Правовые льготы понятие признаки функции виды
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования теория государства и права
Глава 21. Механизм правового регулирования
1. Понятие, признаки и виды правовых средств
Право — многогранное явление, призванное регулировать общественные связи. Его можно рассматривать с разных сторон.
В роли социального феномена цивилизации, элемента культуры, меры свободы и справедливости право в большей степени характеризуется как цель по отношению к обществу, приобретает мощное социальное звучание.
Наряду с этим право можно оценивать и как средство (инструмент) для разрешения практически значимых задач общества, для удовлетворения интересов людей. Данный подход в юридической науке называют инструментальным, в рамках которого и исследуются правовые средства.
Термин «правовые средства» имеет известную неопределенность. Рядом с ним вполне можно поставить термины «правовые явления», «правовые феномены», «правовые факторы», «правовые условия» и т. п. которые в самом широком смысле взаимозаменяемы. В качестве правовых средств выступают нормы и принципы права, правоприменительные акты, договоры, юридические факты, субъективные права, юридические обязанности, запреты, льготы, меры поощрения, меры наказания, акты реализации прав и обязанностей и т. п. Именно тот или иной арсенал, набор средств придает специфику отраслям и институтам права.
На наш взгляд, правовые средства — это правовые явления, выражающиеся в инструментах (установлениях) и деяниях (технологии), с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных 'целей.
Общие признаки правовых средств:
1) они выражают собой все обобщающие юридические способы обеспечения интересов субъектов права, достижения поставленных целей (в этом проявляется социальная ценность данных образований и в целом права)
2) отражают информационно-энергетические качества и ресурсы права, что придает им особую юридическую силу, направленную на то, чтобы преодолеть препятствия, стоящие на пути удовлетворения интересов участников правоотношений
3) сочетаясь определенным образом, выступают основными работающими частями (элементами) действия права, механизма правового регулирования, правовых режимов (т. е. функциональной стороны права)
4) приводят к юридическим последствиям, конкретным результатам, той или иной степени эффективности либо дефектности правового регулирования
5) обеспечиваются государством.
Правовые средства имеют синтетический, своего рода «компромиссный» характер, ибо призваны связывать идеальное (цель) с реальным (результатом). Этимологически термин «средство» происходит от слова средний, серединный. Средство — связующее звено между субъектом и объектом деятельности, между идеальной, мысленной моделью и материальным результатом. Поэтому правовые средства, выступая специфическим посредником, с неизбежностью включают как фрагменты идеального (инструменты, средства-установления — субъективные права, обязанности, льготы, запреты, поощрения, наказания и т. д.), так и фрагменты реального (технологию, средства-деяния, направленные на использование инструментов).
К средствам-деяниям относятся акты реализации прав и обязанностей как самостоятельный элемент механизма правового регулирования. Причем практически всю правовую деятельность (правотворческую, правоприменительную, интерпретационную), если смотреть на нее через призму актов реализации, можно отнести к юридической технологии (средствам-деяниям). В частности, правотворческий орган, принимая нормативные документы, реализует соответствующие права и обязанности. Точно так же осуществляется и всякая иная юридическая деятельность, сердцевиной, стержнем которой опять же выступают акты реализации прав и обязанностей, результатом же являются совсем другие акты — правоприменительные и интерпретационные.
Виды правовых средств:
по отраслевой принадлежности они могут быть конституционными, гражданскими, административными и т. п.
по характеру — материальными и процессуальными
по функциональной роли
регулятивными и охранительными
по информационно-психологической направленности (чьим интересам отдается предпочтение) — стимулирующими (поощрения, льготы, дозволения) и ограничивающими (наказания, запреты, обязанности).
2. Механизм правового регулирования: понятие и основные элементы
Механизм правового регулирования — это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.
Цель механизма правового регулирования — обеспечить свободное движение интересов субъектов к ценностям (содержательный признак). Механизм правового регулирования — система различных по своей природе и функциям юридических средств, позволяющих достигать его цели (формальный признак). Механизм правового регулирования показывает, как работает то или иное звено, позволяет выделить основные, ключевые, опорные юридические инструменты, занимающие определенное иерархическое положение среди всех других.
Потребность в различных юридических средствах, действующих в механизме правового регулирования, определяется разным характером движения интересов субъектов к ценностям, наличием многочисленных препятствий на этом пути. Именно неоднозначность проблемы удовлетворения интересов как содержательного момента предполагает и разнообразие их правового обеспечения.
Можно выделить следующие элементы механизма правового регулирования:
1) норма права (в ней устанавливается Модель удовлетворения интересов)
2) юридический факт или фактический состав с таким решающим фактом, как организационно-исполнительный правоприменительный акт
3) правоотношение (нормативные требования здесь конкретизируются для соответствующих субъектов)
4) акты реализации прав и обязанностей (действия субъектов в форме соблюдения, исполнения и использования)
5) охранительный правоприменительный акт (в случае правонарушения).
3. Правовые режимы: понятие, признаки, виды
Правовой режим — это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.
Правовым режимам присущи следующие основные признаки:
1) они устанавливаются в законодательстве и обеспечиваются государством
2) имеют цель специфическим образом регламентировать конкретные области общественных отношений, выделяя во временных и пространственных границах те или иные субъекты и объекты права
3) представляют собой особый порядок правового регулирования, состоящий из юридических средств и характеризующийся определенным их сочетанием
4) создают конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов отдельных субъектов права.
