Функции льгот по налогам
Функции налогообложения
Налоги являются атрибутом любого государства и выполняют ряд генетически связанных функций: фискальную, распределительную (социальную), регулирующую, контролирующую, поощрительную.
Фискальная функция является главной функцией налогообложения и направлена на формирование и мобилизацию финансовых ресурсов государства и аккумулирование их в бюджете в интересах финансирования общегосударственных и целевых государственных программ. Однако цели фискальной функции подчинены целям других функций налогобложения, прежде всего целям распределения и регулирования, и служат средством достижения последних.
Распределительная (социальная) функция налогов состоит в распределении общественных доходов между различными категориями населения. С помощью налогов происходит передача определенной части налоговых поступлений в пользу менее обеспеченных и незащищенных слоев населения. С одной стороны, за счет собранных налогов финансируются образование, медицинское обслуживание, дошкольное воспитание детей и ряд других сфер социальной жизни. Эти блага распределяются более или менее бесплатно и равномерно между членами общества. С другой стороны, налоговая система предусматривает снижение налогового гнета по мере снижения дохода граждан, способствуя этим уменьшению в какой-то степени имущественного неравенства.
В некоторых социально ориентированных странах (Швеция, Норвегия, Швейцария) почти на официальном уровне признается, что налоги представляют собой плату высокодоходной части населения в пользу менее доходной за социальную стабильность в обществе. Введение единой ставки подоходного налога существенно ослабляет распределительную (социальную) функцию налогов.
Регулирующая функция налогообложения направлена на достижение с помощью налоговых механизмов, имеющих экономическую природу, тех или иных целей социально-экономического развития страны. В условиях рыночной экономики налоги представляют собой один из немногих рычагов, с помощью которого государство может регулировать экономические процессы, происходящие в обществе.
По мнению выдающегося английского экономиста Джона Кейнса (1883-1946), налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений. В некоторых Российских изданиях по налогам регулирующая роль налогов считается преувеличенной, так как налог отнюдь не стимулирует зарабатывание денег и сам по себе не побуждает зарабатывать: он лишь претендует на часть заработанного.
Тем не менее следует признать, что посредством налогов государство может в существенной мере регулировать общественное производство, определяя, какую часть заработанного необходимо уплатить той или иной категории налогоплательщиков в качестве налога, создавая тем самым более благоприятные условия для расширения одних видов деятельности путем ослабления налогового бремени (предоставления налоговых льгот) и понуждая к ограничению других видов деятельности за счет усиления налогового бремени (введения акцизов, специальных таможенных пошлин и налогов).
Можно выделить три подфункции регулирующей функции: стимулирующую, дестимулирующую, воспроизводственную.
Стимулирующая подфункция направлена на поддержку тех или иных экономических процессов и реализуется через систему налоговых льгот и освобождений. Стимулируются капитальные вложения из прибыли в развитие производства, деятельность малых предприятий, сельскохозяйственное производство и ряд других видов и направлений деятельности. Налоговое стимулирование способствует самоокупаемости производственно-хозяйственной деятельности предприятий и самофинансированию их производственного и научно-технического развития. Так, льготы по налогу на добавленную стоимость позволяют снизить рыночную цену товара, что способствует увеличению сбыта и выручки от продаж освобождение от налога на прибыль части прибыли, направленной на инвестиции в производство, способствует обновлению технологии и производимой продукции и повышению за счет этого конкурентоспособности производимых товаров.
Дестимулирующая подфункция, наоборот, направлена на ограничение тех или иных экономических процессов, расширение которых противоречит целям социально-экономического развития общества. Так, например, для предотвращения существенного ущерба, наносимого той или иной отрасли Российской экономики в результате возросшего ввоза аналогичного или конкурирующего товара, демпингового импорта товара, импорта товара, субсидируемого иностранным государством, могут вводиться защитные пошлины (специальная, антидемпинговая, компенсационная пошлины).
Для предотвращения неблагоприятных социальных последствий от расширения производства алкогольной и табачной продукции вводятся (повышаются) акцизы.
Следует иметь ввиду фискальное значение дестабилизирующей функции, так как повышение налогового бремени до некоторых пределов ведет к повышению суммы налоговых поступлений в бюджет. Это, в частности, позволяет компенсировать потери бюджета от введения налоговых льгот.
Воспроизводственная подфункция направлена на аккумуляцию средств на восстановление используемых ресурсов. Эту функцию выполняет, в частности, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Контролирующая функция налогообложения - осуществление контроля через налоги за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходов.
Надлежащая реализация функции контроля позволит избежать криминализации экономики, поскольку предусматривает систематический контроль за видами деятельности и финансовыми потоками.
Поощрительная функция налогообложения позволяет использовать налоговые механизмы для реализации социальной политики государства путем предоставления налоговых льгот за особые заслуги граждан перед обществом (льготы участникам Великой Отечественной войны, героям Советского Союза, героям России и др.).
