Система социальных льгот включает

Льготы по системе социального обслуживания
Льготы по системе социального обеспечения предполагают предоставление различных услуг или иной помощи в целях компенсации затрат на их приобретение или социальной поддержки либо в целях стимулирования определенной категории граждан.
Система социальных льгот включает:
- бесплатный или льготный проезд на городском транспорте, транспорте пригородного сообщения, а также на железнодорожном, воздушном и водном, междугородном автомобильном транспорте
льготы по предоставлению ссуды на жилищное строительство
первоочередное бесплатное предоставление жилья
льготы по предоставлению путевок на санаторнокурортное лечение
льготы по предоставлению медикосоциальной помощи и обеспечению лекарственными препаратами
обеспечение транспортными средствами
льготы по протезированию и т. д.
Социальные льготы для многодетных семей1:
бесплатная выдача лекарств для детей до 6 лет
бесплатный проезд учащихся общеобразовательных школ на всех видах городского транспорта либо к месту временного размещения и постоянного жительства
снижение на 30% платы за пользование коммунальными услугами, топливом
получение беспроцентной ссуды на индивидуальное (кооперативное) жилищное строительство
бесплатное обеспечение школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для школьных занятий, а также спортивной формой, на весь период обучения на бесплатное посещение музеев, парков культуры и отдыха, выставок и др.
Социальные льготы для инвалидов:
льготы по предоставлению путевок на санаторнокурортное лечение (бесплатно или на льготных основаниях - в зависимости от категорий инвалидов)
льготы по проезду на транспорте (бесплатный проезд на городском транспорте 50%-ная скидка при проезде на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и 1 раз в другое время года). Инвалидам I и II групп и детям-инвалидам пре
1 См. Указ Президента РФ О мерах по социальной поддержке многодетных семей от 05.05.92 № 431 (в ред. от 25.02.2003). 2 См.
доставляется право бесплатного проезда 1 раз в году к месту
лечения и обратно (в том числе и для лиц, сопровождающих
инвалидов I группы или ребенкаинвалида)
льготы по бесплатному (либо на льготных основаниях) обеспечению автотранспортными средствами и другими средствами реабилитации. Для лиц, имеющих право на бесплатное обеспечение автотранспортными средствами, но не получивших их, предусматривается предоставление ежегодной денежной компенсации транспортных расходов и др.
инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, устанавливается 50%-ная скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой.
Социальные льготы ветеранам1.
Социальная защита ветеранов предусматривает осуществление системы мер, направленных на создание условий, обеспечивающих экономическое и моральное благополучие ветеранов, предоставляющих им дополнительные права и гарантирующих льготы:
по пенсионному обеспечению, налогообложению, выплате пособий в соответствии с законодательством РФ
получению, приобретению, строительству и содержанию жилых помещений
оплате коммунальнобытовых услуг и торговому обслуживанию
медицинскому, протезноортопедическому обслуживанию санаторнокурортному лечению, обеспечению лекарствами и изделиями медицинского назначения
обеспечению транспортными средствами и оплате проезда
трудоустройству, обучению, переподготовке и условиям труда
пользованию услугами учреждений связи, культурнозрелищных и спортивнооздоровительных учреждений
получению услуг учреждений социального обслуживания, социальной и юридической помощи. Меры социальной защиты ветеранов определяются статьями 14 23 Федерального закона О ветеранах (в ред. от 06.05.2003). При наличии оснований ветераны одновременно могут иметь право на льготы по нескольким статьям указанного Закона, а также на льготы, установленные другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. При наличии у ветерана права на получение одной и той же льготы по нескольким основаниям льгота предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
5* Социальные льготы лицам, пострадавшим от воздействия радиации1.
бесплатная медицинская помощь и получение лекарств по рецептам врача (для ликвидаторов аварии - со скидкой 50%), а также пользование при выходе на пенсию поликлиниками, к которым были прикреплены
бесплатное обеспечение путевками на санаторнокурортное лечение (в случае отказа от путевки выплачивается компенсация)
бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов)
бесплатный проезд на всех видах городского транспорта (кроме такси), а также пригородном железнодорожном и водном транспорте
- 50%-ная скидка со стоимости проезда 1 раз в год воздушным,
, железнодорожным, водным транспортом (лица, перенесшие или получившие заболевания, связанные с радиацией, - на бесплатный проезд. 1 раз в год)
50%-ная скидка по оплате коммунальных услуг и телефона
внеочередная установка телефона
внеочередное обеспечение детей местами в детских дошкольных учреждениях, а также в специализированных детских лечебных и санаторных учреждениях с 50%-ной скидкой стоимости содержания.