Правовые режимы придают адекватность и эластичность юридической форме, позволяют ей более четко улавливать различия неоднородных социальных связей, точнее реагировать и учитывать особенности разных субъектов и объектов, временные и пространственные факторы, включенные в сферу действия права.
Правовые режимы классифицируются по многим основаниям. В зависимости от:
предмета правового регулирования выделяют конституционный, административный, земельный режимы и т. д.
их юридической природы — материальные и процессуальные
содержания — валютный, таможенный, пошлинный режимы и т. п.
субъектов, в отношении которых он устанавливается, — режим беженцев, вынужденных переселенцев, лиц без гражданства и т. д.
функций права — режим особого регулирования и особой охраны
формы выражения — законный и договорный
уровня нормативных актов, в которых они установлены, — общефедеральные, региональные, муниципальные и локальные
сфер использования — внутригосударственные и межгосударственные (режимы территориальных вод, экономических санкций и пр.).
4. Стимулы и ограничения в механизме правового регулирования
Правовой стимул — это правовое побуждение к законопослушным действиям, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования.
Общие признаки реализации правовых стимулов:
1) они связаны с благоприятными условиями для осуществления собственных интересов личности, так как обещают либо предоставляют ценности, а иногда отменяют либо снижают меру лишения ценностей (например, отмена или снижение меры наказания есть стимул)
2) расширяют объем возможностей, свободы, ибо формами проявления правовых стимулов выступают субъективные права, законные интересы, льготы, поощрения
3) обозначают собой положительную правовую мотивацию
4) предполагают повышение положительной активности
5) направлены на упорядоченное изменение общественных связей, выполняют функцию их развития. В этих признаках заключается их необходимость и социальная ценность.
Виды правовых стимулов:
по элементу структуры нормы права можно выделить юридический факт-стимул (гипотеза), субъективное право, законный интерес, льготу (диспозиция), поощрение (санкция)
по предмету правового регулирования — конституционные, гражданские, экологические и т. п.
по объему — основные (субъективное право), частичные (законный интерес) и дополнительные (льгота)
по времени действия — постоянные (право на собственность) и временные (разовая премия)
по содержанию — материально-правовые (зарплата) и морально-правовые (благодарность).
Правовое ограничение — это правовое сдерживание противозаконной акции, создающее условия для охраны и защиты интересов контрсубъекта и общественных интересов
Общие признаки реализации правовых ограничений:
1) они связаны с неблагоприятными условиями (угроза или лишение определенных ценностей) для осуществления собственных интересов субъекта, ибо направлены на их сдерживание и одновременно на удовлетворение интересов противостоящей стороны и общественных интересов в охране и защите
2) сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а значит, и прав личности, что достигается с помощью обязанностей, запретов, наказаний и т. п.
3) обозначают собой отрицательную правовую мотивацию
4) предполагают снижение отрицательной активности
5) направлены на защиту общественных отношений, выполняют функцию их охраны.
Виды правовых ограничений:
по элементу структуры нормы права можно выделить юридический факт-ограничение (гипотеза), юридическую обязанность, запрет, приостановление и пр. (диспозиция), наказание (санкция)
по предмету правового регулирования — конституционные, гражданские, экологические и т. п.
по объему — полные (ограничение дееспособности детей) и частичные (ограничение дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет)
по времени действия — постоянные (установленные законом избирательные ограничения) и временные (обозначенные в акте о чрезвычайном положении)
по содержанию — материально-правовые (лишение премии) и морально-правовые (выговор).
5. Правовые льготы: понятие, признаки, функции
Правовая льгота —. это правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворять собственные интересы и выражающиеся как в предоставлении дополнительных особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей.
Признаки правовых льгот:
1) связаны с более полным удовлетворением собственных интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности, что обязательно должно осуществляться в рамках общественных интересов (цели здесь имеют первостепенное значение, ибо не всякое расширение прав и освобождение от обязанностей выступают в качестве льготы. Например, увеличение властных полномочий администрации в условиях чрезвычайного положения, освобождение иностранцев от воинской службы не являются правовыми льготами, так как перед ними стоят другие цели)
2) представляют собой специфические исключения из общих правил, отклонения от единых требований нормативного характера, выступая способом юридической дифференциации (льготы — это элемент прежде всего специального правового статуса лица, механизм дополнения основных прав и свобод субъекта возможностями юридического характера)
3) в отличие от привилегий выступают правомерными исключениями, законными изъятиями, установленными компетентными органами в нормативных актах в соответствии с демократическими процедурами нормотворчества.
Правовые льготы выполняют две основные функции:
компенсационную (создают хотя бы примерно равные возможности для развития лиц неравных в силу биологических и социальных причин)
стимулирующую (побуждают к отдельным видам общественно-полезной деятельности, обеспечивая благоприятные условия для удовлетворения собственных интересов лица).
6. Правовые поощрения: понятие, признаки, функции, виды
Правовые поощрения — это форма и мера юридического одобрения добровольного, заслуженного действия, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприятные последствия.
Признаки правовых поощрений:
1) заслуженность поведения, т. е. добросовестный правомерный поступок, связанный со «сверхисполнением» субъектом своих обязанностей либо с достижением общепризнанного полезного результата, требующего поощрения
2) добровольность, ибо в поощрительной норме содержится призыв совершить желательный для общества и государства, но не обязательный для каждого субъекта поступок (поощрение жестко не предписывает тот или иной вид социально ценного поведения, а воздействует благодаря привлекательности и выгодности обещанных в установленной норме последствий)
3) юридическое одобрение добровольного заслуженного поступка в форме вознаграждения (для правового поощрения необходимы лишь определенные формы одобрения — юридические, с соответствующими количественными и качественными характеристиками — мерой, зависимыми от степени заслуг)
4) взаимовыгодность их как для субъекта, так и для общества (поощрение сочетает различные интересы, гармонизирует их, удовлетворяя благоприятными последствиями)
5) выступают в качестве юридического стимула, как правило, самого действенного по сравнению с субъективными правами, рекомендациями, льготами и т. п.
