Льготы социальным работникам на приобретение жилья
Новые формы приобретения жилья
Приобретение фирмой квартиры для своего сотрудника
Как показывает практика, все более распространенным становится приобретение фирмами квартир для своих сотрудников. Способы такого приобретения различны. К ним относятся:- покупка фирмой квартиры, а затем оформление с работником договора дарения квартиры
- перечисление фирмой средств за работника при оплате квартиры,
- выдача работнику займа (ссуды) на покупку квартиры и др.
Какой бы из способов ни был избран, всегда возникает вопрос о необходимости уплаты работником подоходного налога. Попробуем разобраться, какой из предлагаемых сегодня способов приобретения квартиры для работника представляется оптимальным с точки зрения налогообложения.
Покупка квартиры работнику за счет предприятия
Законом РФ "О подоходном налоге с физических лиц" установлено что совокупный доход, полученный физическими лицами в налогооблагаемый период, уменьшается на суммы, направленные физическими лицами на приобретение недвижимости в пределах 5000 ММОТ. Как следует из этой нормы закона, фактически льготированию в установленном порядке должны подлежать лишь суммы расходов (затрат) гражданина на покупку квартиры, произведенные из его же личных доходов, которые только и могут в конечном счете уменьшить полученный им совокупный доход. В случае, когда оплата указанных расходов производится за физических лиц предприятиями и учреждениями за счет своих средств, рассматриваемая льгота не применяется.
Таким образом, при перечислении фирмой своих средств за работника с целью покупки для него квартиры или при дарении ему квартиры работник претендовать на льготу по подоходному налогу, связанную с приобретением недвижимости, не вправе.
Предоставление работнику ссуды (займа) на покупку квартиры
Теперь рассмотрим возможность получения налоговой льготы в случаях предоставления работнику займа (ссуды) на покупку квартиры.
Фирма может заключить с работником договор займа, согласно которому фирма (заимодавец) передает работнику (заемщику) деньги в собственность, а заемщик обязуется возвратить такую же сумму денег (п. 1 ст. 807 ГК РФ).
Следует заметить, что на практике договоры займа нередко именуют договорами ссуды, сохраняя при этом содержание возникаемых между сторонами заемных отношений. На самом деле предмет договора ссуды никоим образом не тождествен предмету договора займа. Более того, деньги не могут передаваться во временное пользование, их возможно передать только в собственность, как это предусмотрено конструкцией договора займа.
В заключаемом с работником договоре займа можно предусмотреть как передачу ему наличных денег из кассы фирмы, так и их безналичное перечисление либо на его счет, например в Сбербанке, либо непосредственно на счет продавца квартиры. В последнем случае будет иметь место возложение исполнения обязательства на третье лицо (в данном случае - на фирму) (ст. 313 ГК РФ). При этом надо иметь в виду, что перечисление денег за покупателя квартиры не влечет для фирмы каких-либо правовых последствий, поскольку стороной в договоре купли-продажи квартиры остается работник. Именно на нем лежит ответственность за исполнение своих обязательств перед кредитором - продавцом квартиры.
Итак, гражданское законодательство позволяет юридическому лицу и гражданину (в данном случае - фирме и работнику) заключить договор займа, в частности, на вышеуказанных условиях. Стоит также заметить, что наличие трудовых отношений между фирмой и работником при заключении гражданско-правовых договоров (в том числе договора займа) юридического значения не имеет и никак не влияет на возможность их заключения.
Говоря о налогообложении работника подоходным налогом при таких взаимоотношениях заимодавца и продавца квартиры, следует четко разделять получение работником займа и направление полученной суммы займа на приобретение жилья.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц" объектом налогообложения является совокупный доход, полученный в календарном году. Сумму займа никак нельзя признать доходом физического лица, поскольку на нем лежит обязанность по ее возврату. Таким образом, с полученной суммы займа подоходный налог не исчисляется и не уплачивается. Данный вывод находит свое подтверждение и в п. 17 разъяснений ГНС РФ от 25. 06. 92 г. согласно которому подоходный налог не уплачивается, если в договоре указан срок возврата работником полученных денег. При этом срок возврата суммы займа может быть любой, стороны могут определить его по своему усмотрению (п. 1 ст. 810 ГК РФ).
Получив сумму займа, работник покупает квартиру. В этой связи возникает вопрос о возможности получения им льготы по подоходному налогу, связанной с приобретением жилья. Здесь существуют разные мнения. Одни специалисты утверждают, что, направляя заемные средства на покупку квартиры, работник не вправе воспользоваться данной льготой, поскольку источник поступлений данных средств никак не связан с его личными доходами, на которые и должна приобретаться квартира. И уж тем более, считают сторонники такой позиции, работник не может претендовать на льготу в тех случаях, когда фирма сама по его поручению перечисляет деньги в оплату квартиры. При этом делается ссылка на норму Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц", согласно которой при оплате предприятиями за счет своих средств стоимости жилья за физических лиц последние не имеют права на льготу по подоходному налогу, предоставляемую при покупке квартиры.