7.4. Анализ системы социальных льгот и выплат
Развитие рыночных отношений и расширение самостоятельности трудовых коллективов повышают значимость социальных льгот и выплат, доля которых постоянно растет в объеме совокупного дохода работника. Если раньше при трудоустройстве люди прежде всего обращали внимание на размер заработной платы, то теперь обязательно учитывают и то, какие виды социальной помощи может предоставить предприятие. Эти льготы и выплаты перестают носить временный характер. Они становятся важным и необходимым условием поддержания стабильности и повышения жизненного уровня работников и членов их семей. Этот вид дохода, так же, как и заработная плата и дивиденды, непосредственно зависит от результатов работы каждого работника и предприятия в целом, ибо его источником, как правило, является полученная от хозяйственной деятельности прибыль. Следовательно, как участники системы социальных льгот и выплат работники заинтересованы в конечных результатах работы предприятия.
Развитая система социальных льгот и выплат должна способствовать: •
привлечению квалифицированных специалистов •
сохранению групп квалифицированных специалистов в течение необходимого срока •
поддержанию конкурентоспособности компании на рынке труда за счет предложения сотрудникам более выгодных форм поощрения, чем в других компаниях •
стимулированию производительного труда.
Социальные льготы могут быть монетарными (в денежном выражении) и немонетарными (социальные блага, некоторые виды благ из пакета компенсаций, различного рода поощрения и др.). В табл. 7.2 приведен перечень монетарных и немонетарных социальных льгот.
Как видим, способов социальной поддержки достаточно много и они разнообразны. В настоящее время большинство предприятий стараются привлечь специалистов различными социальными выплатами и льготами, поскольку уровень заработков относительно одинаков.
Таблица 7.2
Система социальных льгот, предоставленных за счет предприятия Немонетарные льготы Монетарные льготы Предоставление путевок в дома отдыха
Доставка к месту работы и домой Организация питания Скидки и льготы на покупку товаров предприятия Бесплатное пользование спортивным инвентарем Бесплатное пользование мобильными и сотовыми телефонами в нерабочее время Товарные кредиты Организация культурного отдыха (походы в театр, экскурсии, посещение музеев и выставок) Оплата больничных листов
Материальная помощь Доплата к пенсиям Выплаты по случаю рождения
ребенка Оплата проезда к месту работы
Оплата транспортных расходов при проезде в санаторий
Оплата обедов Дополнительные стипендии обучающимся в высших и средних специальных учебных заведениях

5. Оценка эффективности планирования социального развития предприятия
Планирование социального развития предприятия представляет собой научно обоснованное определение целей, показателей и заданий (сроков, темпов, пропорций) с учетом стратегических интересов этого предприятия. Оно должно осуществляться административными и общественными структурами, а его реализация должна финансироваться за счет средств бюджета предприятия и специальных фондов на основании утвержденных программ и положений. Планирование социального развития предприятия имеет индикативный, рекомендательный характер.
Основными методами разработки плана социального развития предприятия являются: •
экспертный (основан на привлечении высококлассных специалистов-экспертов для систематизации и формирования общественного мнения) •
аналитический (включает системный, комплексный анализ отдельных составляющих элементов) •
нормативный (построен на разработке социальных нормативов) •
имитационного моделирования (исходит из имитационного моделирования возможных результатов) •
логического моделирования (включает систематизацию различных аналогий, разработку сценариев, построение дерева целей и дерева ресурсов) •
программно-целевой (реализуется посредством разработки определенной программы по избранной цели).
Основными разделами плана социального развития предприятия могут быть: 1)
образование и квалификация 2)
социально-культурные мероприятия 3)
научная организация труда 4)
охрана труда и безопасность производства 5)
условия лечения и отдыха 6)
санитарно-бытовые условия производства 7)
финансовые ресурсы.
Планирование социального развития предприятия должно учитывать такой важный фактор, как морально-психологический климат в коллективе. Это может быть достигнуто в результате проведения определенной работы. Содержание этой работы состоит в подборе совместимых членов коллектива с учетом рекомендаций психолога, регулировании конфликтных Ситуаций, правильной организации управления.
В целом управление социальным развитием основано на про- граммно-целевом подходе, В рамках этого подхода определяются отдельные блоки управления (научно-аналитический, нормативно- правовой, организационно-управленческий). По каждому блоку управления вырабатываются определенные цели, которые реализуются путем специальных управляющих воздействий. Управленческим процессом занимаются конкретные субъекты управления. Структура управления, обеспечивающая нормальное социальное развитие предприятия, показана в табл.