Заслуга (заслуженное поведение) характеризуется следующими чертами:
1) она сопряжена с социально-активным поведением, с осуществлением позитивных обязанностей
2) это добросовестное отношение лица к своему долгу
3) это правомерное поведение, не противоречащее юридическим нормам
4) связана со «сверхисполнением» лицом своих обязанностей либо с достижением им общепризнанного полезного результата («сверхисполнение» означает поведение, воплощающееся в общественно полезном деянии, превосходящем по своим масштабам итоги обычных действий)
5) является основанием поощрительных мер точно так же, как правонарушение выступает основанием мер наказания (более того, характер и степень заслуг определяют вид поощрения).
Для наиболее полного рассмотрения признаков правовых поощрений необходимо последнее понятие соотнести с понятием «правовое наказание».
Правовое наказание — это форма и мера юридического осуждения (порицания) виновного, противоправного поведения, в результате которого субъект в чем-то обязательно ограничивается, чего-то лишается.
Общие признаки поощрений и наказаний:
1) они являются правовыми средствами воздействия на интересы лиц
2) для них установлены определенные процедуры — формы поощрения и наказания заранее известны и закреплены в соответствующих нормативных актах, там же определен и круг лиц, наделенных правом применять те или иные меры поощрения и наказания
3) обеспечиваются мерами государственной защиты, гарантируются законом
4) выступают одновременно в качестве наиболее сильных обеспечивающих факторов реализации других правовых средств (льгот, субъективных прав, запретов, юридических обязанностей)
5) связаны с благом, ценностями, хотя последствия этой связи будут зависеть от того, что применяется — поощрение или наказание
6) для их наступления необходимо, кроме объективной стороны, еще и определенное субъективное состояние лица, выразившееся либо в заслуге и подлежащее поощрению, либо в прямо противоположной «заслуге» (вине) и подлежащее наказанию.
Различия между поощрением и наказанием:
1) если поощрение как заслуженная мера призвано подкрепить положительное поведение, характеризующее позитивные цели и мотивы субъекта, а также превосходящее обычные требования, то наказание — тоже своеобразная заслуженная мера, но выступающая как средство защиты общества от правонарушений
2) если меры поощрения связаны с элементами взаимополезности общества и субъекта, то меры наказания — с элементами взаимовредности
3) если поощрение одобряет, то наказание осуждает, что вызывает у лица соответственно положительные или отрицательные эмоции
4) по-разному проявляется связь с благом, ценностями — если при поощрении субъекту предоставляется определенная ценность, то при наказании он лишается каких-либо ценностей
5) если в наказании заложены силы, подтягивающие, так сказать, поведение личности до нормы, то в поощрении — силы, поднимающие такое поведение выше нормы
6) при соотношении этих мер ведущую роль отводят поощрениям, которые, увеличивая число альтернатив поведения, представляют собой более гибкое воздействие, чем наказание. Правовые поощрения выполняют следующие функции:
1) контролирующую, с помощью которой законодатель и правоприменитель корректируют ту или иную деятельность лиц (например, путем обозначения в нормативных и правоприменительных актах действий, в которых заинтересовано общество и государство)
2) мотивационную, с помощью которой поощрение побуждает к «сверхисполнению» обязанностей и к совершенствованию социально-полезных творческих действий, превосходящих обычные требования, развивает трудовую и общественно-политическую активность (мотивация построена на основе привлекательных и заранее обещанных благоприятных последствий)
3) коммуникативную, с помощью которой поощрительные меры выражают определенную юридическую информацию, содержат конкретные сообщения, поступающие от субъекта управления (законодателя, правоприменителя) к объекту (лицам) и служат тем самым особым способом связи между ними
4) оценивающую, с помощью которой управляющий орган дает официальную положительную оценку чьего-либо заслуженного поведения, публично признает и одобряет его, отражает степень его полезности для общества, выделяет лучших субъектов, достойных поощрения
5) гарантирующую, с помощью которой поощрения создают благоприятные условия для укрепления дисциплины и порядка, обеспечивают реализацию других юридических средств (прежде всего обязанностей)
6) распределяющую, с помощью которой право, закрепляя меру поощрения за инициативное, добросовестное поведение, устанавливает тем самым условия пользования определенными благами, в получении которых выражен собственный интерес субъектов
7) воспитательную, с помощью которой поощрение, создавая у человека хороший психологический настрой, вдохновляет его к проявлению инициативы, к творчеству.
Правовые поощрения весьма многообразны. Они используются в разных областях социальной жизнедеятельности. Их соответственно можно классифицировать по:
предмету правового регулирования — на административные (досрочное присвоение специального звания), трудовые (награждение Почетной грамотой), уголовно-исполнительные (досрочное освобождение из мест лишения свободы) и т. п.
их юридической природе — на материально-правовые (награждение именным оружием) и процессуальные (вознаграждение свидетеля за предоставление особо ценной информации)
сфере использования — на поощрения в области литературы, искусства, науки, техники, государственной и воинской службы и т. п.
применяющим их субъектам — на государственные (президентские, правительственные, министерские и т. п.) и негосударственные (муниципальные и пр.)
