Льготы инвесторам Казахстане
Чем Казахстан может соблазнить инвесторов. Привлечение инвестирования в Алматы
26 марта 2014
До 20 марта Министерство экономики и бюджетного планирования РК должно внести в правительство план мероприятий по привлечению инвестиций в Казахстан. Свои идеи, которые могут взять на вооружение чиновники, изложила в статье для Forbes.kz юрист AstapovLawyers International Law Group Анна Павлова
Привлечение иностранных инвестиций в Казахстан - необходимый экономический процесс. От того, насколько эффективно и качественно экономика государства будет вписываться в хозяйственные связи на мировом уровне, непосредственно зависит дальнейшая тактика и стратегия развития государства. Привлечение иностранных инвестиций создает условия для реального улучшения производственной структуры экономики Казахстана, и это понимает правительство.
На территории Казахстана присутствует огромное количество природных ресурсов, кроме того, государство имеет достаточно выгодное месторасположение. Однако большинство иностранных инвесторов считают инвестиционный климат республики перспективным, но нестабильным. Иностранным инвесторам . в первую очередь, важно не только и не столько льготное налогообложение, сколько стабильное, экономически эффективное и предсказуемое для инвестора состояние самого государства.
Казахстан давно уже стремится создать благоприятный климат для иностранных инвесторов и решать при этом свои проблемы. Еще в феврале 1997 был принят закон "О государственной поддержке прямых инвестиций", который четко определил положение инвесторов, делающих вливания в приоритетные секторы экономики Казахстана, а также очертил перечень льгот и преференций, предоставляемых иностранным инвесторам.
Определенные успехи есть: прямые иностранные инвестиции растут быстрее, чем международная торговля. Инвестиции в основной капитал составили в Казахстане в 2013 6 трлн 52,907 млрд тенге. Рост, по данным Агентства РК по статистике, по сравнению с 2012 составил 6,5%. Основными инвесторами являются США, Германия, Великобритания, Япония, Южная Корея, Франция.
Однако кардинально ситуация не изменилась: инвесторам в Казахстане интересны прежде всего углеводороды. Согласно результатам третьего ежегодного исследования инвестиционной привлекательности Казахстана, проведенного компанией Ernst&Young в 2013, нефтегазовая отрасль останется лидером по привлечению иностранных инвестиций в ближайшие годы. При этом, правда, опрошенные инвесторы демонстрируют растущий интерес к несырьевым секторам, включая сферу деловых услуг (15% респондентов), медико-биологическую отрасль (12%), недвижимость (11%), агробизнес (10%) и телекоммуникации (6%).
На данном этапе развития Казахстана в политике инвестирования существуют конкретные проблемы:
нестабильная нормативно-правовая среда слабая транспортно-логистическая инфраструктура недостаточный объем НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки) низкий уровень развития предпринимательства сложная система налогового администрирования нерациональное использование страхования иностранных инвестиций.Для решения этих проблем и увеличения объема прямых иностранных инвестиций Казахстану необходимо провести ряд изменений:
1. Разработать законодательные акты, позволяющие создавать в Казахстане совместные страховые компании и ограничивающие монополию Казахинстраха. В настоящее время, согласно страховому законодательству, государственная компания по страхованию Казахинстрах является единственным страховщиком, которому позволено страхование рисков иностранных инвестиций в стране а инвесторам отказывают в праве выбора страховщика, услугами которого они желали бы воспользоваться.
2. Упростить формальности, разрешающие иностранным компаниям заниматься производственной деятельностью и реинвестировать свои доходы. Важной мерой в этой области представляется заключение контрактов между инвесторами и Госкомитетом по инвестициям, в котором подробно излагаются все льготы и преференции. Утвержденный порядок заключения контракта освободил бы инвесторов от многочисленных бюрократических процедур, практиковавшихся до настоящего времени. Одновременно следовало бы усилить стимулы по реинвестированию доходов иностранных компаний.