Сущность и функции налогов
Сущность и внутреннее содержание налогов проявляются в их функциях, в той работе, которую они выполняют. Различают следующие функции налогов (рис. 3.2):
Фискальная функция налогов
Фискальная функция вытекает из самой природы налогов. Она характерна для всех государств во все периоды их существования и развития. С помощью реализации данной функции на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача выполнения фискальной функции - обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Фискальная функция, таким образом, является понятием более широким, чем функция обеспечения участия населения в формировании фонда финансирования общегосударственных потребностей.
Рис. 3.2. Функции налогов
Следует отметить, что во многих развитых странах налоговое бремя на физических лиц действительно выше, чем на юридических лиц, поскольку такое построение налоговой системы - это более сильный стимул для развития экономики. Снижение налогового бремени на юридические лица способствует увеличению их количества и росту производства, что обеспечивает рост числа занятых.
Однако реализация фискальной функции налогов имеет объективные и субъективные ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде всего это обращение к внутренним и внешним государственным, региональным, местным займам. Размещение займов приводит к образованию государственного долга.
Однако обслуживание государственного долга за счет бюджета потребует повышения налогов в будущем (роста налоговых ставок, введения новых налогов). Вместе с тем рост налогового бремени вновь может столкнуться с непреодолимыми ограничениями, вызовет усиление недовольства налогоплательщиков и спад производства, что побудит к размещению новых займов. Возникнет опасность становления финансовой пирамиды, а значит, финансового краха. Отечественный опыт это ярко подтвердил: чрезмерные масштабы выпуска ГКО вызвали дефолт и девальвацию рубля в августе 1998 г. а финансовый кризис 2009 г. привел к спаду производства и соответственно к уменьшению поступления по налогу на прибыль организаций на 45% по сравнению с 2008 г.
Таким образом, доля средств, поступающих в бюджет за счет реализации фискальной функции налогов в период спада деловой активности, снижается, поскольку величина поступлений налогов в бюджет непосредственно зависит от величины доходов плательщиков.
Регулирующая функция налогов
Регулирующая функция имеет особое значение в современных условиях антикризисного регулирования, активного воздействия государства на экономические и социальные процессы. Данная функция связана во временном аспекте с распределением налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями. Данная функция позволяет регулировать доходы разных групп населения. Налоговое регулирование реализуется через систему льгот и систему налоговых платежей и сборов.
Цель применения налоговых льгот - сокращение размера налоговых обязательств плательщика. В зависимости оттого, на изменение какого элемента структуры налога направлены льготы, они могут подразделяться на изъятия, скидки, налоговый кредит.
Изъятия - это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (например, необлагаемый минимум). Под скидками понимаются льготы, направленные на сокращение налоговой базы. В отношении налогов на прибыль (доходы) организаций скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика, иными словами, плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые государством. Налоговый кредит - это льгота, направляемая на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы.
В зависимости от вида предоставляемой льготы налоговые кредиты принимают следующие формы:
Регулирующая функция направлена на регулирование финансово-хозяйственной деятельности производителей товаров и услуг через систему налоговых платежей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего природных), а также для расширения степени их вовлечения в производство в целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеют, как правило, четкую отраслевую направленность. К такого рода налогам и сборам правомерно отнести налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, налог на имущество, дорожный налог, транспортный налог, земельный налог.
Регулирующая функция налогов проявляется не только в сфере производства, но и через платежеспособность физических лиц - на рынке спроса и предложения на товары и услуги, в сфере обмена и потребления.
Социальная функция налогов
Социальная функция налогов тесно связана с фискальной и регулирующей функциями посредством условий взимания подоходного и поимущественного налогов. Налоги взимаются в большем размере с обеспеченных слоев населения, при этом значительная их доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям населения.
К числу конкретных механизмов реализации социальной функции налогов, предусмотренных частью второй НК РФ, относятся страховые платежи кроме того, применительно к налогу на доходы физических лиц предусматриваются перечни: доходов, не подлежащих налогообложению стандартных налоговых вычетов профессиональных налоговых вычетов. Вместе с тем в ст. 224 НК РФ указан перечень доходов, по которым налог взимается по повышенным ставкам.
Значение социальной функции налогов резко возрастает в период экономических кризисов, когда большая часть населения нуждается в социальной защите.
На практике в Российской налоговой системе социальная функция налогов, взимаемых с населения, реализуется не в полной мере. Это прежде всего связано с несовершенством налогового законодательства.
Наряду с названными основными функциями налогов в экономической литературе упоминаются и другие, дополнительные их функции:
Контрольная функция налогов
Контрольная функция создает предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов разных субъектов экономики. Благодаря ей оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового пресса в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику.
Следует отметить, что контрольную функцию налогов было бы неверно отождествлять с налоговым контролем (ст. 82 Н К РФ), осуществляемым налоговыми и таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов. Задача перечисленных ведомств - контроль за соблюдением налогового законодательства посредством налоговых проверок в разных формах.
По нашему мнению, выполнение налогами данных функций реализуется при осуществлении ими основных функций (фискальной, регулирующей, социальной, контрольной). Решающее значение будет иметь разработка системы налогообложения юридических и физических лиц, устанавливающей соотношение прямых и косвенных налогов на прибыль, доходы и имущество, налоговые ставки и механизмы их построения, порядок определения объекта налогообложения и предоставления льгот налогоплательщикам.
