режим налогообложения. И заметим, в ней нет ни единого упоминания о кодах видов экономической деятельности согласно КВЭД. В то же время в Порядке (п.2.1 раздела I) Минфин отступает от этого и не только требует указания в регистрационном заявлении «соответствующих кодов видов экономической деятельности на основе Нацио¬нального классификатора Украины ДК 009:2010 «Классификация видов экономической деятельности», утвержденного приказом Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 11 октября 2010 года № 457». но и отдельно рассматривает их отсутствие в Едином государственном реестре как основание для предоставления мотивированного отказа о включении в реестр претендентов-льготников (п.2.7 раздела II).
В итоге декларирование лояльного отношения властей к налогоплательщикам путем предоставления им налоговых льгот на практике превращается для последних в пытку льготой. Уже понятно, что без изменений норм НКУ IT-льготникам придется уплачивать в течение 2013 года авансовые взносы по налогу на прибыль (если, конечно, они соответствуют критериям таких плательщиков) (5) . Также понятно, что и льготой они воспользоваться смогут не в полной мере, – в первом квартале придется заплатить по общей ставке. Впрочем, практика имеет случаи, когда письмами и разъяснениями ГНСУ закрывались «дыры» законодательства. Возможно, и в этом случае нечто подобное также произойдет…
Ирина ГОЛОШЕВИЧ, редактор
(1) По данному поводу см. также: Губина И. IT-льготы: за пять минут до старта // Бухгалтерия. — 2012. — № 51. — C.42—46 Деркач Т. Услуги электронной цифровой подписи: есть ли IT-льгота по НДС? // Бухгалтерия. — 2013. — № 7. — C.66—68 (прим. ред.).
(2) Закон Украины от 05.07.2012 г. № 5091-VI «О внесении изменений в раздел XX «Переходные положения» Налогового кодекса Украины об особенностях налогообложения субъектов индустрии программной продукции» //Бухгалтерия. — 2012. — № 34. — C.15—19 (прим. ред.).
(3) См. на сайте газеты «Бухгалтерия» по адресу www.buhgalteria.com.ua (прим. ред.).
(4) См. на с.20 данного номера (прим. ред.).
(5) Подробнее см. Назарбаева И. Налог на прибыль: авансовые взносы со… сдвигом по фазе // Бухгалтерия. — 2012. — № 43. — C.41—46 Назарбаева И. Можно, даже если нельзя… (авансовые взносы в декларации по налогу на прибыль) // Бухгалтерия. — 2013. — № 4. — C.52—56 Клунько А. Пишите письма на возврат авансовых взносов, чтобы не было налогового долга. // Бухгалтерия. — 2013. — № 4. — C.6 Клунько А. Бессмысленное насилие, или Снова об авансовых взносах // Бухгалтерия. — 2013. —
№ 5. — C.6 (прим. ред.).
ДЛЯ СПРАВКИ
ГНИ в Святошинском районе г.Киева
Письмо от 14.12.2012 г. № 14234/10/15-132
Регистрация субъекта индустрии программной продукции
ГНИ в Святошинском районе г.Киева, рассмотрев Регистрационное заявление от 30.11.2012 г. форма № 1-11 «субъекта индустрии программной продукции в качестве субъекта, применяющего особенности налогообложения» сообщает: в целях выполнения требований Закона № 5091 ГНСУ разработан проект приказа (далее – Приказ) МФУ «Об утверждении Порядка ведения реестра, форм регистрационного заявления, заявления об аннулировании регистрации и свидетельства о регистрации субъектов индустрии программной продукции, применяющих особенности применения», который в настоящее время находится на согласовании в Государственной службе Украины по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства. С учетом выше изложенного, решение о регистрации вашего предприятия в качестве субъекта, применяющего особенности налогообложения, будет Вам направлено после вступления в силу Приказа.
Дополнительно сообщаем, что в соответствии с пп.1.6 п.15 подраздела 10 раздела ХХ «Переходные положения» Налогового кодекса Украины «субъект индустрии программной продукции вместе с регистрационным заявлением представляет финансовую отчетность за 2011 год (удостоверенные подписью плательщика налога или его должностным лицом и скрепленные печатью (при ее наличии) либо в электронной форме с соблюдением условия по регистрации электронной подписи подотчетных лиц, если такие документы создаются им в электронной форме), которые подтверждают право на использование особенностей налогообложения».