3. Для выполнения функций, связанных с реализацией государственной политики по привлечению иностранного капитала, целесообразно создать:
Кроме того, логично использовать опыт других стран, например, Турции, где одной из самых привлекательных отраслей для иностранных вложений является туризм. Для привлечения инвесторов в эту сферу Турция разработала законодательные поощрительные меры: были введены льгота в виде падающей ставки штрафных санкций и налоговая стимуляция, которая обеспечивает освобождение от корпоративного налога до тех пор, пока не окупятся инвестиции в туристическую недвижимость. Также в рамках привлечения инвесторов активно использовались все виды рекламной и выставочной деятельности. Несмотря на то, что рекламная кампания - достаточно затратное мероприятие, турецкие власти осознанно пошли на обязательное участие в выставках и до сих пор выделяют на эти мероприятия бюджетные средства. В результате за счет увеличения объема инвестиций в область туризма выиграла и сфера недвижимости. В настоящее время Турция имеет хорошие перспективы дальнейшего экономического развития и подъема.
Все эти меры, безусловно, пойдут на пользу стране: прямые иностранные инвестиции в экономику способствуют финансовой стабилизации экономики, помогают решить стратегические и тактические задачи макроэкономического характера, такие, как борьба с инфляцией, структурная перестройка, искоренение технологической и управленческой отсталости экономики. и поскольку увеличение иностранного инвестирования необходимо для Казахстана, будем надеяться, что правительство сделает все для облегчения привлечения иностранных инвестиций и положительного изменения экономической ситуации в государстве.
Сельское хозяйство Казахстана привлекательно для инвесторов
КИШИНЕВ, 14 мая / ИА "Новости - Молдова" Совместный проект Молдова-Казахстан /. Для зарубежных инвесторов особенно привлекательным в Казахстане становится рынок производства продуктов питания. Об этом в Астане на открытии бизнес-форума с участием премьер-министра Республики Литва Гедиминаса Киркиласа (Gediminas Kirkilas) заявил вице-премьер РК Умирзак Шукеев, передает ИА «НОВОСТИ-МОЛДОВА» со ссылкой на информационное агентство «Казинформ». «Мы активно будем туда инвестировать со стороны.
«Мы активно будем туда инвестировать со стороны государства и призываем вас также, как страну, которая достигла огромных успехов в аграрных технологиях, обратить на эту отрасль внимание. Бурный рост наших отраслей реального сектора - это вопрос ближайших нескольких лет", - считает вице-премьер.
Кроме того, по мнению вице-премьера, европейским партнерам создаются благоприятные условия для инвестиционной деятельности в Казахстане и реализации крупных международных проектов.
Казахстан предоставит иностранным инвесторам специальные льготы
03.10.2011 12:53
АСТАНА. 3 октября. КАЗИНФОРМ /Дамир Байманов/ - Казахстан предоставит иностранным инвесторам специальные льготы. Об этом сегодня на заседании Правительства РК сообщил заместитель Премьер-Министра РК - министр индустрии и новых технологий РК Асет Исекешев.
Изучив основные меры поддержки, которые используют наши конкуренты, мы пришли к выводу, что нам в части совершенствования инвестиционного законодательства необходимо ввести специальный режим, предусматривающий дополнительные меры поддержки инвесторов, активно используемые нашими основными конкурентами, - пояснил А. Исекешев.
Вице-министр также уточнил, что спецрежим будет применяться для стратегических инвестиционных проектов. Перечень тех или иных льгот будет определяться в индивидуальном порядке по каждому проекту. Список стратегических инвестпроектов с предоставленными льготами будет утверждаться постановлением Правительства.
Стратегические инвестиционные проекты должны удовлетворять одним из следующих критериев. Это соответствие приоритетным видам деятельности в рамках Закона Об инвестициях. Объем инвестиции должен превышать 50 млн. долларов. Также проект должен соответствовать перечню видов производства высокотехнологичной продукции, разрабатываемому в рамках Закона О государственной поддержке индустриально инновационной деятельности, - отметил А. Исекешев.
Для таких проектов вице-премьер предложил применить следующие нормы. Так, инвесторы освобождаются от уплаты КПН, налогов на имущество и землю. Конкретные сроки освобождения будут определены на основе расчетов. Также они обеспечиваются гарантированным госзаказом и промышленными субсидиями для проектов в некоторых социально-значимых регионах.
Казахстан переманивает инвесторов за льготы
Автор: Валентина Фомина
Казахстанское правительство планирует ввести новый режим, который предполагает меры поддержки иностранных инвесторов. Именно так озвучил свое предложение заместитель премьер-министра Асет Исекешев.
