Ст 356 нк рф льготы по транспортному налогу в коми
[СТАТЬЯ (Отдел работы с налогоплательщиками и СМИ УФНС РФ по РК, Все для Вас, N 47, 2005 г.)]
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ
О ЛЬГОТАХ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ ПО УПЛАТЕ
ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА ЗА 2005 ГОД
Пунктом 3 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации (Кодекс) определено, что налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 356 Кодекса вводя транспортный налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу, а также могут предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Транспортный налог на территории Республики Коми установлен Законом Республики Коми от 26.11.02 N 110-РЗ "О транспортном налоге" (Закон N 110-РЗ).
В Республике Коми налоговые льготы для отдельных категорий налогоплательщиков устанавливаются законом Республики Коми о республиканском бюджете Республики Коми на соответствующий финансовый год (п. 2 ст. 2 Закона N 110-РЗ).
В соответствии с пунктом 4 приложения N 7 к Закону Республики Коми от 28.12.04 N 73-РЗ "О республиканском бюджете Республики Коми на 2005 год" освобождены от уплаты транспортного налога в 2005 году следующие категории налогоплательщиков - физических лиц:
- Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, граждане, награжденные орденами Славы трех степеней
- граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, получающие социальные льготы в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"
- инвалиды I и II групп и инвалиды с детства при условии, что мощность двигателя транспортного средства, находящегося в их собственности, не превышает 100 лошадиных сил
- участники Великой Отечественной войны, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходившие службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан
- члены семей военнослужащих, потерявших кормильца
- крестьянские (фермерские) хозяйства, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, если выручка от ее реализации превышает 50 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
В соответствии с пунктом 2 статьи 358 главы 28 Кодекса не являются объектом налогообложения:
- весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не выше 5 лошадиных сил
- автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке (например, через органы собесов). Чтобы освободить такие транспортные средства от налогообложения, нужно представить в налоговый орган документы, которые подтверждали бы, что машина получена или куплена через органы социальной защиты населения
- тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины, зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции при условии представления в налоговый орган документов, подтверждающих статус сельскохозяйственного товаропроизводителя
- транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом. При этом в налоговый орган необходимо представить документ (справку), выдаваемую УВД - ОВД Республики Коми, расследующими преступления. Если транспортное средство будет найдено, налогоплательщику необходимо об этом письменно сообщить в налоговую инспекцию. В противном случае это будет считаться уклонением от уплаты налога.
Вопрос: Как получить льготу по транспортному налогу за 2005 год?
Ответ: Для получения льготы по транспортному налогу за 2005 год налогоплательщику - физическому лицу следует самостоятельно представить в налоговый орган по месту государственной регистрации транспортного средства заявление на предоставление льготы по налогу и документы, подтверждающие его право на получение льготы.
Вопрос: Как поступить, если транспортный налог за предыдущие годы уплачен, а о своем праве на льготу налогоплательщик узнал только сейчас?
Ответ: В соответствии с пунктом 4 статьи 78 Кодекса зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется по решению налогового органа на основании письменного заявления налогоплательщика.
Гражданину следует обратиться в налоговый орган по месту государственной регистрации транспортного средства и представить следующие документы:
- заявление на предоставление льготы по налогу с указанием года
- документы, подтверждающие его право на получение льготы
- заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога (данное заявление может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы)
- справка о состоянии расчетов по налогам и сборам по форме N 39-1ф, утвержденной Приказом ФНС России от 04.04.05 N САЭ-3-01/138@ (выдается налоговым органом по заявлению налогоплательщика в 10-дневный срок со дня подачи соответствующего заявления).
Формы указанных заявлений нормативными документами не установлены, но для удобства налогоплательщиков налоговые инспекции разработали такие формы - с ними можно ознакомиться на информационных стендах в налоговых инспекциях, там же можно получить бланки заявлений.
Возврат суммы излишне уплаченного налога производится в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате (п. 8, 9 ст. 78 Кодекса).