Однако анализ позволяет сделать вывод о том, что ссылка на формулировку "за счет средств предприятия" в случае, когда работник приобретает квартиру, используя для этого заемные средства, необоснованна. Это объясняется тем, что работник по истечении установленного договором займа срока обязан вернуть заимодавцу полученные деньги, и именно этим обстоятельством доказывается, что в конечном итоге работник покупает квартиру за свой счет, а не "за счет средств предприятия". То же самое относится и к случаям, когда фирма, заключив с работником договор займа, сама перечисляет деньги в оплату квартиры по указанию работника. Возложение исполнения обязательства по оплате квартиры на фирму никоим образом не затрагивает существа возникших между фирмой и работником заемных отношений и не исключает работника из договора купли-продажи квартиры в качестве покупателя он все равно остается в этом договоре обязанной стороной.
Как соотносятся "заемные средства" и "личные доходы" работника?
Во-первых, действующее налоговое законодательство не содержит определения понятия "личный доход", поэтому однозначно утверждать, что же конкретно составляет его содержание, не представляется возможным.
Во-вторых, как следует из подп. "в" ст. 3 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц", льготированию подлежат произведенные гражданином расходы по приобретению квартиры, а не суммы, направляемые в погашение полученного от фирмы кредита (за исключением кредитов от банков).
В-третьих, если работник имеет основное место работы и получает там заработную плату, а кредит берет от какого-либо другого предприятия, то определить, за счет каких именно средств он приобретает квартиру, в принципе, невозможно, тем более что объяснять налоговым органам и иным лицам источник получения направленных на покупку квартиры средств гражданин не обязан, а законодательство не дает налоговой инспекции право требовать предоставления таких сведений.
Наконец, как было отмечено выше, по договору займа заемщик приобретает деньги в собственность (п. 1 ст. 807 ГК РФ), что позволяет говорить о том, что это его личные средства.
Таким образом, приведенные соображения дают основания утверждать, что гражданин (работник) имеет право воспользоваться льготой по подоходному налогу при покупке квартиры с использованием заемных средств.
Материальная помошь для возврата полученной суммы займа
В дальнейшем фирма может обеспечить работника необходимыми для возврата полученной им суммы займа, предоставив ему материальную помощь в рамках трудовых с ним отношений. С этой целью руководитель фирмы должен издать соответствующий приказ, в котором четко будет указано лицо, которому выдается материальная помощь, и ее размер. Сумма материальной помощи в пределах 12 ММОТ в год включительно не учитывается при исчислении совокупного дохода гражданина, подлежащего обложению подоходным налогом за год. За счет сумм материальной помощи работник также вправе погасить свою задолженность перед фирмой по полученной им ранее сумме займа.
Главная Ответы на вопросы читалей 3 Предоставление жилья экономического класса. Приобретения жилья по льготному основанию военному пенсионеру
Таланты VS Исполнители Каждый управленец рано или поздно сталкивается с диллемой: какого сотрудника лучше взять в команду? Кто лучше: сотрудник-талант или исполнительный. Вся новость
Интеллектуальное рейдерство: правила выживания. Враги есть у всех. Без этого скучно жить. Сергей Лукьяненко. Вся новость
Переселение из Узбекистана, справки о зарплатеЯ выезжаю из Узбекистана по госпрограмме переселения в Калужскую область, получила льготную пенсию в 2004 году. Вся новость
Предоставление жилья экономического класса. Приобретения жилья по льготному основанию военному пенсионеру
Предоставление жилья экономического класса
Работники каких учреждений и организаций и предприятий вправе рассчитывать на приобретение жилья экономического класса? Серпухова Наталья Владимировна
Минусинск Постановлением Правительства РФ от 25.10.12г. № 1099 О некоторых вопросах реализации Федерального закона О содействии развитию жилищного строительства в части обеспечения права отдельных категорий граждан на приобретение жилья экономического класса утвержден перечень отдельных категорий граждан и оснований их включения в списки граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса, построенного или строящегося на земельных участках Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства, переданных в безвозмездное срочное пользование или аренду для строительства жилья экономического класса, в том числе для их комплексного освоения в целях строительства такого жилья, в соответствии с Федеральным законом О содействии развитию жилищного строительства. Наряду с иными перечисленными в Постановлении категориями граждан право на приобретение жилья экономического класса имеют:
граждане, для которых работа в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, органах местного самоуправления является основным местом работы
граждане, для которых работа в государственных и муниципальных учреждениях, являющихся научными организациями или организациями научного обслуживания, в качестве научных работников, специалистов научной организации или работников сферы научного обслуживания, в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта является основным местом работы
граждане, для которых работа в градообразующих организациях, в том числе входящих в состав научно-производственных комплексов наукоградов, независимо от организационно-правовой формы таких организаций и предприятий является основным местом работы
граждане, для которых работа в организациях оборонно-промышленного комплекса, включенных в установленном Правительством РФ порядке в сводный реестр организаций и предприятий оборонно-промышленного комплекса, независимо от организационно-правовой формы таких организаций и предприятий является основным местом работы
граждане, для которых работа в научных организациях, которым Правительством РФ присвоен статус государственных научных центров, независимо от организационно-правовой формы таких организаций и предприятий является основным местом работы
граждане, для которых работа в организациях, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных им (за исключением организаций и предприятий социальной сферы) и не указанных в подпунктах з, и, л настоящего пункта, является основным местом работы
граждане, для которых работа в государственных унитарных предприятиях, являющихся научными организациями или организациями научного обслуживания, которые осуществляют научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 07.07.11г. № 899, и которые не указаны в пп. и - м настоящего пункта, является основным местом работы.