По его словам, этот режим будет применяться для стратегических инвестиционных проектов, а перечень льгот будет определяться в индивидуальном порядке по каждому. Список стратегических проектов планируется утверждать постановлением правительства. Министр отметил, что согласно предварительному обсуждению, льготы будет предоставляться инвесторам, вложившим в проект более $500 млн.
«Предлагается применить следующие нормы: освобождение от уплаты корпоративного подоходного налога (КПН), налогов на имущество и землю, обеспечение гарантированного государственного заказа, а также применить ряд промышленных субсидий разрешенных законодательством в соответствии с нашими переговорами с ТС и ВТО», - сказал Исекешев.
Глава ведомства также предложил отказаться от стабильности налогового режима для инвесторов, инвестирующих в несырьевые секторы экономики страны. Он пояснил, что «эти нормы предлагается ввести, не отменяя действующие нормы, а в дополнение - только для крупных и значимых проектов».
Кроме того, по словам Исекешева, правительством рассмотрен вопрос по реализации пилотного проекта безвизового режима в одностороннем порядке с 13-тью странами. Этот режим планируется ввести в 2012 году. Он также добавил, что предлагается увечить срок многократной визы со 120 до 180 суток в год. «Мы предлагаем сократить список и снять барьеры по переченю документов на визу», - добавил он.
Премьер-министр Казахстана Карим Масимов поручил в двухнедельный срок обсудить предложения министерства по поддержке крупных иностранных инвесторов и внести их на заседание правительства.
Условия для инвесторов
Индустриальные и технопарки
На территории Калужской области расположены разные по специализации индустриальные и технопарки с промышленными площадками и всей необходимой инфраструктурой: А-Парк и «Б-Парк» . предлагающие браунфилды. Они ориентированы, прежде всего, на инвесторов, проводящих политику лайт-эссетс.
Эффективная система институтов развития:
Пакет финансовых мер:
Законодательные акты, регламентирующие порядок предоставления налоговых льгот инвесторам (уменьшение налога на прибыль и ставки налога на имущество) .
Инвестиционная культура:
Об утверждении Порядка выдачи заключения о соответствии организации требованиям, предъявляемым к инвесторам Калужской области, получателям налоговых льгот
Приказ Минэкономразвития Калужской обл. от 28.12.2010 N 1243-п
Текст правового акта по состоянию на август 2012 года
Зарегистрировано в администрации Губернатора Калужской обл. 30 декабря 2010 г. N 2731
В целях реализации положений Законов Калужской области от 29 декабря 2009 года N 621-ОЗ "О понижении налоговой ставки налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет, для инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Калужской области" (в ред. Закона Калужской области от 29.11.2010 N 74-ОЗ) и от 10 ноября 2003 года N 263-ОЗ "О налоге на имущество организаций" (в ред. Законов Калужской области от 28.11.2003 N 269-ОЗ, от 31.03.2004 N 301-ОЗ, от 28.06.2004 N 319-ОЗ, от 04.10.2004 N 350-ОЗ, от 21.09.2005 N 115-ОЗ, от 05.07.2006 N 224-ОЗ, от 05.02.2009 N 521-ОЗ, от 25.06.2009 N 562-ОЗ (ред. 27.11.2009), от 27.11.2009 N 599-ОЗ, от 29.12.2009 N 620-ОЗ, от 09.03.2010 N 652-ОЗ, от 29.11.2010 N 74-ОЗ)
Инвестиционный потенциал Калужской области
Общая площадь Калужской области - 29,8 тыс. км2
Экономически активное население – 553 000 человек
Основные города – Калуга (343 000 человек), Обнинск (106 000 человек)
Климат – умеренно-континентальный
Объем иностранных инвестиций за 2006-2011 гг. – 5 млрд. $
Долгосрочный кредитный рейтинг (Fitch Ratings) – АА- (rus)
3 место в России и 1 место в ЦФО по доле прямых иностранных инвестиций на душу населения
Вновь открытых предприятий в Калужской области:
2010 г. – 14 предприятий
2011 г. – 9 предприятий
В области реализуется кластерная политика: автомобильный кластер, транспортно-логистический кластер, фармацевтический кластер.