II. Механизм определения льгот по налогу на прибыль и потери бюджета
1. Освобождение от налогообложения прибыли

Перечень видов экономической деятельности, прибыль которых освобождается от налогообложения, предусмотрен статьей 154 "Освобождение от налогообложения", статьей 158 "Особенности налогообложения прибыли предприятий, полученной в связи с внедрением энергоэффективных технологий", а также подразделом 4 "Особенности взимания налога на прибыль предприятий" раздела XX "Переходные положения" Кодекса.
Сумма налога, не внесенная в государственный бюджет в связи с освобождением прибыли от налогообложения, рассчитывается путем определения суммы налога по установленной основной ставке налога от дохода, уменьшенного на сумму расходов.
При этом плательщики налога, доход (прибыль) которых полностью и/или частично освобожден от налогообложения, ведут отдельный учет дохода (прибыли), освобождаемого от налогообложения согласно нормам Кодекса, с учетом особенностей признания расходов, определенных пунктом 152.11 статьи 152 Кодекса.
Расчет не внесенных в государственный бюджет сумм налога на прибыль осуществляется по алгоритму:
Сумма льготы = (Доходы от деятельности, прибыль которой освобождается от налогообложения - Себестоимость приобретенных (изготовленных) и реализуемых товаров (работ, услуг), которая относится к деятельности, прибыль которой освобождается от налогообложения - прочие расходы, относящиеся к деятельности, прибыль которой освобождается от налогообложения) х Размер ставки налога.
Сумма льготы для плательщиков, прибыль которых освобождается согласно пункту 154.8 - 154.9 статьи 154 Кодекса = Сумма прибыли, освобожденной от налогообложения х Ставка налога.
Расчет производится на основании показателей налоговой декларации по налогу на прибыль и приложения ПЗ к налоговой декларации.
Сумма льготы для плательщиков, применяющих ставку 0 процентов по налогу на прибыль - Объект налогообложения по всем видам деятельности (строка 07 упрощенной декларации) х Ставка налога.
Расчет производится на основании показателей упрощенной налоговой декларации по налогу на прибыль предприятий, который облагается по нулевой ставке согласно пункту 154.6 статьи 154 Кодекса.
2. Освобождение от налогообложения дохода неприбыльных учреждений и организаций
От налогообложения освобождаются доходы неприбыльных учреждений и организаций, зарегистрированных в соответствии с требованиями законодательства и внесенных органами государственной налоговой службы в установленном порядке в Реестр неприбыльных организаций.
Перечень доходов неприбыльных учреждений и организаций, освобождаемых от налогообложения, определен пунктами 157.2 - 157.9 статьи 157 раздела III Кодекса.
Форма и Порядок составления Налогового отчета об использовании средств неприбыльных учреждений и организаций утверждены приказом ГНА Украины от 31.01.2011 г. N 56. зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 14 февраля 2011 года за N 192/18930.
В I части Налогового отчета в строках 1 - 7 отражаются доходы неприбыльной организации, которые освобождаются от обложения налогом на прибыль. В II части Налогового отчета приводится расчет налога на прибыль от дохода, полученного некоммерческой организацией из других источников, нежели определенных пунктами 157.2 - 157.9 статьи 157 раздела III Кодекса.
Расчет не внесенных в государственный бюджет сумм налога на прибыль осуществляется по алгоритму:
Сумма льготы = Сумма дохода неприбыльной организации в соответствии с пунктами 157.2 - 157.9 статьи 157 раздела III Кодекса х Размер ставки налога.
3. Потери бюджета от неуплаты налога на прибыль, связанных с особенностями формирования доходов и расходов плательщика
Состав доходов и порядок их признания определены статьями 135, 137 Кодекса, а состав расходов и порядок их признания - статьей 138 раздела III Кодекса.
Формирование себестоимости продукции (работ, услуг) осуществляется за счет расходов, напрямую связанных с производством таких товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Расходы, учитываемые для определения объекта налогообложения, признаются на основании первичных документов, подтверждающих осуществление плательщиком налога расходов, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения бухгалтерского учета и других документов, установленных разделом II этого Кодекса.
Доходы, учитываемые при исчислении объекта налогообложения, включаются в доходы отчетного периода датой, определенной согласно статье 137, на основании документов, указанных в пункте 135.2 статьи 135, и состоят из: дохода от операционной деятельности, который определяется в соответствии с пунктом 135.4 статьи 135, и других доходов, которые определяются в соответствии с пунктом 135.5 статьи 135, за исключением доходов, определенных в пункте 135.3 статьи 135 и статьи 136 этого Кодекса.