При оформлении и подаче в налоговый орган указанных документов следует учесть, что право на льготу возникает только в отношении одного транспортного средства, поэтому, если на имя налогоплательщика зарегистрировано несколько транспортных средств, в заявлении необходимо указать конкретное транспортное средство, на освобождение от уплаты транспортного налога по которому плательщик претендует (п. 2 ст. 2 Закона N 110-РЗ (в редакции от 24.11.03).
Управление ФНС России по Республике Коми обращает внимание владельцев транспортных средств на необходимость своевременной уплаты транспортного налога - 1 июля 2005 года истекает срок уплаты транспортного налога физическими лицами за первое полугодие 2005 года. Налогоплательщик вправе по первому сроку уплаты внести авансовый платеж в размере 100% подлежащей уплате суммы налога.
Отдел работы
с налогоплательщиками и СМИ
О снижении ставок по транспортному налогу для автомобилей на природном газе
18.02.14, 07:02 Печать
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации о применении п. 9 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 767-р (далее - Распоряжение N 767-р) письмом от 14 января 2014 г. N 03-05-04-04/414 сообщает следующее.
Пунктом 9 Распоряжения N 767-р Правительством Российской Федерации рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации снизить с 1 января 2014 г. на срок до 2020 г. ставки по транспортному налогу для транспортных средств, использующих природный газ в качестве моторного топлива.
Статей 356 гл. 28 "Транспортный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют ставку транспортного налога в пределах, установленных гл. 28 "Транспортный налог" Кодекса.
Между тем налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в установленном ст. 361 Кодекса порядке соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
Статьей 356 Кодекса также определено, что законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
В соответствии с п. 1 ст. 56 Кодекса льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.
С учетом изложенного реализация п. 9 Распоряжения N 767-р может осуществляться в рамках полномочий, предоставленных законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации ст. 356 Кодекса путем установления льготы по транспортному налогу для транспортных средств, использующих природный газ в качестве моторного топлива.
Одновременно обращаем внимание, что в силу п. 4 ст. 5 Кодекса акты законодательства о налогах и сборах, улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Выездная налоговая проверка по транспортному налогу
--PAGE_BREAK--1.2 Развитие и становление транспортного налога
Установление транспортного налога с 1 января 2003 года было предусмотрено Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации». Данный закон дополнил часть вторую Налогового кодекса РФ главой 28 «Транспортный налог».
Понятие «транспортный налог» не является новым для законодательства Российской Федерации. Впервые транспортный налог был введен указом Президента РФ от 22.12.93 N 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней». Налог взимался с предприятий, при этом объектом данного налога не были транспортные средства. [3]
В подпункте «б» п.25 Указа было установлено, что транспортный налог взимается со всех предприятий и организаций, кроме бюджетных, в размере 1% от фонда оплаты труда. Средства от взимания данного налога направлялись в бюджеты субъектов РФ для финансовой поддержки и развития пассажирского автомобильного транспорта, городского электротранспорта, пригородного пассажирского железнодорожного транспорта. Транспортный налог взимался наряду с налогами, поступающими в дорожные фонды, до 15 ноября 1997 г. и был отменен в связи с приведением указов Президента РФ в соответствие с законодательством (Указ Президента РФ от 15.11.97 N 1233).
С введением транспортного налога из числа налогов, взимаемых на территории Российской Федерации, были исключены:
· налог на пользователей автодорог
· налог с владельцев транспортных средств
· налог на водно-воздушные транспортные средства, ранее уплачиваемый физическими лицами в соответствии с Законом РФ от 19.12.91 N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (ст.3 Закона N 110-ФЗ).
· акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан (статьи 2 и 9 Закона N 110-ФЗ)
Новый транспортный налог заменил прежний налог с владельцев транспортных средств, который зачислялся в дорожные фонды, а также налог на имущество физических лиц в отношении водных и воздушных транспортных средств. В отличие от прежнего, современный транспортный налог относится к так называемым поимущественным налогам. Его объектом являются транспортные средства, зарегистрированные за гражданами и организациями.