Теоретическое определение функций еще не означает, что именно в заданном направлении будет действовать принятая законом налоговая система. Функциональную емкость системы налогообложения, принимаемой законом конкретной страны, задается не только теорией, но и практикой. Степень практического использования налогового потенциала определяет роль налогов в сложившейся экономической и финансовой системах. Таким образом, сущность налога едина, но практические формы се воплощения различаются в зависимости от специфики проводимой экономической политики, типа государства, его задач и целей взимания налога.
Функции, виды и структура налогов
Читайте также:
Налог считается установленным в случае, когда определены плательщики и следующие элементы налогообложения:
1. объект налогообложения - обстоятельства, с наличием которых у плательщика налоговое законодательство связывает возникновение налогового обязательства, при этом, каждый налог, сбор (пошлина) имеет самостоятельный объект налогообложения. Объектами могут выступать осуществление реализации товаров (работ, услуг) на территории Республики Беларусь и за ее пределы (для налога на добавленную стоимость), получение прибыли или конкретного вида доходов (для налога на прибыль и налогов на доходы соответственно), наличие у плательщика конкретных видов имущества (для налога на имущество), ввоз товаров на таможенную территорию Республики Беларусь (для таможенных платежей) и др.
2. налоговая база– стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, т.е. она может выражаться в денежных единицах и других единицах измерения (штуки, килограммы, гектары и т.д.)
3. налоговый период– календарный год или иной период времени, определяемый применительно к каждому налогу, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма этого налога, при этом, в случаях, предусмотренных законодательством, на плательщиков может возлагаться обязанность по уплате налога в течение налогового периода
4. налоговая ставка (ставки) – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Ставки могут быть твердые (в базовых величинах и в денежном выражении), долевые: процентные и прогрессивные
5. порядок исчисления– плательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, исходя из налоговой базы, ставки и налоговых льгот, кроме того, в соответствии с налоговым законодательством, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый или таможенный орган либо на налогового агента
6. порядок и сроки уплаты – уплата налога производится. Как правило, разовым платежом, в наличной или безналичной форме. Сроки уплаты устанавливаются налоговым или таможенным законодательством. Сроки могут быть определены календарной датой, истечением периода времени, указанием на событие, которое должно произойти, или на действие, которое должно быть совершено.
При установлении сборов (пошлин) определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам (пошлинам).
При установлении налога, сбора (пошлины) могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования плательщиком. Налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, либо уплачивать их в меньшем размере. Льготы могут устанавливаться в виде:
1. освобождения от уплаты налога
2. налоговых вычетов, скидок, уменьшающих налоговую базу или сумму налога
3. пониженных ставок
4. в ином виде, установленном Президентом.
Индивидуальные льготы плательщикам предоставляются в виде и порядке, установленном Президентом Республики Беларусь. Местные Советы могут предоставлять льготы по платежам, полностью зачисляемым в местные бюджеты. Плательщик вправе не использовать льготы, отказаться от их использования, или приостановить их использование. Право на льготы плательщик подтверждает соответствующими документами при предоставлении налоговых деклараций, расчетов.
Налоги выполняют две основные функции – фискальную и распределительную (см. схема 1). В налоговом регулировании имеются три подфункции: а) стимулирующая, которая направлена на развитие определенных социально-экономических процессов, реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений), увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, |понижении налоговой ставки
б) дестимулирующая подфункция посредством сознательно увеличенного налогового бремени препятствует развитию определенных социально-экономических процессов. Как правило, действие этой подфункции связано с установлением повышенных ставок налогов. Примером могут служить протекционистские меры государства, направленные на поддержку внутренних производителей при помощи запретительных импортных таможенных пошлин
в) подфункция воспроизводственного назначения реализуется через платежи: за пользование природными ресурсами, в дорожные фонды. Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность и предназначены для привлечения средств, используемых в дальнейшем на воспроизводство (восстановление) эксплуатируемых ресурсов
г) контрольная подфункция: в ходе налогообложения со стороны государства проводится контроль за финансово-хозяйственной деятельностью субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность, за получением доходов гражданами и т.д. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового пресса в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Осуществление контрольной функции во многом зависит от налоговой дисциплины (налогоплательщики своевременно и в полном объеме должны уплачивать установленные законодательством налоги).
Налоги можно классифицировать следующим образом (см. Схема 2):
1. по объекту обложения и взаимоотношению налогоплательщика с государством:
- прямые налоги устанавливаются на доходы и имущество плательщиков, при этом юридический и фактический плательщики совпадают. При прямом налогообложении денежные отношения возникают между государством и самим плательщиком (подоходный налог с физических лиц, налоги на доходы и прибыль, налог на недвижимость и др.). Прямые налоги взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ. В свою очередь прямые налоги делятся на личные и реальные.
Личные налоги уплачиваются с действительно полученного налогоплательщиком дохода (прибыли), отражая при этом фактическую платежеспособность плательщика налога. К ним относятся налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц и др.