Созданы специализированные обучающие центры:
- центр по подготовке кадров для автопрома: общая площадь 7 000 м2, дополнительно в 2012 г. 10 000 м2 20 мастерских и лабораторий количество единовременно обучаемых – до 400 человек 70 краткосрочных программ обучения 20 госпрограмм по профподготовке. Обучено для Фольксваген – 6 000 человек. План для ПСМА – 2 500 человек.
- центр по подготовке кадров для фармацевтической промышленности: количество единовременно обучаемых – до 250 человек принцип дуального обучения (теория+практика) техническая и образовательная база международного уровня.
Инвестиционный климат – один из лучших в России.

Необходимая инфраструктура для инвесторов.
Общая площадь земельных участков – 4,7 тыс. га. Свободно – 2,5 тыс. га. Резиденты – 50 компаний. Создано 8 индустриальных парков:
Калужская область
Рейтинг: / 0
Плохо Отлично
В мае 2014 года Калужская область возглавила пилотный рейтинг состояния инвестклимата в России, составленный Агентством стратегических инициатив. Невероятный рост инвестиционной привлекательности региона за последние десять лет иначе как «калужским экономическим чудом» не называют. На пороге очередного кризиса региональные власти готовы повторить чудо еще раз.
Дано: 1990-е годы, депрессивный регион с ориентацией на обнищавший машиностроительный сектор. Оборонка — некогда основа экономики «космической» Калужской области — сократила объемы производства в разы. Налоговых поступлений фактически нет, федеральные дотации формируют более 40% доходов бюджета. Зарплату платить нечем, почти половина населения области живет за чертой бедности, молодежь массово уезжает в столицу на заработки, да там и остается. Найти: стимулы развития региона на долгосрочную перспективу.
Решать подобную задачку, с вариациями в исходных данных, на рубеже тысячелетий пришлось множеству Российских регионов. Ситуация в Калужской области осложнялась тем, что «выплыть» за счет богатых природных ресурсов ей не представлялось возможным. Из промышленно значимых месторождений область располагала только камнем, песком, глиной. В активе были лишь территория, стратегически удачно расположенная в непосредственной близости к Москве, и трудовые ресурсы, отток которых, однако, нужно было срочно останавливать.
Выход регион обнаружил в привлечении промышленных инвесторов. В 2000 году победу на губернаторских выборах одержал Анатолий Артамонов — именно он превратил словосочетание «инвестиционная привлекательность» в политическую мантру для всего региона. С подачи губернатора были заложены основы законодательной поддержки инвестиционной деятельности бизнесу, решившемуся вложиться в калужские земли рублем. А лучше долларом или евро: область сразу взяла курс на работу с иностранными инвесторами. Вспоминая первые годы общения с международными партнерами, Артамонов признается, что было нелегко. Приходилось учиться понимать запросы бизнеса и предлагать партнерам то, к чему Россия в целом не привыкла, — минимум бюрократии, максимум прозрачности и ответственности.
Первым делом руководство региона обзавелось понятной инвестиционной стратегией, в которой пошагово расписывались дальнейшие действия на годы вперед. В ее основу легло создание индустриальных парков с готовой инфраструктурой, на базе которых большинство инвесторов и размещали впоследствии свои производства. «Расселение» по территориям производилось не просто так, а обдуманно. В парках с самого начала пытались реализовать кластерную логику — когда взаимосвязанные и взаимодополняющие предприятия размещаются рядом, в географической близости друг к другу, в результате чего возникает полезная синергия. Одновременно в Калуге объявили войну всевозможным административным барьерам. Для этого была создана комплексная система региональных институтов развития, которые «за руку» ведут инвестора в регион. «Зеленый коридор» дополнила система налоговых льгот и преференций, доступных любому инвестору вне зависимости от страны происхождения и отраслевой направленности бизнеса. Это пакет льгот по налогу на прибыль и на имущество — причем чем больше денег вкладывается в регион, тем больше льгот получает бизнес. Логика простая: когда речь идет о больших суммах, регион поддерживает инвестора в его желании быстрее начать «отбивать» вложения.