Транспортный налог — один из двух налогов, призванных обеспечивать доходные источники государства на содержание транспортной инфраструктуры. Первым из них является акциз на нефтепродукты, позволяющий возложить дополнительную налоговую нагрузку на тех, кто наиболее интенсивно пользуется дорожной инфраструктурой. Второй — это транспортный налог, который поможет привлечь к финансированию государственных расходов тех, кто, зарегистрировав свое транспортное средство, заявил его к участию в дорожном движении или предпринимательской деятельности.
Согласно ст.14 Налогового кодекса РФ транспортный налог относится к региональным налогам. В соответствии с п.3 ст.12 Налогового кодекса РФ региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Так, в ст.356 Налогового кодекса РФ сказано, что транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и соответствующими законами субъектов Российской Федерации. [4]
После принятия законов субъектами Российской Федерации транспортный налог становится обязательным и уплачивается на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. При исчислении транспортного налога необходимо руководствоваться положениями гл.28 Налогового кодекса РФ и соответствующим региональным законом. Законы субъектов РФ не должны противоречить Налоговому кодексу РФ.
1.3 Элементы транспортного налога
Согласно ст. 17 Налогового Кодекса РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, ставки, порядок исчисления налога и порядок и сроки уплаты налога.
Согласно ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются организации и физические лица, на имя которых зарегистрированы транспортные средства. «Транспортные средства» — это обобщенное наименование объекта налогообложения. Напомним, что в соответствии со ст.83 НК РФ налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. Таким образом, регистрация транспортного средства влечет возникновение обязанности по постановке на налоговый учет.
В тоже время, часть вторая ст. 357 НК РФ устанавливает особую категорию налогоплательщиков по транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения до момента официального опубликования Федерального закона №110-ФЗ (29 июля 2002 года). Согласно закрепленной норме в подобной ситуации налогоплательщиком является лицо, указанное в доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.
Следует напомнить, что согласно ст. 185 Гражданского кодекса РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Доверенность не является договором купли-продажи и основанием для регистрации транспортного средства. Поскольку предметом доверенности не может быть передача права собственности, то у лица, выдавшего доверенность, сохраняются права собственника.
Согласно п. 1 ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются следующие транспортные средства: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.130 Гражданского кодекса РФ подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания относятся к недвижимым вещам. Общие правила государственной регистрации судов утверждены Приказом Минтранса России от 26.09.2001 №144, а Правила регистрации судов рыбопромыслового флота и прав на них в морских рыбных портах — Приказом Госкомрыболовства России от 31.01.2001 №30. Приказом Минтранса России от 29.11.2000 №145 установлены Правила регистрации судов и прав на них в морских торговых портах.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 №938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (в ред. от 21.02.2002). Во исполнение данного постановления МВД России приказом от 26.11.1996 №624 (в ред. от 15.03.1999) утвержден действующий в настоящее время Порядок регистрации транспортных средств.
Пунктом 2 ст. 358 НК РФ приведен перечень имущества, не признаваемого объектом налогообложения. Критерии, в соответствии с которыми транспортное средство не признается объектом налогообложения, следующие:
· назначение использования транспортных средств (промысловые морские и речные суда автомобили, специально оборудованные для использования инвалидами)
· принадлежность транспортных средств отдельным категориям налогоплательщиков (самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы, транспортные средства федеральных органов исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и приравненная к ней служба морские, речные и воздушные суда организаций, основным видом деятельности которых являются перевозки)
· принадлежность и целевое использование транспортных средств (транспортные средства, зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции).
В связи с разнородностью объектов налогообложения налоговое законодательство предусматривает различный порядок определения налоговой базы в зависимости от вида объектов налогообложения.
Так, согласно п. 1 ст. 359 НК РФ налоговая база определяется:
1. в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, — как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах
2. в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, — как валовая вместимость в регистровых тоннах
3. в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных выше — как единица транспортного средства.