форме связи с благом — на предоставляющие дополнительные блага (награждение ценным подарком, медалями и орденами) и освобождающие от обременении (досрочное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания)
содержанию — на финансово-экономические (выдача денежной премии), моральные (объявление благодарности) и организационные (присвоение в органах внутренних дел специального звания на одну ступень выше предусмотренного по занимаемой штатной должности)
иерархии — на общефедеральные, региональные, локальные
уровню — на высшие (государственные награды) и обычные (занесение в Книгу Почета, на Доску Почета)
связи с конкретной профессиональной деятельностью — на профессиональные (присвоение почетного звания «Заслуженный юрист Российской Федерации», «Заслуженный деятель науки Российской Федерации») и общесоциальные (вручение золотой или серебряной медали за отличную учебу в средней школе)и т. п.
7. Эффективность правового регулирования
Механизм правового регулирования — организационное воздействие правовых средств, позволяющее в той или иной степени достигать поставленных целей, т. е. результативности. Как и любой иной управленческий процесс, правовое регулирование стремится к оптимизации, к действенности правовой формы, в наибольшей мере создающей режим благоприятствования для развития полезных общественных отношений.
Эффективность правового регулирования — это соотношение между поставленной перед ним целью и достигнутым результатом.
В современных условиях можно выделить следующие пути повышения эффективности правового регулирования:
1) совершенствование правотворчества, в процессе которого в нормах права (с учетом высокого уровня законодательной техники) наиболее полно выражаются общественные интересы и те закономерности, в рамках которых они будут действовать. Нужно создавать с помощью соответствующих юридических и информационных средств такое положение, когда закон выгоднее соблюдать, чем нарушать. Кроме того, важно усилить юридическую гарантированность правовых средств, т е. повысить уровень вероятности в достижении ценности и снизить уровень вероятности в воспрепятствовании этому процессу
2) совершенствование правоприменения «дополняет» действенность нормативного регулирования. Если нормативная регламентация призвана обеспечить стабильность и необходимое единообразие в регулировании общественных отношений, ввести их в твердые рамки законности, то правоприменение — учет конкретной обстановки, своеобразие каждой юридической ситуации. Оптимальное сочетание правотворчества и правоприменения придает гибкость и универсальность правовому регулированию, минимизирует сбои и остановки в действии права
3) повышение уровня правовой культуры субъектов права также будет влиять на качество правового регулирования, на процесс укрепления законности и правопорядка.
Интересы человека — вот главный ориентир для совершенствования элементов механизма правового регулирования. Выступая своего рода юридической технологией удовлетворения данных интересов, механизм правового регулирования должен быть социально ценным по своей природе, создавать режим благоприятствования реализации законных стремлений личности, упрочению ее правового статуса.
2 ПОНЯТИЕ ПРАВА, ЕГО ПРИЗНАКИ И ФУНКЦИИ
Под словом «право» в любом его значении подразумевается обоснованная, оправданная свобода или возможность поведения, которая признается в обществе. Термин « право» понимается в следующих 4-х значениях, смыслах:
1.В смысле обычных прав – свободы или возможности поведения, основанные на обычаях, т. е. нормах, вошедших в привычку (например, обычай старшинства).
2.В смысле моральных прав – свободы или возможности поведения, основанные на принципах добра, справедливости (например, на таких принципах, как благодарность за бескорыстную помощь, уважение к женщине).
3.В смысле корпоративных прав – свободы или возможности поведения, основанные на уставных и иных положениях которые действуют внутри общественных, негосударственных объединений, организаций, партий (например, право избирать и быть избранным в руководящие органы, право налагать дисциплинарные взыскания.)
4.В юридическом смысле – свободы или возможности поведения, называемые субъективным правом, основанные на законе, иных официальных источниках (например, право на адвокатскую защиту, право требовать возврата своего имущества из незаконного владения)
Кроме 4 названных значений термин «право» в юридической области имеет 2 значения. Одно значение уже Вам известно: это субъективное юридическое право, т. е. свобода или возможность субъекта, конкретного лица на юридически обеспеченное поведение (например, собственника земельного участка на владение, пользование землей).
Другое значение – это объективное юридическое право, т. е. юридические нормы, выраженные в законах, иных источниках: либо в целом (Российское право), либо как часть (уголовное право).
Оба эти значения находятся в тесной взаимосвязи. Субъективные юридические права (а также обязанности) возникают на основе норм объективного права. Например, гражданин имеет право на свободу вероисповедания. В силу того, что такая норма предусмотрена законодательством в ст. 28 Конституции РФ, следовательно, объективное право есть система норм, выраженная в законах и поэтому являющаяся критерием того, правомерно или неправомерно поведение субъектов – граждан, организаций, государства.
Сущность права заключается в регулировании общественных отношений в условиях цивилизации, т. е. в достижении на нормативной основе такой стабильной организованности общества, при которой реализуются демократия, экономическая свобода, свобода личности.
Высшее предназначение права – обеспечивать, гарантировать в нормативном порядке свободу в обществе, утверждать справедливость, создавать оптимальные условия для преимущественного действия в обществе экономических и духовных факторов.
Как и государство, право получает полное развитие, раскрывает свои возможности в обществе в условиях демократии. В условиях демократии право характеризуется следующим:
право перестает быть придатком государственной власти. Оно превращается в целостный, самостоятельный, социальный организм, обеспечивающий свободу и справедливость в обществе
утверждается верховенство права и оно возвышается над государственной властью
обретает свое «собственное» основание в естественном праве, в неотъемлемых правах и свободах человека
получает все более совершенное, отработанное в законах, в иных источниках содержание, его основы закрепляются в Конституции
становится нераздельно единым, с независимым правосудием.