Инвестиционная философия, которую стала пропагандировать команда губернатора, тоже оказалась на удивление адекватной. Вот лишь некоторые ее положения. Власть понимает, что от успешности реализации каждого инвестпроекта зависит репутация всего региона, поэтому благополучный запуск производства — это дело чести для всей «проектной команды», в которую включаются и местные чиновники. Административная поддержка и полное отсутствие бюрократии — залог того, что партнер останется довольным. Работать нужно так, чтобы ни один инвестор, который вложил хотя бы рубль, доллар или евро в экономику области, никогда об этом не пожалел. Отношение ко всем инвесторам равное, будь то «якорный» резидент или сравнительно небольшой бизнес. Каждому партнеру обеспечивается прозрачный и предсказуемый бизнес-режим: низкие риски инвестирования, персональные гарантии в содействии со стороны администрации региона. На практике это означает, что губернатор, министр экономического развития, руководители институтов развития всегда находятся «в зоне доступа». Причем в буквальном смысле: номера мобильных телефонов руководящей команды, включая губернатора, есть практически у каждого инвестора, осуществляющего проект на территории области.
Кластерные отношения
Калужская инвестпрограмма «раскачивалась» целых пять лет — вплоть до 2005 года, когда начали поступать долгожданные предложения по сотрудничеству. Все это время власти изучали международный опыт, представляли свои идеи на выставках, форумах и целевых мероприятиях, отлаживали связи в промышленных кругах. Подобное рвение не могло не сработать — правда, для того, чтобы «придуманная заново» Калужская область «выстрелила», понадобился последний решающий стимул. В 2005 году активизировалась реконструкция одной из главных транспортных артерий региона — трассы на Киев M-3. Оказывается, отсутствие нормального дорожного сообщения со столицей охлаждало пыл потенциальных партнеров сильнее, чем их влекли обещания губернатора. Зато когда проблема была решена, инвесторы потянулись в регион стройной вереницей.
Основная активность на этом этапе развернулась вокруг двух важнейших кластеров — автомобильного и фармацевтического. Ни в одной из этих специализаций у области ранее не было каких-либо особых компетенций. Тем не менее кластеры действительно довольно быстро сложились, в первую очередь, по чисто экономическим причинам. Транспортные расходы занимают довольно большую часть в себестоимости, особенно в отношении крупногабаритных агрегатов. Автокластер сегодня по объемам производства занимает третье место в России: калужские заводы концернов Volkswagen, Peugeot-Citroen-Mitsubishi и Volvo уже произвели вместе миллион автомобилей. Вслед за «якорями» в область пришли производители комплектующих — их привлекли как возможность заполучить новые рынки сбыта, так и гарантированные льготы. Наряду со сборочными производствами здесь разместились поставщики кабин, навесного оборудования, автомобильного стекла, шин, отдельных агрегатов и узлов — в общей сложности 30 компаний. Вместе с промышленными предприятиями в кластерах «прописались» центры автомобильного дизайна, перспективные инновационные компании, образовательные и финансовые институты, научноисследовательские организации. Те же процессы протекали в фармкластере, где сейчас более 50 участников, причем 70% — инновационные компании.
Процесс интеграции Российских поставщиков в цепочки поставок иностранных OEM-производителей давался нелегко. «Отечественные компании, в том числе и локальные калужские, не сразу оказались готовыми выполнять высокие стандарты работы с международными партнерами», — объясняет министр экономического развития области Владимир Попов. Так, например, критерии на поставку автомобильных комплектующих предусматривают ответственность за качество продукции поставщиков третьего и четвертого уровней. Российская сторона не могла обеспечить столь глубокий контроль качества. Более того, зарубежные производители скептически оценивали (и оценивают до сих пор) возможности наших поставщиков ритмично обеспечивать их продукцией в необходимых объемах. Администрации региона приходится выступать чем-то вроде «буфера»: налаживать внутрикластерные связи, объяснять позиции обеих сторон друг другу, доказывать необходимость идти на уступки. В результате появились положительные примеры создания совместных предприятий — например, Российско-испанское «CIE Automotive Калуга» и Российско-немецкое Continental Automotive Systems.
За десять лет Калужская область стала одной из самых благоприятных территорий для развития бизнеса в России. Регион лидирует в стране по темпам роста промышленности и занимает третье место по объему прямых иностранных инвестиций на душу населения. С 2006 по 2013 год, по данным Калугастата, общий объем иностранных инвестиций составил $7,3 млрд. А если считать вместе с Российскими, то объем инвестиций, накопленных за период с начала 2006 по октябрь 2014 года, составил более 580 млрд рублей (оценки Агентства регионального развития Калужской области).