Приобретения жилья по льготному основанию военному пенсионеру
Я военный пенсионер, пенсия превышает минимальный доход, под какую программу я могу встать для приобретения жилья по льготному основанию? Пещанский Олег Георгиевич
Тайцы, Гатчинский район, Ленинградская область Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. N 1054 утвержден Порядок учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства ( далее Правила). Согласно п. 6 Правил нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются: а) граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе по состоянию здоровья в связи с организационно-штатными мероприятиями. Основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются: а) отсутствие жилой площади б) наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в) наличие жилой площади, не отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям г) наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках д) проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно е) проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений ж) проживание в общежитиях и на служебной жилой площади з) проживание на условиях поднайма при отсутствии другой жилой площади и) избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.
Право граждан, уволенных с военной службы, на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий на льготных основаниях предоставляется в соответствии с Федеральным законом О статусе военнослужащих и иными нормативными правовыми актами один раз. Свидетельством о наличии такого права служит удостоверение по форме согласно приложению N 1, выдаваемое командиром (начальником) воинской части, подписавшим приказ об увольнении военнослужащего, либо областным (республиканским) военным комиссариатом - для граждан, уволенных с военной службы из вооруженных сил и других воинских формирований государств - участников СНГ.
Не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае: а) наличия у них в собственности индивидуального жилого дома (квартиры) б) наличия у них забронированного жилого помещения (благоустроенного и соответствующего установленным нормам) в) их увольнения с военной службы из вооруженных сил, других воинских формирований государств - участников СНГ после 31 декабря 1994 г. (кроме государств, заключивших и ратифицировавших соответствующие двусторонние договоры с Российской Федерацией до 31 декабря 1999 г.) г) если они или один из членов семьи, проживающий совместно с военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, осуществляют строительство индивидуального жилого дома и получили (получают) на эти цели социальные выплаты от соответствующего федерального органа исполнительной власти или органа местного самоуправления либо являются членами жилищного, жилищно-строительного кооператива, строящими квартиру за счет средств, выделяемых из федерального бюджета д) если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.
Источник: http://civitas.ru
Отчет по социальной практике
Льготы социального работника
При исполнении служебных обязанностей действующим законодательством социальным работникам, занятым в государственном или муниципальном секторах социального обслуживания, предоставляются некоторые льготы и преимущества:
обеспечение специальной одеждой, обувью и инвентарем или выплата компенсации на приобретение специальной одежды, обуви и инвентаря внеочередное обслуживание при исполнении служебных обязанностей государственными и муниципальными предприятиями торговли, общественного питания, быта, связи, отделениями сбербанков и учреждениями, оказывающими юридическую помощь первоочередную установку квартирного телефона компенсация стоимости проезда на общественном транспорте компенсацию за эксплуатацию личного автотранспорта, используемого для оказания социальных услуг.Система стимулирования социальных работников
За образцовое выполнение трудовых обязанностей, повышение производительности труда, продолжительную и безупречную работу и за другие достижения в труде применяются поощрения, предусмотренные ст. 191 ТК РФ (или иным нормативным актом).
Поощрения, предусмотренные ст. 191 ТК РФ применяются администрацией совместно с профкомом.
Поощрения объявляются в распоряжении, доводятся до сведения всего коллектива и заносятся в трудовую книжку работника.
В целях усиления материальной заинтересованности работников ЦСОН в повышении эффективности деятельности вводится «Положение о премировании и выплате вознаграждения по итогам работы за год работникам ЦСОН».
Коллективным договором могут предусматриваться и другие виды поощрений и порядок их применения.
Нарушение трудовой дисциплины (неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей) влечет за собой применение мер дисциплинарного воздействия.
Согласно ст. 192 ТК РФ за нарушение трудовой дисциплины администрация управления применяет следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание выговор увольнение (п. 5-11 ст. 81 ТК РФ).
При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, предшествующая работа и поведение работника.
К работникам, являющимся муниципальными служащими, кроме перечисленных дисциплинарных взысканий, дополнительно могут налагаться следующие взыскания: строгий выговор предупреждение о служебном несоответствии.
Льготы по обслуживанию различных слоев населения
Право на получение в приоритетном порядке социального обслуживания на дому, стационарного или полустационарного социального обслуживания среди потенциальных клиентов социальной службы имеют:
во внеочередном порядке инвалиды и участники Великой отечественной войны инвалиды боевых действий лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда» реабилитированные лица лица, признанные пострадавшими от политических репрессий в первоочередном порядке иные категории ветеранов Великой Отечественной войны вдовы погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, не вступившие в повторный брак вынужденные переселенцы (беженцы) при получении реабилитационных услуг в первоочередном порядке инвалиды, имеющие индивидуальную программу реабилитации.Правом преимущественного принятия на социальное обслуживание на дому пользуются кроме перечисленных выше, потенциальные клиенты социальной службы из числа одиноких нетрудоспособных граждан пожилого возраста и инвалидов (в том числе в получении реабилитационных услуг на дому) (Постановление правительства Самарской области от 26 июля 2006 г. № 99 «О порядке предоставления социального обслуживания населению в Самарской области»).