При этом согласно положениям раздела III Кодекса при исчислении объекта налогообложения по налогу на прибыль также учитываются расходы, не связанные непосредственно с производством и/или реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, и признаются в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета, в частности:
• суммы средств или стоимость товаров, выполненных работ, оказанных услуг, добровольно перечисленные (переданные) в течение отчетного года в Государственный бюджет Украины или бюджеты местного самоуправления, неприбыльным организациям
• суммы средств или стоимость имущества, добровольно перечисленные/переданные для целевого использования с целью охраны культурного наследия учреждениям науки, образования, культуры, заповедникам, музеям, музеям-заповедникам
• суммы отрицательного значения объекта налогообложения по налогу на прибыль
• прочие расходы, определенные положениями раздела III Кодекса.
Вместе с тем разделом III Кодекса определен перечень доходов, не учитываемых для определения объекта налогообложения, в частности:
• суммы средств совместного инвестирования, а именно средств, привлеченных от инвесторов институтов совместного инвестирования, доходы от проведения операций с активами таких институтов и доходы, начисленные по активам указанных институтов, а также средства, привлеченные от владельцев сертификатов фондов операций с недвижимостью, доходы от проведения операций с активами фондов операций с недвижимостью и доходы, начисленные по активам фондов операций с недвижимостью, созданных в соответствии с законом
• средства или имущество, которые возвращаются участнику договора о совместной деятельности без создания юридического лица, в случае прекращения, расторжения или внесения соответствующих изменений в договор о совместной деятельности, но не выше стоимости вклада
• другие доходы, определенные нормами раздела III Кодекса.
Расчет не внесенных в государственный бюджет сумм налога на прибыль в связи с учетом расходов, не связанных непосредственно с производством и/или реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, осуществляется по алгоритму:
1. В случае если объект налогообложения по налогу на прибыль имеет отрицательное значение: Сумма потерь бюджета по налогу на прибыль = (Сумма дохода, учитываемая при определении объекта налогообложения - Сумма расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения - Сумма расходов, не связанных непосредственно с производством и/или реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг) х Размер ставки налога. В случае если по результатам такого расчета результат остается со знаком минус, потери в бюджет отсутствуют.
2. В случае если объект налогообложения по налогу на прибыль имеет положительное значение или равняется нулю: Сумма потерь бюджета по налогу на прибыль = Сумма расходов, не связанных непосредственно с производством и/или реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг х Размер ставки налога. Для избежания двойного учета затрат в формуле исчисления потерь бюджета сумма отрицательного значения объекта налогообложения предыдущего периода учитывается с положительным значением.
Расчет не внесенных в государственный бюджет сумм налога на прибыль в связи с не включением отдельных сумм в состав дохода осуществляется по алгоритму:
Сумма потерь бюджета по налогу на прибыль = Сумма дохода, не учитываемая при определении объекта налогообложения х Размер ставки налога.
Расчет потерь бюджета по налогу на прибыль осуществляется на основании показателей налоговой декларации по налогу на прибыль и приложения ІВ, ІД к налоговой декларации.
4. Потери бюджета по налогу на прибыль при налогообложении нерезидентов с учетом положений международных договоров Украины
Кодекс регулирует отношения, возникающие в сфере взимания налогов и сборов, в частности, определяет исчерпывающий перечень налогов и сборов, взимаемых в Украине, и порядок их администрирования, плательщиков налогов и сборов, их права и обязанности и т.д.
Если международным договором, согласие на обязательность которого дано Верховной Радой Украины, установлены другие правила, чем те, которые предусмотрены Кодексом, применяются правила международного договора.
Применение правил международного договора Украины осуществляется путем освобождения от налогообложения доходов с источником их происхождения из Украины, уменьшения ставки налога или путем возвращения разницы между уплаченной суммой налога и суммой, которую нерезиденту необходимо уплатить согласно международному договору Украины.
Основанием для освобождения (уменьшения) от налогообложения доходов с источником их происхождения из Украины является представление нерезидентом с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 103.5 и 103.6 статьи 103 Кодекса, лицу (налоговому агенту), выплачивающему ему доходы, справки (или ее нотариально заверенной копии), подтверждающей, что нерезидент является резидентом страны, с которой заключен международный договор Украины, а также других документов, если это предусмотрено международным договором Украины.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!