Основными функциями права являются:
регулятивная – предполагает упорядочение общественных отношений, путем закрепления существующих общественных связей и порядков и обеспечение активного поведения тех или иных субъектов.
охранительная – предполагает установление мер юридической защиты и юридической ответственности, порядка их возложения и исполнения.
На основании вышеизложенного можно дать следующее определение права.
ПРАВО – это совокупность общеобязательных для всех норм, правил поведения, выраженных в законах, иных источниках, признаваемых и охраняемых государством.
90. Понятие, признаки и функции правовых льгот.
Льготы представляют собой идеи справедливости и равенства в условиях правового государства, выступающие специфическим критерием сущностных начал права, его принципиальных основ, предоставляя определенные преимущества субъектам права.
Льготы - это предоставление определенному лицу преимуществ по сравнению с другими лицами, участвующими в правоотношениях аналогичного характера, частично или полностью освобождающие от выполнения установленных законом обязанностей либо облегчающие выполнение возложенных обязанностей.
Льготы - это социальная мера, в которой проявляется общественная ценность, под которой подразумевается определенное законодателем облегчение положения субъекта, позволяющее ему преимущественно полно и эффективно с наибольшей скоростью удовлетворить интересы, определенные возникшим правоотношением, и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей.
Льготы - это правовая категория, присущая специально правовому статусу лица, механизм дополнения основных прав и свобод субъекта специфическими возможностями юридического характера, особое право, дополняющее имеющиеся у лица права с целью гарантировать определенный уровень потребления, облегчить доступ к юридически обеспеченному благу.
Отличительными признаками правовых льгот является то, что они :
1) сопровождаются более полным удовлетворением интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности, что обязательно должно осуществляться в рамках общественных интересов. При установлении льгот законодатель ставит цель социально защитить, улучшить положение отдельных лиц, перевести процесс удовлетворения их интересов в более благоприятный режим. Цели здесь имеют первостепенное значение, ибо не всякое расширение прав и освобождение от обязанностей выступает в качестве льготы
2) представляют собой исключения из общих правил, отклонения от единых требований нормативного характера, выступают способом юридической дифференциации. Чем совершеннее право, тем дифференцированнее оно регламентирует конкретные вопросы общественной жизни
3) выступают правомерными исключениями, законными изъятиями, установленными компетентными органами в нормативных актах в соответствии с демократическими процедурами правотворчества. Правовую льготу не следует отождествлять с таким внешне похожим на нее феноменом, как привилегия. Их объединяет то, что оба средства - исключения из общих правил, позволяющие улучшать положение субъектов.
Льготы - это законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной защите прав и свобод граждан при осуществлении ими предоставленными законом прав.
Цель правовых льгот заключается в согласовании интересов личности, социальных групп, государства. Льготы связывают и гармонизируют эти различные интересы, позволяя их удовлетворять, распределяя социальные блага и содействуя тем самым нормальному развитию как отдельного гражданина, так и общества в целом.
Правовые льготы выполняют компенсационную и стимулирующую функции.
Компенсационный характер правовых льгот состоит в создании равных возможностей для развития лиц, находящихся в неравных условиях в силу биологических и социальных причин.
Стимулирующая функция заключается в способности побуждать к отдельным видам общественно полезной деятельности, создавать благоприятные условия для удовлетворения собственных интересов лица.
Подобную функцию льготы выполняют наряду с такими юридическими средствами, как дозволения, поощрения. Стимулирующая сила у льгот больше, чем у дозволений, ибо льгота - дополнительная возможность, преимущество.
91. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ФУНКЦИИ ПРАВОВЫХ ПООЩРЕНИЙ. ПООЩРИТЕЛЬНЫЕ САНКЦИИ
Проблема поощрительных санкций в литературе оценивается неоднозначно. В науке имеются сторонники и противники использования данного термина, однако, по мнению многих теоретиков правовой науки, понятие поощрительной санкции в целом достаточно адекватно отражает реальную действительность и имеет право на существование, что все больше поддерживается и представителями других наук.
Правовое поощрение является формой и мерой юридического одобрения добровольного заслуженного поведения, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприятные последствия.
Правовое поощрение неразрывно связано с заслуженным поведением (заслуга - это общепризнанная полезность чьих-либо поступков, деятельности) сопряжено с сугубо добровольным поступком. Кроме того, оно стимулирует позитивные действия, выступая формой вознаграждения со стороны общества и государства, а также сочетает различные интересы, удовлетворяя стороны благоприятными последствиями.
Правовые поощрения выполняют следующие функции:
1) социального контроля, поощрения (координируют ту или иную деятельность лиц)
2) мотивационную (поощрение побуждает к совершению социально ценных действий)

3) коммуникативную . которая заключается в содержании определенной юридической информации, конкретных сведениях, поступающих от субъекта управления к объекту и служащих способом связи между ними
4) оценивающую . которая сводится к тому, что управляющий орган дает официальную оценку чьего-либо заслуженного поведения, публично признает и одобряет его
5) гарантирующую . создающую благоприятные условия для укрепления дисциплины и порядка,
обеспечивающую реализацию других юридических средств (прежде всего обязанностей)
6) распределительную . которая состоит в том, что право, закрепляя меру поощрения за инициативное, добросовестное поведение, устанавливает тем самым условия пользования определенными благами, в получении которых выражен собственный интерес субъектов
7) воспитательную (поощрение, создавая у человека за заслуженное поведение положительный психологический настрой и вызывая чувство удовлетворения, показывает образец добросовестной деятельности, вдохновляет людей к проявлению инициативы, к творчеству).