Согласно ст.360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признан календарный год — период с 1 января по 31 декабря. Таким образом, по итогам года определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога. Однако при смене налогоплательщика в течение календарного года налог будет уплачиваться не за полный налоговый период. В этом случае налоговый период для нового и старого владельцев транспортного средства будет рассчитываться с учетом коэффициента, равного числу месяцев, в течение которых лица признавались налогоплательщиками, деленному на 12.
Таким образом, если в течение налогового периода изменился налогоплательщик (лицо, на имя которого зарегистрировано транспортное средство), то согласно ст. 78 НК РФ у лица, которое заплатило налог за 12 месяцев, возникает право на зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога пропорционально тому времени, в течение которого транспортное средство уже не было зарегистрировано на его имя.
Вместе с тем согласно п.3 ст.362 НК РФ месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия его с регистрации принимается за полный месяц.
Статьей 361 НК РФ по сравнению с ранее принятыми законодательными актами в этой сфере в большей степени учтены характеристики транспортных средств. В рамках одного объекта налогообложения (автомобили и т.п.) налоговые ставки варьируют в зависимости от мощности транспортного средства. Согласно п.2 ст.361 НК РФ законом субъекта Российской Федерации закрепленные размеры ставок могут быть увеличены (уменьшены), но не более чем в десять раз.
В общем случае согласно п. 2 ст. 362 Налогового кодекса РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как произведение соответствующей налоговой ставки на налоговую базу. В соответствии со ст.363 НК РФ уплата налога производится по месту нахождения транспортного средства.
Статьей 3 Закона «О дорожных фондах Российской Федерации» установлено, что поступления сумм транспортного налога являются источником образования целевых бюджетных средств территориальных дорожных фондов.[5]
продолжение
--PAGE_BREAK--2. Анализ эффективности проведения выездных налоговых проверок по транспортному налогу в Республике Коми за 2006 – 2009 года
В целях контроля за соблюдением уплаты транспортного налога, налоговые органы проводят выездные и камеральные проверки. Цель выездных налоговых проверок по транспортному налогу — установление соответствия порядка исчисления этого налога требованиям налогового законодательства.
Задачи выездной налоговой проверки:
1. оценка состояния синтетического и аналитического учета расчетов по транспортному налогу
2. проверка формирования налоговой базы, применения налоговых льгот и налоговых вычетов
3. контроль за отражением текущих налоговых обязательств перед бюджетом в бухгалтерской и налоговой отчетности
4. выявление искажений и несоответствий в содержании исследуемых документов, фактов нарушения порядка ведения бухгалтерского учета, составления отчетности и налоговых деклараций
5. доначисление сумм налогов и сборов, не уплаченных или не полностью уплаченных в результате занижения налогоплательщиком налоговой базы либо неправильного исчисления налогов, формирование предложений об устранении выявленных нарушений и привлечении налогоплательщика к ответственности за выявленные налоговые правонарушения.
6. проверка соблюдения организацией налогового законодательства при формировании налоговой базы по транспортному налогу, полноты и своевременности уплаты налога в бюджет.
По транспортному налогу в основном проводятся камеральные проверки, так например в 2009 году камеральных проверок было проведено 17 388, а выездных – 3 666, что в 63 раза больше. Хотя сумма налогов, начисленная по камеральным проверкам за 2009 год, составила 1 528 000 руб. результативность данной проверки выше на 45,5%. Таким образом, по транспортному налогу целесообразнее проводить камеральные проверки.