Реальными налогами облагаются не действительные доходы, а предполагаемый средний доход, получаемый от того или иного объекта налогообложения (единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, осуществляющих реализацию товаров, работ (услуг) и др.).
- косвенные налоги включаются в отпускную цену товаров (работ, услуг) в виде надбавки. Здесь фактическим плательщиком является потребитель товаров (работ, услуг), а юридическая обязанность внесения их в бюджет возлагается на продавца Субъектом налога выступает продавец товара (услуги), который выступает посредником между государством и плательщиком (потребителем товара или услуги). Такими налогами являются акцизы, налог на добавленную стоимость. Косвенные налоги взимаются в процессе расходования материальных благ. В данном случае объектом налогообложения являются такие действия, порождающие налоговое обязательство как, реализация товаров (услуг, работ), их передача и другие.
В свою очередь косвенные налоги в зависимости от объекта обложения подразделяются на:
косвенные индивидуальные, которыми облагаются определенные группы товаров (акцизы)
косвенные универсальные, которыми облагаются все (за исключением тех, на которые распространяются налоговые льготы) товары, работы, услуги (налог на добавленную стоимость).
2. по субъективному составу:
- налоги с физических лиц (подоходный налог с физических лиц и др.)
- налоги с предприятий и организаций (налог на прибыль, налог на игорный бизнес, налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности и др.)
- смешанные налоги, которые уплачивают как юридические, так и физические лица (земельный налог, налог на недвижимость и др.).
3. По степени закрепленности за конкретным бюджетом:
- закрепленные - налоги, которые на длительный период полностью закреплены как доходный источник конкретного бюджета. Например, суммы налога на добавленную стоимость и акцизов на товары, ввозимые на таможенную территорию, чрезвычайного налога полностью поступают в республиканский бюджет подоходный налог с физических лиц полностью зачисляется в бюджеты областей и г. Минска.
- регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции, установленной Законом о бюджете Республики Беларусь на конкретный год. Регулирующие налоги ежегодно перераспределяются между бюджетами различных уровней с целью их сбалансированности. Распределение сумм этих налогов происходит в форме процентных отчислений общегосударственных налогов в местные бюджеты областей и города Минска. Размер процентных отчислений ежегодно устанавливается в законе о бюджете на новый финансовый год. Примером таких налогов являются налог на добавленную стоимость (за исключением взимания налога на добавленную стоимость при перемещении товаров через границу Республики Беларусь), налоги на доходы и прибыль, единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции, налог на игорный бизнес.
4. В зависимости от характера использования налога:
- общие налоги вводятся для формирования бюджета в целом (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и др.)
- целевые налоги вводятся для покрытия конкретных расходов (чрезвычайный и др.).
5. По степени регулярности:
- регулярные налоги взимаются с установленной периодичностью в течении всего времени владения имуществом или занятия определенным видом деятельности, приносящим доход (налог на недвижимость).
- разовый налог – его уплата связывается с совершением определенных событий (налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения).
6. в зависимости от органа, который вводит налог:
- общегосударственные налоги устанавливаются в законодательном порядке Парламентом, действуют на всей территории Республики Беларусь и подлежат зачислению в бюджеты различных уровней. К республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся:
1.налог на добавленную стоимость
2.акцизы
3.налог на прибыль
4.налоги на доходы
5.подоходный налог с физических лиц
6.экологический налог
7.налоги с пользователей природных ресурсов
11.таможенная пошлина и таможенные сборы
12.гербовый сбор
13.оффшорный сбор
14.консульский сбор
15.экологический сбор за проезд автотранспортных средств по территориям национальных парков и заповедников
18.патентные пошлины.
- местные налоги устанавливаются решениями местных Советов депутатов в соответствии с законом и действуют на территории соответствующих административно-территориальных единиц. К местным налогам и сборам относятся:
1.налог с розничных продаж
2.налог за услуги
3.налог на рекламу
4.сборы с пользователей.
7. в зависимости от источника уплаты налоговых платежей и сборов:
- налоги и отчисления, включаемые в выручку от реализации продукции (работ, услуг) (налог с продаж автомобильного топлива, отчисления в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и отчисления средств пользователями автомобильных дорог и др.)
- налоги и отчисления, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг) (отчисления в Фонд социальной защиты населения, земельный налог, экологический налог и др.)
- налоги и сборы, уплачиваемые за счет средств, остающихся в распоряжении субъектов хозяйствования (налог на прибыль, налог на недвижимость, местные налоги и сборы и др.).
Тема 2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БеларуСЬ
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ПАЦИЕНТОВ, ИМЕЮЩИХ ПРАВО НА ЛЬГОТНОЕ ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Вассерман Борис Александрович
Льготное лекарственное обеспечение декретированных групп населения становится неотъемлемой частью социальной политики нашего государства. Общественная значимость этой проблемы резко возрастает в условиях экономической нестабильности, когда здравоохранение Российской Федерации вынуждено интенсивно использовать свои ограниченные ресурсы для обеспечения необходимого уровня лекарственной помощи населению.