Поощрительная санкция - это мера воздействия, важнейшее средство социального контроля позитивного характера, стимулирующая поведение субъекта правоотношения.
Поощрительная санкция выражает реакцию общества на определенные факты, направленную на стимулирование, поощрение желательного, одобряемого поведения.
Поощрительные санкции выражают одобрение тщательному выполнению норм и призваны стимулировать правомерное поведение.
Наличие поощрительных санкций оправдано задачей права, которая состоит как в сдерживании правонарушений, в наказании лиц, их совершивших, так и в стимулировании правомерного поведения, в поощрении лиц, действующих в интересах общества.
Поощрительные меры совместно с мерами принуждения обеспечивают устанавливаемую государством модель правомерного поведения. Особенность поощрительной санкции состоит в гарантировании тех социальных целей, ради достижения которых такая модель поддерживается юридическими средствами, особенно тех целей, достижение которых иными способами невозможно.
Поощрительные санкции способствуют дальнейшему развитию правоотношений и юридической практики по пути расширения позитивных начал в праве, увеличения стимулов в праве, средств, и более разностороннему использованию управленческих методов воздействия на субъектов.
newinspire
Сущность, понятие, признаки и виды правовых стимулов
Ключевые слова: сущность, понятие, признаки, виды, правовых, стимулов
Учитывая, что правовое регулирование не имеет ни вещественной, ни энергетической формы, а осуществляется исключительно на информационном уровне . важно рассмотреть прежде всего информационно-психологический аспект действия права. Ведь право способно регулировать поведение только тогда, когда адресуемая информация воспринята и усвоена субъектом, его сознанием.
Существенная черта информационно-психологического механизма воздействия права на общественные отношения состоит в том, что правовые средства способствуют формированию и действию мотивов поведения, предписываемого или дозволяемого юридическими нормами.
В этом случае сознание играет роль фильтра и "декодирует" правовые средства . влияющие на него, на положительно-отрицательные факторы: "полезно - вредно", "выгодно - невыгодно". Исходя из данных правовых средств и учитывая собственные интересы, человек строит соответствующую программу действий.
В информационно-психологическом плане правовыми средствами выступают не сами нормы права, договоры или правоприменительные акты, а те конкретные меры информационно-психологического воздействия . которые в них содержатся. Это - субъективные права и обязанности, льготы и приостановления, поощрения и наказания и т.п. которые, в свою очередь, подразделяются на две большие группы: правовые стимулы и правовые ограничения.
Именно стимулы и ограничения в конечном счете являются значимыми для поведения . связанными в буквальном смысле с ценностью, на которую ориентируется интерес субъекта.
Если правовые стимулы призваны побуждать к правомерному поведению, выгодному и для личности, и для общества, то правовые ограничения - сдерживать от противоправного удовлетворения ее собственных интересов, которое может быть выгодно для личности, но не выгодно, а даже, наоборот, вредно для других граждан, общества в целом.
Правовой стимул - это правовое побуждение к законопослушному поведению, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования.
Общие признаки правовых стимулов .
1) связаны с благоприятными условиями для осуществления собственных интересов личности, так как выражаются в обещании либо предоставлении ценностей, а иногда в отмене либо снижении меры лишения ценностей (например, отмена или снижение меры наказания есть стимул)
2) сообщают о расширении объема возможностей, свободы, ибо формами проявления правовых стимулов выступают субъективные права, законные интересы, льготы, поощрения
3) обозначают собой положительную правовую мотивацию
4) предполагают повышение позитивной активности
5) направлены на упорядоченное изменение общественных отношений, выполняют функцию развития социальных связей. В этих признаках заключается их необходимость и социальная ценность.
Виды правовых стимулов .
В зависимости от элемента структуры нормы права можно выделить юридический факт-стимул (гипотеза), субъективное право, законный интерес, льготу (диспозиция), поощрение (санкция).
В зависимости от предмета правового регулирования - конституционные, гражданские, экологические и т.п.
В зависимости от объема - основные (субъективное право), частичные (законный интерес) и дополнительные (льгота).
В зависимости от времени действия - постоянные (право на собственность) и временные (разовая премия).
В зависимости от содержания - материально-правовые (зарплата) и морально-правовые (благодарность). . читать далее.
newinspire
Льготы, привилегии и иммунитеты в праве
Ключевые слова: льготы, привилегии, иммунитет, праве
Важнейшими стимулирующими средствами в информационно-психологическом механизме правового воздействия выступают льготы, привилегии, иммунитеты . которые в условиях реформирования правовой системы играют все более заметную роль в современной Российской правовой жизни.
Под правовой льготой понимается правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей.
Специфической разновидностью правовых льгот выступают привилегии . под которыми понимают специальные (во многом исключительные, монопольные) льготы для конкретных субъектов, прежде всего для властных органов и должностных лиц, необходимые им в целях наиболее полного и качественного осуществления своих определенных обязанностей.
Под правовыми иммунитетами понимают особые льготы и привилегии, преимущественно связанные с освобождением конкретно установленных в нормах международного права, Конституции и законах лиц от определенных обязанностей и ответственности, призванные обеспечивать выполнение ими соответствующих функций. . читать далее.