Технология социальной работы
в отделении социального обслуживания на дому
Приоритетной формой социальной помощи пожилым людям и инвалидам в нестационарных условиях остается предоставление им социально-бытовых услуг на дому.
Отделение социального обслуживания на дому (ОСО) предназначается для постоянного или временного (до 6 месяцев) социального обслуживания пенсионеров и инвалидов, утративших способность к самообслуживанию, нуждающихся в посторонней поддержке, социально-бытовой помощи в надомных условиях.
Отделение содержится за счет средств областного и местного бюджетов, а также за счет доходов от хозяйственной деятельности Центра и других внебюджетных поступлений (целевые социальные фонды, кредиты банков, благотворительные взносы и пожертвования и другие источники, не запрещенные законом).
Основной целью деятельности отделения является предоставление необходимых социально-бытовых услуг пенсионерам и инвалидам, утратившим способность к самообслуживанию в связи с возрастом или состоянием здоровья.
ОСО создается при наличии не менее 60 граждан, нуждающихся в надомном обслуживании, проживающих в сельской местности или городах и поселках, не имеющих коммунально-бытового благоустройства, и 120 пенсионеров и инвалидов в городской местности.
Отделение ведет выявление и учет совместно с органами и учреждениями здравоохранения, общественными организациями и объединениями лиц из числа пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в надомном обслуживании.
Зачисление на обслуживание производится заместителем начальника Управления, руководителем ЦСОН на основании заявления гражданина, медицинского заключения о состоянии здоровья, акта материально-бытового обследовании и справки о размере получаемой пенсии.
Предоставление социальной помощи может осуществляться и без согласия гражданина по заявлению законного представителя лица, признанного недееспособным или по решению органов опеки и попечительства.
Противопоказанием к принятию на надомное обслуживание является наличие хронического алкоголизма, венерических инфекционных заболеваний, бактерио- или вирусоносительства, открытых форм туберкулеза, тяжелых психических расстройств и других заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях органов здравоохранения. Все отказы в приеме на обслуживание должны подтверждаться заключениями лечебно-профилактических учреждений.
Специализированными отделениями социально-медицинского обслуживания на дому предоставляются особые социально-медицинские услуги, в зависимости от состояния здоровья клиента и его способности к самообслуживанию.
Они предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам, страдающим тяжелыми заболеваниями, в том числе психическими расстройствами (в стадии ремиссии), туберкулезом (за исключением активной формы), тяжелыми заболеваниями (в том числе онкологическими) в поздних стадиях, за исключением граждан, являющихся бактерио- или вирусоносителями, страдающих хроническим алкоголизмом, карантинно-инфекционными заболеваниями, венерическими и другими заболеваниями, требующими лечения в специализированных учреждениях здравоохранения.
Социальное обслуживание граждан может быть прекращено в случае нарушения ими норм и правил, установленных органами управления социальным обслуживанием.
Социально-бытовые услуги могут быть оказаны гражданам бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты, что зависит от отношения величины дохода гражданина к величине уровня прожиточного минимума, установленного для каждой категории граждан. Услуги, не входящие в перечень основных услуг, могут оказываться за плату по прейскуранту стоимости социальных и медицинских услуг, утверждаемому местными органами самоуправления.
Порядок, условия оплаты социальных услуг в государственном и муниципальном секторах социального обслуживания определяются Правительством Российской Федерации, а тарифы на социальные услуги, оказываемые учреждениями социального обслуживания, определяются органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.
Денежные средства, поступающие за оказание платных услуг на дому, зачисляются на счет Управления социальной защиты населения и направляются на текущее содержание и развитие Центра социального обслуживания и стимулирования труда социальных работников.
Лица, принимаемые на надомное медицинское и социально-бытовое обслуживание, заключают с ЦСО договор, определяющий характер и объем оказываемых услуг, порядок и размер вносимой за обслуживание платы, а также гарантии как обслуживаемым, так и социальным работникам.
Договоры могут заключаться как с лицами, принимаемыми на обслуживание, так и с их родственниками, обязанными содержать их по закону, а также, при согласии обслуживаемых, с трудовыми коллективами, организациями и ведомствами, оплачивающими обслуживание.
Практика социальной деятельности
в отделении социального обслуживания на дому
В ОСО на обслуживании состоит 17 человек.
Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому и в учреждениях социального обслуживания. Социальные услуги, оказываемые населению, должны предусматривать помощь и всестороннюю поддержку гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Предусмотрена возможность получения достаточных для удовлетворения основных жизненных потребностей социальных услуг, которые включаются в федеральный и территориальный перечни гарантированных государством социальных услуг.
Территориальный перечень гарантированных государством социальных услуг устанавливается с учетом потребностей населения субъекта Федерации на базе федерального перечня, который ежегодно пересматривается (не допуская сокращения объема услуг).