Уровень материальной обеспеченности и социальной защищенности населения в условиях перехода к рыночной экономике значительно снизился, что привело к уменьшению объема получаемых услуг, в том числе, при получении лекарственной помощи.
В связи с этим одной из важнейших задач организации здравоохранения на современном этапе становится оптимизация лекарственного обеспечения, что достигается различными формами и методами. Одним из социально-экономических механизмов защиты населения от колебаний цен на рынке лекарственных препаратов является льготное обеспечение лекарственными средствами.
Право на льготное лекарственное обеспечение закреплено в Законе Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.93, в постановлении Правительства РФ №890 от 30.07.94 О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, в постановлении Правительства РФ №710 от 17.07.95 О порядке и нормах льготного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения инвалидов войны и других групп населения в соответствии с Федеральным законом О ветеранах и многих других нормативных актах.

К декретированным категориям относятся инвалиды и участники Великой Отечественной войны инвалиды первой группы, неработающие инвалиды второй группы, дети-инвалиды в возрасте до 16 лет граждане из числа бывших военнослужащих-интернационалистов, принимавших участие в боевых действиях в Республике Афанистан и на территориях других стран Герои Советского Союза и РФ дети из многодетных семей в возрасте до шести лет граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, пенсионеры, получающие пенсию в минимальных размерах по старости, инвалидности или по случаю потери кормильца, работающие инвалиды второй группы, инвалиды третьей группы, признанные в установленном порядке безработными и др.
Кроме того, льготниками являются граждане, страдающие диабетом, бронхиальной астмой, онкологическими заболеваниями и др.
Население является потребителем лекарственных средств и, естественно, его социально-демографические, психологические и экономические характеристики во многом определяют содержание деятельности и механизм льготного лекарственного обеспечения.
Для того чтобы раскрыть социально-экономическую характеристику потребителей льготных лекарственных средств, проанализировать их потребности и интересы, связанные с льготным лекарственным обеспечением, реальные возможности их удовлетворения, необходимо выявить такие характеристики, как возраст, семейное положение, род занятий, уровень доходов тех или иных социальных групп.
Медико-социологическое исследование по составлению социального портрета населения, имеющего право на льготное лекарственное обеспечение, было проведено в пяти административных округах Москвы в 2001 году. В каждом округе случайным образом было выбрано по три поликлиники. Всего были опрошены 654 респондента. Рассмотрим распределение респондентов в зависимости от возраста.
В изучаемом контингенте большинство (28,9%) в возрасте от 71 года до 80 лет. Пациенты в возрасте до 40 лет составляют 12,3%, в возрасте 41-50 лет - 9,6%. Удельный вес лиц в возрасте 51 -60 лет и 61 -70 лет составляет 19,3% для каждой возрастной группы. Доля респондентов старше 81 года - 10,6%.
Среди опрошенных пациентов более половины (58,8%) пенсионеры. Таким образом, именно эта категория является наиболее активным потребителем льготных лекарственных средств.
Более 80% населения, имеющего право на льготное лекарственное обеспечение, не работает. Прежде всего, это связано с возрастом данной группы населения. Большинство этих людей относится к старшей возрастной группе, и вышло на пенсию и/или имеет группу инвалидности. Большая часть среди неработающих респондентов (34,4%) находится на пенсии по возрасту и имеет группу инвалидности (пенсионеры-инвалиды). Самая малочисленная группа (18,8%) - это пенсионеры по возрасту. Каждый третий из не достигших пенсионного возраста получает пенсию по инвалидности.
Отметим также тот факт, что среди тех, кто имеет инвалидность, преобладают лица второй группы инвалидности (21,6%). Инвалиды третьей группы реже обращаются в аптечные киоски поликлиник за получением лекарств по льготным рецептам (3,8%), чем имеющие первую или вторую группу инвалидности.
Среди тех, кто в настоящее время продолжает работать, пенсионеры по инвалидности составляют 18,6%, тогда как доля пенсионеров по возрасту равна 13,5%.
Одним из способов оптимизации лекарственного обеспечения может служить механизм сооплаты, т. е. частичное участие пациентов (наряду с государством) в оплате льготных лекарств. Такой способ может позволить расширить Перечень жизненно важ- ных и необходимых лекарственных средств и включить в него более эффективные и дорогие препараты.
Для того чтобы проанализировать возможность участия пациентов в со-оплате лекарственных средств, рассмотрим материальное положение граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение.
При наличии одного и того же дохода один может считать себя богатым, а другой - нищим. Поэтому в нашем медико-социологическом исследовании мы использовали такой показатель, как среднемесячный доход на одного члена семьи.
Практически каждый пятый респондент (18%) имеет среднемесячный доход на одного члена семьи ниже одной тысячи рублей. Прежде всего, это больные люди, нуждающиеся в постоянном лечении, значительная часть которых - пожилого и старческого возраста, имеющие инвалидность. Характеризовать достаток этой группы можно так-эти люди не могут свести концы с концами, т.е. находятся за чертой бедности.