Правовые иммунитеты: понятие и виды
Правовые иммунитеты: понятие и виды
Правовые иммунитеты есть особые льготы и привилегии, преимущественно связанные с освобождением конкретно установленных в нормах международного права, Конституции и законах лиц от определенных обязанностей и ответственности, призванные обеспечивать выполнение ими соответствующих функций.
Иммунитеты, выступая специфическими разновидностями льгот и привилегий, естественно, имеют с ними следующие общие черты.
Они, во-первых, все создают особый юридический режим, позволяют облегчать положение соответствующих субъектов, расширяют возможности по удовлетворению тех или иных интересов. Для этого предназначены не только льготы и привилегии, но и иммунитеты, в частности дипломатический и депутатский.
Во-вторых, призваны быть правостимулирующими средствами, побуждающими к определенному поведению и формирующими положительную правовую мотивацию.
В-третьих, являются гарантиями социально полезной деятельности, способствуют осуществлению тех или иных обязанностей.
В-четвертых, выступают своеобразными изъятиями, правомерными исключениями для конкретных лиц, установленными в специальных юридических нормах.
В-пятых, представляют собой формы проявления дифференциации юридического упорядочения социальных связей.
Вместе с тем иммунитеты имеют свои сугубо специфические признаки, позволяющие выделить их в системе льгот и привилегий, говорить об их самостоятельной юридической природе.
Во-первых, если привилегии в большей мере воплощаются в преимуществах, в так называемых положительных льготах, то иммунитеты, наоборот, в большей мере проявляются в виде отрицательных льгот (освобождение от выполнения отдельных обязанностей - уплаты налогов, пошлин, свидетельский иммунитет и т.п. освобождение от ответственности).
Во-вторых, целью иммунитетов является обеспечение выполнения международных, государственных и общественных функций, служебных официальных обязанностей.
В-третьих, круг лиц, на которых распространен иммунитет, должен быть четко определен в нормах международного права, Конституции и законах. К числу подобных лиц законодательство РФ относит дипломатический и консульский корпус, Президента РФ, депутатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты, Уполномоченного по правам человека в РФ, членов из-бирательных комиссий с правом решающего голоса, членов комиссий по проведению референдума с правом решающего голоса, Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя, аудиторов и инспекторов Счетной палаты РФ, судей, народных, присяжных и арбитражных заседателей, прокуроров, следователей прокуратуры и др.
Носители же иных льгот и привилегий далеко не всегда так конкретно определены и обозначены в соответствующем законодательстве.
Правовые иммунитеты весьма многообразны. Их можно классифицировать по различным критериям. Так, в зависимости от природы реализуемых ими функций правовые иммунитеты подразделяются на международные, государственные и общественные в зависимости от сферы их осуществления - на межгосударственные и внутригосударственные в зависимости от их характера - на материально-правовые (например, освобождение должностных лиц Совета Европы от обложения налогами окладов и вознаграждений, выплачиваемых Советом Европы право беспошлинного ввоза личного имущества при первоначальном занятии должности, так называемые фискальные иммунитеты, и другие) и процессуально-правовые (неприкосновенность депутатов, иммунитет судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов и т.п.) в зависимости от объекта иммунитета - на личную неприкосновенность, неприкосновенность служебных и жилых помещений, неприкосновенность имущества, служебной переписки, архивов и иных документов, судебно-процессуальный и свидетельский иммунитет и т.д.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Агаев Ф. Л. Галузо В. Н. Иммунитеты в Российском уго-ловном процессе. М. 1998.
2. Вельш И. В. История развития института свидетельского иммунитета в России / / История государства и права. 2000. № 1. С. 28-32.
3. Даев В. Г. Иммунитеты в уголовно-процессуальной дея-тельности // Правоведение. 1992. № 3.
4. Ефремов А. Ф. О правовой неприкосновенности // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. Серия Юриспруденция. Вып. 6. Тольятти, 1999. С. 28-35.
5. Малько А. В. Иммунитеты в праве: общетеоретические проблемы // Вестник Волжского университета им.
В. Н. Татищева. Серия Юриспруденция. Вып. 6. Тольятти, 1999. С. 17-28.
6. Малько А. В. Правовые иммунитеты: понятие, признаки, виды // Вопросы теории государства и права. Новые идеи. Вып. 2 (И). Саратов, 2000. С. 42-51.
7. Малько А. В. Правовые иммунитеты // Правоведение. 2000. № 6.
8. Малько А. В. Теория государства и права. М. 2000. Гл. 19.
9. Малько А. В. Морозова И. С. Льготы в Российском праве. Саратов, 2004.
10. Малько А. В. Саломатин А. Ю. Теория государства и права: Учеб. пособие. 2-е изд. М. 2013.
11. Малько А. В. Суменков С. Ю. Привилегии и иммунитеты как особые правовые исключения. Пенза, 2005.
12. Матузов Н. И. Малько А. В. Теория государства и права. М. 2011.
13. Мироненко М. Б. О неотвратимости юридической ответственности // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. Серия Юриспруденция. Вып. 9. Тольятти, 2000. С. 38-14.
14. Морозова И. С. Основы теории правовых льгот. Саратов, 2007.
15. Руднев В. И. Иммунитеты от уголовного преследования / / Журнал Российского права. 1998. № 7.
Соотношение правового иммунитета с льготами и привилегиями по законодательству Украины
Шелевер Наталия Васильевна,
соискатель кафедры конституционного права и сравнительного правоведения юридического факультета Ужгородского национального университета.
Научный руководитель – доктор юридических наук, профессор
Рогач Александр Янович.