Таблица 7.3 Структура управления социальным развитием предприятия ' Блок управления Цель управления Управляющее воздействие Субъект управления Научно-аналитический Систематический анализ ситуации Разработка рекомендаций Информационно-
аналитический центр, отдельные специалисты, эксперты Нормативно- правовой Обеспечение нормального социального развития коллектива Положения, инструкции, нормы Совет директоров, исполнительная дирекция, правление
Окончание табл. 7.3
Блок управления Цель управления Управляющее воздействие Субъект управления Организационно-управленческий Реализация основных направлений социального развития коллектива Приказы, распоряжения Директор и его заместители, начальники производственных комплексов, цехов, участков, служб и подразделений Ресурсный Реализация целей социального развития Бюджетное и иное финансирование Финансовая служба, бухгалтерия
Оценка эффективности планирования социального развития предприятия может быть осуществлена путем диагностики выполнения отдельных разделов и индикативных показателей плана социального развития.
Контрольные вопросы 1.
Какое влияние оказывает социальное развитие на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия? 2.
Какие показатели по-„ал я ют оценить уровень социального развития предприятия? 3.
Зачем нужно диагностировать эффективность социального развития? 4.
Кто на предприятии должен отвечать за социальное развитие? 5.
Почему нужно разрабатывать план социального развития? 6.
Что является самым существенным элементом системы социальных льгот и выплат? 7.
Какая социальная структура коллектива предприятия является самой оптимальной и почему?
Проверочные задания 1.
Дефиниция какого понятия приведена ниже? Соотношение различных социальных групп в трудовом коллективе
предприятия. 2.
Планирование социального развития предприятия представляет собой научно обоснованное определение целей, показателей и заданий (сроков, темпов, пропорций) с учетом указаний государственных органов управления.
10.3. Система социальной поддержки и защиты населения
Система социальной защиты — это комплекс законодательных актов и мероприятий, обеспечивающих социальную защиту населения и поддержку его социально уязвимых слоев. Она включает в себя: социальные гарантии, социальное страхование и социальную поддержку.
Социальные гарантии — предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ. В нашей стране к социальным гарантиям относят минимальный размер оплаты труда, минимальный размер пенсии, стипендии социальные пенсии (инвалидам с детства, инвалидам, не имеющим трудового стажа, лицам пенсионного возраста, не имеющим трудового стажа, и др.) пособия при рождении ребенка, на период по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, до 16 лет ритуальное пособие на погребение и некоторые другие.
Разновидностью социальных гарантий выступают социальные льготы — система общественных гарантий, предоставляемых отдельным группам населения (инвалидам, участникам войны, пенсионерам, ветеранам труда и пр.). 22 августа 2004 г. был принят Федеральный закон № 122-ФЗ о замене натуральных льгот денежными компенсациями, а с 1 января 2005 г.
он вступил в действие. Его реализация вызвала множество нареканий. В настоящее время льготники по их выбору могут получать льготы в натуральной или денежной форме.
Социальное страхование — защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. В РФ существует три внебюджетных фонда, из которых финансируются меры обязательного социального страхования: Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования.
Социальная поддержка предоставляется социально уязвимым группам населения — инвалидам, одиноким пенсионерам, безнадзорным детям, лицам, освободившимся из мест лишения свободы, и прочим гражданам, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход.
Социальная защита населения предполагает выплату государством трансфертных, т.е. безвозвратных, платежей. Это пенсии, стипендии, пособия и компенсации в натуральной и денежной формах.
Вмешательство государства в перераспределительные процессы должно осуществляться в оптимальных размерах. Выравнивание доходов, признанное для современного общества необходимым по целому ряду причин, может привести к сокращению эффективности экономики в результате чрезмерного роста налогов и, как следствие, — подрыву стимулов к предпринимательству, инвестициям, а также снижению стимулов к труду у самих получателей трансфертных выплат.
Эта политика требует значительных средств на содержание бюрократического аппарата.
Проводя социальную политику, государство использует такие инструменты, как социальные стандарты, потребительские бюджеты, другие пороговые социальные ограничители. Социальные стандарты являются средством обеспечения прав граждан в области социальных гарантий. Минимальные государственные социальные стандарты — это государственные услуги, предоставление которых гражданам на определенном минимально допустимом уровне гарантируется государством на безвозмездной и безвозвратной основах за счет бюджетов всех уровней на всей территории страны. Они используются для определения финансовых нормативов, необходимых для формирования бюджетов и внебюджетных фондов. На базе социальных стандартов (пороговых показателей) по науке, образованию, культуре, здравоохранению устанавливаются объемы их финансирования.