Свои проекты на территории области реализуют более 150 компаний из Германии, Франции, Швеции, Финляндии, Дании, Сербии, Южной Кореи, Японии, Китая, Турции и других стран. Среди них крупнейшие международные концерны: Volkswagen, Volvo, Peugeot, СКгоёщ Mitsubishi, Continental, L’Oreal, Nestle, Samsung, Novo Nordisk. Кластеры давно стали расширять свою специализацию. Активно развиваются предприятия, представляющие традиционные сектора экономики, — производители турбогенераторов и газотурбинных двигателей, железнодорожной техники, строительных материалов, электроники, оптики. Создаются новые высокотехнологичные производства, занимающиеся исследованиями и разработками в самых разных сферах — от ядерных технологий, авиации и космонавтики до наномеханики и очистки воды. При этом даже при растущем числе резидентов власти удается сдерживать обещания по всесторонней поддержке инвесторов и организации старта производства в максимально короткие сроки. Например, завод международного альянса PSA Peugeot- Citroёn & Mitsubishi Motors был построен за девять месяцев, а завод компании Samsung — за тринадцать.
Для этого пришлось расширить систему региональных институтов развития, которые помогают инвесторам реализовывать свои проекты. Сегодня это довольно большой конгломерат взаимосвязанных структур: Агентство регионального развития — государственный консультант и «пиарщик», Корпорация развития занимается созданием индустриальных парков, Индустриальная логистика решает вопросы транспортно-логистической инфраструктуры, Агентство инновационного развития выступает госоператором по развитию высокотехнологичных секторов экономики. Представительство Калужской области при правительстве РФ — своего рода посол региона, решающий вопросы социально-экономического развития области на федеральном уровне. Каждый из институтов решает конкретные задачи инвестора и несет персональную ответственность за вверенный ему участок работы. Курирует весь комплекс административной поддержки региональный Минэкономразвития.
Без рук
Привлечение инвесторов сегодня доведено до автоматизма. Инвестору достаточно отправить запрос с помощью онлайн- формы на инвестиционном портале Калужской области — и за десять дней формируется готовое коммерческое предложение: площадки, условия, сроки и т. д. Однако «заманить» инвестора в регион и дать ему свободно отстроить производство — далеко не все, что нужно для успеха. В инвестстратегии действует то же правило, что и в ритейле: проще и дешевле работать со старым лояльным покупателем, чем привлекать нового. Региону выгоднее, чтобы все «высаженные» на территорию проекты работали эффективно, развивались и обрастали новыми проектами. Плюс кластеров в том, что они генерируют именно такую самовоспроизводящуюся среду. Впрочем, конкуренция в кластерах тоже развивается нешуточная — в первую очередь, за кадровые ресурсы.
Открытие новых производств резко повысило спрос на рабочую силу в Калужской области. Вопрос дефицита кадров не удается решить до сих пор: сейчас областная база вакансий содержит информацию более чем о 21 тыс. вакантных рабочих мест, половина из которых сосредоточена на территории Калуги, Обнинска и Боровского района. 80% всех предложений адресованы квалифицированным рабочим. Потребность в кадрах с высшим профессиональным образованием — 18%, из них более трети составляют инженерно-технические специалисты. По прогнозам областного Минтруда, такая тенденция сохранится в течение ближайших пяти лет.
Страдая от нехватки рук, новые промышленники региона пролоббировали создание в регионе Центра подготовки кадров для предприятий автопрома, обошедшегося областному бюджету в миллиард рублей. Он уже подготовил свыше 10 тыс. специалистов по 70 обучающим программам. Аналогичный учебный центр в области фармацевтики открылся в 2012 году, в планах начать централизованную подготовку кадров в области строительства и сельского хозяйства.