Таблица 1 – Анализ количества налоговых проверок
выездные проверки
камеральные проверки
соотношение ВНП и КНП, %
Учет транспортного налога на предприятиях торговли
Специфика деятельности предприятий торговли, связанная с необходимостью организации системы перевозок закупаемых и продаваемых товаров, осуществления контроля торговых точек, предопределяет функциональное назначение автотранспортных средств. Обязательство по регистрации транспортных средств в органах ГИБДД определяет статус торговой организации как налогоплательщика транспортного налога. В связи с чем раскрытие методических рекомендаций по формированию налогооблагаемых показателей, порядку организации учетных процедур по исполнению бюджетного обязательства и заполнению налоговой отчетности представляет особую актуальность в свете вступления в силу с 1 января 2010 г. Федерального закона от 28.11.2009 N 282-ФЗ О внесении изменений в главы 22 и 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Порядок исчисления и уплаты транспортного налога установлен гл. 28 Транспортный налог Налогового кодекса Российской Федерации (ст. ст. 356 - 363). В целях единообразного применения налоговыми органами норм гл. 28 НК РФ Приказом МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177 Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 28 Транспортный налог части второй Налогового кодекса Российской Федерации утверждены Методические рекомендации по применению главы 28 Транспортный налог НК РФ.
Транспортный налог является региональным и право установления и введения транспортного налога на территориях субъектов Российской Федерации отнесено к компетенции законодательных органов власти субъектов Российской Федерации. Транспортный налог подлежит к уплате на той территории, где принят соответствующий региональный закон.
Субъекты Российской Федерации сами определяют ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу, а также могут предусматривать налоговые льготы.
Порядок исчисления транспортного налога не зависит от режима налогообложения торговой организации. Данное обязательство обязательно для исполнения и теми организациями, которые используют общий режим налогообложения, и теми, которые переведены на уплату единого налога на вмененный доход или применяют упрощенную систему налогообложения.
Элементы налогообложения, взаимосвязь которых определяет механизм исчисления и уплаты налога..
После регистрации транспортного средства в органах ГИБДД организация становится плательщиком транспортного налога. Объектом налогообложения признаются различные виды самоходных транспортных средств на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке.
Ставки налога, базовый уровень которых закреплен в ст. 361 НК РФ, определяются исходя из мощности двигателя. При этом региональным властям с 1 января 2010 г. предоставлено право увеличить или уменьшить установленную в Кодексе ставку налога не более чем в 10 раз. До указанной даты субъекты РФ могли изменить ставки не более чем в 5 раз.
При определении видов транспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей, специальных машин следует руководствоваться ОбщеРоссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359 О принятии ОбщеРоссийского классификатора основных фондов.
Сумма налога рассчитывается обычным способом - умножением налоговой ставки на налоговую базу. Однако такой расчет будет справедлив только для тех транспортных средств, которые были на учете у налогоплательщика в течение всего календарного года.
Особенность расчета транспортного налога связана с необходимостью расчета специального коэффициента (отношение числа полных месяцев владения транспортным средством к 12 - числу месяцев в году) в случае регистрации и (или) снятия с регистрации транспортного средства в течение календарного года.
При этом месяц регистрации транспортного средства независимо от даты (числа) принимается за полный месяц. В аналогичном порядке определяется количество месяцев владения транспортным средством при снятии его с учета. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается за один полный месяц.
По итогам налогового периода организации налогоплательщики по месту нахождения транспортных средств производят уплату транспортного налога и представляют в налоговый орган налоговую декларацию по транспортному налогу.
Каждый субъект РФ имеет право самостоятельно утверждать формы отчетности по транспортному налогу. Однако региональные власти могут установить авансовые платежи по транспортному налогу и промежуточные формы отчетности, которые необходимо сдавать в течение года (Расчеты авансовых платежей).
Если в регионе утверждена собственная форма декларации по транспортному налогу, то именно ее и нужно представлять в налоговые органы. Однако собственные формы отчетности утвердили не все субъекты РФ. Им можно использовать налоговую декларацию, составленную по общефедеральной форме. Об этом говорится в Методических рекомендациях по применению главы 28 Транспортный налог НК РФ.
Форма заполнения декларации утверждена Приказом Минфина России от 13.04.2006 N 65н (ред. от 19.12.2006) Об утверждении формы налоговой декларации по транспортному налогу и Порядка ее заполнения.