Гарантированные услуги, согласно перечню, следующие:
доставка на дом продуктов питания, обедов, промышленных товаров первой необходимости, медикаментов и др. содействие в приготовлении горячей пищи на дому уборка жилых помещений сдача вещей в чистку, химчистку, ремонт и обратная их доставка доставка воды, протопка печей, содействие в организации ремонта жилья, обеспечении топливом содействие в оплате жилья и коммунальных услуг помощь в оформлении документов, написании и отправке писем содействие в обеспечении книгами журналами, газетами вызов врача на дом, содействие в госпитализации сопровождение обслуживаемых лиц в лечебные учреждения и их посещение в стационарных учреждениях помощь в получении путевок содействие в получении зубопротезной помощи и т.д. содействие в получении профессии и трудоустройстве содействие в получении правовых услуг оказание помощи по вопросам пенсионного обеспечения содействие в предоставлении других льгот и преимуществ, установленных действующим законодательством содействие в предоставлении ритуальных услуг и др.Широко развивается и сеть дополнительных платных (на основе прейскуранта) услуг, позволяющих наиболее полно осуществлять социальное обслуживание, создавать возможность проживать в привычных домашних условиях даже самым немощным гражданам. Средства, поступающие от оплаты социальных услуг, направляются на дальнейшее развитие отделения социальной защиты и стимулирование труда социальных работников (Постановление Правительства РФ от 17.04.2002 г. № 244).
В некоторых случаях отделение предоставляет услуги и по срочному социальному обслуживанию, которое включает:
разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости разовое оказание материальной помощи содействие в обеспечении временного жилого помещения организацию юридической помощи в целях защиты прав обслуживаемых лиц организацию экстренной медико-психологической помощи с привлечением для этой работы психологов и священнослужителей и др.В отделение срочной или экстренной социальной помощи может обратиться любой человек, попавший в экстремальную ситуацию. Он может получить там натуральную, финансовую и юридическую помощь.
Но практика показывает, что следует уделять особое внимание активизации внутренних, собственных ресурсов человека, т.е. все более актуальным становится психологический аспект социальной работы.
Для социально-психологической поддержки пожилых людей и инвалидов в отделении существует и такой вид услуги как служба психологической помощи. Для решения личностных проблем подопечных может быть приглашен психолог. Специалисты отделения психологической помощи помогут выйти из конфликтной ситуации с минимальными потерями, помогут наладить отношения в семье, преодолеть барьеры одиночества, пережить боль утраты. С проблемами можно обратиться к психологу, работающему на телефоне общения.
Консультирование занимает большое место и в деятельности социального работника. Социальное консультирование – это квалифицированный совет, помощь лицам, испытывающим различные проблемы, с целью их социализации, восстановления их социальных функций.
Основной целью консультирования является оказание помощи клиенту в решении его социальных проблем и в налаживании межличностных отношений с окружающими. Хотя консультативная беседа с пожилым человеком индивидуальна, однако есть и типичные моменты, которые следует учитывать. Социальному работнику нужно проявлять доброжелательность и спокойствие, обращаться к клиенту следует уважительно, расположить пожилого человека к беседе, показать клиенту свою заинтересованность в нем и его проблемах, проявить желание помочь. Люди пожилого возраста порой бывают забывчивыми, мнительными, что требует от социального работника не только понимания, но и особого терпения.
Особенности социальной работы на селе
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.
Подобные работы
Специфика социальной работы на селе. Конфиденциальность, консерватизм, социальная инертность. Позитивные факторы, способствующие решению социальных проблем сельских жителей. Оказание социально-терапевтической помощи людям в обретении душевного равновесия.
контрольная работа [27,8 K], добавлена 23.12.2013
Основные направления организации профилактической работы с молодежью в сельской местности. Государственная молодежная политика. Содержание и формы работы "Центра социальной помощи семье и детям". Исследование проблем молодежи в Павлоградском районе.
дипломная работа [2,0 M], добавлена 16.10.2013
Формы и методы социальной работы с пожилыми людьми в сельской местности. Обзор опыта социальной работы с пожилыми людьми в МУ "Управление социальной защиты населения" Ивановского муниципального района. Методические рекомендации по ее совершенствованию.
курсовая работа [574,1 K], добавлена 03.06.2014
Специфика социальной работы на селе, факторы, которые значительно осложняют работу. Основные направления деятельности социальной работы. Проектирование программы поддержки жителей села Кораблино в Рязанской области. Демографический состав населения.
реферат [25,0 K], добавлена 16.10.2011
Направления деятельности социального работника по социальной поддержке молодой семьи. Обобщение опыта социальной работы с молодой семьей в сельской местности. Методические рекомендации специалистам по организации социальной работы с молодой семьей.
дипломная работа [71,0 K], добавлена 26.10.2014
Актуальность темы состоит в необходимости изучения опыта регионов и анализе развития социальной работы. Объектом является: социальная защита на селе. Региональные модели развития социальной защиты на селе. Состояние социальной сферы села в регионах.
контрольная работа [25,4 K], добавлена 04.01.2009
Актуальность технологии социальной работы как учебной дисциплины. Сущность, содержание, типология и структура технологического процесса социальной работы. Технологии отечественной социальной работы и влияние на них зарубежного опыта социальной работы.
курсовая работа [70,9 K], добавлена 04.08.2011
Изучение современных социальных проблем молодых семей, проживающих в сельской местности. Понятие семьи, ее функций. Характеристика социально-психологического подхода к исследованию семьи, организации социальной защиты семьи в с. Вороновка Томской области.