Каждый четвертый льготник имеет среднемесячный доход на одного члена семьи в пределах минимального прожиточного уровня в стране (приблизительно 1500 рублей). Учитывая тот факт, что в Москве прожиточный уровень выше, можно с уверенностью отнести и этих граждан к категории
Возможность респондентов с разным доходом участвовать в сооплате живущих за чертой бедности. Важно подчеркнуть, что доход ниже прожиточного уровня имеют более половины опрошенных.
Более 2000 рублей в месяц на одного человека приходится в семьях только 15,6% опрошенных. Данная категория оценивает своё материальное состояние как вполне удовлетворительное, т.е. живут от зарплаты до зарплаты.
В какой мере могут позволить себе респонденты расходовать дополнительные средства на оплату лекарств, т.е. участвовать в сооплате?
Каждый третий затруднился ответить, какую сумму в месяц из бюджета семьи или своего личного он мог бы потратить на приобретение необходимых лекарственных средств. Половина опрошенных может выделить не более 300 рублей, при этом 24% пациентов в состоянии выделить не более 100 рублей в месяц.
Особый интерес представляет такой показатель как возможность респондентов участвовать в сооплате в зависимости от среднемесячного дохода на одного члена семьи.
Чем больше средний доход на одного члена семьи, тем больше средств может быть выделено на приобретение лекарств. Так, например, около 60% опрошенных, имеющих доход более 2000 руб. готово выделять от 100 до 500 руб. тогда как среди лиц с доходом до 1000 руб. такую сумму могут выделить только 25% респондентов.
Следует отметить, что часть респондентов готова израсходовать на приобретение лекарств столько средств, сколько потребуется в связи с состоянием здоровья. Для них проблема лекарственного обеспечения является не только чрезвычайно актуальной, но и жизненно необходимой. Большинство из них делает это в ущерб другим жизненно важным потребностям, помня известную истину: «Здоровье дороже всего».
На основании вышеизложенного можно составить социальный портрет респондента, имеющего право на льготное лекарственное обеспечение.
Наибольшую долю получающих лекарственные средства по льготным рецептам в Москве составляют граждане в возрасте 71-80 лет. Более 80% граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение, не работает. Прежде всего, это связано с возрастом данной группы населения. Подавляющее большинство мужчин и женщин относится к старшей возрастной группе и вышло на пенсию и/или имеет группу инвалидности. Большая часть среди неработающих льготников (34,4%) находится на пенсии по возрасту и имеет группу инвалидности (пенсионеры-инвалиды).
Преимущественное число респондентов живет в семьях. Одиноким является каждый четвертый. Больше половины респондентов - малообеспеченные граждане, которые имеют доход ниже величины прожиточного минимума. Около половины опрошенных мо- жет выделить на лекарственные средства не более 300 рублей в месяц, при этом 24% пациентов в состоянии выделить не более 100 рублей. Чем больше средний доход на одного члена семьи, тем больше средств может быть выделено на приобретение лекарств.
Таким образом, основная часть льготников готова выделять дополнительные средства на приобретение лекарств. Ресурсная база участия пациентов в сооплате лекарственных средств достаточно ограничена и зависит от дальнейшего развития экономики. Важно, однако, чтобы она функционировала не за счет ограничения потребностей пациентов в товарах первой необходимости: продуктах питания, одежде и т.д.
В сложившейся ситуации система льготной лекарственной помощи является безальтернативной. Она прочно вошла в жизнь общества, но пока только одной своей гранью - покрытием стоимости лекарственных средств, имеющихся в небольшом Перечне жизненно важных и необходимых лекарственных средств. Другие стороны оптимизации льготного лекарственного обеспечения, такие, как сооплата, еще не получили должного развития.
Важно подчеркнуть, что успешное функционирование системы льготной лекарственной помощи декретированным слоям населения возможно только в условиях обеспечения гармонии интересов всех заинтересованных сторон. При этом условии социально-экономический механизм защиты населения в деле охраны здоровья будет полноценно функционировать, тогда действия государства, правительства будут четко скоординированы и согласованы. Социальный консенсус необходимо укреплять с помощью законодательных и нормативных актов, организационных мер, а также совершенствования и дальнейшего развития системы льготной лекарственной помощи.
Литература
1. Орлова Л. П. Льготное лекарственное обеспечение декретированных групп населения // Новая аптека. 1999. -№ 12. С. 10-16.
2. Решетников А.В. Особенности подготовки и проведения медико-социологических исследований // Экономика здравоохранения. 2001. С. 38-41. 3. Решетников А.В. Социальный портрет потребителя медицинских услуг // Экономика здравоохранения. 2000. - № 12. С. 34-40
The article is devoted to a social analyses of patients which have some sort of privilege to get a medicine. Oriented on a vast amount of actual materials which give in individual characteristics of each patients this article lets the readers to understand a future tendency of expenses for current group of patients.