8.3.3. Задача «Разработка системы социальных льгот и нормативных документов»
Постановка задачи
Необходимо разработать систему социальных льгот персоналу организации и внутренние нормативные документы, фиксирующие систему стимулирования персонала.
Методические указания
Социальные льготы, представляя собой дополнительные блага, получаемые работниками от предприятия, повышают их благосостояние и качество трудовой жизни. Часть социальных льгот предоставляется в законодательном порядке и обязательна для всех предприятий (оплачиваемые основные и дополнительные отпуска, оплата временной нетрудоспособности, льготы молодым сотрудникам и женщинам и т.д.). Часть социального пакета предоставляется предприятиями на основе добровольно взятых на себя обязательств по отношению к работникам.
Основные цели, которые преследует работодатель, предоставляя работникам определенный набор социальных льгот и выплат, достаточно разнообразны и зависят от стратегии компании: привлечение и закрепление высокопрофессионального персонала, косвенное и прямое стимулирование производительного труда, создание благоприятного общественного мнения об организации, увеличение реального благосостояния собственных работников.
Наиболее популярными на Российских предприятиях социальными льготами являются страхование, ссуды, обучение, питание, туристические путевки, отдых, оплата бензина, оплата проезда на общественном транспорте, оплата жилья и др.
Система стимулирования персонала, разработанная на предприятии, должна быть оформлена в виде локальных нормативных актов. Это может быть единый внутриорганизационный документ («Положение об оплате труда и премировании»), в котором определены условия и механизмы денежного вознаграждения сотрудников. Иногда создается целый ряд документов, в которых отдельно прописываются система заработной платы, премиальная система и система социальных льгот. Структура Положения должна содержать цели и задачи документа, указание на категории персонала, на которые распространяется действие документа, описание системы и механизмов определения постоянной и переменной частей денежного вознаграждения, сроки действия Положения и условия его модификации.
При создании документа, определяющего премиальную систему, необходимо описать следующие элементы: показатели премирования, условия премирования, шкала премирования, крут премируемых, источник премирования, механизм и условия депре-мирования.
3 Показатели социальной стабильности:
4 Показатели условий труда (режим труда и условия производства)
5 Уровень образования и квалификации
6 Показатели состояния производственной среды
Интегральный показатель результатов социального развития предприятия может быть выражен отношением суммы значений показателей их количеству
72 Анализ условий труда и системы социальных льгот и выплат
На уровне предприятия совершенствования трудовых отношений предполагает социологический анализ факторов, определяющих отношение работников к работе Методами сбора эмпирических данных о социально-психологии ичний климат в коллективе предприятия являются: опыт, знания, эксперимент, наблюдение, изучение документев.
Условия труда и его организация оказывают значительное влияние на отношение работников к работе К основным характеристикам условий труда относятся: режим работы, наличие перерывов и их продолжительность освещенность рабочих мест, наличие необходимой вычислительной оргтехники, кондиционеров и другого оборудования рабочих мест, наличие столовых, буфетов и уровень их обслуживания, уровень медицинского обслуживания я, наличие и оборудование мест отдыха и т.п. Косвенно влияют на условия труда элементы социальной инфраструктуры: жилищно-бытовые условия, место проживания работников, развитие транспортных сетей Социальные факторы коррелируются с производственными, среди которых уровень оплаты труда, производственной самостоятельности, возможность влиять на решения относительно процесса труда, взаимоотношения в трудовом коллективе е, стиль руководства и др. Совершенствование условий труда, приведения их в соответствие с потребностями и способностей работников, повышения их квалификации способствуют росту уровня творческого отношения к труду В языка труда является показателем уровня социального развития предприятиймства.
К значимых внутренних социальных характеристик относят особенности управленческого труда Они определяются как характером деятельности аппарата управления, так и задачами, которые он должен выполнять, и сми Истома управленческой работы, которая относится к категории умственного труда Предметом управленческой работы являются процессы обработки Условия труда работников характеризуют планирования служебных помещений и рабочих мест работников, распорядок рабочего дня, графики проведения нарарад.
Важными направлениями организации труда являются: совершенствование форм разделения и кооперации труда работников управления, нормирования управленческой деятельности, использование эффективных методов работы, планирования ния рабочего дня, улучшения организации рабочих мест и условий труда Большое значение для научной организации труда административно-управленческого персонала имеет оптимальная организация рабочих мест, на чие необходимой оргтехники Значительные перспективы по улучшению информационного обеспечения труда, повышения его уровня и эффективности имеют компьютерные технологииії.