Порядок заполнения декларации по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 13.04.2006 N 65н, проиллюстрируем на примере 1.
Пример 1. На балансе ООО Атлант по состоянию на 1 января 2009 г. числятся следующие транспортные средства:
- легковой автомобиль Шевроле Captiva с мощностью двигателя 230 л. с
- легковой автомобиль Опель Combo с мощностью двигателя 89,76 л. с.
- легковой автомобиль Опель Insigmia с мощностью двигателя 220,32 л. с.
В июне 2009 г. организация приобрела автомобиль Шевроле Niva с мощностью двигателя 79,6 л. с. Регистрация автомобиля в ГИБДД осуществлена в июле.
В июне 2009 г. автомобиль Опель Insigmia был продан и в этой связи снят с учета 17 июня 2009 г.
В ноябре 2009 г. организацией был приобретен легковой автомобиль Опель Астра с мощностью двигателя 140 л. с. и в этом же месяце автомобиль зарегистрирован в ГИБДД.
Для расчета транспортного налога воспользуемся ставками, указанными в Налоговом кодексе.
Так, для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л. с. включительно ставка равна 5 руб. за л. с. для автомобилей от 100 до 150 л. с. - 7 руб. для автомобилей от 200 до 250 л. с. - 15 руб.
Произведем расчет суммы налога за 2009 г. по каждому транспортному средству, заполняя соответствующие строки разд. 2. Расчет налога по каждому транспортному средству (по данным налогоплательщика) налоговой декларации.
По транспортным средствам, по которым в течение года производились сделки купли-продажи, исчисление налога производится только за период полных месяцев владения данным транспортным средством:
- по легковому автомобилю Шевроле Niva - с июля по декабрь (6 месяцев коэффициент, с учетом которого произведен расчет суммы налога, равен 0,5 (6 месяцев / 12 месяцев))
- по легковому автомобилю Опель Астра - с ноябрь по декабрь (2 месяца коэффициент - 0,17)
- по легковому автомобилю Опель Insigmia - с января по июнь (7 месяцев коэффициент - 0,58).
Общая сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения транспортных средств, составит 6181 руб. и подлежит отражению по строке 50 разд. 1 налоговой декларации.
Сумма уплаченных авансовых платежей отражается по строке 040 разд. 1. Ее необходимо заполнять только в том случае, если в соответствии с региональным законодательством организация представляет налоговые декларации по итогам отчетных периодов (ежемесячно или ежеквартально).
Разница между строками 030 и 040 указывается по строке 050. Затем она распределяется по строкам уплаты транспортного налога. Для этого по строкам 060 фиксируется срок уплаты, а по строкам 070 - сумма очередного платежа. Если разница между строками 030 и 040 имеет отрицательное значение, то она указывается по строке 080. Ее можно зачесть в счет будущих платежей по транспортному налогу.
Сведения, указанные в налоговой декларации, должны быть заверены печатью организации, подписью руководителя и главного бухгалтера с указанием фамилии, имени, отчества и ИНН.
Для осуществления расчетов с бюджетом по налоговому обязательству, обусловленному использованием транспортных средств, в учетной системе торгового предприятия предназначен открытый к счету 68 Расчеты по налогам и сборам специальный субсчет Расчеты по транспортному налогу.
В целях финансового учета сумма налога, исчисленная в рассмотренном примере 1 в налоговой декларации, отражается бухгалтерской записью:
Дебет счета 44 Расходы на продажу
Кредит счета 68, субсчет Транспортный налог, 6181 руб.
Перечисление указанной суммы налога в бюджет будет произведено платежным поручением, служащим документальным основанием для корреспонденции:
Дебет счета 68, субсчет Транспортный налог,
Кредит счета 51 Расчетные счета 6181 руб.
Однако в целях соблюдения положений ст. 313 НК РФ организации обязаны вести налоговый учет, представляющий собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным налоговым законодательством.