Между тем черпать трудовые ресурсы в регионе фактически неоткуда: отток специалистов прекратился, а безработица держится на уровне 0,2%. «Нам повезло, что в 180-километровом радиусе от Калуги проживает 20 миллионов человек, — говорит Анатолий Артамонов. — Сейчас мы не только активно привлекаем людей из окружающих регионов и районов, но и «возвращаем» бывших калужан, которые по тем или иным причинам покинули область». Костяк приезжих составляют жители соседних областей — Московской, Брянской, Тульской. Представители Архангельской, Волгоградской областей, республик Карелия и Удмуртия формируют почти 30% работников автокластера. Дополнительным источником пополнения трудовых ресурсов остаются иностранцы, в том числе жители бывших советских республик. Квота на привлечение иностранных работников в 2013 году составила более 29 тыс. человек — это самый большой показатель в Центральном федеральном округе. С начала этого года на работу в Калужскую область приехало более 8,5 тыс. иностранцев. Регион активно занимается и возвращением из-за рубежа «утекших мозгов»: по программе «Соотечественник» в область с 2007 года вернулось более 24 тыс. человек из 40 государств.
Понятно, что люди заинтересованы не только в достойной работе и заработной плате (которая, к слову, одна из самых высоких в округе, не считая столичной, — 31 тыс. рублей, по данным на первое полугодие 2014 года), но и в комфортной среде обитания. В регионе запущено несколько программ по строительству доступного арендного жилья неподалеку от индустриальных парков — до 2015 года предполагается построить 87 тыс. кв. метров. Есть и программы поддержки сотрудников индустриальных парков при покупке жилья. Областной бюджет предоставляет им социальные выплаты, возмещая часть первоначального взноса за квартиру по ипотеке или часть расходов на жилищное строительство.
Свой или чужой
Пожалуй, самая актуальная задача калужских властей на сегодня — продемонстрировать бизнесу готовность развивать сотрудничество даже в условиях нестабильной политики и ослабевшего рубля. «Разумеется, мы заметили изменения структуры спроса на внутреннем рынке, — отмечает Анатолий Артамонов. — В первую очередь страдают автомобилестроительные предприятия. Они испытывают значительно больший стресс от санкционной политики, чем во время кризиса в 2008 году». В первом полугодии 2014 года внешнеторговый оборот региона сократился по сравнению с предыдущим периодом более чем на 10%. Тем не менее, поводов для паники пока нет. «В Калужской области преобладает собственное промышленное производство товаров и техники, поэтому налаженные каналы поставок не прерывались санкционным вмешательством», — подчеркивают в Агентстве регионального развития.
В сфере продовольствия все складывается тоже более или менее неплохо. Мощностей региональных производителей молочной продукции и овощей хватает, чтобы компенсировать ограничения импорта: местные аграрии обеспечивают население области на 89% молоком и на 93% овощами. C остальным — мясом, рыбой, фруктами — сложнее. Впрочем, власти склонны рассматривать санкции как стимул к развитию собственного производства и формированию аграрного кластера. Созданное в прошлом году Агентство развития аграрно-промышленного комплекса курирует 32 агропроекта на территории области. Из регионального бюджета выделено 860 млн рублей на реализацию программы по открытию сотни роботизированных молочных ферм — это крайне чистое автоматизированное производство, которое позволяет получить молоко высшего качества. Есть планы по увеличению мясного производства: инвестиции в выращивание 32 тыс. голов скота составили более 6 млрд рублей. Параллельно создаются гарантированные каналы сбыта фермерской продукции: органы власти нажимают на розничные сети, чтобы те увеличивали долю продукции калужских производителей в своем ассортименте.
Импортозамещающая стратегия распространится и на другие перспективные кластеры: информационные технологии, фармацевтику, туризм. Развивается логистический кластер, в котором работают крупнейшие в России грузовые деревни. При этом наибольший уклон теперь будет сделан в сторону поддержки «традиционных» Российских предприятий, их активной интеграции с международными корпорациями, работающими на территории области. Новые точки роста власть попытается создать также через развитие инфраструктурных проектов. В регионе готовится к открытию лоукост-аэропорт Ермолино, заканчивает реконструкцию международный аэропорт Калуга. отремонтированы все дороги к райцентрам и крупным населенным пунктам и заложены проекты дальнейшей модернизации дорожной сети.