Здоровый образ жизни с современными технологиями
Соглашение об использовании
В статье анализируется система государственного обеспечения лекарственными препаратами, которая существовала ранее и в условиях развивающихся рыночных отношений претерпела значительные изменения, связанные с децентрализацией в управлении здравоохранением. Предполагается, что одним из важных резервов повышения доступности медикаментозной помощи является формирование разумной потребности в лекарствах у учреждений здравоохранения на основе разработанных стандартов лечения и лекарственных формуляров. Это позволит адекватно осуществлять процесс рационирования, который в современной России экономически неизбежен.
In the article, consideration is given to the system of state pharmacological provision that existed in the previous years and has experienced significant changes related to decentralization of health care management in the conditions of market relations. It is suggested that one of important resources for increasing the accessibility of medical care is to form the reasonable needs in medicines for health care facilities using as a base the treatment standards and pharmacological official documents developed. This would make it possible to realize the rationing process which is economically inevitable in the present-day Russian.
В условиях развивающихся рыночных отношений, существовавшая ранее система государственного обеспечения лекарственными препаратами медицинских учреждений и населения претерпела значительные изменения, связанные с децентрализацией в управлении здравоохранением.
В принципиальном отношении экономические механизмы управления здравоохранением проистекают из двух основных положений рыночной экономики:
Первое положение подразумевает широкое использование в процессе управления таких экономических категорий, как оптимизация форм оплаты медицинских услуг и лекарственных препаратов, ценообразования и тарифов, вопросы оплаты труда медицинского и фармацевтического персонала, обеспечения и управления качеством этих товаров и т.д. Наличие фактора конкуренции приводит к снижению цен на товары и повышению эффективности использования ресурсов при условии, что конкуренция будет свободной. Но оказание медицинских услуг и обеспечение лекарствами населения в условиях рыночных отношений должно учитывать специфику данных товаров. Отличие лекарств от многих других товаров потребления состоит в том, что далеко не всегда желание приобрести этот товар зависит от потребителя. Кроме того, у покупателя отсутствует возможность проверить качество препарата при приобретении. При этом фармацевтический бизнес остается без проигрыша в любой ситуации. Поскольку, пациент, уплатив деньги и, в случае если сразу или по окончании курса приема, выяснилось, что это лекарство не соответствует тем или иным требованиям, не может вернуть ни препарат, ни деньги, ни здоровье. В таких условиях пациент вынужден доверять всем: разработчику, исследователю, производителю, врачу и т.д. И хорошо, если применение такого лекарства проходит под квалифицированным наблюдением врача, который может вовремя скорректировать назначение.[11, 4, 3]
Такая особенность лекарства как товара подразумевает обязательность государственного вмешательства в рыночные отношения. Создание конкурентной среды предусматривает разработку способов регулирования конкурентного поля и опоры в этой связи на лицензирование, аккредитацию, сертификацию на фоне приобретения субъектами рынка свойств экономической самостоятельности и т.д.
Государство выполняет свои функции по обеспечению населения эффективными безопасными качественными лекарственным средствами путем:
В любом случае на фармацевтическом рынке выбор за пациента должен делать врач. Учитывая сильное коммерческое влияние на врачебное сообщество разных производителей лекарств, можно утверждать, что этот выбор не однозначно будет являться рыночным. Тем не менее, к явно положительным сторонам децентрализации можно отнести то обстоятельство, что решения о планировании и распределении ресурсов, принимаемые на уровне лечебных учреждений и/или потребителей медицинских услуг, ведут к повышению качества медицинского обслуживания и его эффективности за счет большей гибкости и приближенности к интересам удовлетворения конечного потребителя.
В этих условиях, безусловно, возрастает роль и ответственность руководителей органов и учреждений здравоохранения всех уровней в части их экономической грамотности, умении оценивать и прогнозировать результаты принятий управленческих решений. А также и в части строгого соблюдения требований, предусмотренных действующим законодательством, регламентирующим порядок закупок продукции за счет бюджетных средств в целях их экономного и рационального использования.
Экономический подход предполагает выбор из всевозможных альтернатив деятельности ту, которая имеет наибольший результат при наименьших затратах, в условиях ограниченности ресурсов и безграничности потребностей.
Лекарственная обеспеченность требует особого внимания в условиях реформирования оказания медицинской помощи населению, так как это связано с ее высокой экономической составляющей в расходах здравоохранения.
Следует отметить, что закупочная стоимость лекарственного препарата является лишь частью суммарных затрат на лечение. Затраты, связанные с лекарственным лечением, включают в себя также затраты на применение препарата, это и стоимость сопутствующих материалов, растворов, шприцев и затраты на оплату труда медицинского персонала и затраты на функциональные и лабораторные исследования для определения эффективности лечения и затраты на хранение лекарственных препаратов [7].
Экономические аспекты лекарственного обеспечения обуславливают необходимость оценки влияния адекватного амбулаторного лечения на частоту госпитализаций и длительность пребывания в стационаре.