Развитие рыночных отношений и расширение самостоятельности трудовых коллективов повышают значимость социальных льгот и выплат, доля которых постоянно растет в объеме совокупного дохода работника Если раньше е при трудоустройстве люди прежде обращали внимание на размер заработной платы, то теперь обязательно учитывают и то, какие виды социальной помощи может предоставить предприятие Эти льготы и выплаты пер ЭСТА быть временными и превращаются в важную и необходимое условие поддержания стабильности и повышения жизненного уровня работников и членов их семей Этот вид дохода, как и заработная плата, и дивиден ди, напрямую зависит от результатов работы каждого работника в частности, и предприятия в целом, поскольку его источником, как правило, является доход, полученный от хозяйственной деятельности Итак, как Исключить ики системы социальных льгот и выплат работники заинтересованы в конечных результатах работы предприятия Развитая система социальных льгот и выплат должно способствоватьияти:
• привлечению высококвалифицированных работников
• сохранению групп высококвалифицированных работников в течение необходимого срока
• поддержке конкурентоспособности компании на рынке труда за счет предложения работникам выгодных форм поощрения в других компаниях
• стимулированию производительности труда
Социальные льготы могут быть монетарными (в денежном выражении) и немонетарными (социальные блага, некоторые виды благ из пакета компенсаций, различные поощрения и т.п.)
В табл 72 приведен перечень монетарных и немонетарных социальных льгот
Таблица 72 Система социальных льгот, предоставленных за счет предприятия
Повышение социальных выплат, реформа льгот и дотаций
рамках стратегии реформирования системы социальной защиты населения важным направлением являются социальные
выплаты — социальные пенсии, стипендии, пособия и льготы.
Реформирование системы социальных выплат и льгот, как одна
из главных и первоочередных задач, поставленных правительством на ближайшую перспективу, требует особой осторожности. В первую очередь, это касается выдвинутого принципа адресности предоставления социальных выплат. Принятие решений требует предварительного специального исследования каждого вида выплат и льгот:
какие социальные задачи они призваны решать и могут ли они это
делать в изменившихся социально-экономических условиях, какой
эффект от реформирования, каковы связанные с этим затраты и социальные последствия.
Рост оплаты труда, а с ним и рост объема налоговых поступлений в бюджет позволит к 2010 г. повысить размер социальных выплат, чтобы они могли выполнять роль минимальных социальных гарантий. Социальная и экономическая эффективность выплат тесно связана с их размером:
Все инвалиды, не имеющие права на трудовую пенсию, должны получать социальную пенсию и сохранить право на льготное приобретение лекарств и медицинских аппаратов, независимо от материального положения семей, в которых они проживают.
Для детей, потерявших одного или обоих родителей, должно
сохраниться право на получение социальной пенсии по случаю потери кормильца, независимо от материального положения семьи. Приемные родители (опекуны) или оставшийся в живых один из родителей вправе сами решать вопрос о получении социальной пенсии на ребенка. Размер пенсии для детей-сирот, потерявших обоих родителей и переданных на воспитание в другую семью, к 2010 г. должен быть установлен на уровне не ниже ПМ для ребенка. Размер пенсии для детей,
потерявших одного из родителей, может быть вдвое ниже, чем у детей, потерявших обоих родителей. Выплата пособий сиротам обойдется государству дешевле, чем содержание их на полном государственном обеспечении в интернате (детском доме), не говоря о необходимости решения других социальных проблем, которые возникают у сирот, вышедших из детских учреждений в большую жизнь. Роль органов социальной защиты населения при передаче детей на воспитание в семью
состоит в том, чтобы установить ее социальный и экономический статус, осуществляя постоянный контроль.
Единовременное пособие беженцам и вынужденным переселенцам, коль скоро Россия признала официально их социальный статус, также должно быть увеличено как минимум до ПМ на каждого члена
семьи, чтобы дать возможность этим людям найти работу или оформить получение других социальных выплат (пенсии, стипендии и т.д.),
адаптироваться к новым условиям жизни.
Единовременное пособие при рождении ребенка в размере почти
3-х ПМ — это действительно реальная помощь не только бедным и
малообеспеченным семьям, но и семьям со средними доходами (от 2 до 3 ПМ). Ограничение числа получателей этого пособия только бедными семьями нецелесообразно, т.к. с рождением ребенка вероятность снижения доходов и попадания в число бедных у большинства
семей резко возрастает.
Размер пособия женщинам, вставшим на учет в медицинские
учреждения в ранние сроки беременности, не должен быть увязан с величиной ПМ, т.к. оно предназначено для решения другой социальной задачи - обеспечение рождения здорового ребенка. Определить оптимальный размер пособия позволит мониторинг среди беременных женщин.