Секрет «калужского экономического чуда» строится на двух основных положениях. Первое — слаженная командная работа и личная заинтересованность первых лиц региона в привлечении инвесторов. Второе — просчитанная бизнес-модель: налоговые послабления в обмен на рабочие места и инвестиции, что по истечении «налоговых каникул» приводит к существенному росту поступлений в бюджет. Для этого власти просят инвестора по максимуму сосредоточить в области налоговую базу. Калужская область уже получила порядка 25 тыс. рабочих мест, а основной поток налогов ожидает в ближайшие два-три года, когда у большинства крупных инвесторов закончатся сроки предоставления льгот. Отчасти поэтому область даже в нынешней непростой экономической ситуации идет на крупные инфраструктурные проекты. С 2006 года поступления в консолидированный бюджет выросли в 2,9 раза — до 51,2 млрд рублей в 2013 году.
Вместе с тем, в этой модели не все идеально. Расходы на повышение инвестиционной привлекательности регион черпает за счет займов. Калужская область имеет один из самых больших государственных долгов среди субъектов ЦФО — на 1 октября 2014 года, по данным Минфина РФ, он превышает 24 млрд рублей. Больше только у Московской, Белгородской, Ярославской областей схожие цифры у Рязанской области. Кредитный рейтинг области с былого «А+» снизился до «BB» — что, впрочем, все равно указывает на достаточно стабильное положение региона. Заимствования особенно росли в 2010 году и в последние два года: сказались затраты на строительство аэропортов и обустройство особой экономической зоны «Людиново». Решить проблему возвращения госдолга региону еще только предстоит — на этом обстоятельстве, к слову, часто строят свои скептические выступления политические оппоненты Артамонова. Тем не менее, отношение размера совокупного регионального и муниципального долга к валовому региональному продукту держится с 2011 года примерно на одном уровне. Это доказывает, что выбранный калужанами курс все же приносит плоды, а стратегия увеличения заимствований приводит к соответствующему росту масштабов эконо мической активности.
Большая стройка
Крупнейшие калужские инвестиционные проекты последних лет связаны с развитием инфраструктуры и транспортно-логистического сектора, а также формированием новых кластеров — в частности, аграрного. В 2012 году на территории области создана особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Людиново». На 610 га подготовлена современная инфраструктура для промышленных и обрабатывающих предприятий. Резидентам экономической зоны предоставляются налоговые льготы, которые позволяют компенсировать затраты на открытие производства. Проведена полная инженерная подготовка площадки, а подключение ко всем коммуникациям осуществляется бесплатно. Логистические возможности обеспечивают железнодорожная сеть и федеральная трасса. В мае 2014 года в ОЭЗ компания «Агро-Инвест» начала строительство крупнейшего в Центральном федеральном округе тепличного комплекса для круглогодичного выращивания овощей. Запланирован годовой объем производства 70 тыс. тонн, инвестиции в проект составили 13 млрд рублей. Первая очередь комплекса будет запущена в конце 2014 года, а уже в первом полугодии 2015 года урожай будет выращен и поступит в торговые сети.
В транспортно-логистическом кластере реализуется стратегически важный проект Freight Village. Площадка Freight Village Kaluga находится на границе с Новой Москвой, вне зоны интенсивного пассажирского потока. Уникальное месторасположение позволит обеспечить основной грузооборот Калужской области и перераспределить грузопотоки Московского транспортного узла. На площади в 478 га предусмотрено 7 железнодорожных путей, таможенная зона, деловой центр ВЭД, контейнерный терминал. Пропускная способность — более 500 тыс. двадцатифутовых контейнеров в год. Freight Village Rosva уже стал одним из опорных объектов сети распределения грузов на территории всего ЦФО. Автомобильный терминал площадью 5 га работает с 2011 года. Контейнерный терминал работает с 2013 года — он включает 6 железнодорожных путей, подъездные дороги, площадки для хранения. Производительность контейнерного терминала до 150 тыс. двадцатифутовых контейнеров в год. Аэропорт «Ермолино», который будет введен в эксплуатацию в конце 2014 года, рассчитан на лоукост-пере- возки с объемом пассажиропотока до 8 млн человек. Прогнозируемый пассажиропоток — более 7,5 млн пассажиров в год. Международный аэропорт «Калуга» предназначен в основном для населения, малой и бизнесавиации. Аэропортовый комплекс рассчитан на прием и выпуск всех типов воздушных судов, включая А-319, Боинг-737 или их аналоги (64 тонны). Прогнозируемый пассажиропоток — до 178 тыс. человек в год.
Справка по Калужской области
Население - 1 004 544 человек
Доход на душу населения - 152,6 тыс. руб.
Автор Наталья Югринова
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!