В настоящее время существует проблема обеспечения лекарственными препаратами льготные категории граждан в условиях амбулаторного лечения. Полномочия по выполнению программы этой программы, имеющей название - дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) переданы на региональный уровень, следовательно, закупка медикаментов осуществляется не централизованно, а в каждом субъекте Федерации отдельно. В каждом отдельном регионе лучше осведомлены о положении с заболеваемостью и потребностью в лекарственных препаратах [10]. Такое обеспечение осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми актами, затрагивающими вопросы: льготных категорий граждан, перечня льготных лекарств, порядка назначения лекарства, условий их закупок и т.д. Например, аукционы по закупке препаратов проводятся не по торговым названиям, а по так называемым непатентованным международным наименованиям (НМН) [11, 17]. Решающую роль в выборе поставщика играет цена. Для обеспечения адекватности выбора лекарственного средства (ЛС) по торговым наименованиям медицинские и фармацевтические работники должны владеть исчерпывающей информацией об эффективности, номенклатуре и стоимости ЛС, постоянно повышать свои знания в области ассортиментной политики [5].
Одним из элементов, обеспечивающих экономное расходование ограниченных финансовых ресурсов системы здравоохранения по такой схеме, является использование так называемых дженериков. Дженерик - это воспроизведенное лекарственное средство, поступившее в обращение после истечения срока действия исключительных патентных прав на оригинальное лекарственное средство. Иногда используется иная транслитерация - <генерик>. В основном, дженерики представляют собой препараты, производимые рядом фирм после окончания срока действия патента разработчиков. Налаженное отечественное производство жизненоважных препаратов-дженериков позволило бы существенно снизить издержки на лекарственную помощь. Но, сегодня 80 процентов жизненно важных антибиотиков, инсулинов, кардиологических, онкологических препаратов ввозится в Россию из-за границы. И даже лекарства, произведенные внутри страны, делаются из импортных субстанций. По мнению аналитиков, ассортимент Российских лекарств настолько мал, что если бы, например, по программе дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) все возможные иностранные препараты были бы заменены имеющимися на текущий момент Российскими аналогами, экономия не превысила бы 10-15 процентов. Кроме того, отмечается, что для развития отечественного фармацевтического производства необходимы серьезные вложения средств и разработка программ такого развития (качественное лекарство не может быть дешевым). Ведущие производители иностранного рынка лекарств, пользуясь ситуацией, диктуют свои условия, в итоге стоимость лекарств растет [8, 10,12].
В настоящее время на лекарственный рынок России, в связи с прекращением централизованных поставок и появлением большого числа частных поставщиков, проникло много новых, неизвестных ранее лекарств со всего мира. Та информация, которая обычно сопровождает лекарство и исходит от производителя, редко бывает объективной, поскольку носит более рекламный характер и, как правило, не содержит полных данных о противопоказаниях, побочных эффектах и взаимодействии с другими лекарствами. Иногда наблюдается ситуация, когда новые лекарства иностранного производства ничем не отличаются от уже имеющихся на рынке старых проверенных средств, но продаются по заведомо завышенной цене.
После регистрации оригинального препарата появляются компании-производители, желающие зарегистрировать копию, приводя в качестве научной базы данные исследований оригинала. При этом упоминается международное непатентованное наименование, а то, что в исследовании использовалось конкретное лекарство, имеющее свое название и, как правило, иную технологию изготовления, умалчивается. Главный аргумент таких производителей, включая и отечественных, - более привлекательная, чем у оригинала, цена. Именно она и является главным аргументом при составлении заказа государственных закупок, которые приносят многим фирмам и их дистрибьюторам львиную долю оборота, поскольку продавать лекарства непосредственно населению сложнее - здесь нужно изобретать оригинальные ходы для привлечения внимания врачей и потребителей, вкладывая в это средства.
По результатам проведенных исследований оказывается, что нельзя подходить к выбору лекарственной терапии только бухгалтерскими мерками, потому что в некоторых случаях необходимо выбирать более затратное лечение. В ряде ситуаций намного выгоднее применять более дорогостоящие лекарственные препараты при условии, что это сократит использование параллельных лекарств, снизит частоту возникновения побочных эффектов, затраты на оплату медицинского персонала, продолжительность пребывания в стационаре, частоту случаев повторных госпитализаций. Дешевизна лекарственного средства на практике нередко оборачивается потерями в качестве лечения. Старые и более дешевые препараты зачастую имеют низкую эффективность и безопасность, их необходимо принимать несколько раз в день, при длительном и многолетнем применении у одного больного к ним развивается резистентность.
Важным экономическим аспектом, позволяющим увеличивать терапевтическую отдачу (результат) от затрат на закупку лекарственных средств является рационализация процесса их отбора, закупки и использования . [13, 14, 18, 19].
Обеспечение лекарственными средствами при оказании медицинской помощи подразумевает осуществление цикличного процесса, который состоит из основных компонентов: определение потребности в лекарственных средствах, закупка лекарственных средств, использование лекарственных средств (Рисунок 1). Данный цикл связан с фармацевтической экономикой - системой, отвечающей за разработку, производство, продажу лекарств.
Рисунок 1. Цикл обеспечения лекарственными средствами
Рациональное использование ЛС подразумевает:
Источники:
Следующие статьи:
- Льготы по уплате налога имущество для пенсионеров
- Заявление на льготу пенсионерам по налогу имущество
Комментариев пока нет!