На основании ст. 247 НК РФ организации имеют право уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов, перечень которых установлен ст. ст. 253, 264, 265 НК РФ.
В целях налогового учета расходы, произведенные предприятием, принимаются при условии их соответствия определенным критериям.
Расходами предприятия признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Подпунктом 1 п. 1 ст. 264 НК РФ предусмотрено включение в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, сумм налогов и сборов, уплачиваемых в соответствии с законодательством РФ. К числу таких расходов относится и величина транспортного налога.
Основанием для налогового учета расходов в виде транспортного налога являются суммы, подлежащие уплате в бюджет и отражаемые в соответствующей налоговой декларации.
При исчислении транспортного налога за 2010 г. необходимо учитывать особенности регионального законодательства и следует иметь в виду, что внесенные изменения в ст. 361 НК РФ Федеральным законом от 28.11.2009 N 282-ФЗ не влекут автоматического увеличения налоговых ставок, а расширяют диапазон возможностей для принятия решений органами власти субъектов РФ по установлению ставок транспортного налога. Действительно, внесенные поправки не изменили размеры ставок, указанные в п. 1 ст. 361 НК РФ. Но, несомненно, многие регионы воспользуются новым правом и увеличат ставки более чем в пять раз.
При этом согласно п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем через месяц со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Напомним, что налоговым периодом по транспортному налогу является календарный год (п. 1 ст. 360 НК РФ). Следовательно, законы субъектов РФ, изменяющие ставки транспортного налога более чем в пять раз, могут вступать в силу с 1 января 2011 г. если такие законы будут приняты и опубликованы в период с 1 января по 30 ноября 2010 г.
Кроме того, согласно ранее действовавшей редакции НК РФ допускалось установление дифференциации ставок в зависимости от категории и срока полезного использования транспортного средства (п. 3 ст. 361 НК РФ). С 1 января 2010 г. такое основание для разграничения ставок, как срок полезного использования автомобиля, исключено. Однако законами субъектов РФ могут быть установлены различные ставки на транспортные средства в зависимости от года их выпуска и экологического класса.
Другое важнейшее изменение в Налоговый кодекс связано с запрещением установления срока для перечисления авансовых платежей по транспортному налогу ранее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом, т.е. для организаций срок уплаты налога не может быть предусмотрен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 363, п. 3 ст. 363.1 НК РФ).
В соответствии с поправками, внесенными в п. 1 ст. 363 НК РФ, с 1 января 2010 г. утверждаемый законами субъектов РФ срок для уплаты авансовых платежей не может быть установлен ранее последнего дня месяца, следующего за соответствующим отчетным периодом.
Таким образом, особенностью учетных процедур в торговых организациях является построение учета транспортных средств, обеспечивающего своевременное формирование достоверных налогооблагаемых показателей по транспортному налогу и обоснованных расходов в виде сумм бюджетного обязательства, обусловленного использованием транспортных средств в основной деятельности, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.
УЧАСТНИКИ ВОВ ИМЕЮТ ПРАВО НА ЛЬГОТУ ПО ТРАНСПОРТНОМУ НАЛОГУ
От уплаты транспортного налога освобождаются ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды I и II групп за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанных категорий.
Об этом Письмо УФНС России по г. Москве от 14.10.2011 N 20-14/099945@.
Согласно ст. ст. 14 и 356 НК РФ транспортный налог является региональным, устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Статьей 357 НК РФ установлено, что налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения на основании ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено ст. 357 НК РФ.
В соответствии со ст. 356 НК РФ законодательные (представительные) органы субъекта РФ, вводя налог, определяют ставку налога в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ, порядок и сроки его уплаты.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Так, на территории г. Москвы транспортный налог исчислялся и уплачивался до 1 января 2009 г. в соответствии с Законом г. Москвы от 23.10.2002 N 48 (в ред. от 26.04.2006) ''О транспортном налоге'' (далее - Закон N 48), а с 1 января 2009 г. он исчисляется и уплачивается в соответствии с Законом г. Москвы от 09.07.2008 N 33 ''О транспортном налоге'' (далее - Закон N 33).