Компенсационные выплаты на питание студентам, учащимся начальных и средних профессиональных учреждений, другим социально слабозащищенным категориям граждан с ростом размера самих социальных выплат — социальных стипендий и пособий — до уровня 0,5 ПМ, который превышает стоимость продуктовой корзины в ПМ, могут быть отменены без ущерба для их получателей.
Социальная стипендия студентам вузов должна быть повышена
до уровня 0,65—0,75 от ПМ для трудоспособного. Размер стипендии
устанавливается с учетом того, что у студентов нет расходов, связанных с уплатой налогов и других обязательных платежей, а расходы на
оплату ЖКХ включаются в размере оплаты проживания в общежитии. Одновременно целесообразно сохранить компенсационные выплаты обучающимся (студентам, аспирантам и т.д.) на приобретение
специальной литературы, так как эти расходы не предусмотрены в
размере социальной стипендии.
Размер ежемесячного пособия на ребенка из бедной семьи в ближайшей перспективе (2004—2005 гг.) должен быть повышен до 0,2—
0,3 ПМ ребенка. При этом на федеральном уровне должна устанавливаться не абсолютная (в руб.) сумма, а ее соотношение с ПМ ребенка.
В регионах размер пособия будет зависеть от регионального ПМ 1 .
Что касается идеи объединения в единое пособие по бедности пособия на ребенка, субсидии на оплату услуг ЖКХ и адресной социальной помощи, то в ближайшей перспективе это предложение реализовывать нецелесообразно, так как финансирование этих видов социальной помощи идет из разных источников. Всего год, как правительство взяло на себя финансирование детских пособий и, если оно вновь передаст их на региональный уровень без решения проблем межбюджетных отношений, задержки и невыплаты детских пособий вновь встанут очень остро. Развитие принципа адресности социальной помощи, как свидетельствует опыт развитых стран, должно идти по пути оказания помощи семье в целом. Проблема эффективности социальной помощи в условиях стабильно развивающейся экономики и
1 Дальнейший рост этого пособия, выплачиваемого за счет федерального бюджета, представляется менее актуальным, чем расширение контингента получателей детского пособия, в первую очередь за счет детей из малообеспеченных семей (с душевым доходом от 1 до 2 ПМ). Дети из бедных, многодетных, неполных и неблагополучных семей являются и получателями адресной социальной помощи (80—85%).
роста уровня жизни населения страны не потеряет своей актуальности1. Расширение перечня социальных выплат, переводимых на принцип адресности нуждающимся семьям, серьезно повысит административные расходы, связанные со сбором, проверкой и назначением социальной помощи. При этом остается большая вероятность того, что все усилия, направленные на экономию средств, дадут прямо противоположный эффект2.
Реформирование системы социальных выплат, льгот и дотаций, предоставляемых населению, предполагает постоянный поиск баланса между социальными потребностями населения и возможностями экономической сферы удовлетворить эти потребности. Определяющим должно стать не согласование социальных обязательств государства с имеющимися ресурсами, а мобилизация ресурсов, повышение наполняемости бюджета, контроль за распределением доходов, поддержание приемлемых для основной части населения цен и тарифов через взвешенную налоговую политику.
Отмена льгот и дотаций возможна только для адаптированных к рынку групп населения, доходы которых достаточны для того, чтобы в полном объеме оплатить потребление социальных благ и услуг для своей семьи3. В настоящее время это около 20% населения страны, душевой доход которых как минимум в четыре раза превышает ПМ. По мере роста оплаты труда работников и минимальных социальных гарантий для нетрудоспособных все большая часть домохозяйств сможет самостоятельно оплачивать ныне дотируемые и льготные блага и услуги. Однако не только сейчас, но и в перспективе обоснование социальных стандартов останется обязательным условием эффективности социальной политики.
1 В Канаде социальную помощь получают свыше 5 млн. чел. (17%), при этом размер помощи на семью ни в одной из провинций страны не опускается ниже 50% от дохода, являющегося границей бедности.
2 Мониторинг административных расходов, проведенный ИСЭПН РАН,
в период реализации пилотной программы по оценке нуждаемости семей в Волгоградской области показал, что они достигают свыше 25% от
объема средств, выделенных на пособия по нуждаемости [17].
3 Для определения границы высокообеспеченности, т.е. уровня дохода, при котором семья не может рассчитывать на получение льгот и дотаций, могут служить данные о дифференциации доходов (коэффициент
дифференциации Кд) и величине прожиточного минимума (ПМ).
Граница высокообеспеченности (Дв ) равна произведению этих двух
показателей: Дв = ПМ • Кд
Граница высокообеспеченности очень подвижна, поэтому должна уточняться ежегодно.