дипломная работа [127,1 K], добавлена 20.03.2010
Общая характеристика системы социальной работы. Субъект, объект, функции и методы социальной работы. Основные направления и специфика проведения социальной работы с различными группами населения. Метод обеспечения социальной защищенности человека.
курсовая работа [41,6 K], добавлена 11.01.2011
Суть и понятие социальной работы. Организация социальной работы в тюрьмах и ее эффективность. Этапы социальной работы в пенитенциарных учреждениях. Направления социальной работы в пенитенциарном учреждении. Состояние социальной работы в тюрьмах РФ.
реферат [21,3 K], добавлена 04.01.2009
Страница: 1 2
5. Социально-правовая работа (ознакомление с правами, льготами, по вопросам медицинского и лекарственного обеспечения). Сельские пожилые нуждающиеся граждане, независимо от отдаленности их проживания, в обязательном порядке должны получать специальную обувь, поручни, ходунки или более сложные вспомогательные средства, предусмотренные в индивидуальных программах реабилитации. Жизнь пожилых сельчан должна быть полноценной за счет увеличения надомных социальных услуг и максимального предоставления им средств реабилитации. Крайне важным является наличие у каждого старого человека какой-то жизненной цели, не считая самого предупреждения старости или желания прожить дольше. В процессе реабилитации необходимо развить заинтересованность старого человека, в том, что его жизнь служит чему-нибудь или кому-нибудь. Важнейшие компоненты успешной реабилитации и гериатрической профилактики - противодействие общественной изоляции и одиночеству, пробуждение интересов, оживление социальных контактов, поощрение независимости, выбор осмысленной работы.
Иначе говоря, даже если наши старики будут обеспечены всем необходимым и у них не будет проблем с жильем, продуктами питания, своевременной медицинской помощью, едва ли они почувствуют себя счастливыми без возможности общения и без человеческого участия. Поэтому социальные работники стремятся совместно с работниками сельских клубов и библиотек привлекать пожилых сельчан к участию в различных мероприятиях для ветеранов, в читательских конференциях, встречах с депутатами, членами областного правительства и заслуженными земляками.
Одной из форм организаций социальной работы может являться социально-консультативные пункты (агентства) органов социальной защиты по месту жительства, на территории муниципальных образований городов и районов.
Основная цель создания социально-консультативных пунктов (в дальнейшем социальных агентств):
- совершенствование взаимодействия государственной (муниципальной) власти с населением, проживающим на данной территории
- оказание действенной и эффективной помощи, нуждающимся гражданам по различным вопросам
- обеспечение доступности социальных услуг всем нуждающимся
- повышение инициативы жителей в решении вопросов местного значения
- социальная поддержка и реабилитация семей «Социального риска» и др.
- развитие социальной инфраструктуры территорий.
Во главу угла ставятся работа с людьми как членами сообщества разных уровней. Задача социально-консультативных пунктов (агентств) по месту жительства выделить систему наиболее близких или смежных, но существенных для решения поставленных социальных проблем. Это системы отдела ЗАГС, здравоохранение (больницы, поликлиники, Дома ребенка, интернаты, детский дом и т.д.), отдел по делам молодежи (клубы по интересам), службы для молодежи, отдел культуры (библиотеки, кинотеатры, музыкальные, художественные школы и др.), комитеты физкультуры и спорта (спортивные секции, клубы), образования (школы, детские сады, дополнительные учреждения образования). Предприятия и организации, использующие труд трудоспособных членов семьи, Управление внутренних дел (пост милиции, общественный пункт охраны правопорядка), жилищно-коммунальные службы (РЭУ, ДЭУ), социальные приюты и другие общественные институты.
Надомное обслуживание остается по-прежнему основным направлением Центра, деятельность направлена на удовлетворение индивидуальных потребностей старшего поколения и людей с ограниченными возможностями, на их социальную адаптацию, повышение качества жизни через доступность социальных услуг.
Перечень услуг на дому насчитывает более 94 наименований, из них 64 дополнительные услуги, учитывающие специфику села. К ним относятся - посадка овощей, прополка, рыхление, полив, уход за домашним скотом и птицей, топка бани и т.д. Большой объем услуг приходится на уход за ослабленными больными, т.к. 74% от общего количества обслуживаемых составляют инвалиды и пенсионеры старше 75 лет. Все заботы о них лежат на рядовом социальном работнике. Большая востребованность социального работника на селе определяется демографической ситуацией (в селах проживает от 25% до 50% людей пенсионного возраста) так и условиями проживания (отсутствие удобств, отдаленность от торговых центров и поликлиник).
В качестве социальной поддержки сельских жителей актуальным является организация и развитие на селе различных промыслов, ремесел, мини-цехов по переработке сельскохозяйственной продукции, малых производственных участков. Это позволяет создать не только дополнительные рабочие места, но и повысить материальный уровень их жизни. А для пожилых людей, вовлечение в какую-либо деятельность будет способствовать активизации их внутреннего потенциала, преодолению как субъективного чувства одиночества, так и объективной ситуации одиночества появлению чувства уверенности в том, что они могут быть чем-то полезны обществу.