Иммунитет – это самостоятельное правовое средство государства, благодаря которому предоставляется исключительное право лицам, занимающим особое положение в международных, государственных и общественных отношениях, не придерживаться некоторых общих законов.
Иммунитет – исключительно правовая категория, которая предоставляет преимущества только юридическим путем. Круг субъектов, на которых распространяется иммунитет, должен быть четко закреплен в нормах международного права, конституциях и законах, и только в том объеме и в тех пределах, в которых он определен в международных или внутригосударственных законодательных актах.
Правовой иммунитет вместе с правовыми льготами и привилегиями входит в систему правового неравенства. В совокупности данные категории составляют систему изъятий из общих норм. В общественном сознании данные правовые категории рассматриваются как отклонение от конституционного принципа равенства всех перед законом и судом. Актуальным является вопрос о соотношении категории «иммунитет» со смежными правовыми категориями, поскольку в научной литературе данные правовые категории рассматривают как тождественные.
Иммунитет – это особенный вид привилегии. Он предоставляет лицам, которые им владеют, единственное, но достаточно значительное преимущество – правовую неприкосновенность.
Ряд авторов утверждает, что термин «иммунитеты» является собирательным понятием, включающим «иммунитеты в собственном значении этого слова или особые права, льготы, преимущества» и «привилегии, определяемые в международном праве как изъятия из общих правил юрисдикции» [1].
Британская доктрина рассматривает правовой иммунитет как разновидность привилегий. Так, как отмечает М.И. Левина, «… права, принадлежащие членам парламента (или то, что в современном языке называется «депутатскими иммунитетами»), различались как «привилегии» и «свободы» [2].
Е.А. Яковенко отмечает: «В юридической литературе можно встретить различные подходы к характеристике льгот. Общепринятой является точка зрения о том, что льгота представляет собой разновидность специальных прав граждан, предоставляемых некоторым группам населения, или же более высокий уровень прав для отдельных групп по сравнению с общим уровнем. Также льгота понимается как способ компенсации социально ущербных групп или отдельных членов общества» [3].
Латинское слово «privi-legium» образовано от privus – отдельный, единичный и lex – право, закон, что означает соответственно «специальный закон для особого лица», исключительное право, преимущество, предоставленное кому-либо [4].
В.А. Четвернин понимает под привилегиями не относящиеся к естественным и неотчуждаемым права социально слабых на бесплатное получение от государства (общества) социальных благ («status activus»). Особенность таких прав-привилегий заключается в том, что, во-первых, они предусматриваются законодателем лишь для определенных категорий членов общества (малоимущие, инвалиды, дети-сироты и т.д.), а во-вторых, гражданин вправе обжаловать в суд незаконный отказ формально предоставить ему одну из этих привилегий [5].
Российский ученый А.В. Малько приводит ряд общих особенностей, характерных для данных правовых категорий:
- во-первых, они создают особый юридический режим, позволяющий облегчить положение соответствующих субъектов
- во-вторых, являются правостимулирующими средствами, побуждающими к определенному поведению и обозначающими положительную правовую мотивацию
- в-третьих, выступают гарантиями социально полезной деятельности, способствуют осуществлению тех или иных обязанностей
- в-четвертых, являются своеобразными изъятиями, правомерными исключениями, установленными в специальных нормах
- в-пятых, представляют собой формы проявления дифференциации юридического упорядочения социальных связей [6].
Как считает А.Г. Репьев, к характерным чертам категорий, свидетельствующих об их общей природе, относятся:
- особая информационная и психологическая составляющая
- компенсационная направленность, исходящая от государства
- функциональная цель, состоящая в обеспечении выполнения международных, государственных и общественных функций, служебных официальных обязанностей
- строгая очерченность в объемах распространения и сфере действия, обозначенная нормативными актами [7].
Необходимо выделить и отличия между этими правовыми категориями.
Во-первых, правовой иммунитет можно отделить от льгот и привилегий по такому признаку, как социальное назначение и цель предоставления. Основное назначение льгот, предоставляемых законодательством отдельным категориям граждан, состоит в выравнивании и определенном сглаживании их фактического положения, в создании более благоприятных условий для нормального развития тех из граждан, которые особенно нуждаются в этом [8].
В отличие от льгот, основной целью правового иммунитета является обеспечение выполнения соответствующими субъектами особо важных международных, государственных, общественных функций, служебных официальных обязанностей. Данный признак сближает правовые иммунитеты с привилегиями, которые, как отмечают в литературе, «в основном сориентированы на политическую элиту, на властные и должностные лица» [9].
Во-вторых, признаком, который характеризирует правовые иммунитеты, является круг лиц, на которых распространяется иммунитет. Иммунитеты предусматриваются исключительными нормами, распространяются только на тех лиц, которые прямо предусмотрены нормами международного права, Конституцией и законами, и только в том объеме и тех пределах, в которых они определены в международных или внутригосударственных законодательных актах.
Анализ Украинского законодательства свидетельствует о том, что правовым иммунитетом в Украине пользуются Президент Украины, народные депутаты Украины, судьи Конституционного Суда Украины и судов общей юрисдикции. Однако, круг лиц, которые владеют иммунитетами по законодательству Украины, более широкий, хотя в Конституции Украины это прямо не отмечается. Конституция Украины не устанавливает возможность наделения правовым иммунитетом прокуроров и следователей, но такая возможность, на наш взгляд, основывается на ст.121 Конституции Украины, которая закрепляет положение о самостоятельности органов прокуратуры, не принадлежащих ни к одной из ветвей власти и составляющих единственную систему.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!