Материал взят из книги Социальная защита населения. Российско-канадский проект (Наталья Михайловна Римашевская)
Государственные социальные пособия
Государственные социальные пособия - это денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ и служат дополнением к основному источнику средств к существованию.
Система государственных пособий в России за последние годы претерпела существенные изменения, обусловленные социально-экономическими преобразованиями в стране, приведшими к глубоким переменам во всех сферах общественной жизни - в экономике, политике, социальной структуре общества. В сложных экономических условиях принимались меры, направленные на совершенствование системы пособий с целью усиления социальной поддержки семей с детьми, инвалидов, граждан, потерявших работу.
Многочисленные виды пособий в системе социального обеспечения классифицируются по различным основаниям:УРУПСКИЙ ГОК РАЗВИВАЕТ СИСТЕМУ СОЦИАЛЬНЫХ ЛЬГОТ И ВЫПЛАТ
ЗАО «Урупский горно-обогатительный комбинат», расположенное в поселке Медногорском Урупского района Карачаево-Черкесской Республики, с 2002 г. входит & состав Уральской горно-металлургической компании. УГМН сегодня - одна из крупнейших и наиболее успешных вертикально интегрированных компаний в России, Продуманная и реалистичная стратегия развитая УГМК, направленная на развитие сырьевой базы, обновление основных фондов, повышение степени готовности производимой продукции обеспечивает уверенность в завтрашнем дне всем ее работникам, в том числе и трудящимся.
На предприятии разработана инвестиционная программа развития на период до 2010 г. предусматривающая поэтапное вовлечение в эксплуатацию новых производственных мощностей 13-го и 14-го горизонтов Урупского подземного рудника, что позволит увеличить объем добычи руды на 35 % — 40 % и объем товарной продукции на 40 %, произвести модернизацию и замену устаревшего оборудования в цехах предприятия, вести работу по выполнению всех программ социального пакета, направленных на повышение жизненного уровня трудящихся предприятия.
На предприятии разработано и внедрено с января 2004 г. «Положение о предоставлении социально-трудовых гарантий работникам ЗАО «Урупский ГОК». Основными направлениями социально-трудовых гарантий, предоставляемых работникам, являются оплата труда и система социальных гарантий.
Положение внедрено с целью оптимизации численности работников предприятия, сокращения текучести кадров, создания стабильного профессионального кадрового ядра. Политика заработной платы — это неотъемлемый элемент деятельности ЗАО «Урупский ГОК», обеспечивающий эффективность производства и стабильность трудовых коллективов. Формы и системы оплаты труда, действующие на предприятии, регулярно обновляются и являются основным стимулом повышения производительности труда.
Система социальных гарантий, действующая в ЗАО «Урупский ГОК», включает широкий спектр социальных гарантий, предоставляемых работникам.
Средняя заработная плата за семь месяцев 2004 г. составила 4993 руб. против 3500 руб. за соответствующий период 2003 г. Сократилась текучесть кадров. Коэффициент текучести кадров за семь месяцев составляет 12 %. Сокращен дефицит рабочих ведущих профессий основного производства.
За счет предложения работникам более выгодных и значимых форм поощрения на предприятие возвращаются квалифицированные работники с предприятий-конкурентов.
Ведущим звеном в структуре предприятия является Урупский подземный рудник. Именно от его работы зависит эффективность деятельности всей технологической цепи предприятия.
В нынешнем году рудник показывает высокие результаты. За семь месяцев при плане 172 000 тонн руды фактически добыто 175 493 тонны, что составляет 102 % к плану. По отношению к тому же периоду 2003 года добыча руды выросла на 19,3 %.
Еще выше показатели добычи меди в руде. За семь месяцев текущего года она составила 3275,2 тонны при плане 3149 тонн, т. е. 104 % к плану. Это на 32 % больше, чем было добыто за семь месяцев 2003 года.
Средняя заработная плата трудящихся Урупского рудника за семь месяцев 2004 г. составила 7079 рублей при плане 5717 рублей. Рост заработной платы против уровня соответствующего периода прошлого года составил 159,1 %.
Стабилизирован численный состав рабочих ведущих профессий Урупского рудника, укомплектованность штата составляет 96,8 %.
Выполнению основных технико-экономических показателей на Урупском руднике способствовала техническая, социальная и финансовая политика, проводимая генеральным директором ЗАО «Урупский ГОК» и его командой ведущих специалистов.