Важной формой в условиях сельской местности для решения проблем пожилых людей являются организация группы самопомощи. Так как старики часто уже в силу своего возраста и возможной инвалидностью не могут о себе позаботиться в должной мере. Их физические дефекты усугубляются еще и следственными психологическими проблемами, а социальные службы, я позволю себе заметить на основе собственных наблюдений, в большинстве глухих сел и деревень отсутствуют, а люди все же в помощи нуждаются. Поэтому является очень важной поддержка соседей и близких. Группы самопомощи и взаимопомощи - это небольшие группы (5-7 человек). Они объединяют живущих поблизости и имеющих периодические контакты людей. Они возникают нередко спонтанно, чаще их организует один из наиболее активных среди будущих членов, иногда социальный работник, оказывающий им бытовую помощь. В организации взаимопомощи реализуются различные функции групп. Их члены:
1) получают рекомендации, как преодолевать возникающие затруднения
2) в случае необходимости получают материальную помощь
3) чувствуют к себе внимание и поддержку. Эта помощь имеет особый смысл, так как исходит от людей, переживших подобные же затруднения.

Помогающий и тот, кому помогают, становятся равными хотя бы в том, что перед ними стоят одинаковые проблемы. Обнаружив, что казавшиеся им исключительными обстоятельства выпадают и на долю других, люди больше не чувствуют себя одинокими в борьбе с этими обстоятельствами. Проецируя на сельскую местность эти группы могут содержать не 5-7 человек, а например, целую улицу, помощь может носить и натуральный, и материальный характер, т.е. определенные изменения вносит специфика поселения.
В последние годы государство, региональные самоуправления и разнообразные фонды стали разрабатывать и реализовывать разнообразные региональные целевые программы - социальные проекты для регионов всеРоссийского масштаба. Например, такой как «Поддержка развития социальных услуг для пожилых людей и инвалидов, проживающих в сельской местности России» который стартовал в 2007 году.
Цель проекта - способствовать повышению доступности и качества социальных услуг, оказываемых пожилым людям и инвалидам на селе, путем проведения мероприятий по обучению работников социальных служб и содействия им в усовершенствовании своих профессиональных знаний, навыков и умений, необходимых для успешной деятельности в трудных условиях сельской местности. Основной задачей проекта является определение наиболее эффективных методов работы с этой категорией населения.
1.5 Сфера деятельност и социального работника на селе
Становление профессиональной социальной работы в нашей стране сопровождалось разработкой понятийного аппарата наук, изучающих социальную работу и описывающих ее практику. Среди других спорных дефиниций дискутировался вопрос о том, как назвать того, кому оказывается помощь. В медицине такое лицо называется «пациент». В юриспруденции - «потерпевший», что является Российским аналогом латинского термина «пациент», или «истец», т.е. по сути, тот, кто ищет помощи. Однако эти термины описывают лишь одну, страдательную, сторону в позиции лица, нуждающегося в содействии. Он, конечно, потерпел ущерб, страдание, находится в состоянии жизненного затруднения, однако в тех случаях, когда он обладает личностной субъектностью, то есть в той мере, насколько его интеллектуальные, физические, психические и моральные ресурсы позволяют ему, он должен сам принимать участие в разрешении своей проблемы. В связи с этим утвердилось мнение о том, что лиц, которым предоставляется помощь социального работника, следует называть клиентами. Клиент может быть и индивидуальным или групповым (семья, школьный класс, группа инвалидов, трудовой коллектив и т.д.).
Перечень клиентов, которым оказывают помощь социальные работники, в известной мере отражает краткую, но насыщенную историю развития этого вида деятельности. Социальная работа ориентирована на индивида. Помощь должна быть направлена не только на социальный слой, большую группу, территориальную общность каждый представитель этих больших масс, отдельный человек имеет право на счастье, благополучие и развитие своих способностей. IIервоначально социальная работа велась именно как работа с индивидами. Однако позднее стало ясно, что попытки изменить ситуацию и поведение индивидуального клиента редко оказываются эффективными, если не воздействовать на их непосредственное окружение, на ближайшую солильную сеть, в которую они вовлечены. Это привело к становлению семейной и групповой социальной работы. Воздействие на семью невозможно без воздействия на каждого ее члена. Изменения в поведении и самочувствии отдельных членов семьи ведут за собой изменение напряженности внутрисемейных взаимоотношений, трансформацию семейных коммуникаций и т.д. То же можно сказать и о работе с группой. Влияние непосредственного окружения трудно переоценить, особенно если речь идет о подростках и молодежи, о людях конформных, зависимых, с неустойчивым характером. А эта работа в свою очередь требует разрешения проблем более широкого окружения-всего населения того пункта, где проживает данный индивид, данная группа или семья. Подобное понимание выводит на необходимость обращения к общинной, или коммунальной, социальной работе.
Поскольку социальный работник любого ранга -- всегда активная сторона, можно говорить о том, на что направлена его деятельность, вне зависимости от того, встречает ли она активный ответ, или только пассивно принимается людьми. В этом смысле объектом социальной работы являются индивиды, семьи, группы, общности, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Трудная жизненная ситуация это такая ситуация, которая нарушает или грозит нарушить, возможности нормального социального функционирования указанных объектов. Важно также добавить, что самостоятельно, без внешней помощи, сами индивиды справиться с этой ситуацией не в силах.