Налоговые льготы по налогу для налогоплательщиков - физических лиц, проживающих на территории г. Москвы и относящихся к льготной категории граждан, в виде освобождения от уплаты налога за одно транспортное средство, зарегистрированное на них, установлены:
При этом пенсионеры и инвалиды III группы в установленный ст. 9 Закона N 48 и ст. 4 Закона N 33 перечень льготных категорий граждан не включены.
В то же время согласно нормам пп. ''г'' п. 1 ст. 9 Закона N 48 и пп. 4 и 6 п. 1 ст. 4 Закона N 33 от уплаты транспортного налога освобождаются ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды I и II групп за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанных категорий.
Согласно п. 2 ст. 9 Закона N 48 и п. 2 ст. 4 Закона N 33 налогоплательщикам, являющимся физическими лицами, льготы предоставляются по заявлению налогоплательщика на основании документа, подтверждающего право на льготу.
В данном случае в зависимости от того, к какой льготной категории граждан относится налогоплательщик, таким документом является либо удостоверение ветерана Великой Отечественной войны, либо удостоверение инвалида Великой Отечественной войны, либо справка МСЭ-2007 об установлении I или II группы инвалидности.
Кроме того, необходимо отметить, что согласно нормам п. п. 2 и 3 ст. 9 Закона N 48 и п. п. 2 и 4 ст. 4 Закона N 33 при наличии у налогоплательщика права на получение льгот по нескольким основаниям льгота предоставляется по одному основанию по выбору налогоплательщика.
При этом при возникновении (утрате) права на льготы в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, предшествующих месяцу (следующих за месяцем) возникновения (утраты) права на льготы, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.
Важно также отметить, что согласно п. 3 ст. 4 Закона N 33 льготы, установленные ч. 1 названной статьи. не распространяются на водные, воздушные транспортные средства, снегоходы и мотосани.
Вместе с тем согласно норме п. 3 ст. 363 НК РФ возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном ст. ст. 78 и 79 НК РФ, то есть за период, не превышающий трех лет со дня уплаты указанной суммы.© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения " при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
Налоговый кодекс Российской Федерации - часть вторая (НК РФ)
Статья 356. Общие положения
Транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Вводя налог, законодательные органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Анонсы
Столкнулись с трудностями при покупке полиса ОСАГО? Задайте свой вопрос эксперту Российского Союза Автостраховщиков. Ждем ваши вопросы на editor@garant.ru до 1 июля.
Письмо УФНС России по г. Москве от 3 марта 2008 г. № 18-08/4/020114@ “О транспортном налоге”
12 мая 2008
Согласно ст. 356 Налогового кодекса РФ транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Транспортный налог на территории г. Москвы установлен Налоговым кодексом РФ и Законом г. Москвы от 23.10.2002 N 48 &ldquoО транспортном налоге&rdquo (далее - Закон N 48).
Налоговые льготы по транспортному налогу для граждан, проживающих на территории г. Москвы, установлены в ст. 9 Закона N 48.
Так, в соответствии с пп. &ldquoг&rdquo п. 1 ст. 9 Закона N 48 от уплаты транспортного налога освобождаются ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды I и II групп - за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанных категорий.
Таким образом, от уплаты транспортного налога освобождены ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды I II групп только за одно транспортное средство, зарегистрированное на них.
Для получения льготы необходимо подать заявление в налоговый орган по месту жительства и представить документ (справку об инвалидности, удостоверение ветерана ВОВ), подтверждающий право на льготу.
Заместитель руководителя
Управления Федеральной налоговой службы
по г. Москве
Е.А. Останина
Письмо УФНС России по г. Москве от 3 марта 2008 г. N 18-08/4/020114@ &ldquoО транспортном налоге&rdquo
На основании данного письма подготовлены разъяснения, опубликованные в газете Московский налоговый курьер, N 7-8, апрель 2008 г.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!