Руководством ЗАО «Урупский ГОК» принято решение о повышении эффективности и значимости социальных льгот и выплат для отдельных работников предприятия. Развивая систему социальных льгот и выплат, руководство ЗАО «Урупский ГОК» ориентируется на создание стабильного кадрового ядра, привлечение квалифицированных специалистов, закрепление молодых специалистов, прибывших на предприятие из дру-ги — регионов на продолжительный период работы, на поддержание конкурентоспособности предприятия на рынке труда в регионе за счет предложения работникам более выгодных и значимых форм поощрения.
Разработан социально-экономический пакет, содержащий перечень социальных гарантий для отдельных категорий работников, квалифицированных рабочих, имеющих стаж на данном предприятии не менее трех лет работников дефицитных профессий молодых специалистов топ-менеджеров (руководителей и главных специалистов).
Что нужно работнику для счастья? Конечно, хорошая заработная плата. Но не только! Для того, чтобы работать с душой, человеку необходимо нечто большее: доброжелательный коллектив, перспективы карьерного роста, возможность реализовать собственные стремления, ощущение стабильности и социальной защищенности. Именно с этих позиций руководство ЗАО «Урупский ГОК» рассматривает инвестиции в персонал как ключевую проблему повышения эффективности производства. Инвестиции, вкладываемые в персонал, это сумма денежных средств, которая расходуется на заработную плату, социальные выплаты и обучение работников.
Руководство предприятия понимает, что политика, направленная лишь на максимизацию прибыли и повышение эффективности производства за счет сокращения издержек на персонал, не сможет обеспечить стабильное функционирование предприятия. В условиях инфляции предприятие пытается реализовать такие принципы повышения заработной платы, которые обеспечат не только сохранение ее покупательской способности, но и повышение реального уровня. Именно с целью повышения уровня жизни и социальной защищенности на предприятии с 1 мая 2004 г. принято положение о доплатах работникам до уровня прожиточного минимума в регионе, определенного Комитетом государственной статистики Карачаево-Черкесской Республики.
В условиях инфляции важно защитить покупательную способность заработной платы, поэтому в перспективе предприятие ставит перед собой цель — обеспечение соответствия минимальной тарифной ставки прожиточному минимуму трудоспособного человека.
На сегодняшний день на предприятии придается огромное значение социальным выплатам работникам. Принципиально новым в данном направлении является разработанное положение о выплате социального пособия на медикаменты и лечение, которое предоставляется работникам к очередному трудовому отпуску.
В целях повышения личной заинтересованности каждого работника в ведении здорового образа жизни, профилактики собственного здоровья, предприятие разработало положение, в котором предусматривается поощрение в размере 5000 руб. каждому работнику, отработавшему календарный год без больничного листа. За истекший период текущего года сумма социальных выплат на одного работающего составила 388 руб. Рост с соответствующим периодом прошлого года — 234%. Всего по социальным гарантиям планируется довести выплаты на одного работающего до 500 рублей.
Не зарплатой единой довольствуется современный работник. В активном возрасте мы проводим на работе треть своей жизни. Немаловажное значение в трудовой жизни любого человека имеет мотивация, в том числе факторы нематериальной мотивации. Микроклимат в коллективе создают все его члены. Нотой в нем задает, конечно, руководитель. Директор комбината понимает, что без моральных стимулов работа может превратиться в скучный, рутинный процесс, а действуют моральные стимулы порой куда более эффективно. Для нынешнего руководства комбината нематериальная мотивация — это четкое распределение функциональных обязанностей, это дружная команда, корпоративные мероприятия, на которых люди хорошо проводят время, какие-то символические подарки к празднику, юбилею, дню рождения. Одно из главных корпоративных мероприятий — это празднование профессионального праздника — Дня металлурга.
Руководство ЗАО «Урупский ГОК» предусмотрело в финансовом плане 2004 г. затраты для приобретения жилья для специалистов и высококвалифицированных рабочих. Разработано положение о порядке реализации жилищной программы ЗАО «Урупский ГОК», в котором предусмотрено условие предоставления жилья в виде аренды с правом выкупа.
Большое значение руководством комбината придается организации досуга и полноценного отдыха работников комбината. В течение июля-августа нынешнего года около 300 работников и членов их семей отдохнули на Черноморском побережье за счет предприятия.
Предприятие предусматривает дальнейшее повышение размеров оплаты труда и социальных выплат, внедрение проектов и программ, направленных на финансовую стабилизацию.
29 августа вся страна отмечает День шахтера. От себя лично и от коллектива предприятия поздравляю всех шахтеров России с профессиональным праздником!
Желаю вам крепкого здоровья, семейного благополучия, плодотворной работы на благо предприятия, на благо Российской горной промышленности, на благо России!
Константин Владимирович ТОЛКАЧЕВ, генеральный директор ЗАО «Урупский ГОК»
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!