В жизни, к сожалению, случаются несчастья, болезни, катастрофы, которые могут вполне благополучного человека, семью, социальную группу вытеснить в число неблагополучных, нуждающихся во внешней помощи. Семейные проблемы, дестабилизирующие межсупружеские или родительско-детские отношения, могут возникнуть в любой семье независимо от ее социального статуса и материального положения. Проблемы подростков в пубертатном периоде или пожилых людей являются практически неизбежными, и эти категории населения, а также их близкие нуждаются в помощи для их разрешения. Поэтому во всем мире давно осознали, что социальная работа нужна всем слоям, группам и индивидам, хотя некоторые нуждаются в ней потенциально, а другие - уже актуально.
Социальные проблемы тех, кому помогает социальный работник, зависят также от их принадлежности к определенной социальнодемографической группе. Так, специфические трудности встречают людей в пожилом и старческом возрасте. Возможности справиться с ними различны у человека состоятельного или бедняка, у того, кто окружен любящей семьей, или у того, кто одинок, однако возрастные физиологические и социальные изменения настигают всех. Женщины и дети традиционно выделяются в особые категории клиентов социальной работы, так как объективные обстоятельства их положения составляют для них угрозу социального риска. Дети слабы, несамостоятельны и зависимы, что повышает их потребность в помощи и опасность стать жертвой со стороны взрослых. Женщины в силу выполнения своих репродуктивных функций также находятся в уязвимом положении, для нас сегодня непривычной кажется мысль, что есть особая потребность в помощи у социально- демографической категории мужчин, которые встречаются с особыми трудностями, обусловленными именно их принадлежностью к мужскому полу. Однако это именно так, и андрологические проблемы (прежде всего медицинские и медико-социальные) начинают изучаться специально для оказания мужчинам квалифицированной помощи.
Принято также выделять клиентов -- людей с особыми проблемами. Сущность, проявления и потребность во вмешательстве у таких людей зависят как раз от того, какова их особенность, какого типа проблемы затрудняют их жизнедеятельность. Так, инвалиды или лица с ограниченными возможностями нуждаются в специальной помощи со стороны государства, так как их физические, психические или интеллектуальные возможности препятствуют их нормальной жизни в этом обществе. Поэтому необходимо приспосабливать архитектуру и транспорт для инвалидов с ограничениями подвижности, создавать безопасные условия труда и проживания для тех, кто не вполне контролирует свое поведение, обеспечивать надзор и уход для тех, кто не в состоянии самостоятельно управлять своей жизнедеятельностью, и прилагать всевозможные усилия, чтобы интегрировать инвалидов в общество.
Однако помимо инвалидов особые нужды есть у безработных, у тех, кто участвовал в военных действиях и сейчас страдает от последствий.
Социальный работник выполняет множество функций. Осуществляя их, он непременно прибегает к помощи психологии. Прежде всего, надо отметить, что социальный работник, проводя любые мероприятия, выступает как лидер. По существу положение не меняется и в том случае, когда в работе с группами, скажем, депривированных, дезадаптированных людей он опирается на их самоуправление. В этих ситуациях он проявляет себя как руководитель нового типа. Этот стиль руководства наиболее эффективно способствует развитию у его клиентов самопомощи.
Социальный работник чаще всего действует как социальный психолог. Он стремится понять человека, обратившегося к нему за помощью, помогает ему осознать собственное положение, сильные стороны своей личности, чтобы решить стоящие перед ним проблемы. Социальный работник выступает активной стороной, организующей, удерживающей и развивающей контакты. Он развивает мотивацию социально направленной деятельности клиентов, обогащает самодеятельность личности, корректирует поведение, проводит социально-терапевтическую работу.
Социальный работник действует как практический психолог, поскольку содержание и методы его деятельности направлены на решение практических проблем жизнедеятельности его клиентов. Обеспечивая успех в сфере выживания, переобучения, перевоспитания, социальный работник обретает у клиентов доверие.
Из года в год растет и профессиональный уровень социального работника на селе. Ежегодно со всеми социальными работниками проводится учеба, которая включает в себя основы психологии, этики, доврачебной медицинской помощи, знание по пенсионному законодательству, социальному обеспечению, санитарным нормам.
Они работают в относительно изолированных, небольших местных и окружных учреждениях и сталкиваются с множеством сложных проблем. Специализированные службы, общераспространенные в городских районах, как правило, обычно отсутствуют. Работник должен быть опытен в оценке проблем и при оказании услуг, строго ориентироваться на социальные технологии, такие как индивидуальная и групповая психотерапия или организация общины, на практические области, общественная благотворительность и т.д.
Помимо навыков и умений, связанных с людьми, социальный работник общего профиля должен знать, как планировать, реализовывать и оценивать программы, как защищать необходимые социально-политические реформы в политической системе, как эффективно работать с органами государственного управления разных уровней, а также с официальными и неофициальными структурами сельской общины.
Социальный работник будет известен и оценен по достоинству, если не будет ограничиваться задачами конторского служащего, сможет провести индивидуальную консультацию, групповую беседу, организовать группу поддержки, поднять общину на коллективное действие.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!